Право на свободу самовыражения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право на свободу самовыражения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Свобода самовыражения, в соответствии с обоими Международными пактами, является одним из фундаментальных аспектов культурных прав. Она предполагает свободу искать, получать и распространять любую информацию и идеи «в художественной форме», право «наслаждаться искусством» и творчеством других, а также обязательства государств «уважать свободу, необходимую для… творческой деятельности».

Ниже представлена многолетняя тематическая деятельность в рамках мандата, связанная с этим правом, а также вклад других органов системы ООН и полезные ссылки.

Статья 10. Свобода выражения мнения.

  • Кто мы
  • Права человека
  • Демократия
  • Верховенство права
  • Европейская конвенция о правах человека
  • Трудоустройство и стажировки
  • Посещение Совета Европы
  • Лента новостей
  • Видеоканал «Права человека»
  • Фотогалереи
  • Книжный интернет-магазин
  • Бесплатные публикации
  • Информационные кампании

Конституция Российской Федерации разграничивает понятия «права человека» и «права гражданина».

Права человека предопределены его социальной природой и приобретаются им в силу факта его рождения. Данные права неотчуждаемы.

Права же гражданина обусловлены фактом их закрепления в Конституции и предоставлены только гражданам России.

В Конституции России при закреплении прав человека используется термин «каждый». К примеру, в статье 20 закреплено, что каждый имеет право на жизнь. При описании прав гражданина в Конституции России применяется термин «граждане». В частности, статья 32 Конституции устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Применяемые в Конституции России термины «право» И «свобода» во многом равнозначны. При этом свобода предполагает большую автономию личности при ее реализации. Так, к примеру, Конституция гарантирует свободу мысли и слова (статья 29). Реализовать данную свободу человек может в самых разнообразных формах и различными способами.

Реализация и защита конституционных прав и свобод гражданина

С учетом сферы реализации конституционные права и свободы объединяют в следующие группы:

  • личные права и свободы, призванные обеспечить свободу и автономию человека как члена гражданского общества (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни и др.);

  • политические права и свободы, связанные с участием в управлении делами государства (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, право участвовать в управлении делами государства и др.);

  • экономические права и свободы, обеспечивающие свободу человеческой деятельности в сфере производства, распределения, обмена товаров и услуг (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право частной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и др.);

  • социальные права и свободы, обеспечивающие человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду и др.);

  • культурные права и свободы, обеспечивающие свободу доступа к культурным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом (право на образование, право на участие в культурной жизни и др.).

Несмотря на представленную классификацию, все конституционные права и свободы обладают одинаковой юридической силой, в равной мере значимы для каждого гражданина и подлежат одинаковой защите со стороны государства.

Охрана государством достоинства личности закреплена в Конституции России, предусматривающей, что ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности.

Достоинство личности рассматривается с двух сторон. С одной стороны, достоинство личности — один из важнейших конституционных принципов, положенный в основу правового статуса личности, а также регулирующий взаимоотношения человека и государства. С этой позиции закрепление за человеком прав и свобод и их реализация являются проявлением принципа достоинства личности.

С другой стороны, достоинство личности является самостоятельным субъективным правом человека. Достоинство личности предполагает определенную оценку со стороны общества и самооценку личностью своих моральных и интеллектуальных качеств. Государство обязано защищать достоинство личности от рождения и до смерти вне зависимости от каких-либо обстоятельств. При этом личность в ее взаимоотношениях с государством является равноправным субъектом, который может защищать свои права всеми незапрещенными способами, в том числе оспаривая решения и действия государства в лице его органов.

Гарантией достоинства личности является конституционное требование о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Кроме того, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Требования защиты достоинства личности в широком объеме содержатся в отраслевом законодательстве.

В частности, граждане вправе требовать от редакции средства массовой информации опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации (статья 4З Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

Федеральный закон «О полиции» запрещает сотруднику полиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняется боль, физическое или нравственное страдание (статья 5).

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит ряд юридических механизмов защиты достоинства личности. Так, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Наряду с опровержением таких сведений гражданин вправе требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением (статья 152).

Серьезной проблемой, связанной с защитой чести и достоинства личности, в последнее время выступает распространение оскорбляющей достоинство человека информации в сети Интернет. Для защиты чести и достоинства человек должен представить в суд доказательства распространения в Интернете порочащих сведений. В данном случае достаточно эффективной формой защиты нарушенных прав может выступать обращение к нотариусу для обеспечения доказательств, включая заверение нотариусом соответствующей интернет-страницы, на которой содержится порочащая информация.

Основные законодательные акты:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Уголовный кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

  • Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»;

  • Федеральный закон «О полиции»;

  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

Конституция России устанавливает право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права возможно только на основании судебного решения.

Реализация данного права означает, с одной стороны, обязанность государства защищать тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений от неопределенного круга лиц. Статьёй 63 Федерального закона «О связи» предусматривается, что операторы связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие почтовых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.

С другой стороны, государство устанавливает механизм ограничения данного права, прежде всего, в деятельности органов государственной власти. Федеральным законом «Об оперативно-розыскной

деятельности» установлено, что про ведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускается на основании судебного решения и только при наличии информации о противоправных деяниях. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «О связи»;

  • Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Неприкосновенность жилища заключается в том, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Исключение возможно только в случаях, установленных федеральным законом, или по решению суда.

Под жилищем понимается как место постоянного или временного проживания, так и место пребывания гражданина.

Ограничение права на неприкосновенность жилища возможно в следующих случаях.

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, при надлежащие гражданам, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

  • для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

  • для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

  • для пресечения преступления;

  • для установления обстоятельств несчастного случая.

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируется собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если проникновение было осуществлено в их отсутствие (статья 15 Федерального закона «о полиции»).

По общему правилу, судебное решение является необходимым условием проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища (статья 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», статья 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Исключение составляют случаи, которые не терпят отлагательства, когда оперативно-розыскные мероприятия, а также следственные действия могут проводиться при условии дальнейшего обязательного уведомления суда (судьи) в течение 24 часов.

Основные законодательные акты:

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;

  • Федеральный закон «О полиции».

Право на свободу слова – повод для уголовного преследования?

Язык является средством общения между людьми, обмена мыслями, информацией, взаимного понимания.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что государственным языком в Российской Федерации является русский язык. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации. Республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, которые могут применяться в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик.

Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» гарантирует всем ее народам независимо от численности, равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка. Каждому гарантируется свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, религии и места проживания.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон “О государственном языке Российской Федерации”

  • Закон Российской Федерации “О языках народов Российской Федерации”

Один из примеров функционального подхода свободе мысли и слова можно встретить в книге Дж. Ст. Милля «О свободе» (впервые опубликованной в 1859 г.), в которой свобода выражения представляется в качестве инструмента поиска истины. Возможность каждого человека свободно излагать свои взгляды рассматривается как предварительное условие проявления истины. На свободном рынке идей мнения конкурируют друг с другом. Чтобы определить, где находится правда, общество должно прислушиваться к неортодоксальным и даже провокационным мнениям, которые ставят под сомнение преобладающие воззрения по отдельным вопросам. Замалчивание определенных высказываний или мнений, кажущихся спорными или вызывающих беспокойство, — это путь к ложному спокойствию и неразрешенным проблемам:

Если мнение правильно, то запрещать выражать его значит запрещать людям знать истину и препятствовать им выйти из заблуждения; если же мнение неправильно, то препятствовать свободному его выражению — значит препятствовать достижению людьми не меньшего блага, чем и в первом случае, а именно: более ясного уразумения истины и более глубокого в ней убеждения, как это обыкновенно имеет своим последствием всякое столкновение истины с заблуждением.

Еще один подход к свободе слова сосредотачивает внимание на ее связи с демократией. Сторонники этого подхода рассматривают свободу слова как необходимое условие для функционирования демократии и самоуправления. Чтобы иметь возможность осуществлять свои права на участие и контролировать осуществление государственной власти, граждане должны иметь доступ ко всем видам информации и идей. Это позволяет им формировать собственные суждения по общественно значимым вопросам, основанные на полном понимании проблем, имеющих отношение к жизни сообщества.

Свободу мысли и слова также можно рассматривать как средство усиления индивидуальной автономии. Возможность выражения своих мыслей и идей позволяет человеку проявить свою личность. В то же время свобода выражения способствует автономии получателя, поскольку для развития собственной идентичности человеку необходимо ознакомится со всеми взглядами, суждениями, точками зрений.

Международные организации склонны подчеркивать взаимосвязь между свободой слова и демократией. Межамериканский суд по правам человека резюмирует эту связь следующим образом:

Свобода выражения является краеугольным камнем, на котором построено демократическое общество. Она крайне необходима для формирования общественного мнения. Она также conditio sine qua non (непременное условие) для развития политических партий, профсоюзов, научных и культурных обществ и, в целом, для тех, кто хочет влиять на общественность. Она представляет собой средство для осуществления возможности общественности при принятии решений быть в достаточной мере информированной. Следовательно, можно утверждать, что общество надлежащим образом неинформированное, не может считаться действительно свободным.

Право на свободу мысли и слова включает в том числе:

  • право каждого человека придерживаться своего мнения;
  • право публично выражать свои мыли, идеи и убеждения, а также распространять их любыми законными способами без вмешательства со стороны государства;
  • право на доступ к информации, имеющей общественное значение или затрагивающей личные интересы граждан;
  • право на создание и использование органов массовой информации, обеспечивающее реализацию свободы выражения мнений.

Свобода мысли — это свобода человека формировать и иметь собственное мнение, свою точку зрения, развивать свой внутренний духовный мир независимо от мнения других. Свобода мысли включает в себя гарантии невмешательства в процесс формирования собственных мнений и убеждений человека, недопущение идеологического и политического диктата, насилия и контроля над личностью.

Свобода мысли суть абсолютная свобода, которая никоим образом не должна ограничиваться внешними силами. Каждый имеет право придерживаться или менять свое мнение по любым вопросам, в том числе по политическим, научным, историческим, моральным или религиозным вопросам.

Государство обязано сохранять нейтралитет и беспристрастность в отношении убеждений лиц, находящихся в его юрисдикции, и обеспечивать равное правовое положение для носителей любых убеждений.

Хотя пресса прямо не упоминается ни в одной из международных конвенций по правам человека, свобода печати и других средств массовой информации, таких как радиовещание и телевидение, является важным аспектом международной защиты свободы слова.

Поскольку СМИ имеют возможность обращаться к большому количеству людей, вмешательство государства оказывает значительное влияние на процесс коммуникации внутри гражданского общества. СМИ, являющиеся средством реализации права всех граждан на получение информации и идей всех видов, жизненно важны для функционирования представительной демократии, поскольку они могут собирать и публиковать самую разнообразную информацию и мнения.

Свобода средств массовой информации требует независимости СМИ от контроля государства. Однако свободному выражению мнения еще больше угрожает концентрация собственности на СМИ в частных медиа-холдингах. Таким образом, государство имеет позитивное обязательство не допускать чрезмерной монополизации СМИ.

Международное право содержит комплекс норм, гарантирующих свободу мнений и их свободного выражения, и предоставляет различные механизмы для обеспечения соблюдения этого права. Однако реальность далека от совершенства. Журналистов продолжают преследовать, бросают в тюрьмы и даже убивают в разных частях мира. Правительства как в развитых, так и в развивающихся странах находят способы для подавления критики. Монополизация СМИ становится все более значительным явлением. Расширение законодательства о борьбе с терроризмом все сильнее посягает на свободу слова.

Ограничение распространения идей и запрещение свободы выражения мнений — право, отобранное у людей при тоталитарных режимах.

Обмен идеями, дискуссии и диалог побуждают общество к изменениям. Кроме того, свобода выражения мнения ограничивает злоупотребление властью. Таким образом, авторитарные режимы первыми подвергают цензуре СМИ и контролируют места, где рождаются идеи, такие как университеты и школы.

  • Я могу не согласиться ни с одним из ваших слов, но я буду защищать право произносить их до самой смерти. (Вольтер)
  • Я знаю, что есть только одна свобода: свобода мысли. (Антуан де Сент-Экзюпери)
  • Людям нравится идеал свободы самовыражения до того момента, пока они не начнут слышать то, что им не хотелось бы, чтобы о них говорили. (Аугусто Бранко)
  • В нашей стране есть три неописуемых драгоценных вещи: свобода слова, свобода совести и осмотрительность, чтобы никогда не практиковать ни одну из них. (Марк Твен)

Право граждан на свободу слова: поня-тие, сущность, механизм реализации

Мысль как результат, продукт мышления отражает познание окружающего мира и самого себя в этом мире и воплощается в представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях. Свобода мысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, поэтому сама по себе она не может быть предметом регулирования правом. Вместе с тем мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е. выражаются вовне. Формой мысли является ее языковое, словесное выражение (устное или письменное), другие знаковые системы общения, например художественные формы.

Гарантирование Конституцией каждому свободы мысли означает с точки зрения правовых требований невмешательство государства в процесс формирования собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопущение какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью.

Смотрите также: Свобода слова по странам

Подобно вышеупомянутым универсальным инструментам защиты художников и свободы творчества, «[в] национальных конституциях (…) свобода художественного творчества часто находится в пределах строго охраняемого права на свободу выражения мнения».[13] Некоторые страны также «признают свободу художественного выражения в рамках права на науку и культуру».[13] Следующие национальные законодательные меры перечислены в алфавитном порядке. Список будет дополнен.

Свобода мысли и слова закреплена в ст. 29 Конституции РФ. Конструкция данной статьи позволяет воспринимать свободу мысли и слова в качестве конкретизации принципа «разрешено все, что прямо не запрещено законом» применительно к внешнему выражению людьми устно, письменно, с помощью художественных образов или иным образом своих взглядов, суждений, оценок, мнений, сообщений, а также к восприятию перечисленных сведений.

Слово является способом закрепления и выражения мысли. Мысль — проявление внутреннего духовного мира человека, продукт его интеллектуальной работы. Слово предназначено и для внешнего общения. Поэтому в свободе мысли и слова выделяются два акцента: внутренний и внешний. Свобода мысли — это свобода внутренней духовной, интеллектуальной деятельности человека, которая в значительной мере находится вне правового регулирования.

Регулировать ведь можно только внешнее поведение. В таком случае свобода мысли выступает в качестве обязанности государства по всестороннему обеспечению полноценного внутреннего духовного мира человека. Свобода слова — возможность выражения внутреннего духовного мира человека вовне, прежде всего в общении.

Поэтому допустимо даже говорить о свободе мысли и свободе слова по отдельности. Свобода мысли и слова осуществляется людьми в сфере как личной (частной), так и общественной (публичной) жизни. Она вбирает в себя как индивидуальные, так и групповые (коллективные) права, обязанности.

Конституционная свобода мысли и слова сопоставима с правом на выражение мнений, установленным ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Под этим правом ст. 10 Конвенции понимает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны публичной власти и независимо от государственных границ. Российское законодательство также включает в свободу мысли и слова право индивидов и их объединений на получение и распространение информации.

Часть 4 ст. 29 Конституции РФ указывает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно иной точке зрения право на информацию, пересекаясь содержательно со свободой мысли и слова, представляет собой самостоятельное конституционное право.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2). Информация — строительный материал, первооснова творимых, высказываемых или воспринимаемых людьми взглядов, суждений, оценок, мнений, сообщений, которые представляют собой личностно окрашенную информацию, отражающую чьи-либо позиции и интересы.

Мысль и слово больше чем информация. Таким образом, право на информацию раскрывается как набор возможностей по работе со «строительным материалом», а свобода мысли и слова — это еще использование данного материала в деле «созидания конкретных интеллектуальных объектов» для себя и др. Право искать информацию заключается в возможности любых субъектов права осуществлять поиск интересующих его сведений самостоятельно или с «помощью иных лиц право на получение информации — возможность обретения информации в собственность или во владение, с целью её использования или дальнейшей передачи (распространения); право на производство информации — возможность по выработке каких-либо индивидуальных или массовых (предназначенных для неограниченного круга лиц) сведений; право на передачу информации — возможность предоставления информации в собственность, пользование конкретным лицам, организациям от себя или от иных субъектов; право на распространение информации — возможность, предоставления информации в собственность, пользование неограниченному кручу лиц от себя или от иных субъектов. Правомочия по поиску, получению, производству, передаче, распространению информации должны осуществляться в строгом соответствии с законодательством.

Одним из объектов свободы мысли и слова является массовая и регулярно производимая информация. Ее потребителями и производителями выступают, в частности, средства массовой информации.

Однако последние не просто потребляют и производят информацию, но формируют с ее помощью общественное мнение и общественные настроения. Исходящая от них информация отражает интересы тех или других общественных групп, является субъективной. Не случайно средства массовой информации называют «четвертой властью». Они являются полноправными участниками политического процесса.

Одним словом, средства массовой информации не только реализуют собственное право на информацию, обеспечивая одновременно осуществление чужого аналогичного права, но и реализуют, а также обеспечивают (или не обеспечивают) свободу мысли и слова. Поэтому Конституция РФ (ч. 5 ст. 29) и Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. (ст. 1) гарантируют свободу массовой информации как составную часть свободы мысли и слова. К сожалению, средства массовой информации зачастую нарушают свободное движение информации, искажают ее, подрывая свободу мысли и слов а.

Свобода мысли и слова не. является абсолютной. Часть 3 ст. 29 Конституции РФ содержит прямой запрет в пользовании данной свободой. Эта свобода не может использоваться для пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Теоретические аспекты права свободы мысли и слова

В норме закреплены основные положения, связанные со свободой слова. При этом установлены как запреты, так и права. В частности в части 2 ст. 29 Конституции РФ запрещены пропаганда или агитация, направленные на возбуждение национальной, расовой, религиозной ненависти и вражды. Не допускается пропаганда языкового, национального, социального, религиозного превосходства.

В ч. 3 закреплен запрет на принуждение человека к выражению своих убеждений, мнений либо отказу от них.

Согласно части 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый человек может свободно искать, передавать, распространять, производить, искать информацию, используя законные способы. В федеральном законодательстве закрепляется перечень данных, являющихся государственной тайной.

В ст. 29 Конституции РФ закреплена свобода слова СМИ. Цензура в России запрещена.

Во 2 части ст. 29 Конституции закреплены юридические барьеры, препятствующие злоупотреблениям свободой слова. Несмотря на то что они сформулированы в общем виде, они вполне определенно задают направление поведения индивида. Нарушение запретов, установленных ст. 29 Конституции, влечет ответственность.

В частности, в 282 статье УК предусмотрено наказание за действия, направленные на разжигание вражды или ненависти, унижение достоинства отдельного человека или социальной группы по расовым, половым признакам, отношению к религии, принадлежности к какому-либо объединению, совершенные с использованием СМИ либо публично.

В преамбуле ФЗ № 1807-1 присутствует указание на недопустимость пропаганды пренебрежительного отношения или вражды к любому языку, используемому на территории России, создания препятствий или привилегий, противоречащих закону, при использовании языков, а также иного нарушения действующих норм.

Производной от права на свободу слова является возможность осуществлять поиск, распространение сведений, распространять и получать их, гарантированная ст. 29 Конституции РФ (4 часть статьи). Она может реализовываться разными способами: в процессе межличностного общения, через СМИ, путем использования материальных носителей данных, в учебных заведениях, на митингах, собраниях, клубах, на сходах граждан и пр.

Основным условием реализации права, установленного в п.4 ст. 29 Конституции РФ, является законность способов. Законными действия признаются, если не нарушают предписания, закрепленные в нормативных актах. Речь, в частности, о законах, регламентирующих деятельность СМИ, организацию и проведения массовых мероприятий и пр.

Права, закрепленные ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, конкретизируются в различных федеральных законах. К примеру, в ФЗ № 2124-1 содержится ст. 38. В ней указано, что все граждане имеют право оперативно получать через СМИ достоверную информацию о работе госструктур, организаций, их должностных лиц и пр. Эти данные предоставляются по запросам редакций, на пресс-конференциях и так далее.

Свобода выражения мнений имеет долгую историю, предшествовавшую международным документам по правам человека. [ 8 ] Считается, что древний афинский демократический принцип свободы слова, возможно, возник в конце 6-го или начале 5-го века до нашей эры. [ 9 ] Ценности Римской республики включают свободу выражения мнений и свободу вероисповедания . [ 10 ]

Право на свободу выражения мнений тесно связано с другими правами и может быть ограничено, когда оно противоречит другим правам (см. ограничения на свободу выражения мнений). [ 14 ] Право на свободу выражения мнений также связано с правом на справедливое судебное разбирательство и судебный процесс, который может ограничивать доступ к поиску информации или определять возможность и средства, в которых свобода выражения выражается в судебных разбирательствах. [ 15 ] Как правило, свобода слова не может ограничивать право на неприкосновенность частной жизни, а также честь и репутацию других лиц. Однако большая свобода предоставляется, когда речь идет о критике общественных деятелей.[ 15 ]

Право на свободу выражения особенно важно для средств массовой информации, которые играют особую роль как носители общего права на свободу выражения для всех. [ 14 ] Однако свобода прессы не обязательно означает свободу слова. Джудит Лихтенберг описала условия, при которых свобода прессы может ограничивать свободу выражения мнений, например, когда средства массовой информации подавляют информацию или подавляют разнообразие мнений, присущее свободе выражения мнений. Лихтенберг утверждает, что свобода прессы — это просто форма прав собственности, резюмированная принципом «нет денег, нет голоса». [ 16 ]

Свобода слова понимается как основа демократии. Правила, ограничивающие свободу выражения мнений, означают, что публичные дебаты не могут быть полностью подавлены даже во время чрезвычайного положения. Одним из самых известных защитников связи между свободой слова и демократией является Александр Мейкледжон.. Он утверждал, что концепция демократии — это самоуправление народа. Чтобы такая система работала, нужен информированный электорат. Чтобы быть должным образом информированным, не должно быть никаких ограничений на свободный поток информации и идей. По словам Мейкледжона, демократия не будет верна своему основному идеалу, если власть имущие смогут манипулировать электоратом, скрывая информацию и подавляя критику. Мейкледжон признает, что желание манипулировать мнением может проистекать из стремления принести пользу обществу. Однако, утверждает он, выбор манипуляции в его СМИ отрицает демократический идеал. [ 15 ]

Эрик Барендт назвал эту защиту свободы слова на основе демократии:

  • «вероятно, самая привлекательная и, безусловно, самая современная теория свободы слова в современных западных демократиях». [ 17 ]

    Томас И. Эмерсон расширил эту защиту, когда утверждал, что свобода слова помогает обеспечить баланс между стабильностью и изменениями. Свобода слова действует как «предохранительный клапан», чтобы выпустить пар, когда люди могут быть готовы к революции. Утверждает, что:

  • «Принцип открытой дискуссии — это метод создания более адаптируемого и в то же время более стабильного сообщества, поддержания шаткого баланса между здоровым разделением и необходимым консенсусом […]
    Оппозиция выполняет жизненно важную социальную функцию по компенсации или улучшению (то) нормальный процесс бюрократической деградации». [ 18 ] Томас И. Эмерсон

    Исследования, проведенные в рамках проекта «Показатели глобального управления» Всемирного банка , показывают, что свобода выражения мнений и последующий процесс подотчетности оказывают значительное влияние на качество управления страной. «Голос и ответственность» внутри страны, определяемые как:

  • Правовые системы иногда признают определенные ограничения свободы слова, особенно в тех случаях, когда свобода слова противоречит другим правам и свободам, например, в случаях диффамации, клеветы, порнографии, непристойностей, ругательств и интеллектуальной собственности. Обоснования ограничений свободы слова часто ссылаются на «принцип вреда» или «принцип преступления». Ограничения свободы слова могут возникать из-за юридических санкций или социального неодобрения, или того и другого. [ 22 ] Некоторые государственные учреждения также могут принимать меры, ограничивающие свободу выражения мнений, например голосовые коды в государственных школах.

    В « О свободе » (1859 г.) Джон Стюарт Милль утверждал, что «… должна существовать полная свобода исповедовать и обсуждать, исходя из этических убеждений, любую доктрину, какой бы аморальной она ни считалась». [ 23 ] Милль утверждает, что для доведения аргументов до их логических пределов требуется полная свобода выражения, а не пределы общественного смущения. Однако Милль также ввел то, что известно как принцип вреда, наложив следующее ограничение на свободу выражения мнений:

  • «Единственная цель, ради которой власть может быть легитимно осуществлена ​​над любым членом цивилизованного сообщества против его воли, состоит в том, чтобы предотвратить причинение вреда другим». [ 24 ]

    В том же ключе, что и Милль, Джаспер Думен утверждал, что вред следует определять с точки зрения отдельного гражданина, не ограничивая физический вред, поскольку может иметь место и нефизический вред; Различие Фейнберга между вредом и оскорблением критикуется как в значительной степени тривиальное. [ 25 ]

    В 1999 году Бернар Харкорт писал о крахе принципа вреда:

  • Свобода слова (выражения мнения, массовой информации)

    Основная статья: Свобода информации

    Свобода информации является расширением свободы слова, где средством выражения является Интернет. Свобода информации также может относиться к праву на неприкосновенность частной жизни в контексте Интернета и информационных технологий. Как и право на свободу выражения мнений, право на неприкосновенность частной жизни является признанным правом человека, а свобода информации действует как расширение этого права. [ 38 ] Свобода информации также может относиться к цензуре в контексте информационных технологий, то есть к возможности доступа к веб-контенту без цензуры или ограничений. [ 39 ]

    Свобода информации также явно защищена такими законами, как Закон Онтарио о свободе информации и защите конфиденциальности в Канаде. [ 40 ]

    Основные статьи: Интернет-цензура и Великий брандмауэр .

    Концепция свободы информации возникла в ответ на спонсируемую государством цензуру, мониторинг и слежку за Интернетом. Интернет-цензура включает в себя контроль или пресечение публикации или доступа к информации в Интернете. [ 41 ] Глобальный консорциум свободы Интернета утверждает, что устранил препятствия на пути «свободного потока информации» для того, что они называют «закрытыми обществами». [ 42 ] Согласно «Списку врагов Интернета» организации « Репортеры без границ» (RWB) , широко распространенной интернет-цензурой занимаются следующие государства: Китай, Куба, Иран, Мьянма/Бирма, Северная Корея, Саудовская Аравия, Сирия, Туркменистан, Узбекистан и Вьетнам. . [ 43]

    В соответствии с Конституцией РФ (ст. 29) каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

    Способность к мышлению и словесному выражению продукта умственной деятельности уникальна, она принадлежит только людям и не имеет аналогов в животном мире. Свобода мысли и слова занимает промежуточное положение между личными (гражданскими) и политическими правами и свободами. Возможно, по этой причине в Конвенции о защите прав и основных свобод разграничиваются «свобода мысли, совести и религии» (ст. 9) и «свобода выражения мнения» (ст. 10). В российской юриспруденции принято объединять свободу мысли и слова. С одной стороны, это личное право (государство не вправе вмешиваться в свободное мышление граждан и выражение ими мыслей), с другой — данное право характеризует степень вовлеченности граждан в общественно-политическую жизнь. В демократическом обществе должны обеспечиваться реальные условия для общественного плюрализма, свободных высказываний и беспрепятственного оборота информационных ресурсов. Особенно это касается информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, принимаемых ими решениях, перспективах развития публичной политики.

    Право на свободу слова и выражения тесно связано с другими правами и может быть ограничено в случае конфликта с другими правами (см. Ограничения свободы слова ). [17] Право на свободу выражения мнения также связано с правом на справедливое судебное разбирательство и судебное разбирательство, которое может ограничивать доступ к поиску информации или определять возможность и средства, которыми свобода выражения мнения проявляется в судебных разбирательствах. [18] Как общий принцип, свобода выражения мнения не может ограничивать право на неприкосновенность частной жизни , а также честь и репутацию других лиц. Однако большая свобода действий предоставляется, когда речь идет о критике общественных деятелей. [18]

    Право на свободу выражения особенно важно для средств массовой информации , которые играют особую роль как носитель общего права на свободу выражения мнений для всех. [17] Однако свобода прессы не обязательно обеспечивает свободу слова. Джудит Лихтенберг обрисовала в общих чертах условия, при которых свобода печати может ограничивать свободу слова, например, если все люди, контролирующие различные средства публикации, подавляют информацию или подавляют разнообразие голосов, присущее свободе слова. Это ограничение было сформулировано так: «Свобода печати гарантируется только тем, кто ее владеет». [19] Лихтенберг утверждает, что свобода прессы — это просто формаПраво собственности резюмировано по принципу «нет денег, нет голоса». [20]

    Право на свободу слова и свободу выражения мнения

    Постоянная стена свободы слова в Шарлоттсвилле, Вирджиния , США

    Свобода слова считается основой демократии. Нормы ограничения свободы выражения мнения означают, что общественные дебаты не могут быть полностью подавлены даже во время чрезвычайных ситуаций. [18] Одним из самых известных сторонников связи между свободой слова и демократией является Александр Мейкледжон.. Он утверждал, что концепция демократии — это концепция самоуправления народа. Чтобы такая система работала, необходим информированный электорат. Чтобы иметь соответствующие знания, не должно быть ограничений на свободный поток информации и идей. По словам Мейкледжона, демократия не будет соответствовать своему основному идеалу, если власть имущие смогут манипулировать электоратом, утаивая информацию и подавляя критику. Мейкледжон признает, что желание манипулировать мнением может проистекать из стремления принести пользу обществу. Однако, утверждает он, выбор манипуляции отрицает в своем смысле демократический идеал. [22]

    Эрик Барендт назвал эту защиту свободы слова на основании демократии «вероятно, самой привлекательной и, безусловно, самой модной теорией свободы слова в современных западных демократиях». [23] Томас И. Эмерсон расширил эту защиту, когда он утверждал, что свобода слова помогает обеспечить баланс между стабильностью и переменами . Свобода слова действует как «предохранительный клапан», чтобы выпустить пар, когда в противном случае люди могли бы быть настроены на революцию.. Он утверждает, что «принцип открытого обсуждения — это метод достижения более адаптируемого и в то же время более стабильного сообщества, поддержания шаткого баланса между здоровым расколом и необходимым консенсусом». Эмерсон, кроме того, утверждает, что «оппозиция выполняет жизненно важную социальную функцию, компенсируя или улучшая () нормальный процесс бюрократического разложения». [24]

    Исследование, проведенное Всемирным банком в рамках проекта Worldwide Governance Indicators , показывает, что свобода слова и процесс подотчетности, который следует за ней, оказывают значительное влияние на качество управления в стране. «Голос и подотчетность» внутри страны, определяемый как «степень, в которой граждане страны могут участвовать в выборе своего правительства , а также свобода выражения мнений, свобода объединений и свободные СМИ » является одним из шести измерений управление, которое измеряется Мировыми индикаторами управления для более чем 200 стран. [25]На этом фоне важно, чтобы агентства развития создавали основу для эффективной поддержки свободной прессы в развивающихся странах. [26]

    Ричард Мун разработал аргумент о том, что ценность свободы слова и свободы выражения мнения заключается в социальном взаимодействии. Мун пишет, что «общаясь с человеком, он формирует отношения и ассоциации с другими людьми — семьей, друзьями, коллегами, церковным собранием и соотечественниками. Вступая в обсуждение с другими людьми, человек участвует в развитии знаний и в направлении сообщества. . » [27]

    Примеры конкретных стран см. В разделе « Свобода слова по странам и криминальное высказывание» . Членам баптистской церкви Вестборо (на фото в 2006 году) был специально запрещен въезд в Канаду за разжигание ненависти . [28] Страны с законами против отрицания Холокоста

    Свобода слова не является абсолютным правом, и правовые системы , как правило , устанавливать ограничения на свободу слова, в частности , когда свобода слова конфликтов с другими правами и защитой, например, в случае клеветы , клеветы , порнографии , непристойности , сражающихся словами , и интеллектуальная собственность .

    Некоторые ограничения свободы слова могут возникать в результате юридических санкций, а другие — в результате общественного осуждения. [29]

    Выражение некоторых взглядов является незаконным, поскольку может причинить вред другим. В эту категорию часто входят ложные и опасные высказывания, такие как ложный крик «Огонь!». в театре и вызывает панику . Обоснование ограничения свободы слова часто ссылается на « принцип вреда » или «принцип преступления».

    В своей книге «О свободе» (1859 г.) Джон Стюарт Милль утверждал, что «… должна существовать самая полная свобода исповедовать и обсуждать с точки зрения этической убежденности любую доктрину, какой бы аморальной она ни считалась». [29] Милль утверждает, что для доведения аргументов до их логических пределов требуется полная свобода выражения, а не до пределов социального затруднения. [30] [31] [32] [33]

    В 1985 году Джоэл Файнберг ввел так называемый «принцип нападения». Файнберг писал: «Всегда есть веская причина в поддержку предлагаемого уголовного запрета, что это, вероятно, было бы эффективным способом предотвращения серьезного преступления (в отличие от травмы или вреда) лицам, не являющимся актером, и что это, вероятно, является необходимым означает для этой цели «. [34] Таким образом, Файнберг утверждает, что принцип вреда устанавливает слишком высокую планку и что некоторые формы выражения мнения могут быть законно запрещены законом, поскольку они очень оскорбительны. Но поскольку обидеть кого-то менее серьезно, чем причинить кому-то вред, наказание за причинение вреда должно быть выше. [34] Напротив, Милль не поддерживает правовые санкции, если они не основаны на принципе ущерба.[29] Поскольку степень, в которой люди могут обидеться, различается или может быть результатом неоправданных предубеждений, Файнберг предлагает учитывать ряд факторов при применении принципа оскорбления, в том числе: степень, продолжительность и социальные ценность речи, легкость, с которой ее можно избежать, мотивы говорящего, количество обиженных людей, интенсивность оскорбления и общий интерес сообщества в целом. [29]

    Джаспер Думен утверждал, что вред следует определять с точки зрения отдельного гражданина, не ограничивая вред физическим вредом, поскольку нефизический вред также может иметь место; Проведенное Файнбергом различие между вредом и оскорблением критикуется как в значительной степени тривиальное. [35]

    В 1999 году Бернард Харкорт писал о крахе принципа вреда: «Сегодняшние дебаты характеризуются какофонией конкурирующих аргументов о вреде без какого-либо способа их разрешить. иски о причинении вреда. Первоначальный принцип вреда никогда не был приспособлен для определения относительной важности вреда «. [36]

    Толкования как причинения вреда, так и ограничения свободы слова в качестве правонарушения носят культурный и политический характер. Например, в России принципы вреда и оскорбления использовались для оправдания российского закона о пропаганде ЛГБТ, ограничивающего слова (и действия) в отношении вопросов ЛГБТ . В ряде европейских стран, которые гордятся свободой слова, тем не менее запрещены слова, которые можно интерпретировать как отрицание Холокоста . К ним относятся Австрия, Бельгия, Канада, Чешская Республика, Франция, Германия, Венгрия, Израиль, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Нидерланды, Польша, Португалия, Россия, Словакия, Швейцария и Румыния. [37] Отрицание Геноцида армян также незаконно в некоторых странах.

    В некоторых странах богохульство считается преступлением. Например, в Австрии клевета на Мухаммеда , пророка ислама, не защищена как свобода слова. [38] [39] [40] Напротив, во Франции богохульство и унижение Мухаммеда защищены законом о свободе слова.

    Некоторые государственные учреждения могут также принимать меры, ограничивающие свободу слова, например, кодексы речи в государственных школах .

    В США общепризнанным авторитетным мнением о политических выступлениях является Бранденбург против Огайо (1969 г.) [41], прямо отменяющее Уитни против Калифорнии . [42] В Brandenburg , то Верховный суд США сослался на право даже говорить открыто о насильственных действиях и революции в широком смысле:

  • [Наши] решения сформировали принцип, согласно которому конституционные гарантии свободы слова и свободы прессы не позволяют государству запрещать или запрещать пропаганду применения силы или нарушения закона, за исключением случаев, когда такая пропаганда направлена ​​на подстрекательство или осуществление неизбежных беззаконных действий и может спровоцировать или вызвать такие действия. [43]

    Основная статья: Время, место и манера

    Ограничения, основанные на времени, месте и манере, применяются ко всем выступлениям, независимо от выраженного мнения. [47] Как правило, они представляют собой ограничения, предназначенные для уравновешивания других прав или законных государственных интересов . Например, ограничение по времени, месту и манере может запретить шумную политическую демонстрацию в доме политика посреди ночи, поскольку это ущемляет права соседей политика на спокойное пользование своим домом. В остальном идентичная деятельность может быть разрешена, если она произошла в другое время (например, в течение дня), в другом месте (например, в правительственном здании или на другом общественном форуме ) или иным образом (например,тихий протест ).

    Флаг Free Speech был создан во время ключевых противоречий шифрования AACS как «символ , чтобы показать поддержку личных свобод.» [48]

    Джо Гланвилл, редактор « Индекса цензуры» , заявляет, что «Интернет произвел революцию как в отношении цензуры, так и свободы слова». [49] Международные, национальные и региональные стандарты признают, что свобода слова, как одна из форм свободы выражения мнения, применима к любому носителю, включая Интернет . [17] Communications Act Порядочность (CDA) в 1996 году первая крупная попытка Конгресса Соединенных Штатов регулировать порнографические материалы в Интернете. В 1997 году в веха Cyberlaw случае Reno против. ACLU , то Верховный суд СШАчастично отменил закон. [50] Судья Стюарт Р. Далзелл , один из трех федеральных судей, которые в июне 1996 года объявили некоторые части CDA неконституционными, по его мнению, заявил следующее: [51]

  • Интернет — средство для улучшения речи в гораздо большей степени, чем печать , деревенская зелень или почта.. Поскольку это обязательно повлияет на сам Интернет, CDA обязательно уменьшит количество речи, доступной для взрослых в среде. Это конституционно недопустимый результат. Некоторые диалоги в Интернете, несомненно, проверяют пределы общепринятого дискурса. Речь в Интернете может быть неотфильтрованной, неотшлифованной и нетрадиционной, даже эмоционально заряженной, откровенно сексуальной и вульгарной — одним словом, «неприличной» во многих сообществах. Но мы должны ожидать, что такая речь будет происходить в среде, в которой граждане из всех слоев общества имеют право голоса. Мы также должны защищать автономию, которую такое средство информации предоставляет обычным людям, а также медиа-магнатам. […] Мой анализ не лишает правительство всех средств защиты детей от опасностей Интернет-общения. Правительство может продолжать защищать детей от порнографии в Интернете посредством энергичного применения существующих законов, объявляющих непристойности и детской порнографии. […] Как мы узнали на слушаниях, существует острая необходимость в просвещении общественности о преимуществах и опасностях этого нового средства массовой информации, и правительство также может выполнять эту роль. На мой взгляд, наши сегодняшние действия должны означать только то, что допустимый надзор правительства за Интернет-контентом остановится на традиционной линии незащищенных высказываний. […] Отсутствие государственного регулирования Интернет-контента, несомненно, привело к некоему хаосу, но, как выразился один из экспертов истца с таким резонансом на слушаниях: «Успех был достигнут в том самом хаосе, которым является Интернет. Сила Интернета — хаос ».Первая поправка защищает. [51]

    В Декларации принципов Всемирного саммита по информационному обществу (ВВУИО), принятой в 2003 году, делается конкретная ссылка на важность права на свободу выражения мнений для « информационного общества », заявляя:

  • Мы подтверждаем, что как важнейшая основа информационного общества и как указано в статье 19 Всеобщей декларации прав человека, каждый имеет право на свободу мнений и их свободное выражение; что это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Коммуникация — это фундаментальный социальный процесс, основная потребность человека и основа всей социальной организации. Это центральное место в информационном обществе . Каждый и везде должен иметь возможность участвовать, и никто не должен быть исключен из преимуществ, которые предлагает информационное общество. [52]

    По словам Бернта Хугенгольца и Люси Гибо, общественное достояние находится под давлением « коммодификации информации», поскольку информация, ранее имевшая небольшую экономическую ценность или не имевшая никакой экономической ценности, приобрела независимую экономическую ценность в век информации. Это включает фактические данные, личные данные , генетическую информацию и чистые идеи . Коммодификация информации происходит в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности , договорным правом , а также законодательством о радиовещании и телекоммуникациях. [53]

    1. Свобода мысли и слова, мнения и информации относится к сравнительно новым приобретениям цивилизации. Большая часть человеческой истории протекала в условиях отрицания такой свободы и ограничения тех мнений и речей, которые считались большинством населения или правящими классами вредными, опасными или ложными. Начало свободе слова положил английский Билль о правах 1689 г. Затем она нашла отражение в первой поправке к Конституции США 1787 г. и постепенно к началу ХХ в. большинство европейских стран, включая Российскую империю, гарантировали эту свободу в своих конституционных актах.

    Комментируемая статья 29 КРФ закрепляет находящиеся между собой во взаимосвязи и системном единстве права и свободы, направленные на развитие равных возможностей каждого человека для самовыражения и общения между людьми на основе конкуренции идей и мнений. Все свободы, перечисленные в данной статье: слова, мысли, пропаганды, агитации, мнения, убеждения, информации, массовой информации, свобода от цензуры имеют одинаково большое значение и не могут применяться без учета существующей между ними системной связи.

    В литературе высказывались мнения, что некоторые свободы, упомянутые в ст. 29, являются более широкими и даже включают в себя другие свободы. Так, утверждается, что свобода слова является «составной частью свободы информации»*(297), «частным проявлением свободы распространять информацию, свободы выражения своего мнения»*(298) либо что право на получение информации относится к обеспечению свободы слова.*(299) Но, вероятно, эти разночтения свидетельствуют о том, что ни одна из упомянутых в ст. 29 Конституции Российской Федерации свобод не может рассматриваться как более общая или более значимая, но все они вместе являются частями какой-то более общей и не имеющей наименования в Конституции свободы, сущность которой находит свое отражение как в разных частях комментируемой статьи 29 Конституции России, так и в корреспондирующих ей нормах международного права. Но для удобства изложения авторы неизбежно должны использовать для обозначения этого более общего понятия один из существующих терминов. Эту функцию у разных авторов выполняют термины: «свобода слова», «свобода информации» и «свобода выражения мнения».

    Конституция провозглашает Российскую Федерацию – правовым и демократическим государством. Что подразумевает под собой наличие в таком государстве гарантируемых и реально существующих прав и свобод человека и гражданина. Их признание, защита и гарантии считаются основным и определяющим критерием правового характера законодательства и практики его применения. Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особое место, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Сейчас свобода слова, долгое время находящаяся в забытьи, стремится вновь подняться до достойного уровня. О ней вновь говорят после длительного затишья.

    Российская Федерация, претендующая на звание «правовое государство», признает право человека на свободу слова, гарантируя его непосредственное действие Конституцией, законами и другими правовыми актами. Но насколько реальны эти гарантии? Этот вопрос предопределил цель данной работы: выявить соотношение теории и практики в области правового регулирования свободы слова, определить насколько полно реализуются нормы закона в этой области.

    Право на свободу слова, на беспрепятственное выражение своих мнений непосредственно связано со свободой информации, т.е. правом каждого человека искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Данное право предполагает общедоступность, открытость, достоверность предоставляемой информации, осведомленность граждан о деятельности государственных органов, общественных объединений, органов местного самоуправления, право непосредственно обращаться в органы и организации с просьбой об ознакомлении с интересующей информацией, документами и т.д. А также обязанностью органов и организаций предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не содержат государственную тайну.

    Предметом данной курсовой работы являются два института прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, а именно свобода слова и право граждан на информацию.

    Хочется напомнить, что впервые свободы, которые ныне относят к политическим, были дарованы Николаем II народу по Манифесту 17 октября 1905 года:

    На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

    Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

    В основе мер пришедших к власти большевиков лежал классово-ограниченный подход к правам и свободам, уничтожавший главное – равенство всех перед законом. Любое недовольство деятельностью руководителей, даже местного масштаба, политические анекдоты, воспоминания о дореволюционной жизни, о событиях за границей могли привести к серьезным обвинениям. Примеров арестов за случайные, совершенно безобидные высказывания в то время было сколько угодно.

    После смерти Сталина массовые репрессии были прекращения; началась реабилитация невинно осужденных. Но общая политика КПСС и правительства в отношении инакомыслия изменилась мало. И после разоблачения «культа личности» отклонения от марксисткой догматики резко осуждались.

    12 декабря 1993 г. – всеобщим голосованием была принята Конституция РФ, действующая и по сей день. Свободу слова гарантирует 29 статья Конституции. Кроме этого право на свободу слова отражено и в других документах. Так в Документе Московского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ государства-участники договорились о защите свободы слова сотрудников судебных органов «с учетом лишь таких ограничений, которые совместимы с осуществлением ими своих функций»

    Авторы Комментария также отмечают: «Свобода слова – великое завоевание демократии, позволяющее выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей, начиная от индивида и небольшой социальной группы людей до мирового сообщества. Но это право не может быть безгранично.

    Цивилизация в интересах сохранения мира, безопасности, культуры выработала определенные ограничения в пользовании данным правом».

    В Большом юридическом словаре свобода слова определяется как «одно из личных политических прав граждан», которое является составной частью более общего права, получившего название «свобода информации». Свобода слова, по мнению авторов, «представляет собой возможность публично (устно, письменно, с использованием средств массовой информации) выражать свое мнение (мысли)». Далее в указанном словаре также отмечается, что «законодательство и судебная практика в демократических странах выработали систему ограничений свободы слова с целью не допустить злоупотреблений ею».

    Соотношение понятий «свобода слова», «свобода печати» и «свобода массовой информации». Понятия «свобода слова», «свобода печати» и «свобода массовой информации» тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Свобода слова, как уже отмечалось, понятие многоплановое, потому имеет множество форм проявления. Традиционно формы проявления свободы слова связывают с возможностью свободно выражать свое мнение на собраниях, митингах, в творчестве; в обращениях, жалобах и предложениях, направляемых в органы государственной власти, в форме голосования на выборах и референдумах; высказывать его в печати, по радио и телевидению.

    Вместе с тем есть и другие формы проявления свободы слова. Их можно разделить на две группы. Одна из них связана с правом получения информации. К ней относятся: свободный доступ к информации о деятельности государственных органов, общественных объединений по различным вопросам общественной жизни; к документам и материалам, которые касаются лично гражданина; свободное пользование результатами творческого труда, Интернетом. Другая группа связана с правом учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также организовывать техническое обеспечение производства и распространения информации. Значимость этих форм проявления свободы слова нисколько не ниже, чем свободное высказывание мнения в устной или письменной форме. Без доступа к информации, без возможности свободно выпускать в свет печатную продукцию, организовывать техническое звено средств массовой информации и коммуникации свобода слова не сможет найти свою реализацию.

    Потому понятия «свобода печати» и «свобода массовой информации» можно рассматривать как составляющие понятия «свобода слова». Но чаще всего они рассматриваются как синонимы.

    Свобода слова – важнейшее из конституционных прав человека. Богатство и разнообразие экономических, нравственных, политических идей способствует внедрению в жизнь общества фундаментальных демократических принципов. Свобода слова состоит из нескольких элементов: свобода каждого человека публично выражать свои мысли, идеи, суждения; свобода печати и других средств массовой информации как свободы цензуры; право на получение информации, свобода доступа к источникам информации.

    Среди ученых нет единого мнения относительно того, к какой группе прав отнести право на свободу мысли и слова. Например, Е.А. Лукашева свободу мысли и слова относит к политическим правам человека, поскольку это право, на ее взгляд, выражается ни в чем ином, как в высказывании мнений публично и по общественно значимым вопросам. Другие же исследователи относят это право к личным.

    Известный русский юрист Е.Н. Тарновский считал, что «свобода личности более всего утверждается и подтверждается свободою печати и слова. Свобода мысли и слова – существенный фактор раскрытия человеческой индивидуальности, утверждение уникальности каждой личности.

    Одним из важнейших конституционных прав является право на свободу мысли и слова, выраженное в части 3 ст. 29 Конституции РФ следующим образом: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

    В Конституции РФ 1993 года представлен полный комплекс гражданских, социальных, культурных и экономических прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами в области прав человека.

    Общими гарантиями прав и свобод человека и гражданина в России являются: 1) конституционный строй, основанный на соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права; 2) государственная защита; 3) самозащита прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом: обжалование действий должностных лиц, обращения в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений и др.; 4) судебная защита; 5) международная защита; 6) восстановление нарушенного права, обеспечение его реализации, возмещения причиненного человеку материального и морального вреда; 7) незыблемость и неотъемлемость прав и свобод.

    Свобода слова в России – гарантируемое Конституцией Российской Федерации право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

    Если посмотреть немного шире то, согласно статье 29 Конституции Российской Федерации:

    1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

    2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

    3. Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

    4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

    5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

    Ратифицированная Россией в 1998 году Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает обеспечение права на свободу выражения мнения (статья 10):

    1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

    2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определёнными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

    Таким образом статья 29 Конституции РФ закрепляет право граждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение мнений и убеждений. Конституция, признавая такие свободы, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Поскольку, в условиях тоталитарного режима, не допускалось инакомыслие, такие права и свободы были ущемлены.

    В настоящее время ограничение свободы слова применяется для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

    Положения о правах граждан на свободу мысли можно отнести как к личным, так и к политическим правам.

    Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

    В отличие о личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

    Таким образом можно сделать вывод о том, что Конституция РФ отражает в себе гарантии свободы слова, уделяет этому институту не последнее место среди прав и свобод человека и гражданина.

    Для того чтобы выявить насколько наше Российское законодательство регулирует и гарантирует свободу мысли и слова необходимо совершить экскурс по нормативно правовым актам РФ. Действительно помимо главного закона нашей страны это право гарантируется еще некоторым количеством законов. Рассмотрим несколько из них:

    Самым первым следует рассмотреть очень важный источник Конституции РФ (а именно главы права и свободы человека и гражданина) – Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация утверждает права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства, отмечает необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. В статье 13 говориться:

    (1) Каждый имеет право на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений.

    Следующий нормативно правовой акт гарантирующий свободу слова: Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О статусе военнослужащих» (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) Статья 7. Свобода слова. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании

    1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

    2. Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

    3. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.

    Несомненно первый пункт данной статьи законодательно регулирует свободу слова.

    В Статье 2 Цели и задачи Общественной палаты Федерального закона от 04.04.2005 №32-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «Об Общественной палате Российской Федерации» (принятого ГД ФС РФ 16.03.2005) говориться: Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

    4) осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

    7) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций; В данной статье отчетливо видна связь свободы слова с средствами массовой информации, и по средствам Общественной палаты эта связь должна осуществляться.

    Так же в статье 16 этого же закона указано: 3. В целях реализации функций, возложенных на Общественную палату настоящим Федеральным законом, Общественная палата вправе:

    2) давать заключения о нарушениях законодательства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также о нарушениях свободы слова в средствах массовой информации и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам; В данной статье иными словами говориться о том, что Общественная палата вправе выявлять нарушения свободы слова в средствах массовой информации путем своих заключений. Это право Общественной палаты является своеобразным регулятором этих отношений.

    Еще одним нормативным актом который отражает в себе гарантии свободы слова является Устав Союза Беларуси и России» (Москва 23.05.1997): Российская Федерация и Республика Беларусь, руководствуясь волей народов к сплочению двух государств, образовали Союз Беларуси и России (далее именуется – Союз).

    Статья 13 Полномочия Союза и его органов направлены на обеспечение равенства политических и социально – экономических прав граждан.

    Основными обязанностями государств – участников Союза являются:

    обеспечение свободы слова и средств массовой информации;И здесь видна отчетливая связь свободы слова и средств массовой информации.


    Похожие записи:

  • Напишите свой комментарий ...