Выход на пенсию в чернобыльской зоне по новому закону в Брянской области

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выход на пенсию в чернобыльской зоне по новому закону в Брянской области». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

От аварии на ЧАЭС наиболее сильно на территории современной России пострадала Брянская область, часть населенных пунктов которой попали в зону отчуждения. Нахождение и проживание в ней запрещено. Пребывание в данной местности до эвакуации дает право на обращение за выплатами пенсионного характера на 10 лет раньше всех остальных.

Подробно о пенсии чернобыльцам

Проживание на данной территории также несет значительные риски для здоровья, однако переселение в безопасную местность жителей этих районов происходило, как правило, с их согласия. Географически на территории РФ она приходится также на часть Брянской области. Проживание в момент катастрофы снижает соответствующий возраст на 3 года, а каждый год нахождения там дополнительно снижает его еще на полгода.

Географически это довольно обширная территория, охватывающая значительные по площади местности в Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей. Степень радиоактивного загрязнения там не несет значительной угрозы для жизни человека. Проживание в данной зоне снижает возраст на 2 года и дополнительно на 1 год, но при условии трехлетнего пребывания. Общее снижение – не более 5 лет.

Чтобы рассчитывать на льготную пенсию, необходимо иметь соответствующий статус, подтверждающий данное право.

Для этого в орган соцзащиты по месту жительства необходимо подать следующие бумаги:

  • заявление;
  • паспорт;
  • документы, служащие доказательствами проживания и работы в зараженной местности

Для получения же льготной страховой или социальной пенсии, гражданину необходимо в ПФР предоставить:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • документы, подтверждающие статус пострадавшего от радиоактивного загрязнения;
  • трудовая книжка;
  • свидетельства о рождении детей (для женщин).

Пенсия чернобыльцам в Брянске в 2022 году

Граждане, указанные в статье 13 настоящего Закона, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 года, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Организация медицинского и лекарственного обслуживания граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Территориальные программы обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются на основе базовой программы и по своему объему, качеству и условиям оказания медицинской и лекарственной помощи не могут быть ниже уровня, установленного базовой программой. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Порядок оказания медицинской и лекарственной помощи указанным гражданам и ее объем определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации; этими органами осуществляется также контроль за ее качеством.

Указанным гражданам также гарантируются медицинские и лекарственные услуги в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, на всей территории Российской Федерации по предъявлении страхового медицинского полиса. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Возобновление постоянного проживания населения в населенных пунктах и районах зон отчуждения и отселения, в том числе реэвакуация населения, возможно только на добровольной основе после снижения в этих населенных пунктах и районах радиоактивного воздействия на людей до уровней, не требующих каких-либо ограничений их жизнедеятельности, и создания в этих населенных пунктах и районах необходимых условий для проживания и трудовой деятельности населения.

Решение о возобновлении постоянного проживания населения в указанных зонах, в том числе о реэвакуации населения, принимается Правительством Российской Федерации.

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:

1) назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О страховых пенсиях». В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 112-Ф3, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

2) назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)

Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой статьи 14 настоящего Закона; (в ред. Федеральных законов от 12.02.2001 N 5-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

3) назначение пенсии по случаю потери кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой — как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте): (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 18.07.2006 N 112-Ф3)

по достижении возраста, предусмотренного пенсионным законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2018 года, независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца; (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

детям, не достигшим возраста 18 лет, а также обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 25 лет; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 12.11.2018 N 409-ФЗ)

супругу (жене, мужу), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;

супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 112-Ф3)

Пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.

Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы):

1) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 112-Ф3, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

2) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 112-Ф3)

Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы):

1) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 112-Ф3, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

2) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 112-Ф3)

Гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона:

1) эвакуированным из зоны отчуждения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 10 лет независимо от продолжительности пребывания в зоне отчуждения; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 112-Ф3, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

2) переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 112-Ф3, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

Переселенным в обязательном порядке пенсионерам сохраняются в течение года все виды денежных выплат и пособий, получаемых до переселения. (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 112-Ф3)

Как будут уходить на пенсию в по радиации в брянской области в 2021 году

Гражданам, указанным в пункте 10 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается исходя из норм, установленных статьей 35 настоящего Закона, пропорционально фактически отработанному времени в зоне отселения. (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 112-Ф3)

Гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона. (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 112-Ф3)

Каждый владелец удостоверения имеет право получения социального пенсионного обеспечения на льготных условиях:

  • для работавших в зоне отчуждения либо получивших лучевую болезнь: 55 лет — для мужчин, 50 лет — для женщин. Пенсию можно получить, при наличии трудового стажа от 5 лет;
  • для инвалидов, имеющих не менее 5 лет подтверждённого стажа: 50 лет — для мужчин, 45 лет — для женщин.

Гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, а также выехавшим из этой зоны на новое место жительства в добровольном порядке в 1986 г. и в последующие годы, пенсия по старости назначается с уменьшением пенсионного возраста на два года и дополнительно на один год за каждые три года проживания на территории указанной зоны, но в общей сложности не более чем на пять лет (ст. 33, 37 этого Закона).

Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, регулируется Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. (действует с последующими изменениями и дополнениями).

Пенсии чернобыльцам в России в 2022 году

Минимальные условия по баллам, срок трудовой деятельности изменятся, а с осуществлением поправок это не связано. Нормативы повышаются, начиная с 2021, до достижения предельных показателей: по стажу — 15 лет к 2024 (рост каждые 12 мес), а по ИПК — 30 б к 2025 г. (рост на 2,4 б).

Гражданам РФ сложнее получить право выплаты по достижении лет, определенных государством. Для выхода на заслуженный отдых требовалось наработать время трудовой деятельности согласно законодательным нормам ФЗ No 400. Пенсию оформляют при наличии не менее 15 лет труда. Требования возрастают, окончательный размер зафиксирован 2024 г.

  1. Зона отчуждения. Находится непосредственно рядом с четвертым реактором. Здесь категорически запрещается проживание и любая деятельность.
  2. Зона отселения. Места, откуда люди в спешном порядке переселялись во время аварии на ЧАЭС для уменьшения радиационного воздействия.
  3. Зона с правом на отселение. В этом районе по-прежнему продолжают жить люди. Однако район хоть и считается теоретически безопасным, но постоянно контролируется учеными и медиками на наличие повышения радиационного фона. На этой территории постоянно проводятся профилактические мероприятия по охране здоровья.
  4. Зона с нормальным уровнем радиации. Территория считается официально безопасной, но проживающие здесь граждане имеют право на соответствующие льготы.

При оформлении пенсии проживающим в Чернобыльской зоне работники пенсионного фонда учитывают в том числе и в каком районе жил претендент. Учитывается категория территории и срок проживания на ней. Так, человек имеет право на льготную пенсию после года проживания в зоне отселения, 3 года – в зоне с правом на отселение и 4 года – в зоне с допустимым уровнем излучения.

Для опекунов таких детей действуют другие условия по досрочному оформлению пенсии. Для них общеустановленный возраст (60 и 65 лет) снижается на 1 год за каждые 1 год 6 месяцев опеки, но не более 5 лет в общей сложности. Требования по стажу к ним предъявляются аналогичные, как и для родителей.

Поскольку НСУ является частью ЕДВ, для его получения не требуется идти в ПФР и писать отдельное заявление. При назначении ЕДВ у ребенка-инвалида сразу автоматически возникает право на НСУ в натуральной форме, о чем в ПФР выдается соответствующая справка.

Так как размер государственных пенсий, назначаемых инвалидам и другим гражданам, подвергшимся воздействию радиации, полностью зависит от размера социальных пенсий, исходя из этого, можно рассчитать размер пенсий на 2021 год. Помимо пенсий по гособеспечению, 1 января произошла индексация страховых пенсий на 7,05%. Данное касается только тех получателей, которые считались неработающими.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение запроса Володарского районного суда города Брянска, установил:

1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Володарский районный суд города Брянска оспаривает конституционность положений частей второй и третьей статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которыми гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 данного Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 данного Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 данного Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы (часть вторая); гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 данного Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 данного Закона, не предоставляются (часть третья).

В производстве Володарского районного суда города Брянска находится гражданское дело по иску гражданина Ю.С. Ефименко к Володарской районной администрации города Брянска о признании нуждающимся в жилом помещении.

Как следует из представленных материалов, Ю.С. Ефименко, родившийся 9 мая 1995 года, проживал с момента рождения до 18 апреля 2015 года в городе Новозыбкове Брянской области, который на тот период согласно утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582 Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, был отнесен к зоне отселения, а в соответствии с действующим законодательством относится к зоне проживания с правом на отселение (постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» вступило в силу 21 октября 2015 года).

28 мая 2015 года в связи с переездом в город Брянск Ю.С. Ефименко было выдано удостоверение лица, добровольно выехавшего из зоны отселения. 6 июля 2015 года он обратился в жилищную комиссию Володарской районной администрации города Брянска с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в чем распоряжением Володарской районной администрации города Брянска от 17 июля 2015 года № 332-р ему было отказано со ссылкой на часть третью статьи 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Ю.С. Ефименко предъявил к Володарской районной администрации города Брянска иск о признании права на одноразовое улучшение жилищных условий и понуждении к включению в списки граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий. Володарский районный суд города Брянска пришел к выводу о наличии неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации подлежащих применению в данном деле положений оспариваемого Закона и, приостановив производство по делу, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности частей второй и третьей статьи 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Как утверждается в запросе, в Брянской области сложилась практика применения оспариваемых положений как исключающих возможность предоставления меры социальной поддержки в виде однократного обеспечения жилой площадью гражданам, родившимся в зоне отселения от пострадавших от воздействия радиации лиц после 1 января 1994 года, так же как и прибывшим в зону отселения и зону проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 года либо в любую из зон радиоактивного загрязнения после 1 января 1994 года (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) и впоследствии выехавшим оттуда на другое место жительства.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, как не отвечающие требованию правовой определенности, не соответствуют статьям 1, 2, 7, 19, 35 (часть 3), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они допускают отказ в предоставлении мер социальной поддержки (одной из которых является однократное обеспечение жилым помещением) детям первого поколения граждан, подвергшихся воздействию радиации и постоянно проживающих (работающих) в зоне отселения, в случае если они родились на территории, отнесенной к зоне отселения, после 1 января 1994 года.

В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Володарский районный суд города Брянска оспаривает конституционность положений частей второй и третьей статьи 22 «Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение» Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которыми гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 данного Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 данного Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 данного Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы (часть вторая); гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 данного Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 данного Закона, не предоставляются (часть третья).

В производстве Володарского районного суда города Брянска находится дело по иску Ефименко Юрия Сергеевича к Володарской районной администрации города Брянска о признании нуждающимся в жилом помещении.

Как следует из представленных материалов, Ю.С. Ефименко, родившийся 9 мая 1995 года, проживал с момента рождения до 18 апреля 2015 года в городе Новозыбкове Брянской области, который в соответствии с действующим законодательством отнесен к зоне проживания с правом на отселение. В связи с переездом из указанной зоны в город Брянск, 6 июля 2015 года он обратился с заявлением в жилищную комиссию Володарской районной администрации города Брянска о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 13, пунктом 7 статьи 17 и частью 1 статьи 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (по состоянию на 26 апреля 1986 года мать Ю.С. Ефименко — Ефименко Екатерина Александровна — проживала в городе Новозыбкове Брянской области и проживает в данном населенном пункте в настоящее время, имеет специальное удостоверение, в соответствии с которым относится к гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Распоряжением Володарской районной администрации города Брянска от 17 июля 2015 года № 332-р Ю.С. Ефименко было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях со ссылкой на часть третью статьи 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Ю.С. Ефименко обратился в Володарский районный суд города Брянска с заявлением о признании права на одноразовое улучшение жилищных условий и понуждении к включению в списки граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, не по части третьей статьи 22 Закона, как лица, прибывшего в зоны радиоактивного загрязнения после 1 января 1994 года (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией), а по пункту 7 статьи 17 и по части первой статьи 22 Закона — как лица, выехавшего добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы.

Суд в процессе рассмотрения данного гражданского дела пришел к выводу о наличии неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации подлежащих применению в данном деле положений оспариваемого закона и, приостановив своим определением от 14 сентября 2015 года производство по ходатайству представителя истца, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положений частей второй и третьей статьи 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Как утверждает заявитель, в Брянской области сложилась судебная практика применения оспариваемой нормы, согласно которой лицам, родившимся в данной зоне после 1 января 1994 года, родители которых подверглись воздействию радиации и постоянно проживают (работают) в зоне отселения, меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения жилой площадью, предусмотренные пунктом 7 статьи 17 Закона, предоставляются на тех же основаниях, что и лицам, прибывшим в зоны радиоактивного загрязнения после 1 января 1994 года (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией).

Заявитель просит Конституционный Суд провести проверку соответствия частей 2 и 3 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) статьям 1, 2, 7, 19 (части 1 и 2), 35 (части 3), 42 и 55 (часть 3) Конституции ��оссийской Федерации в отношении граждан, родившихся от пострадавших граждан после 30 июня 1986 года и родившихся после 1 января 1994 года, являющихся первым поколением и в последующем добровольно выехавших из радиоактивных зон.


Заявитель просил проверить конституционность отдельных положений Закона о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

В ответ на поступивший запрос Конституционный Суд РФ указал следующее.

Названный закон дифференцирует меры соцзащиты и условия их предоставления в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан. Такая дифференциация основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), а также позволяет учитывать постепенное снижение интенсивности облучения.

Этим законом предусмотрены в т. ч. меры соцподдержки лиц, переселенных или добровольно выехавших из зоны отселения. Одной из них является однократное обеспечение жилплощадью.

В силу оспариваемых норм гражданам, которые переселились на постоянное место жительства в зону отселения после 30.06.1986 и впоследствии добровольно выехали оттуда на новое место жительства, указанные меры соцподдержки предоставляются лишь при определенном условии. А именно: получение ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.

Граждане, переселившиеся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 01.01.1994 в зоны радиоактивного загрязнения, в т. ч. в зону отселения, не имеют права на указанные меры соцподдержки.

Такое правовое регулирование основано на том, что эти граждане, во-первых, не находились на загрязненных территориях в период максимального воздействия радиации. Во-вторых, они переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения.

Федеральный законодатель действовал в пределах дискреционных полномочий. Он стремился обеспечить адресность соцподдержки, а также предупредить возможные злоупотребления со стороны тех, кто добровольно переселился на загрязненную территорию, а затем выехал из нее на другое место жительства.

Кроме того, один из судей Конституционного Суда РФ изложил особое мнение по данному вопросу.

Проживание на данной территории также несет значительные риски для здоровья, однако переселение в безопасную местность жителей этих районов происходило, как правило, с их согласия. Географически на территории РФ она приходится также на часть Брянской области. Проживание в момент катастрофы снижает соответствующий возраст на 3 года, а каждый год нахождения там дополнительно снижает его еще на полгода.

Территориально зона включает в себя обширные территории отдельных районов регионов Центральной России, Черноземья и Среднего Поволжья. Показатели загрязненности там, как правило, редко превышают ПДК, однако требуются постоянные измерения радиационного фона. Максимальное количество лет, на которое снижается пенсионный возраст в этой зоне, составляет 3 года.

Справка! Полный перечень населенных пунктов, относящихся в той или иной зоне, определен Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года № 1074. Ознакомиться с нормативным актом можно в любом открытом источнике, в том числе и в интернете.

Как будут уходить на пенсию в по радиации в Брянской области в 2022 году

В последнее время большинство пострадавших от взрыва на ЧАЭС задавались вопросом, повысят ли в 2020 году пенсию чернобыльцам. В данный момент те физические лица, которые принимали участие в ликвидации последствий катастрофы или же перенесли заболевание, должны получать государственную выплату по старости в размере двух с половиной социальных пенсий.
Граждане, проживающие или же находящиеся на службе в населенных пунктах на загрязненных территориях, могут рассчитывать на материальное обеспечение в размере двух социальных выплат. В 2020 году пенсия чернобыльцев 1 и 2 категорий после того, как была проведена индексация в апреле, должна составлять 12400 рублей, а 3 категории – 6200 рублей.

Чернобыльцам инвалидам, которым присвоена группа на МСЭ, причина которой связана с радиационным воздействием, перечисляется пособие по инвалидности. При соблюдении вышеперечисленных критериев, человек оформляет свою пенсию. Но первая действия не прекращает, т.е. остаются обе: страховая или социальная, и пенсия чернобыльцам инвалидам в России.

Вдовы и родственники пострадавших получают 50%-скидку на квартплату, коммуналку, топливо. Им должны помогать с улучшением жилищных условий. Детей таких лиц должны принимать на льготных условиях в вузы. На работе вдов не имеют права сокращать, по крайней мере, в первую очередь.

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) выплачивается гражданам, пострадавшим от радиации, вне зависимости от других выплат. С 1 января 2020 года размер ЕДВ равен 2124 руб. За оформлением следует обращаться в отделение пенсионного фонда по месту жительтсва. Подробнее о пенсионном обеспечении граждан, пострадавших от радиации.

  • 125% — для близких родственников погибшего «чернобыльца»;
  • 200% — для граждан, работающих и живущих в зонах радиоактивного загрязнения согласно Закону № 1244-1;
  • 250% — ликвидаторам катастрофы, детям матерей одиночек или сиротам, инвалидам 1 и 2 групп вследствие радиоактивного облучения, инвалидом 3 группы, если есть несовершеннолетние иждивенцы.
  • по нормам Федерального закона № 400-ФЗ — при наличии не менее 15 лет страхового стажа и не менее 30 пенсионных баллов;
  • по нормам Федерального закона № 166-ФЗ — при наличии стажа не менее пяти лет.
  • ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров инвалидам 1,2,3 группы, а также гражданам, участвовавшим в действиях подразделений особого риска а-г , в размере – 705 руб 39 к
  • ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации аварии на ЧАЭС 86-87 г, а также в работах по объекту Укрытие в 88-90 г, гражданам, участвовавших в действиях подразделений особого риска д, участникам ликвидации катастрофы на производственном объединении МАЯК в размере – 470 руб.23 к;
  • ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, вследствие чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС :
  • Документы, подтверждающие личность обратившегося человека (паспорт, Свидетельство, доказывающее факт рождения).
  • Любая бумага, являющаяся удостоверением факта проживания либо участия в ликвидации ЧАЭС. Подавать можно военные билеты, архивные выписки, домовые книги.
  • Документ, подтверждающий факт иждивения ребенка (это касается не только случаев инвалидности).
  • Справка, которая сможет доказать, что человек пострадал от взрыва на ЧАЭС.
  • Ребенок должен числиться в детской либо взрослой (в зависимости от возраста) поликлинике.

Ежегодно 1 апреля Правительство Российской Федерации индексирует социальные пенсии на коэффициент, который зависит от темпа роста потребительских цен (уровня инфляции в стране) за прошедший год. Таким образом, с первого апреля 2020 года размер социальной пенсии увеличится на 4,1% и составит 5240,65 рублей.

  1. 12399,63 рубля — пенсия ликвидаторам ЧАЭС 2 категории; лицам, получившим заболевание от радиационных факторов; инвалиды вследствие аварии на ЧАЭС ; дети, потерявшие обоих кормильцев;
  2. 9919,70 рублей — гражданам, проживающим и работающим в специальных зонах;
  3. 6199,81 рублей — инвалидам третьей группы; остальные родственники кормильца, умершего вследствие радиационных факторов от аварии на ЧАЭС .
  1. ежегодный дополнительный оплачиваемый отдых — 14 суток. Для детей, рожденных до 1.04.1987 г., данный отпускной период тоже предусматривается, но он зависит от точного возраста человека в момент чернобыльской катастрофы и варьируется в пределах 7-14 дней;
  2. внеочередное предоставление: медлечения, обслуживания в аптеках, нового рабочего места, места в доме престарелых и т.п.;
  3. 50-процентная скидка на оплачиваемое арендуемое/нанимаемое жилье.
  • пенсионеры, которые ранее лечили заболевание, вызванное радиационным облучением вследствие катастрофы от Чернобыльской АЭС;
  • выше среднего пенсия выплачивается для инвалидов, которая получили инвалидность вследствие происшествия;
  • лица, осуществлявшие ликвидацию трагедии в 1986-1990 годах;
  • пенсионеры, которые на данный момент работают в зоне отчуждения;
  • люди, эвакуированные сразу после трагедии, а также дети, рожденные уже после эвакуации – на момент аварии находились в утробе матери;
  • в числе нововведений сегодня присутствует льгота для лиц, которые проживают или только работают в районах с льготно-экономическим статусом;
  • ранее добровольно покинувшие зоны с повышенной радиацией;
  • до сих пор получают пенсии нетрудоспособные граждане, которые ранее потеряли кормильца, участвовавшего в работах в чернобыльской зоне;
  • нетрудоспособные родственники тех граждан, которые умерли вследствие воздействия радиации от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Территориально зона включает в себя обширные территории отдельных районов регионов Центральной России, Черноземья и Среднего Поволжья. Показатели загрязненности там, как правило, редко превышают ПДК, однако требуются постоянные измерения радиационного фона. Максимальное количество лет, на которое снижается пенсионный возраст в этой зоне, составляет 3 года.

Всем украинцам, достигшим 63 лет и заработавшим установленный страховой стаж, можно рассчитывать на 40% от минимальной зарплаты, но не меньше 1497 грн. Когда минимальную зарплату повысят, то и эта сумма автоматически возрастет.

Подписанный Президентом 3 октября 2022 года закон об изменении пенсионной системы существенно скорректирует россиянам порядок выхода на страховую пенсию по старости уже с 1 января 2022 года, что в первую очередь связано с повышением пенсионного возраста — он будет постепенно увеличиваться в течение переходного периода, пока к 2023 году не достигнет окончательных величин — 60 лет у женщин и 65 у мужчин. Впервые в таком возрасте станут пенсионерами в 2028 году женщины 1968 и мужчины 1963 г.р. (см. таблицу повышения по годам рождения).

Андрей Петрович в 1986 году являлся сотрудником ЧАЭС и в результате негативного воздействия радиации получил инвалидность первой группы. Мужчина оформил необходимое медицинское заключение и получил удостоверение «чернобыльца».

Пенсия по инвалидности для таких граждан также 250% от социальной ставки. Инвалиды должны иметь свидетельство о присвоенной 1 или 2 группе инвалидности, а также своевременно проходить медико – санитарную экспертизу.

Вследствие произошедшей аварии в Чернобыле в 1986 году, люди до сих пор получают определенные выплаты – компенсацию за проживание в зоне повышенной радиоактивности. Это касается и пенсий чернобыльцам, которые претерпевают постоянные изменения – производится характерные ежегодные повышения размеров.

Обратите внимание! Если вы имеете право на несколько стандартных вычетов на себя, например являетесь одновременно чернобыльцем и Героем РФ, вам будет предоставлен максимальный из них. Суммировать вычеты и использовать их одновременно нельзя (абз. 1 п. 2 ст. 218 НК РФ).

Как пояснили в областном департаменте социальной политики, в первую очередь изменения коснутся размеров ежемесячных компенсаций за проживание в зоне (размер выплаты уменьшится на 52 рубля) и ежемесячных компенсаций за работу в зоне (размер выплаты уменьшится максимально на 520 рублей):

Льготы чернобыльцам установлены федеральным законом № 1244-1 от 15.05.1991. Пострадавшие граждане и их потомки обеспечиваются дополнительными выплатами, гарантиями по улучшению жилья и бесплатными услугами медицинских учреждений.

Подать заявление о назначении ЕДВ также можно через портал Госуслуги или Личный кабинет на сайте ПФР, для доступа в который тоже нужна учетная запись от Госуслуг. При этом при формировании заявления на электронную услугу нужно выбрать категорию, к которой относится получатель выплат.

Члены семьи погибшего (умершего) гражданина, подвергшегося воздействию радиации, а также проживающие в зоне отселения или с установленным льготно-экономическим статусом предоставляют документы, подтверждающие:

Вследствие произошедшей аварии в Чернобыле в 1986 году, люди до сих пор получают определенные выплаты – компенсацию за проживание в зоне повышенной радиоактивности. Это касается и пенсий чернобыльцам, которые претерпевают постоянные изменения – производится характерные ежегодные повышения размеров. Далее подробно будут рассмотрены законодательные акты, а также размеры подобных выплат.

Также сохранены льготы по досрочному выходу на пенсию по старости в связи с работой в тяжелых, опасных и вредных условиях труда. Например, шахтерам, горнякам, спасателям, водителям общественного транспорта и другим работникам, за которых работодатели уплачивают дополнительные взносы на пенсионное страхование. Большинство таких работников, как и прежде, выходят на пенсию в 50 или 55 лет, в зависимости от пола.

Льгота также действует для тех, кто в соответствии с прежними условиями должен был выйти на пенсию в этом году: женщин 1965 года рождения и мужчин 1960 года рождения. За счет льготы назначение пенсии им перенесено на полтора года – на вторую половину 2022-го и первую половину 2022-го.

Вследствие произошедшей аварии в Чернобыле в 1986 году, люди до сих пор получают определенные выплаты – компенсацию за проживание в зоне повышенной радиоактивности. Это касается и пенсий чернобыльцам, которые претерпевают постоянные изменения – производится характерные ежегодные повышения размеров. Далее подробно будут рассмотрены законодательные акты, а также размеры подобных выплат.

Да, Пенсионный фонд до недавнего времени не обращал внимания на эти обстоятельства, и назначал досрочную пенсию всем зарегистрированным в чернобыльской зоне без особых проблем. Но сейчас ПФР занял иную позицию.

  • перенесшие лучевую болезнь вследствие аварии и на ЧАЭС;
  • получившие инвалидность из-за облучения во время ликвидации последствий;
  • военные руководящего и рядового состава, участвовавшие в ликвидации последствий аварии;
  • население, эвакуированное из опасной зоны;
  • доноры костного мозга для оказания помощи пострадавшим от облучения в Чернобыле;
  • сотрудники АЭС и предприятий, находящихся в опасной зоне, работавшие в 1986-1987 годах;
  • граждане, постоянно проживающие в зоне с правом на отселение, в зоне со льготным социально-экономическим статусом;
  • население, выехавшее с опасной местности для проживания в другом месте.

3.1. Смородина — это зона с льготно-экономическим статусом. Досрочный выход на пенсию предусмотрен только для тех граждан, которые проживают в этой зоне. Гражданам, которые выехали из этой зоны — льгот не предусмотрено. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Проживание на данной территории также несет значительные риски для здоровья, однако переселение в безопасную местность жителей этих районов происходило, как правило, с их согласия.

Географически на территории РФ она приходится также на часть Брянской области.

Проживание в момент катастрофы снижает соответствующий возраст на 3 года, а каждый год нахождения там дополнительно снижает его еще на полгода.

Географически это довольно обширная территория, охватывающая значительные по площади местности в Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей. Степень радиоактивного загрязнения там не несет значительной угрозы для жизни человека. Проживание в данной зоне снижает возраст на 2 года и дополнительно на 1 год, но при условии трехлетнего пребывания. Общее снижение – не более 5 лет.

Территориально зона включает в себя обширные территории отдельных районов регионов Центральной России, Черноземья и Среднего Поволжья. Показатели загрязненности там, как правило, редко превышают ПДК, однако требуются постоянные измерения радиационного фона. Максимальное количество лет, на которое снижается пенсионный возраст в этой зоне, составляет 3 года.

Справка! Полный перечень населенных пунктов, относящихся в той или иной зоне, определен Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года № 1074. Ознакомиться с нормативным актом можно в любом открытом источнике, в том числе и в интернете.

Индексация пенсионных выплат для чернобыльцев происходит на общих основаниях. Так, в 2019 году страховая пенсия увеличилась на 7,05%, что превышает прогнозируемый уровень инфляции. Это произошло в январе. Социальная пенсия подросла значительно меньше – на 2,4%. Ее базовая ставка составляет 5304,57 рубля в нынешнем году.

Пенсионная реформа, суть которой заключается в увеличении возраста, когда возникает право на получение денежного пособия, взволновала многих россиян. Затронут ли изменения чернобыльцев?

Можно ли уйти на пенсию раньше с пропиской в чернобыльской зоны

Скорость наступления пенсионного возраста делит «чернобыльцев» на следующие категории:

  • Снижение пенсионного возраста на пять лет – предоставляется отработавшим в 1986 году непрерывно две недели и более в пунктах санитарной обработки или на строительных площадках. Сюда входят и люди, работавшие в 1988 году на месте аварии менее 30 дней.
  • Получение пенсии на 5 лет раньше с возможностью дальнейшего снижения пенсионного возраста, исходя из трудового стажа (при расчете за один год: 12,5 года – мужчинам, 10 лет – женщинам) – имеют право работавшие не более пяти дней в промежутке с 1 июля по 31 декабря 1986 года.
  • Уменьшение пенсионного возраста на 8 лет, с возможностью его дальнейшего снижения, исходя из отработанного стажа (по списку 2, из расчета за год: 12,5 года – мужчинам, 10 лет – женщинам) – для работавших в 1987 году от двух недель и более.
  • Уменьшение срока выхода на пенсию на 10 лет с возможностью его дальнейшего снижения с учетом трудового стажа (по списку 1, из расчета за 3 года: 10 лет – мужчинам, 7,5 года – женщинам) – работавшим на месте катастрофы с 1 июля по 31 декабря 1986 года и в промежутке с момента аварии до 1 июля 1986 года (независимо от продолжительности).

На лиц, проживавших непосредственно в зоне радиационной опасности, тоже распространяются льготы «чернобыльцев». Порядок выхода на пенсию, в этом случае, определяется следующим образом:

  • Уменьшение пенсионного возраста на 4 года с последующим его снижением за каждый год проживания или работы – для проживающих или ведущих трудовую деятельность в зоне отселения более 2 лет.
  • Снижение срока выхода на пенсию на 10 лет – эвакуированным с территорий, расположенных на удалении 10 километров от эпицентра катастрофы.
  • Наступление пенсионного возраста на 8 лет раньше – для переселенных в 1986 году с остальных районов, находящихся вблизи Чернобыльской АЭС.

Несмотря на то, что авария на ЧАЭС произошла более 30 лет назад, ущерб, нанесенный окружающей среде, будет столетиями напоминать о ней. Радиация оказывает крайне неблагоприятное воздействие на организм человека, вызывая множество заболеваний, в том числе и онкологических, и, как следствие, преждевременную смерть.

Территориально зона включает в себя обширные территории отдельных районов регионов Центральной России, Черноземья и Среднего Поволжья. Показатели загрязненности там, как правило, редко превышают ПДК, однако требуются постоянные измерения радиационного фона. Максимальное количество лет, на которое снижается пенсионный возраст в этой зоне, составляет 3 года.

Географически это довольно обширная территория, охватывающая значительные по площади местности в Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей. Степень радиоактивного загрязнения там не несет значительной угрозы для жизни человека. Проживание в данной зоне снижает возраст на 2 года и дополнительно на 1 год, но при условии трехлетнего пребывания. Общее снижение – не более 5 лет.

В 2022 году пенсии по соответствующим основаниям для жителей местностей, подвергшихся радиоактивному заражению, выплачиваются на тех же условиях, порядок их назначения остался прежним. Увеличился размер выплат, но только в соответствии с проведенными индексациями.

От аварии на ЧАЭС наиболее сильно на территории современной России пострадала Брянская область, часть населенных пунктов которой попали в зону отчуждения. Нахождение и проживание в ней запрещено. Пребывание в данной местности до эвакуации дает право на обращение за выплатами пенсионного характера на 10 лет раньше всех остальных.

Супруг умершего ликвидатора аварии имеет право на получение половины размера пенсии по старости, назначенной лицу, имеющему чернобыльские льготы и двойной размер компенсации при кончине супруга от последствий радиационного облучения. Одновременно с назначение пособия утрата кормильца дает право супругу на получение части пенсии, назначенной вне зависимости от стажа или выплат супругу.

Величина субсидий от государства напрямую зависит от обстоятельств, повлекших кончину мужа (жены). Если кончина человека не связана с последствиями облучения или полученными при ликвидации последствий травмами, то вдовец получает деньги в размере 5,4 тыс. рублей или 125% от соцпособия. При участии покойного в пожаротушении АЭС в рамках исполнения воинских обязанностей и его смерти в результате облучения, превышающего безопасные нормы, объем поддержки будет намного выше. Однако для этого получателю придется посетить госорганы и получить на руки медицинское заключение. Гарантированный размер материальной поддержки будет предоставлен только после совершения обозначенных действий. Так, при наличии результатов экспертизы вдова вправе получить повышенную преференцию в размере 200% от соцнормы (8647,48 руб.). К слову, не обратившееся вовремя за проведением медицинской экспертизы лицо может сделать это в любое время. После получения документации заявителю следует посетить ПФ РФ.

Текущее ежегодное повышение пенсий коснулось практически всех категорий, кроме работающих пенсионеров. Только их фиксированные ставки не были проиндексированы по сравнению с прошлым годом. Первая волна повышения началась с первого месяца года. Были повышены все пенсии, которые выплачиваются из средств государственного обеспечения. Это повышение составило 4,1%, что превысило размер инфляции. Кроме этого, произошла индексация и всех страховых пенсионных выплат на 3,7%. Но это коснулось только тех, кто является безработным.

  • снижение возраста на 10 лет. Инвалидам-участникам ликвидации и эвакуированным из района отчуждения лицам;
  • снижение на 5 лет. Гражданам, перенесшим заболевания при устранении последствий катастрофы и участвующих в работах по устранению аварии в районе отчуждения;
  • на 5 лет и, сверх этого, на 6 месяцев за 12 месяцев трудовой деятельности или пребывания в районе отселения (в целом не более 7 лет). Для переселенных из района отчуждения;
  • на 3 года и, сверх этого, на 6 месяцев за 12 месяцев трудовой деятельности или пребывания в районе отселения (в целом не более 7 лет). Для проживающих в районе отчуждения;
  • на 2 года и, сверх этого, на 1 за каждые 3 года трудовой деятельности или пребывания в районе с правом на отселение (не больше 5 лет). Для постоянно проживающих и выехавших добровольно с территории с правом на отселение;
  • на 1 год, и сверх этого, на 1 год за 4 года трудовой деятельности или пребывания в льготном экономическом районе. Для постоянно проживающих на этой территории граждан;
  • на 6 месяцев за каждый год работы в районе отселения (не больше 7 лет).

Данный вид пенсионного обеспечения вправе получать только лица, пострадавшие в результате аварий и катастроф радиационного и техногенного характера. Пострадавшие от событий 1986 года в Чернобыле могут получать эту пенсию при условии, что их трудовой стаж составляет не менее 5 лет.

Изменения не коснутся граждан, пенсия которым уже назначена — они продолжат получать положенные социальные и пенсионные выплаты, все приобретенные льготы будут сохранены. Также в законопроекте Правительством предусмотрена возможность выхода на пенсию досрочно при выработке большого трудового стажа (не менее 40 лет и 45 лет — для женщин и мужчин соответственно). В этом случае пенсию можно будет начать получать на 2 года раньше установленного срока, но в любом случае не ранее достижения 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами.

На пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет имеют право люди, которые были заняты на работах в 10-километровой зоне от ЧАЭС (13 населенных пунктов Украины) в 1986 году или не менее 10 суток в 1987-м. Этот факт должен быть документально подтвержден с указанием периода работы, названия населенных пунктов, зоны радиоактивного загрязнения, первичных документов, на основании которых выдана справка. Это могут быть командировочное удостоверение с отметкой о пребывании в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения.

Участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС имеют право на досрочную пенсию по возрасту и установление надбавок к ней. Для ее назначения нужно иметь удостоверение нового образца – пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий. Их меняют с 2012 года.

Дополнительно к пенсии пострадавшим назначаются надбавки. Занятым в 1986 – 1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения), в том числе временно направленным и командированным, призванным на специальные сборы военнослужащим и военнообязанным, как и участникам ликвидации других радиационных аварий, положена надбавка в размере 50 % от минимальной пенсии по возрасту (на данный момент МПВ составляет 59,97 руб.).

– По общим нормам пенсионного законодательства Республики Беларусь трудовая пенсия по возрасту в 2022 году предоставляется мужчинам 62 лет и женщинам 57 лет, которые не менее 17 лет 6 месяцев уплачивали обязательные страховые взносы в ФСЗН (так называемый страховой стаж), – сообщила заместитель начальника управления пенсионного обеспечения комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Елена Садовникова.

Пенсия по потере кормильца полагается несовершеннолетним детям в случае смерти родителя-ликвидатора вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на ЧАЭС, или его супруге, родителям нетрудоспособного возраста, оставшимся без средств к существованию.

Начисление пенсии чернобыльцам в 2021 году

Гражданам, проживающим (работающим) в зоне с правом на отселение, трудовая пенсия может быть назначена при наличии трудового стажа не менее 5 лет, с уменьшением пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые три года проживания (работы) в такой зоне, но не более 5 лет в общей сложности.

Проживающие (работающие) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые четыре года проживания (работы) в такой зоне, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Прошу дать разьяснения какими нормативно-правовыми документами и постановлениями правительства регулируется исчисление трудового стажа, для жителей г. Усть-Каменогорска, проживающих в зоне повышенного радиоционного риска?

Сотрудница нашей оганизации пошла на пенсию достигнув пенсионного возраста (58 лет) 04.09.2021 г. При этом ее( подтвержденный) трудовой стаж на 01.01.2021 г. составил 26 лет. Весь период она проживала в Усть-Каменогорске и не осуществляла трудовою деятельность за его пределами. Сотрудница получала хорошую зарплату и ее доход за три года привышал необходимый придел 39 МРП в месяц (39*1731*36 месяцев= 2 430 324 тг.). Но к сожалению она так и не получила максимальной пенсии, .т.к. при расчете трудового стажа для жителей Усть-Каменогорска применяется коэффициент 1,5 (льгота по исчислению стажа).

Рекомендуем прочесть: Компания оплачивает продление патента иностранному работнику

Для местностей № 3 и 4 ряд законодательных актов действуют только при фактическом нахождении гражданина на территории поселения и утрачивают силу при его выезде в населенные пункты, не имеющие дополнительных социальных льгот. Льготы пенсионного характера Лица, постоянно проживающие (трудоустроенные) на территориях, обозначенных Правительством, имеют право на использование льготы в форме снижения возраста для назначения пенсии. Минимальный возраст с учетом льгот возможен для мужчин в 50 лет, женщин – в 45 лет.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему прямо сейчас. Это быстро и удобно!

Лица, пострадавшие во время взрыва в чернобыльской АЭС и получившие значительный ущерб здоровью, имеют право на дополнительные льготы от государства в виде досрочного выхода на заслуженный отдых и компенсационных выплат.

Пенсия по гособеспечению предоставляется инвалидам, которые в силу проблем со здоровьем утратили возможность вести трудовую деятельность. Получателями пенсии по инвалидности являются лица, ставшие инвалидами 1, 2 или 3 группы по причине аварии на ЧАЭС:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, то Вы можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам в Москве, в Санкт-Петербурге, по всей Росссии звонок бесплатный. Звонки принимаются круглосуточно. Это быстро и удобно!


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...