Штраф за перегруз людьми легкового автомобиля в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перегруз людьми легкового автомобиля в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Количество мест и их расположение определяет изготовитель. Следует найти руководство по эксплуатации конкретной модели, там эту информацию обязаны указывать. С особенным вниманием к этому вопросу относятся при коммерческих перевозках, так как данные о количестве пассажирских мест передаются и в Налоговую службу. В некоторых ситуациях не обойтись без проведения экспертизы.

Обычному гражданину, который уверен, что в конструкцию его легкового современного авто прежние владельцы не вносили изменения, обычно достаточно ориентироваться на количество мест, оснащенных штатными ремнями безопасности.

Штраф за лишнего пассажира

При общении с сотрудником полиции водителю следует быть корректным и стремиться разобраться в ситуации. Если он осознает, что допустил нарушение, следует спокойно оформить бумаги, а затем уплатить штраф за перевозку лишнего пассажира. При уверенности, что незаконны как раз действия инспектора ДПС, гражданин может воспользоваться правом на осуществление аудио- и видеосъемки. Затем следует записать свои замечания в протоколе по делу об Административном правонарушении, который будет составлен в случае спора.

Водитель вправе вовсе отказаться ставить свою подпись в протоколе, но тогда в присутствии понятых об этом ставится отметка, и на дальнейшую процедуру отказ никак не влияет. Если было вынесено постановление, гражданин также может его обжаловать.

Лучший и одновременно единственный законный способ избежать ответственности за перевозку лишнего пассажира – не допускать это правонарушение. Водитель должен перевозить лишь то количество пассажиров, которое предусмотрел изготовитель. Это в первую очередь вопрос не удобства, а безопасности, так как такое нарушение влечет увеличение тяжести последствий в случае ДТП.

Дополнительный человек в легковом автомобиле лишен возможности использовать ремень безопасности. Для ребенка, которого посадили на колени к взрослому, риск тяжелых травм или гибели существенно увеличивается. Множество примеров ДТП способны проиллюстрировать, что взрослый не способен удержать малыша, зато часто наносит повреждения массой собственного тела. Даже учитывая, что многие пассажиры задних сидений в принципе не склонны использовать ремни безопасности, наличие в салоне еще одного незакрепленного тела при сильном ударе и (или) опрокидывании, увеличит ущерб здоровью пострадавших.

Некоторые недобросовестные владельцы автобусов и микроавтобусов, на которых осуществляют коммерческие перевозки, стараются незаконно увеличить пассажировместимость своих транспортных средств для извлечения выгоды, просто добавив одно или несколько кресел. Изменять конструкцию транспортного средства, как это положено, достаточно дорогой и длительный процесс. Но в соответствии характеристик нового кресла требованиям безопасности при этом будет больше уверенности. Пассажир автобуса или микроавтобуса, которому достанется некачественно установленное сидение, самовольно добавленное автовладельцем, может пострадать в ДТП существеннее, чем прочие.

Не нужно бояться оспаривать штраф за лишнего пассажира, так как результатом рассмотрения жалобы не может быть ухудшение положения гражданина. Т.е. решение автоинспектора либо останется без изменения, либо будет отменено. К тому же, подавая жалобу на постановление, не нужно платить никаких пошлин.

Грамотный автовладелец, который владеет полной информацией о своем транспортном средстве и о сопутствующих этому нормах, может избежать многих проблем.

Штраф за перегруз легкового автомобиля в 2022 году

В соответствии с основными правилами перевозки легковых автомобилей, существует несколько видов перегруза данного транспортного средства:

  • самый распространенный вид перегруза – перегруз лишними пассажирами;
  • перегруз легкового автомобиля перевозимыми грузами;
  • перегруз прицепа.

Лишний пассажир, для которого, согласно техническим характеристикам транспорта, не предусмотрено место и дополнительный ремень безопасности. Отсутствие ремня безопасности и лишний пассажир приводит к штрафу. Как водителя, так и пассажира. Наиболее распространенными пассажирскими перегрузами является присутствие детей, которые находятся на руках или коленях взрослых. При опасной ситуации на дороге большая вероятность получения травмы или летального исхода, в таком случае, водителя легкового автомобиля ожидает не только штраф и административное наказание, но и уголовная ответственность.

Предупреждение и штрафы за перегруз легкового транспортного средства выписывает инспектор правоохранительных служб, в случае фиксирования перегруза установленными камерами, штраф придет по почте. Также можно узнать о наличии штрафов на сайте ГИБДД и других подобных сервисах, введя данные легкового автомобиля.

Оплатить выписанный штраф необходимо в течение шестидесяти дней, в случае если у водителя есть факты, подтверждающие необходимость перегруза, то оспорить штраф можно будет в течение десяти дней. К штрафу за пассажирский вид перегруза прибавляется штраф за отсутствие ремня безопасности и, как следствие, за то, что лишний пассажир не был пристегнут ремнем безопасности.

В случае погашения штрафа в течение двадцати календарных дней, штраф будет уменьшен на 50%. В случае неуплаты выписанных штрафных санкции, при следующих нарушениях штраф будет увеличен вдвое, либо составлен протокол для передачи в суд. Данное действие инспектора ГИБДД может повлечь за собой арест сроком на 15 суток, а также, как вариант, обязательные работы, сроком на пятьдесят дней.

Перегруз легкового автомобиля приводит транспортное средство в нерабочее состояние. Несоблюдение правил по максимальным нагрузкам автомобиля может привести к аварийным ситуациям на дороге, и как следствие, к административной и уголовной ответственности.

Данный запрет указан в Правилах дорожного движения. В соответствии с п. 22.8 ПДД нельзя производить перевозку пассажиров за пределами кабины автомобиля, а также более количества, которое предусмотрено технической характеристикой. Именно в последней можно узнать это количество. Данная информация, как правило, отмечена в разделе «Кузов».

Распространенная ошибка участников дорожного движения в том, что они не считают ребенка за полноценного пассажира, полагая, что можно просто взять его на руки, а все основные места предназначены для взрослых. Это нарушение правил. Перевозка ребенка в машине осуществляется на аналогичных правах. Для маленького ребенка нужно установить специальное детское кресло. Если же он уже более взрослый и занимает стандартное место в авто, он является таким же пассажиром, как и остальные.

В пункте 22.3 ПДД также отмечается запрет превышения количества перевозимых пассажиров. Он гласит, что каждый пассажир должен получить индивидуальное место:

  • при перевозке в кузове грузового авто;
  • в автобусе, что следует по международному, туристическому, экскурсионному маршруту;
  • при организованных перевозках детских групп.

Количество людей, которое по правилам может вместить автомобиль, указано в технической характеристике, обычно в разделе «Кузов». Запись «5-местный» горит о том, что в машине может ехать один водитель и четыре пассажира. Большинство современных легковых машин именно пятиместные, хотя встречаются и иные варианты.

Как правило, легковые машины рассчитаны на количество пассажиров в салоне, которое соответствует количеству сидячих мест. Но в автобусах, в частности, маршрутных такси, нередко предусматриваются стоячие места.

Конструкция каждой машины рассчитана на конкретный уровень нагрузки. Превышение нормы представляет опасность. Прежде всего, думать об этом – задача водителя, но и люди, едущие с ним, тоже не должны забывать о вероятных последствиях.

Машина с большим количеством пассажиров, нежели разрешено, становится тяжелее, потому управляемость ее ухудшается. При повороте либо резком маневре увеличиваются риски потери водителем управления, поскольку автомобиль начнет вести себя совершенно непредсказуемо, особенно если речь идет о езде в зимний период. Повышенная нагрузка также увеличивает риск переворачивания авто при маневрах.

Особенности штрафов за лишнего пассажира в легковом авто в 2022 году

Штраф за перевозку в машине лишних людей взимают с водителя. В соответствии со ст. 12.23 КоАП его сумма фиксирована и составляет 500 рублей в случае с легковой машиной. Если речь идет о перевозке людей сверх лимита, предусмотренного техпаспортом, на мотоцикле, в грузовом фургоне и т.д. придется заплатить штраф 1000 рублей.

На размер штрафа не оказывает влияния то, был ли в машин один лишний пассажир или большее количество.

Являющимся лишним пассажир не будет пристегнут ремнем безопасности. А это также относится к нарушениям ПДД и чревато штрафом в 1000 рублей.

Тут речь идет как о пассажирах, которым не нашлось места в салоне, так и о тех, кто оказался вне кабины ввиду желания острых ощущении. Езда пассажира в багажнике или на любой другой части автомобиля наказывается штрафом в размере 1000 рублей. В данном случае также можно говорить о перевозке лишнего пассажира, однако поскольку место, где он находится, некорректно и крайне небезопасно, сумма увеличивается.

Наличие в машине лишних пассажиров грозит не только штрафом но и неприятными ситуациями на дорогах и даже серьезными авариями. Лучше не испытывать судьбу и использовать автомобиль лишь рекомендованным производителем образом, чтобы обеспечить собственную безопасность.

Иногда встречаются ситуации, когда нагрузка на заднюю или переднюю ось превышает предельную, между тем как общая масса авто не больше разрешенной. Так может произойти, если груз неправильно распределен при погрузке или изменил свое положение при движении автомобиля, например, если он сыпучий, текучий, делимый иным способом.

Если штраф за перегруз наложен при таких обстоятельствах, его можно оспорить в суде.

Кодекс об административных правонарушениях РФ в п. 1-6 статьи 12.21.1 возлагает ответственность за превышение предельных значений осевой нагрузки на:

  • водителя транспортного средства;
  • должностных лиц, отвечающих за перевозку;
  • компанию-перевозчика.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» внес в КоАП поправки, по которым материальная ответственность за перегруз и нарушение габаритов ТС ложится на владельца автомобиля.

ВНИМАНИЕ! Случается, что недобросовестные грузоотправители указывают по бумагам заниженный вес груза. Если перевес обнаруживается на контрольно-весовом пункте, оштрафован будет водитель и владелец авто.

Закон требует, чтобы ответственность за правонарушение нес его виновник. Как же быть в ситуации, когда автомобиль, следовавший с перегрузом, находится в аренде? Ведь несправедливо было бы требовать штраф с арендодателя, который не пользовался своим имуществом. С другой стороны, штраф берется с владельца.

Понятие аренды предусматривает, что арендодатель не вправе указывать арендополучателю, как именно ему использовать арендуемое имущество. Поэтому эксплуатация авто со всеми сопутствующими рисками ложится на плечи арендатора. Если арендатор совершил правонарушение с взятым имуществом, арендодателя нельзя привлечь за это к ответственности.

Итак, в случае перегруза автомобиля, находящегося в аренде, за это несет административную ответственность исключительно арендатор.

Штраф за провоз лишнего пассажира

При выявлении перегруза водитель не может дальше продолжать движение и продолжать вредить дорожному покрытию. Инспектора потребуют от него устранить перегруз любым из способов:

  • перегрузить часть содержимого в другие транспортные средства;
  • перераспределить груз внутри авто (если превышена нагрузка на ось);
  • предъявить спецразрешение на перевозку утяжеленного груза (если оно запрашивалось и было получено).

Если исправить положение физически невозможно, транспортное средство будет задержано и препровождено на специализированную стоянку, где оно и будет находиться до разгрузки, то есть устранения причины задержания. Если машину доставить на стоянку не представляется возможным, ее зафиксируют с помощью блокировочных средств.

После того как водитель выполнит рекомендации, автомобиль еще раз подвергается контрольному взвешиванию и, если показатели пришли в норму, может двигаться далее. Но так как правонарушение уже имело место, что зафиксировано протоколом и актом взвешивания, от штрафа не отвертеться.

КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:

  • выплата штрафа установленной суммы;
  • возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.

В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.

Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:

  • кто именно признан ответственным;
  • насколько превышена разрешенная масса автомобиля.

Кто и сколько заплатит:

  1. Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
  2. Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
  3. Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
  4. Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.

Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:

  • физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
  • должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
  • организация – 200-300 тыс. руб.

Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.

Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:

  • мера перегруза;
  • тип дорожного покрытия;
  • пробег по нему перегруженного автомобиля.

Порядок уплаты административного штрафа и/или возмещения ущерба полотну дороги состоит в следующих последовательных процедурах.

  1. Установление перегруза:
    • средствами автоматической фиксации;
    • сотрудниками ГИБДД.
  2. Уведомление владельца транспортного средства.
  3. Добровольная оплата владельцем ущерба по заявленной претензии в течение месяца после ее получения.
  4. Если оплата не произведена в установленный срок, на виновного подается заявление в арбитражный суд.

ВАЖНО! На практике суды редко пересматривают штрафы по перегрузу, поэтому можно рекомендовать водителям и ответственным лицам обязательно проверять машину на наличие перегруза до начала рейса.

Правила нагрузки авто при перевозке закладываются при проектировании. Речь идет о допустимой осевой нагрузке. Установленные нормы для двуосных авто выглядят следующим образом:

Нормы допуска нагрузки

Расстояние между передней и задней осью, м

Нормы допуска нагрузки на каждую ось для авто группы А, эксплуатация которых разрешена на дорогах 1 — 3 категорий

Нормы допуска нагрузки на каждую ось для авто группы В, использование которых разрешено на всех дорогах

До 1 м

6,0

4,5

1,00 — 1, 35

7,0

5,0

1,35 — 1,65

8,0

5,5

1, 65 — 2,00

9,0

5,7

Свыше 2 м

10,0

6,0

Вести подсчет можно несколькими способами: вычислять данные через формулы или внести значения в калькулятор нагрузки на ось тягача и полуприцепа. На онлайн-программе мы остановимся позже, пока же разберем методику самостоятельных расчетов.

Здесь дела обстоят просто: нагрузка на ведущую ось пустого седельного тягача прописана в ПТС. Если документ находится не под рукой, данные для разных моделей тягачей («Вольво», «Мерседес») представлены в открытом доступе.

Мало просто не нагрузить машину слишком сильно. Важно, чтобы после взвешивания все данные сходились с накладной. Соответственно в ней должен быть указан реальный вес груза, а не тот, который удобнее вписать, чтобы оформить нужное разрешение.

Если в документах указаны неправильные данные о массе груза, сроке и действия специализированного разрешения, то можно поплатиться рублем. Также к правонарушениям относятся ситуации, когда в накладной отсутствует маршрут, составленный для конкретного груза. Все это приведет к штрафным санкциям. Легче всего отделаются физические лица. Им придется оплатить 1500-2000 рублей. Чуть большая ответственность ложится на должностное лицо. На него будет наложен штраф до 20 тыс. рублей. Разумеется, юридическое лицо пострадает больше всех. Ему нужно будет внести в государственную казну не менее 200000 рублей.

Фура, намеренно допустившая перегруз, несёт опасность. Прежде всего, она даёт нагрузку на дорожное покрытие, которое рассчитывается под определённую массу машин. Если вес машины больше, а проконтролировать это не всегда возможно, то дорога разрушается. И пенять на власти, которые не выделяют деньги из бюджета на ремонт дорог, не всегда оправдано.

Следующий момент – перегруженная машина ведёт себя на трассе по-иному: она тяжелее поддаётся манёврам, более уязвима при обгонах.

Даже опытный водитель, двигаясь в объективно сложных условиях: ночью, в дождь, по серпантину – не всегда сможет удержать грузовик от опрокидывания.

Тормозной путь перегруза длиннее, что автоматически ставит под угрозу жизнь водителя большегруза, и проходящих рядом машин.

Прежде чем выходить на трассу, необходимо понимать, что желание заработать или экономия времени не оправдывают перегруз каров, а законодательством предусмотрены для нарушителей превышения веса большие штрафы.

Разберёмся, что такое перегруз и как регулирует этот момент федеральное законодательство и Правительство, существует ли какой-то норматив допустимого перегруза грузового автомобиля. Пять лет назад в связи с появлением на дорогах страны автомобилей нового типа были пересмотрены, а затем введены категории (10 видов) и подкатегории (6 видов) транспортных средств (далее ТС).

Грузовой транспорт – это средство для перемещения грузов в кузове, на платформе. Грузовые автомобили подразделяются на категории С и С1. Основное отличие – габариты машины и грузоподъёмность.

Кроме этого все средства различаются:

  • функциональностью;
  • тоннажностью;
  • видом кузова;
  • разрешённой к перевозке массой;
  • весом;
  • нагрузкой на ось.

Грузовые машины с прицепами (при массе груза в прицепе более 750 кг) определены в свои специфические группы: ВЕ, СЕ, DE и другие. Все деление автомобилей регулируется ГОСТом 33987-2016. Однако периодически в него вносятся нововведения.

Максимальный вес груза по российским дорогам – 44 тонны, но для каждого типа машины предусмотрен свой весовой коридор.

Количество осей машины Максимальная нагрузка (тонн)
2 18
3 25
4 32
5 35

В отдельную категорию выделены автопоезда: конструкция, состоящая из транспортного средства и прицепа (одного или нескольких, или полуприцепа). Для них в ПДД предусмотрены следующие весовые ограничения.

Количество осей машины Максимальная нагрузка (тонн)
3 28
4 36
5 40
6 44

Из практических соображений перевозчики заставляют водителей брать больший вес, чтобы минимизировать транспортные расходы. Однако избежать проверок на дороге удаётся редко. Большинство грузовых трасс оснащено контрольно-пропускными пунктами, где машины обязаны пройти взвешивание.

Сегодня действуют два вида проверок:

  1. Динамическая. Во время проверки скорость ограничивается 5 км/час. Машина заезжает на установленные на дороге весы, которые показывают нагрузку на каждую ось. Допускается погрешность 0,5-3%.
  2. Стационарная. Мощная передвижная (поэтому не любимая водителями) установка, напоминающая огромный фургон, куда машина въезжает и останавливается. Электроника показывает результат безошибочно.

Обе процедуры позволяют достаточно точно установить давление на ось. Если она превышает принятый российский стандарт, водителю выписывается штраф. Штраф градационный, зависит от того, чьё ТС и насколько превышен весовой лимит. При превышении нормы на 2-10%, штраф в 10 000-15 000 руб.

получает должностное лицо, а юридическое лицо платит в 10 раз больше. Если норма груза превышена на 50%, штраф вырастает до 45 000-50 000 руб. должностному лицу, а юридическому поднимается до 400 000-500 000 руб.

Поэтому прежде, чем сознательно нарушать правила перевозок, убедитесь, получите ли вы выгоду с этого.

Пополнить статистику нарушителей просто. Если перегруз идёт даже на 1 ось, наказание неизбежно. Однако если вы знаете, что везёте допустимый вес, помните, что в вашем праве заявить о несогласии с результатами. Необходимо лишь иметь на руках акты о проверке и добиваться повторного объективного контрольного взвешивания.

Осевая нагрузка – это нагрузка от массы ТС, которая передаётся на плоскость через колёса. Степень распределения массы неравномерная, на переднюю ось она всегда меньше. Точные показатели даёт только взвешивание, а непрофессиональные расчёты грешат показателями, требующими дальнейших уточнений. Допустимую нагрузку на ось грузового автомобиля часто считают с погрешностью.

Масса автомобиля складывается из массы нагрузки на передние и задние оси.

Это наглядно иллюстрируют два простых примера:

  1. Грузовая «Газель» при общем весе в 3500 кг имеет 1200 кг нагрузки на переднюю ось и 2300 кг – на заднюю.
  2. На Камазе – 53 215, распределение выглядит так: 4420 кг (передняя ось) и 15 230 кг (задняя ось).

Для каждой марки машины существуют свои показатели, но сохраняется вышеописанная тенденция – нагрузка на заднюю часть шасси всегда выше. Передние держат лишь кабину и двигатель, на задние давит перевозимый груз.

Все автогрузы разделены на 2 большие группы:

  1. Автомобили с осевой нагрузкой от 6 до 10 тонн, для которых разрешён въезд на дороги 1-III категории.
  2. Автомобили с предельной нагрузкой в 6 т. Их разрешается эксплуатировать на любых дорогах.

Видно, что нагрузка на ось – ключевой весовой параметр автомобиля, который учитывается при его конструировании и использовании.

Стоит рассмотреть алгоритм расчёта нагрузок на оси грузовых автомобилей в России на примере тягача с 3 осями и аналогичного прицепа. Пусть загружен для перевозки груз 20 т.

Необходимо узнать, как будет распределяться нагрузка между шестью осями:

  1. В свидетельстве о регистрации ТС и прицепа берутся точные их массы. Возьмём выдуманные цифры, чтобы легче было считать. Пусть масса автомобиля 10 т, а прицепа – 12 т.
  2. Узнаётся реальный (ключевое слово) вес перевозимого груза, а не тот, что зафиксирован в ТТН. В рассматриваемом случае это 20 т.
  3. Нагрузка на прицеп составляет 75% от общей массы груза и прицепа. Складываются массы автомобиля, прицепа, полученная сумма умножается на 0,75: (12 т + 20 т)х0,75 = 24 т.
  4. Рассчитывается нагрузка на три оси прицепа. Для этого нагрузку на прицеп (24) делят на количество осей (3). Получается по 8 т на ось.
  5. Стоит рассчитать нагрузку на автомобильные оси, на которые приходится 25% от суммы массы прицепа и груза, плюс тоннаж фуры: (12+20)х0,25+10=18 тонн.
  6. Задние оси берут на себя 75% нагрузки, т.е. 18х0,75:2=6,8 т.
  7. Нагрузка на переднюю ось всегда меньше, она включает вес кабины, двигателя, а основной вес распределяется на последующие оси: 18-6,8х2=4,4 т.

Получается некоторое приближённое представление о давлении груза на оси автомобиля: 4,4 + 6,8 + 6,8 + 8 + 8 (тонны). Так считаются (примерные) допустимые нагрузки на ось.

Понятно, что приведённый расчёт – условный, точные цифры покажут только дорожные пункты взвешивания. Но даже такой простой пример позволит подстраховаться и не допустить перегруза.

Какие штрафы установлены за перегруз легкового автомобиля в 2022 году

Для подсчетов вам будет достаточно следующих параметров:

  • вес седельного тягача;
  • вес полуприцепа;
  • фактическая масса груза.

От 10% до 20%

Если перевозчик допустил такую крупную ошибку и не стал уточнять, сколько тонн можно перевозить по дорогам России, то в этом случае на него ложится большая ответственность. В подобной ситуации водителю такого грузовика придется заплатить уже 3-4 тыс. рублей. На того, кто был ответственным за подготовку документов и разрешил подобному ТС отправиться в путь, будет наложен штраф в размере до 30 000 руб. Юридическому лицу придется заплатить не менее 250 тыс. руб. Если же правонарушение было зафиксировано автоматически, то минимальная сумма будет равна 300 000 рублей.

Наиболее точные данные позволяет получить взвешивание. Таким образом можно узнать как общий вес авто, так и значения для каждой оси.

Сегодня грузовики взвешиваются двумя способами:

  1. Динамический. ТС на небольшой скорости (до 5 км/ч) проезжает по поосным весам. Датчики фиксируют вес каждой оси и общую массу машины. Это быстрый, удобный и довольно точный способ (максимальная погрешность – 3%).
  2. Статический. Автомобиль выезжает на платформу весов и останавливается. Благодаря тензодатчикам, погрешность таких измерений составляет всего 0,01%.

Для получения точных данных об уровне загруженности авто водитель может использовать тягач, оснащенный системой мониторинга. Это дорогое удовольствие, но в этом случае не придется каждый раз заезжать на весы.

Также можно вмонтировать манометры непосредственно в магистраль пневморессоры. При осуществлении погрузочных работ, водителю достаточно будет следить за показанием манометров.

Штраф за перегруз машины, даже в том случае, если в договоре предусмотрен самовывоз, заплатит продавец или грузоотправитель. Переложить ответственность на покупателя не получится. Перегруз машин может происходить по общей, часто не гласной договоренности между продавцом и покупателем, или по инициативе одной из сторон, которая стремится сэкономить на доставке груза.

Очевидно, что выписанный инспектором ГИБДД штраф за перевес оплачивает владелец автомобиля или компания, которая осуществляет доставку. Но,

если в договоре между продавцом и покупателем согласован самовывоз, продавец не может рассчитывать на то, что это снимает с него ответственность за нарушение правил дорожного движения в части перегруза.

Штраф ГИБДД за перевес, если инспектор дорожного движения выявит нарушение и составит протокол, придется заплатить продавцу. Поскольку покупатель не формирует груз к отправке

Спор, о том, кто должен платить штраф, покупатель или продавец, если в договоре установлен самовывоз, рассматривался Верховным Судом РФ.

Компании заключили договор поставки на условиях самовывоза со склада продавца. Загрузка автомобиля в машину покупателя осуществлялась силами продавца. Он же значился в товаросопроводительных документах в качестве грузоотправителя. Штраф за перевес, выявленный на весовом контроле, инспектор ГИБДД выписал продавцу.

Продавец обратился в суд с целью переложить штраф на покупателя, который по его мнению предоставил для доставки товара машину, которая не соответствовала весовым параметрам груза. Перевес образовался не по вине продавца.

Судьи с этой логикой не согласились. Они указали, что товар в машину загружал продавец и у него была возможность не перегружать авто. Продавец мог (но не сделал этого) проинформировать покупателя о том, что предоставленная машина не имеет нужно грузоподъёмности и для полной перевозки груза нужно либо предоставить дополнительный автомобиль либо сделать несколько рейсов.

  1. Ответственный водитель сообщает о данном факте своему руководству, тот напрямую связывается с Заказчиком – Получателем и если данный вес не был согласован ранее в заявке на перевозку, Получатель обязан решить данный вопрос с Отправителем. Перевозчик в свою очередь вправе отказаться перевозить груз, отличающийся по весу от начально заявленного в подписанной заявке на перевозку. Заявка, как правило, является неотъемлемой частью транспортного договора между Заказчиком и Перевозчиком и имеет большую юридическую силу.
  2. Другой момент, если Перевозчик сознательно не хочет терять загрузку и портить отношения с Заказчиком, тогда обычно имеет место быть неофициальная договорённость по увеличению стоимости перевозки. В данном случае опытный водитель строит свой маршрут определенным образом, в объезд всех весовых пунктов контроля. При пересечении границы водитель «договаривается на месте». Обычно такая договоренность обходится водителю в 100-200 Евро в зависимости от общей массы перевеса.

Помимо общей разрешенной массы, существуют еще разрешенные нагрузки на оси автомобиля.

Нормы нагрузки на оси так же указаны в ПТС и зависят от количества осей.

Самой банальной и распространенной ошибкой при загрузке является тот факт, что Отправитель пытается загрузить в начало контейнера или кузова автомобиля самый тяжелый груз. Сразу же возникает перевес на переднюю ось транспортного средства.

Перевесы на оси при погрузке автомобиля опытный водитель может контролировать даже визуально, т.к. в большинстве случаев на месте погрузке нет ни общих автомобильных весов, ни тем более для взвешивания по осям. Водитель вправе давать указания Отправителю по погрузке и распределению груза в кузове автомобиля. Но как быть если водитель принимает к погрузке в порту контейнер, пришедший, например из Китая и никто не имеет понятия как распределен груз внутри?

В первую очередь необходимо заранее согласовать с клиентом дополнительное общее взвешивание авто с контейнером и взвешивание по осям. В Европейских порта и портах РФ всегда есть общие весы, причем достаточно точные с минимальной погрешностью. Так же во многих портах есть весы для взвешивания по осям. Да, это дополнительные затраты от 40 до 150 Евро, но это и гарантия отсутствия огромных штрафов по пути следования. Ведь именно перевозчик и компания, которой принадлежит автомобиль будет обязана заплатить штрафы, т.к. с момента принятия к перевозке такого груза у Отправителя и до момента передачи его клиенту, ответственность полностью лежит на перевозчике.

Что это. Для обычного пятидверного легкового авто максимальная нагрузка — 500-600 кг. Это до 5 человек в салоне, плюс до 250 кг в багажнике. Если нагрузка выше — это перегруз.

Максимальную нагрузку можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля. Руководство — это обычная инструкция по пользованию, такая же, как для электрического чайника или пылесоса. Эту инструкцию выдает дилер при покупке авто. Если купили подержанную машину, инструкцию можно найти в интернете по запросу «марка машины руководство по эксплуатации».

Максимальная допустимая масса нагрузки «Лады Весты» по инструкции — 450 кг. Это разница между полной и снаряженной массами. Снаряженная — со всеми технологическими жидкостями, плюс водитель. Полная — та же, плюс еще 4 пассажира и заполненный багажник

Законодательная база. Закон не дает конкретных цифр по перегрузу для легковых авто. Есть лишь общие рекомендации:

  • масса груза не должна быть больше, чем предусмотрел производитель;
  • груз можно перевозить, если он не мешает смотреть на трассу, управлять авто, не закрывает световые приборы и номера.

Если груз не соответствует этим требованиям, шофер должен исправить все недочеты или прекратить движение.

Опасность перегруза. Если в машине пассажиров больше, чем мест для них или багажник чрезмерно загрузили, это может быть опасно для всех участников движения:

  • непристегнутые пассажиры в случае ДТП вероятнее получают повреждения, чем те, что были пристегнуты. Ребенок, сидящий на коленях взрослого, в случае лобового удара может вылететь на дорогу через переднее стекло;
  • сцепление колес передней оси уменьшается, если перегружен багажник. Это влияет на управляемость авто. В экстренной ситуации водитель не сможет направить авто мимо препятствия — упавшего дерева или пешехода;
  • из строя может выйти подвеска, если машина чрезмерно перегружена. Это тоже чревато аварией;
  • фары перегруженной машины светят поверх дороги — в глаза водителям встречного потока. Если у машины нет регулировки фар, это может быть опасно. Такая регулировка находится на панели управления авто.

Как перевозить габаритный груз. Если груз выходит за габаритные огни авто на 0,4 метра с обеих сторон и на 1 метр спереди или сзади, перевозчик обязан повесить на него специальную табличку с красно-белыми полосками.

Несмотря на то, что в Кодексе об административных правонарушениях не написано конкретно о перегрузе легкового авто и его прицепа, это совсем не говорит о том, что наказания удастся избежать. Вариантов есть несколько.

  1. Штраф за перегруз прицепа легкового автомобиля вполне может быть выписан по статье 12.21, касающейся нарушений правил транспортировки и буксировки. По ней сумма штрафа составит 500 рублей.
  2. Для выбора санкций по КоАП руководствуются и другими обстоятельствами дорожно-транспортного нарушения. В частности, если водитель проедет под знаком 3.12 на автомобиле, у которого за счет веса транспорта и прицепа образовался перегруз, нарушителю придется заплатить штраф в размере 5 тыс. рублей по статье 12.21.1 части 11.
  3. Если будет выявлено, что грузоотправитель специально занизил вес по документам, тогда как фактический существенно отличается, то штрафы выбираются по статье 12.21.1 части 9, где:
  • водителю грозит сумма в 5 тысяч рублей;
  • должностному лицу, допустившему нарушение – в пределах 25-30 тыс. рублей;
  • юридическому лицу штраф может быть назначен в размере 400 тыс. рублей.

Важно! Не стоит забывать о том, что перевозка некоторых грузов требует специального разрешения. Также перегрузы прицепов легковых автомобилей очень часто сопровождаются превышением габаритов. Все это в совокупности может грозить более жесткими санкциями.

Для этого есть несколько способов, рассмотрим самые популярные.

Сайт «Штрафы ГИБДД». Для проверки понадобятся два документа — СТС и права. Впишите их номера в соответствующие поля.

Впишите адрес электронной почты, чтобы получать сообщения о новых взысканиях от дорожной полиции

Есть штраф — жмите «Оплатить».

Теперь проверьте всю информацию о штрафе и нажмите «Перейти к оплате».

Впишите банковской карты — на сайте они не хранятся.

Квитанцию можно будет посмотреть в соответствующем разделе сайта.

Сайт Госуслуг. Перед тем как оплатить, необходимо пройти регистрацию на сайте и заверить личность в одном из отделений МФЦ.

Официальный сайт ГИБДД. Нужно вписать госномер машины и номер СТС. Если взыскание имеется, жмите «Уплатить штраф». Далее необходимо выбрать платежную систему — сайт сообщит, что за результат платежа он не отвечает.

Судебные споры по вопросу перегруза прицепов легкового (как и грузового) автомобиля не являются самыми частыми, т.к. выиграть дело при наличии доказательств факта перегруза и избежать наказания практически нереально. Но свести к минимуму размер возможного штрафа можно, для этого сначала следует проконсультироваться с автоюристом, чтобы оценить все шансы.

  1. Штраф за перегруз легкового авто — 500 рублей. Штрафа за перегруз легкового автомобиля пассажирами нет.
  2. Перегруз фиксируется инспектором ГИБДД. Если он увидит, что днище авто слишком низко к дороге — может выписать штраф.
  3. Если в салоне пассажиров больше, чем мест — водитель получит штраф 1000 рублей за непристегнутого пассажира.
  4. Проверить и оплатить штраф за перегруз удобнее всего на сайте «Штрафы ГИБДД».

Все статьи автора: Евгений Леснов

Перегруз пассажирами является ещё более серьёзным нарушением техники безопасности и в юридической практике обозначается термином «Лишний пассажир». На практике это означает, что водитель посадил в предельно загруженное транспортное средство пассажиров, для которых изначально мест не предусмотрено, тем самым подвергая их жизнь и здоровье опасности.

Это касается как общественного транспорта, так и гражданского. Особенно тщательно закон отслеживает транспортировку детей. Так провоз непристёгнутого ребёнка на коленях в переполненной легковушке тоже будет считаться перегрузом и наказывается штрафом. А в общественном транспорте, при организованной перевозке большого количества детей, в расчёт идут только сидячие места. То есть стоячий ребёнок в переполненном детском автобусе будет причиной перегруза.

Если водитель легкового автомобиля использует прицеп для перевозки груза, то к нему предъявляются такие же требования, как и к водителю грузовика. Перегруз прицепа тоже способен негативно повлиять на состояние дорожного покрытия, а также повлечь изменение технических характеристик машины и потерю управляемости. Получить штраф в таком случае можно, просто проехав дорожный знак, показывающий предел допустимой массы ТС.

Какова ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля

Сумма штрафа зависит от того, какое лицо совершило правонарушение (физическое, юридическое или должностное) и от фактического размера перегруза. Должностное лицо платит больше чем обычный человек, а организация ещё больше.

Размер штрафа за перегруз физическому лицу:

Процент перегруза Сумма штрафа
до 10% 1500 рублей
10 — 20% 4000 рублей
20 — 50% 10000 рублей

Лишний пассажир при перевозке:

Пассажир Транспорт Сумма штрафа
Взрослый Общественный 500 рублей
Взрослый Личный 1000 рублей
Ребёнок Любой 3000 рублей

Штраф за перегруз для юридического лица:

Процент перегруза Сумма штрафа
10% до 150000 рублей
10 — 20% до 300000 рублей
20 — 50% до 400000 рублей

За перевозку лишнего пассажира:

Пассажир Транспорт Сумма штрафа
Ребёнок Общественный 100000 рублей

Штраф грузоотправителю за нарушения правил грузоподъемности:

Процент перегруза Сумма штрафа
10% 15000 рублей
10 — 20% 30000 рублей
20 — 50% 40000 рублей

За пассажирский перегруз:

Пассажир Транспорт Сумма штрафа
Ребёнок Любой 25000 рублей

Оспаривание осуществляется в следующем порядке:

  1. Выбор государственного органа для рассмотрения жалобы. Штраф за перегруз на крупную сумму лучше оспаривать в районном суде. Небольшие суммы целесообразнее обжаловать в вышестоящих органах. Водители и должностные лица обычно прибегают ко второму способу, у юрлиц же, как правило, нет иной возможности, кроме обращения в суд.
  2. Составление жалобы. Установленный образец документа содержит четыре части: вводную (наименование организации, в которую поступает жалоба), Ф.И.О. и домашний адрес заявителя; описательную (данные протокола, дата и место, где было выявлено правонарушение, описание и квалификация произошедшего); мотивировочную (указания и комментарии заявителя, доказательства правоты субъекта); заключительную (требования заявителя, перечень прилагающейся документации, дата подачи жалобы).
  3. Передача заявления и ожидание получения ответа. Узнать адрес территориального отделения Госавтоинспекции можно по реквизитам в постановлении. Если всё сделано правильно, то получить ответ от ГИБДД можно максимум в течение десяти суток, начиная с момента передачи жалобы и всех прилагающихся материалов. Получить ответ от суда можно не позднее чем через два месяца. Также при подаче необходимо будет оплатить госпошлину в установленном размере.

Если лицо осталось не удовлетворено решением ситуации на уровне вышестоящей инстанции, то оно может подать исковое заявление в суд и продолжить дело там. Решение, произведённое в судебном порядке, выносится в виде соответствующего постановления. Оно тоже может быть обжаловано в вышестоящих органах.

Меры административного воздействия на разных лиц различаются. Физические лица — водители легковых авто и водители грузовых фур по разному отвечают на одинаковые требования. К должностным лицам применяются более серьёзные санкции. Ну а организации обязаны отвечать за правонарушения в самом большом объёме. Поэтому размер штрафа за перегруз зависит прежде всего от того, кто является нарушителем.

При транспортировке грузов водители и владельцы транспортных средств обязаны руководствоваться законодательными нормами:

  • ПДД РФ.
  • ПП РФ № 2200 (от 30.11.2021).
  • ФЗ РФ № 257 (от 08.11.2007).
  • Ст. 12.21.1 КоАП РФ.

В соответствии с п.23.1 ПДД РФ ограничения по массе перевозимого груза и распределению его по осям устанавливаются производителем транспортного средства, осуществляющего доставку. Перевозчики не должны превышать эти величины.

Если масса ТС с грузом или без груза либо нагрузка на ось оказываются выше допустимых пределов более чем на 2%, для проезда по автомобильным дорогам необходимо получать специальное разрешение (ст. 31 ФЗ РФ № 257) и оплатить урон, наносимый дорожному полотну. Для этого нужно документ оформить в ГИБДД.

Для справки: Нагрузка на ось транспортного средства – это вес, которым колеса ТС воздействуют на дорожное полотно.

Максимально возможная нагрузка на ось зависит от категории автомобильной дороги. Росавтодор регулярно публикует таблицы, в которых указаны расчетные (нормативные) нагрузки автомобильных дорог федерального значения.

А предельно допустимые нагрузки на ось в зависимости от категории дороги представлены в Приложении № 3 ПП РФ № 2200. На некоторых участках автодорог регионального значения нагрузка на ось не должна превышать 6 тонн. Узнать до поездки о допустимых ограничениях можно на сайтах местных отделений Управления дорогами.

Местные власти наделены правом введения дополнительных запретов для большегрузных машин в период распутицы. На региональных (муниципальных) автодорогах в весенние месяцы часто снижают предельные осевые нагрузки. Поэтому до выезда желательно в Управдоре получить информацию о сроках и условиях закрытия участков трасс.

В п. 23 ПДД и прочих нормативных актах указаны дополнительные требования, предъявляемые к перевозке грузов помимо предельно допустимого веса.

Штраф за перегруз автомобиля в 2022 году

При подсчете предельно допустимой массы ТС учитывают следующие показатели:

  1. Общее количество осей на машине.
  2. Расстояние между осями.
  3. Типы колес (одно или двускатные).

Желательно делать подсчет при помощи специальных автовесов. Самостоятельные расчеты без привлечения оборудования часто получаются приблизительны. Особенно при перевозке груза в прицепе.

Если же необходимо предварительно установить, какую нагрузку оказывает ТС на дорожное полотно, делают это следующим образом. Во-первых, в документах на машину смотрят максимально допустимую нагрузку по осям. Этот показатель будет весом транспортного средства. При условии, что автомобиль двухосный. Если у машины три оси, нужно установить предельную нагрузку на переднюю ось и заднюю тележку. Сумма двух показателей будет весом ТС.

Т.к. нагрузка на заднюю часть грузовой машины больше по сравнению с передней, условно ее распределяют в таких пропорциях:

  • 75 % общего груза приходится на прицеп.
  • 25 % — на тягач.

Исходя из этого правила, на переднюю ось приходится 25, на все остальное – 75 %.

Пример расчета нагрузки на трехосное ТС с прицепом, если вес тягача – 10 т., вес прицепа – 14 т., вес груза – 13 т.

Расчет нагрузки на прицеп:

(13 + 14) × 0,75 = 20,25 т.

На каждую ось прицепа приходится по 6, 75 т. (20,25 / 3)

Расчет нагрузки на тягач:

10 + 0,25 × (13 + 14) = 16,75 т.

Расчет нагрузки на оси грузовика.

На среднюю и заднюю оси:

16,75 × 0,75 = 12,56 т.

12,56 / 2 = 6,28 т.

На переднюю ось:

16,75 – 12,56 = 4,19

Вес по осям распределяется так:

4,19 + 6,28 + 6,28 + 6,75 + 6,75 + 6,75.

Но реальные значения могут существенно отличаться от расчетных по разным причинам. Например, при неисправности или некоторых конструкторских особенностях подвески.

Для лиц, ответственных за движение по трассе перегруженного ТС, предусмотрено административное наказание в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ. Размер взыскания зависит от категории нарушителя и массы перегруза. Наиболее мягкие меры действуют в отношении физических лиц, а именно водителей авто:

Характер нарушения (в каких пределах перегруз) Какое наказание предусмотрено: размеры штрафных санкций и дополнительные меры.
Общий перевес авто или по осям на 2-10 %, если не оформлено специальное разрешение.

Перегруз от 2 до 10 % сверх допустимой массы, указанной в документе, если разрешение оформлено.

Штраф в размере от 1 000 до 1 500 руб.
От 10 до 20 % (спецразрешения от ГИБДД не имеется). От 3 000 до 4 000 руб.
От 20 до 50 % (разрешения от ГИБДД нет). От 5 000 до 10 000 руб.; в особых случаях – лишение прав управления ТС на срок до 4-х месяцев.
От 10 до 20 % сверх массы, обозначенной в разрешении. От 3 000 до 3 500 руб.
От 20 до 50 % сверх предельных значений, указанных в разрешении От 4 000 до 5 000 руб. либо лишение водительских прав на срок до 3-х месяцев
Выше 50 % при отсутствии спецразрешения.

Более 50 % сверх допустимого в документе при наличии разрешения.

От 7 000 до 10 000 руб. В отдельных случаях – лишение права управлять транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.
Проезд авто под запрещающим знаком с обозначением нагрузки по осям при наличии перевеса. 5 000 руб.

За перегруз легкового авто также предусмотрены определенные штрафы. Дело в том, что собственники нередко используют свои машины для перевозки большого количества багажа или пассажиров. Инспектор ГИБДД может оштрафовать за то, что в машине находится больше 5 пассажиров.

Нормы, на основании которой можно было бы наложить взыскание за превышение количества людей, нет. Поэтому особых административных наказаний также не существует. Однако сотрудник Госавтоинспекции может выписать штраф за не пристегнутый ремень и т.д. Если же будет обнаружен перегруз прицепа, то штраф за перевес составит всего 500 рублей.

Нагрузка на ось (осевая нагрузка) – это нагрузка от массы автомобиля, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси.

Масса автомобиля (снаряженная или полная) и нагрузки на его оси связаны простым соотношением:

Масса автомобиля = нагрузка на переднюю ось + нагрузка на заднюю ось.

Масса нагрузки на заднюю ось автомобиля, как правило, больше, чем на переднюю ось. Это зависит от того, что грузовая платформа расположена в задней части машины, а спереди идет нагрузка от кабины и силового агрегата.

По правилам дорожного движения не допускается перевозка людей, если их число превышает количество посадочных мест в машине. Так, если на заднем сиденье легкового авто сотрудник ГИБДД заметит четырех пассажиров, то он должен выписать штраф за нарушение. Провоз лишнего человека обойдется водителю в 500 рублей (статья КоАП 12.23, п. 1).

Но общая сумма штрафных санкций может оказаться гораздо выше. Раньше водители платили только за самый «дорогостоящий» проступок, но теперь размеры всех взысканий складываются, если совершено два и более нарушения (ч. 1 ст. 4.4 КоАП).

Если в машине есть лишний пассажир, то ему не хватает ремня безопасности. Это отдельное правонарушение, которое добавляется к основному и оценивается в 1000 рублей (статья 12.6 КоАП).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...