Расследование аварий и инцидентов ростехнадзор

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расследование аварий и инцидентов ростехнадзор». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

7. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения (далее — аварии) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда окружающей среде и имуществу физических и юридических лиц, лиц, виновных в произошедшей аварии, а также на разработку мер по устранению последствий аварий и профилактических мероприятий по их предупреждению.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 16.02.2022 N 8-ФЗ

      «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Федеральный закон от 16.02.2022 N 9-ФЗ

      «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 16.02.2022 N 10-ФЗ

      «О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

    • Постановление Правительства РФ от 15.02.2022 N 173

      «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которых создаются специализированные структурные подразделения с наименованием «специализированный учебно-научный центр»

    • Распоряжение Правительства РФ от 15.02.2022 N 251-р

      «О признании утратившими силу распоряжений Правительства РФ от 31.12.2020 N 3720-р, от 09.04.2021 N 913-р»

    • Распоряжение Правительства РФ от 15.02.2022 N 247-р

      «О плане мероприятий («дорожной карте») по внедрению приоритетных счетов системы природно-экономического учета»

    • Планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
    • Создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы (создаются на основании Федерального закона «О гражданской обороне» и Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержденного Приказом МЧС от 23.12.2005 №999) или заключать договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами/формированиями (их деятельность регламентируется Федеральным законом от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).
    • Проводить обучение работников ОПО действиям в случае аварии или инцидента.
    • Иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством.
    • Создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать их в рабочем состоянии.
    • Страховать гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО.

    Организация, планирующая эксплуатировать опасный производственный объект должна произвести оценку готовности к эксплуатации и возможности проведения действий по локализации и ликвидации последствий аварии. Порядок проведения данной процедуры установлен Методическими указаниями по проведению анализа риска опасных производственных объектов утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 №30.

    Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    1. Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (далее — Порядок) устанавливает требования к проведению технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) , инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах, и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

    2. Порядок устанавливает требования для работников, включаемых в состав назначаемых комиссий по техническому расследованию либо привлекаемых к участию в проведении технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

    3. Требования Порядка обязательны при осуществлении технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, в отношении которых Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору или иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют контрольно-надзорные функции .

    Давайте разберемся, чем отличается инцидент от аварии. В статье 1 Закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указаны основные различия между аварией и инцидентом.

    Инцидент – отказ или повреждение технических устройств на опасном производственном объекте (далее – ОПО), а также отклонение от установленного режима технологического процесса. При этом инцидент не является аварией, но систематическое нарушение порядка его расследования, несоблюдение технологии могут привести к аварии.

    Авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Инцидентом является повреждение технического устройства, но не сооружений. Если повреждены сооружения на ОПО, это уже будет аварией.

    Технические устройства – это различное оборудование, системы машин или оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации на ОПО.

    Таким образом, технические устройства лишь входят в состав сооружения на ОПО, при этом, не являясь сооружением в целом. К сооружениям относят, например, трубопровод, а вот трубопроводную арматуру – к техническим устройствам в составе этого сооружения. Поэтому если повреждение арматуры не является разрушением и будет устранено на отдельном участке, это не приведет к разрушению магистрального трубопровода. Если же одно из звеньев трубопровода не починить вовремя, неминуемо разрушение технического устройства, а это уже авария.

    Порядок расследования и учета инцидентов на ОПО

    По общему правилу, расследование инцидента должно быть проведено в суточный срок с момента происшествия, затем нужно подать оперативное сообщение по результатам расследования и внести записи в учетный журнал.

    Техническое расследование состоит из 4 последовательных этапов:

    1 этап. Локализация инцидента

    При получении информации об инциденте необходимо принять меры по локализации инцидента (аварийно-восстановительные работы по устранению источника опасного фактора), убедиться в том, что пострадавшим оказана первая, а также профессиональная медицинская помощь, и на месте инцидента не осталось работающих бригад.

    2 этап. Расследование инцидента

    Немедленно после получения информации об инциденте специально созданная комиссия выезжает на место происшествия, для изучения обстоятельств и последствий произошедшего инцидента. Комиссия должна установить вид инцидента: отказ технического устройства, его повреждение или отклонение от технологического режима эксплуатации. У комиссии нет суток на расследование. В течение 24 часов с момента происшествия нужно подать извещение в органы по списку рассылки. Значит, комиссия должна оперативно построить свою работу.

    Сведения об инциденте председатель комиссии по расследованию вносит в журнал. Время указывают московское. Акт расследования подразумевает не только описание произошедшего инцидента, но и расчет экономико-экологических последствий. Ущерб указывают в акте, и сумма должна совпадать с записью в журнале учета инцидентов. Также комиссия должна зафиксировать, сколько длился простой объекта из-за инцидента.


    Важно! Если были пострадавшие, нужно указать, сведения из формы 315-у. Учетную форму №315/у «Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести» выдают по запросу работодателя в медицинскую организацию, куда впервые обратился за помощью пострадавший. Делают это незамедлительно после поступления запроса.


    Поэтому нужно будет получить такую справку. Она потребуется не только для расследования несчастного случая, но и для указания в акте расследования и в оперативном извещении об инциденте.

    3 этап. Направление оперативного сообщения об инциденте по списку рассылки

    Если в эксплуатирующей организации произошел инцидент, в течение 24 часов с момента возникновения события нужно подать оперативное сообщение. Рекомендованная форма такого извещения приведена в приложении № 2 к Порядку расследования № 503. Список рассылки оперативного сообщения следующий:

    • Территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения ОПО.
    • Вышестоящая организация (если инцидент произошел в одном из подразделений организации)
    • Администрация города, района или села, на территории которого расположены опасные производственные объекты.
    • Страховую компанию, продавшую страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ОПО

    Внимание! Территориальное управление Росприродназора извещать не требуется, если произошел инцидент. Этот орган извещают, если произошла авария, связанная с выбросом опасного вещества. Поскольку инцидент не является аварией, то и извещать Росприроднадзор не нужно. Комиссию по ЧС местных органов самоуправления и территориальный орган МЧС при аварии также оповещать не нужно. Это потребуется при аварии.


    Приложение № 2. Оперативное сообщение об инциденте на опасном производственном объекте (рекомендуемый образец в Приказе Ростехнадзора от 08.12.2020 №503)

    В локальном Положении о порядке расследования и учета инцидентов на ОПО необходимо указать, сколько членов комиссии должно участвовать в работе комиссии. Для того, чтобы провести объективное расследование произошедших инцидентов приказом руководителя эксплуатирующей организации издается приказ о создании комиссии.

    Напоминаем, что комиссия должна состоять не менее чем из трех участников. Нельзя, чтоб число участников было четным. В этом случае нарушаются принципы коллегиальности большинства. В комиссию по расследованию нельзя назначать руководителя подразделения, в котором произошли инциденты. Это может отразиться на объективности результатов, негативно повлияет на ход расследования и грозит конфликтом интересов.


    Обратите внимание! В оперативном сообщении об инциденте один экземпляр направляют в профсоюз. Поэтому целесообразно включить в состав комиссии председателя первичной профсоюзной организации.


    По итогам расследования комиссия должна составить акт. Акт о расследовании инцидентов на ОПО — это внутренний распорядительный акт комиссии. В этом документе указывают, при каких обстоятельствах произошел инцидент, что послужило предпосылками для случившегося, какой был нанесен вред, сколько часов или дней не работали технические устройства и по чьей вине.

    На этом этапе комиссия устанавливает не только причины инцидента, но и виновных лиц, анализирует, что нужно сделать для того, чтобы предотвратить повторение инцидентов. Акт является основанием для привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

    Главное — это разработка плана мероприятий по устранению причин инцидентов для того, чтобы случившееся не произошло вновь. Форма акта должна быть приведена как приложение к вашему локальному нормативному акту — Положению о расследовании инцидентов.

    Каждый инцидент нужно зарегистрировать в специальном журнале. В положении о расследовании инцидентов необходимо указать, что журнал должен содержать защиту от подлога и утери данных. Для этого нужно его зарегистрировать в делопроизводстве, прошить, пронумеровать все листы, скрепить печатью. Все записи в журнале ведутся в строгом хронологическом порядке.

    Журнал учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах

    № п.п. Дата инцидента, время в часах, минутах (московское) Место инцидента Характеристики и причины возникновения Продолжительность простоя,
    в часах
    Экономический ущерб, в том числе окружающей среде,
    в тыс. руб.
    Мероприятия по устранению причин инцидента Отметка об исполнении
    1 2 3 4 5 6 7 8

    В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 49, ст. 7015, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3478; 2015, N 1, ст. 67; N 29, ст. 4359), подпунктом 5.2.2.16(1) Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 258; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст: 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661), приказываю:

    Утвердить прилагаемые к настоящему приказу изменения в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 марта 2013 г. N 96 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 апреля 2013 г., регистрационный N 28138; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2013, N 23).

    Руководитель
    А.В. АЛЕШИН

    УТВЕРЖДЕНЫ
    приказом Федеральной службы
    по экологическому, технологическому
    и атомному надзору
    от 26 ноября 2015 г. N 480

    Вводная часть — содержит термины и определения, классификацию инцидентов.

    Общие положения — содержит информацию о том, кто разработал положение, для чего разработано положение;

    Порядок работы комиссии по техническому расследованию причин инцидента;

    Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин инцидента;

    Сведения, характеризующие опасный производственный объект;

    Приложение 1. Оперативное сообщение (информация) об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения

    Приложение 2. Информация об авариях на объекте трубопровода химически опасных, взрывопожароопасных и горючих жидкостей и газов

    Приложение 3.Оперативное сообщение о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом), происшедшем в результате инцидента

    Приложение 4. Акт технического расследования причин инцидента, происшедшего в ООО «_______»;

    Приложение 5.Протокол осмотра места инцидента, происшедшего в ООО «_______»;

    Приложение 6.

    Приложение 7. Журнал учета инцидентов, происшедших на опасном производственном объекте.

    В случае если на Вашем производственном объекте происходит инцидент, то не реже одного раза в квартал в территориальный орган Ростехнадзора, на территории которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о происшедших инцидентах, в котором указывается:

    — количество инцидентов;

    — характер инцидентов;

    — анализ причин возникновения инцидентов;

    — принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.

    Эксплуатация опасного производственного объекта в нарушении требований ФЗ № 116 является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение штрафа на юридическое лицо – от 200 до 300 тысяч рублей, на должностное лицо – от 20 до 30 тысяч рублей.

    Разработаем положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО для Вашего предприятия. Звоните.

    Разработка 10 дней
    Стоимость 30.000 р.
    • Необходимость сдачи отчетности в Ростехнадзор по производственному контролю за 2021 год

      Напоминаем Вам, что в соответствии с требованиями статьи…

    • Ответы Ростехнадзора пользователям соцсетей о подготовке отчета

      Популярный отраслевой ресурс собрал вопросы пользователей…

  • Регистрация опасного производственного объекта
  • План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА/ПЛА)
  • Положение о производственном контроле (ППК)
  • Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (ПТР)
  • Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
  • Отчет по производственному контролю
  • Постановка на учет в Ростехнадзоре технических устройств
  • Разработка документации по эксплуатации опасных производственных объектов
  • Экспертиза промышленной безопасности технических устройств
  • Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
  • Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений, механизмов и кранов
  • Экспертиза промышленной безопасности газопроводов
  • Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования и газораспределительных устройств
  • Экспертиза промышленной безопасности котельной
  • Разработка и экспертиза промышленной безопасности проектов технического перевооружения, консервации, ликвидации

Приказ Ростехнадзора от 26.11.2015 N 480

  • Техническое диагностирование
  • Техническое освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением
  • Техническое освидетельствование подъемных сооружений
  • Обследование строительных конструкций зданий и сооружений
  • Неразрушающий контроль
  • Отмены экспертизы промышленной безопасности не будет!
  • Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»
  • Постановление Правительства от 01.10.2020 № 1580
  • Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1477 О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности
  • Постановление Правительства от 15.09.2020 № 1437

ОПО является объектом, поднадзорным многим государственным органам в вопросах безопасности, и должен соответствовать всем их требованиям. Одно из ключевых положений, которое является основополагающим при выяснении причин наступления ситуаций, приведших или способных привести к авариям на ОПО, разрабатывается ответственными работниками предприятия. Оно содержит положение о порядке расследования причин инцидентов и аварий, а так же образцы заполнения актов расследования, статистических форм и отчетов осамой аварии, ее последствиях и принятых мерах по улучшению создавшегося нестандартного положения и передачи зафиксированных данных Ростехнадзору.

нам доверяют

Четкое следование всем правилам и нормам закона это то что помогает нам добиваться расположения наших клиентов. Наши специалисты постоянно следят за изменениями в законодательстве и оперативно внедряют все новшества в процесс работы, поэтому доверив работу Менделеев Тест вы гарантированно получите высокое качество разработанной документации и исчерпывающую информацию от наших специалистов.

мы доказываем на практике

Наш многолетний опыт работы в сфере обеспечения производственной безопасности и разработке нормативной документации показывает,что доверившись профессионалам вы сделаете правильный выбор! Мы считаем, что в работе любого производства обеспечение безопасности персонала всегда должно стоять на первом месте, и компания Менделеев Тест успешно реализует эту идею уже многие годы.

  • Нормативно-правовая база (1)
  • Охрана труда (7)
  • Промышленная безопасность (9)
  • Федерализм (2)
  • ЧС и пожарная безопасность (6)
  • Экология (5)

Из Приказа Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011 г. «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (с изменениями на 11.10.2019 г.)»:

П. 6. Организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент, проводит следующие мероприятия:
1) передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящему порядку, в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента в:
— территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.);
— вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых);
— орган местного самоуправления;
— государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации;
— профсоюзную организацию;
— страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте;
— соответствующий орган прокуратуры;
Передача оперативного сообщения о происшедшей аварии, инциденте осуществляется по факсу, электронной почтой или иным способом, обеспечивающим своевременное информирование о происшедшем.
4) принимает меры по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц от воздействия негативных последствий аварии, инцидента.
5) принимает меры по сохранению обстановки на месте аварии, инцидента до начала расследования их причин, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации последствий аварии, инцидента и сохранению жизни и здоровья людей.
В случае невозможности сохранения обстановки на месте аварии, инцидента обеспечивается ее документирование (в том числе фотографирование, видео- и аудиозапись).
6) осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии, инцидента на объекте.
7) принимает участие в техническом расследовании причин аварии, инцидента, принимает меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварии, инцидента.
П. 7. Руководитель (или лицо, его замещающее) организации, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, несет ответственность за невыполнение мероприятий, изложенных в п. 6 настоящего порядка, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из Приказа Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011 г. «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (с изменениями на 11.10.2019 г.)»:

П. 34. Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются актом по форме, установленной организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект. Акт должен содержать информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе о вреде, нанесенном окружающей среде, а также о мерах по устранению причин инцидента.
П. 35. Учет инцидентов на опасных производственных объектах ведется в журнале учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 5 к настоящему порядку, в котором регистрируются дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей среде), мероприятия по устранению причин инцидента, и делается отметка об их выполнении.
Не реже одного раза в квартал в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о происшедших инцидентах, в которой указываются:
1) количество инцидентов;
2) характер инцидентов;
3) анализ причин возникновения инцидентов;
4) принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.
Территориальные органы Службы в процессе проведения надзорной деятельности осуществляют контроль учета инцидентов на поднадзорных Службе объектах, проверку правильности проведения расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований, и контролируют выполнение в установленные сроки запланированных профилактических мероприятий.

1. Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Порядок), разработан на основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Служба), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935), с учетом требований:

Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; № 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 27; № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 34; № 17, ст. 1930; № 30, ст. 3808; № 41, ст. 4844; № 43, ст. 5084; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 812; № 30, ст. 3613, ст. 3616; № 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 17, ст. 21; № 19, ст. 2270; № 29, ст. 3604; № 30, ст. 3732, ст. 3739; № 46, ст. 5419; № 48, ст. 5717; 2010, № 31, ст. 4196; № 52, ст. 7002; 2011, № 1, ст. 49; № 25, ст. 3539; № 27, ст. 3880);

Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; № 30, ст. 3128; 2006, № 1, ст. 10, ст. 21; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3442; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21; № 21, ст. 2455; № 31, ст. 4012; № 45, ст. 5417; № 46, ст. 5553; № 50, ст. 6237; 2008, № 20, ст. 2251, ст. 2260; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3604, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 17, № 29, ст. 3601, № 48, ст. 5711, № 52, ст. 6419; 2010, № 31, ст. 4195, ст. 4209, № 48, ст. 6246, № 49, ст. 6410, 2011, № 13, ст. 1688, № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3880; Российская газета, 2011, № 153);

Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; Российская газета, 2011, № 153);

Федерального закона от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 141; 2004, № 35, ст. 3607; 2008, № 30, ст. 3616);

Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2000, № 33, ст. 3348; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 52, ст. 5498; 2009, № 1, ст. 17, ст. 21; № 52, ст. 6450; 2010, № 30, ст. 4002; № 31, ст. 4195, ст. 4196; 2011, № 27, ст. 3880);

Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3589; 2001, № 1, ст. 2, № 53, ст. 5030, 2002, № 52, ст. 5132; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; № 52, ст. 5038; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 52, ст. 5498; 2008, № 29, ст. 3418; 2009, № 1, ст. 17, № 52, ст. 6450; 2010, № 31, ст. 4195);

а также иных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Службы.

Техническое расследование аварий и инцидентов

______________

** Техническое расследование причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности этим законодательством не предусмотрено; предусмотрено установление причин нарушения. Очевидно, вместо «проведения технического расследования» следует читать «установления». (Примеч. изд.)

Порядок организации работ по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности

38. Установление причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности при создании объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, регламентируется Правилами установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности*, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. № 702 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 48, ст. 5033).

______________

* Согласно указанным Правилам причины нарушения законодательства о градостроительной деятельности устанавливаются в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, обнаруженного при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. (Примеч. изд.)

39. Расследование причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности направлено на установление факторов, вызвавших нарушения, их обобщение, учет и анализ с разработкой предложений и принятием мер по предупреждению случаев нарушения законодательства о градостроительной деятельности путем корректировки нормативной и проектной документации, подготовки методических документов по проектированию и строительству объектов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка, с учетом характера и частоты повторений выявленных нарушений, а также на широкое информирование участников строительства о причинах нарушений и мерах по их предупреждению.

40. Обо всех случаях нарушения законодательства о градостроительной деятельности руководители организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на которых произошли нарушения, незамедлительно информируют соответствующий территориальный орган Службы.

Передача информации осуществляется с использованием различных систем передачи информации (в том числе модемной, телекодовой, факсимильной).

41. Передаваемая информация должна включать в себя следующие сведения:

полное наименование объекта;

техническую характеристику объекта;

наименование организации застройщика или заказчика;

лицо, выполняющее инженерные изыскания;

лицо, осуществляющее подготовку проектной документации;

лицо, осуществляющее строительство;

месторасположение объекта (почтовый или строительный адрес);

время, характер и размер причиненного вреда, сведения о пострадавших и погибших, обстоятельства, при которых были выявлены нарушения;

сведения о вероятных причинах нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

42. По результатам анализа установленных причин Служба готовит ежегодные технические обзоры причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

В территориальных органах Службы с учетом требований пункта 41 настоящего Порядка организуется учет, обобщение и анализ информации о случаях нарушения законодательства о градостроительной деятельности, их причинах и принятых мерах по предотвращению нарушений.

Обобщенная информация о результатах анализа, принятых мерах, предложениях по повышению качества расследования причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, результатах контроля за выполнением мероприятий по предупреждению нарушений приводится в пояснительной записке к отчету территориальных органов* Службы о результатах деятельности за отчетный год.

______________

* Текст соответствует оригиналу. Очевидно, вместо «территориальных органов» следует читать «территориального органа». (Примеч. изд.)

Порядок формирования и работы технических комиссий по расследованию причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности

46. Порядок расследования причин аварий в электроэнергетике (за исключением аварий на атомных станциях) регламентируется Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 846 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 44, ст. 5243) (далее — Правила).

47. Расследование аварий, произошедших на технических устройствах, применяемых на опасных производственных объектах и регистрируемых в территориальных органах Ростехнадзора, не подлежащих расследованию согласно пункту 4 Правил, осуществляется в соответствии с разделом II настоящего Порядка*.

______________

* Текст соответствует оригиналу. Очевидно, вместо «произошедших» следует читать «происшедших», вместо «Ростехнадзора» — «Службы»; ср. остальной текст документа. Раздел II технических устройствах. (Примеч. изд.)

48. Расследование причин аварий в электроэнергетике, в случаях, установленных Правилами, проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Службы или ее территориального органа.

49. Решение о расследовании причин аварии принимается не позднее 24 часов с момента получения информации об аварии руководителем Службы или, по его поручению, руководителем территориального органа Службы.

50. В случае принятия решения о проведении расследования причин аварии для формирования комиссии по расследованию причин аварии (далее — комиссия) оперативно, но не позднее 3 часов с момента принятия решения, уведомляются федеральные органы исполнительной власти и организации, определенные пунктом 11 Правил, посредством электронной, факсимильной и иных видов связи.

51. В состав комиссии с учетом поступивших предложений включаются должностные лица Службы, уполномоченные представители федеральных органов исполнительной власти и организаций, определенных Правилами, а также представители субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (в случаях, предусмотренных пунктом 4 Правил).

52. Комиссия состоит из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии и иных членов комиссии.

53. Решение о проведении расследования и назначении комиссии, а также внесении изменений в ее состав оформляется приказом руководителя Службы или ее территориального органа, принявшего решение о расследовании причин аварии и создании комиссии.

54. Приказ о расследовании причин аварии и создании комиссии доводится Службой или ее территориальным органом до федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики (уполномоченного органа в сфере электроэнергетики), и членов комиссии в срок не позднее 48 часов с момента получения информации об аварии.

55. Оформление результатов расследования и систематизация информации об авариях в электроэнергетике осуществляются в соответствии с порядком, установленным разделами 3 и 4 Правил.

IV. Порядок проведения технического расследования причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности

(Раздел утратил силу с 1 апреля 2017 года — приказом Ростехнадзора от 28 ноября 2016 года N 507)



Приложение N 6
к Порядку проведения технического
расследования причин аварий,
инцидентов и случаев утраты
взрывчатых материалов промышленного
назначения на объектах, поднадзорных
Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору,
утвержденному приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 15 августа 2011 г. N 480


Рекомендуемый образец

Журнал регистрации случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения

в

(полное название организации)

ОПО: порядок расследования аварий и инцидентов будет уточнён

Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Группа компаний ТЕХПРОМ предлагает полный комплекс услуг организациям, осуществляющим эксплуатацию предприятия, цеха, участка, иного производственного объекта, обладающего одним и более признаками опасности, указанными в приложении №1 к Федеральному закону 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Необходимость разработки плана мероприятий, регламентируется Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:, Трудовым кодексом РФ, а также Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»

Порядок определяет процедуру проведения технического расследования причин аварий, инцидентов на поднадзорных объектах, эксплуатируемых организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории Российской Федерации, в том числе процедуру оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.

Порядок устанавливает обязательные требования для работников организаций, связанных в силу своих функциональных или должностных обязанностей с необходимостью установления обстоятельств и причин аварий, инцидентов на объектах и включаемых в состав комиссий по расследованию либо привлекаемых к участию в проведении технического расследования причин аварий, инцидентов на объектах поднадзорных Ростехнадзору.

Оформление документации с Группой компаний ТЕХПРОМ — это высокий уровень качества работ, индивидуальный подход и гарантированный результат в короткие сроки.

Положение о порядке расследования инцидентов является обязательным документом для всех предприятий, использующих в своей производственной деятельности опасные объекты, вне зависимости от установленного класса опасности для применяемых опасных производственных объектах.

  1. Реализация неукоснительных требований законодательства в области промышленной безопасности.
  2. Документальное закрепление требуемого регламента определения и расследования причин инцидентов на ОПО предприятия.
  3. Оказание содействия государственным структурам в установлении причин инцидентов на эксплуатируемых опасных производственных объектах.
  4. Выявление и исследование всех обстоятельств и факторов, послуживших причиной происхождения аварии или производственного травматизма на опасных объектах предприятия.
  5. Определение размеров причиненного ущерба и установление перечня должностных лиц предприятия, виновных в случившемся инциденте.
  6. Детализированный учет и фиксация всех аварийных (нештатных) ситуаций, произошедших на ОПО.
  7. Составление плана мероприятий, направленных на заблаговременное упреждение аналогичных аварий и инцидентов.
  1. Основные положения.
    1. Перечень применяемых нормативных законодательных актов.
    2. Используемые термины, понятия и определения.
    3. Общие сведения:
      • информация о должностном лице предприятия, разработавшем Положение;
      • определение целей и задач порядок расследования инцидентов.
  2. Перечень потенциально вероятных инцидентов на опасных объектах предприятия:
    1. Изложение наиболее вероятных сценариев аварийных (нештатных) ситуаций и случаев производственного травматизма для каждого ОПО предприятия.
    2. Информационные данные, характеризующие технические (производственные, технологические) особенности опасных объектов.
  3. Регламент проведения процедуры установления причин аварий, их анализа и учета:
    1. Задачи технического исследования.
    2. Принципы оперативного информирования о случившемся инциденте.
    3. Условия формирования комиссии для выяснения причин произошедшего инцидента (аварии, несчастного случая).
    4. Критерии оценки корректности и объективности результатов работы комиссии.
  4. Правила оформления и регистрации результатов установления и рассмотрения причин аварий и инцидентов:
    1. Перечень сведений, подлежащих обязательному рассмотрению комиссией по техническому расследованию.
    2. Фиксация результатов работы комиссии.
  5. Порядок исследования и регистрации аварий и инцидентов на предприятии.
  6. Приложения:
    1. Приложение № 1 — установленный режим оперативного извещения об аварии (инциденте) на опасных производственных объектах.
    2. Приложение № 2 — способы оперативного информирования о случаях повреждения здоровья работников опасных производственных объектах, подлежащих расследованию и учету (групповые, тяжелые, смертельные), возникших вследствие аварии на ОПО.
    3. Приложение № 3 — заключительный акт технического установления и исследования причин аварии, произошедшего на предприятии.
  7. Журнал регистрации аварийных ситуаций (инцидентов), возникших на опасных объектах предприятия.

Действующая законодательная нормативная база в области промышленной безопасности обязывает все предприятия, эксплуатирующие ОПО, иметь разработанное Положение о порядке расследования причин инцидентов, не устанавливая определенных условий и требований к его разработчикам. Следовательно, любое предприятие при возникновении трудностей в процессе разработки порядок расследования инцидентов вправе обратиться за помощью в данном вопросе к специализированной компании.

Также, привлечение специализированной организации, профессионально занимающейся разработкой документации по промышленной безопасности, актуально в целях экономии времени. После составления ПРИ необходимо в обязательном порядке согласовать с органами Ростехнадзора (РТН). Данная процедура длится в течение 30 рабочих дней, и в случае обнаружения сотрудниками РТН каких-либо недоработок предприятие получает отказ в согласовании предоставленного Положения. Подобных нежелательных потерь временных ресурсов предприятия можно избежать, обратившись за помощью к профессионалам.

Перед тем, как направить на согласование порядок расследования инцидентов, его следует подписать должностным лицом, ответственным за реализацию производственного контроля и утвердить директором предприятия.

Расследование аварий и несчастных случаев

Организации, применяемые в работе опасные объекты, не имеющие составленного и утвержденного ПРИ, могут понести финансовые издержки в виде административных штрафов в соответствии со статьей 9.1 КоАП РФ. В частности,

  1. Граждане — от 2000 до 3000 рублей.
  2. Должностные лица организации — от 20000 до 30000 рублей (либо лишение права занимать данную должность сроком от 6 до 12 месяцев).
  3. Юридические лица — от 200000 до 300000 рублей (либо запрет на осуществление производственной деятельности продолжительностью 90 дней)

1. Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Порядок), разработан на основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Служба), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935), с учетом требований:

Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; № 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 27; № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 34; № 17, ст. 1930; № 30, ст. 3808; № 41, ст. 4844; № 43, ст. 5084; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 812; № 30, ст. 3613, ст. 3616; № 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 17, ст. 21; № 19, ст. 2270; № 29, ст. 3604; № 30, ст. 3732, ст. 3739; № 46, ст. 5419; № 48, ст. 5717; 2010, № 31, ст. 4196; № 52, ст. 7002; 2011, № 1, ст. 49; № 25, ст. 3539; № 27, ст. 3880);

Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; № 30, ст. 3128; 2006, № 1, ст. 10, ст. 21; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3442; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21; № 21, ст. 2455; № 31, ст. 4012; № 45, ст. 5417; № 46, ст. 5553; № 50, ст. 6237; 2008, № 20, ст. 2251, ст. 2260; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3604, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 17, № 29, ст. 3601, № 48, ст. 5711, № 52, ст. 6419; 2010, № 31, ст. 4195, ст. 4209, № 48, ст. 6246, № 49, ст. 6410, 2011, № 13, ст. 1688, № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3880; Российская газета, 2011, № 153);

Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; № 52, ст. 6450; Российская газета, 2011, № 153);

Федерального закона от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 141; 2004, № 35, ст. 3607; 2008, № 30, ст. 3616);

Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2000, № 33, ст. 3348; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 52, ст. 5498; 2009, № 1, ст. 17, ст. 21; № 52, ст. 6450; 2010, № 30, ст. 4002; № 31, ст. 4195, ст. 4196; 2011, № 27, ст. 3880);

Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3589; 2001, № 1, ст. 2, № 53, ст. 5030, 2002, № 52, ст. 5132; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; № 52, ст. 5038; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 52, ст. 5498; 2008, № 29, ст. 3418; 2009, № 1, ст. 17, № 52, ст. 6450; 2010, № 31, ст. 4195);

а также иных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Службы.

2. В настоящем Порядке используются следующие термины и определения:

утрата взрывчатых материалов промышленного назначения — хищение, разбрасывание и потеря (в т.ч. потеря качества) взрывчатых материалов промышленного назначения в результате нарушения установленного порядка хранения, перевозки, использования или учета;

оперативное сообщение — сведения об аварии, инциденте, несчастном случае, происшедшем в результате аварии, инцидента, а также об утрате взрывчатых материалов промышленного назначения, передаваемые по рекомендуемым образцам согласно приложениям № 1, 1.1 и 2 к настоящему Порядку, организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в территориальный орган Службы;

информация об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения — сведения, передаваемые территориальным органом Службы об аварии, в том числе несчастном случае, происшедшем в результате аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, в центральный аппарат Службы;

техническое расследование причин аварии, несчастного случая*, происшедшего в результате аварии, инцидента, случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения — установление и документальное фиксирование обстоятельств и причин аварии, несчастного случая, происшедшего в результате аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорном объекте, определение лиц, ответственных за указанные происшествия, разработка мероприятий по предупреждению аналогичных происшествий;

______________

* Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации проводится расследование несчастного случая на производстве; техническое расследование несчастного случая или причин несчастного случая законодательными актами не предусмотрено. (Примеч. изд.)

______________

** Расследование причин происшествий не предусмотрено пунктом 3 документа. (Примеч. изд.)

36. Порядок образования комиссий по расследованию аварий и происшествий, порядок передачи информации об авариях и происшествиях, порядок расследования причин аварий и происшествий, порядок учета и оформления отчетов по расследованию аварий и происшествий на объектах использования атомной энергии установлены (регламентируются) соответствующими федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

37. Порядок работы комиссии по техническому расследованию, определенный в главе***II настоящего Порядка, применяется, в том числе, в отношении объектов использования атомной энергии, на которые распространяется действие Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов для объектов использования атомной энергии» (НП-043-11), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 ноября 2011 г. № 672 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2012 г., регистрационный № 23122; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, № 18).

______________

*** Текст соответствует оригиналу. Очевидно, вместо «в главе» следует читать «в разделе»; ср. остальной текст документа. (Примеч. изд.)

Расследование причин аварий и инцидентов на таких объектах, связанных с грузоподъемными кранами, проводится в соответствии с настоящим Порядком комиссией эксплуатирующей организации с обязательным участием представителя межрегионального территориального управления Службы по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, в котором зарегистрировано указанное оборудование.

(Измененная редакция. Изм. от 25.12.2014 г.)

______________

** Техническое расследование причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности этим законодательством не предусмотрено; предусмотрено установление причин нарушения. Очевидно, вместо «проведения технического расследования» следует читать «установления». (Примеч. изд.)

Порядок организации работ по установлению причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности

38. Установление причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности при создании объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, регламентируется Правилами установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности*, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. № 702 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 48, ст. 5033).

______________

* Согласно указанным Правилам причины нарушения законодательства о градостроительной деятельности устанавливаются в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, обнаруженного при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. (Примеч. изд.)

39. Расследование причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности направлено на установление факторов, вызвавших нарушения, их обобщение, учет и анализ с разработкой предложений и принятием мер по предупреждению случаев нарушения законодательства о градостроительной деятельности путем корректировки нормативной и проектной документации, подготовки методических документов по проектированию и строительству объектов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка, с учетом характера и частоты повторений выявленных нарушений, а также на широкое информирование участников строительства о причинах нарушений и мерах по их предупреждению.

40. Обо всех случаях нарушения законодательства о градостроительной деятельности руководители организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на которых произошли нарушения, незамедлительно информируют соответствующий территориальный орган Службы.

Передача информации осуществляется с использованием различных систем передачи информации (в том числе модемной, телекодовой, факсимильной).

41. Передаваемая информация должна включать в себя следующие сведения:

полное наименование объекта;

техническую характеристику объекта;

наименование организации застройщика или заказчика;

лицо, выполняющее инженерные изыскания;

лицо, осуществляющее подготовку проектной документации;

лицо, осуществляющее строительство;

месторасположение объекта (почтовый или строительный адрес);

время, характер и размер причиненного вреда, сведения о пострадавших и погибших, обстоятельства, при которых были выявлены нарушения;

сведения о вероятных причинах нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

42. По результатам анализа установленных причин Служба готовит ежегодные технические обзоры причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

В территориальных органах Службы с учетом требований пункта 41 настоящего Порядка организуется учет, обобщение и анализ информации о случаях нарушения законодательства о градостроительной деятельности, их причинах и принятых мерах по предотвращению нарушений.

Обобщенная информация о результатах анализа, принятых мерах, предложениях по повышению качества расследования причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, результатах контроля за выполнением мероприятий по предупреждению нарушений приводится в пояснительной записке к отчету территориальных органов* Службы о результатах деятельности за отчетный год.

______________

* Текст соответствует оригиналу. Очевидно, вместо «территориальных органов» следует читать «территориального органа». (Примеч. изд.)

Порядок формирования и работы технических комиссий по расследованию причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности

43. Причины нарушения законодательства о градостроительной деятельности устанавливаются специальной технической комиссией, возглавляемой представителем Службы или ее территориального органа. Техническая комиссия по расследованию причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности (далее — техническая комиссия) назначается (в зависимости от характера и возможных последствий нарушения законодательства о градостроительной деятельности*) приказом территориального органа Службы или приказом Службы в срок не позднее 10 дней с момента получения информации о случае нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

______________

46. Порядок расследования причин аварий в электроэнергетике (за исключением аварий на атомных станциях) регламентируется Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 846 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 44, ст. 5243) (далее — Правила).

47. Расследование аварий, произошедших на технических устройствах, применяемых на опасных производственных объектах и регистрируемых в территориальных органах Ростехнадзора, не подлежащих расследованию согласно пункту 4 Правил, осуществляется в соответствии с разделом II настоящего Порядка*.

______________

* Текст соответствует оригиналу. Очевидно, вместо «произошедших» следует читать «происшедших», вместо «Ростехнадзора» — «Службы»; ср. остальной текст документа. Раздел II технических устройствах. (Примеч. изд.)

48. Расследование причин аварий в электроэнергетике, в случаях, установленных Правилами, проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Службы или ее территориального органа.

49. Решение о расследовании причин аварии принимается не позднее 24 часов с момента получения информации об аварии руководителем Службы или, по его поручению, руководителем территориального органа Службы.

50. В случае принятия решения о проведении расследования причин аварии для формирования комиссии по расследованию причин аварии (далее — комиссия) оперативно, но не позднее 3 часов с момента принятия решения, уведомляются федеральные органы исполнительной власти и организации, определенные пунктом 11 Правил, посредством электронной, факсимильной и иных видов связи.

51. В состав комиссии с учетом поступивших предложений включаются должностные лица Службы, уполномоченные представители федеральных органов исполнительной власти и организаций, определенных Правилами, а также представители субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (в случаях, предусмотренных пунктом 4 Правил).

52. Комиссия состоит из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии и иных членов комиссии.

53. Решение о проведении расследования и назначении комиссии, а также внесении изменений в ее состав оформляется приказом руководителя Службы или ее территориального органа, принявшего решение о расследовании причин аварии и создании комиссии.

54. Приказ о расследовании причин аварии и создании комиссии доводится Службой или ее территориальным органом до федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики (уполномоченного органа в сфере электроэнергетики), и членов комиссии в срок не позднее 48 часов с момента получения информации об аварии.

55. Оформление результатов расследования и систематизация информации об авариях в электроэнергетике осуществляются в соответствии с порядком, установленным разделами 3 и 4 Правил.

Порядок расследования причин инцидентов на ОПО

ПТР является обязательным документом для ОПО любого класса опасности. Одной из особенностей ПТР является необходимость составления нового документами для каждого объекта, расположенного в другом административном округе. Если же 2 или более объекта расположены на территории одного административного округа, то достаточно 1 ПТР.

Необходимость данного документа прописана в Указе Ростехнадзора № 480, с которым можно более подробно ознакомиться на официальном сайте. Также ПТР, его функции. Порядок оформления и утверждения описывается в ФЗ №116.

Инциденты и аварии возникают при технических неисправностях оборудования, низкому уровню квалификации сотрудников или пренебрежении правилами безопасности на производстве. Обо всех подобных случаях ежеквартально необходимо сообщать в региональное отделение Ростехнадзора, указывая:

  • Количество зафиксированных происшествий за определённый период.
  • Причины аварий на ОПО.
  • Меры, принятые для предотвращения подобного в дальнейшем.

ПТР может быть разработан как сотрудниками, руководителями организациями, так и сторонники компаниями на правах аутсорсинга. Рекомендуется доверять данную работу профессионалам, так как она содержит массу нюансов, зависящих от специфики работы каждого конкретного ОПО.

Единственным документом, регламентирующим порядок составления и утверждения ПТР является приказ Ростехнадзора от 19 августа 2011 года (№ 480). В нём также прописываются все моменты, которые в обязательном порядке должны содержаться в Положении о порядке расследования.

После составлении документа, он, вместо с соответствующим заявлением подаётся в местные органы Ростехназдзора, после чего организация получает согласованное Положение либо официальный отказ от согласования, в случае каких-либо ошибок в составе или оформлении документов. На принятие решения у контролирующего органа есть до 30 календарных дней.

Стоит обратить внимание на то, что не согласованный документ не имеет юридической силы и не может быть использован при подаче тендерной документации, плановых и внеплановых проверках.

1. Учредительные документы проверяемого лица

Основание для проверки: Статья 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ (далее — Закон № 116-ФЗ); подпункт «б» пункта 10 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 1170.

Комментарии: Свидетельство о госрегистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; коды статистики; устав и т. д.

2. Документы о назначении на должность руководителя и (или) иного должностного лица юридического лица, а также подтверждающие полномочия представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя, присутствующих при проверке

Основание для проверки: Пункт 5 статьи 2 Закона № 116-ФЗ; часть 2 статьи 16 и статья 25 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (далее — Закон № 294-ФЗ).

Комментарии: Приказ о назначении на должность руководителя проверяемого лица; приказ о назначении на должность ответственных за организацию и осуществление производственного контроля; приказы о назначении и (или) доверенности на право действовать от имени проверяемого лица (для всех представителей).

3. Документы и информация, подтверждающие выполнение предписаний Ростехнадзора и его территориальных органов

Основание для проверки: Статья 10 Закона № 294-ФЗ.

Комментарии: При проведении внеплановых проверок выполнения ранее выданных предписаний; перечень документов зависит от выявленных нарушений, зафиксированных в предписании.

4. Документы и (или) информация, подтверждающие право владения земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, на (в) которых размещены ОПО

Основание для проверки: Статья 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ).

Комментарии: Свидетельство о государственной регистрации права (собственности); выписка из ЕГРН; договор аренды (субаренды, лизинга); договор оперативного управления; договор хозяйственного ведения.

5. Документы и (или) информация, подтверждающие право владения техническими устройствами, которые применяются на ОПО

Основание для проверки: Статья 13 Закона № 99-ФЗ.

Комментарии: Договор купли-продажи (вместе с актом приемки-передачи); договор аренды (субаренды, лизинга); договор оперативного управления; договор хозяйственного ведения.

6. Документы, подтверждающие организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности

Основание для проверки: Статья 9 Закона № 116-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» от 10 марта 1999 года № 263.

Комментарии: Положение о производственном контроле; приказы о назначении ответственных за организацию и осуществление производственного контроля; должностные инструкции ответственных за производственный контроль; план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год; журнал об осуществлении производственного контроля; журнал регистрации мероприятий и (или) приказов по результатам проведения производственного контроля; сведения (отчет) об организации производственного контроля за прошедший год (с отметкой Ростехнадзора о приеме отчета) и т. д.

7. Документы, подтверждающие организацию и функционирование системы управления промышленной безопасностью на ОПО I и II классов опасности

Основание для проверки: Статья 9, пункт 3 статьи 11 Закона № 116-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью» от 26 июня 2013 года № 536.

Комментарии: Заявление о политике эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности; положение о системе управления промышленной безопасностью; положение о производственном контроле; план мероприятий по снижению риска аварий на ОПО на срок более 1 года; планы работ в области промышленной безопасности на календарный год; годовой отчет по результатам анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью и т. д.

8. Документы, подтверждающие учет аварий, инцидентов, несчастных случаев, происшедших в результате аварий на ОПО, проведение расследований причин, учета и анализа причин возникновения инцидентов на ОПО, а также принятие мер по устранению причин инцидентов на ОПО и их профилактике

Основание для проверки: Статья 9 Закона № 116-ФЗ; приказ Ростехнадзора «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 19 августа 2011 года № 480.

  • К чему подготовиться специалистам по промышленной безопасности к началу 2021 года?
  • Схема организации безопасности работы на высоте
  • Совмещение нескольких аттестаций в Ростехнадзоре
  • Лифты: ввод в эксплуатацию после замены или модернизации
  • Производственный контроль в деле – комментарии и советы практика
  • Нужна ли подготовка и аттестация в области промышленной безопасности начальнику гаража?
  • Производственный контроль за промышленной безопасностью: ответственность для ответственных
  • Производственный контроль за промышленной безопасностью: обязанности ответственных
  • Производственный контроль за промышленной безопасностью: кого, зачем и как назначить ответственным?
  • Обучаем персонал безопасной эксплуатации тепловых установок


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...