Как происходит продажа авто в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как происходит продажа авто в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Как правильно продать автомобиль по новым правилам
  • Подготовка экземпляров договора
  • Проверка документов
  • Оформление ДКП
    • Как писать
    • Что писать
    • Где оформлять
    • Чего ожидать
    • Подписи в договоре
  • Получение денег
  • Составление налоговой декларации

Правила продажи автомобиля 2022

Новые правила продажи автомобиля позволяют продать машину с помощью ДКП. Риски минимальны, по времени процедура незатратная – заполните бланк за 5-10 минут. Заверять у нотариуса договор не нужно. Единственное, для перестраховки распечатайте вместе с ДКП акт приема-передачи ТС. Этот документ поможет доказать, что машину вы действительно передали.

Убедитесь, что у вас на руках все документы – ПТС, СТС, полис ОСАГО, а также доверенность, если вы не собственник машины. Если ПТС утерян – потратите время и деньги на восстановление и в итоге получите дубликат – сделка может не состояться. С ОСАГО и свидетельством проще, но также потребуется время.

Если в паспорте ТС нет места для новой записи, обновите документ до заключения ДКП. Если проделаете это через госуслуги, сэкономите 30% от суммы пошлины: за выдачу нового СТС, внесение изменений в данные собственника заплатите всего 595 рублей. Либо узнайте реквизиты ГИБДД на сайте дорожной инспекции, но тогда переделка документов обойдется дороже.

Убедитесь, что новый владелец авто поставил свою подпись во всех экземплярах договора. Если где-то пропустил – у сотрудников ГИБДД могут возникнуть вопросы. Подписью покупатель подтверждает, что купил ваш автомобиль и теперь является законным владельцем. Ваша подпись – признак того, что машину вы передали и деньги получили. Если подписи нет хотя бы в одном из экземпляров, суд может признать сделку недействительной. Это обернется для вас серьезными проблемами, если покупатель авто, например, спровоцировал ДТП и скрылся. Он может заявить, что его подпись вы подделали и тогда обретете вы не только «ведро», которое нужно чинить, но и проблемы с законом.

Правила продажи автомобиля в 2022 году: как безопасно продать авто

Правила купли-продажи авто подразумевают, конечно же, обмен автомобиля на деньги. Как правило, происходит это следующим образом: в договоре вы прописываете сумму, за которую отдаете машину. Многие продавцы делают ее меньше настоящей, чтобы избежать налогов. Например, машина стоила 190 тысяч рублей, а продавец пишет в договоре 140. Соответственно, сумму при расторжении сделки покупателю они выплачивают меньше, чем было на самом деле. Это неправильно, незаконно, но случается часто. При том 99 из 100 покупателей не пойдут доказывать, что они купили машину дороже, чем прописано в ДКП.

Для начала разберемся, в каких случаях не нужно составлять декларацию:

  • если машина была в собственности более 3 лет;
  • цена авто при продаже — 250 и менее тысяч рублей;
  • автомобиль продан за те же деньги, что покупался, или дешевле.

Например, вы ездили на машине 2 года, после чего продали ее за 500 тысяч. Разница между этой суммой и установленным налоговым вычетом 250 тысяч рублей и будет облагаться налогом. Считаем:

500 – 250 = 250 тыс. рублей.

В налоговой декларации прописываете:

  • марку, модель машины;
  • тип кузова;
  • госномер на момент продажи;
  • год выпуска;
  • свои ФИО.

Налоговую декларацию заполняете и подаете в ИФНС с 1 января по 30 апреля года, следующего за годом продажи машины. Так, если вы продали автомобиль 15 августа 2017 года, декларацию подаете не раньше, чем через 4 месяца.

В прошлом году в России было продано 1,7 млн новых коммерческих автомобилей. Это на 4,3% больше, чем в 2020 году с локдаунами и карантинами. Такие данные приводит по итогам 2021 года Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

Данные АЕБ неполные, ассоциация не учитывает продажи китайских брендов, элитных иномарок и узбекских Chevrolet. Основной рост продаж пришелся на начало 2021 года, тогда было куплено 37% авто. Во втором полугодии эксперты вместе с ростом цен и нехваткой автомобилей зафиксировали спад.

Самой доступной и популярной моделью остается по-прежнему LADA Granta. В январе 2012 года она стоила 229 тысяч рублей, в декабре 2021-го – 587 900 рублей. Но это рекомендованная розничная стоимость из прайс-листа производителя. Дилеры же продают модели дороже: наценки на некоторые модели могут достигать 1 млн рублей.

В 2021 году цены на «Гранту» менялись около семи раз. Например, классическая «Гранта» на механике стоит от 587 900 рублей, а марка с автоматом и медиасистемой Enjoy стоит около 860 тысяч рублей.

В 2021 году АвтоВАЗ продал 350 714 автомобилей LADA. Это на 2,1% больше, чем по итогам 2020 года. Самые востребованные модели, Vesta и Granta, поднялись на первое и второе места в рейтинге продаж российского автомобильного рынка.

Третье место по продажам занимают Kia Rio, на четвертом – модели Hyundai Creta и Solaris. Затем россияне чаще покупают Volkswagen Polo и LADA Niva.

Vesta на 6% увеличила продажи по сравнению с прошлогодним показателем. Granta находится на втором месте по числу проданных машин. Всего было реализовано более 111 тысяч машин.

Какими будут цены на автомобили в 2022 году в России? Этим вопросом задаются автолюбители, отложившие покупку с 2021 года. Глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал РИА «Новости», что в министерстве ожидают замедление роста цен на машины. Дефицит легковых автомобилей из-за поставок чипов все-таки сохранится.

Эксперты, ссылаясь на прогнозы основных производителей, отмечают, что нехватка автомобилей останется до середины 2022 года. А значит, дилерские центры продолжат увеличивать ценник на авто.

Но даже после стабилизации ситуации у производителей вряд ли можно ожидать, что цены снизятся. Заводы не могут напрямую повлиять на цены, которые устанавливают автодилеры, дилерам же нет резона продавать дешевле, если спрос есть и при таких взвинченных ценах.

Почему в России растут цены на автомобили

Миновать дилерские наценки советуют автопроизводители. Они предлагают ориентироваться на цены, указанные на официальных сайтах автозаводов. У многих предприятий есть онлайн-витрина, где указана конечная стоимость определенной машины.

УАЗ рекомендует звонить на горячую линию, если цена будет отличаться от дилерских расценок.

Автомобиль LADA также можно купить через АвтоВАЗ. Марку с заводской комплектацией необходимо заказать у дилера, в договоре указать цвет, модель, сроки. Предзаказ придется подождать, но если это сэкономит несколько сотен тысяч, то оно того стоит. Только необходимо помнить, что завод, как и дилер, может изменить сроки выпуска и стоимость автомобиля.

С каких прогнозов начался 2022 год и как они изменились после событий в мире?

— Прогнозы, озвученные до 24 февраля и сейчас, — это абсолютно разные сценарии развития ситуации на авторынке. Значительно меняется система взаимодействия российских производств с поставщиками комплектующих и реализацией продукта в сопредельные государства, в том числе и Беларусь. Напомню, наш рынок полностью зависим от российского: последний как минимум на 90% снабжает нас новыми автомобилями. Если там наблюдается нехватка товара — мы тоже пострадаем.

— 2021 год для нашего авторынка был тоже трудным. Какие тенденции продажи новых автомобилей наблюдались?

— На рынке новых автомобилей никаких глобальных изменений не произошло. В топе продаж, как и в предыдущие годы, оказались машины российской сборки. Причина банальная: основную массу покупателей составили юридические лица, которые покупают автомобили не поштучно, а партиями по 50—100 единиц. В то же время физлица нацелены на действующие финансовые инструменты — кредиты и лизинг, а про них ничего оптимистичного уже однозначно сказать нельзя.

— Электрокары плотно вошли на белорусский рынок или их присутствие до сих пор несущественно?

— Количество электромобилей у нас в стране несущественно. По последним данным, в конце 2021 года в Беларуси было зарегистрировано чуть более 4 тысяч таких машин. В большинстве своём это модели до $20 тысяч: Nissan Leaf, Chevrolet Bolt или VW e-golf. Электромобилей с более ёмкими батареями, таких как Tesla Model S или Audi e-tron, в общей массе немного. Потому что они изначально дорогие, да и ремонт их тоже доступным не назовёшь (приблизительно от $3 000 до $5 000). Поэтому электрокары на белорусском рынке пока только обозначили себя как новый полноценный игрок: мы их видим, уже им не удивляемся, но по-прежнему относимся к ним с опаской и недоверием.

Когда упадут цены на машины в России

Специалисты, опрошенные РИАМО, сходятся в том, что будущий 2022 год вряд ли принесет с собой решение проблем как для российского, так и для мирового авторынков. Так, по мнению Алексея Старикова, ситуация с объемом поставляемых дилерам автомобилей в ближайшие 12 месяцев может улучшиться незначительно — в пределах 5%.

«Рекомендованные розничные цены продолжат рост в 2022 году, по нашим оценкам — на 10-15%. Однако реальные ценники, которые формируют дилеры с учетом установленного дополнительного оборудования, изменятся сильнее», — считает Лилия Маркова.

В своих прогнозах собеседница РИАМО придерживается базового сценария, при котором первая половина года будет хуже января-июня 2021 года, однако по итогам 2022 года рынок может выровняться по мере решения проблем с поставками машин.

«Также произойдет перераспределение в десятке лучших игроков рынка. Например, все большую долю в топе займут китайские марки, наладившие логистику машинокомплектов и поставку готовых машин. Однако в целом ожидать роста рынка не приходится», — говорит Маркова.

Дмитрий Матвеев обращает внимание, что цены на автомобили коррелируют с движением курса валют, поскольку компоненты для машин покупают за евро и доллары. А потому, чтобы предположить, что будет с ценами на новые автомобили, стоит следить за валютными котировками. Впрочем, как отмечает эксперт, цены на все автомобили однозначно будут расти, ориентировочно по 3% в месяц — предпосылок к их снижению нет. При этом лидерами роста, по мнению Матвеева, станут европейские и корейские автомобили.

«По прогнозам экспертов, китайские автомобили подорожают в 2022 году на 10% из-за колебания курса рубля, подорожания машин конкурентов и повышения уровня спроса», — отмечает специалист.

Как прогнозирует Михаил Хачатурян, больших изменений цен на автомобили стоит ждать лишь в случае глобальных изменений: прекращения пандемии, восстановления рынка полупроводников и существенного роста платежеспособности населения.

«Скорее всего, ждать стабилизации цен раньше конца 2022 – начала 2023 года не стоит: с учетом продолжающегося снижения рынка период стабилизации может сдвинуться еще дальше, в район 2024-2025 годов», — заключает эксперт.

— Что такое деноминация?

— Сейчас объясню. Вот ты на какой машине ездишь?

— На «шестисотом».

— А будешь на «шестерке».

Помните такой анекдот из 90-х? Похоже, он воплощается в жизнь. И не только потому, что придется затянуть пояса из-за новых санкций. А еще и по причине массового отъезда иномарок из России. Вернее, они даже не уезжают – они приезжать не хотят.

Крупнейшие автопроизводители приостанавливают поставки в нашу страну. Это касается как новых авто, так и запчастей. Об этом заявили Audi, Mercedes, BMW, Chevrolet, Opel, Volkswagen, Skoda, Porsche и Jaguar, Land Rover, Peugeot, Citroën. Под большим вопросом поставки корейских Hyundai в Россию.

При этом все российские заводы, которые производят иномарки, пока работают в штатном режиме, а вот АвтоВАЗ встал. Завод останавливал конвейер 28 февраля из-за проблем с поставками зарубежных компонентов. Предприятие планирует возобновить производство в начале марта.

Важно, что ни один автоконцерн не заявлял об уходе с российского рынка. Речь пока идет только о приостановке поставок, напоминает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

— Сейчас происходит переоценка автомобилей из-за изменения валютного курса. Это не только на авторынке: аналогичные процессы идут у поставщиков телефонов, лекарств, продуктов. Ограничения на отгрузки могут продолжаться до тех пор, пока валютные курсы не стабилизируются. Это никак не связано с политикой, — подчеркивает Шапарин. – Автомобильная отрасль не подпадает под уже введенные санкции. Эта тема не фигурирует и в риторике зарубежных политиков.

По словам эксперта, автомобильные бренды окончательно уйдут с нашего рынка только в случае, если их работа станет неприбыльной. Это случится если продажи машин упадут существенно упадут. Но этот вероятный уход, опять же, связан не с политикой, а с экономикой. Так от нас в свое время ушла, например, Honda.

— Цены на автомобили напрямую связаны с курсом рубля, даже продукция «АвтоВАЗа» зависит от импорта. Поэтому цены на авто вырастут пропорционально курсу доллара и евро. Поэтому не надо паники, нужно дождаться стабильных и прогнозируемых рыночных условий. И мира, — заключил он.

Хотите купить машину? Тогда у автоэксперта Андрея Ломанова для вас плохие новости.

— Сейчас только сумасшедший будет продавать свой автомобиль, разве только если он не разваливается на ходу и человек хочет за любые деньги от него избавиться, — считает Андрей Ломанов. – Судя по сегодняшней ситуации, нас может ожидать серьезный дефицит. Когда он закончится, непонятно. Как и то, выживут ли за это время дилеры.

Эксперт напоминает: тайваньская компания TSMC, которая производит 55% полупроводников в мире, объявила о приостановке поставок в Россию. А без полупроводников не соберешь ни одну машину.

Что будет с автокредитами

Центробанк 28 февраля повысил ключевую ставку с 9,5 до 20 процентов. Ключевая ставка – это процент, под который ЦБ кредитует коммерческие банки. Соответственно, следом вырастут и ставки автокредитов. Но насколько?

— Если ставка Центробанка 20%, то кредиты для потребителей будут улетать к 30%. Поэтому встает большой вопрос, покупать ли автомобиль в кредит, — сказал в эфире радио «КП» Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем». — С другой стороны, если есть деньги и вы видите автомобиль, который вас более-менее устраивает по цене, надо покупать, даже если вам кажется, что это дороговато. Завтра может быть дороже, как и послезавтра. Более того, сократится выбор автомобилей. А вот если у вас есть машина, то продавать ее не советую. Сейчас стоит пойти и купить три комплекта тормозных колодок, дисков, фильтров, всего, что вам потребуется на ближайшие 2-3 года на обслуживание автомобиля. Дешевле уже не будет, это 100 процентов.

В ТЕМУ

Центробанк поднял ключевую ставку до 20%: Что теперь будет с кредитами, вкладами и ценами в магазинах

Как продать автомобиль в 2022 году: пошаговая инструкция

24142

43029

16614

Фото 7340

Фото 6903

Правила продажи автомобиля в 2022 году

Фото 6539

Даже небольшой рост российского рынка на фоне падения продаж на рынках ЕС выглядит позитивно. Однако независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев считает, что в 2021 году удалось выйти в плюс прежде всего за счет низкой базы: из-за локдауна продажи машин практически были остановлены на несколько месяцев. Эксперт рекомендует ориентироваться на статистику регистраций новых машин.

«В 2022 году рынок упадет, и, скорее всего, падение продаж будет ощутимым. Если не будет какой-то госпрограммы поддержки или сам «АвтоВАЗ» не начнет делать полупроводники. Проблему с микрочипами до середины, а может, и до конца лета решить не удастся. А если удастся, то эти компоненты поступят к поставщикам первого уровня в конце лета — начале осени, пойдут на завод где-то в октябре, а машину сделают в лучшем случае в середине ноября. И к началу зимы она только приедет на рынок», — считает Бургазлиев.

По его словам, положение должно стать лучше в 2023–2024 годах. Но всё равно ежегодные продажи вряд ли превысят 1 млн 650 тыс.

«Объемы рынка на текущий момент определяются не спросом, а доступностью автомобилей: она ограничена как в массовом, так и в премиальном сегменте», — рассказал «Известиям» директор по развитию «Рольф» Владимир Мирошников. Между тем статистика говорит о росте популярности сегмента кроссоверов и внедорожников.

Самой популярной иномаркой в 2021-м стала Kia Rio, но более половины успеха этой модели обеспечил не седан, а псевдокроссовер X-Line. Внедорожный сегмент становится всё популярнее, в 2021 году его доля достигла 47,29%, по данным Ассоциации европейского бизнеса, и более 50%, по данным агентства «Автостат». Причем доля полноприводных версий с автоматической трансмиссией также растет.

Хоть и считается, что внешний вид для недорогих и утилитарных автомобилей вещь второстепенная, но нужно признать, что в нашей стране любят глазами. Даже покупая машину в самом низшем ценовом диапазоне, многие думают за внешний вид. И тут китайские автомобили проделали огромный путь. Еще лет 10 назад это были либо клоны японских и европейских марок, либо попытки нарисовать что-то самостоятельно, которые почти всегда проваливались. Но сейчас среднестатистический китаец – весьма привлекательный автомобиль. Секрет оказался прост – нужно пригласить на работу крутых специалистов из Европы и США. Помните, после того как Стив Маттин начал работать с Lada у ВАЗа вдруг появился какой-никакой дизайн. Вот и с китайцами также.

Стоит ли рассматривать автомобиль как инвестицию в 2022 году?

О коррозионной стойкости машин из Поднебесной в конце «нулевых» и начале «десятых» годов ходили легенды. Иные автомобили полностью сгнивали года за три, пять лет с целыми порогами считалось чудом, элементы подвески и выхлопной системы были ржавыми прямо с завода, а как переводится чудное русское слово «антикор» никто в Китае не знал. Прошли годы и все стало не так плохо.

К двигателям первых поколений китайских машин, продаваемых в России, обычно было меньше всего претензий. Потому что в большинстве случаев это были копии, причем часто даже лицензионные, какого-нибудь японского агрегата. Качество из-за культуры сборки и материалов было, конечно, заметно хуже оригинала, но все равно моторы ходили.

Однако потом китайские мотористы почувствовали силы делать что-то самостоятельно, поэтому сегодня под капотами брендов из Поднебесной чужого уже ничего и не встретишь, а моторы сплошь «родные». Да, часто там используются европейские технологии, но они официально куплены как в случае с Volvo.

Долгие годы развитие китайских машин в России сдерживала их крайне проблемная эксплуатация. Купить-то всегда было можно, но что делать с такой машиной дальше. Ситуация тут стала лучше, но все равно не такая уж и хорошая.

Запчасти. Раньше ремонт китайского автомобиля был тем еще квестом – пойди найди запчасти. Сейчас стало получше – на заказ можно купить почти все, а на самые популярные модели расходники в наличии. Но ситуация далека от идеала. Сроки поставок огромные, качество даже оригинала невысокое, а цены на запчасти весьма велики. Особенно пугает кузовщина – попадать в ДТП на китайском авто очень дорого. Однако все равно согласимся – стало лучше.

Увы, но тут китайские автомобили тоже совершили скачок. Если раньше простенький седан из Поднебесной стоил дешевле Lada, то теперь цены сравнимы с корейцами. А некоторые так и японцам фору дадут, например, Geely Tugella легко уходит за 3 миллиона рублей. Правда, речь о рекомендованных розничных ценах. На практике, в китайских автосалонах гораздо меньше навязывают допов, поэтому если сравнивать реальные цены, то китайцы в среднем дешевле процентов на 15-20. И судя по росту продаж многим хватает такой разницы, чтобы сделать выбор.

Развитие китайского автопрома – яркий пример как можно за относительно короткий срок поднять отрасль. Еще лет 10-15 назад китайцы проигрывали сравнение даже продукции из Тольятти, а теперь уверенно смотрятся на фоне корейских и европейских брендов, а АвтоВАЗ остался где-то далеко позади. Но проблемы, из-за которых не любили машины из Китая, решены далеко не полностью. Остались трудности с запчастями, качеством сборки, адаптации к России, ликвидности на вторичном рынке. Однако китайцы все равно дешевле, стоит ли дисконт таких проблем – тут есть над чем подумать.

UPD. Статья была написана до начала событий на Украине, но теперь стала еще более актуальной. Европа и США ввели санкции, экспорт технологий в Россию запрещен, наверняка будут ограничения для автопромов этих стран. А вот Китай, наоборот, Россию всячески поддерживает, ограничений вводить не планирует и обещает возместить недовезенное с Запада. Так что ситуация получается еще более драматичной: может уже и не будет скоро никакого выбора – останется только Китай.

С уважением, Александр Нечаев.

Не время покупать: что ждет российский авторынок в 2022 году

По итогам 2021 года продажи новых автомобилей в России оказались даже выше, чем в 2020-м, и достигли 1,6 миллиона. Это далеко не рекордные цифры (для сравнения: в 2012 году реализовано 2,9 миллиона машин), но лучше, чем, например, в 2016-м.

При всей драматичности 2021 год оказался не настолько провальным с точки зрения абсолютных продаж, что позволяет автобизнесу зафиксироваться на этом рубеже и ждать разрешения кризиса.

Если гражданин приобретёт автомобиль в Японии в 2022 году, он столкнется со следующими преимуществами:

  1. Низкая стоимость.
  2. Состояние и качество. В Японии машины используют в щадящем режиме. Вы можете найти автомобиль с небольшим пробегом, который находился в эксплуатации свыше 5 лет. Дополнительно владельцы щепетильно относятся к обслуживанию машины. В Японии не используют реагенты, которые негативно влияют на состояние кузова. Работу по обслуживанию авто обычно проводят в специализированных сервисных центрах. Если машина участвовала в ДТП, цену снизят.
  3. Широкий выбор. Авторынок Японии перенасыщен. Здесь можно найти предложения на любой вкус и практически на любой кошелек.
  4. Соответствие требованиям. Японские авторынки работают в условиях жесткой конкуренции. Поэтому они внимательно проверяют машины, поступающие на реализацию. Компании выгодно, чтобы потребитель оставался доволен.

Минусов приобретения машины в Японии не меньше плюсов. В список входят следующие особенности:

  1. Чаще всего гражданин приобретает машину с правым рулём. Если ранее человек водил леворульный автомобиль, адаптироваться к праворульному транспортному средству проблематично. Кроме того, на законодательном уровне неоднократно хотели ограничить количество таких машин в РФ, усложнив правила ввоза. Однако в 2022 году новые нормы не ввели.
  2. Существует риск, что ожидания не оправдаются. Если клиент доверяет покупку машины из Японии другому лицу, увидеть автомобиль удастся только после того, как его привезут в Россию. Иногда реальность отличается от картинки, представленной на сайте.
  3. Присутствует риск столкновения с обманом. Клиенту может достаться авто, много лет отработавшее в такси. Иногда посредники приобретают машину не в Японии, а у перекупщиков во Владивостоке.

Отдельного внимания заслуживают распил и карпил. Такие машины стоят дешево, из-за чего привлекают внимание будущих автовладельцев. Распилом именуют частичную разборку автомобиля, в том числе распиливание кузова для транспортировки в РФ. На границе авто не признают целостной структурой, и ввозят как детали или металлолом. Госпошлины за распил значительно ниже. Когда растаможка завершена, кузов сваривают и выдают за пригнанный из Японии автомобиль.

Карпил представляет собой разобранный автомобиль без нарушения целостности деталей. С машины снимают всё, что можно снять. Когда растаможка завершена, детали вновь собирают в целостной автомобиль.

Распил или карпил из Японии кажутся привлекательными только на первый взгляд. Если выбран первый способ ввоза, детали будут проходить в качестве металлолома. В последующем собранный автомобиль нельзя будет поставить на учёт.

Если речь идет о частичном разборе транспортного средства, легализация автомобиля возможна, если на все запчасти присутствуют документы, и на таможне не возникло проблем с идентификацией. На практике пройти процедуру проблематично. Поэтому карпил из Японии обычно используют, если автомобиль ввозят на запчасти.

Вышеуказанные способы в 2022 году нередко используют мошенники, чтобы нажиться на высокой разнице между стоимостью покупки и продажи. Чтобы не столкнуться с подобным, внимательно проверяйте сопровождающую документацию и сам автомобиль из Японии.

Как сообщает аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на LMC Automotive, за ноябрь 2021 года мировой автомобильный рынок снизился на 11,2% – до 7,7 млн легковых машин. Подобная отрицательная динамика наблюдается уже седьмой месяц подряд.

Самое большое снижение в процентном соотношении произошло в Южной Америке (-24,5% по сравнению с прошлым годом), а также в Восточной Европе (-18,1%), в США (-15,8%, реализовано чуть больше миллиона машин, Кореи (-16,6%, продано 140,5 тысяч машин) и в Японии (-14,5%, 348,1 тысяча авто).

Крупнейшим поставщиком на рынке остается Китай с сокращением продаж на 6,3% и показателем в 2,5 млн проданной техники. Всего за одиннадцать месяцев этого года в мире реализовано 73,9 млн автомобилей.

Средняя цена на автомобили с пробегом в сегменте «до семи лет» на 2021 год составляет 1 456 003 рубля, это на 27,7% больше, чем в прошлом году (1 139 823 рубля). В то же время стоимость новой техники увеличилась на 20% с 1,5 млн рублей до 1,8 млн и выше.

Как нам рассказала Лилия Маркова, генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг», помимо девальвации рубля, нынешняя ситуация – это результат отложенного спроса, который скопился за период с апреля по июнь прошлого года во время первой волны коронавируса. Тогда дилеры не смогли допродать примерно 70 тысяч легковых и легких коммерческих авто, но наверстали продажи уже к концу 2020 года.

«К началу 2021 года на рынке образовалась нехватка новых машин, обусловленная глобальным кризисом производства из-за пожара на крупнейшем заводе по производству полупроводников, используемых при сборке автомобилей всех типов. Как итог, из-за дефицита автомобилей в салонах дилеров с конца прошлого года мы живем в условиях так называемого «рынка продавца», когда последний диктует конечные цены. Рекомендованные цены, и без того выросшие за год в среднем на 15%, прибавили примерно столько же за счет дилерских накруток», – отмечает эксперт.

Cтало известно, что ждет российский авторынок после введения санкций

Еще одна тенденция – переключение спроса на подержанные автомобили с небольшим пробегом возрастом до одного года. По последним данным компании «Газпромбанк Автолизинг» на август 2021 года их цена выросла ровно на треть.По статистике эксперта, основанной на корпоративных продажах, если в 2019 году на долю годовалых легковых и легких коммерческих авто приходилось 19% от всех реализованных юридическим лицам машин, то в первом полугодии 2021 года – уже 27%.

«Примечательным за последний год оказался и тот факт, что цены на автомобили с пробегом росли значительно быстрее, чем прайс-листы по новым машинам при противоположной тенденции последних лет. Так, среди популярных кроссоверов возрастом до трех лет за 3 квартала 2021 года наибольшим ростом отметился BMW X5, средняя цена которого составила 7,5 миллиона (+39% за год). Среди седанов B-класса Volkswagen Polo практически не дешевел – средняя цена модели до трех лет на рынке составила 1,08 миллиона (+37% за год)», – говорит Денис Мавланов.

Также он отмечает, что все владельцы автомобилей, кто в этот период решали избавиться от «двух-трехлетки», не только не теряли относительно цены покупки машины, но по некоторым моделям даже могли остаться с прибылью.

Эксперт предупреждает – долго такая ситуация продолжаться на рынке не будет. Падение рынка новых автомобилей и их стремительное подорожание ведет к тому, что люди все чаще откладывают обмен старого автомобиля на новый. Рынок б/у машин приемлемого качества неизбежно будет продолжать ужиматься, а их цены продолжат рост и в следующем году.

По мнению Лилии Марковой, первая половина 2022 года будет хуже января-июня 2021-го. Однако к концу следующего года рынок может сравняться с нынешним по мере решения проблем с поставками. Также произойдет перераспределение среди лидеров рынка. Например, более высокие позиции в нем займут китайские марки, сумевшие наладить логистику машинокомплектов и поставку готовых машин. В целом ожидать роста авторынка не приходится.

Такого же мнения придерживаются эксперты в «Банкавто». Дефицит электроники, который стал одной из основных причин дефицита автомобилей во всем мире, ослабнет к концу 2022 года. Это наиболее позитивный прогноз. Кризис может продлится и до 2023 года, и дольше, пока ситуация не будет решена путем децентрализации производства микрочипов. Так, Япония и Европа приняли решение об организации собственного производства, в Америку хотят перенести часть производственных мощностей из Азии. Это замет длительное время, поэтому «супербазовые» комплектации без лишней электроники и простой конвейеров останутся с нами и в следующем году.

«Динамика продаж замедляется от месяца к месяцу, и в 2022 году мы скорее всего увидим скромный рост авторынка в пару процентов при оптимистичном или стагнацию рынка продаж новых легковых автомобилей при пессимистичном прогнозе. Причины все те же — непрекращающийся дефицит авто и падение покупательского спроса на фоне продолжающегося роста цен (порядка 1-3 процента в месяц)».

Не ослабнет и покупательский спрос, который подстегивают неопределенность ситуации и гарантированное повышение цен. Дистрибьюторы посчитали, сколько дилеры заработают на каждой сделке. И никто не мешает им теперь самостоятельно продолжать активно переписывать прайс-листы. Некоторые импортеры, к слову, уже запланировали рост цен, который в первом квартале 2022 года скорее всего составит в среднем 10-12%. Процесс остановит лишь очередное затоваривание складов. Желание дилеров получить квартальный бонус дистрибьютора также может немного подстегнуть рынок.

Как утверждает Лилия Маркова, в следующем году сохранит свою популярность лизинг. Скидки от производителей, закредитованность бизнеса и населения, возможность налоговой оптимизации и отсутствие залога делают его привлекательным на фоне других способов владения. Кроме того, продолжится тренд на использование вместо владения (каршеринг и подписка), позволяющего в ряде случаев более разумно подходить к нагрузке на бюджет.

По оценкам эксперта, в 2024 году по сервисам подписки будет реализовано около 30 тысяч машин.

По мнению Анны Уткиной, хотя российский автомобильный рынок и находится в нестабильном состоянии, откладывать покупку автомобиля на 2022 год не стоит, если имеется потребность в автомобиле.

«При покупке машины за наличные и в моменте о скидках в авторитейле не только на ближайшие месяцы, но и на следующий год можно забыть. Из-за дефицита автомобилей в большинстве салонов не предвидится даже привычных предновогодних акций. Поэтому, в первую очередь, покупателям стоит задуматься, нужна ли машина сейчас или можно подождать еще год-полтора?Если необходимость в машине не так сильна, то можно отложить его покупку. Подождав год-полтора, можно надеяться на нормализацию ситуации на рынке. Проблемы дефицита электроники и задержки поставок машин, вероятнее всего, решатся в начале 2023 года. Тогда же вернутся сезонные акции и спецпредложения», — дает совет Денис Мавланов.

В качестве второго варианта, он предлагает сделать заказ в нужной комплектации с нефиксированной ценой и встать в лист ожидания. Придется подождать от нескольких месяцев до 7-8 месяцев, в зависимости от модели, но появится шанс купить машину без ряда накруток. Также он предупреждает, есть риск, что за время ожидания авто подорожает, и, когда очередь дойдет, его стоимость выйдет за рамки запланированного бюджета.

Эксперты предполагают, что к концу 2021 года рост стоимости машин не превысит 15%. Дефицит к тому времени должен быть полностью устранен. Ответа на вопрос, когда упадут цены на автомобили, пока не может дать никто.

Ожидается, что в 2022 году ситуация на рынке лишь вернется к докризисному уровню. Ожидать обвала прайса не стоит. К этому нет никаких предпосылок.

Резкого скачка также не должно быть. Скорее всего, вначале продавцы будут держать стоимость на том уровне, на котором завершится 2021 год. Далее следует поэтапное подорожание.

А потому начало следующей весны многие эксперты называют наиболее удачным временем для приобретения транспорта. Ответ на вопрос подешевеют ли машины в 2022 году, вероятнее всего так и останется отрицательным. Поэтому надолго откладывать покупку не стоит.

В России вырос спрос на подержанные машины

Теперь о том, можно ли найти поставщиков комплектующих извне, тех, кого не заботят санкции. Мы не знаем реального объема санкций, с которыми нам предстоит столкнуться. Поэтому мы не знаем, в каких странах в принципе можно будет закупать эти комплектующие. Все это будет меняться. А когда вам нужны сотни наименований комплектующих, вы должны это испытать, верифицировать, ввести систему контроля качества, оплату и т. д. Это долго, поиск альтернативных вариантов часто заходит в тупик. Оказывается, что за эти деньги лучше никто сделать не может, или могут, но там весь объем производства выкуплен другими производителями.

После того как покупатель осмотрел машину и принял решение о ее приобретении, встает вопрос о том, где же оформить сделку? Есть несколько вариантов, каким воспользоваться – решать вам.

  1. Оформить продажу автомобиля через нотариуса. Это самый сложный и непопулярный метод. Во-первых, нотариусы не работают по выходным. Во-вторых, за оформление вам придется заплатить несколько тысяч рублей, а в итоге на руки вы получите обычный договор купли-продажи. Так как подобная сделка не должна заверяться нотариально, то этот способ будет лишней тратой времени и денег. Никаких гарантий такой метод не дает.
  2. Оформить продажу машины через комиссионный магазин. Этот способ будет предпочтителен для покупателей, так как дает некоторые гарантии. Например, в том случае, если ТС продает не сам владелец, а его родственник, друг или знакомый. Новый владелец автомобиля может обезопасить себя и провести сделку через комиссионный магазин, покупая машину непосредственно у автомаркета. Стоит помнить, что такие комиссионки, как правило, берут немаленькие суммы за свое посредничество.
  3. Оформить передачу транспортного средства через специальные фирмы. Практически в каждом городе действуют фирмы, которые за небольшую плату (500-1000 рублей) составят для вас договор купли-продажи.
  4. Оформить продажу автомобиля самостоятельно. Самым популярным и распространенным способом в последнее время является самостоятельное оформление договора купли-продажи транспортного средства между продавцом и покупателем. При таком способе вы экономите время и деньги. Кроме этого, вы можете оформить сделку в любое время суток, что очень удобно, например, в том случае, если будущий владелец приехал из другого города.

Для того чтобы самостоятельная продажа автомобиля стала для вас элементарным делом, следует подробно изучить пошаговую инструкцию о реализации транспортного средства. Все действия довольно просты и вам не придется обращаться для продажи к третьим лицам.

  1. В первую очередь займитесь предпродажной подготовкой машины. Если есть возможность и желание – отремонтируйте или подправьте мелкие недостатки как внутри, так и снаружи. Обязательно помойте машину и сделайте химчистку салона, если это необходимо.
  2. Если автомобиль находится в залоге у банка как купленный в кредит, то необходимо обратиться в отделение банка и написать заявление о желании продать машину.
  3. Проверьте наличие всех необходимых для купли-продажи документов.
  4. Сделайте презентабельные фотографии и разместите объявления на самых популярных порталах для перепродажи автомобилей. Кроме этого, можно разместить объявление с машиной в соцсетях. Расскажите всем знакомым о том, что вы продаете авто. Часто именно «сарафанное радио» приводит к сделке. Следите, чтобы телефон на который вы дали объявления был включен и находился в зоне доступа.
  5. Если вам нужны государственные знаки, то необходимо пойти в отделение ГИБДД, написать заявление и получить новые номера на реализуемое ТС.
  6. Когда покупатель найден, необходимо заключить договор купли-продажи. Где его оформить – необходимо решить совместно с покупателем.
  7. Если регистрация в ГИБДД будет производиться покупателем самостоятельно, после заключения договора и передачи денег, необходимо отдать новому владельцу автомобиля все документы на ТС, полный комплект ключей и два договора купли-продажи.
  8. По желанию можно оформлять транспортное средство в отделении ГИБДД совместно, после происходит передача всех документов и ключей.

Итак, если вы решили оформлять договор купли-продажи автомобиля на месте, то стоит позаботиться о правильном составлении договора. Единого бланка не существует, договор составляется в свободной форме.

Для удобства можно скачать в интернете один из бланков и заполнить его данными. Договор купли-продажи транспортного средства составляется в трех экземплярах. Один остается бывшему владельцу автомобиля, а покупатель забирает два и затем отдает один из них в ГИБДД при постановке авто на учет.

Есть некоторые требования, которых следует придерживаться при заполнении договора:

  • все три экземпляра должны быть заполнены однотипно и содержать одинаковые данные;
  • в договоре в обязательном порядке указывают данные продавца и покупателя (ФИО, паспортные данные, место регистрации). Кроме этого, необходимо указать все данные об автомобиле (VIN номер, номер СТС и ПТС, госномер, номер шасси/кузова/рамы, цвет, точное название ТС как указано в ПТС). Не забудьте указать стоимость автомобиля цифрами и прописью;
  • внимательно переписывайте все данные, особенно VIN номер, номер ПТС и СТС. Если в них будет ошибка – договор будет недействителен;
  • зафиксируйте в договоре факт передачи денег фразами «Деньги передал» и «Деньги получил», поставьте дату и подписи.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...