Пени за несвоевременно уплаченный НДФЛ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пени за несвоевременно уплаченный НДФЛ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Отчитываться по НДФЛ налоговым агентам сейчас приходится не только ежегодно, но и ежеквартально. Квартальная отчетность (форма 6-НДФЛ) касается только работодателей. Представлять ее нужно по итогам отчетных периодов, определяемых поквартально нарастающим итогом, в последний день следующего за очередным периодом месяца. Отчетность содержит обобщающую информацию по налогу по всем работникам в целом.

Подборку материалов по заполнению расчета 6-НДФЛ ищите в нашей одноименной рубрике.

При этом ежегодная обязанность работодателей по представлению справок о работниках 2-НДФЛ (в составе 6-НДФЛ) сохранена, а ИП и (в определенных ситуациях) физлица должны сдавать декларацию по форме 3-НДФЛ.

Об особенностях подготовки справок 2-НДФЛ читайте в материале «Нюансы заполнения формы 2-НДФЛ в 2021 году».

КБК для уплаты пени по НДФЛ на 2022 год

Несвоевременная сдача отчетности согласно п. 1.2 ст. 126 НК РФ чревата для работодателя получением штрафа в размере 1000 руб. за каждый месяц (за форму 6-НДФЛ). Передача неверных сведений, согласно п. 1 ст. 126.1 НК РФ, повлечет наступление ответственности в размере 500 руб. за каждый некорректно оформленный отчет.

А вот в случае просрочки платежа по НДФЛ придется не только погасить задолженность, но и перечислить пени. КБК на перечисление пеней остались прежними:

  1. 182 1 01 02010 01 2100 110 ― пени по НДФЛс дохода до 5 млн. руб, перечисляемому налоговыми агентами.
  2. 182 1 01 02080 01 2100 110 — пени по НДФЛ с дохода свыше 5 млн. руб.
  3. 182 1 01 02020 01 2100 110 ― пени по НДФЛ для ИП, адвокатов, нотариусов.
  4. 182 1 01 02030 01 2100 110 ― пени по НДФЛ для физлиц, получивших доходы, перечисленные в ст. 228 НК РФ.
  5. 182 1 01 02040 01 2100 110 ― пени по НДФЛ для нерезидентов по платежам, осуществляемым в соответствии со ст. 227.1 НК РФ.

Рассчитать сумму пени по НДФЛ можно, используя наш вспомогательный сервис «Калькулятор пеней».

ВАЖНО! С 2022 года перечень КБК определяется новым приказом Минфина от 08.06.2021 № 75н. КБК — 2021 были установлены приказом Минфина от 08.06.2020 № 99н, на 2020 год ― приказом от 29.11.2019 № 207н.

Полный перечень КБК на перечисление пеней по другим налогам смотрите в Готовом решении Консультант Плюс.

Пени по налогам и взносам — это штрафные санкции за просрочку или неполную (частичную) уплату налогов или взносов. Можно сказать, что это вид неустойки за невыполнение обязательств по уплате налогов, также они начисляются за неуплату коммунальных платежей или алиментов, поставок по договору. Но нас в этой статье интересуют налоговые пени, их назначение, расчет и уплата регламентированы в ст. 75 НК РФ.

У налоговых платежей есть строгие сроки. При нарушении сроков налоговая служба начисляет пени, которые будут расти до полной уплаты налога. Чтобы остановить рост пеней, скорее заплатите налоги или взносы. Пеня составляет процент от неуплаченной суммы, и начисляется за каждый день просрочки платежа. Для их расчета нужно знать ключевую ставку Центробанка на момент нарушения.

Если налогоплательщик или работодатель вовремя не перечислил налог или взносы, ему начисляются пени. Чтобы уплатить пени, придется дождаться требования из ИФНС, которая сама должна установить факт неуплаты и начислить пени.

Если налогоплательщик увидел недоимку по налогу и планирует ее закрыть, нужно действовать в таком порядке:

  • рассчитайте сумму пеней самостоятельно;
  • уплатите сумму недоимки и пеней;
  • отправьте уточненную декларацию.

В таком случае налогоплательщик избежит штрафа (см. п. 1 и п. 4 ст. 81 НК РФ). Если вы сначала отправите уточненку и только потом заплатите недоимку и пени, налоговая назначит штраф.

Первым днем начисления пеней считается следующий день после окончания срока уплаты налога или взносов. Последний день начисления пеней зависит от того, в какую дату возникла недоимка:

  • до 27 декабря 2018 года — день уплаты налогов, взносов не включается в количество дней просрочки (Письма Минфина России от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318, ФНС России от 06.12.2017 N ЗН-3-22/7995@);
  • после 28 декабря 2018 года — включайте день погашения недоимки в количество дней просрочки (п. 3, 7 ст. 75 НК РФ).

Если вы начисляете пени по взносам на страхование от несчастных случаев, количество дней просрочки в любом случае считается со дня, следующего за сроком уплаты, до дня уплаты взноса включительно (п. 3 ст. 26.11 Закона N 125-ФЗ).

Размер пеней зависит от ставки рефинансирования (или ключевой ставки Центробанка). Сумма рассчитывается по-разному для ИП и организаций, а также зависит от числа дней просрочки. Все ИП с любым числом дней просрочки и организации с просрочкой до 30 дней включительно рассчитывают пени от 1/300 ставки рефинансирования. Такого же порядка придерживаются организации с любым периодом просрочки по взносам на травматизм. Для других налогов и взносов это применимо, если недоимка возникла до 1 октября 2017 года.

Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * Число дней просрочки

Если просрочка организации составила 31 день и больше, ставка повышается до 1/150 от ключевой. Рассчитывайте пени так:

  1. Сначала исчисляем пени за первые 30 дней просрочки: Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * 30
  2. Затем исчисляем пени за последующие дни просрочки: Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 150) * Число дней просрочки с 31 дня
  3. Суммируем оба значения.

Если в период просрочки ставка рефинансирования менялась, рассчитывайте пени отдельно за дни, в которых действовали разные ставки.

Порядок расчета пеней по авансам аналогичен расчету пени по налогу. Но учитывайте, что количество дней просрочки нужно считать со дня, следующего за сроком уплаты авансового платежа и до наиболее ранней из двух дат:

  • дата фактической уплаты платежа;
  • установленная дата уплаты налога за налоговый период или авансового платежа за отчетный период.

Начисленную сумму пеней можно уменьшить. Если налог за налоговый период оказался меньше суммы авансов в течение этого периода, пени надо пересчитать исходя из суммы, которая не превышает налог. Аналогичный порядок действует при низком авансовом платеже по итогам отчетного периода.

Платите пени вместе с суммой недоимки или после уплаты всей суммы налога (взноса). Для этого оформите отдельное платежное поручение с использованием следующих КБК:

  • Пенсионное страхование — 182 1 02 02010 06 2110 160
  • Медицинское страхование — 182 1 02 02101 08 2013 160
  • Страхование по нетрудоспособности и материнству — 182 1 02 02090 07 2110 160
  • Страхование на травматизм — 393 1 02 02050 07 2100 160
  • Налог на прибыль в фед. бюджет — 182 1 01 01011 01 2100 110
  • Налог на прибыль в рег. бюджет — 182 1 01 01012 02 2100 110
  • НДС — 182 1 03 01000 01 2100 110
  • Налог по имуществу, кроме ЕСГС — 182 1 06 02010 02 2100 110
  • Налог по имуществу, входящему в ЕСГС — 182 1 06 02020 02 2100 110
  • НДФЛ (и ИП «за себя») — 182 1 01 02020 01 2100 110
  • УСН «доходы» — 182 1 05 01011 01 2100 110
  • УСН «доходы-расходы» и минимальный налог — 182 1 05 01021 01 2100 110
  • ЕНВД — 182 1 05 02010 02 2100 110

В некоторых случаях пени не начисляются. Например, когда счет налогоплательщика заблокирован или деньги арестованы по постановлению суда. Или когда при расчете налогов или взносов бизнесмен руководствовался постановлением суда.

Также вы избежите пеней, если недоимка возникла из-за ошибки в платежке, которую можно исправить уточнением платежа, — в этом случае пени сторнируются. Ошибка исправляется уточнением, если она не связана с неверным указанием номера счета, банка получателя или КБК.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

  • налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;

  • отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

  • налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

  • в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

  • налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

  • отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

  • сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

  • пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).


[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

  • Налог на прибыль организаций
  • Налог на добавленную стоимость
  • Единый налог при применении УСН
  • Налог при применении патентной системы
  • Налог на имущество
  • Транспортный налог
  • Страховые взносы
  • НДФЛ
  • Единый сельскохозяйственный налог
  • Земельный налог
  • Штрафы, пени, оплата за 3-е лицо

недоимка × ставка рефинансирования × 1 / 300 × количество календарных дней просрочки

До 30 дней просрочки:

сумма недоимки × ставка рефинансирования × 1 / 300 × количество дней просрочки

Cвыше 30 дней:

сумма недоимки × ставка рефинансирования × 1 / 150 × количество дней просрочки

Калькулятор не учитывает нерабочие дни, вводимые в субъектах РФ в связи с распространением коронавируса (напр., ​Указ Мэра Москвы от 12.06.2021 N 29-УМ). Порядок исчисления пеней с учетом таких дней рекомендуем уточнить в региональном управлении ФНС.

День погашения задолженности не включен в количество дней просрочки (п. 3 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина России от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318, Письмо ФНС России от 06.12.2017 N ЗН-3-22/7995@).

День погашения задолженности включен в количество дней просрочки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

День погашения задолженности включен в количество дней просрочки (п. 3 ст. 26.11 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Сумма пеней превышает размер недоимки. На основании п. 3 ст. 75 НК РФ уплате подлежат пени в размере рублей.

Режим нерабочих дней не влияет на порядок определения периода начисления пени по взносам на страхование от несчастных случаев (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Выбранный период начисления пени завершится в будущем. Расчёт произведён по актуальной на текущую дату ключевой ставке ЦБ РФ. В дальнейшем ставка может измениться.

Дата начала периода начисления пени изменена с на согласно п. 7 ст. 6.1, п. 3 ст. 75 НК РФ.

Дата начала периода начисления пени изменена с на в связи с распространением на налогоплательщика режима нерабочих дней на основании п. 7 ст. 6.1, п. 3 ст. 75 НК РФ, Указов Президента РФ от ​25.03.2020 № 206, от ​02.04.2020 № 239, от 28.04.2020 № 294.

Дата начала периода начисления пени была изменена с на согласно п. 7 ст. 6.1, п. 3 ст. 75 НК РФ для налогоплательщиков, на которых распространяется режим нерабочих дней.

Срок уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц указан в ч. 6 ст. 226 НК РФ, для работодателей — не позднее дня, следующего за днем выплаты суммы дохода налогоплательщику. В соответствии с письмом ФНС № БС-4-11/320 от 15.01.2016, налог с аванса не уплачивается, исключение — случай перечисления аванса в последний день месяца. Отпускные и больничные пособия тоже облагаются НДФЛ, но уплачивается он уже не позднее последнего дня месяца, в котором были выплачены налогоплательщику. Посчитайте сумму налога при помощи калькулятора.

ИП перечисляют налог со своих доходов по особому графику. Для граждан, которые продали имущество (квартиру, машину и т. д.), установлены отдельные сроки. КБК для всех этих ситуаций тоже разные.

Минфин Приказом № 236н от 12.10.2020 ввел новые коды бюджетной классификации для прогрессивной шкалы НДФЛ. Плательщики налога с 01.01.2021 должны применять следующие коды:

  • 000 1 01 02080 01 0000 110 — для уплаты налога в сумме свыше 650 000 руб. по базе налогообложения свыше 5 млн руб.;
  • 000 1 01 02090 01 0000 110 — для уплаты НДФЛ с сумм прибыли КИК, полученной физлицами, перешедшими на особый порядок уплаты НДФЛ на основании подачи уведомления в налоговый орган;
  • 000 1 01 02070 01 0000 110 — для уплаты налога с процента (купона, дисконта) по обращающимся облигациям российских организаций, которые номинированы в рублях и эмитированы после 01.01.2017;
  • 000 1 01 02070 01 0000 110 — для уплаты налога с процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств — участников Союзного государства.

Ряд новых КБК сформирован в связи с созданием муниципальных округов. Документ вступил в силу после регистрации в Минюсте — с 01.01.2021 одновременно с поправками, вносимыми в Налоговый кодекс РФ и касающимися повышенной налоговой ставки.

При заполнении платежного поручения по уплате НДФЛ требуется указывать правильные коды КБК, чтобы избежать начисления пени за несвоевременное исполнение финансовой обязанности. Актуальная таблица кодов бюджетной классификации по НДФЛ на 2022 год — для ИП и юрлиц:

Вид платежа Код в 2022 году
НДФЛ с доходов работников, удержанный налоговым агентом — организацией или ИП 182 1 01 02010 01 1000 110
НДФЛ, удержанный налоговым агентом (организацией или ИП) в части суммы, превышающей 650 000 руб., относящейся к части налоговой базы свыше 5 млн руб., облагаемой по ставке 15% 182 1 01 02080 01 1000 110
НДФЛ с доходов ИП на ОСН с суммы доходов до 5 млн рублей по ставке 13% 182 1 01 02020 01 1000 110
НДФЛ с доходов ИП на ОСН с суммы доходов свыше 5 млн рублей по ставке 15% 182 1 01 02080 01 1000 110

ВАЖНО! Код для оплаты подоходного налога за работников организации — 182 1 01 02010 01 1000 110, а КБК по НДФЛ за работников в 2022 году для ИП — 182 1 01 02020 01 1000 110.

Отдельно предусмотрены коды для прочих операций.

Код указывают в поле 104 платежного поручения. Платеж осуществляется в налоговую по месту нахождения организации — по ее юридическому адресу. Если есть обособленные подразделения вне местонахождения головного офиса, филиалы, сбор с зарплаты сотрудников этих подразделений и филиалов перечисляется в ИФНС по месту их нахождения.

При перечислении денег за работников в поле 101 ставится указание на налогового агента — код 02. Затем указываем код — КБК на пени по НДФЛ в 2022 для юридических лиц (182 1 01 02010 01 2100 110) или другой подходящий.

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Штрафные санкции за нарушение сроков подачи и уплаты НДФЛ

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Федеральная налоговая служба в целях недопущения вынесения необоснованных решений о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), а также предупреждения возможного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с вынесением вышеуказанных решений, сообщает следующее.

Согласно пункту 2 статьи 123 Кодекса налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной указанной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

1) налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

2) в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему Российской Федерации;

3) налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему Российской Федерации сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

В случае, когда налоговыми агентами самостоятельно выявляются факты несвоевременной уплаты (неполной уплаты) сумм налога на доходы физических лиц (НДФЛ) до составления акта по результатам камеральной налоговой проверки расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), а также осуществляется самостоятельное перечисление сумм задолженности по НДФЛ и уплата соответствующих сумм пени, указанные обстоятельства, согласно положениям пункта 2 статьи 123 Кодекса и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, исключают привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 123 Кодекса.

Вместе с тем, по результатам анализа жалоб налогоплательщиков (налоговых агентов), налоговыми органами не учитываются вышеприведенные обстоятельства и налогоплательщики (налоговые агенты) привлекаются к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 123 Кодекса.

Отсутствие контроля за фактическим исполнением налоговым агентом обязательств по уплате НДФЛ позднее предусмотренного Кодексом срока приводит к вынесению налоговыми органами необоснованных решений о привлечении к налоговой ответственности и нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков.

Учитывая изложенное, в целях недопущения в дальнейшем неправомерного привлечения к налоговой ответственности налоговых агентов, необходимо осуществлять контроль исполнения условий, установленных пунктом 2 статьи 123 Кодекса, в том числе исполнение обязанности по перечислению сумм НДФЛ, удержанных с доходов физических лиц налоговым агентом, и уплате соответствующих сумм пени на дату завершения камеральной налоговой проверки расчетов 6-НДФЛ, а также на дату составления акта налоговой проверки.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителей) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальников) межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам (с двухуровневой системой управления) необходимо довести настоящее письмо до территориальных налоговых органов и обеспечить его применение.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 3 класса
А.В. Егоричев

Штраф за просрочку уплаты НДФЛ

Самые частые ошибки: спутали цифры в КБК (например, вместо 182… вы набрали 128…), перечислили налог на КБК пени или штрафа, перечислили один налог на КБК другого и т.п.

Большинство таких ошибок трудно совершить, если вы пользуетесь онлайн банком. При заполнении полей платежки сервис отреагирует на опечатки и другие ошибки и предупредит, что что-то не так. Однако, так бывает не всегда.

Как поступить, если средства в бюджет поступили, но не на тот код бюджетной классификации? В этом случае необходимо уточнить платеж. Такая возможность указана в пункте 7 статьи 45 НК РФ.

При этом у налогоплательщика есть целых 3 года на уточнение платежа, в тот же срок и сам налоговый орган может принять решение об уточнении (если это не повлечет появления недоимки у налогоплательщика).

О принятии решения об уточнении ИФНС письменно извещает заявителя (в течение 5 дней после принятия решения). Если решение положительное, то пени (если их успели начислить) за неуплату налога пересчитываются со дня фактической уплаты в бюджет.

А вот ФСС, если КБК был указан неверно, может решить, что обязанность по уплате взносов не была исполнена и насчитать пени. Формально Фонд будет прав.

При этом судебная практика и тут для налогоплательщиков положительная — судьи считают, что если ошибка только в КБК, то бюджет не пострадал и применять санкции не нужно.

Как действует налоговый орган, если находит недоимку сам?

1. Сначала налогоплательщик получит требование из которого узнает какие именно налоги, взносы, пени или штрафы им не уплачены. При этом:

  • если недоимка обнаружена при налоговой проверке, то требование вы получите в течение 20 рабочих дней с момента, как решение по проверке вступит в силу;
  • если недоимка выявлена в других случаях, то при задолженности до 500 рублей вы получите требование в течение 3 месяцев, а если сумма выше, то в течение 1 года.

2. Вам надлежит исполнить требование в срок, который в нем указан.

3. В случае неисполнения ФНС вправе взыскать долг за счет средств на счетах в банках.

4. Если на счетах денег нет, то в ход может пойти взыскание имущества (при этом на него может быть наложен арест).

5. В самом сложном случае организация может быть признан банкротом и ФНС обратиться в суд с тем, чтобы компания была ликвидирована.

  • Новая форма РСВ в 2022 году: что изменилось, как заполнять

    5,1 тыс. 0

    Налоговые нарушения и размеры штрафов

    По об­ще­му пра­ви­лу при упла­те НДФЛ с ди­ви­ден­дов ука­зы­ва­ет­ся сле­ду­ю­щий КБК.

    Кто перечисляет НДФЛ с дивидендов КБК
    Налоговый агент 182 1 01 02010 01 1000 110
    Физлицо – получатель дивидендов 182 1 01 02030 01 1000 110

    Заметим, что физлицу не придется задумываться над тем, какой КБК указать. Ведь, по идее, НДФЛ с выплачиваемых дивидендов должен удержать налоговый агент, и даже если он этого не сделает, самостоятельно декларировать доход в виде дивидендов физлицу не придется. А НДФЛ он уплатит на основании полученного из ИФНС уведомления (п. 6 ст. 228 НК РФ), в котором и будет указан необходимый КБК.

    При пе­ре­чис­ле­нии в2022 году пеней/штра­фа пла­тель­щик ука­зы­ва­ет сле­ду­ю­щие КБК:

    Пла­тель­щик НДФЛ КБК при упла­те пеней КБК при упла­те штра­фа
    На­ло­го­вый агент 182 1 01 02010 01 2100 110 182 1 01 02010 01 3000 110
    ИП 182 1 01 02020 01 2100 110 182 1 01 02020 01 3000 110
    Физ­ли­цо (не ИП) 182 1 01 02030 01 2100 110 182 1 01 02030 01 3000 110
    На­ло­го­вый агент, ИП, обыч­ное физ­ли­цо (при упла­те пеней и штра­фов по

    НДФЛ с до­хо­дов свыше 5 млн руб.)

    182 1 01 02080 01 2100 110 182 1 01 02080 01 3000 110

    Конституция РФ статьей 57 обязывает уплачивать установленные законодательством фискальные сборы. Порядок уплаты налоговых платежей регулируется Налоговым кодексом РФ. За неуплату или несвоевременную уплату фискальных платежей НК РФ предусматривает ответственность. К недобросовестному налогоплательщику применяются следующие меры воздействия:

    • начисление пени;
    • штрафы;
    • принудительное взыскание долгов.

    Неустойка уплачивается за каждый день просрочки и рассчитывается в процентах от недоимки. Пеня за несвоевременную уплату налогов является способом обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности перечислять налоги в бюджет. Ее взимание призвано компенсировать потери бюджета от несвоевременных поступлений денежных средств в государственную казну. Как рассчитать пени по налогам, прописано в статье 75 НК РФ.

    В случае опоздания с перечислением налоговых платежей расчет пени по налогам производится за каждый календарный день просрочки платежа. Начинается начисление неустойки со дня, следующего за установленным сроком уплаты фискального платежа. Последним днем начисления является день, в который недоимка перед бюджетом погашена.

    Например, организация обязана уплатить первый платеж НДС за 3 квартал 25 октября. Фактически НДС уплачен 31 октября. За несвоевременную уплату НДС компании начисляется неустойка за 6 календарных дней: с 26 по 31 октября включительно.

    За неполное перечисление НДФЛ при правильном расчете будет начислен штраф

    Освобождение от уплаты неустойки, в соответствии со статьей 75 НК РФ, применяется очень редко. К таким случаям относятся:

    • невозможность погашения недоимки в связи с наложением ареста на имущество налогоплательщика по решению налогового органа;
    • невозможность погашения недоимки в связи с приостановлением операций по счетам налогоплательщика по решению суда;
    • недоимка образовалась в результате выполнения письменных разъяснений о порядке исчисления налогов и сборов, данных налоговым или иным уполномоченным госорганом. Этот вид освобождения не применяется, если разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной налогоплательщиком.

    ООО «Компания» является плательщиком НДС. По результатам 4 квартала 2019 г. был исчислен НДС к уплате в размере 30 000 руб.

    Таким образом, организация должна была перечислить в бюджет:

    • 25.10.2019 — 10 000 руб.;
    • 25.11.2019 — 10 000 руб.;
    • 27.12.2019 — 10 000 руб.

    Первый и третий платежи ООО «Компания» перечислила своевременно, а второй платеж (по сроку — 25.11.2019) — только 28 декабря. За несвоевременное перечисление с организации будет взыскана налоговая неустойка в следующем порядке:

    • с 26 ноября по 25 декабря — в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ;
    • с 26 по 27 декабря — в размере 1/150 (так как срок просрочки превысил 30 дней).

    Кроме того, в этот период ЦБ поменял размер ставки. До 16 декабря она составляла 6,5%, а начиная с 16.12.2019 была снижена до 6,25%.

    Рассчитаем с помощью таблицы размер пени за несвоевременную уплату налогов:

    Период расчета Число календарных дней Ставка рефинансирования Расчет Результат
    26.11–16.12 21 6,5 10 000 × 6,5% × 1/300 × 21 45,5
    17.12–25.12 9 6,25 10 000 × 6,25% × 1/300 × 9 18,75
    26.12–27.12 2 6,25 10 000 × 6,25% × 1/150 × 2 8,33
    Итого 72,58

    Пользуйтесь этой же формулой, если хотите понять, как рассчитать пени за несвоевременную уплату НДФЛ и любого другого налога.

    В бухгалтерском учете для отражения начисления пеней используются счета 68 и 69 Плана счетов бухучета (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Чтобы было проще контролировать расчеты по штрафным санкциям, открывают отдельные субсчета для их учета либо обеспечивают аналитический учет в разрезе фискальных платежей, по которым начисляются неустойка и иные санкции.

    Начисление неустойки отражается по кредиту счетов 68 и 69, а их уплата — по дебету. Начисленные к уплате суммы отражаются:

    • на дату расчета, если начисляются налогоплательщиком самостоятельно;
    • на дату вступления в силу решения по проверке, если начисление производится в рамках выездной или камеральной проверки.
    Операция Дебет Кредит
    Начислены пени:
    по налогам 99 68
    по страховым взносам 99 69
    Начисленные суммы перечислены в бюджет 68, 69 51

    В налоговом учете при расчете налога на прибыль никакие налоговые санкции в расходах не признаются (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Напишите свой комментарий ...