Имеет ли исполнитель право при выполнении опытно конструкторских привлекать третьих лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеет ли исполнитель право при выполнении опытно конструкторских привлекать третьих лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Учитывая творческий характер выполняемой работы и значимость для заказчика научного потенциала исполнителя, коммент. ст. акцентирует особое внимание на вопросе о возможности привлечения к исполнению договора третьих лиц. В принципе данный вопрос может быть решен сторонами любым образом. Если, однако, конкретным договором специально не оговорено иное, действует следующее правило: в договоре на выполнение НИР исполнитель обязан провести научные исследования лично; напротив, в договоре на выполнение ОКР исполнитель вправе привлекать к его исполнению третьих лиц. Такой различный подход объясняется, во-первых, неодинаковой степенью творчества, присущей работам, выполняемым в рамках рассматриваемых договоров, и, во-вторых, большей практической потребностью перепоручения отдельных видов (этапов) ОКР соисполнителям.

КП: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации — КОНТРАКТ, ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

2. В случае привлечения соисполнителей и в первом, и во втором случаях к их отношениям с основными исполнителями применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике (см. коммент. к ст. 706 ГК). Данное положение сформулировано в п. 2 коммент. ст. Это дало некоторым авторам основание утверждать, что оно распространяется только на договор на выполнение ОКР; требование же согласовывать с заказчиком необходимость привлечения третьих лиц к проведению НИР исключает применение к договорам на их выполнение правил о возложении исполнения на третье лицо (см.: Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1996. С. 339). С этим трудно согласиться, поскольку само по себе согласие заказчика на привлечение соисполнителя вовсе не приводит к установлению каких-либо прямых отношений между ним и соисполнителем и ничего принципиально не меняет в конструкции возложения исполнения на третье лицо. Правила о возложении исполнения на третье лицо при привлечении третьих лиц к выполнению НИР тем более должны соблюдаться.

Статья 770. Выполнение работ

  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру

1. По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — разработать образец нового изделия или новую технологию, а также техническую и (или) конструкторскую документацию на них, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 456-ФЗ)

Настоящий стандарт распространяется на отношения, возникающие при распределении исключительных (имущественных) прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые, приобретаемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и производственных работ, в том числе при бюджетном финансировании.

В настоящем стандарте применены термины, установленные в Гражданском кодексе Российской Федерации [1], ГОСТ Р 55386, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

В гражданском законодательстве возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей предусматривается при выполнении договоров подряда (привлечение субподрядчиков) и договоров возмездного оказания услуг (привлечение соисполнителей). В отношении договора подряда говорится: «Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков)» (ч. 1 ст. 706 ГК РФ). А о договорах возмездного оказания услуг сказано, что если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, то исполнитель обязан оказать услуги лично (ст. 780 ГК РФ). Кроме того, возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей (далее – субподрядчиков) допускается касательно договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 770 ГК РФ).

В рамках предусмотренного в Законе о контрактной системе квотирования закупок у СМП и СОНКО[2] заказчик при определении поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – подрядчик) вправе прописать в извещении об осуществлении закупки требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированной некоммерческой организацией (СОНКО), о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО[3]. Данное условие включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта, а названный объем учитывается в общем объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП И СОНКО, и включается в соответствующий отчет об этих закупках. Кроме того, в контрактах должно содержаться обязательное условие о гражданско-правовой ответственности подрядчиков за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков из числа СМП И СОНКО (ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе). Такая ответственность может быть выражена в установлении штрафа в определенном размере – например, 1% от цены контракта[4].

Обратим внимание, что процентный объем данного привлечения должен быть указан в контракте в виде фиксированного числа. Если он будет прописан в диапазонном значении (допустим, «не менее 15%»), то, хотя иногда контрольные органы и могут счесть это допустимым[5], но в подавляющем большинстве случаев они расценивают такое как нарушение законодательства[6]. Вместе с тем следует помнить, что данное фиксированное число должно входить непосредственно в проект контракта, являющийся частью документации о закупке, а не «конкретизироваться» в контракте при его заключении – в противном случае тоже будет иметь место нарушение законодательства[7].

Кроме того, в соответствии с Законом о контрактной системе Правительство РФ в конце 2016 года утвердило типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО[8]. В условиях, которым должны следовать заказчики, устанавливающие в контрактах требование о таком привлечении, в числе прочего говорится, что объем этого привлечения должен быть не менее 5% от цены контракта, а подрядчик обязан в определенные сроки документально отчитываться перед заказчиком о фактическом привлечении СМП И СОНКО в качестве субподрядчиков и об оплате выполненных ими работ или оказанных услуг. Обратим внимание, что подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, в течение 30 дней с даты подписания подрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора. Отметим, что эта норма аналогична норме, которая содержится в самом Законе о контрактной системе и касается сроков прямой оплаты заказчиком работ и услуг СМП и СОНКО в случае, если заказчик осуществляет у них прямые целевые (квотированные) закупки (ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе).

Наконец, в Законе о контрактной системе присутствует норма, согласно которой заказчик обязан осуществлять контроль за предусмотренным контрактом привлечением подрядчиком к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 2 ст. 101 Закона о контрактной системе). Это лишний раз свидетельствует о значимости такого привлечения, а способом контроля на практике как раз является получение заказчиком соответствующей отчетности от подрядчика или исполнителя (см. выше).

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) при осуществлении закупки превышает определенный размер, установленный Правительством РФ, в контракте должна быть указана обязанность подрядчика предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых превышает 10% цены контракта (ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе). Размер НМЦК составляет 1 млрд руб. при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд и 100 млн руб. для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд[9]. Данная информация предоставляется заказчику подрядчиком в течение 10 дней с момента заключения им договора с субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление обозначенной информации путем взыскания с подрядчика пени в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены договора, заключенного подрядчиком с соисполнителем, субподрядчиком, а пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения указанного обязательства (ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе). Также в случае непредоставления заказчику информации соответствующие сведения размещаются заказчиком в ЕИС (ч. 25 ст. 34 Закона о контрактной системе). Однако это – единственные возможные санкции, поскольку непредоставление названной информации подрядчиком не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию (ч. 25 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Отметим, что в практике контрольных органов и судебной практике отсутствие в проекте контракта соответствующего требования может служить одним из оснований для выдачи заказчику предписания о внесении изменений в документацию о закупке и продлении срока подачи заявок[10], а также признания факта совершения административного правонарушения[11], которое заключается в утверждении документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Отдельного внимания заслуживает вопрос о правомерности запрета со стороны заказчика на привлечение субподрядчиков для исполнения контракта. Сразу скажем, что правовая ситуация здесь неоднозначна, а официальные комментарии противоречивы.

Этот запрет может считаться неправомерным, поскольку в таком случае имеет место предъявление к участнику закупки требования о выполнении работы (оказании услуги) лично, а данное требование к участникам закупки не предусмотрено в Законе о контрактной системе[12].

С другой стороны, такой запрет может считаться правомерным, ведь он представляет собой условие о способе и порядке исполнения контракта после проведения закупки, а не требование к участникам закупки[13].

В практике ФАС есть случаи, когда этот запрет считается неправомерным[14]. А вот в судебной практике данный запрет может признаваться правомерным[15]. С учетом того, что гражданское законодательство предусматривает возможность такого запрета в самом договоре подряда и договоре возмездного оказания услуг, его все же стоит считать правомерным, по крайней мере, в отношении названных видов договоров.

Особенности субподрядных отношений при исполнении договоров в рамках 223-ФЗ

Кроме того, следует уделить вниманию вопросу, который касается правомерности требования заказчика о согласовании с ним субподрядчиков. Здесь тоже все зависит от того, имеется ли соответствующее требование в документации о закупке (проекте контракта, заключенном контракте). И опять же правовая трактовка правомерности данного запрета не совсем однозначна.

С одной стороны, это требование может считаться неправомерным, поскольку Закон о контрактной системе не содержит такого требования, а заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки, не предусмотренные данным законом (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе). Причем в соответствии с гражданским законодательством исполнитель должен согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ (ч. 1 ст. 770 ГК РФ).

С другой стороны, это требование может считаться правомерным, поскольку, как и в вышерассмотренном случае с запретом на привлечение субподрядчиков, оно представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора, соответственно, не является дополнительным требованием к участникам закупки и не противоречит условию Закона о контрактной системе, согласно которому заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение названного закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Однако как в практике ФАС, так и в судебной практике данный запрет признается неправомерным[16]. Поэтому все же рекомендуется придерживаться именно указанного подхода.



[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Статья 30 Закона о контрактной системе.

[3] Часть 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.

[4] См., например, Решение Челябинского УФАС от 03.10.2016 по делу № 718, 719-ж/2016, в котором подтверждается правомерность такого подхода.

[5] Решение Архангельского УФАС от 13.05.2016 по делу № 147мз-16.

[6] См., например, Постановление АС ДВО от 14.06.2016 № Ф03-1859/2016 по делу № А59-3392/2015, Решение ФАС РФ от 26.09.2016 по делу № К-1541/16.

[7] См., например, Решение Вологодского УФАС от 27.10.2016 № 5-2/249-16, 4244.

[8] Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

[9] Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию».

[10] См., например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 № 15АП-18725/2016 по делу № А53-14983/2016.

[11] См., например, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1981/16, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1982/16.

[12] Часть 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Письмо Минэкономразвития РФ от 11.12.2015 № Д28и-3620.

[13] Часть 1 ст. 706 ГК РФ, Письмо Минэкономразвития РФ от 07.12.2015 № Д28и-3551.

[14] Например, Решение ФАС РФ от 20.10.2014 по делу № К-1505/14.

[15] Например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8710/2015 по делу № А56-75576/2014, Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2015 по делу № А59-2287/2015.

[16] Например, Постановление ФАС РФ от 09.06.2015 по делу № К-1048/14/АК286-15, Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2014 по делу № А12-10595/2014.

Цель и задачи темы: иметь представление об обязательства и другие гражданские правоотношения по использованию исключительных прав и ноу-хау, а также об авторском договоре и патентно-лицензионных договорах.

12.1. Обязательства и другие гражданские правоотношения по использованию исключительных прав и ноу-хау

12.2. Авторский договор

12.3. Патентно-лицензионные договоры

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

В ходе кодификации законодательства об интеллектуальной собственности была осуществлена унификация используемой терминологии, в ряде случаев устранены неоправданные расхождения в правовом регулировании сходных отношений. Обязательства и другие гражданские правоотношения по использованию исключительных прав и ноу-хау обусловлены специфическими свойствами группы договоров четвертого класса, которые имеют черты сходства с некоторыми типами и видами договоров трех предыдущих (традиционных) классов – купли-продажи, аренды или подряда. Однако регламентировать их по одной из этих договорных моделей невозможно, что и обусловило формирование правового режима этих договоров в рамках самостоятельного класса.

Обязательственные и другие гражданско-правовые формы коммерческого использования исключительных прав (интеллектуальной собственности) и конфиденциальной информации (ноу-хау) во всем мире ежегодно опосредуют оборот в сотни миллиардов долларов. Темпы торговли патентами, лицензиями, авторскими, смежными правами, правами на товарные знаки и информацией типа ноу-хау постоянно растут. Усиливается борьба с интеллектуальным пиратством. Большое внимание реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности и торговле ноу-хау, борьбе с аудио-видео- и т.п. пиратством, развитию научных исследований и образования в интеллектуальной сфере уделяют промышленно развитые страны и международные организации, в частности Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) и Международная ассоциация по развитию обучения и исследований в сфере интеллектуальной собственности (ATRIP).

Различные договоры, в рамках которых возникают и реализуются обязательства по использованию исключительных прав, в том числе ноу-хау, имеют существенное значение.

Одни их договоров, которые связаны с исключительными правами, целиком посвящены их передаче или созданию объектов и передаче прав на их использование, другая группа договоров – только частично.

К первой группе относят: авторские договоры, договоры о передаче смежных прав, патентно-лицензионные договоры и договоры по использованию прав на средства индивидуализации товаров их производителей; в эту же группу включают и договоры коммерческой концессии и др.

Другие договоры – это договоры на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских и технологических работ (НИР и ОКР) и др.

Распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец, удостоверенным патентом на основании:

Договора об отчуждения исключительного права на изобретение, полезную и модель или промышленный образец (договор об отчуждении патента

Договором об отчуждении патента: одна сторона (патентообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на соответствующий результат интеллектуальной деятельности в полном объеме другой стороне – приобретателю исключительного права (приобретателю патента) (ст. 1365 ГК РФ)

Публичного предложения заключить договор об отчуждении патента на изобретение (ст. 1366 ГК РФ):

Заявитель, являющийся автором изобретения, освобождается от уплаты патентных пошлин, если:

  • при подаче заявки на выдачу патента приложит заявление о том, что в случае выдачи патента он обязуется заключить договор об отчуждении патента на условиях, соответствующих установившейся практике, с любым гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом, который первым изъявил такое желание и уведомил об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
  • Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует в официальном бюллетене сведения об указанном заявлении.

Уплатить все патентные пошлины, от уплаты которых был освобожден заявитель, обязаны:

  • лицо, заключившее договор об отчуждении патента на изобретение;
  • заявителъ, если в течение двух лет никто не откликнулся на его предложение

Договора на выполнение служебного задания (ст. 1370 ГК РФ)

Договора подряда или договора па выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ (ст. 772, 1371 ГК РФ)

Договора заказа на создание промышленного образца (ст. 1372 ГК РФ)

Государственного или муниципального (ст. 1373 ГК РФ); лицензионного договора о предоставлении права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца (ст. 1367 ГК РФ)

Лицензионного договора о предоставлении права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца (ст. 1367 ГК РФ)

Открытой лицензии на изобретение, полезную модель или промышленный образец (ст. 1368 ГК РФ)

Принудительной лицензии на изобретение, полезную модель или промышленный образец (ст. 1362 ГК РФ)

Распоряжение исключительным правом на секрет производства

Распоряжение исключительным правом на секрет производства оформляется на основании:

1. Договора об отчуждении исключительного права на секрет производства (ст. 1468 ГК РФ).

По договору одна сторона передает принадлежащее ей исключительное право на секрет производства в полном объеме другой стороне – приобретателю исключительного права на этот секрет производства.

При отчуждении исключительного права на секрет производства лицо, распорядившееся своим правом, обязано сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства

2. Лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства (ст. 1469 ГК РФ).

По лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на секрет производства (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего секрета производства в установленных договором пределах.

Лицензионный договор может быть заключен как с указанием, так и без указания срока его действия. В случае, когда срок, на который заключен лицензионный договор, не указан в этом договоре, любая сторона из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону не позднее чем за 6 месяцев, если договором не предусмотрен более длительный срок.

Лицо, распорядившееся своим правом, обязано сохранять конфиденциальность секрета производства в течение всего срока лицензионного договора.

Лица, получившие соответствующие права по лицензионному договору, обязаны сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства

3. Договора на выполнение служебного задания (ст. 1470 ГК РФ).

Исключительное право принадлежит работодателю.

Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства

1. Поскольку договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ заключаются между исполнителем и заказчиком, то такие работы исполнитель обязан исполнять лично, то есть своими силами, затратами и трудом, а также при участии только своего персонала. Из этого правила допускаются два исключения:

— право исполнителя привлекать третьих лиц для выполнения научно-исследовательских работ только с согласия заказчика. Привлечение таких лиц может осуществляться только при условии основного участия заказчика при выполнении научно-исследовательских работ. При этом третьи лица могут выполнять отдельные этапы работ, проводить научные исследования повышенной сложности, оказывать содействие, выполнять технические и оформительские работы. Согласие заказчика может быть получено как в форме ответа на уведомление исполнителя о необходимости привлечения третьих лиц, либо как дополнительное соглашение к договору, либо как отдельное его условие;

— право исполнителя привлекать третьих лиц для выполнения опытно-конструкторских или технологических работ без согласия заказчика. Полагаем, что в отношении привлечения третьих лиц для выполнения таких работ требование согласия заказчика не предусмотрено ввиду того, что опытно-конструкторские или технологические работы, как правило, могут потребовать специальных знаний и опыта, поэтому исполнитель должен иметь возможность их привлечь для качественного исполнения работ.

Так, например, ОАО «Концерн — Гранит — Электрон» договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ с федеральным государственным предприятием «Производственно-конструкторское предприятие «ИРИС». При этом ЗАО «ИРИС» в данном случае выступило в качестве субподрядчика. При обращении в суд предприятием было отмечено, что согласие ОАО «Концерн — Гранит — Электрон» при передаче работ субподрядчику получено не было. Однако суд указал, что норма комментируемой статьи о согласии относится исключительно к договорам на выполнение научно-исследовательских работ, в свою очередь, предметом рассматриваемого договора являлись опытно-конструкторские работы (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2011 N Ф08-4681/11 по делу N А53-23427/2010).

2. Судебная практика:

— Постановление ФАС Московского округа от 11.10.2012 N Ф05-9511/12 по делу N А40-12131/2012;

— Постановление ФАС Московского округа от 29.04.1999 N КГ-А40/1138-99;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2012 N 08АП-10564/11;

— Постановление ФАС Московского округа от 11.02.2014 N Ф05-16448/13 по делу N А40-394/2013;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2011 N Ф08-4681/11 по делу N А53-23427/2010;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2012 N Ф07-1384/11 по делу N А56-71129/2010;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 30.08.2011 N Ф06-7206/11 по делу N А55-24628/2010;

— Постановление ФАС Московского округа от 24.11.2010 N КГ-А40/14077-10 по делу N А40-43455/10-150-334.

К РИДам, которые могут создаваться для обеспечения обороны и безопасности, Закон прямо относит: программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)[1].

В части объектов авторских прав Закон ограничивается только упоминанием программ для ЭВМ и баз данных, из чего следует, что иной объект авторских прав (например, произведение литературы или архитектуры), создаваемый по государственному контракту, не может рассматриваться как непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности, и исключительное право на которое по умолчанию принадлежит Российской Федерации.

Такие РИДы должны создаваться в рамках государственных программ или при выполнении государственного оборонного заказа, осуществление которых обеспечивают Минобороны России, ФСБ России, СВР России, ФСО России, МВД России, Росгвардия, либо являться их или подведомственных им государственных учреждений собственными разработками.

Исключительное право на такие РИДы по общему правилу возникает у Российской Федерации, но могут быть исключения, которые должны быть прямо предусмотрены ГК РФ. Закон устанавливает, что подобные исключения должны определяться Президентом РФ:

  • в случаях и в порядке, определенном Президентом РФ, исключительное право на РИД может возникать у исполнителя. Закон не устанавливает, в какой форме такие случаи и порядок должны определяться Президентом РФ.
  • на основании представления[2] уполномоченного органа по решению Президента РФ, принадлежащее Российской Федерации исключительное право может передаваться возмездно или безвозмездно исполнителю или иному российскому юридическому лицу, заинтересованному и обладающему возможностями для внедрения РИДа.

Российская Федерация, которой принадлежит исключительное право на РИД, может по требованию исполнителя предоставить ему право использования РИДа на условиях безвозмездной неисключительной лицензии. Важно, что в указанном случае государство может отказать в предоставлении такой лицензии исполнителю.

Исключительное право на созданный при выполнении государственного контракта РИД будет принадлежать Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию при наступлении одного из прямо перечисленных в Законе условий (см. выше). Принадлежность исключительного права конкретному публичному образованию определяется в зависимости от того, от имени кого выступает государственный заказчик и за счет средств какого бюджета государственный контракт заключен.

Условие о принадлежности исключительного права публичному образованию, когда создается РИД, необходимый для предоставления государственных услуг либо для осуществления государственных функций, представляется достаточно широким и размытым, что может позволить обосновать необходимость использования почти любого РИДа по указанному основанию и, соответственно, принадлежность исключительного права именно государству. Установленный Законом перечень не является исчерпывающим и иными законами также могут устанавливаться условия, при которых исключительное право на РИД будет принадлежать публичному образованию.

Исполнитель вправе использовать такой РИД, исключительное право на которое принадлежит публичному образованию, на условиях безвозмездной неисключительной лицензии. Из Закона следует, что такое право у исполнителя должно быть даже без прямого на это указания в государственном контракте.

Права и обязанности исполнителя

В Законе осталось без изменения правило об обязанности исполнителя, который привлекал для создания РИДа по государственному контракту третьих лиц или своих работников, заключить с такими лицами соглашения об отчуждении исключительного права или лицензионные соглашения, чтобы обеспечить передачу исключительного права на РИД в полном объеме государству. За третьими лицами исключительное право может оставаться по согласованию с исполнителем только если исключительное право на РИД, созданный по государственному контракту, не должно принадлежать государству.

Закон прямо не регулирует последствия не приобретения исполнителем исключительного права на РИД у третьих лиц, хотя этот вопрос является достаточно важным. Государство может нести значительные риски в связи с использованием такого РИДа в отсутствие согласия третьего лица. Подход, при котором будет считаться, что государство в любом случае получает возможность использования РИДа, созданного третьим лицом, даже если последнее не передавало исключительного права исполнителю или напрямую государству, не может соответствовать принципам права и смыслу закона в предлагаемой редакции, однако, учитывая размытости формулировок Закона, существует риск, что суды могут при возникновении споров толковать такие формулировки в пользу государства.

Законом также устанавливается возможность распоряжения исключительным правом на РИД только по решению государства при режиме совместного обладания правом[3]: публичное образование по своему решению может выдать лицензию третьему лицу, привлекаемому после создания РИД для выполнения работ поставок продукции для государственных нужд, лишь предупредив об этом исполнителя, с которым они совместно обладают исключительным правом, но не дожидаясь от него на это согласия.

1. Понятие договоров на выполнение НИР и ОКР

Договоры на выполнение НИР и ОКР являются важными гражданско-правовыми формами организации процессов как использования, так и создания многих научно-технических результатов. По договору на выполнение научно-исследовательских работ (НИР) исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (ОКР) — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

  • Письмо Минфина России от 29.09.2020 № 24-03-08/85067 «Об установлении требования к участникам закупки о наличии лицензии»
  • Письмо Минфина России от 30.09.2020 № 24-03-08/85656 «О необходимости увеличения размера обеспечения исполнения контракта при изменении цены контракта, а также о банковском сопровождении контрактов для обеспечения муниципальных нужд»
  • Письмо Минфина России от 01.12.2020 № 24-01-06/104567 «Об установлении заказчиком в контракте обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о субподрядчиках (соисполнителях)»
  • Видео от 10.02.2022 «Требования к участникам закупок по 44-ФЗ»
  • Письмо Минфина России от 18.09.2020 № 24-03-07/82037 «Об установлении требования к участникам закупки о наличии лицензии и включении информации о приемке товара, работы, услуги в реестр контрактов, заключенных заказчиками»

Особенностью всех договорных обязательств по оказанию услуг является то, что при их исполнении управомоченному лицу не передается вещь и по соглашению с ним не создается новый овеществленный результат человеческой деятельности, а совершаются иные действия, удовлетворяющие его интересы. Кроме того, в отличие от обязательств по передаче товаров и выполнению работ, объект обязательств по оказанию услуг, т.е. сами услуги, неотделим от личности услугодателя. Так, например, физическое перемещение груза из одного пункта в другой по договору перевозки не может осуществляться само по себе, без участия перевозчика.

Вместе с тем обязательства по оказанию услуг имеют некоторые черты сходства с обязательствами по выполнению работ, в связи с чем согласно ст. 783 ГК к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде и положения о бытовом подряде, если это не противоречит ст. 779—782 ГК. а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

В действующем гражданском законодательстве отсутствуют общие положения, относящиеся к обязательствам по оказанию услуг, поскольку нормы гл. 39 ГК регулируют только оказание фактических, но не иных услуг (п. 2 ст. 779 ГК).

Заключается договор подряда в соответствии со ст.1297 ГК РФ, цель договора — создание произведения. Исключительные права принадлежат заказчику. Нужно ли в таком договоре прописывать вознаграждение исполнителя за отчуждение исключительного права по ст.1234 ГК РФ?

Ответ

Если по условиям договора исключительное право на созданное при исполнении договора подряда произведение принадлежит заказчику, то включение условия о вознаграждении исполнителя за отчуждение исключительного права не требуется, поскольку в данной ситуации не предусмотрено заключения договора на отчуждение исключительного права.

Поскольку речь идет о создании объектов при исполнении заказа на научную разработку, следует более подробно рассмотреть положения по разработке технического задания (ТЗ), конструкторской и технологической документации, приеме результатов разработки. С этой целью обратимся к ГОСТ Р 15.201-2000 «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 17.10.2000 N 263-ст).

При создании продукции по заказу конкретного потребителя, как уже говорилось выше, заключается договор на выполняемые работы и разрабатывается ТЗ, утверждаемое заказчиком.

Если у вас возникли вопросы по статье 770 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Договор авторского заказа Договор франчайзинга Лицензионный договор Договор коммерческой концессии Все услуги

Договор НИОКР – это соглашение, которое заключается исполнителем и заказчиком, в соответствии с условиями этого соглашения исполнитель принимает на себя обязанности по осуществлению определенных действий или выполнению определенного вида работ в зависимости от предмета договора, который мы конкретизируем ниже. Заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить ее. Итак, в рамках договора НИОКР выделяют два отдельных вида договоров:

  1. Договор на выполнение научно-исследовательских работ (договор НИР) — подразумевает обязанность исполнителя провести научные исследования на основании предоставленного заказчиком технического задания.
  2. Договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (договор ОКР) подразумевает, что исполнитель берет на себя обязанность по разработке образца какого-либо нового изделия, конструкторской документации на это изделие, или новую технологию.

Стороны договора НИОКР — это исполнитель и заказчик. Договор на выполнение НИОКР заключается с физическим (например, ИП) или юридическим лицом, которые выступают в качестве исполнителей и обладают специфическими уникальными знаниями в различных областях науки и техники (например, работая в НИИ, конструкторских бюро и т.д.). Что касается заказчиков, то в качестве таковых могут выступать любые субъекты гражданского права.

Артем Тупичинский

эксперт по договорам

Отличительными особенностями договора НИОКР являются:

  1. Риск случайной невозможности исполнения договора возлагается на заказчика (п. 3 ст. 769 ГК РФ). Это обусловлено тем, что предмет договора НИОКР настолько специфичен, что, подписывая договор, исполнитель не может знать априори, что научные изыскания и проделанная работа приведут к ожидаемому требуемому результату.
  2. Обязательное соответствие условий договора законодательству об исключительных правах (интеллектуальной собственности) (п. 4 ст. 769 ГК РФ).
  3. Предмет договора определяется техническим заданием, предоставленным и сформулированным заказчиком.
  4. Договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследовательских работ и изготовления опытных образцов, так и отдельные его этапы (п. 2 ст. 769 ГК РФ). Это объясняется тем, что исполнитель может не обладать знаниями и навыками, а также исследовательской базой для выполнения целого процесса, но отвечает за одну необходимую составную часть этого процесса.
  5. На основании ст. 771 ГК РФ заказчик и исполнитель берут на себя ответственность по обеспечению конфиденциальности сведений, касающихся предмета, хода исполнения договора и полученных результатов.
  6. Процесс осуществления интеллектуальной деятельности, которая имеет целью получение полезного результата, законодательно не регулируется и не может контролироваться каким-либо лицом.

Вопрос: правомерен ли указанный нами пункт?

Советуем почитать Что такое договор коммерческой концессии? Исключительные права Результаты интеллектуальной деятельности Интеллектуальные права

Договор НИР подразумевает, что исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению НИР в соответствии с техническим заданием, полученным от заказчика. Говоря простым языком, предметом договора является некая работа как таковая, при этом результат этой работы будет представлен в научном отчете, заключении, экспертном мнении и т.д.

У договора НИР есть свои отличительные особенности. Одна из них заключается в том, что заказчик обращается к конкретному исполнителю научно-исследовательских работ в связи с тем, что, к примеру, читал о нем, слышал положительные отзывы, то есть исходит из ожидаемого положительного творческого и научного потенциала и репутации.

Этот факт обязывает исполнителя лично проводить любые исследования, связанные с исполнением договорных задач. Однако исполнитель имеет право по согласованию с заказчиком привлекать к выполнению работ третьих лиц (ст. 770 ГК РФ).

Договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ отличается от договора НИР как минимум тем, что предметом этого договора является оговоренный, прописанный в договоре результат проделанной работы. Исполнитель берет на себя обязательство по разработке новой технологии, образца какого-либо нового изделия или конструкторской документации на это изделие. Именно это изделие, документацию на него или новую технологию исполнитель должен передать заказчику.

После обсуждения особенностей, присущих договорам НИР и ОКР, логично рассмотреть существенные условия договора НИОКР. Пожалуй одним из важнейших аспектов данного договора является его предмет. Предмет договора НИОКР определяется техническим заданием, в котором описаны требования к осуществляемой работе и ожидаемому результату. Напомним, что результат в некоторых случаях может не быть достигнут, и расходы исполнителя в этом случае берет на себя заказчик.

Срок в договоре НИОКР представлен тремя разными видами: сроком действия договора, он же срок окончания работ, сроком начала выполнения договорных работ и сроком (или сроками) завершения отдельных этапов, обычно установленным в календарном плане.

Артем Тупичинский

эксперт по договорам

Договор НИОКР может содержать дополнительные условия, рассматривающие такие важные аспекты как:

Договор на разработку программного обеспечения Все услуги

  1. Цена договора (в договоре должна быть указана цена работы или способы ее определения, ст. 709 ГК РФ).
  2. Права сторон на результаты проведенных работ (использование результатов работ осуществляется в пределах и на условиях, определенных договором, ст. 772 ГК РФ).
  3. Объем признаваемых конфиденциальными сведений (ст. 771 ГК РФ).
  4. Количество научно-исследовательских этапов (п.2 ст. 769 ГК РФ) и другие условия.

Интересный факт. Если в ходе исполнения договора НИОКР разработан патентоспособный результат, получение которого не было изначально договором предусмотрено, то право на получение патента, если иное не предусмотрено договором, принадлежит исполнителю. В свою очередь заказчику может быть передано право на получение патента.

Советуем почитать Срок действия авторских прав Субъекты авторского права Авторские права и их виды Исключительное право на произведение

В судебной практике отмечается, что по своей юридической природе договоры НИОКР близки к договорам подрядного типа, так как направлены на выполнение определенных работ по заданию заказчика. Однако характер выполняемых работ и достигаемые по этим договорам результаты настолько отличаются друг от друга, что они относятся хотя и к близким, но самостоятельным договорным типам, имеющим свои неповторимые признаки.

  1. Важнейшее отличие договора НИОКР от договора подряда заключается в том, кто несет риски неисполнения. В случае с НИОКР риск случайной невозможности исполнения договора несет заказчик, в то время как по договору подряда ответственность за неисполнение обязательств несет подрядчик, он же исполнитель (статья 705 ГК РФ). Данное различие в подходе к распределению риска, в частности финансового, объясняется тем, что результат творческой работы в рамках договоров НИОКР не может быть исполнителем гарантирован априори. В свою очередь результат подрядной работы оговорен договором, имеет четкие критерии оценки и если работа не выполнена, или выполнена некачественно, вся ответственность за неисполнение договора лежит на исполнителе.
  2. Исполнитель по договору НИОКР имеет право, если это отдельно не оговорено договором, использовать полученный им же самим результат.
  3. К договорам НИОКР могут применяться подрядные нормы, в частности о сроке выполнения работы, цене, последствиях неявки заказчика за получением результатов проведенной работы и пр.

Комментируемая статья устанавливает разные правила проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Так, в первом случае исполнитель по общему правилу обязан лично провести работы, а привлекать третьих лиц может только с согласия заказчика. Во втором — привлечение третьих лиц возможно по усмотрению исполнителя. Это связано прежде всего с тем, что для научно-исследовательских работ большое значение имеют личностные характеристики исполнителя, его научная база, потенциал, уровень научных достижений и т.п. Опытно-конструкторские работы больше связаны с технической оснащенностью исполнителя.

1. Учитывая творческий характер выполняемой работы и значимость для заказчика научного потенциала исполнителя, коммент. ст. акцентирует особое внимание на вопросе о возможности привлечения к исполнению договора третьих лиц. В принципе данный вопрос может быть решен сторонами любым образом. Если, однако, конкретным договором специально не оговорено иное, действует следующее правило: в договоре на выполнение НИР исполнитель обязан провести научные исследования лично; напротив, в договоре на выполнение ОКР исполнитель вправе привлекать к его исполнению третьих лиц. Такой различный подход объясняется, во-первых, неодинаковой степенью творчества, присущей работам, выполняемым в рамках рассматриваемых договоров, и, во-вторых, большей практической потребностью перепоручения отдельных видов (этапов) ОКР соисполнителям.

КП: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации — КОНТРАКТ, ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

2. В случае привлечения соисполнителей и в первом, и во втором случаях к их отношениям с основными исполнителями применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике (см. коммент. к ст. 706 ГК). Данное положение сформулировано в п. 2 коммент. ст. Это дало некоторым авторам основание утверждать, что оно распространяется только на договор на выполнение ОКР; требование же согласовывать с заказчиком необходимость привлечения третьих лиц к проведению НИР исключает применение к договорам на их выполнение правил о возложении исполнения на третье лицо (см.: Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1996. С. 339). С этим трудно согласиться, поскольку само по себе согласие заказчика на привлечение соисполнителя вовсе не приводит к установлению каких-либо прямых отношений между ним и соисполнителем и ничего принципиально не меняет в конструкции возложения исполнения на третье лицо. Правила о возложении исполнения на третье лицо при привлечении третьих лиц к выполнению НИР тем более должны соблюдаться.

С одной стороны, в законе 44-ФЗ прямо не сказано о том, что исполнитель вправе привлекать к исполнению контракта третьих лиц. С другой стороны, отдельные положения закона, например, части 5 и 6 статьи 30, свидетельствуют о том, что такая возможность у победившего участника есть. И тут все зависит от конкретной ситуации.

Контрактная система регулируется не только законом о госзакупках, но и нормами гражданского законодательства. Об этом сказано в части 1 статьи 2 закона 44-ФЗ. Поэтому для решения указанного вопроса следует обратиться к Гражданскому кодексу. Согласно его нормам, а именно пункту 1 статьи 313, обязательство может быть исполнено третьим лицом, если только из норм законодательных и подзаконных актов, а также из самого обязательства не вытекает, что оно должно исполняться лично тем лицом, на которое оно возложено. Однако именно такое ограничение для договора возмездного оказания услуг следует из статьи 780 ГК РФ. Она гласит, что если иное не предусмотрено договором, то исполнитель обязан оказать услуги лично.

Получается, что нанять соисполнителя для оказания услуг можно лишь в том случае, если такая возможность предусмотрена в договоре. К слову, это является одним из принципиальных отличий между договором на оказание услуг и договором подряда. Во втором случае норма, обязывающая прописывать в договоре привлечение субподрядчиков, отсутствует, и если законами, подзаконными актами и сутью самого обязательства не предусмотрено его личное исполнение, то подрядчик может по своему усмотрению нанимать сторонние организации.

Все сказанное выше подтверждает практика арбитражных судов. Это следует, например, из постановлений АС Восточно-Сибирского округа от 20.07.2015 № Ф02-3296/15 и АС Уральского округа от 08.10.2015 № Ф09-5563/15.

Что грозит участнику, который в нарушение условий контракта и на оказание услуг все-таки привлек стороннюю организацию? Анализ арбитражных дел говорит о том, что решение принимается судьями в зависимости от конкретных обстоятельств. Порой они выносят постановления, подтверждающие правоту заказчика, который не заплатил исполнителю причитающуюся по госконтракту сумму на том основании, что тот привлек к оказанию услуг третье лицо (постановление ФАС Московского округа от 02.07.2014 N Ф05-4793/14). Но бывает и так, что арбитры признают – в указанных обстоятельствах обязанности исполнителя оказать услуги лично не препятствуют ему нанять третьих лиц для выполнения определенного действия. Например, в постановлении Пятнадцатого ААС от 12.01.2011 № 15АП-13381/2010 привлечение исполнителем сторонней организации не квалифицировано судом как нарушение обязанности оказать услугу лично.

Но даже если суд установит, что исполнитель, привлекая третьих лиц для оказания услуг, нарушил нормы статьи 780 ГК РФ, это не значит, что заказчик может не оплачивать его услуги. В судебной практике есть примеры, когда арбитры подтверждали необходимость оплаты заказчиком услуг, которые ему фактически были оказаны. Такой вывод, в частности, содержится в постановлении Седьмого ААС от 10.09.2015 № 07АП-8129/15.

1. Поскольку договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ заключаются между исполнителем и заказчиком, то такие работы исполнитель обязан исполнять лично, то есть своими силами, затратами и трудом, а также при участии только своего персонала. Из этого правила допускаются два исключения:

— право исполнителя привлекать третьих лиц для выполнения научно-исследовательских работ только с согласия заказчика. Привлечение таких лиц может осуществляться только при условии основного участия заказчика при выполнении научно-исследовательских работ. При этом третьи лица могут выполнять отдельные этапы работ, проводить научные исследования повышенной сложности, оказывать содействие, выполнять технические и оформительские работы. Согласие заказчика может быть получено как в форме ответа на уведомление исполнителя о необходимости привлечения третьих лиц, либо как дополнительное соглашение к договору, либо как отдельное его условие;

— право исполнителя привлекать третьих лиц для выполнения опытно-конструкторских или технологических работ без согласия заказчика. Полагаем, что в отношении привлечения третьих лиц для выполнения таких работ требование согласия заказчика не предусмотрено ввиду того, что опытно-конструкторские или технологические работы, как правило, могут потребовать специальных знаний и опыта, поэтому исполнитель должен иметь возможность их привлечь для качественного исполнения работ.

Так, например, ОАО «Концерн — Гранит — Электрон» договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ с федеральным государственным предприятием «Производственно-конструкторское предприятие «ИРИС». При этом ЗАО «ИРИС» в данном случае выступило в качестве субподрядчика. При обращении в суд предприятием было отмечено, что согласие ОАО «Концерн — Гранит — Электрон» при передаче работ субподрядчику получено не было. Однако суд указал, что норма комментируемой статьи о согласии относится исключительно к договорам на выполнение научно-исследовательских работ, в свою очередь, предметом рассматриваемого договора являлись опытно-конструкторские работы (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2011 N Ф08-4681/11 по делу N А53-23427/2010).

2. Судебная практика:

— Постановление ФАС Московского округа от 11.10.2012 N Ф05-9511/12 по делу N А40-12131/2012;

— Постановление ФАС Московского округа от 29.04.1999 N КГ-А40/1138-99;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2012 N 08АП-10564/11;

— Постановление ФАС Московского округа от 11.02.2014 N Ф05-16448/13 по делу N А40-394/2013;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2011 N Ф08-4681/11 по делу N А53-23427/2010;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2012 N Ф07-1384/11 по делу N А56-71129/2010;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 30.08.2011 N Ф06-7206/11 по делу N А55-24628/2010;

— Постановление ФАС Московского округа от 24.11.2010 N КГ-А40/14077-10 по делу N А40-43455/10-150-334.

  • Статья 769. Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ
  • Статья 771. Конфиденциальность сведений, составляющих предмет договора
  • Статья 772. Права сторон на результаты работ
  • Статья 773. Обязанности исполнителя
  • Статья 774. Обязанности заказчика
  • Статья 775. Последствия невозможности достижения результатов научно-исследовательских работ
  • Статья 776. Последствия невозможности продолжения опытно-конструкторских и технологических работ
  • Статья 777. Ответственность исполнителя за нарушение договора
  • Статья 778. Правовое регулирование договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ
  • Часть первая гражданского кодекса. Часть первая гражданского кодекса
    • Раздел I. Общие положения
      • Подраздел 1. Основные положения
        • Глава 1. Гражданское законодательство
        • Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав
      • Подраздел 2. Лица
        • Глава 3. Граждане (физические лица)
        • Глава 4. Юридические лица
          • Параграф 1. Основные положения
          • Параграф 2. Коммерческие корпоративные организации
          • Параграф 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
          • Параграф 6. Некоммерческие корпоративные организации
          • Параграф 7. Некоммерческие унитарные организации
        • Глава 5. Участие российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
      • Подраздел 3. Объекты гражданских прав
        • Глава 6. Общие положения
        • Глава 7. Ценные бумаги
          • Параграф 1. Общие положения
          • Параграф 2. Документарные ценные бумаги
          • Параграф 3. Бездокументарные ценные бумаги
        • Глава 8. Нематериальные блага и их защита
      • Подраздел 4. Сделки. решения собраний. представительство
        • Глава 9. Сделки
          • Параграф 1. Понятие, виды и форма сделок
          • Параграф 2. Недействительность сделок
        • Глава 9.1. Решения собраний
        • Глава 10. Представительство. доверенность
      • Подраздел 5. Сроки. исковая давность
        • Глава 11. Исчисление сроков
        • Глава 12. Исковая давность
    • Раздел II. Право собственности и другие вещные права
      • Глава 13. Общие положения
      • Глава 14. Приобретение права собственности
      • Глава 15. Прекращение права собственности
      • Глава 16. Общая собственность
      • Глава 17. Право собственности и другие вещные
      • Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
      • Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления
      • Глава 20. Защита права собственности и других вещных прав
    • Раздел III. Общая часть обязательственного права
      • Подраздел 1. Общие положения об обязательствах
        • Глава 21. Понятие обязательства
        • Глава 22. Исполнение обязательств
        • Глава 23. Обеспечение исполнения обязательств
          • Параграф 1. Общие положения
          • Параграф 2. Неустойка
          • Параграф 3. Залог
          • Параграф 4. Удержание вещи
          • Параграф 5. Поручительство
          • Параграф 6. Независимая гарантия
          • Параграф 7. Задаток
          • Параграф 8. Обеспечительный платеж
        • Глава 24. Перемена лиц в обязательстве
          • Параграф 1. Переход прав кредитора к другому лицу
          • Параграф 2. Перевод долга
        • Глава 25. Ответственность за нарушение обязательств
        • Глава 26. Прекращение обязательств

        Статья 773 ГК РФ характеризует обязанности исполнителя, которые одинаковы как в договоре на НИР, так и в договоре на ОКР. Правила этой статьи имеют императивный характер, то есть сами стороны в договоре не могут предусмотреть иное. (ст. 422 ГК РФ). Основной обязанностью исполнителя в договорах на выполнение НИР и ОКР является проведение работ в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передача заказчику их результатов в предусмотренный договорами срок. Техническое задание, упомянутое в ст. 773 ГК РФ, обычно разрабатывается заказчиком и передается исполнителю. Если же оно было разработано исполнителем, то должно быть согласовано с заказчиком. Техническое задание является составной частью договора на НИР (ОКР) и обычно выступает приложением к договору. (см. Приложение 2) В нем указываются все работы, которые должны быть выполнены, календарный план работ, ожидаемый результат, порядок и сроки передачи его заказчику.

        Учитывая творческий характер выполняемой работы и значимость для заказчика научного потенциала исполнителя, закон акцентирует особое внимание на вопросе о возможности привлечения к исполнению договоров третьих лиц (ст. 770 ГК). В принципе, данный вопрос может быть решен сторонами любым образом. Если, однако, конкретным договором он специально не оговорен, действует следующее правило: в договоре на выполнение НИР исполнитель обязан провести научные исследования лично. Это означает. Что если исполнителем является юридическое лицо, то оно вправе выполнять работу лишь силами своих работников, но привлекать к участию других лиц оно не вправе, то же касается индивидуального предпринимателя. Напротив, в договоре на выполнение ОКР исполнитель вправе привлекать к его исполнению третьих лиц, к отношениям с которыми применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике (ст. 706 ГК), но стороны могут предусмотреть и иное (например, что исполняется только лично). Третьи лица, которые могут быть привлечены исполнителем – это соответствующие специализированные организации (как коммерческие, так и некоммерческие), а также граждане (как правило индивидуальные предприниматели, а при проведении разовой работы и граждане, не осуществляющие предпринимательскую деятельность), чаще всего работающие на основании лицензии. В случае привлечения третьих лиц исполнитель занимает правовой режим генподрядчика, а третье лицо – субподрядчика.

        Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком – ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору.

        Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.

        С согласия генерального подрядчика заказчик вправе заключить договоры на выполнение отдельных работ с другими лицами. В этом случае указанные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы непосредственно перед заказчиком.

        Такой различный подход о привлечении третьих лиц к исполнению договора объясняется, во-первых, неодинаковой степенью творчества, присущей работам, выполняемым в рамках рассматриваемых договоров, и, во-вторых, большей практической потребностью перепоручения отдельных видов (этапов) ОКР соисполнителям.

        Положение, сформулированное в п. 2 ст. 770 дало многим авторам основание утверждать, что оно распространяется только на договор на выполнение ОКР, требование же согласовать с заказчиком необходимость привлечения третьих лиц к проведению НИР исключает применение к договорам на их выполнение правил о возложении исполнения на третье лицо15.

        С этим не соглашаются некоторые другие авторы, поскольку само по себе согласие заказчика на привлечение соисполнителя вовсе не приводит к установлению каких-либо прямых отношений между ним и соисполнителем и ничего принципиально не меняет в конструкции возложения исполнения на третье лицо. Правила о возложении исполнения на третье лицо при привлечении третьих лиц к выполнению НИР тем более должны соблюдаться.

        Решая поставленную перед ним научно-техническую задачу, исполнитель должен проявить творческий потенциал, научную квалификацию и иные качества, необходимые для успешного выполнения договора. Иными словами, обязанностью исполнителя является обеспечение доброкачественности принятых им к исполнению работ. При этом, однако, исполнитель не гарантирует обязательное достижение ожидаемого результата. Договор будет считаться выполненным и тогда, когда теоретически или экспериментально доказана невозможность решения поставленной задачи, т. е. получен отрицательный результат. В этом случае исполнитель обязан незамедлительно (либо в кратчайший срок – по техническим возможностям) информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы. Информация о невозможности достижения результата должна быть основана на действительных фактах. По смыслу закона исполнитель должен приостановить работы до получения от заказчика необходимых указаний. В этой связи в договоре целесообразно определять конкретный срок, в течение которого стороны должны решить вопрос о своих дальнейших действиях.

        Выберите один ответ.

        a. да, вседа имеет

        b. нет, не имеет

        c. да, имеет, если иное не предусмотрено договором

        опытно-конструкторские и технологические работы г. «» 2022 г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Исполнитель», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

        Ответ недели: исполнитель имеет право привлекать к выполнению работ третьих лиц

        2.1. Цена Договора устанавливается в размере рублей. НДС не облагается в соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Цена этапа ОКР указывается в календарном плане.

        2.2. Оплата ОКР производится поэтапно – после выполнения Исполнителем этапа ОКР, предусмотренном календарным планом (Приложение №2 к настоящему Договору, являющемся его неотъемлемой частью) Заказчик оплачивает стоимость выполнения этапа ОКР на расчётный счёт Исполнителя в течение календарных дней после подписания Заказчиком Акта приёмки этапа ОКР.

        2.3. Если в ходе проведения опытно-конструкторских работ обнаруживается невозможность достижения результатов вследствие обстоятельств, не зависящих от исполнителя, то Заказчик оплачивает Исполнителю понесенные им прямые затраты, подтвержденные согласованными с Заказчиком финансовыми документами Исполнителя.

        3.1. Срок выполнения работ определяется календарным планом (Приложение №2 к настоящему Договору).

        3.2. Исполнитель вправе, по согласованию с Заказчиком, досрочно сдать Заказчику результаты выполненной ОКР (этапа ОКР), а Заказчик вправе осуществить их приёмку. При этом досрочная сдача результатов работ (этапа) не является основанием для возникновения обязательств Заказчика досрочно оплатить результаты принятой работы.

        3.3. Датой исполнения обязательств Исполнителя является дата подписания Заказчиком Акта приёмки ОКР.

        4.1. Сдача-приёмка выполненной ОКР (этапа ОКР) осуществляется Сторонами в соответствии с ТЗ в порядке и сроки, установленные Договором.

        4.2. При сдаче выполненной ОКР (этапа ОКР) Исполнитель представляет Заказчику документы, необходимые для государственного учёта результатов интеллектуальной деятельности, если таковые результаты получены в ходе выполнения ОКР (этапа ОКР).

        4.3. По окончании этапа ОКР Исполнитель передает Заказчику по акту результаты этапа ОКР, указанные в ТЗ.

        4.4. Первоначальный вариант ОКР передается Заказчику Исполнителем по акту предварительного приема-передачи, подписанного сторонами, за дней до окончания срока предусмотренного календарным планом. Заказчик обязан рассмотреть предварительный вариант ОКР и известить Исполнителя либо об одобрении работы, либо о необходимости внесения поправок и доработок с указанием требуемых исправлений в определенные дополнительным соглашением сроки. При получении одобрения Заказчика стороны составляют акт приема-передачи работы. В случае непринятия Заказчиком этапа ОКР, Заказчик предъявляет Исполнителю обоснованные замечания и претензии по результатам выполнения ОКР (этапа ОКР). В случае обнаружения факта отступления Исполнителем от условий Договора, Заказчиком в течение выше указанного срока составляется двусторонний акт с перечнем недостатков и сроками их устранения.

        4.5. В случае необходимости Заказчик проверяет ход и качество выполнения работ, как Исполнителя, так и его соисполнителей, без вмешательства в их оперативно-хозяйственную деятельность.

        4.6. В случае несоответствия результатов ОКР (этапа ОКР) условиям Договора, устранение недостатков производится Исполнителем за свой счёт. Результаты работ вновь предъявляются к сдаче Заказчику в порядке, установленном настоящим разделом.

        6.1. Все полученные при выполнении ОКР (этапа ОКР) результаты научно-технической деятельности (РНТД), включая созданные и (или) использованные при выполнении ОКР (этапа ОКР) объекты интеллектуальной собственности, подлежат отражению в отчетной документации.

        6.2. Права на РНТД, полученные при выполнении ОКР (этапа ОКР), принадлежат Заказчику. Указанные права переходят к Заказчику с момента передачи РНТД Исполнителем Заказчику.

        6.3. Право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец, а также исключительное право на секрет производства (ноу-хау), программу для ЭВМ и базу данных, топологию интегральной микросхемы (далее – Объекты интеллектуальной собственности), созданные при выполнении работ по Договору, принадлежат Заказчику (ст.1373 ГК РФ).

        6.4. Заказчик в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вправе передать право пользования и (или) распоряжения принадлежащими ему результатами работ Исполнителю или третьему лицу.

        6.5. Условия, содержащиеся в пунктах 6.2 – 6.4, не ограничены сроком действия Договора и сохраняют для Сторон юридическую силу до окончания срока действия всех охранных документов на объекты интеллектуальной собственности, созданные по Договору.

        7.1. За невыполнение или ненадлежащее исполнение Договора Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        7.2. В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Договором (этапа ОКР), Исполнитель уплачивает Заказчику неустойку в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России на день уплаты неустойки от цены Договора за каждый день просрочки.

        7.3. Уплата неустойки и возмещение ущерба не освобождают Стороны от выполнения принятых обязательств.

        7.4. Исполнитель несет ответственность перед Заказчиком за нарушение договоров на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ, если не докажет, что такое нарушение произошло не по вине исполнителя.


        Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...