Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько налог на газель в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Платежи осуществляют владельцы следующих видов транспорта:
- автомобили (грузовики и легковые);
- автобусы;
- мотоциклы;
- мотороллеры;
- квадрокоптеры весом свыше 30 кг;
- воздушный и водный транспорт;
- самоходные и гусеничные машины.
Основные изменения в транспортном налоге на 2022 год
В августе 2020 в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий полную отмену транспортного налога. Ранее планировалось освободить от уплаты собственников российских маломощных машин. На сегодня за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность уплаты налога.
Произошедшие на законодательном уровне изменения, касающиеся только юрлиц:
- Отмена деклараций по транспортному налогу. Из ФНС РФ будет приходить извещение (по аналогии с квитанцией для физлиц). Штрафа за несданную по итогам 2020 декларацию не будет.
- Обязательная подача заявления на предоставления льгот (раньше имеющиеся основания отражались в декларации). Потребуется приложить комплект подтверждающих документов.
Предусмотрено также изменения, касающиеся всех плательщиков налога:
- с 2021 объектом налогообложения стали моторные лодки мощность 5 и менее л. с.;
- расширен список дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент.
Региональные власти наделили следующими правами:
- предоставлять льготы по уплате налога;
- изменять сроки и порядок уплаты для юрлиц;
- изменять ставки налога в большую и меньшую сторону (но не более, чем в 10 раз).
Транспортный налог в 2022 году
В 2014 введены повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей (актуальный перечень представлен на сайте Минпромторга РФ). Размер коэффициента зависит от средней стоимости автомобиля (определяется на основании приказа Минпромторга РФ) и года выпуска:
Средняя стоимость автомобиля | Возраст автомобиля | Коэффициент |
---|---|---|
От 3 000 000 до 5 000 000 руб. | до 3 лет | 1,1 |
От 5 000 000 до 10 000 000 руб. | до 5 лет | 2 |
От 10 000 000 до 15 000 000 руб. | до 10 лет | 3 |
Более 15 000 000 руб. | до 15 лет | 3 |
Физические и юридические лица вправе подать заявление на предоставление льгот по уплате налога при наличии оснований.
Список автомобилей, не облагаемых налогом:
- полученные на линии соцзащиты;
- адаптированные для инвалидов;
- весельные лодки;
- сельскохозяйственная техника, зарегистрированная на владельца сельскохозяйственного предприятия;
- ряд речных и морских судов.
Собственники угнанных автомобилей временно освобождаются от уплаты налога. При возвращении машины начисления возобновляются. Доплачивать налог за пропущенный срок не требуется. Старые автомобили (выпущенные до 1994) не попадают под льготное налогообложение. Из-за несоответствия экологическим нормам допустимо применение повышающего коэффициента.
Калькулятор транспортного налога
Физлица платят налог раз в год (в кассе банка, в терминале, в онлайн-банке, на Госуслугах или на сайте ФНС). Срок зафиксирован в НК РФ — до 1-го декабря. Разрешена уплата частями. В случае опоздания с уплатой полной суммы пени начисляют только на сумму недоимки.
Сроки оплаты налога для юридических лиц
По новым правилам юрлица оплачивают налог до 5-го февраля. Но региональные власти вправе установить более поздний срок. Или затребовать внесение авансовых платежей каждый квартал (не противоречит НК РФ). Расчет при этом делают сотрудники бухгалтерии. В связи с вступлением в силу ряда изменений декларация за 2020 не нужна. Но подсчитать сумму к уплате бухгалтеру придется самостоятельно. В следующем году придет извещение из налоговой.
Уплата транспортного налога является обязанностью всех собственников автомобилей, квадрокоптеров весом свыше 30 кг, речных и воздушных судов и пр. Рассчитать налог удобнее всего с использованием онлайн-калькулятора. Принцип подсчета для организаций и физлиц не отличается. Важно проверять на сайте ФНС возможности получения федеральных и региональных льгот (автоматически не применяются, необходимо подать заявление в отделение ФНС РФ по прописке).
На год
Наименование объекта налогообложения | Ставка (руб.) на 2021 год |
---|---|
Автомобили легковые | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 12 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 25 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 50 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 75 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 150 |
Мотоциклы и мотороллеры | |
до 35 л.с. (до 25,74 кВт) включительно | 8 |
свыше 35 л.с. до 50 л.с. (свыше 25,74 кВт до 36,77 кВт) включительно | 15 |
свыше 50 л.с. до 100 л.с. (свыше 36,77 кВт до 73,55 кВт) включительно | 35 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 50 |
Автобусы | |
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно | 25 |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) | 50 |
Грузовые автомобили | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 15 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 30 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 50 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 60 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 80 |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу | 15 |
Снегоходы, мотосани | |
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно | 25 |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) | 50 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 30 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 200 |
Яхты и другие парусно-моторные суда | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 200 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 400 |
Гидроциклы | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 50 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 100 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) | 50 |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) | 175 |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) | 200 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) | 1500 |
Для юридических лиц установлены правила оплаты, по которым организации обязаны вносить авансовые платежи по итогам квартала. Срок их перечисления — 5 число второго месяца по окончании квартала (в мае, августе, ноябре). Оставшуюся сумму транспортного налога ЮЛ перечисляет до 1 марта после окончания налогового года.
Независимо от типа ТС, оплата производится по месту нахождения техники. Российское законодательство подразумевает под этой формулировкой привязанность «места нахождения» к юридическому адресу организации.
Срок уплаты транспортного налога для юрлиц в 2022 году:
- за 2021 год — не позднее 1 марта 2022 года
- за 1 квартал 2022 года — не позднее 2 мая 2022 года
- за 2 квартал 2022 года (6 месяцев) — не позднее 1 августа 2022 года
- за 3 квартал 2022 года (9 месяцев) — не позднее 31 октября 2022 года
- за 4 квартал и весь 2022 год — не позднее 1 марта 2023 года
Транспортный налог в Краснодарском крае
Юридические лица – владельцы зарегистрированных в регистрационных органах ТС должны уплачивать транспортный налог. Он не платится лишь в отношении транспорта, который упомянут в п. 2 ст. 358 НК РФ. Сумму налога налогоплательщикам-юрлицам надлежит рассчитывать самостоятельно, но декларацию по ТН больше подавать не нужно.
Организации должны уплачивать транспортный налог авансовым способом, если иной способ оплаты налога не определен в региональном законодательстве. Сроки уплаты авансов и налога с 2021 года новые.
- Что такое транспортный налог
- Кто платит транспортный налог
- Как его считать
- Какие есть ставки
- Какие есть повышающие коэффициенты
- Что там со льготами по транспортному налогу
- Как уменьшить транспортный налог
- Когда и как платить
- Что будет, если не заплатить
- Как проверить задолженность
В 2022 году повышающие коэффициенты, используемые при расчете транспортного налога для дорогих автомобилей, остаются прежними.
Средняя стоимость автомобиля | Количество лет с года выпуска | Коэффициент для налога на роскошь |
---|---|---|
От 3 млн до 5 млн руб. включительно | Не более 3 лет (для 2022 г. это 2020 год выпуска и позже) | 1,1 |
От 5 до 10 млн руб. включительно | Не более 5 лет (для 2022 г. это 2018 год выпуска и позже) | 2 |
От 10 млн до 15 млн руб. включительно | Не более 10 лет (для 2022 г. это 2013 год выпуска и позже) | 3 |
От 15 млн руб. | Не более 20 лет (для 2022 г. это 2003 год выпуска и позже) | 3 |
-
Прослеживаемость есть, штрафов нет. Когда начнутся санкции
887 2
\n\n
Налог платят организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, на которых в органах ГАИ-ГИБДД зарегистрированы легковые или грузовые автомобили. Также транспортный налог платят компании и физлица (в т. ч. ИП), владеющие зарегистрированными самоходными машинами (тракторами, экскаваторами, тягачами), вертолетами, теплоходами, катерами, яхтами, моторными лодками и другими водными и воздушными транспортными средствами.
Калькулятор налога на ГАЗ 3302 в России
\n\n
Налог надо платить только за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на налогоплательщика. При этом расчет ведется помесячно и в полных месяцах, в то время как регистрация может состояться в любой день. В связи с этим установлены следующие правила.
\n\n
Если машина поставлена на учет с 1 по 15 число месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. А если регистрация состоялась в период с 16 по последнее число месяца, то этот месяц при расчете налога не учитывается.
Налог платят организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, на которых в органах ГАИ-ГИБДД зарегистрированы легковые или грузовые автомобили. Также транспортный налог платят компании и физлица (в т. ч. ИП), владеющие зарегистрированными самоходными машинами (тракторами, экскаваторами, тягачами), вертолетами, теплоходами, катерами, яхтами, моторными лодками и другими водными и воздушными транспортными средствами.
Налог надо платить только за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на налогоплательщика. При этом расчет ведется помесячно и в полных месяцах, в то время как регистрация может состояться в любой день. В связи с этим установлены следующие правила.
Если машина поставлена на учет с 1 по 15 число месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. А если регистрация состоялась в период с 16 по последнее число месяца, то этот месяц при расчете налога не учитывается.
Для расчета и оплаты каждого вида налогов можно использовать различные льготы. Базовый перечень федеральных льгот можно найти в НК РФ. Так как транспортный налог относится к полномочиям субъектов РФ, региональные власти могут сами вводить дополнительные льготы:
- для некоторых категорий граждан (например, для пенсионеров, инвалидов и т.д.);
- по мощности автотранспорта (например, авто с мощностью до 100 л. с. могут вообще освобождаться от налогообложения);
- по экологическому классу машины (обычно речь идет о снижении ставки, но в некоторых регионах дают полное освобождение от транспортного налога для электромобилей);
- по возрасту, году выпуска ТС (например, пониженные ставки будут действовать для машин с возрастом 10-15 лет, тогда как на новые авто регионы могут повышать платежи).
Если на автовладельца-гражданина и его машину распространяются федеральные и региональные льготы, то ИФНС обязана применить их самостоятельно. Если по уведомлению видно, что налоговый орган «забыл» применить льготу или сделан неправильный расчет, можно обратиться с заявлением. Пересчитать налоговые платежи можно не только за текущий год, но и за три предыдущие года. Естественно, с заявлением нужно представить доказательства неправильного расчета, подтвердить право на льготу.
На федеральном уровне нет специальных льгот по транспортному налогу для автовладельцев. В ст. 358 НК РФ указаны только виды ТС, по которым вообще не предусмотрено налогообложение. Поэтому списки льготников нужно проверять по нормативным актам региона.
У субъекта РФ есть право вводить льготы для любой категории налогоплательщиков по транспортному налогу. Например, уменьшение или полное освобождение от платежей в бюджет может вводиться:
- для пенсионеров, предпенсионеров;
- для инвалидов определенной группы;
- для малообеспеченных семей (льготы могут вводиться для авто, которые выделены по специальным программам семей с детьми);
- для жителей сельской местности;
- для ветеранов различных категорий;
- для Героев РФ и СССР, лиц, награжденных государственными медалями и орденами.
ИФНС обязана самостоятельно снизить транспортный налог или освободить гражданина от платежей, если в нормативном акте региона установлена льгота. Также ст. 361.1 НК РФ допускает подачу заявления о предоставлении льготы, если налоговый орган не применил ее при расчете.
У каждого региона РФ свой перечень льготников, причем он может меняться каждый год. Поэтому даже на территории двух соседних областей могут применяться разные ставки и льготы по транспортному налогу. Точный перечень действующих ставок и льгот всегда можно найти на сайте ИФНС.
Чтобы уменьшить налог на авто за счет региональных льгот, можно заранее проверить, если ли в ИФНС соответствующие сведения. Например, данные о присвоении группы инвалидности автоматически отражаются в федеральном регистре, а информация о пенсионерах передается в налоговый орган из ПФР. Но по некоторым видам льгот ИФНС не сможет получить соответствующую информацию.
Например, списки ветеранов труда и боевых действий, малообеспеченных семей ведут органы соцзащиты. Там можно получить подтверждающий документ, подать его с заявлением в ИФНС. На основании заявления налоговый орган уменьшит сумму налога или вообще освободит автовладельца от платежей.
Как изменился налог на легковые авто в 2022 году
Не нужно оплачивать налоги за машину, если она не зарегистрирована в ГИБДД или уже снята с учета. Например, это может быть похищенный или уничтоженный автомобиль. Чтобы снять авто с учета и освободиться от транспортного налога, нужно своевременно подавать подтверждающие документы в ГИБДД.
Также в ст. 358 НК РФ есть список транспортных средств, за которые вообще не придется платить в бюджет:
- легковые авто с мощностью до 100 л. с., если они имеют спецоборудование для вождения инвалидами;
- легковые машины с мощностью до 100 л. с., полученные или купленные по линии соцзащиты;
- моторные лодки с мощностью двигателя до 5 л. с.
Перечисленные виды ТС имеют прямое отношение к гражданам-налогоплательщикам. Но в ст. 358 НК РФ есть и другие виды транспорта, на которые не исчисляется налог. Например, это может быть сельхозтехника (трактора, комбайны и т.д.), транспорт спецслужб, некоторые виды воздушных и водных судов.
Регионы обычно дают льготы не только по виду транспортного средства, но и по его возрасту. Например, сниженные ставки или полное освобождение от платежей может действовать на старый мотоцикл или автомобиль с периодом владения (службы) от 10-15 лет. Сроки владения и год выпуска авто проверяется по ПТС и по базе данных ГИБДД.
Мощность двигателя авто является ключевым показателем для расчета транспортного налога. Эти данные есть в паспорте каждой машины или мотоцикла, другого вида ТС. При регистрации автотранспорта указанная информация вносится в базу данных ГИБДД, будет доступна налоговому органу.
Можно ли уменьшить транспортный налог путем снижения мощность двигателя? Теоретически, такая возможность есть. Однако на практике сделать это достаточно сложно. Вот примерный алгоритм действий для установки двигателя нового типа или снижения его исходной мощности:
- нужно получить в ГИБДД разрешение на внесение изменений в конструкцию авто, предусмотренную производителем;
- через аккредитованный орган техобслуживания нужно выполнить работы на автомобиле, заменить тип двигателя или внести иные изменения в конструкцию ТС;
- через аккредитованную лабораторию нужно пройти экспертизу и оценку соответствия машины с новыми характеристиками;
- на основании свидетельства о внесении изменений в конструкцию ТС будут скорректирована база данных ГИБДД и техпаспорт;
- после завершения всех процедур налоговый орган получит информацию о новой сниженной мощности авто.
Для подавляющего большинства автомобилей выполнить все перечисленные действия невозможно. Производитель указывает в документах точные сведения о двигателе, характеристиках его работы. Менять их можно только в исключительных случаях и при подтверждении норм безопасности по техническому регламенту ТС 018/2011.
Это достаточно реальный способ сэкономить на налогах, однако и он влечет дополнительные расходы. Например, изменение вида топлива с бензинового ни дизельный (и наоборот) не позволит рассчитывать на уменьшение транспортного налога. Исключением являются только старые авто, работающие на топливе с самыми низкими классами экологической безопасности. Такие автомобили изначально не допускаются к эксплуатации, либо облагаются налогами по повышенной ставке.
Переход на другой вид топлива предусматривает изменения в конструкции авто. Поэтому для уменьшения налоговых платежей по данному основанию придется выполнить те же действия, что и при снижении мощности движка. Это очень затратно и вряд ли принес существенную экономию.
Отдельные регионы предусматривают сниженные ставки или полное освобождение от налога для электромобилей. Например, такие льготы есть в Москве, Калининградской области, ряде других субъектов РФ. Ранее в некоторых регионах были льготы для автомобилей на газовом топливе, но на 2022 год таких сведений нет.
Долги по транспортному налогу взыскиваются ИФНС через суды, а затем — через приставов. В отношении юридических лиц допускается автоматическое списание сумм задолженности (при определенных условиях). Сам факт взыскания долга не влечет лишение или ограничение права вождения.
Но при сумме долгов от 10 тыс. рублей, в том числе по транспортному налогу, пристав вправе временно лишить должника права на управление автомобилем. Также он может ввести запрет на продажу и перерегистрацию автомобиля, за который не уплачены налоги
Как и многие другие виды долгов, просрочку по транспортному налогу можно списать в ходе банкротства. Скорее всего, суммы налоговых долгов вряд ли будет достаточно для подтверждения оснований на возбуждение банкротства. Но если у вас есть большая просрочка по кредитам или другим обязательствам, в рамках банкротного дела можно одновременно освободиться и от долгов по налогам.
У наших специалистов вы можете проконсультироваться по любым вопросам, связанным с расчетом транспортного налога, уменьшением его сумм и применением льгот. Также мы поможем с защитой при взыскании, с прохождением банкротства.
Перегнать автомобиль из другой страны стоит по нескольким причинам:
- если вы хотите сэкономить на покупке импортного автомобиля;
- получить надежную машину из страны-производителя;
- приобрести редкую модель, которую сложно купить в России.
Кажется, что привезти авто из-за рубежа просто. Купил и вернулся с долгожданной обновкой в Россию (или привез с помощью посредника).
На деле придется пройти несколько этапов таможенного оформления, иначе не получится зарегистрировать авто в ГИБДД, а значит, и пользоваться на территории нашей страны тоже.
Алена Хотмирова, эксперт по таможенному оформлению:
Эти страны входят в Евразийский экономический союз и предусматривают единую таможенную территорию. В Белоруссии и Казахстане одинаковые суммы пошлин. После их оплаты при въезде в Россию останется только уплатить утилизационный сбор и оборудовать систему ГЛОНАСС. Беларусь пользуется популярностью еще и из-за близости к Европе, туда попадают неплохие модели.
С Арменией и Киргизией существенно сэкономить не выйдет, хотя там действуют льготные правила таможенного оформления. Но на границе с Россией вас, скорее всего, попросят доплатить остаток суммы за оформление, утилизационный сбор и установку ГЛОНАСС.
Согласно российскому законодательству, гражданин, продавший автомобиль, получил доход. Все виды доходов в нашей стране облагаются налогом. Поэтому продавец уплачивает налог на продажу транспортного средства (ТС).
В 2021 году в России при продаже автомобиля продавец также обязан уплатить налог. Однако согласно налоговому кодексу, есть ряд ситуаций, которые освобождают от уплаты или хотя бы снижают ее.
В текущем году были внесены изменения в Налоговый Кодекс, которые коснулись порядка предоставления деклараций при продаже автомобиля.
Налог обязаны уплачивать физические и юридические лица, которые свершили сделку по продаже автомобиля и не освобождены от его уплаты, согласно положениям НК РФ.
Оплачивают налог НДФЛ в размере 13% резиденты РФ, т. е. граждане, которые находятся на территории России не меньше 183 дней в течение года.
Нерезиденты оплачивают налог по повышенным тарифам – 30% с суммы полученного дохода.
При продаже ТС, принадлежащего компании, ставка устанавливается в зависимости от применяемой системы налогообложения.
Оплачивается налог на доходы, полученные продавцом от сделки. Например, был приобретен автомобиль за 300 тыс. руб., а продан за 400 тыс. руб. Налогообложению подлежит сумма в 100 тыс. руб.
Если автомобиль продан по цене меньшей, чем был приобретен, ничего платить не потребуется. Например, вы продаете авто за 300 тыс. руб., но приобретали его за 400 тыс. руб. Если у вас сохранился документ, подтверждающий ваши расходы, при покупке, платить ничего нужно, т. к. фактически дохода вы не получили.
Транспортный налог 2022: кто должен платить
Нужно платить налог или нет, зависит от нескольких факторов:
- сколько времени собственник владеет ТС;
- типа сделки;
- стоимости автомобиля.
Подавать декларацию и платить налог нужно, если вы владеете транспортным средством менее 3 лет. В 2021 г. подлежат налогообложению доходы, полученные от продажи автомобиля, купленного в 2018 г. и позднее.
Срок определяется по дате, с которой автомобиль перешел в вашу собственность:
- с даты подписания договора купли-продажи;
- с момента получения свидетельства о наследстве;
- с даты оформления договора дарения.
Необходимость оплаты, зависит и от способа оформления сделки:
- если был оформлен договор купли/продажи, налог платить надо;
- при оформлении договора дарения налог придется платить тому, кто получил подарок, в случае, если он был сделан не близким родственником;
- наследуемый автомобиль не облагается налогом.
Если вы продаете автомобиль, которым владели меньше 3 лет, сможете уменьшить сумму налога, оформив имущественный вычет. Можно получить вычет в размере понесенных расходов при покупке этого автомобиля или в фиксированной сумме в размере 250 тыс. руб.
Когда платить налог не нужно
В таблице представлены случаи, когда платить налог не требуется.
Ситуация
Пояснения
Особенности
Сделка не принесла прибыли
Если собственник продал ТС за туже цену, что и купил (или ниже), дохода он не получил, т. е. платить ничего не нужно
При сдаче декларации нужно приложить к ней два договора купли /продажи (при приобретении и при продаже)
Продавец владел машиной три года и больше
Продавец освобождается от уплаты налога
Декларация не сдается, поэтому доказывать ничего не нужно
Прибыль от сделки не превышает 250000 рублей
Налоговый вычет составляет 250 тыс. руб. в год, т. е. если машина стоит дешевле этой суммы налог платить не нужно
Сдавать декларацию не нужно
Продавец подарил авто
Продавец не получает доход от сделки, поэтому платить налог не нужно
К декларации прикладывается договор дарения
Автомобиль достался в наследство
Если автомобиль достался в наследство, это безвозмездная сделка
Если новый владелец решит продать ее раньше, чем через три года, надо платить налог
Уменьшить налог можно, воспользовавшись имущественным вычетом. Есть два способа его поучения:
Способ
Какие нужны документы
Имущественный вычет
Предоставление документов, подтверждающих расходы на приобретение автомобиля
Договор купли/продажи, чеки, накладные, кредитный договор, расписка
Величина имущественного вычета составит полную сумму подтвержденных расходов на покупку авто
Без подтверждения расходов
Не нужны
Максимальный налоговый вычет составит 250000 руб.
Можно воспользоваться одним из предложенных способов. Оба варианта одновременно использовать не допускается.
Размер транспортного налога включает в себя следующие факторы:
- Регион регистрации ТС.
- Период владения ТС (если необходимо рассчитать налог за неполный год).
- Вид транспортного средства.
- Мощность двигателя ТС.
Дополнительно, для автомобилей, цена которых выше 3 000 000 рублей применяется специальный коэффициент.
Формула расчета транспортного налога:
Налог = R × P × m 12 × KповR — налоговая ставка,
P — мощность ТС в лошадиных силах
m — количество месяцев владения в году
Kпов — повышающий коэффициент.Ставка определяется типом транспортного средства, мощностью и регионом регистрации. Ставки устанавливают субъекты РФ и в разных регионах они могут существенно отличаться.
Транспортный налог на роскошь: когда платится повышенный налог
В некоторых регионах могут иметь место отчетные периоды, равные кварталам, по истечение которых необходимо оплатить авансовые платежи по транспортному налогу.
Срок уплаты по итогам года также зависит от региональной политики, но этот срок не может быть ранее чем 1 февраля года, следующего за расчётным.
Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей
Для автомобилей, стоимость которых выше 3 млн. рублей предусмотрены повышающие коэффициенты:
Средняя стоимость автомобиля Возраст автомобиля Коэффициент От 3 000 000 до 5 000 000 руб. до 3 лет 1,1 От 5 000 000 до 10 000 000 руб. до 5 лет 2 От 10 000 000 до 15 000 000 руб. до 10 лет 3 Более 15 000 000 руб. до 15 лет 3 размер налога зависит от мощности двигателя и даты постановки машины на учет в ГИБДД. В момент продажи машины и снятия ее с учета исчезает обязанность в уплате налога. Но это происходит только в случае официальной регистрации сделки, а также постановки на учет автомобиля новым владельцем. В противном случае уведомления о необходимости платежа будут продолжать приходить на имя бывшего владельца.
Еще одной тонкостью является добровольное согласие владеющего автомобилем по доверенности, но не являющегося его собственником, платить налог. Это не запрещено законом. Но для этого нужно обратиться с заявлением к налоговикам.
Сумма налога
Одно из важных изменений касается суммы налога. ФНС не сможет пересчитывать сумму в большую сторону после того, как налог своевременно уплачен. Сделать перерасчет в обратную сторону (вернуть деньги в случае переплаты, либо зачесть ее в счет уплаты других налогов), наоборот, станет возможным.
Эта норма направлена на соблюдение законных интересов добросовестных налогоплательщиков, своевременно оплативших налоговое уведомление. Аналогичное условие применяется с 2019 года в отношении перерасчета по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
В 2022 году появится и еще одно изменение, касающееся транспортного налога для физических лиц. Коснется оно начислений на автомобиль, который прекратил свое существование по различным причинам. Ранее, для того, чтобы налог на уничтоженный транспорт не начислялся, в налоговую службу должна была поступить официальная информация, подтверждающая это событие.
Ее предоставляли учетно-регистрационные органы ГИБДД. Но в старой процедуре существовало множество «подводных камней», из-за которых решить вопрос с прекращением транспортного налога можно было только через суд. С 2022 года прекратить платить за уже несуществующую машину можно будет после направления заявления непосредственно в налоговый орган.
Чтобы ИФНС налог больше не считала, необходимо подать заявление в любую налоговую инспекцию. Заявление заполняется рукописным способом чернилами черного цвета или с использованием программного обеспечения, предусматривающего при распечатывании Заявления вывод двумерного штрих-кода, либо через личный кабинет налогоплательщика в электронной форме. Физлица могут подавать заявления в ИФНС или в МФЦ — на выбор.
На ответ у ИФНС — 30 рабочих дней. Если понадобятся доказательства, налоговая запросит дополнительные данные и может продлить срок, но не больше, чем на 30 дней.
Еще одно новшество связано с расширением списка моделей автомобилей, к которым с будущего года будет применяться повышающий коэффициент. В 2021-м туда добавили Skoda Kodiaq SportLine, Toyota Fortuner 2.8 Elegance, Citroen SpaceTourer Business Lounge XL и Peugeot Traveller Business VIP Long.
Размер коэффициента
Размер коэффициента составляет от 1,1 до 3. Он зависит от стоимости и новизны модели. Умножить на 1,1 сумму налога следует владельцам машин, чей возраст составляет не более трех лет с года выпуска, а стоимость варьируется в пределах 3-5 млн рублей. Максимальный коэффициент применяется к транспортным средствам, возрастом не более 20 лет со дня выпуска и стоимостью от 15 млн рублей.
Стоимость Возраст Коэффициент
3-5 млн руб. До 3 лет 1,1
5-10 млн руб. До 5 лет 2
10-15 млн руб. До 10 лет 3
15 и более млн руб. До 20 лет 3
С 1.01.2022, если у налогоплательщика изменится право на льготу, налог будет считаться с использованием коэффициента.
Он рассчитывается как отношение числа полных месяцев, когда право на льготу отсутствовало, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Месяц возникновения и месяц прекращения права принимаются за полный месяц.
Для этого:
- Прикидываешь возможности — сколько километров за год ты сможешь проезжать (если планируешь межгород) или сколько часов в году сможешь работать (если планируешь ездить по месту).
- Прикидываешь, записываешь и складываешь все возможные расходы не менее чем за год.
- Делишь сумму всех расходов за год на количество километров либо количество часов на которые ты способен. Получаешь, сколько тебе будет стоить один км. пробега или один час работы твоего грузовика.
- Изучаешь рынок, то бишь: смотришь ютуб, заходишь на биржи, посещаешь форумы и т.д. — чтобы найти как можно больше информации о реальных ценах на перевозки за км. или за час.
- Отнимаешь от этих цен величину расходов на километр пробега или на час работы и видишь, сколько чистыми может принести один километр пробега или один час работы грузовика. Умножаешь эту цифру, соответственно, на количество километров либо часов за год, на которые ты способен из пункта «1», и смотришь возможный доход за год. И вот только после этого ты можешь вывести размер дохода за месяц, разделив эту сумму на 12.
А зачем узнавать возможный доход за месяц?
Во-первых, чтобы сравнить этот доход с зарплатой наёмного водителя; а во-вторых, чтобы понять, реально ли брать грузовик в лизинг, кредит или на занятые деньги. Тут, конечно, сразу возникает вопрос, а куда же девать собственно стоимость грузовика (или автопоезда). Но в России эта величина крайне трудно предсказуема. Продав грузовик после его эксплуатации, можно как много потерять, так и наоборот — подняться относительно цены его покупки. Так что не будем закладывать его стоимость в расходы, а будем рассуждать по принципу: за столько-то лет грузовик (или сцепка) окупится и станет твоим, так сказать, чистым активом.
Ну, поехали, собственно, по пунктам. Для краткости и ясности разберём только вариант с междугородними перевозками и оплатой за километр.
Основная ошибка, которую делают частники при планировании: за ориентир берутся пробеги машин в больших конторах. Но частник никак не может проезжать столько, сколько наёмный водитель. Ведь, в отличие от него, частнику-индивидуалу приходится заниматься не только управлением машиной и экспедированием, но и: поиском работы, деловым общением с грузоотправителями и грузополучателями, документооборотом с заказчиками, оформлением отношений с государством; а также, конечно, самостоятельным обслуживанием автомобиля, покупкой запчастей и инструментов, поиском сервисов; и прочее, прочее, прочее. А вся эта работа отнимает время у собственно самих перевозок.
Вот, к примеру, ремонт. Только на то, чтобы найти какую-нибудь запчасть и съездить за ней, может понадобиться не один день. (А бывает, что приходится и заказывать…) Если сломалось то, что ты никогда не чинил сам, придётся лезть в интернет, искать и изучать, как это сделать. Если же что-то невозможно починить самому, нужно найти сервис. Но сервисы тоже бывают загружены, так что иногда приходится предварительно записываться на ремонт. А перед сервисом надо бы заехать на мойку, и если зима — там тоже можно простоять несколько часов…
Или, вот, взаимоотношения с государством. Не один день частнику приходится тратить на:
- всё, что связано с ИП: налоги, страховые взносы, отчётность, счёт в банке;
- всё, что связано с оформлением автомобиля: транспортный налог, ОСАГО, техосмотр, в некоторых случаях необходимые пропуска и прочее.
Или документооборот с заказчиками. Мало того, что документы нужно составить. Так ведь до сих пор многие из них приходится отправлять в бумажном виде почтой. А до почты ещё надо добраться — ведь она располагается не на трассах, по которым ты ездишь, а внутри городов или посёлков…
Ну и самое главное: работа ведь тоже есть не всегда. Даже если пристроишься к постоянному заказчику, он вряд ли работает 365 дней в году. Ведь существуют:
- длинные праздники, например — Новый год;
- сезонность (некоторые грузы возят только в определённое время года);
- весенние ограничения для грузовиков (в некоторые пункты не ездят в определённые весенние месяцы);
- перебои на производстве заказчика или в поставках…
- и т.д.
Так что частнику полезно помнить одно из так называемых «следствий Закона Мёрфи», которое в переформулированном для наших целей виде звучит так: «Для работы, приносящей денежную выручку, всегда остаётся меньше времени, чем ты планируешь».
Поэтому, даже если в отдельные месяцы частник и может накатывать по 15 000 км., как это делают по России машины крупных контор, в среднем по году у него редко когда выходит более 10 000 км. Но и эта цифра более оптимистичная, чем надо бы, поэтому возьмём для ровного счёта 100 000 км. в год, или 8300 в месяц. На неё и будем ориентироваться дальше при расчёте расходов.
Итак, второе и самое главное: прикидываем и записываем все возможные расходы не менее чем за год. Здесь тоже практически все частники делают ошибку, НЕ учитывая ВСЕ, абсолютны все расходы, даже мелкие. Как будто их платит кто-то другой!
Ещё хуже — когда забывают про крупные платежи, которые приходится делать редко. Например, всю резину по кругу при разумном пробеге нужно менять где-то раз в два года. И это очень серьёзная сумма. Для стандартного 5-осного автопоезда это 12 колёс, и если они стоят даже по 35 000 руб., — это уже 420 000 рублей. Делим 420 000 на два года эксплуатации, получаем = 210 000 рублей в год. Или 17 500 рублей в месяц. 17 500 рублей в месяц только на резину.
Поэтому, когда тебе кто-то говорит: «я за месяц отбиваю на фуре столько-то», спрашивай у него: а учитывает ли он вот такие, как резина, крупные, но не ежемесячные траты? Вряд ли. Но мы будем делать правильно, поэтому те расходы, которые на этот год могут не выпасть, будем делить на годы эксплуатации и вписывать в этот конкретный год.
Сначала считаем все постоянные расходы — это те, которые ты будешь платить обязательно, независимо от наличия или отсутствия у тебя работы и доходов. Считаем эти расходы за год.
Страховые взносы и налоги ИП. Берём вариант с патентом, стоимость которого в среднем 50 000. Это самый простой и, в общем-то, самый дешёвый вариант налогообложения. Правда, он не подойдёт тем, кто хочет работать по НДС-ным ставкам или пополнять свой автопарк с помощью лизинга — таким нужна ОСНО — Общая система налогообложения. Итак, берём патент, который, к тому же, с 2021 года можно уменьшать на обязательные страховые взносы, размер которых в 2022 году составит 43 211 рублей. Итого всё вместе за год: ≈ 50 000
Обслуживание счёта в банке. Есть разные варианты — всё зависит от количества платежей. Возьмём попроще — 500 р/мес. За год: ≈ 6000
Транспортный налог. Зависит от региона и мощности двигателя. В среднем: ≈ 35 000
Техосмотр. В этом году ситуация изменится, так как: во-первых, с 1-го марта вводится штраф за отсутствие диагностической карты в 2000 рублей; а во-вторых, машины теперь должны фотографироваться в месте техосмотра. Пока официальные цены примерно такие: 1500 за грузовик и столько же за прицеп. Итого: ≈ 3000
ОСАГО, в некоторых случаях — КАСКО. Ну, посчитаем только ОСАГО. В основном зависит от количества водителей и безаварийного стажа. Ну, пусть будет: ≈ 10 000
Водительская медсправка. ≈ 1000 Кстати, обязательный предрейсовый медосмотр тоже стоит денег, если его проходить. Также, в некоторых случаях для перевозки продуктов может потребоваться личная санитарная книжка (примерно 2000 руб. в год), а также сан-обработка кузова (примерно 2000 руб. в месяц). Здесь мы их писать в расходы не будем, но тем, кто хочет зарабатывать на рефе, нужно иметь это в виду.
Тахограф (при том, конечно, что он уже установлен). Это как раз тот случай, когда про расход забывают, поскольку происходит он редко — раз в три года. Поверка — около 4000 руб., замена блока СКЗИ — около 20 000 руб., карта водителя — около 4000 руб. Делим на три года, получаем за всё вместе в год: ≈ 9000
Базовая стоянка. У настоящего частника обязательно должно быть место, где он может самостоятельно обслуживать автомобиль, а также хранить свои: инструменты, электроинструменты, сварку, приспособления, запчасти, колёса… ну и прочие сокровища водителя-индивидуала. Кроме того, на этой стоянке можно оставлять легковую, когда уезжаешь в рейс. Конечно, если есть свой большой частный участок, куда можно впихнуть автопоезд, это хорошо, но таких мало. ≈ 50 000
Сервис по поиску грузов, то бишь биржи типа АТИ: ≈ 20 000
Итого постоянных расходов:
- ≈ 184 000 р/год, или
- ≈ 15 000 р/мес.
Изменения по транспортному и земельному налогу в 2022-2023 годах
А теперь, наконец, подведём итог по всем расходам за год.
Постоянные 184 000 + рейсовые и постоянные эксплуатационные 2 376 000 + приплывающие-нерегулярные 480 000 ≈ 3 040 000.
То есть, аккурат, три миллиона за год. Теперь делим их на предполагаемый годовой пробег 100 000 км. и получаем 30 рублей/километр. Таким образом определилось, что для стандартного автопоезда каждый километр в начале 2022 года стоит примерно 30 рублей.
Далее смотрим на ставки, точнее — на цены за километр. Да, конец 2021 года был хорошим для многих перевозчиков. Например, цены на реф были около 55 руб. / км. (с НДС) на круг. Но наш расчёт — скорее для тентов или штор, да и без НДС, опять же. Ну, хорошо, возьмём для расчёта 50 руб. / км. на круг. Далее — вроде бы всё просто: 50 руб. дохода – 30 руб. расхода = получаем чистыми 20 рублей с километра. Умножаем их на 100 000 км. пробега за год, получаем 2 000 000, начинаем делить на месяцы…
Но, стоп: ведь оплачиваются-то, как правило, не все километры пробега. Например, перевозчик «трамваит» по маршруту Питер — Москва — Питер. Грузы есть туда и обратно, но клиенты разные. В Москве (а «Москва» для грузоперевозчика — это нечто в границах ЦКАД, а то и 108-й), так вот, в этой Большой Москве он выгружается где-нибудь в Селятино, потом едет 150 км. либо по 107-й, либо по ЦКАДу, чтобы загрузиться обратно где-нибудь в Ногинске. Таких рейсов у него 5 в месяц. То есть, каждый месяц у него 750 неоплачиваемых километров, а это 9000 км. в год. Ну, вообще, конечно, сложно сказать, у кого сколько холостых пробегов, но как минимум это процентов 5. Поэтому для наших расчётов отнимаем 5000 неоплачиваемых километров в год. Пересчитаем заново. Умножаем чистые 20 рублей с километра уже не на 100 000 км., а на 95 000. Получаем теперь не 2 000 000 в год, а 1 900 000. Вот теперь настало время разделить их на 12, чтобы посмотреть теоретический чистый доход за месяц. Делим / получаем: 160 000 рублей в месяц.
Повторю ещё раз: 160 000 рублей в месяц при наличии постоянной работы на весь год по цене не менее 50 рублей за километр на круг. Если на круг будет 40 руб/км., доход составит уже только 10 рублей с километра. 10 × 95000 / 12 = 79 000. Всего 79 000 рублей в месяц при 40 рублях / км.
- На начало 2022 года брать свою фуру для работы по цене менее 50 руб. / км. на круг смысла нет.
- Если взять сцепку тент/штору за свои 3 миллиона кататься по цене не менее 50 руб. / км. на круг, то в принципе можно отбить её года за 2, если самому при этом жить на 30 000 в месяц.
- Взять сцепку в лизинг под работу 50 руб. / км. на круг нереально. Чтобы частник-одиночка мог потянуть лизинг при пробегах, на которые он физически способен, он должен работать по цене не менее 70 руб. / км. на круг.
Расчёты сделаны по состоянию цен на начало 2022 года.
На сайте налоговой службы нельзя узнать размер транспортного налога по номеру машины, хотя такие данные есть в базе. Также не получится это сделать и на сторонних интернет-ресурсах, которые предоставляют подобные услуги. Это небезопасно, потому что данные паспорта, ИНН, необходимые для этой процедуры, могут попасть в руки злоумышленников.
На портале Госуслуг также доступна информация по транспортному налогу. Чтобы ее получить, необходимо зайти в личный кабинет, затем перейти в меню «Проверка налоговых задолженностей». Там будет сумма задолженности по ИНН.
В России функционирует ряд нормативов и актов, устанавливающих обязанности граждан по уплате трех основных видов имущественных налогов. Помимо самого налога на имущество, к числу пошлин такой категории относятся транспортные и земельные налоги. По текущему законодательству, денежные средства адресуются бюджету муниципального образования, на территории которого проживает человек, осуществивший соответствующие платежи.
Похожие записи: