Гражданский служащий вне служебного времени вправе заниматься

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданский служащий вне служебного времени вправе заниматься». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Памятка об иной оплачиваемой работе

  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру

Архив 20фев
2022

  • Состоявшиеся мероприятия

Архив

  • Независимая оценка компетенций цифровой экономики
  • Важная информация!
  • Программа льготного ипотечного кредитования «Семейная ипотека»

Порядок и условия замещения должностей государственной гражданской службы

1. О возможности приема на государственную гражданскую службу граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, которое не прекращено по независящим от них причинам

Вопросы, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), статьей 16 которого установлены ограничения, связанные с гражданской службой.

Согласно пункту 7 части 1 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ гражданин Российской Федерации не может быть принят на гражданскую службу в случае наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом.

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» внесены изменения в статью 14 Федерального закона № 115-ФЗ.

Согласно данным изменениям статья 14 Федерального закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 1.1, в соответствии с которым положения пункта 1 данной статьи не распространяются на лиц, имеющих гражданство Российской Федерации и одновременно гражданство иностранного государства, которое не прекращено по независящим от них причинам, при условии, что такие лица добровольно оформили отказ от имеющегося у них гражданства иностранного государства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, учитывая, что федеральными законами о видах государственной службы установлен общий запрет на прием граждан, имеющих гражданство иностранного государства, на государственную службу, положения пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона № 115-ФЗ не могут быть признаны достаточными для приема указанной категории лиц на государственную службу, так как не корреспондируются с положениями федеральных законов о видах государственной службы, в том числе с положениями Федерального закона № 79-ФЗ, предусматривающими запрет на прием на государственную службу граждан Российской Федерации, имеющих гражданство другого государства.

Таким образом, до внесения изменений в федеральные законы о видах государственной службы прием граждан Российской Федерации, имеющих также гражданство иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам, на гражданскую службу невозможен.

В настоящее время вопрос о совершенствовании обозначенных положений законодательства прорабатывается Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными государственными органами.

2. О порядке замещения должности государственной гражданской службы на период отсутствия государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральными законами сохраняется эта должность

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) для замещения должности государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) представитель нанимателя может заключать с государственным гражданским служащим (далее – гражданский служащий) служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт.

Частью 2 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен данным Федеральным законом.

На основании пункта 2 части 4 статьи 25 Федерального № 79-ФЗ срочный служебный контракт заключается в случае замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с вышеназванным Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы.

Из указанных положений Федерального закона № 79-ФЗ следует, что с гражданским служащим (гражданином), замещающим должность гражданской службы на период отсутствия основного сотрудника, заключается только срочный служебный контракт, срок которого ограничен периодом отсутствия основного гражданского служащего. При этом данный срок не ограничен продолжительностью в 1 – 5 лет, а зависит от даты выхода основного гражданского служащего на службу, в связи с чем является исключением из общего правила, установленного частью 2 статьи 25 Федерального закона № 79-ФЗ.

Таким образом, с гражданским служащим (гражданином) может быть заключен срочный служебный контракт на период отсутствия основного гражданского служащего, в том числе в случае, если выход на службу указанного гражданского служащего запланирован ранее, чем через год.

Любой работник обязан ответственно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности, а госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За их нарушение предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности.

По положениям 79-ФЗ о госслужбе ограничения и запреты определяются для граждан, поступающих на гражданскую службу (79-ФЗ от 27.07.2004). Этот норматив определяет ключевые правила, условия и требования, предъявляемые к работникам государственных ведомств и служб.

Требования таковы:

  • совершеннолетие;
  • наличие российского гражданства;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника разделяют на две группы. Первая — это исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и (или) инструкциями. Во вторую группу входят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащим необходимо своевременно отчитываться о доходах и избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

На должность госслужащего назначают не каждого. Все ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 79-ФЗ. Чтобы занять ответственный пост, требуется соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости.
  3. Отсутствие вступившего в силу приговора суда, ограничивающего или запрещающего занимать госдолжность.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение №2 к приказу Минздравсоцразвития №984н).
  5. Отсутствие второго гражданства или смены российского гражданства на иное.
  6. Непризнание кандидата уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Наличие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Возраст менее 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Наличие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Отсутствие близкого родства между непосредственным начальником и подчиненным.
  11. Непредоставление при трудоустройстве ложных, недостоверных сведений о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях для назначения на должность.

Нельзя назначить на должность госслужащего гражданина, который нарушил запреты для государственного гражданского служащего по антикоррупционным мерам, участвовал в конфликте интересов либо утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статьях 16 и 25.1 закона №79-ФЗ.

Законодательство определяет ограничения и запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не вправе трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих и некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Но есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Этот запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качестве оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Разглашать конфиденциальную информацию либо использовать ее в своих интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в указе президента №188.
  6. Делать высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение составляют ситуации, в которых данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Запрет распространяется на работника и его супругу и несовершеннолетних детей. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Подарки принимать госслужащим нельзя, тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей, — это и есть коррупция, с которой борются власти. Но есть исключения.

Подарок разрешено принять, если:

  1. Его стоимость не превышает 3000 рублей.
  2. Он вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство необходимо в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена постановлением правительства №10 от 09.01.2014.

ВАЖНО! Уведомлять о цветах, канцелярских товарах не нужно.

Если стоимость подарка неизвестна или же составляет по оценкам более 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Дорогостоящий подарок разрешается выкупить, для этого придется подать соответствующее заявление.

Что означает принцип лояльности?

Правовой статус государственных гражданских служащих представляет собой правовое положение служащих в государственном органе, в системе соответствующих внутренних и внешних административных и государственно-служебных правоотношений и включает в себя следующие элементы:

ь права, обязанности, гарантии, ограничения, запреты и ответственность государственных гражданских служащих.

Основные права гражданского служащего:

Под правами гражданского служащего имеется в виду обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральным законом, иными правовыми актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения государственных органов.

Федеральным законом от 30.04.2021 № 116‑ФЗ (далее – Закон № 116‑ФЗ) были внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, в частности в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79‑ФЗ), они вступили в силу 01.07.2021.

В первую очередь термин «гражданство иностранного государства» был дополнен словом «подданство».

К сведению

Статус подданного отличается от гражданина в странах с монархической формой правления и означает политико-правовую связь физического лица и монарха. Тогда как гражданство представляет собой вид правовой связи, но уже между физическим лицом и государством. В государствах с другими формами правления данные понятия, как правило, равнозначны.

До 01.07.2021 к основным обязанностям госслужащего относилось сообщение о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства (п. 10 ч. 1 ст. 15 Закона № 79‑ФЗ).

Сейчас занимать должности госслужбы не могут и лица, имеющие вид на жительство или иной документ, подтверждающий право
на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства. О прекращении гражданства РФ, приобретении гражданства другого государства, получении вида на жительство или иного документа, дающего право на постоянное проживание в другом государстве, служащий должен сообщить представителю нанимателя в день, когда он узнал об этом. Причем новой редакцией названной статьи установлен максимальный срок для такого сообщения – пять рабочих дней со дня наступления одного из перечисленных событий.

Соответствующие изменения были внесены в п. 6 и 7 ст. 16 Закона № 79‑ФЗ. Ранее действовавшей редакцией данной статьи было установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, если он:

– вышел из гражданства РФ или приобрел гражданство другого государства;

– имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Сейчас к ограничениям для нахождения на гражданской службе относятся:

– прекращение гражданства РФ;

– наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В связи с этим уточнено такое ранее установленное основание для увольнения, как выход гражданского служащего из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 12 ч. 1 ст. 33, ст. 41 Закона № 79‑ФЗ). Такое увольнение осуществлялось по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства.

С 01.07.2021 служебный контракт расторгается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня, когда представителю нанимателя стало известно о прекращении гражданства РФ или о наличии у гражданского служащего гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Обратите внимание

Аналогичные изменения внесены в другие федеральные законы, в частности в Федеральный закон от 02.03.2007 № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

По ранее установленному общему правилу лица, имеющие гражданство иностранного государства, не могли занимать должности государственных и муниципальных служащих. Но, в связи с тем что некоторые служащие не могут прекратить гражданство другого государства по независящим от них причинам, им разрешили работать на государственной и муниципальной службе при определенных условиях и в предусмотренном порядке.

Право граждан РФ, имеющих гражданство (подданство) другого государства (далее – лица с двойным гражданством), занимать должности гражданской или муниципальной службы установлено ст. 26 Закона № 116‑ФЗ с 01.07.2021. Оно возникает в исключительных случаях и при наличии следующих условий:

– гражданство (подданство) иностранного государства не прекращено по независящим от лица причинам;

– должность государственной или муниципальной службы, на которую назначен гражданин РФ с гражданством другого государства, не предусматривает допуска к государственной тайне.

То есть при наличии названных условий такое лицо может быть принято на должность государственного или муниципального служащего. Если такой гражданин уже занимает должность государственной или муниципальной службы, в исключительных случаях он может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен с его согласия на иную должность, по которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.

Обратите внимание

Лица с двойным гражданством не могут замещать должность прокурора или руководителя федерального государственного органа.

Положения ст. 26 Закона № 116‑ФЗ не распространяются на лиц, признанных гражданами РФ в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6‑ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Правила замещения должностей
государственной или муниципальной службы лицами с двойным гражданством

Указом Президента РФ от 25.08.2021 № 493 (вступил в силу с даты подписания) утверждены Порядок замещения должностей государственной и муниципальной службы гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам (далее – Порядок), и Положение о порядке признания Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина Российской Федерации причинам (далее – Положение).

Порядком установлены следующие правила:

1) гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по независящим от него причинам, может быть принят на государственную или муниципальную службу, может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен на иную должность в исключительных случаях в связи со служебной необходимостью и при условии, что это не противоречит интересам государственной или муниципальной службы;

2) невозможность прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам устанавливается решением Президента РФ либо решением Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ (далее – Комиссия);

3) оценка необходимости назначения гражданина на должность, продолжения прохождения им службы или перевода на иную должность осуществляется руководителем соответствующего государственного или муниципального органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность;

4) назначение гражданина на должность, продолжение прохождения им службы или перевод на иную должность осуществляются на условиях срочного служебного контракта, срок действия которого не может превышать срок действия решения Комиссии.

К сведению

Госслужащие, имеющие двойное гражданство, должны принимать все возможные меры, направленные на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, должны воздерживаться от получения документов, удостоверяющих личность гражданина (подданного) иностранного государства, а также не должны совершать иные действия в качестве гражданина (подданного) иностранного государства (за исключением случаев, когда такие действия необходимы для прекращения гражданства).

Чтобы лицо с двойным гражданством могло замещать должность государственной или муниципальной службы, должен быть признан факт невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от данного лица причинам.

Положением установлено, что признание этого факта осуществляется Комиссией на основании обращения руководителя государственного или муниципального органа, в который гражданин назначается на должность, в котором проходит службу или переводится на иную должность.

В обращении указываются должность, которую будет замещать (замещает) гражданин, и обстоятельства, при которых стало известно о наличии у него гражданства (подданства) иностранного государства (в случае решения вопроса о продолжении прохождения гражданином службы на замещаемой им должности или о переводе его на иную должность).

К обращению прилагаются:

– письменное пояснение гражданина об обстоятельствах приобретения гражданства (подданства) иностранного государства, о принятых им мерах по прекращению такого гражданства и о причинах, по которым оно не прекращено;

– документы (при их наличии), подтверждающие факты, приводимые в пояснениях, либо копии таких документов, заверенные нотариально или уполномоченным лицом органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность.

В отношении граждан, которые замещали должности по состоянию на 01.07.2021, руководители могут обратиться в Комиссию до 15.11.2021.

При рассмотрении представленных документов Комиссия:

– оценивает причины, по которым не прекращено гражданство (подданство) иностранного государства;

– проверяет соблюдение гражданином порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства, установленного законодательством соответствующего иностранного государства;

– изучает обстоятельства, препятствующие совершению гражданином действий, направленных на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, включая обстоятельства, представляющие опасность для жизни и здоровья гражданина или препятствующие соблюдению установленного порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства.

По итогам рассмотрения документов Комиссия принимает решение о признании (непризнании) невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам, которое утверждается Президентом РФ.

Обратите внимание

Срок действия такого решения составляет три года со дня его утверждения.

Если Комиссия не признает, что прекращение гражданства (подданства) иностранного государства невозможно по независящим от гражданина причинам, руководитель может направить обращение повторно, если обстоятельства существенно изменятся.

В течение пяти рабочих дней со дня утверждения решения Комиссия направляет его руководителю государственного или муниципального органа, представившему обращение.

В связи с техническими работами указанные телефоны могут временно быть недоступны

  • Телефон дежурного: 8 (812) 570-66-71
  • Адрес: 190000, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 86–88
  • Телефон доверия: 8 (812) 571-00-40
  • Телефонная линия «Ребенок в опасности»: 8 (812) 312-08-00
  • Телефонная линия для приема и экстренного реагирования на сообщения о давлении на бизнес: 8 (812) 312-93-64
  • Отдел по приему граждан и документационному обеспечению: 8 (812) 314-56-53

а) подчинение существующим в органе власти правилам и нормативам

12 Административные методы управления ориентированы на такие мотивы поведения государственных гражданских служащих, как:

б — осознанная необходимость дисциплины труда

13 В чем заключается суть кадровой политики:

б) кадровая политика определяет стратегию (генеральную линию) и принципиальные установки в работе с персоналом, т.е. определяет основные тенденции и методологию формирования, развития и использования кадрового потенциала

14 Ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей:

в) конфликт интересов

15 Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, если он:

21.На какие группы подразделяются должности категории «Руководители»?

A) На высшую, главную и ведущую

B) На главную, ведущую и старшую

C) На ведущую, старшую и младшую

D) Должности этой категории на группы не подразделяются

22. Какой наивысший чин из числа перечисленных может быть присвоен в РФ госслужащему гражданской службы?

Гражданский служащий имеет право:

• на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

• ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

• отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

• оплату труда и другие выплаты в соответствии с ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами РФ и условиями служебного контракта;

• получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

• доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

• доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

• ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов;

• защиту сведений о гражданском служащем;

• должностной рост на конкурсной основе;

• профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;

• членство в профессиональном союзе;

• рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с указанным ФЗ и другими федеральными законами;

• проведение по его заявлению служебной проверки;

• защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд при их нарушении;

• медицинское страхование в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих;

• государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

• государственное пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Гражданский служащий обязан:

№25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

1. Служебное время — время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

2. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

3. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

4. Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней. В случае, если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

5. Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а гражданским служащим субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. Право на отдых реализуется предоставлением гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени) вне пределов установленной настоящим Федеральным законом нормальной продолжительности служебного времени.

1. К служебному времени относится время, в течение которого гражданский служащий должен исполнять свои должностные обязанности в соответствии со служебным распорядком государственного органа и условиями его служебного контракта. В соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами к служебному времени могут относиться иные периоды. Например, в случае перевода на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы для предотвращения катастрофы, производственной аварии, несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего (ст.

Правовой статус вообще — это признанная Конституцией и законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц.

В понятие «правовой статус» государственных служащих входят основополагающие институциональные характеристики правового положения государственных служащих, которые определяют их место в системе государственной службы.

Гражданский служащий имеет право:

  1. на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  2. ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
  3. отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  4. оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством РФ и со служебным контрактом;
  5. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
  6. доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  7. доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
  8. ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  9. защиту сведений о гражданском служащем;
  10. должностной рост на конкурсной основе;
  11. профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном федеральными законами;
  12. членство в профессиональном союзе;
  13. рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральными законами;
  14. проведение по его заявлению служебной проверки;
  15. защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
  16. медицинское страхование;
  17. государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
  18. государственное пенсионное обеспечение. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

  1. признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  2. осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законую силу, а также в случае наличия неснятой или непогашенной судимости;
  3. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую ФЗ тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  4. наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
  5. близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  6. выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства;
  7. представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.

Гражданскому служащему запрещается:

  1. участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
  2. замещать должность гражданской службы в случае: избрания или назначения на государственную должность; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  3. осуществлять предпринимательскую деятельность;
  4. получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
  5. использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  6. разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию;
  7. допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;
  8. использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
  9. создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет:

Стаж государственной гражданской службы Продолжительность дополнительного отпуска
от 1 года до 5 лет 1 календарный день
от 5 до 10 лет 5 календарных дней
от 10 до 15 лет 7 календарных дней
15 лет и более 10 календарных дней

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска государственных гражданских служащих:

  • ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется

  • с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет.

Частью 9 статьи 46 «Отпуска на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предусматривается:

  • предоставление государственному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска

  • в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.

Федеральный закон о государственной гражданской службе не определяет порядок формирования графика отпусков для государственных гражданских служащих, следовательно в данном вопросе необходимо руководствоваться трудовым законодательством.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ:

  • оплачиваемый отпуск должен предоставляться государственному гражданскому служащему ежегодно;

  • право на использование оплачиваемого отпуска за первый год работы возникает у государственного гражданского служащего по истечении 6 месяцев его непрерывной работы на соответствующей должности государственной гражданской службы;

  • по соглашению сторон оплачиваемый отпуск государственному гражданскому служащему может быть предоставлен и до истечения 6 месяцев;

  • категории лиц, которым оплачиваемый отпуск по их заявлению должен быть предоставлен до истечения указанного срока, определены частью третьей статьи 122 «Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков» Трудового кодекса РФ.

До истечения 6 месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению государственного гражданского служащего должен быть предоставлен:

  • женщинам перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

  • работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до 3-х месяцев;

  • в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Ненормированный режим работы и отпуск гражданских служащих

Согласно статье 123 «Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков» Трудового кодекса РФ:

  • график отпусков государственных гражданских служащих составляется и утверждается на очередной календарный год не позднее, чем за 2 недели до окончания текущего календарного года;

  • в график отпусков включаются все полагающиеся государственному гражданскому служащему ежегодные оплачиваемые отпуска за текущий служебный год,

  • а также могут быть включены неиспользованные дни оплачиваемых отпусков за предыдущие периоды при соблюдении положений части 9.2 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ.

При составлении графика отпусков государственных гражданских служащих на очередной календарный год необходимо учитывать, что:

  • минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого государственным гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней, и

  • хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней:

  • продолжительность других частей отпуска и их количество определяются по соглашению между государственным гражданским служащим и представителем нанимателя (уполномоченным им лицом).

Часть 9.1 статьи 46 «Отпуска на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»

Оплачиваемый отпуск за второй и последующие годы государственной гражданской службы может предоставляться государственному гражданскому служащему:

  • в любое время рабочего года

  • в соответствии с графиком отпусков, установленного в данном государственном органе.

а) подчинение существующим в органе власти правилам и нормативам

12 Административные методы управления ориентированы на такие мотивы поведения государственных гражданских служащих, как:

б — осознанная необходимость дисциплины труда

13 В чем заключается суть кадровой политики:

б) кадровая политика определяет стратегию (генеральную линию) и принципиальные установки в работе с персоналом, т.е. определяет основные тенденции и методологию формирования, развития и использования кадрового потенциала

14 Ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей:

в) конфликт интересов

15 Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, если он:

г) признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу

16 Гражданский служащий вне служебного времени имеет право:

б) с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов

17 Ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются:

в) Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

18 Гражданский служащий НЕ обязан:

г) не принимать во внимание культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий при принятии управленческих решений

19 Гражданский служащий вне служебного времени:

г) вправе заниматься только педагогической, научной и иной творческой деятельностью

20 Основной нормативный акт, регулирующий трудовые отношения на гражданской службе:

г) Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

21 Гражданский служащий обязан уведомить о возникшем конфликте интересов:

а) сразу, как только ему станет об этом известно

22 Руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации – это:

а) представитель нанимателя

23 Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем:

а) за два месяца до их введения

24 Несущественным условием служебного контракта являются:

в) изменение первоначальных условий медицинского страхования

25 Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется:

а) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

26 В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

в) осуществлять предпринимательскую деятельность

27 Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

г) служебный контракт о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы

28 Предельный возраст пребывания на государственной службе устанавливается:

в) федеральным законом

29 К социальным льготам относятся:

Б – расходы по оплате медицинских услуг, оказываемых работникам за счет средств органа власти

30 Коллегиальность в управлении — это ситуация, когда:

г) руководители всех уровней работают в тесном контакте друг с другом, связаны узами сотрудничества и взаимозависимости

31 Повышение квалификации гражданского служащего является для служащего:

а) правом и обязанностью

32 Аттестация гражданского служащего проводится в целях:

б) определения соответствия замещаемой должности

33 Какое решение не может быть принято по результатам аттестации гражданского служащего:

Г) подлежит повторной аттестации

34 В федеральном органе исполнительной власти была проведена очередная аттестация гражданских служащих. Гражданский служащий Сидоров Н.Д. без уважительной причины не явился на аттестацию. В отношении гражданского служащего Сидорова Н.Д. правомерно предпринять следующие действия:

а) привлечь к дисциплинарной ответственности, аттестацию перенести на иное время

35 Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о:

б) присвоении гражданскому служащему классного чина по замещаемой должности гражданской службы

36 Конкурс не проводится:

в) при назначении на должность гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе

37 Конкурс не проводится:

в) для замещания должности на условиях срочного служебного контракта

38 В процессе психологического тестирования при отборе кандидатов тест должен выявить:

в) типичное поведение претендента

39 Как охарактеризовать действия специалиста по работе с персоналом, если он обращается на прежнее место работы кандидата с просьбой охарактеризовать его сильные и слабые стороны:

в) кандидат не давал разрешения на работу с персональными данными

40 Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации являются:

а) результаты аттестации гражданского служащего

41 Непредставление гражданином при поступлении на государственную службу на должность руководителя государственного учреждения представителю нанимателя сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является основанием для:

Гражданский служащий имеет право на:

  1. Обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
  2. Ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста.
  3. Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.
  4. Оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
  5. Получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа.
  6. Доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений.
  7. Доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.
  8. Ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов.
  9. Защиту сведений о гражданском служащем.
  10. Должностной рост на конкурсной основе.
  11. Дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  12. Членство в профессиональном союзе.
  13. Рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  14. Проведение по его заявлению служебной проверки.
  15. Защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения.
  16. Медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации.
  17. Государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества.
  18. Государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Понятие, правовой статус государственного гражданского служащего

На сегодняшний день сотрудники Администрации Президента РФ имеют право появляться в СМИ и высказываться относительно вопросов, непосредственно касающихся служебной деятельности, а также тем, относящихся к деятельности Администрации Президента РФ, исключительно в соответствии с утвержденным вышестоящим руководством Администрации Президента РФ порядком (п. 6 Указа Президента РФ от 29 января 1996 г. № 117).

В иных странах такое положение изложено, к примеру, в статье 38 Устава Римской курии, где установлено, что «не имея необходимого разрешения уполномоченного органа, никто не имеет право публично выступать с заявлениями и давать интервью относящееся к персоналу, осуществляющейся деятельности и характера работы Римской курии».

Важно! Все публичные выступления и высказывания в прессе обязаны проводиться только лишь через пресс-службу Святого престола на основании норм права (статья 115, параграф 8).

Например, в Череповецкой области рассматривалось дело Смирнова – председателя комитета по физкультуре и спорту. Он имел полномочия административного и распределительного характера. В районном суде была доказана его вина в получении взятки, так как Смирнов от имени комитета физической культуры и спорта совершил сделку с болгарской фирмой и по итогу понес значительные финансовые потери. По регламенту гражданский служащий не имеет права на какую-либо предпринимательскую деятельность, тем не менее, Верховный Суд РФ отменил постановление районного суда в соответствии с частью 1 статьи 170 УК РСФСР (действующего тогда законодательства относительно должностных преступлений).

Ограничения, связанные с государственной службой гражданского характера, закрепляются в статье шестнадцатой ФЗ № 79-ФЗ. Гражданин не имеет права быть принятым на гражданскую службу, а гражданский служащий не имеет права находиться на гражданской службе в таких случаях, когда:

  1. Он признан недееспособным или же ограниченно дееспособным судебным решением, которое уже вступило в законную силу.
  2. Он осужден к наказанию, которое исключает возможность исполнения должностных обязанностей по должности госслужбы (или же гражданской службы), по судебному приговору, который уже вступил в законную силу, а также в случае имеющейся у него неснятой либо же не погашенной в определенном федеральным законом порядке судимости.
  3. При отказе от прохождения процедуры оформления допуска к тем сведениям, которые составляют государственную либо же какую-то другую охраняемую федеральным законом тайну, в том случае, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой он претендует, или же по замещаемой гражданским служащим должности таковой службы связано с прямым использованием подобных сведений.
  4. При имеющемся заболевании, которое препятствует поступлению на гражданскую службу либо же ее прохождению, которое подтверждено заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, список подобных заболеваний, а также форма заключения медицинского учреждения установлены Правительством страны.
  5. Если имеется близкое родство либо свойство (собственные родители, дети, супруги, сестры, братья, или родители, сестры либо братья супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы напрямую связано с прямой подчиненностью либо же подконтрольностью одного из них другому.
  6. При выходе из гражданства РФ либо приобретении гражданства иного государства.
  7. При имеющемся гражданстве иного государства (или более, чем одного), если прочее не предусматривается международным договором страны.
  8. При представлении подложной документации либо же заведомо неправдивых сведений при поступлении на гражданскую службу
  9. При непредставлении установленных соответствующим ФЗ сведений или же при представлении заведомо неправдивых сведений касательно доходов, имущества, обязательств имущественной направленности.

Этот список ограничений заведомо контрастирует с двенадцатью ограничениями, которые был закреплены в действовавшем ранее ФЗ № 119-ФЗ в статье одиннадцатой. Согласно данным ограничениям, государственный служащий не имел права:

  1. Заниматься иной оплачиваемой деятельностью, помимо педагогической, научной и другой творческой.
  2. Быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов страны, органов местного самоуправления.
  3. Заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через неких доверенных лиц.
  4. Быть членом органа управления коммерческой организацией, если прочее не предусмотрено на уровне федерального законодательства или если в порядке, установленном таким законодательством и законами субъектов страны, ему не поручено участвовать в управлении данной организацией.
  5. Являться поверенным либо же представителем по делам третьих лиц в госоргане, в котором он состоит на госслужбе или который напрямую подчиняется либо прямо подконтролен ему.
  6. Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового, а также информационного обеспечения, прочее государственное имущество, а также служебную информацию.
  7. Получать гонорары за публикации, а также выступления в качестве госслужащего.
  8. Получать от физлиц и от юрлиц различное вознаграждение (то есть подарки, денежное вознаграждение, услуги, ссуды, оплату развлекательных мероприятий, отдыха, расходов на транспорт и прочие вознаграждения), которые связаны с исполнением должностных обязанностей, в частности, и после выхода на пенсию.
  9. Принимать без должного разрешения Президента страны награды, какие-либо почетные, а также специальные знания зарубежных государств, международных и зарубежных организаций.
  10. Осуществлять выезд в служебные командировки за границу за счет физлиц и юрлиц, кроме служебных командировок, которые происходят в строгом соответствии с международными договорами страны либо на взаимной основе по предварительной договоренности федеральных органов гос. власти, а также органов гос. власти российских субъектов с госорганами иностранных государств, международными, а также иностранными организациями.
  11. Участвовать в любого рода забастовках.
  12. Использовать собственное служебное положение в прямых интересах политических партий, общественных, в частности, религиозных, объединений с целью пропаганды собственного отношения к ним. В гос. органах не должны образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, кроме профессиональных союзов (согласно пункту первому статьи одиннадцатой ФЗ № 119-ФЗ от 1995 года).

Получается, из существовавших ограничений для госслужащего убрали пункты касательно вопросов совместительства, совместимости мандата депутата (то есть законодательной власти) с государственной должностью (то есть исполнительной властью), пункты касательно предпринимательской деятельности. Они перешли в категорию запретов госслужащему. Подобными запретами можно назвать:

  1. Участие на платной основе в деятельности органа управления организацией коммерческого характера, кроме случаев, которые установлены ФЗ.
  2. Замещение должности гражданской службы в таких случаях: при избрании либо назначении на гос. должность, кроме случаев, которые установлены указами российского президента; при избрании на выборную должность в органе местного самоуправления; при избрании на оплачиваемую должность выборного характера в органе профсоюза, в частности, в органе выборного характера первичной профсоюзной организации, которая создана в госоргане.
  3. Осуществление деятельности предпринимательского характера;
  4. Приобретение в случаях, которые установлены федеральным законом, ценных бумаг, по которым существует вероятность получения дохода;
  5. Выступать поверенным либо представителем по делам третьих лиц в гос. органе, в котором он непосредственно замещает должность гражданской службы, если прочее не предусматривается данным ФЗ и прочими ФЗ.
  6. Получение в прямой зависимости от исполнения своих должностных обязанностей вознаграждения от физлиц и юрлиц (то есть денежного вознаграждения, подарков, услуг, ссуд, оплаты развлекательных мероприятий, расходов на транспорт, оплаты отдыха, а также прочих вознаграждений). Подарки, которые были получены гражданскими служащими из-за проведения протокольных мероприятий, связанные со служебными командировками, а также с прочими официальными мероприятиями, считаются строго федеральной собственностью и собственностью российского субъекта, они передаются гражданским служащим по акту в гос. орган, в котором он замещает должность, кроме случаев, которые установлены ГК РФ.
  7. Выезд в непосредственной связи с исполнением собственных должностных обязанностей за пределы страны за счет физлиц либо юрлиц, кроме служебных командировок, которые осуществляются в строгом соответствии с международными договорами РФ или же на взаимной основе по договоренности между федеральными органами гос. власти, органами гос. власти российских субъектов и госорганами прочих стран, международными, а также иностранными организациями.
  8. Использование в целях, которые напрямую не связаны с исполнением должностных обязанностей, неких средств материально-технического, а также прочего обеспечения, иного государственного имущества, передача их третьим лицам.
  9. Разглашение либо же использование в целях, которые не связаны напрямую с гражданской службой, сведений, до этого причисленных в строгом соответствии с ФЗ к сведениям конфиденциального характера, либо же служебной информации, которая стала ему известна в связи с исполнением собственных должностных обязанностей.
  10. Публичные высказывания, оценки и суждения, в частности, в СМИ, в отношении деятельности госорганов, их прямых руководителей, в том числе решения вышестоящего госоргана или госоргана, в котором данный гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его непосредственные должностные обязанности.
  11. Принятие без разрешения в письменной форме от представителя нанимателя наград, каких-либо почетных или же специальных званий (кроме научных) иностранных государств, организаций международного характера, политических партий, прочих общественных объединений, а также религиозных объединений, если в его прямые должностные обязанности входит взаимодействие с данными организациями и объединениями.
  12. Использование имеющихся преимуществ должностного положения для предвыборной агитации, для агитации касательно вопросов референдума.
  13. Использование собственных должностных полномочий в непосредственных интересах политических партий, иных общественных объединений, религиозных объединений, а также прочих организаций, публичное выражение своего отношения к данным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его прямые должностные обязанности.
  14. Создание в госорганах структур политических партий, прочих общественных объединений (кроме профессиональных союзов, ветеранских и прочих органов общественной самодеятельности), а также религиозных объединений либо же способствование созданию подобных структур.
  15. Прекращение исполнения своих прямых должностных обязанностей с целью урегулирования служебного спора.
  16. Вхождение в состав управленческих органов, попечительских либо наблюдательных советов, прочих органов иностранных некоммерческих организаций и действующих на территории нашей страны их структурных подразделений, если прочее не предусматривается международным договором РФ либо законодательством РФ.
  17. Занятие без разрешения в письменной форме от представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, которая финансируется строго за счет иностранных государств, международных либо же иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без определенного гражданства, если прочее не предусматривается международным договором РФ или же актуальным законодательством страны.
Замечание 2

Также в законодательстве появилось ограничение госслужащего в виде обязанности прямо сообщать администрации об имевше�� место быть конфликте его интересов с интересами государственной должности, естественно, по личному мнению госслужащего (в соответствии с пунктом третьим статьи девятнадцатой ФЗ № 79-ФЗ). Коррупция обычно, по мнению В.А. Прокошина, является следствием конфликта интересов, который проявляется в использовании агентом полномочий для достижения не предусмотренных поручением целей.

Обязанностям госслужащего корреспондируют и его собственные права, которые, должны быть достаточными для обеспечения госслужащему выполнения его служебных обязанностей. Они закрепляются в четырнадцатой статье ФЗ № 79-ФЗ.

Гражданский служащий обладает правами на:

  1. Обеспечение должных организационно-технических условий, которые нужны для исполнения должностных обязанностей.
  2. Ознакомление с должностным регламентом и прочей документацией, которая определяет его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, по критериям оценивания эффективности исполнения должностных обязанностей, по показателям результативности профессиональной служебной деятельности, а также по условиям должностного роста.
  3. Отдых, который обеспечивается установлением допустимой продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней, а также нерабочих праздничных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков (основного и дополнительных).
  4. Оплату труда и прочие выплаты в строгом соответствии с настоящим ФЗ, прочими нормативным актами РФ, со служебным контрактом.
  5. Получение в строго установленном порядке информации и материалов, которые нужны для исполнения собственных должностных обязанностей, на внесение предложений касательно совершенствования деятельности госоргана.
  6. Доступ согласно установленному порядку к сведениям, которые составляют государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием подобных сведений.
  7. Доступ строго в установленном порядке из-за исполнения должностных обязанностей в госорганы, органы местного самоуправления, общественные объединения, а также прочие организации.
  8. Ознакомление с имеющимися отзывами касательно его профессиональной служебной деятельности и прочих документов до внесения их в его собственное личное дело, материалами данного личного дела, а также на приобщение к его личному делу объяснений в письменной форме и прочих документов и материалов.
  9. Защиту имеющихся сведений о гражданском служащем.
  10. Должностной рост строго на конкурсной основе.
  11. Профессиональную переподготовку, повышение своей квалификации, стажировку в том порядке, который установлен данным ФЗ и прочими ФЗ,
  12. Членство в профсоюзе.
  13. Рассмотрение индивидуальных споров служебного характера в строгом соответствии с данным ФЗ и прочими ФЗ.
  14. Проведение по его собственному заявлению определенной служебной проверки.
  15. Защиту собственных прав, а также законных интересов на гражданской службе, в том числе и обжалование в суде их нарушений.
  16. Медицинское страхование в соответствии с данным ФЗ и ФЗ касательно медицинского страхования госслужащих страны.
  17. Гос. защиту собственных жизни и здоровья, а также жизни и здоровья членов своей семьи, принадлежащего непосредственно ему имущества.
  18. Государственное пенсионное обеспечение в строгом соответствии с ФЗ.
Замечание 5

Еще одним специальным правилом для госслужащего можно считать его невозможность состоять в разноплановых объединениях, членство в которых влечет за собой такие обязанности, которые отражаются непосредственно на его госслужбе. Как правило, за рубежом данное ограничение госслужащего напрямую связано с доктриной нейтральности госслужащего, которая вызвана многопартийностью, а также сменой правящей партии после выборов. Правящие партии сменяются у власти, а госслужащий должен относиться к событиям с нейтральной позиции при выполнении собственных служебных обязанностей. В РФ бывший мэр города Санкт-Петербурга А. Собчак состоял членом Мальтийского ордена, из-за чего по общественному телевидению демонстрировались передачи касательно процедур таинства посвящения в члены данного ордена, то есть, по сути, некая реклама организации.

Об изменениях для служащих с иностранным гражданством

I. Общие положения

1. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства экономического развития Российской Федерации (далее — Кодекс) разработан в соответствии с положениями Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. N К (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), федеральных законов от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21), и основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться федеральные государственные гражданские служащие Министерства экономического развития Российской Федерации (далее соответственно — гражданские служащие, Министерство) независимо от замещаемой ими должности.

3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на федеральную государственную гражданскую службу (далее — гражданская служба) в Министерство, обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

4. Каждый гражданский служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от гражданского служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

5. Целями Кодекса являются установление этических норм и правил служебного поведения гражданских служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета гражданских служащих, доверия граждан к государственным органам и обеспечение единых норм поведения гражданских служащих.

6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей.

7. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной службы, уважительного отношения к государственной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности гражданских служащих, их самоконтроля.

8. Знание и соблюдение гражданскими служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения гражданских служащих

9. Основные принципы служебного поведения гражданских служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на гражданской службе.

На должность госслужащего могут назначить не каждого. Чтобы занять ответственный пост, требуется неукоснительное соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Наличие неснятой и(или) непогашенной судимости.
  3. Приговор суда, ограничивающий или запрещающий занимать госдолжность, вступил в силу.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 984н).
  5. Наличие второго гражданства или смена российского гражданства на иное.
  6. Кандидата признали уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Отсутствие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Достижение возраста 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Отсутствие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Непосредственный начальник и подчиненный состоят в близком родстве.
  11. При трудоустройстве были предоставлены ложные, недостоверные сведения о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях назначения на должность.

Также нельзя назначить на должность госслужащего граждан, которые нарушили запреты и ограничения по антикоррупционным мерам, участвовали в конфликте интересов либо кандидат (работник) утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статье 16 и 25.1 закона № 79-ФЗ.

Помимо ограничений, законодательство устанавливает и запреты государственного гражданского служащего. Так, статья 17 закона закрепляет все виды запретов, которые не может нарушить госработник. Итак, госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не может трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих, а также некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Однако есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Однако важное упоминание: запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать презенты, подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качества оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Запрещено разглашение конфиденциальной информации либо использование таковой в своих собственных интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в Указе Президента РФ № 188.
  6. Недопустимы высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение: если данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Работник, а также его супруг и несовершеннолетние дети не должны открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Однако это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Так, законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Итак, определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников.

Так, к примеру, если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него могут применить административное взыскание.

Причем тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновник, контролировавший строительную компанию, не может в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения.

Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения. Допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Отметим, что ключевое отличие ограничений от запретов на госслужбе заключается в том, что ограничительные меры могут быть устранены госработником или кандидатом на государственный пост.

Например, работник не будет претендовать на гражданство иного государства, открывать счета в иностранных банках, предоставлять ложную и недостоверную информацию о себе и так далее. А запретительные меры обойти не получится.

Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Гражданский служащий вне служебного времени

Оно лишь обозначает право на два вида пенсии (для гражданских служащих и членов их семей в случае потери кормильца), условия и порядок их назначения и выплаты должны определяться специальным федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, как это прямо и предусмотрено данной статьей. 19. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено право гражданского служащего на выполнение иной оплачиваемой работы. Как видно, низкий уровень оплаты труда гражданских служащих, в особенности замещающих младшие и старшие должности гражданской службы, настоятельно потребовал допуска гражданских служащих к другой оплачиваемой работе, поскольку государство в рамках своей обязанности по их материальному обеспечению не может установить им соразмерные оклады. Получить полный текст Для реализации права заниматься иной оплачиваемой деятельностью гражданский служащий обязан соблюдать несколько условий.

Согласно Закону такие сведения должны предоставляться в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей. Порядок предоставления сведений, составляющих государственную тайну, регламентируется федеральным законом.
7.

Внимание

В части 1 п. 7 комментируемой статьи предусматривается право гражданского служащего в установленном порядке посещать для исполнения своих обязанностей государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности. Порядок и условия такого посещения пока не установлены.

Федеральным законом и другими федеральными законами; 12) членство в профессиональном союзе; 13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 14) проведение по его заявлению служебной проверки; 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения; 16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации; 17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества; 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом. 2.

Как правило, они устанавливаются не персонально для отдельных служащих, а для должностей, которые они замещают. Следовательно, статусные нормы можно назвать производными от функций и задач, реализуемых конкретным государственным органом, в штате которого находится работник.

Указанные нормы разделяют на две группы: специальные и общие. Первые, в свою очередь, также подразделяются на основные и дополнительные.

К общим нормам относят положения, распространяющие действие на всех служащих вне зависимости от ветви, вида, категории, группы должностей.

В число особенных включены нормы, устанавливаемые в зависимости от указанных категорий.

Общие статусные нормы основываются на типовых квалификационных характеристиках, а специальные – с учетом особенностей межструктурных и внутриструктурных взаимодействий.

Они закреплены в 14 статье 79-ФЗ. В соответствии с нормой, к основным правам гражданского служащего относятся права на:

  • обеспечение организационно-технических условий, которые необходимы для исполнения лицом его обязанностей;
  • ознакомление с документацией, устанавливающей обязанности и права по замещаемой должности, критерии оценки эффективности работы служащего, а также условия повышения по службе;
  • оплату труда;
  • отдых;
  • получение в установленном законодательством порядке материалов и информации, необходимых для надлежащего исполнения сотрудником его обязанностей;
  • посещение предприятий, организаций, учреждений любой формы собственности, если это необходимо в связи с исполнением служебного задания;
  • принятие решений в соответствии со своей компетенцией;
  • участие по собственной инициативе в конкурсе на замещение свободной должности госслужбы;
  • ознакомление со своим личным делом, отзывами о его деятельности, прочими документами до включения их в личное дело, а также на приобщение к материалам личных объяснений;
  • переквалификацию (переподготовку), повышение квалификации на средства соответствующего бюджета;
  • пенсионное обеспечение;
  • проведение служебного расследования по инициативе служащего для опровержения информации, порочащей его достоинство и честь;
  • вступление в профсоюз для защиты своих профессиональных, социальных интересов и прав;
  • внесение предложений по повышению эффективности службы в любую уполномоченную инстанцию;
  • доступ к сведениям, отнесенным к гостайне, если выполнение должностных обязанностей предполагает использование такой информации;
  • защиту персональных данных, имущества, своих жизни и здоровья, а также здоровья и жизни близких родственников.

Они также важны для надлежащего исполнения обязанностей, как и указанные выше основные права гражданского служащего.

Специальные права определяются с учетом специфики должности, которую занимает субъект.

Они дополняют основные юридические возможности, повышая эффективность деятельности конкретного сотрудника. К особенным правам можно отнести права на:

  • принятие вторичных правовых актов;
  • распоряжение имуществом;
  • применения дисциплинарных взысканий к подчиненным;
  • визирования документов в соответствии с полномочиями и пр.

Кроме этого, в зависимости от конкретных задач, поставленных перед сотрудником, он может наделяться правом осуществлять технический контроль исполнения поручений другими служащими, соответствия помещений требованиям безопасности и т. д.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...