Особенности пенсионной системы РФ и виды пенсий предусмотренные до 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности пенсионной системы РФ и виды пенсий предусмотренные до 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и льготный проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.

С 2019 года для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода. С 2019 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.

Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам №1, №2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.

Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что границы наступления предпенсионного возраста будут установлены для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в марте 2019 года выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.

Для тех, у кого пенсионный возраст с 2019 года не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет, то есть за 5 лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет). При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии – им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр. А во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.

Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а в случае с досрочно выходящими на пенсию людьми – ранее этого возраста. Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Что нужно знать о пенсионной системе

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Для страховых пенсий по старости на общих основаниях и это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Пенсия по новым основаниям в 2021 году будет назначаться: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным коэффициентам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2021 году для выхода на пенсию требуется не менее 12 лет стажа и 21 пенсионный коэффициент.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности – они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

По итогам переходного периода, начиная с 2028 года и далее, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины – в 65 лет.

Прежний возраст выхода на пенсию сохраняется у большинства граждан, имеющих право досрочного назначения пенсии. К ним, в частности, относятся:

  1. Лица, кому пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в тяжелых, опасных и вредных условиях труда, за которые работодатели уплачивают дополнительные страховые взносы на пенсию по специальным тарифам. А именно лица, занятые:

    ● на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах – мужчины и женщины;

    ● в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах – мужчины и женщины;

    ● в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью – женщины;

    ● в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах – мужчины и женщины;

    ● в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле – мужчины и женщины;

    ● на подземных и открытых горных работах, включая личный состав горноспасательных частей, по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников – мужчины и женщины;

    ● в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации – мужчины и женщины;

    ● на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы – мужчины и женщины;

    ● в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин – женщины;

    ● в качестве рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования – мужчины и женщины;

    ● в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах – мужчины и женщины;

    ● в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях – мужчины и женщины.

  1. Лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья:

    ● женщина, родившая пять и более детей и воспитавшая их до 8 лет;

    ● женщина, родившая двух и более детей, при наличии необходимого страхового стажа и стажа работы на Крайнем Севере или в приравненных районах;

    ● один из родителей инвалида с детства, воспитавший его до 8 лет, – мужчины и женщины;

    ● опекун инвалида с детства, воспитавший его до 8 лет, – мужчины и женщины;

    ● инвалид вследствие военной травмы – мужчины и женщины;

    ● инвалид по зрению, имеющий первую группу инвалидности, – мужчины и женщины;

    ● гражданин с гипофизарным нанизмом (лилипут) и диспропорциональный карлик – мужчины и женщины;

    ● рыбак, оленевод или охотник-промысловик, постоянно проживающий на Крайнем Севере или в приравненных районах – мужчины и женщины.

  1. Лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с радиационными или техногенными катастрофами, включая катастрофу на Чернобыльской АЭС, катастрофу на химическом предприятии «Маяк», аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросы радиоактивных отходов в реку Теча, а также в связи с радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне – мужчины и женщины.

  2. Лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в летно-испытательном составе, а также в связи с летными испытаниями и исследованиями опытной и серийной техники: авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной – мужчины и женщины.

Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров. Все, кому до 2019 года уже назначен любой вид пенсии, продолжат получать положенные выплаты в соответствии с приобретенными правами и льготами. Повышение пенсионного возраста позволил уже с 2019 года обеспечить более высокий рост пенсий неработающих пенсионеров за счет индексации, превышающей уровень инфляции (в соответствии с Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года).

Пенсия по старости в 2022 году

Жители Крайнего Севера и приравненных местностей имеют право досрочного выхода на пенсию на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Это право сохраняется у северян и в дальнейшем. Вместе с тем возраст досрочного выхода на пенсию у жителей Севера поэтапно повышается на 5 лет: с 50 до 55 лет у женщин и с 55 до 60 лет у мужчин.

Минимально необходимый северный стаж для досрочного назначения пенсии при этом не меняется и по-прежнему составляет 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 календарных лет в приравненных местностях. Требования по страховому стажу аналогично не меняются и составляют 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Переходный период по повышению пенсионного возраста северян продлится, как и у всех, в течение 10 лет – с 2019 по 2028 год. На первом этапе повышение возраста затронет женщин 1969 года рождения и мужчин 1964 года рождения. При этом северяне, которым пенсия по старому законодательству должна была быть назначена в 2019–2020 годах, также имеют право на льготу по выходу на полгода раньше нового пенсионного возраста.

К примеру, мужчина 1965 года рождения (июль), имеющий 30 лет стажа работы на севере и 35 лет страхового стаж, выйдет на пенсию в январе 2022 года в возрасте 56,5 лет.

По итогам переходного периода в 2028 году в возрасте 55 лет выйдут на пенсию женщины-северяне 1973 года рождения и в возрасте 60 лет мужчины-северяне 1968 года рождения.

Для работников, которым пенсия назначается не по достижении пенсионного возраста, а после приобретения необходимой выслуги лет (специального стажа), сохраняется право досрочного выхода на пенсию. К таким работникам относятся педагоги, врачи, артисты балета, цирковые гимнасты, оперные певцы и некоторые другие. Минимально необходимый спецстаж для назначения пенсии при этом не увеличивается и в зависимости от конкретной профессии, как и раньше, составляет от 25 до 30 лет.

Вместе с тем начиная с 2019 года выход на пенсию работников перечисленных профессий определяется с учетом переходного периода по повышению пенсионного возраста. В соответствии с ним назначение пенсии врачам, учителям и артистам постепенно переносится с момента выработки специального стажа. При этом они могут продолжать трудовую деятельность после приобретения необходимой выслуги лет либо прекратить работу.

Пример Для выхода на пенсию сельским медицинским работникам требуется 25 лет выслуги в учреждениях здравоохранения независимо от возраста и пола. Если сельский врач выработает необходимый стаж в сентябре 2021 года, пенсия ему будет назначена в соответствии с общеустановленным переходным периодом по повышению пенсионного возраста – через 3 года, в сентябре 2024-го.

С 1 января 2022 года ПФР начал информировать мужчин, достигших возраста 45 лет, и женщин, достигших 40 лет, о предполагаемом размере будущей пенсии по старости. Вся информация доступна в личном кабинете застрахованного лица на сайте ПФР или портале Госуслуг, а тем, кто не пользуется порталом — при личном обращении в территориальный орган ПФР.

Уведомления будут приходить раз в три года. В них будет отражен размер будущей пенсии по старости, условия выхода на пенсию, в частности, сколько еще стажа необходимо для выхода на пенсию по старости, а также информацию о сумме сформированных пенсионных накоплений.

С 1 января 2022 года пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 5,9%, в результате чего средний размер страховой пенсии по старости превысил 17 тыс. рублей. Однако по предварительным данным Росстат в 2021 году уровень инфляции обогнал целевой показатель почти вдвое и составил 8,39%. В связи с этим, по словам представителя Минтруда, индексация страховых пенсий по старости после соответствующих корректировок законодательства будет доведена до 8,6%, таким образом средний размер страховой пенсии по старости в текущем году составит 18 984 рубля.

Также повысилась стоимость одного пенсионного коэффициента с 98,86 рублей до 104,69 рубля и размер фиксированной выплаты — с 6 044,48 до 6 401 рубля. Это основная, базовая часть пенсии, гарантированная государством.

С 1 апреля будут проиндексированы социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению на 7,7%.

С 1 августа ПФР и НПФ проведут ежегодную корректировку размера накопительных пенсий и срочных пенсионных выплат по обязательному пенсионному страхованию.

Размер повышения рассчитывается индивидуально, однако не может превышать трех пенсионных коэффициентов. Соответственно размер прибавки не превысит 315 рублей.

Какие пенсионные изменения ждут россиян в 2022 году

С 2022 года пенсионеры, проживающие на территории с действующим режимом чрезвычайной ситуации — не важно, федерального, регионального или локального масштаба, смогут получать пенсии раньше установленной даты. Для этого необходимо обратиться с заявлением в территориальное отделение ПФР.

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения, которые освобождают пенсионеров, признанных банкротами, от удержаний части долга из пенсии. Речь идет о ситуациях, когда пенсионеры берут кредиты, а потом оказываются не в состоянии их выплачивать.

Ранее по судебным листам могли производиться удержания из пенсии, после принятия новых правил такая практика будет прекращена.

В конце прошлого года Госдума приняла закон о сохранении ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии (сроке дожития) в 2022 году на прежнем уровне — 264 месяца. В 2020 году он составлял 258 месяцев. Период выплаты накопительной пенсии определяется на основании статистических данных о продолжительности жизни мужчин и женщин в возрасте 60 и 55 лет.

Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо, ожидаемый срок дожития устанавливается специальным законом ежегодно.

Пенсионеры получают выплаты за счет денежных отчислений субъектами хозяйствования от заработной платы сотрудников. Такая модель пришла на смену унаследованной от СССР распределительной системе. До 2001 года базовая часть обеспечения была неизменным конкретизированным показателем и не зависела от таких финансовых составляющих, как сумма заработной плат, совокупный трудовой стаж, пребывание в декретном отпуске, самозанятость. После отмены устаревшего формата уплата страховых взносов за всех, кто официально работает на предприятии, организации или учреждении стала обязательным юридическим требованием для работодателей не зависимо от формы собственности и статуса субъекта хозяйствования.

Что нужно знать о пенсиях в 2022 году

Законом предусмотрено несколько оснований для оформления пенсий в России для граждан, которые включены в систему обязательного пенсионного страхования. К случаям, когда предусмотрена выплата из федерального бюджета ежемесячного пособия, предусмотрены:

  • наступление старости;
  • потеря кормильца;
  • несчастный случай или ухудшение здоровья по другим причинам – инвалидность.

Важно: Все указанные категории граждан, имеющие перечисленные обстоятельства, подтверждают свою регистрацию в государственном органе. Результатом этого является получение зеленой карты СНИЛС с индивидуальным номеров в базе данных страховой системы.

Участие в государственной программе определяется отчислением процента от заработка работодателем на идентификационный номер сотрудника, зарегистрированный в отделении пенсионного фонда России. Из поступающих сумм формируются накопления, которые идут на социальные выплаты в случае наступления страхового взноса.

Выделяется несколько категорий пенсий с целью предоставления финансирования от государства определенным гражданам:

При заключении трудового договора сотрудник передает удостоверение СНИЛС в кадровую службу предприятия. На индивидуальный счет ежемесячно работодатель переводит страховые взносы. С них будут формироваться пенсионные отчисления на ежемесячной основе. На сегодня с заработной платы отчисляется каждый отчетный период за счет средств компании, с которой заключен трудовой договор, не менее 22%. Средства распределяются по следующим статьям:

  • индивидуальный тариф рассчитывается исходя из ставки в 16%. Из них 10% – это страховое обеспечение и 6% уходит на накопительную часть.
  • стандартный тариф составляет 6%. Этот расход идет на определение пенсии в будущем.

Получаемые учреждением государственного обеспечения средства распределяются по системе накопительных баллов. Деньги поступают на счета граждан, открытые в отделениях ПФР по месту регистрации или осуществления трудовой деятельности. Накопительная часть пенсии подлежит обязательной ежегодной компенсации по распоряжению Правительства РФ с учетом показателя инфляции. Эта мера принимается с целью сохранения достойного уровня материального обеспечения для социально незащищенного населения страны с целью недопущения обесценивания пенсий.

Дотации за счет государственных средств начисляются гражданам РФ при наступлении следующих обстоятельств:

  • минимальный страховой стаж;
  • наступление возраста для выплаты пенсии;
  • назначение досрочной пенсии по определенным в законе основаниям в установленном порядке;
  • получение необходимого количества баллов в системе пенсионного страхования.

Важно: в России ведется реформирование пенсионной системы, в частности, в отношении положений об увеличении возраста для выхода на заслуженный отдых. Однако на 2022 год для женщин ценз составляет до сих пор для женщин 55 лет и для мужчин 60 лет.

В случае невыполнения ряда требований, в частности, по выработке минимального стажа в 6 лет и набору 6,6 баллов, будет осуществляться пенсионное обеспечение социального вида.

Независимо от достижения определенного возраста и количества набранных пенсионных баллов гражданин получает в этом случае право на страховые выплаты по состоянию здоровья. Государственное обеспечение предоставляется при выполнении условий:

  • наличие трудового стажа хотя бы минимального – достаточно службы даже в течение 1 дня;
  • заключение медицинской комиссии о назначении определенной группы инвалидности.

Государственные привилегии по закону могут предоставляться гражданам в этой категории, независимо от причины установления нетрудоспособности.

Граждане РФ вправе сформировать собственный пенсионный пакет материального обеспечения. Они могут отчислять средства самостоятельно на специально открытый для этого счет. Это отличие основное от страховой системы исчислений, которая предполагает перевод средств работодателем с заработной платы сотрудника ежемесячно в объеме 22% от дохода.

Процесс формирования собственного пенсионного резерва начинается с обращения с заявлением в отделение Пенсионного фонда РФ по месту регистрации гражданина. Для этой цели формируется специальный вклад, деньги переводятся по направлениям:

  • управляющие компании;
  • негосударственный пенсионный фонд.

Эти учреждения отправляют гражданину отчет по инвестиционному пакету и целевому расходованию средств на пенсионное обеспечение определенного лица по месту регистрации. Предоставляются сведения в виде ежегодных отчетов. Для управляющих организаций, аккумулирующих средства на счетах, отчисляется комиссия.

Такие виды выплат формируются из государственного бюджета. Дополнительно к направляемым с федерального уровня средствам выплачиваются региональные надбавки. Отчисления таких типов направляются в виде денежных компенсаций в связи с потерей места работы.

Социальная пенсия

Предусматривается согласно ФЗ №166, в нем указано, что граждане, которые не заработали пенсию самостоятельно, могут рассчитывать на получение социальных выплат из бюджета. Ежемесячные платежи из федеральной казны поступают в пользу следующих категорий граждан:

  • при получении инвалидности;
  • в случае выходе не заслуженный отдых по возрасту или в досрочном порядке в связи с занятием определенным видом деятельности;
  • при потере кормильца назначается для иждивенцев.

Для оформления статуса пенсионера и права на социальную выплату необходимо в официальном порядке получить статус нетрудоспособного и проживать в Российской Федерации более 183 дней – то есть быть резидентом страны, не выезжающего на длительный срок за границу.

С 2015 года накопительная пенсия стала самостоятельным видом пособий по старости. Ее размер зависит от продолжительности периода выплаты и формируется за счет:

  • —взносов от работодателя в пользу застрахованного лица (руководитель отчисляет 22% от заработной платы сотрудника —16% в страховую часть и 6% — в накопительную);
  • —средств материнского капитала (части или в полном размере), направленных на формирование накопительной пенсии и их инвестирования;
  • —участия в программе софинансирования, дополнительных страховых платежей на накопительную пенсию и их инвестирования.

С помощью калькулятора ПФР можно онлайн рассчитать будущую пенсию. Для этого нужно ввести данные о зарплате, периодах работы в течение жизни и следующие показатели, актуальные на 2022 год:

  • —Фиксированная выплата — 6401,10 рублей;
  • —Стоимость одного пенсионного коэффициента — 104,69 рубля;
  • —Максимальная заработная плата до вычета НДФЛ, облагаемая страховыми взносами — 127400 рублей в месяц.

Эксперт отмечает, что для размера пенсии важен страховой стаж и официальные взносы, которые перечисляются в ПФР. Чтобы в будущем получать более высокую пенсию, рекомендуется:

  • —работать официально (баллы можно заработать только при получении «белой» зарплаты);
  • —брать исключительно оплачиваемые отпуска и больничные;
  • —делать самостоятельные взносы, без работодателя, чтобы получить максимальный балл (с 2021 года максимум — 10);
  • —женщинам до момента выхода в декрет нужно быть официально трудоустроенными;
  • —предпринимателям за уплату фиксированных страховых взносов начисляют чуть больше одного балла, поэтому ИП получают минимальную пенсию, лучше быть еще где-то трудоустроенными.

Пенсионное обеспечение: что изменится с 1 января 2022 года

Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).

Таблица 1. Классификация пенсионных систем по способу финансирования.

Виды пенсионных систем

Способы финансирования пенсионных систем

Солидарно-распределительная (нефондируемая)

Принцип солидарности поколений (расходы на выплату пенсий производится в основном из текущих поступлений от работодателей и работающего населения).

Накопительная (фондируемая)

За счет пенсионных взносов создается специальный накопительный фонд, обеспечивающий пенсионные выплаты в настоящем и будущем.

Смешанная

Государство обеспечивает гарантированный пенсионный минимум, который дополняют пенсионные накопления, сделанные в рамках совместных программ работодателем и работником, а также в рамках персональных сбережений.

По данным Международной организации труда (МОТ), в мире преобладает распределительная пенсионная система: среди 58 наиболее развитых стран мира этот способ финансирования практикуют 44 государства.

В западных странах пенсионные модели традиционно делят условно на два типа: построенные по модели Бисмарка (континентальной) и Бевериджа (англо-саксонской).

Модель Бисмарка используется в Германии, Австрии, Бельгии, Дании, Швеции, Франции, Италии, Греции. По этой модели средства для выплаты пенсий аккумулируются за счет взносов работающих и пропорционально распределяются между всеми, кто имеет право на пенсию. Уравнительный принцип формирования пенсий порождает в обществе социальное иждивенчество, снижает у населения интерес к сбережениям. Системы дополнительного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и собственных средств работников существуют, но не носят повсеместного характера.

По модели Бевериджа построены пенсионные системы Великобритании, Ирландии, США, Канады, Голландии, Австралии. В соответствии с ней государство обеспечивает населению минимальный уровень пенсионного обеспечения, который, как правило, не коррелирует с величиной заработка. Поэтому в странах, где используется англо-саксонская модель, получили распространение дополнительные режимы пенсионного обеспечения, построенные по накопительному принципу.

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Конституцией и законодательством Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выполнение в течение трудовой деятельности особых функций (пенсии госслужащих), а также по ряду социальных показателей.

Право на получение того или иного вида пенсии зависит от разных обстоятельств и может производиться в рамках обязательного пенсионного страхования или государственного пенсионного обеспечения.

Обязательное пенсионное страхование является составной частью обязательного социального страхования, которое регулирует Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». «Обязательное пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения».4

Виды пенсий по обязательному пенсионному страхованию:

  1. по старости,
  2. по инвалидности,
  3. по потере кормильца.

Формирование пенсии по обязательному пенсионному страхованию происходит за счет страховых взносов. «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете».5

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении. Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, определяется Государственной Думой и Советом Федерации по представлению правления Фонда.

Плательщиками страховых взносов (страхователями) признаются физические и юридические лица, которые производят выплаты наемным работникам (работодатели), а также граждане, обеспечивающие себе работу самостоятельно – частные предприниматели, нотариусы, частные детективы, адвокаты и другие.

«Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию».6

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

  1. пенсия за выслугу лет;
  2. пенсия по старости;
  3. пенсия по инвалидности;
  4. пенсия по случаю потери кормильца;
  5. социальная пенсия.

Формирование пенсии по государственному пенсионному обеспечению происходит за счет средств государственного бюджета.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

  1. федеральные государственные гражданские служащие;
  2. военнослужащие;
  3. участники Великой Отечественной войны;
  4. граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  5. граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
  6. космонавты;
  7. граждане из числа работников летно-испытательного состава;
  8. нетрудоспособные граждане.

Пенсии по старости выплачиваются по достижении общеустановленного пенсионного возраста:

  • для мужчин – 60 лет (с 2019 года начался переходный период к возрасту 65 лет);
  • для женщин – 55 лет (с 2019 года начался переходный период к возрасту 63 года.

Пенсия по старости выплачивается либо как трудовая – в рамках системы обязательного пенсионного страхования, либо как социальная – в рамках системы государственного пенсионного обеспечения.

Трудовая (страховая) пенсия по старости – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным в системе ОПС лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости или инвалидности.

Социальная пенсия – это ежемесячная выплата материальной помощи нетрудоспособным гражданам, у которых отсутствует страховой стаж.

«Гражданам, имеющим право на различные пенсии, устанавливается только одна из них, по их выбору, кроме инвалидов вследствие военной травмы, участников Великой Отечественной войны и других категорий, оговоренных в ст. 3 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».7

С 1 января 2010 года в России трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной. Накопительная часть пенсии формируется за счет обязательных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

Кроме того, для формирования накопительной части пенсии можно использовать материнский (семейный) капитал, добровольные взносы работника и работодателя, взносы на софинансирование в рамках государственной программы и доход от инвестирования всех этих средств.

Средства, которые формируют накопительную пенсию, называют пенсионными накоплениями.

По состоянию на февраль 2017 года размер страхового взноса в обязательную пенсионную систему составляет 26 % от фонда оплаты труда работника. Из них на формирование пенсионных накоплений направляется 6 %, а 16 % направляется на формирование страховой пенсии.

При этом застрахованное лицо имеет право отказаться от формирования накопительной части пенсии и направлять страховой взнос полностью на формирование страховой части пенсии.

Пенсионные накопления по выбору застрахованного лица можно инвестировать через государственную управляющую компанию (с 2003 года эта функция поручена Внешэкономбанку) либо через частные организации: управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Управляющие компании и НПФ ежегодно отчитываются о доходности инвестирования средств своих клиентов.

«Клиенты НПФ, контролируя прирост своих вкладов или накопительной части своей государственной пенсии, могут оценить эффективность работы НПФ и управляющей компании и выбрать наилучшую».9

Чтобы распорядиться своими пенсионными накоплениями, необходимо подать заявление в Пенсионный фонд РФ о передаче средств пенсионных накоплений в доверительное управление НПФ или управляющей компании. Владелец пенсионных накоплений также имеет право раз в год передавать их по своему желанию в управление любому НПФ или управляющей компании – частной или государственной.

Накопительную часть пенсии можно получить тремя разными способами, в зависимости от величины накоплений и пожеланий владельца пенсионных накоплений (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Вид выплаты

Особенность выплаты

Кто может получить

Единовременная выплата

Все пенсионные накопления выплачиваются сразу одной суммой

Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов.

Срочная пенсионная выплата

Регулярные выплаты осуществляются на протяжении фиксированного срока не менее 10 лет (продолжительность срока выплаты определяет владелец накоплений)

Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Накопительная пенсия

Выплаты осуществляются ежемесячно и пожизненно

Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

У работающих граждан 1966 года рождения и старше страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии.

Формирование пенсионных накоплений для лиц этой возрастной категории может происходить только за счет добровольных взносов в рамках программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию.

Государственные пенсии. Как получить. Виды. Документы в 2022 году

Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.

«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10

В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).

Программа с установленными выплатами гарантирует участникам фиксированный размер пенсии, исходя из размера зарплаты и стажа работы в компании. Как правило, программы с установленными выплатами формируются за счет отчислений работодателей, а программы с установленными взносами финансируются одновременно работодателями и наемными работниками. «При этом работник получает свой персональный счет в пенсионном фонде и может принимать решение об инвестировании своих накоплений в ту или иную сферу (и тем самым может некоторым образом влиять на увеличение объема своего пенсионного капитала). Данные пенсионные программы не предусматривают установленного размера выплат. Пенсионные пособия определяются суммой накоплений и не зависят от стажа работы и величины заработка».11

Персональные пенсионные накопления в США имеют две основных разновидности:

  • личный пенсионный счет (Individual retirement account – IRA) в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях;
  • накопительный вклад по месту работы (Deferred Compensation Plans).

Оба варианта позволяют выбирать схему инвестирования, так что работник сам несет ответственность за результаты своих вложений.

В Великобритании работники имеют возможность выбирать, получать либо государственную пенсию по выслуге лет (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS), либо негосударственную пожизненную пенсию по выслуге (Occupation Pension Scheme) в рамках корпоративных пенсионных программ. Пенсионные взносы выплачивают в обязательном порядке, как правило, и работодатель, и работник.

Британцы могут увеличить размер пенсии за счет добровольных отчислений и инвестиций в страховые компании, кооперативы, инвестиционные компаний. Независимое бюро (Income Drawdown Advisory Bureau) предоставляет населению индивидуальные консультации по выбору правильной стратегии инвестирования.

«В частности, как в США, так и в Великобритании пенсионные программы с установленными выплатами вытесняются программами с установленными взносами (последние не гарантируют определенных выплат, а зависят от накопленного пенсионного капитала работника). Расширяется использование программ личного пенсионного страхования, основанных на накопительном принципе».12

В Австралии накопительная часть пенсии формируется за счет отчислений в частный пенсионный фонд, которые на паритетных началах обязаны делать и работник и работодатель. Выбор фондов для пенсионных накоплений ограничен, а их деятельность строго контролируется государством, чтобы не допустить инвестирования пенсионных накоплений в высокорисковые активы. При этом назначение пенсии зависит еще и от результатов проверки уровня сбережений – обеспеченным людям государственная пенсия не положена. В то же время, австралийцы могут добровольно делать отчисления в негосударственные пенсионные фонды, чтобы увеличить свою пенсию.

На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.

Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.

Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.

Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.


Страховая пенсия — наиболее популярная пенсионная выплата, предназначаемая для ежемесячной материальной поддержки ее получателя в связи с достижением пенсионного возраста, потерей трудоспособности гражданина или утратой дохода кормильца (по причине его смерти). Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях» установлены три вида страховых пособий:

  • по случаю наступления старости;
  • по инвалидности;
  • по потери кормильца.

Каждая выплата имеет свои особенности и назначается ее получателю при соблюдении определенных законом условий.

Страховая пенсионная выплата назначается по заявлению ее получателя, поэтому для ее оформления следует обращаться в территориальный пенсионный орган по месту регистрации или проживания.

Обратиться в пенсионный фонд и представить все необходимые документы можно:

  • лично или через доверенное лицо, удостоверенное нотариусом;
  • воспользовавшись услугами почтового отделения связи;
  • через интернет на сайте ПФР;
  • через многофункциональный центр;
  • через работодателя.

Если с документами все в порядке, либо заявитель успевает принести недостающие не позже 3 месяцев с момента их затребования, пенсионная выплата назначается со дня подачи заявления, считающегося днем обращения за назначением пенсии.

В некоторых случаях предусмотренных законом страховая пенсия может быть назначена раньше дня обращения за ней.

Установленное страховое пособие перечисляется пенсионным фондом ежемесячно за текущий месяц на счет той организации, которая осуществляет его выплату.

Как самому рассчитать размер пенсии в 2022 году: алгоритм с примерами

Пенсионное законодательство позволяет получателям страховых пенсионных выплат осуществлять трудовую деятельность.

Исключение составляет получение пенсии по потере кормильца, поскольку она выплачивается при условии, что ее получатель является нетрудоспособным или не работает по причине ухода за детьми младше 14 лет.

В целях сокращения расходов на пенсионное обеспечение была попытка законодательно ограничить работающих пенсионеров в получении пенсионных выплат в зависимости от размера их доходов, однако этот проект на данный момент принят не был, и право зарабатывать дополнительные к пенсии средства осталось неизменным.

  • 1. Что подразумевает по собой страховая пенсия по старости
  • 2. Условия назначения страховой части
  • 3. Как определяется размер страховой пенсии по старости
    • 3.1 Порядок расчета
  • 4. Порядок получения страховой части
  • 5. Фиксированная выплата к страховой пенсии
  • 6. Страховая часть при выходе на досрочную пенсию

Чтобы претендовать на выплаты, гражданин должен соблюсти ряд условий, среди которых:

  1. Достижение определенного пенсионного возраста.

Ранее для мужчин он составлял 60 лет, а для женщин 55. Однако в результате старта реформ, возраст выхода на пенсию в РФ увеличивается. Это процесс длительный и постепенный. В 2022 году пенсионный возраст в России составляет 56,5 лет для женщин и 61,5 года для мужчин. Завершится реформа в 2028 году, когда женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, а мужчины в 65 лет.

  1. Факт отчислений в ПФР.

Каждый месяц работодатель перечисляет денежные средства за каждого сотрудника во внебюджетные фонды (ФСС, ФОМС и ПФР). Страховые взносы составляют определенный процент от заработной платы работника. Соответственно, чем выше оплата труда, тем большие суммы перечисляются в ПФР.

Важно! Сам факт осуществления трудовой деятельности не означает, что за сотрудника идут отчисления в пенсионный фонд. Это касается, в первую очередь, работников, трудящихся неофициально. Кроме этого, если у работника «серая» заработная плата, то это означает, что суммы перечислений рассчитываются только из «белой» зарплаты. А это напрямую влияет на размер будущего обеспечения.

  1. Наличие определенной суммы ИПК.

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент, выражающийся в пенсионных баллах. Они рассчитываются по специальной формуле, учитывающей сумму отчислений за календарный год. Также определенное количество пенсионных баллов начисляется за периоды:

  • прохождения срочной военной службы;
  • нахождения в отпуске по беременности и родам, и по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет;
  • осуществления ухода за нетрудоспособными лицами (детьми-инвалидами и гражданами, старше 80 лет).

Чтобы претендовать на страховую пенсию по старости гражданин должен иметь не менее 23,4 пенсионных балла. Это применимо к текущему, 2022 году. Однако в ходе пенсионной реформы Правительством было принято решение о постепенном увеличении требований к количеству пенсионных баллов для назначения этого вида социального обеспечения. Количество баллов будет повышаться на 2,4 ежегодно, достигнув значения 30.

Каждый балл имеет стоимость, выраженную в рублях. В 2022 году 1 балл стоит 107,36 руб. Этот показатель учитывается при подсчете страховой пенсии и напрямую влияет на ее размер.

  1. Наличие минимального трудового стажа.

Чтобы получить права на страховую пенсию по старости гражданину было необходимо иметь не менее 6 лет трудового стажа. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, это значение повышается на 12 месяцев с каждым годом. В 2022 году требуемый стаж равен 13 годам, а в 2024 году минимальный стаж будет равен 15 годам.

Если гражданин не соответствует критериям, которые изложены выше, то на страховую пенсию по старости он претендовать не может. Вместо этого, ему, после достижения соответствующего пенсионного возраста, будет начисляться социальная пенсия, размер которой, по понятным причинам, значительно ниже.

Размер обеспечения по старости строго индивидуален и зависит от особенностей, продолжительности и характера предшествующей трудовой деятельности пенсионера. Кроме этого, к размеру выплаты добавляются различные надбавки, к примеру, «северные коэффициенты», если гражданин проработал длительное время в районах Крайнего Севера.

Также дополнительные коэффициенты (называемые премиальными) имеют место быть в случае, когда пенсионер продолжает трудовую деятельность после достижения им соответствующего возраста, то есть, попросту говоря, выходит на пенсию позже.

Порядок расчета

Формула расчета страховой пенсии складывается из следующих составляющих:

СП = ИПК x СПК + ФВ

Расшифровка формулы:

СП – страховая пенсия.

ИПК – сумма пенсионных баллов.

СПК – стоимость пенсионных баллов.

ФВ – фиксированная выплата.

Расчет происходит автоматически пенсионным фондом на основании информации о страховом стаже заявителя.

При наличии соответствующих условий, которые дают право на страховую пенсию, гражданину следует обратиться в территориальное подразделение ПФР по своему месту жительства с документами, подтверждающими право на данную выплату (трудовая книжка, справки о заработке и т. п.). Заявитель вправе подать заявление через портал «Госуслуги», однако после его рассмотрения он обязан предоставить в ПФР оригиналы документов.

Пенсионная система РФ

Фиксированная выплата (ФВ) – обязательная часть страховой пенсии, которая добавляется к ней после подсчета баллов. Если же гражданин не смог соблюсти необходимые критерии для ее получения, то он может рассчитывать только на сумму этой выплаты без учета пенсионных баллов.

Ее размер неодинаков и зависит от множества факторов.

Например, сумма базовой фиксированной выплаты в 2022 году составляет 6564,31 руб. Однако при наличии некоторых условий она становится выше. Так, граждане старше 80 лет получают 13 128,62 руб, а те, кто имеют иждивенца 8 752,41 руб.

Внимание! Суммы ФВ подлежат ежегодной корректировке в сторону увеличения.

С 1 января 2022 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составляет 6564 рубля 31 коп.

Категория получателей пенсии Размер фиксированной выплаты в месяц к страховой пенсии по старости с учетом повышений, установленных ст. 17 Федерального закона N 400-ФЗ, и индексации в 2022 году
Граждане, достигшие 80-летнего возраста Инвалиды I группы 13 128,62 (без иждивенцев / подопечных)
Граждане, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (кроме лиц, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами I группы, а также родителей, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном государственном обеспечении) с 1 иждивенцем — 8 752,41 с 2 иждивенцами — 10 940,52 с 3 иждивенцами — 13 128,62
Граждане (родители), которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном государственном обеспечении) с 1 подопечным — 8 752,41 с 2 подопечными — 10 940,52 с 3 подопечными — 13 128,62
Граждане, достигшие возраста 80 лет либо являющиеся инвалидами I группы с 1 иждивенцем / подопечным — 15 316,72 с 2 иждивенцами / подопечными — 17 504,82 с 3 иждивенцами / подопечными — 19 692,95
Граждане, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин (кроме лиц, достигших 80-летнего возраста либо являющихся инвалидами I группы) (независимо от места жительства) без иждивенцев / подопечных — 9 846,46 с 1 иждивенцем / подопечным — 13 128,62 с 2 иждивенцами / подопечными — 16 410,78 с 3 иждивенцами / подопечными — 19 692,95
Граждане, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющие страховой стаж для мужчин не менее 25, а для женщин — не менее 20 лет, достигшие возраста 80 лет либо являющиеся инвалидами I группы (независимо от места жительства) без иждивенцев / подопечных — 19 692,95 с 1 иждивенцем / подопечным 22 975,08 с 2 иждивенцами / подопечными — 22 999,24 с 3 иждивенцами / подопечными — 29 539,41
Граждане, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин (кроме лиц, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами I группы) (независимо от места жительства) Без иждивенцев / подопечных — 8 533,59 с 1 иждивенцем / подопечным — 11 378,13 с 2 иждивенцами / подопечными — 14 222,67 с 3 иждивенцами / подопечными — 17 067,21
Граждане, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, достигшие возраста 80 лет либо являющиеся инвалидами I группы (независимо от места жительства) Без иждивенцев / подопечных — 17 067,20 с 1 иждивенцем / подопечным — 19 911,73 с 2 иждивенцами / подопечными — 22 756,27 с 3 иждивенцами / подопечными — 25 600,81
Лица, проработавшие не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12. 2001 N 167-ФЗ 8 205,38

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). При этом лицам, имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент в соответствии с ч. 9 ст. 17 и одновременно на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 4 или ч. 5 ст. 17 Федерального закона N 400-ФЗ, устанавливается одно повышение фиксированной выплаты по выбору застрахованного лица (ч. 9, 10 ч. 13 ст. 17 Федерального закона N 400-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 18.03.2015 N 249). Родителям, которые являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном государственном обеспечении) и на иждивении которых также находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 400-ФЗ, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости предусмотренные ч. 3 и ч. 3.1 ст. 17 Федерального закона N 400-ФЗ, устанавливаются не более чем на трех членов семьи (ч. 3.2 ст. 17 Федерального закона N 400-ФЗ).

Отдельные категории граждан могут претендовать на досрочный выход на отдых.

Это касается, преимущественно, лиц, работающих в особых условиях труда. К ним, кроме прочих, относятся:

  • медицинские работники;
  • педагогические работники;
  • работники экологически неблагополучных и опасных производств.

Также некоторые граждане могут выйти на пенсию раньше положенного срока не по причине сложных условий трудовой деятельности, а по особым обстоятельствам. К ним, например, относятся:

  • лица, осуществляющие трудовую деятельность на территориях, относящихся к Крайнему Северу, со стажем не менее 15 лет;
  • родители детей-инвалидов;
  • инвалиды боевых действий.

Рассчитывается она по аналогичной методике, что и обычное страховое пособие по старости и ее размер также исходит из заработной платы и, как следствие, размера взносов в ПФР.

Страховая пенсия по старости является важнейшей мерой материальной поддержки, на которую вправе рассчитывать пожилые граждане нетрудоспособного возраста. Ее особенностью является то, что на ее размер во многом влияет сумма отчислений в ПФР, а это означает, что если работник получает высокую зарплату, то и в старости он может рассчитывать на высокую пенсию. Если же стажа недостаточно, то государство будет выплачивать лишь социальное пособие, размер которого едва позволяет удовлетворить базовые потребности человека.

Размер социальной пенсии фиксирован, иными словами, каких-либо расчетов при ее начислении не производится. Однако разные категории пенсионеров вправе рассчитывать на различные суммы. Разберем подробнее.

  • Получатели пособий по старости имеют право на выплату в размере 5796,76 рубля. Ту же сумму получают несовершеннолетние, потерявшие одного родителя, а также инвалиды II группы.
  • Пособие в размере 4927,29 рубля назначается инвалидам III группы.
  • На пенсию в размере 11593,58 рубля могут рассчитывать инвалиды I группы, инвалиды с детства II группы, а также несовершеннолетние и студенты (при условии очного обучения до 23 лет), потерявшие обоих родителей.
  • 13912,10 рубля получают дети-инвалиды и инвалиды с детства III группы.

Справка! Граждане, которые проживают в местностях с неблагоприятными условиями климата, вправе рассчитывать на применение к суммам их выплат районного коэффициента.

Следует отметить, что размер социальной пенсии является низким. В этой связи на практике граждане получают все же несколько больший размер обеспечения.

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

О пенсиях – без путающих подробностей

Пенсия, на которую переводит отчисления работник, делится на 2 части. Первая распределяется между нынешними пенсионерами, а вторая остается за работником и накапливается в течение жизни. Но чтобы инфляция не съела все сбережения, они должны приносить доходы. Именно для этого были созданы негосударственные фонды. Основное отличие от государственного фонда – возможность делить средства лица между несколькими компаниями и формировать портфель.

Страховая выплата по старости является одной из основных видов пенсий в нашей стране. В соответствии с законом «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. для возникновения права на нее должны выполняться определенные правила относительно возраста, минимального количества стажа и минимальной суммы набранных баллов.

Для некоторых категорий граждан определен другой возраст выхода на пенсию — ниже общеустановленного. Данные застрахованные лица работают в отраслях и производствах экономики, поименованных в Списках, утвержденных Правительством. Таким гражданам помимо общих правил необходимо выработать стаж на соответствующих видах работ.

  • Расчет суммы пенсионного обеспечения для всех граждан осуществляется по единой формуле.
  • Кроме показателей, учитывающих стаж и зарплату каждого конкретного гражданина, она предполагает выплату фиксированной суммы, гарантированной государством.

Для назначения пенсии застрахованные лица должны самостоятельно (или через специалиста отдела кадров) обратиться в ПФР за полгода до возникновения права с необходимым комплектом документов.

С 2015 года в России провели очередную пенсионную реформу. С того времени гражданам, обратившимся за назначением пенсии по возрасту, оформляется именно страховая пенсия. Теперь такое понятие, как трудовая пенсия, в законодательстве отсутствует.

Одним из обстоятельств, влияющих на право получения и размер выплаты, является стаж застрахованного лица. Ранее при назначении трудовой пенсии учитывался общий стаж. Он включает в себя итоговую продолжительность всех периодов трудовой и другой общеполезной деятельности до 2002 года.

Всем гражданам, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, была произведена конвертация их пенсионных прав на 1 января 2002 года. Таким образом, были преобразованы их права в расчетный пенсионный капитал.

  • Подсчет стажа за данный период осуществляется в календарном порядке, учитывая фактическую продолжительность.
  • Исключение составляют лишь некоторые периоды льготной работы, засчитываемой в увеличенном размере в соответствии с законодательством РФ.

Теперь при назначении страховой пенсии учитывается страховой стаж. Он включает в себя периоды трудовой деятельности, в течение которой начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также некоторые нестраховые периоды (служба по призыву, уход за ребенком до полутора лет, за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом). Такие общественнозначимые периоды входят в состав страхового стажа при условии, если до них или после присутствует непосредственно время работы.

С 2015 года пенсионные права учитываются в пенсионных баллах, а при назначении выплаты они переводятся в рубли.

Пенсионное обеспечение в нашей стране базируется на страховых принципах, поэтому большинство наших граждан получают именно страховую выплату в связи с преклонным возрастом. Тем не менее, для назначения такого обеспечения существует ряд условий, описанных в статье 8 закона «О страховых пенсиях»:

  • Достижение определенного возраста.
  • Факт осуществления трудовой деятельности в течение установленных законом лет.
  • Наличие минимального количества индивидуальных коэффициентов.

В 2022 году пенсионный возраст в России составляет 56,5 лет для женщин и 61,5 года для мужчин. Для тех, кто работает в льготных условиях труда возраст выхода на пенсию существенно ниже приведенных цифр и зависит от категории льготника.

Что касается стажа, то минимальное его количество должно составлять 15 лет при оформлении выплаты. Такое требование будет предъявляться к 2024 году. А пока на протяжении нескольких лет необходимое количество стажа будет повышаться на год с прежних 5 лет постепенно. В 2022 году требуемый стаж равен 13 годам.

С принятием нового закона за каждый трудовой год гражданам начисляются индивидуальные коэффициенты. Таких баллов к моменту назначения пенсии должно быть накоплено 30. Данное требование также будет предъявляться не сразу, а к 2025 году. В 2022 г. необходимо накопить 23,4 коэффициента, и с каждым годом эта цифра будет постепенно увеличиваться.

К первой группе относятся застрахованные лица, работающие на вредных и опасных производствах по Списку 1, на тяжелых работах по Списку 2 и занятые на определенных производствах по «малым» спискам.

Ко второй группе относятся граждане, относящиеся к той или иной социальной категории (например, родители инвалидов с детства, женщины, родившие пять и более детей, инвалиды вследствие военной травмы).

Определяющими факторами для возникновения права на досрочную пенсию являются:

  • необходимая продолжительность страхового стажа;
  • стаж на соответствующих видах работ или принадлежность к одной из социальных категорий
  • минимальная сумма индивидуальных коэффициентов в размере 21 в 2021 г. с ежегодным увеличением до 30 к 2025 г.

Стоит отметить, что особенностью назначения досрочной выплаты для профессиональных категорий граждан является необходимость уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу с 1 января 2013 года или наличие вредных условий труда после проведения аттестации рабочих мест.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...