Понятие и виды сроков в исполнительном производстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и виды сроков в исполнительном производстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Задачей исполнительного производства является не только правильное, но и своевременное, быстрое исполнение юрисдикционных актов, указанных в ст. 12 Федерального закона об исполнительном производстве. Любые задержки и проволочки с исполнением подрывают веру российских граждан в правосудие и действенность системы правоохранительных органов в Российской Федерации, а следовательно, снижают авторитет государственной власти как формы руководства обществом.

Для обеспечения оптимального временного режима исполнения юрисдикционных актов в исполнительное производство введен институт процессуальных сроков, который вместе с другими институтами исполнительного производства направлен на реализацию его основных задач и функций.

Срок в исполнительном производстве представляет собой установленный Федеральным законом об исполнительном производстве и другими законодательными актами или органами исполнения либо судом определенный период времени, в течение которого судебный пристав-исполнитель, взыскатель, должник и другие лица, участвующие в исполнительном производстве, могут и должны совершать действия по исполнению юрисдикционных актов, указанных в ст. 12 Федерального закона об исполнительном производстве.

Глава 6. Сроки в исполнительном производстве

Сроки в исполнительном производстве, не установленные в виде точной календарной даты, исчисляются днями, месяцами или годами. В таких случаях конкретное исполнительное действие должно быть совершено в любое время установленного законом, судом или судебным приставом-исполнителем срока не позднее его последнего дня.

По общему правилу течение срока, исчисляемого годами (например, срока предъявления к исполнению судебных приказов), месяцами (например, срока предъявления к исполнению решений арбитражных судов), днями (например, срока на обжалование действий судебного пристава-исполнителя), начинается на следующий день после календарной даты или наступления событий, которыми определено его начало.

Когда срок исчисляется годами, то он истекает в соответствующий месяц и число последнего года срока. Так, если судебный приказ был выдан 1 февраля 2011 г., то срок на предъявление его к исполнению начнет течь со 2 февраля 2011 г. и закончится концом рабочего дня 2 февраля 2014 г.

Если срок исчисляется месяцами, то он истекает в соответствующее число последнего месяца срока, а когда месяц не имеет соответствующего числа — в последний день этого месяца. Например, при вступлении решения арбитражного суда в силу 31 марта 2011 г., принимая во внимание, что в сентябре 30 дней, срок на предъявление к принудительному исполнению закончится 30 сентября 2011 г.

Срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока. В случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. Если действие должно быть совершено непосредственно в организации, то установленный срок оканчивается в тот час, когда в этой организации заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции.

Срок, определенный в исполнительном документе календарной датой, оканчивается:

  • — в день, непосредственно предшествующий указанной в исполнительном документе дате, если исполнительным документом предписано совершить определенные действия до этой даты;
  • — в день, указанный в исполнительном документе. Сроки в исполнительном производстве текут, как правило,

непрерывно. Однако ст. 22 Федерального закона об исполнительном производстве предусматривается перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению двумя обстоятельствами:

  • — предъявлением исполнительного документа к исполнению;
  • — частичным исполнением исполнительного документа должником.

После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.

От перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению следует отличать приостановление сроков исполнительного производства. Сроки приостанавливаются вместе с приостановлением исполнительного производства, которое представляет собой прекращение на неопределенный срок совершения действий по исполнению юрисдикционных актов, предусмотренное ст. 39-42 Федерального закона об исполнительном производстве.

  1. Статья 19. Приостановление сроков в исполнительном производстве
  2. Статья 19. Приостановление сроков в исполнительном производстве
  3. Статья 20. Продление сроков в исполнительном производстве
  4. Понятие и виды ответственности в исполнительном производстве
  5. Статья 17. Последствия пропуска сроков в исполнительном производстве
  6. Статья 20. Продление сроков в исполнительном производстве
  7. Статья 18. Восстановление пропущенных сроков в исполнительном производстве
  8. Статья 15. Установление и исчисление сроков в исполнительном производстве
  9. Статья 15. Установление и исчисление сроков в исполнительном производстве
  10. Статья 16. Окончание сроков в исполнительном производстве
  11. Понятие и виды субъектов исполнительного производства
  12. Статья 17. Последствия пропуска сроков в исполнительном производстве
  13. Статья 16. Окончание сроков в исполнительном производстве
  14. Статья 18. Восстановление пропущенных сроков в исполнительном производстве
  15. Порядок исчисления, приостановления, продления и восстановления сроков в исполнительном производстве
  16. 1Лица, участвующие в исполнительном производстве: понятие, состав, основания участия в исполнительном производстве.
  17. Понятие и виды сроков
  18. Понятие и виды сроков
  19. § 1. Понятие и виды процессуальных сроков
  20. 10.1. Понятие, значение, виды и исчисление сроков

Общие правила исполнительного производства. Сроки в исполнительном производстве

Понятие и значение надлежащего извещения в исполнительном производстве.

Надлежащее извещение сторон и других участников исполнительного производства процесса имеет существенное значение, поскольку обеспечивает гарантии участия при осуществлении процедур принудительного исполнения и совершении отдельных исполнительных действий, помогает эффективно защищать свои права и исполнять обязанности. Исполнительное законодательство относится к сфере публичного права, поэтому в силу публично-правового характера исполнительных действий здесь действует правило о том, что правомерными будут только те исполнительные действия, которые совершались в соответствии с регламентом, установленным ФЗИП, ФЗСП и другими федеральными законами, а при наличии международного договора Российской Федерации — в соответствии с его условиями.

Функция извещения участников исполнительного производства носит публично-правовой характер и относится к компетенции судебного пристава-исполнителя. Только в ограниченном числе случаев он вправе возложить обязанность по извещению на другое лицо (ч. 1 ст. 24, ст. 26 ФЗИП), но и в этих случаях такое извещение осуществляется по поручению и под контролем судебного пристава-исполнителя.

Необходимость надлежащего извещения связана с тем, что по общему правилу лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить (ч. 1 ст. 24 ФЗИП).

Данное правило вытекает из предусмотренных в ст. 50 ФЗИП правомочий сторон исполнительного производства участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) и т.д. Реализация всех указанных прав невозможна без личного участия стороны исполнительного производства либо ее представителей при совершении исполнительных действий, которое предполагает наличие информации о времени и месте их совершения.

Как было отмечено в Определении ВАС РФ от 10 октября 2012 г. N ВАС-8488/12 по делу N А75-7853/2011, в «ст. 13 ФЗСП предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Перечень прав сторон исполнительного производства, к которым относится в том числе и взыскатель, содержится в ст. 50 ФЗИП, включая право участвовать в совершении исполнительных действий, осуществляемых судебным приставом-исполнителем. Праву сторон участвовать в совершении исполнительных действий корреспондирует вытекающая из положений ст. 24 ФЗИП и ст. 12 ФЗСП обязанность судебного пристава-исполнителя извещать их об исполнительных действиях, времени и месте их совершения, сообщать о мерах принудительного исполнения».

Только в отдельных случаях допускается совершение исполнительных действий без предварительного надлежащего извещения, с учетом характера исполнительных действий и исполнительного документа, в частности, в случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер, судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве, при этом судебный пристав-исполнитель обязан уведомить указанных лиц о совершении исполнительных действий или о применении мер принудительного исполнения не позднее следующего рабочего дня после дня их совершения или применения (ч. 2 ст. 24 ФЗИП).

Таким образом, извещения и вызовы в исполнительном производстве осуществляются по особой процедуре, которая нетождественна вручению частной переписки. Среди главных ее задач — обеспечить уведомление заинтересованных лиц об исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения, которые будут осуществляться судебным приставом-исполнителем.

На обязательность извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения обратил внимание Конституционный Суд РФ в Определении от 24 февраля 2011 г. N 229-О-О.

Соответственно, совершение исполнительных действий вне процедур извещений и вызовов, предусмотренных ФЗИП, является незаконным и нарушает право соответствующего участника исполнительного производства на справедливое судебное разбирательство, гарантированное ст. 6 Конвенции о защите прав и свобод человека и ст. 46 Конституции РФ.

Понятие сводного исполнительного производства. В процессе возбуждения и подготовки исполнительного производства может выявиться необходимость объединения нескольких исполнительных производств в отношении одного и того же должника. Судебный пристав-исполнитель может установить как от взыскателя, так и от должника, а также через общую информационную систему ФССП наличие нескольких исполнительных производств в отношении конкретного физического либо юридического лица.

Согласно ст. 34 ФЗИП возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство. Такое производство служит целям экономии времени в исполнительном производстве, а также позволяет уравнять всех взыскателей одной очереди либо определить очередность взыскателей при недостаточности денежных средств для удовлетворения всех требований.

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения нескольких территориальных органов ФССП, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом РФ. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом РФ или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) РФ или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Порядок соединения исполнительных производств. Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа ФССП, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) РФ. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) РФ или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Поступившие исполнительные документы, содержащие требования имущественного характера к должнику, в отношении которого ведется сводное исполнительное производство, и возбужденные в других подразделениях судебных приставов исполнительные производства передаются судебному приставу-исполнителю, ведущему сводное исполнительное производство, о чем извещаются взыскатель, должник, суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

По сводному исполнительному производству исполнительные действия совершаются, и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем на территории, на которую не распространяются его полномочия, в порядке, установленном ч. ч. 11 — 13 ст. 33 ФЗИП.

Понятие и состав расходов в исполнительном производстве. Поскольку осуществление исполнительного производства связано с затратами как со стороны государства, так и других участников исполнительного производства, то возникает необходимость их правового регулирования. Глава 16 ФЗИП устанавливает как правила, определяющие состав расходов по совершению исполнительных действий, так и возмещения соответствующих расходов в пользу лиц, их понесших.

Расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения (ч. 1 ст. 116 ФЗИП).

К расходам по совершению исполнительных действий согласно ч. 2 ст. 116 ФЗИП относятся денежные средства, затраченные на:

  1. перевозку, хранение и реализацию имущества должника;
  2. вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов;
  3. перевод (пересылку) взыскателю денежных средств;
  4. розыск должника, его имущества, розыск ребенка;
  5. проведение государственной регистрации прав должника;
  6. совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа.

Обязательными условиями для отнесения таких действий к совершению исполнительных действий являются: факт понесенных расходов, причинная связь между понесенными расходами и исполнением исполнительного документа.

Так, это могут быть расходы, связанные с исполнением судебного решения силами привлеченной организации в случае отказа должника от осуществления действий, которые на него были возложены данным судебным актом, например, расходы по демонтажу оборудования и освобождению спорного земельного участка. В то же время почтовые расходы законодательством не отнесены к расходам по совершению исполнительных действий, поскольку служба судебных приставов финансируется из федерального бюджета, соответственно, почтовые расходы относятся к затратам по материально-техническому обеспечению службы судебных приставов, являются сметными бюджетными расходами службы судебных приставов и не могут быть возложены на стороны исполнительного производства.

Порядок распределения расходов в исполнительном производстве. Такой порядок в целом соответствует установленному в гражданском и арбитражном процессах, согласно которому «платит проигравший», а именно должник. Поэтому в соответствии со ст. 117 ФЗИП расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.

В случае прекращения исполнительного производства в связи с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, отменой или признанием недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство; признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством РФ; если исполнительный документ содержит требование о взыскании государственной пошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет, в отношении которой в порядке, установленном законодательством РФ, принято решение о признании ее безнадежной к взысканию, расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета.

Взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета, а также возмещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем.

Общие условия исполнения исполнительного документа вне рамок исполнительного производства. Исполнение исполнительного документа возможно не только в рамках исполнительного производства, путем его принудительного исполнения, на основе властной деятельности судебного пристава-исполнителя.

Принудительная сила судебных актов и выданных на их основе исполнительных листов, а также других исполнительных документов проявляется в том, что они могут быть в ряде случаев, установленных в ст. ст. 8, 8.1 и 9 ФЗИП, быть исполненными и вне рамок процедур исполнительного производства и принудительного исполнения, без обращения к судебному приставу-исполнителю. Такой порядок, с одной стороны, ускоряет процесс исполнения исполнительного документа для взыскателя и, с другой стороны, позволяет оперативно исполнить исполнительный документ должнику без уплаты исполнительского сбора и возмещения расходов по совершению исполнительных действий, что достаточно важно. Должнику дается шанс добровольно исполнить исполнительный документ вне рамок исполнительного производства.

В этом плане процедуры исполнения, предусмотренные в ст. ст. 8, 8.1, 9 ФЗИП, отличаются от процедуры добровольного исполнения, к которой прибегает судебный пристав-исполнитель в порядке ч. ч. 11 — 14 ст. 30 ФЗИП. Добровольное исполнение, которое предлагается судебным приставом-исполнителем в рамках возбуждения исполнительного производства, осуществляется как один из этапов принудительного исполнения, может сопровождаться арестом имущества и денежных средств должника. Если должник при возбуждении исполнительного производства не сможет его исполнить добровольно, то это повлечет за собой уплату исполнительского сбора и возложение на должника расходов по совершению исполнительных действий.

Таким образом, в ст. ст. 8, 8.1 и 9 ФЗИП содержится регламент добровольного исполнения банком и иной кредитной организацией, эмитентом, организацией, выплачивающей периодические платежи должнику, требований исполнительного документа. Данное юридическое действие по направлению взыскателем исполнительного документа нельзя рассматривать как влекущее возбуждение исполнительного производства, поскольку в ст. 30 ФЗИП раскрыта специальная процедура возбуждения исполнительного производства, связанная с вынесением об этом соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя.

Взыскатель непосредственно вправе предъявить для исполнения исполнительные документы следующего характера.

1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию (ч. 1 ст. 8 ФЗИП).

2. Исполнительный документ о списании с лицевого счета или со счета депо должника и о зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг может быть направлен непосредственно эмитенту, если он самостоятельно осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев таких ценных бумаг, или держателю реестра, осуществляющему ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг по поручению эмитента, или депозитарию, осуществляющему учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника (ч. 1 ст. 8.1 ФЗИП).

3. Исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб., может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (ст. 9 ФЗИП).

Таким образом, условиями обращения взыскателя непосредственно к должнику в порядке ст. ст. 8, 8.1 и 9 ФЗИП являются следующие.

1. Взыскателю известны банк, иная кредитная организация, где находятся счета должника, либо известна организация, выплачивающая должнику заработную плату, пенсию, стипендию, иные периодические платежи, либо известны держатель реестра, депозитарий, где учитываются права на эмиссионные ценные бумаги.

В указанном порядке не могут быть предъявлены требования о передаче имущества либо требования о взыскании денежных средств, сопряженные с его арестом и принудительной реализацией. Например, как было отмечено в Определении Московского городского суда от 16 января 2012 г. по делу N 33-463, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно исходил из того обстоятельства, что предъявленный Т. исполнительный лист серии ВС N 0 был не о взыскании денежных средств, а об обязании потребительского ипотечного кооператива «Первая Жилищная Социально-направленная компания» «выполнить условия договора и предоставить Т. денежные средства…» (при этом из резолютивной части невозможно было сделать однозначный вывод, о какой сумме денежных средств идет речь). Таким образом, данный исполнительный лист серии ВС N 0 не мог быть предъявлен взыскателем в банк, а только в службу судебных приставов.

Исполнительным производством судебных приставов называют комплекс мероприятий, осуществляемых через принятое судебное решение, с применением специальной исполнительной документации (далее – ИД). С помощью этого процесса восстанавливаются чьи-то права.

Приставы возбуждают исполнительное производство (далее – ИП) исключительно при наличии ИД, а также заявления взыскателя. В тех случаях, когда ИД поступает от органа, который его выдал, заявление не нужно. Решение пристава-исполнителя возбуждать ИП или отказать в этом означает то, что прекращается рассмотрение стадии производства, вследствие чего оформляется соответствующее постановление.

В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ основанием для данной процедуры являются следующие документы:

  • исполнительный лист, судебный приказ или иной ИД принимается в том случае, если документ соответствует требованиям, прописанных в статье 13 Закона № 229-ФЗ, а также срок его предъявления не истек;
  • заявление взыскателя, согласно которому судебный пристав принимает ИД на исполнение в ФССП или отказывает в этом.

Для начала процесса взыскания требуется два обязательных документа:

  1. Исполнительный лист или постановление суда.
  2. Заявление взыскателя. В нем, как правило, содержится ходатайство об аресте имущества, и излагаются требования по взысканию собственности. А также можно ходатайствовать о применении к должнику мер ограничительного характера в соответствии с законодательством. К заявлению могут быть прикреплены документы, поясняющие имущественное положение и прочие сведения.

С момента подачи заявления процесс должен начаться не позднее 11 дней, если имело место предоставление времени для добровольного погашения задолженности должнику. Если такой период не предоставлялся, то срок составит не более 6 дней. При явном указании в документе необходимости немедленного взыскания срок будем максимально коротким − не более суток.

Стандартный срок − не более 3 дней с момента получения приставом необходимых документов. Однако в этом порядке присутствуют исключения:

  • в случае когда документ подлежит незамедлительному исполнению, он передается приставу немедленно, и решение о начале фактических действий (либо отказе в них) принимается в срок не более 1 дня с момента поступления бумаг в ФССП;
  • при первом поступлении заявления и документов, пристав предупреждает должника о необходимости исполнения требований в добровольном порядке. Предоставляя ему для этого пятидневный срок.

Глава 3. Сроки в исполнительном производстве (ст.ст. 15 — 23)

В соответствии со ст. 64 Закон № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель может совершать следующие законные действия:

  • запрашивать в органах, физлиц и организациях сведения, в том числе и персональные данные;
  • осуществлять проверку документов, в том числе финансовых;
  • входить в нежилые помещения, принадлежащие должнику или занимаемые им;
  • входить в жилое помещение (в некоторых случаях требуется наличие письменного разрешения от старшего пристава);
  • оценивать, арестовывать и изымать имущество, денежные средства;
  • разыскивать должника и принадлежащее ему имущество, с привлечением сотрудников уполномоченных ведомств;
  • рассматривать ходатайства, заявления, связанные с процедурой;
  • удерживать исполнительский сбор;
  • вводить ограничения на выезд из РФ и прочее.

Верховный Суд РФ в п. 40 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 понятие арест предписывает использовать в двух значениях:

  1. В качестве исполнительного действия, например в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля должника.
  2. В качестве меры принудительного исполнения, например, когда арест налагается при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика.

В объем понятия ареста, таким образом, входят запрет распоряжения имуществом, запрет распоряжения денежными средствами и иным имуществом, обращение взыскания на имущество должника.

Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию (ч. 1 ст. 69).

В свою очередь, законодатель разделяет способы реализации арестованного имущества должника (ч. 1 ст. 69):

  • реализация, осуществляемая должником самостоятельно;
  • принудительная реализация;
  • передача арестованного имущества взыскателю.

Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 87).

Законодателем предусмотрены две формы принудительной реализации арестованного имущества должника:

  • реализация арестованного имущества на торгах;
  • реализация арестованного имущества на комиссионных началах.

Понятия исполнительского иммунитета положениями закона № 229-ФЗ не содержится.

Однако, основываясь на совокупности норм процессуального законодательства (ст. 446 ГПК РФ, ч. 4 ст. 4, ст. 99, 101, гл. 12.1 закона № 229-ФЗ) и обобщения судебной практики (п. 18 Обзора судебной практики, утв. президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021; п. 4 постановления КС РФ от 12.07.2007 № 10-П), исполнительский иммунитет можно назвать гарантией должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условий, необходимых для их нормального существования и деятельности, в том числе профессиональной, посредством установления запрета на обращение взыскания на определенное имущество по обязательствам должника.

Нормы об исполнительском иммунитете содержатся в законодательстве о банкротстве (п. 3 постановления пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»), в бюджетном законодательстве (ст. 239 БК РФ), законодательстве о богослужении (п. 5 ст. 21 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») и т. д.

Но, в силу п. 43 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, исполнительский иммунитет не защищает имущество должника от ареста в качестве обеспечительной меры (например, в форме акта описи и ареста имущества с оставлением арестованного имущества самому должнику на ответственное хранение) либо запрета на распоряжение имуществом (в виде постановления о запрете на совершение регистрационных действий, которое направляется в регистрирующий орган — ГИБДД или Росреестр).

Прекращение ИП — это прекращение исполнения требований ИД без возможности повторного предъявления ИД к исполнению (ч. 1, 5 ст. 44 закона № 229-ФЗ).

Окончание ИП — это завершение исполнения исполнительного документа, при котором за взыскателем остается возможность повторного предъявления ИД и повторного инициирования совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 2, 9 ст. 47 закона № 229-ФЗ). Например, при окончании исполнительного производства в связи с ликвидацией должника-организации (ч. 5, 6 ст. 96, п. 6 ч. 1 ст. 47 закона № 229-ФЗ).

Законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для окончания ИП (ч. 1 ст. 47 закона № 229-ФЗ), для прекращения ИП судом законодатель приводит незакрытый перечень оснований (п. 4 ч. 1 ст. 43 закона № 229-ФЗ), в то время как для судебного пристава-исполнителя перечень оснований окончания ИП закрыт (ч. 2 ст. 43 закона № 229-ФЗ).

Напишите свой комментарий ...