Порядок ответа на требование по НДС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок ответа на требование по НДС». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Рассмотрим на примере, как в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 представить пояснения по требованию налогового органа.

Последовательность операций:

  1. Получение требования.
  2. Отправка квитанции о получении требования.
  3. Формирование пояснений:
    • по Разделам 8-12;
    • контрольным соотношениям;
    • иным основаниям.

Как работать с требованиями налоговых органов по НДС: пошаговая инструкция

Организация ООО «ТФ-Мега», применяющая общую систему налогообложения, представила налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2018 года. В I квартале 2019 года организация получила от ФНС России требование, в котором указано на нарушение контрольных соотношений показателей декларации, а также отмечено возможное наличие ошибок в Разделах 8-12 представленной налоговой декларации.

Согласно пункту 5.1 статьи 23 НК РФ налогоплательщик должен передать налоговому органу квитанцию о приеме поступившего из налогового органа Требования в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО в течение 6 дней со дня отправки его налоговым органом. При этом датой направления налогоплательщику Требования считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (п. 11 Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утв. приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ в ред. от 07.11.2011).

Несоблюдение налогоплательщиком этой процедуры может привести к приостановлению операций по счетам в банке и переводов электронных средств (п. 1, 3 ст. 76 НК РФ, письмо Минфина России от 21.04.2015 № 03-02-08/22548).

Напомним, что согласно пункту 14 Порядка направляемые налоговым органом документы не считаются принятыми, т. е. налогоплательщик вправе отказаться от приема поступившего Требования, в следующих случаях:

  • ошибочного направления налогоплательщику;
  • при несоответствии утвержденному формату;
  • при отсутствии (несоответствии) электронной подписи уполномоченного должностного лица налогового органа.

Квитанцию о приеме Требования, поступившего в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО, имеет право передать налоговому органу как законный представитель организации, так и уполномоченный на это представитель, действующий на основании доверенности (письмо ФНС России от 22.04.2015 № ЕД-4-15/6906@).

Для того чтобы сформировать и отправить налоговому органу квитанцию о приеме, следует нажать кнопку Подтвердить прием в документе Требование о представлении пояснений и далее подтвердить еще раз свое намерение в открывшейся дополнительной форме.

После автоматического формирования квитанции о получении Требования из формы документа Требование о представлении пояснений удаляются кнопки для подтверждения приема, а также напоминание о том, что налоговому органу не отправлена квитанция о получении.

В списке входящих документов для поступившего Требования в графе Состояние гиперссылка Подтвердите прием заменяется на гиперссылку Прием подтвержден.

Пройдя по гиперссылке Прием подтвержден, можно просмотреть этапы отправки и весь цикл обмена по поступившему Требованию.

По Разделам 8-12

Если согласно поступившему Требованию (рис. 1) необходимо представить налоговому органу пояснения в отношении показателей Разделов 8-12 декларации, то Требование должно содержать файл приложений в электронной форме в соответствии с форматом, приведенным в Приложении № 2.10 к Рекомендациям в редакции письма ФНC России от 12.02.2019 № ЕД-4-15/2364@ (файл в формате .xml).

Если согласно поступившему Требованию необходимо представить пояснения по отсутствию тех или иных регистрационных записей в книге продаж или по иным ошибкам (противоречиям), выявленным в ходе камерального контроля декларации по НДС, то такие пояснения также представляются по формату, утв. приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@, по ТКС через оператора ЭДО. Для формирования пояснений необходимо перейти на соответствующие закладки документа Пояснения к декларации.

Так, например, в случае отсутствия в Разделе 9 налогоплательщика регистрационной записи по счету-фактуре, по которому контрагентом была отражена соответствующая регистрационная запись в Разделе 8 налоговой декларации, необходимо на закладке Нет в книге продаж представить пояснения по каждой строке, выбрав один из двух возможных вариантов ответа: Не подтверждается или Выявлены расхождения.

Значение Не подтверждается выбирается в том случае, если после проверки налогоплательщик уверен в достоверности сведений, отраженных им в Разделе 9 налоговой декларации (или в Приложении № 1 к Разделу 9 уточненной налоговой декларации), представленной в налоговый орган, подтверждая тем самым отсутствие у него соответствующей операции, являющейся объектом налогообложения по НДС, и выставления данного счета-фактуры.

При выборе такого варианта ответа графы Вид операции, Раздел, Всего (в руб.), Всего (в валюте счета-фактуры), Посредник (ИНН/КПП) не заполняются.

Значение Выявлены расхождения выбирается, если в результате проверки налогоплательщик обнаружил ошибку в отражении/неотражении данного счета-фактуры в декларации.

После выбора этого вида ответа в табличной части для соответствующей регистрационной записи появляется дополнительная строка Уточненные данные, в которой необходимо внести исправленные значения (рис. 5).

К требованию приложены перечени операций (в табличном виде) из проверяемой декларации. По этим операциям установлены расхождения между данными ИФНС и данными налогоплательщика (рис. 2). Причем при выявлении расхождений в разделах 8, 9, 10, 11, а также в приложении 1 к разделам 8 и 9 декларации для каждого из них заполняется отдельная таблица.

После отправки квитанции кликните «Ответить на требование», отобразится форма ответа: реквизиты ответа (заполнятся автоматически) и семь разделов (по количеству приложений к декларации по НДС).

В каждом разделе отображается таблица с данными по счетам-фактурам, которые, по мнению ФНС, могут содержать ошибку. Сравните эти сведения с теми, что вы отправили в составе декларации по НДС.

  • Если в строке со счетом-фактурой корректны и реквизиты, и сумма НДС, оставьте строку без изменений.
  • Если есть ошибка в реквизитах счета-фактуры, но сам документ сформирован верно, внесите правки в соответствующие графы.
  • Если допущена ошибка в сумме (графа 19) или счет-фактура был отправлен ошибочно, удалите строку из таблицы и отправьте уточняющую декларацию.

Если нужно отправить подтверждающие документы, перейдите на страницу декларации по НДС и кликните «Подготовить документы».

Кодировку и разбивку групп возможных ошибок представим в таблице.

Код

Суть замечания

Пример ситуации

1

Несовпадение данных декларации плательщика с данными декларации его контрагента

Контрагент, расчеты с которым учтены в вашей декларации, сдал за тот же период нулевой отчет или не сдал его вовсе

2

Расхождения между данными из налоговых регистров — книги покупок (раздел 8) и книги продаж (раздел 9)

Типичная ситуация — принятие к вычету НДС с авансов полученных, уплата налога по которым прошла в более ранних периодах

3

Расхождения между данными из журналов счетов-фактур полученных (раздел 11) и выданных (раздел 10)

У посредника учтен счет-фактура на всю сумму по посреднической сделке

4

Прочие расхождения и неточности

Например, нестыковка показателей в графах декларации. В таком случае, как правило, при указании кода 4 рядом в скобках указываются координаты места декларации, в котором имеется неясность

5

Ошибки в датах счетов-фактур в разделах 8–12

Не указана дата счета-фактуры или указанная дата счета-фактуры превышает отчетный период, за который представлена декларация

6

Вычет НДС просрочен

Вы заявили вычет за пределами трех лет

7

Вами заявлен вычет НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты госрегистрации

8

Некорректное указание в разделах 8–12 кода вида операции

Подробнее о кодах см. здесь.

9

Допущены ошибки при аннулировании записей в разделе 9

Сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, указанную в записи по счету-фактуре, подлежащему аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию

Указание кода ошибки должно помочь плательщику разобраться в том, что же именно не понравилось налоговой в его декларации, а также дать максимально соответствующие ситуации разъяснения.

В ст. 88 НК РФ указано, что затребованные налоговиками пояснения по отчетности следует подавать в срок не позднее 5 рабочих дней. Вместе с тем в налоговом законодательстве не конкретизируется, что считать отправным моментом для отсчета этих 5 дней.

По нормам п. 5 ст. 174 НК РФ практически все плательщики НДС сдают декларации в электронном виде.

ВАЖНО! Если декларация сдана по электронным каналам связи, то и дальнейшее взаимодействие налоговых органов с плательщиком должно происходить так же. Об этом сказано в приказе ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@.

То есть запросы на пояснения к декларациям тоже должны быть направлены в электронном виде.

При этом в п. 5.1 ст. 23 НК РФ сказано, что в случае, когда налоговая направляет в адрес плательщика электронный документ (запрос), налогоплательщик подтверждает получение отправкой квитанции о его приеме. Отправить квитанцию следует в течение 6 дней с момента получения документа от налоговой.

То есть если считать отправку квитанции подтверждением получения, можно предположить, что срок в 5 дней начинает течь с момента отправки такой квитанции. Иначе выходит, что пояснения надо представить раньше, чем квитанцию, подтверждающую получение запроса на эти пояснения.

Вместе с тем в письме ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 сказано, что 5 дней на подготовку пояснений следует отсчитывать со дня получения запроса. Напомним, что в соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ днем получения запроса считается день, следующий за днем размещения запроса в электронном доступе для плательщика (например, в личном кабинете плательщика на сайте ФНС).

Таким образом, вопрос, с какого момента начинать отсчет дней для представления пояснений после запроса налоговой, законодательно четко не определен. Если запрос пришел в электронном виде, рекомендуем при определении сроков опираться на разъяснения ФНС, а именно: отсчитывать 5 рабочих дней с рабочего дня, следующего за тем, когда на вашем электронном ресурсе появилось соответствующее сообщение от ИФНС.

ВАЖНО! В соответствии со ст. 129.1 НК РФ штраф за непредставленные или представленные не вовремя пояснения составляет 5 000 руб. при первом нарушении в течение года и 20 000 руб. — при повторном.

«Камералка» по НДС: как отвечать на требования

Форма пояснений не предполагает представления вместе с ней дополнительных документов (копий). Таблицы разработаны таким образом, что при их корректном заполнении налоговикам будет видна вся необходимая им информация:

  • сведения из первичных учетных документов (счетов-фактур);
  • реквизиты первичных документов;
  • данные из налоговых регистров — книги продаж и книги покупок;
  • суммы выявленных расхождений в соотнесении с первичкой и регистрами;
  • суммы сделанных корректировок;
  • комментарии плательщика по расхождениям.

Таким образом, представлять вместе с пояснениями документацию не нужно. Однако следует иметь в виду, что в отдельных случаях в ходе проверки налоговая вправе затребовать и документы.

О документальных налоговых проверках есть много интересного здесь.

После отправки пояснений в ФНС у налогоплательщиков возникают вопросы:

  • Как подтвердить факт того, что налоговая получила пояснения?
  • Как узнать результаты рассмотрения пояснений?

Ответ на первый вопрос связан с системой отправки пояснений по электронным каналам связи. При получении документа налоговой налогоплательщику приходит электронное же уведомление об этом, заверенное электронной подписью уполномоченного лица. Либо, если пояснения не приняты, придет таким же образом оформленный отказ. Отказ возможен только в одном случае — если пояснения направлены в неверном формате.

Что же касается результатов проверки пояснений в налоговой, то действующими нормами закона не предусматривается обязанность ИФНС специально информировать плательщиков об итогах рассмотрения их пояснений.

Так что о результатах можно будет узнать только косвенными способами:

  • Провести сверку с налоговой через некоторое время после подачи уточнений и пояснений. Если начисления на лицевом счете будут совпадать с уточненными (разъясненными) данными, значит, пояснения «прошли».
  • Получить повторный запрос на пояснения или постановление о документальной проверке. Из чего можно будет сделать вывод, что представленные пояснения «не прошли».
  • Также остается вариант связаться с исполнителем, направившим запрос. Однако на сегодняшний день данный способ может себя не оправдать. С одной стороны, порядок работы самих ИФНС направлен на то, чтобы минимизировать личное общение между сотрудниками ИФНС и плательщиками. С другой стороны, как мы уже отмечали выше, сотрудник, до которого вы дозвонитесь, имеет право отказаться информировать вас о результатах проверки.

При необходимости представить пояснения не только по выявленным несоответствиям в разделах 8–12 налоговой декларации, но и по нарушениям контрольных соотношений показателей, откройте документ о представлении пояснений и перейдите на закладку КС, где с помощью кнопки Добавить внесите в графы:

  • Номер соотношения — номер контрольного соотношения из полученного Требования, соответствующий приложению к письму ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@.
  • Пояснение расхождений по контрольному соотношению (1000 символов) — текстовую информацию, поясняющую возникшие расхождения:

Если согласно требованию необходимо представить пояснения по отсутствию тех или иных регистрационных записей в книге продаж (или по иным ошибкам/противоречиям, выявленным в ходе камерального контроля декларации по НДС), то для формирования пояснений перейдите на соответствующие закладки документа Пояснения к декларации.

Например, в случае отсутствия в Разделе 9 налогоплательщика регистрационной записи по счету-фактуре, по которому контрагентом была отражена соответствующая регистрационная запись в разделе 8 налоговой декларации, на вкладке Нет в книге продаж:

  • по кнопке Добавить вручную перенести в каждую строку информацию из поступившего от налогового органа Требования в формате .pdf (об этом напоминает текст над табличной частью документа);
  • представить пояснения по каждой строке, выбрав один из двух возможных вариантов ответа: Не подтверждается или Выявлены расхождения.

Значение Не подтверждается выбирается в том случае, если после проверки налогоплательщик уверен в достоверности сведений, отраженных им в Разделе 9 налоговой декларации (или в Приложении 1 к Разделу 9 уточненной налоговой декларации), представленной в налоговый орган, подтверждая тем самым отсутствие у него соответствующей операции, являющейся объектом налогообложения по НДС, и выставления данного счета-фактуры.

При выборе такого варианта ответа графы Вид операции, Раздел, Всего (в руб.), Всего (в валюте счета-фактуры), Посредник (ИНН/КПП) не заполняются.

Значение Выявлены расхождения выбирается, если в результате проверки налогоплательщик обнаружил ошибку в отражении/неотражении данного счета-фактуры в декларации. После выбора этого вида ответа в табличной части для соответствующей регистрационной записи появляется дополнительная строка.

В строку По данным ФНС необходимо вручную перенести информацию из поступившего от налогового органа требования в формате .pdf, а в строке Уточненные данные указать исправленные значения:

Компании получат требования налоговиков, если заявляют высокую долю вычетов.

На сегодняшний день налоговики применяют норматив, утвержденный Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Налоговый вычет по НДС не должен превышать:

  • 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев;

  • долю вычета НДС по региону.

Приведем образец ответа на подобный запрос.

Ответ на требование № 5/53 от 06.08.2018
о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/53 от 06.08.2018 поясняет следующее. Высокий удельный вес вычетов в декларации по НДС за II квартал 2018 года обусловлен такими факторами:

1. Основным видом деятельности компании является оптовая продажа и хранение в резервуарах нефтепродуктов. Основной объем закупаемых нефтепродуктов приходится на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу. В силу сложной экономической ситуации торговля нефтепродуктами была заморожена в период с марта по апрель 2018 года. Торговля возобновилась лишь с мая 2018 года. Поэтому компания приобретала значительное количество нефтепродуктов для последующей продажи, что и обусловило рост вычетов НДС.

2. Цены на нефтепродукты неуклонно росли, а договоры поставки нефтепродуктов были заключены на фиксированные цены. В связи с этим компания в данный период понесла убытки. Кроме того, в связи с неопределенностью на рынке нефтепродуктов сократились объемы продаж. Из-за снижения покупательского спроса выручка от реализации товаров во II квартале 2018 года снизилась по сравнению с предыдущим кварталом на 35 %.

3. В III квартале 2018 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения договора с новыми АЗС. Это должно привести к уменьшению доли вычетов НДС и увеличению облагаемой НДС выручки.

Опасаясь углубленных «камералок», многие компании переносят вычет НДС на будущие периоды, чтобы исполнить норматив, несмотря на то что он не является для налогоплательщиков обязательным.

Возможность переноса вычетов предусмотрена п. 1.1 ст. 172 НК РФ. При этом перенести можно только вычеты, которые перечислены в п. 2 ст. 171 НК РФ (абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ). В указанных случаях компания вправе применить вычет НДС в течение трех лет после принятия к учету товаров (работ, услуг). Последнее число квартала, на который попал срок, является крайней датой для вычета НДС (Определение КС РФ от 24.03.2015 № 540-О).

В результате несоответствия счетов-фактур в книге покупок компании, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, счетам-фактурам кон-
трагента, отраженным в книге продаж, налоговики направляют требования о представлении пояснений.

Ответ на требование № 5/54 от 06.08.2018
о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/54 от 06.08.2018 поясняет следующее. Сумма налога и вычетов в декларации за II квартал 2018 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 5 200 100 руб.

Расхождение с данными контрагента ООО «Лютик» возникли из-за переноса вычета по НДС в сумме 515 000 руб. со II квартала 2018 года
на III квартал 2018 года.

Контрагент ООО «Лютик» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 29.06.2018 № 4512 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2018 года.

Компания, пользуясь правом, предоставленным п. 1.1 ст. 172 НК РФ, заявит вычет по указанному счету-фактуре в III квартале 2018 года.

При переносе вычетов компании нужно иметь в виду, что нельзя переносить:

  • вычет с аванса («отработанный» аванс, возврат аванса);

  • «командировочные» вычеты;

  • вычеты покупателя, исполняющего функции налогового агента;

  • вычет по имуществу, полученному в счет вклада в уставный капитал (письма ФНС России от 09.01.2017 № СД-4-3/2@, Минфина России от 17.11.2016 № 03-07-08/67622, от 09.10.2015 № 03-07-11/57833, от 21.07.2015 № 03-07-11/41908, от 09.04.2015 № 03-07-11/20290).

Нередко налоговики направляют компаниям требования о предоставлении пояснений, если в книге покупок отражен «отработанный» аванс с трехгодичным сроком давности.

Например, в налоговой декларации за II квартал 2018 года заявлен «отработанный» аванс за I квартал 2015 года. Несмотря на то, что представители Минфина не видят препятствий по заявленным вычетам со «старой» предоплаты (Письмо от 07.05.2018 № 03-07-11/30585), налоговики просят у компаний пояснений в случае, если между предоплатой и отгрузкой товаров (работ, услуг) прошло более трех лет.

Ответ на требование № 5/55 от 06.08.2018
о вычете с полученного от покупателя аванса

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/55 от 06.08.2018 поясняет следующее.

В январе 2015 года компания получила предоплату от покупателя ООО «Лютик» в размере 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).

С полученной суммы предоплаты компания исчислила НДС в размере 18 000 руб. и отразила в книге продаж за I квартал 2015 года.

Однако продукция была изготовлена и отгружена только в мае 2018 года в связи с освоением новой технологической линии производства. В связи с этим компания отразила в книге покупок за II квартал 2018 года вычет в размере 18 000 руб.

Трехгодичный срок для предъявления суммы НДС к вычету в данном случае не действует.

Предоставив покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав) возможность принять НДС к вычету в случае предварительной оплаты, контролирующие органы постоянно чинят препоны налогоплательщику в ее реализации.

Для получения вычета «авансового» НДС необходимо иметь договор в виде отдельного документа, в котором предусмотрено условие о предварительной оплате. При отсутствии договора с поставщиком либо при отсутствии такого условия «авансовый» НДС к вычету не принимается (письма Минфина России от 06.03.2009 № 03-07-15/39, УФНС по г. Москве от 26.05.2009 № 16-15/052780).

В ряде судебных решений поддерживается такая позиция: предъявление НДС к вычету при перечислении оплаты в счет предстоящих поставок возможно только при наличии в договоре с контрагентами условия о внесении предоплаты (Решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.11.2017 по делу № А11-267/2017). Однако есть и другие решения, в которых судьи признают, что для применения налоговых вычетов по п. 12 ст. 171 НК РФ обязательное наличие договора в виде единого документа, подписанного сторонами, не требуется, поскольку своими действиями (оплачивая выставленный счет) покупатель подтверждает заключение договора (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 № 09АП-2239/2014 по делу № А40-131282/13, ФАС ЦО от 02.08.2011 по делу № А64-6563/2010).

Единственное послабление в этой части – покупатель вправе принять «авансовый» НДС к вычету при отсутствии оригинала договора с поставщиком, только по копии (Письмо Минфина России от 18.05.2018 № 03-07-09/33573).

При проведении камеральных проверок налоговики запрашивают у компаний договор, предусматривающий условие о предоплате. Если такого условия нет, налоговики могут отказать в вычете.

А вот если предоплата перечислена в большем размере, чем установлено договором, принять НДС к вычету можно со всей фактически перечисленной суммы предоплаты. Во всяком случае, такие рекомендации дают специалисты Минфина (Письмо от 12.02.2018 № 03-07-11/8323). Тем не менее налоговики на местах могут потребовать пояснений на этот счет. В такой ситуации предлагаем воспользоваться нашим шаблоном.

Ответ на требование № 5/56 от 06.08.2018
о вычете с перечисленного поставщику аванса

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/56 от 06.08.2018 поясняет следующее.

По строке 150 раздела 3 сумма вычетов составила 118 000 руб.

Для правомерного включения «авансового» НДС в состав налоговых вычетов должны выполняться условия, предусмотренные п. 9 ст. 172 НК РФ:

  • предъявленный продавцом покупателю авансовый счет-фактура должен быть оформлен в соответствии с требованиями п. 5.1 ст. 169 НК РФ;

  • должен иметься договор, содержащий условие предварительной оплаты.

Компания перечислила аванс в большей сумме, чем предусмотрено условиями договора. Возможность принять сумму вычета в подобной ситуации подтверждается Минфином (Письмо от 12.02.2018 № 03-07-11/8323) и арбитражной практикой (Постановление АС ЗСО от 21.06.2016 № Ф04-2547/2016 по делу № А45-18969/2015).

Кроме того, НДС с авансов фактически уплачен поставщиком, который отразил сумму НДС в книге продаж и в налоговой декларации.

Таким образом, при наличии у компании договора, содержащего условие о предоплате, в случае превышения «договорной» величины аванса НДС можно принять к вычету с фактической предоплаты.

Большая часть запросов касается ситуаций, когда поставщик контрагента первого или последующего звеньев не сдает отчетность.

Напомним, что с 19.08.2017 отказ в вычете возможен, если компания злоупотребила правом (ст. 54.1 НК РФ). Налоговики вправе снять вычет, если:

  • компания умышленно исказила факты в учете и отчетности;

  • заключенная сделка не имеет деловой цели, ее единственной целью является уменьшение налогов;

  • исполнитель по сделке фиктивный.

Однако если со стороны налоговиков не представлены доказательства согласованности действий заявителя и спорных контра-
гентов, направленных на совершение сделки с целью неуплаты (неполной уплаты), отсутствуют доказательства подконтрольности контрагентов, иных фактов имитации хозяйственных связей и (или) доказательства аффилированности сторон сделки, претензии налоговиков легко оспорить в суде (Постановление АС УО от 30.03.2018 № Ф09-795/18 по делу № А76-8310/2017).

Ответ на требование № 5/57 от 06.08.2018
о проявлении должной осмотрительности

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/57 от 06.08.2018 поясняет следующее.

При заключении договора поставки с ООО «Лютик» нашей компанией была проявлена должная осмотрительность. В компании разработано положение о проверке и мониторинге контрагентов.

Согласно положению в отношении ООО «Лютик» были затребованы и проверены следующие документы:

  • копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет;

  • устав;

  • приказ о назначении генерального директора;

  • выписка из базы данных ЕГРЮЛ;

  • справка, подтверждающая отсутствие долгов перед бюджетом по налоговым обязательствам.

Кроме того, установлен факт отсутствия претензий к организации у государственных органов.

В течение 2018 года компания проводила сверку расчетов с ООО «Лютик».

С учетом изложенного считаем правомерным применение вычетов по НДС по счетам-фактурам, полученным от ООО «Лютик».

Как ответить на требования налоговиков по вычетам НДС?

Несоответствие номеров счетов-фактур, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, номерам счетов-фактур, представленных на камеральную проверку, не является основанием для отказа покупателю в вычете НДС.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету.

Немало требований налоговиков связано с ошибками (неточностями) в отражении реквизитов счетов-фактур (номер, дата).

В такой ситуации инспекция должна потребовать от налогоплательщика предоставить пояснения или исправить ошибочный номер счета-фактуры в первичной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то, что подобные ошибки не влияют на величину вычета, налоговики нередко отказывают компаниям в праве на вычет и настоятельно рекомендуют представить «уточненку». В случае отказа налоговики направляют уведомление о вызове компании для дачи пояснений. Однако компания может ограничиться представлением пояснений с корректными данными (Постановление АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016).

Ответ на требование № 5/58 от 06.08.2018
о необоснованном вычете в связи с технической ошибкой
в нумерации счетов-фактур

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/58 от 06.08.2018 поясняет следующее.

Ошибка в номере счета-фактуры (номера отражены верно, ошибка заключалась в том, что подчеркивание в нумерации проставлено по середине, а не снизу, ввиду особенностей программного обеспечения) не привела к занижению налоговых обязательств по НДС (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Компания представляет сканы 9 счетов-фактур, по которым заявлен вычет во II квартале 2018 года. В свою очередь, контрагент ООО «Лютик» отразил 9 счетов-фактур в книге продаж за II квартал 2018 года.

На основании изложенного, если компания исполнила требования налоговой инспекции, подавать уточненную налоговую декларацию нет необходимости (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Требование о представлении пояснений к НДС говорит о том, что при сверке между контрагентами по счетам-фактурам в базе ИФНС были обнаружены несоответствия. В ФНС различают несколько видов несоответствий при сверке счетов-фактур:

  • Запись об операции отсутствует у контрагента;
  • Возможно, допущена ошибка в графах;
  • Несоответствие данных об операции между разделом 8 или приложения 1 к разделу 8 и разделом 9 или приложением 1 к разделу 9.

Налоговый кодекс позволяет заявлять вычет НДС частично, а также переносить его на другие налоговые периоды в пределах 3 лет. Часто компании этим пользуются, чтобы не превышать безопасную долю вычета и не привлекать ненужное внимание в ходе камеральной проверки. При этом не подлежат переносу:

  • вычеты с авансов;
  • вычеты покупателя — налогового агента;
  • вычеты по имуществу, полученному в счет вклада в уставный капитал;
  • командировочные вычеты.

Если вычет переносится на другой период, возникает расхождения в данных между декларацией налогоплательщика и его контрагента. Ведь контрагент выпишет счет-фактуру, включит сделку в базу по НДС и уплатит налог в том периоде, в котором состоялась сделка. А налогоплательщик заявит НДС по этой сделке в другом периоде.

Далее представлен вариант ответа на запрос пояснений в такой ситуации.

Ответ на требование № ___________ от __________ о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС

ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

Сумма НДС и вычетов в декларации за II квартал 2020 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 3 200 000 рублей.

Расхождение с данными контрагента ООО «Ласточка» возникло из‑за переноса вычета по НДС в сумме 36 000 рублей со II квартала 2020 года на следующий период на основании пункта 1.1 статьи 172 НК РФ.

Контрагент ООО «Ласточка» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 25.05.2020 № 214 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2020 года. ООО «Ромашка» планирует заявить вычет по данному счету-фактуре в III квартале 2020 года.

ФНС и Минфин настаивают на том, что принять НДС с предоплаты к вычету можно только в том случае, если условия о перечислении предварительной оплаты содержится в договоре. Подразумевает привычный договор в виде отдельного документа. Если такого договора нет либо в нем отсутствует условие о предоплате, то налоговые органы в вычете отказывают.

Мнение арбитров на этот счет разные — есть решения, в которых наличие договора в виде самостоятельного документа признано необязательным. Ведь если компания перечислила предоплату, значит, она подтвердила факт заключения договора.

Однако налоговые органы от требования договора в таком случае не отказались. Правда, теперь они считают допустимым предоставление им копии, а не оригинала документа.

Таким образом, если заявляется НДС с предоплаты, ФНС может запросить договор (копию), в котором должно быть условие о предоплате. Иначе вычеты могут не признать.

Бывает, что в договоре фигурируют одна сумма предоплаты, а по факту покупатель переводит больше. В Минфине признали, что в таком случае принять НДС к вычету можно со всей фактически переведенной суммы предоплаты. Но налоговые органы тем не менее запрашивают в такой ситуации пояснения.

Ответить можно примерно так:

Ответ на требование № ___________ от __________ о вычете с перечисленного поставщику аванса

ООО «Кактус» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

В строке 150 раздела 3 сумма вычета составила 36 000 рублей.

В соответствии с пунктом 9 статьи 172 НК РФ, вычет НДС с аванса может быть произведен при выполнении следующих условий:

  • продавец предъявил покупателю счет-фактуру на сумму аванса, который соответствует требованиям пункт 5.1 статьи 169 НК РФ;
  • между продавцом и покупателем заключен договор, в котором содержатся условия предварительной оплате.

Эти условия применительно к рассматриваемой операции исполняются.

Нашей компанией был перечислен аванс в большем размере, чем предусмотрено договором, поэтому в вычету нами была заявлена большая сумма НДС. В соответствии с пояснениями Минфина, данными в письме от 12.02.2018 № 03‑07‑11/8323, такой порядок вычета не противоречит требованиям закона. Правомерность вычета также подтверждается арбитражной практикой (Постановление АС ЗСО от 21.06.2016 № Ф04-2547/2016 по делу № А45-18969/2015).

Сообщаем также, что с суммы фактически перечисленного нами аванса контрагент исчислил НДС и отразил его в книге продаж и налоговой декларации.

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  1. Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
  2. Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  4. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

    Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.

  5. После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).

Порядок реагирования на требования такого рода официально не утвержден, поэтому в эту таблицу мы включили экспертные рекомендации.

Тип пояснения Пояснение по сведениям, не включенным в книгу продаж
В каком случае придет требование Когда покупатель отразит в декларации сделки с продавцом, а продавец в своей книге продаж этого не сделает
Когда придет Теоретически такие требования могут поступать в течение трех месяцев проверки, но более вероятно, что требование поступит в течение двух недель со дня отправки декларации
В каком формате придет pdf
Что содержит Наименование, ИНН и КПП покупателя, который отразил данные сделки, а также номера и даты счетов-фактур
Что указать в электронном ответе Данные должны попасть в разные таблицы ответа на требование в зависимости от условий, приведенных ниже. — Сделка подтверждается, то есть счет-фактура в декларации есть, но с данными, отличными от данных покупателя. Тогда счет-фактура попадает в таблицу, поясняющую расхождения. В таблице достаточно указать номер, дату и ИНН контрагента, дополнительные сведения указывать не обязательно. — Сделка не подтверждается, то есть данный счет-фактуру продавец покупателю не выставлял. Счет-фактура включается в таблицу, содержащую данные по неподтвержденным сделкам. В таблице нужно отразить такие сведения: – номер счета-фактуры; – дату счета-фактуры; – ИНН покупателя. — Счет-фактура, упоминаемый в требовании, у плательщика есть, но он забыл отразить его в книге продаж. В этом случае советуем включить счет-фактуру в дополнительный лист книги продаж и отправить уточненную декларацию. На это дается пять рабочих дней после отправки квитанции о приеме требования

…то в течение шести рабочих дней вы должны отправить квитанцию о приеме требования, после этого у вас есть пять рабочих дней, чтобы ответить на требование (выходные и государственные праздники не учитываются).

Санкции

За непредставление или несвоевременное представление пояснений предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей. Обратите внимание, что ответ на требование, направленный в инспекцию в бумажном виде, считается непредставленным (ст. 88 Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Начиная с 24.01.2017 г., «бумажные» пояснения для налогоплательщиков, отчитывающихся электронным способом, считаются непредставленными со всеми вытекающими последствиями (штраф в размере 5 тыс. рублей — п.1 ст.129.1 НК РФ, а при повторном нарушении будет взыскан штраф в размере 20 тыс. рублей — п.2 ст.129.1 НК РФ).

Таким образом, если компания обязана сдавать декларацию по НДС в электронной форме, то и пояснения к декларации также должны представляться в электронной форме по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 г. №ММВ-7-15/682@. Также нельзя отправлять скан «бумажных» пояснений (Письмо ФНС РФ от 09.02.2016 г. №ЕД-4-2/1984).

Одним из случаев истребования документов в рамках проводимой камеральной проверки (п.8.1 ст.88 НК РФ) является выявление в представленной декларации по НДС несоответствия сведений об операциях, сведениям, которые содержатся в декларации другого налогоплательщика.

Автоматическая сверка книг покупок (продаж) в режиме онлайн призвана выявить расхождения в разрезе каждой счет-фактуры путем проведения виртуальной встречной проверки налогоплательщика и его контрагентов.

И налоговики с помощью программы «АСК НДС-2» сопоставляют счета-фактуры в налоговой отчетности продавца и покупателя.

Зачастую нестыковки возникают из-за несимметрично отраженных реквизитов счетов-фактур контрагентов. Программа «АСК НДС-2» не способна распознать счета-фактуры по одной и той же сделке, если проставлена лишняя точка, дефис, пробел и т.п. На этом основании в автоматическом режиме формируются требования налогоплательщикам дать пояснения.

Если компания неверно привела реквизиты счета-фактуры контрагента, то в пояснении нужно привести верные реквизиты с приложением копии счета-фактуры. Данная ошибка не повлекла искажения налога, а поэтому уточненную декларацию по НДС представлять не нужно (п.1 ст.81 НК РФ).

Отправить пояснения к НД по НДС

При проведении камеральных налоговых проверок налоговики должны учитывать уровень налогового риска, присвоенного системой управления рисками «АСК НДС-2», а также результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/1281@). Налоговиками в этом Письме предложен алгоритм определения объема документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС.

Проверяемый налогоплательщик обязан представить в налоговый орган пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы. Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее по тексту — Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам.

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговый орган будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот (ст.93 НК РФ).

Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении №2 к письму налоговиков. Количество истребуемых документов зависит от присвоенного налогоплательщику уровня налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2». Налогоплательщики не обязаны заполнять вышеприведенный Реестр.

Однако в том случае если компания не представит Реестр по рекомендуемой форме, то налоговики не смогут реализовать предложенный в письме ФНС РФ алгоритм. А значит, при непредставлении налогоплательщиком Реестра или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме истребование документов будет производиться без использования риск-ориентированного подхода (т.е. в сплошном порядке). Поэтому компаниям, которые неоднократно уже представляли «льготные» документы при камеральных налоговых проверках и имеющих низкий уровень налогового риска, имеет смысл подготовить рекомендуемый налоговиками Реестр. Ведь в этом случае при проведении камеральной проверки потребуется представлять в налоговую инспекцию меньше документов.

ПРАВО НА ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ВЫЧЕТ: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПРОДАЕТ ИМУЩЕСТВО, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ В БИЗНЕСЕ

На представление пояснений или уточненной декларации по требованию у налогоплательщика в распоряжении пять рабочих дней. В отличие от требований на предоставление документов, отсрочка по представлению пояснений не предусмотрена (п.3 ст. 93, п.5 ст.93.1 НК РФ, приказ ФНС РФ от 25.01.2017 г. №ММВ-7-2/34@).

Однако компании могут в целом продлить на законных основаниях сроки для дачи пояснений к требованию. Напомним, что квитанцию о получении требования налоговиков, компания должна отправить в налоговую инспекцию в течение шести рабочих дней. А пятидневный срок для дачи пояснений начинает исчисляться с даты отправки квитанции в налоговую инспекцию о получении требований.

Дата публикации 16.03.2018

Использован релиз БП 3.0.57.17

В ходе проведения налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать документы для проверки у проверяемого лица. Для этого налогоплательщику направляется Требование о представлении документов (информации).

Если организация использует электронный документооборот с налоговым органом, то уведомления и требования о представлении документов поступают в организацию по телекоммуникационным каналам связи.

Примечание

Требования, письма и другие документы, направляемые налоговым органом налогоплательщику отправляются инспекцией по последнему адресу, по которому произошло электронное взаимодействие. Чтобы избежать ситуации, когда требование может приходить в разные информационные базы рекомендуется направить налоговому органу Уведомление о получателе документов.

При представлении документов по требованию ИФНС следует обратить внимание на следующее:

  1. Если представляемый документ имеет утвержденный формат, он может быть направлен в налоговый орган в формате xml. Документы в формате xml могут подготовить и отправить в ИФНС только те организации, которые осуществляют электронный обмен документами со своими контрагентами (при условии, что эти документы имеют утвержденный ФНС формат).
  2. Если организация не осуществляет электронный документооборот со своими контрагентами или для истребуемых документов нет утвержденного формата, такие документы направляются в ИФНС в виде скан-образов.

В данной статье рассмотрено следующее:

  • Перечень документов, которые можно отправить в ответ на требование ИФНС
  • Получение требования и подтверждение о приеме
  • Подготовка истребуемых первичных документов и счетов-фактур в виде скан-документов
  • Подготовка истребуемых первичных документов и счетов-фактур в виде xml-документов
  • Загрузка xml-документов из другой базы
  • Загрузка сканированных документов из другой базы
  • Подготовка истребуемых Книг покупок/продаж, журналов счетов-фактур
  • Отправка ответа на требование

Поскольку перечень документов, имеющих утвержденный ФНС формат, ограничен, в виде xml-файла можно передавать только следующие документы:

  • счет-фактура;
  • корректировочный счет-фактура;
  • товарная накладная (ТОРГ-12);
  • акт приемки-сдачи работ (услуг);
  • документ о передаче товара при торговых операциях;
  • документ о передаче результатов работ (об оказании услуг);
  • счет-фактура и документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документ об оказании услуг), включающий в себя счет-фактуру;
  • корректировочный счет-фактура и документ об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающий в себя корректировочный счет-фактуру;
  • книга покупок;
  • книга продаж;
  • дополнительный лист Книги покупок;
  • дополнительный лист Книги продаж;
  • журнал полученных и выставленных счетов-фактур.

В виде скан-образа, согласно формату, можно отправить любые документы, которые запрашивает у налогоплательщика налоговый орган.

Ответ на требование пояснений по НДС в примерах

Истребуемые первичные документы и счета-фактуры отправляются в ответ на требование в виде скан-документов в случае, когда они были оформлены на бумажном носителе.

Примечание

Наличие документов в информационной базе «1С:Бухгалтерии 8» (или другой программы «1С») не говорит о том, что эти документы являются такими электронными документами, которые можно отправить в виде xml-файлов. Юридически значимыми электронными документами считаются только документы, подписанные электронной подписью и имеющие xml-формат.

Если сканированные документы не были загружены в информационную базу ранее, то чтобы вставить в ответ на требование сканы истребуемых документов нажмите кнопку «Загрузить с диска» и выберите команду «Сканированный документ» (рис. 7).

Примечание

Если сканированные документы были загружены в информационную базу ранее (например, отправлялись в ответ на другие требования из ИФНС), используйте кнопку «Выбрать из базы» — «Ранее загруженные сканированные документы». Подробно об этом см. ниже.

Выберите файл скан-документа и нажмите кнопку «Открыть».

Если представляемый документ имеет утвержденный формат, он может быть направлен в налоговый орган в формате xml. Документы в формате xml могут подготовить и отправить в ИФНС только те организации, которые осуществляют электронный обмен документами со своими контрагентами (при условии, что эти документы имеют утвержденный ФНС формат).

Рассмотрим стандартную ситуацию, когда документы в формате xml находятся в той же информационной базе, в которой подготавливается ответ на требование.

Описание для случая, когда истребуемые xml-документы находятся в другой информационной базе, см. ниже.

Для отправки истребуемого документа в формате xml в форме ответа на требования нажмите кнопку «Выбрать из базы» и выберите команду «Электронные документы 1С-ЭДО, 1С-Такском» (рис. 15).

При нажатии на кнопку «Выбрать из базы — Книги покупок/продаж, журналы счетов-фактур» (рис. 30) к ответу на требование можно приложить истребуемые документы в xml-формате:

  • книга покупок;
  • книга продаж;
  • журнал полученных и выставленных счетов-фактур;
  • дополнительный лист Книги покупок;
  • дополнительный лист Книги продаж.

Истребуемый документ, составленный в электронном виде по установленным форматам и содержащий реквизиты требования, должен быть подписан ЭП налогоплательщика и направлен по ТКС в адрес налогового органа.

После подготовки всех необходимых истребуемых документов для отправки ответа на требование нажмите кнопку «Отправить» (рис. 33). Перед отправкой будет произведено подписание.

Согласно действующему порядку, срок предоставления документов по требованию налоговой в 2020 году составляет:

  • Для компании, которая проходит проверку или предоставляет документы по конкретной гражданско-правовой сделке — 10 дней;
  • При передаче данных по контрагенту (если они есть) — 5 дней.

Важно не допустить нарушение сроков предоставления документов. Для этого нужно помнить, что первым днем, с которого начинается отчет, является следующий за получением требования. А именно:

  • Если запрос отправлен по почте — 6 день с момента отправки;
  • Если налоговая выставила требование в личном кабинете — следующий за днем размещения;
  • Если используется ТКС — день отправки подтверждения о получении запроса.

Образцы ответов на требования налоговой инспекции.

Субъект предпринимательства, который не хочет иметь проблем с налоговой службой, имеет только три варианта действий в ответ на запрос налоговиков:

  • Предоставить документацию и пояснения в указанные сроки
  • Проинформировать ФНС о том, что запрошенная документация отсутствует;
  • Запросить продление сроков предоставления документов.
  • Электронная сдача отчетности в ИФНС, ФСС, ПФР, статистику
  • Заявка на сдачу электронной отчетности
  • Сверка расчетов с бюджетом по налогам, штрафам, пеням
  • Онлайн помощь в получении ЭЦП
  • Онлайн-отчетность
  • • Отчетность в ИФНС
  • • Отчетность в ПФР, ФСС
  • • Отчетность в Росстат
  • • 3-НДФЛ для физических лиц
  • Онлайн регистрация ИП

Если вы получили требование:

  • о предоставлении документов (информации)
  • о предоставлении пояснений к декларации по НДС

То вам необходимо выслать обязательный ответ в формализованном виде. Вы отправляете квитанцию в ФНС о приеме требования в течение 6 рабочих дней со дня отправки требования инспекции. И предоставляете документы или пояснения согласно требованию.

Если вы получили требование:

  • о предоставлении пояснений к декларации — не НДС
  • о вызове налогоплательщика
  • об уплате налога, сбора, пени, штрафа

То вам необходимо создать документ «Представление документов (сведений)», с указанием требования, на которое вы отвечаете, и прикрепить к документу необходимые файлы.

Если ФНС после 1 июля 2021 года в ответ на свои требования получит простое письмо, то она будет считать, что ответ ею не получен. (НК РФ ст. 88 п. 3). В таком случае будет наложен штраф:

  • 5 000 руб. — в первый раз;
  • 20 000 руб. — за последующее нарушение.

Автоматизируйте документооборот со СБИС! СБИС Электронный документооборот обеспечит быстрый и простой переход на электронный формат. СБИС подойдет как для мелкого бизнеса, так и для больших предприятий. Он прост и понятен в использовании, не требует дополнительных знаний и умений, помогает организовать ЭДО как с контрагентами, так с государственными информационными системами и службами госконтроля. Обратитесь к нашим специалистам, и они подберут для вас выгодный тариф, настроят СБИС и обучат ваш персонал.

Проверьте, готовы ли вы на переход на ЭДО — ответьте на 6 коротких вопросов.

Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

Ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).

Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.

Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:

1) пояснительную записку о причинах образования убытка;

2) перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;

3) расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;

4) подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;

5) копия учетной политики организации.

В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Посчитав требования налоговой инспекции необоснованными и незаконными, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. При этом налогоплательщик изложил следующие основания. Нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ (право вызова налогоплательщика для дачи пояснений) не предусмотрена обязанность налогоплательщика давать налоговому органу пояснений исключительно в письменной форме, в связи с чем налоговый орган не вправе определять форму пояснений по собственному усмотрению. До тех пор, пока законодателем не будет определена конкретная форма пояснений, налогоплательщик вправе давать их в письменном и устном виде по собственному усмотрению. Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на понуждение налогоплательщика к предоставлению налоговому органу детальной аналитической информации. Между тем, как отмечено в пункте 4 письма ФНС России от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@, право истребовать у налогоплательщика аналитическую информацию (разного рода расчеты и расшифровки) налоговым органам не предоставлено. Право истребования пояснительной записки о причинах возникновения убытка налоговым органам не предоставлено. На основании изложенного организация в своей жалобе просила отменить уведомление налоговой инспекции.

Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление. При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ). Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.

Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:

  • если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
  • если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.

В случае вызова для дачи пояснений на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, на наш взгляд, лучше явиться в налоговый орган, так как неявка может рассматриваться как административное правонарушение, за которое на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП). ФНС России в указанном выше письме подчеркивает, что данная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена. Таким образом, налогоплательщик, придя по вызову налогового органа, не может быть оштрафован за отказ представить пояснения.

В то же время непредставление пояснений является одним из критериев на включение организации в план выездных налоговых проверок (пункт 9 статьи 4 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

Кроме упомянутых выше ситуаций, налоговые органы, руководствуясь положениями указанной Концепции, часто требуют от налогоплательщика провести анализ налоговой и бухгалтерской отчетности по установленным критериям риска совершения налоговых правонарушений и представить пояснения по результатам такого анализа. В случае выявления нарушений налогоплательщику предлагается представить уточненные налоговые декларации, принять меры по повышению заработной платы до уровня не ниже среднеотраслевой по виду деятельности (легализовать заработную плату). В данной ситуации превышение полномочий контролирующих органов очевидно, ведь такие обязанности налогоплательщика действующим налоговым законодательством не предусмотрены.

Таким образом, можно сделать вывод, что требования налоговых органов о предоставлении разного рода пояснений далеко не всегда обусловлены нормами законодательства о налогах и сборах. Представлять или нет пояснения в каждом конкретном случае – это выбор налогоплательщика. Принимая такое решение, организации следует учесть и оценить все последствия, а также трудоемкость подготовки таких пояснений.

Напишите свой комментарий ...