Предоставление жилья детям-сиротам в Нижегородской области

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление жилья детям-сиротам в Нижегородской области». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

____________________________
по тексту Положения слова «средней рыночной 1 квадратного метра общей площади жилья в Нижегородской области,
устанавливаемой ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации»
заменены словами «предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при приобретении (строительстве) жилых помещений для федеральных государственных нужд, установленной
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 460 «О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений
при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд»
постановлением Правительства области от 29.07.2011 № 575

____________________________

_______________________________________________________________________
В наименовании и по тексту Положения слова «не имеющих закрепленного жилого помещения,»
исключены
постановлением Правительства области от 25.12.2012 № 938

_______________________________________________________________________

Положение
о порядке обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями

(Наименование изложено в новой редакции постановлением Правительства области от 03.07.2013 № 441)

(в ред. постановлений Правительства области от 29.07.2011 № 575; от 25.12.2012 № 938; от 03.07.2013 № 441;
от 23.12.2013 № 984; от 22.12.2014 № 916; от 02.09.2015 № 555; от 28.12.2015 № 876;
от 01.03.2016 № 94; от 05.07.2016 № 431; от 30.11.2016 № 816; от 02.08.2017 № 567; от 05.10.2017 № 717; от 13.02.2018 № 95;
от 04.07.2018 № 485; от 05.09.2018 № 628; от 14.11.2018 № 755; от 24.01.2019 № 29; от 05.07.2019 № 425; от 16.12.2019 № 950)

1. Общие положения

Предоставление жилых помещений детям-сиротам в нижегородской области

  • Пособия и выплаты
    • Семье и детям
    • Старшему поколению
    • Инвалидам
    • Индивидуальным предпринимателям и самозанятым
    • Другим категориям
    • Величина прожиточного минимума
  • Социальное обслуживание
    • Обслуживание семей и детей
    • Услуги старшему поколению
    • Реабилитация инвалидов
    • Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра
    • Реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области
  • Жильё
  • Опека совершеннолетних
  • Программа «Доступная среда»
  • Национальный проект «Демография»
  • Добровольчество

Обязанность обеспечить квартирой, комнатой ребёнка, признанного сиротой, поручена местной администрации. Жилплощадь должна отвечать следующим критериям:

  • находиться в регионе официальной регистрации сироты;
  • не иметь других собственников;
  • быть изолированной;
  • иметь все удобства, которые нужны для комфортного проживания (водопровод, отопление, канализацию, сантехнику).

Если у ребёнка нет постоянной регистрации, жилье предоставляется по месту расположения детского дома, где воспитывался несовершеннолетний.

Частые ошибки муниципалитетов в работе по предоставлению жилья детям-сиротам

Проживание ребенка-сироты в жилом помещении признают невозможным в следующих ситуациях.

1. Сирота живет в этом помещении вместе с лицом или лицами, лишенным (-и) родительских прав в отношении этого ребенка.

2. В данном помещении живет человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно.

3. Помещение признано непригодным для проживания.

4. Площадь помещения в расчете на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы.

Иные обстоятельства могут быть установлены региональным законом.

  • Преференции в области образования
  • Обеспечение жильем
  • Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг
  • Трудовые льготы
  • Пенсионные выплаты
  • Господдержка в области медицины
  • Выплаты для детей-сирот
  • Выплаты для опекунов и усыновителей
  • Другие льготы
При устройстве на работу 79 416 Р
При выпуске из сузов и вузов 79 416 Р
После выпуска из спецучреждений для сирот 24 000 Р
Когда завершается патронатное воспитание или попечительство или ребенок уходит из приемной семьи после 18 лет 24 000 Р
При зачислении в суз или вуз 20 639 Р
Обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. При этом они должны состоять в браке с такими же лицами 3000 Р в месяц
Выпускникам образовательных учреждений 89 335 Р
Если ребенок поступил в вуз или суз и живет самостоятельно 25 266,97 Р — мальчикам,
27 111,52 Р — девочкам
Если ребенок поступил в вуз или суз и живет в общежитии 19 794,02 Р — мальчикам,
21 638,58 Р — девочкам
За поступление в вуз или суз 8932 Р
  • Перечень маршрутов для отмены в 2022 году опубликовали в Нижнем НовгородеГлавное сегодня
  • Автостанцию на Сенной сохранят при строительстве метро в Нижнем НовгородеСегодня, 12:15
  • Итоговый вариант новой маршрутной сети Нижнего Новгорода представят в маеСегодня, 11:45
  • Рухнувшая при очистке крыши наледь травмировала жительницу ДзержинскаСегодня, 11:06
  • Балахнинские власти выступили против Северного обхода в Большом КозиноСегодня, 10:51

Нижегородские дети-сироты отстаивают право на жилье в судах

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот:

  • Законом теперь устанавливается единый порядок учета детей-сирот, имеющих право на жилье, а также создается соответствующий региональный список.
  • Согласно поправкам с Нового года подавать заявления о включении в список на получение жилья имеют право не только сами дети-сироты, но и их законные представители.
  • Органы опеки и попечительства должны контролировать своевременную подачу законными представителями детей-сирот заявления о включении их в такой реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры, равно как и сами включать сирот в список.
  • Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список. В новом законе также указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка.
  • Помимо предоставления жилья, к их числу отнесли прекращение у сироты российского гражданства.
  • Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (раньше он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).

Это еще больше защитит права сирот, так как многие сироты из-за отсутствия жизненного опыта и излишней доверчивости становятся жертвами черных риелторов, мошенников и нечистоплотных родственников.

Дети-сироты смогут получать по жилищному сертификату около 1,5 млн рублей. Об этом говорится в проекте федерального закона, опубликованного министерством просвещения для общественного обсуждения.

Напомним, сейчас дети-сироты, которым исполнилось 18 лет, должны получить квартиру от государства. По закону, региональные власти обязаны выделить ее из специального жилищного фонда. Но далеко не всегда это происходит вовремя. Порой заветной квартиры приходится ждать годами.

  • По состоянию на 10 января 2020 года общая численность детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, составляет 279 260 человека, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
  • Из них 191 004 человек, у которых право на обеспечение жильем наступило, но не реализовано (от 18 лет и старше).

И это при том, что на обеспечение сирот квартирами регионам каждый год предоставляется федеральная субсидия. Только на 2020 год на эти цели предусмотрено более 7,7 млрд рублей. В 2021 и 2022 — будут такие же суммы.

— Учитывая численность детей-сирот, нуждающихся в жилье, законопроектом предлагается расширить формы и механизмы их обеспечения, — поясняют авторы законопроекта. — Предлагается выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на однократное получение выплаты для приобретения в собственность жилого помещения.

  • Выплата государственных жилищных сертификатов будет составлять примерно 1 487,3 тыс. рублей.
  • Из расчета: 33 кв м. на одного человека.
  • Примерная средняя стоимость квадратного метра — 45 068 рублей. (Это средняя цифра по России за 2019 год по данным Минстроя).

Также законопроект вводит обязанность детей-сирот информировать власти о своем фактическом месте нахождении. Делать это надо будет раз в полгода. Если сроки будут нарушены, дети-сироты могут быть исключены из списка на квартиру, но сохранят право на повторное обращение. Почему потребовалась такая норма? Зачастую местные власти просто не знают, где искать сироту, имеющего право на квартиру. Квартира для него вроде и куплена, но простаивает. И такие случаи происходят на территории 66 регионов РФ.

Что еще устанавливает законопроект?

Перечень условий, при которых невозможно проживание детей-сирот в одной квартире с родителями (которых лишили родительских прав). К таким условиям предлагается отнести случаи, когда эти лица:

  • больны хроническим алкоголизмом или наркоманией
  • имеют неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления
  • имеют или имели судимость, подвергались уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Исключение — лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям.

Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.

Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья. Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.

Право на получение жилья сохраняется за указанными лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Не будем утомлять скучным цитированием нормативных документов, далее их перечислим.

Важно знать, что с 01.01.2019 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали своё право по состоянию на 1 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учёт (до 01 января 2013 г.), а с 01 января 2013 г. не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

Права, гарантированные государством надо реализовывать!

Статья 40 Конституции РФ, право на жилье:
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Факт достижения 23 летнего возраста не может быть основанием лишения права, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

Даная позиция находит подтверждение в судебной практике, например, в определении Свердловского областного суда от 25.01.2011 г. № 33-803/2011, в кассационном определении Пермского краевого суда от 30.05.2011 г. № 33-5189/, апелляционным определением Саратовского областного суда от 04.06.2019 г. № 33-4187.

После проведенных по всей стране проверок соблюдения прав детей-сирот на получение жилья генеральный прокурор Игорь Краснов выступил с законодательной инициативой.​ ​

Проверки, как заявил сам Краснов, показали, что десяткам тысяч ребят, оставшихся без родителей, приходится слишком долго ждать положенного им по закону жилья. Это, по мнению генпрокурора, недопустимо. Как рассказали корреспонденту «РГ» в надзорном ведомстве, генпрокурор, в частности, высказал предложение о принятии альтернативных мер поддержки для решения жилищной проблемы сирот, состоящих на учете более 5 лет.

  • Предлагается внести изменения в закон и выдавать им жилищный сертификат, который позволит самостоятельно подбирать и приобретать жилье в собственность.
  • Кроме того, Игорь Краснов предложил наделить один из федеральных органов исполнительной власти полномочиями контроля за обеспечением детей-сирот жильем.
  • Также, по мнению главы надзорного ведомства, региональные власти должны принять дополнительные меры социальной поддержки сирот до того момента, пока они не получат свое жилье.

Квартиры сиротам в России обязаны выдавать после того, как им исполняется 18 лет. Именно об этом говорит закон, действующий уже четверть века, — с 1996 года. Однако региональные власти до сих пор, мягко говоря, не всегда спешат исполнять тот самый «детдомовский» закон, 159-ФЗ, или просто​ забывают о нем. Большинство ребят, выйдя из детдома, вынуждены через суд напоминать о своем праве на жилье, но даже после решения суда они могут годами ждать квартиру. При этом деньги на жилье сиротам выделяются не из личных карманов чиновников, а совместно из федерального и регионального бюджетов.

Однако очередь из и так уже обделенных родительским теплом бездомных молодых людей с каждым годом только растет. По данным Генпрокуратуры, в настоящий момент 182 тысячи сирот, имеющих право на собственное жилье, его так и не получили. При этом у многих из них уже есть свои семьи и дети. А вот квартиры, которая положена по закону, нет. Они ждут ее годами в очереди, которая не особо двигается.

Как рассказали корреспонденту «РГ» в Генеральной прокуратуре, зачастую в регионах не налажен полный учет нуждающихся в жилье детей-сирот. То есть когда региональные власти планируют бюджет на год, они должны заложить в него сумму, исходя из количества тех, кому будет положено выдать жилье, а также цены за квадратный метр в регионе. В то же время нередки случаи, когда чиновники «корректируют» списки очередников, исключая или вообще не внося в них сирот. Например, в Новосибирской области после вмешательства прокуроров 25 несовершеннолетних были включены в такой список.

На сегодняшний день 182 тысячи сирот, имеющих право на собственное жилье, его так и не получили

На последней перед летними каникулами сессии Законодательного Собрания депутаты приняли во втором (окончательном) чтении проект областного Закона «О социальной выплате на приобретение жилого помещения», разработанный прокуратурой области совместно с Правительством Новосибирской области.

Вопрос об обеспечении жильем детей-сирот и лиц из их числа в области стоит остро, поскольку число детей-сирот, не реализовавших возникшее право на предоставление жилого помещения, не только не сокращается, но и ежегодно растет.

Если на 1 января 2017 года таковых было 3 586 человек, то уже на 1 января 2021 года — 5151, а на 1 июня т.г. – 5340 человек.

Сложившуюся ситуацию существенно усугубляет наличие неисполненных судебных решений (391) о предоставлении жилых помещений детям-сиротам.

Рассматриваемый законопроект является еще одним равноценным инструментом решения этой проблемы.

Социальная выплата на приобретение жилья будет предоставляться однократно исключительно в заявительном порядке и только по желанию лиц, достигших 23-летнего возраста, включенных в список детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями, и не получивших жилье, при соблюдении ряда условий:

— осуществление ими трудовой деятельности в течение 6 месяцев (за исключением граждан, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом);

— отсутствие неснятой или непогашенной судимости, гражданин не является подозреваемыми (обвиняемыми) по уголовному делу;

— гражданин не состоит на учете в нарко- или психоневрологических диспансерах, не ограничен и не лишен дееспособности.

Лица, имеющие вступившее в законную силу решение суда, обязывающее органы местного самоуправления предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, должны урегулировать судебный спор путем заключения и утверждения судом мирового соглашения о предоставлении сертификата взамен обеспечения указанным жилым помещением.

Право на социальную выплату удостоверяется сертификатом, который должен быть использован гражданином в течение того года, когда он предоставлен.

Размер выплаты рассчитывается исходя из установленного размера площади жилого помещения (33 кв. метра) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра, устанавливаемого Минстроем России на третий квартал года, предшествующего предоставлению выплаты.

После регистрации права собственности на приобретенное за счет средств сертификата жилое помещение гражданин исключается из списка на обеспечение жильем.

Закон вступит в силу через 10 дней после дня его официального опубликования. В целях реализации положений Закона Правительством области разработан порядок предоставления социальной выплаты, который в настоящее время проходит процедуру согласования. Порядок детально определит процедуру, сроки подачи документов и принятия решений о предоставлении социальной выплаты.

Действующий механизм предоставления жилья также сохраняется.

  • Новостная лента
  • Анонсы
  • Комментарии
  • Интервью
  • Ваше мнение
  • СМИ о нас
  • Конкурсы
  • Мониторинг СМИ
  • Сведения о СМИ, учрежденных Законодательным Собранием
  • Структура
  • Законы и постановления
  • Депутаты
  • Деятельность
  • Пресс-служба

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%. Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Правда или ложь: дети-сироты получат сертификаты на покупку жилья?

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования. «При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено. Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Видео 22229

35960

26599

Предоставление жилья детям-сиротам в 2022 году

120761

11536

10519

Фото 6786

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Около 5000 сирот имеют право получить жилье в Нижегородской области

Февраль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ. Однако общие нормы установлены на федеральном уровне. В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.

Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.

Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья. Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.

Право на получение жилья сохраняется за указанными лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Не будем утомлять скучным цитированием нормативных документов, далее их перечислим.

Важно знать, что с 01.01.2019 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали своё право по состоянию на 1 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учёт (до 01 января 2013 г.), а с 01 января 2013 г. не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

Права, гарантированные государством надо реализовывать!

Для включения в список лицам, имеющим на это право или их законным представителям необходимо:

  1. Подготовить перечень документов.
  2. Подать заявление в орган опеки и попечительства по форме, утвержденной Постановлением № 397.
  3. Получить постановление органа опеки и попечительства о включении ребенка в список.

Когда у ребенка, включенного в список, возникнет право на получение квартиры, ему необходимо:

  • обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилого помещения;
  • подтвердить отсутствие в собственности жилья;
  • получить распоряжение органа опеки о предоставлении квартиры;
  • заключить договор специализированного найма.

Справка! Если после выпуска ребенка из государственного учреждения или из-под опеки он поступил на обучение в образовательную организацию, был призван на военную службу в армию или попал в места лишения свободы, то вопрос предоставления жилья будет рассмотрен после окончания обучения, службы или освобождения из исправительного учреждения.


Как правило органом, уполномоченным на включение ребенка в список и на предоставление жилого помещения, является орган опеки и попечительства. Однако каждый регион решает этот вопрос по своему усмотрению. В некоторых субъектах РФ полномочия по формированию и ведению списка возложены на органы опеки, а по обеспечению жилыми помещениями – на органы исполнительной власти в сфере строительства.

Внимание! Место подачи заявления о включении в список и об обеспечении жилым помещением (по месту фактического проживания, постоянной регистрации, по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей) также устанавливается нормативными актами региона.

Получить достоверную информацию о месте подачи документов в регионе можно в органе местного самоуправления по месту проживания ребенка.


Квартиры для нижегородских сирот покупаются с большими сложностями

Жилплощадь детям-сиротам предоставляется по тем же нормам, что и в любых других ситуациях относительно договоров найма социального жилья. Стоит отметить, что в каждом регионе установлена своя учетная норма, которая определяется законом субъекта РФ, в Москве и Московской области это Закон «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Закон устанавливает обязательные условия для получения социального жилья:

  1. отсутствие у соискателя социального жилья, полученного по договору найма, а также у его родственников и членов семьи;
  2. соискатель не должен являться собственником социального жилья, полученного по договору найма;
  3. условия проживания в помещениях, где дети-сироты проживают в настоящее время, должны быть признаны неприемлемыми.

Среди прочих условий, необходимых для реализации ребенком своего права на предоставление социального жилья, присутствует такое понятие, как «невозможность проживания на нынешнем месте». При этом, невозможным проживание признается тогда, когда оно противоречит интересам ребенка, а именно:

  • на одной жилплощади с ребенком проживают лица, страдающие заболеваниями в тяжелой хронической форме;
  • на одной жилплощади с ребенком проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этого ребенка;
  • жилое помещение признано непригодным для проживания;
  • жилое помещение не соответствует санитарным нормам;
  • ребенок обеспечен помещением, площадь которого меньше необходимой учтенной нормы, установленной законодательством.

Жилье детям-сиротам предоставляется в момент достижения совершеннолетия либо полной дееспособности, а также в возрасте до 23 лет, в том числе, в момент окончания ими образовательных учреждений, либо срока пребывания в медицинских или исправительных учреждений, окончания военной службы и другое. С 2013 г. порядок предоставления жилых помещений детей-сирот имеет определенные правила – выдача жилых помещений осуществляется по договору найма, срок действия которого составляет не менее пяти лет. Жилье детям-сиротам предоставляется государством только в порядке очереди, внеочередная выдача отсутствует.

Важно! По истечении пятилетнего срока действия договора найма жилое помещение на условиях социального найма полностью переходит в бессрочное пользование его владельца.

Новый порядок получения социального жилья детьми сиротами полностью исключает возможность махинаций, поскольку такую квартиру нельзя приватизировать, продать, подарить или передать в пользование другому владельцу иным способом. Кроме того, стоит отметить, что квартиры, выдаваемые детям-сиротам, не должны носить статус коммунальных, то есть этой категории граждан положена выдача полноценных благоустроенных жилых помещений.

Жилье ребенку сироте могут предоставить, как в виде квартиры, так и в виде компенсации, в виде средств для безналичного расчета, на которые и будет приобретено жилое помещение.

Законодательство Российской Федерации предусматривает обязательную процедуру составления списков детей-сирот, которые остались без родителей, подлежащих обязательному обеспечению жильем. Данные списки формируются работниками уполномоченного органа исполнительной власти субъектов РФ. Именно по указанным спискам в последующем будет устанавливаться очередь предоставления жилых помещений в зависимости от даты рождения либо, при их совпадении – по дате принятия решения о включении в список ребенка-сироты. Единственным основанием для исключения ребенка-сироты из списка на получение жилплощади может являться осуществление этого действия государством.

Законодательство предоставляет право детям – сиротам получить соц жилье. Оно реализуется местными властями регионов, которые разрабатывают на основании федерального законодательства соответствующую процедуру передачи людям жилых помещений по специализированному найму.

Обеспечение жильем сирот осуществляется вне существующей очереди за счет специализированного фонда из квартир и домов, создаваемого на местах.

Как и раньше, на жилые помещения детям – сиротам имеют право:

  1. Дети, которым исполнилось 18 лет, либо ставшие дееспособными раньше срока (например, после вступления в брак).
  2. Юноши, которые вернулись из армии или закончили профессионально-техническое образование.
  3. Осужденные, которые закончили отбывать наказание в колонии для несовершеннолетних за совершённое преступление.

Как получить жилье детям-сиротам

Как детдомовцам дают квартиры? После того, как решение принято, ребенок вместе со своими представителями должен изучить все варианты. Когда подходящая площадь устраивает, заключается договор найма специализированного жилого помещения.

Его условиями предусматривается, что оно должно использоваться исключительно в целях личного проживания. Срок действия данного договора составляет 5 лет. После этого, в исключительных случаях, действие договора может быть продлено еще на один срок.

Когда период действия договора, с учетом пролонгации истек, можно оформить социальный найм. В этом случае соглашение подлежит соответствующему переоформлению.

Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенной квартиры по окончании пребывания в детских домах или в приемных семьях.

Такое право возникает, если они не имеют закрепленной за ними жилого помещения. Либо их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно (ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ).

Примечание. Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например субсидии на приобретение или строительство дома, квартиры в безвозмездное пользование или по договору социального найма (Вопрос 7 Информации Минюста России от 20.07.2015).

Порядок обеспечения социальным жильем сирот, устанавливается региональным и муниципальным законодательством, в частности г. Москвы (ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61; Порядок, утв. Приложением N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП).

В г. Москве предоставлением выдачей квартир детям-сиротам занимается Комиссия по решению жилищных вопросов, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (п. п. 1.1, 1.3 Положения, утв. Распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП; п. 2 Постановления; п. 1.2 Приложения N 3 к Постановлению).

Жилые помещения предоставляются по договору найма специализированного жилого фонда.

Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении квартиры законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения им возраста 18 лет.

Лица из числа детей-сирот, опекуны которых не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями, а также лица, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, могут самостоятельно подать заявление (п. п. 2.3, 2.4 Приложения N 3 к Постановлению).

Вместе с заявлением представляются:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия;
  • документ о месте фактического проживания на день обращения с заявлением;
  • справка, выданная мед. организацией, участвующей в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в г. Москве, о праве ребенка-сироты на льготы по предоставлению квартиры по состоянию здоровья.

Остальные необходимые документы запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов и организаций (п. п. 2.6 — 2.8 Приложения N 3 к Постановлению).

На основании этих документов Комиссия в срок до 1 октября утверждает план обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в соответствии с которым будут рассмотрены заявления в отношении каждого ребенка.

Если было вынесено положительное заключение, то в срок, равный примерно 100 дням со дня оформления протокола заседания Комиссии, должен быть произведен осмотр сиротской квартиры вместе с ребенком и его опекуном.

При согласии на предоставление предложенного варианта, с ними подписывается смотровой талон, который в срок не позднее трех рабочих дней, направляется в Департамент городского имущества г. Москвы.

Договор найма заключается в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения Департаментом городского имущества г. Москвы смотрового талона (п. п. 4.5 — 4.7 Приложения N 3 к Постановлению).

Договор найма заключается сроком на пять лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение с правом оформления регистрации по месту жительства (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 4.8 Приложения N 3 к Постановлению; Постановление Правительства РФ от 28.06.2013 N 548).

Сирота по такому договору обязан использовать помещение только для личного проживания и оплачивать коммунальные услуги. Плата за наем квартиры не взимается.

  • Никитин опровергает закрытие смены в лагере из-за прибывших беженцев13:17
  • Причиной отравления детей в Лукоянове стал вирус 08:30

Как получить квартиру ребенку-сироте по месту обучения в Нижнем Новгороде?

Для получения ребенком сиротой бесплатного социального жилья следует в первую очередь обращаться в органы опеки и попечительства со всеми необходимыми документами и встать в очередь.

Следует помнить о том, что обратиться в органы опеки и попечительства необходимо до того момента, пока не выполнилось 23 года.

Необходимо помнить о том, что после того как ребенку сироте исполнилось 23 года, и он не подал соответствующих документов то право получить жилье пропадает.

До недавнего времени в Жилищном Кодексе РФ четко было указано на то, что каждый ребенок сирота должен был получить жилую площадь по договору найма вне очереди. Но сейчас все немного иначе.

Каждый ребенок сирота должен в обязательном порядке стать на очередь по вопросу получения жилья в возрасте от 18 до 23 лет.

При этом, если сирота не смог получить квартиру до 23-летнего возраста, по той причине, что его очередь не наступила, он не снимается с этой очереди и продолжает состоять в ней до тех пор, пока он не получит жилплощадь. На практике были случаи, когда сироты получали жилплощадь даже в возрасте 40-50 лет.

Если говорить о самих сроках предоставления такого жилья, то они, откровенно говоря, неизвестны. Почему? Все достаточно просто.

Вся проблема в том, что количество жилья в каждом регионе утверждает непосредственно сами региональные органы самоуправления. Они выделяют квартиры на следующий год ровно в таком количестве, насколько это позволяет местный бюджет.

Как показывает практика, жилье можно получить и через 10 и через 20 лет.

Каждый гражданин РФ, который имеет статус дитя-сироты, имеет право приватизировать квартиру, предоставленную в пользование местными органами самоуправления.

Однако есть небольшие нюансы. Они заключаются в том, что если между получателем жилплощади и самим органами местного самоуправления изначально был оформлен договор о предоставлении специализированного жилья, то приватизация невозможна. При этом, по истечении 5-летнего периода, такой договор прекращается и оформляется бессрочный договор социального найма, при котором приватизация возможна.

В том случае, если договор социального найма был составлен сразу, то приватизацией можно начать заниматься, как только тот договор подписан, вне зависимости от того, прошло 5 лет или нет.

Если же местные органы самоуправления предоставили отказ в приватизации имущества, которое предоставлено по договору социального найма, то получатель имеет полное право оспорить это решение в судебной инстанции по месту своего проживания. Как правило, суд в 90% случаях принимает сторону заявителя, то есть получателя недвижимости.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...