Как учесть налоги доначисленные по итогам проверки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учесть налоги доначисленные по итогам проверки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Начнем со штрафов и пеней. Их, независимо от периода, за который они начислены, а также и от вида налога, в бухучете относят на финансовый результат. То есть в расходах они не учитываются. Учетную запись нужно делать по дате вступления в силу решения, вынесенного по результатам проверки.

Это будет проводка:

  • Дебет 99 кредит 68
    • начислены штраф и пени по результатам налоговой поверки.

Решение по проверке вступает в силу по истечении месяца со дня его вручения, а вручают его в течение 5 рабочих дней после принятия (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если инспекция направляет решение заказным письмом, тогда будет считаться, что решение получено через 6 рабочих дней с даты отправки (п. 13 ст. 101 НК РФ).

В налоговом учете суммы штрафов и пеней тоже не относятся к расходам. Это запрещено подпунктом 2 статьи 270 НК РФ.

Как учесть налоги, доначисленные по итогам проверки?

Как можно расценивать доначисленные по итогам проверки налоги?

Это не что иное, как ошибки. Неважно, что их обнаружили не вы, а проверяющие. Исправлять их придется вам. И порядок исправления зависит от периода, к которому такая ошибка относится. Варианты будут такие:

  • налоги, доначисленные за текущий год, учитываются на дату решения налоговой инспекции, вынесенного по результатам проверки. Их отражают теми же проводками, которыми начисляются соответствующие налоги;
  • налоги, относящиеся к прошлому году, при условии, что годовой баланс еще не утвержден, нужно доначислить в декабре прошлого года;
  • налоги, относящиеся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, отражаются в учете в зависимости от существенности доначисленной суммы (с учетом требований ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»).

Так, несущественные ошибки отражают на дату вступления в силу решения по проверке, то есть на дату обнаружения. В бухучете доначисленные налоги относят в прочие расходы, кроме доначисленного налога на прибыль – его относят на финансовый результат.

Проводки будут такие:

  • Дебет 91 Кредит 68
    • доначислены налоги по результатам налоговой поверки;
  • Дебет 99 Кредит 68, субсчет расчеты по налогу на прибыль
    • доначислен налог на прибыль по результатам налоговой поверки.

Существенные ошибки отражают по дебету счета 84 и пересчитывают при этом в текущей отчетности сравнительные показатели прошлых лет.

Проводка такая:

  • Дебет 84 Кредит 68
    • доначислены налоги по результатам налоговой поверки.

Доначисление налогов по результатам налоговой проверки — самый распространенный вариант доначисления.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки.

Камеральная проверка (КНП) регулируется ст. 88 НК РФ. Следует понимать, что камеральной проверке подвергается каждая сданная декларация, в том числе и уточненная. Поэтому предотвратить камералку нельзя никакими методами. Проверке при камералке подвергается исключительно декларация/расчет. Налоговики в рамках камеральной проверки могут потребовать пояснений, но никак не предоставления документов. Исключение составляют документы, предоставить которые обязывает закон, например, подтверждающие применяемую льготу.

Подробнее о камеральной налоговой проверке читайте в нашей подборке о КНП.

Выездная налоговая проверка (ВНП) — это более масштабное мероприятие, к которому налоговики готовятся долго и серьезно. И уж если к вам пришли с выездной проверкой, можете не сомневаться, что в итоге вы получите решение о доначислении налогов.

Выездная налоговая проверка приходит не ко всем бизнесменам. Ее можно предвидеть и предотвратить. Налоговики никогда не нагрянут ни с того ни с сего. Бизнесмен получит массу звоночков перед получением решения о проведении ВНП. Это могут быть вызовы на комиссии по разрывам, запросы документов вне рамок проведения проверок, допросы в качестве свидетелей и так далее.

Налоговая разработала регламент, по которому налогоплательщик сможет самостоятельно определить свои риски в отношении проведения ВНП.

ВАЖНО! Регламент приведен в приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333

Но налоговая сейчас работает на то, чтобы производить большинство доначислений без выезда, что значит — доначисление налога по КНП встречается достаточно часто. Особенно в отношении НДС.

Если говорить о безвыездных доначислениях, то налоговики в этом вопросе стараются не столько сделать доначисления по проверке в налоговом учете, сколько стимулировать налогоплательщика доплатить самостоятельно. И здесь первенство по самостоятельным доплатам занимает, конечно, НДС.

Программное обеспечение налоговой позволяет контролировать собираемость НДС на достаточно высоком уровне. Система работает так, что налогоплательщик может попасть на доначисление не только и не столько за собственные ошибки, сколько за ошибки и неблагонадежность своих поставщиков или покупателей.

Налоговики проверяют цепочки по НДС, а если находят разрыв, начинают его отрабатывать, ища выгодоприобретателя.

Как ищут выгодоприобретателя, мы писали в статье «Что делать, если появился разрыв по НДС».

Как проявляется разрыв? Бывают разные случаи:

  • счета-фактуры в книгах покупок и книгах продаж поставщиков и покупателей не «бьются»;
  • контрагент не уплачивает налог;
  • контрагент обнулил декларации, подав уточненки;
  • контрагент ликвидирован.

Так как все уточненные декларации подвергаются камеральной проверке, то при обнаружении разрыва в уточненной декларации кого-либо из контрагентов можно столкнуться с доначислением налогов за прошлые периоды.

Налоговики, как правило, сначала советуют убрать вычет и доплатить налог самостоятельно. Налогоплательщик может согласиться и выполнить требование. В противном случае он, скорее всего, получит решение налоговой о доначислении НДС или даже решение о ВНП. Но при наличии уверенности в своей правоте можно оспорить доначисление налогов.

Многие предприниматели зачастую опасаются налоговиков и готовы выполнить даже незаконные требования. Но не надейтесь, что, идя на поводу у них, вы легко отделаетесь. Тем самым вы лишь покажете, что с вас можно требовать незаконной уплаты.

Есть ли у вас налоговые долги? Как это узнать, описано в статье «Как проверить долги по налогам у ИП и ООО».

В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?

Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.

Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки. Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия. Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

ФНС разместила письмо №БС-4-11/20019@ «О налогообложении» от 16 ноября 2015 года. Этот нормативный акт разъясняет основания доначисления. В частности, платежи могут быть увеличены тогда, когда налоговая установила и доказала факт получения плательщиком доходов, не указанных в декларации. Представители ФНС также должны найти источник поступления дохода, его вид и время получения.

Рассмотрим другие основания доначисления:

  • Обнаружение налоговой выгоды, достигаемой через дробление бизнеса.
  • Образование подконтрольных ЮЛ.
  • Бухгалтер допустил ошибку при расчете налогов.

Доначисление выполняется тогда, когда фактически лицо должно уплатить большую сумму налогов, чем нужно.

Рассмотрим пример уплаты доначисленных налогов, если они начислены в ходе выездной проверки. Необходимо составить платежное поручение на перечисление налогов. Заполняется оно на основании Приложения №2 к Приказу Минфина №106н от 24 ноября 2004 года. В частности, плательщику нужно правильно заполнять поля:

  • В поле 104 нужно прописать код бюджетной классификации. Коды утверждены Приказом Минфина №150н от 30 декабря 2009 года. Если это поручение на уплату налогов, нужно указать код 182 1 01 01011 01 1000 110.
  • В поле 106 нужно указать основание платежа.
  • В поле 107 указывается периодичность оплаты налога.
  • В полях 108 и 109 прописываются реквизиты документа, на основании которого совершается платеж.
  • В поле 110 указывается вид платежа. Если это перечисление налога, нужно прописать «НС».

Нужно помнить, что обязанность плательщика – это не только уплата доначисленного налога, но и отражение операций в учете.

Доначисление налога на прибыль возможно при наличии этих обстоятельств:

  • Занижение доходов предпринимателем.
  • Завышение трат.
  • Наличие ошибок в декларации.

Если занижение трат произошло в предыдущем периоде, предпринимателю не нужно подавать уточненную декларацию. За него это сделает сама налоговая. В частности, представители органа выполняют доначисление суммы, а затем отражают ее в карте учета расчетов.

Иногда возникает потребность в аннулировании трат не только в бухучете, но и в налоговом учете. Рассмотрим пример. В бухучете нынешнего года требуется отразить прибыль предыдущих периодов. Создается постоянная минусовая разница.

К СВЕДЕНИЮ! В большинстве случаев изменения в бухучете не влекут за собой корректировки в учете налогообложения.

Представители государственной структуры выполняют доначисление по итогам установления верности назначения цен по сделкам. Доначисление выполняется только тогда, когда цена сделки отклоняется от расценок на рынке более чем на 20%.

При увеличении суммы налогов представители налоговой должны руководствоваться статьей 40 НК РФ. Это статья, которая устанавливает принципы определения стоимости товаров и услуг. В этом нормативном положении указаны основания доначисления. В частности, это процент отклонения от рыночных цен.

Если предприниматель не согласен с доначислением, он может оспорить решение на том основании, что представители нарушили положения статьи 40 НК РФ. К примеру, часто нарушается пункт 3 статьи 40 НК РФ. В этом случае налоговики не устанавливают рыночные цены. При перерасчете налога применяется показатель себестоимости. Подобное решение признается незаконным (пункт 4 Письма Президиума ВАС №71).

Что и как нужно исправить в учете по результатам налоговой проверки

Налоговики обратились в суд с иском о взыскании недоимки. Последняя сформировалась по итогам занижения налоговой базы. Однако организация не признала своей вины. Обосновала она свою позицию тем, что налоговики неправильно использовали положения статьи НК РФ. Из-за этого произошел необоснованный перерасчет объема налогов.

Арбитражный суд встал на сторону организации.

Обосновал он свое решение тем, что за месяц, в котором налоговики обнаружили занижение цен, наблюдался разброс цен.

То есть установить среднюю рыночную стоимость сложно. Суд установил, что налоговики нарушили пункт 3 статьи 40 НК РФ, так как показатели уровня рыночных цен не анализировались.

А потому требования истца были отклонены (пункт 5 письма Президиума ВАС №71). Имеет смысл проанализировать это судебное решение. Для отстаивания своей позиции имеет смысл апеллировать к нарушению НК РФ. Если человек не ориентируется в законодательстве, рекомендуется обратиться за анализом ситуации к юристу.

Здесь нужно руководствоваться тем, что:

бухгалтерские ошибки прошлых периодов исправляют в том периоде (месяце), в котором они обнаружены

Об этом говорит п. 9 Методрекомендаций № 356* (см. также письмо Минфина от 23.02.2010 г. № 31-34000-20-10/3939).

* Методические рекомендации о применении регистров бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минфина от 29.12.2000 г. № 356.

Доначисление налога на прибыль по результатам проверки — не что иное, как исправление допущенной ранее ошибки. Поэтому в общем случае доначислить налог и финансовые санкции, указанные в налоговом уведомлении-решении (НУР), и внести соответствующие корректировки в финотчетность придется уже в периоде (месяце) его получения.

  • Результаты проверки в бухучете отражают в периоде, в котором согласовано НУР.
  • Доначисление налога на прибыль за прошлые годы показывают через корректировку нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) корреспонденцией: Дт 441 (442) — Кт 641.
  • Для исправления выявленных в ходе налоговой проверки ошибок УД, как правило, не подают, а сумма ошибки проходит только в ИКП.

Особенностью составления актов проверок контролирующих органов является то, что такой орган обязан самостоятельно определить сумму налогового обязательства налогоплательщика в случае, если данные документальных проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях.

Информация о таком самостоятельном определении содержится в разделе «Вывод» акта документальной проверки, в котором отражается обобщенное описание обнаруженных проверкой нарушений налогового и валютного законодательства со ссылкой на подпункты, пункты, статьи нормативно-правовых актов. Обнаруженные нарушения отражаются в гривнях в разрезе налогов, сборов и других обязательных платежей с разбивкой по годам и налоговым периодам, в пределах проверяемого периода.

В самом акте не допускается определение вида и размера штрафных (финансовых) санкций и административных штрафов за установленные нарушения.

Рассмотрим подробнее проверки органов Государственной налоговой службы Украины (ГНС), поскольку именно этот контролирующий орган чаще всего «тревожит» налогоплательщиков по вопросу проверок соблюдения правил налогообложения.

После составления акта орган ГНС выписывает налоговые уведомления (письменные уведомления налогового органа об обязанности налогоплательщика уплатить сумму налогового обязательства) или их разновидности — налоговые уведомления-решения (разница заключается в том, что налоговое уведомление-решение содержит еще и сумму штрафов и пени), а также протоколы о привлечении к административной ответственности. Напомним, что эти решения можно обжаловать в установленном Законом №2181 порядке.

Порядок направления налоговых уведомлений установлен Приказом №253. По результатам проверки выписываются налоговые уведомления формы «Р». Налоговое уведомление составляется на рассчитанную сумму налогового обязательства (с учетом штрафных (финансовых) санкций при их наличии) по каждому отдельному налогу, сбору (обязательному платежу). Если налоговый орган произвел расчет сумм налоговых обязательств по нескольким налогам, то составляется соответствующее количество налоговых уведомлений. Если законодательством предусмотрено предоставление расчета штрафных санкций плательщику, то такой расчет прилагается к соответствующему уведомлению-решению.

Налоговое уведомление считается отправленным (врученным) юридическому лицу, если оно передано должностному лицу такого юридического лица под расписку или отправлено письмом с уведомлением о вручении. Обращаем внимание — только должностному лицу и только под расписку! То есть вручение налогового уведомления «кому-то в офисе» (напомним, что должностными лицами на предприятии являются лица, на которых возложено выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, т. е. директор, его заместители, главный бухгалтер и т. п.), без заполнения корешка с необходимыми данными получателя (должность, фамилия, дата получения) или отправка простым письмом не являются основанием считать такое налоговое уведомление врученным. Следовательно, и согласование сумм налоговых обязательств, указанных в таком уведомлении, не произойдет!

Но есть и «обратная сторона медали». В случае если налоговый орган или почта не может вручить налогоплательщику налоговое уведомление в связи с невозможностью найти должностных лиц, их отказом принять налоговое уведомление, невозможностью найти фактическое место расположения (место нахождения) налогоплательщика, то в день поступления в ГНИ такой информации оформляется соответствующий акт, в котором указывается причина, приведшая к невозможности вручения налогового уведомления. Указанный акт приобщается к делу налогоплательщика, а налоговое уведомление размещается на доске налоговых объявлений (сообщений), установленной на свободном для обзора месте около входа в помещение налогового органа. При этом день размещения такого налогового уведомления на доске налоговых объявлений (сообщений), зафиксированный в акте о причинах невозможности его вручения налогоплательщику, считается днем его вручения.

Особенности доначисления налогов организации

Предприятия не являются плательщиками этого налога, но они выступают налоговыми агентами, т. е. лицами, на которых законом возложена обязанность удержания налога. Предприятия отчитываются в ГНИ о суммах удержанного и уплаченного налога на доходы физических лиц по форме №1-ДФ, утвержденной приказом ГНАУ №451. Форма не предусматривает отражения в ней штрафов и пени, но особого внимания требует отражение доначислений.

Согласно Порядку №451, корректировка поданного и принятого налогового расчета проводится на основании самостоятельно обнаруженных налоговым агентом ошибок, а также на основании уведомлений об ошибках, обнаруженных органом государственной налоговой службы. Порядок не указывает, что именно считать уведомлением об обнаруженных ошибках, но мы считаем, что таким уведомлением является и акт проверки.

Обратимся к пп. 20.3.2 Закона о доходах: «В случае, когда налоговый агент до или во время выплаты дохода в пользу налогоплательщика не осуществляет начисление, удержание или уплату (перечисление) этого налога, ответственность за погашение суммы налогового обязательства или налогового долга, возникающего вследствие таких действий, возлагается на такого налогового агента. При этом налогоплательщик — получатель таких доходов освобождается от обязанностей погашения такой суммы налоговых обязательств или налогового долга«.

Таким образом, если налоговый агент до выплаты дохода физическому лицу не совершил хотя бы одного из действий, предусмотренных законом, т. е. не начислил, или не удержал, или не перечислил налог, и это было обнаружено проверкой, то ответственность за уплату такого налога возлагается на такого налогового агента, а физическое лицо освобождается от его уплаты. Заметим, что в данной норме речь идет только о налоге с тех доходов, которые были фактически выплачены.

Таким образом:

а) если налог не был начислен и не был удержан — уточняющая форма №1-ДФ не подается;

б) если налог был удержан, но не начислен (т. е. не отражен в форме №1-ДФ), а также если налог был начислен, но не удержан, необходимо подать уточняющую форму №1-ДФ;

в) если налог был удержан в большей сумме или с дохода, не подлежащего обложению налогом, также стоит подать уточняющую форму №1-ДФ. В этом случае вследствие исправления ошибки возникает переплата на лицевом счете в ГНИ и задолженность перед физическим лицом в части излишне удержанного налога. Такая задолженность должна быть отражена в бухгалтерском учете и погашена в обычном порядке (например при выплате очередной зарплаты, если физическое лицо — работник предприятия).

Инструкция о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы утверждена Приказом №339. В расчетной ведомости о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд для отражения сумм доначисленных страховых взносов, штрафа и пени служит строка 4 «Начислено по актам за отчетный период, всего» с расшифровкой по видам доначислений. По нашему мнению, в случае обнаружения завышения сумм страховых взносов по результатам проверки в упомянутой строке нужно указать такую сумму завышения со знаком «-«.

Форма отчета о начисленных взносах утверждена Постановлением №21. В строке 4 «Начислено по актам ревизий взносов» страхователь отражает суммы доначисленных страховых взносов при проверке и сверке правильности начисления и перечисления страховых взносов в соответствии с составленными актами. В строке 5 «Начислено по актам ревизий пени» страхователь отражает начисленные инспекторами Фонда суммы пени за несвоевременную уплату страховых взносов и других поступлений в Фонд.

Для отражения результатов проверки следует пользоваться Методическими рекомендациями №117.

В строке 6 «Начислено по актам, всего» указываются суммы доначисленных взносов из фонда оплаты труда и других выплат, которые обнаружены во время проверки плательщика и сверки правильности начисления и перечисления страховых взносов, а также суммы начисленной пени и штрафа.

В строке 7 «Не принято в зачисление расходов» указываются суммы неправильно начисленных расходов по социальному страхованию, а также суммы зачисленных расходов на выплаты по социальному страхованию, которые фактически не выплачены пострадавшим, но дела которых приняты Фондом, и долг пострадавшим выплачивается рабочими органами исполнительной дирекции Фонда.

В строке 8 «Доначисленные суммы страховых взносов» указываются суммы доначисленных взносов из ФОП и других выплат, которые обнаружены во время проверки плательщика и сверки правильности начисления и перечисления страховых взносов.

В строке 9 «Начислено пени» указывается пеня, начисленная с сумм недоимки за каждый просроченный день и исчисляемая исходя из 120% годовых учетной ставки Национального банка Украины (далее — НБУ), действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь период. Расчет суммы пени осуществляется по формуле:

П = (120% х (УС : 365) : 100 х Н х Кпд,

где УС — учетная ставка НБУ на момент уплаты;

365 — количество дней года;

Н — недоимка по взносам;

Кпд — количество просроченных дней неуплаты взносов.

Пеня начисляется со следующего дня после получения заработной платы и по день уплаты платежа. Пеня на пеню не начисляется.

В строке 10 «Начислено по актам штрафа» указывается сумма штрафа за несвоевременную уплату страховых взносов и пени.

Заметим, что сумму доначисленных взносов в фонды обязательного государственного социального страхования в части начислений на фонд оплаты труда предприятие — плательщик налога на прибыль может включить в состав валовых расходов на основании пп. 5.2.7 Закона о прибыли. Для отражения расходов, не учтенных в предыдущих налоговых периодах в связи с допущенной ошибкой и обнаруженных в отчетном периоде, в декларации о прибыли предусмотрена строка 05.2.

Это же касается и случаев, когда по результатам проверки обнаружено завышение налогов или сборов, ранее включенных в состав валовых расходов. В случае если завышение валовых расходов привело к занижению налога на прибыль, нужно подать уточненную декларацию о прибыли и заплатить штраф в размере 5% суммы заниженного налога за самостоятельно обнаруженную ошибку.

При отражении результатов проверки в бухгалтерском учете на основании акта и полученных уведомлений-решений (разумеется, когда плательщик не начинает процедуру апелляционного обжалования таких решений) необходимо:

1) устранить допущенные искажения и ошибки: провести корректировку сумм расходов и доходов, финансовых результатов, использования прибыли, расчетов и других статей баланса;

2) отразить в учете суммы доначисленных налогов и сборов, примененных финансовых санкций и начисленную пеню (в периоде согласования налоговых обязательств).

Контролеры доначислили налог на прибыль: отражаем в учете

Если вы «напросились» на выездную проверку, доначисления в таком случае практически обязательный «бонус». Поэтому, как и говорилось, исчерпывающего перечня причин, по которым доначисляют НДС, нет. И это логично – в законодательстве невозможно учесть специфику бизнеса и учетной политики каждой компании. Инспекторы оставляют за собой право – верить вам на слово (доверять информации, представленной в декларации) или усомниться в вашей честности, назначить выездную проверку и доначислить налог.

Рассмотрим несколько ситуаций, которые могут вдохновить инспекторов на доначисления:

  • Если ваша компания начисляет сотрудникам слишком низкие зарплаты, а в бюджет направляет соответствующего уровня налоги.
  • Сомнительные сделки с минимальным доходом или заключенные с ненадежным контрагентом также вызовут подозрения у ИФНС.

Налоговая проверка контрагента

  • Налоговики обратят внимание на организацию, которая терпит убытки два года подряд, и придут в гости, чтобы понять, почему доходы не увеличиваются, а расходы растут.
  • Компания заявляет слишком большие суммы вычетов

«Безопасная доля вычетов по НДС в 2019 году»

Когда организация несколько раз проигнорировала запросы инспекции, налоговики не сочтут «неудобной» возможность самим приехать к вам и доначислить НДС.

«Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС?»

  • Компания должна была возмещать НДС и не сделала этого.

Вoзмeщeниe НДC – вoзвpaт нaлoгa для юpидичecких лиц в 2019 гoдy

  • Одна из самых спорных ситуаций – является ли основанием для доначисления НДС наличие в выписке банка сведений о поступлении на расчетный счет компании денежных средств?

Официальной позиции нет, ответ на этот вопрос неоднозначный и его следует искать в многочисленных судебных постановлениях.

К примеру, в постановлении ФАС Уральского округа от 08.05.2013 N Ф09-3523/13 по делу № А34-2619/2012 говорится, что выписка банка при отсутствии договоров, счетов, накладных или иных документов, свидетельствующих о реализации товара (работ, услуг), не может являться доказательством их оплаты (предоплаты). То есть доначисление НДС неправомерно. Аналогичные выводы содержатся в нескольких десятках подобных документов.

Зато согласно постановлению ФАС Северо-Западного округа от 01.12.2008 по делу № А56-43925/2007, суд пришел к выводу, что, поскольку предприниматель не представил в инспекцию первичные документы, налоговый орган правомерно доначислил НДС на основании сведений о выручке, подтвержденных выписками банка.

В постановлении ФАС Уральского округа от 02.09.2009 N Ф09-6426/09-С2 по делу № А71-12904/2008А24 сказано, что налоговики вправе использовать во время проверки все имеющиеся сведения о налогоплательщике, в том числе свидетельствующие о поступлении денежных средств на расчетный счет.

Словом, лучше самим предоставить в инспекцию полный пакет документов, свидетельствующий об открытости вашего бизнеса, чем дать повод налоговикам за вас додумывать способы оптимизации налоговой базы, к которым гипотетически может прибегать ваша компания.

  • Реорганизация или так называемое дробление бизнеса

Является одним из двух законодательно закрепленных оснований для проведения внеплановой выездной проверки. И доначисление НДС в таком случае – обычное дело. В письме от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ ФНС пояснила: для ее сотрудников не секрет, что часто реорганизация по сути является «созданием искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика». И инспекторы знают, какие именно «инструменты, используемые в гражданско-правовых отношениях, формально соответствующие действующему законодательству» применяются для получения необоснованной налоговой выгоды.

Поэтому инспекторы вправе доначислить НДС, если обнаружатся признаки деления бизнеса, даже несмотря на то, что данный налог не являлся предметом налоговой проверки. Компании, передавшие нам на аутсорсинг ведение налогового и бухгалтерского учета, максимально защищены от доначислений, штрафов и пеней.

Несколько лет назад налоговое ведомство в целях единообразного применения норм Налогового кодекса рекомендовало нижестоящим налоговым органам руководствоваться следующим.

В случае если обнаружение недоимки по одному налогу согласно положениям НК РФ влечет уменьшение иного связанного с ним и подлежащего уплате налогоплательщиком налога, налоговым органам необходимо учитывать, что п. 8 ст. 101 НК РФ не предусмотрено отражение в решении уменьшенных по результатам налоговой проверки налогов. (Иными словами, если в ходе ВНП произведены доначисления налогов, которые в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ отражаются в прочих расходах, то инспекция не обязана учитывать их с целью корректировки базы по налогу на прибыль.)

В то же время невключение инспекторами по результатам проверки в расходы доначислений по иным налогам не лишало налогоплательщиков права на подачу «уточненки» по налогу на прибыль в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

Такие рекомендации были даны в п. 1 Письма от 29.08.2011 № АС-4-2/14018, который Письмом от 07.06.2018 № СА-4-7/11051@ был признан утратившим силу в связи со сложившейся судебной практикой.

В вышеупомянутом Письме № СА-4-7/11051@ ФНС в целях единообразного применения норм Налогового кодекса в связи со сложившейся судебной практикой направила рекомендации по вопросу установления налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок. В этом документе говорится следующее.

Согласно п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270.

В силу п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов).

Руководствуясь данными нормами, ВС РФ в определениях от 30.11.2016 № 305‑КГ16-10138 и от 26.01.2017 № 305‑КГ16-13478 пришел к выводу о том, что по смыслу ст. 89 НК РФ налоговый орган, доначислив по результатам ВНП налоги, учитываемые в прочих расходах, обязан уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму этих доначислений при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет выездной налоговой проверки.

В Определении от 21.02.2017 № 305‑КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015 Верховный суд указал: при отсутствии права на налоговые вычеты налогоплательщик сохраняет право на учет «входного» НДС в расходах по налогу на прибыль, из чего следует, что не должна возникать ситуация, при которой доначисление налога на прибыль будет сделано без учета обязательств по НДС.

Президиум ВС РФ 16.02.2017 утвердил позицию по данному вопросу в п. 32 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2017). В рамках дела № А78-7409/2013 рассматривался вопрос определения момента включения в расходы по налогу на прибыль доначисленных сумм по НДПИ. По мнению налогового органа, таким моментом является дата вступления в силу соответствующего решения налогового органа. Однако суды пришли к выводу, что, исходя из необходимости установления налоговым органом в ходе налоговых проверок действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в проверяемом периоде, инспекция была обязана уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму начисленного НДПИ в проверяемом периоде (Определение ВС РФ от 09.10.2014 № 302‑КГ14-2143).

В Определении ВС РФ от 19.01.2018 № 305‑КГ17-14988 по делу № А41-17865/2016 судом указано: результатом налоговой проверки не может выступать доначисление недоимки, которая не должна была возникнуть у проверяемого лица при надлежащем соблюдении им требований законодательства о налогах и сборах, что свидетельствует о необходимости в ходе налоговой проверки установления действительных налоговых обязательств налогоплательщиков, так как в силу п. 4 ст. 89 НК РФ предметом ВНП является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Также следует отметить, что судами при рассмотрении споров учитываются и обстоятельства возможности (невозможности) определения действительных налоговых обязательств проверяемых налогоплательщиков налоговыми органами.

Указание в Определении ВС РФ от 30.11.2016 № 305‑КГ16-10138 по делу № А40-126568/2015 о необходимости уменьшения базы по налогу на прибыль на сумму доначисленного налога при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет ВНП, свидетельствует о необходимости установления действительных налоговых обязательств, если у налогового органа такая возможность имеется.

В Определении ВС РФ от 16.12.2015 № 305‑КГ15-13277 по делу № А40-171350/2014 отмечено: при проведении выборочным методом предыдущей ВНП, охватывающей налоговый период 2009 года, инспекцией не проверялась и не оценивалась правомерность расходов налогоплательщика на освоение природных ресурсов, в связи с чем суды отклонили довод общества о том, что невключение спорных расходов в базу по налогу на прибыль за 2009 год повлекло возникновение у общества переплаты по налогу на прибыль за указанный период.

По делу № А26-10106/2014 суды, рассматривая эпизод, связанный с отражением обществом в 2011 году не учтенных в целях исчисления налога на прибыль организаций расходов, понесенных в 2005, 2008 и 2009 годах, указали на отсутствие у инспекции возможности определения действительных налоговых обязательств общества за периоды, находящиеся за пределами проведения ВНП, в связи с чем признали правомерным выводы инспекции о неподтверждении налогоплательщику убытков прошлых лет. Данные выводы были поддержаны в Определении ВС РФ от 19.04.2016 № 307‑КГ16-3169.

при переквалификации статьи затрат.

Установление размера действительного налогового обязательства требуется и в случае, когда одна статья расходов в результате налоговой проверки заменяется на другую, при этом порядок включения этих затрат в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль меняется.

Поясним на примере Постановления АС ВВО от 11.06.2019 № Ф01-1532/2019 по делу № А29-494/2018.

В ходе выездной проверки было установлено, что АО включало в состав затрат, уменьшающих базу по налогу на прибыль организаций, материальные расходы, в то время как, по мнению налоговиков, затраты должны быть включены в состав амортизируемого имущества и учитываться не единовременно, а через механизм начисления амортизации.

Судьи отметили, что, проведя переквалификацию материальных затрат в расходы на создание амортизируемого имущества, инспекция должна была определить действительные налоговые обязательства налогоплательщика, рассчитав их с учетом права АО на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль на сумму амортизации за проверяемый период, на сумму недоначисленной амортизации по основным средствам в случае их ликвидации и т. д.

Отсутствие учета доходов и расходов, объектов налогообложения, ведение учета с нарушением установленного порядка не являются основаниями для отказа в уменьшении дохода на сумму произведенных расходов в силу того, что определение сумм реальных налоговых обязательств и сумм подлежащих уплате в бюджет налогов – одновременно и право, и прямая обязанность налогового органа.

В силу положений ст. 256, 257, 258 НК РФ для правильного и своевременного начисления амортизации необходимо определить первоначальную стоимость амортизируемого имущества, установить срок его полезного использования, определить метод начисления амортизации, дату начала и прекращения начисления амортизации. Такие действия инспекцией не выполнены; соответствующие расчеты не произведены. Следовательно, корректировка налоговых обязательств, проведенная инспекцией, не соответствует требованиям гл. 25 НК РФ, что, в свою очередь, нарушает права и законные интересы налогоплательщика и свидетельствует о незаконности доначислений по данному эпизоду решения инспекции.

ФНС: как инспекторам доначислять на выездных, если при камералке ничего не нашли

и учет доходов (расходов) при получении субсидий.

В Постановлении АС ЗСО от 16.11.2018 № Ф04-4920/2018 по делу № А81-1671/2018 рассматривалась следующая ситуация. Между МУП и городским департаментом было заключено соглашение о предоставлении субсидии, предметом которого является выделение предприятию бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на цели подготовки в осенне-зимний период объектов муниципальной собственности. Предоставляемая субсидия имела строго целевое назначение и не могла быть использована в целях, не предусмотренных соглашением.

Предприятие, определяя базу по налогу на прибыль, учло расходы, осуществленные за счет целевых средств, за что и было привлечено к налоговой ответственности при проведении ВНП.

Судьи поддержали налоговиков, руководствуясь положениями пп. 14 п. 1 ст. 251, 252, п. 17, 49 ст. 270 НК РФ и учитывая правовую позицию КС РФ, изложенную в Определении от 16.07.2009 № 950‑О-О. Было отмечено: в целях определения действительных налоговых обязательств предприятия расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, при формировании облагаемой базы по налогу на прибыль не могут учитываться, поскольку предоставленные из муниципального бюджета денежные средства, использованные на приобретение материала (оборудования), фактически являются затратами районной администрации, а не затратами предприятия.

Налог на прибыль, №9, 2019 год

Федеральная налоговая служба в целях единообразного применения норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс РФ) в связи со сложившейся судебной практикой направляет рекомендации по вопросу установления налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок в случае пересмотра в ходе выездных налоговых проверок выводов, сделанных по результатам камеральных налоговых проверок; в целях установления фактических налоговых обязательств по налогу на прибыль при доначислении в рамках выездной налоговой проверки иных налогов; при подаче налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней.

1. Возможность пересмотра в ходе выездных налоговых проверок выводов, сделанных по результатам камеральных налоговых проверок.

В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ налоговые органы в рамках камеральных и выездных налоговых проверок имеют полномочия по доначислению налогоплательщикам дополнительных сумм неуплаченных налогов по сравнению с указанными налогоплательщиками в налоговых декларациях, включая уточненные налоговые декларации.

Поскольку выездные налоговые проверки являются самостоятельной формой налогового контроля, то независимо от выводов, содержащихся в ранее принятых налоговым органом решениях по результатам камеральных налоговых проверок, в том числе выводов об обоснованности возмещения налога на добавленную стоимость, по итогам выездной налоговой проверки налогоплательщику может быть вменена недоимка по налогу.

В качестве примера, подтверждающего данную позицию, можно привести выводы, отраженные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 12207/11 по делу N А33-10298/2010 (ООО «Карабулалеспром») в котором указано, что из системного толкования положений статей 88, 89 и 176 Налогового кодекса РФ следует, что выездная налоговая проверка предусматривает более широкие полномочия налогового органа по контролю, выраженные в порядке проведения, условиях, а также объеме подлежащих проверке документов. В Налоговом кодексе РФ отсутствуют нормы, которые могли бы быть истолкованы как устанавливающие запрет на проведение выездной налоговой проверки в отношении налоговых периодов, за которые ранее налоговым органом было принято решение о возмещении налога на добавленную стоимость. Статья 176 Налогового кодекса РФ не содержит положений, определяющих проведение налоговой проверки в порядке, предусмотренном данной статьей, как исключительную форму налогового контроля.

Положения Налогового кодекса РФ не предполагают дублирования контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках выездных и камеральных налоговых проверок. В связи с этим они не исключают выявление при проведении выездной налоговой проверки (как более углубленной формы налогового контроля) таких нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной налоговой проверки. Данные выводы содержатся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 N 571-О (по жалобе ООО «Чебаркульская птица»).

При этом из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 N 2672-О (по жалобе ООО «Поллукс») следует, что акт и решение по камеральной налоговой проверке не являются разъяснениями по вопросам применения законодательства о налогах и сборах в связи с чем наличие решения по результатам камеральной налоговой проверки не исключает привлечение налогоплательщика к ответственности и уплату им пени за несвоевременное исполнение обязательств по уплате налогов, установленное в ходе выездной налоговой проверки, что не нарушает прав налогоплательщиков, так как сами по себе правила осуществления выездной налоговой проверки, предполагающие возможность пересмотра размера налоговой обязанности налогоплательщика за конкретный налоговый период по сравнению с ранее установленным ее размером в рамках камеральной налоговой проверки представляют собой механизм определения действительного размера налоговой обязанности налогоплательщика, необходимый с точки зрения соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере уплаты налогов и сборов.

2. Установление фактических налоговых обязательств по налогу на прибыль в случае доначисления в рамках выездной налоговой проверки иных налогов.

Согласно пункту 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Налогового кодекса РФ.

В силу пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено статьями 261, 262, 266 и 267 Налогового кодекса РФ дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательны�� платежей.


По результатам камеральной налоговой проверки сделан вывод об обоснованности возмещения НДС.

Сообщается, что независимо от данного вывода по итогам выездной налоговой проверки налогоплательщику может быть вменена недоимка по НДС.

По результатам выездной проверки налоговый орган доначислил прямые налоги.

Сообщается, что если в предмет проверки входил налог на прибыль, то налоговый орган обязан уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму доначисленных налогов.

Также сообщается, что в случае подачи налогоплательщиками уточненных деклараций после окончания выездной проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган имеет право как на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля и учет показателей уточненных деклараций при принятии решения по проверке, так и на повторную выездную проверку. Налоговый орган также вправе проверить уточненные декларации исключительно в рамках камеральных проверок.

Налоговым органам при определении действительных налоговых обязательств налогоплательщиков необходимо учитывать положения о трехлетнем сроке возврата излишне уплаченного налога, а также иные специальные сроки возврата налогоплательщикам налогов из бюджета или учета сумм полученных убытков за предыдущие налоговые периоды.

По общему правилу ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, исправляются за период, в котором они были совершены.

Предъявленные компании штрафы и пени, в отличие от недоимки, не являются бухгалтерской ошибкой (п. 2 ПБУ 22/2010).

Их следует признавать новой информацией и отражать в учете по общим правилам, которые установлены в ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 7/98 «События после отчетной даты».

Недоимку по налогу нужно отражать по тем же правилам, по которым компания исправляет ошибки в бухучете (ПБУ 22/2010).

Доначисления по выездной проверке: как отразить в бухучете

Уточненные декларации по тем налогам, которые доначислили инспекторы, составлять не нужно (письмо ФНС России от 21 ноября 2012 г. № АС-4-2/19576). Эти суммы налоговики отразят в карточке лицевого счета на основании решения по проверке.

Выявленные инспекторами ошибки могут повлиять на расчет других налогов. Но эти корректировки инспекторы обязаны учесть в акте проверки.

Хотя даже если налоговики этого не сделали, компании не требуется корректировать старые декларации, а нужно отражать изменения текущим периодом по общим правилам, установленным в Налоговом кодексе РФ (п. 1 ст. 54).

Если вы считаете, что налоговики неправомерно начислили какие-то суммы, можно обжаловать решение инспекторов в УФНС России.

Для этого нужно подать апелляционную жалобу в течение месяца после того, как вы получили решение налоговиков (п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Тогда инспекторы не смогут взыскать доначисленные суммы до тех пор, пока чиновники не рассмотрят жалобу.

После того как УФНС признает доначисления или их часть правильными, можете отражать эти суммы в учете.

Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.

В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

Пример 1 В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.

Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.

Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.

Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.

Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.

Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).

Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.

Доначисление НДС за прошлые периоды

Для отражения записей по налогам и сборам в Едином плане счетов предусмотрен отдельный бухсчет 68. Чтобы детализировать информацию по каждому виду фискального обременения, к этому счету открывают специальные субсчета. Например, 68.4 — расчеты с бюджетом по ННПО.

Счет 68 является активно-пассивным, то есть может иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо. Причем остаток по дебету на конец расчетного периода говорит о наличии переплаты в государственный бюджет. А кредитовый остаток, наоборот, говорит о наличии задолженности.

Операции отражают проводками:

Операция

Дебет

Кредит

Начислен налог на прибыль (проводка)

99

68

Уплачен налог на прибыль (проводка)

68

51

Отражен зачет переплаты прошлых лет (по решению Федеральной налоговой службы)

68

68

Отражен возврат переплаты по ННПО

51

68

Не стоит забывать, что в бухучете следует отражать авансы по налогу на прибыль, проводки будут те же: Дт 99 Кт 68 по субсчету «ННП».

ВАЖНО! ННП исчисляется нарастающим итогом. А это значит, что при начислении платежа за очередной отчетный период (месяц, квартал) следует указывать не всю сумму аванса, а только разницу между суммами, начисленными за текущий период и предыдущий. Иными словами, сумма начисления ННП должна соответствовать данным раздела 1 налоговой декларации по ННП.

Прибыльность — не единственный результат деятельности компании за отчетный период. Довольно часто предприятия срабатывают в убыток. То есть в отчетном периоде расходы экономического субъекта превышают сумму полученного дохода.

В таком случае аванс, уплаченный компанией за предшествующий отчетный квартал или месяц, может превысить сумму начисленного ННП за текущий период. Следовательно, необходимо скорректировать данные бухгалтерского учета. Рассмотрим на конкретном примере, как это отразить в учете.

ООО «ВЕСНА» начислила аванс за 1 квартал 2019 г. в сумме 250 000 рублей. По итогам 1 полугодия сумма платежа по ННП составила 200 000 рублей. Корректируем данные следующими бухгалтерскими записями:

Операция

Дебет

Кредит

Сумма

Начислен аванс по ННП за 1 квартал 2019 г.

99

68

250 000,00

Отражена оплата авансового платежа в бюджет

68

51

250 000,00

Скорректирована сумма аванса за 1 полугодие 2019 г.

СТОРНО 99

СТОРНО 68

50 000,00

(200 000 – 250 000)

Напомним, как определить финансовый результат деятельности предприятия. Убыток или прибыль до налогообложения (проводка) определяется как разница между суммой оборотов по дебету и кредиту счета 99 в корреспонденции со счетами 90 (субсчет «Прибыль/убыток от продаж») и 91 (субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»). Если за отчетный период складывается кредитовый остаток, это говорит о том, что компания получила прибыль. Дебетовое сальдо на конец периода говорит о понесенных убытках.

Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете сумму НДС, доначисленную организации по результатам выездной налоговой проверки в связи с неправомерным принятием к вычету сумм НДС на основании счетов-фактур, оформленных с нарушением установленных законодательством требований? Внести исправления в эти счета- фактуры не представляется возможным.

В июне 2009 г. по результатам выездной налоговой проверки установлено занижение организацией подлежащего уплате в бюджет НДС за III квартал 2006 г. на сумму 36 000 руб. В следующем месяце доначисленную сумму НДС организация заплатила в бюджет.

На основании акта проверки налоговики выставляют штрафы и пени. Данные санкции отражаются проводкой

Д-т 99 К-т 68

В какой момент отражаются штрафы и пени в учете? Проводку делаем в периоде подписания решения по налоговой проверке.

Ни штрафы, ни пени в данном случае не уменьшают базу по налогу на прибыль, поэтому они всегда формируются за счет чистой прибыли компании (пп. 2 ст. 270 НК РФ). А поскольку данные суммы в расходах не учитываются, то разницы между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

Пример 1.

В апреле 2014 года налоговики приняли решение по проверке, на основании которого ООО «Круиз» было оштрафовано по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2013 году на сумму 13 845 рублей. К тому же компании были начислены пени в сумме 2465 рублей.

  • В апреле бухгалтер сделал проводки:
  • Д-т 99 «пени и санкции» К-т 68 = 13 845 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;
  • Д-т 99 «пени и санкции» К-т 68 = 2465руб. — начислены пени
  • Как правильно доначислить налог?

Что такое доначисление налога? По сути, это ошибка бухгалтера. Следовательно, ее нужно исправлять в отчетности того периода, к которому они относятся.

При обнаружении ошибки за текущий год, налоги доначисляются на дату решения по проверке.

Если ошибка найдена при начислении налогов за прошлый год, а баланс еще не утвержден, то доначисление нужно сделать в декабре прошлого года.

Особое внимание стоит обратить на доначисления налогов за прошлые периоды, по которым отчетность уже сдана. Здесь все зависит от того, является ли сумма существенной или нет.

Несущественные ошибки отражают на дату обнаружения (решения по проверке). В бухгалтерском учете такие ошибки трактуются как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде. Их отражают проводкой.

  1. Д-т 91 (Д-т 99 при доначислении налога на прибыль) К-т 68
  2. Для существенных ошибок другое правило. Их отражают проводкой
  3. Д-т 84 К-т 68

К тому же, необходимо пересчитать показатели прошлых лет в текущей отчетности. Данный вывод следует из ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Рассмотрим более подробно, как делать исправления в отчетах по конкретным налогам, поскольку для каждого налога есть свои особенности.

  • Для расчета налога в бухучете применяется ПБУ 18/02.
  • Это нормативное положение не распространяется на некоммерческие фирмы и компании, не являющиеся плательщиками налога на прибыль.
  • Предприятия малого бизнеса имеют возможность самостоятельно решить, использовать это ПБУ или нет. Требование использовать в учете правила данного ПБУ обусловлено различными принципами учета для бухгалтерии и налогообложения
  • К примеру, момент принятия доходов и расходов для исчисления налога и бухгалтерского учета может определяться по-разному.
  • Также максимально допустимый размер доходов и расходов, принимаемых к учету, может отличаться, и определенные виды показателей, которые в полной мере отражаются в бухучете, в налоговом учете могут признаваться лишь частично.

Из-за этого величина налога, рассчитанная в бухгалтерском и налоговом учете, может значительно отличаться. Для увязки бухгалтерских и налоговых показателей при расчете налога на прибыль требуется сделать определенные бухгалтерские проводки.

При разных критериях принятия доходов и расходов появляются постоянные и временные разницы.

Временные разницы – это доходы и расходы, которые приняты в бухучете в одном периоде, а при налогообложении – в другом. Главный признак временной разницы в том, что сумма дохода или расхода когда-нибудь непременно будет учтена для целей и бухучета, и налогообложения. При постоянной разнице доход или расход окончательно признается только для одной цели.

Для того чтобы определить, какими проводки отражаются учетные разницы учета при расчете налога на прибыль, требуется установить, какую именно разницу получила компания – налогооблагаемую или вычитаемую. Если прибыль, рассчитанная в налоговом учете, превышает показатель «бухгалтерской» прибыли, то временная разница вычитаемая.

  1. При этом появляется отложенный налоговый актив (ОНА). Он рассчитывается так:
  2. Сумма временной разницы х 20% (ставка налога) = ОНА
  3. ОНА отражается в учете следующей корреспонденцией:
    Дт 09 Кт 68
  4. Если «налоговая» прибыль не превышает величину «бухгалтерской» прибыли, то появляется отложенное налоговое обязательство (ОНО).
  5. Этот показатель отражается в учете следующей записью:
  6. Дт 68 Кт 77 начислено ОНО.
  7. При появлении постоянной разницы требуется установить характер этого значения, положительная разница или отрицательная
  • По данным вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Субъектом, который вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, выявленная существенная ошибка 2015 года в классификации актива исправляется путем внесения в 2017 году записей по включению его в состав основных средств и начислению амортизации за все время.
  • Также организации следует произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций (и при необходимости по налогу на имущество организаций) за прошедшие отчетные (налоговые) периоды и представить в налоговый орган уточненную отчетность.
  • Обоснование позиции:
  • Бухгалтерский учет
  • Налоговый учет

Рекомендуем ознакомиться с материалами: — Энциклопедия решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности; — Энциклопедия решений. Декларация по налогу на имущество организаций и расчеты по авансовым платежам;

— Энциклопедия решений. Учет убытков прошлых лет, выявленных в текущем периоде.

  1. Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
  2. Волкова Ольга
  3. Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
  4. профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
  5. 21 сентября 2017 г.
  6. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В некоторых ситуациях налоговый орган вправе доначислить организации налоги. Это возможно в том случае, если имеются достаточные основания.

Доначисление может быть проведено в рамках проверки и предусматривает увеличение налога относительно сумм, указанной налогоплательщиком. В этом случае налогоплательщику нужно будет заплатить недоимку.

В статье рассмотрим в каких случаях производится доначисление налогов организации.

Если доначисление налогов организации произошло в ходе выездной проверки, то для оплаты указанной суммы составляется платежное поручение. При заполнении поручения следует обратить внимание на следующие поля:

  • поле 104 – указывается код бюджетной классификации;
  • поле 106 – указывается основание платежа;
  • поле 107 – периодичность налогового платежа;
  • поле 108, 109 – реквизиты документа, на основании которого происходит уплата налога;
  • поле 110 – вид платежа, в случае если перечисляется налог, то указывается «НС».

[1]

Важно! Помимо обязанности по уплате доначисления по налогу, налогоплательщику также нужно будет отразить это в бухгалтерском учете.

Исправление ошибок в исчислении налоговой базы

\r\n

Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.

\r\n

В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

\r\nПример 1
\r\nВ июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.
\r\nПо итогам проверки бухгалтер сделал проводки в июле 2011 года:\r\n

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68
\r\n
– 5 000 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;
\r\nДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68
\r\n
– 1 250 руб. — начислены пени.

\r\n\r\n

\r\n

Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.

\r\n

Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.

\r\n

Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.

\r\n

Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.

\r\n

Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).

\r\n

Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
\r\nКроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.

\r\n

\r\n

В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?

\r\n

Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.

\r\n

Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки. Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия. Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).

Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.

В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

Пример 1
В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.
По итогам проверки бухгалтер сделал проводки в июле 2011 года:

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68
– 5 000 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;
ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68
– 1 250 руб. — начислены пени.

Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.

Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.

Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.

Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.

Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).

Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...