НДС с аренды муниципального имущества 2022 реквизиты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС с аренды муниципального имущества 2022 реквизиты». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Порядок уплаты НДС
  • Платежное поручение на уплату НДС
    • Общие реквизиты
    • Реквизиты получателя – ИФНС
  • Уплата НДС в бюджет
    • Проводки по документу
  • Проверка расчетов с бюджетом по НДС

Уплата НДС налоговым агентом (аренда)

Поручение на уплату пеней по НДС оформляют в целом аналогично самому налогу. Но есть разница в КБК и некоторых других полях.

РЕКВИЗИТ (ПОЛЕ, СТРОКА)

КАК ЗАПОЛНИТЬ

Поле 104 КБК для уплаты пеней по НДС (20 цифр) – 182 1 03 01000 01 2100 110 (кроме пеней по НДС при импорте)
Поле 24 «Назначение платежа» Нужно пояснение, что платите пени по НДС. Например:

«Пени по НДС за III квартал 2022 г.»

Для уплаты пени по НДС могут быть разные правовые основания. От этого несколько отличается и заполнение платёжки. Вот несколько стандартных и наиболее распространённых ситуаций:

ОСНОВАНИЕ

КАК ЗАПОЛНИТЬ ПЛАТЁЖКУ

По требованию налогового органа Поле 106 – ЗД

Поле 107 – срок уплаты пеней, который указан в требовании

Поле 108 – номер требования (знак номера “№” не ставьте). В первых двух знаках укажите вид документа-основания: ТР. Например, если платите задолженность по требованию № 12345, поле 108 заполните так: ТР12345

Поле 109 – дата требования

По результатам проверки Поле 106 – ЗД

Поле 107 – “0” (ноль)

Поле 108 – номер решения по проверке (знак номера “№” не ставьте). В первых двух знаках укажите вид документа-основания – АП. Например, если платите задолженность по решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 12-34/567, поле 108 заполните так: АП12-34/567.

Поле 109 – дата решения по проверке.

Добровольно (не по требованию ИФНС и не по решению по проверке) Поле 106 – ЗД

Поле 107 – «0» (ноль), так как конкретного значения для добровольной уплаты пеней правила не предусматривают

Поле 108 – “0”

Поле 109 – “0”

Информация, касающаяся налогового платежа, отражается в поручении таким образом:

  • Поле 5 заполняется по данным, полученным от банковского учреждения, обслуживающего налогоплательщика. ООО «Сигма» таких сведений не получила, поэтому бухгалтер ничего здесь не проставляет.
  • В поле 15 (ранее это поле не заполнялось), в котором должна содержаться информация о номере счета банка получателя, с 2021 года указывается счет УФК, начинающийся с 40102. С 01.05.2021 это нужно делать в обязательно.
  • В поле 17 также с 2021 года отражают новый казначейский счет, начинающийся с 03100 (ранее в этом реквизите содержался номер счета УФК (начинался с 40101).
  • В поле 21 «Очередность платежа» указывается значение «5». Здесь проставляется очередность платежа, установленная законодательством (приложение 1 к утвержденному Банком России Положению «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 29.06.2021 № 762-П). Текущим платежам соответствует 5-я очередь (п. 2 ст. 855 ГК РФ).
  • В поле 22 «Код» указывается показатель «0». Это значение проставляется в поле, если налог исчисляется организацией самостоятельно в соответствии с налоговыми декларациями или расчетами (разъяснения ФНС России «О порядке указания УИН при заполнении распоряжений о переводе денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации»). Вообще же это поле, согласно п. 12 приложения № 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н, предназначено для отражения значений уникального индикатора начисления. Это значение оказывается отличным от «0», когда платеж осуществляется по требованию, выставленному налоговым органом. Нужный код будет указан в требовании.
  • В поле платежного поручения 24 «Назначение платежа» делается запись: «1/3 часть НДС за 3-й квартал 2021 года (срок уплаты — не позднее 25.10.2021)».

В последнем поле содержится информация, позволяющая точно идентифицировать платеж. В приложении 1 к положению Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 29.06.2021 № 762-П и в п. 13 приложения № 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н отмечено, что здесь следует указывать:

  • название налога;
  • налоговый период, по итогам которого платится налог.

В этом поле можно привести и дополнительную информацию по НДС, например, крайний срок уплаты налога.

Агентский НДС уплачивается на тот же КБК, что и обычный НДС, — 182 1 03 01000 01 1000 110. На то, что налог перечисляет именно налоговый агент указывает статус «02» в поле 101 платежки (Приложение № 5 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н).

Если вам нужно уплатить пени по агентскому НДС укажите КБК 182 1 03 01000 01 2100 110, если штраф — 182 1 03 01000 01 3000 110.

Дата публикации 24.01.2022

Использован релиз 3.0.106

Внимание

Статья предназначена для арендаторов, имеющих право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета. Обязательство по аренде первоначально оценивается как сумма номинальных величин будущих арендных платежей (без дисконтирования) (п. 14 ФСБУ 25/2018). Функционал рассмотрен в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0).

1.1. Настройка функциональности программы

Если организация имеет право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и не планирует сдавать предметы аренды в субаренду, то она может не признавать по договорам аренды право пользования активом и обязательство по аренде. В этом случае никаких дополнительных настроек не требуется.

Если организация признает право пользования активом и обязательство по аренде по договорам аренды, то для учета таких операций необходимо настроить функциональность программы.

Форма «Функциональность программы» (рис. 1).

  • Раздел: Главное – Функциональность.
  • На закладке Основные средства должны быть установлены:
    • флажок Основные средства;
    • флажок Права пользования предметами аренды.

2.1. Поступил арендованный объект недвижимости, признано обязательство по аренде (ОА)

Документ «Поступление в аренду» (рис. 2 — 3).

  • Раздел: ОС и НМАПоступление в аренду.
  • Кнопка Создать.
  • Заполните основную часть документа (рис. 2):
    • в поле Документ № укажите данные акта приема-передачи объекта аренды
    • в соответствующих полях укажите контрагента, договор, проверьте счета учета в поле Счет расчетов (по умолчанию должен быть 76.07.1)
    • переключатель Принятие к учету установите в положение Позднее (если будут дополнительные затраты, связанные с получением предмета аренды) или Этим документом (в иных случаях)
  • Табличную часть документа заполните по кнопке Добавить:
    • в колонке Предмет аренды выберите (добавьте новый) соответствующий объект из справочника Основные средства (проверьте, что в карточке ОС снят флажок Недвижимое имущество, поскольку налог на имущество начисляет арендодатель
    • в колонке Сумма укажите сумму договора аренды (общую сумма арендных платежей)
    • проверьте, что в колонках Счет учета и Счет НДС выбраны необходимые счета бухгалтерского учета (по умолчанию используются 08.04.2 и 76.07.9)
  • Кнопка Провести.

3.1. Отражены услуги риэлтора

Документ «Поступление (акт, накладная, УПД)» с видом операции «Услуги (акт, УПД)» (рис. 4 — 5).

  • Раздел: ПокупкиПоступление (акты, накладные, УПД).
  • Кнопка Поступление, вид операции Услуги (акт, УПД).
  • Заполните документ (рис. 4).
  • Укажите контрагента, договор, проверьте счета учета и сроки расчетов по ссылке в поле «Расчеты».
  • Табличную часть документа заполните по кнопке Добавить:
    • в колонке Номенклатура в подстроке 1 выберите (при необходимости добавьте новую) полученную услугу из одноименного справочника (при создании новых элементов выбирайте вид номенклатуры «Услуги») или просто укажите текстовое наименование услуги в подстроке 2;
    • заполните остальные колонки;
    • в колонке Счета учета по ссылке перейдите в одноименную форму и выберите счета учета затрат для бухгалтерского и налогового учета и аналитику к ним;
      • для бухгалтерского учета – счет учета капитальных затрат 08.04.2 (затраты включаются в стоимость ППА);
      • для налогового учета – счет учета текущих затрат 20, 25, 23, 26 и др. (в налоговом учете не признается ППА).
  • Кнопка Провести.

Коды бюджетной классификации на 2022 год. Налог на добавленную стоимость

4.1. Принято к учету право пользования активом (ППА)

4.2. Отражена сумма будущих арендных платежей, которые будут учтены в расходах в НУ

Документ «Принятие к учету ОС» (рис. 6 — 9).

  • Раздел: ОС и НМАПринятие к учету ОС.
  • Кнопка Создать.
  • В поле Вид операции выберете «Предметы аренды».
  • В соответствующих полях укажите местонахождение арендованного объекта и материально ответственное лицо (МОЛ).
  • В поле Событие ОС: выберите «Принятие к учету» (или создайте свое событие с видом «Принятие к учету»).
  • На закладке Предмет аренды (рис. 6):
    • в соответствующих полях выберите контрагента (арендодателя) и договор аренды с ним;
    • в поле Основное средство выберите из одноименного справочника принятый от арендодателя объект (фактически этот элемент справочника является ППА);
    • в поле Способ поступления выберите из списка значение «По договору аренды»;
    • проверьте счет учета (08.04.2)в поле Счет.
  • Кнопка Записать.

Обработка «Закрытие месяца» (рис. 15 — 17).

  • Раздел: ОперацииЗакрытие месяца (рис. 15).
  • Установите месяц закрытия (январь 2022 г.).
  • Кнопка Выполнить закрытие месяца.
  • Если необходимо признать в расходах по НУ арендный платеж без полного закрытия месяца, то по ссылке с названием регламентной операции Признание в НУ арендных платежей выберите Выполнить операцию. Но для отражения в учете признания отложенных налогов в связи с возникновением в БУ и НУ разных объектов учета необходимо выполнить все регламентные операции обработки Закрытие месяца.

Обработка «Закрытие месяца» (рис. 18 — 21).

  • Раздел: ОперацииЗакрытие месяца (рис. 18).
  • Установите месяц закрытия (февраль 2022 г.).
  • Кнопка Выполнить закрытие месяца.
  • Если необходимо начислить амортизацию и/или признать в расходах по НУ арендный платеж без полного закрытия месяца, то по ссылке с названием регламентной операции Амортизация и износ основных средств или Признание в НУ арендных платежей выберите Выполнить операцию. Но для отражения в учете признания отложенных налогов в связи с возникновением в БУ и НУ разных объектов учета необходимо выполнить все регламентные операции обработки Закрытие месяца.

Передача обязанностей по уплате и начислению НДС от реального налогоплательщика к посреднику возникает в следующих случаях:

  • при покупке у иностранной компании продукции/услуг на российской территории;
  • при временном пользовании имуществом, находящимся в муниципальной или государственной собственности;
  • при продаже конфиската, бесхозного имущества или кладов.

Важно: функции налогового агента могут возникать у любой организации, в том числе и не являющейся плательщиком налога по причине использования спецрежимов (ЕНВД, УСН, патент).

Для отражения операции по аренде муниципального имущества и уплате НДС в качестве налогового агента в программе Бухгалтерия предприятия, ред. 3.0 нужно:

1) В разделе «Главное» – «Функциональность» проверить, что на закладке «Расчеты» установлен флажок «Организация – налоговый агент по НДС»

2) В разделе «Справочники» – «Договоры» откройте договор с контрагентом. Раскройте группу «НДС» и установите флажок «Организация выступает в качестве налогового агента по уплате НДС». Флажок можно установить только в договорах с видом «С поставщиком» или «С комитентом (принципалом) на продажу».

В поле «Вид агентского договора» выберите из списка вид договора.

3) Раздел «Банк и касса» – «Банковские выписки» – «Списание с расчетного счета»

4) Раздел «Банк и касса» – «Регистрация счетов-фактур» – «Счета-фактуры налогового агента» – выполнить.

5) По итогам всех операций данный счет-фактура попадает в Декларацию по НДС в раздел 9 в книгу продаж.

Прежде всего, уточним: покупатель государственного и муниципального имущества (не физическое лицо!) становится налоговым агентом при выплате доходов, облагаемых НДС.

При приобретении государственного или муниципального имущества, реализация которого не признается объектом обложения НДС, обязанностей НДС-агента у покупателя не возникает. Это, в частности:

  • земельные участки (доли в них) – пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ;
  • имущество, подлежащее выкупу в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159‑ФЗ, субъектами малого и среднего предпринимательства – арендаторами названного имущества, – пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ. (Льготный порядок выкупа недвижимости применяется до 01.07.2018 – ст. 1 Федерального закона № 159‑ФЗ.)

Покупатель государственного (муниципального) имущества – физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, налоговым агентом по НДС не является. Об этом прямо сказано в абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ.

НДС в данном случае уплачивают органы, осуществляющие реализацию имущества (письма Минфина России от 08.11.2012 № 03‑07‑14/107, от 14.05.2012 № 03‑07‑11/142, ФНС России от 16.07.2014 № ГД-4-3/13823@, от 13.07.2009 № ШС-22-3/562@).

Обозначенную позицию поддерживают судьи. Конституционный Суд в Определении от 19.07.2016 № 1719‑О (приведено в п. 14 обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых во втором полугодии 2016 года по вопросам налогообложения, – см. Письмо ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@) подчеркнул, что правовой статус органов местного самоуправления позволяет признавать их плательщиками НДС в отношении операций по реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну городского, сельского поселения или другого муниципального образования. В связи с этим на указанных лиц (при реализации ими имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями) возлагается обязанность по исчислению и уплате НДС.

Высказался по данному поводу и Президиум ВАС: из постановлений от 08.04.2014 № 17383/13 по делу № А12-23300/2012, от 17.04.2012 № 16055/11 по делу № А12-19210/2010 следует, что обязанность по перечислению суммы НДС в доход бюджета в случае, если покупателем имущества является «физик», возлагается на продавца – публично-правовое образование.

На практике бывают ситуации, когда покупатель государственного (муниципального) имущества из доходов, перечисляемых продавцу, НДС не удерживает и соответствующие суммы в бюджет не перечисляет. Хотя (напомним) именно на нем (в силу п. 4 ст. 173 НК РФ) лежит указанная обязанность.

При таких обстоятельствах продавец получит доход вместе с НДС, и не факт, что с суммой налога у него возникнет желание «расстаться» (начнутся, вероятнее всего, те же споры: а был ли налог включен в стоимость имущества и, соответственно, получено ли необоснованное обогащение).

А у покупателя между тем будет признана недоимка по налогу (со всеми вытекающими отсюда последствиями). Доказательством тому служит дело № А09-10032/2015, по которому не так давно была сформирована позиция Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ. Остановимся на Определении ВС РФ от 23.05.2017 № 310‑КГ16-17804 подробно.

Индивидуальный предприниматель, являясь плательщиком налога при применении УСНО, при покупке муниципального имущества (нескольких объектов) не исполнял обязанности налогового агента и не сообщал в инспекцию (в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ) о невозможности исполнения этой обязанности.

Результатом таких действий стало привлечение предпринимателя к ответственности по п. 1 ст. 123 НК РФ.

Обратите внимание:

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (п. 1 ст. 123 НК РФ).

Также налоговый орган предложил налогоплательщику уплатить в федеральный бюджет неудержанный НДС (2 830 755 руб.) и соответствующие суммы пеней.

С решением инспекции предприниматель не согласился (ведь сумма налога была перечислена им в составе выкупной стоимости продавцу муниципального имущества – комитету по управлению имуществом) и попытался оспорить его в суде.

Поначалу ситуация для налогоплательщика складывалась весьма благоприятно. Да, арбитры (все три инстанции) не сомневались: обязанность исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС при приобретении (для предпринимательской деятельности) имущества лежит на коммерсанте. Однако, установив, что средства перечислены вместе с суммой налога, суды пришли к выводу, что уплата предпринимателем НДС в бюджет за счет собственных средств приведет к ущемлению его прав и законных интересов в налоговых правоотношениях и нарушит принцип равного и справедливого налогообложения. В общем, комитет, необоснованно получивший спорную сумму НДС, и обязан перечислить налог в бюджет.

Кроме того, суды пришли к выводу о невозможности определения размера пеней, подлежащих уплате в бюджет в связи с неисполнением налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению в бюджет спорной суммы НДС, поскольку налог предпринимателем не удержан, а муниципальные органы не являются плательщиками НДС.

Такая постановка вопроса не устроила инспекцию, и дело пошло дальше – аж до Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

На что же указали высшие судьи?

Во-первых, были подтверждены выводы судей о том, что в договорах купли-продажи коммерсант не выступал как физическое лицо. Спорное муниципальное имущество приобретено им для использования в предпринимательской деятельности в период, когда он был зарегистрирован в качестве ИП.

Значит (во‑вторых) обязанность налогового агента (согласно нормам НК РФ) возлагается именно на предпринимателя (а не на продавца имущества).

К сведению:

Налоговое законодательство не предусматривает механизм взыскания сумм НДС с муниципального образования, которое не является плательщиком НДС. В связи с этим основанный на положениях пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ принцип невозможности взыскания с налогового агента не удержанной им суммы НДС, так как обязанным лицом продолжает оставаться налогоплательщик, к которому и подлежит предъявление налоговым органом требования об уплате налога, в данном случае не применим, поскольку в рассматриваемых правоотношениях (сделках) продавец имущества плательщиком НДС не признается. Установленный же п. 5 ст. 173 НК РФ порядок уплаты НДС в бюджет предусмотрен для лиц, которые не являются плательщиками данного налога, но выставили счет-фактуру с выделенным НДС, в то время как в рассматриваемом случае комитет не выставлял счета-фактуры при реализации имущества по упомянутым сделкам.

В-третьих, согласно ст. 13 НК РФ и ст. 50, 62 БК РФ НДС является федеральным налогом и подлежит зачислению в федеральный бюджет, в то время как доходы от использования, приватизации, продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, зачисляются в местные бюджеты. Таким образом, ошибочное перечисление муниципальному образованию как продавцу имущества в составе выкупной стоимости имущества сумм НДС, подлежащих перечислению налоговым агентом в федеральный бюджет, повлекло поступление спорных сумм НДС в составе упомянутых доходов муниципального образования в местный бюджет.

Поскольку в федеральный бюджет спорные суммы НДС не зачислены, обязанность по уплате налога не может быть признана исполненной в силу пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ.

В-четвертых, то обстоятельство, что подлежащий перечислению в бюджет НДС был уплачен в составе выкупной стоимости муниципального имущества, не освобождает предпринимателя от исполнения возложенной на него НК РФ обязанности налогового агента по исчислению и уплате спорных сумм НДС в бюджет.

Мы рассмотрели некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание покупателям государственного (муниципального) имущества. Надеемся, они помогут им избежать возможных неблагоприятный последствий проведения указанных сделок.



[1] Речь идет о государственном имуществе, не закрепленном за государственными предприятиями и учреждениями, составляющем государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

[2] Под муниципальным имуществом подразумевается имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

[3] Поскольку понятие «субъекты малого и среднего предпринимательства» НК РФ не предусмотрено, при его определении следует руководствоваться ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (см. также Письмо Минфина России от 21.12.2016 № 03‑07‑14/76518).

[4] Определением ВС РФ от 16.04.2015 № 51‑ПЭК15 в передаче жалобы покупателя имущества (индивидуального предпринимателя) для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ отказано, поскольку не представлено доказательств того, что рыночная стоимость имущества определена оценщиком без учета НДС.

[5] Решение Арбитражного суда Брянской области от 22.01.2016 оставлено без изменения Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016. Первую и вторую инстанции поддержала кассация – Постановление АС ЦО от 07.09.2016.

НДС: проблемы и решения, №7, 2017 год

Два упрощения в учете арендатора в 2022 году

Написать комментарий

      Эксперт
      М.И. Филипенко

      Вопрос № 1
      Фирма арендует нежилое помещение по договору аренды от 30.01.2006. Договор заключен с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ярославля. В договоре и в счете НДС не выделен.
      Надо ли нам в этом случае уплачивать НДС? Если надо, то можно ли принять налог к вычету?

      Ответ на вопрос №1
      Напоминаем, что плательщиками НДС при предоставлении в аренду федерального имущества, а также имущества субъектов РФ и муниципального имущества органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления являются налоговые агенты. Налоговыми агентами в этом случае признаются арендаторы (п. 3 ст. 161 НК РФ). А это значит, что налоговый агент обязан уплатить НДС в бюджет, то есть у организации возникает обязанность по уплате НДС.
      Возникает вопрос, как налоговым агентам определять налоговую базу по данным операциям?

      О.А. Курбангалеева,
      консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

      Заключая договор аренды, организациям необходимо помнить, что в отдельных случаях им придется выполнять функции налогового агента по НДС в соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ: удержать НДС из арендной платы, перечислить налог в бюджет и отчитаться перед налоговыми органами по «агентскому» НДС.
      Давайте разберемся, в каких случаях это делать необходимо.

      Чтобы понять, кто же такие налоговые агенты по НДС можно провести аналогию с налоговыми агентами по НДФЛ.

      Налоговый агент по НДС также как и налоговый агент по НДФЛ, исчисляет и удерживает налог из дохода, который выплачивает арендодателю в виде арендной платы. При этом НА по НДС должен не просто удержать налог, но и уплатить его в бюджет, а также представить декларацию по НДС в ИФНС.

      Статья 24 Налогового кодекса России определяет налогового агента как лицо, которое удерживает и перечисляет в бюджет налог из доходов другого лица. Именно такой порядок уплаты НДС установлен в случае аренды федерального и муниципального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации.

      При этом важно понимать, что компания является налоговым агентом, если заключила договор аренды непосредственно с государственным или муниципальным органом.

      Если арендодателем выступает бюджетное учреждение, ГУП либо МУП, то обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает — указанные организации сами являются плательщиками НДС. При аренде у казенных предприятий налогового агентства также не возникнет, поскольку на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ НДС они не платят.

      По поводу земельных участков мнения специалистов расходятся:

      • Одни считают, что раз сдача государством в аренду природных ресурсов, к которым относятся земельные участки, не облагается НДС (подпункт 17 пункта 2 ст.149 НК РФ), то и обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
      • Другие настаивают на том, что сдавать отчетность арендующая компания все-таки должна.
      • Официальная же точка зрения Налоговой службы по этому вопросу отсутствует.

      Уплата НДС налоговым агентом в 2021 году

      Для расчета НДС обратимся к пункту договора аренды, в котором прописана сумма, подлежащая уплате арендатором. Тут есть 2 варианта: НДС может быть выделен либо не выделен в составе платы за аренду.

      В первом случае сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118. Исчисленный налог перечисляется в бюджет, а арендодатель получает сумму, указанную в договоре, за минусом НДС. В случаях же, когда налог не входит в сумму арендной платы либо вообще не упоминается в договоре, налоговому агенту придется уплатить его из собственных средств. При этом НДС рассчитывается по ставке 18% от стоимости аренды, указанной в договоре. То есть фактически для арендатора стоимость аренды увеличивается на сумму исчисленного налога.

      Когда налоговый агент исчисляет сумму НДС с аренды госимущества, он должен выставить счет-фактуру. Сделать это лучше в срок, установленный для плательщиков НДС, то есть в течение пяти календарных дней — таковы рекомендации ФНС.

      Правила заполнения счета-фактуры утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137. В нашем случае счет-фактура составляется в одном экземпляре, в качестве продавца указывается арендодатель, а подписывать документ должна компания, которая осуществляет обязанности налогового агента, то есть арендатор. Счет-фактуру необходимо зафиксировать в Книге продаж в том квартале, в котором возникла обязанность налогового агента. При этом в соответствии с Приложением к Приказу ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@, операции следует присвоить код 06.

      По новым правилам объектом учета аренды признается предмет, который соответствует одновременно всем нижеперечисленным критериям:

      • передается на определенный срок;
      • идентифицируется (указан в качестве предмета аренды в договоре, и таким договором в течение срока аренды не предусмотрена его замена);
      • способен приносить экономическую выгоду от своего использования, право на которую имеет арендатор;
      • цель применения определяет арендатор (с учетом технических возможностей объекта).

      Классификация объекта учета осуществляется на дату, которая произошла ранее: либо это дата заключения договора, либо доступность объекта для эксплуатации арендатором (то есть дата предоставления предмета аренды).

      Отражение в учете арендованного нежилого помещения оформляется документом Операция, введенная вручную вид операции Операция в разделе Операции – Бухгалтерский учет – Операции, введенные вручную.

      Рассмотрим особенности заполнения документа Операция, введенная вручную по данному примеру:

      • Дт – счет 001;
      • Субконто 1 – арендодатель, выбирается из справочника Контрагенты;
      • Субконто 2 – арендованное основное средство, выбирается из справочника Основные средства;
      • Сумма – стоимость арендованного имущества, как правило указанная в договоре аренды.

      В справочнике Договоры необходимо в разделе НДС:

      • установить флажок Организация выступает в качестве налогового агента по уплате НДС;
      • выбрать соответствующий Вид агентского договораАренда (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
      • указать Обобщенное наименование товаров для счета-фактуры налогового агента.
      • Узнать более подробно про законодательную часть и настройки в 1С при исполнении обязанностей налогового агента при аренде.
      • Перечисление арендной платы арендодателю отражается документом Списание с расчетного счета вид операции Оплата поставщику в разделе Банк и касса – Банк — Банковские выписки – кнопка Списание.
      • Рассмотрим особенности заполнения документа Списание с расчетного счета по данному примеру:
      • Ставка НДС — устанавливается значение Без НДС.
      • Сумма – сумма арендного платежа за вычетом НДС.

      Аренда государственного и муниципального имущества — порядок исчисления НДС

      Счет-фактура выданный налогового агента оформляется по общим правилам, но выставляется в одном экземпляре (п. 3 ст. 168 НК РФ).

      1. Бланк счета-фактуры налогового агента можно распечатать по кнопке Печать в документе Счет-фактура выданный вид счета-фактуры Налоговый агент.
      2. Сумма НДС, исчисленная и удержанная налоговым агентом, отражается в Книге продаж.
      3. Отчет Книга продаж можно сформировать из раздела Отчеты -НДС — Книга продаж.

      В декларации по НДС исчисленный НДС налоговым агентом отражается следующим образом:

      В Разделе 2 «Сумма налога, подлежащая к оплате в бюджет, по данным налогового агента»:

      • стр. 060 — сумма исчисленного НДС по данным налогового агента;
      • стр. 070 — код операции «1011703».

      По каждому арендодателю заполняется отдельный Раздел 2.

      В Разделе 9 «Сведения из книги продаж»:

      • счет-фактура выданный налогового агента. Код вида операции «06«.

      Оказание услуг по аренде регистрируется документом Поступление (акт, накладная) вид операции Услуги (акт) в разделе Покупки – Покупки — Поступление (акты, накладные) — кнопка Поступление — Услуги (акт).

      Рассмотрим особенности заполнения документа Поступление (акт, накладная) по данному примеру.

      • Акт № от – номер и дата Акта оказания услуг на аренду.

      Поставщик в данной ситуации в первичных документах не будет выделять НДС, но т.к. в 1С в документе Поступление (акт, накладная) устанавливается ставка НДС 18%, то необходимо установить:

      • НДС — в поле НДС значение НДС в сумме;
      • Сумма – сумму по договору, включающую НДС;
      • Ставка НДС – ставку 18%;
      • НДС рассчитается автоматически из графы Сумма по указанной ставке.

      Уплата НДС в бюджет отражается документом Списание с расчетного счета вид операции Уплата налога в разделе Банк и касса — Банк — Банковские выписки — Списание.

      Поля документа заполняются следующим образом:

      • Налог — НДС;
      • Вид обязательств — Налог;
      • Счет учета — 68.32 «НДС при исполнении обязанностей налогового агента»;
      • Сумма — сумма уплаченного НДС по выписке, которая должна быть не менее 1/3 от исчисленной суммы НДС налоговым агентом по декларации.

      Покупка санаторием муниципального имущества

      Процедура аренды муниципальной собственности заключается в подписании соглашения с муниципалитетом, предметом которого выступает нежилое или иное помещение, передаваемое во временное пользование заинтересованному лицу. Причем в последнее время отмечен активный рост уровня популярности такого способа получения площади для ведения какого-либо вида деятельности.

      В большинстве случаев тенденция заключения договора именно с муниципальными властями связана с высокой стабильностью такого рода сделок, а также с особенностями арендной платы, а именно, с более низким ее значением. Отмечено, что аналогичная сделка с той или иной коммерческой организацией влечет за собой намного больше расходов по статье оплаты эксплуатируемой площади. А вот муниципалитет в этом плане более лоялен.

      Подобная благожелательность со стороны органов власти связана с тем, что немалая часть местного бюджета формируется именно за счет обретения выручки за сдачу нежилых помещений. Соответственно правительство как на региональном, так и на местном уровне всеми силами старается продвинуть развитие малого бизнеса на более высокую ступень.

      В качестве арендатора муниципальной собственности обычно выступают владельцы малого бизнеса. Под последним подразумевают ведение предпринимательской деятельности в рамках небольших предприятий и фирм, не являющихся при этом объединениями.

      Субъектами среднего бизнеса признают:

      • индивидуальных предпринимателей (ИП);
      • различные виды кооперативов (потребительские, производственные, сельскохозяйственные);
      • крестьянские и фермерские хозяйства;
      • партнерства либо сообщества хозяйственного типа.

      В большинстве случаев целью потенциальных арендаторов выступает использование муниципального помещения под магазин, офис, склад. Не возбраняется подать заявку на аренду и обычному гражданину.

      Независимо от того, какой вариант выбран – торги или же конкурс, прежде всего, органом власти созывается комиссия, которая впоследствии занимается сбором информации об участниках, изучением заявок и выявлением победителя. В свою очередь, претендентам потребуется озвучить желание принять участие в аукционе. Для него следует подготовить письменную заявку и собрать пакет документации.

      Типовой список бумаг включает:

      1. учредительные документы предприятия, свидетельство о регистрации юрлица;
      2. бумаги, удостоверяющие статус гражданина, наделенного полномочиями подписания договора об аренде, если фирма выиграет конкурс;
      3. банковские реквизиты кандидата на аренду помещения;
      4. бухгалтерская документация, отражающая информацию о балансе предприятия.

      Важно понимать, что порядок процедуры может несколько отличаться в зависимости от места расположения объекта. Соответственно предварительно следует уточнить регламент процесса в местной администрации.

      Победителем конкурса либо аукциона будет признан тот участник, который изложил наиболее выгодные условия для исполнения договора сделки. Проще говоря, помещение будет отдано в пользование претенденту, озвучившему самую высокую сумму арендной платы.

      Параграф 17.1 правового акта № 135-ФЗ содержит исчерпывающий перечень вариантов, когда допускается передача муниципальной собственности в аренду без предварительного проведения конкурса.

      Список включает следующие случаи:

      1. Имеют место государственные либо муниципальные преференции, обладающие действием на основании главы 5 ФЗ № 135.
      2. Конкурс в рамках муниципального контракта уже был проведен ранее. Причем период аренды не должен превышать срок действия соответствующего договора.
      3. Субъект передается в аренду на срок не более 30 суток в течение полугода. При этом не допускается заключение повторного соглашения после завершения указанного периода.
      4. Требуется продление уже действующего соглашения, заключенного между муниципалитетом и предприятием.
      5. Право на аренду предоставляется на основании международного договора РФ, актов Президента РФ, актов Правительства страны, федерального законодательного акта, устанавливающего иной порядок распоряжения объектом, а также специализированных судебных решений.

      Вдобавок без проведения конкурса помещение может быть передано в аренду следующим учреждениям и объединениям:

      • религиозные организации;
      • профсоюзы;
      • политические партии;
      • общественные фонды;
      • адвокатские и нотариальные конторы;
      • медицинские и образовательные учреждения;
      • отделения связи, почта.

      А также другим органам власти муниципального или федерального значения, внебюджетным фондам, Центробанку и учреждениям лесного, земельного, водного фондов РФ.

      Учет операций аренды у арендатора в 2022 году в соответствии с ФСБУ 25

      Если налоговый агент является плательщиком НДС, то он вправе принять уплаченный в бюджет НДС к вычету (при применении спецрежимов или освобождения от уплаты налога по ст. 145 НК РФ вычеты не положены). Для этого должны выполняться несколько условий (п. 3 ст. 171 НК РФ):

      • арендованное имущество используется в облагаемой НДС деятельности;
      • у арендатора есть платежные документы, подтверждающие перечисление НДС в бюджет, и счет-фактура;
      • услуги по аренде приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

      Налоговый агент должен представить декларацию по НДС в свою ИФНС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Сведения об исчисленном НДС при аренде госимущества отражаются в разделе 2 декларации. В отношении каждого такого арендодателя заполняется свой раздел 2, если арендуется несколько объектов у разных госорганов.

      1. Договор аренды автомобиля с физическим лицом

      2. Может ли арендодатель быть физическим лицом?

      3. Арендная плата и оформление документов

      4. Налоговый учет аренды автомобиля

      5. Расходы на ГСМ при аренде автомобиля

      6. Путевые листы при аренде автомобиля

      7. Уплата НДФЛ с аренды автомобиля

      8. Отражение в 2-НДФЛ и код дохода при аренде автомобиля

      9. Доход от аренды автомобиля в 6-ндфл

      10. Страховые взносы при аренде автомобиля

      11. Бухучет аренды автомобиля с проводками

      12. Пример и проводки аренды автомобиля у физического лица

      13. Аренда автомобиля 1с 8.3

      Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

      (если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

      Более подробно, чем в видео, разберем тему дальше в статье.

      Аренда имущества у физического лица оформляется договором, на основании которого арендодатель (физическое лицо) обязуется предоставить арендатору (организации или ИП) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК).

      Договор аренды автомобиля с физическим лицом заключается в простой письменной форме. Обязательной регистрации он не подлежит.

      [attention type=yellow]

      Договор можно заключить на любой срок или вообще не указывать в договоре. В последнем случае он будет считаться заключенным на неопределенный срок. Отказаться от продолжения договора может любая сторона, предупредив об этом другую сторону за месяц или другой срок, который вы пропишете в договоре.

      [/attention]

      Одним из наиболее важных моментов в заключении договора аренды с физическим лицом является выбор его вида:

      • договор аренды автомобиля с экипажем, т.е. с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (ст.632 ГК);
      • договор аренды автомобиля без экипажа, т.е. без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (ст.642 ГК).

      Каждый вид договора имеет свои преимущества и недостатки, так как накладывает различные обязанности на арендатора и арендодателя.

      В первом случае обязанности по поддержанию имущества в надлежащем состоянии, проведение капитального и текущего ремонта, предоставление принадлежностей возложены на арендодателя, во втором – на арендатора.

      Особенности Аренда транспортного средства
      с экипажем без экипажа
      Управление и техническая эксплуатация арендованного транспортного средства арендодатель (ст.632 ГК) арендатор (ст.645 ГК)
      транспортного средства, включая текущий и капитальный ремонт арендодатель (ст.634 ГК) арендатор (ст.644 ГК)
      Оплата расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией (топливо, мойка, техобслуживание, расходные материалы, транспортные сборы) арендатор (ст.636 ГК) арендатор (ст.646 ГК)
      Страхование транспортного средства (в т.ч. страхование ответственности за ущерб) арендодатель (ст.635 ГК) арендатор (ст.645 ГК)
      Ответственность за причиненный ущерб третьим лицам транспортным средством, его устройством и механизмами арендодатель (ст.640 ГК) арендатор (ст.648 ГК)

      Однако операцию по аренде земли у госоргана надо показать в разделе 7 НДС-декла­рации, где отражаются не облагаемые НДС операции.

      В графе 1 надо проставить код операции 1010251, , ; . А в какой графе отразить сумму арендной платы, перечисленной органу власти: в графе 2

      «Стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), без налога в рублях»

      или в графе 3 «Стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом, в рублях»? На этот вопрос нам отвечает специалист ФНС.

      Отражение налоговым агентом не облагаемых НДС операций в разделе 7 ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса — Операции, не подлежащие обложению НДС, отражаются в разделе 7 декларации по НДС.

      При этом налогоплательщик либо налоговый агент в графе 2 указывает стоимость операций, а в графе 1 — код этой операции.

      Если отгрузка произведена до 1 января 2021 г., то НДС исчисляется продавцом по ставке 18%, даже если право собственности переходит к покупателю уже после 1 января 2021 г.

      При получении предоплаты применяется расчетная ставка НДС, которая зависит от действующей в момент получения предоплаты основной ставки (п.4 ст.164 НК РФ).

      Основные вопросы относительно порядка исчисления и уплаты НДС возникают в отношении сделок, переходящих через год. Поэтому ниже мы рассмотрим все возможные варианты.Вариант 1.

      Льготная ставка НДС 10% в 2021 году сохранится. Поэтому организации, которые реализуют товар, облагаемый НДС по ставке 10%, будут применять налог в прежнем порядке.

      Также изменения не коснутся ставки НДС 0% при операциях, указанных в НК РФ, в частности, при реализации товаров на экспорт и оказании услуг международных перевозок. Годовой отчет — 2021.

      Вебинар Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения Закон № 303-ФЗ не предусматривает переходного периода.

      Но если договоры заключены в 2021 году и ранее, а срок их исполнения приходится на период после 1 января 2021 года, необходимо провести инвентаризацию и предусмотреть в них изменение ставки НДС.

      Вступая в отношения «арендодатель-арендатор» с органами власти или местного самоуправления, юридическое лицо или ИП становится налоговым агентом. В некоторых случаях на него возлагается обязанность по выплате налога на добавочную стоимость. Давайте разберёмся, кто и в каких случаях выплачивает налог на добавочную стоимость при аренде государственной собственности.


      Под муниципальной собственностью принято понимать следующее имущество:

      • жилищный фонд, который находится на балансе определенного муниципалитета;
      • различные учреждения образовательного или культурного характера;
      • объем финансов, выделенных для муниципальных и местных нужд;
      • земельный фонд, закрепленный за собственностью городских или местных властей;
      • предприятия и организации, образованные в рамках определённой административно-территориальной границы.

      Если рассмотреть гражданское законодательство РФ, то в нем под муниципальной собственностью понимается совокупность объектов жилого и нежилого типа, которые переданы на праве собственности определенному субъекту РФ. В данном случае государство может передать имущество любой административно-территориальной части, будь то город или поселок.

      Регламент из ст. 17.1 ФЗ-135 указывает, что лица заинтересованные в аренде муниципальной собственности могут найти информацию об арендуемых объектов на официальном сайте РФ или на сайтах органов местного самоуправления, в распоряжении которых наличествует собственность.


      Начиная с п.1 ст. 17.1. законодатель отмечает некоторые преференции, которые позволяют определенным субъектам получить право на аренду муниципального имущества в упрощенном порядке (без торгов в форме конкурса или аукциона). Вот список некоторых исключений из общего правила аренды муниципальной собственности:

      • при повторной аренде одного и того же имущества. При этом есть небольшое условие: новая сделка может быть заключена без торгов, если предыдущий контракт не был продлен;
      • когда стороной договора становится представитель Центрального банка, государственных органов и внебюджетных фондов;
      • аренда, где одна сторона признается некоммерческой организацией, призванной решать социальные проблемы, защищать интересы определенных слоев общества и выполнять духовно-нравственную политику государства тоже проводится в упрощенной форме. К таким организациям относят различные ассоциации, союзы, общественные и религиозные организации;
      • медицинские учреждения;
      • субъект, который имеет доступ к сетям инженерно-технического характера, может заключить арендное соглашение на упрощенных началах, если передаваемое имущество будет присоединено к сетям инженерно-технического обеспечения города или сельского поселения;
      • передача имущества по принципам упрощенного порядка допускается и в отношении тех организаций, недвижимость которых была включена в план реконструкции или сноса. При этом в законе отмечено, что предоставляемая альтернатива должна иметь равнозначный характер в соответствии с правилами законодательства об оценочной деятельности;
      • торги не проводятся в отношении кандидата на получение имущества во временное пользование и владение, чья заявка для участия в конкурсе была единственной;
      • если предметом договора является часть отдельного здания или сооружения. При этом исключение действует только в том случае, если доля недвижимости от общего помещения не превышает 10% и не более 20 кв. м.

      Кульминационным моментом во всей процедуре передачи муниципального имущества является фиксация обоюдного характера будущей сделки путем составления договора аренды. Сделка заключается на общих началах гражданского законодательства. Однако при предоставлении недвижимой собственности действует правило обязательной регистрации соглашения в Росреестре.


      Аренда собственности муниципального значения, за последние годы приобрела новый скачек на рынке недвижимости. Для укрепления роста малого и среднего бизнеса «как воздух» были необходимы выгодные предложения о приобретении во временное пользование муниципального имущества.

      В 2007 году Госдума приняла ФЗ-209, в котором государство отмечает важность стимулирования отраслей малого и среднего бизнеса с помощью федеральных средств.. Согласно ч. 1 ст. 18 органы государственной власти, а также учреждения местного самоуправления обязаны оказывать содействие учредителям малого и среднего бизнес путем передачи имущественных прав на собственность во временное владение.

      В ч. 4 той же статьи уже раскрывается конкретный механизм поддержки. В частности, за административно-территориальной единицей закреплена обязанность по формированию перечня имущества, подлежащего предоставлению субъектом предпринимательской деятельности на условиях аренды. Кроме того, сформированный список необходимо опубликовать в источниках массовой информации, на официальном сайте собственника и в печатных изданиях.

      Срок аренды имущества, включенного в льготный список, составляет не менее 5 лет. При этом законодатель оставляет право на сокращение срока при условии, что заявитель успеет подать заявление до подписания договора.


      Налоговые отчисления являются важной частью сделок с временным отчуждением имущества, находящегося в собственности муниципального органа. В качестве законодательной основы стороны договора должны придерживаться правил из ч.3 ст.161 НК. В соответствии с ее положениями процедура передачи объектов имущественных прав муниципалитета гражданам и юридическим лицам должна сопровождаться установлением налоговой базы. Объектом формирования налоговой базы выступает размер арендной платы.

      Отличительной чертой исчисления налогов при предоставлении муниципальной собственности является то, что в качестве налогового агента выступает арендатор. По сути, после подписания соглашения он обязан вычислить налог в соответствии с общепринятыми правилами и внести сумму в бюджет организации.

      За арендатором также закреплена обязанность по предоставлению налоговой декларации НДС в уполномоченные органы до 25 числа следующего отчетного периода.


      На первый взгляд, процедура предоставления муниципальной собственности во временное владение и пользование кажется неудобной для обычного гражданина или учредителя юр. лица. Во-первых, нужно принять участие в электронных торгах. Во-вторых, нужно предоставить такие условия, которые будут иметь преимущество перед конкурентами. Однако первоначальные неудобства с легкостью будут покрыты ввиду низкой стоимости арендуемого объекта. Из-за того, что часть муниципальной казны формируется за счет доходов от передачи имущественных прав, представители власти на местах охотно соглашаются на более низкие цены, чем рыночные.

      Процедура аренды муниципальной собственности заключается в подписании соглашения с муниципалитетом, предметом которого выступает нежилое или иное помещение, передаваемое во временное пользование заинтересованному лицу. Причем в последнее время отмечен активный рост уровня популярности такого способа получения площади для ведения какого-либо вида деятельности.

      В большинстве случаев тенденция заключения договора именно с муниципальными властями связана с высокой стабильностью такого рода сделок, а также с особенностями арендной платы, а именно, с более низким ее значением. Отмечено, что аналогичная сделка с той или иной коммерческой организацией влечет за собой намного больше расходов по статье оплаты эксплуатируемой площади. А вот муниципалитет в этом плане более лоялен.

      Подобная благожелательность со стороны органов власти связана с тем, что немалая часть местного бюджета формируется именно за счет обретения выручки за сдачу нежилых помещений. Соответственно правительство как на региональном, так и на местном уровне всеми силами старается продвинуть развитие малого бизнеса на более высокую ступень.

      Независимо от того, какой вариант выбран – торги или же конкурс, прежде всего, органом власти созывается комиссия, которая впоследствии занимается сбором информации об участниках, изучением заявок и выявлением победителя. В свою очередь, претендентам потребуется озвучить желание принять участие в аукционе. Для него следует подготовить письменную заявку и собрать пакет документации.

      Типовой список бумаг включает:

      1. учредительные документы предприятия, свидетельство о регистрации юрлица;
      2. бумаги, удостоверяющие статус гражданина, наделенного полномочиями подписания договора об аренде, если фирма выиграет конкурс;
      3. банковские реквизиты кандидата на аренду помещения;
      4. бухгалтерская документация, отражающая информацию о балансе предприятия.

      Важно понимать, что порядок процедуры может несколько отличаться в зависимости от места расположения объекта. Соответственно предварительно следует уточнить регламент процесса в местной администрации.

      Победителем конкурса либо аукциона будет признан тот участник, который изложил наиболее выгодные условия для исполнения договора сделки. Проще говоря, помещение будет отдано в пользование претенденту, озвучившему самую высокую сумму арендной платы.

      Параграф 17.1 правового акта № 135-ФЗ содержит исчерпывающий перечень вариантов, когда допускается передача муниципальной собственности в аренду без предварительного проведения конкурса.

      Список включает следующие случаи:

      1. Имеют место государственные либо муниципальные преференции, обладающие действием на основании главы 5 ФЗ № 135.
      2. Конкурс в рамках муниципального контракта уже был проведен ранее. Причем период аренды не должен превышать срок действия соответствующего договора.
      3. Субъект передается в аренду на срок не более 30 суток в течение полугода. При этом не допускается заключение повторного соглашения после завершения указанного периода.
      4. Требуется продление уже действующего соглашения, заключенного между муниципалитетом и предприятием.
      5. Право на аренду предоставляется на основании международного договора РФ, актов Президента РФ, актов Правительства страны, федерального законодательного акта, устанавливающего иной порядок распоряжения объектом, а также специализированных судебных решений.

      Вдобавок без проведения конкурса помещение может быть передано в аренду следующим учреждениям и объединениям:

      • религиозные организации;
      • профсоюзы;
      • политические партии;
      • общественные фонды;
      • адвокатские и нотариальные конторы;
      • медицинские и образовательные учреждения;
      • отделения связи, почта.

      А также другим органам власти муниципального или федерального значения, внебюджетным фондам, Центробанку и учреждениям лесного, земельного, водного фондов РФ.

      Еще один момент, о котором не стоит забывать – вычисление НДС при аренде. Субъектом здесь выступает фирма-арендатор.

      Сумма налога исчисляется путем суммирования стоимости аренды по каждому недвижимому объекту. Счет-фактура должна быть подготовлена в течение 5 дней с момента проведения оплаты. Еще одна обязанность арендатора – передача декларации по НДС в налоговые органы до 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

      Аренда муниципальной собственности – процедура не простая, однако для владельцев малого бизнеса такой вариант наиболее оптимален, потому как расход за использование помещения в этом случае будет несколько ниже, чем, например, при найме объекта у коммерческого лица. К тому же для предпринимателей существует ряд преференций и льгот. Главное, не стоит забывать, что соглашение об аренде любого типа подлежит обязательной фиксации в Росреестре. Только после проведения процедуры договор обретет юридическую силу и объект можно будет эксплуатировать по своему усмотрению.

      Если организация арендует государственное или муниципальное имущество у ГУПа, МУПа или учреждения, то предъявленный организации арендодателем НДС учитывается в обычном порядке (письмо Минфина от 23 июля 2012 г. № 03-07-15/87). При аренде на территории РФ федерального имущества (собственности субъектов РФ, муниципального имущества) у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления организация-арендатор признается налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать из доходов и уплачивать в бюджет НДС.

      Порядок исчисления и удержания НДС зависит от условий договора:

      • если сумма НДС не выделена, и в контракте сказано, что арендатор уплачивает налог самостоятельно, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18 процентов. Органу власти арендная плата перечисляется в размере, определенном в договоре;
      • если НДС выделен, а в соглашении сказано, что налог включен в сумму арендной платы, то он рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18/118. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС;
      • если НДС выделен, то налог перечисляется в бюджет в этой сумме. Ведомству, сдавшему метры во временное пользование, арендная плата перечисляется за вычетом НДС.

      Примеры расчета налога приведены в Таблице 1.

      Таблица 1

      Расчет НДС. Организация арендует два помещения: одно у муниципалитета, а другое – у субъекта РФ

      НДС при аренде муниципального имущества

      Налоговый агент удерживает из перечисляемого контрагенту дохода НДС и платит его в бюджет. Однако платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами не облагаются НДС . А плата за аренду муниципального земельного участка — это платеж за пользование природным ресурсом, который поступает в местный бюджет .

      Таким образом, арендная плата за пользование земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, НДС не облагается. С такой позицией согласны как Минфин, так и суды .

      До 2021 г. при аренде муниципальных земельных участков надо было выставлять счет-фактуру в одном экземпляре с отметкой «Без налога (НДС)»пп. 3, 5 ст. 168 НК РФ (ред., действ. до 01.01.2021).

      Если арендатор-спецрежимник не делал этого, то налоговая инспекция при выездной проверке может оштрафовать его за отсутствие счетов-фактур — это является грубым нарушением правил учета объектов налогообложенияпп. 1, 3 ст. 120 НК РФ.

      Если требуемых счетов-фактур не оказалось более чем за один квартал, штраф ждет немаленький — 30 тыс. руб.п. 2 ст. 120 НК РФ

      Налоговой проверкой могут быть охвачены 3 календарных года, предшествующие году, в котором инспекцией вынесено решение о проведении проверкип. 4 ст. 89 НК РФ. Поэтому, если у вас нет нужных счетов-фактур, это может быть проблемой даже сейчас.

      Прежде чем подписывать договор аренды, необходимо вспомнить, что основы арендных отношений, обязанности сторон договора аренды установлены гл. 34 ГК РФ.

      По договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование либо только во временное пользование. Арендодателем является собственник имущества или лицо, уполномоченное собственником или законом сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ). Арендатором — лицо, которое получает во временное владение и пользование (временное пользование) имущество и вносит за это арендную плату. Арендодателями и арендаторами могут быть юридические и физические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

      Государственные и муниципальные унитарные предприятия имеют право сдавать в аренду имущество, находящееся в их хозяйственном ведении, но в силу ст. 295 ГК РФ только с согласия собственника. То же можно сказать и о казенных предприятиях (ст. 296 ГК РФ).

      В договоре аренды недвижимого имущества должен быть четко определен объект аренды: его наименование, характеристика, место нахождения. При отсутствии этих данных в договоре аренды объект передачи считается несогласованным, а договор незаключенным. Договор аренды должен содержать указание на наличие у арендодателя права собственности на сдаваемое в аренду имущество. В противном случае, по мнению финансовых органов, арендатор не сможет подтвердить свои расходы по арендной плате (Письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-03-04/1/288). Аналогичная ситуация и с договором, заключенным с лицом, не имеющим свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект аренды.

      Договор аренды на срок более одного года составляется в письменной форме (ст. 609 ГК РФ). Если одной из сторон договора является юридическое лицо, то независимо от срока его действия договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ). Порядок регистрации договоров аренды недвижимого имущества установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

      Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ). В случае ее отсутствия договор является незаключенным (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

      Передача имущества в аренду на территории РФ является объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом если арендуется недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности (далее — государственное имущество), то арендатор признается налоговым агентом по НДС.

      Обязанности налогового агента возникают у арендатора:

      • если в качестве арендодателя выступает орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);
      • если арендодателями выступают орган государственной власти и управления (орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или местного самоуправления (Письма ФНС России N ММ-6-03/404@ , N 03-1-03/926/11 ).

      Письмо ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@ «Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по косвенным налогам».
      Письмо ФНС России от 02.06.2005 N 03-1-03/926/11 «О налоге на добавленную стоимость».

      Однако, как указано в Определении КС РФ N 384-О , гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, и такого понятия, как «балансодержатель» в качестве арендодателя, в ГК РФ не содержится. Положения п. 3 ст. 161 НК РФ не распространяются на договоры аренды, в которых арендодателем выступает государственное унитарное предприятие или учреждение и за которым это имущество закреплено на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.

      Определение КС РФ от 02.10.2003 N 384-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО «Дизайн-Группа «Интерьер Флора» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации».

      Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. При этом уплата НДС в бюджет налоговыми агентами производится в полном объеме не за счет собственных средств, а из сумм, причитающихся третьим лицам (п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 173 НК РФ). Налоговыми агентами могут быть как юридические, так и физические лица (п. 1 ст. 24 НК РФ).

      Исполнить обязанности налогового агента арендатор должен и в том случае, если он освобожден от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ) или не является плательщиком НДС (применяет специальные режимы налогообложения). Выполняя обязанности налогового агента, арендатор определяет налоговую базу по НДС как сумму арендной платы по договору с учетом НДС. При этом, по мнению чиновников, в договоре аренды должно быть указано, что сумма НДС включена в арендную плату (Письмо УФНС по г. Москве от 18.01.2005 N 19-11/3153).

      Отсутствие суммы НДС в договоре не влечет освобождение данной операции от обложения НДС и, как следствие, освобождение налогового агента (покупателя) от обязанности уплатить сумму НДС в бюджет. В случае если сумма НДС в договоре не указана, она подлежит уплате в бюджет за счет собственных средств арендатора.

      Налоговое законодательство не содержит требования о выставлении счета-фактуры налоговым агентом при аренде государственного имущества. Кроме этого, как указано в Определении КС РФ N 384-О, в отличие от других арендодателей, не выписывают счет-фактуру при аренде государственного имущества органы государственной власти и управления РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления.

      Согласно частным разъяснениям налоговиков организация, выступающая в роли налогового агента, составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой «Аренда государственного и муниципального имущества».

      В строке «Продавец» счета-фактуры необходимо указать арендодателя имущества, а в строке «Покупатель» — арендатора. Такой вариант заполнения счета-фактуры предложен в Письме УМНС по г. Москве от 29.11.2002 N 24-11/58282.

      При оказании услуг, в том числе при предоставлении имущества в аренду, строки «Грузоотправитель» и «Грузополучатель» не заполняются (в них проставляют прочерки) (см. Письмо Минфина России от 23.09.2004 N 03-04-11/158). В то же время проставление в счетах-фактурах при оказании услуг тех же данных, что и в строках «Продавец» и «Покупатель», в настоящее время, по мнению Минфина, не является причиной для отказа в вычете сумм НДС, указанных в счетах-фактурах (Письмо от 24.04.2006 N 03-04-09/07).

      Оформленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС. В книге покупок счет-фактура регистрируется только в части арендного платежа, который подлежит включению в данном отчетном периоде в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, а НДС в соответствующей доле возмещается из бюджета.


      Похожие записи:

      Напишите свой комментарий ...