С какого возраста можно оставлять ребенка одного дома по закону РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какого возраста можно оставлять ребенка одного дома по закону РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • С какого возраста можно оставлять ребёнка одного дома по закону?
  • Как понять, что ребёнок готов оставаться один?
  • Что может случиться? Исключаем все потенциально опасные ситуации
    • Пожар
    • Потоп
    • Запах газа
    • Стук в дверь
  • Как приучить ребёнка оставаться дома без взрослых?
  • Один дома в первый раз!
  • Можно ли оставить ребёнка одного ночью?
  • Для родительского спокойствия
  • Запомнить родителям! Мини-памятка самых основных вещей

  1. Есть еда и вода.
  2. Квартира безопасна (убрано всё хрупкое, острое, ядовитое).
  3. Ребёнок может связаться с вами.
  4. Ребенку есть, чем заняться.
  5. Ребёнок не боится остаться дома один.

Помните, что самостоятельности невозможно научить, её можно только дать. И этот бесценный опыт позволит вашим детям вырасти более гармоничными и самодостаточными, чем родительские страхи и гиперопека. Научите их правилам безопасного поведения и тогда вы будете оставлять их со спокойствием на душе.

То, с какого возраста можно оставлять ребенка дома, зависит от развития малыша.

Если законодательно этот вопрос не регулируется на федеральном уровне, то психологи советуют обращать внимание на психическое развитие и эмоциональную зрелость несовершеннолетнего.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что оставлять ребенка без присмотра до 7 лет нельзя.

Это связано с тем, что малыш может навредить себе, так как еще недостаточно хорошо знаком со многими свойствами предметов в его окружении.

Оставлять малолетнего ребенка одного дома не рекомендуется, даже если родители полностью уверены в нем и его поведении и отлучаются ненадолго.

Оптимальным возрастом, когда несовершеннолетний может остаться без взрослых, считается 12-14 лет.

К этому моменту ребенок уже хорошо умеет пользоваться всей бытовой техникой, может занять себя.

Если возникла необходимость оставить школьника раньше на несколько часов без присмотра, то следует позаботиться о его безопасности:

  • Необходимо убрать все потенциально опасные предметы так, чтобы несовершеннолетний не смог ими воспользоваться.
  • С ребенком рекомендуется провести беседу о том, как вести себя с незнакомыми людьми и в экстренной ситуации.
  • Следует убедиться, что несовершеннолетний умеет пользоваться техникой и знает о правилах безопасности.
  • Проинструктировать ребенка о телефонах аварийных служб, разъяснить их назначение. Список с номерами рекомендуется оставить на видном месте.
  • Рекомендуется оставить несовершеннолетнему телефон для связи с взрослыми.

Перед уходом родители должны подробно объяснить ребенку, куда они направляются и во сколько вернутся. Это позволит ему чувствовать себя в безопасности.

Если родители отлучаются на несколько часов, то они должны проверить, сможет ли ребенок при необходимости обеспечить себя едой и водой. При этом важно, чтобы он соблюдал меры безопасности.

Можно ли оставлять ребёнка одного дома? Законы и мнение психолога

Родители могут не беспокоиться за своё чадо, если оно:

  • знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, например, если прорвало кран или загорелась микроволновка;
  • умеет пользоваться телефоном и сможет набрать ваш номер или позвонить в спасательную службу;
  • может проводить время в одиночестве: не будет плакать под дверью и звать родителей в окно;
  • не имеет ярко выраженных фобий;
  • не склонен пакостить, если его наказали;
  • строго соблюдает запреты на опасные игры;
  • может жить по режиму дня самостоятельно.

Есть три законодательных акта, которые регулируют этот вопрос:

  1. Родителям грозит штраф или лишение свободы на год, если оставить ребёнка в опасном для жизни и здоровья состоянии. Например, когда он не может о себе позаботиться сам (статья 25 Уголовного кодекса).
  2. Предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Например, если оставить ребёнка без еды и воды на сутки (статья 5.25 Кодекса административных правонарушений).
  3. Органы опеки и попечительства могут забрать ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью. Например, если его оставили одного на месяц без денег и еды (статья 77 Семейного кодекса).

>

Не стоит оставлять ребёнка одного, если он легко может открыть дверь незнакомому человеку или сильно боится темноты и одиночества, если не знает правила техники безопасности (например, что нельзя играть с розетками), любит шкодить или очень впечатлительный (например, может испугаться кадра в фильме и плакать до самого прихода родителей). Всё это говорит о том, что ребёнок пока не готов оставаться один. Родителям стоит проявить терпение и вернуться к идее позже.

Есть категории детей, которых не стоит оставлять одних никогда: с расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью или ограничениями передвижения и младенцев. Эти ребята не смогут позаботиться о себе самостоятельно.

Мы составили несколько правил для родителей, которые уверены, что их ребёнок к этому готов.

Не уезжайте сразу на неделю к друзьям. Сначала выходите к соседям на полчаса, потом на час в магазин и так постепенно увеличивайте время.

Обсудите разные чрезвычайные ситуации и возможности выхода.

Например, если дома загорелась плита, то нужно позвонить маме или папе, а потом пожарным по номеру 01. Обязательно сообщить фамилию и имя свои и родителей, назвать домашний адрес. Выйти из квартиры на улицу. Если ребёнок учится в младших классах, не стоит рассказывать, как тушить пожар самостоятельно.

Если началось землетрясение, то нужно срочно выйти на улицу и отойти подальше от любого здания. Лучше всего — на спортивное поле.

Если в квартиру ворвались грабители, нужно спрятаться в шкафу, нише или под кроватью и написать сообщение родителям. Ни в коем случае не попадаться им на глаза и не вступать в диалог.

Если дома отключили свет, у ребёнка должен быть фонарик вместо свечей.

Научите ребёнка в обязательном порядке проверять закрытую воду, выключенный свет и бытовую технику. И напомните, чтобы он ни при каких обстоятельствах не открывал дверь незнакомым людям.

Точно может сказать фамилии, имена и отчества — своё и родителей, точный адрес, контактные телефоны.

Скажите точно, во сколько вы выйдете из дома и во сколько вернётесь. Обязательно обозначьте, где будете, на случай, если ребёнок не сможет дозвониться вам напрямую. И старайтесь не опаздывать.

Можно ли оставлять детей одних со старшим сыном без взрослых?

И включён звук.

Если вы оставили ребёнка дома, а сердце не на месте, позвоните ему, спросите, чем он занят. Только не делайте это каждые 15 минут — проявите уважение к его самостоятельности. Если ребёнок маленький, например, дошкольник или младший школьник, оставьте видеоняню.

Помните, что когда вы вернётесь домой, там может поджидать неожиданность, как в стихотворении Эдуарда Успенского «Разгром». Оцените объективно, случайны ли поломки или ребёнок хотел нашкодить, отделите угрозу его жизни и здоровью от шалости.

Специалисты советуют родителям перед уходом сделать следующее:

  • убрать все опасные предметы – лекарства, ножи, ножницы;
  • закрыть окна и балконы (если жарко – приоткрыть окна в режиме для проветривания);
  • научить ребенка правильно использовать бытовые приборы;
  • объяснить, где находится еда, оставить продукты питания в доступном месте;
  • объяснить ребенку, куда и зачем родители уходят, когда они вернутся;
  • научить ребенка дозваниваться до полиции, скорой помощи, газовой службы и МЧС (оставить на видном месте карточки с номерами) и при этом объяснить, что на звонки по телефону и в дверь чужим людям отвечать нельзя;
  • помочь ребенку выучить свои ФИО, а также ФИО родителей, точный адрес проживания.

Если ребенка оставили дома без присмотра, и с ним случился несчастный случай, то родители рискуют столкнуться с административной или уголовной ответственностью – например, если несовершеннолетний отравился или затопил соседей снизу.

Вопрос, с какого возраста ребенка можно оставлять одного дома по закону в РФ в 2020 году, в российском законодательстве не урегулирован. Нет никаких подобных правовых норм ни в одном нормативном акте федерального или регионального уровня.

Однако это не означает, что допускается безнаказанно оставлять ребенка без присмотра взрослых, ведь дети не всегда способны понимать значение своих действий и осознавать возможную ответственность. Поэтому их дееспособность (способность приобретать своими действиями права и нести ответственность) ограничена по ст. 21 ГК РФ. Ответственность за их действия наступает у родителей.

Уголовную ответственность несут сами несовершеннолетние, но только с 14 лет. С этого же возраста несовершеннолетние получают частичную дееспособность, например, по ст. 26 ГК РФ они уже вправе совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться доходом. Однако закона, который бы устанавливал, что с этого возраста подростка можно оставлять одного, нет.

Дети одни дома: с какого возраста по закону?

По закону гарантами безопасности ребенка являются его родители или опекуны. Если они допустили ситуацию, в которой здоровью несовершеннолетнего был нанесен вред или, что еще страшнее, ребенок погиб, то взрослые, отвечающие за малыша, могут быть привлечены к ответственности — как к административной, так и к уголовной.

К уголовной ответственности родители могут быть привлечены в соответствии со ст. 125 УК РФ (оставление в опасности) или с ч. 1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности).

Здесь все зависит от обстоятельств.

Существует Федеральный закон 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которому несовершеннолетним нельзя находиться на улице одним в общественных местах без сопровождения взрослых с 22:00 до 6:00. Остальные случаи законодательство не регламентирует.

Психологи уверены, что не существует единой возрастной отметки, когда можно оставлять ребенка дома одного. Упомянутый выше возраст 12-13 лет – это, скорее, возраст, когда ребенок достаточно социализирован, чтобы попав в потенциально опасную ситуацию, действовать адекватно.

Однако на деле один ребенок и в пять лет достаточно спокоен, благоразумен и житейски опытен, чтобы провести время дома. Другой и в 10 и даже в 12 лет не готов брать на себя ответственность за собственную безопасность.

Попробуйте определить готовность ребенка к самостоятельному времяпровождению с помощью небольшого теста. Итак, ваш ребенок…

  • умеет пользоваться телефоном, может набрать ваш номер и номера экстренных служб?

  • умеет и любит проводить время самостоятельно, может заниматься своими делами, не привлекая вашего внимания, по меньшей мере, час?

  • не имеет ярко выраженных фобий, не боится темноты или чудовищ?

  • знает и соблюдает запреты, связанные с играми с опасными предметами?

  • не склонен наносить увечья себе или окружающим?

  • имеет домашние обязанности, которые четко и регулярно выполняет?

  • знает свой распорядок дня и охотно его соблюдает?

  • не мстителен, не злопамятен, не склонен устраивать «диверсии» в ответ на запреты или наказания?

Если на все вопросы вы ответили «да», то, скорее всего, вы можете попробовать оставить малыша дома. Обычно считают, что среднестатистический ребенок может оставаться дома на час и больше, начиная с 7-8 лет.

Обсудите с ребенком возможные потенциально опасные ситуации. Позаботьтесь, чтобы у него была с собой таблица с важными телефонами.

Позвонить вам, позвонить в аварийную службу, отключить электроприборы, обратиться за помощью к соседям, открыть дверь, остаться в безопасном месте.

Покинуть квартиру и позвонить в пожарную часть, при возможности предупредить соседей, максимально быстро выйти на улицу, не пользуясь лифтом. Если покинуть квартиру невозможно, то сперва позвонить в пожарную часть, и сразу запереться в ванной, заложив дверь мокрыми полотенцами. Позвонить вам, наполнить ванну водой и забраться в воду, дышать через влажную ткань. Не паниковать!

С какого возраста можно оставить ребенка дома на месяц?

Покинуть квартиру и позвонить в аварийную службу. По возможности предупредить об опасности соседей (в двери стучать, а не звонить!) Сразу же выйти на улицу и позвонить оттуда вам.

Убедитесь, что ваш ребенок знает запах бытового газа.

Позвонить вам. Если стук продолжается, спросить из-за закрытой двери «кто?», не открывая дверь. Дверь можно открыть, только если визитер хорошо знаком ребенку (родственник, ближайшие соседи) и предупреждает его о реальной опасности (пожар, угроза взрыва).

Если в дверь стучит незнакомец, ни в коем случае не говорить, что родителей нет дома. Объяснить, что они устали и спят, или вернутся с минуты на минуту (у соседки, в ближайшем магазине, выгуливают собаку).

Если визитеры не уходят – позвонить в полицию.

” Никогда не оставляйте ребенка дома запертым без возможности покинуть квартиру! Это небезопасно!

Если вы оставляете ребенка дома одного, у него должны быть сформированы минимальные бытовые навыки. Прежде чем оставить его, потренируйте малыша на кухне: он должен уметь, как минимум, уметь налить себе питье и приготовить простой перекус (хотя бы бутерброд).

Если вы планируете оставлять ребенка надолго (например, первоклассник несколько часов дожидается дома вашего возвращения), учите его пользоваться бытовыми приборами – разогревать приготовленную вами еду на плите или в микроволновке. Он должен уметь отрезать хлеб, помыть фрукты, наливать горячие напитки.

Нужно отметить, что даже если вы не планируете оставлять ребенка дома, все равно необходимо обучить его бытовой самостоятельности, так что с четырех-пяти лет вы можете доверить ему простую помощь на кухне!

Итак, вы впервые решили оставить ребенка дома одного. Как это сделать?

Во-первых, отлучка не должны быть долгой. Придумайте, куда вы можете выйти на 15-20 минут.

Во-вторых, ребенок должен понимать, что контролирует ситуацию, поэтому заранее обговорите с ним время вашего ухода и возвращения. Прекрасно, если ребенок уже умеет определять время по часам, но если он еще плохо это делает – поставьте метки на циферблате.

В-третьих, придумайте, чем ребенок будет занят во время вашего отсутствия. Предложите ему новую книжку или игрушку, дайте какое-то задание, которое его увлечет, но при этом не вызовет затруднений.

Обязательно еще раз обсудите, чего делать категорически нельзя: открывать окна, подходить к плите, играть с огнем, пользоваться электроприборами – список можно скорректировать в зависимости от возраста и навыков ребенка.

И, конечно, будьте на связи!

Когда ребенка можно оставлять одного дома по закону РФ

Несмотря на то что на законодательном уровне возраст не установлен, это не значит, что можно оставлять годовалых детей одних дома. Существует 125-я статья УК РФ. К уголовной ответственности могут привлечь, если малолетний ребёнок «заведомо оставлен без помощи» и при этом находится в опасном для жизни и здоровья состоянии. Данная норма распространяется не только на родителей ребёнка.

В каких случаях могут привлечь к уголовной ответственности родителей? Например, они отправили ребёнка гулять на стройку или проезжую часть. Или же, что чаще случается, оставили шестилетку дома, он вышел из квартиры и стал кататься на лифте (который является источником повышенной опасности).

Таким образом, если родитель не рассматривает свою квартиру как источник опасности, и ребёнок находится уже в осознанном возрасте, то оставлять его дома можно. Например, семилетний ребёнок может побыть какое-то время дома один. Однако если этот семилетний ребёнок пойдёт гулять на улицу в период карантина, то вполне возможно, что это уже посчитают как оставление в опасности (заразиться же может).

Закон не даёт чётких указаний родителям, с какого возраста им оставлять своего ребёнка одного. Поэтому придётся оценивать каждую конкретную ситуацию самостоятельно. Т.е. оставлять ребёнка одного можно, но так, чтобы угрозы для его жизни не было.

А есть или нет этой угрозы, готов ли ребёнок остаться один или не готов — решают родители и несут ответственность за своё решение.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует конкретный нормативный акт, который бы четко устанавливал, с какого возраста можно оставлять детей дома без присмотра взрослых. Но есть законы, которые влияют на этот вопрос косвенно:

  • Считается, что частично нести за себя ответственность ребенок начинает с момента получения паспорта гражданина РФ, то есть с 14 лет. Поэтому теоретически оставление подростков одних дома с этого возраста не запрещено.
  • Есть еще статья 125 УК РФ об оставлении в опасности. Кратко суть ее сводится к тому, что если вы оставили ребенка младше 14 лет дома одного и с ним произошел несчастный случай, вы будете виноваты и понесете наказание.

    Интересно, что при этом законодательство не освобождает мать от работы в ночное время или командировок, если ее ребенок достиг возраста 5 лет. И работодателя совершенно не волнует, есть ли у нее возможность оставить с кем-то свое чадо.

Как видите, противоречия есть, и они видны невооруженным глазом.

Шансы на то, что за 14 лет у мамы с папой ни разу не возникнет необходимости срочно отлучиться куда-то без ребенка, конечно же, равны нулю. Рано или поздно такой момент наступит, поэтому важно, чтобы сам ребенок был готов к этому. Чтобы определить уровень его готовности, нужно понять, имеются ли следующие признаки:

  • Ребенок способен заниматься чем-то самостоятельно не менее 2 часов подряд, не нуждаясь в подсказках и помощи взрослых.
  • Он не «теряет» своих родителей, если их нет в поле зрения. Например, когда мама на кухне готовит обед, а сам малыш играет в соседней комнате.
  • Его уже не пугает темнота, он не нервничает в замкнутом пространстве (скажем, когда играет в комнате при закрытой двери).
  • Ребенок точно знает, что можно, а что нельзя, и почему. Осознает, что нарушение обоснованных запретов может привести к негативным и даже опасным последствиям.
  • Вы часто замечаете, что в ролевых играх сын или дочь часто исполняет ведущую роль, образ кого-то старшего и более опытного. К примеру, предпочитает быть доктором, когда играет в «больничку», или родителем, когда играет в «дочки-матери».
  • Ребенок не проявляет жестокости и стремится избежать боли сам. Он прекрасно понимает, что такое боль и какие действия могут ее причинить.
  • Он знает, как пользоваться телефоном, как связаться с родителями.
  • Ребенок не злопамятный и отходчивый: быстро забывает обиды, не имеет склонности копить и утаивать злость.
  • Способен объективно оценивать собственное поведение: понимает, когда поступил плохо, когда хорошо и почему. Может предугадать реакцию родителей на свои поступки.
  • Чадо имеет свои домашние обязанности. Родители могут поручать ему убирать на место свои игрушки, кормить кота, заправлять постель и пр. Ему нравится эта ответственность, он с удовольствием выполняет порученное.
  • Ребенок уже привык к определенному распорядку дня и соблюдает его, сам того не замечая: кушает, ложится спать и встает примерно в одно и то же время. Маме с папой уже не нужно постоянно напоминать ему, когда и что делать.

Итак, если время оставить вашего крошку одного все же пришло:

  • Помните, самое главное – это связь. У него должна быть возможность позвонить родителям в любой момент, если он хочет что-то спросить или возникла непредвиденная ситуация.
  • Позаботьтесь о том, чтобы ему было что поесть и попить. Лучше, если для этого от него не потребуется выполнять сложные или потенциально опасные действия (включать газ, греть что-то на сковороде и пр.).
  • Придумайте, чем ему заняться в ваше отсутствие. Покажите, как включить себе мультфильм, достаньте его любимые книги, игры, раскраски, фломастеры, бумагу для рисования. Пусть у него будет выбор.
  • Прежде чем оставлять ребенка дома одного, обучите его правилам безопасности. Объясните, как и в каких случаях действовать, чтобы он не растерялся и не наломал дров. Дайте ему знать, у кого еще можно получить помощь, кроме папы и мамы, если дозвониться по каким-то причинам не получилось. Возможно, помочь готовы соседи, близкие друзья семьи или родственники, а в экстренных случаях – спасательные службы. Напишите нужные номера телефонов крупным шрифтом и повесьте на видном месте.
  • Не запирайте ребенка. Вдруг замкнет проводку и случится пожар? У него должна быть возможность выйти, если что-то пойдет не так. Естественно, что перед этим нужно научить его открывать и закрывать входную дверь, правильно обращаться с ключами и бережно хранить их. Добейтесь четкого понимания того, в каких ситуациях можно и нужно выходить из дома, а когда к домофону и двери не следует даже подходить.

Вопрос, с какого возраста ребенка можно оставлять одного дома по закону в РФ в 2020 году, в российском законодательстве не урегулирован. Нет никаких подобных правовых норм ни в одном нормативном акте федерального или регионального уровня.

Однако это не означает, что допускается безнаказанно оставлять ребенка без присмотра взрослых, ведь дети не всегда способны понимать значение своих действий и осознавать возможную ответственность. Поэтому их дееспособность (способность приобретать своими действиями права и нести ответственность) ограничена по ст. 21 ГК РФ. Ответственность за их действия наступает у родителей.

Уголовную ответственность несут сами несовершеннолетние, но только с 14 лет. С этого же возраста несовершеннолетние получают частичную дееспособность, например, по ст. 26 ГК РФ они уже вправе совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться доходом. Однако закона, который бы устанавливал, что с этого возраста подростка можно оставлять одного, нет.

Можно ли оставлять ребенка одного дома на целый день в соответствии с российским законодательством? Запрета на такое действие в законах нет, в принципе, можно оставить ребенка даже одного дома на ночь, однако надо иметь в виду следующее. За недобросовестное выполнение родительских обязанностей предусмотрена уголовная и административная ответственность, а в случае, если обнаружится угроза жизни и здоровью ребенка, по ст. 77 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства вправе его незамедлительно отобрать.

  • по ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей наказывается штрафом от 100 до 500 рублей. Возможно и вынесение только предупреждения;
  • по ст. 156 УК РФ за то же нарушение, но сопряженное с жестоким обращением с несовершеннолетним, влечет штраф до 150 000 рублей и более суровые меры наказания вплоть до лишения свободы;
  • по ст. 125 УК РФ оставление в опасности любого гражданина (для ребенка это может быть масса ситуаций) также влечение штраф до 80 000 рублей, максимальное наказание – лишение свободы на срок до года.

Согласно ч. 2 ст. 61 СК РФ родитель обязан воспитывать и содержать ребенка до 18 лет. У родителей в отношении детей равные права, однако, если они вместе не живут, существуют вполне естественные ограничения в общении.

Аннотация: Любой родитель в определенный момент времени задается вопросом: можно ли оставить ребенка дома одного?

Любой родитель в определенный момент времени задается вопросом: можно ли оставить ребенка дома одного? Прививать своему малышу самостоятельность можно и нужно, но, предвидя последствия, очень важно оценить его психологическую зрелость.

Отчасти это и является ответом на вопрос «когда», поскольку общих рамок и норм не существует: некоторые дети в состоянии остаться одни дома уже в 5 лет, другие и в 12 будут тревожиться или набедокурят, если оставить их без контроля.

Психологи утверждают, что самостоятельность и ответственность в раннем возрасте во многом определяются темпераментом и характером ребенка. Для того чтобы можно было спокойно доверить малыша самому себе и не беспокоиться за его безопасность и эмоциональное состояние, следует готовить его к этому заблаговременно.

Чем опасна тревога и мнительность родителей в воспитании ребёнка?

Три главных навыка самостоятельной жизни, которым надо научить ребенка
Как подготовиться?
С 5-6 лет необходимо ослабить контроль ребенка – не стоит отслеживать каждый шаг малыша. В противном случае, оставшись дома без присмотра, у него будет много соблазнов сделать что-нибудь запретное.

Давать ребенку почувствовать себя самостоятельным нужно постепенно:

дайте ребенку максимальную свободу рядом с собой – это создаст видимость абсолютной самостоятельности; здесь можно прибегнуть к «маминому часу» – вы занимаетесь своими делами, ребенок – своими, а по истечении часа можно обсудить, что он делал;

ненадолго оставьте ребенка, не покидая стен квартиры, к примеру, вы можете лечь спать или принять ванну; видимость отсутствия взрослого учит малыша полагаться на себя – так он привыкает к временному отсутствию помощи и контроля со стороны взрослых;

постепенно учите бытовой самостоятельности: предоставьте ребенку возможность самому хозяйничать – наливать молоко или делать бутерброды, в выходной день малыш может учиться сам готовить несложный завтрак. Важно: плитой, тем более газовой, лучше не пользоваться в отсутствие родителей – на это время лучше обеспечить ребенка обедом в термосе, который ему останется лишь выложить на тарелку.

А стоит ли?
Для того чтобы принять правильное решение, нужно точно знать, готов ли к нему ребенок. Существует несколько косвенных признаков зрелости:

ребенок способен сам занять себя более двух часов;

не страшится темноты, комфортно чувствует себя при запертых дверях;

хорошо понимает, что можно и нельзя и может объяснить, почему именно нельзя;

играет в ролевые игры, где выполняет роль взрослого (врача, мамы, няни или воспитателя и др.);

за ним не наблюдалось специфических наклонностей – избегает боли, не старается причинить ее другим (сестрам, братьям, домашним животным и т. д.);

умеет пользоваться телефоном и может позвонить при необходимости;

не мстителен – не склонен затаивать обиду, строить планов мести;

способен адекватно оценить свои поступки – знает, за что последует наказание, а в каком случае родители будут его хвалить;

знает свои обязанности и выполняет их – убирает за собой игрушки, моет кружку и т. д.;

соблюдает режим дня практически без контроля и тем более без постоянных напоминаний со стороны старших (это говорит о самодисциплине).

Если на все восемь пунктов из вышеприведенного списка вы ответите утвердительно, у вас есть повод попробовать выйти на новый уровень самостоятельности малыша. Очень важно: даже если все пункты можно отнести к вашему ребенку, но он наотрез отказывается оставаться дома один, принуждать его к этому ни в коем случае не стоит. Если же он охотно соглашается, можно смело пробовать.

Что делать в первый раз?
Родителям следует сохранять спокойствие и уверенность, иначе тревожность и нервозное состояние будут транслироваться ребенку. Лучше отказаться от важных дел и поэкспериментировать таким образом, чтобы это не заняло много времени, к примеру, сходить в магазин.

С 5-6 лет ребенок способен неплохо ориентироваться во времени. Предупредите его, на сколько вы уходите, и объясните, что вернетесь, когда стрелки будут на определенных цифрах. И данное вами малышу обещание важно неукоснительно выполнить.

Можно использовать игры. К примеру, вы – мама-медведь, малыш – медвежонок. Мама отправляется в лес за малиной, а ребенок остается один. Пусть он расскажет, чем будет заниматься медвежонок в ожидании мамы, чего он боится в ее отсутствие. Проговорив страхи и опасения, ребенок перестанет испытывать трепет перед тем, что рисует воображение.

По возвращении домой не отчитывайте ребенка за беспорядок или мелкие шалости. Если вы обнаружите малыша в слезах или беспокойном состоянии, попытки приучать его к самостоятельности стоит отложить. Если все прошло хорошо, можно постепенно увеличивать время, которое ребенок будет проводить один.

Инструктаж перед уходом
Ребенок должен четко понимать: есть вещи, которые ни в коем случае делать нельзя. Вы можете сами составить такой список, но, как правило, строгие запреты едины для всех детей и состоят в следующем:

никому нельзя открывать двери, даже знакомой соседке – у самых близких есть ключи от квартиры, и они сами могут зайти в дом;

нельзя объяснять по телефону или через дверь кому-либо, что находишься один, лучше вовсе избегать продолжительных разговоров с посторонними (научите малыша говорить, что родители заняты: так он и не соврет, но и не выдаст себя);

не стоит подходить к окнам, бросать из них предметы; окна должны быть хорошо закрыты – лучше использовать специальные блокираторы, чтобы ребенок не мог открыть их сам;

запрещает��я играть с электрическими приборами и пытаться разводить огонь.

У ребенка должен быть под рукой список важных телефонов: скорой помощи, пожарных, ваш дополнительный (рабочий), папин, бабушки или дедушки – тех людей, которым он может позвонить в экстренном случае.

Каждый родитель встречается с ситуацией, когда появилось неотложное дело, а времени мало. Но дети не хотят отрываться от своей игры и предпочитают остаться дома. И возникает соблазн оставить ребенка дома одного, на не очень продолжительное время. Например, отогнать машину, забежать за продуктами в соседний подъезд или сбегать в аптеку.

Конечно, мысль о том, что может произойти не дает покоя. Потому что, чем младше дети, тем больше они нуждаются в защите. Можно оставлять детей в детском саду или с кем-то из знакомых. В таком возрасте они сильно зависят от взрослых, и разлука может привести к неопределенности и страху.

С другой стороны, не менее важная часть взросления ребенка — стать более независимыми. Нужно научиться слышать его и доверять, дав таким образом ему некоторую свободу. Но при этом необходимо учитывать уровень развития и характер ребенка. Потому что один и тот же ребенок может спокойно отнестись к тому, что мама ненадолго ушла в магазин, но начать переживать или даже обижаться, если родители ушли, например, в театр и оставили его одного «на хозяйстве».

Точного возраста, с которого бы законом или какими-либо общепринятыми нормами разрешалось оставлять ребенка дома одного, не существует. Однако косвенный запрет всё же существует: статья 125 УК РФ «Оставление в опасности» гласит, что оставив малолетнего дома, родители несут в том числе уголовную ответственность, если с ним что-нибудь случится. Под малолетними в данном случае понимаются «несовершеннолетние, не достигнувшие возраста 14 лет».

Ведь и с Вами на улице, в магазине может произойти непредвиденная ситуация, из-за которой Вы не сможете вернуться домой, как планировали.

Руководствоваться нужно не тем, с какого возраста одни остаются дети других мамочек на площадке или в каком возрасте оставляли одних Вас лично , а отталкиваться от уровня развития и самостоятельности конкретного Вашего ребенка. Есть дети, которые как дядя Фёдор из всем известной детской книги, могут в 6 лет самостоятельно вести хозяйство, готовить еду и аккуратно обращаться с бытовыми приборами. Но это скорее исключение из правил.

  • Даже если Вы уверены, что ребенок долго будет смотреть мультики, не рекомендуется оставлять ребенка сразу на час или два, нужно постепенно приучать его к этому. Можно начать с десяти минут, объяснив, почему это необходимо. Если это сработает, можно увеличить время.
  • Важно отметить, что детям нужно сообщить, куда вы собираетесь идти и когда вернетесь. Время должно строго соблюдаться.
  • К тому же, ребенок должен уже хорошо уметь определять время по часам, набрать номер мамы, папы, экстренной службы , знать свой адрес, как зовут родителей и проч. Пусть все номера будут записаны на бумаге и ребенок знает, где они лежат (а не только в памяти телефона!).
  • Также ребенок должен уметь безопасно выбраться из квартиры в случае экстренной ситуации, знать, что нельзя пользоваться лифтом во время пожара и т.д.
  • Лучше всего, если есть соседи, к кому дети могли бы обратиться в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Но им надо показать, куда идти в случае чрезвычайной ситуации.
  • Также нужно дать ребенку ясно понять, чтобы никогда нельзя открывать дверь незнакомым людям. Лучше всего родителям выключить звонок. Кроме того, не рекомендуется запирать дверь снаружи, когда дети одни в квартире.
  • Родители всегда должны быть доступны по мобильному телефону , но научить ребенка не отвечать на телефонные звонки с незнакомых номеров. Лучший способ проверить это — позвонить с другого номера.
  • Необходимо установить четкие правила, в том числе в отношении планшетов, смартфонов и телевидения. Хороший вариант — установить таймер на время отсутствия. Не лишним будет приготовить достаточно еды и питья, чтобы дети даже не задумывались о том, чтобы самим раздобыть себе лакомства.
  • Также нужно позаботиться о таких вещах как закрытые окна с блокировкой, выключенные плита и утюг.

И запомните, что никогда нельзя оставлять ребенка запертым в автомобиле, даже если Вы захотели отойти на 5 минут! И с вами, и с автомобилем, и с ребенком даже за короткое время произойти может всякое, и дети нередко становятся жертвами таких ситуаций.

Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!

— Российские законы не запрещают оставлять детей дома одних и не определяют точный возраст, когда это можно делать, — объясняет юрист из Хорошёвского района кандидат юридических наук Дмитрий Ярошенко. — Однако детей без присмотра нельзя отпускать на улицу ночью, — напоминает он, — временные рамки различаются в зависимости от регионов. Есть ещё статья 61 Семейного кодекса РФ, по которой за несовершеннолетних отвечают их родители. Но её трактуют, исходя из конкретного случая.

Если ребёнок остался один и всё прошло хорошо, нет проблем. А вот если он затопит соседей или отравится, родителям может грозить административное или даже уголовное наказание.

— Однажды пятилетний мальчик чуть не спалил дом: пытался включить плиту, — рассказывает юрист. — Чудом выжил. Родители получили наказание по статье 125 УК РФ «оставление в опасности». Они возместили ущерб соседям, лечили сына, ещё и заплатили штраф 80 тысяч рублей.

Психологи соглашаются: возраст безопасного одиночества у всех разный. Психолог из Хорошёвского района Вероника Казанцева уточняет, что чаще всего дети готовы оставаться одни с девяти-десяти лет. В это время они уже понимают последствия своих действий, осознают ответственность.

— У меня была пациентка, которой приходилось оставлять шестилетнего сына одного, — рассказывает Вероника Казанцева.

Она была в разводе, няня приходила не всегда. Мальчик хорошо справлялся, мог играть дома сам. Но это единичный случай. Приучать ребёнка оставаться без взрослых психолог советует постепенно: сначала мама идёт выносить мусор, потом — в магазин.

С какого возраста можно оставлять ребёнка одного дома

Допустим, Ваш ребенок готов, решено оставлять его дома одного. Конечно, делать это нужно постепенно. Психологи не рекомендуют оставлять дома детей одних до 7 лет, в 7-8 лет родители могут отсутствовать не более часа-двух, чем ребенок старше – тем больше времени вы можете провести вне дома. Конечно, это в идеале. Но наша современная жизнь от идеалов далека. Поэтому мы лучше поговорим о том, как ребенка подготовить к такому важному шагу в процессе взросления.

Начните издалека. Например, со сказок. Можете придумать их сами. Жил был мальчик (девочка), он учился в школе, а маме с папой нужно было ходить на работу. Мальчик приходил со школы, разогревал себе обед, кушал, отдыхал, рисовал, играл и делал уроки. А вечером приходили родители, и они вместе отправлялись кататься на коньках/играть в футбол/ в шахматы, обнимались, читали книжки и т.д. Рассказывайте ребенку истории из своего детства – как вы первый раз оставались одни дома, чем занимались (ведь тогда еще не было компьютеров, или уже были?). Важно подготовить ребенка морально, чтобы он понимал – это безопасно и интересно. Это делает его старше, ответственнее. Вы ему доверяете. Хорошей подготовкой будет ваше уединение дома. Выделите себе полчаса-час. Ложитесь спать или примите ванную. Закройте дверь так, чтобы ребенок не мог к вам попасть. Вы отдельно – он отдельно. С одной стороны вы дома, с другой – нет.

Первый выход из дома начинайте с 15 минут. Не планируйте ничего важного. Этого времени как раз хватит, чтобы сходить за молоком. Большего и не требуется. Объясните ребенку, что вы вернетесь, когда большая стрелка дойдет до 12, а маленькая – до трех. Не опаздывайте – ребенок будет вас ждать. Оцените состояние ребенка по возвращению домой – чем он занимается или занимался, расстроен или спокоен. Если вы вернулись с молоком, а чадо стоит у дверей и ревет – взросление откладывается. Если вы уходите на час и более – звоните и разговаривайте с ребенком. Спросите, что делает он, расскажите, что делаете вы, когда придете домой. С одной стороны – вы поддержите ребенка. С другой – успокоите себя. Ведь порой, мамы переживают больше чем дети. И здесь я хочу сказать, что вы с ребенком – единое целое. Если вы боитесь его оставлять – он будет бояться, если в вашей голове сплошные страшилки – то же ждет и ребенка, если вы уверены и спокойны – ребенок остается с радостью.

Следующим этапом подготовки будет подготовка пропагандистская )). А пропагандировать родители должны безопасность. По идее, все это ребенок должен знать и уметь, если вы считаете, что он готов находиться дома один. Но закрепить и дополнить не помешает.

1) Личная безопасность.
Возьмем для примера первоклассника Ваню. Утром вы провожаете его в школу, возвращается он сам/с друзьями/с мамой друга-Сережи. Он должен уметь самостоятельно собраться, взять в гардеробе одежду (не забыть шапки/варежки/сменную обувь). Ваня должен хорошо знать дорогу из школы домой. Разными путями (на случай, если водопроводчики перерыли привычный путь, или собак стая на тропинке или машина перегородила дорогу и не обойти). Ваня должен знать правила дорожного движения для пешеходов. Переходить только по пешеходному переходу, желательно, со взрослыми. У ребенка есть ключи от дома. Ключи – это ценность (как и телефон), ключи всегда лежат в одном и том же месте, застегнутом и недоступном даже для друзей. Ваня несет ответственность за сохранность ключей и умеет ими правильно пользоваться. Ребенок умеет пользоваться телефоном, имеет свой телефон, либо носит с собой карточку, на которой написаны телефоны мамы-папы-тети-соседки. Ваня может попросить у знакомого(!) взрослого, например, у учительницы, телефон, чтобы позвонить маме. Ну и главное, Ваня прекрасно знает, что нельзя разговаривать с чужими людьми, что-либо у них брать, куда-либо с ними ходить и показывать свой дом.

2) Дом. Быт.
Ваня – парень самостоятельный: он умеет пользоваться бытовой техникой (плита, микроволновка, чайник, телевизор, компьютер, телефон), электричеством, водой. Он знает, что есть приборы, которые ему трогать нельзя категорически и вещи, к которым лучше не прикасаться. Но будьте готовы к тому, что детское любопытство возобладает над вашими запретами. Поэтому спрячьте все опасное и дорогое, чтобы у ребенка не возникало соблазнов. Рано или поздно ваше чадо дорастет до других предметов быта – утюга, пылесоса и т.д. Оговорите правила использования, в том числе в форс-мажорных обстоятельствах: если отключился свет или случилось что-то непредвиденное – нужно первым делом выключать из розетки и убирать. Папа придет – разберется.
По разным причинам может случиться так, что вы не оставили ребенку на завтра обед. Ваня знает, как приготовить элементарное блюдо – сварить рис или яйцо, пельмешки или вареники, умеет сделать бутерброд и заварить чай.

3) Связь с миром.
Назовем это так. Ребенок должен уметь позвонить родителям с домашнего/сотового телефона. Ребенок должен уметь обратиться к взрослым – соседям или другим взрослым в случаях ЧП. Ребенок должен знать о существовании полиции, пожарной службы, скорой помощи и знать, как и в каких случаях туда обращаться. Ровно как и знать, что с телефоном играть нельзя!!!!

4) Чужие
Я выделяю это отдельным пунктом, потому что это архиважно. Здесь пойдет речь о звонках и визитах посторонних людей. Они не обязательно будут агрессивны, они могут быть вежливы и предлагать сладости и подарки… Ну, вы сами знаете. Нельзя разговаривать по телефону с незнакомыми людьми, что бы они ни сказали. Убедите ребенка, что если вы захотите им что-либо передать, то найдете способ передать это через родных, в крайнем случае – приедете сами. У вас должны быть в связи с этим знакомые ребенку взрослые – родственники, ваши подруги, одна-две коллеги, которых ребенок узнает по голосу. Ваня ни в коем случае не скажет никому по телефону, что взрослых дома нет.

Никогда и никому нельзя открывать дверь. Ребенок приходит и закрывается на ключ изнутри. Все. У всех, кто может прийти – есть ключи. Остальные проходят мимо. Что бы они не говорили. Если начнется пожар – пожарные выбьют дверь. Так ребенку и скажите. Хотя про пожар мы еще поговорим. С любыми взрослыми за дверью Ваня не разговаривает и так же не говорит им, что дома никого нет. Даже если это бабушка с котенком, даже если это ребенок, даже если это дядя, которого он когда-то где-то видел. Конечно, здесь будут исключения. Например, на ключ ваша дверь изнутри не закрывается. А только на «цепочку» или что-то типа того. Т.е. даже если пришла мама, открывает дверь ребенок. Тогда возьмите себе за привычку звонить ребенку, когда заходите в подъезд. Или стучите специальным кодовым стуком (чтобы никто не видел:) В любом случае – ребенок сначала смотрит в глазок, потом открывает. К ребенку будут приходить друзья. Они тоже могут звонить или стучать особым образом. Но про друзей – отдельный разговор.

5) Друзья
В каждой семье друзья – это отдельная тема. И о ней стоит поговорить и все ребенку объяснить. Как вы относитесь к тому, что к вам в дом будут приходить одноклассники? Как ваш ребенок общается с людьми, позовет ли гостей? Есть дети, которые могут привести в дом весь класс – определите свою позицию относительно визитов гостей. Это может быть:

  • когда родителей нет дома – никто не приходит (но рано или поздно этот запрет начнет нарушаться или его придется пересмотреть)
  • когда родителей нет дома, ты можешь позвать в гости только одного-двух близких друзей, которых знает мама и у мамы есть телефоны родителей этих друзей.
  • когда родителей нет дома, ты можешь пригласить гостей, предварительно согласовав с мамой или папой.

Первое, что вы должны – доверять ребенку. Если вы оставляете его дома по разным причинам, то, скорее всего, это нужно именно вам. А значит, вам придется ребенку доверять. Отдать ключи, телефон, предоставить в распоряжение квартиру. И при этом не звонить каждые пять минут и не изводить тотальным контролем. Ваше недоверие и страхи могут плохо сказаться на состоянии ребенка.

Второе, что вы должны, особенно на первых порах – обеспечить его всем необходимым. Например, нужно заранее ввести привычку переодеваться. Пришел со школы – повесил аккуратно форму в шкафчик, надел домашнюю одежду, помыл руки. Ребенок знает, где лежит его одежда, где взять чистую одежду, если он запачкался и вообще, где взять все необходимое – полотенце, губку чтобы вытереть на кухне лужу воды, новую бутылку воды и т.д.

Третье – еда. Пришел Ваня из школы уставший, конечно, хочется поесть. А родителей нет. Конфеты!!!! Вот что пойдет в ход первым делом. Хлеб с сыром и помидорами, печенье, какао или что там еще есть в ваших шкафчиках. Чтобы этого не произошло необходимо привить культуру пищевого поведения гораздо раньше. Нужно, чтобы ребенок знал, что ждет его на обед и, главное, оставлять ту еду, которую Ваня любит. Если он с роду не ест тыквенный суп-пюре – плавать вашему супу сами знаете где.

Если ваш малыш, еще не умеет пользоваться плитой и микроволновкой, то можно оставлять еду в специальном термосе. Но со временем все равно вам лучше приучить ребенка к большей самостоятельности. Наш первоклассник Ваня может сам отрезать хлеб или огурец, вымыть помидоры и яблоко, намазать масло на хлеб. Дело не только в том, что вы экономите время, но и в том, что для ребенка время одиночества дома превращается в приключение. Только здесь важно не переборщить, чтобы приключение не стало трагическим испытанием. Ведь иногда так приятно взять с тарелки бутерброд, с любовью сложенный мамочкой. Но мы продолжим о полезном – приучите ребенка убирать за собой посуду. Мыль или хотя бы ставить в посудомойку. Опять же – растет уровень уважения к себе. Только если вы подадите это ни как суровую реальность, а как игру «Ты же взрослый, а взрослые детки…….» Постепенно круг обязанностей растет. Растут и бонусы 🙂

Четвертое – безопасность. Да, опять она, только с другого ракурса. Ребенок тоже, наверное, волнуется, оставаясь дома один. И задача родителей – создать для него максимально комфортные и безопасные условия. Ребенок должен чувствовать себя защищенным. Подарите ему телефон, пусть даже в первые три дня он позвонит вам сотни раз. Пусть он позвонит также папе, бабушке, тете Гале, классной руководительнице и т.д. Возможно, ему захочется убедиться, что все это работает. Установите дружеские отношения с семьями друзей вашего ребенка. Если у Сережи мама не работает, может быть, она согласится первое время встречать и провожать домой не только своего ребенка, но и вашего. Может быть, она разрешит ему оставаться иногда в гостях у Сережи на пару часиков. Быть может, у вас в соседей квартире уже 20 лет живет замечательная женщина, недавно вышедшая на пенсию. Скажите малышу, что в случае чего – он может обратиться за помощью к МарьИванне. Опять же сказки и рассказы из серии «мой дом – моя крепость». Кроме того, очень важно рассказать о возможности обратиться в полицию/пожарную/скорую помощь в таких то случаях, ему помогут. Но самое главное! Когда вы будете играть в игру «Ваня остался дома один….» – обратите внимание на страхи, которые ваш ребенок сам придумает Ване и оградите ребенка от них.

Надеяться, что « все как-нибудь само». Что не запрещено – то разрешено. Это значит, чем понятнее для ребенка будет ситуация, чем четче, логичнее и доступнее будут обрисованы границы – тем меньше вероятность, что по возвращению домой вы узрите знакомое с детства «Приходил ко мне Сережка, поиграли мы немножко….» Конечно, подготовить сразу ко всему ребенка не получится. О чем-то вы просто забудете, ведь для вас это элементарно. Все придет со временем. Доверяйте. Себе, ребенку и жизни в целом.

Игнорировать страхи. Чем больше страхов будет испытывать ребенок, тем более стрессовым будет для него пребывание дома в одиночестве, тем чаще он будет болеть, тем хуже будет его успеваемость. Чем больше вы будете его игнорировать, тем меньше он будет вам доверять. Поэтому даже если он боится зеленую кракозябру, которая живет на подоконнике, а это всего лишь кактус – не смейтесь. Найдите в Интернете небольшое кино или мультик про кактусы, можете нарисовать вместе пару смешных «колючек-кракозябр», придумать истории о них или поручить, в целях приручения оного чудовища, поливать кактус. Не жалейте своего времени моральных сил на борьбу (а иногда просто принятие) со страхами и прочими проблемами.

Устраивать проверки. Самые распространенные ошибки – звонить или стучать в дверь и прятаться. Во-первых, вы пугаете ребенка. А во-вторых, очень удивляете, когда оказывается, что это мамочка так «прикалывается». Мамочка то, понятно, хотела посмотреть, как ребенок отреагирует. Но ребенок, если к нему постучит как-нибудь непонятно кто, может, не задумываясь, открыть дверь – «это ж мама так шутит!» То же самое со странными звонками-проверками. Лучше всего профилактика. Двери открывают только взрослые. Т.е. ребенок не открывает дверь, даже когда мама и папа дома. Только взрослые.

Предъявлять излишние требования. Не ждите, что у ребенка получится все и сразу. Возможно, от волнения он забудет поесть и просто ляжет спать. Или просидит весь день перед телевизором. Или забудет выключить плиту и поджарит суп. Не ругайте. Ошибок не бывает – бывает неожиданный результат. Но это опыт. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понять свои ошибки. Не обязательно тыкать его носом. Не ждите, что вы придете домой, а там чистота и порядок, вас ждет вкусный ужин из трех блюд и сытый кот. Поддерживайте вашего ребенка как можно активнее, хвалите, любите и уважайте.

Перед тем, как оставить ребенка дома одного, обязательно обговорите с ним опасные ситуации, которые могут возникнуть.

1) Травмы. Ребенок может упасть со шведской стенки, порезаться или обжечься. Это самое распространенное. Вы должны научить ребенка остановить кровь, намазать «спасателем» обожженный палец или приложить лед к ушибленному колену. Если он забудет, пусть позвонит вам.

2) Выключили свет. Да, в нашей стране так бывает. Самый простой выход – чтобы в детской был ночник, который работает от батареек и может осветить комнату. В любом случае, ребенок наверняка уже не раз оказывался в подобной ситуации, либо должен быть вами предупрежден, что такое может случиться. Покажите, где лежит фонарик, где хранятся свечи (в подсвечнике) и зажигалка. Объясните правила обращения с огнем. И придумайте вместе, чем может заняться ребенок, при свете фонаря, кроме как забиться в угол и бояться.

3) Пожар. Пусть этот пункт никогда вам не понадобится, но он должен здесь быть. Случиться может всякое, особенно если вы живете в семнадцатиэтажном огромном доме, где 300-400 квартир. Вы же не можете поручиться за каждого жителя? Поэтому расскажите ребенку и про пожар. Если вдруг пожар случился у вас в квартире, помните: нельзя прятаться под кроватями и в шкафах. Пытаться тушить огонь можно только в начальной стадии – когда размер пламени не больше мячика. Первым делом звоним родителям и пожарникам. Во вторую – обращаемся за помощь к соседям. Опаснее всего дым, бежим туда, где меньше дыма, никогда не открываем дверь, из под которой идет дым. Если пожар где-то на площадке или у соседей – ни в коем случае не открывать дверь в свою квартиру и не выходить в подъезд. Позвонить 01 и ждать пожарных.

4) Чужие атакуют. А именно – пинают двери, кричат, требуют, ковыряют ключами в замочной скважине. Ребенок не должен паниковать, хоть это и сложно. Звонить взрослым. Всем. Пусть все узнают, кто-то явно приедет быстрее. Звонить в полицию. Но здесь сложнее, нужно объяснить кто он, что происходит и адрес. Маме же достаточно будет испуганного плача. И конечно, ни в коем случае, не открывать дверь.

К сожалению, это далеко не полный перечень неприятностей. В квартире может лопнуть труба, может выбить пробки, кто-то может кинуть в окно камень… мало ли. Ребенок испугается. Но мама всегда поймет, мама не станет ругать и мама обязательно приедет.

Один дома – родителей под суд?

Иногда родители практикуют скрытое наблюдение в квартире. Сейчас устроить его не составляет никаких проблем. Однако, что вам это даст. От чего вы защитите своих детей? Вы примчитесь, если увидите, что он выливает суп в унитаз, если он смотрит весь день взрослые каналы, если он привел домой одноклассницу? И вот вечером вы залетаете домой и высказываете все, что думаете о его времяпрепровождении… Что произойдет? Вы навсегда потеряете доверие. Особенно, если дело касается подростка. Если все-таки камеры нужны вам для своего личного спокойствия – что бы вы там ни увидели, ни в коем случае не говорите ребенку о том, что следите за ним, работайте над причинами поведения и своими личными тараканами. Ведь это важно – уважать личное пространство своего ребенка.

Закон нам говорит, что нельзя оставлять ребенка одного на улице после десяти часов вечера до 16 лет, а если посмотреть на выплату пособий по потере кормильца, которую получает и мать, то пособия родителю выплачиваются до тех пор, пока не исполнится 14 лет.

Что касается закона, отвечающего на вопрос — когда можно оставлять ребенка одного, здесь все просто — такого в нашей стране нет. За границей, например в США, подобный запрет есть, поскольку возраст по нему сильно варьируется от штата к штату, возьмем минимальный — нельзя до 12 лет.

Исходя из полученных данных, самостоятельным ребенка следует считать в 12 — 14 лет и не раньше. К сожалению, реальность такова, что большинство родителей работают, а бабушки и дедушки есть не у каждого, да и рассуждать на эту тему можно бесконечно — семьи бывают не полными, ситуации совсем разными.

При этом, вина всегда на стороне взрослых, они несут ответственность вне зависимости от того, во сколько лет ребенок остался один.

По словам состоявшихся родителей, имеющих двоих и более детей, восемь лет — вполне подходящий возраст когда ребенка можно оставлять одного без особого беспокойства, но с одним условием — каждое действие под контролем с помощью электронной почты или телефонной связи.

Некоторые взрослые применяют эмпирическое правило — если гуляет рядом с домом без постоянного надзора, то ребенка относят к группе самостоятельных. Тем не менее, идеального решения не существует, потому что все зависит от уровня развития.

Чтобы определить, может ли ваш ребенок остаться один, достаточно ответить на несколько вопросов:

1. Ребенок знаком с нормами поведения?
2. Способен занять себя делом без взрослого?
3. Играет ли самостоятельно в течение 20 минут?
4. Готовит ли себе бутерброд без взрослых?
5. Убирает после себя игрушки?

Все перечисленные вопросы затрагивают такие понятия как самостоятельность, ответственность, понимание связи «действие — следствие» и желательно, чтобы ответы были положительными. Также здесь играют роль обстоятельства.

Например, если вы живете в малонаселенном пункте, оставлять малыша не рекомендуется, поскольку риск воровства и несчастных случаев в таких местах существенно возрастает. Будет хорошо, когда есть возможность договориться с соседями о редкой проверке или попросить старшего ребенка быстрее вернуться из учебного заведения.

Нет другого выхода? Прежде всего, развивайте самостоятельность постепенно. Создавайте такие моменты сначала с нескольких минут, постепенно увеличивая время и следите за реакцией — слезы, признак того, что ваш воспитанник не готов к подобным переменам в своей жизни.

В этом случае попробуйте оставлять его с телефоном в руках, весь период отсутствия общайтесь с ребенком. Это не слишком удобно, но подготавливает к самостоятельности.

Вторым вариантом служит знакомство с часами. Попросите ребенка проследить за стрелкой в течение 5-10 минут и объясните, что именно сколько времени вам потребуется для похода в магазин, старайтесь придерживаться обещания, иначе в следующий раз, малыш вас не отпустит.

Введите вознаграждение, но не в виде сладостей или игрушек, а объятий и правильной похвалы (пример похвалы: какой ты стал большой, благодаря твоему терпению/пониманию/послушанию, я могу сходить за продуктами, что облегчит труд/занятость нашего папочки).

Психологи говорят, что оставлять ребенка одного дома можно начинать с 5-6 лет. Но нужно учитывать, что каждый малыш индивидуален. Одни дети более самостоятельны и могут проводить время в одиночестве, не испытывая дискомфорта.

Другие, привыкшие к постоянной опеке взрослых, даже в 7-8 лет не могут оставаться дома одни. Прежде чем оставлять ребенка одного, нужно его постепенно к этому подготовить.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...