Процент накладных расходов в калькуляции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процент накладных расходов в калькуляции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.

Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.

Об организации учета затрат читайте в материале «Система учета производственных затрат и их классификация».

Величина соотношения прямых затрат и накладных расходов законодательно не устанавливается. Каждая организация руководствуется особенностями собственного производственного процесса и собственными данными для расчета этого соотношения.

Однако для ряда отраслей существуют укрупненные нормативы накладных расходов, на которые организациям следует ориентироваться хотя бы при составлении плановых калькуляций с правом дальнейшего уточнения соотношения. Применять подобные нормативы рекомендуется при оценке затрат:

  • в строительстве (постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, приказ Минрегиона РФ от 16.11.2010 № 497, письма Минстроя РФ от 13.11.1996 № ВБ-26/12-367, Госстроя РФ от 18.10.1993 № 12-248, Росстроя от 08.07.2004 № АП-3462/06);
  • при планово-предупредительных ремонтах производственных зданий и сооружений (постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279);
  • для проведения экспертиз безопасности объектов и видов деятельности в области атомной энергетики (приказ Ростехнадзора от 24.03.2014 № 114);
  • при реставрации, консервации и ремонте памятников истории и культуры (приказ Минкультуры СССР от 25.01.1984 № 35);
  • для проведения экспертизы культурных ценностей (приказ Минкультуры России от 14.01.2003 № 22);
  • в химической промышленности (приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2);
  • при добыче и обогащении угля или сланца (инструкция, утвержденная Минтопэнерго РФ 25.12.1996);
  • для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и оценок (приказ Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907).

В большинстве этих документов определение процента накладных расходов рекомендуется осуществлять от фонда оплаты труда, входящего в состав прямых затрат. При этом он может устанавливаться разным для разных видов и условий осуществления работ.

Установление процента накладных расходов важно для определения цен реализации продукции и осуществления прогнозов экономического характера. Первый такой расчет основывается на плановых данных. В дальнейшем соотношение расходов уточняется по мере получения фактических цифр. Пропорция между прямыми затратами и накладными расходами может устанавливаться от разных показателей прямых затрат (общей их суммы, общего объема какого-либо вида затрат, величины затрат, сформированных по конкретному объекту, его части или месту осуществления работ), что дает дополнительный материал для анализа и уточнения смет (калькуляций).

Источники:

  • Постановление Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1
  • Приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 N 2

Самая очевидная цель – планирование будущей прибыли, на которую влияют все понесенные предпринимателем издержки. Но в отношении накладных расходов это связано с определенными трудностями. Если потенциальные прямые затраты можно довольно точно подсчитать относительно конкретных видов продукции, то довольно трудно определить, сколько косвенных издержек получится и как они распределятся при, например, расширении производства или подписании некоего договора.

ВАЖНО! Для адекватного определения себестоимости продукта нужно учитывать и распределять накладные расходы пропорционально прямым тратам – проводить калькуляцию издержек производства.

Компания определяет нормы накладных расходов самостоятельно, если они не установлены законом (это характерно только для медицины и строительства), а также если фактически накладные затраты превысили сметные.

Эти данные обычно отмечаются:

  • в проектно-сметной документации;
  • в бюджетном планировании;
  • в индивидуальном планировании конкретных отделов, структурных подразделений.

Что входит в состав накладных расходов

Планирование и учет всех расходов, в том числе и накладных, производится в определенном порядке:

  1. Вычисляется общая сумма затрат на общехозяйственную деятельность компании.
  2. Определяется количество накладных издержек, которые нужно будет включить в смету на единицу каждого вида из ассортимента продукции.

ВНИМАНИЕ! Нужно принимать во внимание законодательные лимиты для накладных затрат по конкретным статьям и нормы, определенные внутренними нормативными актами компании.

Закон определяет состав и пределы накладных издержек в строительной и медицинской отраслях.

В этой отрасли планирование накладных расходов особенно важно. Составляется смета, в которой отмечаются средние расходы по отрасли, которые входят в себестоимость строительной продукции или услуг.

Нормирование расходов в строительной сфере регламентируется Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, утверждаемых Постановлением Госстроя России (отдельно по районам Крайнего Севера и приравненным к ним). В этих документах определяется коэффициент, который нужно применить для определения накладных расходов по определенной строительной деятельности, а также уточняется область ее применения. За базу принимается фонд оплаты труда строительных рабочих. Распределение коэффициентов проводится по таким основным видам строительства:

  • промышленное;
  • сельскохозяйственное;
  • транспортное;
  • жилищное;
  • энергетическое;
  • связанное с водным хозяйством;
  • в области атомной энергетики;
  • реставрационные работы;
  • капитальные ремонты;
  • другие виды.

К СВЕДЕНИЮ! Накладные расходы по нормативам в строительстве нужно применять на стадии составления сметы, а также при расчете за выполненные работы.

Нормы и состав накладных расходов в медицинской отрасли регламентированы приказом Минздравмедпрома России № 60 от 14.03.1995 года. Согласно положениям этого приказа, в себестоимость медпомощи должны включаться все годовые затраты медучреждения:

  • зарплата всех видов персонала, кроме медицинского, со всеми начислениями;
  • расходы на покупку мебели, канцелярских, бытовых товаров (всего, кроме лекарств и перевязочного материала);
  • средства для осуществления ремонта.

За основу принимается фонд заработной платы медперсонала, оказывающего конкретные медицинские услуги, из расчета коэффициента в 1,5.

ВАЖНО! Как правило, в медицине накладные расходы значительно выше, чем в строительстве.

24. Состав сметной документации определяется в зависимости от стадийности разрабатываемой проектно-сметной документации, особенностей и технической сложности объекта.

В сметную документацию включаются:

1) сводка затрат (при необходимости);

2) сводный сметный расчет;

3) сметный расчет стоимости строительства;

4) объектные и локальные сметы;

5) объектные и локальные сметные расчеты;

6) сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости);

7) ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс;

8) сводная ведомость материальных ресурсов и оборудования.

Формы сметной документации приведены в приложениях 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 к настоящему Нормативному документу.

Сводная ведомость материальных ресурсов и оборудования по форме согласно приложению 8 к настоящему Нормативному документу не составляется при определении сметной стоимости строительства с применением укрупненных показателей стоимости.

Формы сметной документации позволяют составлять ее в определенной последовательности, постепенно переходя от мелких к более крупным элементам строительства, представляющим собой вид работ (затрат) – объект – пусковой комплекс – очередь строительства – строительство (стройка) в целом.

К сметной документации в составе проекта прилагается пояснительная записка, в которой приводятся:

1) ссылка на территориальный район, где расположено строительство;

2) ссылки на документы, в соответствии с которыми разрабатывается сметная документация;

3) обоснование для составления прочих затрат.

25. Сметная документация, разрабатываемая, на стадии «Проект» (П) при двухстадийном проектировании, содержит:

пояснительную записку, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки;

сводку затрат (при необходимости);

сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;

объектные и локальные сметные расчеты;

сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости).

На стадии «Рабочая документация» (РД) сметная документация включает:

сводку затрат (при необходимости);

сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;

объектные и локальные сметы;

сводную ведомость материальных ресурсов и оборудования.

При двух стадийном проектировании утверждается стадия проект (П).

26. Сметная документация, разрабатываемая в одну стадию – «Рабочий проект» (РП), содержит:

пояснительную записку, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки;

сводку затрат (при необходимости);

сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;

объектные и локальные сметы;

сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости);

сводную ведомость материальных ресурсов и оборудования.

27. Сметная документация на предпроектной стадии содержит:

сводку затрат (при необходимости);

сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;

локальные и объектные сметные расчеты с применением укрупненных показателей стоимости строительства зданий и сооружений действующей сметно-нормативной базы и объектов-аналогов;

сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости).

42. Сметная документация на строительство объекта составляется на основе проектных данных и сметно-нормативной базы.

При разработке проектной (проектно-сметной документации) выбор материалов, изделий, конструкций, оборудования отечественного товаропроизводителя является приоритетным.

При разработке проектной (проектно-сметной документации) обязательным условием является применение строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря казахстанского производства, включенных в базу данных товаров, работ, услуг и их поставщиков, сформированных в соответствии с Правилами формирования и ведения базы данных товаров, работ, услуг и их поставщиков, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 ноября 2015 года № 1107 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12767).

43. При отсутствии сметных норм в действующей сметно-нормативной базе Республики Казахстан разрабатываются индивидуальные сметные нормы. Индивидуальные сметные нормы разрабатываются, утверждаются, согласовываются в установленном законодательством порядке согласно СН РК 1.02-03-2011.

Индивидуальные сметные нормы разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

При применении индивидуальных сметных норм начисление на них повышающих коэффициентов не производится.

44. Локальные сметы (локальные сметные расчеты) составляются в соответствии с принятыми проектными решениями по разрабатываемой проектно-сметной документации раздельно по видам работ, зданиям и сооружениям по разделам в соответствии с конструктивными элементами здания (сооружения), видами работ и устройств с учетом положений, изложенных в Нормативном документе по конструктивно-технологической группировке данных в сметной документации.

На этапе составления локальной сметы производится выделение (выборка) ресурсов по сметным нормам и проекту. Предусмотренные в нормах ресурсы анализируются и синхронизируются в сопоставлении с ресурсами по проекту, производится корректировка материальных ресурсов путем замены ресурсов, не соответствующих проектным решениям.

45. Наименования работ, ресурсов, их шифры, коды, единицы измерения приводятся в соответствии с аналогичными позициями сборников сметных нормативов.

46. Объемы работ определяются на основании ведомостей объемов строительно-монтажных работ, спецификаций по номенклатуре оборудования, изделий и материалов, а также рабочих чертежей проекта.

47. Выделение (выборка) ресурсов производится по проектным материалам (рабочие чертежи, ведомости и спецификации на материалы, изделия, конструкции и оборудование) в соответствии со сметными нормами, действующими на территории Республики Казахстан.

48. Сметные нормы принимаются для условий конкретной стройки и того района, в котором намечается строительство, с учетом требований, условий и ограничений, содержащихся в нормативных технических документах по применению элементных сметных норм и в технических частях соответствующих сборников, утвержденных в установленном порядке.

49. При составлении сметной документации сметные цены на материальные ресурсы принимаются по ближайшему к месту строительства городу, от ближайших карьеров или предприятий-производителей независимо от их административно-территориальной принадлежности исходя из рациональной логистики. Схемы доставки материальных ресурсов (транспортные схемы) утверждаются заказчиком.

50. Наименования материальных ресурсов приводятся с указанием марки, основных параметров, технических характеристик, обозначения стандарта, позволяющие однозначно идентифицировать заложенный в проекте материал.

51. Сводная потребность в материальных ресурсах и оборудовании по проекту указывается в Сводной ведомости материальных ресурсов и оборудования в следующей последовательности:

1) материальные ресурсы в принятых единицах измерения, с группировкой и ранжированием в порядке убывания суммарной стоимости одноименных позиций;

2) оборудование (в ранжированном порядке).

52. Сводная ведомость материальных ресурсов и оборудования составляется по объектам и в целом по стройке (зданию, сооружению и тому подобное) по форме согласно приложению 8 к настоящему Нормативному документу.

53. Локальные сметы (локальные сметные расчеты) формируются без расшифровки ресурсов.

По решению заказчика, установленному в задании на проектирование, в локальных сметах могут быть выделены основные материальные ресурсы, относящиеся к конкретному виду работ. Выделение основных материальных ресурсов производится исходя из их наименования и качественных характеристик, определяющих вид строительных, монтажных и ремонтных работ.

54. Сметная стоимость, определяемая локальными сметами (локальными сметными расчетами), включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль, стоимость оборудования.

Об утверждении нормативных документов по ценообразованию в строительстве

96. Результаты вычислений и итоговые данные в сметной документации приводятся в следующем порядке:

в локальных сметах (локальных сметных расчетах) итоговые цифры округляются до целых тенге; построчные (промежуточные) цифры округляются до двух знаков при денежном выражении и до 4 знаков – в затратах труда;

в объектных сметах (объектных сметных расчетах) итоговые цифры из локальных смет (локальных сметных расчетов) показываются в тысячах тенге с округлением до трех знаков после запятой;

в сводных сметных расчетах и сметных расчетах стоимости строительства итоговые суммы из объектных смет (объектных сметных расчетов) показываются в тысячах тенге с округлением до трех знаков после запятой;

в сводках затрат итоговые суммы из сводных сметных расчетов показываются в миллионах тенге с округлением до трех знаков после запятой.

В таком же порядке приводятся результаты вычислений и итоговые данные в расчетах стоимости строительства.

97. При округлении чисел применяется следующее правило:

если первая из отделяемых цифр больше, чем число 5, то последняя из оставляемых цифр усиливается, то есть, увеличивается на единицу. Усиление также предполагается и тогда, когда первая из убираемых цифр равна 5, а за ней имеется одна или некоторое количество значащих цифр;

в случае если первая из отсекаемых цифр меньше чем 5, то усиления не производится.

98. Если отсекается цифра 5, а за ней не имеется значащих цифр, то округление выполняется на ближайшее четное число, другими словами, последняя оставляемая цифра остается неизменной, если она четная, и усиливается в случае, если она нечетная.

99. При составлении сметной документации осуществляется ее нумерация в определенном порядке.

Нумерация локальных смет (локальных сметных расчетов) производится при формировании объектной сметы (объектного сметного расчета) с учетом того, в какую главу сводного сметного расчета стоимости строительства она (он) включается.

В отраслях экономики, где преобладают стройки площадочного характера, нумерация локальных смет (локальных сметных расчетов) производится таким образом, что первые две цифры соответствуют номеру главы сметного расчета стоимости строительства, вторые две цифры – номеру строки в главе, третьи две цифры означают порядковый номер локальной сметы (локального сметного расчета) в данной объектной смете (объектном сметном расчете), (например, локальная смета № 02-04-12). Номера объектных смет (объектных сметных расчетов) по такой системе нумерации не включают в себя последние две цифры, соответствующие номерам локальных смет (локальных сметных расчетов), (например, объектная смета № 02-04).

В отраслях экономики, где преобладают крупные комплексные стройки линейного характера, нумерация может производиться по очередным номерам, где определенному очередному номеру в номенклатуре сметного расчета стоимости строительства соответствует один и тот же для всех таких строек вид объекта.

100. Сметная документация выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 21.101 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации».

Приложение 1
к Нормативному документу
по определению сметной
стоимости строительства в
Республике Казахстан

Основание:

Сметная стоимость _________________ тыс. тенге

Сметная заработная плата ___________ тыс. тенге

Нормативная трудоемкость __________ тыс. чел.-час

Составлен (а) в текущих ценах на 20___ год.

№ п/п

Шифр норм, код ресурса

Наименование работ и затрат

Единица измерения

Количество

Стоимость единицы, тенге

Общая стоимость, тенге

Накладные расходы, тенге

Всего стоимость с накладными расходами НР и СП сметной прибылью, тенге

Всего

эксплуатация машин

Всего

эксплуатация машин

Материалы

зарплата рабочих-строителей

зарплата машинистов

зарплата рабочих-строителей

зарплата машинистов

оборудование, мебель, инвентарь

Сметная прибыль, тенге

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ИТОГО по смете:

в том числе:

зарплата рабочих-строителей

затраты на эксплуатацию машин,

в том числе зарплата машинистов

материалы, изделия и конструкции

оборудование

накладные расходы

сметная прибыль

Составил _______________________________________________________
должность, подпись (инициалы, фамилия)
Проверил _____________________________________________________________
должность, подпись (инициалы, фамилия)

Приложение 3
к Нормативному документу
по определению сметной
стоимости строительства в
Республике Казахстан
Форма 3

Сметная стоимость работ и затрат __________ тыс. тенге

Нормативная трудоемкость __________ тыс. чел.-ч

Сметная заработная плата __________ тыс. тенге

Расчетный измеритель единичной стоимости __________

Показатель единичной стоимости ____________________ тыс. тенге/расчетный измеритель

Составлен (а) в текущих ценах по состоянию на 20__ год.

№ п/п

Номера смет и расчетов

Наименование работ и затрат

Сметная стоимость, тыс. тенге

Нормативная трудоемкость, тыс. чел.-ч

Сметная заработная плата, тыс. тенге

Показатели единичной стоимости

строительно-монтажных работ

оборудования, мебели, инвентаря

прочих затрат

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого:

В том числе оборудование, мебель и инвентарь поставки заказчика (справочно) (при необходимости)

Главный инженер проекта _____________________________________________
подпись (инициалы, фамилия)

Начальник ____________________ отдела ________________________________
(наименование) подпись (инициалы, фамилия)

Составил _____________________________________________________________
должность, подпись (инициалы, фамилия)

Проверил ____________________________________________________________
должность, подпись (инициалы, фамилия)

Приложение 4
к Нормативному документу
по определению сметной
стоимости строительства в
Республике Казахстан
форма 2

Заказчик _____________________________________
(наименование организации)

Утвержден Сметный расчет стоимости строительства в сумме ___________ тыс. тенге
в том числе: налог на добавленную стоимость ____________ тыс. тенге
________________________________________________________________
(ссылка на документ об утверждении)

«___»_____________ 20__ год.

Составлен в текущих ценах по состоянию на 20__год.

№ п/п

Номера смет и расчетов, иные документы

Наименования глав, объектов, работ и затрат

Сметная стоимость, тыс. тенге

Общая сметная стоимость, тыс. тенге

Строительно-монтажных работ

Оборудования, мебели и инвентаря

Прочих работ и затрат

1

2

3

4

5

6

7

1

Глава 1.
Подготовка территории строительства

+

+

+

Итого по главе 1

+

+

+

2

Глава 2.
Основные объекты строительства

+

+

+

Итого по главе 2

+

+

+

3

Глава 3.
Объекты подсобного и обслуживающего назначения

+

+

+

Итого по главе 3

+

+

+

4

Глава 4.
Объекты энергетического хозяйства

+

+

+

Итого по главе 4

+

+

+

5

Глава 5.
Объекты транспортного хозяйства и связи

+

+

+

Итого по главе 5

+

+

+

6

Глава 6.
Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения

+

+

+

Итого по главе 6

+

+

+

7

Глава 7.
Благоустройство и озеленение территории

+

+

+

Итого по главе 7

+

+

+

Итого по главам 1-7

+

+

+

+

8

Глава 8.
Временные здания и сооружения

+

+

Итого по главе 8

+

+

Итого по главам 1-8

+

+

+

+

9

Глава 9.
Прочие работы и затраты

+

+

+

Итого по главе 9

+

+

+

Итого по главам 1-9

+

+

+

+

10

Непредвиденные работы и затраты

+

+

Итого сметная стоимость

+

+

+

+

11

Налоговый кодекс РК

Налог на добавленную стоимость

+

+

Всего по сметному расчету

+

+

+

+

В том числе оборудование, мебель и инвентарь поставки заказчика без учета НДС (справочно) (при необходимости)

+

+

Полная себестоимость включает затраты:

  • материальные;
  • сырьевые;
  • энергетические;
  • социальные взносы;
  • амортизационные начисления.

При оказании услуг, когда составляют калькуляцию, затраты классифицируют по видам:

  • прямые (заработок работников, участников конкретного процесса);
  • косвенные (зарплата руководства организации);
  • постоянные (амортизация оборудования, обязательные взносы);
  • переменные (закупка материалов).

Рассмотрим на примере организации праздничных торжеств. К прямым затратам агентства относится зарплата персонала, к косвенным расходам — заработок предпринимателя. Постоянные — перечисления обязательных взносов в ФНС, ПФР, ФСС. Атрибутика для обеспечения украшений залов при проведении торжеств — переменные показатели.

Плановую себестоимость рассчитывают, когда планируют деятельность предприятия на будущий год. Суммарные затраты отчетного периода разбивают на каждый квартал прогнозируемого года. Данные берут из источников:

  • бухгалтерские учеты и финансовые отчеты;
  • нормы по материальным и энергетическим ресурсам;
  • цены конкурентов.

Планируют затраты, чтобы правильно рассчитать хозяйственную деятельность, снизить будущие расходы и получить прибыль.

Уровень расходов может меняться, так как зависит от объема поступающих заказов. Для того, чтобы определить стандартный уровень, нужно взять среднее количество работ за аналогичный период, и определить, сколько израсходовано материалов.

При планировании затрат берут за основу условную, постоянную и переменную величины. Ориентируются на утвержденную калькуляцию цены на услуги конкретного периода, составленную в соответствии с расходными статьями. Постоянными значениями считаются общехозяйственные издержки, на которые не влияет объем работ. Переменные затраты — зарплата и потребление ресурсов. Эти показатели зависят от количества выполненных операций.

Перед тем как рассчитать себестоимость услуги нужно выбрать основные показатели:

  • материальные расходы, куда включен размер общих производственных затрат с потреблением энергетических ресурсов, топлива, воды;
  • зарплату сотрудников, занятых на объекте, а также обслуживающего персонала, руководства и ИТР;
  • обязательные отчисления в фонды;
  • амортизационные начисления;
  • прочие издержки.

Для расчета используют формулу:

Ps = Cm + Z + Ot + Ao + Cr+ Tr, где:

  • Ps — полная стоимость услуг;
  • Cm — материальные и сырьевые издержки;
  • Z — зарплата руководства;
  • Ot — заработок рабочих;
  • Ao — амортизация;
  • Cr — страховые перечисления;
  • Tr — транспортные расходы.

К этому значению прибавляют наценку и озвучивают клиенту. Разница между фактической ценой и себестоимостью — это прибыль предприятия.

При составлении калькуляции на услуги применяется позаказный метод. Этот способ актуален при предоставлении услуг:

  • строительных;
  • ремонтных;
  • по пошиву одежды;
  • по производству мебели;
  • парикмахерских;
  • фитнес-центров и др.

На каждый вид услуг выполняют отдельные расчеты, учитывая особенность функций и составных параметров. Позаказную методику используют после завершения работ, так как для расчетной операции необходимы фактические данные.

Схема калькуляции состоит из подробного описания расходов на единицу выполненных работ. Этот параметр измеряется разными способами в зависимости от сферы применения:

  • стоимость по затраченным часам применяется в образовательной деятельности;
  • ремонт помещений измеряется по объему площадей и качества выполненных работ;
  • пассажирские и грузоперевозки определяются по расстояниям.

В структуру затрат входят разные виды работ, которые состоят из статей расходов:

  • материалов;
  • сырьевой базы;
  • оплаты труда сотрудников;
  • социальных взносов;
  • амортизационных издержек оборудования;
  • налогов;
  • процентных выплат по займам;
  • итогового результата.

Алгоритм калькуляции затрат на услуги:

  • определение цены за единицу работ в объеме предполагаемого выполнения (например, ремонта двигателя машины, перевозки 3 тонн грузов на 60 км, проведение индивидуальных частных уроков в течение 15 часов, отделка шпаклевкой 100 м2 площади стен);
  • составление подробного списка затрат с учетом себестоимости;
  • определение тарифных ставок.

Структура калькуляции, например, транспортных услуг, будет следующей:

  • зарплата водителей, автослесарей, руководителей транспортного предприятия;
  • социальные отчисления;
  • расходы на обслуживание машин, ремонты, горючее и смазочные материалы;
  • сезонная замена шин, масла;
  • оплата налогов.

После расчета себестоимости услуг планируют прибыль. Сложность выполнения услуги напрямую влияет на структуру калькуляции. Например, когда выполняют ремонт комнаты, учитывают не только площадь, но и количество дверных и оконных откосов, планировку стен и потолка. При составлении сметы определяют объем расходов на штукатурку, монтаж натяжного потолка или облицовку кафелем. В результате подводят итог и оценку каждой операции.

Калькуляция затрат на услуги позволит распределить издержки по статьям. Их перечень зависит от специфики услуги. Чтобы избежать банкротства и не предлагать услуги по завышенным ценам, нужно контролировать расходы. Для этого нужна калькуляция стоимости услуг. Даже в кризисной ситуации себестоимость продукции или услуг остается важным показателем.

Приказ и.о. Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 июля 2020 года № 110-НҚ. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 августа 2020 года № 21045

ПРИКАЗЫВАЮ:

Внести в приказ председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 14 ноября 2017 года № 249-нқ «Об утверждении нормативных документов по ценообразованию в строительстве» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16073, опубликован 20 декабря 2017 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующие изменения и дополнения:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Утвердить следующие нормативные документы по ценообразованию в строительстве:

1) нормативный документ по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) нормативный документ по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) нормативный документ по определению дополнительных затрат связанных с решениями проекта организации строительства согласно приложению 3 к настоящему приказу;

4) нормативный документ по определению затрат на инжиниринговые услуги в строительстве согласно приложению 4 к настоящему приказу.

1. Настоящий Нормативный документ по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан (далее – Нормативный документ) разработан в соответствии с подпунктом 6-2) статьи 20 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» и предназначен для определения сметной стоимости строительства при разработке предпроектной, проектной (проектно-сметной) документации по объектам, возводимым за счет государственных инвестиций в строительство и средств субъектов квазигосударственного сектора.

2. Основными задачами сметного нормирования и ценообразования в строительстве являются:

обеспечение планирования затрат на строительство, его организации и финансирования;

обеспечение достоверности технико-экономических обоснований и определения сметной стоимости строительства (новых, расширения, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, капитального ремонта существующих) предприятий, зданий и сооружений;

обеспечение через систему нормативных документов по ценообразованию и сметного нормирования определения стоимости строительства (новых, расширения, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, капитального ремонта существующих) предприятий, зданий, сооружений, отражаемой в сметных документах;

повышение эффективности инвестиций, оптимизация расходования финансовых средств.

3. В совокупности с правилами, нормативными документами и рекомендациями по разработке и применению сметных нормативов, определению сметной стоимости строительства все сметные нормативы образуют систему сметных нормативов и ценообразования в строительстве.

Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса нормативных документов по ценообразованию и сметам, являющегося основой для определения сметной стоимости строительства и включающего в себя:

нормативные документы, методические указания, инструкции и рекомендации по определению стоимости строительства объектов, определению стоимости прочих работ и услуг, сопутствующих строительству (проектных работ, инженерных изысканий, инжиниринговых услуг);

сметные нормы на работы в строительстве, установленные на принятый измеритель;

сметные нормы на отдельные расходы и затраты в строительстве, выраженные в процентах от принятой базы начисления;

укрупненные сметные нормы;

укрупненные показатели стоимости;

сметные цены на строительные ресурсы;

сметные цены на перевозки грузов;

цены на проектные работы для строительства;

цены на инженерные изыскания для строительства.

Сметные нормативы предназначены для определения структуры затрат на производство строительных, монтажных работ, строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование и прочие затраты в целях строительства объекта по утвержденному заказчиком проекту.

4. При необходимости сметные нормативы используются для экономической оценки и сравнения отдельных проектных решений, а также для анализа структурных изменений инвестиций.

5. В настоящем Нормативном документе используются следующие основные понятия:

1) текущие цены – цены строительных ресурсов на конкретный период;

2) непредвиденные работы и затраты – расходы направляемые в период покрытия на оплату расходов и мероприятий связанных с уточнением в процессе строительства объемов и стоимости строительно-монтажных работ, характер и методы выполнения которых невозможно было определить при проектировании в силу их непредвиденности, а также при обнаружении в процессе строительства ошибок в утвержденной (прошедшей экспертизу) проектно-сметной документации и выявлении работ и затрат, не учтенных в рабочих чертежах и/или сметной документации;

3) сооружение – искусственно созданный объемный, плоскостной или линейный объект (наземный, надводный и (или) подземный, подводный), имеющий естественные или искусственные пространственные границы и предназначенный для выполнения производственных процессов, размещения и хранения материальных ценностей или временного пребывания (перемещения) людей, грузов, а также размещения (прокладки, проводки) оборудования или коммуникаций. Сооружение также имеет художественно-эстетическое, декоративно-прикладное либо мемориальное назначение.

6. Сметные нормы разрабатываются на основе технологических (технико-нормировочных) карт по видам работ, результатов хронометражных работ, типовых (единых, межотраслевых, отраслевых) норм труда, адаптации прогрессивных норм зарубежных стран, расчетно-аналитических методов, по результатам которых определяются потребности в строительных ресурсах на уровне элементных сметных норм, и нормы лимитированных затрат в процентах от принятой базы их начисления.

Сметные нормы учитывают достигнутый среднеотраслевой уровень принятой техники и технологии.

В сметных нормах учитывается полный комплекс операций, необходимых для выполнения определенного вида работ в нормальных (стандартных, усредненных) условиях. При производстве работ в особых условиях (стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования) к сметным нормам применяются коэффициенты, приведенные в нормативных технических документах по применению сметных норм и технических частях к сборникам элементных сметных норм расхода ресурсов.

7. Сметные цены на материальные ресурсы и ресурсы, составляющие себестоимость эксплуатации машин и механизмов, определяются на основе мониторинга их текущих цен по всем регионам Республики Казахстан и используются в качестве нормативной основы для составления сметной документации при разработке проектов строительства.

8. Сметная заработная плата определяется с учетом норм трудового законодательства Республики Казахстан. Текущая часовая тарифная ставка рассчитывается на основании доступной официальной статистической информации.

По объектам, строительство которых планируется осуществить силами организаций нефтегазового комплекса, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат Фонду национального благосостояния путем выбора поставщика способом из одного источника в соответствии с правилами, утверждаемыми советом директоров Фонда национального благосостояния на основании пункта 2 статьи 19 Закона Республики Казахстан от 1 февраля 2012 года «О Фонде национального благосостояния», сметная заработная плата определяется на основе тарифной сетки рабочих профессий в соответствии с внутренними документами организаций, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат Фонду национального благосостояния.

9. Сметная стоимость строительства определяется в текущих ценах на основе задания на проектирование и других исходных данных заказчика, проектной (проектно-сметной) документации и сметных нормативов.

10. Сметная стоимость строительства в составе предпроектной документации (далее – расчетная стоимость) определяется в соответствии с настоящим Нормативным документом с использованием укрупненных показателей стоимости строительства зданий и сооружений на единицу измерения показателя мощности объектов, на 1 км протяженности линейного сооружения, на другие технические характеристики, учитывающие функциональное назначение здания, сооружения.

По проектам, согласно Перечню проектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2009 года № 2225, расчетная стоимость может определяться расчетом с использованием укрупненных показателей стоимости строительства зданий и сооружений действующей сметно-нормативной базы.

11. Сметная стоимость строительства на стадии проектирования определяется в соответствии с настоящим Нормативным документом с использованием укрупненных показателей сметной стоимости конструктивов и видов работ, элементных сметных норм расхода ресурсов и действующих сборников сметных цен на строительные ресурсы.

12. Сметная стоимость строительства проектируемого объекта формируется в текущих ценах, действующих на дату предоставления проекта в экспертную организацию для проведения комплексной вневедомственной экспертизы.

13. Перед предоставлением проекта в экспертную организацию сметная стоимость строительства согласовывается заказчиком. Согласованием является заявка заказчика (с указанием его реквизитов) на проведение комплексной вневедомственной экспертизы, предоставленная в экспертную организацию согласно Правилам проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства новых, а также изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 апреля 2015 года № 299 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10722).

18. Сметная стоимость строительства в соответствии со структурой инвестиций и порядком планирования и организации строительства подразделяется по следующим видам работ и затрат:

1) строительно-монтажные работы;

2) затраты на оборудование, мебель и инвентарь;

3) прочие затраты.

20. В состав строительно-монтажных работ включаются работы согласно Перечню видов работ (услуг) в составе строительно-монтажных работ, утвержденному приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 231 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10766).

19. Основные требования к оборудованию, мебели, инвентарю, в том числе индивидуального изготовления, предназначенного для обеспечения функционирования объекта строительства, устанавливается заданием на проектирование, утверждаемым заказчиком, а также в процессе проектирования по результатам разработки соответствующих разделов проекта.

21. К стоимости оборудования, мебели и инвентаря, учитываемой в сметах на строительство, относится:

1) стоимость приобретения (изготовления) и доставки на приобъектный склад:

комплексов всех видов монтируемого или не монтируемого (технологического, энергетического, подъемно–транспортного, насосно-компрессорного и другого оборудования), оборудования электронных вычислительных центров, лабораторий, мастерских различного назначения, медицинских кабинетов;

контрольно-измерительных приборов, средств автоматизации и связи;

инструмента, инвентаря, штампов, приспособлений, оснастки, запасных частей, специальных контейнеров для транспортировки полуфабрикатов или готовой продукции, включаемых в первоначальный фонд вводимых в действие производств;

оборудования, мебели, инвентаря, инструмента и других предметов внутреннего убранства, требующихся для первоначального оснащения общежитий, объектов коммунального хозяйства, просвещения, культуры, здравоохранения, торговли;

оборудования, мебели, инвентаря внешнего убранства и благоустройства городов и иных населенных пунктов (уличная мебель и инвентарь, декоративные композиции в городской среде, и прочие переносные малые архитектурные формы заводского изготовления, не требующие монтажа);

2) стоимость нестандартного оборудования;

3) стоимость шефмонтажа (для оборудования, поставляемого на условиях шефмонтажа).

22. Прочие затраты и работы подразделяются на затраты и работы заказчика и подрядчика (относящиеся к подрядным работам).

Прочие работы и затраты, выполняемые подрядчиком, приведены в приложении 1 к настоящему Нормативному документу.

23. Стоимость строительно-монтажных работ и затраты на оборудование, мебель и инвентарь определяются в границах отдельных объектов, входящих в состав стройки, а прочие затраты определяются по стройке в целом. Выделение отдельных объектов в составе стройки и определение их границ осуществляется исходя из условия оптимального структурирования затрат в сметной документации по стройке для планирования и организации строительства.

24. Состав сметной документации определяется в зависимости от стадийности разрабатываемой проектно-сметной документации, особенностей и технической сложности объекта.

В сметную документацию включаются:

1) сводка затрат (при необходимости);

2) сводный сметный расчет;

3) сметный расчет стоимости строительства;

4) объектные и локальные сметы;

5) объектные и локальные сметные расчеты;

6) сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости);

7) ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс;

8) сводная ведомость материальных ресурсов и оборудования.

Формы сметной документации приведены в приложениях 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 к настоящему Нормативному документу.

Сводная ведомость материальных ресурсов и оборудования по форме согласно приложению 8 к настоящему Нормативному документу не составляется при определении сметной стоимости строительства с применением укрупненных показателей стоимости.

Формы сметной документации позволяют составлять ее в определенной последовательности, постепенно переходя от мелких к более крупным элементам строительства, представляющим собой вид работ (затрат) – объект – пусковой комплекс – очередь строительства – строительство (стройка) в целом.

К сметной документации в составе проекта прилагается пояснительная записка, в которой приводятся:

1) ссылка на территориальный район, где расположено строительство;

2) ссылки на документы, в соответствии с которыми разрабатывается сметная документация;

3) обоснование для составления прочих затрат.

25. Сметная документация, разрабатываемая, на стадии «Проект» (П) при двухстадийном проектировании, содержит:

пояснительную записку, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки;

сводку затрат (при необходимости);

сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;

объектные и локальные сметные расчеты;

сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости).

На стадии «Рабочая документация» (РД) сметная документация включает:

сводку затрат (при необходимости);

сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;

объектные и локальные сметы;

сводную ведомость материальных ресурсов и оборудования.

При двух стадийном проектировании утверждается стадия проект (П).

26. Сметная документация, разрабатываемая в одну стадию – «Рабочий проект» (РП), содержит:

пояснительную записку, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки;

сводку затрат (при необходимости);

сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;

объектные и локальные сметы;

сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости);

сводную ведомость материальных ресурсов и оборудования.

27. Сметная документация на предпроектной стадии содержит:

сводку затрат (при необходимости);

сводный сметный расчет и сметный расчет стоимости строительства;

локальные и объектные сметные расчеты с применением укрупненных показателей стоимости строительства зданий и сооружений действующей сметно-нормативной базы и объектов-аналогов;

сметные расчеты на отдельные виды затрат (при необходимости).

28. Локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочего проекта, рабочей документации (рабочих чертежей), по форме согласно приложению 2 к настоящему Нормативному документу.

42. Сметная документация на строительство объекта составляется на основе проектных данных и сметно-нормативной базы.

При разработке проектной (проектно-сметной документации) выбор материалов, изделий, конструкций, оборудования отечественного товаропроизводителя является приоритетным.

При разработке проектной (проектно-сметной документации) обязательным условием является применение строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря казахстанского производства, включенных в базу данных товаров, работ, услуг и их поставщиков, сформированных в соответствии с Правилами формирования и ведения базы данных товаров, работ, услуг и их поставщиков, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 ноября 2015 года № 1107 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12767).

43. При отсутствии сметных норм в действующей сметно-нормативной базе Республики Казахстан разрабатываются индивидуальные сметные нормы. Индивидуальные сметные нормы разрабатываются, утверждаются, согласовываются в установленном законодательством порядке согласно СН РК 1.02-03-2011.

Индивидуальные сметные нормы разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

При применении индивидуальных сметных норм начисление на них повышающих коэффициентов не производится.

44. Локальные сметы (локальные сметные расчеты) составляются в соответствии с принятыми проектными решениями по разрабатываемой проектно-сметной документации раздельно по видам работ, зданиям и сооружениям по разделам в соответствии с конструктивными элементами здания (сооружения), видами работ и устройств с учетом положений, изложенных в Нормативном документе по конструктивно-технологической группировке данных в сметной документации.

На этапе составления локальной сметы производится выделение (выборка) ресурсов по сметным нормам и проекту. Предусмотренные в нормах ресурсы анализируются и синхронизируются в сопоставлении с ресурсами по проекту, производится корректировка материальных ресурсов путем замены ресурсов, не соответствующих проектным решениям.

45. Наименования работ, ресурсов, их шифры, коды, единицы измерения приводятся в соответствии с аналогичными позициями сборников сметных нормативов.

46. Объемы работ определяются на основании ведомостей объемов строительно-монтажных работ, спецификаций по номенклатуре оборудования, изделий и материалов, а также рабочих чертежей проекта.

47. Выделение (выборка) ресурсов производится по проектным материалам (рабочие чертежи, ведомости и спецификации на материалы, изделия, конструкции и оборудование) в соответствии со сметными нормами, действующими на территории Республики Казахстан.

48. Сметные нормы принимаются для условий конкретной стройки и того района, в котором намечается строительство, с учетом требований, условий и ограничений, содержащихся в нормативных технических документах по применению элементных сметных норм и в технических частях соответствующих сборников, утвержденных в установленном порядке.

49. При составлении сметной документации сметные цены на материальные ресурсы принимаются по ближайшему к месту строительства городу, от ближайших карьеров или предприятий-производителей независимо от их административно-территориальной принадлежности исходя из рациональной логистики. Схемы доставки материальных ресурсов (транспортные схемы) утверждаются заказчиком.

50. Наименования материальных ресурсов приводятся с указанием марки, основных параметров, технических характеристик, обозначения стандарта, позволяющие однозначно идентифицировать заложенный в проекте материал.

51. Сводная потребность в материальных ресурсах и оборудовании по проекту указывается в Сводной ведомости материальных ресурсов и оборудования в следующей последовательности:

1) материальные ресурсы в принятых единицах измерения, с группировкой и ранжированием в порядке убывания суммарной стоимости одноименных позиций;

2) оборудование (в ранжированном порядке).

52. Сводная ведомость материальных ресурсов и оборудования составляется по объектам и в целом по стройке (зданию, сооружению и тому подобное) по форме согласно приложению 8 к настоящему Нормативному документу.

53. Локальные сметы (локальные сметные расчеты) формируются без расшифровки ресурсов.

По решению заказчика, установленному в задании на проектирование, в локальных сметах могут быть выделены основные материальные ресурсы, относящиеся к конкретному виду работ. Выделение основных материальных ресурсов производится исходя из их наименования и качественных характеристик, определяющих вид строительных, монтажных и ремонтных работ.

54. Сметная стоимость, определяемая локальными сметами (локальными сметными расчетами), включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль, стоимость оборудования.

96. Результаты вычислений и итоговые данные в сметной документации приводятся в следующем порядке:

в локальных сметах (локальных сметных расчетах) итоговые цифры округляются до целых тенге; построчные (промежуточные) цифры округляются до двух знаков при денежном выражении и до 4 знаков – в затратах труда;

в объектных сметах (объектных сметных расчетах) итоговые цифры из локальных смет (локальных сметных расчетов) показываются в тысячах тенге с округлением до трех знаков после запятой;

в сводных сметных расчетах и сметных расчетах стоимости строительства итоговые суммы из объектных смет (объектных сметных расчетов) показываются в тысячах тенге с округлением до трех знаков после запятой;

в сводках затрат итоговые суммы из сводных сметных расчетов показываются в миллионах тенге с округлением до трех знаков после запятой.

В таком же порядке приводятся результаты вычислений и итоговые данные в расчетах стоимости строительства.

97. При округлении чисел применяется следующее правило:

если первая из отделяемых цифр больше, чем число 5, то последняя из оставляемых цифр усиливается, то есть, увеличивается на единицу. Усиление также предполагается и тогда, когда первая из убираемых цифр равна 5, а за ней имеется одна или некоторое количество значащих цифр;

в случае если первая из отсекаемых цифр меньше чем 5, то усиления не производится.

98. Если отсекается цифра 5, а за ней не имеется значащих цифр, то округление выполняется на ближайшее четное число, другими словами, последняя оставляемая цифра остается неизменной, если она четная, и усиливается в случае, если она нечетная.

99. При составлении сметной документации осуществляется ее нумерация в определенном порядке.

Нумерация локальных смет (локальных сметных расчетов) производится при формировании объектной сметы (объектного сметного расчета) с учетом того, в какую главу сводного сметного расчета стоимости строительства она (он) включается.

В отраслях экономики, где преобладают стройки площадочного характера, нумерация локальных смет (локальных сметных расчетов) производится таким образом, что первые две цифры соответствуют номеру главы сметного расчета стоимости строительства, вторые две цифры – номеру строки в главе, третьи две цифры означают порядковый номер локальной сметы (локального сметного расчета) в данной объектной смете (объектном сметном расчете), (например, локальная смета № 02-04-12). Номера объектных смет (объектных сметных расчетов) по такой системе нумерации не включают в себя последние две цифры, соответствующие номерам локальных смет (локальных сметных расчетов), (например, объектная смета № 02-04).

В отраслях экономики, где преобладают крупные комплексные стройки линейного характера, нумерация может производиться по очередным номерам, где определенному очередному номеру в номенклатуре сметного расчета стоимости строительства соответствует один и тот же для всех таких строек вид объекта.

100. Сметная документация выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 21.101 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации».

Приложение 1
к Нормативному документу
по определению сметной
стоимости строительства в
Республике Казахстан

Не все производственные затраты переходят в продукт и могут быть заранее спланированы и учтены в его себестоимости. Но многие затраченные средства необходимы для производства, продвижения, управления организацией. Ими являются накладные расходы.

В Налоговом кодексе эти затраты не выделены отдельно, нет описания их структуры. И при составления бухгалтерского отчета их нельзя однозначно обозначить.

В законе прописан перечень накладных расходов для медицины и строительства.

Обозначим определение. Накладные расходы — это затраты, которые нельзя отнести непосредственно к технологическому процессу изготовления товара, но они сопровождают этот процесс, хотя не входят в стоимость сырья и работы. По-другому накладные затраты обозначают как «косвенные издержки».

Накладные расходы: понятие, состав и распределение

Изучив статьи затрат калькуляции, определив, какие расходы включаются в каждую из них, необходимо проанализировать себестоимость, сравнив плановую и фактическую калькуляции. Этот вид анализа позволяет эффективно оценить деятельность предприятия, необходим при разработке планов его дальнейшего развития, так как позволяет найти способы снизить себестоимость и, соответственно, повысить рентабельность предприятия.

3 основные цели сравнительного анализа плановой и фактической калькуляций:

  • проверить обоснованность плановой калькуляции, степень отклонения показателей плановой калькуляции от фактической;
  • изучить причины отклонения;
  • разработать способы снижения себестоимости (при наличии такой возможности).

Анализ структуры затрат калькуляции проводится на основе данных бухгалтерского учета при сопоставлении плановых показателей с фактическими. Проведем сравнительный анализ плановой и фактической калькуляции ООО «Альфа» на примере ремонта агрегата А.

Таблица 8. Сравнительный анализ плановой и фактической калькуляции

№ п/п

Наименование статей калькуляции

Плановая калькуляция, руб.

Фактическая калькуляция, руб.

Отклонения фактических показателей от плановых, руб.

Отклонения фактических показателей от плановых, %

1

Затраты на материалы всего

25 614,00

34 718,00

9 104,00

35,54

  • сократить закупочную стоимость, заключая контракты с изготовителями напрямую в обход посредников или уменьшив их количество;
  • закупать большие партии (в этом случае можно договориться с поставщиком об индивидуальных скидках).;
  • выбирать дешевое сырье. Опасный способ: можно выиграть на цене сырья, но сильно потерять на качестве;
  • производить некоторые материалы самостоятельно (при возможности). Но нужно помнить, что иногда самостоятельное производство обходится дороже, чем приобретение готового.

К сведению

Вариант закупки большой партии товаров подходит предприятиям, у которых есть свободные финансовые потоки и помещения для хранения большой партии материалов. Кроме того, можно договориться с другим предприятием-покупателем одного поставщика для совместной закупки материалов и, таким образом, получить скидку за большой объем закупки.

Затраты на оплату труда основных производственных рабочих и страховые взносы сложно сокращать. Эту проблему можно решить, автоматизируя процессы. Но в таком случае расходы на оплату труда станут меньше, а вот обслуживание производства будет обходиться в несколько раз дороже.

Можно сократить численность, но это болезненный для всех процесс. Часто предприятия, чтобы не сокращать численность персонала, сокращают основную заработную плату на определенный процент для каждого работника или рабочее время с одновременным сокращением оплаты, чтобы не допускать разлада в коллективе, который возникает при массовых сокращениях.

Общепроизводственные и общехозяйственные затраты имеют наибольший удельный вес в себестоимости продукции. Здесь есть расходы, с которых можно начинать сокращение, так как это не повлияет на производственный процесс, — канцелярия, Интернет, консультационные и информационные услуги, обучение административно-управленческого аппарата и пр.

  • Калькуляция затрат предприятия необходима для расчета фактической себестоимости продукции и оценки издержек производства.
  • Основная задача при составлении плановой калькуляции — оценка целесообразности дальнейшего выпуска продукции или выполнения работ (услуг).
  • Анализ затрат и себестоимости продукции по данным плановой и фактической калькуляций в целом позволяет увидеть проблемные зоны анализируемого предприятия и определить возможности изменения сложившейся ситуации.

Счета раздела 7 «Расходы» Типового плана счетов бухгалтерского учета предназначены для учета расходов и включают следующие подразделы:

– 7000 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг»;

– 7100 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг»;

– 7200 «Административные расходы»;

– 7300 «Расходы на финансирование»;

– 7400 «Прочие расходы»;

– 7500 «Расходы, связанные с прекращаемой деятельностью»;

– 7600 «Доля в убытке организаций, учитываемых методом долевого участия»;

– 7700 «Расходы по корпоративному подоходному налогу».

В конце отчетного периода счета данного раздела закрываются на счет 5710 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)».

Подраздел 7000 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг» предназначен для учета себестоимости реализованной продукции и оказанных услуг и включает следующий счет:

– 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг», где учитывается себестоимость реализованной продукции, оказанных услуг.

Подраздел 7100 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг» предназначен для учета расходов по реализации продукции, работ и оказанных услуг и включает следующий счет:

– 7110 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг», где учитываются расходы, связанные с реализацией продукции и оказанием услуг по реализации продукции.

Подраздел 7200 «Административные расходы» предназначен для учета административных расходов и включает следующий счет:

– 7210 «Административные расходы», где учитываются управленческие и хозяйственные расходы, не связанные с производственным процессом.

Подраздел 7300 «Расходы на финансирование» предназначен для учета расходов на финансирование и включает следующие группы счетов:

– 7310 «Расходы по вознаграждениям», где отражаются расходы по финансовым обязательствам, например, расходы на выплату процентов по полученным займам;

– 7320 «Расходы на выплату процентов по финансовой аренде», где отражаются расходы по полученным в финансовую аренду активам, например основным средствам;

– 7330 «Расходы от изменения справедливой стоимости финансовых инструментов», где отражаются расходы от изменения справедливой стоимости финансового актива или обязательства, оцениваемого по справедливой стоимости;

– 7340 «Прочие расходы на финансирование», где отражаются прочие расходы на финансирование, не указанные в предыдущих группах.

Подраздел 7400 «Прочие расходы» предназначен для учета прочих непроизводственных расходов, которые возникают независимо от процесса обычной деятельности, и включает следующие группы счетов:

– 7410 «Расходы по выбытию активов», где учитываются расходы по реализации, безвозмездной передаче и списанию активов, например, расходы по реализации, безвозмездной передаче или списанию основных средств, нематериальных активов, финансовых активов, расходы по демонтажу;

– 7420 «Расходы от обесценения нефинансовых активов», где учитываются расходы от обесценения нефинансовых активов;

– 7430 «Расходы по курсовой разнице», где учитываются расходы по курсовой разнице, возникающей при погашении монетарных статей или представлении в отчетности монетарных статей организации по курсам, отличным от тех, по которым они были первоначально признаны в текущем периоде или представлены в предшествующих финансовых отчетах, за исключением расходов по курсовой разнице в зарубежную деятельность;

– 7440 «Расходы по обесценению дебиторской задолженности», где учитываются расходы по обесценению дебиторской задолженности;

– 7450 «Расходы по операционной аренде», где учитываются расходы по операционной аренде;

– 7460 «Расходы от изменения справедливой стоимости биологических активов», где учитываются расходы от изменения справедливой стоимости биологических активов;

– 7470 «Расходы от обесценения финансовых инструментов», где учитываются расходы от обесценения финансовых инструментов;

– 7480 «Прочие расходы», где учитываются прочие расходы, не указанные в предыдущих группах.

Подраздел 7500 «Расходы, связанные с прекращаемой деятельностью» предназначен для учета расходов, связанных с прекращаемой деятельностью, и включает следующий счет:

7510 – «Расходы, связанные с прекращаемой деятельностью», где учитываются расходы по реализованным активам или расчетам по обязательствам, связанным с прекращаемой деятельностью.

Подраздел 7600 «Доля в убытке организаций, учитываемых методом долевого участия» предназначен для отражения доли в убытке организаций, учитываемых методом долевого участия, и включает следующие группы счетов:

– 7610 «Доля в убытке ассоциированных организаций», где учитывается доля в убытке ассоциированных организаций, учитываемых методом долевого участия;

– 7620 «Доля в убытке совместных организаций», где учитывается доля в убытке совместных организаций, учитываемых методом долевого участия.

Подраздел 7700 «Расходы по корпоративному подоходному налогу» предназначен для учета расходов по КПН и включает следующий счет:

7710 «Расходы по корпоративному подоходному налогу», где учитываются расходы по КПН.

Специальных стандартов в МСФО, регламентирующих признание расходов, не существует. Учет расходов осуществляется в соответствии с определенным стандартом в каждой конкретной ситуации, например, для учета расходов по запасам используется МСФО (IAS) 2 «Запасы», для учета расходов по вознаграждениям работникам – МСФО (IAS) 19 «Вознагражд��ния работникам», расходы по курсовым разницам – МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов» и т. д.

Учет производственных затрат осуществляется на счетах раздела 8 Типового плана счетов бухгалтерского учета:

– 8100 «Основное производство»;

– 8200 «Полуфабрикаты собственного производства»;

– 8300 «Вспомогательные производства»;

– 8400 «Накладные расходы».

Для правильной организации учета производственных затрат имеет значение их обоснованная классификация.

Затраты, включаемые в себестоимость продукции, подразделяются на прямые (основные) и косвенные (накладные).

Прямые затраты – это те затраты, которые имеют непосредственную связь с конкретным видом вырабатываемой продукции.

К ним относятся:

– стоимость сырья и материалов, из которых производится продукция предприятия;

– расходы по оплате рабочей силы, которые можно прямо отнести на определенный вид готовых изделий (с отчислениями).

Расход прямых материалов (непосредственно использующихся при производстве конкретного продукта) определяется в соответствии с выбранным организацией методом (способом) оценки списываемых в производство запасов. Это может быть:

– метод сплошной идентификации;

– метод ФИФО;

– метод средневзвешенной стоимости.

Оценка производственных трудовых затрат осуществляется в соответствии с повременной или сдельной формой оплаты труда.

В ходе обслуживания производственного процесса и организации работы основных и вспомогательных производств предприятие несет косвенные (накладные) расходы.

Косвенные затраты не имеют непосредственной связи с технологическим процессом производства, но они необходимы для его нормального осуществления.

Косвенные расходы образуются по всем видам продукции, производимым предприятием, и подлежат включению в себестоимость пропорционально определенной базе распределения.

Организация вправе самостоятельно определять показатели, пропорционально которым будет осуществляться распределение накладных расходов, исходя из особенностей производственного цикла, структуры себестоимости, отраслевых особенностей производства. Например, для трудоемких отраслей наиболее целесообразно распределять накладные расходы пропорционально …

(в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.09.2021 N 636/пр)

В соответствии с пунктом 33 статьи 1, пунктом 7.5 части 1 статьи 6, частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2017, N 31, ст. 4740), подпунктом 5.4.23.1 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2016, N 47, ст. 6673), приказываю:

утвердить прилагаемую Методику по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Министр
И.Э. ФАЙЗУЛЛИН

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 21.12.2020 N 812/пр

1. Методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее — Методика) предназначена для определения методов разработки и применения нормативов накладных расходов, используемых при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее — строительство), определяемой в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2019, N 26, ст. 3317).

2. При составлении сметной документации в локальных сметных расчетах (сметах) и (при необходимости) в составе прочих затрат главы 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства (далее — ССРСС) учитываются накладные расходы, включающие в себя косвенные затраты, связанные с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением, обслуживанием, включаемые в себестоимость строительства объектов капитального строительства и предусмотренные главами III «Затраты, учитываемые при определении нормативов накладных расходов по видам работ» и IV «Затраты, не учитываемые при определении нормативов накладных расходов по видам работ, но относимые к накладным расходам» Методики.

3. Разработка нормативов накладных расходов осуществляется расчетно-аналитическим методом с использованием принципа усреднения в соответствии со структурой прямых затрат по видам строительных, ремонтно-строительных работ, работ по монтажу оборудования (монтажных работ), капитального ремонта оборудования, пусконаладочных и прочих работ (далее — виды работ), предусмотренных сметными нормами на строительные (далее — ГЭСН), ремонтно-строительные (далее — ЕЭСНр), пусконаладочные (далее — ГЭСНп) работы, монтаж и капитальный ремонт оборудования (далее соответственно — ГЭСНм, ГЭСНмр), сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее — сметные нормы, ФРСН соответственно).

4. Нормативы накладных расходов разрабатываются как с учетом усредненных по всем видам работ (далее — среднеотраслевые) затрат организаций, осуществляющих строительство, на покрытие накладных расходов, сформированных на основании официальной статистической отчетности о затратах на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) по отрасли «Строительство» (далее — Форма о затратах), публикуемой Федеральной службой государственной статистики в соответствии с подпунктом 5.21 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 «О Федеральной службе государственной статистики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст. 2710), и пунктом 1.32.4 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2383; 2017, N 7, ст. 1133), так и в сравнении с фактическими данными строительных организаций о произведенных ими затратах на оплату труда, эксплуатацию машин и механизмов, приобретение материалов, изделий, конструкций (далее — прямые затраты), оборудования и накладные расходы, полученными от строительных организаций при разработке Методики.

Нормативы накладных расходов, приведенные в приложении к Методике, сформированные по видам работ в процентах от размера средств на оплату труда (фонда оплаты труда, учитываемого в составе сметных прямых затрат (далее — ФОТ) рабочих-строителей, машинистов и пусконаладочного персонала (далее — рабочие, занятые в строительной отрасли), дифференцируются по территории строительства:

для территории Российской Федерации, не относящейся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (далее — Территория);

для территории Российской Федерации, относящейся к районам Крайнего Севера (далее — РКС);

для территории Российской Федерации, относящейся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (далее — МПРКС).

5. Определение нормативов накладных расходов для Территории осуществляется в соответствии со структурой сметных прямых затрат по видам работ, предусмотренных сметными нормами, сведения о которых включены в ФРСН, на основании среднеотраслевого показателя накладных расходов, сформированного в целом для Территории.

6. Определение среднеотраслевых нормативов накладных расходов для Территории, РКС и МПКРС осуществляется с учетом распределения данных Формы о затратах применительно к Территории, РКС, МПРКС в соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 16, ст. 551; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607), как отношение суммы затрат накладных расходов, рассчитанных по Форме о затратах для Территории, РКС и МПКРС по статьям затрат (материальные затраты, оплата труда, страховые взносы, амортизация основных средств, арендная плата и прочие затраты) с учетом их долей к сумме затрат на заработную плату, учитываемую в составе сметных прямых затрат, определенной по Форме о затратах для соответствующей территории.

18. При составлении локальных сметных расчетов (смет) накладные расходы определяются как произведение нормативов накладных расходов по видам работ, приведенных в приложении к Методике, и суммы средств на оплату труда рабочих, занятых в строительной отрасли, учитываемых в локальных сметных расчетах (сметах) для соответствующего вида работ.

19. Затраты, относимые к накладным расходам в строительстве, но не включенные в нормативы накладных расходов по видам работ, при составлении сметной документации учитываются дополнительно в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.

20. Выбор нормативов накладных расходов осуществляется при составлении локальных сметных расчетов (смет) по видам работ в соответствии с графой 6 таблицы, приведенной в приложении к Методике, с учетом территории строительства.

21. Определение накладных расходов производится путем начисления норматива накладных расходов по каждому виду работ (в соответствии с применяемыми сметными нормами или разработанными на их основе единичными расценками, включая отдельные составляющие таких расценок) по отдельным позициям локального сметного расчета (сметы) с последующим указанием суммы начисленных накладных расходов по итогам разделов (при наличии) локального сметного расчета (сметы) и в целом по итогу локального сметного расчета (сметы) по формуле (1):

Приказ Минстроя РФ от 21.12.2020 N 812/ПР

Разделить общие накладные расходы на себестоимость проданных товаров. Чтобы получить некоторое представление об изменениях в этом соотношении, важно включить одни и те же затраты в пул накладных расходов за каждый период измерения.

Общие накладные расходы /
Себестоимость проданных товаров

Вариации в коэффициенте заключаются в том, чтобы разделить общие накладные расходы на комбинацию прямых материальных затрат и прямых трудозатрат. Этот подход исключает накладные расходы из знаменателя. Формула:

Общие накладные расходы /
(Прямые материальные затраты +
Прямые трудозатраты)

Еще один вариант состоит в том, чтобы разделить общие накладные расходы только на прямые материалы, тем самым устраняя как прямые, так и накладные расходы из знаменателя.

Этот подход сравнивает накладные расходы с прямыми издержками, явно связанными с производственным процессом (поскольку в краткосрочной перспективе прямые трудозатраты иногда считаются фиксированной стоимостью). Формула:

Общие накладные расходы /
Прямые материалы

Фабрика матрацев постепенно изменила свой производственный процесс, теперь она содержит большое количество автоматизированного оборудования для обработки материалов. Это привело к значительному сокращению прямых затрат на рабочую силу и увеличению накладных расходов.

Финансовый директор хочет провести сравнение стоимости накладных расходов и стоимости, чтобы увидеть, как эти изменения изменили структуру затрат компании. Он собирает информацию в таблице.

До
изменений

После
изменений

Накладные расходы

1,458,000

2,045,000

Прямые материалы

375,000

410,000

Прямые трудозатраты

720,000

302,000

Отношение накладных расходов
к себестоимости продаж

133%

287%

Финансовый директор решает использовать коэффициент, в котором как прямые трудозатраты, так и материалы включены в знаменатель. Результаты показывают более чем двойной рост накладных расходов пропорционально прямым затратам. Дальнейшая оценка выявляет, как это изменение повлияло на точку безубыточности компании: с таким большим увеличением накладных расходов, точка безубыточности, вероятно, также увеличилась.

Накладные расходы, как правило, фиксируются в краткосрочной перспективе, в то время как прямые затраты, включенные в знаменатель, будут варьироваться в зависимости от объема продаж. Это означает, что соотношение может существенно варьироваться от периода к периоду, если продажи значительно колеблются.

Чтобы избежать этой проблемы, можно использовать среднюю себестоимость в знаменателе, в виде скользящего среднего, охватывающего несколько периодов отчетности. Таким образом, не будет резких колебаний знаменателя, что сделает сравнение с накладными расходами более полезным.

Если не углубляться в финансы, себестоимость – это сумма, которую предприниматель потратил на производство и продажу товара или услуги.

Себестоимость включает материальные, трудовые, накладные затраты. Первые две категории расходов прямые, так как из них непосредственно складывается стоимость. Накладные относятся к косвенным затратам.

Рекомендуют рассчитывать показатель на каждые следующие 3, 6 или 12 месяцев, чтобы контролировать окупаемость и прибыльность бизнеса.

Однако не все затраты компании учитываются при формировании себестоимости. Например, отпускная цена товара или услуги не может включать штрафы ООО за срыв сделок, расходы на праздники, поощрительные бонусы для сотрудников.

На себестоимость давят издержки компании, которые от одного к другому продукту могут отличаться даже в рамках одного предприятия. При расчете показателя нужно учитывать только траты, которые прямо связаны с текущим производством. Однако факторов много, их можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам относят все, что не связано с работой бизнеса, не поддается влиянию со стороны руководства, но косвенно определяет ценообразование.

  • Государственная политика. Директорам предприятий приходится мириться с экономическими и политическими изменениями в стране. Они касаются бизнеса любого размера, вынуждают подстраивать производство и цены под нововведения. Речь идет о новых ставках налогообложения, субсидий, страховых взносов, увеличении акцизов, пошлин. Исходя из этого формируется себестоимость продукции и ценообразование в целом.
  • Инфляция. Поскольку внутригосударственные расчеты производятся в рублях, все компании, чья деятельность прямо или косвенно связана с импортом чего-либо, плюс, при росте инфляции теряют часть активов. Последние обесцениваются, а сведения себестоимости становятся неактуальными из-за изменения курса валюты. Прибыль от продажи ранее закупленной партии может обесцениться в связи с разницей в курсе между двумя валютными закупками.
  • Географическое расположение. Этот фактор важен для предприятий, которые работают в отдаленных регионах страны и вынуждены тратить деньги на перевозку продукции. Транспортные затраты должны закладываться в себестоимость и могут сильно действовать на нее.

Игры строителей: как не переплатить подрядчику?

Представляют собой изменения, которые полностью контролируются руководителями организации и могут быть отрегулированы в любую сторону.

  • Объем и ассортимент продукции. Любые перемены в ассортименте и количестве товаров влияют на себестоимость. Чем больше объем производства, тем меньше размер постоянных издержек у предприятия и ниже себестоимость. Также можно положительно повлиять на показатель, если проанализировать спрос за заданный срок и заменить невостребованные товары более популярной группой.
  • Техническое оснащение. Бизнес с хорошей технической базой и современными технологиями не только может выпускать продукты с более низкой себестоимостью, но также повышать свою конкурентоспособность. В данном случае снижение затрат на производство происходит за счет повышения качества товаров, экономии ресурсов, уменьшения численности персонала.
  • Качество сотрудников. Мотивированные работники выполняют свои обязанности лучше, не допускают производственных сбоев, перерасхода сырья, простоев, которые повышают затраты предприятия. Вложения в обучение, заинтересованность персонала – долгосрочная инвестиция, которая в перспективе приносит экономию.

Определяется всеми статьями расходов, включая дополнительные, на поддержание работы цеха и выпуск продукции.

Все то же самое, что и цеховая себестоимость, но добавляются еще общие и целевые затраты на изготовление продукции.

Предприниматели чаще рассчитывают именно полную себестоимость продаж (с/с). Дополнительно к производственным расходам она включает также коммерческие затраты. Последние необходимы для обеспечения реализации продукции (тара, упаковка, маркетинг, реклама в интернет сети).

Этот вид себестоимости еще называют непрямым. Он включает затраты на оплату работы управленческого звена компании: директора, бухгалтера, руководителей отделов.

Вид

Что означает

Плановая (нормативная)

Предполагает конкретные нормы и инструкции по созданию продукта, условиям его выпуска, цене. Достичь показателей плана почти никогда не удается из-за нештатных ситуаций. К последим относятся изменения условий партнеров, перемена поставщиков, цен закупки материалов и пр.

Фактическая

Используется для определения реальных показателей составляющих себестоимости, ставит оценку отклонения от нормы и сделать выводы об экономии или перерасходе средств.

Вид

Что означает

Средняя или полная

Дает возможность вычислить усредненное значение, т.к. включает расходы по всем статьям: на материалы, продажу, перевозку, хозяйственную часть, администрацию.

Предельная

Определяется величиной единиц выпущенной продукции, рассчитывается, чтобы снять вопрос потребности в расширении производства и мощностей компании.

Вид

Что означает

Сметная

Применяется преимущественно в крупном строительстве и других сферах, где цену продукта нужно определять с помощью составления сметы по строгим правилам и регламентам.

Технологическая

Включает прямые затраты на поддержание и развитие отдельных сегментов бизнеса.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...