Может ли дефектолог работать психологом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли дефектолог работать психологом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Специалисты этого профиля оказывают комплексную помощь людям с ОВЗ: глухим и слабослышащим, слепым и слабовидящим, людям с нарушениями эмоциональной сферы и интеллектуального развития, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и пр.

У этой профессии есть несколько узких направлений. Коротко рассмотрим несколько видов профессиональной деятельности дефектологов:

  • Ортопедагоги помогают людям с ДЦП, с патологиями опорно-двигательной системы, серьезными нарушениями осанки.
  • Тифлопедагог работает с людьми с патологиями зрения. В частности, он учит пользоваться остаточным зрением, безопасно передвигаться по городу.
  • Сурдопедагог специализируется на работе с людьми с нарушениями слуха. В том числе он занимается реабилитацией пациентов после кохлеарной имплантации.
  • Логопед корректирует речевые нарушения.
  • Олигофренопедагог помогает детям с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

    Но специалисты любого из этих профилей должны разбираться в смежных направлениях, ведь одни нарушения и патологии ведут к другим. В частности, у пациентов с глухотой, ДЦП, нарушениями в развитии интеллекта нередко возникают сложности в освоении речи.

    Есть много случаев, когда нужно обращаться к дефектологу. Мы перечислим основные:

    • Ребенок заикается, не выговаривает часть звуков, его речь невнятна, либо он не разговаривает совсем.
    • Есть задержки в развитии: ребенок не может освоить речь и элементарные навыки, у него слабая память, нарушена эмоционально-волевая сфера, мыслительный процесс протекает очень медленно.
    • Серьезно нарушено зрение или слух.
    • Ребенок гиперактивен, не может сосредоточиться на одном занятии дольше пары минут. У него бывают вспышки агрессии, частые перепады настроения. Его поведение трудно или вообще невозможно контролировать.
    • Ребенок не взаимодействует с окружающими, не реагирует или слабо реагирует на других людей, часто повторяет одни и те же действия.

      Рекомендация дефектологов родителям: любые тревожные «звоночки» — повод обратиться к специалисту, не дожидаясь, пока ребенок «вылечится сам». Лучше потратить немного времени и узнать, что с ребенком все в порядке, чем проигнорировать проблему и допустить развитие патологии.

      Все начинается с диагностики. Притом дефектолог не только работает с ребенком (проверяет концентрацию внимания, уровень интеллекта, речевые навыки, память и пр.), но также изучает информацию о течении беременности и родов. Обследование должно быть комплексным: например, некоторые задачи и упражнения нужны не столько для проверки интеллекта, сколько для изучения эмоциональной реакции.

      На этом этапе дефектолог изучает результаты обследований, проведенных врачами, и объясняет родителям, к каким специалистам стоит обратиться (это может быть психолог, невропатолог, узкий специалист в конкретной области дефектологии и пр.)

      После окончания диагностики нужно составить индивидуальный план занятий, подобрать комплекс упражнений. Важный пункт — рекомендации дефектолога родителям. Во многом от поведения взрослых и их способности обеспечить ребенку подходящие условия для развития зависит результат работы специалиста.

      Последний этап — проведение занятий. Дефектолог внимательно наблюдает за ребенком, отслеживает прогресс и корректирует план, чтобы добиться нужного результата. При необходимости он меняет длительность и частоту занятий.

      Также дефектологи консультируют участников коррекционно-образовательного процесса (родителей, педагогов и других специалистов) и просвещают население.

      Во время диагностики специалист может использовать:

      • Метод беседы для уточнения привычек ребенка, его представления о себе и окружающих, его эмоциях и уровне социализации.
      • Метод наблюдения. При его использовании специалист смотрит, как ребенок ведет себя со взрослыми и со сверстниками, как он играет, и делает выводы.
      • Метод эксперимента. Он состоит из тестирования, анкетирования и пр.

        В списке эффективных методик коррекционной работы дефектологов:

        • песочная терапия;
        • общение при помощи карточек (используется при работе с пациентами с расстройствами аутистического спектра);
        • АВА-терапия;
        • логические блоки Дьенеша и пр.

          Обратите внимание: для применения каждой из них нужен документ, подтверждающий право использования. Конкретные методики можно освоить на курсах повышения квалификации.

          Зависит от вашего образования и условий в конкретной организации.

          Если работодатель придерживается требований ЕКС, он примет на работу только специалиста с высшим дефектологическим образованием. Если же он опирается на требования профессионального стандарта педагога и на закон «Об образовании в РФ» (ст. 46), он выберет кандидата с высшим педагогическим образованием, либо с высшим образованием по любому профилю и профессиональной переподготовкой по дефектологии.

          Диплом установленного образца, который вы получите после обучения в АНО ДПО «ВГАППССС», служит доказательством вашей квалификации и дает право на работу педагогом-дефектологом, если у вас есть высшее образование. Многие наши выпускники после переподготовки устраиваются на работу официально, в том числе в государственные организации (есть и те, кто предпочитает вести частную практику и работать с лицами с ОВЗ в индивидуальном порядке).

          Психолог-дефектолог: кто это, какую работу выполняет

          Да. Согласно требованиям профстандарта «Специалист в области воспитания», тьютором может работать специалист с высшим или средним профессиональным образованием либо в области педагогики, либо по любому профилю при условии прохождения профпереподготовки. Длительность переподготовки, согласно 273-ФЗ — от 250 часов. Наша программа обучения тьюторов соответствует законодательству, а диплом о ее окончании дает право работать в новой профессии.

          Ваш вопрос отправлен! Спасибо!

          Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

          • Короткий рабочий день – большинство дефектологов, работающих в бюджетных учреждениях, освобождаются уже через четыре часа, что позволяет с легкостью совмещать несколько профессиональных интересов или уделять больше времени себе и семье.
          • Большой отпуск: дефектологи могут позволить себе отдыхать почти все лето, ведь их отпуск длится целых 56 дней (это опять же касается бюджетных образовательных учреждений).
          • Социальная значимость профессии: педагоги помогают детям даже с самыми тяжелыми нарушениями встать на ноги и стать если не полноценным, то все же самостоятельным членом общества.
          • Огромное пространство для самореализации: существует великое множество самых разных методик преподавания, которые можно освоить с помощью семинаров и курсов. Особо креативные могут даже разработать свой собственный метод и пользоваться им.
          • Возможность вести частную практику: многие родители готовы отдавать немаленькие деньги за индивидуальные занятия с их ребенком. Достаточно набрать клиентуру, и тогда можно забыть о финансовом неблагополучии, ведь довольные результатом родители обязательно посоветуют знакомым хорошего специалиста.
          • Зачастую приходится работать с очень сложными детьми – в дефектологе нуждаются ребята с крайне тяжелыми отклонениями. К этому нужно быть готовым, иначе увиденное может повергнуть в шок.
          • К сожалению, в детских садах услуги логопеда-дефектолога не слишком хорошо оплачиваются – средняя заработная плата варьируется от 15000 до 35000. Однако если помнить о коротком рабочем дне, это кажется довольно справедливым.
          • Конкуренция довольно большая, ведь опытные специалисты могут оставаться таковыми до весьма преклонного возраста, а молодым кадрам нужно постараться, чтобы найти свое место под солнцем.
          • Очень часто оказывается так, что занятия не влекут за собой совершенно никакого эффекта. Это может подорвать профессиональную уверенность в себе. Нужно понять, что все дети абсолютно разные, и то, что одному удается с легкостью, другой может так и не усвоить. Разумеется, задача дефектолога – сделать все возможное, чтобы ребенок смог говорить, читать и писать, но успеха можно добиваться годами.

          Несмотря на все минусы, в педагогических вузах данная специальность пользуется популярностью, что всё же говорит о ее востребованности. Работу в детском саду или коррекционной школе молодой специалист найдет в любом случае, но вот еще несколько вариантов трудоустройства:

          1. Проблемы с речью есть не только у детей. К логопеду-дефектологу могут обратиться люди с нарушениями дикции, пережившие инсульт и другие повреждения.
          2. С образованием дефектолога также можно работать сиделкой, няней для детей с ограниченными возможностями здоровья.
          3. Многие педагоги на лето устраиваются вожатыми в детские лагеря. Это отличная возможность заработать, при этом не увольняясь со своей основной работы.

          Дефектолог – не самая легкая и беспроблемная профессия, однако она может стать истинным призванием для тех, кто любит детей, хочет сделать мир немного лучше и не боится трудностей. На данный момент все больше молодых людей выбирают именно эту специальность для изучения в университете, что не может не радовать, ведь детей с нарушениями развития все еще много, и только дефектологи могут действительно им помочь.

          С помощью специально подобранных упражнений, массажа и других приёмов логопед учит говорить людей правильно артикулировать, т.е. произносить слова не картавя, не шепелявя, не заикаясь и т.д. Логопед помогает придать правильное положение языка и губ при произношении звуков. Для закрепления навыка задает подопечному читать тексты и скороговорки. Хороший логопед может работать с большинством речевых нарушений, но лучшие результаты можно получить, если специализироваться на чём-то одном. Например, на лечении заикания или на устранении проблем чтения и письма (дислексии и дисграфии). Лечение занимает минимум пять месяцев. Иногда, со сложными пациентами, процесс затягивается на год и даже больше.

          Логопед может заниматься не только с детьми. Нерешённые в детстве проблемы с дикцией человек переносит во взрослую жизнь. И он тоже может обратиться к логопеду. Иногда проблемы с речью возникают в результате инсульта или травмы головы. В этом случае требуется помощь логопеда, владеющего специальными методиками.

          Логопеды работают детских садах, поликлиниках, больницах, центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушениями слуха и речи. Вариант для профессионалов – открытие собственного частного логопедического кабинета.

          Работа логопеда требует огромного терпения и доброжелательности. Люди, имеющие дефекты произношения часто стесняются своих недостатков и в общении с ними нужно быть максимально корректным, уметь их ободрить, поддержать.

          Получить образование дефектолога возможно в педагогических вузах (код специальности 44.03.03). В процессе обучения студент изучает основы педагогики, способы оказания психологической и медицинской помощи и пр. Поэтому можно утверждать, что дефектолог обладает педагогическим образованием с медицинским уклоном.

          Профессия дефектолога подразделяется на несколько узких специальностей, таких как:

          сурдопедагог (работает с детьми, имеющими недостатки слуха);

          тифлопедагог (работает с детьми с нарушениями зрения);

          сурдотифлопедагог (работает со слепоглухонемыми детьми);

          олигофренопедагог (работает с умственно отсталыми детьми);

          логопед-дефектолог (работает с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи) и пр.

          В России работа дефектолога является востребованной и высокооплачиваемой. Это связано с тем, что многие современные дети имеют проблемы с адаптацией к окружающим условиям (переменам), не могут выстроить общение со сверстниками, имеют проблемы с речью и усвоением обучающего материала, физические отклонения и т.д. Специалист может оказывать частные услуги, работать в государственных школах-интернатах, коррекционных и реабилитационных центрах, детских садах и дошкольных образовательных учреждениях и т.д.

          Специальность дефектолога стоит рассматривать только тем людям, которые считают работу с детьми своим призванием. У них должно быть безграничное терпение, ведь с проблемными ребятами взаимодействовать намного сложнее, чем с обычными. Для соискателя профессии обязательны любовь к детям, чувство ответственности, доброжелательность, креативность. Также в работе им помогут коммуникабельность, задатки лидера, строгость, внимательность.

          Еще одно обязательное качество для дефектолога — умение разграничивать личную жизнь и профессиональную деятельность. Через такого сотрудника проходит большое количество детей с болезнями или проблемами. Если он вместо оказания профессиональной помощи начнет сопереживать каждому, неизбежны нервные срывы, депрессия, иные психоэмоциональные проблемы.

          Информационно-образовательные ресурсы:

          Дефектологом невозможно стать, просто почитав профильную литературу. На такого специалиста нужно учиться у профессионалов. Обучение подразумевает освоение методов и приемов взаимодействия с детьми, родителями больных ребят. Также в него входит изучение коррекционно-педагогических методик, количество которых исчисляется десятками, способов диагностики проблем.

          Дефектологу необходимы базовые медицинские знания, а также глубокие познания в психологии, социологии, конфликтологии. Такой сотрудник обязан уметь анализировать заключения врачей, педагогов и психологов, а также читать результаты анализов, обследований, тестов.

          Чтобы работать дефектологом, нужно получить высшее педагогическое образование по профилю. Также можно получить среднее специальное медицинское образование по направлению «Лечебное дело», после чего пройти переобучение на дефектолога. Обычно к непосредственной работе с детьми допускаются квалифицированные сотрудники, отработавшие не менее 3-х лет под руководством экспертов в этой области.

          Люди, которые считают работу с детьми своим призванием, порой даже не рассматривают ее плюсы и минусы. Их все же стоит изучить, чтобы усилить действие положительных моментов и сгладить отрицательные.

          К плюсам и минусам направления относят:

          • возможность оказывать помощь детям, повышая качество их жизни;
          • наличие перспектив карьерного роста;
          • получение в процессе обучения знаний, которые могут пригодиться и в обычной жизни;
          • возможность одновременно напрямую помогать детям и заниматься наукой;
          • востребованность экспертов, которая постепенно приводит к увеличению их доходов;
          • полный социальный пакет, который нередко включает сокращенный рабочий день, увеличенный срок отпуска;
          • возможность вести частную практику, хорошо зарабатывая, и при этом делая все легально.

          Чтобы без проблем устроиться на должность дефектолога, нужно иметь высшее образование. Его можно получить строго по этому профилю или по одной из смежных специальностей. При поступлении в ВУЗ обычно нужны высокие баллы ЕГЭ по таким предметам как русский язык, биология, обществознание. Конкурс по этому направлению растет, поэтому в некоторые учебные заведения придется дополнительно сдать вступительные тесты по биологии.

          «Моя будущая профессия – педагог-дефектолог»

          Специализация «Дефектология» преподается в большинстве педагогических ВУЗов, а также во многих учебных заведениях с гуманитарным уклоном. Обучение по профилю занимает от 4 до 6 лет в зависимости от его формы, а также специфики направления. Учиться можно очно, очно-заочно, заочно и дистанционно. Ведущими ВУЗами этой области считаются: Московский институт психоанализа, Московский государственный областной университет, МПГУ, РГСУ, Институт специальной педагогики и психологии, МГГУ имени М.А. Шолохова, МСГУ.

          Согласно классификации, дефектолог — это специалист, который занимается научной работой, либо является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют некоторые направления дефектологии, определяющие сферы деятельности педагога:

          1. Логопед — изучает проблемы речевого развития, занимается их исправлением.
          2. Сурдопедагог и тифлопедагог — работают с людьми, имеющими проблемы со слуховым и зрительным аппаратом.
          3. Амблиолог — работает с пациентами, обладающими нарушениями зрения, а также со слепыми детьми.
          4. Олигофренопедагог и ортопедагог — занимаются с ребятами, которые имеют проблемы умственного развития, а также опорно-двигательного аппарата, соответственно.

          Учитель-дефектолог, который работает с любым из направлений, указанных выше, связан не только с коррекцией поведения, но и адаптацией пациентов в обществе, их обучением, воспитанием, реабилитацией. Такой специалист обязан любить и понимать своих воспитанников, иначе он не сможет трудиться в данной области.

          Работая в школе уже 2-й год я столкнулась с некоторой проблемой, которая и подтолкнула меня к публикации данного материала. Проблема заключается в выражении- «Никто не знает кто такой дефектолог, но все знают с кем он должен заниматься». К моему великому сожалению я говорю не только о родителях. Когда речь заходит о учителе-дефектологе, многие родители впадают в панику. Многие из них начинают возмущаться-«Какой еще дефектолог!!! У моего ребенка нет никаких дефектов!!! Он у нас нормальный!!!» многие родители думают, что уж если попал ребенок к дефектологу, так значит теперь у него проблемы на всю жизнь. Не раз приходилось слышать и такую фразу, что дефектолог это учитель, который учит, извиняюсь, дураков. А уж педагоги всех детей бы отправили к нему!!
          Так кто же такой, этот дефектолог? Что за страшилка такая для родителей?

          Дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

          Учитель-дефектолог должен развивать навыки, которые позволят ребенку найти в будущем свое место в обществе, адаптироваться в социуме.

          Дефектологи постоянно контактируют с ребятами, их родителями, ведут научную деятельность, консультируются с коллегами, связанными с медициной, социологией, педагогикой. Они помогают своим маленьким и взрослым воспитанникам найти в мире свое место.

          Отметим некоторые отличительные черты данной специальности. Начнем с ее положительных характеристик:

          1. Дефектолог — это человек, который оказывает реальную помощь детям и подросткам.
          2. В профессии существует отличная перспектива карьерного роста, совмещения практики с научной деятельностью.
          3. Такие специалисты востребованы на рынке труда, они получают полный социальный пакет, государственные гарантии.

          Минусы же таковы:

          • Консультация дефектолога предполагает постоянное общение с разными людьми, по-разному реагирующими на методы его деятельности.
          • В процессе общения с детьми появляются сложности, к тому же, постоянно имеются серьезные психоэмоциональные нагрузки.
          • Дефектолог — это специалист, труд которого не слишком высоко оплачивается.
          • Также среди минусов можно отметить существенное количество должностных обязанностей, постоянную зависимость от родителей, врачей, педагогов, курирующих ребенка.

          Для того чтобы рекомендации дефектолога были услышаны и выполнены, он должен обладать определенными качествами:

          • терпением;
          • любовью к подрастающему поколению;
          • ответственностью;
          • строгостью;
          • уравновешенностью;
          • терпением;
          • объективностью;
          • лидерскими качествами;
          • внимательностью;
          • креативностью.

          Каждый день коррекционные педагоги сталкиваются с грустью и радостью, конфликтными ситуациями, поэтому они должны всегда сохранять выдержку, внутреннее спокойствие, гармонию.

          Настоящий профессионал обязан быть миролюбивым, доброжелательным, увлеченным своей профессией человеком, готовым всегда прийти на помощь больным детям.

          В настоящее время работать дефектологом, не имея высшего образования, невозможно. Именно поэтому абитуриент, который принял решение связать свою будущую жизнь с дефектологией, должен подавать документы в такое учебное заведение, где есть специальность 44.03.03.

          Для того чтобы попасть на факультет дефектологии, необходимо сдать экзамены в форме ЕГЭ по русскому языку, биологии, математике.

          Также можно переквалифицироваться в дефектолога тем людям, которые обладают профильным образованием в сфере психологии или педагогики. В таком случае продолжительность обучения составит всего несколько месяцев. Переподготовку можно пройти дистанционно, получив сертификат установленного государственного образца.

          Длительность курсов составляет от 500 до 1000 часов, предполагается стажировка, плановые зачеты. На протяжении всего курса переподготовки студенты имеют доступ к специальным обучающим материалам.

          Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.

          Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

          Наука дефектология включает несколько основных направлений:

        • сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата:
        • олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии;
        • тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;
        • логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.
        • Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:

        • Вызвать желание учиться посредством мотивации.
        • Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.
        • Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

        • Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
        • Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
        • Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.
        • Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.
        • Проводит консультации и беседы с родителями детей, которые находятся у него на реабилитации.
        • Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.

        • Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
        • Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
        • Развивает коммуникативные способности детей.
        • Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.
        • Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
        • Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.
        • Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:

          • Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
          • Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
          • Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
          • Дефектолог – широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.
            • Основы коррекционной педагогики и специальной психологии
            • Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
            • Логопсихология
            • Логопедические технологии
            • Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

            В образовательном процессе применяются логопедические технологии, песочные техники, артпедагогические техники, игровые технологии, аудиовизуальные мультимедийные технологии, выездные занятия в специальных (коррекционных) образовательных организациях, подшефном Сергиево-Посадском доме-интернате слепоглухих для детей и молодых инвалидов.

            1. поступившие на первый курс по квоте на программы бакалавриата и специалитета;
            2. поступившие на первый курс на бюджетные места на программы бакалавриата и специалитета;
            3. поступившие на первый курс в колледж;
            4. поступившие на первый курс на платные места на программы бакалавриата и специалитета;
            5. поступившие на первый курс на программы магистратуры;
            6. студенты других курсов университета (с ноября, при наличии свободных мест).

            Для оформления свидетельства о регистрации по месту пребывания необходимо предоставить в кабинет 300 следующие документы:

            • ксерокопия следующих страниц паспорта гражданина Российской Федерации: 2 и 3 (второй разворот паспорта гражданина РФ с фотографией), 4 и 5 (отметки о регистрации гражданина по месту жительства);
            • выписка из приказа о зачислении (оформляется в деканате института);
            • справка с места обучения (оформляется в деканате института);
            • фотография 3×4 см.

            Получить образование дефектолога возможно в педагогических вузах (код специальности 44.03.03). В процессе обучения студент изучает основы педагогики, способы оказания психологической и медицинской помощи и пр. Поэтому можно утверждать, что дефектолог обладает педагогическим образованием с медицинским уклоном.

            Профессия дефектолога подразделяется на несколько узких специальностей, таких как:

            • сурдопедагог (работает с детьми, имеющими недостатки слуха);

            • тифлопедагог (работает с детьми с нарушениями зрения);

            • сурдотифлопедагог (работает со слепоглухонемыми детьми);

            • олигофренопедагог (работает с умственно отсталыми детьми);

            • логопед-дефектолог (работает с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи) и пр.

            В России работа дефектолога является востребованной и высокооплачиваемой. Это связано с тем, что многие современные дети имеют проблемы с адаптацией к окружающим условиям (переменам), не могут выстроить общение со сверстниками, имеют проблемы с речью и усвоением обучающего материала, физические отклонения и т.д. Специалист может оказывать частные услуги, работать в государственных школах-интернатах, коррекционных и реабилитационных центрах, детских садах и дошкольных образовательных учреждениях и т.д.

            Профессия «дефектолог» имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

            • важность, востребованность профессии (дефектолог стоит в одном ряду с врачами и учителями);
            • достойная заработная плата;

            • возможность профессионального развития (разработка собственных методик, издание книг, публикации в научных журналах и пр.).

            К минусам профессии относятся:

            • высокие психологические и физические нагрузки;
            • повышенные требования к знаниям специалиста.

            Часто среди родителей бытует предубеждение, что детский психолог – тот же психиатр, но на самом деле, это далеко не так. Такой специалист – не врач, но он незаменим, когда малыш попадает в стрессовую ситуацию или переживает возрастной кризис. Он оказывает ребенку психологическую помощь посредством игровой методики, дает ему возможность выразить эмоции, переживания знакомым путем.

            Маленький человечек не всегда находит в себе силы признаться родителям в своих чувствах – он боится их огорчить, вызвать недовольство или, хуже того, гнев, особенно, если ситуация связана с разводом или смертью одного из родителей или близких родственников, насилием.

            Подобрать ключик к детской душе сможет только специалист.

            Почему нельзя пренебрегать помощью детского психолога? Невысказанные переживания со временем могут вылиться в серьезные неврозы, которые окажут негативное влияние на всю дальнейшую жизнь маленького человека.

            Когда нужно прийти на консультацию к детскому психологу?

            • Всегда покладистый, неконфликтный ребенок вдруг устраивает «праздник непослушания», закатывает истерики и скандалы на ровном месте.
            • Боится оставаться один в темной комнате.
            • Боится людей, не умеет постоять за себя, сильно стесняется.
            • Для его поведения характерны необъяснимые вспышки агрессии, он вымещает злость на игрушках, животных, может ударить родителей.
            • Если он попал в экстремальную ситуацию: насилие, смерть родственника или питомца, развод, переезд, смена коллектива, травля со стороны сверстников, тяжелая болезнь. Внешне он может не проявлять беспокойство, но в душе у него бушует ураган.
            • Плохие оценки, нежелание идти в школу, вызывающее поведение, часто связаны не с ленью и невоспитанностью, а с более серьезными причинами, которые обнаружит психолог и подскажет, как их устранить. Запишите ребенка сразу же, как заметили тревожные признаки, и он будет благодарен Вам за поддержку.
            • Гиперактивный. Если у ребенка есть диагноз СДВГ, то психолог поможет ему определить свои главные стремления и направить лишнюю энергию в правильное русло. Также регулярно посещать специалиста стоит, если у ребенка выявлены аутизм, ММД, ЗПР.

            Кстати, помощь детского психолога необходима не только малышу, но и молодым родителям. Специалист подскажет, как правильно общаться с ребенком, понять истинные причины его «странных» поступков, выстроить доверительные отношения.

            Для начала определимся с дефинициями. Как известно, логопедия входит в общий блок педагогических дисциплин вместе с олигофренопедагогикой, тифло- и сурдопедагогикой. Все они объединены в общее понятие «коррекционная педагогика». Раньше, как уже отмечалось, эта область педагогической науки называлась «дефектология», что и закрепилось в названии подобного специалиста — «дефектолог». Таким образом, если разграничивать логопедию и психологию, то надо говорить в целом о дефектологии (это определение мне ближе, да и исторические корни надо уважать) и психологии.
            Но здесь есть одна немаловажная поправка. В этот же блок входит и специальная психология, которая еще относится к разделу специальных педагогических дисциплин. Правда, в последнее время даже ведущие специалисты Института коррекционной педагогики (раньше — дефектологии) справедливо поставили вопрос о выделении специальной психологии в отдельную дисциплину — скорее психологическую, чем дефектологическую (педагогическую). И это правильно.
            Таким образом, как бы в промежуток между той психологией, которой занимаются школьные психологи, и дефектологией вклинилась еще и специальная психология. Получается, что существует отдельная отрасль психологии (со своими объектом и предметом, методологией и методами с методиками), которая пока еще «сидит на двух стульях»: на педагогическом (немножко) и психологическом (все увереннее, даже в чисто юридическом плане).
            Хотя суть дела это не меняет. И дефектологи, и «чистые» педагоги относят специальных психологов к «чистым» психологам. Для нас это разграничение очень важно. На мой взгляд, отличие психологии от специальной психологии достаточно условно и проходит по линии: общетеоретические вопросы психологии развития, сопровождение образования (экспертиза образовательных программ, образовательной среды, учебников и т.п.), нормативы развития ребенка, с одной стороны, и практическая работа с детьми, родителями и педагогами — с другой.
            Как только речь заходит о конкретной, непосредственной работе с детьми и другими субъектами образовательного пространства, я считаю более правильным говорить именно о специальной, а не о практической психологии, поскольку на практике психологу приходится иметь дело исключительно с проблемами — детей, их родителей, а следовательно и педагогов, обучающих этих детей и «вправляющих мозги» их родителям.
            И проблемы в обучении (то есть «включение» ребенка в образование и стандартная динамика усвоения знаний и развития) — тоже область специальной психологии как науки об оказании специализированной помощи всем, кто в ней нуждается. Как только возникают проблемы с присутствием ребенка в образовательной среде — милости просим к специальному психологу.
            Вот мы и разобрались, по крайней мере, со специальной психологией.

            Профессия дефектолог: зачем нужна и как выучиться?

            Востребованные дефектологи ежедневно контактируют с детьми и их родителями, посещают конференции, занимаются научной работой, консультируется со своими коллегами, работающими в сфере медицины, педагогики, социологии. Они ведут своих маленьких и взрослых воспитанников, помогая им найти свое место в мире.

            Основные обязанности:

            • осмотр пациентов, оценка их состояния и уровня развития;
            • работа с медкартами пациентов;
            • выбор методических материалов, составление индивидуальных программ с учетом особенностей пациентов;
            • проведение работы, направленной на коррекцию недостатков в развитии и поведении воспитанников;
            • проведение регулярных обследований, корректировка индивидуальной программы по результатам обследования;
            • работа с педагогами, родителями детей;
            • изучение увлечений, особенностей и склонностей воспитанников;
            • помощь в выборе профессии, социальной адаптации;
            • научная работа, ведение документации.

            Опытные дефектологи постоянно используют в работе современные методики, являясь очень активными и увлеченными людьми. Работа дефектолога очень важна, ведь он помогает детям адаптироваться, выбрать профессию, общаться с людьми, получить все необходимые знания.

            Плюсы

            1. Оказание помощи детям и подросткам.
            2. Профессия важная и нужная.
            3. Перспективы карьерного роста.
            4. Возможность совмещать практику с научной деятельностью.
            5. Многогранность дефектологии.
            6. Дефектологи — специалисты, востребованные на рынке труда.
            7. Социальный пакет, работа с приятными коллегами.

            Минусы

            1. Необходимость ежедневно общаться с разными людьми, которые не всегда довольны методами дефектолога.
            2. Сложности, возникающие во время общения с детьми.
            3. Психоэмоциональные нагрузки.
            4. Успешность проводимой работы зависит не только от дефектолога, но и от родителей, учителей, врачей, которые занимаются лечением ребенка.
            5. Маленькая заработная плата.
            6. Огромное количество должностных обязанностей.

            Дефектологи работают с ребятами, страдающими от приобретенных и врожденных заболеваний, поэтому они должны отличаться терпением, любовью к детям, ответственностью. Ежедневно коррекционные педагоги сталкиваются с радостью и грустью, бывают и конфликтные ситуации, поэтому важно внутреннее спокойствие, гармония и выдержка.

            Дефектологи являются востребованными специалистами, которые могут трудоустроиться в следующие государственные и частные образовательные заведения:

            • школы-интернаты;
            • детские центры;
            • детские сады;
            • санатории;
            • специализированные школьные учреждения;
            • медицинские центры.

            Очень часто опытные дефектологи занимаются частной практикой, работая с одним или несколькими учениками. Коррекционные педагоги востребованы в учреждениях, специализирующихся на обучении, лечении, социализации детей и подростков.


            Похожие записи:

          Напишите свой комментарий ...