Как привлечь пристава к ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как привлечь пристава к ответственности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для большего понимая приведу пример: Имеется должник, зовут его Василий. У Василия есть долг в 100 тысяч рублей. Есть сотрудник, назовем его Николай. Николаю необходимо исполнить требования исполнительного документа. Николай арестовывает имущество Василия стоимостью 1 миллион рублей. Внимание вопрос! Законны ли действия Николая? Конечно нет, Николай нарушил п.5 ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» (соотношение требований взыскателя и принятых мер) наложил арест на имущество. Действия должны быть законными. Законность один из главных принципов в исполнительном производстве. Законность главный принцип не только в сфере принудительного исполнения, а в системе Российского права в целом. (п.1 ст. 4 Закона). Перед тем как писать заявление постарайтесь наладить взаимодействие с человеком, постарайтесь предложить свою помощь. Не нужно с порога проявлять агрессию и ругаться. Люди бывают разные и информацию воспринимают индивидуально.

Что делать, если сторона не согласна с вынесенным постановлением и считает его незаконным? Значит пришло время принимать решение о подачи жалобы!

Не даем себя в обиду! Отменяем постановления пристава!

Заявление можно подать в три инстанции на выбор:

  1. Вышестоящему руководству. По служебной иерархии над обычным сотрудником находится руководитель отдела (старший судебный пристав). Фактически это его начальник. В обязанности старшего входит организация работы всего отдела. Обращаясь в порядке подчиненности будьте готовы: вашу жалобу никто не будет рассматривать беспристрастно. Начальник всеми способами будет помогать своему «младшему брату» и возможно закроет на нарушения глаза. Так что, если вы решительно настроились, то полагаю это не ваш вариант.
  2. Жалоба в прокуратуру. Более эффективный метод чем первый. По заявлению прокурор обязан провести проверку и принять меры прокурорского реагирования. Сроки рассмотрения заявления могут длиться до 30 суток. На практике прокурор не обладает самостоятельностью не имея право отменить незаконное постановление. Для этого он должен обратиться в судебные инстанции. В моей практике был случай, когда прокурор обратился с заявлением в интересах государства — МЧС России. Статистика такова — наибольшее количество обращений приходится на взыскателей. Поскольку не каждый человек и тем более организация готовы мириться с бездействием. Бездействие приводит к тому, что лицо не может получить присужденное (денежные средства или имущество). Небольшое отступление. В свою очередь исполнители «завалены» исполнительными производствами. Приходилось наблюдать, когда в некоторых отделах число исполнительных производств на одного человека составляло 3-4 тысячи. И о каком качестве работы можно вести речь? Только представьте — по каждому делу нужно выполнять определенные действия (возбуждения производств, арест имущества, обращение взыскания на денежные средства и прочее). Люди работают в условиях катастрофической нехватки времени при заплате около 20 тысяч рублей (не считая Москвы и Санкт-Петербурга).
  3. На мой взгляд добиваться правды в суде наиболее эффективный способ среди рассматриваемых. Минимум на Вас обратят внимание, максимум решат проблему сразу. Далеко не каждое лицо захочет нести ответственность. Решая оспаривать незаконные действия (бездействие) не забывайте про процессуальные сроки направления жалобы. Его можно подать в течение 10 дней с момента вынесения постановления. Дата вынесения документа находится в верхнем правом углу. Но бывает, постановление попросту не отправлено и о вынесении постановления Вы выяснили гораздо позже. Сроки идут с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении прав. Пропуск срока может явиться хорошим аргументом вашего оппонента для отказа в требованиях.

Пристав, как и любой работник в случае проступка обязан нести ответственность. Почему я начал с порядка обжалования незаконных постановлений? Все просто! При наличии положительного решения будет проще доказать наличие незаконных действий со стороны федерального государственного гражданского служащего. Какая ответственность предусмотрена в нашем случае?

Работодатель может применить к нерадивому сотруднику следующие виды наказаний:

  • Дисциплинарная;
  • Замечание;
  • Выговор;
  • Неполное соответствие занимаемой должности;
  • Увольнение.

Предусмотрена административная и уголовная ответственность. Наказание будет предусматриваться в зависимости от конкретного состава административного правонарушения или уголовного преступления.

На практике к дисциплинарной ответственности служителей Фемиды трудно привлечь. Это обусловлено сильной текучкой в службе, отсутствием квалифицированных кадров, маленькими зарплатами (я про службу исключительно). Привлечение к дисциплинарной ответственности это право работодателя, а не обязанность. В преобладающим большинстве руководство всяческим образом «выгораживает» сотрудника. Повторюсь, все будет зависеть от конкретной ситуации.

Подведем итоги. Завершим нашу тему лекции поговоркой, ведь как известно «под лежачий камень вода не течет». Не думайте, что проблема решится сама собой! Нужно быть собранным и контролировать весь процесс начиная с возбуждения исполнительного производства заканчивая окончанием. Не подготовленному человеку достаточно сложно защищать свои права, тем более в судах.

Юриспруденция — большая наука, достижения результата зависит от образования, квалификации и опыта человека. Разумным будет доверить решение своей проблемы квалифицированным юристам. В нашей команде работают настоящие профессионалы! За плечами у многих учеба в ведущих высших учебных заведениях страны, обширный опыт работы! Обращайтесь за помощью и результат не заставит себя ждать! Не стесняйтесь отставлять комментарии, мы обязательно ответим на каждый!

С 1 января 2020 года в Российской Федерации появился новый вид государственной службы — служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации. Федеральным законом от 01.10.2019 № 328-ФЗ внесены существенные изменения в ряд федеральных законов, в том числе в действующий до 01.01.2020 года закон «О судебных приставах». Он стал называться законом «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».

Изменилось не только название, но и положения прежнего закона, регламентирующие деятельность и ответственность сотрудников службы судебных приставов, а теперь — органов принудительного исполнения.

В прокуратуру области как надзорный орган ежегодно поступает большое количество жалоб на действия (бездействие) судебных приставов. За несоблюдение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан и ходатайств сторон исполнительного производства прокурорами в 2020 году инициирована административная ответственность 33 должностных лиц.

Однако применение такой меры ответственности к экс-приставам за указанные нарушения с 19 июня 2020 года стало невозможным в связи с вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 08.06.2020 № 174-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, уточняющих порядок привлечения сотрудников органов принудительного исполнения к ответственности.

Определяя особенности привлечения этих сотрудников к ответственности, статья 2.5 КоАП РФ закрепляет общее правило, согласно которому за административные правонарушения указанные лица несут дисциплинарную ответственность (часть 1), кроме случаев наступления административной ответственности на общих основаниях (часть 2).

Поскольку в перечень предусмотренных частью 2 статьи 2.5 КоАП РФ правовых норм не включена ст. 5.59 КоАП РФ об ответственности за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, то сотрудники органов принудительного исполнения за такое нарушение теперь могут быть привлечены только к дисциплинарной ответственности.

Между тем в прокуратуру области продолжают поступать заявления граждан о возбуждении дел об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении сотрудников органов принудительного исполнения. Однако с учетом изменившегося законодательства органами прокуратуры области выносятся определения об отказе в возбуждении таких дел. При этом в случае выявления нарушений порядка рассмотрения обращений граждан, допущенных органами принудительного исполнения, принимаются иные меры прокурорского реагирования.

В связи с изложенным рекомендуется гражданам при направлении в органы прокуратуры обращений на действия сотрудников органов принудительного исполнения ставить вопрос не об административной ответственности таких сотрудников по ст. 5.59 КоАП РФ, а об установленной законом ответственности.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ростовской области

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

Административный штраф — административное наказание имущественного характера, имеющее денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств в рублях (ст. 3.5 КоАП РФ).

Субъект административного правонарушения — лицо, совершившее административное правонарушение.

Физическое лицо — лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Должностное лицо — лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К этой же категории относятся и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 2.4 КоАП РФ).

Должностное лицо ФССП России — руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, его заместители; руководитель территориального органа указанного федерального органа исполнительной власти, его заместители; руководитель структурного подразделения территориального органа указанного федерального органа исполнительной власти, его заместители; судебный пристав-исполнитель; судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях.

Юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Доставление — принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАП РФ).

Административное задержание — кратковременное ограничение свободы физического лица, которое применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 27.3 КоАП РФ).

3.1. Субъектом административного правонарушения является физическое, юридическое либо должностное лицо, совершившее административное правонарушение.

К физическим лицам — субъектам административной ответственности относятся лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет; военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут за административные правонарушения административную ответственность на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП РФ); иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, кроме лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом. Вопрос о привлечении к административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, решается в соответствии с нормами международного права (ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ).

3.2. Физические лица в производстве по делу об административном правонарушении могут выступать как лично, так и через представителей.

3.3. С учетом положений ст. 25.5 КоАП РФ юридическую помощь физическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может оказывать защитник, в качестве которого в производство по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица удостоверяются доверенностью, в том числе общего характера, на участие в административных делах, заверенной нотариально (или иным приравненным способом), выданной физическим лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Следует учитывать, что лица, оказывающие юридическую помощь лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе в силу закона пользоваться всеми процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц. В связи с этим специальные полномочия, например на ознакомление со всеми материалами дела об административном правонарушении, обжалование и т. д. могут в доверенности не оговариваться.

3.4. Наряду с лицами, указанными в п. 3.3 настоящих Методических рекомендаций, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних лиц (лиц в возрасте от 16 до 18 лет) могут осуществлять их законные представители. Законными представителями несовершеннолетнего лица признаются его родители, усыновители, опекуны или попечители (ст. 25.3 КоАП РФ). Их полномочия удостоверяются соответственно свидетельством о рождении, усыновлении, а также удостоверением опекуна, попечителя, выданным органом опеки и попечительства.

При возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего лица должностное лицо ФССП России, уполномоченное возбуждать и (или) рассматривать дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. В случае принятия такого решения должностное лицо ФССП России извещает законного представителя в порядке, предусмотренном ст. 25.15 КоАП РФ.

3.5. Законными представителями юридического лица признаются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Полномочия законного представителя подтверждаются оригиналом или заверенной в установленном порядке копией учредительных документов или выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим следует учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности (в том числе руководитель его филиала или подразделения, юрист организации и т. п.), законным представителем юридического лица не является.

При этом следует учитывать, что права, принадлежащие законным представителям юридических лиц, могут осуществляться ими через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах), выданной этим законным представителем юридического лица*(1).

3.6. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как должностное лицо.

Вместе с тем должностные лица в производстве по делу об административном правонарушении выступают как лично, так и через представителей.

3.7. Копии предусмотренных настоящим разделом документов, подтверждающих полномочия представителей физических или юридических лиц (должностных лиц), приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.

3.8. Не могут выступать в качестве представителей физических и юридических лиц (должностных лиц) в производстве по делам об административных правонарушениях сотрудники государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по да��ному делу (ч. 1 ст. 25.12 КоАП РФ).

4.2.1. Протоколы по составам административных правонарушений, отнесенным КоАП РФ к подведомственности ФССП России, составляют должностные лица ФССП России, перечень которых утвержден приказом Минюста России от 06.04.2005 № 33*(5).

В случае составления протокола по ст. 13.26, 17.8.1, чч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ судебным приставом-исполнителем либо судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов указанный протокол в течение трех суток с момента его составления передается на рассмотрение начальнику структурного подразделения территориального органа ФССП России — старшему судебному приставу либо заместителю начальника структурного подразделения территориального органа ФССП России — старшего судебного пристава, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.

Протокол по ст. 17.3″17.9,# 17.16, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ в течение трех суток с момента его составления направляется на рассмотрение мировому судье по месту нахождения должностного лица ФССП России, составившего соответствующий протокол.

Протокол по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ в течение трех суток с момента его составления направляется на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних, к территориальности которой относится место совершения правонарушения.

Протокол по чч. 2, 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ в течение трех суток с момента его составления направляется на рассмотрение судье арбитражного суда по месту нахождения банка или иной кредитной организации.

Кроме того, поскольку совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.35, ч. 1 ст. 17.3, ч. 3 ст. 17.16, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, может повлечь административный арест, протокол об административном правонарушении передается на рассмотрение мировому судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).

4.3.1. При выявлении должностным лицом ФССП России административных правонарушений, предусмотренных чч. 2 и 3 ст. 5.35 КоАП РФ, протокол составляется немедленно.

В случае, если сведения об административных правонарушениях, предусмотренных чч. 2 и 3 ст. 5.35 КоАП РФ, поступили от иных источников и требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о родителях или иных законных представителях несовершеннолетнего, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Поводы для возбуждения дел об административных правонарушениях рассматриваемой категории установлены ч. 1 ст. 28.1 Кодекса, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами ФССП России достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из судебных и правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических лиц и организаций.

4.3.2. Часть 2 ст. 5.35 КоАП РФ характеризуется нарушением родителями или иными законными представителями несовершеннолетних их прав и законных интересов, выразившимся:

в лишении несовершеннолетних права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит их интересам;

в намеренном сокрытии места нахождения несовершеннолетних помимо их воли;

в неисполнении судебного решения об определении места жительства несовершеннолетних, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства;

в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения (порядок общения с ребенком);

либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование несовершеннолетних и на защиту их прав и интересов.

Часть 3 ст. 5.35 Кодекса характеризуется повторным, в течение года, совершением деяний, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения выражена умышленной виной.

Субъектом правонарушения являются родители несовершеннолетнего (в том числе несовершеннолетние родители в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет), законные представители несовершеннолетнего (усыновители, опекуны (попечители), приемная семья, патронатная семья).

Следует иметь в виду, что несообщение о перемене места жительства либо перемена места жительства ребенка родителем или иным законным представителем несовершеннолетнего помимо воли ребенка, не содержащие умысел на сокрытие перемены места жительства, не образуют состав правонарушения рассматриваемой категории.

Что предпринять, если судебный пристав бездействует

Совершение правонарушений, предусмотренных данной статьей, возможно только в здании суда (помещении участка мирового судьи).

Рассматриваемая статья предусматривает ответственность отдельно за неисполнение требования судьи и отдельно за неисполнение требований судебного пристава по ОУПДС.

Обязанность обеспечения порядка при проведении судебного процесса, а также соблюдения установленных в суде правил гражданами при посещении ими здания суда, расположенных в нем помещений и прилегающей территории лежит на судье, а также на судебном приставе по ОУПДС. Они знакомят участников судопроизводства и иных посетителей с установленными в суде правилами поведения, дают распоряжения и требуют их исполнения.

Так, в ст. 154 АПК РФ «Порядок судебного заседания», ст. 158 ГПК РФ «Порядок судебного заседания», ст. 257 УПК РФ «Регламент судебного заседания» установлен определенный протокольный порядок поведения лиц, присутствующих в зале судебного заседания. В случае его нарушения или неподчинения законным распоряжениям председательствующего либо судебного пристава по ОУПДС соответствующее лицо может быть привлечено к административной ответственности по данной статье.

Местом совершения правонарушения по ч. 2 ст. 17.3 КоАП РФ может быть не только зал судебного заседания, но и иные помещения (коридоры, комнаты, кабинеты судей, секретарей, подсобные и другие помещения), находящиеся в здании суда и в ведении суда.

Обязательным признаком состава данного правонарушения является наличие продолжающегося противоправного поведения лица после сделанного ему судьей или судебным приставом по ОУПДС однократного замечания (требования) о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила.

Подведомственность исков о взыскании вреда, причиненного судебным приставом-исполнителем, определяется субъектным составом: если в числе лиц, участвующих в деле, присутствует гражданин – дело подведомственно суду общей юрисдикции, в других случаях – арбитражному суду.

Необходимо учитывать, что при обращении взыскания на имущество должника в некоторых случаях судебным приставом-исполнителем может быть произведен арест имущества третьих лиц.

В этих случаях законодательством предусмотрен особый порядок освобождения имущества от ареста. Даже если имущество было реализовано, изначально, в этой ситуации, в суд заявляется иск об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи.

Как показывает практика, зачастую истец по данной категории исков не правильно определяет ответчика, что приводит к отказу в удовлетворении исковых требований. Приведу пример из своей практики: судебный пристав-исполнитель наложил арест на пиво, действия его обжаловались в суде и были признаны законными. Исполнительное производство на время обжалования, которое длилось около полугода, судом не приостанавливалось. За это время срок годности пива истек, его реализация была невозможна, что вызвало обращение в суд с иском о взыскании вреда взыскателя. В удовлетворении иска было отказано в связи с тем, что в исковом заявлении указан ненадлежащий ответчик.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О судебных приставах» финансовое обеспечение деятельности службы судебных приставов является расходным обязательством Российской Федерации. Вред, причиненный действиями судебного пристава-исполнителя, возмещается Российской Федерацией.

Исходя из ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ, вред, причиненный незаконными действиями судебных приставов-исполнителей, возмещается за счет средств казны РФ. От имени казны РФ в судебных органах выступают соответствующие финансовые органы.

До вступления в действие Бюджетного кодекса РФ, в качестве ответчиков в суде по данной категории дел выступало Министерство финансов РФ. Сейчас мнения разделились: в качестве ответчика суд назначает МФ РФ или ФССП России. Соответчиком выступает территориальное Управление службы судебных приставов.

В соответствии с п. 10 ст. 158 БК РФ в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, или должностных лиц этих органов выступает главный распорядитель бюджетных средств.

В соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента от 13.10.2004 N 1316, Федеральная служба судебных приставов является юридическим лицом и осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на службу функций.

Т.е. по искам о взыскании вреда, причиненного незаконными действиями судебных приставов-исполнителей, ответчиком является Федеральная служба судебных приставов.

Однако на практике суды общей юрисдикции в качестве ответчика по такого рода искам указывают Министерство финансов РФ. У арбитражного суда практика различна.

Как следует из ст. 1069 ГК РФ взысканию подлежит вред, причиненный незаконными действиями судебных приставов-исполнителей. Признание действий судебного пристава-исполнителя незаконными производится в порядке, установленном ФЗ «Об исполнительном производстве». Обязательно ли для удачного разрешения спора истцу заручиться решением суда по жалобе, признающим действия судебного пристава-исполнителя незаконными?

По этому вопросу существует различная судебная практика.

Обратимся к приложению к письму Министерства финансов РФ от 19 апреля 2000 г. N 19-03-14/2616 «Об обзоре практики рассмотрения в судах споров с участием Министерства финансов РФ по защите интересов казны РФ и Правительства РФ за 1999 год». В нем приведено два примера судебных решений по указанному вопросу.

В первом из приведенных в Обзоре примеров, довод о том, что акты судебного пристава — исполнителя не обжаловались, был отклонен судом. Такая позиция обосновывалась тем, что признак противоправности деяния лицом, причинившим вред, входит в предмет доказывания и устанавливается судом в каждом конкретном случае при рассмотрении иска, а закон не устанавливает обязательности наличия преюдициального судебного акта, устанавливающего противоправность действий лица, причинившего вред.

Во втором примере суд отклонил иск о взыскании вреда, мотивировав свое решение тем, что на момент рассмотрения иска отсутствовало решение суда, признающее действия судебного пристава-исполнителя незаконными.

Вторая позиция представляется более верной, т.к. признание действий судебного пристава-исполнителя незаконными – особая категория дел. Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя может быть подведомственна суду общей юрисдикции, а иск о взыскании вреда – арбитражному суду. При рассмотрении жалобы состав лиц, участвующих в деле, может отличаться от состава лиц, участвующих при рассмотрении иска о взыскании вреда. В рамках иска о взыскании вреда вопрос противоправности действий судебного пристава-исполнителя может быть оценен с нарушением 10-дневного срока обжалования, установленного законом.

Поводы для обращения в суд с исками о взыскании вреда, причиненного незаконными действиями судебного пристава-исполнителя, различны: продажа в процессе исполнительного производства изъятого имущества по ценам, значительно заниженным относительно рыночных, нарушение сроков исполнительного производства, осуществление исполнительных действий после приостановления исполнительного производства и др.

Как показывает практика, наиболее часто в суд обращаются с исками о взыскании вреда в связи с неисполнением требований исполнительных документов. Т.е. истцами в таких случаях выступают взыскатели, чьи исполнительные документы длительное время находятся на исполнении в службе судебных приставов, либо возвращены судебными приставами-исполнителями по причинам невозможности взыскания.

В большинстве случаев, такого рода иски не удовлетворяются судом, а причины, по которым взыскание по исполнительным документам не осуществляется – это отсутствие у должника денежных средств и имущества.

Пожалуй, неплатежеспособность должников, для России — основная причина неисполнения решений судов. Что говорить о частных структурах, если и государственные организации не погашают задолженность длительное время. Уже и Европейский суд по правам человека неоднократно удовлетворял жалобы российских граждан и принимал решения о взыскании денежных сумм с Российской Федерации в связи с неисполнением решений судов бюджетными организациями, и все равно проблема эта остается актуальной.

Время создания/изменения документа: 16 октября 2012 15:37 / 16 октября 2012 15:43

Версия для печати

В последнее время участились случаи, когда так называемые судебные приставы действуют вне правового поля, используя закон сильного: отбирают личное имущество граждан, выгоняют из собственного жилья. В Москве и Московской области придумали новую схему с отжатием личных транспортных средств у граждан за долги.

Действуют эти товарищи следующим образом. К примеру, накопилось у человека долгов, штрафы, неуплата налогов и т. д. Тут же появляется исполнительное производство.

Накладывают ограничение на регистрационные действия автомобиля, зачастую даже кредитного, и пытаются его взыскать. Если человек им попался грамотный и дал отпор, то однажды утром обнаруживает отсутствие на парковке у дома своего транспортного средства. После заявления в полицию об угоне выясняется, что автомобиль был изъят судебными приставами (…ага, поздней ночью без свидетелей, постановлений и т. д.)…

А также ведут поиск счетов, места работы должника для отправки работодателю ИП с угрозами привлечения к административной ответственности. Ну и как у них заведено… Пенсионный фонд… И начинают высчитывать из пенсии.

Хотя многие, конечно, задаются вопросом, почему высчитывают из пенсии, оставляя сумму ниже прожиточного минимума? А вот и ответ… вы получаете не пенсию, а страховую часть, проще сказать, проценты как в банке, вот поэтому так называемая пенсия является доходом, но никак не социальным пособием! В связи с этим судебные приставы взыскиваю с вас 50 %.

Однако…

Согласно ст. 29 федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019 г.) «О страховых пенсиях», удержание производится только по законному решению суда, и такое решение должно быть оформлено согласно законодательству РФ. А также в таком решении должно быть четко указано, что именно с пенсионера.

А вы когда-нибудь видели решения суда, сделавшего должником именно пенсионера?

Любое иное толкование, такое как «должник» и т. д., относится к незаконным и преступным постановлениям как судов, так и исполнительных органов, взыскателей.

Кстати, вернемся к тому, что первым делом приставы ведут поиск счетов и накладывают аресты. Для того чтоб этого избежать и обезопасить себя от данных неправомерных действий с их стороны, необходимо открыть счет или получить дебетовую карту для зарплаты и т. д., в банке который по официальному рейтингу не входит в топ-300. Судебные приставы направляют письма в самые крупные банки. Или получить в «Связном» карту «Кукуруза», но не подключать допуслуг. Либо открыть счет и получить обычную карту по военному билету. Об этом поговорим в следующей статье.

Приставы, как сотрудники государственного ведомства, работают «в пользу» взыскателя. ФССП обеспечивает исполнение судебных актов, может предпринимать различные меры воздействия по отношению к должнику. Однако если посмотреть закон № 229-ФЗ, то большинством вариантов защиты может воспользоваться именно должник, а не взыскатель.

Подразумевается, что именно должник находится в заведомо невыгодной ситуации, поэтому нуждается в дополнительной защите.

Право на судебную защиту должник может реализовать еще при рассмотрении иска, подаче заявлений на выдачу приказов. В исполнительном производстве судебная защита доступна в следующих случаях:

  • через суды вышестоящих инстанций можно продолжать обжалование взыскания, даже если приставы уже возбудили производство;
  • в суды можно подавать жалобы на бездействие, решения и действия представителей ФССП;
  • через суд можно попробовать отсрочить или рассрочить выплаты по долгам;
  • только суд может рассмотреть заявление об уменьшении размера исполнительского сбора.

Если приставы систематически допускают нарушение законных интересов должника, можно неоднократно обращаться в суд. Каждую жалобу или обращение обязательно рассмотрят по существу. В некоторых случаях обращение в суд автоматически повлечет приостановку исполнительных действий.

Если должник сможет отменить судебный акт на взыскание, он вправе требовать прекращения исполнительного производства. Также возникает право подать в суд заявление на поворот дела. Процедура поворота дела заключается в возврате бывшему должнику средств и имущества, удержанных по требованию взыскателя.

Как привлечь к ответственности судебного пристава?

С момента возбуждения производства приставы могут начать исполнительные действия. Со своей стороны, должник может проявить инициативу и предотвратить такие действия.

Требовать отмены постановления о возбуждении можно по следующим основаниям:

  • если нарушен срок предъявления документов к исполнению (например, судебный приказ можно направить на исполнение в ФССП в течение 3-х лет);
  • если приставам направлен ненадлежащий исполнительный документ (например, кредитный договор не является таким документом, так как задолженность по кредиту сначала должен подтвердить суд);
  • если в ФССП обратилось ненадлежащее лицо (например, если исполнительный лист подал представитель взыскателя без доверенности);
  • если на момент обращения в ФССП судебный акт уже отменен (например, это очень часто случается при отмене судебного приказа по возражениям ответчика).

Жалобу на постановление о возбуждении дела лучше подавать в суд. Закон № 229-ФЗ позволяет направлять жалобу в адрес вышестоящего пристава, однако в этом случае сложно рассчитывать на объективное рассмотрение. Если суд отменит постановление, то пристав не сможет начать исполнительные действия.

Списание денег с банковских счетов и карточек — это одно из основных исполнительных действий, которое обязательно начнут приставы. Для удержания с зарплаты и других периодических доходов пристав обязан указать предельный размер — 50% или 70%. Остальные средства после списания останутся у должника. Но в отношении остатка на счете или карточки ограничений по удержанию нет.

В отношении удержаний должник может предпринять следующие варианты защиты:

  • обжаловать превышение максимального размера удержания;
  • требовать снятия блокировки с выплат, на которые запрещено накладывать удержание;
  • подавать заявления на возврат незаконно списанных средств.

Рекомендуем сразу снимать с карточки деньги, оставшиеся после удержания. Если на момент поступления следующей зарплаты на карте будет остаток, приставы могут полностью списать и его сумму. Это тоже один из вариантов защиты, о котором знают не все должники.

Игнорировать требования пристава и не предпринимать никаких действий по погашению долга — это не самый лучший вариант защиты. Должника могут привлечь к ответственности:

  • за попытку сокрытия имущества, его умышленное повреждение или уничтожение, передачу другим лицам;
  • за злостное и умышленное уклонение от погашения долга, если у неплательщика была для этого реальная возможность;
  • за применение физической силы или угроз по отношению к приставу;
  • за другие действия, подпадающие под состав УК РФ или КоАП РФ.

У приставов есть полномочия возбуждать уголовные и административные дела по ряду правонарушений, связанные с неуплатой долгов. По таким делам ФССП ведет дознание, после чего документы будут переданы на рассмотрение в суд.

Полностью освободиться от долгов можно только через банкротство. Это не самая простая процедура, которая влечет дополнительные риски для должника. Но при поддержке юриста можно добиться положительного результата в банкротстве, списать все задолженности или их часть.

Уголовная и административная ответственность — это самое худшее, что может ожидать должника. Санкциями по таким делам могут быть штрафы, исправительные или обязательные работы, арест. По статьям УК РФ должнику может грозить даже условное или реальное лишение свободы.

Варианты защиты, если должнику грозит уголовное или административное преследование:

  • снижение задолженности до суммы, при которой не допускается возбуждение уголовного дела (например, уголовная ответственность не допускается, если размер долга ниже 2 млн. 250 тыс. рублей);
  • сразу обращаться за помощью к юристам или адвокатам;
  • доказывать, что неуплата долга вызвана уважительными и объективными причинами, а не умыслом должника;
  • обжаловать процессуальные акты о возбуждении уголовных или административных дел.

Отметим, что наказание по административному или уголовному делу не освобождает от обязанности погасить долг.

Точный перечень вариантов защиты по исполнительному производству зависит от особенностей дела, характера требований взыскателя. Помощь в защите должников окажут наши юристы. Обращайтесь, мы поможем даже в самой сложной ситуации!

Закон разрешает обжаловать постановление судебного пристава в порядке подчиненности либо оспорить его в суде. Какой способ защиты выбрать, заинтересованное лицо выбирает самостоятельно. Оба эти способа можно использовать параллельно либо последовательно, если жалоба в порядке подчиненности желаемого результата не принесла. Оба эти порядка мы рассмотрим «под лупой».

Ответственность судебного пристава за бездействие

В настоящее время в экономически и социально сложный финансовый период свободные средства – это необходимое условие выживание бизнеса. Как быть, если Вы одержали победу в рамках судебного разбирательства и получили исполнительный документ? Как получить свои деньги? Ведь формально Вы «отсудили» денежные средства у должника, а по факту — кошелёк «не потолстел».

Общие представления о том, что делать в такой ситуации есть у каждого — обратиться в службу судебных приставов. При этом взыскатели делятся на два вида:

  • 1. Кто ждет от пристава максимального результата и уверен, что государственный служащий всё взыщет;
  • 2. Кто отдает лист, ни на что не надеясь, понимая, что система работает со сбоями, но от него ничего не зависит.

Позиция каждого из двух типов взыскателей верна по-своему. Судебные приставы-исполнители – это действительно государственные служащие, деятельность которых направлена на защиту прав и законных интересов взыскателей и взыскание долга в короткие законные сроки. С другой стороны, загруженность судебных приставов не позволяет им оперативно и по максимуму выполнять свою работу.

В итоге мы получаем следующую картину: надлежащее исполнение судебных актов происходит при систематическом и всестороннем давлении на судебного пристава-исполнителя. При этом, именно работа юристов с судебными приставами-исполнителями дает нужный положительный эффект. Основу этой работы составляет знание соответствующего законодательства, механизмов работы приставов изнутри, а также внимательный и системный подход к делу.

Системность в таком случае проявляется во всем: в тщательном контроле за соблюдением судебным приставом установленных законом сроков отдельных процессуальных действий, оперативной реакцией пристава на поступающую ему информацию об обнаруженном имуществе и денежных средствах, применением приставом максимального количества мер по ограничению прав должника с целью оказания на последнего всевозможного законного давления, систематичностью и последовательностью действий пристава. Допускается и приветствуется оказание содействия приставу в части предоставления ему сведений о месте работы должника, наличии у него имущества и месте нахождения последнего. В качестве особых мер воздействия на пристава нередко применяются жалобы вышестоящему руководству, заявления в суд о признании действий/бездействия судебного пристава незаконными, а также иные судебные иски.

Сразу после возбуждения исполнительного производства наступает так называемая стадия «затишья», когда судебный пристав-исполнитель направляет запросы об имущественном положении должника в кредитные организации и государственные органы (МВД, Росреестр и т. п.), а также ожидает получения постановления о возбуждении исполнительного производства должником. Эта стадия фактически около месяца.

Существует три вида дальнейшего развития исполнительного производства.

Первый. У должника на расчетных счетах находятся денежные средства достаточные для погашения задолженности и пристав обращает на них взыскание, переводит всю сумму взыскателю и оканчивает исполнительное производство. Вся процедура этого вида займёт около двух недель.

Второй. У должника нет денежных средств на расчетных счетах, нет иного имущества (за исключением единственного жилья). Пристав спустя два месяца вправе окончить такое производство с актом о невозможности исполнения решения. При этом никто, за исключением, пожалуй, взыскателя, не будет смущен тем обстоятельством, что от пристава должник уехал на «крузаке». Здесь важно понимать, что так называемые «опытные» должники всячески скрывают свои права на имущество.

Третий.У должника на расчетных счетах нет либо недостаточно денежных средств для погашения задолженности в полном объёме, но есть какое-либо иное имущество (транспортное средство, недвижимость и т. п.) или постоянный доход (зарплата, пенсия и т. п.). Такой сценарий можно назвать «вечным». Судебный пристав выносит запрет на отчуждение имущества, но никаким образом не будет заниматься его фактическим поиском или реализацией так как не позволяет время (или желание). При этом выносится постановление об обращении взыскания на половину периодического дохода и такие отчисления переводятся взыскателю. И даже при таких «лояльных» к должнику мерах, процент удержания может быть снижен как самим приставом, так и судом. А теперь представьте, что должник официальный доход должника 20 000 рублей, а задолженность перед Вами «перевалила» за миллион.

В целом, картина выглядит печально. Особенно если учесть, что полномочия пристава по ограничению прав должника шире, чем кажутся. Так, например, через суд судебный пристав вправе обратить взыскание на земельный участок должника; установить совместно нажитое в браке имущество, выделить из него долю должника и обратить на неё взыскание; обратить взыскание на долю должника в уставном капитале юридических лиц и реализовать её; объявить транспортное средство должника в розыск, арестовать и реализовать. Даже простой выезд пристава по месту регистрации должника и составление акта описи и ареста имущества, находящегося в помещении должника может иметь колоссальный эффект.

И данные меры не предел возможностей взыскания. Но они обладают максимально негативными для пристава свойствами — они трудозатратны.

Именно поэтому в процедуре взыскания задолженности Вам необходим «свой» специалист, владеющий глубоким знанием в сфере ведения исполнительного производства, обученный всем тонкостям процессов взыскания, а самое главное – обладающий временем, ресурсом и желанием защищать Ваши интересы в исполнительном производстве.

Таким образом, обращение к высококвалифицированному специалисту по вопросам взыскания просроченной задолженности в исполнительном производстве — единственный правильный вариант, если Вы хотите, чтобы Ваш кошелек действительно «потолстел».

Если у Вас сложились трудности и процесс возврата долга затянулся, — пройдите тест, который поможет определить вероятность взыскания, а также получите пошаговую инструкцию для самостоятельного взыскания долга.

За 15 лет безупречной работы нашими услугами воспользовались более 14 000 клиентов, у которых есть множество запросов на услуги, которые можете оказывать Вы. И мы готовы предоставить Вам возможность оказывать услуги по своему направлению для наших клиентов!

Заполните форму ниже, для того, чтобы участвовать в отборе компаний для пополнения экосистемы для бизнеса от компании Бизнес-Гарант.

Чаще всего на работу сотрудников ФССП жалуются взыскатели, которым не удалось получить средства по иску о возмещении задолженности, но существуют и другие причины для обжалования действий (бездействия) пристава. В представленной ниже таблице приведены возможные основания для подачи заявления.

Инициатор искового заявления Основание для жалобы
Взыскатель Бездействие
Неэффективность работы
Несвоевременный арест имущества
Непропорциональное распределение вырученных денежных средств между кредиторами
Несоблюдения процедуры веде́ния производства
Ошибки в оценке имущества должника
Утеря или повреждение изъятого имущества
Окончание исполнительного производства
Предложение о скорейшем исполнении решения суда за определённую плату
Ответчик Нарушение процедуры ИП
Неуведомление о возбуждении производства
Неправомерное взыскание исполнительского сбора
Несоразмерность стоимости арестованного имущества размеру долга
Несоблюдение специальных прав должника
Неправомерное изъятие для хранения арестованного имущества
Арест и изъятие имущества, на которое по закону (ст. 446 ГПК) не может быть обращено взыскание
Предложение о закрытии ИП за денежное вознаграждение
Третье лицо Нарушение имущественных и иных интересов во время ИП
Получение доказательств коррупционного сговора между приставом и одной из сторон делопроизводства

В России до сих пор не отлажен механизм взаимодействия ФССП и кредитных организаций. Приставы отправляют запросы на арест банковских счетов, указывая лишь Ф. И. О. и дату рождения должника (так указано в их должностной инструкции). Банки вынуждены блокировать счета и списывать деньги у всех клиентов при совпадении Ф. И. О. в анкетных данных. Такое ошибочное списание денег в пользу погашения чужого долга – одна из распространённых причин для оформления искового заявления.

Приставы должны организовать исполнение любых исполнительных документов, поэтому полномочий и функций у них много, при этом они регулируются разными документами. Мы с Вами разберем только те функции и права приставов, которые относятся к взысканию долгов и работе с должниками.

Судебные приставы

(ст. 12 закона об органах принудительного исполнения и ст. 64 закона об исполнительном производстве):

  • организуют исполнение решений судов и иных компетентных органов (на основании исполнительных документов);
  • осуществляют розыск должника;
  • осуществляют розыск имущества должника;
  • производят оценку имущества должника (с привлечением оценщика, ст. 85 закона об исполнительном производстве);
  • могут запрашивать из официальных банков данных информацию о гражданах и их имуществе;
  • могут осматривать и обследовать помещения, здания, участки местности, транспортные средства разыскиваемых лиц;
  • могут вскрывать помещения и хранилища должника, входить в них и осматривать;
  • могут арестовывать и изымать имущество;
  • могут реализовывать имущество и передавать его на хранение;
  • могут налагать арест на банковские счета и вклады должника.

Основные исполнительные действия пристава таковы.

01

Исполнительный розыск – это поиск должника и/или его имущества, который осуществляет судебный пристав. Для этого он может обращаться в государственные органы, использовать официальные базы данных, обязывать физических и юридических лиц предоставлять информацию или совершать определенные действия. Обращения пристава имеют официальный характер и обязательны для исполнения.

02

Кроме этого, пристав может обратиться в регистрирующий орган и потребовать государственной регистрации права собственности должника на какое-либо имущество (или иных прав) для того, чтобы в дальнейшем можно было обратить взыскание на это должника.

03

Еще одной мерой в арсенале пристава является издание постановления о временном ограничении на выезд должника из РФ. Подробнее >

В настоящее время основанием для издания такого постановления является сумма задолженности по исполнительным листам 30 тысяч рублей и более. Причем в некоторых случаях ограничение на выезд налагается при задолженности в 10 тысяч рублей: если задолженность касается требований по взысканию алиментов; требований о взыскании материального ущерба или морального вреда, причиненных преступлением; требований о возмещении вреда здоровью и о возмещении вреда в связи со смертью кормильца.

Скрыть > 04

Судебный пристав также может установить временные ограничения на пользование должником специальным правом, то есть правом управления автомобилем, воздушным и морским судном, мотоциклами, мопедами, квадрациклами и т.д. Подробнее >

Такое ограничение нельзя применить, если сумма задолженности не более 10 тысяч рублей; если должник является инвалидом или на его иждивении находится инвалид; если это лишает должника основного средства к существованию (водители такси, например); если транспорт является для должника (его семьи) основным средством обеспечения жизнедеятельности (в связи с отдаленностью проживания).

Скрыть > 05

Меры принудительного исполнения.

Именно они являются основным средством воздействия приставов и основным способом запугивания должников.

Ст. 68 закона об исполнительном производстве перечисляет основные меры принудительного исполнения:

  • обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
  • обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
  • обращение взыскания на имущественные права должника (например, на право получения платежей по найму, аренде;
  • изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;
  • наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
  • обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя;
  • принудительное выселение должника из жилого помещения;
  • принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества;
  • принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества и др.

Обращение взыскания на зарплату происходит в следующих случаях:

  1. исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
  2. взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей;
  3. отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Если зарплаты недостаточно для покрытия периодических платежей, то взыскание будет обращено на имущество должника.

При обращении взыскания на зарплату работодатель будет удерживать часть зарплаты, пока взыскание не будет отменено. На такие взыскания установлены ограничения: по общему правилу удержания не могут составлять более 50 процентов от зарплаты и иных доходов гражданина-должника.

Однако возможны удержания до 70 процентов зарплаты и иного дохода, если взыскания касаются:

  • алиментов на несовершеннолетних детей,
  • возмещения вреда, причиненного здоровью,
  • возмещения вреда в связи со смертью кормильца,
  • возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Но вот прошло два месяца, а воз и ныне там. Никаких реальных действий по исполнению нашего исполнительного листа предпринято не было. Но не будем хандрить, будем действовать! Как именно? Об этом давайте поподробнее.

Для начала запишемся на прием к судебному приставу и навестим его. Нужно это для того, чтобы понять что именно судебный пристав сделал, установить с ним по возможности благожелательный контакт. Будем откровенны: судебные приставы перегружены работой. Текучка в этих органах очень большая, поскольку объём работы не соответствует уровню заработной платы.

Вот вам не слишком весёлый факт: по статистике ФССП судебные приставы России в 2017 году смогли взыскать со своих граждан только 140 рублей из каждой 1000 (15% от общей суммы долга!), которые те были должны по решениям судебных органов. Интересный факт

Потому имеет смысл попробовать решить дело мирным путём, чтобы судебный пристав, и без того загруженный работой, имел желание заниматься нашим делом, ведь с адекватными людьми и работать безусловно приятнее. Однако, если видно, что судебный пристав на контакт идти не хочет, никаких мер по взысканию долга не предпринимает, то следует побывать на приёме у начальника отдела, в подразделении которого работает наш специалист. Чаще всего начальники отделов заинтересованы в мирном урегулировании конфликтов и отсутствии жалоб со стороны граждан. Начальники структурных подразделений проводят беседы со своими подчиненным, напоминая им о необходимости выполнять служебные обязанности с большим энтузиазмом, какие-то дела берут под личный контроль.

Но вот с судебным приставом мы познакомились лично, на беседу к начальнику отдела сходили, но наше дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. Что дальше?

Далее, если беседа не сложилась, результатов нет и не предвидятся, то пишем официальную жалобу на имя старшего судебного пристава (коими и являются начальники отделов), которая должна быть рассмотрена в 10-дневный срок. Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления. Таким образом, не позднее чем через 13 дней мы узнаем результаты нашей жалобы.

Результаты мы узнали. Они, увы, оказались неблагоприятны для нас. Если нам отказали в удовлетворении жалобы, и мы считаем, что необоснованно, то нужно двигаться вверх по должностной иерархии, то есть обжаловать постановления старшего судебного пристава у главного судебного пристава субъекта, а постановления главного судебного пристава обжаловать у главного судебного пристава Российской Федерации. Да-да, жалоб мы можем написать много, наше законодательство щедро предоставляет нам такие возможности.

Служба судебных приставов не удовлетворила наших требований и мы сомневаемся в законности ее действий? Законодательством предусмотрено право граждан обратиться в прокуратуру Российской Федерации, так как в ее компетенции находится надзор за исполнением законов судебными приставами. Однако здесь важно помнить, что прокуратура может указать на недобросовестную работу судебного пристава, которая заключается в нарушении законодательства и установить такую незаконность; но она не может побудить пристава к каким-либо действиям — эти полномочия имеют лишь руководство судебного пристава либо суд. Также хочется отметить, что исходя из сложившейся практики толку от обращения в прокуратуру немного. Чаще всего прокуратура не находит нарушений в действиях судебных приставов и пишет отказные письма. Но поскольку это наше право, то мы можем им воспользоваться в любое время, пока наши имущественные и неимущественные права не восстановлены.

Как оспорить постановление ФССП?

Одной из самых действенных мер для возврата интереса судебного пристава к нашему делу является обращение в суд. Давайте сразу уясним для себя, что обратиться туда мы можем сразу, без различных обжалований бездействия судебного пристава, без похода на личный прием и к начальнику отдела. Обратиться можем всегда и на любом этапе. Только вот результат может быть разный. В суд мы можем обратиться как минимум для того, чтобы получить официальные разъяснения о том, что сделано для восстановления наших прав.

Подытожим. Нашим законодательством разработан механизм по восстановлению нарушенных прав. Даже если вы сомневаетесь в личных и профессиональных качествах судебного пристава, вы можете привлечь к своему делу старших судебных приставов, главного судебного пристава региона и Российской Федерации. Можно обратиться в прокуратуру Российской Федерации, для организации дополнительно контроля. И, конечно, суд, который расставит по местам все точки и, если вскроется халатное отношение судебного пристава к своим профессиональным обязанностям, вы сможете получить причитающиеся вам денежные средства с казны Российской Федерации.

Даже если в суде вам будет отказано, вы по крайней мере узнаете о ходе вашего дела и судебные приставы уж точно не оставят ваше дело без внимания впредь. Можно добиться того, чтобы вся эта система не замыкалась на одном судебном приставе. Более того, это делать нужно. И в идеале этим должны заниматься сами уполномоченные на то специалисты, без каких-либо жалоб со стороны граждан, чьи имущественные и неимущественные права были нарушены. Но пока мы имеем то, что имеем.

В 2019 году планируется масштабная реформа в службе судебных приставов. Почитать о ней можно на бескрайних просторах интернета (новостные сайты, официальные сайты государственных органов, в общем поисковики нам в помощь), меры действительно запланированы весьма эффективные, но это будет потом. А как же быть сейчас? Что нам делать с нашим исполнительным листом, который пылится на полке судебного пристава? Вывести с орбиты нашего судебного пристава, конечно, можно. И если он халатно исполнял свои обязанности, его можно наказать. Вся система принудительного исполнения судебных решений отнюдь не замыкается на одном специалисте.

Мы, в свою очередь, основываясь на собственном обширном опыте взаимодействия со службой судебных приставов, причём как на стороне взыскателя, так и должника, хотели бы предложить следующие важные новеллы, которые бы вне всяких сомнений поспособствовали улучшению качества взаимодействия службы судебных приставов и сторон исполнительного производства.

Первое предложение заключается в том, чтобы субъектом ответственности некачественной работы по исполнению судебных актов были не конкретные судебные приставы-исполнители, а либо отделы судебных приставов, либо сама служба судебных приставов. Взыскателя не должно интересовать, почему конкретный пристав ненадлежащим образом работает, почему он не сходил к должнику или не направил запросы. Его должно интересовать только одно – почему своевременно не исполняется судебный акт, принятый в его пользу. И в том случае, если это неисполнение происходит по причине ненадлежащей работы службы судебных приставов (не конкретного пристава!), взыскатель вправе предъявить к ней претензии. И в случае, если суд установит, что неисполнение судебного акта произошло по причине ненадлежащей работы пристава, службу привлекут к ответственности. А уж начальство пусть само решает, кто из приставов виноват и кого привлечь к дисциплинарной ответственности. И чтобы навсегда тем самым исключить эти анекдотичные случаи, когда суд отказывает в жалобе на действия пристава только потому, что он приступил к работе вчера, а тот пристав, который бездействовал, уже не работает.

Второе предложение заключается в том, чтобы на сайте службы судебных приставов была создана открытая база по всем исполнительным производствам, доступ к которой бы имели стороны исполнительного производства. В этой базе исполнительных производств в текущем режиме приставы будут должны размещать информацию о том, какие ими действия были произведены при исполнении судебного акта, какие запросы направлены, какие ограничительные меры были применены в отношении должника и его имущества. Сейчас, для того чтобы взыскатель получил эту информацию, ему нужно или на приём к приставу идти, или писать запрос, а потом ещё ждать ответа. На всё это нужно тратить время. А так, и приставу не придётся тратить время на личные приёмы, или делать это реже, и на написание ответов.

В завершение отметим, что в любом случае необходимо будет прикладывать усилия и потратить некоторое количество ваших нервов и времени, но будет результат. Ведь именно результат является главной целью всех действий. И вы всегда можете обратиться к профессионалам, которые помогут вам разобраться в хитросплетениях закона и довести дело до победного конца.

Когда суд уже признал лицо виновным и присудил субсидиарную ответственность, остается только попытаться обжаловать решение суда и обратиться в вышестоящую инстанцию. Важно только не пропустить крайний срок подачи апелляции.

Из альтернативных вариантов можно предложить выкуп субсидиарной ответственности. Как это работает?

  • Долговые обязательства компании обычно довольно велики — в среднем 100 миллионов рублей.
  • Лицо, признанное виновным, часто не в состоянии выплатить такую сумму.
  • Лица, привлеченные к субсидиарной ответственности, обычно не спешат (или просто не могут) выплачивать переданные им долговые обязательства.
  • Кредиторы заинтересованы в возврате хотя бы минимально возможной суммы.

Можно попробовать погасить свой собственный долг за небольшую сумму. Это позволит быстро закрыть его и избавиться от таких «неписаных» претензий. К сожалению, ни судебная, ни внесудебная процедура банкротства не освободит человека от требований о субсидиарной ответственности.

Действия судебных приставов, их ответственность прописаны в федеральном законе под номером 19. Название законодательного документа звучит так «О судебных приставах». Здесь не только расписаны обязанности и права сотрудника ФССП, но и отдельными пунктами выписано, что может сделать гражданин, если пристав нарушает закон. Указано куда можно подать жалобу:

  • Старшему приставу районного отделения службы или в управление, которое отвечает за работу приставов по региону;
  • Подать заявление в суд.

Причем гражданина не ограничивают в правах, подавая жалобу старшему руководству, одновременно можно направить заявление в судебную инстанцию.

Если исполнительный лист остается без результатов и движения на протяжении двух месяцев, после его передачи в службу приставов, то это повод для написания жалобы на отсутствие действий со стороны специалистов организации.

Куда именно следует писать заявления, чтобы сдвинуть дело и получить результат:

  1. Прежде всего, написать на имя руководителя вышестоящей организации, которая отвечает за действие каждого пристава этого района. Заявление не может рассматриваться дольше 10 дней. Это прописано в статье 123 ФЗ№ 229. После того, как истечет указанный срок, заявитель имеет право требовать решение или акт, который предоставляется в письменном виде. В заявлении можно указать статью 177 УК РФ;
  2. Если ответа нет или он оказался неудовлетворительным, тогда следует двигаться дальше по административной лестнице. Следующей в списке будет прокуратура региона, где находится исполнительная служба;
  3. Также отрицательный ответ или его отсутствие от районного начальника службы, становится причиной написания жалобы и отправка ее на имя регионального управления приставами;
  4. Отрицательный ответ от Главного пристава по поводу неправомерных действий сотрудников районного управления, становится основанием для написания заявления в прокуратуру, но уже на бездействие УФССП;
  5. При этом заявитель имеет право обратиться в суд на любой стадии рассмотрения жалобы. Не исключено, что подавая заявление в районное управление прокуратуры на действия приставов, гражданин подает копию в судебную инстанцию.

Cтатьи по тематике

Без службы приставов судебная система страны была бы беспомощной. Ее решения не выполнялись, поскольку некому это было бы делать. Государство для эффективного исполнения судебных решений создало дополнительную систему приставов, которая является структурной единицей судов. Пристав руководствуется требованиями и положениями, изложенными в Федеральном Законе за номером N118-ФЗ «О судебных приставах».

Их немало. В обязанности приставов входит:

  • Создание условий деятельности всех судов, организованных и функционирующих под главами Конституции Российской Федерации. Начиная с Конституционного и. кончая судами арбитражными, хозяйственными, общей юрисдикции и так далее.
  • Практическое осуществление выполнения судебных решений. Допускается принудительное исполнение в рамках Федерального Закона от 02.12.2007г. за N 229 «Об исполнительном производстве».
  • Законами представлен как исполнитель принятых судебных решений и в уголовном кластере судопроизводства.

Выполняет иные важные функции исполнительного характера в судебной системе страны. О том, что для общества это важная служба. говорит факт образования общегосударственной системы приставов в судебной системе, деятельность которой строго регулируется Федеральными Законами, инструкциями, другими регламентирующими документами.

При выполнении своего долга (выполнение судебных решений) государство через законодательные институты наделило приставов широким спектром действий вплоть до применения физического воздействия на субъектов. Если требуют обстоятельства, то исполнители применяют не запрещенные болевые приемы. Неординарные меры воздействия используются в моменты невозможности привлечь задерживаемых лиц.

Публикации по арбитражной практике Мугина А.С.

Если судебный пристав у которого находится Ваше исполнительное производство не предпринял мер к исполнению решения суда,- возможно он понесет солидарную ответственность с должником и в отношении судебного пристава будет вынесено судебный акт о признании бездействия судебного пристава незаконными в соответствии со ст.15.

Если в течение 2-х месяцев после вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель не предпринял мер к исполнению решения суда, именно: взыскателя не уведомил, запросы не отправил, арест на имущество должника не наложил, временные ограничения на выезд за границу должнику не вынес, предупреждение о привлечении к уголовной ответственности за уклонение от исполнения решения суда не вынес, административный протокол по ст. 17.15 КоАП РФ за нарушение не составил, рапорт в соответствии со ст. 143 УПК РФ руководству не подал, Вы имеете право:

  1. Отправить жалобу на имя руководителя отдела судебных приставов, в котором работает судебный пристав-исполнитель и потребовать исполнения судебного акта в 10-ти дневной срок согласно ст.123 (Закона № 229-ФЗ), а также привлечения к ответственности судебного пристава-исполнителя и возбуждения уголовного дела в отношении должника по признакам ст. 177. УК РФ за злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности после вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
  2. Если Вам не ответили или прислали Постановление о признании правомерными действий судебного пристава, уголовное дело не возбуждено и меры к взысканию не приняты, Вы имеете право направить жалобу на имя Прокурора края с просьбой разобраться в ситуации и потребовать проведения дознания по факту уклонения должника от исполнения судебного акта.
  3. Если ответ начальника отдела судебных приставов по, где работает пристав, который ведет Ваше дело Вас не устроил или ответ Вам не прислали, Вы имеете право отправить жалобу на имя Главного судебного пристава области согласно ст. 124-127 ФЗ «Об исполнительном производстве» №229, мотивируя тем, что согласно ст.19 Федерального закона №118-ФЗ «О судебных приставах» бездействием судебного пристава-исполнителя Вашим интересам взыскателя причинен материальный вред и моральный ущерб, который подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации и Вы вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных Вам в результате совершения исполнительных действий.
  4. Если Вы получили (или нет) ответ от Главного судебного пристава области и уголовное дело не возбуждено и меры к взысканию не приняты, Вы имеете право обратиться в Прокуратуру с жалобой на действия УФССП и отсутствием контроля с их стороны за действиями (бездействием) судебных приставов-исполнителей по исполнению судебного акта.
  5. Если ответ вас не удовлетворил,- обращайтесь с иском в суд общей юрисдикции о признании факта бездействия судебного пристава-исполнителя в соответствии со ст. 441 ГПК РФ и согласно ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
  6. Если получите положительное решение и суд признает бездействие СПИ, то имеете право обратиться с иском в Арбитражный суд области о возмещении убытков, причиненных в результате бездействия службы судебных приставов и взыскании с казны Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов РФ в пользу Вас.
  7. В Арбитражном суде Вы имеете право потребовать возмещения материального вреда и морального ущерба, причиненного судебным приставом в результате неисполнения (бездействия) или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей в соответствии со ст.36, ст.128 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.3, ст.19, ст.22 Федерального закона №118-ФЗ «О судебных приставах», ч.3. ст. 158 БК РФ, ст.16, ст.1069, ст.1071 ГК РФ и в соответствии с п.2 ст.29, ст.71, ст.81, ч.1 ст.197-199, ст.329, ст.330 АПК РФ.

Если судебный пристав у которого находится Ваше исполнительное производство не предпринял мер к исполнению решения суда,- возможно он понесет солидарную ответственность с должником и в отношении судебного пристава будет вынесено судебный акт о признании бездействия судебного пристава незаконными в соответствии со ст.15.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования». По крайней мере есть большой процент вероятности, что судебного пристава-исполнителя уволят, а Вашим делом плотно займутся.

Не так все просто, конечно, но с другой стороны юридическое обеспечение правоприменительного процесса (от подачи заявления о привлечении должника к уголовной ответственности по ст. 177,315 УК РФ, 1069 ГК РФ до последовательного обжалования возможных отказов в возбуждении уголовного дела и информационное освещение юридического процесса), необходимо для формирования правоприменительной практики по данной категории дел.

Что бы быстрее привлечь должника к уголовной ответственности. обязательно проверяйте росписи должника о вручении ему Предупреждения и Требования. Если росписей нет, то он считается не предупрежденным об уголовной ответственности. Если должник не предупрежден дважды, он не считается злостным неплательщиком,т.е. происходит затягивание ИП. (Из собственного опыта читателя нашего блога Галины из г. Арсеньев ).

По словам экспертов, чтобы не допустить бездействия судебного пристава, нужно регулярно напоминать ему о своем деле. В противном случае можно ждать работы очень долго.

По закону, требования и назначения суда должны быть реализованы не позже, чем через 2 месяца после постановления, но на практике это правило соблюдается не всегда.

Очень часто исполнение обязанностей приставов приходится ждать до полугода.

Причинами такого явления выступают и низкая оплата труда сотрудников государственных органов, и большая загруженность работников. Из-за этого кадры меняются, и один исполнительный лист может вести 2-3 пристава. Соответственно, каждый должен полностью ознакомиться с делом, на это требуется больше времени.

Не стоит сразу же нервничать и бросаться обвинениями в приставов – портить с ними отношения вам совершенно ни к чему. Первое, что следует сделать, тщательно изучить материалы исполнительного производства.

По закону, обе стороны имеют право в любой момент получить доступ к материалам дела, копировать их, делать заявки и подавать ходатайства, а также принимать посильное участие в исполнении показанных судом действий.

До того, как закончится срок исполнительного производства, должник и взыскатель могут заключить мировое соглашение в любой момент, на основании которого обвинения с должника будут сняты, а работа судебных приставов будет окончена.

В некоторых случая, имеет смысл ускорить действия исполнителя, это можно сделать, подав заявление о розыске должника, или его имущества. Также можно потребовать запретить должнику выезд из страны на определенное время. Такими действиями взыскатель стимулирует работу федеральных государственных органов, потому как игнорировать подобные требования им не удастся.

Законодательством разрешено обжалование работы судебного исполнителя, чтобы этого добиться, необходимо подать соответствующую жалобу. Это право истца регламентируется законодательством.

Потребовать наказания судебного пристава за его бездействие иди ненадлежащее исполнение обязанностей, может взыскатель, должник, и другие лица, на которые повлияло бездействие или действия федеральной службы. В качестве других лиц могут выступать родственники должника, например, если было изъято лишнее имущество, или родные взыскателя. Жалобы могут подавать частные лица и целые предприятия.

При обжаловании бездействия приставов, подается требование о восстановлении возбуждения производства.

Вторая сторона исполнительного производства, это может быть и истец, и ответчик, имеет право подать жалобу на работу бездействие пристава. Сделать это можно несколькими способами:

  • Подать жалобу в Федеральные органы приставов. При этом необходимо обращаться к вышестоящему – начальнику службы или подразделения.
  • Подать жалобное письмо в прокуратуру района или даже города.
  • Подать жалобу в суд. Физические лица могут обращаться в районный суд, жалобы от юридических лиц принимаются только в арбитражный.

Определенного порядка действий в этом случае нет, можно подать несколько жалоб на исполнителя сразу в 2 органа. Но по словам экспертов, наиболее эффективным методом будет выполнить такой алгоритм действий:

  • Для начала сторона (должник или взыскатель), должна тщательно ознакомиться с исполнительным производством. Это необходимо для того, чтобы иметь основания для написания жалобы на исполнителя и доказать свою правоту при необходимости. Иногда уже этого достаточно для движения дела, требовать ответственности с приставов нужно не всегда.
  • Далее рекомендуется подать жалобное письмо на исполнителя его начальнику – старшему судебному приставу. Если это не помогло, то чтобы наказать исполнителя, следует обращаться уже к главному приставу субъекта федерации или главному приставу в стране.
  • Если не помогло и второе действие, следует обратиться в суд или прокуратуру.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...