Кас РФ 2022 с последними изменениями и комментариями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кас РФ 2022 с последними изменениями и комментариями». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 190-ФЗ, от 30.12.2015 N 425-ФЗ, от 15.02.2016 N 18-ФЗ, от 05.04.2016 N 103-ФЗ, от 02.06.2016 N 169-ФЗ, от 23.06.2016 N 220-ФЗ, от 28.06.2016 N 223-ФЗ, от 03.07.2016 N 303-ФЗ, от 28.03.2017 N 39-ФЗ, от 01.05.2017 N 87-ФЗ, от 28.05.2017 N 101-ФЗ, от 28.05.2017 N 102-ФЗ, от 29.07.2017 N 223-ФЗ, от 29.07.2017 N 274-ФЗ, от 05.12.2017 N 380-ФЗ, от 28.12.2017 N 421-ФЗ, от 19.07.2018 N 213-ФЗ, от 29.07.2018 N 265-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 27.12.2018 N 562-ФЗ, от 26.07.2019 N 197-ФЗ, от 02.12.2019 N 406-ФЗ, от 27.12.2019 N 494-ФЗ, от 31.07.2020 N 244-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ, от 08.12.2020 N 428-ФЗ, от 30.04.2021 N 115-ФЗ, от 01.07.2021 N 250-ФЗ, от 30.12.2021 N 440-ФЗ, от 30.12.2021 N 473-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
20 февраля 2015 года

Одобрен
Советом Федерации
25 февраля 2015 года

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

1. Порядок осуществления административного судопроизводства определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», а также настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила административного судопроизводства, чем предусмотренные настоящим Кодексом, применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 428-ФЗ)

3. Предусмотренные настоящим Кодексом общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенностей производства по отдельным категориям административных дел, установленных настоящим Кодексом.

4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

5. Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.

Задачами административного судопроизводства являются:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

5) мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

Принципами административного судопроизводства являются:

1) независимость судей;

2) равенство всех перед законом и судом;

3) законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;

4) осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;

5) гласность и открытость судебного разбирательства;

6) непосредственность судебного разбирательства;

7) состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

1. При осуществлении административного судопроизводства судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Любое вмешательство со стороны органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан в деятельность суда по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.

3. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

4. Информация о внепроцессуальных письменных или устных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по административным делам, находящимся в их производстве, или председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по административным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по административным делам. (в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ)

  • Раздел I. Общие положения
    • Глава 1. Основные положения
      • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса
      • Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве
      • Статья 3. Задачи административного судопроизводства
      • Статья 4. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением
      • Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
      • Статья 6. Принципы административного судопроизводства
      • Статья 7. Независимость судей
      • Статья 8. Равенство всех перед законом и судом
      • Статья 9. Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел
      • Статья 10. Разумный срок административного судопроизводства и разумный срок исполнения судебных актов по административным делам
      • Статья 11. Гласность и открытость судебного разбирательства
      • Статья 12. Язык, на котором ведется административное судопроизводство
      • Статья 13. Непосредственность судебного разбирательства
      • Статья 14. Состязательность и равноправие сторон
      • Статья 15. Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении административных дел
      • Статья 16. Обязательность судебных актов
    • Глава 2. Подведомственность и подсудность административных дел судам
      • Статья 17. Подведомственность административных дел судам
      • Статья 18. Административные дела, подсудные военным судам
      • Статья 19. Административные дела, подсудные районному суду
      • Статья 20. Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
      • Статья 21. Административные дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации
      • Статья 22. Подача административного искового заявления по месту жительства, месту нахождения административного ответчика
      • Статья 23. Исключительная подсудность
      • Статья 24. Подсудность по выбору административного истца
      • Статья 25. Правила подсудности с участием иностранных лиц
      • Статья 26. Подсудность нескольких административных дел
      • Статья 27. Передача административного дела в другой суд
    • Глава 3. Состав суда. Отводы
      • Статья 28. Формирование состава суда
      • Статья 29. Единоличное и коллегиальное рассмотрение административных дел
      • Статья 30. Порядок разрешения вопросов судом при коллегиальном рассмотрении дел
      • Статья 31. Отвод судьи
      • Статья 32. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении административного дела
      • Статья 33. Отвод прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика
      • Статья 34. Заявления о самоотводе и об отводе
      • Статья 35. Порядок разрешения заявления о самоотводе и об отводе
      • Статья 36. Последствия удовлетворения заявления о самоотводе или об отводе

      Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

      Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

      Изменение Кодекса административного судопроизводства РФ с 1 октября 2019 года

      В статью 16 КАС РФ добавлена норма о том, что вступившие в законную силу судебные приказы по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

      В Кодекс ввели новую статью 16.1 КАС РФ «Переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства». В соответствии с ее нормами при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие — в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. В этом случае судья разрешает вопрос о принятии требований, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

      При этом, если иные предъявленные в суд требования, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, подсудны данному суду, то судья должен решить вопрос об их принятии к производству в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве на основании копий искового заявления и всех приложенных к нему документов. Определено, что:

      Суд, установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по административному делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

      Нормами статьи 27 КАС РФ уточнен порядок передачи административного дела, принятого судом к своему производству, в другой суд. В частности, статья дополнена новым пунктом, в соответствии с которым:

      Если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

      Новой редакцией статьи 28 КАС РФ определено, что решение вопроса о принятии административного искового заявления к производству, отложение судебного разбирательства, рассмотрение заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску и совершение иных процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не являются заменой судьи. При этом формирование состава суда необходимо при переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

      Нормами статьи 29 КАС РФ установлено, что рассмотрение административных дел в судах кассационной и надзорной инстанций осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей. Если судье предоставлено право единолично рассматривать административные дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

      В соответствии со статьей 37 КАС РФ в новой редакции в административных делах могут, в том числе, принимать участие:

      • взыскатель и должник по административным делам о вынесении судебного приказа;
      • органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц либо привлекаемые к участию в судебном процессе для дачи заключения по административному делу.

      Новая редакция статьи 54 КАС РФ позволяет, чтобы в качестве представителя от имени общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, выступал в суде уполномоченный на это участник такого объединения или представитель, которому участники объединения доверили ведение административного дела. В статью 55 КАС РФ добавлено требование к образованию представителей. Теперь ими могут, в том числе, выступать лица, которые имеют ученую степень по юридической специальности.

      В соответствии со статьей 56 КАС РФ в полномочия представителя теперь, в том числе, входит подписание и подача мировому судье заявления о вынесении судебного приказа. Также установлено, что в случае участия адвоката в качестве представителя по назначению суда он вправе совершать от имени представляемого им лица процессуальные действия, предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 6, 8, 9 части 2 статьи 56 КАС РФ.

      По нормам статьи 57 КАС РФ в новой редакции полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций, могут быть подтверждены нормативным правовым актом или учредительными документами, а также представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их статус и факт наделения их полномочиями.

      Законы под елкой: суд по онлайн-связи и новое основание пересмотра решений

      Арбитражный процесс. При заполнении искового заявления предусмотрено обязательное указание истцами-юридическими лицами своего ИНН. Физлица в сведениях об истце отражают один из идентификаторов:

      • СНИЛС,
      • ИНН,
      • серия и номер паспорта,
      • данные водительского удостоверения или свидетельства на транспортное средство.

      Гражданский процесс. Физлицам, подающим исковое заявление, необходимо вносить в него дату и место рождения, а также один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта, водительского удостоверения или свидетельства на транспортное средство).

      Истцы-организации указывают ИНН и ОГРН. Если иск подписан представителем, то нужно внести сведения о нем (один из идентификаторов из числа определенных для истцов-физлиц).

      Ряд организаций могут до 1 июля 2022 года не указывать в исковом заявлении или заявлении о выдаче судебного приказа идентификаторы граждан-должников:

      • ресурсоснабжающие организации, предоставляющие коммунальные услуги гражданам;
      • управляющие организации МКД;
      • ТСЖ;
      • жилищные, жилищно-строительные и аналогичные им кооперативы;
      • региональные фонды капремонта ЖКХ;
      • региональные операторы по обращению с ТКО.

      Арбитражный процесс. Для отправки электронных судебных извещений участнику арбитражного процесса можно использовать сайт Госуслуги или систему электронного документооборота между госорганами.

      Получать извещения через Госуслуги участник процесса сможет после подтверждения согласия на едином портале.

      Гражданский процесс. Аналогично с правилами арбитражного процесса, электронные судебные извещения и судебные акты отправляются посредством Госуслуг (при наличии согласия участника) или системы электронного документооборота между госорганами.

      Извещение считается полученным, если:

      • оно вручено уполномоченному лицу филиала и представительства;
      • его вручили представителю лица, участвующего в деле;
      • есть доказательства доставки электронного судебного извещения.

      Административный процесс. Участник процесса может согласиться на получение судебных извещений через портал госуслуг. В этом случае моментом извещения будет считаться момент доставки документа на портале. Исключением является ситуация, когда этот же участник ходатайствовал, чтобы извещения ему направляли и на бумаге.

      Во все трех процессуальных кодексах с 1 января закреплены нормы:

      • о возможности подать иск через Госуслуги, систему ЭДО между госорганами, информационную систему, определенную ВС РФ и судебным департаментом при нем;
      • о направлении электронных решений суда через Госуслуги, а также систему ЭДО между госорганами;
      • о проведении судебных заседаний и получении объяснений в режиме веб-конференции.

      Чтобы поучаствовать в веб-конференции, нужно заявить ходатайство. В административном деле суд вправе привлечь лицо к участию в онлайн-конференции по своей инициативе. Суд вынесет определение об участии лица в заседании и укажет время его проведения, а участникам предварительно отправят необходимую информацию.

      Участники веб-конференции могут подавать заявления, ходатайства и иные документы в электронном виде.

      Но так как на обновление подзаконных актов, регламентирующих электронное правосудие, разработку требований к техническим и программным средствам для веб-конференций необходимо время, то фактически в начале 2022 участникам процесса года не стоит ожидать каких-то радикальных изменений. Кроме того, все изменения, касающиеся цифровизации, будут применяться при наличии в конкретном суде технической возможности.

      Документы:

      • Федеральный закон от 30.12.2021 N 440-ФЗ
      • Федеральный закон от 30.12.2021 N 498-ФЗ

      Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

      Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

      Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

      ВС РФ исправил отдельные законодательные «глупости» в КАС РФ

      • ФЗ об исполнительном производстве

        Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

      • Производственный календарь 2017

        Для пятидневной рабочей недели

      • Закон о коллекторах

        Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

      • Закон о национальной гвардии

        Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

      • О правилах дорожного движения

        Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

      • О защите конкуренции

        Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

      • О лицензировании

        Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

      • О прокуратуре

        Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

      • Об ООО

        Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

      • О несостоятельности (банкротстве)

        Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

      • О персональных данных

        Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

      • О контрактной системе

        Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

      • О воинской обязанности и военной службе

        Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

      • О банках и банковской деятельности

        Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

      • О государственном оборонном заказе

        Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

      • Закон о полиции

        Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

      • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28

        «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

      • Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»

      • Федеральный закон от 03.07.2016 N 303-ФЗ

        «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 28.05.2017 N 101-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 29.07.2018 N 265-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 28.05.2017 N 102-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

      • Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 28.12.2017)

        «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 01.05.2017 N 87-ФЗ

        «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 19.07.2018 N 213-ФЗ

        «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017)

      • Федеральный закон от 28.03.2017 N 39-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 05.12.2017 N 380-ФЗ

        «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 29.07.2017 N 274-ФЗ

        «О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

        Текст Кодекса сверен с официальным источником и приводится по состоянию на 10 февраля 2022 года.
        Представленное вашему вниманию издание учитывает только изменения, внесенные опубликованными в официальных источниках на дату подписания издания в печать федеральными законами.
        Текст статей приводится на дату подписания в печать. Если есть изменения, вступающие в силу позднее, то вместе с редакцией нормы, действующей на эту дату, приводится норма в новой редакции и указывается дата, с которой она вступает в силу.
        Издание содержит путеводитель по актуальной судебной практике Верховного Суда РФ — соответствующие статьи кодекса помечены знаком , после которого приводятся название, реквизиты и пункты необходимого документа.
        В настоящем издании дополнительно приводится Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 декабря 2020 г. № 42 «О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного…

        ГК РФ (часть 1)

        ТК РФ

        НК РФ (часть 1)

        ГК РФ (часть 2)

        Земельный кодекс

        Жилищный кодекс

        КоАП РФ

        ГрК РФ

        НК РФ (часть 2)

        ТК ЕАЕС

        ГПК РФ

        КАС РФ

        УПК РФ

        УК РФ

        Семейный кодекс

        Воздушный кодекс

        Водный кодекс

        Бюджетный кодекс

        Лесной кодекс

        ГК РФ (часть 4)

        ГК РФ (часть 3)

        АПК РФ

        УИК РФ

        Изменения в АПК, ГПК и КАС с 1 января 2022 года.

        Согласно КАС РФ в суде могут быть рассмотрены в том числе и следующие административные дела:

        • об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или частично;
        • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
        • об оспаривании решений, действий или бездействия некоммерческих организаций, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
        • об оспаривании решений, действий или бездействия квалификационных коллегий судей;
        • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
        • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

        Также в судах могут рассматриваться и разрешаться подведомственные им административные дела, в том числе и о/об:

        • приостановке деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной НКО;
        • прекращении деятельности СМИ;
        • взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
        • помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
        • установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
        • госпитализации (и о продлении срока такой госпитализации) гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина также в недобровольном порядке;
        • госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
        • госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

        О необходимости разработки и принятия КАС РФ было объявлено уже давно, причем с самых высоких трибун. Примерно 20 лет назад в Указе Президента России от 06.06.1996 № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» в целях борьбы с коррупцией и злоупотреблениями чиновников Правительству РФ была поставлена задача разработать в 1996 году проект Административного кодекса Российской Федерации. А позднее, с 2000 года, уже высшими судьями на различных съездах снова поднимался вопрос о необходимости принятия кодекса, где был бы прописан четкий, понятный порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений.

        В этой связи Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев неоднократно заявлял о насущной необходимости принятия КАС РФ и видел в нем более эффективный и действенный механизм защиты прав граждан и компаний в судебных спорах с органами государственной власти и местного самоуправления, по сравнению с нынешним порядком, который закреплен в ГПК РФ и утрачивает силу с момента вступления в силу КАС РФ.

        Необходимо отметить, что ВС РФ не ограничился только голословными заявлениями, а начиная с 2003 года внес в Госдуму ряд законодательных инициатив, в том числе и проект КАС РФ (законопроект № ­381232-4), который «завис» на много лет в недрах нижней палаты и в итоге был снят с рассмотрения. А уже в 2012 году на VIII Всероссийском съезде судей о необходимости принятия КАС РФ заявил Президент России Владимир Путин.

        Главный недостаток ГПК РФ судьи и некоторые независимые эксперты справедливо видели в особенностях гражданско-процессуального судопроизводства, которые предполагают не только юридическое, но фактическое равноправие сторон. В то же время в споре с органами власти такое равноправие отсутствовало. КАС РФ во многом снимает процессуальное несовершенство ГПК РФ и является тем «адекватным процессуальным инструментарием», о необходимости внедрения которого ­говорилось на протяжении длительного времени.

        Вместе с тем некоторые эксперты ставят под сомнение необходимость объединения в КАС РФ различных в процессуальном плане категорий споров, например, таких как дела, возникающие из публичных правоотношений, и дела о помещении в специальное учреждение иностранного гражданина, подлежащего депортации. Такое объединение плохо ­сочетаемых элементов многим представляется ошибочным.

        Введение институтов административного искового заявления, правосубъектности иностранных организаций и некоторых других важнейших положений в КАС РФ (о них мы еще скажем), делает новый кодекс немного похожим на ГПК РФ. Некоторые сходные нормы, например, касающиеся разумного срока судопроизводства, имеются не только в КАС РФ, но и в ГПК РФ, АПК РФ и даже в УПК РФ.

        Надо отметить, что порядок административного судопроизводства закреплен, в частности, в АПК РФ, но применительно к экономическим спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Там регламентации административного судопроизводства посвящен раздел III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений». И, по мнению некоторых экспертов, в настоящее время именно арбитражные суды аккумулируют на себе основную часть ­административного ­правосудия.

        Вместе с тем наибольшую процессуальную правопреемственность можно отметить между КАС РФ и ГПК РФ.

        В обоих кодексах содержится во многом схожий исковой порядок инициирования дела. И в КАС РФ и в ГПК РФ есть нормы по общим положениям, подведомственности дел, составу и др. Так, например, по общему правилу, дела, возникающие из публичных правоотношений, в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Эта норма закреплена как в ГПК РФ (ч. 1 ст. 246 ГПК РФ), так и в КАС РФ (ч. 1 ст. 29 КАС РФ). Аналогичная ситуация и с порядком подачи заявления заинтересованного лица по данной категории дел, который установлен как в ГПК РФ (ч. 1 ст. 247 ГПК РФ), так и в КАС РФ (ч. 1 ст. 4 КАС РФ).

        Важно отметить, что с 15 сентября 2015 г. утрачивают силу ­некоторые положения ГПК РФ. Среди них:

        • подраздел III 3 «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» раздела II ГПК РФ;
        • глава 22.1 ГПК РФ «Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок»;
        • глава 35 ГПК РФ «Госпитализация гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и психиатрическое ­освидетельствование в недобровольном порядке».

        Утрачивающие силу положения ГПК «перекочевывают» в новой редакции в КАС РФ. В этом, полагаем, и есть основная идея КАС РФ: рассмотрение дел из публичных правоотношений не должно регулироваться нормами ГПК РФ, т.к. у него совсем другая природа, принципы и иные ­особенности ­правового регулирования.

        Кодекс административного судопроизводства

        По общему правилу административное дело возбуждается по месту нахождения ответчика (ст. 22 КАС РФ).

        Каждая из сторон участвующих в деле, состязается с другой, обосновывает и доказывает свою позицию со ссылкой на правовые акты и ­доказательства (в том числе аудио- и видеозаписи, экспертизы и т.п.).

        По общему правилу дело в суде первой инстанции рассматривается и разрешается судьей единолично (ч. 1 ст. 29 КАС РФ). Суд может принять меры как предварительной защиты (например, приостановить полностью или частично действие оспариваемого решения, запрета совершать определенные действия и т.п.), так и процессуального принуждения, в частности, объявить предупреждение, удалить из зала судебного заседания и др. (ст. 85 и 116 КАС РФ). Если лицо по какой-либо причине не может принять реальное участие в судебном заседании, то оно может там присутствовать виртуально посредством системы видеоконференц-связи (ст. 142 КАС РФ).

        Необходимо отметить, что в разделе IV КАС РФ регламентированы особенности рассмотрения отдельных категорий дел:

        • о признании нормативного правового акта недействующим;
        • об оспаривании (о признании недействительными) решений, действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления и др.

        По правилам КАС РФ будут рассматриваться, в частности, дела:

        • об оспаривании нормативных правовых актов;
        • оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, ­государственных и муниципальных служащих;
        • оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих (в том числе саморегулируемых) организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
        • защите избирательных прав граждан;
        • присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство и на исполнение судебного акта в разумные сроки в судах общей юрисдикции;
        • приостановлении деятельности или ликвидации некоммерческих организаций;
        • прекращении деятельности средств массовой информации;
        • взыскании денег в счет уплаты обязательных платежей и санкций с физических лиц;
        • установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора;
        • принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или противотуберкулезную организацию.

        Положения КАС РФ не распространяются на производства по делам об административных правонарушениях и об обращении взыскания на средства бюджетов (ч. 5 ст. 1 КАС РФ). Также КАС РФ не применяется при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, которые отнесены к компетенции КС РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежат рассмотрению в ином процессуальном порядке в судах общей юрисдикции и ВС РФ.

        По общему правилу в суд с административным иском может обратиться каждое заинтересованное лицо. Это правило распространяется и на иностранцев. Но для них могут вводиться ограничения при ущемлении процессуальных прав российских компаний и граждан. При этом истец должен обладать административно-процессуальной правоспособностью и дееспособностью, а в отношении иностранных организаций – административно-процессуальной правосубъектностью.

        Д.Б. Абушенко, д.ю.н., профессор кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 4 (кроме ст. 39, 40, 42), 12);

        К.Л. Брановицкий, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 10);

        С.Л. Дегтярев, д.ю.н., профессор кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 16–18);

        С.К. Загайнова, д.ю.н., профессор кафедры гражданского процесса и директор Центра медиации УрГЮУ, член Научно-консультативного совета при ВС РФ (гл. 8, 9, 13 (ст. 137), 15, 19);

        Д.В. Конев, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 24 (в соавторстве с А.Н. Мочаловым));

        Е.Н. Кузнецов, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ, приглашенный доцент Университета Западный Париж – Нантер-ля-Дефанс (гл. 26);

        М.А. Куликова, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 21, 22, 25, 28, 29, 37);

        К.А. Малюшин, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 38);

        А.Н. Мочалов, к.ю.н., доцент кафедры конституционного права УрГЮУ (гл. 24 (в соавторстве с Д.В. Коневым));

        К.О. Огнева, к.ю.н. (гл. 23 (ст. 229–233), 32);

        Р.О. Опалев, к.ю.н., доцент (гл. 2, 11, 36);

        Н.А. Панкратова, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 34 (кроме ст. 306), 35);

        А.Г. Плешанов, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 13 (кроме ст. 137), 14);

        И.В. Решетникова, д.ю.н., профессор кафедры гражданского процесса УрГЮУ, заслуженный юрист РФ (гл. 3, 5, 6);

        С.В. Сидоркин, к.ю.н. (гл. 34 (ст. 306));

        Е.А. Соломеина, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 33);

        И.Н. Спицин , к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 20);

        О.А. Степанова, к.ю.н. (гл. 23 (ст. 234–238));

        И.Н. Тарасов , к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 27);

        Е.А. Царегородцева, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ (гл. 30, 31);

        В.В. Ярков, д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса УрГЮУ, заслуженный деятель науки РФ, член Научно-консультативного совета при ВС РФ, приглашенный профессор Университета Западный Париж – Нантер-ля-Дефанс (гл. 1, 4 (ст. 39, 40, 42), 7, 39).

        Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ) 21-ФЗ 2022, 2021

        Определить, в каком именно порядке обращаться в суд, должно самостоятельно лицо, которому требуется защита нарушенных или оспариваемых прав. Ознакомившись с информацией о делах административного судопроизводства, Вы сможете разграничить гражданские и административные иски, а, значит, и сберечь время на рассмотрение спора без вынесения судьями решений о возврате иска.

        Сфера действия Кодекса административного судопроизводства обладает спецификой, так как одна сторона в спорном правоотношении заведомо обладает властными полномочиями, которые, по мнению другой стороны, осуществлены с нарушениями. Поэтому этот акт содержит различные главы, посвященные особенностям рассмотрения (представления доказательств, составления административного иска и др.) конкретных категорий дел. Если в ходе работы с нормами Кодекса административного судопроизводства РФ возникнут сложности, Вы всегда можете задать вопрос нашему юристу прямо на сайте.

        КАС – это не просто правовой акт, но и гарант защиты прав общественности, своевременного разрешения административных дел. Каждый адвокат, юрист должны знать этот федеральный закон, чтобы компетентно разрешать правовые конфликты.

        Ст. 292 КАС подробно освящает порядок упрощенного (письменного) судопроизводства по АП без устного слушания дела, когда судья единолично принимает решение. Если требуются дополнительные устные показания ответчика, ему предоставляется возможность выразить несогласие с упрощенным порядком рассмотрения.

        Кодекс разработан таким образом, чтобы информация о судебном правосудии была доступна, понятна рядовым гражданам. Документ разделен на девять разделов, включающих 365 статей. Знакомство с КАС – это своего рода защита законных прав участников судебного процесса по АП. Отдельная глава отведена порядку рассмотрения, подачи апелляционных жалоб.

        Статья 4 закрепляет право обращаться к суду с исковым заявлением, если имело место нарушение интересов, свобод гражданина касаемо АП. Оговорен срок, в течение которого суд может принимать заявления. Например, подавать заявление о восстановлении на рабочем месте необходимо не позднее месяца со дня уведомления об увольнении.

        ФЗ, на основании которого КАС РФ принят (введен) в действие датируется февралем 2017 г. Начал действовать данный документ позже – сентябрь 2017г. Внесение поправок проводилось несколько раз на протяжении года: март-май-январь.

        Новое дополнение коснулось оплаты штрафов ГИБДД, курения в общественных местах и пр. Настоящее положение:

        1. Дает право родителю, чей ребенок подвергся негативному воздействию табачного дыма, требовать взыскания штрафа с нерадивого курильщика.
        2. Позволяет автомобилисту, нарушившему ПДД, сэкономить половину от суммы штрафа, если оплата наступит не позже 20 дней от выписки постановления.

        Новый КАС нацелен ускорить судебный процесс, например, когда отдельный процессуальный материал суд (районный, городской, арбитражный) будет принимать в электронном виде. Планируется сократить сроки обращения; отдельные категории граждан будут освобождены от возмещения судебных издержек.

        Законная сила придается внесенным дополнениям путем издания соответствующего ФЗ. Юридический документ должен содержать лишь релевантную информацию, будь то решение о введении новой редакции, исполнительный лист, непосредственно текст ФЗ.

        Практическое применение КАС свидетельствует о тесном взаимодействии КоАП и других юридических актов: ГПК (Гражданский Кодекс). Положение (правовое «состояние») участников процесса наделяет суд правом потребовать доказательства предъявленных требований. Если одна из сторон не имеет возможности лично находиться в заседании, следует оформить соответствующую доверенность.


        Статья 219 КАС РФ. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд (действующая редакция) Статья 22 КАС РФ. Подача административного искового заявления по месту жительства, месту нахождения административного ответчика (действующая редакция) Статья 220 КАС РФ. Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (действующая редакция)

        КАС РФ регулирует порядок рассмотрения Верховным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции (далее вместе — суды) административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

        Согласно части 2 стати 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают в порядке КАС РФ следующие подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

        1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

        2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

        3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

        4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

        5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

        6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

        7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

        Согласно части 3 стати 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают в порядке КАС РФ следующие административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:

        1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

        2) о прекращении деятельности средств массовой информации;

        3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;

        4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;

        5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;

        6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

        7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

        8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

        Таким образом, к административным делам, подлежащим рассмотрению с 15 сентября 2015 года по правилам КАС РФ, отнесены также дела, которые ранее рассматривались согласно ГПК РФ в порядке искового, приказного или особого производства.

        Так, дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дела о прекращении деятельности СМИ ранее рассматривались в соответствии с ГПК РФ в порядке искового производства. Ещё одним примером являются дела о взыскании налогов и иных обязательных платежей с физических лиц в случаях, предусмотренных федеральным законом. Ранее, если налоги и обязательные платежи взыскивались с граждан, которые не являются индивидуальными предпринимателями, налоговые органы согласно НК РФ и ГПК РФ, в случае отсутствия спора о праве, вправе были обратиться в суд общей юрисдикции для выдачи судебного приказа.

        В установленном КАС РФ порядке не подлежат рассмотрению дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

        Положения КАС РФ не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации .

        В целом КАС РФ повторяет положения глав 23, 24, 25 раздела III ГПК РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений», которые утратили силу с 15 сентября 2015 года в связи с введением в действия КАС РФ.

        Некоторые процессуальные правила в КАС РФ заимствованы из АПК РФ.

        Однако КАС РФ содержит и совершенно новые положения. Рассмотрим их.

        1. Срок обращения в суд для основной категории дел, подлежащих рассмотрению в порядке КАС РФ, остался прежним и составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ). Исключение составляют лишь категории дел, указанные в частях 2-4 статьи 219 КАС РФ, административные исковые заявления по которым должны быть поданы в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов или со дня принятия оспариваемого решения.

        Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд, как и прежде, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

        2. В КАС РФ установлен сокращенный срок принятия административного искового заявления к производству. Этот срок составляет 3 дня с момента его поступления в суд. Ранее для подобных дел специального срока принятия заявления к производству не было, поэтому применялся общий 5-дневный срок.

        3. Общие сроки рассмотрения административных дел в порядке КАС РФ для судов общей юрисдикции увеличены с 10 дней до 2-х месяцев, для Верховного суда РФ — с 2-х месяцев до 3-х месяцев. По сложным административным делам указанные сроки могут быть продлены председателем суда, но не более чем на один месяц.

        Административные дела об оспаривании отдельных решений, действий (бездействий) органов, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями рассматриваются в порядке КАС РФ в те же сроки, что и прежде — в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд (ст. 226 КАС РФ).

        4. В КАС РФ введены новые термины: вместо заявителя и заинтересованных лиц теперь сторонами по делу являются «административный истец» и «административный ответчик», а заявление именуется «административное исковое заявление».

        5. Закрепляется возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков (при наличии согласия) путем отправки им СМС-сообщениями или направления извещения или вызова по электронной почте, если у суда имеется расписка от данных лиц с указанием номера телефона или адреса электронной почты (ч. 1 ст. 96 КАС РФ).

        Ранее, наличие у судов права при соблюдении ряда условий извещать участников судопроизводства посредством СМС-сообщений было закреплено лишь в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» (пункт 36), Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» (пункт 2).

        6. КАС РФ устанавливает дополнительное требование для лиц, которые могут быть представителя в суде, наличие высшего юридического образования (ч. 1 ст. 55 КАС РФ). В настоящее время такого требования нет ни в ГПК РФ, ни в АПК РФ.

        В соответствии с частью 3 статьи 55 КАС РФ представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия. В случае не соблюдения указанного требования, суд оставляет административного исковое заявление без движения.

        Согласно положениям КАС РФ граждане, также как и в соответствии с ГПК РФ, АПК РФ, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. Однако КАС РФ устанавливает категории административных дел, которые граждане могут вести лично только при наличии у них высшего юридического образования, а в случае отсутствия у гражданина высшего юридического образования он вправе вести дело только через представителя. Так согласно части 9 статьи 208 КАС РФ при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, обязаны вести дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 КАС РФ.

        7. КАС РФ определяет новые последствия отказа от административного искового заявления, поданного в интересах других лиц или неопределенного круга лиц.

        Согласно части 6 статьи 40 КАС РФ в случае отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

        Девять изменений в АПК, ГПК и КАС с 1 января 2022 года

        Дела, рассматриваемые в соответствии с КАС РФ, можно условно разделить на две категории:

        • защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ч. 2 ст. 1 КАС РФ), в частности: оспаривание нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативным свойствами; оспаривание решений или действий (бездействия) публичных органов и должностных лиц; оспаривание решений или действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных публичными полномочиями, и др.;

        • обязательный судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, организаций при реализации отдельных административных властных требований (ч. 3 ст. 1 КАС РФ): приостановление или ликвидация политической партии, прекращение деятельности СМИ, взыскание обязательных платежей и санкций с физических лиц, административный надзор и др.

        Важно учитывать, что в данный момент КАС РФ применяют только суды общей юрисдикции. Суд по интеллектуальным правам и арбитражные суды по-прежнему рассматривают споры в соответствии с нормами АПК РФ.

        Помимо этого, в данный момент вне сферы регулирования КАС РФ остаются дела об административных правонарушениях, об обращении взыскания на средства бюджетов Российской Федерации, о взыскании обязательных платежей и санкций с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

        В основу Кодекса положены нормы ГПК РФ и АПК РФ, регулирующие порядок рассмотрения споров, возникших из публичных правоотношений. Однако КАС РФ содержит ряд нововведений, отражающих, в частности, специфику административного судопроизводства.

        В целях обеспечения баланса интересов сторон, защиты «слабого» участника судебного процесса КАС РФ предоставляет суду активную роль в судебном процессе. Суд вправе по собственной инициативе истребовать доказательства (ч. 1 ст. 63 КАС РФ), привлечь надлежащего ответчика без согласия истца (ч. 1 ст. 43 КАС РФ), проверить соглашение о примирении на предмет допустимости взаимных уступок (ч. 5 ст. 137 КАС РФ). Кроме того, суду апелляционной инстанции предоставлена возможность самостоятельно применить меры предварительной защиты либо приостановить исполнение судебного решения по делу (ч. 1 ст. 306 КАС РФ).

        Приведенные положения применяются на практике: наиболее часто суды используют полномочия по самостоятельному истребованию доказательств и привлечению надлежащего ответчика. В одном деле, к примеру, апелляция отменила решение суда первой инстанции со ссылкой на необходимость привлечь надлежащего ответчика и истребовать доказательства (Апелляционное определение суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 01.03.2016 по делу № 33а-1755/2016). Однако стоит отметить, что в действительности активность суда может проявляться в получении информации не только от публичного органа или должностного лица, но и от гражданина или организации.

        Активная роль суда также проявляется в использовании широких полномочий по поддержанию порядка в судебном заседании, в том числе посредством применения мер процессуального принуждения. В отличие от ГПК РФ, в административном процессе суд может:

        • ограничить выступление участника судебного разбирательства или лишить его слова (ст. 118 КАС РФ). Ограничение выступления применяется, если участник судебного разбирательства касается вопроса, не относящегося к делу, а лишение слова — если участник нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего судьи, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания, призывает к осуществлению незаконных действий;

        • применить меру в виде обязательства о явке — письменного обязательства своевременно являться на заседание по вызову суда (ст. 121 КАС РФ) — в отношении лица, участие которого является обязательным по закону или по решению суда. При нарушении обязательства о явке суд вправе наложить судебный штраф либо вынести определение о приводе.

        Кодекс также повышает размеры судебных штрафов (ст. 122 КАС РФ), например, в отношении организаций — до 50 000 руб., в отношении должностных лиц — до 30 000 руб., в отношении граждан — до 5000 руб. В отличие от КАС РФ, максимальный размер большинства штрафов по ГПК РФ не превышает 1000 руб. (ч. 3 ст. 57, ч. 3 ст. 159 ГПК РФ и др.).

        Одной из наиболее обсуждаемых новелл КАС РФ стало установление квалификационного требования к представителям — обязательного наличия высшего юридического образования. В противном случае суд отказывает в признании полномочий лица на участие в административном деле.

        На практике у судов возникал вопрос: допускать ли в процесс адвоката, который не представил диплом о высшем юридическом образовании? В Обзоре судебной практики № 3 (2015) (далее — Обзор № 3) Верховный суд РФ разъяснил, что адвокат не должен предъявлять документы о высшем юридическом образовании, поскольку наличие адвокатского статуса уже подтверждает квалификацию представителя (вопрос № 15). Аналогичные положения планируется прямо закрепить в Кодексе (проект федерального закона № 971508-6).

        Еще одно нововведение — установление категорий дел, при рассмотрении которых судебное представительство является обязательным:

        • дела об оспаривании нормативных правовых актов, за исключением ситуаций, когда административный истец имеет высшее юридическое образование (ч. 9 ст. 208 КАС РФ);

        • дела о принудительной госпитализации гражданина в медицинскую организацию или принудительном психиатрическом освидетельствовании (ч. 6 ст. 277 КАС РФ).

        Также при оформлении доверенности на представителя от организации следует учитывать обязательность проставления печати на документе (ч. 6 ст. 57 КАС РФ). Несмотря на то что с 1 сентября 2013 г. печать не относится к обязательным реквизитам доверенности юридического лица (подробнее об использовании печатей читайте в статье «Использование печатей в коммерческом обороте: нужны ли они компаниям?», «ЭЖ», 2016, № 12), положения Кодекса имеют специальный (приоритетный) характер (Обзор судебной практики Верховного суда РФ № 2 (2015)).


        Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...