Внешний долг Беларуси на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешний долг Беларуси на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Структура общего внешнего долга Республики более чем наполовину сложилась из заимствований, привлеченных начиная с 2009 года. Долги более ранних периодов практически полностью погашены или конвертированы за счет новых кредитов. По состоянию на октябрь 2015 года структура внешнего долга Беларуси выглядела так:

  • Займы центральных органов государственного управления – 33,9%;
  • Заимствования Национального банка Республики Беларусь – 4,6%;
  • Долги банковской системы Республики – 17,3%;
  • Задолженность других предприятий и организаций Республики – 39,7%;
  • Прямые инвестиции в предприятия Республики – 4,5%.

Очевидно, что большую часть внешнего долга составляет задолженность организаций. Сюда относится:

  • текущая задолженность промышленных предприятий за сырье, комплектующие и энергоносители;
  • непогашенная задолженность торговли за поставленный товар;
  • займы, взятые организациями напрямую у внешних кредиторов.

Внешняя задолженность предприятий Республики финансировалась из множества источников, имеет разные сроки и условия погашения. В своей массе эти долги не являются автономными, поскольку государство состоит в числе собственников большинства кредитуемых предприятий. Следовательно, выплата, в конечном итоге, также затрагивает государственные интересы и государственные средства

Внешний долг Национального банка Беларуси складывается из суммы непогашенных займов (полученных в частности от банков РФ) и облигаций реализованных на внешних рынках. На конец 2015 года, общая сумма внешнего долга Нацбанка составила 1,744 миллиарда в долларовом эквиваленте. Для сравнения: валютная задолженность Национального банка Беларуси перед другими отечественными банками составила 2,808 млрд. долларов США в этом же периоде.

Сравнительно менее проблемными для кредиторов могут показаться внешние заимствования белорусских банков. Как правило, банковские активы обладают высокой ликвидностью, организация работы кредитно-финансовых учреждений меньше зависит от формы собственности, а сами они меняют владельцев без видимого ущерба.

Остается весьма незначительным объем прямых иностранных инвестиций в отечественные предприятия. Хотя именно такой способ привлечения средств считается наиболее выгодным для экономической системы. Первой причиной такого положения нужно признать отсутствие у предприятий реальной самостоятельности в распоряжении своим имуществом и организации деятельности.

Наиболее крупные внешние заимствования Республики Беларусь приходятся на кредиты центральным органам власти. Эти же займы представляются наиболее надежными для кредиторов, т.к. именно государство обладает наибольшими возможностями в распоряжении денежными средствами и собственностью.

Для понимания ситуации полезно будет рассмотреть структуру и объемы внешних заимствований Правительства Республики Беларусь в 2015 году.

Было получено:

  • От российского правительства и банков в общей сложности 1,572 млрд. в долларовом эквиваленте;
  • От банков Китая – 528,1 млн. долларов. Основная этих масса кредитов является связанными, т.е. может направляться только на закупку китайских товаров и финансирование проектов с участием КНР;
  • Кредитов Всемирного банка на сумму 72,9 млн. долларов. Практически все средства выделены целенаправленно для финансирования строительства инфраструктуры и др. объектов.

Общая сумма государственных заимствований в 2015 году составила 2,173 млрд. долларов.

В этом же периоде Республикой Беларусь было погашено государственных займов на общую сумму 2,016 млрд. долларов. Эта цифра сложилась из:

  • 1 миллиарда долларов для погашения первого выпуска отечественных евробондов;
  • 353,1 миллионов долларов погашения кредита Евразийского фонда стабилизации и развития;
  • 300 миллионов долларов на возврат займа российского правительства;
  • 147,7 миллионов долларов погашения кредитов китайских банков;
  • 115,2 миллиона долларов на полную выплату займов банкам Венесуэлы;
  • 75,9 миллионов долларов на закрытие остатка кредита МВФ;
  • 20,9 миллионов долларов текущих выплат по кредитам Всемирного банка;
  • 3,6 миллионов долларов на выплату по Товарно-кредитной корпорации США по кредитной линии на закупку зерна.

Можно утверждать, что Республика Беларусь в 2015 году и в предыдущие периоды добросовестно исполняла свои долговые обязательства. Раздавались и продолжают раздаваться критические замечания касательно реализации белорусской стороной обязательств по реформированию экономики. Разногласия такого рода могут заметно осложняют получение новых кредитов. Однако именно сосредоточение собственности в руках государства существенно облегчает своевременную выплату по внешним займам.

Исходя из этого, Республика может рассчитывать на новые международные кредиты.

Внешний госдолг Беларуси в январе уменьшился на 1,6%, до $17,9 млрд

В первой половине 2015 года Беларусь подала заявку на кредит на 3 миллиарда долларов в Евразийский фонд стабилизации и развития (ранее назывался Антикризисный фонд ЕврАзЭС), однако получила одобрение только на 2 миллиарда. В марте 2016 года Беларусь подписала программу о привлечении кредита ЕФСР на 2 млрд долларов, который предоставляется семью траншами в течение 2016-2018 годов. Однако, для получения кредита белорусские власти должны реализовать комплекс мер по реформированию экономики. 2 транша ЕФРС перечислил в 2016 году на сумму 500 миллионов долларов в марте и 300 миллионов — в июле. Третий транш евразийского кредита Беларусь планировала получить в октябре 2016 года, однако этого не произошло.

Внешний госдолг Беларуси по состоянию на 1 января 2016 года составил $12,4 млрд и уменьшился за 2015 год на 1,1%.

Лимит внешнего госдолга Беларуси в 2016 году был утвержден в размере $17 млрд.

За 2016 год внешний государственный долг Беларуси увеличился на $1 млрд. 198,8 млн до $13,6 млрд. с учетом курсовых разниц. Таким образом внешний госдолг страны за год вырос на 9,6%.

Показатель Значение Период
Государственный долг к ВВП 37.3 % 4 кв./20
Международная инвестиционная позиция 42301 USD млн. / 42.301 млрд. USD 3 кв./21
Государственный долг 58273164 BYN тыс. / 21.116 млрд. USD дек. 2021
  • Государственный долг к ВВП в Беларуси вырос до 37.3 % в четвертом квартале 2020. Максимальный уровень достигал 39.3 %, а минимальный 1.6 %
  • Данные публикует Ежеквартально Центральный Банк.
  • Объем международной инвестиционной позиции в Беларуси вырос до 42301 USD млн. (42.301 млрд. USD) в третьем квартале 2021. Максимальный объем достигал 42149 USD млн., а минимальный 1698 USD млн..
  • Данные публикует Ежеквартально Центральный Банк.

Данные Период Дата

42301 3 кв./21 18.01.2022
42275 2 кв./21 18.09.2021
41159 1 кв./21 19.06.2021
42149 4 кв./20 20.03.2021
40561 3 кв./20 19.12.2020
41116 2 кв./20 19.09.2020
39468 1 кв./20 20.06.2020
40750 4 кв./19 14.03.2020
Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Александр Лукашенко 20.07.1994 — 37111.0000 39742.0000 39932.7000 37111.0000 7.09%
  • Государственный долг в Беларуси упал до 58273164 BYN тыс. (21.116 млрд. USD) в декабре 2021. Максимальный объем госдолга достигал 59707968 BYN тыс., а минимальный 264580 BYN тыс.
  • Данные публикует Ежемесячно Министерство экономики.

Уже известно, сколько белорусы заплатят по внешним долгам в 2022 году

По данным официальной статистики, несмотря на значительные ежегодные платежи по долгам, отношение госдолга к ВВП в Беларуси относительно других стран невелико: на 1 ноября 2021 года госдолг к ВВП составлял 34,3 %.

Однако международные финансовые организации обращают внимание на то, что официальная статистика по уровню госдолга не в полной мере учитывает его величину. Так, эксперты Евразийского фонда стабилизации и развития предполагают, что при базовом сценарии уровень госдолга Беларуси (с учетом госгарантий) в 2022–2025 годах будет на уровне 46 % ВВП.

При этом в исследовании, которое недавно опубликовали эксперты фонда, допускается и рисковый сценарий развития событий в сфере госфинансов Беларуси. По мнению экспертов ЕФСР, стрессовый сценарий реализуется в том случае, если белорусские госпредприятия в ближайшие годы не смогут обслуживать свои обязательства.

Учитывая, что потенциально проблемные долги госпредприятий оцениваются Нацбанком в 14 % ВВП, уровень госдолга потенциально может вырасти примерно на эту величину. «Согласно нашим расчетам, в рамках рискового сценария в 2022 году государственный долг Беларуси может увеличиться почти до 61 % ВВП по сравнению с 46 % ВВП в базовом сценарии», — говорится в исследовании ЕФСР

В настоящее время глобальных проблем с платежеспособностью госпредприятий не наблюдается. Но государство, чтобы исполнять обязательства по старым долгам, ведет активные переговоры с кредиторами о новых заимствованиях.

28.02

Академический директор BEROC Катерина Борнукова также полагает, что не совсем корректно делать выводы исходя только из соотношения госдолга с ВВП: «Те же 35% у нас и в какой-либо другой стране могут означать абсолютно разные вещи».

Но у нас этот долг выражен в валюте, отсюда и такая уязвимость — при любой девальвации госдолг к ВВП резко вырастает, отметила эксперт в комментарии для СМИ.

По ее мнению, именно с этим связаны, скорее всего, и прогнозы ЕФСР: «Аналитики видят не резкое увеличение долга в долларах, хотя это, скорее всего, тоже произойдет, они, скорее, видят падение ВВП в долларах за счет возможной девальвации».

А это, в свою очередь, делает обслуживание долга сложным.

«Сейчас многие исследователи стали говорить о том, что надо как раз смотреть на показатель обслуживания и выплаты долга к ВВП. А тут у нас достаточно большая нагрузка: ежегодно мы должны выплачивать 2-3 млрд долларов. И опять же, проблема в том, что это деньги в долларах», — сказала Борнукова.

По мнению старшего научного сотрудника BEROC Льва Львовского, без дополнительных кредитов правительству будет довольно проблематично выплачивать госдолг. И власти постоянно ведут переговоры с восточной соседкой по вопросу дополнительного кредита, уже даже звучит цифра 3,5 млрд долларов.

«Если Россия сама или через Евразийский банк эти деньги даст — проблема долга опять нас не коснется и будет отложена еще минимум на год», — отметил Львовский.

В принципе, «технически выплатить эту сумму Беларусь может без всяких займов, у нас есть 7 млрд долларов золотовалютного резерва». «Но, конечно же, так делать нельзя и, скорее всего, не будут — это повлечет значимое уменьшение ЗВР, может пострадать стабильность всей системы», — уверен эксперт.

Кроме того, бюджет на 2022 год уже запланирован с дефицитом, значит, по мнению эксперта, выплаты из его доходов исключены.

Сейчас, продолжил аналитик, государственный внешний долг живет в такой системе: чтобы его выплатить, нужно брать новые кредиты.

Под внешним госдолгом подразумевается общая задолженность государства и резидентов (промышленных предприятий, организаций, прочих субъектов хозяйствования) перед зарубежными кредиторами (нерезидентами). Он формируется за счет следующих источников:

  • кредиты в инвалюте, предоставленные Беларуси или ее резидентам со стороны других государств, зарубежных субъектов хозяйствования, международных организаций;
  • займы, полученные в результате размещения на международных финансовых рынках государственных ценных бумаг.
Дата Внешний государственный долг
млн. долл. США % к ВВП
01.01.2020 17132,5 26,5
01.02.2020 16925 26
01.03.2020 16854,2 25,8
01.04.2020 16633,8 25,5
01.05.2020 16640,1 25,7
01.06.2020 16790 26,2
01.07.2020 18038,4 28,4
01.08.2020 17771,8 28,2
01.09.2020 17745,7 28,4
01.10.2020 17574,9 28,5
01.11.2020 18121,1 29,7
01.12.2020 18150,9 30

Основными целями государственных займов, формирующих внешний долг, являются:

  • покрытие дефицита госбюджета, поддержка платежного баланса;
  • пополнение золотовалютных резервов;
  • импорт энергоресурсов, сырья;
  • реализация инвестпроектов;
  • проведение реформ.

Внешнее финансирование может привлекаться для реструктуризации имеющихся задолженностей, решения неотложных социальных или экологических проблем, а также с другими целями.

Внешний госдолг РБ за последние три года возрос свыше, чем на 3 млрд. долларов. В октябре 2018 года данный показатель, выраженный в нацвалюте, достиг максимальной отметки за всю независимую историю Беларуси.

Дата Внешний государственный долг
млн. долл. США % к ВВП
01.01.2016 12 446,3 21,9
01.02.2016 12 416,3 22,2
01.03.2016 12 451,8 22,6
01.04.2016 12 974,3 24,1
01.05.2016 13 098,0 24,9
01.06.2016 13 084,1 25,4
01.07.2016 13 083,4 25,8
01.08.2016 13 293,3 26,7
01.09.2016 13 344,9 27,2
01.10.2016 13 424,1 27,4
01.11.2016 13 465,4 27,8
01.12.2016 13 518,0 28,0
01.01.2017 13 645,1 28,4
01.02.2017 13 549,3 28,0
01.03.2017 13 616,7 27,8
01.04.2017 13 579,9 27,4
01.05.2017 13 903,6 27,7
01.06.2017 13 922,7 27,4
01.07.2017 15 576,4 30,3
01.08.2017 15 596,3 30,1
01.09.2017 15 652,4 29,8
01.10.2017 16 301,3 30,8
01.11.2017 16 558,6 30,9
01.12.2017 16 553,5 30,5
01.01.2018 16 726,8 30,6
01.02.2018 15 776,3 28,5
01.03.2018 16 448,0 29,5
01.04.2018 16 422,1 29,1
01.05.2018 16 411,2 28,9
01.06.2018 16 394,8 28,7
01.07.2018 16 438,5 28,6
01.08.2018 16 547,8 28,4
01.09.2018 16 553,7 28,2
01.10.2018 16 543,7 28,0
01.11.2018 16 769,4 28,2
01.12.2018 16 797,1 28,1
01.01.2019 16894 28,2
01.02.2019 16707,4 27,9
01.03.2019 16681,2 27,8
01.04.2019 16609,4 27,6
01.05.2019 16671,7 27,6
01.06.2019 16611,7 27,4
01.07.2019 16689,8 27,4
01.08.2019 16500 26,8
01.09.2019 16574,3 26,7
01.10.2019 16528,1 26,4
01.11.2019 16561,8 26,1
01.12.2019 16596,2 26

В отдельные периоды времени отмечается незначительное сокращение внешних обязательств страны, но в целом задолженность увеличивается – даже при том, что привлекать зарубежные источники финансирования становится сложнее.

Экономическими властями страны принято решение увеличить долю недолговых источников в общей сумме средств, используемых для обслуживания внешних финансовых обязательств страны.

Значительная часть внешних долгов погашается за счет привлечения новых заимствований, в числе которых – транши ЕСФР, средства от размещения евробондов и пр. Также на обслуживание направляются пошлины от экспорта калийных удобрений, нефтепродуктов и нефти.

Под внутренним долгом подразумевается задолженность государства резидентам – частным и юридическим лицам. Для компенсации бюджетного дефицита и других целей правительство страны регулярно привлекает финансы у субъектов хозяйствования и населения на условиях возвратности, платности и срочности.

Дата Внутренний государственный долг
млн. руб. % к ВВП
01.01.2020 8750,8 6,5
01.02.2020 8872,5 6,4
01.03.2020 9084,4 6,3
01.04.2020 10424,6 6,3
01.05.2020 9582,4 6,2
01.06.2020 9419,8 6,2
01.07.2020 9308,3 6,2
01.08.2020 9784,9 6,4
01.09.2020 10554 6,5
01.10.2020 10498,3 6,6
01.11.2020 10167,8 6,4
01.12.2020 9395,6 6,1

Внутренний долг – это денежная оценка долговых обязательств РБ, гарантированных Правительством Беларуси. Источники его формирования:

  • кредиты Нацбанка;
  • займы посредством ценных бумаг, эмитируемых от имени Совмина, Минфина или других уполномоченных институтов;
  • гарантийные обязательства Правительства.

Чем выше внутренний долг, тем сильнее кризисные тенденции в экономике. Однако для управления данным показателем может использоваться целый ряд эффективных экономических рычагов, в числе которых:

  • увеличение налоговой нагрузки на предприятия и население с целью пополнения бюджета;
  • сокращение бюджетных расходов для минимизации дефицита бюджета;
  • эмиссия денежных средств для проведения контролируемой инфляции;
  • реструктуризация задолженности путем рефинансирования имеющихся долгов.

Увеличение внутренней задолженности считается в экономике менее опасным явлением по сравнению с ростом внешнего долга.

Внутренний долг в РБ является относительно стабильным показателем и в течение нескольких последних лет варьируется в диапазоне 9-10 млрд. рублей. В немалой степени это обусловлено тем, что его прирост лимитируется Законом о бюджете на каждый финансовый год.

Дата Внутренний государственный долг
млн. руб. % к ВВП
01.01.2016 9 744,3 9,5
01.02.2016 10 345,5 9,2
01.03.2016 11 151,8 9,8
01.04.2016 10 100,7 9,6
01.05.2016 9 490,9 9,5
01.06.2016 9 397,3 9,4
01.07.2016 9 674,9 9,7
01.08.2016 9 372,9 9,5
01.09.2016 9 918,1 10,4
01.10.2016 10 143,9 10,8
01.11.2016 9 797,7 10,6
01.12.2016 10 146,6 10,7
01.01.2017 10 234,2 10,8
01.02.2017 10 364,5 11,0
01.03.2017 9 835,0 10,6
01.04.2017 9 583,8 10,3
01.05.2017 9 891,8 10,5
01.06.2017 9 341,1 9,8
01.07.2017 9 562,8 9,6
01.08.2017 9 522,5 9,5
01.09.2017 9 346,5 9,2
01.10.2017 9 416,0 9,1
01.11.2017 9 200,8 8,7
01.12.2017 9 094,0 8,4
01.01.2018 9 175,6 8,5
01.02.2018 9 257,4 8,5
01.03.2018 9 246,5 8,5
01.04.2018 9 309,8 8,5
01.05.2018 9 437,4 8,3
01.06.2018 9 306,5 8,1
01.07.2018 9 255,8 8,1
01.08.2018 9 192,1 7,9
01.09.2018 9 548,8 7,9
01.10.2018 9 631,8 7,8
01.11.2018 9 568,1 7,7
01.12.2018 9 665,1 7,6
01.01.2019 8887,6 6,9
01.02.2019 8879 6,9
01.03.2019 8648,9 6,8
01.04.2019 8749 6,9
01.05.2019 8504,3 6,7
01.06.2019 9079,9 7,1
01.07.2019 8997,1 7,2
01.08.2019 9154,1 7,3
01.09.2019 8806,2 6,8
01.10.2019 8709,4 6,7
01.11.2019 8667,2 6,6
01.12.2019 8727 6,5

Не совсем. Зарплаты бюджетникам выплачиваются из местных и республиканского бюджетов, а вот пенсии, пособия и больничные — из Фонда соцзащиты населения (ФСЗН). Это разные структуры, и планируются они по-разному, хотя в обеих — деньги плательщиков налогов и взносов.

Белорусский ФСЗН долгое время существует с дефицитом, поэтому частично деньги в фонд поступают из госбюджета (то есть это все те же наши налоги и взносы).

Ему достается намного больше, чем многим другим ведомствам.

Госдолг Беларуси увеличился с начала 2022 года на 0,6 млрд рублей

Бюджет составляют не ясновидящие, поэтому едва ли он выйдет «копейка к копейке». С другой стороны, сильных расхождений с планом теоретически быть не должно, если нет непредвиденных обстоятельств типа пандемии, войны или стихийных бедствий. Например, 2020 год и без того планировался дефицитным из-за налогового маневра России, но закончился с гораздо большими убытками, чем предполагалось.

Многие страны так живут, это совершенно обычная практика. Другое дело, когда страна не может выплатить старые кредиты без привлечения новых.

На 1 декабря 2021 года совокупный госдолг Беларуси (внешний и внутренний) составил 58,3 млрд рублей. Он был всегда, но стал быстро расти после кризиса 2008 года. Беларусь набрала валютных кредитов (что в целом неплохо), но потратила их на модернизацию заводов, которая не принесла должной отдачи.

После 2010 года доступ к другим рынкам у Беларуси оказался ограничен, и осталась практически одна Россия, которая давала новые кредиты для погашения старых. Причем не всегда понятно, под какие проценты.

  • перетяжка мягкой мебели
  • ремонт мягкой мебели: замена поролона, пружин и т. д,
  • полное изменение дизайна: кровать в тахту, простой диван в угловой, кресло — в кресло-кровать и т. д.,
  • реставрация и восстановление деревянных конструкций,
  • изготовление новой мягкой мебели по дизайну заказчика,
  • работа со сложными моделями мебели.

Телефон: (8029) 554 55 35, (8029) 138 68 49

Сайт: ditman.kraj.by

  • 15:32 28.02.2022 Внутренний госдолг Беларуси за январь вырос на 1,6%, внешний сократился на 1,6%
  • 16:31 16.02.2022 Россия может рефинансировать долг Беларуси на $1 млрд
  • 11:16 02.02.2022 Госдолг США впервые превысил $30 трлн

За 2020 год, который был для Беларуси не только пандемийным, но и протестным, госдолг страны увеличился на 29% по сравнению с предыдущим годом. В конце прошлого года белорусские власти отчитывались о причинах: на рост повлияло не только ослабление белорусского рубля, но и сверхплановые заимствования. Таким образом власти создавали резерв для финансирования платежей по госдолгу в 2021 году.

По данным белорусского минфина, к началу августа 2021 года общий долг Беларуси — и внешний, и внутренний — достиг 57,4 млрд белорусских рублей (22,8 млрд долларов). К концу этого года Беларуси предстоит выплатить кредиторам около 1 млрд долларов.

Единственный канал финансирования, по которому Россия не была главным источником поступления денег для Беларуси — это прямые иностранные инвестиции (вложения иностранных компаний в проекты в другой стране). До объявления экономических санкций, по данным белорусского минфина, главным источником таких инвестиций был Евросоюз.

Финансовая поддержка России в последние годы снижается из-за уменьшения объема энергетических субсидий, отмечают аналитики S&P.

В условиях санкций и закрытых внешних рынков российские кредиты остаются одним из немногих источников внешнего финансирования Беларуси, считает Дмитрий Полевой из «Локо-Инвест».

«Насколько они компенсируют ущерб от западных санкций, сказать сложно, учитывая, что санкции в полной мере пока не оценить, и точного понимания по объему кредитов от России мы не имеем», — говорит Полевой.

Для России кредит в 1,5 млрд долларов, который она выдает Беларуси, это некритичные деньги, полагает директор белорусского центра экономических исследований Катерина Борнукова.

С Борнуковой согласен российский экономист Евгений Гонтмахер. «Беларуси эти 1,5 млрд помогают закрыть многие дыры, которые появляются у Лукашенко. Для России это небольшие деньги», — говорит Гонтмахер.

Однако в такой финансовой помощи есть большие риски для России, поскольку в мировом сообществе Александр Лукашенко является нелегитимным президентом, поясняет Гонтмахер. Экономист считает, что все экономические сделки, которые проводятся, формально нелегитимны.

«По факту это, конечно, невозвратные кредиты. Если в Беларуси будет смена власти, новое руководство Беларуси может сказать России и Евразийскому фонду: «Друзья, вы дали деньги нелегитимному президенту, мы их отдавать не будем». В этом очень большие риски для России. У нас, наверно, эти деньги уже считаются списанными», — говорит Гонтмахер.

  • Внешний госдолг Беларуси составил 18,2 млрд долларов

    • От редакции
    • Политика
    • Экономика
    • Регионы России
    • СНГ
    • В мире
    • Культура
    • Идеи и люди
    • Наука
    • Образование
    • Здоровье
    • Войны и Армии
    • Неделя в обзоре
    • Кино
    • Стиль жизни
    • Филантропия
    • Колонка обозревателя
    • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
    • Общество
    • Я так вижу
    • ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
    • Антракт
    • Telegram-обзоры недели
    • МониториНГ
    1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989
    %
    1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
    %
    2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
    % 9,2 8,1 12,3 15,8 20,3 32,5
    2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
    % 36,8 58,2 36,9 36,9 38,8 53,0 53,5 53,2 47,5 41,0
    2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029
    % 48,0

    Изменение за 10 лет: 11,2 п. п.

    В 2021 году Беларусь получит кредитов от России 1,4 млрд долларов. Половину отдает обратно, вернув долги. Эксперты проекта «Нашы грошы» сравнили получаемые Беларусью деньги с прошлыми годами, писал Телеграф.

    “Сулит серьезные проблемы» — Экономисты заявили, что Россия для Беларуси «постепенно валютный краник прикрывает»

    С 12 по 14 сентября с визитом в Минске находится президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) сэр Сума Чакрабарти. В банке, комментируя его приезд, отметили, что Белоруссия в последние годы «демонстрирует большую международную открытость и большую готовность обсуждать внутриполитические события, в том числе ситуацию с правами человека в стране». Эти изменения позволили ЕБРР принять новую страновую стратегию — то есть активнее участвовать в проектах белорусского госсектора, включая государственную и муниципальную инфраструктуру и предприватизационную поддержку госпредприятий.

    Прежде европейский банк не финансировал белорусский госсектор из-за чрезмерного (с точки зрения международной организации) вмешательства государства в экономику и нарушений прав человека. Банк сотрудничал только с частными компаниями.

    В Минске сэр Сума Чакрабарти уже встречался с высокопоставленными чиновниками, впереди переговоры с президентом Александром Лукашенко и премьер-министром Андреем Кобяковым. Также глава ЕБРР подпишет ряд документов, в числе которых соглашение с Белинвестбанком о предоставлении субординированного кредита.

    По итогам первого полугодия государственный долг Белоруссии по отношению к ВВП достиг исторического максимума.

    По состоянию на 1 июля величина внешнего и внутреннего госдолга, по данным Минфина, составила 40,4% ВВП. Это максимальное значение за все 25 лет белорусского суверенитета.

    Чтобы понять, откуда взялся этот рекорд, нужно немного углубиться в историю. До 1996 года Белоруссия брала в долг деньги и у стран Европы, и у России, но в относительно небольших объёмах. Хотя и собственная экономика в первой половине 1990-х годов была невелика, так что те заимствования выглядели немалыми.

    Однако в 1996 году в честь создания Союзного государства России и Белоруссии Борис Ельцин списал братскому государству все долги. После этого лет десять всё было хорошо: Минск получал энергоносители по льготной цене, для белорусских предприятий был открыт российский рынок и экономика могла расти без внешних заимствований. По данным белорусского Минфина, на 1 января 2007 года внешний и внутренний госдолг составлял 6,5% по отношению к ВВП страны.

    Кому и сколько будет должна Беларусь в 2022 году

    Ещё в 2015 году руководство Белоруссии озаботилось снижением уровня долговой нагрузки на экономику. Тогда правительство утвердило Стратегию управления государственным долгом на 2015—2020 годы, которая предполагала, что не менее половины внешнего долга будет погашаться за счёт внутренних ресурсов, а вторая половина — рефинансироваться (то есть выплачиваться за счёт новых займов).

    Пока некоторые СМИ страны бьют тревогу из-за рекордных показателей внешнего долга, представители белорусской власти демонстрируют спокойствие. Так, недавно, выступая в эфире телеканала «Беларусь 1», первый замминистра экономики Дмитрий Крутой заявил, что в 2018 году республика сохранит золотовалютные резервы на уровне не менее $6 млрд и не планирует новых внешних заимствований.

    Сумма внешних платежей (процентов по кредитам) — более $3 млрд, и их планируется обслуживать «за счёт работы экономики». Что касается новых кредитов, то в 2018 году правительство рассчитывает только на то, что уже запланировано, — это два транша от Евразийского фонда стабилизации и развития.

    При этом с государственной «заначкой» ситуация довольно стабильна.

    По данным Национального банка, международные резервные активы (золотовалютные резервы, ЗВР) Белоруссии на 1 сентября 2017 года составили $6,994 млрд в эквиваленте, увеличившись за август на $328,8 млн, или на 4,9%. Это максимальный объём ЗВР с октября 2013 года. За январь—август прирост резервов составил $2066,4 млн долларов, или 42%.

    Увеличению международных резервных активов способствовали поступления в бюджет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, рост объёма средств в иностранной валюте на корсчетах банков в Нацбанке, увеличение стоимости монетарного золота, поступление средств от продажи валютных облигаций, а также покупка Нацбанком иностранной валюты на торгах биржи. При этом правительство и Нацбанк в августе исполнили внешние и внутренние обязательства в валюте на сумму порядка $135 млн.

    Ещё один повод для оптимизма белорусских властей — хорошие показатели по экспорту. В январе—июле 2017 года белорусский экспорт товаров и услуг увеличился на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года — до $19,739 млрд. Сальдо торговли товарами и услугами по итогам полугодия заметно выросло, составив $489 млн против $73,9 млн в январе—июле прошлого года, сообщает Нацбанк.

    Госдолг страны, как известно, делится на внутренний и внешний.

    Внутренний — в валюте самой страны, внешний — в иностранной. Внутренний долг принято считать почти «безрисковым», так как теоретически при необходимости ЦБ всегда может «напечатать» необходимую сумму для его покрытия. Впрочем, такая практика считается порочной, поскольку инфляцию под контролем сдержать будет почти невозможно.

    Госдолг России, например, на 31 процент внешний и на 69 процентов — внутренний. Тогда как весь госдолг как США, так и Великобритании является внутренним. И это очень выгодно. Зачем занимать валюту, когда у этих стран высочайшие рейтинги надёжности, а их облигации разлетаются как горячие пирожки?

    Госдолг страны, как известно, делится на внутренний и внешний.
    Внутренний — в валюте самой страны, внешний — в иностранной. Внутренний долг принято считать почти «безрисковым», так как теоретически при необходимости ЦБ всегда может «напечатать» необходимую сумму для его покрытия. Впрочем, такая практика считается порочной, поскольку инфляцию под контролем сдержать будет почти невозможно.
    Госдолг России, например, на 31 процент внешний и на 69 процентов — внутренний. Тогда как весь госдолг как США, так и Великобритании является внутренним. И это очень выгодно. Зачем занимать валюту, когда у этих стран высочайшие рейтинги надёжности, а их облигации разлетаются как горячие пирожки?

    Платежи Беларуси по госдолгу в 2022г вырастут на четверть, до $4 млрд – Минфин

    Долговую нагрузку на экономику Беларуси получится снизить тогда, когда эффективно работающие предприятия смогут обеспечить достаточные темпы экономического роста. Но для этого нужны реформы в реальном секторе — те самые, на проведение которых белорусское правительство уже брало деньги и у МВФ, и у ЕФСР.

    Ещё один вариант, прямо связанный с предыдущим, — снижать фискальную нагрузку на экономику. Но решение вопросов о сокращении налогов и вообще о значительном стимулировании бизнес-активности в стране белорусский президент пока отложил на октябрь.

    «Валютные обязательства Беларуси в 2018 году составят порядка 2,5 млрд долларов, около 1,6—1,7 млрд планируется рефинансировать», — сообщил первый заместитель министра финансов страны Максим Ермолович.

    Он также отметил, республиканский бюджет на 2018 год сформирован с профицитом в 500 млн рублей, весь объём профицита Минск рассчитывает получить за счёт поступления в бюджет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. То есть рост экономики и возможность гашения госдолга Беларуси зависит напрямую от экономики России и ЕАЗС.

    Ну и самый тяжёлый, долгий, но зато наиболее эффективный путь — это изменить финансовый климат планетной экономики, что, конечно, неподъёмная задача для такой небольшой экономики, как белорусская, но зато вполне подъёмная для союза стран. Не зря же в ЕвразЭС планируется введение единой валюты к 2025 году, а сам Евразийский Союз имеет тенденцию к расширению.

    Ничего не может быть приоритетнее для любого государства, чем возможность свободно распределять свои ресурсы, более или менее согласовываясь с пожеланиями своего населения. Всему этому могут положить конец высокие долги, которые напрямую угрожают способности правительств контролировать свои бюджетные приоритеты. Именно эту проблему необходимо решать в срочном порядке властям Беларуси.

    Государственный долг Россия возник после 1991 года (когда распался СССР). В тот момент Российская Федерация приняла на себя все долговые обязательства, хотя все союзные республики отказались от долгов СССР. Эти обязательства составляли 104 млрд. долларов.

    В 90-е годы в результате тяжелого экономического положения страны, РФ фактически не погашала старые займы, а наоборот набрала новые.

    НА конец прошлого столетия внешний долг Росси рос и достиг почти 200 млрд. долларов.

    Благодаря росту цен на нефть в начале 2000-х позиции страны стали укрепляться.

    В летник месяцы 2017 года был закрыт последний долг Советского Союза странам Босния и Герцеговина, который составлял 125 млн. долларов США.

    Как считает Банк России, внешний долг нашей страны на 1 апреля 2021 года составляет 459, 3 млрд. долларов США. С начала текущего года задолженность перед иностранными государствами сократился на 8,6 млрд. долларов по причине выплаты обязательств по внешним кредитам, а также уменьшения выпуска ценных бумаг для нерезидентов РФ.

    В чем опасность государственного, в частности, внешнего долга?

    Он усиливает зависимость экономики страны от зарубежных кредиторов, ведет к обесцениванию национальной валюты.

    А постоянный рост долговых обязательств отрицательно влияет на развитие экономики, ведет к инфляции, разрушает баланс между денежным и товарным обращением.

    На 1 января 1994 года внешний долг РФ составлял 118 млрд. долларов и затем он неуклонно повышался год от года. Так в 2015 году он достиг пиковой отметки в 599 млрд. долларов. После чего долг начал снижаться и на сегодняшний день составляет 421 млрд. долларов.

    Внешний дог России не внушает финансистам опасений, поскольку держится на соотношении 20% от ВВП.

    Как утверждает Министерство финансов РФ, по данным на сегодняшний день наша страна имеет долговые обязательства только перед одной страной – Южной Корее в сумме 594 млн. рублей, и этот долг должен быть погашен до 2025 года.

    Источниками гос. долга являются:

    • Обязательства перед владельцами ценных бумаг, выпущенных государством;
    • Кредиты у международных организаций, банков и фондов;
    • Задолженность по внешнеторговому обороту: товар уже ввезен в страну, но деньги за него еще не поступили на счета;
    • Гарантийные обязательства, которые оформляются при получении крупных займов корпоративным секторам у объектов международных корпораций (Газпром, Роснефть и др.)

    Таким образом, можно говорить о странах, перед которыми Российская Федерация имеет обязательства на позициях офшоры, через которые идут крупнейшие торговые потоки. Это Исландия, Люксембург, Кипр, Голландия и Великобритания.

    Китайская Народная Республика предоставила крупный кредит на строительство нефтепроводов и газопроводов.

    Также существуют некоторые задолженности по торговым операциям.

    С 2014 по 2019 годы РФ жила под гнетом наложенных санкций, приходилось соблюдать жесткую экономию и финансовую дисциплину, в связи с чем государственный долг снизился.

    Но в 2019-2021 годы появилась новая тенденция: хотя и нет дефицита бюджета, но правительство опять стало брать кредиты и выпускать ценные бумаги (облигации). Финансовые аналитики считают, что подобной необходимости у Министерства финансов не было. Считается, что подобными мерами Правительство пополняет государственный бюджет за счет разницы между процентными ставками кредитов внутри страны и за рубежом.

    По другим источникам, Правительство желает расшевелить экономику внутри страны, выдавая кредиты под низкую процентную ставку.

    Задолженность государственных банков в настоящее время сократилась , это связано с жесткими санкциями против банковской системы, которые позволили перекрыть доступ к быстрым деньгам (краткосрочным кредитам). Конечно, это нельзя рассматривать только как положительное явление, ведь на краткосрочных кредитах банки умудрялись пополнять бюджет страны.

    Самым значительным в настоящее время является корпоративный внешний долг, его размер составляет 322 560 млн. долларов США. Сюда входят вложения иностранных инвесторов в крупные кампании, а также кредиты, взятые у зарубежных банков. В течение года сумма внешнего долга колеблется.

    Внешний госдолг Беларуси снизился до 17,9 млрд долл в январе 2022 г

    К концу 2020 года из-за пандемии и ограничительных мер объем внешнего долга всех стран заметно подрос от 83,5% до 96%.

    Особенный рост наблюдается в развитых странах, которые имеют возможность привлекать кредитные средства по низким процентным ставкам. За один только 2019-2020 год ставка возросла с 105% до 123%.

    В США гос. долг также возрос с 108% до 129%, а на 2022 год ожидается еще повышение до 132%.

    Но по прогнозам финансовых аналитиков, в 2022 году ожидается снижение внешнего долга практически во всех странах мира из-за роста доходов, а также после восстановительных мероприятий во всех сферах экономики и общей стабилизации положения мировой экономики.

    Тревожно выглядит ситуация с внешним долгом на постсоветском пространстве. Например, внешний долг Украины составляет 81 млрд. долларов США, при этом уже к концу 2021 года страна должна выплатить 14 млрд. долларов. При этом правительство и Президент Украины с полной уверенностью заявляют, что обязательно расплатятся с долгами, ведь ВВП растет на 4,8%. Если же средств из бюджета не хватит, то государство опять возьмет в долг у ВМФ, ЕС, Международного банка, то есть у тех организаций, которым Украина и так должна огромные суммы.

    Не утешительно обстоит ситуация с внешним долгом и в соседней с Украиной стране- Белоруссии.

    В Правительстве даже обсуждается вопрос о девальвации белорусской валюты. Белоруссия должна 24 млрд. долларов, то есть 38% от ВВП. Главным кредитором Белоруссии является Россия, которая раз за разом помогает ближайшей соседке.

    Безопасным для экономики считается соотношение внешнего долга к ВВП не более 60%.

    Огромный внешний долг имеет Япония, соотношение внешнего долга к ВВП составляет 223%.

    Второй в списке стран с самыми большими долгами идет Греция, соотношение внешнего долга к ВВП составляет 180%.

    Следующими в списке идут Ливан, Йемен, Италия, Португалия, Мозамбик и Кабо-Верде.

    Любой внешний долг – это существенный показатель доверия к стране со стороны зарубежных партнеров. Если страна имеет стабильную экономику и возможно для дальнейшего развития, то внешний долг не является огромной проблемой для Правительства.

    Конечно, при постоянном росте государственного внешнего долга, авторитет правительства падает, и доверие народа к власти уменьшается.

    • Внешний госдолг Беларуси снизился в 2021 году, внутренний — вырос
    • Минфин занял в 2021 году на внутреннем рынке почти $1 млрд. в валюте
    • Беларусь заняла на внешних рынках по линии госдолга более миллиарда долларов, погасила — почти полтора
    • Внешний госдолг Беларуси сокращается, внутренний — растет
    • Минфин Беларуси рассчитывает на новую кредитную программу от ЕФСР

    Суверенный внешний долг Беларуси формируется со времени распада Советского Союза. В виду отказа от выплат по долгу переставшей существовать державы, нагрузка финансовой системы РБ, на начальном этапе была незначительной и составляла менее 10% от ВВП. Данные показатели долга актуальны на период с 1996 по 2006 годы. Объем внешних заимствований в 90-е годы был минимален, кроме этого существующий долг перед Россией была списана.

    Процессу развития экономики, без роста внешнего долга Беларуси, способствовали также льготные цены на поставляемые из РФ энергоресурсы. Данный фактор позволил ускорить темпы экономического развития в 2000 годы. По истечению первых шести лет указанного периода, размер долга (по отношению к ВВП РБ) составлял не более 6,5% (отчеты Минфина РБ). Необходимость в привлечении иностранных займов появилась в момент пересмотра соседним государством отпускных цен на энергоресурсы.

    Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.

    Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).

    Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:

    • Нормативно-правовая база
    • График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
    • Структура долга
    • Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
    • Глоссарий
    • О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)

    И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.


    Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...