Основные права граждан в сфере занятости и обязанности безработных граждан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные права граждан в сфере занятости и обязанности безработных граждан». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

09.07.2018 Обычная важность


Правовой статус безработного, его права и обязанности закреплены в Законе «О занятости населения в Российской Федерации»

Права и обязанности безработных граждан

1. Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее — заработок).

2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; (в ред. Федеральных законов от 17.07.99 N 175-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальные предприниматели); (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 367-ФЗ)

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); (в ред. Федеральных законов от 17.07.99 N 175-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ)

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости); (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; (в ред. Федеральных законов от 17.07.99 N 175-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 328-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2.1. Требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — трудовое законодательство), считается подходящей для граждан: (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице; (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев; (в ред. Федеральных законов от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

4. Подходящей не может считаться работа, если:

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы (службы), исчисляемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данное положение не распространяется на граждан, вышеуказанный средний заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае работа не может считаться подходящей, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. (в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

Иркутской области

1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации); (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции, политику в сфере образования; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

создание условий для мобильности трудовых ресурсов между субъектами Российской Федерации, в том числе для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным; (в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 425-ФЗ, от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

1. Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

2. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора между работодателем и лицом, принимаемым на работу.

Порядок и условия заключения трудовых договоров при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.

Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

25.06.2021 Обычная важность


Права и обязанности безработных граждан

Права граждан в области занятости населения

18.08.2020 Обычная важность


Центр занятости населения – это посредник между работником и работодателем, помогает им найти друг друга. Основной показатель, по которому определяют возможность получения статуса безработного, это отсутствие ежемесячного дохода. Права, гарантии и обязанности безработных установлены законом Российской Федерации «О занятости населения в РФ». Официально безработный — это не любой человек, который не работает, а только тот, кого служба занятости не смогла трудоустроить и поставила на учет.

Постановка на учет осуществляется в Центре Занятости по месту регистрации соискателя. Человек должен принести с собой документы, перечень которых зависит от наличия или отсутствия у него рабочего стажа.

Для тех, кто работал:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • диплом;
  • документ о среднем заработке (за последние 3 месяца работы);
  • для инвалидов – реабилитационная программа.

Для тех, кто не работал раньше, не имеет специальности:

  • паспорт;
  • диплом или другой документ об образовании;
  • для инвалидов – реабилитационная программа.

Решение о поставке человека на учет в статусе безработного принимается не позднее 11 дней с момента обращения, в случае если Центр Занятости пока не может предложить человеку подходящую ему вакансию.

Объем прав безработных реализуется в предоставленных им гарантиях. Исчерпывающий перечень представлен в ст. 28 закона:

  1. Выплаты пособий по безработице. Это гарантия финансового обеспечения граждан. Размер зависит от среднего заработка на последнем месте работы, а также от трудового стажа.
  2. Стипендия, которая выплачивается, если соискатель был направлен на обучение. Выплата осуществляется в течение всего срока.
  3. Оплата общественных работ. Человек принимает в них участие, но только на добровольных началах. Получать деньги можно одновременно с пособием по безработице.
  4. Медицинская проверка гражданина, если это требуется при приеме на найденную работу.
  5. Материальная поддержка безработного, а также членов его семьи.
  6. Возмещение затрат, который понес соискатель при переезде в другую местность. Но при условии, что на работу человека направил Центр Занятости.
  7. Возмещение затрат, которые были понесены безработным во время учебы в другой местности. Обычно к расходам относят проезд и проживание.

Права безработных граждан в Центре Занятости завершены, когда они находят себе место работы. При этом принимается во внимание трудовая деятельность любого характера. Это может быть работа временная, сезонная, неполного графика, по договору подряда. А также на полный рабочий день, согласно подписанному между человеком и работодателем трудовому договору. С этого момента статус безработного с гражданина снимется. Если он вновь потеряет работу, то вправе повторно обратиться в Центр Занятости.

05.04.2020

Статья 2. Занятые граждане

Занятыми считаются граждане:
работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;
зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальные предприниматели);
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации;
обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости);
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

министерства труда и социального развития Краснодарского края

  • Споры, связанные с заливом (затоплением) квартиры
  • Споры о признании права пользования жилым помещением
  • Споры, связанные с выделением доли в квартире
  • Иные жилищные споры
  • Юридические услуги по жилищным спорам в Томске и Северске. Юридическая помощь
  • Жилищные споры
  • Самозащита трудовых прав
  • Кто поможет защитить трудовые права
  • Идем в суд
  • Жизнь безработного
  • Социальная защита граждан
  • Часто задаваемые вопросы по трудовым правам
  • Юридическая помощь по трудовым спорам, юрист по трудовым спорам Томск
  • Статьи по трудовому праву и трудовым спорам
  • Юристы и адвокаты по наследственным спорам в Томске и Северске
  • Услуги юриста по страхованию и страховым спорам в Томске и Северске
  • Юрист по административным делам в Томске и Северске
  • Юрист по трудовым спорам в Томске и Северске
  • Юрист по семейным спорам в Томске и Северске
  • Юрист по жилищным спорам в Томске и Северске

Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж

ТЦ «НОКС»

Прием ведется по предварительной записи

оперативный телефон 8-953-92-18-411

Гарантии государства в реализации права граждан на труд

  • Покупаем товары
  • Покупаем продукты питания
  • Заказываем работы и услуги
  • Эксплуатация и уход за вещами
  • Хитрости хозяйки
  • Хитрости хозяина
  • Экология, безопасность, здоровье
  • Хочу все знать
  • Осторожно мошенники и проходимцы!
  • Юридическая консультация
  • Томичам лучшие окна!
  • Разные интересные статьи по теме
  • Потребитель должен знать
  • Из материалов проекта «Знак качества»
  • Новости для потребителей
  • Прокуратура разъясняет положения нормативных правовых актов
  • Претензии, акты, формы
  • Позиция Верховного суда
  • Помощь потребителям в Томске, Северске и Томском районе

Основным преимуществом, с целью получения которого граждане регистрируются в ЦЗН, является получение соответствующих выплат.

Пособие назначается на несколько месяцев и призвано обеспечить человека минимальным доходом в обозначенном периоде.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.91 №1032-1 под безработным понимается лицо, состоящее на учете в упомянутой выше структуре и не имеющее заработка.

Кроме того, важно соблюсти следующие условия: гражданин ищет место занятости и готов рассматривать предложения специалистов; человек пребывает в трудоспособном возрасте и не имеет существенных ограничений к труду по здоровью.

Таким образом, безработные вправе рассчитывать на определенные действующим законодательством преференции.

Однако для этого гражданину потребуется зарегистрироваться в соответствующем статусе и соблюсти все условия.

Правительством РФ определены минимальный и минимальный размер отчислений. Последний зависит от стажа и периода поиска места занятости.

Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебном порядке.

Занятость — это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход). Гражданин реализует свое право на труд в избранном им виде занятости. В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп.) (далее — Закон о занятости населения) занятыми считаются граждане:

  • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 этого Закона);
  • занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;
  • проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

В соответствии с Законом о занятости населения государство гарантирует безработным:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Согласно Положению об организации общественных работ, утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. (с изм. и доп.), под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов по вопросам занятости населения. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям: строительство и ремонт дорог, прокладка водопроводных и других коммуникаций, проведение работ в сельском хозяйстве, заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции, озеленение и благоустройство территорий, уход за престарелыми и больными, перепись населения и др.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Участие граждан на общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии в общественных работах может быть расторгнут досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. Оплата труда производится в соответствии с законодательством РФ.

Общественная работа считается подходящей для следующих категорий граждан: впервые ищущих работу, не имеющих профессии; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работающих; уволенных за нарушение дисциплины; ранее занимающихся предпринимательской деятельностью; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва (п. 15 Положения).

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, кроме граждан, указанных в п. 15 Положения.

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.

Важной гарантией социальной поддержки безработных граждан является положение о том, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства засчитываются в страховой стаж. Это положение закреплено ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона о занятости населения время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, не прерывает трудового стажа.

По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа уволенных в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников (мужчин, не достигших 60 лет, и женщин, не достигших 55 лет, имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно) с их согласия может назначаться пенсия до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Названные условия досрочного выхода на пенсию установлены ст. 32 Закона о занятости населения.

Своеобразной гарантией права граждан на труд выступает система трудоустройства. Государство гарантирует гражданам РФ свободу выбора рода деятельности, в том числе с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу; бесплатное содействие в подборе подходящей работы при посредничестве органов государственной службы занятости. В целях содействия полной занятости населения государство осуществляет правовое регулирование в области занятости и дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере, разрабатывает и реализует федеральные и территориальные программы содействия занятости населения. В этих целях создана Федеральная служба по труду и занятости, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан возложена на территориальные органы занятости населения. В соответствии со ст. 19 Закона о занятости населения деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии по трудоустройству осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости.

Отношения по трудоустройству предшествуют трудовым отношениям и являются предметом трудового права. Правоотношения по трудоустройству возникают на основании обращения гражданина с соответствующим заявлением о содействии в устройстве на работу. Названные правоотношения возникают: между органом трудоустройства и гражданином, нуждающимся в трудоустройстве; между органом трудоустройства и работодателем, нуждающимся в подборе кадров; между гражданином и работодателем, к которому он направлен органом трудоустройства для заключения с ним трудового договора.

Обязанностью работодателя является предоставление территориальным органам службы занятости информации о наличии вакантных мест, сведения о возможных массовых увольнениях работников (ст. 25 Закона о занятости населения). Служба занятости выдает безработному гражданину направление на работу, которое содержит рекомендацию принять его на работу. Такое направление в ряде случаев содержит предписание и является для работодателя обязательным для исполнения. Речь идет о трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места. Закон о занятости населения предусматривает право органов государственной власти субъектов РФ устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений; лиц, освобожденных из мест лишения свободы и др.). Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для всех организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квота составляет не менее 2% и не более 4% от общей численности работающих, если численность работников более 30 человек. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральные законы «О занятости населения» и «О социальной защите инвалидов» в случае невыполнения квоты работодатель вносит в бюджет субъекта РФ обязательную плату, размер которой определяют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Правоотношения по трудоустройству прекращаются в связи с заключением трудового или ученического договора. На основании направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты возникают трудовые отношения.

В отдельных случаях федеральными законами устанавливаются дополнительные гарантии приема на работу для определенных категорий работников. Например, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия (ст. 13 Закона о занятости населения); лица, относящиеся к малочисленным народам, имеют право на первоочередной прием на работу в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местностях их традиционного проживания (ст. 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации).

Важной гарантией трудоустройства является закрепление в ст. 64 ТК РФ положения о том, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Необоснованным считается отказ в приеме на работу по причинам, не предусмотренным законом. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.

В юридической литературе высказано мнение о том, что заключение гражданско-правового договора является разновидностью трудоустройства, правовой режим которого предстоит разработать.

    Трудовой кодекс Республики Беларусь. Основные признаки понятия безработного. Деятельность районных служб занятости и социальной защиты. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных. Назначение пособия по безработице.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2012

    Понятие безработного гражданина, его права и обязанности. Порядок и сроки выплаты пособий по безработице. Определение размера пособий. Пути совершенствования законодательства о защите граждан от безработицы. Социальная поддержка безработных граждан.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2011

    Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства. Понятие пособия по безработице и условия регистрации безработного. Порядок определения размера пособия по безработице, условия и сроки его выплаты, сокращения или приостановления.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2014

    Система социальной защиты населения: сущность, факторы формирования и развития. Сфера деятельности органов социальной защиты. Государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. Ведомства.

    реферат , добавлен 26.11.2008

    Теоретические аспекты исследования правовых вопросов социальной защиты граждан, имеющих детей. Социальная защита как система мероприятий. Положение детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. Социальные пособия семьям в Астраханской области.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Государственные и негосударственные организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской Федерации: льготы, доступное здравоохранение и образование, пенсионное обеспечение в РФ. Добровольное социальное страхование и благотворительность.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Понятие, сущность и правовые основы социальной адаптации безработных. Анализ социальной адаптации безработных как государственной услуги в Белгородской области. Исследование мероприятий по социальной адаптации безработных в период массовой безработицы.

    курсовая работа , добавлен 08.09.2010

    Основные гарантии безработным. Условия получения статуса безработного в Российской Федерации. Общие требования к подходящей работе. Гарантии для ищущих работу лиц. Государственная поддержка граждан. Пособие по безработице. Период выплаты пособия.

    реферат , добавлен 11.01.2014

    Право на социальное обеспечение как одно из социально-экономических прав человека. Порядок назначения пособия по безработице. Прекращение и приостановка выплаты пособия по безработице. Признание гражданина инвалидом, установление группы инвалидности.

    контрольная работа , добавлен 11.08.2016

    Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства. Порядок регистрации безработного. Определение размера пособия по безработице, условия и сроки его выплаты. Сокращение, приостановление и прекращение выплаты пособия по безработице.

  • Кто имеет право на получение финансовой помощи?
  • Условия для получения материальной помощи от службы занятости
  • Периодичность и сроки получения помощи по безработице
  • Размер материальной помощи от службы занятости
  • Документы для получения государственных выплат
  • Заполнение заявления на получение финансовой компенсации

Для граждан, которые временно не имеют работы либо проходят профессиональную подготовку от центра занятости, предусмотрена материальная помощь безработным. В эту категорию людей попадают и люди, которые проходят курсы повышения уровня квалификации по направлению из данной организации. Выплаты денежного пособия осуществляются за счет федерального бюджета, то есть той его части, которая имеется в распоряжении ЦЗ.

Получить денежную поддержку может каждый безработный, который согласен с выполнением всех условий, предусмотренных Российским Законодательством. Кроме того, гражданин должен подходить по всем критериям.

В первую очередь высчитывается доход на каждого члена семьи.

Если общая прибыль семьи, разделенная на каждого человека, не превышает прожиточного минимума, безработному, обратившемуся в службу занятости, положена финансовая поддержка.

А) Если работа связана с переменой места жительства без согласия гражданина

Б) Если условия труда не соответствуют требованиям охраны труда

В) Если предлагаемая оплата труда менее: а) среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы при условии, что этот заработок не превышал величину прожиточного минимума в субъекте РФ б) величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, если средний заработок гражданина по последнему месту работы превышал размер прожиточного минимума

Права и обязанности безработного

1. Квотирование рабочих мест

Это определение органами МСУ в процентном отношении среднесписочной численности организации минимального количества рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве: инвалидов; лиц предпенсионного возраста; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников образовательных учреждений; одиноких, многодетных родителей; несовершеннолетних; беженцев; вынужденных переселенцев; лиц, уволенных с военной службы и членов их семей; лиц, продолжительное время не имевших работы.

3. Оказание материальной поддержки (оплата коммунальных услуг, питание, обеспечение услугами здравоохранения и др.)

4. Компенсация затрат в связи с переездом в другую местность по направлению службы занятости

5. Выплата пособия по временной нетрудоспособности

6. Оплата отпуска по беременности и родам, а также иных отпусков, связанных с рождением либо усыновлением ребенка

7. Пособие по безработице

Выплачивается гражданам, признанным в законном порядке безработными. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Работники, уволенные по сокращению численности или штата либо по ликвидации организации, получают выходное пособие в течение определенного времени (ст. 178 ТК). По окончании выплаты выходного пособия безработным будет выплачиваться пособие по безработице.

По общему правилу, продолжительность выплаты пособия не должна превышать 12 месяцев. Пособие состоит из основной части, надбавок на иждивенцев, районного коэффициента и прочих доплат.

Согласно законодательству Российской Федерации, безработным может быть признан трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка и обратившийся в службу занятости по месту проживания. Регистрации в качестве безработных подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы.

По общему правилу, для постановки на учет в качестве безработного гражданин должен предоставить в службу занятости паспорт; трудовую книжку; документ, подтверждающий квалификацию; справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Для инвалидов и лиц, впервые ищущих работу (ранее никогда не работавших) данный перечень несколько изменен. Также гражданином могут быть предоставлены документы, заменяющие паспорт и трудовую книжку.

В настоящий момент законодательно закреплены следующие виды выплат:

1) Пособие по безработице . Выплачивается гражданам, зарегистрированным в качестве безработных и имевшим оплачиваемую работу на условиях полного рабочего дня на протяжении 26 недель в течение 12 месяцев до начала периода безработицы. В случае, если безработный гражданин в течение того же периода имел оплачиваемую работу на условиях неполного рабочего дня, протяженность периода работы на условиях неполного рабочего дня должна составлять 26 недель в пересчете на полный рабочий день.

Максимальный срок получения пособия по безработице составляет 24 месяца.

Размер пособия по безработице рассчитывается в зависимости от заработка безработного гражданина в последние 3 месяца работы на последнем месте работы: на первые 1-3 месяца — 75% среднемесячного заработка, 4-7 месяцы — 60% среднемесячного заработка, 8-12 месяцы — 45% среднемесячного заработка, 13-24 месяцы — в минимальном размере, установленном Правительством РФ (Закон РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1).

При этом Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 г. N 1382) установлены минимальная и максимальная величина пособия по безработице, что составляет в 2015 году:

минимальная величина пособия — 850 рублей,

максимальная величина пособия — 4 900 рублей.

Все выплаты, а также минимальная и максимальная величина пособия по безработице увеличиваются на размер районного коэффициента, в случаях, когда он применим.

2) Стипендия, выплачиваемая гражданам в период профессионального обучения или получения дополнительного образования по направлению органов занятости. По общему правилу, гражданам, соответствующим требованиям к выплате пособия по безработице, при этом уволенным в течение 12 месяцев, предшествующих началу обучения выплачивается стипендия в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца работы. Данный порядок отличен для лиц:

➢ впервые ищущие работу — такие лица получают стипендию, равную минимальному размеру пособия по безработице;

➢ потерявших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в таком случае гражданин, направленный на обучение, будет получать 100% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца работы. Как и в случае с пособием по безработице, любая выплата увеличивается на размер районного коэффициента.

Аналогично правам, обязанности формируются исходя из аксиомы активного поиска работы вместо желания длительного бездействия.

К обязанностям относятся:

  1. Перерегистрация, проводимая каждые две недели. Процедура включает:
    • предоставление своеобразного отчёта гражданином о предпринятых попытках поиска в виде сдачи направлений с указаниями мотивации отказа;
    • анализ сотрудником биржи причин сложности трудоустройства и предложений обучения или переобучения;
    • предложения новых направлений на образовавшиеся вакансии;
    • приобщение к общественным работам;
    • начисление пособия за истекший период с момента предыдущей перерегистрации.
  1. Обязательность явки на перерегистрацию в предварительно назначенное время:
    • в трезвом виде;
    • в случае болезни оправдательным документом для неявки служит листок нетрудоспособности.

Контактируя со службой занятости, безработный имеет право на:

  • — консультирование, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, а также на услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, получению необходимой им информации в органах службы занятости;
  • — самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;
  • — обжалование решений, действий или бездействия органа службы занятости и его должностных лиц — как в вышестоящий орган службы занятости, так и в суд (подобные дела рассматриваются мировым судьей в порядке, установленном Подразделом II «Исковое производство» Раздела II Гражданского процессуального кодекса РФ) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с изм. и доп. от 6 февраля 2012 г.) // РГ от 20 ноября 2002 г. N 220;
  • — заключение договора добровольного страхования со страховыми организациями на случай потери работы;
  • — оплату их затрат, вызванных тем, что их направили на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости (с его согласия);
  • — выплату пособия по безработице;
  • — выплату стипендии во время профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, в том числе, в период временной нетрудоспособности;
  • — возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

В соответствии со ст. 28 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», государство предоставляет следующие гарантии социальной поддержки безработных:

  1. Выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
  2. Выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.
  3. Возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
  4. Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Основной формой материальной поддержки безработных в период поиска подходящей работы является пособие по безработице — гарантированные государством периодические выплаты за счет средств, специально предназначенных на эти цели.

В отличие от многих зарубежных стран, где предусмотрены различные сложные схемы выплаты пособия по безработице, предусматривающие значительную дифференциацию как по срокам выплаты пособия, так и по его размерам, в российском Законе о занятости заложена достаточно простая схема.

Размеры пособия по безработице дифференцируются в зависимости от стажа работы граждан, признанных безработными, за последние 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Минимально необходимый стаж работы — 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). Если нет минимального стажа работы, пособие устанавливается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.

Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям и имеющим минимально необходимый стаж работы, устанавливается, согласно ст. 30 Закона о занятости, в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующих размерах:

  • в первые три месяца безработицы — в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца — в размере 60 процентов;
  • в дальнейшем — в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице, установленное в размере не выше 100 рублей, увеличивается на величину районного коэффициента.

Условия и порядок приобретения гражданином статуса безработного определяются Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Гражданин признается безработным, если он: трудоспособен, не имеет работы и заработка (дохода), зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в цепях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней, не трудоустроен в течение 10 дней со дня его регистрации в цепях поиска подходящей работы, а также представил в орган службы занятости все необходимые документы.

При наличии перечисленных условий решение о признании гражданина безработным принимается органом службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления этим гражданином всех необходимых документов.

Определяя порядок и условия признания граждан безработными, Закон о занятости называет граждан, которые не могут быть признаны безработными. Это граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах занятости от двух вариантов подходящей работы; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы занятости для предложения им подходящей работы; не явившиеся в срок, установленный органами занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также пред­ставившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Однако Закон о занятости предусматривает, что граждане которым правомерно отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы занятости через 1 месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов занятости.

Пособие по безработице начисляется с первого дня признания гражданина безработным. Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 % величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.

Выплата пособия может быть приостановлена на срок до 3 месяцев в следующих случаях: отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; отказ по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости; явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения; увольнение с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия; отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия; самовольное прекращение гражданином обучения по направлению органов службы занятости; нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного в случаях: признания гражданина занятым по предусмотренным Законом о занятости основаниям; прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин; переезда безработного в другую местность; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем; осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы; назначения пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

В соответствии с ТК РФ в Российской Федерации установлен пятнадцатилетний возраст для приема на работу. Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесс обучения, в свободное от учебы время, с согласия родителей, усыновителей или попечителей, могут приниматься на работу граждане по достижении ими 14 лет.

Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными

напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Список работ, на которых запрещается труд молодежи моложе 18 лет, утверждается Правительством РФ.

В соответствии со ст.266 ТК РФ лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра, который осуществляется за счет работодателя.

Безработные граждане имеют ряд прав, которые обеспечиваются сотрудниками центр службы занятости:

  • прохождение тестирования на профориентацию;
  • переподготовка для другой специальности;
  • повышение уже имеющейся квалификации;
  • отсутствие предложений о работе, предполагает выплаты пособия по безработице;
  • компенсация, если для получения должности необходимо сменить место проживания;
  • бесплатное медицинское обслуживание, а также оформление медицинской книжки при трудоустройстве.

Органы службы трудоустройства могут предложить срочный трудовой договор, например, общественные работы.

Учёт на бирже труда предоставляет некоторый ряд прав. Помимо того, что граждане получают перечень предложений об открытой рабочей вакансии, они также имеют право пройти курсы профессиональной переподготовки, а в случае надобности работать в другом городе, получить выплаты по компенсации. Также есть возможность заключить срочный договор. Если предложений о работе не поступает, то оформляется пособие по безработице.

Права и обязанности безработного: в центре занятости, пособие.

В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.

Причина увольнения с предыдущего рабочего места не имеет значения, будь то самостоятельное расторжение трудового договора или увольнение вследствие дисциплинарного проступка. Лица, которые не могут относиться к данной категории:

  • до 16 лет;
  • пенсионеры;
  • зарегистрированы на в органах трудоустройства, но в за 10 дней отклонившие два предложения о работе (учитывается и подработка) впервые в поисках работы, но два раза не посетившие курсы или отказавшиеся от временного заработка;
  • за 10 дней ни разу не явившиеся для рассмотрения предложений о работе или на специальные курсы.

Служба занятости является основным учреждением, которое определяет права и обязанности безработного, определяет их правовой статус, выплату пособий. Неработающему человеку нужно выполнять все обязательства, касающиеся этих центров. Следует посещать его в установленные сроки, представлять отчёт о результатах собеседования. Кроме этого необходимо активно искать работу, не ожидая предложений и направлений.

Безработные, зарегистрированные в службах занятости, имеют определённые преимущества. Они могут проходить бесплатное обучение, получать информацию о новых местах работы. Кроме этого неработающему населению положены определённые выплаты. Вакансии службы занятости позволяют человеку как ждать предложение по старой профессии, так и освоить новую. Их список периодически пополняется, поэтому все желающие рано или поздно найдут подходящее место.

Будущие мамы интересуются, могут ли они получать дополнительные выплаты в период беременности, если иной заработок отсутствует. Для начала нужно определить, в каком случае женщина будучи беременной получает соответствующие её положению пособия:

  • при увольнении до или во время беременности женщина однозначно получает пособие по беременности и родам;
  • увольнение по причине ликвидации организации;
  • студентка очной формы обучения, получающая выплаты в форме стипендии.

В случае самостоятельного расторжения договора с работодателем, можно зарегистрироваться в органах центра занятости и до наступления декретного отпуска получать выплаты по безработице, размер которых числится от 580 до 4900 рублей.

Следует знать, что в период декретного отпуска выплаты пособия приостанавливаются, поэтому необходимо предоставить лист нетрудоспособности (30 недель) на биржу труда. В указанное время специалистом не назначаются встречи по поводу открытых вакансий или предложений о прохождении курсов для повышения или приобретения квалификации. Пособие вновь начинает выплачиваться лишь после окончания отпуска и заявления женщины о желании приступить к работе.

Для того чтобы человека, не имеющего работы, признали безработным, необходимо выполнить некоторые формальности

:

  1. зарегистрироваться для поиска работы;
  2. зарегистрироваться в качестве безработного;
  3. в оговариваемые сроки посещать службу занятости для получения информации о подходящей работе.

Первое, что заявитель должен сделать, это обратиться в службу занятости с заявлением о поиске работы.

Вместе с заявлением в службу занятости надо предоставить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • индивидуальную программу реабилитацию инвалида (при наличии);
  • трудовую книжку, другие договоры или контракты;
  • документ об образовании и специализации;
  • справку о среднем заработке за последние 3 месяца;
  • документ о снятии с учета в качестве ИП или другие, подтверждающие прекращение деятельности (расторжение авторского договора, прекращение военного контракта);
  • иные документы, подтверждающие трудности в поиске работы при наличии (справка по инвалидности, предпенсионный возраст, одинокий и многодетный родитель).

Если заявитель не сможет представить справку о заработке за последние 3 месяца

Трудовое право уделяет большое значение решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах содействия занятости в качестве таковых для поиска им подходящей работы, которые готовы приложить свои трудоусилия на рынке труда, ищут работу и не трудоустроены в течение 10 дней со дня обращения в указанные органы.[5,38]

Однако не считаются безработными лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу — единожды отказавшиеся от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы; не явившиеся в службу занятости в течение 10 дней по неуважительным причинам со дня их регистрации для поиска подходящей работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы.

Регистрация безработных осуществляется органами занятости по месту их жительства и включает в себя следующие процедуры:

  • 1) первичная регистрация;
  • 2) регистрация в целях поиска подходящей работы;
  • 3) регистрация в качестве безработных;
  • 4) перерегистрация.

Первичная регистрация служит средством общего учета граждан, относящихся к категории безработных, обратившихся в орган занятости без предъявления документов. В процессе регистрации испрашиваются установочные данные на граждан, включающие фамилию, имя, отчество, адрес проживания, образование, возраст и некоторые иные сведения. Сам обратившийся гражданин в свою очередь получает информацию, характеризующую рынок труда и потребности работодателей в рабочей силе, о возможности переподготовки и переквалификации, правах и обязанностях безработных.

Регистрация в целях поиска подходящей работы носит более конкретный и целенаправленный характер. Граждане для регистрации представляют справки о зарплате за последние три месяца по предыдущей работе, документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, иные документы, подтверждающие профессиональную квалификацию, трудовой стаж, образование и т.п. От отдельных категорий граждан (впервые ищущих работу, инвалидов) могут потребоваться дополнительные документы.

Предоставление перечисленных документов органу содействия занятости влечет у обратившегося в него гражданина право постановки их на учет для подыскания подходящей работы. В течение 10 дней со дня регистрации гражданину должна быть предложена работа, включая временную. Предложение включает два варианта подходящей работы. А впервые ищущим работу гражданам, ранее нигде не работавшим, не имеющим специальности, предлагается два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы.

В целях установления гарантий реального трудоустройства не допускается направление гражданина на работу в транспортно удаленные места; в организации, не подтвердившие наличие должностных вакансий; приглашение граждан чаще одного раза в две недели за исключением наличия реальных предложений подходящей работы.

Если подходящей работы не находится, то безработным с их согласия может быть предложена оплачиваемая общественная работа.

Регистрация в качестве безработных является следующим этапом оказания социально-правовой помощи безработным гражданам. Она осуществляется после регистрации для поиска подходящей работы. Она, как и в предыдущей регистрации, сопровождается представлением аналогичных документов.

Перерегистрация устанавливается органом по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц. И в этом случае перерегистрация сопровождается предъявлением обозначенных ранее документов.

Законодательство устанавливает основания для снятия безработных с регистрационного учета. В частности, к ним относятся: признание граждан занятыми; прохождение профессиональной переподготовки; неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в органы занятости и некоторые иные. В каждом таком случае данный орган выносит соответствующее решение.

Анализируя проблемы занятости, О.В. Смирнов обращает внимание на некоторые несогласованности законодательства. Так, под статус безработного подпадают граждане, достигшие 16-летнего возраста, в связи с Законом о занятости. А ст. 63 Трудового кодекса РФ устанавливает 15-летний возраст, с которого предусмотрена возможность приема на работу, в связи с чем данные лица в течение года лишаются права на трудоустройство и не получают пособия по безработице.[6,170]

Ответственность безработного проявляется в приостановлении выплаты пособия по безработице (до трех месяцев) и сокращения размера пособия на четверть (до одного месяца).

Первый вид ответственности применяется в случаях отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; увольнения с последнего места работы за нарушения трудовой дисциплины или отчисления с места учебы, организованной служебной занятости, за виновные действия; нарушения сроков перерегистрации в качестве безработного в органах занятости; самовольное прекращение обучения по направлению органа занятости.

Второй вид ответственности применим за неявку без уважительных причин на переговоры с работодате��ем о трудоустройстве в течение трех дней со дня направления безработного службой занятости; отказа от явки без уважительных причин в службу занятости для получения направления на работу или профессиональное обучение.

Правовой статус безработного, так же как и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы как безработные, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Одним из направлений социальной защиты населения является разработка комплекса мер по социальной поддержке безработных граждан.

Безработные — это особая категория граждан, имеющая свой социально-правовой статус, который включает в себя права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права. Необходимо отметить, что понятие безработицы, в отличие от понятия занятости населения, в действующем российском законодательстве отсутствует.

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО

Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в такой последовательности : первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан. Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...