Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принципы валютного регулирования и валютного контроля». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

2.1. Характеристика валютных операций и валютных ценностей
2.2. Валютное регулирование и валютный контроль ВЭД, органы и агенты валютного контроля, их права и обязанности
2.3. Ответственность за нарушение валютного законодательства
Выводы
Вопросы для самопроверки
Библиография

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

Статья 3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основным нормативным документом, регулирующим порядок проведения валютных операций, является Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).

Закон № 173-ФЗ продолжает процесс либерализации государственной валютной политики. Динамичное развитие экономики РФ, воплощение в жизнь концепции ориентации на экспорт готовой продукции, вступление в ВТО, завоевание надежных позиций на международном рынке будут способствовать завершению процесса либерализации и переходу с 1 января 2007 г., как это заложено в идеологии Закона № 173-ФЗ, к практике проведения любых валютных операций без каких-либо регулирующих условий.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Закона к валютным операциям относятся следующие:

  • Приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

К валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Закона).

Внутренние ценные бумаги — это эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ, и иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ (подпункты 3 а, б пункта 1 статьи 1 Закона).

Внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам (подпункт 4 пункта 1 статьи 9 Закона).

  • Приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
  • Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.
  • Перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ.
  • Перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ.
  • Приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа в случаях, разрешенных законом.

Из приведенного состава валютных операций следует, что одним из их видов являются операции с валютными ценностями между резидентами.

Однако Законом № 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены (пункт 1 статьи 9). Речь идет об исключениях, когда такие операции допускаются.

Валютные операции между резидентами в соответствии со статьей 9 Закона № 173-ФЗ допускаются в случаях:

  • расчетов между резидентами и уполномоченными банками (получение и возврат кредитов, банковские гарантии и вклады, купля и продажа иностранной валюты и др. — пункты 2-3 статьи 9; пункт 6 статьи 12; пункт 3 статьи 14);
  • расчетов между комитентом и комиссионером, связанных с заключением и исполнением внешнеторговых контрактов (подпункт 3 пункта 1 статьи 9);
  • расчетов по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования по товарам, ввозимым и вывозимым за пределы РФ, а также по страхованию этих товаров (подпункт 4 пункта 1 статьи 9);
  • проведения операций с внешними ценными бумагами (подпункты 5-6 пункта 1 статьи 9);
  • по операциям, связанным с обязательными платежами (по налогам, уплачиваемым в иностранной валюте — подпункт 7 пункта 1 статьи 9);
  • расчетов в магазинах беспошлинной торговли и при реализации товаров и оказании услуг пассажирам при международных перевозках (подпункт 2 пункта 1 статьи 9).

Валютное регулирование осуществляется путем определения правил проведения валютных операций, издания нормативных актов, установления единых форм учета и отчетности, а также порядка и сроков их представления.

Федеральный закон № 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Валютное законодательство состоит из Федерального закона № 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Органы валютного регулирования могут издавать соответствующие акты, отнесенные к их компетенции, только в случаях и в пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ.

В Законе № 173-ФЗ определен перечень операций, на проведение которых могут быть наложены какие-либо ограничения, то есть операций, подлежащих регулированию и контролю.

Право регулирования ряда валютных операций, связанных с движением капитала, установление инструментов регулирования предоставлено Правительству РФ и Центральному банку РФ (ЦБРФ).

С 1 июля 2006 г. подлежат регулированию ЦБ РФ валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами, которые предусматривают только требование об использовании спецсчетов и регистрации.

Инструкцией ЦБ РФ от 07.06.2004 г. № 116-И определены основные операции, которые резиденты (российские предприниматели и организации) должны проводить через специальные банковские счета:

  • при получении от нерезидента валютного займа или кредита, передаче нерезиденту внешних ценных бумаг;
  • при предоставлении нерезиденту валютного займа или кредита, приобретении у нерезидента внешних ценных бумаг.

Требование об использовании спецсчетов действует до 1 января 2007 г.

Закон № 173-ФЗ разрешает резидентам — юридическим лицам без ограничений с 18 июня 2005 г. открывать счета или вклады в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (пункт 1 статьи 12). Таких стран в настоящее время более 30. Открытие счетов в других государствах до 1 января 2007 г. осуществляется в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ, который может предусматривать установление требования о предварительной регистрации открываемого счета (пункт 3 статьи 12).

Требование о предварительной регистрации счета в налоговых органах организациями и индивидуальными предпринимателями в государствах, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, установлено указаниями Банка России от 04.05.2005 г. № 1574-У.

Перечень необходимых документов указан в Правилах осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.10.2005 г. № 623.

За нарушение установленного порядка открытия счетов, расположенных за пределами территории РФ, предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц от 50 до 100 МРОТ, на юридических лиц — от 500 до 1000 МРОТ.

Резиденты обязаны не позднее месяца со дня заключения или расторжения договора об открытии и закрытии счета в иностранном банке уведомить налоговые органы по месту своего учета (пункт 2 статьи 12 Закона № 173-Ф3). Кроме того, резиденты — юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам или вкладам в иностранных банках (пункт 7 статьи 12).

Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 08.04.2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 г. № 278.

  1. Что включают в себя валютные операции и валютные ценности?
  2. Что такое валютное регулирование? Каким образом осуществляется валютное регулирование?
  3. Перечислите валютные операции, подлежащие регулированию.
  4. Что такое валютный контроль? Кто осуществляет валютный контроль в РФ?
  5. Назовите органы и агентов валютного контроля. Укажите их права и обязанности.
  6. Укажите меры административной ответственности, предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ.

Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Вводный комментарий. — СПб.: Питер, 2002.
  2. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ.
  3. Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации» от 20.08.2004 г. № 118-ФЗ.

Термин «валюта» (от итал. — стоимость) в юридической литературе используется для обозначения как национальной денежной единицы, так и денежных знаков иностранных государств. Однако на практике понятие валюты в основном применяется для определения иностранных денежных единиц.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютой Российской Федерации являются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средний па банковских счетах и в банковских вкладах.

Валютные операции — это особый вид финансовых операций, состоящих в купле-продаже и других сделках с валютными ценностями, валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, осуществляемых по поручению резидентов и нерезидентов либо по инициативе самого банка.

Валютные операции призваны способствовать движению ссудного капитала и обслуживать мировую торговлю. К основным видам валютных операций относятся:

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
  • перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Феде-рации.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением операций:

  • связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
  • между комиссионерами (агентами, поверенными) и коми-тентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  • по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;
  • с внешними ценными бумагами, выпушенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;
  • связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации, и некоторых других операций, установленных законодательством.

Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Исходя из того, что резиденты являются основными (и наибо-лее многочисленными) участниками валютных правоотношений, их права и обязанности выделяются законодательством в отдельный правовой институт. При этом регулируются права и обязанности как резидентов — физических лиц, так и резидентов — юридических лиц, осуществляющих валютные операции. В эти права и обязанности включены право на открытие банковского счета (вклада), проведение расчетов, исполнение обязательств по зачислению иностранной валюты.

Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте. Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Фе-дерации.

Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами — резидентами через счета, от-крытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета.

При осуществлении валютных операций физические лица — резиденты производят расчеты через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций:

  • передача физическим лицом — резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
  • дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;
  • приобретение и отчуждение физическим лицом — резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  • перевод физическим лицом — резидентом из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляемого в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
  • покупка у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку физическим лицом — резидентом наличной иностранной валюты, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также прием для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.

Расчеты также могут производиться физическими лицами — резидентами через счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают в уполномоченных банках специальные брокерские счета для учета денежных средств нерезидентов. Уполномоченные банки, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, самостоятельно открывают и ведут специальные брокерские счета для учета денежных средств своих клиентов-нерезидентов. Порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для учета денежных средств нерезидентов устанавливается Центральным банком Российской Федерации. При этом может предусматриваться установление требования об обязательном полном или частичном поддержании уполномоченными банками, в которых открыты указанные счета, остатка денежных средств на корреспондентском счете Банка России, равного совокупному остатку денежных средств на специальных брокерских счетах.

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.

Полномочия по контролю в основном возлагались на Министерство финансов, Государственный банк, а также на специально создаваемые органы. Так, после Октябрьской революции 1917 г. было образовано Особое Валютное Совещание, которому в обязательном порядке предоставлялись сведения о совершаемых валютных операциях. Затем функции контроля операций с валютными ценностями вновь передавались Министерству финансов, а в 1993 г. была образована Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ликвидирована в 2000 г.).

Валютный контроль является частью государственного контроля и осуществляется с целью обеспечения законности при проведении валютных операций. Валютный контроль в Российской Федерации возложен в соответствии с законодательством на Правительство Российской Федерации, органы и агенты валютного надзора.

Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. К федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять валютный контроль в пределах своих полномочий, относятся: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессио-нальные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Контроль осуществления валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

В пределах своих полномочий федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля осуществляют контроль валютных операций резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными биржами.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации, а также взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица также имеют право:

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Валютное регулирование и валютный контроль

Под этим термином понимается контроль государственных органов и уполномоченных агентов за соблюдением валютного законодательства. В определенных странах использование валюты подпадает под законное регулирование. Российская Федерация — одно из таких государств.

Операции с валютой контролируются с целью соблюдения курса обмена по отношению к российскому рублю. Соответственно, основная цель зачем нужен такой контроль — защита интересов национальной российской валюты.

На территории России валютный контроль осуществляется Правительством РФ, а также органами и уполномоченными агентами, в числе которых:

  • Органы — Центральный Банк Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
  • Агенты — Внешэкономбанк, таможенные и налоговые органы, кредитные организации, регистраторы (держатели реестра), профессиональные игроки рынка ценных бумаг.

Главным агентом является ЦБ РФ. Именно через Банк России реализуется большинство задач валютного контроля. Со своей стороны регулятор контролирует соблюдение валютного законодательства операторами — кредитными организациями.

В России в 2003 году был принят федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Это основной законный акт, в котором отражаются принципы регулирования сделок с валютой на территории РФ. К основным принципам относятся:

  • Приоритет экономических мер — контроль над операциями осуществляется с целью стабилизации экономики РФ.
  • Полное исключение неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов.
  • Единый характер внешней и внутренней политики страны.
  • Единый характер валютного регулирования и контроля.
  • Обеспечение государством соблюдение прав резидентов и нерезидентов при совершении ими операций с расчетом в валюте.

Несмотря на отказ некоторых передовых государств от применения данного инструмента, валютный контроль нередко спасает экономику страны от краха. С другой стороны, усиление контроля часто приводит к образованию теневых и «черных» рынков на территории отдельного государства.

В указанном федеральном законе отражается исчерпывающий список операций, подпадающих под государственное регулирование. В их числе:

  • Сделки между резидентами и нерезидентами.
  • Операции с внутренними и внешними ценными бумагами.
  • Сделки, совершаемые в национальной валюте РФ и иностранными денежными знаками.

Обязательному контролю подлежат операции резидентов в иностранной валюте, а также переводы в российских рублях в пользу нерезидентов. При этом нерезиденты осуществляют переводы в валюте без лимитов по сумме и ограничений прочих видов.

Список документов для подтверждения законности сделки бывает разным. Количество бумаг, как правило, зависит от вида сделки. Бумаги банк запрашивает от клиента, который, в свою очередь, обязан их предоставить в установленные сроки.

В соответствии со ст. 23 173-ФЗ, органы и агенты валютного контроля имеют право запрашивать у компаний документы в срок, не менее 7 рабочих дней. Отсчет точного срока ведется с момента получения компанией запроса.

Владимиру было очевидно, что Центробанк, как главный по регулированию потока иностранного капитала, заинтересован в соблюдении законов больше всего. Кто же еще занимается проверкой?

Все верно. Центробанк является одним из органов, который проверяет соблюдение всех мер. Но не только он.

Помимо этого задействованы 3 уровня госорганов:

  • Правительство РФ;
  • Органы валютного контроля: Центробанк, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба;
  • Агенты валютного контроля: уполномоченные банки.

Чем же занимаются все участники проверки? У каждой организации есть свои права и обязанности.

Начнем с прав. У органов и агентов права схожи, но у органов они шире.

Сравните:

Права органов и агентов Права органов
  • проверка соблюдения законодательства, полноты и достоверности отчетности по сделкам;
  • доступ к документам и данным по операциям.
  • выдача распоряжения на исправление нарушений в ходе соглашения;
  • применение мер наказания за нарушение законодательства.

А вот обязанностей у агентов больше:

Обязанности органов и агентов Обязанности агентов
  • сохранить коммерческую, налоговую, банковскую тайну, а также обеспечить ее конфиденциальность.
  • контролировать исполнение валютного законодательства;
  • обеспечить органы информацией о валютных операциях, в которых они участвуют.

У Владимира появился вопрос: как в будущем узнать, какие сделки попадают под процедуру контроля? Ведь это не первый его иностранный партнер. Всегда ли нужно проходить через все этапы? К тому же бывают разные виды сделок: например, когда юрлица из России в виде исключений расплачиваются не рублями.

В поле зрения закона попадают следующие виды операций:

  1. Поступление инвалюты и ценных бумаг через границу страны;
  2. Все виды операций между резидентами (физлицо или юрлицо РФ) и нерезидентами (участник иностранной стороны);
  3. Операции между нерезидентами в рублях;
  4. Операции между резидентами в валюте.

Когда Владимир обратился к бухгалтеру с просьбой оформить все документы, первым делом у него спросили сумму сделки и объяснили, что для разных сделок нужен разный набор документов. Все зависит от того, какой итог будет указан в договоре.

Какую отчетность нужно предоставить:

  • Сумма сделки в пределах 200 тысяч рублей: сообщите банку только код операции;
  • Если вы прописываете в договоре итог от 200 тысяч до 3 млн рублей, то банковскому работнику потребуется договор, акт или счет;
  • Если же на ваш счет импортом поступает от 3 млн до 6 млн рублей, или же вы берете кредит, то предоставьте договор;
  • В случае, если соглашение превышает 6 млн рублей, то вас тоже попросят предоставить договор.

Совет от банка:

Сумма в контракте должна быть указана в рублях. Для правильного перевода ориентируйтесь на курс Центробанка.

1. Валютное регулирование относится к исключительной компетенции государства.

2. Органы валютного регулирования определяются законодательными актами государства.

3. Президент, правительство и иные государственные органы осуществляют валютное регулирование в пределах своей компетенции.

Статья 7. Порядок проведения операций с иностранной валютой
на внутреннем валютном рынке

1. Запрещается использование иностранной валюты при проведении расчетов на территории государства за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами государства, а также нормативными актами государственных органов в пределах их компетенции.

Порядок осуществления валютных операций на территории государства устанавливается законодательством государства и органами валютного регулирования в пределах их компетенции.

2. Купля-продажа (конверсия) иностранной валюты в государстве производится резидентами и нерезидентами через уполномоченные организации в соответствии с банковским и (или) валютным законодательством государства.

Уполномоченные организации вправе заключать конверсионные сделки как между собой, так и через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых центральным (национальным) банком государства.

3. Купля-продажа (конверсия) иностранной валюты, минуя уполномоченные организации, запрещена.

Статья 8. Счета резидентов

1. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных организациях в порядке, установленном центральным (национальным) банком государства. Резиденты обязаны обеспечить зачисление денежных средств от внешнеэкономической деятельности на счета в уполномоченных организациях за исключением случаев, установленных банковским законодательством государства.

2. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте и в валюте государства в иностранных банках в порядке и на условиях, установленных банковским и (или) валютным законодательством государства резидента и законодательством государства, в котором открываются указанные счета.

3. Уполномоченные организации открывают корреспондентские и иные счета в банках государства и иностранных банках в соответствии с банковским законодательством государства и законодательством, регулирующим деятельность иностранных банков.

Статья 9. Счета нерезидентов

1. Нерезиденты имеют право открывать счета в иностранной валюте и в национальной валюте в уполномоченных организациях и осуществлять по ним операции в порядке, установленном банковским и (или) валютным законодательством государства.

2. Иностранные банки вправе открывать корреспондентские и иные счета в иностранной валюте и в национальной валюте в банках государства и осуществлять по ним операции в порядке, установленном банковским и (или) валютным законодательством государства.

Статья 10. Порядок осуществления платежей и переводов по
текущим валютным операциям

Платежи и переводы, осуществляемые для исполнения текущих валютных операций между резидентами и нерезидентами, производятся через уполномоченные организации в порядке, установленном законодательством государства, без ограничений.

Статья 11. Порядок осуществления платежей и переводов по
валютным операциям, связанным с движением капитала

Платежи и переводы, осуществляемые для исполнения валютных операций, связанных с движением капитала, и проводимые с использованием национальной валюты и иностранной валюты, осуществляются в порядке, установленном законодательством государства.

Статья 12. Ввоз и вывоз наличной иностранной валюты,
ценных бумаг и платежных документов в иностранной
валюте

Валютное законодательство представляется, как уже было отмечено, как комплексная отрасль, которая содержит нормы разнообразных отраслей права. Прежде всего, валютное законодательство формируется из норм финансового, гражданского и административного права. То есть, другими словами, заключает в себе публичные и частные области правового регулирования.

Именно поэтому при интерпретации и использовании норм валютного законодательства допустимы разночтения, которые контролируются принципами, утвержденными Законом о валютном регулировании.

Статья 3 данного Закона содержит в себе существенные принципы валютного регулирования и валютного контроля.

Указанный принцип закреплен законодательством. Это, безусловно, значимое направление правового творчества государства в момент процесса, когда происходит отказ от преобладания влияния администрации на валютные отношения и переход к рыночным инструментам, которые их регулируют.

Частью 3 статьей 80 Конституции установлено, что центральный ориентир внутренней и внешней политики государства определяет Президент РФ. Президент при своем определении опирается на Конституцию и федеральные законы. Он адресует к Федеральному Собранию России каждый год письма о положении в стране, об стержневых течениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции).

Замечание 1

Важно отметить, что принятый Закон о валютном регулировании разработали с целью проведения в жизнь постановлений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию России «О бюджетной политике на 2001 год и среднесрочную перспективу». В нем обозначилась необходимость отступления от административных мер воздействия в сфере валютного регулирования к экономическим.

Данный принцип устанавливает юридически оформленную возросшую экономическую независимость России, а также смену административных предписаний и запретов, которые не приносят эффекта на регулятивный способ воздействия на валютные отношения.

Основой для подобного принципа выступает вышеназванный. То есть, он следует из правовой направленности валютного регулировки и валютного контроля, и, безусловно, подтверждает ориентир государственных валютных политических понижений уровня начальственного регулирования валютных операций.

Именно данным принципом отражена общая либерализация нынешнего российского валютного законодательства.

Результат анализа валютного законодательства помогает прийти к выводу о том, что в Российской Федерации:

  • касаемо валютных операций между резидентами и нерезидентами функционирует принцип «разрешается все, что не запрещается»;
  • применительно валютных операций между резидентами – «запрещается все, что не разрешается»;
  • касаемо валютных операций между нерезидентами – «разрешается то, что прямо предписывается».

Органы валютного регулирования следят за соблюдением подобных принципов.

Экономические, политические причины и законодательство обуславливают и закрепляют присутствие государства в лице осведомленных органов в области валютных операций резидентов и нерезидентов.

Согласно данному принципу, участие государства в валютных операциях, прямым участником которых оно не выступает, ограничивается. Подобная установка отвечает либерализации российской экономики и следует из конституционных гарантий экономических прав и свобод человека и гражданина.

Пример 1

Так, например, в статье 8 Конституции установлена гарантия свободного перемещения финансовых средств и свобода деятельности в экономической среде.

Частью 1 статьей 17 Основного закона России утверждается извещение о том, что в России права и свободы человека и гражданина признаны и гарантированы соответственно всеобщим узнанным принципам, а также нормам международного права и Конституции. Каждый человек обладает неотъемлемыми правами и свободами, которые зафиксированы за ним от рождения. Это прописано в части 2 статье 17 Конституции.

Согласно части 1 статьи 19 Конституции, все обладают равными полномочиями перед законом и судом. В части 2 статьи 19 Основного Закона Российской Федерации дается гарантия равенства прав и свобод человека и гражданина. Важным моментом здесь является независимость от половой принадлежности, либо расового распределения, национального происхождения, языкового барьера, обладания имуществом либо должностных положений. Также не имеет значения к какому общественному объединению принадлежит лицо. Помимо этого данной статьей наложен запрет на всякие формы, которые могут ограничивать права граждан касаемо признаков их социального статуса, расовой принадлежности, национальности, языка либо религии.

Любой человек обладает правом на свободу использования собственных способностей и имущества для предпринимательской и прочей экономической деятельности, которая не обременена запретом по закону. Все это прописано в части 1 статье 34 Конституции. Также в дано части, но статье 35 Конституции установлено обладание правом имущества в собственности, владение, пользование и распоряжение им как самостоятельно, так и вместе с другими лицами.

Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации выражена в пункте 3 мотивировочной части его Постановления от 14.05.2003 № 8-П «Дело о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа». Она указывает на то, что права, которые указаны в ее части 1 статье 34 и части 2 статьи 35, отмечаются в РФ как существенные и неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина. Их, в свою очередь, реализуют граждане и их объединения на основании общих правовых принципов юридического равенства, неприкосновенности имущества и независимости договора, элиминирующих всякое вмешательство государства в исполнение этих прав.

В статье 55 Конституции указан факт прав и свобод граждан, а также ограничение подобных свобод. Ограничить их может только федеральный закон, при том, что мера ограничения устанавливается также данным законом. Мера определяется для того, чтобы защитить основные принципы конституционного строя. Защита налагается также и на нравственность, здоровья, права и интересы других лиц по закону. Данный закон не только обеспечивает защиты всему вышесказанному, но и обеспечивает оборону и безопасность государства.

Названное конституционное положение развивается с помощью примененного валютного регулирования только для того, чтобы были достигнуты общие и специальные цели. Подобные цели находят свою трактовку и утверждение в преамбуле и 6 статьи Закона о валютном регулировании.

Этот принцип есть дополнение принципа об исключении неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов. Законодатель занимается предписанием государству обеспечения защиты прав и экономических интересов участников валютных операций. При этом, он выводит государство из естественного «ежедневного» нахождения в области валютных отношений частных субъектов. Таким образом, государственная деятельность по валютному регулированию должна обеспечивать права и экономические интересы резидентов и нерезидентов как участников валютных операций.

Преамбулой Закона о валютном регулировании предопределена цель валютного законодательства. Это, главным образом, обеспечение осуществления единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и устойчивости внутреннего валютного рынка России. Упомянутые цели правового регулирования отвечают кругу интересов подавляющего большинства участников валютных операций.

Вывод 1

Это дает возможность сделать вывод о том, что цели валютного регулирования, которые заявлены Законом о валютном регулировании, совпадают с интересами резидентов и нерезидентов в момент реализации валютных операций.

Основные принципы валютного регулирования

Как субъекты валютного права, все граждане России, коллективные и территориальные субъекты обладают между собой равной и полной по объему финансовой правоспособностью. Для иностранных субъектов российским валютным законодательством могут быть установлены отдельные ограничения для защиты финансового суверенитета государства.

Отдельные ограничения:

  • предъявление наиболее строгих условий аккредитации филиалов кредитных организаций иных стран;
  • введение ограничений на участие капитала иных стран в уставном фонде банков Российской Федерации;
  • определение особого порядка лицензирования валютных операций, участия нерезидентов в налоговых отношениях и т.д.

Финансово-правовой статус внутренних и иностранных субъектов подобным образом соотносится во многих странах, в особенности с развитой экономической деятельностью и стабильной национальной валютой.

Замечание 2

Важно отметить, что государство обеспечивает равную защиту прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при помощи установленной статьи 23 Закона о валютном регулировании ответственности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Субъекты валютных операций обладают правом обжалования неправомерных действий органов и агентов валютного контроля в общепринятом порядке.

Как видно, принципы, которые закреплены в Законе о валютном регулировании, подтверждают склонность законодателя применить валютное регулирование и валютный контроль в качестве сложных элементов системы, которая регулирует национальную экономику.

Принципами валютного регулирования и валютного контроля раскрываются важные моменты, когда интерпретируются и используются акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования. В подобном правовой ориентировке нуждаются органы валютного регулирования и прочие субъекты нормотворчества. Также не остаются в стороне и правоприменительные органы, особенно на момент рассмотрения дел, обладающими связью с юридическими коллизиями – разногласиями либо противоречиями между некоторыми нормативными правовыми актами, которые регулируют валютные отношения.

Рассматриваемый ФЗ о валютном регулировании предусматривает уточнение понятий:

  • валютного контроля;
  • субъектов отношений;
  • объекта воздействия правительственной программы;
  • правового поля, обязанностей валютных агентов.

Чтобы получить явные конкурентные преимущества, правительство искусственно занижает национальный курс путем плановых сделок, получая конкурентоспособную цену.

Подобные операции носят временный высокоамплитудный характер. Чтобы не понести значительных потерь во время резкого изменения национального курса, трейдеры должны внимать предупреждениям центральных банков о готовящейся облаве.

Нововведения, включенные в специальный закон 173 о валютном регулировании:

  • разрешение сделок для резидентов и факторов-резидентов;
  • регламентация обязательств по репатриации полученной от экспорта выручки;
  • правила переуступки денежных прав-требований;
  • законодательно закрепленная обязанность фактора совершать уведомление резидента-экспортера в письменном виде;
  • нюансы нарушения сделок.

Учтите, принимать участие в факторинговых операциях на российской бирже можно лишь участникам Factors Chain International и International Factors Group.

Государственное регулирование валютного курса происходит:

  1. Путем снижения или увеличения объема валютообращения иностранной денежной единицы.
  2. Путем ужесточения либо либерализации взаимоотношений участников расчетов.
  3. При помощи фискальной политики.
  4. Через регулирование % ставки ЦБ;
  5. Благодаря продаже государственных активов.

Вы можете наблюдать скупку или тиражирование облигаций на бирже, а через некоторое время варьирование рубля в пределах рассчитанного валютного коридора. Участие в государственных операциях с валютой и прочими инструментами биржевых торгов может принести не только деньги, но и настоящее удовольствие.

Все методы валютного регулирования влияют на перспективу развития ведущей валютной пары.

Как трейдеру, так и рядовому спекулянту необходимо разграничивать два вида курса:

  1. Девизный.
  2. Обменный.

Первый предполагает выражение покупательной способности национальной валюты, исчисляемой в инвалюте. Второй – наоборот, показывает сколько рублей можно купить за 1 доллар.

При прогнозировании курса необходимо учитывать:

  1. Размер, частоту, причины интервенций ЦБ.
  2. Диапазон дисконтной политики.
  3. Протекционистские меры.

Нужно ли валютное регулирование?

Валютное регулирование в Российской Федерации – законодательная форма ведения политики страны в отношении отечественной и иностранных валют. Под регулированием понимают:

  • определение порядка осуществления операций с валютами;
  • валютный контроль;
  • регламентация условий формирования валютного резерва.

При осуществлении контроля государственные органы ориентируются на закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Его основная цель – укрепить курс рубля и экономику России, остановить отток средств за границу и привлечь дополнительный капитал из других стран.

Основные объекты валютных правоотношений – это отечественная валюта (банкноты и монеты), иностранная (включая средства на счетах, наличные деньги, казначейские билеты), внутренние и внешние ценные бумаги, валютные ценности различного типа. Внутренними являются те ценные бумаги, чья номинальная стоимость указана в рублях. Внешними – бумаги, которые не относятся к внутренним согласно федеральному закону. Валютными ценностями считаются собственно валюта других государств, либо ценные бумаги с соответствующей номинальной стоимостью. Все это подлежит контролю со стороны государства.

На территории России за законодательство в области контроля отвечают такие органы валютного регулирования, как Правительство и Центральный банк. Центробанк не подчиняется Правительству, но может действовать совместно с ним и имеет те же цели и задачи. Оба органа осуществляют законотворческую деятельность, выпускают законы и поправки к ним, определяют порядок и условия проведения различных операций, ограничивают движения средств. Законы и регламенты Центробанка и Правительства Российской Федерации обязаны выполнять как резиденты, так и нерезиденты страны (например, контрагенты).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х

так называемым синтетическим каннабиноидам [4, с.194-196]. В незаконном обороте подобные вещества могут встречаться в следующем виде: любые высушенные травы, в том числе табак, лекарственные травы, с нанесенными на них веществами в произвольной упаковке и без нее (так называемые курительные и ароматизирующие смеси «Spice»). Упаковки могут быть снабжены различными этикетками и маркировочными обозначениями, например, «Spice diamond», «Spice gold», «Spice silver», «Smoke», «Smoke Plus», «Sence», «Skunk», «Yucatan Fire» и др., а также находиться в бесцветных полимерных пакетах без каких-либо маркировок и этикеток; порошкообразные, как правило, неокрашенные вещества, как в оформленных упаковках, так и без них.

Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:

  • 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
  • объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
  • валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
  • органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
  • органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
  • агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).

Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:

  • экономические меры в области валютного регулирования являются приоритетными;
  • неоправданное вмешательство государства в валютные операции должно быть исключено;
  • единство внешней и внутренней валютной политики государства;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение защиты прав интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:

  • обеспечение соблюдения требований законодательства при проведении операций с валютами и ценными бумагами, экспортных операций, импортных операций, открытии банковских счетов;
  • проверка международных контрактов на соответствие требований нормативных актов;
  • выявление и пресечение противозаконных операций.

Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:

  • проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства;
  • проведение проверок полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;
  • запрос, получение и анализ документов и сведений, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, срок предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля – от 7-ми рабочих дней со дня подачи запроса;
  • выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • применение установленных законодательством мер ответственности за нарушение валютного законодательства.

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:

  • Правительство РФ;
  • органы валютного контроля;
  • агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):

  • Банк России;
  • подразделения валютного контроля таможни;
  • подразделения валютного контроля налоговой службы.

Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:

  • Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
  • Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.

Функции органов валютного контроля:

  • в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
  • органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).

Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют, использование их для платежей;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют рублей и внутренних ценных бумаг для платежей;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют, рублей и российских ценных бумаг для платежей;
  • ввоз в РФ и вывоз из неё валют, рублей и внутренних ценных бумаг;
  • перевод валют, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта за пределами РФ на счёт того же лица в РФ и в обратном направлении;
  • перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта в РФ на счёт того же лица в РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента в РФ и в обратном направлении;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента за пределами РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счет того же резидента за пределами РФ.

О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:

  • резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
  • в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
  • при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
  • при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).

Принципы валютного регулирования

Особенности и рекомендации, соблюдение которых поможет успешно завершить процесс:

  1. В договорах, заключаемых между участниками ВЭД, всегда должны подробно прописываться все условия, в том числе сроки.
  2. Денежные расчеты должны производиться в установленные соглашением сроки. Юрлицо обязано в течение 15 рабочих дней произвести на идентификацию поступивших в банк денежных средств (предоставить в банк документы, обосновывающие поступление денег). Если сумма по соглашению превышает 6 млн. руб., она подлежит обязательному банковскому учету.
  3. Дополнительно будет необходимо предоставить справку о подтверждающих документов.

Открытие необходимо для проведения операций юридическим лицом и предпринимателем, таких как:

  • расчеты с международными партнерами в валюте без конвертирования;
  • получение заемных средств;
  • инвестиции в иностранные организации;
  • приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг;
  • оплата за недвижимость;
  • покупка и хранения инвалюты;
  • получение процентных сумм по депозитам;
  • оплата труда сотрудников компании по трудовым и гражданско-правовым договорам.

Если проводится списание, то это происходит одновременно с предоставлением распоряжения о списании. Документы по зачислению подлежат предоставлению в течение 15 рабочих дней. Регламентированный срок перевода в иную банковскую организацию либо уступка прав по сделке — 30 суток (без учета выходных).

Подтверждающая документация направляется до истечения 15 дней после следующих обстоятельств:

  • месяца регистрации декларации для экспорта и импорта товарных ценностей, оформления документов, подтверждающих факт исполнения обязательств по контракту;
  • даты оформления корректировочных документов.

Процесс осуществления контроля операций в целом одинаков для различных банковских организаций. Процедура состоит из нескольких последовательных этапов. Как это происходит на практике:

  1. Осуществляется сбор и предоставление в банк полного пакета документов.
  2. Необходимо подтвердить обоснованность проведения валютной операции.
  3. В зависимости от вида контракта перечень может отличаться.

Валютный агент имеет полное право отказаться от приема на обслуживание соглашения договора. Чаще всего это связано с недостаточно серьезным отношением к качеству составляемых документов со стороны предпринимателей. Например, это происходит, если документы:

  • не предоставлялись;
  • переданы частично (некоторые из них отсутствуют);
  • содержат недостоверные сведения;
  • не соответствуют заявленным критериям.

Если предоставленной документации недостаточно, и решение об отказе было принято именно по этой причине, специалисты должны точно указать, какая информация не была предоставлена.

Валютное законодательство и его источники

Чтобы минимизировать возникновение досадных ошибок и предупредить негативные последствия, стоит внимательно изучить законодательную базу, касающуюся этих вопросов. Изменения, которые вступили в силу с середины 2018 года:

  • банки обязаны указывать на ошибки, присутствующие в соглашении;
  • контрольные мероприятия по договорам общей стоимостью менее 200 тыс. руб. проводятся в упрощенном порядке;
  • вместо использования в процессе паспортов сделок необходимо ставить контракты на учет;
  • предприятия ответственны за указание сроков исполнения всех договорных пунктов.

Благодаря перечисленным выше новшествам, весь процесс существенно упростился, поскольку стал отнимать гораздо меньше времени. Кроме того, сократился список обязательной документации, а значит уменьшились риски несоблюдения законодательных норм, которые касаются оборота валюты как национальной, так и иностранной.

Валютное регулирование — гибкий инструмент реагирования государства на изменение экономической ситуации. Тем не менее можно утверждать, что валютное регулирование при любых условиях подчиняется нескольким устойчивым правовым принципам. Это часть правового регулирования валютных отношений, общая и для ограничений, и для контроля, которая может оставаться неизменной в течение длительного времени.

В благоприятные периоды экономического роста строгость валютного регулирования снижается, что мы видим на примере последовательной либерализации валютного законодательства в России в 2003-2007 гг.

В неблагоприятные периоды экономического спада наблюдается обратная тенденция. Примером проявления этой тенденции служит некий ренессанс валютного регулирования в Российской Федерации с 2010 г. В действующем валютном законодательстве количество валютных ограничений остается на минимальном уровне, но происходит общее ужесточение правового режима совершения валютных операций за счет:

— усложнения правил валютного контроля;

— ужесточения мер административной ответственности;

— фактического усиления внимания контролирующих органов к проблеме нелегального вывоза капитала.

В связи с этим можно ожидать, что валютное регулирование как правовой режим совершения валютных операций сохранится и, вероятнее всего, будет несколько ужесточено.

В то же время в связи с действием Таможенного союза и снятием барьеров для движения товаров в торговле между Россией, Белоруссией и Казахстаном должна проявиться тенденция к гармонизации валютного законодательства этих трех стран во избежание конкуренции юрисдикций. Это может сопровождаться смягчением отдельных валютных ограничений и правил контроля. Примером может служить установление более мягких правил вывоза наличной валюты и валютных ценностей за пределы Таможенного союза. Однако может развиться и противоположный процесс, так как валютный кризис 2011 г. в Белоруссии показал, что потребности экономик стран Таможенного союза в защитных мерах гораздо выше, чем это представлялось в период относительной экономической стабильности.

Нет оснований считать, что произойдет резкое изменение правил: ни для перехода к свободному совершению валютных операций, ни для возврата к валютной монополии нет никаких объективных предпосылок.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...