Какой статус при оплате постановления в ПФР в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой статус при оплате постановления в ПФР в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основной источник права, в котором фиксируются правила указания статуса в платежных поручениях, направляемых в банк с целью выполнения бюджетных обязательств, — приложение 5 к приказу № 107. В соответствии с данными правилами статус плательщика следует рассматривать как ключевой идентификатор лица, формирующего распоряжение о переводе финансовых средств в бюджетную систему РФ.

Соответствующие сведения должны указываться в реквизите 101 платежного поручения. В нем могут фиксироваться такие статусы, как:

  • 01 — указывается налогоплательщиком в статусе юрлица (таковым может быть, например, ООО, АО, ПАО);
  • 02 — указывается налоговым агентом (таковым может быть юрлицо либо ИП, которые, к примеру, обязаны исчислять НДФЛ с зарплаты наемных сотрудников и перечислять его в бюджет);
  • 03 — указывается организацией ФПС (собственно, это ФГУП «Почта России»);
  • 04 — указывается налоговым органом (это ФНС России и ее территориальные подразделения);
  • 05 — указывается территориальной структурой Федеральной службы судебных приставов;
  • 06 — указывается юрлицом, осуществляющим внешнеэкономические действия;
  • 07 — указывается таможенным органом (то есть Федеральной таможенной службой);
  • 08 — указывается юрлицом, ИП, нотариусом, адвокатом, главой фермерского хозяйства, которые переводят денежные средства в уплату страховых взносов и иных платежей в российскую бюджетную систему;
  • 13 — указывается плательщиком в статусе физлица, который владеет банковским счетом, а также с 01.10.2021 в статусе ИП, нотариуса, адвоката, главы КФХ;
  • 14 — указывается плательщиком, который осуществляет транзакции в пользу физлиц;
  • 15 — указывается кредитной структурой либо ее филиалом, платежным агентом, ФПС при составлении поручений с реестром на перевод, принятый от физлица;
  • 16, 17 — указывается соответственно физлицами и ИП, осуществляющими внешнеэкономические действия;
  • 19 — указывается юрлицами, которые взимают с зарплаты наемных сотрудников долги перед бюджетом на основании полученного исполнительного документа;
  • 20 — указывается кредитными организациями, а также их филиалами, формирующими распоряжения на перевод средств по отдельным платежам физлиц;
  • 23 — указывается органом контроля за уплатой взносов во внебюджетные фонды;
  • 24 — указывается физлицом, которое уплачивает страховые взносы, налоги, сборы и иные платежи в бюджет РФ.

Верно указываем статус в платежных поручениях в 2021 — 2022 годах

В платежном поручении на оплату платежей в бюджетную систему РФ статус плательщика указывается в поле 101. Он представляет собой двузначный код из приложения 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

К примеру, при перечислении компанией налогов с собственной деятельности указывается код 01 «Налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо». А при перечислении страховых взносов на травматизм в поле 101 проставляется код 08.

Мы исходим из того, что платежки налогоплательщик заполняет в онлайн-банке или банковском приложении. Бумажными бланками большинство уже не пользуется, либо они заполняются самим банком по предоставленным клиентом реквизитам.

В полях 1 и 2 указываются название документа и номер формы по ОКУД, они подставляются в документы автоматически.

Здесь необходимо вписать вид платежа. Это поле заполняется банком. Ранее, по старому Постановлению ЦБ можно было указать в нем: «срочно», «телеграфом», «почтой», но сейчас банк ставит в нем отметку «электронно», т. к. платежи формируются в сервисах банка.

Вот как выглядит это поле:

Заполняем поле 101 в платежном поручении в 2021 — 2022 годах

Сумма прописью и цифрами. Если заполняете поручение вручную или на бумаге, пишите сумму прописью с заглавной буквы, слово «рублей» не сокращайте, а копейки указывайте цифрами.

В этих четырех полях нужно указать банковские реквизиты плательщика:

  • расчетный и корреспондентский счета;
  • БИК;
  • наименование банка.

Обычно при открытии счета банк сразу передает вам полные реквизиты, но если вы не уверены в их актуальности, запросите их через систему клиент-банк, в онлайн-сервисе банка или в приложении.

Конечно, если вы постоянно пользуетесь счетом для получения платежей и перечислений, то заметите изменения, а вот если счет используется нечасто, то не обязательно. В электронном виде, как правило, платежное поручение с вашими реквизитами будет заполняться сразу корректно.

В них указывается информация о платеже.

Поле 18 «Вид. оп»

Для платежного поручения указывается шифр 01.

Поле 19 «Срок плат.»

По умолчанию в поле не ставится никакой отметки.

Поле 20 «Наз. пл.»

Согласно Положению ЦБ от 29.06.2021 № 762-П это поле заполняется для выплат зарплаты и иных доходов физлицам, для бюджетных платежей код не указывается.

Поле 21 «Очер. плат.»

Очередность платежа проставляется согласно статье 855 ГК. Если вы направили в банк несколько платежных поручений, например, на налоги, перечисление оплаты за товар поставщику, выплату зарплаты и на счете хватает средств, чтобы оплатить их все, то банк будет исполнять платежки по очереди. Сначала первую поступившую, потом вторую и т. д.

Если же окажется, что денег на счете не хватает, чтобы перевести сразу все платежи, то банк будет ориентироваться на очередность платежа:

  • 1 очередь — алименты и исполнительные документы по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью;
  • 2 очередь — исполнительные документы по выплате выходных пособий и зарплате;
  • 3 очередь — текущая зарплата и перечисление налогов, взносов на основе требований органов контроля (ПФР, ФНС, ФСС);
  • 4 очередь — прочие исполнительные документы;
  • 5 очередь — остальные платежи.

Как видите, если вы уплачиваете налоги или взносы сами, то они попадают в 5-ю очередь.

Как создать платежное поручение в Ак Барс Банке с компьютера:

Поле «Назначение платежа» не имеет жестких требований, главное отразить в нем суть проводимой операции.

Например, указать номер и дату договора, за что производится оплата (материалы, электроэнергия, консультационные услуги и прочее). Также стоит вписать в него номера и даты счетов, актов или накладных. Кроме того, если оплата производится по исполнительному документу или требованию, их реквизиты также нужно указать в этом поле.

Обязательно надо указать сведения о НДС, если сумма его не включает, то сделать запись «Без НДС» или «НДС нет». Банковские системы часто выдают ошибку, если не указать данные об НДС в назначении платежа.

В отдельных случаях нужно особым образом заполнять это поле, например, при перечислении по исполнительному документу алиментов из доходов сотрудника. Тогда надо заполнить поле по такой схеме:

// «ВЗС» (взысканная сумма) // сумма цифрами //

Рубли отделяются от копеек символом «-» (тире); если сумма целая, без копеек, то после символа «-» (тире) указывается «00».

При перечислении взносов в этом поле рекомендуется указывать также регистрационный номер страхователя. Взять его можно как из информационных писем, которые присылает ПФР и ФСС, так и в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Пример: выдержка из выписки ООО «Лента» (ОГРН 1037832048605, сеть гипермаркетов).

Правила заполнения статуса плательщика в поле 101 содержатся в приложении 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

О том, какие проблемы с выбором статуса имели место при оформлении платежей по страховым взносам, читайте в материале «Основные статусы плательщика в платежном поручении».

Основными действующими реквизитами можно считать следующие коды:

  • 01 ― налогоплательщик-организация, какое-либо юридическое лицо.
  • 02 ― налоговый агент. Этот статус наиболее часто встречается при оплате НДФЛ за наемных работников, НДС при заключенных договорах аренды с муниципальными организациями.
  • 08 ― этот код используют предприятия и физлица, уплачивающие за наемных работников страховые взносы на травматизм, администрируемые ФСС (при уплате взносов на ОПС, ОМС и ВНиМ, которыми заведует налоговая, в платежке ставится статус 01). Также статус 08 используют при уплате в ПФР штрафов за нарушения с персонифицированным учетом.
  • 13 ― с 01.10.2021 этот статус указывают ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, уплачивающие налоги за себя, а также прочие физические лица.

Обратите внимание! До 01.10.2021 ИП, адвокаты, нотариусы и главы КФХ при перечислении налогов за себя указывают в платежках коды 09, 10, 11 и 12 соответственно. С 1 октября для всех этих лиц действует единый код статуса — 13. Подробнее см. здесь.

Поле 101 платежного поручения в 2021-2022 годах подлежит заполнению не в каждом случае перечисления денежных средств. Наличие статуса плательщика указывает на получателя платежа как субъекта, на счетах которого аккумулируются налоги, взносы и прочие поступления. Банки в таких случаях обязаны проследить, чтобы последующие ячейки 102–110 также были заполнены. При отсутствии необходимых данных проставляется 0. Наличие пустого поля не допускается. Исключением здесь является поле 110, которое можно не заполнять вообще.

Коды 15 и 20 используют кредитные организации или их филиалы, платежные агенты, которые переводят денежные средства за физических лиц на основании общего реестра или по каждому в отдельности.

Код 24 указывают физлица, осуществляющие выплаты страховых взносов или иных платежей в бюджет.

Таким образом, если субъект предпринимательской деятельности перечисляет в ФСС страховые взносы на травматизм за своих наемных работников, статус плательщика указывается с кодом 08 независимо от того, является он организацией или ИП.

Пример 1

Какой код следует прописать в поле 101 при перечислении НДФЛ? Использовать статус 01, указывающий на плательщика — юридическое лицо, неверно. В этом случае при перечислении денежных средств налоговыми агентами за своих работников необходимо проставить 02. Уплачивающие с 01.10.2021 налог на доходы предприниматели, нотариусы, адвокаты ставят код 13. Также код 13 проставляют прочие физические лица, которые уплачивают налог, образовавшийся в результате оказания разовых услуг.

Пример 2

Какой статус плательщика проставляется при оплате земельного налога?

Поле 101 заполняется в зависимости от владельца земельного участка. Для организаций статус плательщика равен 01. Предприниматели, использующие участки в своей деятельности, связанной с получением прибыли, с 01.10.2021 проставляют код 13. Налог на землю в случаях, когда владельцами являются прочие физические лица, уплачивается также с кодом 13.

С ноября 2016 года в силу вступило правило о том, что уплата налога возможна третьим лицом. Заполнение платежного документа в этом случае имеет свои особенности.

Подробнее об оформлении документа на оплату налога третьим лицом читайте в материалах:

  • «Утверждены правила заполнения платежных поручений при уплате налогов третьими лицами»;
  • «Нюансы платежки при уплате налога за третье лицо».

Статус плательщика страховых взносов: поле 101

Неверно указанный код статуса плательщика приводит к возможной недоимке по налогам и взносам, начислению пеней, штрафов, разногласиям с контролирующими органами.

Самой распространенной ошибкой в использовании статуса плательщика можно считать перечисление НДФЛ за наемных работников с указанием в поле 101 кода 01 — как организации. Это неверно, так как в данном случае субъект выступает в качестве налогового агента. Правильным будет статус плательщика с кодом 02. То же самое касается и случаев перечисления НДС при аренде за муниципальные учреждения, когда организация выступает в качестве налогового агента.

Примеры указания статуса плательщика см. в этом материале.

Иностранные организации и физлица могут указывать «0» в поле «ИНН плательщика», если они не состоят на учёте в налоговой. Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органами.

При удержании из дохода физлица-должника денег на погашение задолженности, указывайте его ИНН в поле «ИНН плательщика». Вписывать ИНН организации нельзя, с 17 июля 2021 года это четко прописано в приказе.

Если платёжное поручение составило физическое лицо без счёта и собирается перечислить по нему деньги в бюджет, в реквизитах нужно указывать именно ИНН физлица или «0», если номер не присвоен. Указывать ИНН кредитной организации запрещено.

Главное изменение касается индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и глав КФХ. С 1 октября 2021 года коды статуса плательщика «09», «10», «11» и «12» утратили силу. Вместо них перечисленные выше налогоплательщики должны указывать код «13», который соответствует налогоплательщикам-физлицам.

Также часть кодов будет удалена или отредактирована. Добавятся и новые коды:

  • «29» — для политиков, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой);
  • «30» — для иностранных лиц, не состоящих на учёте в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.

С 1 октября перечень кодов основания платежа уменьшился Исчезли коды:

  • «ТР» — погашение задолженности по требованию налоговой;
  • «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
  • «ПР» — погашение задолженности по решению о приостановлении взыскания;
  • «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.

Вместо них нужно указывать код «ЗД» — погашение задолженности по истекшим периодам, в том числе добровольное. Раньше этот код применялся исключительно для добровольного закрытия долгов.

Также с 1 октября удален код «БФ» — текущий платеж физлица, уплачиваемый со своего счёта.

В этом поле указывается номер документа, который является основанием платежа. Его заполнение зависит от того, как заполнено поле 106.

Новый код для основания платежа в четырёх утративших силу случаях — «ЗД». Но несмотря на это, удалённые коды будут фигурировать в составной части номера документа — первые два знака. Заполняйте поле в следующем порядке:

  • «ТР0000000000000» — номер требования налоговой об уплате налогов, сборов, взносов;
  • «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • «ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
  • «АР0000000000000» — номер исполнительного документа.

Например, «ТР0000000000237» — требование об уплате налога № 237.

Порядок заполнения поля 109 меняется для погашения задолженности по истекшим периодам. При указании кода «ЗД» нужно вписать в поле дату одного из документов, который является основанием платежа:

  • требования налоговой;
  • решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • решения о приостановлении взыскания;
  • исполнительного документа и возбуждённого исполнительного производства.

\n\n

В 2020 году и ранее у страхователей не было обязанности направлять в ФСС анкетные данные о работниках, а у сотрудников — сообщать подобные сведения в отдел кадров или бухгалтерию. Поэтому в момент трудоустройства первичный сбор информации (в целях передачи в фонд) не проводился.

\n\n

Но в 2021 году появилась необходимость собирать и передавать в ФСС сведения в том числе на давно трудоустроенных работников. В какой момент это делать? На основании пункта 2 Положения № 2375 — «в период осуществления трудовой, служебной, иной деятельности». Но такая формулировка допускает различные толкования.

\n\n

В последнее время чиновники из ФСС дают неофициальные комментарии, в которых настаивают на следующем: страхователь должны провести первичный сбор сведений обо всех застрахованных лицах до конца 2021 года. Тогда фонд сможет заполнить свою базу данных и подготовиться к повсеместному переходу на электронные бюллетени.

\n\n

Размеры санкций за нарушения, допущенные при передаче в ФСС сведений, необходимых для выплаты декретных и пособий по болезни, приведены в статье 15.2 Закона № 255-ФЗ (см. таблицу). Эти штрафы будут применяться с 2022 года.

\n\n

Таблица

\n\n

Штрафы за нарушения при подаче в ФСС сведений для выплаты пособий

\n\n

\n\t \n\t\t \n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t

\n\t

\n\t\t \n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Нарушение

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Сумма штрафа

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Отказ направить документы в ходе проверки полноты и достоверности сведений, переданных страхователем в фонд дня назначения пособия

\n\t\t\t

\n\t\t\t

200 руб. за каждый несданный документ

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Передача недостоверных сведений и документов (либо их сокрытие), повлекшее излишнюю выплату пособия

\n\t\t\t

\n\t\t\t

20% излишне понесенных фондом расходов, (максимум 5 000 руб., минимум 1 000 руб.)

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Нарушение срока подачи сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия

\n\t\t\t

\n\t\t\t

5 000 руб.

В 2020 году и ранее у страхователей не было обязанности направлять в ФСС анкетные данные о работниках, а у сотрудников — сообщать подобные сведения в отдел кадров или бухгалтерию. Поэтому в момент трудоустройства первичный сбор информации (в целях передачи в фонд) не проводился.

Но в 2021 году появилась необходимость собирать и передавать в ФСС сведения в том числе на давно трудоустроенных работников. В какой момент это делать? На основании пункта 2 Положения № 2375 — «в период осуществления трудовой, служебной, иной деятельности». Но такая формулировка допускает различные толкования.

В последнее время чиновники из ФСС дают неофициальные комментарии, в которых настаивают на следующем: страхователь должны провести первичный сбор сведений обо всех застрахованных лицах до конца 2021 года. Тогда фонд сможет заполнить свою базу данных и подготовиться к повсеместному переходу на электронные бюллетени.

Размеры санкций за нарушения, допущенные при передаче в ФСС сведений, необходимых для выплаты декретных и пособий по болезни, приведены в статье 15.2 Закона № 255-ФЗ (см. таблицу). Эти штрафы будут применяться с 2022 года.

Таблица

Штрафы за нарушения при подаче в ФСС сведений для выплаты пособий

Нарушение

Сумма штрафа

Отказ направить документы в ходе проверки полноты и достоверности сведений, переданных страхователем в фонд дня назначения пособия

200 руб. за каждый несданный документ

Передача недостоверных сведений и документов (либо их сокрытие), повлекшее излишнюю выплату пособия

20% излишне понесенных фондом расходов, (максимум 5 000 руб., минимум 1 000 руб.)

Нарушение срока подачи сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия

5 000 руб.

На самом деле ничего страшного не произойдет, если при заполнении платежного поручении ошибиться только в указании статуса плательщика, — деньги все равно поступят в ИФНС/ФСС.

Но плательщик страховых взносов, желающий исправить данную ошибку, вправе попросить уточнить свой платеж. Для этого нужно подать соответствующее заявление в свою налоговую инспекцию или в свое отделение ФСС.

Большинство работников финансовой сферы могут с легкостью ответить на вопрос: что такое статус плательщика — 101 поле в платежке. Это специальный код, который позволяет идентифицировать организацию-плательщика. Иными словами, данный шифр определяет статус лица, осуществляющего тот или иной платеж.

Если указать неверное значение в поле 101, то платежный документ, скорее всего, вернут отправителю с указанием на допущенную ошибку. Однако если платеж «уйдет», то он будет «затерян» среди бюджетных платежей. Выяснение, возврат или уточнение ошибочного транша займет немало времени.

Все возможные значения статуса плательщика закреплены в Приложении № 5 к Приказу Минфина РФ № 107н. Итак, в настоящий момент действуют 25 кодификаций. Рассмотрим значения, которые широко применяются в деятельности бюджетного учреждения. Данные представим в виде в таблицы:

Код

Значение

01

Если перечисление осуществляет юридическое лицо в качестве налогоплательщика в отношении платежей в пользу ФНС.

Уже с 2017 года при перечислении взносов на социальное страхование граждан в ФНС придется указывать «01» в 101 поле платежки.

Отметим, что страховые взносы — статус плательщика 2020 — определяются также. Исключение: взносы ФСС по НС и ПЗ.

02

Данный шифр должны использовать налоговые агенты.

Например, статус плательщика 101 2 необходимо указать при перечислении НДФЛ за наемных сотрудников.

08

Применяется при перечислении страховых взносов на травматизм в пользу Фонда социального страхования.

Также код «08» придется указать в платежке на перечисление субсидий. Например, при перечислении субсидии на выполнение муниципального задания от распорядителя бюджетных средств в пользу бюджетного учреждения.

Остальные значения кодификации поля 101 в бюджетной деятельности используются довольно редко. В коммерческой сфере наиболее популярными считаются коды:

  • статус плательщика 101 09 — используется при перечислении налоговых платежей в государственный бюджет индивидуальными предпринимателями. Например, если ИП платит налоги, сборы и взносы в Федеральную инспекцию;
  • статус плательщика 101 13 — применяется для платежей в бюджет по налогам, сборам, взносам и иным формам налоговых обязательств, если плательщиком выступает простой гражданин — физлицо;
  • код «11» указывают адвокаты при аналогичных видах расчетов с бюджетом;
  • шифр «12» — для глав КФХ.

Остальные значения кодификации имеют индивидуальный характер и применяются субъектами с особыми признаками.

В январе-сентябре 2021 года индивидуальные предприниматели проставляют следующие коды статуса плательщика:

  • «09» — при уплате налогов (кроме НДФЛ с зарплаты работников) и сборов;
  • «02» — при уплате НДФЛ с зарплаты работников;
  • «09» — при уплате страховых взносов «за себя»;
  • «09» — при уплате страховых взносов с зарплаты работников.

Начиная с октября 2021 года, коды для ИП будут такими:

  • «13» — при уплате налогов (кроме НДФЛ с зарплаты работников) и сборов;
  • «02» — при уплате НДФЛ с зарплаты работников;
  • «13» — при уплате страховых взносов «за себя»;
  • «13» — при уплате страховых взносов с зарплаты работников.

Статус составителя документа в платежном поручении 2020 заполняется на основании новых требований Минфина, которые изменили приказ № 107н.

Значение зашифровано кодом из двух цифр от 01 до 26. В связи с передачей контроля за средствами страховых фондов, кроме взносов «на травматизм», в ведомство ФНС со 2 октября 2017 года специалисту требуется обратить внимание на изменение кодов платежей страховых взносов, администрируемых налоговой. Минфин определил, что при перечислении платежей страховых взносов с кодом администратора «182» (Налоговая) указываются следующие значения поля 101:

  • юридические лица — «01»;
  • ИП — «09»;
  • занимающиеся частной практикой — «10»;
  • адвокаты — «11»;
  • главы крестьянского хозяйства — «12»;
  • физические лица — «13» и т. д.

Код «14» чиновники исключили, т. к. банковская система платежей требует доработки (Письмо ФНС России от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@).

С 2022 года изменены правила сдачи отчетности в ПФР и ФСС

Что бухгалтер перечисляет в бюджет

Что бухгалтер указывает в поле 101

(показатель статуса в платежном поручении 2020)

Налог (организация)

01

Налог ИП (за себя)

09

Налог (как налоговый агент)

02

Страховые взносы организации, администрируемые ФНС

01

Страховые взносы организации в ФСС 0,2 %

08

Страховые взносы ИП за работников

09

Страховые взносы ИП за себя

09

Статус составителя в платежном поручении 2020 может варьироваться следующим образом:

  • перечисление налога на прибыль. Налог на прибыль уплачивают организации — юридические лица. Налог платится с прибыли, полученной организацией. Бухгалтеру следует заполнить в поле 101 показатель «01»;
  • перечисление на обязательное пенсионное страхование (далее ОПС) организацией. Страховые на ОПС находятся в ведении Налоговой. В поле 101 бухгалтеру нужно указать также показатель «01»;
  • перечисление ОПС ИП. Страховые на ОПС для ИП, независимо от того, платит он их за себя или за сотрудников — верный показатель «09»;
  • перечисление НДФЛ. НДФЛ — это налог, который организации и ИП удерживают с доходов своих работников в качестве налогового агента. Показатель статуса налогоплательщика в платежном поручении 2020 платежей по НДФЛ — «02»;
  • перечисление больничного работнику. Платеж поступает сотруднику, а не в бюджет РФ. Поле 101 следует оставить незаполненным;
  • перечисление аванса работникам. Уплата аванса не производится в бюджет РФ. Поле 101 необходимо оставить пустым;
  • перечисление контрагенту за оплату выполненных услуг по информационному сопровождению. Платеж не осуществляется в бюджет РФ. Поле 101 не заполняется.

С 01.01.2022 вступает в силу обновленная редакция Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ). Поправки в нее внесены Федеральным законом от 30.04.2021 № 126-ФЗ. Обзор поправок см. в комментарии.

Согласно новой ч. 17 ст. 13 Закона № 255-ФЗ Правительство РФ устанавливает:

  • состав сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий;
  • порядок получения документов органами ФСС России для прямых выплат пособий, в т. ч. в электронной форме.

Постановлением от 23.11.2021 Правительство РФ утвердило правила получения отделениями ФСС России таких сведений и документов (далее – Правила). Они начинают действовать с 01.01.2022 (за исключением отдельных положений, которые вступят в силу 01.01.2023).

Основные изменения связаны с тем, что с 01.01.2022 ФСС России переходит на беззаявительный (иначе говоря, проактивный) порядок выплаты пособий. Его суть в том, что информацию о страховом случае, в связи с которым назначается пособие, фонды будут получать не от работодателя (за одним исключением), а на основании сведений об открытии и закрытии листков нетрудоспособности, а также от иных ведомств в порядке обмена данными (в частности, от органов ЗАГС).

Напомним, что с 2022 года листки нетрудоспособности начнут оформлять только в электронном виде. См. об этом здесь. На бумажном носителе больничные листы продолжат выдавать только тем гражданам, сведения о которых составляют государственную (иную охраняемую законом) тайну, а также лицам, в отношении которых реализуются меры государственной защиты (новая ч. 28 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). На упомянутых лиц положения комментируемых Правил не распространяются (п. 2 Правил).

Раньше при оплате собственных налогов и взносов предприниматели указывали код в зависимости от статуса:

  • индивидуальные предприниматели — код 09;

  • нотариусы, занимающиеся частной практикой — код 10;

  • адвокаты, учредившие адвокатский кабинет — код 11;

  • главы крестьянско-фермерских хозяйств — код 12.

Теперь вместо них нужно указывать единый код — 13.

Предприниматели погашают задолженности перед бюджетом по определённому документу. Раньше его вид влиял на код основания платежа:

  • акт проверки — код АП;

  • исполнительный документ — код АР;

  • приостановленная к взысканию задолженность — код ПР;

  • требование налогового органа — код ТР.

Теперь уточнять вид документа в поле «Основание платежа» не придётся. Вместо перечисленных кодов действует единый — ЗД. Он распространяется на любые задолженности: как по истёкшим, так и по расчётным периодам.

Статус плательщика в платежном поручении в 2021 году

Раньше при погашении долгов перед бюджетом в поле «Номер документа» указывали только порядковый номер. Например, если с предпринимателя взыскивали штраф по исполнительному листу № 13451 от 01.12.2021, в платёжке он указывал только число — 13451.

Теперь в номере документа нужно уточнить его вид. Для этого нужно добавить код, который раньше указывали в поле «Основание платежа». Это значит, что вместо 13451 нужно указывать АР13451. Аналогичные правила действуют для актов проверки, приостановленной к взысканию задолженности и требованию налогового органа.

Дату документа нужно указывать в точном соответствии с основанием платежа в формате ДД.ММ.ГГГГ. Например, если предприниматель платит штраф по исполнительному листу от 01 декабря 2021 года, то в поле «Дата платежа» он указывает 01.12.2021. Если же вы просто платите налоги по декларации, в поле «Дата платежа» укажите дату ее подписания.

В соответствии со статьей 420 Налогового кодека РФ для организаций и ИП, которые выплачивают вознаграждения в пользу физлиц, объектом обложения страховыми взносами признаются все работникам, подлежащим обязательному соцстрахованию.

Страховые взносы платятся с выплат работникам:

  • По трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
  • По договорам авторского заказа.
  • По договорам об отчуждении исключительного права на произведений и по лицензионным договорам.

Для большинства компаний установлен основной базовый тариф страховых взносов в размере 30 %:

  • 22 % — на обязательное пенсионное страхование в пределах величины базы для исчисления страховых взносов,
  • 2,9 % — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах базы,
  • 5,1 % на обязательное медицинское страхование.

Сверх предельной величины базы страховые взносы уплачиваются в ПФРпо тарифу 10 %.

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) Обязательное медицинское страхование (ОМС)
До достижения предельной величины базы Свыше предельной базы Для россиян и иностранных высококвалифицированных специалистов Для иностранцев без гражданства РФ и временно пребывающих Свыше предельной базы
22% 10% 2,9% 1,8% 0% 5,1%

Право не платить страховые взносы имеют организации, которые выплачивают вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных международном реестре судов России.

Для применения нулевого тарифа взносов, ИФНС может запросить, в частности:

  • копию свидетельства о регистрации судна (подтверждении регистрации судна) в РМРС;
  • список членов экипажа судна (судовая роль);
  • коллективные, трудовые договоры (трудовые соглашения);
  • договоры гражданско–правового характера с членами экипажа судна; действующие квалификационные документы (дипломы и квалификационные свидетельства) на занятие должности члена экипажа судна;
  • паспорт моряка члена экипажа судна;
  • устав службы на судне;
  • отраслевое тарифное соглашение.

Что такое статус плательщика в платежном поручении и как его заполнить

1. Утвердить основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — Фонд) на 2022 год:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 10032456725,7 тыс. рублей, из них 9961836110,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3630827157,0 тыс. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3718694,9 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 10154848745,7 тыс. рублей, из них 10110501720,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии;

3) объем дефицита бюджета Фонда в сумме 122392020,0 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 148665610,0 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 26273590,0 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2023 и 2024 годов:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 10591986377,5 тыс. рублей, из них 10520488606,4 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3750363520,3 тыс. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3949192,1 тыс. рублей, и на 2024 год в сумме 11074708717,1 тыс. рублей, из них 11001682640,1 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3771788454,7 тыс. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4190686,3 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 10573827263,3 тыс. рублей, из них 10528470109,9 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, и на 2024 год в сумме 11167404425,6 тыс. рублей, из них 11120839686,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии;

3) объем профицита бюджета Фонда на 2023 год в сумме 18159114,2 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 7981503,5 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 26140617,7 тыс. рублей, и объем дефицита бюджета Фонда на 2024 год в сумме 92695708,5 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 119157046,1 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 26461337,6 тыс. рублей.

Утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, органами управления государственным внебюджетным фондом, согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

Утвердить источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

1. Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов:

1) на 2022 год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону;

2) на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.

2. Утвердить общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2022 год в сумме 9996477963,3 тыс. рублей, на 2023 год в сумме 10410855348,6 тыс. рублей и на 2024 год в сумме 10999435285,0 тыс. рублей.

Пенсионное обеспечение: что изменится с 1 января 2022 года

1. Фонд вправе в 2022 году осуществлять:

1) финансовое обеспечение выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Фонда, за праздничные и выходные дни января 2023 года в декабре 2022 года в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

2) финансовое обеспечение доставки пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат в пределах 1,17 процента доставленных сумм без учета налога на добавленную стоимость;

3) финансовое обеспечение выплаты пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, социального пособия на погребение умерших не работавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии), и оказания услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг, включая расходы на доставку указанных пенсий и пособия, с последующим возмещением за счет бюджетных ассигнований, получаемых в форме межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации через органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации.

2. Фонд вправе на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов устанавливать размер норматива оборотных денежных средств дифференцированно, учитывая необходимость досрочного осуществления финансового обеспечения выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат в отдельные месяцы финансового года, но не менее 25 процентов объема расходов на указанные выплаты в предстоящем месяце.

3. Суммы средств, поступившие в бюджет Фонда на выплату страховой пенсии, на которые страхователями по состоянию на 1 января 2022 года не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета для отражения в общей части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, направляются Фондом на финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий.

1. Установить, что остатки межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2022 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного их использования в 2021 году на выплаты пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, предоставление материнского (семейного) капитала и другие социальные выплаты, на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно, на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», направляются Фондом в 2022 году на те же цели, а также на выплату страховых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии в случае недостаточности в ходе исполнения бюджета Фонда бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование и на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.

2. Установить, что в случае передачи Фонду с 1 января 2022 года дополнительных функций и бюджетных полномочий по осуществлению мер социальной поддержки, предоставлению пособий и компенсаций отдельным категориям граждан, в том числе семьям с детьми и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, вносятся соответствующие изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда без внесения изменений в закон о бюджете Фонда.

3. Установить, что в случае, если суммы фактически поступивших в бюджет Фонда средств, подлежащих направлению в текущем финансовом году на осуществление доплат к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и работникам организаций угольной промышленности, превысят годовые объемы бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью бюджета Фонда, в целях реализации Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» и Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» вносятся соответствующие изменения в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.

Страховые пенсии в 2022 году вырастут на 5,9 процента

Принят Государственной Думой 24 ноября 2021 года

Одобрен Советом Федерации 1 декабря 2021 года

Статья 1. Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

1. Утвердить основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — Фонд) на 2022 год:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 10 032 456 725,7 тыс. рублей, из них 9 961 836 110,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 630 827 157,0 тыс. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3 718 694,9 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 10 154 848 745,7 тыс. рублей, из них 10 110 501 720,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии;

3) объем дефицита бюджета Фонда в сумме 122 392 020,0 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 148 665 610,0 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 26 273 590,0 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2023 и 2024 годов:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 10 591 986 377,5 тыс. рублей, из них 10 520 488 606,4 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 750 363 520,3 тыс. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3 949 192,1 тыс. рублей, и на 2024 год в сумме 11 074 708 717,1 тыс. рублей, из них 11 001 682 640,1 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 771 788 454,7 тыс. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 190 686,3 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2023 год в сумме 10 573 827 263,3 тыс. рублей, из них 10 528 470 109,9 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, и на 2024 год в сумме 11 167 404 425,6 тыс. рублей, из них 11 120 839 686,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии;

3) объем профицита бюджета Фонда на 2023 год в сумме 18 159 114,2 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 7 981 503,5 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 26 140 617,7 тыс. рублей, и объем дефицита бюджета Фонда на 2024 год в сумме 92 695 708,5 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 119 157 046,1 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 26 461 337,6 тыс. рублей.

Статья 2. Главные администраторы доходов бюджета Фонда

Утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, органами управления государственным внебюджетным фондом, согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

Статья 3. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда

Утвердить источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

Статья 4. Бюджетные ассигнования бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

1. Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов:

1) на 2022 год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону;

2) на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.

2. Утвердить общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2022 год в сумме 9 996 477 963,3 тыс. рублей, на 2023 год в сумме 10 410 855 348,6 тыс. рублей и на 2024 год в сумме 10 999 435 285,0 тыс. рублей.

Организация оформляет платежное поручение на перечисление банку присужденной суммы на основании постановления судебного пристава. Перечисляемая сумма удержана из заработной платы работника (должника). Надо ли заполнять поле 101 «Статус плательщика» платежного поручения и что в нем указывать?

При оформлении платежного поручения на перечисление банку присужденной суммы на основании постановления судебного пристава поле 101 «Статус плательщика» платежного поручения на перечисление долга банку не надо заполнять. Оно останется пустым.

Данная обязанность по заполнению поля 101 возникает при переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации в виде налогов и других обязательных платежей.

Если денежные средства перечисляются другим получателям, то поле 101 платежного поручения не заполняется.

г. Киров . . . . . . . . . . . . . . . . . 16.05.2022

В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ ООО «Гаспром» просит принять решение об уточнении платежа.

В поле 101 платежного поручения от 18 апреля 2022 г. № 415 на перечисление налога на добавленную стоимость (КБК – 18210301000011000110) в сумме 5000 (Пять тысяч) руб. был неверно указан статус плательщика – 01 (налогоплательщик).

Правильный статус плательщика – 02 (налоговый агент).

Эта ошибка не повлекла за собой неперечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Приложение:

– копия платежного поручения от 18 апреля 2022 г. № 415.

Страховые взносы — 2022: что нового для работодателей и ИП

  • Взносы в ПФР: 34445 : 4 = 8611,25 руб.
  • Взносы в ФФОМС: 8766 : 4 = 2191,5 руб.

То есть, наш ИП каждый квартал печатает две квитанции на оплату страховых взносов и ходит с ними в “Сбербанк” для оплаты наличными.

  1. За первый квартал 2022 года: с 1 января до 31 марта
  2. За второй квартал 2022: с 1 апреля до 30 июня
  3. За третий квартал 2022: с 1 июля до 30 сентября
  4. За четвертый квартал 2022: с 1 октября по 31 декабря

В нашем примере мы рассмотрим именно тот случай, когда ИП платит поквартально. Именно такие сроки платежей по взносам предлагают почти все бухгалтерские программы и онлайн-сервисы. Таким образом нагрузка по обязательным страховым взносам для ИП распределяется более равномерно.

А ИП на УСН 6% еще может делать вычеты из авансов по УСН. Обратите внимание, что если у вас открыт счет ИП в банке, то настойчиво рекомендуется платить взносы (и налоги) только с него. Дело в том, что банки, начиная с июля 2017 года и этот момент контролируют. И если у вас открыт счет в банке для ИП, то обязательно платите все налоги и взносы только со счета ИП, а не наличными.

  • Так как мы вводили КБК 18210202140061110160 , то у нас получилась квитанция на оплату обязательных взносов на пенсионное страхование ИП “за себя”.
  • Для того, чтобы оформить квитанцию на оплату обязательного взноса на медицинское страхование ИП «за себя» повторяем все шаги, но на этапе ввода КБК указываем другой КБК: 18210202103081013160

Еще раз напомню, что этот платеж необходимо совершить строго до 1 июля 2023 года (по итогам 2022 года, разумеется).

Так вот. Отдельного КБК для оплаты 1% не предусмотрено. Это означает, что когда настанет пора платить этот 1%, то Вам нужно будет сформировать точно такую же квитанцию, как и для оплаты взносов на обязательное пенсионное страхование.

То есть, при оформлении квитанции на оплату 1%, указываете КБК 18210202140061110160 (но не исключено, что этот КБК изменится в 2022 году. Поэтому, следите за новостями и своевременно обновляйте свои бухгалтерские программы).

Фактически, у вас получится точно-такая же квитанция, как и при оплате обязательного взноса на пенсионное страхование. Только будет другая сумма платежа, разумеется.

Но напоследок я еще раз повторюсь, что такие платежки нужно оформлять в бухгалтерских программа и сервисах. Не нужно все вести в ручном режиме в надежде сэкономить несколько тысяч рублей…

Например, эти две квитанции можно оформить в «1С. Предприниматель» буквально за три клика. Без вдумчивого изучения столь занудных инструкций =)

С уважением, Дмитрий Робионек.


Уважаемые предприниматели!

Готова новая электронная книга по налогам и страховым взносам для ИП на УСН 6% без сотрудников на 2022 год:


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...