Нормативные акты по трудовому праву. Нормативные правовые акты в трудовом праве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативные акты по трудовому праву. Нормативные правовые акты в трудовом праве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание
12. Нормативные правовые акты о труде весьма многочисленны и многообразны, в связи чем их можно классифицировать по различным основаниям.
  • Статья по теме
  • Законодательство по теме
  • Образцы документов
  • Судебные решения по теме

Законодательство по трудовому праву

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Трудовое право
  • Страховые споры
  • Жилищное право
  • Земельное право
  • Споры с банками
  • Защита прав потребителей
  • Взыскание задолженности
  • Судопроизводство
  • Исполнительное производство

Действие нормативных актов во времени. Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», если в федеральном законе не предупрежден срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования. Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене «Собрание Законодательства Российской Федерации». Кроме того, федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Опубликования в указанных изданиях являются официальными. Акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в соответствии с Указом от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введения их в действие. Вышеназванным Указом Президента установлено, что акты Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства Российской Федерации.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Минюсте РФ, официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. вышеназванные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Коллективные договоры и соглашения заключаются на срок не более трех лет и вступают в силу со дня подписания их сторонами либо со дня, установленного в них. Стороны имеют право продлить их действие на срок не более трех лет (ст. 43, 48 ТК РФ).

Регламентация времени вступления в силу нормативных актов в сфере труда имеет существенное значение, ибо с этого момента они подлежат обязательному исполнению.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с: 1) истечением срока его действия; 2) вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; 3) отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникающим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникающие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникающих до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ст. 12 ТК РФ).

Действие нормативных актов в пространстве. Правовое пространство для действия источников трудового права России тесно связано с понятием «территория». Имеется в виду территория государства — Российской Федерации; территория субъектов Федерации; территория конкретной организации. В соответствии с этим «свое» правовое пространство имеют федеральные нормативные акты о труде, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты.

Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории всех субъектов Российской Федерации. Законы о труде и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации действуют лишь на их территории (республики, края, области и т.п.). При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон Российской Федерации. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

Отдельные федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации. К ним, например, относ��тся нормативные акты о труде для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для работников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т.п.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют на соответствующей территории.

  1. Определите понятие источника трудового права.
  2. Назовите известные вам виды источников трудового права.
  3. Что такое система источников трудового права, какие акты входят в эту систему?
  4. В чем заключаются особенности системы источников трудового права?
  5. Как разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений?
  6. Дайте общую характеристику Трудового кодекса РФ как квалифицированного источника трудового права.
  7. Какова роль локальных нормативных актов и соглашений в регулировании правовых актов?
  8. Какова роль локальных нормативных правовых актов и соглашений в регулировании условий труда, в чем особенности формирования этих актов?
  9. Каково значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ по трудовым спорам?
  10. Определите действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по категории работников.
  11. Раскройте соотношение общих и специальных норм трудового права.
  1. Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. ЛГУ, 1985.
  2. Бару М.И. Унификация и дифференциация норм трудового права // Советское государство и право. 1971. № 10.
  3. Безина А. К. Судебная практика в механизме правового регулирования трудовых отношений. Казань, 1989.
  4. Бочарникова М.А. Законодательство о труде субъектов Российской Федерации // Право и экономика. 1995. № 3-4; 1996. № 21/22.
  5. Глазырин В.В. ГК и регулирование трудовых отношений // Право и экономика. 1995. № 5-6.
  6. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права // Екатеринбург, 1997.
  7. Горшенин К.П. Кодификация законодательства о труде. М., 1967.
  8. Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: новые источники // Государство и право. 1996. № 1.
  9. Иванов С.А. Применение Конвенций МоТ в Россия в переходный период // ГП. 1994. № 8,9.
  10. Лебедев В.М. О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия // ВВС РФ. 1996. №»2.
  11. Орловский Ю.П. О сфере действия трудового права в современных условиях // Право и экономика. 1995. № 7.
  12. Смолярчук В.И. Источник советского трудового права//М., 1978.
  13. Тарасова В.А. Предмет и понятие локальных норм права // Правоведение. 1968. № 4.
  14. Шебанова А.И. Размышления о реформе трудового законодательства в Российской Федерации // Академия труда и социальных отношений. Научно-информационный журнал. 1994. № 5.

В действующем федеральном законодательстве (Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, принятые по вопросам регулирования трудовых отношений) не содержится понятия «молодой специалист».

Однако понятия «молодой специалист», «молодой работник» используется в различных нормативных правовых актах, регулирующих трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения с участием молодых специалистов. Данные понятия можно встретить и в названиях правовых актов и по тексту.

При этом единые критерии, позволяющие отнести конкретную категорию работников к молодым специалистам, до сих пор не выработаны.

В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 70) используется термин «Лицо, окончившее образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения».

В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства (Рамбуйе, 27 ноября 2009 года) молодой специалист рассматривается как гражданин государства одной Стороны в возрасте от 18 до 30 лет, уже работающий или приступающий к трудовой деятельности, который отправляется на территорию государства другой Стороны для улучшения своих трудовых перспектив и углубления своего знания общества принимающего государства благодаря приобретению опыта оплачиваемой работы на основании трудового договора, заключенного с работодателем государства другой Стороны.

Указ Президента РФ от 29.04.2010 г. № 518 «О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» распространяет свое действие на молодых инженерно-технических работников, специалистов и высококвалифицированных рабочих организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в возрасте до 35 лет.

В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р) под молодым специалистом понимается выпускник высших и средних специальных учебных заведений искусств.

Согласно Отраслевому соглашению организаций и учреждений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2009 — 2011 годы (утв. Общероссийским профсоюзом авиаработников, Росгидрометом 11.03.2009 г.) молодой специалист – это выпускник гидрометеорологических техникумов и ВУЗов, направляемый на работу в организации и учреждения Росгидромета на основе заявок работодателей.

Согласно отраслевым соглашениям по органам и организациям Федеральной службы государственной статистики на 2009 — 2011 годы (утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Росстатом 18.12.2008 г.), по организациям железнодорожного транспорта на 2011 — 2013 годы (утв. Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 01.11.2010 г.) молодыми специалистами являются выпускники профильных учреждений профессионального образования.

Более развернутое определение молодого специалиста закреплено в Отраслевом соглашении по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2009 — 2011 годы и Положении о молодом специалисте ОАО «РЖД».

Согласно Отраслевому соглашению по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2009 — 2011 годы (утв. Профсоюзом машиностроителей РФ, Ростехрегулированием 13.01.2009г.) молодыми специалистами считаются лица в возрасте до 30 лет, окончившие с отрывом от производства полный курс обучения в ВУЗе и поступившие на работу в организацию по профилю полученной специальности в течение 3-х месяцев непосредственно после окончания учебного заведения. При этом статус молодого специалиста исчисляется тремя годами с момента заключения трудового договора с работодателем при условии обязательства молодого специалиста отработать в организации не менее 3-х лет.

В соответствии с Положением о молодом специалисте ОАО «РЖД» (утв. ОАО «РЖД» от 23 декабря 2005 г. № 1295) к молодым специалистам относятся выпускники образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати лет, принятые на работу в ОАО «РЖД» в год окончания учебы в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста или на основании направления, выданного учебным заведением по согласованию с ОАО «РЖД». При этом в Положении указывается, что статус молодого специалиста действует в течение трех лет. Однако предусмотрена возможность продления указанного срока еще на три года в случае:

  • призыва молодого специалиста на военную службу (направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу);
  • направления молодого специалиста на стажировку или обучение с отрывом от производства по основному месту работы;
  • направления молодого специалиста в очную аспирантуру для подготовки и защиты кандидатской диссертации на срок не более трех лет;
  • предоставления молодому специалисту отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Таким образом, можно определить примерный перечень основных и дополнительных критериев, которым должен отвечать выпускник ВУЗа, претендующий на получение статуса «молодой специалист».

Основные критерии определения понятия «молодой специалист», предусмотренные в Трудовом кодексе РФ:

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Правила внутреннего трудового распорядка (далее — Правила) — локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации (ст. 189 ТК РФ).

Правила должны быть разработаны в соответствии с Кодексом и распространяться на всех работников предприятия (ст. ст. 15, 56 ТК РФ).

Необходимо также отметить, что законы, которые устанавливают специфические требования к определенным видам деятельности, а также уставы предприятий оказывают специфическое влияние на формирование локальных актов (в том числе и на Правила внутреннего трудового распорядка). Например, частной детективной и охранной деятельности.

Перечислим, в каких статьях Трудового кодекса оговорены отдельные положения Правил:

  • основные права и обязанности работника и работодателя (ст. 21 и ст. 22 ТК РФ);
  • режим рабочего времени (ст. 100 ТК РФ);
  • перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);
  • порядок введения суммированного учета рабочего времени (ст. 104 ТК РФ);
  • время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (ст. 108 ТК РФ);
  • предоставление выходных дней в различные дни недели в организациях, приостановка работы в которых в выходные дни невозможна (ст. 111 ТК РФ);
  • предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем (ст. 119 ТК РФ);
  • порядок, место и сроки выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);
  • виды поощрений (ст. 191 ТК РФ).

Пример 1. Специфика охранных предприятий такова, что работники, выполняя охранные услуги, могут работать по различным временным промежуткам. Охрана в соответствии с заключаемыми договорами может быть и круглосуточной, и на различное количество часов, и в дневное, и в ночное время и т.д. Поэтому, чтобы составить полные Правила внутреннего трудового распорядка, необходимо проработать все заключаемые договоры на охрану и выявить все возможные смены. Например, 24 часа с оружием, 24 часа без оружия, 12 часов с оружием днем, 12 часов без оружия ночью, работа в три смены по 8 часов и т.д.

Это необходимо для того, чтобы правильно распределить время начала и окончания работы, время отдыха (ст. 108 ТК РФ) и время технологических перерывов (ст. 109 ТК РФ).

Очевидно, что в Правилах внутреннего трудового распорядка охранного предприятия работники будут поделены, по крайней мере, на две категории:

  • работающие по режиму пятидневной рабочей недели;
  • работающие в смену.

Для тех, кто работает по режиму пятидневной рабочей недели, может быть установлен, например, такой режим работы:

  • начало работы в 09-00;
  • окончание работы в 18-00;
  • обеденный перерыв с 13-00 до 14-00.

Для тех, кто работает в смену, может быть установлен, например, такой режим работы:

  • начало работы в 08-00;
  • окончание работы в 08-00 следующего дня;
  • обеденный перерыв с 13-00 до 15-00;
  • технологические перерывы через каждые 3 часа по 10 мин.

Здесь при составлении режима необходимо обязательно проработать все варианты охраны с оружием и порядок передачи оружия в соответствии с приказами органов (МВД России), контролирующих эту часть деятельности охранных предприятий.

Отметим, что Правила утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации и, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Правила должны содержать раздел «Рабочее время», который может включать следующие составные элементы:

  • вид и продолжительность рабочей недели;
  • продолжительность ежедневного рабочего времени;
  • график рабочего дня;
  • работа в ночное время;
  • работа в выходные и праздничные дни;
  • работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

В соответствии с Правилами работник должен выполнять трудовые обязанности в течение рабочего времени. В него включаются не только периоды, когда работник непосредственно исполняет трудовые функции. Эти периоды стороны определяют сами. Например, время приема-передачи смены, получение оружия и т.д.

Минимальный размер оплаты труда (далее — МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории России федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ст. 133 ТК РФ). Кстати, месячная зарплата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже МРОТ.

Как следует из ст. 133 Трудового кодекса, основой для определения МРОТ является величина прожиточного минимума трудоспособного человека. При этом предполагается поэтапное повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума. Размер МРОТ установлен Законом от 19.06.2000 N 82 «О минимальном размере оплаты труда».

Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышения эффективности производства и качества работы на предприятиях и в организациях может вводиться система премирования.

Показатели премирования и материального стимулирования организация конкретизирует в Положении. Хотя при желании работодатель может разработать и утвердить у себя в организации два отдельных документа — Положение об оплате труда и Положение о материальном стимулировании, разграничив в каждом из них расходы на оплату труда за фактически отработанное время и расходы на материальное стимулирование труда сотрудников.

Стимулирование труда — это вознаграждения и премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные показатели (сложность работы, добросовестное и качественное выполнение должностных обязанностей), вознаграждение за выслугу лет. Премирование возможно только при достижении определенных производственных показателей.

Производственные показатели премирования могут пересматриваться по мере необходимости по согласованию с представительным органом работников.

Пример 2. В зависимости от области, в которой работает организация, администрация может установить свои показатели премирования. Вспомним про «наше» частное охранное предприятие. Оно к таким факторам может отнести:

  • надлежащее исполнение работником обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией;
  • своевременное проведение мероприятий по выявлению и предотвращению угроз безопасности объектов и имущества как охранного предприятия, так и его заказчика;
  • качественное выполнение служебных заданий;
  • обеспечение безопасности охраняемых объектов;
  • интенсивность труда;
  • особый режим работы (выполнение обязанностей, связанных с риском для жизни, обращением с огнестрельным оружием и спецсредствами);
  • сложность работы, характеризующая сложность охраняемого объекта.

Кроме того, рекомендуем выплачивать дополнительное вознаграждение за выслугу лет (надбавка за стаж работы по специальности). Его выплата будет стимулировать привлечение квалифицированных специалистов, а также поможет снизить текучесть кадров.

Устанавливая перечень расходов на премирование и материальное стимулирование, очень важно согласовывать их название со ст. 255 Налогового кодекса. Расходы могут быть приняты для целей налогообложения налогом на прибыль, но только в той части, которая поименована в этой статье. Например:

  • премии за производственные результаты (п. 2 ст. 255 НК РФ);
  • надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (п. 2 ст. 255 НК РФ);
  • единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством РФ (п. 10 ст. 255 НК РФ);
  • любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, выплачиваемых на основании трудовых договоров (п. 21 ст. 270 НК РФ).

Нормативные правовые акты о труде

Основное назначение штатного расписания состоит не только в том, чтобы напоминать кадровой службе, сколько у нее остается вакансий (в случае необходимости приема новых работников штатное расписание можно изменить или дополнить), а еще и в том, чтобы в случае увольнения какого-либо работника по ст. 2 ст. 81 Трудового кодекса (сокращение численности или штата работников) иметь возможность доказать в суде, что у организации не было возможности трудоустроить этого работника, что увольнение было законным и не была нарушена норма о преимущественном праве на оставление на работе (ст. 179 ТК РФ).

Отметим, что даже в небольших организациях зачастую возникает необходимость в увольнении работников по указанной норме, и в случае возникновения трудового спора судья первым делом потребует штатное расписание. Если выясняется, что у ответчика такого документа нет или он составлен в спешке специально для этого суда и не отражает реальной численности и профессиональной специализации работников, то выиграть такой спор ответчику будет очень сложно.

Много споров возникает о наличии так называемой «вилки» в окладах. «Вилка» — это введение по определенной должности не твердого оклада, а минимального и максимального его размера. Правильно ли отражать ее в штатном расписании? В тех организациях, где это практикуют, конкретный размер зарплаты работнику при приеме на работу устанавливается приказом руководителя исходя из пределов, которые зафиксированы в штатном расписании, и обязательно закрепляется в трудовом договоре.

Понятие о том, что такое локальные нормативные акты организации (ЛНА), дано в ст. 8 ТК РФ. Это документы, принимаемые работодателем, содержащие нормы трудового права, правила их реализации и регулирования трудовых отношений внутри предприятия. Основное требование к ЛНА — не ухудшать положение работников, закрепленное законодательством. Признаки локального нормативного акта:

  • определяет выполнение федеральных законов в конкретной организации;
  • действует между работниками и работодателем компании;
  • применяется в отношении всех сотрудников;
  • не рассчитан на разовое применение — используется периодически;
  • улучшает положение сотрудников и расширяет базовый уровень гарантий по сравнению с действующими нормами;
  • принимается с учетом мнения представительных органов работников.

Грамотно разработанные локальные акты помогают разрешить спорные ситуации.

Рекомендации от КонсультантПлюс (бесплатный доступ)

Путеводитель по кадровым вопросам. Порядок разработки и утверждения локальных нормативных актов организации

Законодательно утвержденного перечня локальных актов не существует. В Трудовом кодексе упоминаются отдельные ЛНА, их считают обязательными:

  • правила внутреннего трудового распорядка — ст. 189 – 190 ТК РФ;
  • по оплате труда и премированию — ст. 135 ТК РФ;
  • график отпусков — ст. 123 ТК РФ, письмо Роструда №4414-6;
  • установление порядка обработки персональных данных ст. 86, п. 8, ст. 87 ТК РФ;
  • графики сменности, если они не являются приложением к коллективному договору — ст. 103 ТК РФ;
  • штатное расписание — письмо Роструда № ПГ/4653-6-1.

Какие еще локальные акты упоминаются в ТК:

  • правила и инструкции по охране труда — ст. 212 ТК РФ;
  • о нормировании труда — ст. 159 ТК РФ;
  • порядок аттестации — ст. 81 ТК РФ.
  1. Кто разрабатывает. Специалистов, ответственных за разработку ЛНА, определяет и утверждает руководитель.
  2. Разработка. Пишется с нуля или за основу берется типовой документ, в который вносятся необходимые коррективы, соответствующие специфике конкретной организации.
  3. Согласование. Проект согласовывается с профильными подразделениями, юристами. Если требует коллективный договор — с профсоюзом. Отдельные документы требуют обязательного согласования с работниками — например, график отпусков. В процессе согласования в проект вносятся изменения, корректировки.
  4. Утверждение. Согласованный документ передается руководителю на подпись.
  5. Ознакомление. Утвержденный ЛНА передают сотрудникам для прочтения. Способ указания численности и перечня работников в локальных нормативных актах для ознакомления и подписи выбирают сами разработчики. Если сотрудников немного — в конце документа прикрепляется ознакомительный лист, если организация большая — оформляется отдельный журнал. С документами общего характера знакомят всех сотрудников, если ЛНА носит специализированный характер — тех, кто имеет непосредственное отношение к регламентируемой в документе деятельности.

Не все ЛНА требуют обязательного ознакомления. ТК говорит, что знакомить работников необходимо с теми нормативными документами, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью. Например, положение о командировке не подписывает человек, который никуда не ездит.

В письме Роструда №ПГ/4653-6-1 сказано, что штатное расписание относится к ЛНА, но не связано с деятельностью непосредственно. Таким образом, ознакомление работников с ним не обязательно.

Обязанность разработки ЛНД лежит и на ООО, и на ИП. Ответственность за отсутствие документации регулирует п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ — нарушение законодательства и иных нормативных актов, в которых содержатся нормы трудового права. Если на предприятии нет положения о защите персональных данных, наступает ответственность вплоть до уголовной.

Есть категория работодателей, освобожденных от ведения ЛНА: физлица и владельцы микропредприятий. Последние включают условия, которые прописываются в ЛНА, в текст трудового договора. Они заключают типовые соглашения, форма которых утверждена правительством.

Напишите свой комментарий ...