Особенности заключения договоров и муниципальных предприятиях в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности заключения договоров и муниципальных предприятиях в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Гражданско-правовой договор — соглашение между несколькими лицами на выполнение определенных работ или оказание услуг. Регулируется это соглашение нормами ГК РФ, где каждому виду договора посвящена отдельная глава. Всего существует несколько видов договоров ГПХ. Наиболее популярные договоры:

  • возмездного оказания услуг;
  • подряда;
  • перевозки;
  • транспортной экспедиции;
  • поручения;
  • доверительного управления имуществом;
  • хранения;
  • комиссии;
  • и другие.

Каждый вид договора имеет свои нюансы, обозначим лишь самые важные, общие особенности заключения договоров ГПХ.

Особенности заключения гражданско-правового договора в 2022 году

  • Предмет договора ГПХ — выполнение конкретной работы или оказание услуги.
  • Договор может быть заключен только на определенный период времени. Без указания срока договор считается недействительным.
  • Оформленный по договору ГПХ исполнитель не имеет права на оплату отпуска, больничного, декретных.
  • По договору ГПХ в общем случае заказчик перечисляет в бюджет только НДФЛ и взносы на ОПС и ОМС. Взносы на травматизм уплачиваются, если этого прописано в договоре, отчисления на ВНиМ не делаются вообще.

По итогам торгов заключается соглашение об аренде. Договор также составляется в том случае, если торгов не было проведено. Особенности составления соглашения регламентированы статьей 447 ГК РФ. Срок аренды определяется организатором торгов. Продлить соглашение можно посредством проведения нового конкурса (основание – статья 17.1 ФЗ №135). В некоторых случаях можно обойтись без проведения торгов. Возможно это в том случае, если арендатор на протяжении всего срока аренды соблюдал все условия, выставленные в соглашении. Договор заключается на следующих условиях:

  • Продолжительность действия нового соглашения составляет минимум 3 года. Этот срок может быть сокращен в том случае, если имеется соответствующее заявление от арендатора.
  • Величина арендной платы устанавливается после оценки рыночной стоимости помещения. Оценка должна быть проведена в соответствии с законом. В обратном случае она будет признана недействительной.

В статье 651 ГК РФ указано, что аренда муниципального имущества продолжительностью более года предполагает государственную регистрацию. За ней нужно обратиться в Комитет по управлению имуществом.

Расторгнуть соглашение можно при следующих условиях:

  • По соглашению сторон.
  • В том случае, если одна из сторон не выполнила условия соглашения, а вторая сторона понесла вследствие этого убыток.
  • Истек срок аренды.
  • Одна из сторон потребовала досрочного прекращения договоренностей.

Для расторжения нужно оформить договор об окончании аренды. Составляется он по форме, аналогичной соглашению об аренде (основание – статья 452 ГК РФ).

Если аренда регистрировалась, прекращение отношений также должно быть зарегистрировано. Для этого обе стороны подают в Комитет по управлению имуществом заявления о том, что расторжение соглашения было добровольным. Если одна из сторон отказывается подавать заявку, вопрос решается через суд.

В процессе аренды муниципального имущества выполняются эти проводки:

  • ДТ20, 26, 44 КТ76. Долг перед арендодателем.
  • ДТ19 КТ76. НДС по платежам.
  • ДТ76 (открывается субсчет) КТ68. Удержание НДС с арендодателя.
  • ДТ68 КТ51. Перечисление НДС в бюджет.
  • ДТ68 КТ19. Принятие НДС к вычету.
  • ДТ76 КТ51. Погашение долга перед арендодателем.

ВАЖНО! Объект налогообложения образуется в дату оплаты аренды. На протяжении 5 суток фирма должна заполнить счет-фактуру с указанным налогом.

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.

Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации ВЭБ РФ, также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по такому контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Основные изменения участия в закупках в 2022 году

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 679.6 КБ

Вне зависимости от того, какую компанию возглавляет директор — небольшую фирму или крупную организацию — он является единоличным исполнительным органом юридического лица. Называться должность может по-разному, но сути это не меняет. Небольшую компанию возглавляет директор или генеральный директор, а у корпорации может быть президент. Более того, директоров может быть несколько: финансовый, коммерческий и так далее. Но всегда есть одно главное лицо, которому подчиняются все прочие руководители. Чаще всего это генеральный директор.

Как бы ни называлась должность, с точки зрения работодателя руководитель является таким же наемным лицом, как и другие сотрудники. Поэтому и положения трудового договора с директором, в общем-то, не слишком отличаются от соглашения с лицами, занимающими другие должности. Но все же есть некоторые особенности.

Договор с директором может заключить только организация. Имеется в виду, что физическое лицо не может нанять директора. То есть нет такого понятия, как «директор ИП», поскольку это не форма организации, а статус физлица. Главным руководящим и ответственным лицом в своем бизнесе является сам предприниматель.

Составляя договор с директором, следует руководствоваться нормами Трудового кодекса, законодательных актов РФ и своего региона, а также внутренними документами компании. Договор составляется в письменном виде и подписывается со стороны работодателя учредителем (если он один) или руководителем общего собрания акционеров (собственников).

Как и любой трудовой договор, соглашение с директором должно включать ряд обязательных положений:

  • дату и место его заключения;
  • название должности;
  • описание должностных обязанностей;
  • сведения о заработной плате и положенных руководителю компенсациях;
  • информацию об испытательном сроке;
  • реквизиты организации-работодателя и паспортные данные директора.

Обратите внимание! Испытательный срок применяется лишь в том случае, если условие о его наличии прописано в трудовом договоре.

Но есть особые пункты, которые должны фигурировать в контракте с директором, в отличие от других сотрудников:

  • положение о коммерческой тайне и о том, какая мера ответственности наступит, если она будет разглашена;
  • положение о компенсации в случае расторжения трудовых отношений с руководителем (эта сумма не может быть меньше заработка за 3 месяца);
  • если заработная плата директора превысит четверть стоимости активов организации, контракт должен одобрить совещательный орган.

А вот положение о том, что директор несет материальную ответственность, в контракте совсем не обязательно. Дело в том, что это ответственность наступает в силу закона вне зависимости от того, прописаны эти положения в договоре или нет.

Кандидат на должность директора выбирается или назначается в зависимости от того, какая у юридического лица форма собственности. В Трудовом кодексе фигурирует несколько способов избрания/назначение руководителя:

  1. Проведение конкурса. Этот вариант обязателен для государственных и муниципальных унитарных предприятий.
  2. Выбор на собрании участников или Совете директоров. Подходит коммерческим организациям, где есть несколько участников или коллегиальное правление.
  3. Назначение учредителем. Именно так определяется кандидатура директора в ООО с одним участником. Довольно часто в этом случае директором учредитель назначает себя сам, но также может быть нанято и иное лицо.

При этом в Кодексе не содержится закрытого перечня процедур, то есть директор может быть назначен как-то иначе.

Выше мы упоминали, что пункт об испытательном сроке должен быть включен в договор. Однако это справедливо в том случае, если директор был назначен. Если же он избран по конкурсу, то испытательный срок не устанавливается (статья 70 ТК РФ).

Стандартный испытательный срок для любых должностей, кроме директора — до 3 месяцев. А вот для руководителя устанавливается более длительное испытание — до 6 месяцев.

Таблица изменений в закупках по 223-ФЗ в 2021-2022 годах

Директор как лицо, принимающее управленческие решения, несет материальную ответственность. Это регламентируется статьей 277 ТК РФ. Соответствующие положения в договоре прописывать требований нет, но для информации они могут быть в него включены. Ответственность наступает вне зависимости от наличия таких положений в трудовом договоре или заключении с директором дополнительного соглашения о материальной ответственности. Наступает она за ущерб или хищения, а также за убытки, причиной которых стали действия или бездействие руководителя.

Итак, директор — непростой работник. Более того, компания не может функционировать без него. Тем не менее он может быть уволен по общим основаниям, как и любой другой сотрудник организации. Более того, в статье 278 ТК РФ предусмотрены дополнительные основания для увольнения директора:

  • в соответствии с требованиями законодательства о банкротстве (директор увольняется в связи с отстранением от должности);
  • в соответствии с решением собственников или уполномоченного органа организации;
    по иным основаниям, которые прописаны в трудовом договоре.

Вместе с тем есть случаи, когда директора уволить нельзя. Впрочем, это относится к любому работнику организации. Все такие ситуации так или иначе связаны с детьми. Нельзя уволить:

  • женщину в период беременности;
  • женщину с ребенком, не достигшим трехлетнего возраста;
  • мать-одиночку ребенка до 14 лет либо ребенка-инвалида до 18 лет;
  • иное лицо, на воспитании которого находится ребенок до 14 лет либо ребенок-инвалид до 18 лет без матери;
  • лицо, являющееся единственным кормильцем ребенка до 3 лет, если в семье три и больше детей, или инвалида до 18 лет.

Это не значит, что упомянутые лица не могут быть уволены. Для этого есть особые основания для их увольнения, предусмотренные статьями 81 и 336 ТК РФ.

Трудовой договор не может быть прекращена, если работник находится в отпуске или на больничном. Исключение составляет ликвидация компании.

\n

Идея поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в корпоративных закупках уже не нова. С каждым годом объемы и механизмы такой поддержки только расширяются и дополняются новыми правилами.

\n

Особенности проведения закупок среди субъектов МСП установлены, наряду с положениями федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ПП РФ № 1352).

\n

На текущий момент не все заказчики обязаны при проведении закупок поддерживать субъекты МСП. До конца 2021 года среди заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, сохраняется разделение на тех, кто обязан осуществлять закупки у субъектов МСП, и тех, для кого такая обязанность не установлена. Соответственно, только часть заказчиков, отвечающих условиям ПП РФ № 13521, в своих закупках оказывают поддержку субъектам МСП.

\n

Интересно то, что заказчики, не попадающие под условия применения ПП РФ № 1352, не могут добровольно (по личной инициативе) предоставлять в своих закупках какие-либо преимущества субъектам МСП — подобные действия будут являться нарушением принципов Закона № 223-ФЗ. Такое мнение высказывалось в письмах Министерства финансов Российской Федерации2, а также поддержано правоприменительной практикой3. Получается, что заказчики, не применяющие ПП РФ № 1352, при проведении закупок не учитывают никакие требования Закона № 223-ФЗ и ПП РФ № 1352, касающиеся закупок у субъектов МСП.

\n

Однако с 1 января 2022 года ситуация с закупками у субъектов МСП кардинально изменится. С учетом последних изменений, внесенных в ПП РФ № 13524 летом 2021 года, подавляющее большинство заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, будут обязаны поддерживать субъекты МСП при осуществлении закупок.

\n

В положении о закупке заказчика, применяющего ПП РФ № 1352, должен содержаться соответствующий раздел, посвященный особенностям закупок у субъектов МСП.\n
\nПримерную формулировку для включения в положение о закупке можно посмотреть тут.

\n

В чем заключается поддержка малого и среднего бизнеса в корпоративных закупках?

\n

Во-первых, в установлении норматива по закупкам у субъектов МСП, который заказчики обязаны выполнить в течение отчетного года.

\n

Во-вторых, в отдельных процедурных нормах, которые должны соблюдаться при проведении закупок и исполнении договора, например, в части: размера обеспечения заявки и договора, сроков оплаты по договору контрагенту из числа субъектов МСП.

\n

В первой части мы рассмотрели, что такое норматив по закупкам у субъектов МСП и каких сложностей может избежать заказчик, отдавая предпочтение неконкурентным закупкам у субъектов МСП.

\n

Во второй части поговорим о том, какие процедурные нормы должен соблюдать заказчик при осуществлении закупок у субъектов МСП (как при проведении закупок «на общих основаниях», так и при объявлении «спецторгов»).

Идея поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в корпоративных закупках уже не нова. С каждым годом объемы и механизмы такой поддержки только расширяются и дополняются новыми правилами.

Особенности проведения закупок среди субъектов МСП установлены, наряду с положениями федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ПП РФ № 1352).

На текущий момент не все заказчики обязаны при проведении закупок поддерживать субъекты МСП. До конца 2021 года среди заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, сохраняется разделение на тех, кто обязан осуществлять закупки у субъектов МСП, и тех, для кого такая обязанность не установлена. Соответственно, только часть заказчиков, отвечающих условиям ПП РФ № 13521, в своих закупках оказывают поддержку субъектам МСП.

Интересно то, что заказчики, не попадающие под условия применения ПП РФ № 1352, не могут добровольно (по личной инициативе) предоставлять в своих закупках какие-либо преимущества субъектам МСП — подобные действия будут являться нарушением принципов Закона № 223-ФЗ. Такое мнение высказывалось в письмах Министерства финансов Российской Федерации2, а также поддержано правоприменительной практикой3. Получается, что заказчики, не применяющие ПП РФ № 1352, при проведении закупок не учитывают никакие требования Закона № 223-ФЗ и ПП РФ № 1352, касающиеся закупок у субъектов МСП.

Однако с 1 января 2022 года ситуация с закупками у субъектов МСП кардинально изменится. С учетом последних изменений, внесенных в ПП РФ № 13524 летом 2021 года, подавляющее большинство заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, будут обязаны поддерживать субъекты МСП при осуществлении закупок.

В положении о закупке заказчика, применяющего ПП РФ № 1352, должен содержаться соответствующий раздел, посвященный особенностям закупок у субъектов МСП.
Примерную формулировку для включения в положение о закупке можно посмотреть тут.

В чем заключается поддержка малого и среднего бизнеса в корпоративных закупках?

Во-первых, в установлении норматива по закупкам у субъектов МСП, который заказчики обязаны выполнить в течение отчетного года.

Во-вторых, в отдельных процедурных нормах, которые должны соблюдаться при проведении закупок и исполнении договора, например, в части: размера обеспечения заявки и договора, сроков оплаты по договору контрагенту из числа субъектов МСП.

Таким образом, заказчикам, уже применяющим ПП РФ № 1352 и тем, кто только готовится к применению новых для себя правил, стоит помнить о двух составляющих поддержки субъектов МСП:

  1. требовании выполнения норматива по закупкам у субъектов МСП в отчетном году;
  2. необходимости соблюдения процедурных норм ПП РФ № 1352 и Закона № 223-ФЗ (в части закупок у субъектов МСП).

Особенности заключения договора с директором организации

В первой части мы рассмотрели, что такое норматив по закупкам у субъектов МСП и каких сложностей может избежать заказчик, отдавая предпочтение неконкурентным закупкам у субъектов МСП.

Во второй части поговорим о том, какие процедурные нормы должен соблюдать заказчик при осуществлении закупок у субъектов МСП (как при проведении закупок «на общих основаниях», так и при объявлении «спецторгов»).

Список причин, когда оформление контракта в РФ обязательно, невелик. Из чего возникает обязанность заключения договора, четко обозначено в гражданском кодексе в ст. 421:

  • из норм самого кодекса;
  • из положений других федеральных законов (только законов, подзаконные акты не вправе устанавливать обязанность сторон вступить в договорные отношения);
  • из добровольно принятого обязательства.

То есть в ГК РФ нет точного списка обстоятельств, есть лишь указание на их источник. Анализ практики правоприменения позволяет выделить следующие случаи обязательного заключения договора:

  • контракт подписывается по результатам проведения торгов, в соответствии со статьями 447–449 ГК РФ установлено императивное правило: соглашение должно быть заключено с лицом, выигравшим торги;
  • возникновение основного контракта и его условия были оговорены заранее в предварительном соглашении;
  • в силу ст. 426 ГК РФ субъект хозяйственной деятельности, осуществляющий предоставление услуг и поставку товаров, не вправе отказать любому обратившемуся за такими услугами (это правила публичного договора);
  • когда потребитель обращается за подписанием соглашения на поставку воды, газа, электрической энергии, поставщик ресурсов обязан оформить с ним договорные правоотношения;
  • в соответствии с судебной практикой положения ст. 445 ГК РФ об обязательности подписания соглашения применяются и при понуждении оформить в должном виде продажу земельного участка.

Список не является полным, есть и другие, менее распространенные случаи, к тому же сторонам предоставлена возможность установить обязательность контракта отдельно в добровольном порядке. Отдельная ветвь — антимонопольное законодательство, которое тоже содержит нормы об обязательности некоторых соглашений.

Если одна из сторон отказывается от оформления правоотношений, у второй появляется право на заключение договора в судебном порядке с вынесением решения об удовлетворении требований истца и понуждении подписать контракт.

Примеры, когда суд отказал истцам, ошибочно предполагавшим, что вторая сторона обязана заключить соглашение:

  1. При понуждении лица, занимающего на рынке доминирующее положение. Суд обратил внимание истца на то, что им не соблюден специальный порядок понуждения, предусмотренный в данном случае.
  2. Истец обращался с требованием в антимонопольный орган за предписанием о заключении контракта с фактическим монополистом, но обязанность о заключении конкретного вида контрактов не вытекала из норм ГК РФ. Решение ФАС оставлено в силе.
  3. Окружные суды отказывают истцам в тех случаях, когда обязательство подписать контракт прямо не указано в федеральных законах. Например, хотя в ст. 35 ЗК РФ сказано, что при приобретении здания или сооружения новый собственник получает право на земельный участок или его часть, конкретного и четкого указания на возникновение права на приватизацию земли нет.
  4. Нередко возникают споры относительно публичного характера договора. Суды исходят из того, что соглашение, не относящееся к профилю деятельности предприятия, не может быть признано публичным.

В 2018 году было принято постановление Пленума ВС №49, в котором рассмотрена практика по применению ст. 445 ГК РФ о спорах по предварительным договоренностям. В п. 39 указано, что при рассмотрении дел о понуждении к заключению договора, если стороны не смогли согласовать условия взаимодействия и прийти к консенсусу, суд установит их самостоятельно, но с учетом мнения сторон. На практике положение применялось и ранее, но постановление сделало эту традицию легитимной.

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.

При этом на отношения, связанные с заключением государственными, муниципальными унитарными предприятиями агентских договоров, по которым не предполагается расходование денежных средств таких предприятий, не распространяются положения Закона N 44-ФЗ.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

С 2017 г. государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.

При этом на отношения, связанные с заключением унитарными предприятиями агентских договоров, по которым не предполагается расходование денежных средств таких предприятий, не распространяются положения Закона N 44-ФЗ.

Для заключения договора купли-продажи доли в ООО от продавца потребуются следующие документы:

  • документы, подтверждающие полномочия продавца на распоряжение долей (основания приобретения доли в ООО продавцом)

    Такими документами являются:

    • договор или иная сделка, в соответствии с которыми участник общества приобрел долю (часть доли), если доля (часть доли) приобретена продавцом доли на основании сделки
    • договор об учреждении общества или учредительный договор общества, заключенный ранее 01.07.2009 года при создании общества с несколькими участниками общества
    • свидетельство о праве на наследство, если доля (часть доли) перешла к участнику общества по наследству
    • решение суда в случаях, если судебным актом непосредственно установлено право участника общества на долю (часть доли) в уставном капитале общества
    • протоколы общего собрания общества в случае приобретения доли (части доли) при увеличении уставного капитала общества, распределении долей, принадлежащих обществу, между его участниками и в случаях, если приобретение доли (части доли) происходит непосредственно на основании решения общего собрания
    • решение единственного учредителя (участника) о создании общества или нотариально удостоверенная копия договора об учреждении общества
    • документы, подтверждающие оплату доли в ООО

      К таким документам относятся:

      • справка общества, заверенная подписью руководителя и бухгалтера (при отсутствии бухгалтера — за подписью руководителя)
      • справка банка
      • акт приема-передачи имущества (если в счет оплаты доли передавалось имущество)
      • иные документы, предусмотренные договором об учреждении общества или решением единственного учредителя общества
      • выписка из списка участников общества (при отчуждении доли (ее части) в уставном капитале общества, учрежденного после 30.06.2009)
      • устав общества, доля в котором отчуждается. Предоставляется подлинник и копия, выданная регистрирующим органом, либо в случае отказа общества передать участнику подлинник своего устава только копия, выданная регистрирующим органом.
      • договор об учреждении общества, доля в котором отчуждается, либо решение единственного учредителя о создании общества (при отчуждении доли учредителем общества)
      • документы, подтверждающие согласие антимонопольного органа на совершение сделки, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ и Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 № 57-ФЗ
      • документы, подтверждающие соблюдение преимущественного права покупки

        Как правило, в договор купли-продажи доли в ООО включается следующее:

        • сведения о дате и месте заключения договора
        • сведения о продавце, покупателе и их представителях (при наличии)
        • сведения о предмете договора (размер доли, сведения об обществе, доля участия в котором продается, номинальная стоимость доли)
        • сведения о цене и порядке расчета
        • обеспечительные положения (залог доли, неустойка при просрочке оплаты)
        • порядок распределения между сторонами расходов, связанных с заключением договора (нотариальные, юридические услуги)
        • подписи сторон и информация о количестве экземпляров. Количество экземпляров договора = количеству сторон + один для нотариального дела. Поскольку договор купли-продажи доли совершается в нотариальной форме, он подписывается сторонами или их представителями в присутствии нотариуса, у которого в дальнейшем хранится один из экземпляров
        • иные положения, направленные на обеспечение юридической чистоты сделки (заверения и гарантии)


        Например, указываются следующие гарантии и заверения:

        • подтверждение продавца относительно того, что доля в уставном капитале никому не отчуждена, не заложена, в споре и под запрещением (арестом) не состоит, правами третьих лиц не обременена
        • указание на то, что продавцом обеспечено соблюдение прав третьих лиц на преимущественную покупку доли (части доли)
        • заверение о том, что на момент подписания договора у продавца отсутствует обязанность по внесению вклада в имущество общества
        • гарантия покупателя относительно того, что для заключения договора не требуется получать предварительное согласие ФАС России
        • заверения сторон о том, что ими соблюден порядок одобрения сделки органами управления общества, в том числе крупной сделки и (или) сделки с заинтересованностью, если это необходимо
        • заверения продавца об отсутствии признаков банкротства на дату сделки (банкротство продавца может повлечь оспаривание всех сделок, заключенных в течение 3 лет до банкротства)
        • гарантии сторон о том, что заключение договора не обусловлено какими-либо условиями и (или) обязательствами, принятыми на себя сторонами до его подписания

        После удостоверения договора нотариус в течение 2 рабочих дней (если больший срок не предусмотрен договором) подает заявление для внесения записи в ЕГРЮЛ, а также в течение 3 дней направит копию заявления в общество, при условии что договором не предусмотрена передача ее обществу одной из сторон договора (уведомление общества о состоявшемся переходе прав — важная часть сделки). Таким образом, при купле-продаже доли в ООО изменения в ЕГРЮЛ вносятся по заявлению нотариусу, общество заявление о регистрации изменений в связи с продаже доли в ООО третьему лицу не подает.

        • ФАС
        • Арбитраж
        • Недвижимость
        • Юридические услуги

        Два упрощения в учете арендатора в 2022 году

        Во-первых, казначейское сопровождение теперь распространяется на:
        а) государственные (муниципальные) контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
        б) соглашения о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 БК РФ, договоры о предоставлении взносов в уставные капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц;
        в) контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения которых являются средства, указанные в п. «а» и «б» (цепочка кооперации).
        г) концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) и их кооперацию, если предусмотрены требования об осуществлении казначейского сопровождения.

        Формулировки условий даны в письме Минфина от 30.12.2021 N 09-02-06/108295. При базовом казначейском сопровождении в договор теперь надо обязательно включать во-первых, условия, установленным пунктом 3 статьи 242.23 БК РФ, устанавливающие запрет на перечисление средств с лицевого счета:
        1) в качестве взноса в уставный капитал или имущество другого юридического лица;
        2) в депозиты, иные финансовые инструменты;
        3) на счета, открытые в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации юридическому лицу, за исключением:
        — оплаты обязательств в соответствии с валютным законодательством РФ;
        — оплаты труда с учетом начислений, социальных выплат, иных выплат;
        — оплаты фактически поставленных товаров (выполненных работ, услуг), в случае, если участник казначейского сопровождения не привлекает иных юридических лиц;
        — возмещения произведенных расходов (части расходов), если условиями договоров предусмотрено возмещение;

        Есть нюанс. Из формулировки исчезло окончание: «или в случае полного исполнения договора», имевшееся в Правилах казначейского сопровождения в 2021 году (Постановления № 2106 от 15.12.2020г. и №2153 от 18.12.2020г.). Теперь возместить затраты стало сложнее.

        4) на счета, открытые в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации юридическим лицам, заключившим с участником казначейского сопровождения договоры за исключением приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, в целях аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам казначейского сопровождения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами.
        Во-вторых, п.10 Постановления № 2024 от 24.11.2021г.:
        а) о запрете или отказе в осуществлении операций на лицевом счете при наличии оснований, указанных в пп. 10 и 11 ст. 242.13-1 БК РФ – бюджетный мониторинг, подробнее здесь.
        б) о санкционирования расходов в соответствии с Сведениями об операциях с целевыми средствами. Подробнее о санкционировании и о том, как составить Сведения здесь.;
        в) о проведении операций на основании документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (документы-основания);
        г) об указании в распоряжениях, договоре, а также в документах-основаниях идентификатора государственного (муниципального) контракта (ИГК).
        д) о ведении раздельного учета доходов, затрат, произведенных в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств по каждому договору , подробнее здесь;
        е) о возврате на лицевые счета целевых средств, размещенных на депозитах не позднее 25 декабря текущего года;
        ж) о перечислении целевых средств на счета в ЦБ РФ или в банке, при оплате обязательств, предусмотренных пп. 3 п. 3 статьи 242.23 БК РФ, а также обязательств по накладным расходам, связанным с исполнением договора;
        з) об особенностях проведения операций по зачислению и списанию целевых средств при применении казначейского обеспечения обязательств.
        Помимо базовых условий, есть иные условия при казначейском сопровождении:
        — субсидий;
        — государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) пп. 2 ч. 1 ст. 93 закона 44 ФЗ, а также договоров, заключаемых в рамках их исполнения;
        — контрактов государственного оборонного заказа (ГОЗ). Подробнее о том, как составить договор ГОЗ здесь.

        • Как избежать проблем с налоговой при работе с самозанятыми

          702 0

          С 01.01.2022 Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»2 будет дополнен ст. 15.2 «Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Новая норма касается ответственности работодателя за непредставление или несвоевременное представление сведений в ФСС РФ. В частности:

          • штраф за непредставление или несвоевременное представление документов в фонд будет составлять 200 рублей за каждый документ;
          • за непредставление / несвоевременное представление информации, необходимой для назначения и выплаты пособия, штраф существенно выше – ​5000 рублей за каждый выявленный случай;
          • еще один штраф установлен за представление недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, или их сокрытие, если это повлекло несение дополнительных расходов ФСС РФ, – ​штраф в размере 20% от суммы расходов, но не менее 1000 и не более 5000 рублей.

          Сейчас Законом № 255‑ФЗ установлена ответственность ст. 15.1 только за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий. В ч. 2 статьи говорится о том, что если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, то виновные лица должны возместить страховщику причиненный ущерб.

          Напомним, что в настоящее время действует еще и ст. 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»3 , устанавливающая ответственность работодателей в части нарушения правил представления расчета по страховым взносам. Согласно ей, за нарушение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в форме электронных документов грозит штраф 200 рублей. За нарушение срока его представления – ​в размере 5% суммы страховых взносов за последние 3 месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый месяц с даты, когда он должен был быть представлен, но не более 30% от этой суммы и не менее 1000 рублей.

          Долгосрочные договоры — стандарт в 2022 году

          С 01.01.2022 немного изменятся правила оплаты дополнительного отпуска при производственной травме или профессиональном заболевании10 .

          Связанный материал Суды о предоставлении дополнительных отпусков № 08 / 2021

          См. статью «Суды о предоставлении дополнительных отпусков» в № 8’ 2021

          Согласно подп. 10 п. 2 ст. 17 Закона № 125‑ФЗ работодатель обязан предоставлять сотруднику, который нуждается в санаторно-курортном лечении из-за производственной травмы, профессионального заболевания, дополнительный оплачиваемый отпуск на весь период лечения, включая проезд к месту лечения и обратно.

          По новым правилам за 2 недели до даты начала допотпуска работодатель должен направить в ФСС РФ сведения о застрахованном лице, сведения из приказа о предоставлении отпуска, расчет размера оплаты отпуска, сведения о способе получения оплаты отпуска работником. Форма предоставления этих сведений будет утверждена дополнительно ФСС РФ.

          Сам отпуск оплачивается фондом в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения об оплате в размере среднего заработка работника.

          С 01.03.2022 женщины смогут работать в авиационной отрасли (авиационным механиком, инженером по техническому обслуживанию самолетов и вертолетов и др.)11.

          Также уточнены конкретные профессии, по которым не могут работать женщины при выполнении котельных, холодноштамповочных, волочильных и давильных работ, на работах по монтажу и обслуживанию технологического оборудования, ремонта нефтепромыслового оборудования. К ним относятся: котельщик; токарь на ручных токарно-давильных станках; чеканщик на работах ручным пневматическим инструментом; слесарь по монтажу и ремонту оснований морских буровых и эстакад; слесарь-ремонтник, занятый монтажом и обслуживанием технологического оборудования и ремонтом нефтепромыслового оборудования; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, занятый обслуживанием и ремонтом технологического оборудования.

          Кроме этого, исключено положение о необходимости подтверждения безопасности условий труда заключением государственной экспертизы (при желании женщин работать в запрещенных профессиях). Теперь будет достаточно результатов специальной оценки условий труда.

          В целом срок действия перечня работ, на которых ограничен труд женщин, установлен до 01.03.2028.

          Связанный материал Как провести спецоценку условий труда: пошаговая инструкция № 11 / 2018

          См. статью «Как провести спецоценку условий труда: пошаговая инструкция» в № 11’ 2018

          С 01.03.2022 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» дополнен ст. 13.2. Согласно ей работодатели обязаны обеспечить трудоустройство инвалидов в соответствии с установленной квотой12 :

          Связанный материал Квотирование рабочих мест для инвалидов № 08 / 2014

          См. статью с образцами документов «Квотирование рабочих мест для инвалидов» в № 8’ 2014

          • если работников более 100 человек, то квота составляет от 2 до 4% от среднесписочной численности работников;
          • если число работников от 35 до 100, то квота – ​до 3%.
          • Конкретный размер будет устанавливаться законом субъекта РФ.

            При определении среднесписочной численности работников не учитываются:

            • работники, занятые в филиалах и представительствах, расположенных в других регионах;
            • работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и/или опасным.

            При этом филиалы и представительства должны соблюдать квоту отдельно по своей численности работников.

            Обязанность работодателя по соблюдению квоты будет считаться выполненной только при заключении трудового договора с инвалидом. Если до вступления в силу данных законодательных изменений изменений можно организовать рабочие места для инвалидов только в штатном расписании формально, то с марта следующего года нужно будет реально оборудовать рабочие места и трудоустраивать таких граждан. Обращаем внимание, что за несоблюдение квоты приема на работу инвалидов к административной ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ могут привлечь должностное лицо работодателя. Штраф составит от 5000 до 10 000 рублей.

          Новая редакция раздела Х ТК РФ, который касается охраны труда, вступает в силу с 01.03.2022. Большинство изменений направлены на обеспечение безопасности рабочих мест и привлечение работников к реализации положений об охране труда. Выделим наиболее интересные новшества.

          1. Вводится запрет на работу в опасных условиях труда 4-го класса (новая статья 214.1 ТК РФ). Если по результатам спецоценки условия труда отнесены к 4-му классу опасности, руководитель работодателя обязан выполнить следующие действия, показанные в схеме.

          Президент России подписал Федеральный закон от 22.11.2021 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Поправки касаются электронного документооборота (ЭДО) в сфере трудовых отношений. Закон направлен на упрощение оформления кадровых документов. Как сказано в пояснительной записке, соискатель сможет подобрать себе работодателя из другого региона, дистанционно пройти собеседование и заключить трудовой договор.

          Обязанности перейти на ЭДО пока нет, каждый работодатель сможет решить этот вопрос по своему усмотрению. В случае перехода работодателям не нужно дублировать электронные документы на бумажном носителе. Все взаимодействие с работниками будет происходить в электронной форме при использовании электронных подписей.

          В электронном виде работник сможет знакомиться с внутренними документами работодателя, заключать трудовой договор, подавать заявления работодателю и пр. Заявления и уведомления, направленные работником через систему автоматизации документооборота (СЭД), будут считаться полученными работодателем на следующий рабочий день после их направления.

          Для внедрения ЭДО работодатель сможет использовать портал «Работа в России» или свою собственную информационную систему. Но ЭДО через портал «Работа в России» будет существенно проще и дешевле – ​для подписания документов будет достаточно ЭЦП, оформленной на портале госуслуг.

          Для перехода к ЭДО в первую очередь необходимо будет разработать локальный нормативный акт, в котором указать:

          • сведения об используемой системе ЭДО;
          • порядок доступа к ней;
          • перечень электронных документов и перечень категорий работников, в отношении которых осуществляется электронный документооборот;
          • дата введения ЭДО;
          • срок уведомления работников о введении;
          • сроки подписания работником электронных документов и (или) ознакомления с ними с учетом рабочего времени работника, периодичность такого подписания и ознакомления;
          • порядок проведения инструктажа работников (при необходимости);
          • исключительные случаи, при которых допускается оформление документов на бумажном носителе.

          Далее нужно будет уведомить каждого работника и получить письменное согласие на взаимодействие с ним через ЭДО. Если работник откажется, то придется продолжать оформление документов с ним в бумажной форме, причем безвозмездно. Однако законодатель рассчитывает, как и в случае с трудовыми книжками, в конце концов всех перевести в электронный формат. Поэтому сотрудники, принимаемые на работу после 31.12.2021 или не имеющие до этой даты трудового стажа, обязаны использовать ЭДО, их согласие получать не требуется.

          Работодатель должен будет использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) (в своей СЭД):

          1) при заключении трудовых договоров, договоров о материальной ответственности, ученических договоров, договоров на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, при внесении в них изменений,

          2) а также при подписании приказов / распоряжений о применении дисциплинарных взысканий, уведомлений об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

          Для подписания иных документов можно использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись (УНЭП), выданную с использованием инфраструктуры электронного правительства.

          Если ЭДО ведется через портал «Работа в России», то во всех случаях можно будет использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись.

          Согласно закону, работник сможет подписывать электронные документы следующими видами ЭЦП: УКЭП, УНЭП (выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства или порядок проверки которой определяется соглашением сторон трудового договора), простая электронная подпись (если соглашением сторон трудового договора установлены правила определения лица, подписывающего электронный документ, подойдет не для всех документов).

          Если ЭДО будет внедрен с использованием системы «Работа в России», то работник также сможет использовать простую электронную подпись (если у него подтверждена учетная запись на портале госуслуг).

          Обратите внимание, что расходы на изготовление электронной подписи работнику (в случае ее отсутствия) будет нести работодатель.

          Добавим также, что большая часть изменений вступила в силу с момента опубликования федерального закона (22.11.2021), часть – ​с 1 сентября 2022 года (касающаяся использования портала «Работа в России»13), и еще часть – ​с 1 марта 2023 года.

          Кстати, одно из изменений, уже вступивших в силу — приказ о приеме на работу становится не обязательным документом. Прием на работу, согласно ст. 68 ТК РФ теперь может оформляться только трудовым договором. Правда, мы бы не рекомендовали торопиться отказываться от приказа, ведь в трудовую книжку (и СЗВ-ТД) запись вносится на основании приказа

          В заключение отметим, что о ряде других изменений, которые вступят в силу в начале года, мы писали в новостях журнала. Например, мы рассказывали, что с 01.01.2021 работодателям придется указывать сведения о вакансиях на платформе «Работа в России».

          Когда заключать договор обязательно

          Для эффективного ведения закупочной деятельности государственные и муниципальные заказчики в процессе проведения закупок используют положения БК РФ (ч. 1 ст. 2 44-ФЗ). Каждая организация-заказчик ежегодно разрабатывает, утверждает и публикует планы-графики — это основа закупочной деятельности. В ст. 16 44-ФЗ строго закреплено, вправе ли заказчик по 44-ФЗ провести закупку, если она не включена в план-график, — нет, заказчики проводят торги только в соответствии с планом-графиком. За проведение незапланированного заказа должностное лицо оштрафуют на 30 000 рублей (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).

          Плановый документ актуален в течение периода действия закона о бюджете (федеральном, муниципальном и внебюджетных фондов) на следующий отчетный и плановый периоды (ч. 5 ст. 16 44-ФЗ). Это позволяет заказчикам заключить как соглашение на один год, так и двухгодичный контракт по 44-ФЗ или более долгосрочный госконтракт. План-график составляется и публикуется в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством, принятым на следующий период (ч. 6 ст. 16 44-ФЗ).

          Бюджетным кодексом (ч. 1 ст. 72) предусмотрено, что приобретение товаров, работ, услуг на обеспечение государственных и муниципальных нужд производится только при соблюдении норм и правил действующего законодательства — Федерального закона № 44 и положений БК РФ.

          Учреждения вправе заключать госконтракты на основании актуального плана-графика и оплачивать их в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных на отчетный период (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

          ВАЖНО! В Федеральной контрактной системе разъясняется, можно ли заключать контракты в текущем году на следующий финансовый год, — да, никаких запретов в 44-ФЗ не установлено. Но заказчик не вправе проводить те закупки, которые не были внесены в согласованный план.

          Заказчики имеют возможность заключить договор концом предыдущего периода, если финансирование перечислят в следующем. По действующему бюджетному и контрактному законодательству, заказчик вправе совершить закупочную процедуру для определения поставщика товаров, работ или услуг в 2021 с целью дальнейшего заключения и исполнения госконтракта в 2022.

          Получатель бюджетных средств (ПБС) принимает доведенные обязательства в рамках установленных ЛБО (п. 3 ст. 219 БК РФ). Лимиты определяются не только на текущий период, но и на два последующих. Цифры подтверждаются в плане финансово-хозяйственной деятельности и плане-графике, которые составляются на три года. Если заказчику утвердили текущие и будущие плановые показатели, то он вправе заключить переходящий договор на следующий год (в 2021 — на 2022).

          Каждый госконтракт в обязательном порядке включает пункты о сроках поставки и приемки, порядке и способах оплаты приобретенных товаров, работ, услуг (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Укажите в договоре условие, что услуги прошлого контракта будут оплачены в рамках следующего года, иначе у заказчика возникнут проблемы, если лимиты на оплату доведут не в полном объеме: придется расторгнуть текущий контракт или обновить его условия в дополнительном соглашении.

          Если заказчик собирается провести закупку за счет бюджетных средств, запланированных на 2022, но не учтенных в выделенных бюджетных обязательствах на 2021-2023 гг., то процесс определения поставщика товаров, работ, услуг возможен только после доведения до учреждения средств бюджета на 2021-2023 гг. (письмо Минфина РФ № 24-03-07/67425 от 16.10.2017). Такой заказ вносят в план, действующий в 2021, только после непосредственного доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие (исполнение) таковых обязательств. В 44-ФЗ определено, после размещения плана-графика когда можно заключать договор в 2021 году (или публиковать извещения), — не раньше чем через 1 день после изменения плана-графика (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ).

          Таким образом, заказчик имеет возможность включить сведения о закупках с периодом исполнения в 2022 г. в плановую документацию текущего, 2021. Учреждение обязано соблюдать нормы, установленные ст. 72 БК РФ, то есть заключать переходящие договоры по 44-ФЗ при наличии выделенных на них бюджетных средств. Все закупки, запланированные в текущем 2021 на 2022, проводятся только под фактически доведенные обязательства.

          Запомните важное правило: переходящие контракты указывайте в плане года их исполнения. Вот как перенести закупку на следующий период исполнения:

          1. Откройте актуальный план-график.
          2. В графе «Планируемый срок окончания исполнения контракта» отразите период исполнения контракта.
          3. Разделите платежи по годам.
          4. Заключите переходящий контракт. В реестре госконтрактов ЕИС укажите такой же срок исполнения, что и в регистре планирования.
          5. Запомните ИКЗ (код присваивается в соответствии с годом начала исполнения) и указывайте его во всех платежах и сопроводительных документах.

          Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) — исключение из положений ч. 3 ст. 2 223-ФЗ в связи с тем, что они имеют значительный вклад в обеспечение прав, безопасности и интересов граждан РФ. Для УП допускается заключение переходящих контрактов на следующий год в текущем. У предприятия утверждены плановые показатели бюджета, поэтому переходящие закупки являются полностью обоснованными.

          Унитарные предприятия работают по нормам федеральной контрактной системы при получении субсидии из бюджета в рамках ст. 15 44-ФЗ. Основная закупочная деятельность строится на нормах 223-ФЗ. Информация о плане закупок по 223-ФЗ федерального государственного (муниципального) унитарного предприятия формируется в ЕИС на текущий финансовый год и плановый период.

          Заключение переходящих контрактов допускается и в рамках Федеральной контрактной системы, и по нормативам БК РФ. Незарегистрированные соглашения оплате не подлежат. Это касается не только переходящих, но и текущих госконтрактов. Пока договор не зарегистрируют, его не профинансируют и не оплатят (ст. 72 БК РФ).

          ВАЖНО! Минфин уточнил, может ли муниципальное казенное учреждение изменить источник финансирования в контракте дополнительным соглашением, — да, если сведения об источнике финансирования не влияют на взаимные обязательства сторон, по которым достигается соглашение, такие условия не являются существенными (письмо Минфина № 24-03-08/48635 от 05.06.2020). Несущественные условия меняют по соглашению сторон — в дополнительном соглашении.

          Заключают переходящие контракты точно так же, как и обычные госконтракты. Сначала заказчик планирует заказ, затем проводит закупку и определяет победителя. С победителем госзаказа заключается договор на условиях, предусмотренных извещением и закупочной документацией. Напоминаем, что с 01.01.2022 закупочная документация становится необязательной, а вся информация о заказе приводится в извещении (360-ФЗ от 02.07.2021).

          Информацию о заключенном контракте указываем не только в ЕИС, но и в плане-графике, сформированном в ГИИС «Электронный бюджет». Вот как отразить суммы, переходящие по контрактам с прошлого года, в «Электронном бюджете»:

          1. Заполняем плановые документы за год фактического исполнения соглашения.
          2. Указываем корректный идентификационный код закупки, совпадающий с периодом выполнения обязательств.
          3. Предложение на закупку формируем текущим, 2021, годом. Ставим фактический период оплаты — 2022. Отражаем заказ в фактическом ПФХД (2022 — время исполнения).

          Если заказчик — казенное учреждение, то заполняем плановые документы на долгосрочные контракты по 44-ФЗ по инструкции.

          Шаг 1. Выбираем актуальный ПГ — раздел «Закупки».

          \n\n

          Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.

          Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

          Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

          Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

          Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.


          Похожие записи:

        Напишите свой комментарий ...