Максимальная сумма выдачи в подотчет в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Максимальная сумма выдачи в подотчет в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Обычно приказ составляется не отдельно для установления сроков, а для описания всей процедуры выдачи подотчетных сумм. В таком приказе стоит указать:

  • размер выдаваемых сумм;

ВАЖНО! Максимальный размер подотчетных сумм к выдаче также законодательно не установлен. Его, как и срок выдачи денег под отчет, хозсубъекты определяют самостоятельно.

  • сроки, на которые средства выдаются подотчетникам;
  • перечень сотрудников, правомочных получать подотчетные деньги;
  • описание процедуры представления авансовых отчетов.

В каком еще документе можно отразить нюансы расчетов с подотчетными лицами, узнайте из публикации «Положение о расчетах с подотчетными лицами — образец».

Следует иметь в виду, что предельные сроки, на которые будут выдаваться средства подотчетникам, могут быть как одинаковыми для всех сотрудников компании, так и установлены для каждого из них индивидуально.

Существует ли максимальный срок выдачи денег в подотчет?

Закон не запрещает выдавать деньги подотчетникам не только на несколько дней или месяцев, но и на несколько лет. При этом стоит понимать, что чрезмерно длительные сроки нахождения средств у подотчетника должны быть обоснованы производственной необходимостью, а сами средства — потрачены на целевые расходы. В противном случае возможен риск переквалификации контролирующими органами подотчетных сумм в доход или беспроцентный заем, что влечет за собой необходимость удержания с доходов (или материальной выгоды) НДФЛ.

Оспорить такую переквалификацию можно будет только в судебном порядке. При этом арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна и во многом зависит от условий, сопутствующих той или иной конкретной ситуации с участием подотчетных средств.

ВАЖНО! Обратите внимание на письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-04-06/4-5, в котором ведомство сообщает, что до момента утверждения руководством авансового отчета невозможно однозначно определить, возникнет ли у сотрудника облагаемый НДФЛ доход и какова будет сумма этого дохода.

Можно ли выдавать подотчетные суммы при отсутствии отчета по предыдущим полученным под отчет суммам, узнайте из статьи «Порядок учета расчетов с подотчетными лицами (нюансы)».

Несмотря на то, что лимита выдаваемых под отчет сумм не существует, неограниченная и необоснованная выдача в подотчет в 2019-2020 годах может привлечь внимание контролирующих органов. В первую очередь при осуществлении контроля за правильностью отражения подотчета проверяющих заинтересуют следующие операции:

  1. Выдача и возврат из подотчета средств, совершаемые в следующие друг за другом дни (как правило, это делается для того, чтобы скрыть излишек наличности в кассе при превышении установленного лимита).

О том, как определяется кассовый лимит, читайте в этой статье.

  1. Выдача сумм на длительный срок (несколько месяцев, несколько лет).
  2. Выдача суммы, значительно превышающей среднемесячную величину расходов фирмы.
  3. Выдача суммы, существенно превышающей величину расходов, на осуществление которых она выдавалась.
  4. Направление сумм, выданных в подотчет, на нецелевое использование.

ВАЖНО! Единичное совершение таких операций ревизоры, возможно, оставят без внимания, поскольку их осуществление не запрещено. Однако неоднократное их повторение, а особенно систематическое, однозначно вызовет подозрение и станет поводом для пристального изучения и выявления истинной сути этих операций.

Ни по одному из перечисленных в предыдущем разделе оснований фирму (или ИП) нельзя привлечь к ответственности. И хотя в КоАП существует ст. 15.1 под названием «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов», ответственность по ней может наступить только в следующих ситуациях:

  • расчеты наличностью с юрлицами сверх установленного лимита;
  • неоприходование в кассу наличности;
  • нарушение порядка хранения наличных денег;
  • нарушения, совершаемые платежными агентами.

Установленные суммы штрафных санкций за эти нарушения — 4 000–5 000 руб. для должностных лиц и 40 000–50 000 руб. — для юрлиц. Для иных ситуаций санкций не предусмотрено.

Однако безответственная выдача средств в подотчет может обойтись еще дороже — например, если налоговики переквалифицируют крупную сумму, выданную в подотчет директору на длительный срок, в беспроцентный заем и насчитают с материальной выгоды НДФЛ.

Установить, что бесконечная выдача-возврат из подотчета средств используется для маскировки превышения лимита кассы, для контролеров — тоже несложная задача.

ВАЖНО! Даже если ревизорам станет понятен истинный смысл осуществляемых хозсубъектом операций со средствами, выданными в подотчет, отстаивать свою точку зрения им придется в суде. Арбитражная же практика в данной сфере очень разнородна (например, постановления 7-го арбитражного апелляционного суда от 26.03.2014 по делу № А67-5875/2013 и ФАС Поволжского округа от 13.03.2014 № А65-15313/2013 приняты в пользу компании, а решение Московского городского суда от 14.08.2013 по делу № 7–1920/2013 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.07.2012 № Ф08-3500/12 по делу № А53-8405/2011 — в пользу ФНС).

Подробнее об ответственности за нарушения, допускаемые при работе с наличностью, читайте в статье «Кассовая дисциплина и ответственность за ее нарушение».

Максимальная сумма для подотчета сотруднику нормативными документами не установлена. При этом ее следует отличать от суммы, уплачиваемой подотчетником при совершении расчетов с поставщиком товаров и услуг.

Привлечь к ответственности фирму или предпринимателя за выдачу под отчет средств в случаях, которые можно трактовать иным экономическим образом, непросто. Однако мы рекомендуем крайне осмотрительно совершать любые подотчетные операции и учитывать возможные риски.

Как выдать средства подотчет, сдать Авансовый отчет

Для того чтобы исключить возможные проблемы с банком в платежном поручении в поле 24 «Назначение платежа» нужно указать «Перечисление средств под отчет на оплату хозяйственных расходов».

Эта формулировка поможет уменьшить налоговые риски и избежать квалификации перечисленных денег, как заработной платы с доначислением НДФЛ и страховых взносов.

Компания самостоятельно устанавливает порядок расчета лимита кассы. Есть два варианта: на основе выручки организации или объема выдачи наличных

Расчет лимита кассы: по выручке

Первый способ основан на показателях фактической или планируемой выручки организации. Он подойдет скорее тем, кто продает товары или оказывает услуги за наличный расчет. В этом случае формула лимита кассы будет:

Лимит = Выручка / Расчетный период х Дни

Расчетный период составляет не более 92 рабочих дней компании. Выбирать его можно произвольно, учитывая, например, сезонность или «пиковые» поступления прошлых лет.

Дни — это число рабочих дней между датами сдачи денег в банк, продолжительность этого периода должна быть не более 7 дней, а в местностях, где нет банка — не более 14.

Пример. В 4 квартале в кассу ООО «Солнышко» поступило:

  • в октябре — 130 500 рублей,
  • в ноябре — 345 000 рублей,
  • в декабре — 146 900 рублей.

Деньги сдаются в банк ежедневно. Как рассчитать лимит кассы на 2022 год?

Рассчитываем по формуле выше:

(130 500 руб. + 345 000 руб. + 146 900 руб.) / ( 22 дня + 20 дней + 21 день) х 1 = 9879,4

Полученную цифру надо округлить до целых рублей. Таким образом, лимит кассы равен 9879 рублей.

Расчет лимита кассы: по объему выдачи наличных

Второй способ подойдет тем, кто в основном пользуется наличными деньгами для оплаты покупок или услуг. Формула лимита кассы будет основана на объеме выдачи наличных:

Лимит = Выдача / Расчетный период х Дни

Пример. ООО «Тигр» в 4 квартале 2017 года выдало сотрудникам подотчет на оплату хозтоваров:

  • в октябре — 30 000 рублей,
  • в ноябре — 45 000 рублей,
  • в декабре — 60 000 рублей.

Деньги снимали с расчетного счета раз в 5 рабочих дней. Расчет лимита кассы будет такой:

(30 000 руб. + 45 000 руб. + 60 000 руб.) / (22 дня + 20 дней + 21 день) х 5 = 10714,3

Округляем до целых рублей, получаем 10 714 рублей.

Кассовая дисциплина предполагает соблюдение правил проведения наличных расчетов, в том числе и определение лимита кассы.

Так как касса применяется не только в торговых организациях, но и там, где есть перемещение наличных, кассовая дисциплина касается всех юрлиц. Например, ККТ нужна при:

  • выплате зарплаты,
  • инкассации денег,
  • возврате или выдаче заемных средств,
  • получении или сдаче наличных в банк,
  • расчетах с подотчетными лицами.

В 2018 году онлайн-кассы обязаны были начать использовать при наличных расчетах все ООО и ИП, кроме плательщиков ПСН и ЕНВД с услугами и вендингом. До 1 июля 2019 года должны были перейти на онлайн-кассы предприниматели на ЕНВД и ПСН без наемных сотрудников. Если было принято решение нанять работника до 1 июля 2019 года, нужно установить кассу в течение месяца с того момента, как был подписан договор. Подробнее: Онлайн-кассы и малый бизнес.

При использовании онлайн-кассы юрлица все равно должны заполнять ПКО, РКО, кассовую книгу и определять лимит кассы. Но некоторые документы можно не вести.

Так, после установки онлайн-кассы уже не обязательно использовать журнал и справку кассира-операциониста.

В 2022 году лимит кассы для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей можно не устанавливать. Всем ИП также разрешается не применять приходные и расходные ордеры и кассовую книгу, то есть кассовая дисциплина для них упрощена. Подтверждать полученную выручку при ведении учета без ПКО и РКО можно Z-отчетами или бланками строгой отчетности. Но отказ от ордеров может усложнить контроль за работниками: не будет подтверждения, что сотрудник получил деньги.

Применение упрощенной системы налогообложения не освобождает ИП от соблюдения требования кассовой дисциплины.

У индивидуальных предпринимателей на УСН есть свои особенности:

  • Они должны фиксировать кассовые операции в Книге учета доходов и расходов (КУДиР).
  • Если предприниматель на УСН взял деньги из кассы на личные цели, отражать эту операцию в КУДиР не нужно (т. к. это не считается расходом при УСН).
  • Устанавливать лимит кассы, вести ПКО, РКО и кассовую книгу не обязательно — предприниматель сам выбирает способ учета.

Как в 2022 году переводить деньги подотчетнику на его карту?

ИП на ЕНВД также могут отказаться от лимита остатка наличных в кассе, как и от ведения приходных и расходных ордеров. Кроме того, они могут не использовать онлайн-кассы до 1 июля 2019 года. Им достаточно выдавать кассовые чеки и квитанции — документы, подтверждающие получение наличных. Подробнее: отсрочка онлайн-касс до 2021 года.

До дедлайна еще есть время, но лучше поставить онлайн-кассу заранее. Во-первых, будет время освоиться с новыми правилами, во-вторых, успеете оформить налоговый вычет до 18 000 рублей, в-третьих — сможете сразу оценить преимущества:

  • удобство расчетов,
  • экономию на печати БСО,
  • простоту в инвентаризации,
  • оперативность в обслуживании покупателей.

Закажите кассу у нас — в комплекте ОФД и ФН на 15 или 36 месяцев и кассовая программа «Касса МойСклад» для Win, Android или Linux. Мы проведем онлайн-обучение и поможем импортировать товары и цены.

У кассовой дисциплины для ООО есть особенности. Обратите внимание, что:

  • Надо устанавливать лимит кассы и обеспечивать его соблюдение.
  • Компании должны вести ПКО, РКО и кассовую книгу.
  • Внутри компании назначается сотрудник, ответственный за правильность проведения кассовых операций.
  • Надо фиксировать все операции с денежными средствами.
  • Полученные средства должны использоваться только на те цели, на которые они выдавались.
  • У ООО есть расходы, где нельзя использовать наличные. Например, платежи за аренду недвижимости, выплаты по дивидендам или процентов по кредиту.

Это решает руководитель организации. Указанием ЦБ РФ период не определен, но в письме Центробанка от 15.02.2012 № 36-3/25 сказано, что пересматривать лимит кассы следует, если объем поступления или выдачи наличных значительно изменился.

Превышение лимита кассы допускается в случае:

  • выдачи зарплаты, стипендий и прочих выплат,
  • работы компании в выходные и праздничные дни.

Суммы сверх установленного лимита должны сдаваться в банк.

Правда, превышение допускается в дни выплаты зарплаты/иных выплат, включая день получения наличных в банке на эти цели, а также в выходные/нерабочие праздничные дни (если фирма проводит в эти дни кассовые операции). В этом случае никакие штрафные санкции фирме и ее должностным лицам не грозят.

Как видим, каких-то явных ограничений по максимальной сумме в подотчет в 2020 году не установлено. Но это не означает, что можно выдавать авансы из кассы в любом размере.

Проверяющим из налоговой могут очень не понравиться некоторые операции с подотчетными лицами:

  1. «Круговорот» наличности в кассе через авансовые отчеты. Эта хитрость — когда деньги из кассы ежедневно выдаются в подотчет, возвращаются, снова выдаются и т. д. — явно намекнет контролерам на попытки замаскировать излишек наличности в кассе, который положено сдавать в банк.
  2. Выдача значительной суммы денег сотруднику на длительный срок вместо заключения договора займа. Если налоговики докажут, что фактически это был беспроцентный заем, компании могут доначислить НДФЛ с материальной выгоды, полученной работником.
  3. Выдача сумм, значительно превышающих средний размер расходов компании за соответствующий период.
  4. Выданный аванс сильно завышен, по сравнению с расходами, на которые он выдавался, или потрачен не на те цели, для которых был получен.

Несмотря на то, что максимальная сумма подотчет (2020) нормативными документами не регулируется, рекомендуем не злоупотреблять отсутствием такого требования. Выдача денег исключительно в целях хозяйственной деятельности компании, соответствие целей конкретного аванса и фактических расходов, разумные размеры выдаваемых средств помогут вашей фирме избежать лишних вопросов при налоговых проверках.


  • Расчеты с подотчетными лицами
    • Подотчетные суммы
    • Выдача денежных средств под отчет наличными
    • Выдача подотчетных сумм безналичным способом
  • Авансовый отчет
  • Подтверждающие документы
    • Кассовые чеки
  • Компенсация расходов работников в интересах организации

Больше нет обязательного срока для сдачи в бухгалтерию авансового отчёта и подтверждающих документов. Раньше работник должен был отчитаться в течение трёх рабочих дней:

  • либо со дня выхода на работу,
  • либо со дня, следующего за истечением срока, на который выданы деньги.

Теперь руководители сами решают, когда работникам отчитываться. Новый срок надо прописать в локальных документах или указывать в каждом приказе о выдаче денег под отчёт.

ОП теперь могут не вести кассовую книгу, если не хранят наличные и после каждой смены передают их в кассу юрлица.

До поправок все ОП, которые принимали и выдавали наличные, должны были вести кассовую книгу. Если расчётного счёта не было, обязанность тоже сохранялась. За отсутствие своей книги налоговики штрафовали компании на 50 тыс. рублей, а руководителей на 5 тыс. рублей.

\r\n\r\n

Как известно, работник, получивший деньги под отчет, должен отчитаться за них, то есть представить авансовый отчет. Ранее отчет требовалось сдать в течение трех рабочих дней со дня истечения срока, на который выдавались деньги (или выхода на работу). Теперь же руководители смогут самостоятельно устанавливать сроки представления авансового отчета.

Лимит кассы на 2022 год: образец приказа с приложением расчета

\r\n\r\n

Еще одно новшество касается обособленных подразделений. В комментируемом указании установлено следующее правило. Если такое подразделение не хранит наличные средства и по окончании проведения кассовых операций сдает их в кассу организации, то оно может не вести кассовую книгу. (Напомним, что по общему правилу подразделения должны передавать в бухгалтерию организации копию листа кассовой книги).

Как известно, работник, получивший деньги под отчет, должен отчитаться за них, то есть представить авансовый отчет. Ранее отчет требовалось сдать в течение трех рабочих дней со дня истечения срока, на который выдавались деньги (или выхода на работу). Теперь же руководители смогут самостоятельно устанавливать сроки представления авансового отчета.

Еще одно новшество касается обособленных подразделений. В комментируемом указании установлено следующее правило. Если такое подразделение не хранит наличные средства и по окончании проведения кассовых операций сдает их в кассу организации, то оно может не вести кассовую книгу. (Напомним, что по общему правилу подразделения должны передавать в бухгалтерию организации копию листа кассовой книги).

Заявление на выдачу подотчетных средств по обязательной форме писать не нужно. Требуемые суммы на нужды предприятия выдаются на основании приказа, распоряжения или решения руководителя либо по письменному заявлению подотчетного лица в произвольной форме. В таком заявлении должны содержаться сведения о суммарной величине выдаваемых подотчетных наличных и на какой срок можно выдавать деньги в подотчет. Документ подписывает руководитель учреждения и проставляет дату.

Обычно перечень работников, которым допускается выдача подотчетных сумм, указывается в соответствующем распоряжении. Это может быть бухгалтер, водитель, секретарь, завхоз и прочие работники, в обязанности которых среди прочего входит покупка необходимых товарно-материальных ценностей, а также те, кто регулярно ездит в служебные поездки.

Для того, чтобы сотрудник предприятия мог получить необходимые средства, он должен написать специальное заявление, в котором указывается количество требуемых денег, их назначение и срок, в течение которого они будут потрачены.

Следует отметить, что одним из важнейших условий выдачи денег под отчет является отсутствие долгов по прежним подотчетным суммам.

Руководство каждой организации самостоятельно определяет, кому, сколько и для решения каких задач выделять денег.

Однако надо помнить, что существует порог максимально допустимой суммы, которой представитель одного юр.лица может рассчитываться с работником другого юр.лица – это 100 тыс. рублей (с течением времени этот лимит может меняться).

После того, как подотчетные средства будут потрачены, лицо, производившее затраты, должно отчитаться перед бухгалтерией.

Сделать это нужно не позднее чем через три дня после того дня, который указан крайним для использования денег.

Для этого к отчету о расходах должны быть прикреплены следующие документы:

  • квитанции;
  • товарные и кассовые чеки;
  • проездные билеты;
  • прочие, подтверждающие оплату бланки.

Затем все документы надлежащим образом проверяются бухгалтером.

Высшие должностные лица в организациях редко самостоятельно занимаются созданием разного рода бумаг. Обычно эту функцию выполняют либо секретари, либо руководители структурных подразделений, либо юристы – в зависимости от того, какой именно бланк нужно сформировать.

Приказ о подотчетных суммах обычно пишется с подачи отдела бухгалтерии либо в самом отделе, либо в секретариате.

Порядок учета расчетов с подотчетными лицами: законодательство

Приказы, издаваемые на предприятии, всегда должны на чем-то базироваться. Под этим понимается основание и обоснование, которые обязательно должны присутствовать в каждом начальственном распоряжении.

В качестве основания применяется статья закона (и конкретные его пункты), которая имеет прямое отношение к издаваемому приказу или же ссылка на внутренний документ предприятия (акт, служебную или докладную записку, какое-то положение в учетной политике и т.д.). Обоснование – это фактический повод для создания распоряжения.

Для отражения операции по выданным суммам в бухгалтерском учёте применяется специальный счёт 71 «Расчёты с подотчётными лицами». Он активно-пассивный, и может иметь сальдо как по дебету, так и по кредиту. Аналитический учёт по 71 счёту ведётся по каждому подотчётному лицу отдельно.

В дебете 71 счёта учитываются суммы:

  • выданные работнику авансом;
  • суммы перерасхода, которые работник оплатил собственными деньгами.

В кредите 71 счёта:

  • суммы, по которым работник уже отчитался;
  • возвращённые работником денежные средства.
  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов

Снизить риски от ошибок в документальном оформлении подотчета работодателю помогут несколько действий:

  • Детализируйте порядок оформления подотчета в локальных актах.

Внесите условие о возможности выдачи денег под отчет и возврате неиспользованных подотчетных сумм как в наличной, так в безналичных формах во внутренние локальные акты (учетную политику, Положение о выдаче подотчетных сумм или иные внутрифирменные документы).

Предусмотрите также, что при безналичной форме расчетов подотчетные суммы перечисляются на личные или зарплатные карты сотрудников с расчетного счета работодателя.

Не забудьте прописать сроки представления авансового отчета по подотчету, перечисленному на карту сотруднику — такой срок законодательно установлен только при выдаче наличного подотчета. Это необходимо, чтобы пресечь злоупотребления со стороны сотрудников.

Ознакомьте сотрудников под роспись с установленными в компании подотчетными правилами.

  • Оформление подотчетных денег начинается с заявления подотчетного лица или приказа (распоряжения) работодателя.
  • На основе этого документа наличные средства выдаются из кассы или расчетного счета после оформления платежных документов (РКО или платежного поручения).
  • Чтобы отчитаться за потраченные подотчетные средства, сотруднику необходимо собрать подтверждающие документы и заполнить авансовый отчет.
  • Если документы по подотчетным суммам оформлены с ошибками или авансовый отчет не представлен, а выданный под отчет аванс не возвращен, возникают налоговые риски.

Центробанк изменил правила выдачи денег под отчет

К наличными прибегают, когда необходимо быстро приобрести товар или перечисление с расчётного счёта организации невозможно.Например, сотрудник купил что-либо за свой счёт и нужно возместить понесённые расходы.

Основные цели расходов через подотчётных лиц:

  • Командировочные расходы с оплатой проезда и проживания.
  • Приобретение материалов (сырьё для производства, канцелярские товары, запчасти к автотранспорту, расходники для оргтехники и прочее).
  • Оплата услуг (мобильная связь, услуги переводчика или нотариуса, мелкий ремонт оргтехники или транспорта и другие).
  • Оплата госпошлин в различные инстанции (суды всех юрисдикций, Гостехнадзор, ГИБДД и прочие).

Подотчётным лицом может быть сотрудник организации, в том числе руководитель и работающие по договору гражданско-правового характера. По спорному ранее вопросу о возможности выдачи денежных средств «договорникам» было дано в 2014 году разъяснение ЦБ РФ (письмо № 29-Р-Р-6/7859 от 02.10.2014 г.).

Не смотря на то, что Центробанк не уполномочен давать подобные разъяснения, в письме была указана ссылка на Гражданский Кодекс РФ о том, что с юридической точки зрения нет разницы, какой договор заключен между физическим лицом и работодателем – трудовой или гражданско-правовой. Следовательно, «договорник» такой же работник организации и имеет право брать деньги под отчёт.

Некоторые организации издают приказ о перечне возможных подотчетных лиц, в нём могут быть перечислены либо должности, включенные в штатное расписание, либо перечислены сотрудники- подотчетники. Законодательство этого не требует. Но если руководство хочет ограничить круг подотчетных лиц, нельзя выдавать деньги другим сотрудникам. Любой приказ организации обязателен к исполнению.

С 19 августа 2017 года можно выдавать под отчёт работникам с задолженностью по подотчётной сумме, выданной ранее. Поправка внесена указанием ЦБ РФ от 19.06.2017 № 4416-У.

Допускается одновременно выдавать наличные нескольким сотрудникам. Приказ пишут один на несколько сотрудников или индивидуально на каждого.

Ограничений на выдачу под отчёт нет. Тем не менее, существуют ограничения на наличные расчёты в рамках одного договора (или чека) – не более 100 000,00 рублей. Если расчёты осуществляются в валюте, то в пересчёте на рубли сумма не должна превышать данный порог. Важно объяснить это подотчетным лицам. В случае нарушения организации грозит штраф на руководителя – от 4 000,00 до 5 000,00 рублей, на организацию – от 40 000,00 до 50 000,00 рублей (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Алгоритм выдачи под отчёт

  1. Оформление документа на выдачу средств.

Согласно Указания ЦБ РФ от 19 июня 2017 г. N 4416-У под отчет можно выдавать по заявлению работника, по приказу или другому распорядительному документу организации.Заявление должно быть обязательно подписано руководителем.

Заявление пишут в свободной форме: указывается необходимая сумма, цель расходов и срок возврата. Обязательно пишут способ получения – наличными в кассе или на банковскую карту.

Заявление или приказ передаются в бухгалтерию.

  1. Перечисление подотчётных сумм.

Порядок выдачи регламентируется Указаниями Банка России от 11.03.2014 N 3210-У. Бухгалтер должен выписать расходный кассовый ордер. Не допускаются ошибки, исправления, использование штрих-корректора. Это вызовет вопросы в случае проверки налоговой инспекцией. Обязательно указывается, что средства выдаются под отчёт.

Действия кассира:

  • Проверить полученный ордер.
  • Выдать деньги (если нет ошибок в расходном ордере).
  • Проследить, чтобы работник подписал ордер, кассир тоже должен подписать документ.
  • Внести запись в кассовую книгу.

Письмами Минфина РФ № 03-11-11/42288 от 25.08.14 г. и № 09-01-07/46781 от 21.07.2018 г. даны разъяснения, каким образом производить выдачу под отчет безналичным путём.

Для того чтобы избежать споров с проверяющими органами, необходимо указывать в заявлении, что деньги выдаются путем перечисления на личную карту, а также в поле «назначение платежа» при заполнении платежного поручения обязательно написать, что деньги выдаются под отчет и на какие цели.

Таким образом, не возникнет вопроса о неправомерном перечислении средств с расчетного счета организации. Это в свою очередь гарантирует, что банк не спросит о возможном отнесении операции к разряду подозрительных.

Дело в том, что банк вправе в случае сомнения в правомерности денежного перевода не только приостановить операцию, но и временно заблокировать расчетный счёт. Как правило, после подтверждения перевода руководством компании счёт будет разблокирован, но потеря времени порою критична.

Пример 1. Начальника отдела продаж Григорьева О.В. направляют в служебную командировку для участия в конференции. Для этого необходимо выдать ему под отчет денежные средства в сумме 45 000,00 рублей на оплату:

  • проезда – 20 000,00 рублей;
  • проживания в гостинице – 15 000,00 рублей;
  • участия в конференции – 10 000,00 рублей.

На приобретение билетов деньги были выданы в кассе, на остальные нужды – перечислены на банковскую карту.

Бухгалтерские проводки

Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ (наличными деньгами) на территории РФ юридическими лицами (за исключением ЦБ РФ и кредитных организаций) регламентирован Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание № 3210-У). Напомним, под кассовыми операциями понимаются операции по приему наличных денег, включая их пересчет, и по выдаче наличных денег.

Указанием ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У внесен ряд изменений в Указание № 3210-У. Эти новшества применяются с 30.11.2020.

К тому же помимо Указания № 3210-У учреждениям необходимо соблюдать Указание ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У. Согласно этому документу организации вправе расходовать наличные денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги), исключительно на выплату:

  • зарплаты сотрудникам;

  • страховых возмещений по договорам страхования;

  • вознаграждений за работы (услуги), а также на оплату товаров (не более 100 000 руб. по одному договору) (п. 4 Указания ЦБ РФ № 5348-У));

  • подотчетных средств;

  • денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.

В каком случае обособленным подразделениям можно не вести кассовую книгу?

Поступающие в кассу и выдаваемые из нее наличные деньги учреждение учитывает в кассовой книге (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У).

Если у казенного учреждения имелось хотя бы одно обособленное подразделение, осуществляющее кассовые операции (то есть принимающее и выдающее наличные деньги), то такое подразделение ранее было обязано вести отдельную от головной организации кассовую книгу[1]. Записи в нее вносились на основании кассовых документов – приходных и расходных кассовых ордеров. Кроме того, обособленным подразделениям прежде была вменена обязанность передавать в головную организацию копии листов своих кассовых книг в порядке и сроки, которые устанавливались учреждением самостоятельно исходя из срока составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У). Например, учреждение могло закрепить в локальном акте, что обособленное подразделение передает копии листов кассовой книги в головной офис ежемесячно не позднее одного рабочего дня по окончании месяца.

Теперь пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У дополнен новым правилом: если обособленное подразделение не хранит наличные денежные средства и по окончании проведения кассовых операций сдает их в кассу головной организации, то оно вправе не вести кассовую книгу.

Полагаем, данное обстоятельство позволит казенным учреждениям в дальнейшем избежать административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (подробнее об этом поговорим ниже).

Если проверяющие выявят факты отсутствия у обособленного подразделения кассовой книги или несвоевременного внесения в нее записей, то они могут наложить на учреждение штраф за неоприходование наличных денежных средств на основании ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (см., например, постановления АС МО от 07.12.2020 № Ф05-18337 / 2020 по делу № А40-18500 / 20-154-132, от 17.11.2020 № Ф05-18278 / 2020 по делу № А40-18519 / 20-149-129, АС УО от 16.03.2020 № Ф09-1163 / 20 по делу № А60-49148 / 2019).

Согласно пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У выдача денег подотчетному лицу на расходы, связанные с осуществлением деятельности учреждения, должна оформляться на основании приказа или иного распорядительного документа руководства учреждения либо письменного заявления работника[2]. При этом и заявление, и распорядительный документ должны содержать сведения о сумме и сроке, на который она выдается, а также подпись руководителя учреждения и дату. Кроме того, в вышеупомянутых документах должна быть описана цель выдачи подотчетных средств (например, на командировки, хозяйственные нужды, закупку материалов), чтобы было понятно, что потребность в них вызвана производственной необходимостью и связана с деятельностью учреждения.

Сроки (минимальный и максимальный), на которые могут быть выданы подотчетные суммы, в настоящее время не установлены ни одним правовым актом. Следовательно, формально учреждение вправе определить их самостоятельно. Также ему следует учесть, что закон не обязывает составлять такие распорядительные документы. Иными словами, срок для выдачи подотчетной суммы может быть установлен в каждом конкретном случае индивидуально. К примеру, учреждение вправе указать различные сроки в зависимости от целей расходования средств (на командировки, хозяйственные нужды, закупку канцтоваров и т. д.).

В Письме ЦБ РФ от 06.09.2017 № 29-1-1-ОЭ / 20642 сказано, что распорядительный документ должен оформляться на каждую выдачу наличных денег с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) подотчетного лица, суммы наличных денег и срока, на который они выдаются, и должен содержать подпись руководителя, дату и регистрационный номер (см. также Письмо ФНС РФ от 18.08.2020 № СД-4-3 / 13276@). При этом представители ЦБ РФ не возражал против указания нескольких работников в распорядительном документе. Так, в Письме от 13.10.2017 № 29-1-1-ОЭ / 24158 было отмечено, что если в течение дня суммы выдаются разным сотрудникам, то достаточно оформить один приказ руководящего лица с указанием Ф. И. О. и должностей всех подотчетных лиц, суммы, целей и срока ее выдачи.

В настоящее время такая возможность закреплена нормативно. Согласно новой редакции абз. 1 пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У учреждение на законных основаниях вправе указать нескольких работников в одном распорядительном документе, на основании которого им выдаются наличные деньги под отчет.

Кроме того, прежняя редакция пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У возлагала на подотчетное лицо обязанность по представлению авансового отчета об израсходованных подотчетных средствах в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, на который выдавались эти суммы. Если данный срок истекал в период, когда работник отсутствовал на рабочем месте (например, болел или был направлен в другую командировку), сдать авансовый отчет нужно было не позднее трех рабочих дней со дня выхода на работу.

В настоящее время руководитель учреждения вправе самостоятельно установить сроки представления авансовых отчетов работниками, получившими подотчетные суммы (за исключением авансовых отчетов по командировкам). Это закреплено в новой редакции абз. 2 пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У.

Если подотчетное лицо не представит в установленный срок авансовый отчет и не возвратит средства, полученные под отчет, руководитель учреждения в течение месяца после наступления последнего дня для сдачи авансового отчета (ст. 137 ТК РФ) может принять решение об удержании этих средств из зарплаты работника. В таком случае необходимо будет не только ознакомить работника с приказом об удержании средств из его зарплаты, но и получить его подпись на данном приказе.

Кроме того, возможен вариант прощения долга в виде невозвращенных подотчетных сумм (для этого также необходимо оформить соответствующий приказ). Правда, в данной ситуации с суммы прощенного долга работодателю придется исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы. Датой возникновения дохода у работника будет считаться дата подписания документа, в котором он оповещается о том, что долг прощен (п. 2 ст. 415 ГК РФ). Удержать НДФЛ можно при первой выплате в адрес работника, последовавшей после принятия решения и оповещения работника (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Работник должен представить работодателю авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой подотчетных суммах в течение трех рабочих дней по возвращении из командировки. Данное требование закреплено в п. 26 Положения о служебных командировках, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749. Поэтому формально учреждение не вправе самостоятельно устанавливать срок для представления работниками авансовых отчетов об израсходованных в связи с командировками подотчетных суммах.

Заработная плата, которая не была выплачена работнику, должна быть депонирована. В связи с этим в последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплаты заработной платы, кассир в расчетно-платежной ведомости должен был сделать запись «Депонировано» напротив фамилий и инициалов работников, которым не выданы наличные деньги. Еще он должен был рассчитать и записать в итоговой строке сумму фактически выданных наличных средств и сумму, подлежащую депонированию. Эти требования были установлены пп. 6.5 п. 6 Указания № 3210-У.

Депонированные суммы, как правило, сдавались в банк, хотя положения Указания № 3210-У и не запрещали хранить их в кассе учреждения. Поэтому учреждение могло не сдавать в банк депонированные денежные средства (конечно, при условии, что лимит остатка наличных денег в кассе не был превышен).

Теперь депонировать невыплаченную зарплату учреждению больше не нужно, поскольку абз. 3 пп. 6.5 п. 6 Указания № 3210-У утратил силу.

Начиная с 30.11.2020 учреждениям разрешено вести кассовые операции с применением устройств, которые функционируют в автоматическом режиме без участия работника. Это следует из нового положения п. 4 Указания № 3210-У, которым установлены требования к таким устройствам. В частности, автоматические устройства, конструкция которых предусматривает прием и (или) выдачу банкнот, должны иметь функцию распознавания на всей площади банкноты не менее четырех машиночитаемых защитных признаков, указанных в п. 1.1 Положения № 630-П.

За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

  • для должностных лиц – от 4 000 до 5 000 руб.;

  • для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

Нарушениями в данном случае считаются:

1) осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных лимитов;

2) неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

3) несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;

4) накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

При этом выручка, полученная в кассу без надлежащего документального оформления или оформленная не в срок (не в тот же день), признается неоприходованной. Отражение в кассовой книге не всех оформленных в течение дня кассовых документов является неполным оприходованием наличных денег, в том числе выручки. Такой вывод следует из Указания № 3210-У.

При выявлении административных правонарушений, связанных с несоблюдением порядка ведения кассовых операций, совершенных несколькими обособленными подразделениями организации, в каждом случае составляются протоколы об административных правонарушениях, при этом административное наказание также назначается за каждое совершенное нарушение (см. Письмо ФНС РФ от 17.08.2017 № СА-4-20 / 16322).

Административное правонарушение, связанное с неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности, относится к правонарушениям в сфере финансов, в отношении которых КоАП РФ не установлены специальные сроки давности.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При длящемся административном правонарушении этот срок начинают исчислять со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого обязанность, предусмотренная правовым актом, не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления такого срока (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

В названном случае моментом начала и окончания административного правонарушения является день получения выручки и неоприходования ее в кассу. Следовательно, это правонарушение является разовым и не относится к категории длящихся.

Таким образом, в отношении правонарушения, которое заключается в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, подлежит применению общий срок давности (два месяца), исчисляемый со дня, на который установлен факт неоприходования денег в кассу. Подтверждением сказанному является, например, Постановление АС СЗО от 15.05.2020 № Ф07-3675/2020 по делу № А56-150168/2018. В нем указано, что постановление о назначении административного наказания в отношении эпизодов за 29.08.2018 и 30.08.2018 было вынесено 31.10.2018, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. В итоге данное постановление было отменено.


[1] Как указано в Письме ЦБ РФ от 04.05.2012 № 29-1-1-6 / 3255, данное требование должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций таким подразделением (см. также постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 № 09АП-65335 / 2017 по делу № А40-166498 / 17, от 28.11.2018 № 09АП-53986 / 2018 по делу № А40-85393 / 18).

[2] Такое заявление составляется в произвольной форме.

При оформлении и учете кассовых операций образовательные учреждения должны руководствоваться порядком ведения кассовых операций в РФ, установленным ЦБ РФ (п. 167 Инструкции № 157н).

В настоящее время такой порядок утвержден Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У, которым, в частности, предусмотрено требование о накоплении денежной наличности в кассе в пределах установленного лимита.

Остаток денежной наличности на конец дня указывается в кассовой книге (ф. 0504514) по завершении всех операций и закрытии кассы. И этот остаток не должен превышать установленный лимит кассы.

Приказ о выдаче подотчетных сумм

Лимит остатка наличных денег в кассе – это максимально допустимая сумма, которая может находиться в кассе учреждения на конец рабочего дня. Вся наличность, превышающая данный лимит, подлежит сдаче в банк для последующего зачисления на счет учреждения.

Лимит кассы учреждение устанавливает самостоятельно, исходя из характера своей деятельности, а также с учетом объемов поступлений и выдач наличных средств.

Если у учреждения имеются обособленные подразделения, кассовый лимит устанавливается в следующем порядке (п. 2 Указания № 3210-У):

  • для подразделений, которые сдают наличные деньги на счет учреждения, определяется отдельный лимит кассы;

  • если подразделения сдают наличные деньги в кассу учреждения, то учитываются лимиты обособленных подразделений.

Лимит кассы устанавливается соответствующим распорядительным документом. Чаще всего – это приказ руководителя учреждения.

Обратите внимание: срок, в течение которого действует утвержденный лимит кассы, не регламентирован ни Указанием № 3210-У, ни другими документами Банка России. В связи с этим лимит кассы учреждение может установить как на определенный срок, продолжительность которого определяется руководителем исходя из интересов учреждения и ожидаемых объемов поступлений наличности (например, на год), так и бессрочно.

Установленный лимит учреждение вправе изменить в любое время (например, если изменился объем поступлений наличных денег за оказанные услуги (выполненные работы, проданные товары) или выдачи наличных денег) – никаких законодательных ограничений на этот счет не предусмотрено. Обновлять данный показатель можно ежеквартально или ежемесячно, если это действительно необходимо для деятельности учреждения и соблюдения кассовой дисциплины. И наоборот, если действующий лимит не приводит к нарушениям кассовой дисциплины, его можно не менять годами – никаких штрафных санкций за это не последует. Лимит кассы считается бессрочным, если в приказе руководителя не установлен срок его действия.

Отметим: если лимит остатка кассы в учреждении не установлен вовсе, считается, что он равен нулю. Это значит, что на конец рабочего дня в кассе учреждения не должно оставаться ни копейки, все наличные деньги должны быть сданы в банк на счет учреждения. В таком случае наличие любых денег в кассе будет считаться нарушением кассовой дисциплины, предусматривающим штрафные санкции.

Накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита допускается в следующих случаях (п. 2 Указания № 3210-У):

  • в дни различных выплат работникам (заработной платы, отпускных, стипендий, пособий и др.). При этом выплаты должны быть произведены в течение 5 рабочих дней, включая день, в котором получены денежные средства на эти нужды со счета (п. 6.5 Указания № 3210-У);

  • в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения в эти дни кассовых операций.

В других случаях превышение лимита кассы является нарушением порядка ведения кассовой дисциплины, за которое предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ст. 15.1 КоАП РФ):

  • для должностных лиц – в размере от 4 000 до 5 000 руб.;

  • для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

Заметим: при выявлении административных правонарушений, связанных с накоплением в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, совершенных несколькими обособленными подразделениями организации, в каждом случае составляются протоколы об административных правонарушениях, при этом административное наказание также назначается за каждое совершенное нарушение (см. Письмо ФНС России от 17.08.2017 № СА-4-20/16322).

Указание № 3210-У предусматривает два варианта расчета лимита кассы:

  • первый – исходя из объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (для вновь созданного учреждения – исходя из ожидаемого объема поступлений наличной выручки);

  • второй – исходя из объема выдачи наличных денег (для вновь созданного учреждения – исходя из ожидаемого объема выдачи наличных денег).

Учреждение вправе выбрать любой из этих вариантов.

Сумму установленного лимита кассы учреждение должно утвердить. Для этого, как правило, оформляется приказ в произвольной форме. Но в обязательном порядке этот документ должен содержать следующие сведения:

  • дата, с которой действует установленный лимит;

  • размер лимита;

  • список лиц, ответственных за соблюдение кассовой дисциплины;

  • экономическое обоснование (расчет).

Расчет лимита кассы исходя из объема выручки производится по следующей формуле:

L = V / P x Nc , где:

L – лимит остатка наличных денег, руб.;

V – объем наличной выручки за расчетный период, руб.;

P – расчетный период (рабочие дни), за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Здесь могут учитываться периоды пиковых объемов наличных поступлений, а также динамика объемов поступлений наличности за аналогичные периоды прошлых лет. Расчетный период составляет не более 92 рабочих дней учреждения;

Nc – период времени между днями сдачи в банк поступившей наличной выручки от 1 рабочего дня до 7 рабочих дней, а при расположении учреждения в населенном пункте, в котором отсутствует банк, – до 14 рабочих дней. При определении указанного периода могут учитываться местонахождение, организационная структура, специфика деятельности учреждения (например, сезонность работы, режим рабочего времени).

К сведению: лимит кассы определяется в рублях. Для округления лимита наличных до рубля применяются правила математики: сумма меньше 50 копеек отбрасывается, а сумма в 50 копеек и больше округляется до полного рубля (см. Письмо ФНС России от 06.03.2014 № ЕД-4-2/4116@).

Пример 1.

Образовательное учреждение приняло решение рассчитывать лимит кассы исходя из объемов наличной выручки от оказания услуг.

Учреждение выбрало для расчета трехмесячный период с октября по декабрь 2021 года (63 рабочих дня). Объем поступлений, учитываемых при расчете, составил 906 340 руб. Период времени между днями сдачи в банк наличной выручки – 3 рабочих дня.

Лимит кассы учреждения в данном случае составит 43 159 руб. (906 340 руб. / 63 раб. дн. x 3 раб. дн.).

Если размеры наличной выручки незначительны, выгоднее будет определить лимит кассы исходя из объема выдачи наличных денег. В этом случае применяется следующая формула:

L = R / P x Nn , где:

L – лимит остатка наличных денег, руб.;

R – объем выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период, руб.;

P – расчетный период, определяемый учреждением, за который учитывается объем выдач наличных денег, в рабочих днях. При его исчислении могут учитываться периоды пиковых объемов выдач наличных денег, а также динамика объемов выдач наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет. Расчетный период составляет не более 92 рабочих дней учреждения;

Nn – период времени между днями получения по денежному чеку в банке учреждением наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и осуществления других выплат работникам, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать 7 рабочих дней, а при расположении учреждения в населенном пункте, в котором отсутствует банк, – 14 рабочих дней.

Пример 2.

Образовательное учреждение приняло решение рассчитывать лимит кассы исходя из объема выдачи наличных денег на оплату товаров, работ, услуг, приобретаемых для нужд учреждения.

Учреждение выбрало для расчета трехмесячный период с октября по декабрь 2021 года (63 рабочих дня). Объем выплат наличных денег за расчетный период (за исключением заработной платы и других выплат) – 112 878 руб. Период времени между днями получения наличных денег по денежному чеку в банке – 5 рабочих дней.

Лимит кассы учреждения в данном случае равен 8 959 руб. (112 878 руб. / 63 раб. дн. x 5 раб. дн.).

Обратите внимание: помимо Указания № 3210-У учреждениям необходимо соблюдать Указание ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У. В соответствии с этим документом организациям разрешено расходовать наличные денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги), исключительно на выплату:

  • зарплаты сотрудникам;

  • страховых возмещений по договорам страхования;

  • вознаграждений за работы (услуги), а также на оплату товаров (не более 100 000 руб. по одному договору) (п. 4 Указания № 5348-У);

  • подотчетных средств;

  • денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.

Наличные, сданные подотчетным лицом в кассу по ранее выданному авансу, учреждение не может расходовать по своему усмотрению. Указанные средства необходимо сдать в банк для зачисления на счет. Это следует из п. 1 Указания № 5348-У, Письма ЦБ РФ от 09.07.2020 № 29-1-1-ОЭ/10561.

* * *

Максимально допустимая сумма наличных денег, подлежащих хранению в кассе учреждения, называется лимитом кассы. Указанием № 3210-У определены два варианта его расчета: первый – по суммам наличной выручки, второй – по объему расходования наличных денег из кассы. Учреждение вправе самостоятельно выбрать один из них.

Утверждается лимит кассы на основании приказа руководителя учреждения. Частота изменения лимита кассы также определяется волей учреждения. Если лимит кассы не установлен, то считается, что он равен нулю и учреждение не имеет права хранить наличные деньги в кассе на конец дня.

За накопление наличных сверх лимита ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрены административные штрафы для учреждения и его должностных лиц.

Указанием № 3210-У установлены случаи, когда сумма наличных может превысить лимит кассы, – это допустимо в дни выдачи заработной платы, отпускных, стипендий, пособий и других выплат работникам, а также в выходные и нерабочие праздничные дни, если учреждение ведет деятельность в эти дни.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...