Среднеотраслевая налоговая нагрузка в 2022 году по видам деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Среднеотраслевая налоговая нагрузка в 2022 году по видам деятельности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Налоговая нагрузка: ФНС публикует среднеотраслевые показатели

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

где:

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Фискальные платежи — это основная доходная составляющая государственного бюджета. То есть от суммы собранных налогов, сборов, пошлин и иных платежей зависит благосостояние страны в целом. Следовательно, снижение фискальных поступлений в бюджеты отрицательно сказывается на российской экономике. Чтобы исключить неблагоприятные обстоятельства, налоговики занимаются планированием. То есть представители ФНС устанавливают определенный минимум по уплате фискальных платежей в бюджеты. Исходя из данного экономического показателя, для всех налогоплательщиков устанавливается налоговая нагрузка по видам экономической деятельности.

Иными словами, чиновники регламентируют минимальный лимит, сколько должен уплатить налогов в бюджет конкретный хозяйствующий субъект в зависимости от вида осуществляемой деятельности, объемов производства, масштабов компании, размера штатной численности и прочих критериев.

Если компания не выполнила установок ФНС, то есть заплатила меньше налогов, чем нужно, такая ситуация не останется без внимания. Инспекторы пригласят руководителя на беседу, если отклонения незначительны. А вот при существенных недоплатах инициируют выездную проверку.

Отметим, что речь идет о снижении сумм налоговых отчислений. Например, в компании существенно снизился налог на прибыль (снизилась налогооблагаемая база). Недоимки и задолженности к данной теме относить не следует.

Утвержденные значения регламентированы в отдельных приказах ФНС. Отметим, что налоговики систематически корректируют показатели налоговой нагрузки. Последние действующие показатели были закреплены в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

С 2016 года были отмечены повышения среднеотраслевой налоговой нагрузки по некоторым ВЭД. Например, в деятельности по добыче полезных ископаемых значение было увеличено с 11,9 % до 17,9 %.

Обратите внимание, что налоговики обновили значения, в соответствии с данными Росстат за 2018 год. Для проверки используйте актуальные значения.

Налоговая нагрузка (НН) может быть рассчитана:

  • в абсолютной величине – подсчетом точной суммы налоговых начислений. Это значение недостаточно информативно, оно необходимо, в основном, аналитикам компании;
  • в относительной величине – определением процента средств, направленных на погашение налоговых обязательств (КНН), по отношению к выручке компании за год, по формуле:

КНН = СН (сумма налогов) / В (общая выручка за год, включая внереализационный доход) х 100%.

Относительная нагрузка указывает, какую часть дохода фирма отчисляется в бюджет.

Порядок расчета ФНС конкретизировала в приказе № ММ-3-06/333@. Рассчитывая НН следует:

  • учесть только «очищенную» от НДС и акцизов выручку;
  • учесть уплаченный НДФЛ;
  • не включать в расчет страховые взносы.

В расчете НН для предприятий, работающих на ОСНО, в сумме начисленного налога следует учитывать:

  • начисленные к уплате налоги – на прибыль, НДС, другие, указанные в соответствующих декларациях;
  • выручку, отраженную в отчете о финансовых результатах (без НДС).

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:

сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%.

Согласно опубликованной таблице, по сравнению с предыдущим периодом расчетные значения для большинства отраслей изменились незначительно. Например, в сфере строительства налоговая нагрузка в 2018 году составляла 10,4%, а в 2019 году — 11,9%. А в сфере производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий этот показатель уменьшился с 21,7% до 20,9%.

Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более, чем на 10%) тоже может стать основанием для назначения налоговой проверки.

В целом можно отметить, что по сравнению с 2018 годом значения рентабельности уменьшились по многим видам деятельности. В частности, средняя рентабельность продаж в сфере производства продуктов в 2018 году составляла 9,2%, а в 2019 году — 8,2%. В сфере оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) средняя рентабельность продаж снизилась с 10% до 8,3%. А вот в строительстве данный показатель увеличился: в 2018 году он составлял 6,1%, а в 2019 году — 7%.

Письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ определяет налоговую нагрузку ИП по НДФЛ как отношение исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности к общей сумме доходов от данной деятельности.

Если нагрузка по НДФЛ низкая, предпринимателя вызовут на комиссию в налоговую инспекцию. Но что считать низкой налоговой нагрузкой – в письме не сказано.

Но в этом же письме есть другой критерий – доля профессиональных вычетов для расчета НДФЛ. Если это доля превышает 95%, ИП становится кандидатом для вызова на комиссию.

Что касается организаций, то здесь налоговики анализируют не относительную нагрузку по НДФЛ, а динамику уплаченных сумм. Инспекторы анализируют показатели отчетов 6-НДФЛ и вызывают на комиссию, если:

  • поступления НДФЛ снизились по сравнению с прошлым кварталом или годом больше, чем на 10 процентов;
  • по суммам НДФЛ сделали вывод, что организация платит зарплату меньше среднего уровня в регионе по этому виду деятельности.

Таким же образом анализируют расчеты по страховым взносам и смотрят, не снизились ли суммы взносов при том же количестве работников.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 году: изменения

В действующих документах нет методики расчета нагрузки отдельно по налогу на прибыль. Она была прописана в письме ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, которое сейчас отменено.
Но не исключено, что налоговики и сейчас могут пользоваться той же методикой при анализе нагрузки налогоплательщиков.

Формула расчета выглядит так:

Низкая нагрузка или рентабельность может стать поводом для выездной проверки инспекторов. Средняя цена одной такой ревизии по России – до 17 млн рублей доначислений. Чтобы не доводить до этой крайности, не игнорируйте требования налоговиков о даче разъяснений о причинах низких коэффициентов.

Ответный документ может быть составлен письменно в произвольном виде. Причины низкой налоговой нагрузки или рентабельности могут быть любыми, для их выявления ориентируйтесь на специфику деятельности компании: это может быть увеличение прибыли на рекламу, увеличение складских товаров, снижение сбыта, рост закупочных цен на МПЗ и т. д.

Существует Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В этом документе налоговая не рассказывает, по каким именно критериям она отбирает компании для выездной проверки, но предлагает бизнесу самостоятельно рассчитать свою налоговую нагрузку, чтобы оценить риск.

«Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)…»

из Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

То есть если ваша компания платит меньше, чем другие подобные компании по этому же региону, то у инспекции возникнут предположения, что вы занижаете свои налоги, в связи с этим она придёт с выездной.

В таком случае инспекция:

  • вызовет директора для беседы, во время которой будет выяснять, почему компания платит мало налогов. Руководитель ИФНС и/или его замы начнут искать связи с техничками и выяснять, какие схемы использует компания, как она занижает доходы и «рисует» расходы;
  • будет назначена выездная налоговая проверка. Конечно, только из-за отклонения от нормы налоговой нагрузки инспекция вряд ли станет проводить полноценную выездную проверку, но если у компании найдутся и другие моменты, на которые инспекция обратит внимание, то перспектива выездной становится очень реальной.

Налоговики делают расчет налоговой нагрузки по отраслям. После чего осуществляется анализ предприятий. Анализ включает в себя следующие этапы:

  • расчет налоговой нагрузки налогоплательщика по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения;
  • определение аналогичных налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков СВ), состоящих на учете в налоговом органе;
  • расчет их налоговой нагрузки (в случае отсутствия информации исследовать среднеотраслевые значения налоговой нагрузки);
  • определение аналогичного налогоплательщика (налогового агента, плательщика СВ) с максимальной налоговой нагрузкой;
  • анализ отклонения уровня налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента, плательщика СВ) от максимального значения.

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным статистической налоговой отчетности и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики. Базой налоговой нагрузки могут являться:

  • Выручка (с НДС или без);
  • Доходы;
  • Вновь созданная стоимость;
  • Источник уплаты налога, прибыль или затраты;
  • Планируемая прибыль или ожидаемый доход.

Налоговая нагрузка рассчитываетсяя на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

Чтобы понять, есть ли вероятность посещения инспекторами налоговой службы вашей организации, нужно разобраться с тем, как рассчитать налоговую нагрузку.

В совокупный расчет входят все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, в т.ч. и в качестве налогового агента. При совокупном расчете в расчет включаются и страховые взносы, уплачиваемые в налоговую, кроме расчетов за предыдущие периоды. Исключаются из расчета:

  • взносы на обязательное страхование от несчастных случаев, т.к. они не уплачиваются в ФНС;
  • таможенные пошлины;
  • НДС на ввозимые в РФ товары.

Формула расчета:

Совокупная налоговая нагрузка = Сумма налогов к уплате за календарный год (по данным налоговой отчетности) / Выручка за календарный год (по данным отчета о фин.результатах) х

100%

Помимо совокупной налоговой нагрузки, можно рассчитать налоговую нагрузку и по каждому налогу в отдельности.
Например, налог на прибыль

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль = Сумма налога на прибыль за календарный год (по данным налоговой декларации) / Выручка и внереализационные доходы за календарный год (по данным налоговой декларации) х

100%

Понятие налоговой нагрузки можно рассматривать в нескольких направлениях. Для собственников бизнеса под налоговой нагрузкой чаще всего подразумевается соотношение суммы начисленных за отчетный период налогов к сумме прибыли, которое показывает, какую часть доходов предприятие отдает государству.

Для целей планирования результатов деятельности компании налоговая нагрузка равна сумме произведений ставки установленных законом налогов на величину налогооблагаемой базы для каждого из налогов.

Государство же в лице налоговой инспекции считает налоговую нагрузку как показатель, на основе которого можно сделать вывод о том, применяет ли компания те или иные схемы уклонения от уплаты налогов и нужно ли включать эту компанию в план выездных проверок. Рассмотрим налоговую нагрузку именно с точки зрения механизма контроля над бизнесом компании со стороны налоговой инспекции.

Еще в 2007 г. была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок[1], которая определила величину налоговой нагрузки компании в качестве общедоступного критерия самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. В соответствии с данной Концепцией одно из оснований для назначения выездной проверки — «налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

В 2012 году Приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ было установлено, что приложение 3 Концепции, содержащее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Например, показатели за 2019 г. приведены в табл. 1.

Таблица 1

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 г.*

Справочно: Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100 %

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

2019 г.

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ**, %

Налоговая нагрузка рассчитывается как в целом по компании, так и по разным видам налогов в отдельности.

Общая налоговая нагрузка рассчитывается по формуле:

Общая налоговая нагрузка = Сумма начисленных налогов по данным деклараций (расчетов) / Сумма выручки по строке 2110 Отчета о прибылях и убытках × 100 %.

Обратите внимание!

В Приказе ФНС № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение расчета: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т. е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС).

В письмах Минфина России от 11.01.2017 № 03-01-15/208 и ФНС от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ есть рекомендации по расчетам:

• в расчет включаются все суммы фискальных платежей, которые были начислены налогоплательщиком в отчетном периоде;

• в расчете учитываются платежи, которые компания уплачивает в качестве налогового агента (например, НДФЛ по работникам);

• в расчете не участвуют суммы начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды;

• из расчета исключаются суммы ввозного НДС;

• в расчете не учитываются таможенные пошлины, уплачиваемые по действующему законодательству.

Налогоплательщики для самоконтроля могут рассчитать налоговую нагрузку самостоятельно. Есть два варианта расчета:

1. Расчет налоговой нагрузки по налогу на прибыль:

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль = Сумма исчисленного налога на прибыль (строка 180 листа 02 годовой декларации) / Сумма доходов от реализации и внереализационных доходов (строки 010 и 020 листа 02 годовой декларации по налогу на прибыль).

Для ИФНС сигналом к инициации выездной проверки может послужить значение показателя менее 3 % для производственных компаний и менее 1 % — для торговых предприятий.

2. Расчет налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость:

Налоговая нагрузка по НДС = Сумма вычетов по НДС / Сумма начисленного НДС × 100 %.

Здесь для ИФНС тревожным сигналом будет показатель от 89 % и более.

В таблице 2 представлены расчеты налоговой нагрузки для самых распространённых видов налогов.

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

В приложении № 2 к Приказу ФНС № ММ-3-06/333@ содержится довольно большой перечень общедоступных критериев, по которым налогоплательщик может сам определить вероятность риска включения его в план проведения выездной налоговой проверки со стороны ИФНС. В него входят такие признаки, как:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении двух календарных лет и более.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

6. Неоднократное (т. е. два раза и более в течение календарного года) приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное (два случая и более) снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Как видим, восемь из двенадцати критериев непосредственно связаны с величиной налогооблагаемой базы компании, а низкий уровень налоговой нагрузки вообще находится на первом месте.

Выездная проверка ФНС – не самая приятная процедура, в первую очередь для плательщиков. Одним из главных критериев для её проведения является нагрузка по налогу, на которую ориентируются налоговики, чтобы сделать вывод о необходимости контроля. Как рассчитывается и какова налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 году можно узнать из этой статьи.

Налоговая нагрузка – это средний отраслевой коэффициент для оценки финансовой стабильности компании. Она бывает двух видов и может выражаться как:

  • Абсолютная величина, которая является обременением из-за уплаты налогов на прибыль.
  • Относительная величина, исчисляемая в процентах, и отражающая, сколько из выручки компания выделит на налоговые платежи долги по ним.

Для того чтобы оценить платёжеспособность какого-либо юридического лица, необходимо провести исследование и использовать около 80 разнообразных признаков. Но среднеотраслевая налоговая нагрузка является одним из основных видов, поэтому на неё стоит обратить особое внимание.

Важно, чтобы нагрузка была меньше допустимого значения, потому что чем она больше, тем ниже рентабельность проверяемой компании. Информация для помощи налоговикам, на которую стоит ориентироваться и владельцам организаций, выдаётся ФНС. Она находится в отчетах в виде таблиц со среднеотраслевыми коэффициентами, разделенными по видам деятельности, на сайте.

Нет видео.

(кликните для воспроизведения).

Экономический уровень окажет влияние на базу, которая будет использована в расчётах. А также при изучении параметров налоговой нагрузки смотрят на эффективную налоговую ставку.

Ранее было сказано, что расчет налоговой нагрузки зависит от видов экономических уровней. Среди них:

  • Макроэкономика, опирающаяся на изучение государственной экономики в глобальном значении.
  • Мезоэкономика — анализирует более мелкие подсистемы, будь то территориальные или отраслевые.
  • Микроэкономика, занимающаяся работой с отдельными единицами — от предприятий до физических лиц.

Тогда налоговая нагрузка будет представлять собой данные для:

  1. Исследования экономики страны и составления прогноза. Государственные структуры, в первую очередь Министерство Финансов, могут на основе полученной информации планировать работу на будущее.
  2. Оценки необходимости улучшений в налоговой системе и внесении предложений на эту тему в правительство.
  3. Планирования проверок.
  4. Оценки рисков в финансово-кредитных организациях.
  5. Анализа результатов работы и прогнозирования её развития – важно всем налогоплательщикам для снижения риска проверок.

Последним особенно необходимо обращать внимание на эти показатели, потому что вовремя обнаруженные и исправленные недочеты, а также анализ ситуации целиком, помогут плательщикам:

  • Оптимизировать свою работу в существующей системе налогообложения, чтобы суммы выплат снизились.
  • Выбрать другую при возможности.

Федеральная Налоговая служба гарантирует, что если параметры компания будет держать в норме, то это поможет ей:

  • Избежать включения в план контроля.
  • Получить послабления и содействие при решении мелких вопросов, связанных с их службой.

Чтобы разобраться с налоговой нагрузкой, помимо расчётов не будет лишним ознакомиться с нормативно-правовыми актами, связанными с этой тематикой:

  1. Приказ ФНС России о концепции, по которой происходит планирование проверок. Чтобы ежегодно оценивать свою налоговую нагрузку правильно, до 5 мая на сайте ФНС выкладываются показатели по отраслям.
  2. Письмо ФНС о том, как работает комиссия, которая оценивает верность расчетов, здесь же и формулы.
  3. В этом приказе есть перечень всех признаков, на основе оценки которых оценивается необходимость проверки. Помимо налоговой нагрузки основных ещё 11, на них обращают особое внимание. А здесь и здесь – прямые значения и сравнительные показатели, которые также пригодятся в оценке. Последние особенно важны для ИП.

Кроме того, его обычно сравнивают с коэффициентом кредиторской задолженности. В таблице 27 — 4 представлены наиболее важные среднеотраслевые коэффициенты. Это дает вам общее представление о различиях между отраслями.

Принимая это во внимание, на основе отчетных данных по действующим предприятиям

Скорее всего, уже в следующем году налоговики включат взносы в расчет, так как теперь они сами администрируют эти платежи и у них появятся данные за текущий год. Поэтому компании при подготовке отчетности за 1 квартал 2019 года будут определять налоговую нагрузку, включающую взносы.

Изначально необходимо обращать внимание на то, что под налоговой нагрузкой подразумевается показатель, имея представления о котором можно оценить реальное состояние компании и организации.

По этой причине руководство юридического лица и частные предприниматели крайне важно заранее ознакомиться со всеми вытекающими ключевыми понятиями и вопросами.

При этом к основополагающим факторам можно относить:

  • конкретные расчеты налогов;
  • текущие значения по всей территории России;
  • действующие нормативно-правовые акты.

Зная имеющиеся термины и особенности можно исключить вероятность возникновения различного недопонимания.

Необходимо обращать внимание на то, что установленная формула для исчислений налоговой нагрузки в компании, которая ведет официальную предпринимательскую деятельность на территории России, достаточно проста.

Однако она является неточной. Представители налогового органа, которые формируют статические данные, достаточно усреднено исчисляют рассматриваемый показатель.

При этом допускается возможность нескольких вариантов исчислений налоговой нагрузки. В 2020 году сотрудники налогового органа используются такую формулу:

Вн = (Сн х 100%)/Бв

Вн Искомый показатель налоговой нагрузки
Сн Суммарное число всех без исключения налогов, которые подлежали перечислению в счет государства во время рассматриваемого налогового отчетного периода
Бв Установленная сумма бухгалтерской выручки

Министерство финансов применяет во время исчислений подобную формулу, которая в конечном итоге выдает аналогичные значения.

Среднеотраслевая налоговая нагрузка в 2020 году

Осуществив предварительный расчет налоговой нагрузка по видам экономической деятельности, непосредственно сам налогоплательщик вправе самостоятельно установить, к какому именно уровню оно подходит.

Иными словами, если показатель не считается более низкой, нежели требуется для конкретной предпринимательской сферы деятельности.

Для этого представителей налогового органа ежегодно опубликовывают на своем официальном портале средние безопасные показатели налоговой нагрузки, также отображены в Приложении № 3 к Приказу ФНС.

Если же полученные показатели считаются ниже среднеотраслевого, то компанию, в большинстве случаев, отметят как кандидата на включение в разработанный план выездных проверок.

Для возможности оценить персональные шансы на обращение в территориальное представительство налогового органа, крайне важно разобраться с тем, как произвести расчет налоговую нагрузку.

Произвести расчет можно путем использования вышеуказанной формулы самостоятельно, ссылаясь при этом на Приказ ФНС от июля 2013 года.

Именно в этом указанном нормативно-правовом акте отображены все ключевые аспекты по рассматриваемому вопросу.

В случае допущения каких-либо ошибок это может стать причиной возникновения проблем с уполномоченным контролирующим органом по месту регистрации компании.

Следует изначально обращать внимание на то, что снижение налогового бремени в конкретной компании достаточно сложная задача.

На сегодняшний день существует огромнее число законных методов снижения обязательного к перечислению налога, к примеру, НДФЛ.

К наиболее распространенным методам снижения в 2020 году принято относить:

  • осуществление перехода на иной режим налогообложения;
  • проведение оптимизации затрат и налогов в частности;
  • внесение изменений в форме собственности;
  • проведение реорганизации.

Первый вариант по праву считается наиболее эффективным, но при этом воспользоваться им можно будет только при наличии конкретных факторов.

Оптимизации затрат, налогов, а также реорганизация также может принести не меньше пользы. При этом в большинстве случаев причиной повышенного внимания со стороны представителей налогового органа.

Как следствие это приводит к повышению вероятности проведения многочисленных проверок, в частности:

О данном нюансе необходимо помнить, чтобы исключить вероятность возникновения различного недопонимания.

Под налоговым бременем подразумевается достаточно сложный, динамический и постоянно меняющийся показатель.

Именно по этой причине крайне важно во время его расчета необходимо брать во внимание огромное число самых разнообразных факторов.

При этом в данном случае это относится не только к отрасли, в которой осуществляет предпринимательскую деятельность, но также и самого конкретного налогообложения.

По этой причине следует обращать внимание на то, что показатель к различным областям различается между собой.

В частности речь идет непосредственно к:

  • НДС;
  • распределение фондов оплаты труда.

Обращая внимание на указанные особенности можно исключить вероятность возникновения многочисленного недопонимания.

: на что обратить внимание

В завершении можно сказать — процедура расчета налоговой нагрузки не влечет за собой каких-либо сложностей.

  • Процесс
  • Общество
  • Бизнесс
  • Экология

Понятие налоговой нагрузки, если судить по формулам ее расчета, близко к определению термина «налоговое бремя», определяемому как:

  • относительная величина (степень отвлечения денежных средств на уплаты налогов);
  • абсолютная величина (обременение, возникающее ввиду обязанности уплачивать налоги).

Итак, налоговой нагрузкой называется доля суммы уплаченных за определенный период налогов в какой-то экономической базе за тот же период, которая позволяет оценивать влияние размера налоговых платежей на доходность и рентабельность субъекта.

Проще говоря, налоговая нагрузка – соотношение сумм уплаченных налогов и выручки компании.

Базой для расчета налоговой нагрузки может быть (в зависимости от экономического уровня (конкретный человек, хозяйствующий субъект, группа сходных предприятий, отрасль хозяйства страны или региона, государство в целом) и целей проведения расчета):

  • планируемая прибыль или ожидаемый доход;
  • вновь созданная стоимость;
  • источник уплаты налога (расходы или прибыль);
  • доходы;
  • выручка (с НДС и без него).

В документах, определяющих налоговую нагрузку, приводятся следующие формулы по расчету данной величины (результат, полученный по любой из формул, выражается в процентах):

Показатель налоговой нагрузки Формула расчета Пояснения
Для ОСНО (общей системы налогообложения) ННосно = (Нндс + Нп) : В ННосно – налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс – НДС к уплате, согласно декларации;

Нп – налог на прибыль к уплате;

В – выручка без НДС по отчету о прибыли и убытках.

Для ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога) ННесхн = Несхн : Десхн ННесхн – налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несен – ЕСХН-налог к уплате;

Десен – доход по ЕСХН-декларации.

Для УСН (упрощенной системе налогообложения) ННусн = Нусн : Дусн ННусн – налогвая нагрузка по УСН;

Нусн – УСН-налог к уплате;

Дусн – доход под декларации.

Для индивидуального предпринимателя ННндфл = Нндфл : Дндфл ННндфл – налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл – НДФЛ по декларации;

Дндфл – доход по 3-НДФЛ.

По НДС (вариант 1) ННндс = Нндс : НБобщ ННндс – налоговая нагрузка по НДС;

Нндс – НДС к уплате;

НБобщ – налоговая база (сумма налоговых баз по разделам 3 и 4 декларации по НДС).

По НДС (вариант 2) ННндс = Нндс : НБрф ННндс – налоговая нагрузка по НДС;

Нндс – НДС к уплате;

НБрф – налоговая база по разделу 3 декларации по НДС.

По налогу на прибыль ННп = Нп : (Др + Двн) ННп – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп – налог на прибыль к уплате;

Др – доход от реализации по декларации;

Двн – внереализационный доход по декларации.

Важно! Необходимо помнить о примечании к формулам для ИП, УСН, ОСНО и ЕСХН. Если налогоплательщик платит еще и другие налоги (на имущество, на землю, воду, транспорт, акцизы, НДПИ, природные ресурсы и др.), начисления по таким налогам учитываются в расчете. НДФЛ не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

Ошибка: Налогоплательщик обнаружил существенные отклонения от средних показателей налоговой нагрузки в невыгодную для него сторону. Он никак не аргументировал наличие низкой налоговой нагрузки.

Комментарий: При обнаружении низкого показателя налоговой нагрузки, следует проверить использованные при расчете сведения. Если все в порядке, для ИФНС следует подготовить аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Таковыми могут быть экспортные операции, создание запасов товара, инвестирование, увеличение расходов, связанных с повышением цен поставщиками, временные проблемы с продажами, неправильно определенный ОКВЭД.

Ошибка: Налогоплательщик не проверяет показатель налоговой нагрузки.

Комментарий: Зная показатель налоговой нагрузки, можно определить шансы на попадание в план выездных проверок ИФНС и провести полезные для бизнеса расчеты.

Вопрос №1: По какой причине в расчетах величины налоговой нагрузки не участвуют взносы во внебюджетные фонды?

Ответ: Отчисления во внебюджетные фонды не входят в перечень налогов, регламентируемых Налоговым Кодексом, а потому такие взносы не участвуют при расчете величины налоговой нагрузки. См. Письмо ФНС РФ от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@.

Вопрос №2: Учитывается ли при расчете налоговой нагрузки НДС налогового агента?

Ответ: Нет, в расчете не учитывается НДС налогового агента, который не входит в итоговую сумму к уплате по правилам заполнения декларации по НДС.

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по страховым взносам, %

ВСЕГО

11,0

3,3

производство химических веществ и химических продуктов

2,2

2,1

производство и распределение газообразного топлива

2,2

1,5

торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

2,7

0,8

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

2,8

3,3

торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт

2,9

1,0

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего

2,9

1,1

производство кокса и нефтепродуктов

3,4

0,2

торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

3,4

2,1

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего

4,1

5,2

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

4,1

2,1

деятельность трубопроводного транспорта

4,7

4,7

производство бумаги и бумажных изделий

5,0

1,7

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

5,4

1,5

производство прочих транспортных средств и оборудования

5,5

4,6

производство резиновых и пластмассовых изделий

6,1

2,6

Транспортировка и хранение — всего

6,5

4,6

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего

6,7

2,3

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

6,8

Бывают случаи, когда заниженная налоговая нагрузка не связана с какими-либо нарушениями налогоплательщика или недобросовестными контрагентами. Таким образом, нагрузка может быть занижена, если:

  • компания работает со спецрежимом: УСН, ЕНВД, ЕСХН;
  • применяются льготы;
  • падение спроса на товары и услуги и др.

Если у компании коэффициент налоговой нагрузки ниже, чем в обновленной таблице, то ФНС обязательно запросит пояснения. Вы должны будете подготовить ответ для налоговой. Если понижение нагрузки произошло из-за объективных причин, то об этом также письменно необходимо оповестить налоговых инспекторов.

Если после вашего ответа у ФНС останутся к вам вопросы, то, возможно, вам назначат выездную проверку, за которой вполне могут последовать доначисления налогов и штрафы.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

  • контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
  • наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
  • отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
  • приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
  • отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
  • выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
  • существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (). До 25.07.2017 – письмо ФНС России

«О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»

от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № С 25.07.2017 – письмо ФНС России

«О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам»

от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки.

Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722.

Среднеотраслевые значения налоговой нагрузки

Ответы на сложные вопросы бухгалтеров»:

Налоговая нагрузка по оквэд 2022

Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса. Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты: Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;

И под пятым номером стоит такой критерий, как среднемесячная оплата труда на одного сотрудника ниже среднеотраслевой.

В соответствии с этим же пунктом, обнаружив за организацией такую особенность, ФНС присмотрится к ней внимательнее.

В первую очередь проверит, поступали ли жалобы на зарплаты «в конвертах» и на трудоустройство без надлежащего оформления.

Средняя з/п по отрасли — не законодательная норма, а лишь ориентир.

За сам факт оплаты труда ниже ее уровня работодателя к ответственности привлечь нельзя.

Условия хозяйствования у всех неодинаковы, и у отдельных фирм могут быть уважительные причины для экономии на ФОТ. Налоговую интересуют не низкие оклады, а укрываемые части выплат. И если заработная плата на протяжении долгого времени не дотягивает до средней в своей сфере, указать на них могут такие факторы: Отсутствие текучести кадров.

Если это не временные трудности, а обычное явление, работники уже давно ушли бы в более выгодные места.

Как рассчитать налоговую нагрузку по НДС Методика анализа и формула расчета налоговой нагрузки на добавленную стоимость была прописана в приложении 4 к Письму ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы», но сейчас это письмо не действует. В приложении 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ налоговая нагрузка определяется как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности и оборота (выручки) организации.

Но этот приказ не предусматривает расчет нагрузки отдельно по налогам. Подсчитать свою нагрузку и сравнить ее со среднеотраслевыми показателями можно на сайте ФНС с помощью сервиса .

Он подходит только для компаний на общей системе налогообложения. Нужно указать интересующий год, вид экономической деятельности и субъект РФ, и система покажет среднеотраслевые показатели по НДС, налогу на прибыль и совокупной налоговой нагрузке.

Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС. Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса. Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе.

Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах. Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты: Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...