Правила ведения бухгалтерского учета РК

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила ведения бухгалтерского учета РК». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сноска. Заголовок главы 1 — в редакции приказа Министра финансов РК от 22.10.2021 № 1092 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Настоящие Правила ведения бухгалтерского учета (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», международными и национальными стандартами финансовой отчетности, устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, филиалами, представительствами и постоянными учреждениями иностранных юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» (далее – субъекты).

Сноска. Пункт 1 — в редакции приказа Министра финансов РК от 04.06.2021 № 531 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. Действие настоящих Правил не распространяется на:

1) финансовые организации, филиалы банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалы страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалы страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан и Банк Развития Казахстана регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности которых в соответствии с Законом осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан;

2) государственные учреждения, регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности которых устанавливается бюджетным законодательством Республики Казахстан.

Сноска. Пункт 2 — в редакции приказа Министра финансов РК от 04.06.2021 № 531 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

3. Основными задачами Правил ведения бухгалтерского учета являются:

1) формирование полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении субъектов, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, учредителями, поставщиками, покупателями, заимодателями, государственными органами, банками и иными заинтересованными лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям финансовой отчетности для принятия решений, а также для контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью.

4. Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности субъекта основывается на принципах начисления и непрерывности.

По методу начисления операции отражаются в том периоде, в котором фактически произошли, независимо от периода поступления и выплат денежных средств.

При применении принципа непрерывности финансовая отчетность составляется на основе допущения, что субъект функционирует непрерывно и будет вести операции в обозримом будущем.

Для целей настоящих Правил под хозяйственной операцией следует понимать действие или событие, влекущие изменения в объеме и (или) составе имущества и (или) обязательств организации.

5. Финансовая отчетность достоверно и в полном объеме представляет информацию о финансовом положении, его изменениях, а также финансовых результатах деятельности субъекта.

Субъекты ведут бухгалтерский учет, составляют и представляют финансовую отчетность согласно требованию законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в соответствии с их принадлежностью к малому, среднему и крупному предпринимательству.

6. Субъект ведет раздельный учет в случае, когда законодательством Республики Казахстан предусмотрено разделение в учете доходов, расходов, активов и обязательств по отдельным видам деятельности.

Получатели целевых поступлений из бюджета ведут раздельный учет доходов, расходов, активов и обязательств, полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

По договору доверительного управления балансодержатель имущества (далее-Балансодержатель) передает имущество доверительному управляющему (далее-Управляющий), кроме случаев, когда Балансодержателем является государственное учреждение.

По доверенному имуществу Управляющий ведет самостоятельный учет и составляет отдельную финансовую отчетность.

Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета

Сноска. Заголовок главы 3 — в редакции приказа Министра финансов РК от 22.10.2021 № 1092 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

15. К ведению бухгалтерской документации предъявляются требования: документальность, краткость и ясность записей, взаимный контроль записей.

16. Операции отражаются в бухгалтерской документации с подкреплением оригиналами первичных документов.

17. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета.

18. Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

19. По окончании месяца подводятся итоги. Итоговые записи синтетических и аналитических регистров сверяются путем сопоставления оборотных ведомостей и приводятся в соответствие.

20. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составляющие и подписывающие их.

21. Данные регистров бухгалтерского учета в сгруппированном виде переносятся в финансовую отчетность.

59. Подотчетные суммы выдаются работникам субъекта, а также работникам направляющей стороны.

Учет подотчетных сумм ведется в разрезе каждого работника, работника направляющей стороны. Учет наличных денежных средств, выданных в подотчет, регламентируется учетной политикой субъекта, при этом в зависимости от назначения устанавливаются сроки предоставления авансового отчета подотчетного лица, возврата наличных денежных средств.

Авансовый отчет, форма которого утверждена Приказом 562, подписывается руководством субъекта и сдается в бухгалтерскую службу. Бухгалтерская служба обеспечивает своевременность сдачи авансового отчета и оставшихся в подотчете наличных денежных средств.

Сноска. Заголовок главы 4 — в редакции приказа Министра финансов РК от 22.10.2021 № 1092 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

60. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств не менее одного раза в год.

Субъекты малого предпринимательства с численностью работников не более десяти человек, самостоятельно определяют период проведения инвентаризации.

61. Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения, а также не принадлежащее субъекту, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное согласно договору, полученное для переработки, принятое на комиссию), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды обязательств.

62. Независимо от принадлежности к различным субъектам предпринимательства инвентаризация проводится:

1) при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

2) при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;

3) в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

4) при реорганизации субъекта перед составлением разделительного бухгалтерского баланса.

63. Количество плановых инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются в учетной политике руководством субъекта.

64. Для проведения инвентаризации активов и обязательств создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается приказом руководства субъекта.

65. До проведения инвентаризации члены комиссии:

1) знакомятся с материалами последней инвентаризации, проведенной по данным объектам, с мерами, принятыми по результатам последней инвентаризации;

2) пломбируют подсобные помещения, подвалы и другие места хранения имущества, имеющие отдельные входы и выходы;

3) проверяют исправность весоизмерительных приборов, используемых для работы комиссии в процессе проведения инвентаризации, и соблюдение установленных сроков их клеймения;

4) получают последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении имущества, подлежащего инвентаризации.

66. Материально ответственные лица субъекта представляют расписки о том, что к началу инвентаризации все имущество, поступившее на ответственное хранение, оприходовано, а выбывшее списано в расход, и все расходные и приходные документы на имущество, находящееся у них в подотчете, сданы в бухгалтерскую службу.

67. Инвентаризация имущества производится по местонахождению имущества.

Проверка фактических остатков производится при участии материально ответственного лица субъекта, при этом материально ответственное лицо не является членом комиссии на своем участке.

68. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносятся в инвентаризационные описи, формы которых утверждены Приказом 562.

Инвентаризационные описи — документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества на определенную дату не менее чем в двух экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии и материально ответственным лицом субъекта.

В конце описи материально ответственное лицо субъекта дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственного лица в инвентаризационных описях лицо, принявшее это имущество, расписывается в их получении, а сдавшее — в их сдаче.

Если период проведения инвентаризации имущества составляет более чем один день, то помещение, где хранится инвентаризируемое имущество, ежедневно опечатывается в присутствии членов комиссии и материально ответственного лица.

В случае если в период проведения инвентаризации комиссия не имеет возможности произвести подсчет имущества в данном помещении и записать их в опись сразу, на группу проинвентаризированного (просчитанного) имущества прикрепляются инвентаризационные ярлыки для фактического наличия имущества, форма которых утверждена Приказом 562.

69. На имущество, не принадлежащее субъекту на правах собственности, но находящееся у них, а также на имущество, пришедшее в негодность, составляются отдельные инвентаризационные описи.

70. По окончании инвентаризации, оформленные инвентаризационные акты и описи, сличительные ведомости, формы которых утверждены Приказом 562, сдаются в бухгалтерскую службу.

Об утверждении Правил организации ведения бухгалтерского учета 16.12.2020

Сноска. Заголовок главы 5 — в редакции приказа Министра финансов РК от 22.10.2021 № 1092 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

73. Субъекты обеспечивают оперативное (в случаях необходимости пользования теми или иными материалами), временное (долговременное) и постоянное хранение документов.

74. Меры по организации оперативного хранения документов определяются руководством субъекта, и включают в себя установление лица (или лиц — по отдельным направлениям деятельности), ответственного (ых) за формирование и полноту документов, подлежащих специальному учету и хранению.

75. Сохранность первичных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер.

75-1. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах.

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения комиссии.

Сноска. Глава 5 дополнена пунктом 75-1, в соответствии с приказом Министра финансов РК от 22.10.2021 № 1092 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

76. Перед сдачей документов в архив их необходимо соответствующим образом подготовить.

Однородные первичные документы формируют в дела.

Номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в делопроизводстве субъекта, с указанием сроков их хранения, оформляемый в соответствии с действующим в Республике Казахстан законодательством Республики Казахстан о Национальном архивном фонде и архивах.

Формированием дел называется группировка исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел. При формировании дел соблюдаются следующие условия:

1) документы постоянного и временного сроков хранения группируются в дела раздельно;

2) подлинники отделяют от копий, а годовые планы и отчеты — от квартальных и месячных;

3) в дело включается по одному экземпляру каждого документа.

В дело группируются документы одного периода — месяца, квартала, календарного года, кроме переходящих дел (например, личные дела, не закрывающиеся по окончании календарного года). При наличии в деле документов за период, более чем один месяц документы помесячно разделяются листами бумаги с указанием месяца.

Приложения к документам независимо от даты их утверждения или составления присоединяются к документам, которым они относятся.

77. Постоянное, временное хранение документов субъекта обеспечивается самостоятельно при наличии собственного специально оборудованного помещения или путем передачи документов на хранение в соответствующие архивные учреждения за счет средств субъекта.

78. Законченные делопроизводством дела после окончания календарного года, в котором они были заведены, для подготовки их к передаче для постоянного хранения, подлежат оформлению и описанию в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан о Национальном архивном фонде и архивах.

79. Сведения о приеме-передаче дел и документов реорганизуемых субъектов отражаются в материалах о завершении реорганизации субъекта.

80. В случае кражи, порчи, уничтожения или гибели (пожар, затопление, стихийное бедствие) документов, руководством субъекта назначается комиссия по расследованию причин их пропажи или гибели и выявлению виновных лиц. По результатам работы комиссии оформляется акт, который утверждается руководством субъекта. В акте подробно описывается: место и причины происшедшего, характер внешних повреждений, приводится перечень утраченных (поврежденных) документов, указываются лица, ответственные за сохранность первичных документов. От этих лиц комиссия получает письменное пояснение случившегося. Копия акта направляется вышестоящей организации или учредителям. В случае утраты документов, руководство субъекта обеспечивает их восстановление.

81. При установлении документально подтвержденных фактов уголовных и (или) административных правонарушений, а также порчи имущества в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, в результате которых произошла утрата (уничтожение) оригинала первичного документа, изготовляется копия первичного документа, заверенная контрагентом, у которого сохранился подлинник.

Для заверения соответствия документа подлиннику на копии документа ниже реквизита «Подпись» проставляется заверительная надпись «Копия верна» (без кавычек), наименование должности лица, заверившего копию, личная подпись и ее расшифровка, оттиск печати организации (при ее наличии), дата заверения.

Сноска. Правила дополнены главой 6, в соответствии с приказом Министра финансов РК от 22.10.2021 № 1092 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

82. Передача имущества в доверительное управление осуществляется по стоимости, по которой оно числится в бухгалтерском учете Балансодержателя на дату передачи.

Подтверждением получения имущества, в доверительное управление, является акт приема-передачи имущества с пометкой «доверительное управление».

83. Отражение Управляющим операций доверительного управления имуществом, осуществляется в соответствии с принципами формирования учетной политики, принятой Учредителем (Балансодержателем).

84. Оприходование имущества, принятого в доверительное управление, осуществляется в соответствии со сроками, установленными в договоре доверительного управления.

Управляющий начисляет по доверенному имуществу амортизационные отчисления способом и в пределах срока полезного использования, которые были приняты Балансодержателем, за исключением случаев, когда Балансодержателем доверенного имущества является государственное учреждение.

85. Балансодержатель при составлении финансовой отчетности, включает в нее всю информацию, представленную Управляющим об активах, обязательствах, доходах, расходах и других показателях по деятельности доверительного управления имуществом, путем суммирования аналогичных показателей.

Согласно Закону от 28.11.2018 г. № 444-ФЗ, начиная с 2020 г., бухотчетность нужно подавать только в электронном виде. Переход на такой формат заканчивается, и это касается всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от их размеров или сферы деятельности.

В 2020 г. субъекты малого и среднего предпринимательства могли подавать отчетность в ИФНС на бумажных носителях. Такое право закончилось. И теперь с отчетности за 2020 г. абсолютно все компании, в т.ч. и субъекты МСП должны сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде.

Внимание! Если нет возможности купить программу для сдачи электронной отчетности, ее можно заполнять на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика.

В соответствии с Приказом Минфина от 19.04.2019 г. № 61н при формировании отчетности за 2020 г. нужно использовать новую форму Отчета о финансовых результатах. Ранее она только рекомендовалась, а потому не все налогоплательщики использовали ее для сдачи в ИФНС. Теперь она будет иметь обязательный характер.

В новой форме отчета содержатся корректировки, связанные с изменениями в ПБУ 18/02.

Согласно Приказу Минфина от 04.12.2018 г. № 248н в балансе следует отражать информацию о величине полученной, использованной и оставшейся неиспользованной госпомощи. Сведения указываются по отдельным строкам баланса:

  • неиспользованная сумма полученных средств в составе целевого финансирования;
  • дебиторская задолженность по полученным средствам, отраженным в учете;
  • кредиторская задолженность по возврату полученных средств, отраженная в учете;
  • доходы будущих периодов, признанные краткосрочными обязательствами при получении госпомощи на финансирование текущих расходов.

Правила ведения бухгалтерского учета изменятся с 07.11.2021 года

По Закону от 28.01.2020 г. № 5-ФЗ работодатели больше не должны отчитываться о среднесписочной численности отдельным документом. Эта информация будет сдаваться 1 раз в год и включаться в годовой РСВ. Впервые расчет с информацией о среднесписочной численности нужно будет сдать за 2020 г. в срок не позже 1 февраля 2021 г.

Согласно п. 8 ст. 1 Закона от 01.04.2020 г. № 90-ФЗ работодателям будет назначаться штраф, если они не представят отчет СЗВ-ТД в срок или же сдадут отчет, но с ошибками или недостоверными сведениями. Штраф составит от 300 до 500 руб.

Если нарушение совершено впервые, госорганы могут выписать предупреждение.

В бухотчетности начиная с 2020 г. нужно указывать новые показатели — о прекращаемой деятельности и активах к продаже. Это указано в Приказе Минфина от 05.04.2019 г. № 54н. По прекращаемой деятельности нужно отражать информацию до того периода, пока по ней не будут закончены все расчеты. До этого такие сведения отражались в отчетности только до того периода, в котором прекратилась деятельность. И в этом случае расчеты могли быть и не завершены.

В бухотчетности необходимо указывать информацию о прекращении использования долгосрочных активов к продаже согласно ПБУ 16/02. К ним относятся:

  • ОС и другие внеоборотные активы, не используемые из-за принятия решения по их реализации (исключение — финансовые активы);
  • материальные ценности для реализации, остающиеся от выбытия внеоборотных активов или полученные при реконструкции или ремонте.

Такие долгосрочные активы к реализации нужно учитывать в составе оборотных активов, но только обособленно. Если компания не использует их, то информация по ним отражается в отчетности в составе информации о прекращаемой деятельности.

На основании Закона от 09.11.2020 г. № 371-ФЗ у компаний появится новая обязанность с 1 июля 2021 г. Она будет связана с п. 2.3 ст. 23 НК РФ, а именно организации должны будут представлять отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами, а также документы, в которых фиксируются реквизиты прослеживаемости.

Представлять эту документацию должны те компании, которые проводят операции с прослеживаемыми товарами. К таким товарам относятся предметы, выпущенные в России согласно установленной таможенной процедуре выпуска для потребления внутри страны.

С 15 декабря 2020 г. начинают действовать новые формы отчетности о движении денег за границей. Об этом ФНС указала в Письме от 19.10.2020 г. № ВД-4-17/17065@.

Граждане РФ должны регулярно отчитываться в ИФНС по месту регистрации о движении денег по счетам в иностранных банках. Для этого должны использоваться специальные электронные форматы для отчетов, которые заполняются и сдаются в соответствии с Постановлением Правительства от 12.12.2015 г. № 1365. Организации и ИП также отчитываются, но по формам, утвержденным Постановлением Правительства от 28.12.2005 г. № 819.

Для формирования отчетов резидентам нужно использовать такие форматы:

  • КНД 1112520 — отчет о движении средств физлица по счету (вкладу) в иностранном банке за пределами РФ;
  • КНД 1112521 — отчет о движении средств юрлица и ИП по счету (вкладу) в иностранном банке за пределами РФ.

1. Настоящие Правила ведения бухгалтерского учета (далее — Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», международными и национальными стандартами финансовой отчетности, устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, филиалами, представительствами и постоянными учреждениями иностранных юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее — субъекты).

2. Действие настоящих Правил не распространяется на:

1) финансовые организации, специальные финансовые компании, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан о секьюритизации, исламские специальные финансовые компании, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности которых в соответствии с законодательством Республики Казахстан осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан;

2) государственные учреждения, регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности которых устанавливается нормативными правовыми актами Республики Казахстан по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности для государственных учреждений.

3. Основными задачами Правил ведения бухгалтерского учета являются:

1) формирование полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении субъектов, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, учредителями, поставщиками, покупателями, заимодателями, государственными органами, банками и иными заинтересованными лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234

Номер документа: 1172
Дата принятия: 14/10/2011
Состояние документа: Утратил силу
Начало действия документа: 18/02/2012
Органы эмитенты: Правительство
Утратил силу с: 29/08/2015

Документ утратил силу с 29 августа 2015 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 10 августа 2015 года №636

«Казахстанская правда» от 8 февраля 2012 г. № 41 (26860)

Приказ Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением Республиканского бюджета «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке…»

Постановление Правительства Республики Казахстан «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан»

Ссылка на Постановление Правительства Республики Казахстан О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан :: 1. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложени

Отсюда, прежде всего, ТОО нужно определиться, какие Стандарты бухгалтерского учета оно будут применять при формировании Учетной политики.

ТОО, чтобы выбрать, какой стандарт применить в учете, должны сравнить основные учетные аспекты МСФО и НСФО.

Между МСФО и НСФО существует множество различий.

НСФО – один национальный продукт, а МСФО – 45 документов, разработанных международным советом МСФО.

Управленческие (общехозяйственные) расходы – это расходы для нужд управления, не связанные непосредственно с производственным процессом, но необходимые для функционирования организации. В них входят в том числе и управленческие запасы.

Любая организация может (но не обязана) принять решение не применять ФСБУ 5/2019 «Запасы» в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. При этом затраты, которые в соответствии с ФСБУ 5/2019 должны были бы включаться в стоимость запасов, признаются расходами периода, в котором были понесены (не когда такие запасы переданы для использования, а сразу при приобретении). Указанное решение раскрывается в бухгалтерской отчетности организации (абз. 3 п. 2 ФСБУ 5/2019, пп. «в» п. 2 Информационного сообщения Минфина от 10.04.2020 № ИС-учет-27).

В случае выбора организацией такого способа учета управленческих запасов его необходимо закрепить в учетной политике (п. 4, абз. 1 п. 7 ПБУ 1/2008). Кроме того, организации целесообразно утвердить номенклатуру запасов, которые организация учитывает в качестве управленческих.

Указанный способ учета управленческих запасов:

  • (+) упрощает учет таких запасов и формирование данных для заполнения статьи «Управленческие расходы» (код строки 2220) отчета о финансовых результатах (из-за использования только одного балансового счета 26);
  • (+) влияет на осуществление имущественного контроля: приведет к более эффективному контролю наличия и движения списанных на расходы управленческих запасов (если такой контроль организации необходим), без его привязки к записям на счетах бухгалтерского учета. Например, путем оформления карточек складского учета, ведомостей выдачи отдельных видов управленческих запасов в натуральных единицах;
  • (-) может повлиять на оценку эффективности работы центров финансовой ответственности (бухгалтерии, финансового и планового отделов и др.) и, как следствие, на выплату им вознаграждений, а также сделать такую оценку более трудоемкой из-за отсутствия распределения списанных управленческих запасов по их видам. Стимулирование снижения управленческих расходов, их оптимальное распределение между ЦФО может быть введено организацией для целей бюджетирования, управления затратами, контроля доходов, расходов и т.п. мероприятий. Для этого (в числе прочего) используется, например, показатель непревышения бюджета затрат подразделения на канцелярские и хозяйственные товары по установленному организацией нормативу (руб./чел.). Работа подразделения и его сотрудников оценивается по фактическим отклонениям этого показателя сверх допустимого уровня установленного организацией отклонения.

Таким образом, принимая решение об упрощении учета управленческих запасов, организации нужно учесть все плюсы и минусы этого способа, но руководствоваться прежде всего влиянием данного решения на бухгалтерскую отчетность организации, значимостью для ее пользователей информации об управленческих запасах.

Учетной политикой организации установлено, что положения ФСБУ 5/2019 не применяются в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд, а также утвержден номенклатурный справочник списываемых на расходы управленческих запасов, куда включены канцтовары, сувенирная продукция, запасы для офисных нужд – вода, чай, кофе, бумажно-гигиеническая продукция, бытовая химия, жидкое и пенное мыло, протирочные материалы, кухонная посуда и инвентарь, одноразовая посуда, диспенсеры для бумажных полотенец и жидкого мыла и др. В момент приобретения таких управленческих запасов их фактическую себестоимость организация признает в составе общехозяйственных расходов (без отражения на счете 10 «Материалы»): Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 60 — стоимость запасов, приобретенных для управленческих нужд, списана на общехозяйственные расходы. Указанная проводка правомерна при условии, что транзитный счет 26 в конце каждого отчетного периода обнуляется, и управленческие расходы списываются на себестоимость продаж записью: Дебет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит 26 Начиная с отчетности за 2021 год запрещено включение управленческих расходов в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг (пп. «г» п. 26 ФСБУ 5/2019).

Законы РК в сфере Бухгалтерского Учёта

Пункт 19 ПБУ 6/01 устанавливает порядок ежемесячного начисления амортизации по объектам основных средств в течение отчетного года в размере 1/12 годовой суммы (независимо от применяемого способа начисления). ФСБУ 6/2020 «Основные средства» такого требования уже не содержит: организация может начислять амортизацию ежемесячно, но это не обязательно.

Ежемесячная амортизация – неизменная, исторически укоренившаяся в сознании бухгалтеров традиция. Но она нерациональна.

В этой связи в своей учетной политике организация может установить начисление амортизации за отчетный период, исходя из частоты составления бухгалтерской отчетности, в том числе промежуточной (если принято решение о ее составлении).

Для показателей бухгалтерской отчетности важна амортизация за отчетный период (ч. 3, 4, 5 ст. 13, ч. 1, 4 ст. 15 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ): годовая – амортизация за год, промежуточная – амортизация за соответствующий промежуточный период накопительным итогом. Ежемесячное начисление амортизации нужно, только если отчетным периодом для промежуточной отчетности является месяц. Если же организация не составляет промежуточную отчетность, она может начислять амортизацию один раз в год.

Начисление амортизации чаще, чем наступает отчетная дата (ч. 6 ст. 15 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), не дает существенного эффекта для бухгалтерской отчетности. Поэтому, если организация не составляет промежуточную отчетность раз в месяц, на основании требования рациональности от ежемесячной амортизации можно отказаться и уделить внимание соразмерности суммы амортизации, начисляемой за отчетный период, ее распределению между статьями отчетности.

В структуре активов организации может быть большое количество малоценных основных средств. Их пообъектный учет исходя из стоимостного лимита нерационален: увеличивает трудозатраты по вводу данных, нагрузку на применяемую организацией учетную систему, замедляет процесс формирования регистров бухгалтерского учета из-за роста базы данных. И до принятия ФСБУ 6/2020 организации могли упростить учет малоценных основных средств на основании п. 7.4 ПБУ 1/2008 (Рекомендация «НРБУ «БМЦ» Р-100/2019-КпР «Реализация требования рациональности»).

Теперь в пункте 5 ФСБУ 6/2020 предусмотрена реализация требования рациональности, что означает возможность максимально упростить порядок учета той части основных средств, информация о которых из-за их незначительной стоимости не влияет на решения пользователей бухгалтерской отчетности, в связи с чем ценность такой информации не оправдывает затрат на ее получение.

Организация может принять решение не применять ФСБУ 6/2020 в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками основных средств, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены. В этой связи требования пп. «б» п. 45 ФСБУ 6/2020 о раскрытии сверки остатков и движения основных средств не распространяются на несущественные активы. Указанное решение раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией. Организация должна обеспечить надлежащий контроль наличия и движения таких активов организацией (п. 5 ФСБУ 6/2020, Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 № ИС-учет-29, Рекомендация «НРБУ «БМЦ» Р-126/2021-КпР «Стоимостной лимит для основных средств»).

При принятии данного решения организации нужно (п. 5 ФСБУ 6/2020, п.п. 4, 6, 7, 7.4 ПБУ 1/2008, Рекомендация «НРБУ «БМЦ» Р-126/2021-КпР «Стоимостной лимит для основных средств»):

  • выделить из состава основных средств такую их совокупность, информация о которой исходя из структуры активов и затрат организации и особенностей ее деятельности потенциально не способна повлиять на экономические решения пользователей ее бухгалтерской отчетности. Организация самостоятельно определяет идентификационные признаки объектов для выделения указанной совокупности – принадлежность объектов к определенным видам, подвидам, группам, подгруппам, сегментам и т.п. таким образом, чтобы уже в момент осуществления каждой конкретной затраты было ясно, относится ли данная затрата к несущественным активам;
  • определить лимит в отношении всей выделяемой совокупности несущественных активов. Устанавливать стоимостные лимиты в отношении отдельных единиц активов не надо. Основные средства, которые по их совокупной стоимости не могут быть отнесены к несущественным активам, учитываются в порядке, предусмотренном ФСБУ 6/2020, независимо от стоимости отдельных объектов;
  • установить количественное значение лимита, приняв во внимание характер и условия инвестиционной деятельности организации; сроки полезного использования несущественных активов, в т.ч. их сравнение со сроками полезного использования основных средств, не относимых к несущественным активам; графики обновления основных средств, относимых к несущественным активам; капиталоемкость производства и доля амортизации в структуре затрат организации; доля амортизации в структуре себестоимости запасов с учетом их оборачиваемости, в структуре себестоимости продаж и других статей отчета о финансовых результатах; иные факторы, обусловливающие степень влияния решения на показатели бухгалтерской отчетности.

Решение организации по применению п. 5 ФСБУ 6/2020 требует периодической верификации. Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих об изменениях условий инвестиционной деятельности организации или характера этой деятельности. По ее результатам при необходимости организация принимает решение об изменении используемых релевантных показателей, количественных значений лимита, состава несущественных активов (п. 7 Рекомендации «НРБУ «БМЦ» Р-126/2021-КпР).

Вагоностроительный завод принял решение о том, что вся мебель и офисная оргтехника, вычислительная и компьютерная техника относятся к несущественным активам, не оказывающим существенного влияния на показатели его бухгалтерской отчетности. Поэтому затраты на приобретение таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены, независимо от первоначальной стоимости отдельных объектов, хотя среди них могут быть отдельные дорогие объекты, например, стоимостью 100 тыс. руб. и более. При этом оборудование и компьютеры для производства вагонов, транспортное оборудование для вагоностроения (вагонотолкатели, трансбордеры, тягачи, прицепы и пр.) классифицируются в общеустановленном порядке как основные средства, поскольку они относятся к значимым показателям, существенно влияющим на финансовое положение завода, при этом среди них могут быть объекты небольшой стоимостью, например, по 40 тыс. руб.

К принятию решения по применению п. 5 ФСБУ 6/2020 организации нужно подойти комплексно и учесть следующие плюсы и минусы списания несущественных активов:

  • (+; -) установление количественного лимита в размере менее 100 тыс. руб. сблизит бухгалтерский и налоговый учет (п. 1 ст. 257 НК РФ), избавит в этой части от необходимости применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», но может не соответствовать интересам пользователей бухгалтерской отчетности;
  • (-) единовременное списание большого количества несущественных активов на расходы ухудшает финансовый результат отчетного периода;
  • (-) списание на расходы несущественных объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество по среднегодовой стоимости (пп. 1 п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ), может привести к налоговым рискам и доначислению этого налога, пени и штрафов;
  • (-) отражение активов в балансе важнее, чем списание их стоимости на расходы для расчета показателя чистых активов, за текущей величиной которого должна постоянно следить любая организация, чтобы не допустить кризисного положения, наиболее негативным последствием которого может стать ее ликвидация (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99 ГК РФ, п. 4 ст. 30 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 6 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Приказ Минфина России от 28.08.2014 № 84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов»). При низком значении этого показателя возрастает риск банкротства. Высокий показатель чистых активов интересует кредиторов и потенциальных инвесторов;
  • (-) списание на расходы несущественных активов не избавляет организацию от обязанности осуществления надлежащего контроля наличия и движения таких активов (п. 5 ФСБУ 6/2020). В этих целях организация не обязана производить денежную оценку несущественных активов и отражать их на счетах бухгалтерского учета, включая забалансовые счета. Такой контроль может осуществляться без участия бухгалтерской службы уполномоченными лицами организации с помощью документов, удостоверяющих материальную ответственность работников за вверенное им имущество, зафиксированное в указанных документах в натуральных единицах (п. 10 Рекомендации «НРБУ «БМЦ» Р-126/2021-КпР);
  • (+; -) списание на расходы несущественных активов:
    • упрощает проведение обязательной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, в ходе которой инвентаризируются только те объекты, которые в ней отражены (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, п. 5, пп. «б» п. 45 ФСБУ 6/2020);
    • усложняет проведение инвентаризации, инициированной руководством организации в целях проверки физического наличия имущества. Такая инвентаризация проводится в удобные для организации сроки, а проверяемыми объектами являются те объекты, которые интересуют руководство вне привязки к правилам ведения учета таких объектов.

При большом количестве однородных основных средств информация о них в целом часто является существенной для организации, даже если стоимость одного объекта незначительна. В этой связи организация не может упростить учет таких объектов на основании п. 5 ФСБУ 6/2020 путем отказа от применения этого Стандарта, т. к. исключение информации о таких объектах из бухгалтерской отчетности организации может повлиять на экономические решения ее пользователя.

Один из способов рационализировать учет таких активов – это переход на их групповой учет.

Объекты основных средств могут быть объединены в одну групповую единицу учета при одновременном соблюдении всех следующих условий (п. 11 ФСБУ 6/2020, п. 2 Рекомендации «НРБУ «БМЦ» Р-125/2021-КпР «Групповая единица учета основных средств»):

  • организация управляет инвестициями в объекты групповой единицы учета и финансированием этих инвестиций на единой основе;
  • все объекты групповой единицы учета выполняют однородную функцию в деятельности организации;
  • элементы амортизации объектов в составе групповой единицы учета совпадают либо отличаются не настолько, чтобы эти отличия препятствовали возможности установить единую норму амортизации, отражающую характер поступления экономических выгод от инвестиций в объекты групповой единицы учета;
  • состав статей затрат, в которые включается амортизация групповой единицы учета, и способы распределения амортизации по этим статьям не отличаются от состава статей и способов распределения, как если бы амортизация начислялась по каждому объекту групповой единицы учета;
  • все объекты групповой единицы учета относятся к одной группе основных средств, определяемой организацией на основании п. 11 ФСБУ 6/2020;
  • все объекты групповой единицы учета входят в одну единицу, генерирующую денежные средства, или являются корпоративными активами, как это определено в МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» (кроме организаций, не применяющих п. 38 ФСБУ 6/2020).

При необходимости организации могут вводить дополнительные условия объединения объектов основных средств в групповые единицы учета, установив их в своей учетной политике (п. п. 4, 7 ПБУ 1/2008).

Объединение объектов в групповые единицы учета не может быть произвольным. Оно должно осуществляться таким образом, чтобы результаты этого объединения не привели к существенному изменению показателей бухгалтерской отчетности по сравнению с теми значениями, которые сформировались бы в случае использования в качестве единиц учета отдельных инвентарных объектов.

Чтобы объединение основных средств в групповые единицы учета соответствовало требованию рациональности, организация должна иметь возможность начислять амортизацию по групповой единице учета в целом без привязки к отдельным объектам в составе этой единицы. Для этого можно использовать средневзвешенную норму амортизации, которая определяется расчетным путем на основе элементов амортизации основных средств, входящих в группу. Согласно п. 37 ФСБУ 6/2020, указанная норма амортизации должна уточняться в конце каждого года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации.

Принятие решения по переходу на групповой учет указанных основных средств повлечет необходимость доработки применяемой организацией учетной системы и связанных с этим дополнительных затрат.

Реквизиты для оплаты госпошлины в иностранной валюте

Месячный расчетный показатель МРП в 2020 году

Архив сведений МРП, минимальная заработная плата, прожиточный минимум с 1995-2014 годы

Документы необходимые для регистрации транспортного средства и ставки сбора

Образцы договоров

Смотреть все

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • 2022
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

1.1. Бухгалтер относится к категории специалистов, назначается на должность, перемещается и освобождается от нее приказом Директора Товарищества с ограниченной ответственностью «___________» (далее – «Компания»).

1.2. На должность бухгалтера назначается лицо, имеющее ______________ образование и стаж работы по специальности _________.

1.3. Бухгалтер подчиняется непосредственно ___________ Компании.

1.4. В своей деятельности бухгалтер руководствуется:

— действующим законодательством Республики Казахстан;

— Уставом Компании;

— правилами внутреннего трудового распорядка;

— приказами и распоряжениями Директора Компании;

— внутренними нормативными актами Компании;

— настоящей должностной инструкцией.

1.5. Бухгалтер должен знать:

— законодательство Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство Республики Казахстан;

— постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также касающиеся хозяйственно-финансовой деятельности Компании;

— структуру Компании, стратегию и перспективы ее развития;

— положения и инструкции по организации бухгалтерского учета в Компании, правила его ведения;

— порядок оформления операций, организацию документооборота по участкам учета;

— формы и порядок финансовых расчетов;

— порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денег;

— правила расчета с дебиторами и кредиторами;

— условия налогообложения юридических и физических лиц;

— порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

— правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей;

— порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;

— правила проведения проверок и документальной ревизии;

— методы обработки информации с использованием: компьютерных программ по ведению бухгалтерского и кадрового учета; современных технических средств коммуникации и связи; компьютера;

— основы трудового законодательства;

— правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

1.6. Во время отсутствия бухгалтера его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него функций.

На бухгалтера возлагаются следующие функции:

  • обеспечение соответствия бухгалтерского учета и финансовой отчетности Компании действующему законодательству Республики Казахстан, международным стандартам, стандартам бухгалтерского учета Республики Казахстан, типовым планам счетов бухгалтерского учета;
  • соблюдение Компанией требований налогового, таможенного законодательства, налоговой и таможенной дисциплины;
  • обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении Компании.

Для выполнения возложенных на него функций бухгалтер исполняет следующие обязанности:

  • добросовестно, своевременно и качественно выполнять свои трудовые обязанности;
  • выполнять работу по ведению бухгалтерского учета обязательств, осуществлять прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливать их к счетной обработке; отражать на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением денег;
  • производить начисление заработной платы, начисление и перечисление налогов и сборов в государственный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, других выплат и платежей;
  • участвовать в проведении инвентаризаций денег; готовить данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следить за сохранностью бухгалтерских документов, оформлять их в соответствии с установленным порядком для сдачи в архив;
  • выполнять работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, вносить изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных;
  • осуществлять свои полномочия в пределах предоставленных Компанией прав в соответствии с должностными обязанностями;
  • выполнять установленный Компанией трудовой распорядок и соблюдать трудовую дисциплину;
  • соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны;
  • постоянно повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения должностных обязанностей;
  • выполнять другую работу в пределах компетенции и поручения Директора Компании.

Бухгалтер имеет право:

4.1. знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, а также проектами решений руководства Компании, касающимися его деятельности;

4.2. получать от руководителя, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;

4.3. вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.4. требовать от руководства Компании оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией бухгалтер несет полную материальную ответственность в соответствии с действующим трудовым законодательством Республики Казахстан.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения ответственность наступает в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Казахстан.

5.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Казахстан.

С должностной инструкцией ознакомлен (а) _______________ _________________

(подпись) (Ф.И.О.)

«___» ____________ 20____ г.

Привет. Мы ищем таланты:

  • Тебе интересен форум? Ты хочешь зарегистрироваться? Ты хочешь участвовать и развивать форум вместе с друзьями на форуме?
  • Тебе интересно в твоей профессии?
  • Тебе есть чем поделиться из твоего опыта с коллегами на форуме? Есть чем поделиться из собственного опыта, научить или рассказать?

Мы ищем таланты, которые помогут вместе развить форум. Что взамен:

  • Ты сможешь получить приглашение для регистрации на форуме
  • Радость общения с друзьями и коллегами
  • Совместное развитие в своей профессии

Тогда и мы с радостью примем Вашу помощь
Перечислите любую сумму на Билайн-номер +7-777-398-41-00


Каждое перечисление поможет форуму!

Общим моментом, относящимся ко всем разделам бухгалтерского учета, реализованным в конфигурации «Бухгалтерский учет для государственных предприятий Казахстана», является учет хозяйственных операций в разрезе источников финансирования и статьей классификации расходов (программам). Кроме того кассовые и фактические доходы и расходы могут учитываться в разрезе строк сметы финансирования.

Использование источника финансирования в качестве разделителя учета позволяет получить отдельный баланс по каждому источнику финансирования.

Использование программ в качестве субконто на счетах бухгалтерского учета позволяет получить развернутую информацию в разрезе статей классификации расходов как в стандартных, так и в специализированных отчетах.

В конфигурации присутствуют справочники: «Источники финансирования», «Программы», «Строки сметы». Доступ к ним осуществляется через раздел – «Предприятие» — «Учет по программам и сметам расходов». Пользователь имеет возможность пополнять и редактировать справочники.

Во всех документах конфигурации, по которым формируются бухгалтерские проводки, присутствуют реквизиты: «Источник финансирования», «Программа». Все бухгалтерские проводки по документу осуществляются в рамках указанного в шапке документа источника финансирования. Если в документе присутствует табличная часть, то в проводку берется «программа» из табличной части; если табличной части нет, то из шапки документа. Программа должна соответствовать выбранному источнику финансирования.

В конфигурации добалена возможность ведения учета кассовых и фактических расходов по строкам смет. Для этого необходимо заполнить в справочниках «Статьи движения денежных средств» и «Статьи затрат» реквизит «Строка сметы».

Формируется «Отчет об исполнении сметы расходов».

Учет ведется в разрезе источников финансирования. Учет ТМЗ в разрезе программ может быть включен или отключен.
Для организации учета ТМЗ поддерживаются следующие способы оценки материально-производственных запасов при их выбытии:

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

Метод оценки «ФИФО» доступен только, если учет ТМЗ в разрезе программ выключен. Для поддержки способов оценки ФИФО на счетах учета материально-производственных запасов ведется партионный учет. Для разных счетов учета ТМЗ могут применяться различные способы оценки себестоимости (согласно МСБУ 2).

По складам может вестись количественный или количественно-суммовой учет. В первом случае оценка товаров и материалов не зависит от того, с какого склада они получены. Складской учет может быть отключен, если в нем нет необходимости.

В «1С:Предприятие 8. Бухгалтерский учет для государственных предприятий Казахстана» регистрируются данные инвентаризации, которые автоматически сверяются с данными учета. На основании инвентаризации отражается выявление излишков и списание недостач.

Реализован учет ГСМ в разрезе автомашин и водителей. Если в Справочнике «Склады» у склада включен признак «Автотранспорт», то становятся доступными реквизиты «Автотранспорт» и «Основной водитель». В бухгалтерском и оперативном учете этот склад выступает объектом аналитического учета (желательно, чтобы наименование такого склада соответствовало наименованию автомобиля). Возможно при покупке оприходовать ГСМ непосредственно на автомашину, указав соответсвующий склад, производить перемещение ГСМ между автомашинами и между водителями, списывать ГСМ согласно норм расхода и пробега по путевому листу.

Формируются «Ведомость по учету ГСМ», «Расчет платы за эмиссию в окружающую среду».

Реализован учет медикаментов по сериям и срокам годности. Если в учетной политике добавляется ведение учета медикаментов, то становятся доступными реквизиты «По сериям» и «Подбор по сериям» в документах поступления, реализации и возврата товара. Для операций перемещения, списания, оприходования, инвентаризации медикаментов предусмотрены новые документы, вынесеные в отдельный раздел. Способ списание себестоимости медикаментов в бухгалтерском учете определяется учетной политикой.

Формируется «Ведомость по учету медикаментов».

В конфигурации автоматизирован учет питания. Обеспечивается учет наличия и движения продуктов питания. Учет расхода продуктов, плановой и фактической стоимости питания ведется в разрезе категорий довольствующихся. С помощью «Отчета по расходу продуктов питания» можно получить информацию о расходовании продуктов по источникам финансирования и категориям довольствующихся. Для формирования сводной ведомости по плановой и фактической стоимости питания предусмотрен «Отчет по стоимости питания».

В конфигурации автоматизирован учет материалов в эксплуатации — шин, аккумуляторов, спец. одежды и прочее. Для учета материалов в эксплуатации в конфигурации добавлены счета 1370 — «Материалы в эксплуатации». Также добавлены документы для учета движения материалов в эксплуатации. Списание себестоимости материалов в эксплуатации может производиться двумя способами: 1) в документе «Закрытие месяца», 2) в документе «Списание материалов в эксплуатации».

Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.

Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.

Все счета учета подразделяются на три вида:

  • активные — на них проводятся активы организации;
  • пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
  • активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.

При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:

  • актив — пассив;
  • актив — активно-пассивный;
  • пассив — активно-пассивный;
  • два активно-пассивных счета.

(в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.99 N 107н, от 24.03.2000 N 31н, от 18.09.2006 N 116н, от 26.03.2007 N 26н, от 25.10.2010 N 132н, от 24.12.2010 N 186н, от 29.03.2017 N 47н, от 11.04.2018 N 74н)

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 382-р приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 170 «О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации»

пункт 3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N 8 «О квартальной бухгалтерской отчетности организации».

3. Настоящий Приказ ввести в действие с 1 января 1999 года.

Министр
М.М.ЗАДОРНОВ

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 29 июля 1998 г. N 34н

1. Настоящее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее — Положение) разработано на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете».

В связи с утратой силы Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ, следует руководствоваться принятым взамен Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

2. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.99 N 107н, от 25.10.2010 N 132н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

3. Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

4. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»:

а-б) подпункты утратили силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.03.2017 N 47н)

в) основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российский Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

5. Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

6. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

7. Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру — специалисту;

Организация документооборота в бухгалтерском учете

23. Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества).

В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

24. Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

25. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при этом суммовые разницы относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

26. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

27. Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

28. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации; (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

41. К незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки — передачи основных средств и иными документами затраты на строительно — монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно — изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие). (в ред. Приказов Минфина РФ от 24.03.2000 N 31н, от 24.12.2010 N 186н)

Абзац второй. — Утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

42. Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам, понесенным организацией. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

43. К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

44. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. По долговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

Организации, действующие в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, могут производить переоценку вложений в ценные бумаги, приобретаемые с целью получения дохода от их реализации, по мере изменения котировки на фондовой бирже.

Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показываются в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат их приобретения по договору с отнесением непогашенной суммы по статье кредиторов в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда к инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по статье дебиторов.

45. Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной стоимости. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
МЗП 42 500 тг
МРП 2 917 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 778 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 2 %


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...