Конвенция о континентальном шельфе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конвенция о континентальном шельфе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Федеральных законов от 10.02.99 N 32-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 22.04.2003 N 50-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 148-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 13.03.2006), от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 04.11.2006 N 188-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 18.07.2008 N 120-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 27.12.2009 N 364-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 30.12.2012 N 287-ФЗ, от 30.12.2012 N 323-ФЗ, от 04.03.2013 N 22-ФЗ, от 30.09.2013 N 268-ФЗ, от 03.02.2014 N 15-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 02.05.2015 N 127-ФЗ, от 03.07.2016 N 349-ФЗ, от 28.11.2018 N 443-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ, от 13.07.2020 N 207-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 338-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
25 октября 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу Российской Федерации и деятельности на нем, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу Российской Федерации.

Континентальный шельф Российской Федерации (далее — континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее — территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

С учетом положений статьи 2 настоящего Федерального закона внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права.

Линии внешних границ континентального шельфа или заменяющие их, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами Российской Федерации или на основе норм международного права, указываются на картах установленного масштаба или публикуются в «Извещениях мореплавателям».

Формирование банка данных о внешней границе континентального шельфа осуществляется федеральным органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 13.03.2006))

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

природные ресурсы континентального шельфа — минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (далее — минеральные ресурсы), а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», то есть организмы, которые в период, когда возможна их добыча (вылов), находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (далее — водные биоресурсы); (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 13.03.2006), от 04.11.2006 N 188-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)

морские научные исследования на континентальном шельфе (далее — морские научные исследования) — фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах; (в ред. Федерального закона от 22.04.2003 N 50-ФЗ)

морские ресурсные исследования на континентальном шельфе (далее — морские ресурсные исследования) — прикладные научно-исследовательские работы, направленные на разведку континентального шельфа и разработку его минеральных ресурсов, водных биоресурсов и осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»); (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

вредное вещество — вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб окружающей среде, в том числе морской среде и природным ресурсам континентального шельфа, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, а также вещество, которое подлежит контролю на основании международных договоров Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 04.11.2006 N 188-ФЗ, от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

захоронение — любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений; захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, за исключением отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками или сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам или сооружениям, а также за исключением тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для иных целей, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации;

искусственные острова — стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения на континентальном шельфе Российской Федерации объекты (искусственно сооруженные конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе; (в ред. Федерального закона от 30.09.2013 N 268-ФЗ)

Конвенция об открытом море (Женева, 29 апреля 1958 г.)

Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)

2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;

4) юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов; (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами международного права.

Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом судоходства, рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, а также с учетом обеспечения защиты и сохранения морской среды, минеральных ресурсов и водных биоресурсов. (в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)

В компетенцию федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе входят:

1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и деятельности на нем;

2) координация деятельности федеральных органов государственной власти в отношении континентального шельфа и деятельности на нем, защиты законных прав и интересов Российской Федерации на континентальном шельфе и охраны его природных ресурсов; (в ред. Федеральных законов от 04.11.2006 N 188-ФЗ, от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

3) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 127-ФЗ)

4) установление порядка использования минеральных ресурсов, включая порядок лицензирования; (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

5. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

6) контроль за рациональным использованием минеральных ресурсов и водных биоресурсов и их охрана; (в ред. Федеральных законов от 04.11.2006 N 188-ФЗ, от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

7) федеральный государственный контроль (надзор) в области промышленной безопасности; (в ред. Федеральных законов от 04.03.2013 N 22-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

8) составление федерального баланса запасов минеральных ресурсов, федеральный учет участков континентального шельфа, используемых для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов континентального шельфа, а также регистрация соответствующих работ; (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

9) заключение соглашений о разделе продукции;

10) введение ограничений и особых условий пользования морским дном и его недрами на отдельных участках континентального шельфа в связи с перспективами освоения минеральных ресурсов, а также в местах нереста водных биоресурсов; (в ред. Федерального закона от 04.11.2006 N 188-ФЗ)

11) регулирование и проведение морских ресурсных исследований и морских научных исследований; (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

12) объявление отдельных районов континентального шельфа закрытыми для проведения иностранными государствами, физическими и юридическими лицами Российской Федерации, физическими и юридическими лицами иностранных государств и компетентными международными организациями морских научных исследований в связи с ведением (или планированием ведения) в указанных районах работ по разведке континентального шельфа и разработке его минеральных ресурсов и водных биоресурсов с сообщением координат закрытых районов в «Извещениях мореплавателям»; (в ред. Федеральных законов от 04.11.2006 N 188-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 27.12.2009 N 364-ФЗ)

13. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

ББК 67.412.1

Д. Н. Джунусова Астраханский государственный технический университет

СОВРЕМЕННЫЙ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА

Основы существующего в настоящее время международно-правового режима континентального шельфа были заложены Женевской конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. [1].

Согласно ст. 1 Конвенции под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, прилегающих к берегу, но находящихся за пределами зоны территориальных вод, до глубины 200 м или за этим пределом до такой отметки, пока глубина покрывающих вод позволяет вести разработку естественных ресурсов этих районов, а также поверхность и недра морского дна подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов.

Таким образом, Конвенция 1958 г. устанавливает два критерия для определения внешней границы континентального шельфа:

1) глубина (200 м);

2) техническая доступность (так называемый критерий эксплуатабельности).

Используемый в Конвенции 1958 г. критерий эксплуатабельности подводных районов

не выдержал испытания временем, и уже к концу 80-х гг. XX столетия стало технологически возможным разрабатывать минеральные ресурсы морского дна на глубинах моря до нескольких километров и тем самым распространять права прибрежного государства на морское дно и его ресурсы далеко за пределы континентальной окраины в глубоководные районы морского дна. Указанный недостаток являлся одной из причин, вызвавших необходимость разработки новых правовых норм по определению континентального шельфа, вошедших в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. [2].

Принятие Конвенции ООН по морскому праву и ее вступление в силу 16 ноября 1994 г. стали важным этапом кодификации и развития международного морского права. В нее были включены новые правовые институты и договорные нормы, имевшие большое значение для прогрессивного развития международного морского права.

Воля государств — участников Конвенции по морскому праву 1982 г. состоит в отказе от критерия эксплуатабельности и в предложении сложной системы юридического определения внешней границы подводной окраины материка.

Пункт 1 ст. 76 Конвенции устанавливает, что континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Если же окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, то фиксированные точки, избранные прибрежным государством для проведения линии внешней границы континентального шельфа, должны находиться не далее 350 морских миль от указанных исходных линий или не далее 100 морских миль от 2 500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2 500 м (п. 5 ст. 76).

Следовательно, в зависимости от ширины собственно шельфа, возможны три варианта определения внешней границы юридического континентального шельфа прибрежного государства:

1) если ширина шельфа менее 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, то шельфом будет считаться все морское дно и его недра до внешней границы, проходящей на расстоянии в 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий;

2) если ширина шельфа более 200 морских миль, но менее 350 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, то шельфом будет считаться все морское дно и его недра до внеш-

ней границы, проходящей на расстоянии не далее 350 морских миль от указанных исходных линий или не далее 100 морских миль от 2 500-метровой изобаты;

3) если ширина шельфа более 350 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, то шельфом будет считаться все морское дно и его недра до внешней границы, проходящей на расстоянии не далее 350 морских миль от указанных исходных линий или не далее 100 морских миль от 2 500-метровой изобаты.

Подводная окраина материка включает в себя находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает в себя дно океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра (п. 3 ст. 76).

Там, где подводная окраина материка выходит за пределы 200 морских миль, прибрежное государство может включать в свой шельф все элементы материковой окраины, т. е. шельф, склон и подъем, устанавливая внешний ее предел в соответствии с критериями ст. 76 Конвенции 1982 г.

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года

Поскольку достаточно сложно проконтролировать толщину осадочных пород или определить, где кончается подводная окраина материка, в Конвенции 1982 г. предусматривается создание специальной Комиссии по границам континентального шельфа. Комиссия состоит из 21 члена, являющихся специалистами в области геологии, геофизики или гидрографии, которые выбираются государствами-участниками с учетом принципа справедливого географического представительства.

В функции Комиссии входит рассмотрение представляемых прибрежными государствами данных и вынесение рекомендаций по вопросам, касающимся установления внешних границ континентального шельфа за пределами 200 морских миль. Необходимо подчеркнуть, что Комиссия не устанавливает границ континентального шельфа, она лишь выносит рекомендации, в то время как решение остается на усмотрение прибрежного государства. Кроме того, Комиссия предоставляет научно-технические консультации по просьбе заинтересованных государства в ходе подготовки данных относительно таких границ. Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе указанных рекомендаций, являются окончательными и для всех обязательными (ст. 76, п. 8 Конвенции 1982 г.).

В соответствии со ст. 82 Конвенции 1982 г. прибрежное государство производит отчисления или взносы натурой в связи с разработкой неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль.

Отчисления и взносы производятся ежегодно в отношении всей продукции на участке по истечении первых пяти лет добычи на этом участке. Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема продукции на данном участке. Этот размер увеличивается на 1% каждый последующий год до истечения 12-го года и затем сохраняется на уровне 7%. Развивающиеся страны – нетто-импортеры добываемого на континентальном шельфе продукта освобождаются от подобных отчислений.

Отчисления или взносы делаются через Международный орган по морскому дну, который распределяет их между государствами-участниками Конвенции на основе критериев справедливости, принимая во внимание интересы и потребности развивающихся государств, особенно тех из них, которые наименее развиты и не имеют выхода к морю.

Международно-правовой режим континентального шельфа, предусмотренный Конвенцией 1982 г., основывается на стремлении примирить взаимопротиворечащие интересы международного судоходства и все более настойчивые притязания прибрежных государств на расширение суверенитета над морскими пространствами за пределами территориального моря, обусловленные прежде всего возрастающим уровнем научно-технического прогресса.

Согласно ст. 77 Конвенции 1982 г. прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов. Можно выделить следующие основные особенности суверенных прав:

  • Права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от эффективной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого об этом заявления. Права прибрежного государства существуют ipso facto и ab initio на основе его суверенитета над сушей.
  • Суверенные права носят исключительный характер в том смысле, что, если прибрежное государство не осуществляет разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства. В то же время осуществление прав прибрежного государства на континентальном шельфе не должно нарушать или приводить к какому-либо неоправданному вмешательству в судоходство и другие права и свободы других государств.
  • Суверенные права носят строго ограниченный характер, то есть прибрежное государство не может осуществлять другие исключительные права, которые не касаются разведки и разработки природных ресурсов его континентального шельфа. Например, права прибрежного государства не распространяются на суда, затонувшие на шельфе. В данном отношении суверенные права отличаются от территориального суверенитета.
  • Природные ресурсы кроме минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр также включают «сидячие виды» живых организмов, например, устриц, моллюсков и морских ушек. Вопрос о том, относятся ли крабы и омары к категории сидячих видов, является предметом обсуждения.
  • В отношении континентального шельфа в Конвенции 1982 г. не содержится положений аналогичных ст. 73 об обеспечение выполнения законов и правил прибрежного государства в ИЭЗ. Тем не менее, существует общепризнанное мнение, что п. 2 ст. 111, в котором предусматривается право преследования за нарушение законов и правил прибрежного государства, применимых к континентальному шельфу, предполагает, что прибрежное государство обладает законодательной и исполнительной юрисдикцией в отношении континентального шельфа.

Кроме указанных суверенных прав прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении искусственных островов, морских научных исследований, захоронения и других целей. Соответствующие положения можно обобщить следующим образом:

  • Согласно ст. 80 Конвенции 1982 г. статья 60, касающаяся искусственных островов, установок и сооружений в ИЭЗ, применяется mutatis mutandis к континентальному шельфу. Отсюда следует, что на континентальном шельфе прибрежное государство имеет исключительное право сооружать, разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование таких искусственных островов, установок и сооружений, а также обладает над ними исключительной юрисдикцией.
  • Прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований на континентальном шельфе в соответствии с п.1 ст. 56 и п.1 ст. 246 Конвенции 1982 г. В п. 2 ст. 246 разъясняется, что морские научные исследования на континентальном шельфе должны проводиться с согласия прибрежного государства.
  • Согласно п. 5 ст. 210 Конвенции 1982 г. прибрежное государство имеет право разрешать, регулировать и контролировать захоронения на континентальном шельфе.
  • Прибрежное государство в соответствии со ст. 81 Конвенции 1982 г. обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе.

В соответствии с Конвенцией 1982 г. все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе (ст. 79, п. 1). Однако направление трассы трубопроводов на континентальном шельфе должно быть согласовано с прибрежным государством (ст. 79, п. 3).

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 78 Конвенции 1982 г. права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами, все государства пользуются свободами судоходства в этих водах и свободами пролета в этом воздушном пространстве. Тем не менее, как указывалось выше, прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении искусственных островов, морских научных исследований и захоронений на континентальном шельфе. Таким образом, свободы судоходства и пролета могут ограничиваться юрисдикцией прибрежного государства; в этом смысле правовой режим вод, покрывающих континентальный шельф, и воздушного пространства над ними отличается от правового режима открытого моря.

По оценкам множества экспертов, институт государства Российской Федерации не располагает претензиями в области территориальной целостности. Относительно официального мнения, бывшие республики могучего государства СССР в период изменения конституционного строя образовали 15 самостоятельных, признанных мировыми державами государств. Кроме этого, образовано несколько территориальных самообразований, претендующих на определенный статус.

Конституция РФ отражает понятие территориального определения в Российской Федерации. Первой частью статьи №67 определено, что целостность РФ предполагает все ее континентальные территории, а также внутренние и морские воды, в том числе воздушное пространство над ними. Конституционные положения дают основание утверждать, что в составе государственной территории РФ находится четыре ее части.

Территориальные составляющие РФ:

  • сухопутная, сюда входит континентальная и островная территория;
  • морская, подразумевает под собой внутренние и морские воды;
  • недра, область расположения природных ресурсов;
  • воздушная, ограниченная пространством над другими частями.

Характерным признаком существования каждой территориальной части является их твердая правовая основа.

В юрисдикции Российской Федерации находится значительная территория Арктического континентального шельфа, что дает ей право на осуществление следующей деятельности.

  1. Разведка и разработка минеральных и живых ресурсов. Стоит отметить, что осуществлять данную деятельность другие государства могут только с согласия РФ.
  2. Осуществление и регулировка буровых работ для любых целей.
  3. Исключительное право на искусственные сооружения. В области юрисдикции государства право на установку и сооружение искусственных островов и объектов, предназначенных для разработки полезных ископаемых. На территории данных сооружений РФ имеет права в области таможни, санитарии и прочих норм и правил, в том числе в области безопасности.
  4. Проводить морские научные исследования.
  5. Защищать природные ресурсы континентального шельфа и экологию региона, в связи с промыслами в области разработки источников полезных ископаемых и захоронения отходов.
  6. Прокладывать транспортные и коммуникационные маршруты, в том числе для транспортировки газовых и нефтяных продуктов.

Вопросы соперничества за континентальный арктический шельф активно развиваются на политической арене. Принадлежность к юрисдикции отдельных частей шельфа со стороны Российской Федерации доказывается научными исследованиями и разведкой дна Северного Ледовитого океана. Одной из таких экспедиций выступила «Арктика-2007», обнаружившая продолжение хребта Ломоносова на глубине более четырех тысяч метров. По окончании экспедиции установлен флаг Российской Федерации и начата новая точка распределения особых экономических зон Арктического шельфа. С выводами экспедиции осталась категорически не согласна Канада, а впоследствии ее быстро поддержали и остальные страны.

Международное право предполагает распределение зон влияния на Арктическом шельфе среди России, Соединенных штатов Америки, Канады, Дании, Норвегии.

Активность в области распределения особых экономических зон предельно актуальна в годы глобального потепления и таяния ледников, что делает более доступной разведку и добычу полезных ископаемых. Стоит отметить, что в регионе сосредоточено более 25 % всех запасов углеводородов. Российская Федерация — претендент на четверть мировых запасов.

Истощение запасов мировых ресурсов на основных континентах заставляет все более остро подходить к геологической разведке регионов Арктического шельфа. Борьба за ресурсы в таких местах требует развития сложной высокотехнологичной техники, предопределяет затраты на емкие научные исследования, дающие инвестиционный результат только через многие годы. Воды континентального шельфа всегда будут объектом тщательных исследований, а в дальнейшем и просторы океанических лож в качестве источника углеводородов. Поиски предопределены перспективой длительной инвестиции человечества в будущее.

Определение 1

Понятие «континентальный шельф» включает затопленную морем часть территории материка.

Существует два подхода для того, чтобы определить ширину территориального моря. Конвенция о континентальном шельфе (Женева, 29.04.58) включает в его состав морское дно (в том числе недра), которое простирается от внешней границы территориального моря до установленных пределов, на которые прибрежное государство имеет суверенные права. Используется с целью разведки и разработки его природных богатств.

Конвенция в 1 статье рассматривает шельф континента в качестве поверхности и недр морского дна подводных районов, которые могут примыкать к берегу, но находятся не в зоне территориального моря (предел глубины двести миль) или за этими пределами, до того места, где глубина покрывающих вод предполагает разработку естественных ресурсов, недра и поверхность районов, которые прилегают к берегу острова.

Внешняя граница шельфа представлена изобатой, то есть линией, которая соединяет глубины до двухсот миль. Естественные богатства шельфа состоят в наличии минеральных и других неживых ресурсов глубин и поверхностей морского дна, живых организмов «сидячих» видов, то есть тех, кто в период промыслового развития прикрепляется ко дну или перемещаются по нему (раки, крабы и др.).

В случае, когда на один и тот же шельф континента права имеют государства, берега которых располагаются напротив друг друга, то границу шельфа определяют с помощью соглашения между этими странами. Если подобное соглашение отсутствует, то в соответствии с принципом одинакового расстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Иногда споры о разграничении шельфа рассматривал Международный Суд ООН, определяющий его границы.

Конвенция по морскому праву давала иное определение границ для континентального шельфа. Она включала:

  • дно моря и глубину подводных районов, которые находятся вне пределов территории моря по всей протяженности естественного продолжения суши до внешний границы подводной материковой окраины (на расстоянии двести морских миль от исходных линий, от которых происходит измерение ширины территории моря), когда внешняя граница подводных окраин материка не простирается на это расстояние;
  • когда граница материка простирается более двухсот миль, то внешняя граница шельфа не может быть более 350 миль от исходной линии, которая отмеряет ширину территориального моря, или не более 100 миль от 2500 метровой изобаты (линия, которая соединяет глубину в 2500 м).
Замечание 1

Между странами континентальный шельф разграничивается в договорном порядке (например, Договор Российской Федерации и Литовской Республики о разграничении шельфа Балтийского моря от 1997 года) или в соответствии с решениями международных органов (суда, арбитража, органа международных организаций).

Права прибрежных стран, которые относятся к шельфу континента, не могут касаться правового статуса покрывающих вод и пространства воздуха над шельфом. Морское пространство над шельфом остается открытым морем, поэтому все страны обладают правом судоходства, полетов, рыболовства, прокладывания подводных трубопроводов (кабеля). Наряду с этим устанавливаются специальные режимы разработки и разведки природных ресурсов. Прибрежные страны вправе в этом процессе осуществлять возведение соответствующих сооружений и установок, создание вокруг них безопасных зон. Права прибрежного государства и их осуществление не должны ущемлять права в области судоходства и прочие права других стран.

Замечание 2

Прибрежные государства имеют право определения трасс для того, чтобы прокладывать кабели и трубопроводы, возведения установок и проведения бурильных работ, сооружения искусственных островов.

ФЗ № 187 «О континентальном шельфе РФ» включает в состав этой территории морское дно и недра подводных районов, которые находятся за пределами территориального моря РФ по всей протяженности естественного продолжения суши страны до внешних границ подводной окраины на материке.

Замечание 3

Подводная окраина материка представляет собой продолжение континентального массива государства, который включает недра и поверхность континентального шельфа, склон и подъем.

Определение «континентальный шельф» используется и в отношении всех островов России. Внешняя граница континентального шельфа располагается на расстоянии 200 морских миль от тех исходных линий, где происходит измерение ширины территориального моря с условием, что внешняя граница подводной окраины на материке не расположена на расстояние далее, чем 200 морских миль. Когда подводная окраина материка располагается на расстоянии от 200 морских миль, то внешние границы континентального шельфа совпадут с внешними границами подводной окраины материка, которая определяется международными правовыми нормами.

Континентальный шельф РФ состоит из природных ресурсов, в том числе минеральных и прочих неживых ресурсов дна моря, его недр, живых организмов «сидячих видов». Виды живых организмов, которые представляют собой живые ресурсы континентального шельфа, установлены специальными уполномоченными федеральными органами по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа регулируются Российской Федерацией, а работа в области разведки, разработки (промысла) этих ресурсов и их охраны включена в компетенцию Правительства РФ.

На шельфе континента наша страна имеет:

  1. суверенное право разведывательной работы и добычи различного вида ресурсов. Данные права исключительны, поскольку, если РФ не занимается разведкой шельфа или разработкой его минеральных (водных) биоресурсов, никто не вправе это без ее согласия;
  2. исключительные права в области разрешительных и регулирующих буровых работ на шельфе с любой целью;
  3. право сооружать, регулировать и создавать, эксплуатировать и использовать искусственно созданные острова, сооружения и установки;
  4. юрисдикцию по отношению к научным исследованиям морских глубин; защите и сохранению моря в ходе разведки шельфа континента и разработки всех видов его ресурсов, захоронения отходов и др.; прокладки и эксплуатации трубопровода или кабеля под водой.

При получении и осуществлении суверенного права и юрисдикции на шельфе континента, наша страна не может препятствовать судоходству, свободам и правам других стран, которые признаются нормами права.

Замечание 4

Участки шельфа континента, включая недра, могут быть предоставлены лицам, которые соответствуют требованиям законодательства о недрах.

Острова, искусственно созданные, сооружения и установки континентального шельфа не имеют статус островов и территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Вокруг них могут формироваться безопасные зоны, простирающиеся не более чем на 500 метров внешнего края искусственного острова, установки и сооружения.

Любой тип деятельности на континентальном шельфе нашей страны подлежит экологической экспертизе государства. Военные корабли и летательная техника ФСБ РФ вправе использовать оружие против судов, которые нарушают закон и международные договора РФ в ответ на использование ими силы, а также в прочих исключительных ситуациях в случае преследования по горячим следам, исчерпания всех других обусловленных сложившимися обстоятельствами мер, требуемых для прекращения нарушений и задержания нарушителя.

  • Čeština
  • Deutsch
  • Español
  • Français
  • Italiano
  • Nederlands
  • Polski
  • Português
  • Türkçe
  • Norsk
  • Svenska
  • Dansk
  • Suomen kieli
  • Magyar
  • Română
    • Previous article
    • Next article

    Континентальный шельф: понятие и правовой режим

    Конвенция о континентальном шельфе заменила ранее существовавшую практику суверенитета государств только над очень узкой полосой моря, окружающей их, и все, что за этой полосой, считалось международными водами. Эта политика использовалась до тех пор, пока президент Соединенных Штатов Гарри С. Трумэн не объявил, что ресурсы на континентальном шельфе, прилегающем к Соединенным Штатам, принадлежат Соединенным Штатам в соответствии с указом президента 28 сентября 1945 года. Многие другие страны быстро адаптировали аналогичную политику, большинство из которых заявили. что их часть моря простиралась либо на 12, либо на 200 морских миль от его побережья.

    В статье 1 конвенции термин «шельф» определяется с точки зрения эксплуатационной пригодности, а не с точки зрения геологического определения. Он определял шельф «морского дна и недр подводных районов, прилегающих к берегу, но за пределами территориального моря, до глубины 200 метров или, за этим пределом, до того места, где глубина вышележащих вод допускает освоение природных ресурсов указанных районов »или« на морское дно и недра аналогичных подводных районов, прилегающих к берегам островов ».

    Помимо описания того, что является законным в районах континентального шельфа, он также диктовал, что не могло быть сделано в статье 5.

    Страна Год ратификации Страна Год ратификации
    Албания 1964 г. Маврикий 1970 г.
    Австралия 1963 г. Мексика 1966 г.
    Беларусь 1961 г. Нидерланды 1966 г.
    Босния и Герцеговина 1994 г. Новая Зеландия 1965 г.
    Болгария 1962 г. Нигерия 1961 г.
    Камбоджа 1960 г. Норвегия 1971 г.
    Канада 1970 г. Польша 1962 г.
    Колумбия 1960 г. Португалия 1963 г.
    Коста-Рика 1972 г. Румыния 1961 г.
    Хорватия 1992 г. Российская Федерация 1960 г.
    Кипр 1974 г. Сенегал 1961 г.
    Чехия 1993 г. Сьерра-Леоне 1966 г.
    Дания 1963 г. Словакия 1993 г.
    Доминиканская Респблика 1964 г. Соломоновы острова 1981 г.
    Фиджи 1971 г. Южная Африка 1963 г.
    Финляндия 1965 г. Испания 1971 г.
    Франция 1965 г. Свазиленд 1970 г.
    Греция 1972 г. Швеция 1966 г.
    Гватемала 1961 г. Швейцария 1966 г.
    Гаити 1960 г. Таиланд 1968 г.
    Израиль 1961 г. Тонга 1971 г.
    Ямайка 1965 г. Тринидад и Тобаго 1968 г.
    Кения 1969 г. Уганда 1964 г.
    Латвия 1992 г. Украина 1961 г.
    Лесото 1973 объединенное Королевство 1964 г.
    Мадагаскар 1962 г. Соединенные Штаты 1961 г.
    Малави 1965 г. Венесуэла 1961 г.
    Малайзия 1960 г. Югославия 1966 г.
    Мальта 1966 г.

    В 1960 году Организация Объединенных Наций провела еще одну конференцию по морскому праву, UNCLOS II, но никаких соглашений достигнуто не было. Однако в 1973 году была созвана еще одна конференция для рассмотрения этих вопросов. ЮНКЛОС III, просуществовавшая до 1982 года из-за необходимого консенсуса, скорректировала и переопределила многие принципы, изложенные в первой ЮНКЛОС. Новое определение континентального шельфа в новой Конвенции сделало Конвенцию 1958 года о континентальном шельфе устаревшей. Основная причина этого — технический прогресс.

    Международно-правовой статус континентального шельфа

    Начиная с середины XIX века некоторые страны, у которых ширина территориального моря составляла 3—4—6 морских миль, стали устанавливать дополнительную морскую зону за пределами своего территориального моря для осуществления в ней контроля с целью обеспечения выполнения иностранными судами иммиграционных, таможенных, фискальных и санитарных правил. Такие зоны, прилегающие к морской территории прибрежного государства, получили название прилежащих зон.

    Суверенитет прибрежного государства на эти зоны не распространяется, и они сохранили статус открытого моря. Поскольку такие зоны создавались для конкретных и четко поименованных целей, а также не выходили за пределы 12 морских миль, то их установление не вызывало возражений. Право прибрежного государства устанавливать прилежащую зону в таком виде и в пределах до 12 морских миль получило закрепление в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года (ст. 24).

    Конвенция ООН по морскому праву 1982 года тоже признает право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой оно может осуществлять контроль, необходимый для: а) предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; б) наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря (п. 1 ст. 33).

    Однако Конвенция ООН по морскому праву, в отличие от Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, указывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины территориального моря. Это означает, что прилежащую зону могут устанавливать также и те государства, у которых ширина территориального моря достигает 12 морских миль.

    Внутриконтинентальные или, как их часто называют, государства, не имеющие морского побережья, имеют право на доступ к морю, в том числе право на то, чтобы морские суда плавали под их флагом.

    Это существовавшее и ранее право получило закрепление в Конвенции ООН по морскому праву, которая предусматривает порядок решения вопроса о доступе внутриконтинентального государства к морю через территорию тех стран, которые расположены между морем и данным внутриконтинентальным государством.

    Практически этот вопрос решается таким образом, что заинтересованное государство, не имеющее выхода к морю, договаривается с соответствующей страной, расположенной на берегу моря, о предоставлении ему возможности пользоваться тем или иным морским портом прибрежной страны. Например, на основании подобной договоренности морские суда, плавающие под флагом Чехии, пользуются польским портом Щецин. Такого рода соглашениями одновременно решается вопрос и о транзитном сообщении между заинтересованным неприбрежным государством и морским портом, который этому государству предоставляется.

    Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право в соответствии с Конвенцией по морскому праву участвовать на справедливой основе в эксплуатации той части живых ресурсов экономических зон, которая по тем или иным причинам не может быть использована прибрежным государством. Это право осуществляется в экономических зонах прибрежных государств того же региона или субрегиона по соглашению с данным прибрежным государством. При определенных условиях и по соглашению с прибрежным государством развивающееся государство, не имеющее выхода к морю, может получить доступ не только к неиспользуемой части, но также ко всем живым ресурсам зоны.

    Конвенция предоставляет государствам, не имеющим выхода к морю, право на доступ к «общему наследию человечества» и на получение выгод от эксплуатации ресурсов международного района морского дна в рамках, предусмотренных Конвенцией.

    Конвенция о континентальном шельфе заменила предыдущую практику, когда страны имели суверенитет только над очень узкой полосой моря, которая их окружала, на что-то за этой полосой, считающееся международными водами. [ 3 ] Эта политика использовалась до тех пор, пока президент Соединенных Штатов Гарри С. Трумэн не провозгласил, что ресурсы на континентальном шельфе, прилегающем к Соединенным Штатам, принадлежат Соединенным Штатам посредством исполнительного указа от 28 сентября 1945 года. [ 4 ] Многие другие страны быстро приняли аналогичную политику, большинство из которых утверждали, что их часть моря простирается на 12 или 200 морских миль от их побережья.

    В статье 1 конвенции термин «шельф» определяется с точки зрения возможности эксплуатации, а не на основе геологического определения. Он определял платформу «на дне моря и в недрах подводных районов, прилегающих к берегу, но за пределами района территориального моря, на глубине 200 метров или, за этим пределом, до глубины прилегающих вод допускает эксплуатацию природных ресурсов указанных районов» или «морского дна и недр аналогичных подводных районов, прилегающих к побережьям островов». [ 5 ]

    В дополнение к описанию того, что является законным в районах континентального шельфа, она также диктует, что нельзя делать в статье 5. [ 6 ]

    В 1960 году Организация Объединенных Наций провела еще одну конференцию по морскому праву, ЮНКЛОС II, но договоренности достигнуты не были. Однако в 1973 году была созвана еще одна конференция для решения проблем. ЮНКЛОС III, просуществовавшая до 1982 г. из-за необходимого консенсуса, скорректировала и переопределила многие принципы, установленные в первой ЮНКЛОС. Новое определение континентального шельфа в новой Конвенции сделало Конвенцию о континентальном шельфе 1958 года устаревшей. Основной причиной этого был технический прогресс. [ 8 ]

    Понятие континентального шельфа

    Государства — Стороны настоящей Конвенции согласились о нижеследующем:

    Статья 1

    В настоящих статьях термин «континентальный шельф» употребляется применительно: a) к поверхности и недрам морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 метров или, за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов; b) к поверхности и недрам подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов.

    1. Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его естественных богатств.

    2. Права, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, являются исключительными в том смысле, что если прибрежное государство не производит разведки континентального шельфа или не разрабатывает его естественных богатств, никто другой не может делать этого или иметь притязания на его континентальный шельф без его прямого согласия.

    3. Права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от наличия эффективной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого об этом заявления.

    4. Упомянутые в настоящих статьях естественные богатства включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна, а также живые организмы «сидячих» видов, т. е. организмы, которые в надлежащий, с промысловой точки зрения, период своего развития либо прикреплены к морскому дну или под ним, либо могут передвигаться только по морскому дну или же в его недрах.

    • Čeština
    • Dansk
    • Deutsch
    • Español
    • Suomen kieli
    • Magyar
    • Italiano
    • Nederlands
    • Norsk
    • Polski
    • Português
    • Română
    • Svenska
    • Türkçe
      • Камень звезд«>Previous article
      • Агония света«>Next article

      Морское право имеет в основном обычное происхождение . Это одна из старейших отраслей международного публичного права . Принцип свободы морей был заложен впервые Гроция в XVII — м веке . В августе 1681 года Франция своим военно-морским декретом объединила право частных (морских) дел и право морской полиции.

      До Французской революции суды адмиралтейства были единственными, кто рассматривал споры, связанные с морем. Французская революция возложила на коммерческие суды судебные дела по морскому праву, за исключением, по сути, дел, касающихся публичного морского права. Таким образом, были разделены , космическое (физическое) и движимое имущество (корабли).

      Таким образом, морское право долгое время ограничивалось этим принципом свободы морей: море и океаны открыты для всех и никому не принадлежат, за исключением полосы в 3 морских мили ( 1 морская миля составляет 1,852 км ) от берега, где прибрежное государство осуществляет полный суверенитет, что соответствует дальности действия пушечного ядра того времени.

      Развитие военной техники, глубокого морского рыболовства , добычи и разведки нефти на шельфе и растущих рисков , связанных с деятельностью человека на окружающую среду привели к XX — го века умножение территориальных претензий, часто конкурируют на море, и даже односторонних ограничений в отношении навигации и права на рыбную ловлю. Эта ситуация побудила международное сообщество разработать общий режим, адаптирующий доктрину свободы морей, для разрешения напряженности между государствами.

      Международно-правовой режим континентального шельфа

      • Международный договор о генетических ресурсах растений для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства
      • Международный трибунал по морскому праву (ITLOS / ITLOS);
      • Международный орган по морскому дну ;
      • Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву ;
      • Международный Суд (ICJ).
      • Рамочная директива по водным ресурсам
      • Международное водное право
      • Общественный опрос
      • Исследование воздействия
      • Геополитика морских пространств
      • Консерваторские мероприятия ,
      • Компенсационные меры
      • Экологическая этика
      • Res communis
      • Отходы в море
      • загрязнение морской среды
      • Подводные боеприпасы
      • Торговля наркотиками

      Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
      Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
      Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

      Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

      1. Для целей настоящей Конвенции:

      1) «Район» означает дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции;

      2) «Орган» означает Международный орган по морскому дну;

      3) «деятельность в Районе» означает все виды деятельности по разведке и разработке ресурсов Района;

      4) «загрязнение морской среды» означает привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, включая эстуарии, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха;

      5) a) «захоронение» означает:

      i) любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций;

      ii) любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций;

      b) «захоронением» не считается:

      i) удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций и их оборудования, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, платформами или другими искусственно сооруженными в море конструкциями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, платформам или другим искусственно сооружаемым в море конструкциям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, платформах или конструкциях;

      ii) помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящей Конвенции.

      2. 1) «Государство-участник» означает государство, которое согласилось на обязательность для него настоящей Конвенции и для которого настоящая Конвенция находится в силе.

      2) Настоящая Конвенция применяется mutatis mutandis к субъектам права, перечисленным в пункте 1 «b», «c», «d», «e» и «f» статьи 305, которые становятся участниками настоящей Конвенции в соответствии с условиями, характерными для каждого из них, и в этой мере под термином «государства-участники» понимаются эти субъекты права.

      1. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем.

      2. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.

      3. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права.

      К вопросу о внешней границе континентального шельфа России в Арктике

      Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией.

      Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

      Если иное не предусмотрено в настоящей Конвенции, нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.

      В случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством.


      Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...