С какого момента исчисляется срок административного задержания с момента

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какого момента исчисляется срок административного задержания с момента». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если Вас задержали — сотрудники обязаны в соответствии со ст. 27.4 КоАП РФ, составить протокол об административном задержании, в котором в обязательном порядке указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Срок административного задержания

Помните, что согласно ст. 27.5 КоАП РФ, при административном задержании его срок не должен превышать три часа, за исключением случаев, когда Вы совершили административное правонарушение, посягающее на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил.

Также. Если в отношении Вас ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации. Во всех вышеперечисленных исключительных случаях Вы можете быть законно задержаны на срок до 48 часов. Законность такой меры подтверждена даже Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П.

Пятнадцатым пунктом пятой статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ установлено, что задержание — это фактическое лишение свободы передвижения гражданина, который подозревается в совершении правонарушения уголовного характера. Его проведение осуществляется в строгом соответствии с порядком, определенным Кодексом. Срок задержания исчисляется с момента реального лишения возможности человека свободно передвигаться.

Данное мероприятие по отношению к потенциальному преступнику является мерой принудительного характера. Его применение допускается определенным кругом субъектов (органов правопорядка и других органов). Максимальный срок задержания подозреваемого исчисляется в часах и не может превышать сорока восьми часов. Если за этот период вина гражданина не доказана, его обязаны отпустить.

Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

  • Административное задержание проводится, когда случаются правонарушения административного характера и имеется острая необходимость во временном задержании нарушителя. Исключения — случаи, когда граждане представляют угрозу для себя лично и окружающих. В таких ситуациях факт правонарушения не обязателен.
  • 3 часа — предельное время административного задержания.
  • В ситуациях, предусмотренных действующим законодательством, граждане могут задерживаться на срок до двух суток.
  • Время отсчитывается с момента доставки задержанного в уполномоченный орган. Для граждан в состоянии алкогольного или наркотического опьянения срок начинается с момента вытрезвления. Вытрезвление не должно занимать более 48 часов.
  • Время доставки должно быть минимально возможным.
  • Если задержание заняло больше 3 часов (или 48 часов в соответствующих случаях), права задержанного человека нарушаются.
  • Свои права можно защитить. Обращайтесь в вышестоящие инстанции вплоть до Европейского суда. Вы можете добиться компенсации в размере до 3 тысяч евро.

Правовые аспекты административного задержания

Административное задержание является одной из мер, применяемых государственными органами с целью обеспечения правопорядка и общественной безопасности. Оно предусмотрено законодательством и применяется в случаях непосредственной угрозы публичному порядку или для предотвращения совершения правонарушений.

Правовые аспекты административного задержания регулируются основными правовыми актами, такими как Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «О полиции».

Основными принципами административного задержания являются:

  • Законность. Применение административного задержания должно осуществляться только на основании закона, который строго определяет условия и порядок его применения.
  • Пропорциональность. Административное задержание должно быть пропорциональным уровню и характеру правонарушения, а также необходимым и достаточным для обеспечения общественной безопасности.
  • Недопустимость произвольного задержания. Задержание может быть произведено только при наличии у виновного лица достаточных оснований, подтверждающих его причастность к совершению правонарушения.

Постановка на административный учет означает занесение регистрационной записи об административном протоколе в специальную базу данных, что позволяет установить факт совершения правонарушения и применить соответствующие меры воздействия на лицо, совершившее административное правонарушение.

Важно отметить, что административное задержание не является наказанием и не заменяет судебное разбирательство. Задержанное лицо имеет право на защиту своих прав и свобод в судебном порядке.

Таким образом, правовые аспекты административного задержания включают в себя законность, пропорциональность и недопустимость произвольного задержания, а также гарантию права на судебную защиту для задержанного лица.

Сроки административного задержания и их последствия

Административное задержание является одной из мер принудительного воздействия населению в целях установления порядка и обеспечения общественной безопасности. Оно применяется в случаях нарушения гражданами общественного порядка или общественной безопасности, если они создают угрозу для окружающих.

Срок административного задержания устанавливается законодательством и может варьироваться в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения. Обычно сроки административного задержания составляют не более 48 часов, за исключением особых случаев, когда они могут быть продлены судом.

Последствия административного задержания могут быть различными и зависят от конкретных обстоятельств. Основные последствия включают:

  • Ограничение свободы передвижения и лишение возможности общения с окружающими.
  • Во время административного задержания, человек может быть подвергнут обыску и досмотру с целью выявления предметов и документов, связанных с совершенным правонарушением.
  • После освобождения из-под административного задержания, человек может быть предан административной ответственности, что может привести к наложению штрафа или применению иных мер административного воздействия.

В некоторых случаях неправомерное применение административного задержания может привести к нарушению прав граждан. В таких случаях человек имеет право обратиться в суд для защиты своих прав и гарантий, предоставляемых законом.

Общепринятые сроки административного задержания и ясное определение его последствий играют важную роль в обеспечении справедливости и защите прав и свобод граждан. Это позволяет балансировать между необходимостью поддержания общественного порядка и уважением к правам и свободам индивидуальных граждан.

Ответственность за неправомерное административное задержание

Административные задержания — важный инструмент правоохранительных органов для предотвращения правонарушений и обеспечения общественной безопасности. Однако, при неправомерном применении этого меры возникает вопрос о ответственности должностных лиц, допустивших такие нарушения.

Ответственность за неправомерное административное задержание закреплена в Законе Республики Беларусь от 24 июля 2002 года № 317-3 «Об административном процессе». Согласно статье 71 этого Закона, лицо, подвергшееся неправомерному административному задержанию, имеет право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, имуществу или деловой репутации, а также на возмещение морального вреда.

Для того чтобы требование о возмещении ущерба было удовлетворено, необходимо доказать факт неправомерного задержания, причиненный ущерб и причинную связь между задержанием и нанесенным ущербом. При этом, лицо, подвергшееся неправомерному административному задержанию, может обратиться в суд с иском о возмещении ущерба, а также потребовать компенсации морального вреда.

Однако, ответственность за неправомерное административное задержание не возлагается только на должностных лиц, а может распространяться и на саму организацию, в которой они работают. В этом случае, организация будет нести солидарную ответственность за действия своих сотрудников.

Важно отметить, что неправомерное административное задержание может привести не только к материальным потерям для пострадавшего, но и оказать негативное воздействие на его психологическое состояние. Поэтому за последствиями таких нарушений могут стоять и моральный ущерб, а также требования о компенсации морального вреда.

Другой комментарий к Ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Административное задержание временно ограничивает право на передвижение, на личную неприкосновенность, поэтому оно может применяться только в случаях и на срок, предусмотренный федеральным законом. В соответствии с комментируемой статьей этот срок не должен превышать трех часов. Срок задержания начинает исчисляться с момента доставления правонарушителя в служебное помещение органа внутренних дел, налоговой полиции, таможенного органа, военной комендатуры, органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение. Для лиц, задержанных в состоянии опьянения, срок начинает исчисляться с момента их вытрезвления.

2. Данная статья предусматривает в ряде случаев и более длительные сроки административного задержания. На срок до 48 часов для установления личности правонарушителя или для выяснения обстоятельств административного правонарушения могут быть задержаны лица, допустившие нарушение установленного режима Государственной границы, порядка пребывания на территории Российской Федерации, совершившие административное правонарушение во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, нарушение таможенных правил.

3. Согласно п.6 ст.22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние правонарушители могут находиться в центре временной изоляции органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток. О помещении в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей незамедлительно, но не позднее 24 часов уведомляется прокурор по месту расположения указанного центра.

4. В соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» и Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, с санкции прокурора могут быть задержаны на срок до десяти суток. Эти лица помещаются в центры социальной реабилитации органов внутренних дел для выяснения их личности и оказания им социальной, медицинской и иной помощи.

В чем заключается суть административного задержания

Стоит помнить, что срок административного задержания лица исчисляется после того, как гражданин был задержан, и составляет три часа. Но этот срок можно считать самым минимальным, так как для граждан, которые совершили подобное правонарушение и их вина доказана, этот срок может быть продлен еще на 48 часов. В Административном кодексе имеется достаточно нюансов, на которые стоит обратить внимание. Например, если лицо совершило преступление, которое хоть каким-то образом можно расценивать как посягательство на границы РФ, то лицо может обвиняться как нарушитель таможенных правил, и срок лишения свободы составляет тоже двое суток, после того как было совершено задержание.

Срок административного задержания исчисляется с того самого момента, как лицо было доставлено в полицейский участок и были составлены соответствующие протоколы. Также надо учитывать, что если обвиняемый гражданин в состоянии любого опьянения, то срок задержания будет уже считаться после его отрезвления. Задержанного привозят в полицейский участок, когда написать протокол на месте не представляется возможности. Такой протокол обязательно должен содержать в себе время прибытия подозреваемого в полицейский участок.

Порядок административного задержания

Соблюдение процессуальных норм имеет важное значение для защиты – любое выявленное нарушение может стать основанием для оспаривания задержания. Порядок выводится из статей 27.3 – 27.5 КоАП:

  1. Составление протокола задержания (ст.27.4 КоАП). Документ обязан включать в себя:
    • Дату и место составления.
    • Должность и Ф.И.О. лица, составившего рапорт.
    • Данные задержанного.
    • Дату и место задержания.
    • Мотивы произведенного задержания.
    • Подписи составившего и задержанного.
  2. Задержанный получает полную информацию о своих правах и обязанностях в соответствии с КоАП РФ (ч.5 ст.27.3 устанавливает обязанность разъяснить).
  3. По просьбе задержанного, его родственники (при желании, руководство учебного заведения и/или адвокат) уведомляются о произошедшем (ч.3 ст.27.3). Уведомление родителей несовершеннолетнего обязательно (ч.4 ст.27.3). Если задержан военнослужащий (участник сборов), уведомляется военная полиция или конкретная воинская часть (ч.4.1 ст.27.3).

Порядок задержания и оповещения о нем третьих лиц

Так как ограничительный срок начинает течь с момента составления протокола, субъектом его определения является должностное лицо, осуществляющее процесс применения ограничительной меры. Этот же субъект составляет протокол, исследует дело или передает его следователю и ходатайствует в дальнейшем о продлении срока задержания или произведении в отношении виновного лица ареста.

Срок транспортировки задержанного в полицейский отдел в период задержания не входит. Независимо от того, было ли лицо поймано возле здания полиции или на другом конце города, течение срока начинается с момента доставки лица в отдел полиции.

При составлении протокола сотрудник полиции обязан указать не только точное время задержания и данные о подозреваемом, но и мотивы действия и его особенности (например, сопротивление при аресте, наличие у задержанного повреждений, не связанных с арестом, и т. д.). Особенности задержания обязательно должны быть указаны в связи с тем, что противоправное поведение арестованного влияет на применяемые к нему санкции, а наличие у него незафиксированных повреждений может быть отнесено на счет сотрудника полиции.

После составления протокола и размещения подозреваемого в камере, сотрудник полиции должен провести следующее действия:

  1. Оповестить о проведенном задержании сотрудника следствия до истечения двенадцати часов.
  2. Дать задержанному лицу возможность оповестить о своем местонахождении ближайших родственников. Если задержанный – несовершеннолетний, сотрудник полиции сам оповещает родственников, опекунов или иных законных представителей.
  3. Оповестить иных лиц, органы или организации (например, командование воинской части, если задержанный – военнослужащий; секретаря соответствующей российской палаты, если речь идет о члене наблюдательной общественной комиссии; посольство (консульство), если задержанный – гражданин иностранного государства).

В некоторых случаях оповещение кого-либо о проведенном задержании категорически не допускается. К примеру, если проведение расследования и все действия в рамках дела должны храниться в тайне. Для таких дел на сокрытие информации должна быть дана санкция прокурора.

Статья 27.2 КоАП РФ. Доставление

  1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:
    1) должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
    2) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, должностными лицами ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;
    3) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.1 — 20.3, 20.5, 20.8, 20.13, 20.17 — 20.22 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
    4) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при выявлении административных правонарушении на транспорте — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в иное служебное помещение;
    5) должностными лицами военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — в помещение военной комендатуры или воинской части;
    6) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, лесного законодательства, законодательства о животном мире, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение;
    7) должностными лицами пограничных органов, военнослужащими, должностными лицами органов внутренних дел (полиции), а также другими лицами, исполняющими обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации — в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
    8) должностными лицами пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части, находящиеся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации суда и орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
    9) утратил силу.
    10) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил — в служебное помещение таможенного органа;
    10.1) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил во внутренних морских водах, в территориальном море — в служебное помещение таможенного органа, находящееся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и другие орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда — в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов);
    11) военнослужащими и сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, — в служебное помещение учреждения уголовно-исполнительной системы или органа внутренних дел (полиции);
    12) должностными лицами органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 83 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях, — в служебное помещение органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или органа внутренних дел (полиции);
    13) должностными лицами, осуществляющими контртеррористическую операцию, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или иного органа, осуществляющего контртеррористическую операцию;
    14) судебными приставами при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), — в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции);
    15) должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.67 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса эти органы составляют протоколы об административных правонарушениях, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
    16) должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.17 настоящего Кодекса, — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение муниципального органа или в иное служебное помещение.
  2. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.
  3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Незаконные действия по административному ограничению свободы

На практике далеко не всегда действия полиции соответствуют требованиям закона. Так, в соответствии с КОАП РФ, задержание может иметь место только при совершении лицом административного правонарушения. Из этого следует, что в отсутствие документов при себе, если личность человека нельзя установить на месте, но при этом он не совершил ничего противозаконного, применять обеспечительную меру принуждения нельзя.

Исключение из этого правила касается только особых ситуаций, когда в определенном городе/регионе введен специальный режим безопасности.

Пример №3. Порохов Р.Н. был остановлен сотрудниками ППСП в связи с проверкой документов – именно в такой форме полицейские сообщили Порохову о причине остановки. Порохов, который возвращался с работы и был абсолютно трезв, пояснил, что у него нет документов, кроме пропуска в цех, где он был трудоустроен. В последующем в суде задержание Порохова было признано незаконным, поскольку оснований для него не было.

Незаконными аналогичные действия полиции могут быть признаны при малозначительности административного правонарушения. Многим из нас знакома статья 2.9 КОАП РФ, которая допускает освобождение от ответственности по несущественным проступкам.

Пример №4. 17-летний подросток украл в магазине пачку печенья стоимостью 47 рублей. Вызванные продавцами сотрудники полиции поспешили составить протокол о доставлении, а затем и оформить задержание подростка. При решении вопроса о наказании за содеянное суд освободил виновного от наказания, применив ст. 2.9 КОАП РФ о малозначительности деяния и ограничившись только устным замечанием. Одновременно задержание по жалобе похитителя было признано необоснованным, поскольку ущерб от похищенного был возмещен родителями парня в течение получаса с момента хищения, подросток никуда не пытался скрыться и т.д. Судом в постановлении были учтены обстоятельства содеянного, личность виновного, раскаяние и возмещение ущерба, а также обращено внимание на отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В приведенном примере усматривается явное отсутствие веских оснований для задержания – напомним, такая обеспечительная мера должна применяться в исключительных случаях, к которым столь незначительное правонарушение явно не относится. В этой связи можно выделить другой случай необоснованного ограничения свободы – когда целесообразно применить другую меру принуждения.

Пример №5. Чекалов Е.Н. находился в общественном месте (кафе) в пьяном виде, уснул за столиком. Администратор кафе вызвал полицию, был составлен протокол задержания. Судом действия сотрудников были признаны не соответствующими закону, поскольку в данном случае целесообразно было бы применить одну из обеспечительных мер – медицинское освидетельствование.

Кроме того, действия должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии возможности установить личность на месте происшествия.

Пример №6. Каргин Н.Г. причинил побои дальнему родственнику на свадьбе. О случившемся администрацией банкета было немедленно сообщено по «02». Прибывшие на место происшествия полицейские установили, что у Каргина не оказалось при себе документов, но они были у его супруги, которая в тот момент направилась на кухню, чтобы проконтролировать подачу десерта. Полицейские не стали ожидать жену Каргина с его паспортом и увезли его в отдел. Судом задержание было признано незаконным, поскольку у служителей закона была реальная возможность установить личность виновного прямо на месте.

Довольно редко, но все же встречаются в реальной практике случаи злоупотребления должностными лицами при реальной возможности составить протокол на месте происшествия. Кроме того, встречаются и редкие случаи задержания за проступки, наказание за которые не предусматривает ареста – например, когда лицо задерживается инспектором ГИБДД за правонарушение, за которое назначается наказание в виде предупреждения.

Основания для административного задержания

  • Несоблюдение обязательств по уплате штрафов или иных обязательных платежей
  • Незаконная деятельность, включая незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ
  • Нарушение правил дорожного движения, включая езду в нетрезвом состоянии или с превышением скорости
  • Несоблюдение правил пребывания или временной регистрации для иностранных граждан или лиц без гражданства
  • Нарушение правил труда и охраны труда
  • Мелкое хулиганство или нарушение общественного порядка

Основания для административного задержания определены законом и зависят от конкретного правонарушения. Полиция или другие уполномоченные органы могут задержать человека на основании установленных законом процедур и доказательств.

Под административным задержанием понимается временное задержание гражданина с целью предотвращения правонарушений, обеспечения общественной безопасности или обеспечения участия лица в следственных или судебных процедурах.

Во время административного задержания власти имеют право проверить документы, личные вещи и остановить лицо для возможного предъявления обвинений или применения обязательных мер.

Основания Конкретные действия
Несоблюдение обязательств по уплате штрафов или иных обязательных платежей Задержание гражданина с целью взыскания долга
Незаконная деятельность Задержание лица, замешанного в незаконных действиях, с целью пресечения и предъявления обвинений
Нарушение правил дорожного движения Задержание водителя нарушителя для процедур проверки и применения мер ответственности
Несоблюдение правил пребывания для иностранных граждан Задержание иностранного гражданина без документов или с нарушением условий пребывания для дальнейших мер по его выдворению или взысканию штрафа
Нарушение правил труда Задержание сотрудников, нарушающих правила труда или правила охраны труда, для применения мер дисциплинарного воздействия или ответственности
Мелкое хулиганство Задержание лица, нарушающего общественный порядок, с целью привлечения к ответственности или предотвращения дальнейших правонарушений

Административное задержание является временной мерой и проводится в рамках закона. Гражданин имеет право на юридическую защиту и соблюдение своих прав во время задержания.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...