Штраф за тахограф на физическое лицо 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за тахограф на физическое лицо 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Итак, по состоянию на 17 января 2022 года тахографами должны быть оснащены следующие транспортные средства юридических и физических лиц:

M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т
M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т
N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т
N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т
Список категорий транспорта, которые обязаны иметь тахограф

Штрафы за тахограф в 2022 году

Штрафы очень условно можно разделить на две категории: за отсутствие самого тахографа или за нарушение режимов труда и отдыха:

Нарушение Штраф по ст. 11.23 КоАП Нарушение Штраф по ст. 11.23 КоАП
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства. для водителя – 3-5 тыс. руб.; для должностного лица – 7-10 тыс. руб; для ИП – 15-25 тыс. руб.; для юридического лица – 20-50 тыс. руб. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. для водителя – 1,5-2 тыс. руб.;

для должностного лица – 7-10 тыс. руб.;

для ИП – 15-25 тыс. руб.;

для юридического лица – 20-50 тыс. руб.

Согласно законам, передвижение некоторых автомобилей без работающего тахографа запрещено. Нарушение может повлечь за собой серьезное взыскание в виде крупного штрафа. Причем отвечать придется не только водителю, но и юридическим и должностным лицам, допустившим выпуск транспортного средства компании на дороги без тахографа. Привлечь к ответственности могут даже за нарушение режима труда – длительная работа без отдыха запрещена соответствующим Приказом №15, изданным Минтрансом.

Использование тахографов регулируется несколькими нормативными актами и законами. Они регулярно дополняются, из-за чего некоторые водители невольно становятся нарушителями, т. к. случайно нарушают новые требования. Несмотря на незнание законодательных правок, понести разные виды ответственности им все равно придется.

Первые законы о тахографах приняли в 1990-х годах. А серьезный интерес к таким приборам со стороны власти возник лишь в 2009 году.

С тех пор приняли множество постановлений и законов, среди которых:

  • Федеральные законы № 184 и 196;
  • Постановления № 273, 470, 720 и 1213;
  • Приказ Минтранса № 36 и 277.

Законодательные акты описывают то, для какого транспорта необходимо устанавливать тахографы, процесс получения электронной карты для водителя и организации, а также требования к приборам. Статья 11.23 часть 1 КоАП РФ содержит подробную информацию о назначаемых штрафах за определенные нарушения, связанные с использованием тахографов. Они расписаны по категориям и разделяют виды ответственности для разных категорий лиц.

Тахографы предыдущего поколения относятся к аналоговым и работают от шайб. С 2022 года их использование в автомобилях запрещено. Соответствующий закон приняли еще в 2014 году, но само требование вступило в силу лишь спустя 4 года.

С января 2022 года используемые тахографы должны быть цифровыми. В качестве исключения допускается использовать аналоговые приборы, соответствующие стандартам ЕСТР. Новые же модели должны оснащаться блоком цифровой криптозащиты информации.

При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.

К ним относятся:

  • M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
  • M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
  • N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
  • N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.

Соответственно, тахограф должен быть на грузовике, который используется для коммерческих грузоперевозок и весит более 3,5 тонн. Автобусы, имеющие более 8 мест для пассажиров, раньше оснащались таким оборудованием только при использовании для разовых перевозок или работе на отдельные компании. С 1 июля 2018 года были введены изменения. Они требуют установку тахографов также в автобусы и маршрутные такси, осуществляющие пригородные перевозки.

Важно! С 1 июля 2019 года тахографы должны быть установлены во все городские автобусы и маршрутки.

Придерживаться определенных правил следует также при использовании тахографа. Их нарушение тоже может привести к ответственности, причем как внутри компании, так и со стороны закона.

Как правильно ездить на автомобиле с тахографом:

  1. Вставить свою карту в тахограф и ввести PIN. Если с водителем едет сменщик, то его карточку нужно вставить в соответствующий слот и тоже ввести код.
  2. При желании произвести настройку прибора, указав яркость дисплея, его автоотключение и т. п.
  3. Начать движение. Взаимодействовать с прибором не требуется, т. к. он автоматически переходит в режим езды и считывает информацию со всех установленных датчиков.
  4. При остановках, связанных с работой, нужно активировать режим «Работа», который показывает, что водитель занят иной деятельностью, входящей в рабочий процесс.
  5. По окончании смены карточку из тахометра нужно достать. На время отдыха следует просто переключать прибор на соответствующий режим.

Проверять тахограф имеет право любой сотрудник ГИБДД. Процедура проводится при помощи его специальной именной карты, которая вставляется в прибор. Таким образом выявляется не только явно неработающий тахограф, но и другие показатели:

  • Состояние защитных пломб;
  • Корректность работы оборудования;
  • Информация с карты водителя;
  • Соблюдение маршрутных норм.

В использовании тахографов есть свои плюсы и минусы. Изначально со стороны государства основной целью их обязательного применения было снижение аварийности на дорогах. Результат был оправдан, т. к. количество ДТП и правда снизилось. Большим плюсом также стал поток дополнительных денежных средств, который положительно сказался на бюджете страны.

Но применение тахографов имеет и другие преимущества:

  • Защита интересов водителя и работодателя – исключение недобросовестных действий обеих сторон;
  • Возможность выявить ранее совершенные нарушения водителем при осмотре оборудования инспектором.

Раньше большим минусом была система штрафов, которая предполагала применение мер наказания только на физических лицах. Теперь же отвечают за нарушения и юрлица. Главным минусом осталась сложность установки тахографа – высокая стоимость и необходимость посещения специальной мастерской.

Важно! Многие производители устанавливают тахографы сразу на заводе, что значительно облегчает жизнь владельцам грузовиков и автобусов.

Виды наказаний за тахограф в 2022 году

Ответственность наступает только для водителей и должностных лиц, которые обслуживают и выпускают транспорт с нарушениями в рейс. Этот момент подробно разъяснен в статье 11.23. КоАП РФ.

Если у водителя оформлено ИП и он самостоятельно управляет транспортным средством, то тахограф ему не нужен. Он не перед кем не отчитывается.

Если водитель работает в ИП, то будут действовать вышеуказанные размеры штрафных санкций при нарушении правил работы с тахографом.

Тахограф является контролирующим устройством, которое устанавливается в транспортном средстве и предназначается для регистрации скорости, режима труда и отдыха водителей. Прибор используется в компаниях, которые занимаются грузоперевозками. Следовательно, если физическое лицо просто водит свой автомобиль, то установка тахографа ему не нужна.

Таким образом, никакой ответственности физическое лицо не несет.

Однако если водитель работает в организации по грузоперевозкам, то штраф физическому лицу за езду без тахографа будет составлять от 1 000 до 3 000 рублей.

Согласно законодательным актам РФ определен одинаковый уровень ответственности, как за факт отсутствия оборудования, так и за необеспечение работы тахографа.

Ответственность наступит в следующих ситуациях:

  • при намеренной блокировке или модификации;

  • при фальсификации сведений;

  • при неисправной работе устройства.

Размеры штрафов в рублях будут следующими:

  • для физических лиц – от 1 000 до 3 000 рублей;

  • для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.

Ответственные лица освобождаются от штрафа за неисправный тахограф, если проблема в работе устройства была обнаружена после начала рабочего дня.

За отсутствие карты тахографа установлены следующие размеры штрафных санкций:

  • от 5 000 до 10 000 рублей, если виновником является транспортная компания или иное предприятие;

  • на 1 000 до 3 000 рублей штрафуются лица, находящиеся за рулем.

Существуют обстоятельства, при которых водитель может быть освобожден от ответственности за отсутствие карты. Если поломка произошла во время рейса или карта была утеряна, то водитель оштрафован не будет. Однако следует предъявить доказательства утери или поломки прибора. Просто слов и устных объяснений в данной ситуации будет недостаточно.

Проверить автомобиль на наличие тахографа и его соответствие установленным нормам могут сотрудники ГИБДД, а также Ространснадзора (п. 102 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ 10 сентября 2009 г. N 720).

Проверять устройство необходимо не реже, чем один раз в два года.

Порядок проверки регулируется приложениями 3 и 5 Приказа Минтранса №36 от 13.02.2013.

Водитель обязан знать, как использовать тахограф, иметь к нему инструкцию. Если водитель не знает, как сделать распечатку данных с тахографа или по какой-либо причине не может ее предоставить, инспектор имеет право задержать водителя за нарушение правил эксплуатации устройства и наложить штраф. Нарушение требований к эксплуатации тахографов приравнивается к управлению ТС без тахографа. Размеры штрафов определены в ч. 1 ст. 11.23. КоАП.

Как и остальные автоштрафы, штрафы за тахограф можно проверить:

  • На портале Госуслуг;
  • Если постановление вынес инспектор ГИБДД, то на сайте ГИБДД;
  • Если УГАДН — то на сайте Ространснадзора;
  • Через специальные сайты и приложения, такие как OnlineГИБДД

С какими трудностями здесь может столкнуться сотрудник автопарка?

1. Вбивать информацию по каждой машине отдельно, что довольно трудозатратно: на каждом сайте есть набор реквизитов, необходимых для проверки. Как правило, это могут быть:

  • номер постановления;
  • регистрационные данные автомобиля;
  • номер водительского удостоверения;
  • ИНН организации.

2. Вторая трудность в том, что проверки должны быть регулярными — штрафы могут появиться в любой день.

Для проверки большого количества машин требуется много времени и внимательность, т.к. ошибка стоит компании денег (пропуск периода для оплаты со скидкой 50 % или блокировка расчетного счета судебными приставами).

Всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, предписана обязанность по установке тахографов. Эта норма закреплена в статье 20 ФЗ от 10 декабря 1995 № 196 «О безопасности дорожного движения».

Ими в обязательном порядке оснащаются все виды транспорта массой от 3,5 тонн:

  • пассажирские автобусы категории M2, М3, кроме выходящих на городские и пригородные регулярные маршруты;
  • грузовой автотранспорт категории N2, N3.

Отсутствие тахографа является прямым нарушением требований законодательства и влечет за собой соответствующее наказание.

Штраф в этом случае составляет:

  • для водителя 1-3 тысячи рублей,
  • для должностных лиц – 5-10 тысяч рублей.

Наказываются также случаи выхода на линию транспортного средства, подлежащего оснащению прибором непрерывного контроля скорости и маршрута движения:

  • с неисправным тахографом (кроме случаев поломки в дороге);
  • не соблюдения правил использования прибора.

При фиксации нарушения труда и отдыха штрафуется водитель транспортного средства на сумму 1-3 тысячи рублей.

Планируется повышение мер воздействия на юридических лиц, допустивших нарушение правил обращения с приборами учета. Предельные величины штрафа могут достигнуть 50 тысяч рублей.

Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.

Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.

Современные тахографы имеют следующие функции:

  • определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
  • регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
  • определять координаты нахождения и регистрировать их;
  • определять пройденное расстояние (пробег).

Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:

  • наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
  • сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
  • срок действия карты (три года от даты выдачи).

Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:

  • соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
  • соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
  • иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
  • иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
  • быть исправным в момент выезда на маршрут.

Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:

  • наличия тахографа в транспортном средстве;
  • работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
  • наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.

При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.

Определение тахографа даётся в ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В соответствии с её положениями тахограф – прибор, который обеспечивает непрерывную и некорректируемую фиксацию данных о скорости и маршруте движения транспортного средства (ТС), о времени управления ТС. Тахограф нужен на автомобили, чтобы контролировать режим работы и отдыха водителей ТС, управление которыми входит в их трудовые обязанности.

Штрафы за тахограф для юридических лиц: где проверять, как обжаловать

Приведём разъяснение закона о том, на какие ТС нужно устанавливать тахографы. Установка тахографов на автобусы и другие виды ТС регламентируется ст. 20 196-ФЗ. Согласно её положениям юрлица и ИП, осуществляющие в рамках своей деятельности эксплуатацию ТС, обязаны установить на них тахографы (ч. 1). Кроме того, такая обязанность вменена и физлицам, эксплуатирующим автобусы и ТС, максимальная масса которых превышает 3500 кг (ч. 3). Таким образом, физлицо должно устанавливать тахограф на личный микроавтобус или грузовик, даже если ТС используется исключительно для личных нужд владельца.

Юридические лица, ИП и физлица, эксплуатирующие ТС, на которые должны быть установлены приборы контроля, несут ответственность за несоблюдение требований нормативных актов. Согласно положениям ст. 11.23 КоАП РФ они могут быть подвергнуты штрафу:

  • за езду без тахографа;
  • за просроченную карту тахографа;
  • за неоткалиброванный тахограф;
  • за отсутствие бумаги в тахографе;
  • за езду без карты водителя

и другие нарушения правил использования тахографов.

Тахограф имеют право проверять представители органов федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (ч. 2 ст. 30 196-ФЗ), а именно ГИБДД, военной автоинспекции и Росгвардии (ч. 2 Постановления Правительства РФ от 19.08.2013 № 716). Кроме того, таким правом наделены сотрудники Федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ «Росавтотранс», Приложение № 3 к Приказу Минтранса от 28.10.2020 № 440).

Ст. 11.23 КоАП РФ также предусматривает штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя. Наказание за превышение времени вождения по тахографу грозит владельцу ТС, его представителю по должности и самому водителю. Размер штрафа за переработку по тахографу грузовых машин и других ТС – от 1500 до 2 тыс руб для водителя, от 7 тыс до 10 тыс руб для должностных лиц; от 15 тыс до 25 тыс руб для ИП; от 20 тыс до 50 тыс руб для юрлиц.

Требования к тахографам, порядок оснащения ими транспортных средств, правила использования устанавливаются Минтрансом РФ по согласованию с МВД России (п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213). Приведём выдержки из соответствующих нормативных документов.

Приказ Минтранса от 28.10.2020 № 440 (Приложение № 1, Общие положения, требования к тахографам, которые устанавливаются на ТС):

  • в состав прибора должны входить бортовое устройство, карты, датчик движения, антенны для приёма сигналов от ГЛОНАСС и GPS приёма/передачи сигналов GSM/GPRS, монтажные компоненты;
  • бортовое устройство должно иметь защиту от вскрытия (опломбированный корпус), содержать программное обеспечение для обработки данных о движении ТС, криптографическое обеспечение, другие программно-аппаратные блоки;
  • тахограф должен обеспечивать целостность и достоверность информации, регистрируемой в его памяти, обеспечивать внесение установочных данных с использованием карты мастерской;
  • прибор должен поддерживать режимы «рабочий» (активируется картой водителя), «контроль» (активируется картой контролёра), «корректировка установочных данных» (активируется картой мастерской) и «предприятие» (активируется картой предприятия).

Приказ Минтранса от 26.10.2020 № 438 определяет, как нужно устанавливать тахограф на ТС:

  • оснащение ТС тахографом обеспечивает его владелец, а производит мастерская, сведения о которой учтены ФБУ «Росавтотранс» в информационном ресурсе, содержащем сведения о мастерских;
  • мастерская осуществляет установку тахографа (сведения о его модели должны быть учтены ФБУ «Росавтотранс» в информационном ресурсе, содержащем сведения о моделях тахографов), активацию тахографа и программно-аппаратных средств, настройку;
  • тахограф устанавливается на ТС так, чтобы водитель мог иметь доступ к его функциям со своего рабочего места;
  • настройка тахографа должна обеспечивать возможность распечатки контрольных данных, в том числе наименование мастерской, её номер и номер тахографа, параметры ТС;
  • оснащение ТС тахографом завершается его опломбированием.

Суть иска: водитель О. и его представитель С. подали иск на действия инспектора с просьбой отменить постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Череповцу Л. Дело было рассмотрено в рамках судебного разбирательства Череповецкого городского суда Вологодской области, и принято судебное решение от 30 июня 2020 г. № 12-380/2020 (идентификатор: 35RS0001-01-2020-001544-35).

Постановление ГИБДД составлено на основании: протокола об административном правонарушении по ст. 11.23. ч. 1 КоАП РФ, т.к. тахограф был без блока СКЗИ.

Позиция водителя: с составленным протоколом водитель не согласен, т.к. установленный в автомобиле тахограф имеет все необходимые сертификаты. Представитель водителя С. в обоснование жалобы указала, что управляемый О. автомобиль «» был оснащен цифровым тахографом, произведенным в Германии. Тахограф имеет сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза — N RU С-DE.MT22.B.00747 (RU C-DE.АД32.В.00100) и декларацию соответствия. Правила использования тахографа водителем О. нарушены не были. Приказ Минтранса России N 36, предъявляющий дополнительные требования к тахографам, противоречит положениям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) 018/2011 и носит рекомендательный характер.

Узнаете аргументацию? Эти тезисы гуляют по Интернету и вводят в заблуждение добросовестных перевозчиков. Но грамотных юристов такими рассуждениями запутать не так легко, как водителей. Поэтому суд такую позицию не поддержал, обосновал свою позицию в соответствии с действующими нормами права и выразил мнение суда в своем решении.

Позиция суда: суд, выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и представленные ГИБДД материалы, полагает необходимым жалобу О. оставить без удовлетворения, поскольку она не основана на законе.

Разъясняя водителю действующие нормы закона, суд изложил следующее:

В силу подпункта 1 пункта 10 Правил использования тахографов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года N 36, водителям запрещается осуществлять перевозки с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации. Автомобиль, не подпадающий под исключения, предусмотренные приложением N 2 к приказу Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36, должен был быть оснащен цифровым тахографом с программно-аппаратным шифровальным (криптографическим) средством (блок СКЗИ тахографа).

Решение суда: Постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Череповцу Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.23. ч. 1 КоАП РФ, в отношении О. оставить без изменений, а жалобу водителя оставить без удовлетворения.

В рамках своего права на обжалование решения суда водитель О. при поддержке своего представителя С. подал кассацию в Вологодский областной суд.

Решение Вологодского областного суда по делу от 3 августа 2020 г. N 7-520/2020

Суть иска: водитель О. и его представитель С. подали кассационную жалобу на решение суда г. Череповец по делу № 12-380/2020.

Позиция водителя: Оспаривая правомерность постановления, О. обратился с жалобой в суд, просил отменить постановление должностного лица, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что установленный на транспортном средстве тахограф соответствует требованиям действующего законодательства. Приказ Минтранса России от 13.02.2013 N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» носит рекомендательный характер, поскольку с 01.01.2015 вступил в силу Технический Регламент Таможенного Союза, регулирующий требования к тахографам. В протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении к административной ответственности не указаны данные, идентифицирующие тахограф, что является процессуальным нарушением. В жалобе, О. и его защитник С., ссылаясь на прежние доводы, просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить. Кроме того, указывают, что действующая редакция части 1 статьи 11.23 КоАП РФ не предусматривает ответственности за использование тахографа не соответствующего техническим характеристикам.

Обратите внимание на изменение позиции водителя! Понимая, что прямая отмена Постановления ГИБДД не проходит через судебное разбирательство, предпринимается попытка отменить постановление по причине нарушения процессуального порядка оформления решения о наложении штрафных санкций. Идея заключается в том, что если не получается отмена постановления по причине нарушения правовых норм, то можно попробовать отменить постановление по причине несоблюдения формальных процедур оформления нарушения.

Это выражается в двух новых доводах жалобы водителя:

— водитель и его представитель ссылаются на то, что в протоколе не содержатся «данные, идентифицирующие тахограф, что является процессуальным нарушением»;

— водитель и его представитель «указывают, что действующая редакция части 1 статьи 11.23 КоАП РФ не предусматривает ответственности за использование тахографа не соответствующего техническим характеристикам».

Аргументация позиции суда: «Частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, …

В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. …

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Приказа Минтранса России от 13.02.2013 N 36 «Об утверждении требований к тахографам, …» бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее — блок СКЗИ тахографа). …

Как следует из материалов дела, 24.03.2020 в 14 часов 10 минут на 1215-ом километре автодороги М8-Холмогоры (г. Архангельск) О. управлял транспортным средством — автомобилем… государственный регистрационный знак N…, оснащенным тахографом, не соответствующим требованиям, установленным Приказами Министерства транспорта Российской Федерации N 36 и N 273 (тахограф без блока СКЗИ).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения О. к административной ответственности по части 1 статьи 11.23 КоАП РФ.

Доводы О. и его защитника о том, что приведенные выше нормативно-правовые акты носят лишь рекомендательный характер, не могут быть приняты во внимание и отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании закона.

Изложенные в жалобе доводы о том, что установленный на транспортном средстве тахограф имеет защиту встроенного программного обеспечения от преднамеренных или непреднамеренных изменений, встроенную изготовителем, не имеют существенного значения для дела, поскольку указанное обстоятельство не освобождает собственника транспортного средства от обязанности установки тахографа, соответствующего требованиям действующего Российского законодательства.

Доводы о том, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности не указаны идентификационные данные тахографа, что является процессуальным нарушением, отклоняются, поскольку действующее законодательство не содержит прямого указания на необходимость указания таких данных.

Суть иска: кассационная жалоба водителя О. на Постановление ГИБДД, решение Череповецкого суда, решение Вологодского областного суда об отмене судебных решений и Постановления ГИБДД.

Позиция водителя: В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, О. и его защитник С. просят об отмене приведенных актов, прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых приняты оспариваемые акты, получение доказательств с нарушением закона, отсутствие события административного правонарушения.

Уход в сторону процессуальных нарушений усиливается! Это дело все больше становится похожим на попытку достичь цели любым путем, если не по существу правонарушения, так хотя бы по нарушению процессуального порядка оформления правонарушения! Можно сделать вывод о том, что юридическая поддержка водителя теряет терпение и уже не в состоянии справиться с эмоциональной составляющей процесса.

Обратите внимание на вновь появившиеся доводы водителя: «… в связи с недоказанностью обстоятельств …», «… получение доказательств с нарушением закона …» и еще: «… отсутствие события административного правонарушения …». Раньше такие аргументы водителем не приводились, может быть они возникли уже после завершения события, непосредственно связанного с обнаружением правонарушения?

Позиция суда: дополнительно к аргументации, изложенной предыдущей судебной инстанцией, и в качестве дополнительного разъяснения действующих норм права, суд обратил внимание водителя на то, что соответствие техническому регламенту не является исчерпывающим требованием по отношению к устройству, претендующему на юридическую полноту требований к тахографу:

«Пунктом 14 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) закреплено, что оснащение техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами) осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза.»

По этой причине суд отклонил доводы жалобы водителя:

«Доводы жалобы о соответствии установленного на автомобиле МАN TGX, государственный регистрационный знак <...>/35, тахографа требованиям ТР ТС подлежат отклонению.»

Также суд отклонил и заявления водителя об отсутствии доказанности его вины:

«Таким образом, вынесшим постановление должностным лицом и судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о нарушении О. установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, доводы жалобы в указанной части об обратном, являются не состоятельными, как опровергнутые представленными в материалах дела доказательствами, которые последовательны и согласуются между собой. То обстоятельство, что в оспариваемых актах не указаны наименование завода-изготовителя, заводской номер, тип модели тахографа, не исключает изложенные выводы.»

Наличие процессуальных нарушений судом также не отмечено:

«Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.»

Решение суда: «постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Череповцу от 28.04.2020 N 18810035190018044863, решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 30.06.2020, решение судьи Вологодского областного суда от 03.08.2020, состоявшиеся в отношении О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу О. и его защитника Соколовой М.В. — без удовлетворения

Удивляет упорство водителя в отрицании правовой позиции нескольких судебных инстанций, но факт остается фактом — водитель и его юристы посчитали недостаточными выводы трех судебных инстанций и не нашли для себя повода разобраться в нормах действующего законодательства, и поэтому подали очередную жалобу в Верховный суд Российской Федерации.

Суть дела: просьба рассмотреть жалобу водителя на незаконное Постановление об административном правонарушении и Решения трех предыдущих судебных инстанций в отношении водителя О., который управлял транспортным средством с техническим устройством не соответствующим требованиям к тахографам, а именно, без установленного в тахографе блока СКЗИ, при этом обязанность по оснащению данного типа транспортного средства тахографом в требованиях законодательства Российской Федерации имеется.

Позиция водителя: установленный в автомобиле тахограф имеет сертификат подтверждения соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011, и это является достаточным условием для удовлетворения обязательных требований к тахографу, а все остальные требования носят рекомендательный характер.

Позиция Верховного суда: Верховный суд подтвердил, что требования к тахографу, изложенные в приказе Минтранса, являются обязательными, что вся цепочка правовых нормативных актов, изложенных в позициях судов предыдущих судебных инстанций, правомерная, законная и действующая, что соответствие Техническому регламенту Таможенного союза не является основанием для игнорирования установленных законом требований, и отклонил жалобу водителя как несостоятельную:

«Выводы должностного лица ОГИБДД УМВД России по городу Череповцу и судебных инстанций сомнений не вызывают, а приведенные в жалобе доводы, в том числе о соответствии установленного на автомобиле тахографа требованиям Технического регламента Таможенного союза, получили надлежащую правовую оценку и были обоснованно отклонены как несостоятельные.

Вопреки доводу жалобы при рассмотрении дела было установлено, что тахограф, которым был оснащен вышеупомянутый автомобиль под управлением О…, требованиям названных выше нормативно-правовых актов не соответствовал, в нем отсутствовало программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство — блок СКЗИ тахографа).»

Штраф за отсутствие тахографа в автомобиле в 2022 году?

Данное дело показательно тем, что простые юридические выводы можно сделать и без участия Верховного суда Российской Федерации, для этого достаточно просто проследить цепочку нормативных актов от требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» через подзаконные акты к приказу Минтранса, который конкретизирует и раскрывает требования в рамках, предусмотренных в законе.

Этот путь более рациональный, чем путешествия от одной судебной инстанции к другой. А водителю стоит в будущем выбирать себе в советники юриста, который понимает, что требования законодательства в отношении одного и того же объекта регулирования могут размещаться в различных нормативных правовых актах, если этот объект применяется в различных сферах регулирования.

Тахограф является в этом смысле показательным примером, с одной стороны тахограф является продукцией (как, впрочем, и любое другое техническое устройство), а с другой стороны тахограф – это устройство, обеспечивающее безопасность дорожного движения. Из этого и складывается система требований к тахографу: с одной стороны требования к безопасной эксплуатации продукции – это Технический регламент, а с другой стороны требования по обеспечению безопасности дорожного движения – это Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

Эта простая истина реально доступна не только специалисту с юридическим образованием, а любому гражданину. И для понимания факта такого распределения обязательных требований не обязательно было проходить такое количество судов.

Для ознакомления с материалами судебных разбирательств можно загрузить прилагаемые к этой статье файлы.

  • Решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 30.06.2020 N 12-380/2020 >>
  • Решение Вологодского областного суда от 03.08.2020 N 7-520/2020 >>
  • Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2020 N 16-5720/2020 >>
  • Постановление Верховного Суда РФ от 11.08.2021 N 2-АД21-3-К3 >>

Автор статьи — Мирошин Г. С., вице-президент Ассоциации по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Категории транспортных средств, использование которых должно производиться исключительно при наличие тахографа, четко оговорены. Главное основание – использование транспортного средства в целях осуществления коммерческой деятельности для получения прибыли. По закону сюда относится как грузовой, так и пассажирский транспорт категории M2, M3 и N2, N3. Из этого правила есть исключения: автобусы, которые осуществляют на постоянной основе перевозки по городу (разрешено затрагивать при этом территорию пригородов).

Размер штрафа

Нарушение

Размер штрафа

за отсутствие прибора (для водителя)

1000—3000 рублей

за отсутствие прибора (для должностного лица)

5000-10000 рублей.

за несоблюдение трудового режима и времени отдыха

1000—3000 рублей

Есть определенные правила по длительности перевозок. За один день нельзя ехать более 10 часов. Каждые 5 часов нужно делать перерыв на 45 минут. Есть также правила по количеству часов в неделю. Эти нормы не окончательные, они могут изменяться в меньшую сторону.

На новые грузовики или автобусы тахограф ставят на заводе. Установка этого устройства не роскошь и не российская выдумка. В большинстве стран водители уже давно так ездят.

Кстати, по статистике, после введения данного закона, снизилось количество аварий с участием грузовиков на 20%. Также уменьшилось количество аварий с автобусами на 5%.

30 апреля 2021 года был утверждён федеральный закон №105-ФЗ, освобождающий призывников от госпошлины за права. Согласно тексту документа, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, освобождающие от уплаты двух видов госпошлины:

за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) гражданам, подлежащим призыву на военную службу и прошедшим подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, на основании удостоверений (свидетельств), подтверждающих получение гражданами соответствующей военно-учетной специальности и выдаваемых в порядке, установленном Минобороны;

за выдачу национального водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», гражданам, проходящим военную службу по призыву.

Документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года.

невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;

перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;

несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;

несоблюдение бокового интервала;

резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

препятствование обгону.

21 декабря 2021 года Госдума в первом чтении приняла поправки, вводящие уголовное наказание для злостных нарушителей ПДД за превышение скорости или выезд на встречную полосу, если ранее они уже были лишены прав за эти нарушения.

В рамках обсуждения данной инициативы депутат Ярослав Нилов в очередной раз поднял вопрос о необходимости введения штрафа за опасное вождение. Его поддержал председатель Госдумы Вячеслав Володин, который предложил в течение месяца подготовить соответствующие поправки, чтобы их можно было вынести на рассмотрение уже в феврале 2022 года.

По его словам, для подготовки законопроекта в Госдуме будет создана рабочая группа под руководством Ирины Яровой, куда войдут Председатель профильного Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, Ярослав Нилов, представители фракций.

«Мы с вами проработаем вопросы штрафстоянок и, если такое решение будет принято, конфискации автомобиля, на котором совершаются противоправные действия. От этого гибнут люди. Мы с вами должны сделать все для того, чтобы защитить здоровье граждан, защитить жизнь людей», — заявил Председатель ГД.

«Давайте мы договоримся, что в феврале поправки будут внесены для рассмотрения», — предложил Вячеслав Володин.

неисправность АБС;

установка нештатных ламп и фар (в т.ч. ксенон и LED, если они не предусмотрены конструкцией);

отсутствие противосолнечных козырьков;

светопропускание лобового и боковых стёкол менее 70% (для бронированных стёкол – менее 60%);

наличие трещин на ветровом стекле в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя;

установлены шипованные шины с июня по август или летние шины с декабря по февраль;

отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления колеса;

отсутствие предусмотренной заводом-изготовителем подушки безопасности;

горит лампа неисправности двигателя (Check Engine);

имеются видимые разрушения проводки;

установлены устройства, выступающие за передний бампер;

установлены устройства, позволяющие скрыть или видоизменить госномер.

Напомним, за данные нарушения, связанные с техническим состоянием автомобиля, грозит штраф 500 рублей и запрет эксплуатации до устранения неисправности. Как говорилось в пояснительной записке, целью поправок является приведение ПДД в соответствие с действующими нормами Технического регламента Таможенного союза.

Проект поправок был размещен для общественного обсуждения на портале проектов нормативно-правовых актов. В случае утверждения данных поправок, они должны были вступить в силу с 1 июня 2021 года.

Однако, позже была опубликована актуальная версия проекта документа, сформированная по итогам общественного обсуждения. В ней срок вступления в силу изменён — с 1 июня 2021 года поправки перенесли на 1 марта 2022 года. Кроме даты вступления в силу, в текст документа внесены и другие изменения. К примеру, этот же перечень неисправностей теперь распространён не только на автобусы, но и на троллейбусы.

Добавился новый пункт, при котором запрещена эксплуатация транспортных средств с пневматической тормозной системой:

«Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Имеется утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер».

А вот по рулевому управлению наоборот — «люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг» исключён из перечня запрещённых неисправностей.

Что касается устройств освещения, добавлено уточнение, что устройства фароочистки и автоматического корректирующего устройства угла наклона фар необходимы только для фар, «имеющих источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен».

Кроме того, из перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию, исключено отсутствие тахографа. На данный момент проект поправок не подписан — он получил отрицательное заключение Минэкономразвития, в связи с чем будет вновь дорабатываться.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 48, ст. 6714), приказываю:

1. Утвердить:

требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к настоящему приказу);

категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение № 2 к настоящему приказу);

правила использования тахографов, установленных на транспортные средства (приложение № 3 к настоящему приказу);

правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства (приложение № 4 к настоящему приказу);

правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (приложение № 5 к настоящему приказу).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр Е.И. Дитрих

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 ноября 2020 г.
Регистрационный № 61118

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к приказу Минтранса России
от 28 октября 2020 г. № 440

1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (далее — Требования), разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности.

Требования распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление и реализацию тахографов и их компонентов.

2. Тахограф подлежит поверке в порядке, установленном Федеральным законом от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»1, и должен состоять из бортового устройства, а также следующих компонентов:

1) карт тахографа (далее — карты, если не указано иное);

2) датчика движения;

3) антенны для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS;

4) антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);

5) комплекта монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.

3. Бортовое устройство должно иметь защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержать внутри него:

1) устройство обработки данных;

2) программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации;

3) программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее — блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее:

аутентификацию водителя, Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в том числе их территориальных органов (далее — контрольные органы), сервисного центра (далее — мастерская, если не указано иное), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, а также физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов (далее — владельцы транспортных средств), а также соответствующих карт;

регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее — защищенный архив блока СКЗИ тахографа);

хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее — ключевая информация), и аутентифицирующей информации;

измерение параметров навигационных сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее — ГНСС) и выделение навигационных сообщений с целью определения и регистрации в некорректируемом виде пространственных координат транспортного средства и текущего времени (поправки показаний часов);

синхронизацию внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC (SU)2 при работе по сигналам ГНСС с погрешностью (по уровню вероятности 0,95) не более 2 секунд (диапазон измерений от 0 до 3600 секунд);

4) блок памяти бортового устройства для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде;

5) связной модуль (необходимость включения связного модуля в состав бортового устройства определяется организацией-изготовителем тахографа);

6) датчики ускорения (необходимость установки определяется организацией- изготовителем тахографа);

7) два устройства ввода карт (считывающие устройства);

8) средство отображения информации (дисплей);

9) печатающее устройство;

10) кнопку аварийной ситуации (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);

11) средства визуального и звукового предупреждения;

12) разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных;

13) разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству;

14) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС;

15) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);

16) слот для SIM-карты (необходимость слота для SIM-карты в составе бортового устройства определяется организацией-изготовителем тахографа);

17) средства ввода информации в тахограф (клавиатура).

4. Тахограф должен обеспечивать целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти тахографа в некорректируемом виде, на основе применения квалифицированной электронной подписи, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной в памяти тахографа.

5. Тахограф должен обеспечивать внесение в блок СКЗИ тахографа с использованием карты мастерской установочных данных, включая идентификационные данные транспортного средства и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи (далее — квалифицированный сертификат) блока СКЗИ тахографа (далее — активизация тахографа).

7. В тахографе должны применяться следующие типы карт:

1) карта водителя — обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя;

2) карта контролера — обеспечивает идентификацию и аутентификацию контрольных органов с использованием шифровальных (криптографических) средств;

3) карта мастерской — обеспечивает идентификацию и аутентификацию мастерской с использованием шифровальных (криптографических) средств;

4) карта предприятия — обеспечивает идентификацию и аутентификацию владельцев транспортных средств с использованием шифровальных (криптографических) средств, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей.

8. Лицевая сторона карты водителя должна содержать:

обозначение Российской Федерации (в верхнем левом углу карты белыми буквами на синем фоне) в соответствии с Конвенцией о дорожном движении от 8 ноября 1968 г.3;

наименование типа карты и страны ее применения на русском языке «Карта водителя Российская Федерация» (в верхней части карты);

данные в следующих позициях:

позиция «1.» — фамилия водителя;

позиция «2.» — имя водителя;

позиция «3.» — дата рождения водителя;

позиция «4а.» — дата начала действия карты водителя;

позиция «4b.» — дата окончания действия карты водителя;

позиция «4с.» — наименование организации-изготовителя карты водителя;

позиция «5а.» — номер водительского удостоверения;

позиция «5b.» — номер карты водителя;

позиция «6.» — фотография водителя;

позиция «7.» — личная подпись водителя;

позиция «8.» — адрес места жительства (места пребывания) водителя.

46. Тахограф при работе с картами должен обеспечивать:

1) регистрацию фактов ввода и извлечения карт;

2) определение типа карты и контроль срока ее действия;

3) разграничение доступа к управлению функциями и данным тахографа в зависимости от типа вставленной в него карты;

4) взаимную аутентификацию карты и блока СКЗИ тахографа с использованием шифровальных (криптографических) средств;

5) запись в память карты информации в некорректируемом виде;

6) механическую блокировку карты после ее ввода в слот тахографа;

7) извлечение карты водителя только при остановке транспортного средства и после записи данных о деятельности водителя из тахографа в память карты.

Езда без тахографа и карты водителя в 2022 году

1. Использование тахографов должно осуществляться:

1) водителями — в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха;

2) владельцами транспортных средств — в целях контроля работы тахографов и обеспечения соблюдения водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха;

3) контрольными органами — в целях контроля работы тахографов и контроля за соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха;

4) ФБУ «Росавтотранс» — в целях обеспечения использования тахографов.

2. На транспортном средстве должен устанавливаться, активизироваться и использоваться один тахограф, соответствующий Требованиям, сведения о котором учтены ФБУ «Росавтотранс»13 в перечне сведений о моделях тахографов.

На транспортном средстве запрещается одновременное использование тахографа, соответствующего Требованиям, с техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующим требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 г.).

3. В тахографе должен активизироваться и использоваться один блок СКЗИ тахографа, соответствующий Требованиям, сведения о котором учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях блоков СКЗИ тахографа.

4. В тахографе должны использоваться карты водителя, мастерской, предприятия, контролера, соответствующие Требованиям, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях карт.

5. Водителю должна передаваться одна карта водителя.

6. В целях обеспечения использования тахографов ФБУ «Росавтотранс» должно:

1) осуществлять учет в соответствующих перечнях сведений:

о разработанных моделях тахографов, блока СКЗИ тахографа, карт;

о каждом экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями-изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты, а также мастерскими;

о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов;

2) организовать прием, учет и регистрацию заявлений о выдаче, замене, обновлении карт;

3) организовать информационный обмен при выпуске, передаче и активизации блоков СКЗИ тахографа, выпуске и передаче карт;

4) предоставлять сведения из соответствующих перечней.

7. Перечни сведений о моделях тахографа, моделях блока СКЗИ тахографа, моделях карт тахографа, мастерских должны быть размещены на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» с указанием статусов записей («действующая»/«архивная») и даты их изменения.

8. Учет сведений в соответствующих перечнях о тахографах, блоках СКЗИ тахографа, картах и мастерских в целях обеспечения использования тахографов ФБУ «Росавтотранс» должно осуществлять на основании заявления организации- изготовителя и мастерской, раздельно по:

1) моделям тахографа;

2) моделям блока СКЗИ тахографа;

3) моделям карты тахографа;

4) мастерским.

9. Учет сведений в соответствующих перечнях о тахографах, блоках СКЗИ тахографа, картах и мастерских в целях обеспечения использования тахографов ФБУ «Росавтотранс» должно осуществлять при наличии:

1) сведений о наименовании и адресе в пределах места нахождения организации-изготовителя и мастерской;

2) сведений о фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя или уполномоченного им лица;

3) сведений о тахографе, блоке СКЗИ тахографа, картах и мастерских, подлежащих учету в соответствующем перечне, в том числе:

технических характеристик тахографа, блока СКЗИ тахографа, карт;

проведенных испытаний, экспертиз и иных процедур, подтверждающих соответствие тахографа, блока СКЗИ тахографа, карт Требованиям;

4) документов (их копий), подтверждающих указанные сведения.

10. Сведения об экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями-изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты должны предоставляться владельцу соответствующих сведений на основании заявления.

1. Настоящие Правила регулируют порядок выполнения мастерскими следующих процедур:

1) ввод в эксплуатацию тахографа и блока СКЗИ тахографа;

2) техническое обслуживание тахографа;

3) ремонт тахографа и (или) внесение изменений в конструкцию тахографа с целью приведения его в соответствие Требованиям, включая замену и изменение компонентов и программного обеспечения тахографа (далее — модернизация тахографа);

4) замена тахографа, замена блока СКЗИ тахографа;

5) вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа.

2. Ввод в эксплуатацию тахографа, блока СКЗИ тахографа должен включать:

1) активизацию тахографа и блока СКЗИ тахографа в соответствии с требованиями технической документации организаций-изготовителей тахографа и блока СКЗИ тахографа;

2) ввод в тахограф данных, настройку тахографа, проверку правильности его функционирования и точности показаний в соответствии с требованиями технической документации организации-изготовителя тахографа;

3) направление данных о тахографе и блоке СКЗИ тахографа в ФБУ «Росавтотранс».

3. Техническое обслуживание тахографа должно включать:

1) проверку правильности функционирования тахографа и точности его показаний;

2) настройку тахографа.

4. Проверка правильности функционирования тахографа и точности его показаний, а также настройка тахографа должна проводиться при соблюдении следующих условий:

1) транспортное средство должно быть в снаряженном состоянии с водителем;

2) давление в шинах должно соответствовать инструкциям организации- изготовителя транспортного средства;

3) износ шин должен соответствовать требованиям (включая параметры), предъявляемым при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, установленным в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»14;

4) транспортное средство должно приводиться в движение собственным двигателем и двигаться прямолинейно по участку с однородным твердым покрытием на расстояние, соответствующее требованиям технической документации организации-изготовителя тахографа, или на имитирующем данное движение соответствующем испытательном стенде.

5. Настройка тахографа должна включать:

1) корректировку показаний времени с учетом часовых поясов;

2) введение в тахограф значения ограничения скорости для данного транспортного средства;

3) обновление или подтверждение постоянной тахографа (k), характеристического коэффициента транспортного средства (w), эффективной окружности шин колес (l), идентификационного и государственного регистрационного номеров транспортного средства.

6. Настройка тахографа должна проводиться один раз в три года либо после:

1) изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства;

2) изменения характеристического коэффициента транспортного средства;

3) изменения идентификационного и (или) государственного регистрационного номера транспортного средства;

4) ремонта тахографа и/или модернизации тахографа;

5) замены блока СКЗИ тахографа;

6) нарушения пломбировки тахографа.

7. Настройка тахографа должна завершаться его опломбированием с целью выявления попыток несанкционированного физического вскрытия (нарушения функционирования) элементов тахографа, к которым не должно быть доступа лиц, не имеющих на это соответствующих полномочий. Пломбы должны устанавливаться на сочленения датчика движения с агрегатом транспортного средства, на все штатные внешние разъемы тахографа, посредством которых осуществляется подключение тахографа к цепям электропитания, антеннам для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, а также на все соединения тахографа с датчиками движения.

8. Ремонт и (или) модернизация тахографа должна осуществляться согласно требованиям технической документации (руководство по ремонту, руководство по модернизации тахографа) организации-изготовителя тахографа.

После ремонта тахографа, замены блока СКЗИ тахографа должны осуществляться поверка тахографа и процедуры, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил.

После замены блока СКЗИ тахографа внеочередная поверка тахографа может не проводиться при выполнении следующих условий:

1) замена блока СКЗИ тахографа произведена с соблюдением требований технической документации организаций-изготовителей модели тахографа и модели блока СКЗИ тахографа;

2) сведения о результатах поверки нового блока СКЗИ тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений;

3) проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.

9. Замена тахографа, блока СКЗИ тахографа в связи с неисправностью или окончанием срока эксплуатации должна осуществляться согласно технической документации организаций-изготовителей тахографов и/или блоков СКЗИ тахографов.

При замене блока СКЗИ тахографа в связи с окончанием срока эксплуатации мастерские должны:

1) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;

2) передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.

  • Тахографы для физлиц с 1 января 2021 года — 25/12/2020
  • Тахографы с 1 января 2021 года: последние новости — 26/11/2020
  • Онлайн-тахографы: последние новости [5.06.2020] — 05/06/2020
  • Тахографы для автобусов физлиц стали обязательны с 1 мая 2020 года — 01/05/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 февраля 2021 года — 01/03/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 февраля 2021 года — 01/03/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 ноября 2020 года — 01/03/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 августа 2020 года — 01/03/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 мая 2020 года — 01/03/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 июня 2021 года — 01/03/2020
  • Тарифы ОСАГО с 9 января 2022 года — 30/12/2021
  • Изменения для водителей с 2022 года — 12/12/2021
  • Изменения для такси с 1 февраля 2021 — 20/12/2020
  • ДТП без техосмотра 2022: разъяснение ЦБ — 15/02/2022
  • Экзамен на права 2021: 7 важных изменений — 21/01/2021


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...