Списание библиотечного фонда в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание библиотечного фонда в 2024 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С применением компьютерных программ для автоматизации бухгалтерского (бюджетного) учета стало возможным вести бухгалтерский учет каждой единицы библиотечного фонда как самостоятельного учетного объекта. Нередко такую методику используют в небольших по объему фонда библиотеках, являющихся подразделениями учреждений. Такой подход позволяет иметь в бухгалтерском (бюджетном) учете более точные данные. Недостатком такого подхода является больший объем работы по внесению данных, особенно при первоначальном заполнении базы данных.

Как списать библиотечный фонд в бюджете 2023 год

При номенклатурном учете библиотечного фонда следует иметь в виду следующее:

– объектам библиотечного фонда не следует присваивать инвентарные номера;

– на объекты библиотечного фонда стоимостью до второго ценового предела за единицу не открывают отдельные Инвентарные карточки (ф. 0504031), все эти объекты отражают на одной Инвентарной карточке группового учета (ф. 0504032), как и при общесуммовом учете.

При выборе методики ведения учета библиотечного фонда в разрезе номенклатуры этот способ должен быть указан в учетной политике учреждения.

Может ли быть выделено в составе библиотечного фонда особо ценное движимое имущество? Никаких законодательных ограничений на это нет. В составе библиотечных фондов вполне могут быть редкие уникальные издания, которые по решению учредителя могут быть отнесены к категории особо ценного движимого имущества. В частности, возможность выделения ОЦДИ в составе библиотечного фонда предусмотрена 18 в Приказе № 1077.

Следует иметь в виду, что перечни особо ценного движимого имущества определяют 19 соответствующие органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя. Следовательно, учреждение само не вправе решать, какие именно объекты библиотечного фонда могут быть отнесены к категории ОЦДИ. Поэтому ОЦДИ в составе библиотечного фонда может быть включено только после соответствующего распоряжения учредителя. Как следствие, в приведенных далее корреспонденциях ОЦДИ в составе библиотечного фонда фигурирует только в двух случаях: при поступлении объектов библиотечного фонда от учредителя и при приобретении объектов библиотечного фонда за счет средств субсидии на иные цели. Только в этих двух случаях учреждению может быть известно заранее, что из поступающих объектов библиотечного фонда следует относить к ОЦДИ. Во всех прочих случаях поступающие объекты библиотечного фонда следует приходовать как иное движимое имущество, позднее, на основании соответствующего распоряжения учредителя, переводить в категорию ОЦДИ.

Для учета периодических изданий (газет, журналов и т. п.), приобретаемых учреждением для комплектации библиотечного фонда, предназначен забалансовый счет 23 «Периодические издания для пользования» (п. 377 Инструкции № 157н).

Одним из основных критериев признания ОС является срок службы имущества, а именно интервал, превышающий 12 месяцев. Помимо этого, объект должен использоваться для осуществления деятельности учреждения постоянно или многократно. Также особенностью является то, что ОС не находятся в собственности учреждения, а оперативно управляются.

Срок эксплуатации можно определить согласно классификатору ОС, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, по максимальной границе для групп 1–9. А для ОС со сроком эксплуатации более 30 лет применяются нормы из постановления Совета министров СССР от 22.10.1990 № 1072. СПИ может пересматриваться при модернизации.

Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка, за исключением предметов, стоящих менее 3 000 руб., и библиотечных объектов.

– документы, размещенные на внешних технических средствах, получаемые библиотекой во временное пользование через информационно-телекоммуникационные сети на условиях договора, контракта, лицензионного соглашения с производителями информации, – сетевые удаленные документы.

  1. Количественный общесуммовой учет. При таком подходе в бухгалтерском (бюджетном) учете отражают не только общую балансовую стоимость библиотечного фонда, но и общее количество. Каждую операцию – поступление, списание – отражают в учете с указанием не только общей суммы поступления/списания, но и с общим количеством поступивших/выбывших объектов.
  2. Общесуммовой учет по годам. По состоянию на 1 января 2023 г. производили переоценку основных средств. В том числе переоценивали библиотечный фонд. При этом коэффициенты переоценки были установлены в зависимости от года выпуска. Но в бухгалтерском (бюджетном) учете таких данных не было. Тогда бухгалтерам специально пришлось совместно с библиотечными работниками проводить достаточно трудоемкий анализ. С 2023 г. переоценку основных средств больше не проводили. Но в будущем такое мероприятие не исключено. Следовательно, можно заранее организовать учет библиотечного фонда по годам.

Начисление доходов от реализации макулатуры относится на подстатью 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ. Однако для отражения кассовых поступлений данная подстатья не применяется. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2021 N 65н, зачисление денежных средств от реализации макулатуры следует отражать по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Порядок учета документов библиотечного фонда утвержден Приказом Минкультуры России от 08.10.2021 N 1077 (далее — Порядок). В соответствии с данным Порядком документы выбывают из библиотечного фонда в связи с физической утратой или частичной либо полной утратой потребительских свойств.

  • как списать отдельные экземпляры книг (учебников), входящие в состав библиотечного фонда;
  • как отразить операции по принятию к учету макулатуры, образовавшейся от списания части библиотечного фонда;
  • по какому коду КОСГУ должны быть зачислены денежные средства от реализации макулатуры на лицевой счет учреждения;
  • возникает ли обязанность по уплате НДС и налога на прибыль с выручки, полученной в результате сдачи макулатуры утилизирующей организации?

При проведении документа в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» формируются бухгалтерские записи по списанию балансовой стоимости и амортизации в корреспонденции со счетом 401.10.172 «Доходы от операций с активами», а также по принятию к учету на забалансовый счет 02.1 «ОС, принятые на ответственное хранение» в условной оценке: один объект — один рубль.

Библиотечное учреждение должно вести учет всех поступивших и выбывших бумаг. Неважно, когда поступила и на чем содержалась информация. Однако есть исключения. В частности, можно не вести учет бумаг, не связанных с библиотечным фондом. Это могут быть эти поступления:

  • Конфиденциальная документация.
  • Бумаги, сделанные на оборудовании, принадлежащем библиотеке.
  • Документы, связанные с управленческими целями.
  • Бумаги личного свойства.

Если в учреждение поступили материалы, украшенные драгметаллами, учет их ведется отдельно. Для этого заводится специальная инвентарная книга. Рекомендуется сразу же назначить работников, которые будут ответственны за подписание актов.

Обязанность по учету обычно возлагается на сотрудников отдела создания фонда. За достоверность сведений, указанных в учетных документах, отвечает руководитель этого отдела. Однако в маленьких библиотеках может просто не быть подобного отдела с узкой специализацией. Что делать при наличии этих обстоятельств? Следует возложить ответственность за учет на работника учреждения с высокой квалификацией. Бухучетом будут заниматься бухгалтеры.

ВАЖНО! Сотрудники библиотеки должны самостоятельно вести учет. Они отвечают за комплектование и хранение документации.

В пункте 38 Инструкции №157н указано, что все объекты, включенные в фонды, считаются ОС вне зависимости от продолжительности их использования. Траты на покупку объектов для формирования фонда фиксируются по коду направления расходов 244 и статье 310 «Повышение стоимости ОС».

Учет составляющих фонда выполняется с помощью счета 101 07 (основание – пункт 53 Инструкции №157н). Объекты, включенные в фонд, отличаются рядом преимуществ. Это следующие особенности:

  • Составляющие БФ не нумеруются в качестве самостоятельных инвентарных предметов.
  • Эти объекты не входят в инвентарные списки активов, не являющихся финансовыми.
  • Файлы стоимостью до 3 тысяч рублей амортизируются.

ВАЖНО! На файлы стоимостью до 40 тысяч рублей начисляется амортизация в объеме 100% стоимости (по балансу) при направлении предмета в использование.

В рамках бюджетного учета выполняются эти записи:

  • ДТ1106 31 310 КТ1302 31730. Поступление книг от поставщика.
  • ДТ1101 37 310 КТ1106 31310. Принятие к учету изданий.
  • ДТ1401 20 271 КТ1104 37410. Начисление амортизации в объеме 100% стоимости.
  • ДТ1 101 37 310 КТ1 401 10180. Учет изданий, которые пришли на основании договора дарения.

Все записи выполняются на основании первички. К примеру, выбытие выполняется на основании акта о списании.

учреждение Казенное не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за собственником ним, это условие отражено в пункте 4 298 статьи Гражданского кодекса. Автономные и бюджетные без учреждения согласия собственника не вправе распоряжаться ценным особо движимым имуществом, закрепленным за ним или собственником приобретенным автономным учреждением за счет выделенных, средств ему собственником на приобретение имущества, условие это отражено в пунктах 2, 3 статьи 298 кодекса Гражданского. На основании вышеизложенного образовательному учреждению согласовывать необходимо списание учебной литературы с учредителем, государственной органами власти, уполномоченными регулировать имущественные между отношения образовательными учреждениями и их учредителями. Если приобреталась литература учреждениями за счет осуществления деятельности, доход приносящей, и не относится к особо ценному имуществу в постановлением с соответствии Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О отнесения порядке имущества автономного или бюджетного категории к учреждения особо ценного движимого имущества», имуществом таким можно распоряжаться без согласия имущества собственника.

В бухгалтерском учете выбытие объектов библиотечного фонда осуществляется на основании утвержденного руководителем Акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144) (далее — акт) форма которого утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (с приложением списка исключаемых объектов библиотечного фонда)).

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Бюджетное — это особенное предприятие, с отличительной чертой: его имущество принадлежит исключительно государству, а предприятие пользуется им на праве оперуправления (п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996). Можно выделить 2 особенности в правилах пользования имуществом учреждения:

В бухгалтерском учете списание утерянного или испорченного по вине читателя объекта библиотечного фонда оформляется актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144) с указанием причины его выбытия из фонда. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию, а другой – материально ответственному лицу.

Существует два вида учета библиотечного фонда: внутрибиблиотечный и бухгалтерский (бюджетный). В казенных учреждениях одновременно ведется и внутрибиблиотечный, и бухгалтерский учет.
Синтетические счета 7 «Библиотечный фонд» больше не используются, на этом синтетическом счете теперь ведется учет биологических ресурсов, а учет библиотечных фондов ведется на синтетическом счете 8 «Прочие основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения».

Мы имеем только одну форму Акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда, утвержденную Минфином России (код 0504144). Следует использовать ее. Список документов, которые должны быть подготовлены комиссией для одобрения выбытия ОС, зависит от того, кто является учредителем БУ, то есть собственником его имущества. Если БУ создано на базе имущества субъекта РФ или муниципального образования, то руководствоваться надо законодательными актами, принятыми соответствующим субъектом или муниципалитетом.

Сформировано кап. вложение в основное средство, включающее пока сумму затрат на оплату только самого основного средства. Но на доставку приобретаемого нефинансового актива были понесены затраты, которые необходимо включить в первоначальную стоимость. Оформим поступление услуг по доставке. Найти этот документ можно:

В связи в вступлением в силу нового законодательства, в частности Федерального стандарта «Основные средства», учет библиотечных фондов также сильно изменился. В этой статье буду обращать внимание на то, как учет велся до изменений, и как нужно его вести теперь.

Объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной (например, библиотечные фонды), могут в соответствии с принятыми положениями учетной политики объединяться учреждением в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств (п. 10 СГС «Основные средства»).

Учреждение самостоятельно в рамках своей учетной политики определяет состав такого инвентарного объекта и существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С целью объединения библиотечного фонда в один инвентарный объект учреждение вправе в рамках учетной политики определить, что критериями признания стоимости объектов библиотечного фонда несущественной являются критерии, установленные СГС «Основные средства» для начисления 100 %-й амортизации при вводе в эксплуатацию (стоимость до 100 000 руб.) (ч. 4 Методических рекомендаций).

Для группового учета объектов библиотечных фондов открывается одна инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032). Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой (п. 54 Инструкции № 157н,Приказ Минфина РФ № 52н). Данная карточка открывается на основании акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), а закрывается на основании акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

В соответствии с п. 39 СГС «Основные средства» на библиотечный фонд начисляется амортизация:

  • стоимостью до 100 000 руб. включительно – в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче в эксплуатацию;

  • стоимостью свыше 100 000 руб. – в соответствии с рассчитанными нормами амортизации.

Для начисления амортизации на объект (группу объектов) библиотечного фонда стоимостью свыше 100 000 руб. необходимо выбрать один из трех методов и закрепить его в учетной политике (п. 36, 37 СГС «Основные средства»):

  • линейный метод, который предполагает равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива;

  • метод уменьшаемого остатка, при использовании которого годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учета и установленного им в соответствии с его учетной политикой;

  • пропорционально объему продукции. Данный метод заключается в начислении суммы амортизации, основанной на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива.

К сведению: при одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов основных средств, входящих в одну группу основных средств, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом.

Списание документов из библиотечного фонда регулируют Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда, утвержденный приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077 (далее — Порядок учета), и Руководство Российской библиотечной ассоциации «Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда, с комментариями и приложениями»

Положения этих документов распространяются на все виды изданий, входящих в состав библиотечного фонда, — постоянного, длительного, временного хранения. Исключение составляют рукописные и архивные документы, учет которых регламентируют специальные правила.

Порядок учета и Руководство РБА позволяют библиотекам передавать и даже продавать списанные документы юридическим и физическим лицам. Что для этого нужно сделать?

Библиотеки имеют право изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с Порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек на основании действующих нормативных правовых актов (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»). Таким образом, чтобы использовать все возможности Порядка учета и Руководства РБА, на их основе каждой библиотеке следует принять собственный внутренний нормативный документ по порядку учета и согласовать его со своим учредителем. Иначе библиотека должна будет руководствоваться порядком, установленным в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон предусматривает сложную и длительную процедуру передачи имущества между разными бюджетными уровнями, например с федерального на муниципальный.

Если библиотека имеет статус бюджетного или автономного учреждения, следует предусмотреть порядок отнесения библиотечного фонда к особо ценному движимому имуществу или иному движимому имуществу и особый порядок списания особо ценного движимого имущества.

Учет библиотечного фонда в казенных учреждениях

Необходимо отметить, что формы регистров в Порядке № 1077 не приводятся, а следовательно, их разрабатывают сами учреждения. При этом, напомним, образцы форм есть в утратившей силу Инструкции об учете библиотечного фонда, утвержденной Приказом Минкультуры РФ от 02.12.1998 № 590. Их можно взять за основу при разработке и утверждении своих внутренних первичных учетных документов (регистров индивидуального и суммарного учета, а также других первичных документов для учета библиотечного фонда).

Что касается электронных документов, необходимо отметить следующее. Согласно п. 4.3.2, 4.3.3 Порядка № 1077 суммарный учет поступления электронных сетевых локальных документов ведется в электронном реестре с указанием даты загрузки поступлений в систему. Учет поступления электронных сетевых удаленных документов ведется в электронном реестре с отражением следующих показателей: даты и порядкового номера записи, реквизитов лицензионного договора (названия и номера документа, срока его действия, стоимости), количества баз данных (пакетов) и включенных в них названий. При подсчете суммарного количества названий исключаются дублирующиеся названия в пакетах на одной платформе.

Возмещение читателями ущерба допускается в форме замены утерянного документа равноценным либо в форме денежной компенсации. Размер ущерба определяется экспертной комиссией по оценке документов, назначенной приказом руководителя. При приеме денег от читателей взамен утерянных книг или других документов составляется приходный ордер и читателю выдается квитанция установленного образца (п. 5.4, 5.5 Порядка № 1077).

Списание Библиотечного Фонда В Бюджетных Учреждениях В 2021 Году В 1с

  • Изменения в законодательстве и отчетность – коротко о важном
  • ИС 1С:ИТС – информация на каждый день
  • Новые статьи по учету в программах 1С
  • Новые возможности программ 1С для пользователей коммерческих организаций
  • Новые возможности программ 1С для пользователей государственных учреждений
  • Новое в сервисах
  • Отвечает аудитор

Для бухучета процесс регламентируется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». В налоговом — статьей 254 НК России. Их соблюдают как работающие в штате бухгалтера, так и специалисты со стороны. Несоблюдение законодательства приводит к серьезным штрафным санкциям. Поэтому и функционал программы подчинен этим законодательным принципам. Все утвержденные унифицированные бланки документации загружены в систему и доступны для распечатки. Но пользователю также придется закрепить здесь и удобную для него формулу расчетов, одобренную законом.

Выбирать документ надо исходя из специфики ситуации:

  • когда вы отдаете что-то в эксплуатацию приходится пользоваться формой «Требование-накладная» (ТМЦ здесь разнообразны: канцелярия, автомобильные запчасти, строительные детали и пр.);
  • когда требуется избавиться от отсутствующего имущества (несмотря на присутствие позиции в базе) либо ставшего негодным, используем «Списание товаров»;
  • давальческое сырье передается документально в переработку.

Ответственному лицу организации предстоит установить в учетной политике подходящий метод работы по списыванию (как для бухучета, так и налоговой). Чтобы упростить себе задачу, выбирают единый для обеих ситуаций способ. Часто бухгалтеры пользуются таким вариантом, как средняя себестоимость. Методика по себестоимостной оценке за единицу актуальна для тех предприятий, где выпускаемые экземпляры уникальны (как украшения).

Счет

Какие проводки представлены

Дебет

Кредит

20

10

удаление позиций с основного производства

23

для дополнительных производственных нужд

25

на расходы общепроизводственного характера

26

на общее хозяйственное использование

44

на затраты для реализации готовой продукции

91.2

выбытие на дарственной основе

94

при повреждении, краже и т.п. ТМЦ

99

при их утрате из-за стихийных бедствий

Нельзя сказать, что все описанные операции одинаковы по частоте их исполнения. Но, чтобы проводить любую из них, следует обратить внимание на описанный далее вопрос.

Месячная цифра вычисляется здесь гораздо проще. Товароединицы перемножаются на цену за каждую из них. Такие позиции разных категорий впоследствии суммируются.

Длинный путь учебника

Довольно часто можно услышать недовольные заявления родителей или учителей, что из списка «исчез» привычный для них школьный учебник, а вместо него «появился» какой-то новый, использование которого по тем или иным причинам им не нравится.

Важно! Список рекомендованной литературы важно и необходимо обновлять, ведь школа и система образования в целом не стоит на месте, вводятся новые стандарты ФГОС, расширяется программа по предметам, меняются взгляды на различные события.

Эксперты, составляющие ФПУ, обращают внимание всех участников учебного процесса, что для того, что бы получить одобрение на 2022-2023 учебный год, учебник должен был быть готов уже несколько лет назад, ведь путь каждой книги от типографии до школы достаточно длинный.

  • Этап 1 (начальный) – аккредитация. Каждый учебник на протяжении определенного периода проходит экспертизу научного сообщества. На этом этапе свое мнение может высказать каждый педагог.
  • Этап 2 (основной) – экспертиза Научно-методического совета при Министерстве Просвещения, после которой утверждается рекомендация по включению в ФПУ.
  • Этап 3 (заключительный) – приказ Минпросвещения, который закрепляет принятое изменение перечня.

Виды и категории документов

Порядок N 1077 значительно подробнее, чем Инструкция N 590, описывает деление документов по видам и категориям. Отметим, что многие пункты Порядка N 1077 повторяют положения действующего ГОСТ 7.20-2000 «СИБИД. Библиотечная статистика» (утв. Постановлением Госстандарта России от 19.04.2001 N 182-ст) и фактически используются учреждениями. Поэтому остановимся только на новшествах. Так, п. 3.1 Порядка N 1077 установлено, какие документы относятся к печатным изданиям, а какие — к неопубликованным документам.

К печатным изданиям относятся тиражированные издания, полученные печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные: книги, брошюры, журналы, продолжающиеся издания, листовые издания, газеты, изоиздания, нотные издания, картографические издания, нормативно-технические и технические документы, авторефераты диссертаций.

К неопубликованным документам относятся рукописные документы (рукописные книги и архивные документы), а также документы, изготовленные в единичных экземплярах, являющиеся объектами интеллектуальной собственности (депонированные научные работы, диссертации, препринты, отчеты о научно-исследовательских работах, переводы, описания алгоритмов и программ ЭВМ, проектно-конструкторская документация), тактильные рукодельные издания для слепых и слабовидящих.

Обратите внимание! Рукописные документы, входящие в библиотечные фонды, являются составной частью Архивного фонда РФ и учитываются в соответствии с нормативными и правовыми актами по учету архивных документов.

Пунктом 3.1.2 Порядка N 1077 установлено, что документы, выполненные рельефно-точечным шрифтом (шрифтом Брайля), учитываются в экземплярах и названиях. Экземпляром для данного вида изданий является каждая из книг комплекта, объединенных общим названием. Как одно название учитывается комплект издания независимо от числа входящих в него книг.

Учет библиотечного фонда по новым правилам

Объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной (например, библиотечные фонды), могут в соответствии с принятыми положениями учетной политики объединяться учреждением в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств (п. 10 СГС «Основные средства»).

Учреждение самостоятельно в рамках своей учетной политики определяет состав такого инвентарного объекта и существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С целью объединения библиотечного фонда в один инвентарный объект учреждение вправе в рамках учетной политики определить, что критериями признания стоимости объектов библиотечного фонда несущественной являются критерии, установленные СГС «Основные средства» для начисления 100 %-й амортизации при вводе в эксплуатацию (стоимость до 100 000 руб.) (ч. 4 Методических рекомендаций).

Для группового учета объектов библиотечных фондов открывается одна инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032). Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой (п. 54 Инструкции № 157н,Приказ Минфина РФ № 52н). Данная карточка открывается на основании акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), а закрывается на основании акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).

Библиотечный учет с редакцией в 2022 году

Обязанность по учету обычно возлагается на сотрудников отдела создания фонда. За достоверность сведений, указанных в учетных документах, отвечает руководитель этого отдела. Однако в маленьких библиотеках может просто не быть подобного отдела с узкой специализацией. Что делать при наличии этих обстоятельств? Следует возложить ответственность за учет на работника учреждения с высокой квалификацией.

Цифровизация потребует от библиотек внедрения новых форматов хранения информации и методов работы с ними.

В настоящее время все учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.

Нормативно-правовая основа Учет библиотечных фондов осуществляется не только по правилам бухгалтерского учета: операции с книгами — это целая наука!

Помимо утвержденной Стратегии развития, в 2022 году в России будет запущена новая программа «Библиотека в креативной экономике». Ее цель — сделать библиотеку центром притяжения для представителей креативных индустрий.

Требования и сроки списания

Основными требованиями для списания библиотечного фонда являются следующие:

  1. Материалы, подлежащие списанию, должны быть физически непригодными для использования. Это может быть вызвано истекшим сроком годности, повреждением, устаревшей информацией и др.
  2. Списывать можно только те материалы, которые зарегистрированы в библиотечном каталоге и присутствуют в инвентарной книге.
  3. Списываемые материалы должны быть оформлены документально. Для этого используются специальные акты или ведомости по списанию.
  4. Списывать можно только те материалы, на которые отсутствуют материальные или финансовые обязательства.

Сроки списания определяются внутренними правилами библиотеки или нормативными актами, регламентирующими деятельность бюджетных учреждений. Обычно, сроки списания для библиотечных материалов составляют от 3 до 5 лет. Однако, это может меняться в зависимости от типа материала и его актуальности.

Важно отметить, что список материалов, подлежащих списанию, должен быть согласован и утвержден руководством библиотеки или уполномоченным органом. Это необходимо для обеспечения прозрачности и предотвращения возможных злоупотреблений.

Таким образом, для успешного проведения процедуры списания библиотечного фонда в бюджетном учреждении в 2023 году необходимо соблюдать установленные требования и сроки. Это позволит библиотеке поддерживать актуальность и качество своего фонда, а также эффективно использовать бюджетные средства.

Основные пункты акта о списании

Акт о списании исключенных объектов из библиотечного фонда оформляется по единому шаблону 0504144. Документ подписывается участниками постоянно действующей комиссии.

В бланке содержатся следующие пункты:

  1. Пометка об утверждении руководителем: его подпись с расшифровкой и дата.
  2. Наименование бланка и его порядковый номер.
  3. Название организации и данные структурного подразделения.
  4. Причина исключения.
  5. Бухгалтерская информация: дебет и кредит счета.
  6. Табличка с кодами ОКУД, ОКПО.
  7. Данные участников комиссии: должность, фамилия и инициалы.
  8. Ссылка на приказ о назначении членов комиссии.
  9. Краткие сведения об исключаемых позициях: сумма и количество экземпляров.
  10. Подписи председателя и всех членов комиссии.
  11. Таблица с указанием применения документов после выбытия.
  12. Подписи и данные членов комиссии.

В бланке указывается, что произойдет со списанными объектами после исключения из фонда. Допускается передача в обменный фонд, в пункт приема макулатуры, а также утилизация. У библиотек есть право реализовывать списанные издания физическим лицам и организациям. Кроме того, имеет место безвозмездная передача изданий.

Что происходит после утверждения акта

После того, как бумага была подписана членами комиссии, соответствующая пометка делается в регистре суммарного учета выбытия объектов. В регистре учета документов ставится номер бланка и дата его составления.

После регистрации акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда штампы библиотеки погашаются особым штемпелем.

Далее проводятся мероприятия по выбытию изданий. Экземпляры, списанные ввиду ветхости, присутствия дефектов, морального устаревания, передаются в пункты вторичного сырья. Когда таковых поблизости не имеется либо это действие неоправданно экономически, списанные издания уничтожают. Утилизация производится в присутствии сотрудников, которые подписывают фиксирующий это документ.

Исключенные объекты могут быть безвозмездно переданы некоммерческим организациям по их запросу. Библиотечные фонды имеют возможность реализовать книги организациям и отдельным лицам. При оценке учитывается рыночная стоимость, степень физического износа и ставка НДС.

При исключении изданий из библиотечного фонда заполняется акт о списании. Этот документ составляется по унифицированной форме 0504144. В бланке отражается наименование и номер объекта, направление выбытия. В приложении дополнительно обозначают основания для списания. Бланк подписывается комиссией, назначенной приказом руководителя. Далее можно скачать по ссылке форму 0504144.

Списание Библиотечного Фонда В Казенном Учреждении Проводки

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС.

При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее.

Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Скачать

При списании особо ценного или недвижимого имущества требуется получить согласие учредителя. Чтобы собственник принял решение, помимо заключения комиссии, необходимо собрать полный пакет документов, которые подтверждают материальный или физический износ (утрату) объекта. Исчерпывающий перечень подтверждающей документации устанавливает учредитель.

Операция Дебет Кредит
Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту 0 104 ХХ 410 0 101 ХХ 410
Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам:
При недостаче или уничтожению 0 401 10 271 0 101 ХХ 410
При стихийных бедствиях 0 401 10 273 0 101 ХХ 410
Прочие причины 0 401 10 172 0 101 ХХ 410
Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ 0 105 ХХ 340 0 401 10 172
Отражены произведенные затраты на списание объекта 0 401 20 200 0 302 ХХ 730

Понятие и особенности бюджетного учета

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

  • классифицирует доходы;
  • распределяет виды расходов;
  • показывает, из какого источника организация финансируется;
  • какой вид деятельности является целевым;
  • синтетические и аналитические счета;
  • поступление и выбытие объектов.

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

  1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
  2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
    • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

  • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
  • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
  • средства по медстрахованию;
  • собственные доходы учреждения и др.

Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.

Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:

  • каждый месяц – от 1 до 5 документов;
  • каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
  • ежегодно – от 10 до 30 бланков.

Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:

  • баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
  • баланс самого учреждения – по форме 0503730;
  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
  • отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
  • данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
  • информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.

Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:

  1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
  2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
  3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
  4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.

Порядок Списания Библиотечного Фонда В Бюджетных Учреждениях В 2021 Году

В случаях же списания федерального недвижимого имущества, пришедшего в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, пакет представляемых на согласование документов дополняется копией акта о причиненных повреждениях (следственных органов, служб МЧС и т.д.) и справкой учреждения о стоимости нанесенного ущерба.

В разделе 3 Методических указаний также сказано, что «определение объектов имущества, не соответствующих критериям актива, возможно как при инвентаризации, проводимой в целях формирования годовой отчетности (по иным обязательным основаниям), так и в течение года — по мере необходимости.».

Справочник ОКОФ 2021 предусматривает классификацию основных фондов, которая принята в международной практике.
Он разработан на основе Системы национальных счетов (СНС 2021), а также Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2021 (КПЕС 2021) (утв.

метод уменьшаемого остатка, при использовании которого годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учета и установленного им в соответствии с его учетной политикой;

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

При поступлении библиотечного фонда активы необходимо принять к учету по сформированной стоимости с отражением в учете особо ценного и иного движимого имущества. Перечень такого имущества устанавливает главный распорядитель. При этом, если Инструкция № 162н для отражения библиотечного фонда предусматривает счет 101 37 000 «Библиотечный фонд – иное движимое имущество учреждения», то в Инструкции № 174н применяются счета: 101 27 000 «Библиотечный фонд – особо ценное движимое имущество учреждения», 101 28 000 «Прочие основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения».


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...