Субфедеральные облигации стоит ли в них инвестировать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субфедеральные облигации стоит ли в них инвестировать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Минфин и Банк России разработали законопроект, который предусматривает выход ЦБ из капитала Сбербанка. Предполагается, что пакет акций ЦБ будет выкуплен по рыночной стоимости (вероятно, около 3 трлн рублей) за счет средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Продажа доли ЦБ в Сбербанке позволит снять вопросы в отношении конфликта интересов и равноудаленности Банка России от участников финансового рынка. Выкуп доли не отменяет планов минфина по инвестированию ФНБ в инфраструктурные проекты, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Он также указал, что смена контролирующего акционера Сбербанка никак не повлияет на гарантии государства по вкладам граждан.

Субординированные выпуски традиционно предлагают своим держателям более высокую доходность в сравнении с обычными облигационными продуктами. Обычно она на 1-3% выше, чем у старших облигаций в зависимости от надежности эмитента. Такая премия отражает «субординированность» долга при том же уровне надежности. В соответствии с законодательством суборды могут приобретать только квалифицированные инвесторы, минимальный порог участия — ₽10 млн.

Доходность субордов выше, чем у банковских депозитов. Это ликвидный инструмент, который в любой момент можно продать на вторичном рынке. Получать прибыль по ним можно не только за счет купонного дохода, но и за счет разницы между стоимостью покупки и продажи.

Субординированные облигации — более надежный и гораздо менее волатильный инструмент по сравнению с акциями, способный сохранить сбережения на долгие годы.

  • + в Избранное
  • Погашенные выпуски
  • Участники раздела
  • Статистика форума
  • Открыть в чате
  • Мой портфель
  • Мой Watchlist
  • Среди недостатков и рисков муниципальных и субфедеральных облигаций можно выделить следующее:

    • Относительно невысокая ликвидность, поэтому стоимость на момент продажи может быть меньше номинала.
    • Больший спред относительно иных видов облигаций.
    • Невыгодность спекуляций. Чтобы заработать, нужно держать бумаги до срока погашения.
    • Труднопрогнозируемая доходность.
    • Меньший уровень надежности в сравнении с ОФЗ.
    • Амортизация, снижающая доходность в случае отсутствия реинвестирования.

    Помимо перечисленных недостатков не стоит исключать и риск дефолта.

    Во-первых, отсутствие таковых в прошлом не может говорить о том, что их не стоит опасаться в будущем. Во-вторых, дефолты в прошлом все-таки имели место, хотя на этом не принято акцентировать внимание и предавать сей факт огласке.

    Обратимся к истории. В 1998 году был кризис, почти уничтоживший региональный финансовый рынок. Первый дефолт озвучила республика Саха, объявили о неисполнении своих обязательств даже такие состоятельные регионы как Московская, Ленинградская области и республика Татарстан.

    Кредитоспособная Москва так же была вынуждена откладывать сроки платежей. Чуть менее масштабной оказалась ситуация 2008 года.

    Сегодня действует бюджетный кодекс, который вводит ограничения по объемам заимствований субъектов и регионов. Вместе с тем риск дефолта остается.

    В 2015-ом данное явление не обошло Новгородскую область, потом та же участь постигла облигации Клинского района (Московская область).

    Учитывая вышеизложенное, при анализе МО стоит обращать внимание на рейтинги субъектов и регионов по объему долговых обязательств перед федеральным бюджетом. Такая информация доступна на сайте Минфина.

    Чтобы привлечь финансирование, отстающим субъектам приходится ставить более высокую доходность по ценным бумагам.

    В процессе мониторинга ориентируйтесь на показатель максимум в 40 % (отношение долга к доходам).

    Вот примеры «лидеров» этого рейтинга:

    • Республика Мордовия – 200 %.
    • Республика Хакасия – 123 %.
    • Костромская обл. – 110 %.

    Губернатор в должниках: стоит ли вкладывать в местные облигации

    Облигации не обязательно держать до погашения — ими можно спекулировать и зарабатывать на разнице между ценами покупки и продажи.

    Допустим, инвестор купил ОФЗ 24020 в марте 2021 года. Облигация тогда стоила дешевле: он мог приобрести её за 997,9 рубля. Поодиночке ими не торгуют, лоты начинаются от 10 штук, поэтому инвестор заплатил 9979 рублей. Уже через месяц цена выросла до номинала в 1000. Доход за месяц — 2,1 рубля с одной облигации, или 21 с 10 бумаг.

    Новые ОФЗ появляются постоянно, но экономические условия так же часто меняются. К примеру, ОФЗ 52003 выпустили в августе 2020 года — это время низкой ключевой ставки в России, поэтому и облигация не слишком прибыльная: купон равен всего 2,5%. С другой стороны, в 2011 году появилась ОФЗ 46023 со ставкой в 8,16% — в то время ключевая ставка в России была выше, поэтому и ценная бумага оказалась доходнее.

    Значение имеет и срок погашения облигации — чем дольше она будет обращаться, тем доходнее будет. Например, ОФЗ 53005 рассчитана на три года и принесёт по 5,25%, а ОФЗ 46020 — аж на 30 лет, и ставка купона равна 6,9% годовых.

    Облигации — рыночный инструмент: они торгуются на бирже, и их цена постоянно меняется. К примеру, номинал ОФЗ 26207 равен тысяче рублей, но в 2019 году бумагу можно было купить за 979,5 рубля, а в 2020 — за 1173,8.

    Помимо этого, инвестор должен заплатить «накопленный купонный доход» предыдущему владельцу бумаги. Например, 16 августа 2021 года придётся отдать 1069,3 рубля за саму облигацию и ещё 13,4 за купоны.

    Эмитентами муниципальных облигаций могут выступать уполномоченные образования:

    • городские;
    • областные;
    • краевые;
    • республиканские.

    Не все регионы ведут практику финансирования путем выпуска облигаций, отличается и степень вовлеченности в процесс эмиссии. На 10 субъектов РФ приходится более 70% от суммарного облигационного долга, который образовался со стороны муниципальных, краевых, областных, республиканских образований. Традиционно по объему выпуска лидируют Москва, Санкт-Петербург и Московская область.

    Прервав 10-летний перерыв, Москва вновь приступила к выпуску долговых бумаг и за II кв. 2021 г. разместила сразу 3 выпуска облигаций с номинальным долгом 210 млрд руб.:

    • МГор72-об на 3 года (купонный доход 6,55%);
    • МГор73-об на 5 лет (купонный доход в 7,2%);
    • МГор74-об на 7 лет (купонный доход в 7,38%).

    В планах московских властей нарастить эмиссию до 360 млрд руб. Помимо московского региона в 2021 года активно выпускали бумаги в Республике Саха (Якутия) и Башкортостане.

    Надежность и доходность: зачем инвестировать в субординированные бонды

    К эмиссии долговых обязательств прибегают не только в России. Например, на Нью-Йоркской бирже в обращении представлены облигации муниципалитета Нью-Йорка с доходностью в 2,53%. Купонные выплаты в долларах проводятся ежемесячно с минимальным риском дефолта.

    На российском рынке эмитентам доступны бумаги с разным сроком погашения. Чаще всего, речь идет о погашении в 5-7 лет, но есть и более длительные периоды (примеры: 16-летние МГор48-об, десятилетние Оренб35003, Новсиб 8об или Удмурт2016).

    Не существует единой ставки по купонному доходу. Основной диапазон ставок по облигационному доходу – от 5,7 до 14 процентов.

    Хотя муниципальные облигации, как и ОФЗ, не имеют отношения к коммерции и частному бизнесу, от федеральных они отличаются по целям размещения и ответственности заемщика:

    1. По ответственности за исполнение обязательств. Заемщиком выступает муниципалитет. Это значит, что ответственность по обязательствам несут субъекты РФ. Тем не менее, если они не смогут погасить долг, государство может взять на себя урегулирование финансовых претензий.
    2. По целевому назначению. Муниципалитет тратит привлеченные деньги на региональные программы, проекты местного значения, когда ОФЗ идут на финансирование общегосударственных трат.

    Почти не теряя по уровню безопасности, инвестор выигрывает в доходности, одновременно участвуя в локальных программах, направленных на развитие конкретных субъектов России.

    В зависимости от цели, на которые планируется потратить привлеченные средства, различают 2 важные категории долговых бумаг муниципалитетов:

    • для общего покрытия, когда административное образование ищет средства для наполнения бюджета, покрытия дефицита в финансовых средствах, заработную плату, отраслевое развитие;
    • целевые эмиссии для финансирования конкретных проектов (прокладка дорог, ремонт, строительство объектов, рефинансирование).

    Наиболее часто облигационный долг образуется в ходе реализации строительных проектов – возведение жилых зданий и организацию необходимой инфраструктуры.

    Можно владеть облигациями короткий срок, либо ориентироваться на более длинный период погашения, зарабатывая купонный доход.

    По срокам муниципальные облигации бывают:

    • краткосрочные (на 1-3 год);
    • среднесрочные (3-7 лет);
    • долгосрочные (7-30 лет).

    Хотя ничто не ограничивает по сроку размещения долговых обязательств, бессрочных облигаций со сроком погашения выше 30 лет среди муниципалитетов не встречаются.

    Разбираемся с муниципальными и субфедеральными облигациями

    Суфедеральные облигации безопасны, ведь они — государственные ценные бумаги. По надежности они стоят на одном уровне с федеральными ценными бумагами.

    Для возвращения долгов инвесторам государство дает субъектам бюджетные кредиты по ставке 0,1% годовых.

    Также в пользу субфедеральных облигаций говорит неплохая доходность: она выше, чем у ОФЗ — облигаций федерального займа.

    Большинство выпусков субфедеральных облигаций ежеквартально выплачивают купоны, в то время как по ОФЗ этот процесс происходит раз в полгода.

    По субфедеральным облигациям действует льготное налогообложение: инвестору не придется платить НДФЛ с купонного дохода.

    Купон по этому виду облигаций заранее известен. Процент либо постоянный, либо фиксированный. Благодаря этому инвестору легче планировать свой доход.

    Параметры каждого выпуска облигаций фиксируются в документах, информация же публикуется на сайте эмитента.

    Сейчас в обороте на Московской бирже 122 выпуска облигаций от 52 эмитентов. Для поиска подходящих выпусков удобно пользоваться бесплатным сервисом «Русбондс-ру». Чтобы найти субфедеральные облигации необходимо в разделе «Анализ облигаций» в параметрах поиска выбрать «Сектор рынка» — «Муни», «Состояние выпуска» — «В обращении».

    При выборе облигаций стоит обращать внимание на срок погашения, доходность, наименование эмитента, ликвидность и цену.

    Подробную информацию можно посмотреть в анкете выпуска.

    «Не так часто на российском рынке бывают моменты, когда фондовый рынок по доходности опережает депозиты», — говорит руководитель трейдинга «АТОН» Ярослав Подсеваткин. Сейчас, по его словам, доходность по облигациям в рублях выше на 1-2,5 п.п., чем по срочным депозитам в банках. Если сравнивать с вкладами, которые можно пополнять или, наоборот, снимать с них часть средств, то разница будет еще больше – до 4 п.п., говорит Подсеваткин.

    Недостаток корпоративных бондов по сравнению с депозитами состоит в том, что доход по ним государство облагает налогом. Инвестору придется заплатить 13% с купонов, а также с разницы между ценой покупки и продажи. Но даже при этом доход выше, чем по депозитам, уверяет Подсеваткин.

    К примеру, короткие облигации Бинбанка принесут инвестору доходность за вычетом налога 11,74%, посчитал он. Доходность про депозиту на сопоставимый срок – 9,2% (см. таблицу).

    Облигации федерального займа и бумаги субъектов федерации надежнее, чем ценные бумаги коммерческих банков или корпораций. Фактически инвесторы дают в долг государству. «ОФЗ – это самый безопасный инструмент в стране на текущий момент, — говорит Подсеваткин. — И даже по нему доходность выше, чем по депозитам». По его подсчетам, ОФЗ со сроком погашения в июне 2017 года принесет доход за вычетом налога в 8,89%.

    Инвесторам в ОФЗ и субфедеральные облигации не придется платить НДФЛ с дохода по купонам, только с разницы между ценой покупки и продажи.

    Управляющий портфелем облигаций УК «Райффайзен Капитал» Константин Артемов советует инвестировать в ОФЗ на 3-5 лет. «Ставки на эти сроки выше, чем у банковских депозитов, даже несмотря на риск реинвестирования купонов (в условиях падения ставок полученные купоны переразмещаются под все более низкие ставки)», — говорит он. Гособлигации со сроком погашения в 2019-2021 году принесут доходность 8,8%.

    «Инвестор может получить дополнительную доходность относительно ОФЗ, если рассмотрит субфедеральные бумаги, которые при этом несут больше кредитных рисков», — говорит Артемов. По его словам, риск реинвестирования по субфедеральным и муниципальным бумагам выше, так как «бумаги в основном имеют амортизационную структуру (погашение номинала частями)». Купонные выплаты при этом инвестор будет получать ежеквартально. Артемов предлагает рассмотреть для инвестиций такие бумаги как Якутия-08 (погашение 18.05.2021) с доходностью 9,63%, Башкортостан-8 (18.09.2020) – 9,56%, Красноярский край – 10 (10.09.2019) – 9,78%.

    Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Евгений Жорнист советует бумаги с дюрацией около 4,5 лет: Московская область 35010 (10,0%), Красноярский край – 12 (9,9%), Свердловская область – 3 (9,9%). «Все три выпуска размещались в течении последнего месяца и поэтому достаточно ликвидны, что довольно редко для субфедеральных заемщиков», — добавляет Жорнист.

    Оптимального соотношения риска и доходности можно добиться, если инвестировать в несколько бумаг одновременно. Финансовый советник ФГ БКС Сергей Скоробогатов предлагает совместить в портфеле три бумаги: ОФЗ, облигации Внешэкономбанка и розничной сети «О’Кей» Из этого сочетания можно получить достаточно консервативный инструмент с доходностью выше банковского депозита, говорит Скоробогатов.

    Надежность субфедеральных облигаций

    Субфедеральные и муниципальные облигации — это еще один класс бумаг на российском рынке помимо ОФЗ и корпоративных бондов. Эмитентами таких облигаций выступает не государство и не частные компании, а города, области или целые республики в составе РФ. Как правило, местные органы исполнительной власти используют облигации, чтобы финансировать бюджетный дефицит или какие-то инфраструктурные проекты в регионе.

    Субфедеральные и муниципальные облигации чуть более доходны, чем собственно госбумаги, так как потенциально связаны с более высоким риском дефолта, чем прямые обязательства государства. При этом региональные облигации чуть более надежны, чем бонды корпораций: ведь в данном случае по обязательствам отвечает не отдельно взятая частная компания, а город или субъект, входящий в состав РФ, а значит, косвенно эти долги связаны с государством.

    Региональные и муниципальные облигации имеет ряд своих особенностей:

    • Квартальный купон. Очень часто бумаги городов и регионов имеют не полугодовой, а квартальный купон. То есть купонный доход инвестору выплачивается каждые три месяца.
    • Наличие амортизации. Выпуски муниципалитетов и субъектов РФ в большинстве случаев предусматривают механизм амортизации, когда эмитент производит выплату номинала не в дату погашения, а частями в течение всего периода обращения бумаг. Для городов и регионов это хорошая возможность растянуть выплаты и снизить нагрузку на бюджет.

      Например, амортизационная структура погашения предусмотрена по новому выпуску Белгородской области: эмитент собирается погасить 50% от номинала облигаций в дату окончания 12-го купона и по 25% — в даты окончания 16-го купона и погашения.

      Выпуск Ярославской области тоже предусматривает амортизацию: регион обещает погашать по 15% от номинала в даты окончания 9, 11, 13, 15, 17, 19-го купонов и 10% в дату погашения.

    • Льготное налогообложение. Купонный доход по субфедеральным и муниципальным облигациям освобожден от НДФЛ, как и по ОФЗ и корпоративным облигациям, выпущенным с 2017 года. При этом налог на разницу между ценой покупки и ценой продажи или погашения придется заплатить в обычном порядке.

    Благодаря росту поступлений по налогу на прибыль в 2018–2019 годах состояние региональных финансов значительно улучшилось, полагают в АКРА. Профицит 2018 года позволил увеличить остатки средств на счетах с 1.3 трлн руб. до 1.8 трлн руб. По итогам 2018 года 66 регионов сократили долговую нагрузку и лишь 2 региона имеют нагрузку выше 100% неналоговых доходов; совокупная долговая нагрузка сократилась на 109 млрд руб. — до 2.2 трлн руб.

    По итогам 5 месяцев 2019 года остатки на счетах выросли на 0.9 трлн руб. При этом риски, связанные с возможным снижением поступлений по налогу на прибыль в неблагоприятных макроэкономических условиях, компенсируются консервативной политикой регионов в отношении наращивания расходов и накоплением профицита «про запас».

    — Очевидно, регионы стараются по-настоящему погашать свои долги, а не просто рефинансироваться, — полагает Гульназ Галиева, старший директор по региональным рейтингам агентства «Эксперт РА». — В 2017 году, впервые за долгое время, государственный долг субъектов начал сокращаться, и пока этот тренд сохраняется. Этому в том числе способствует программа реструктуризации бюджетных кредитов. Кроме того, регионы стараются по возможности замещать банковские кредиты облигационными займами.

    За последние несколько лет долги регионов сильно выросли. Чтобы снизить высокую долговую нагрузку субъектов, в 2017 году Минфин провел реструктуризацию бюджетных кредитов, в которой приняло участие большинство регионов.

    Что было сделано:

    1. Увеличены сроки возврата бюджетных кредитов, предоставленных по льготным ставкам 0.1% годовых, до 2024 года.
    2. Предусмотрена возможность дополнительного увеличения сроков возврата этих кредитов на 5 лет, если в 2018 и 2019 годах налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета регионов вырастут не ниже фактического уровня инфляции.
    3. Установлены ориентиры по снижению долговой нагрузки регионов.
    4. Ограничена процентная ставка по банковским кредитам на уровне «ключевая ставка + 1%».

    Кроме того, в течение календарного года (до ноября) регионы и отдельные муниципалитеты имеют возможность привлекать краткосрочные (до 3 месяцев) кредиты Федерального казначейства по ставке 0.1% на покрытие кассовых разрывов, объяснили в АКРА.

    Эти меры позволяют регионам сокращать свои расходы на обслуживание долга и в период роста доходов региональных бюджетов снижать свою долговую нагрузку.

    Чтобы еще больше повысить контроль за долговой нагрузкой регионов, Минфин подготовил изменения в Бюджетный кодекс РФ (они одобрены Советом Федерации). Эти изменения предлагают разделить регионы на три категории качества в зависимости от уровня их долговой нагрузки. Регионы, попавшие во вторую и третью категории, должны будут согласовывать свои заимствования с Минфином. Кроме того, для них будет предусмотрено ограничение расходов на погашение и обслуживание долга.

    — Если не произойдет каких-либо кризисных явлений в экономике, которые могут сильно ухудшить финансовое состояние регионов и муниципалитетов, мы не ожидаем особых изменений в политике Минфина в отношении долговой нагрузки регионов. Уже сейчас очевидно, что постепенно погашаемые бюджетные кредиты будут плавно замещаться рыночным долгом, а поскольку ограничения по купону облигаций нет, они будут более удобным инструментом, чем кредиты, — заключил Максим Першин.

    Правда, ждать повышения активности на облигационном рынке в ближайшие годы стоит в первую очередь именно от субъектов, а не от городов.

    — В структуре долга муниципалитетов облигации по-прежнему занимают крайне маленькую долю. Муниципалитеты, особенно небольшие, традиционно все финансирование своей деятельности осуществляют в тандеме со своим регионом путем налаженной трансфертной истории либо посредством бюджетных кредитов от вышестоящего регионального бюджета, — объясняет Гульназ Галиева. — Для маленьких муниципалитетов, у которых и так сложно обстоят дела с обеспечением бюджетной сбалансированности, выходить на облигационный рынок и даже привлекать банковское финансирование крайне невыгодно.

    Наиболее активны в этом плане муниципалитеты, имеющие статус столицы региона. У них больше экономическая активность и более гибкий бюджет. Некоторые из них уже давно имеют активную кредитную историю и привлекают финансирование в том числе на облигационном рынке. Но для большинства городов процедура выхода на облигационный рынок все еще остается очень трудоемкой и дорогой, поэтому они предпочитают менее сложное банковское финансирование, которое преобладает в их долговом портфеле.

    В начале августа на первичный рынок облигаций выйдут сразу два российских региона — Белгородская область и Ярославская область. Первая планирует разместить пятилетний выпуск на 2 млрд руб. Ориентир ставки купона по облигациям составит 8–8.2% годовых. Ярославская область 8 августа проведет сбор заявок на облигации со сроком обращения около 6 лет объемом 3 млрд рублей. Ориентир ставки эмитент обещал объявить позднее.

    Оба эмитента — не новички на рынке. У Белгородской области на вторичном рынке обращаются целых 5 выпусков облигаций совокупным объемом 10.7 млрд руб. по непогашенному номиналу. Есть два более ранних выпуска в обращении и у Ярославской области.

    Последнее время размещения региональных облигаций — в принципе большая редкость. Первым и пока единственным региональным эмитентом, который отметился на рынке в этом году, была Республика Саха (Якутия). В мае Минфин Якутии сумел разместить рекордный для себя объем облигаций — 7 млрд рублей. Спрос на бумаги превысил предложение более чем в 8 раз и составил больше 56.9 млрд рублей. В ходе размещения организаторы получили от инвесторов 63 заявки, в том числе 24 заявки от физлиц. Ставка купона по бумагам составила 8.59% годовых

    Как уже отмечалось выше, одно из главных достоинств субфедеральных и муниципальных облигаций — их более высокая доходность по сравнению с ОФЗ и при этом более высокая надежность по сравнению с облигациями корпоратов. В этом смысле облигации регионов — весьма интересный инструмент для частных инвесторов, которые ищут более доходную и при этом надежную альтернативу банковским депозитам.

    Однако стоит помнить, что облигации субъектов РФ и российских городов — это все же не ОФЗ, а значит, отвечает по ним все-таки не само государство. Конечно, оно вряд ли допустит дефолт по обязательствам какого-либо города и области и скорее всего выдаст транш на спасение проблемного эмитента. Но предсказать, в каком объеме поступит помощь и насколько своевременной она окажется, к сожалению, невозможно.

    — Основным риском здесь, как и в случае с любым другим долговым инструментом, является кредитный риск эмитента, — подчеркивает Максим Першин. — Хотя дефолтов по субфедеральным облигациям за последние 10 лет не наблюдалось, однако по другим долговым обязательствам российских региональных и муниципальных органов власти они все-таки имели место. Чтобы определить кредитное качество регионов, необходимо оценить стабильность налоговых поступлений, гибкость расходной части бюджета, их долговую нагрузку и имеющиеся в их распоряжении финансовые резервы.

    Хотя обнаружить реальные примеры дефолтов по облигациям субъектов РФ за последний десяток лет нам не удалось, за это время не раз возникали разговоры о том, что ряд слабых регионов может всерьез столкнуться с риском дефолтов без рефинансирования и дополнительной помощи из федерального бюджета. Так было, к примеру, во время кризиса 2008–2009 годов.

    Одна из самых громких историй того периода связана с Московской областью. В декабре 2008 года международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента Московской области до «SD» с «B-», что указывало на выборочный дефолт.

    Подконтрольное Московской области Московское областное ипотечное агентство (МОИА) допустило технический дефолт, не исполнив оферту по выпуску облигаций на 5 млрд рублей. Московская область заявила, что готова оплатить выкуп облигаций, однако не может этого сделать из-за ареста, который был наложен на облигации правоохранительными органами.

    В терминологии Standard & Poor’s выборочный дефолт означает, что заемщик не выполняет обязательства выборочно, то есть именно по данному долговому обязательству, при продолжении своевременных и полных выплат по другим долговым обязательствам. S&P отмечало, что рассматривает данный случай как исключительный, поскольку область готова произвести выплаты, но не может этого сделать в силу юридических ограничений. И хотя формально по облигациям, выпущенным непосредственно Московской областью, дефолтов не было, тень на весь сектор все же была брошена.

    Кстати, еще раньше, в ноябре 2008 года, дефолт по оферте уже допускала другая региональная «дочка» — администрации Томской области — «Томск-инвест».

    А в 2009 году на грани реального дефолта оказалась и сама Томская область: регион столкнулся с проблемой рефинансирования банковского кредита из-за того, что доступ на финансовые рынки был закрыт. Бюджетных кредитов субъект РФ тогда так и не дождался, но избежать дефолта все же смог.

    В том же 2009 году произошел еще один дефолт по облигациям компании, связанной с региональными властями: Ипотечное агентство жилищного строительства Республики Хакасия (ИАЖС) допустило дефолт по купону. Выпуск предусматривал гарантию Правительства Хакасии по выплате купонного дохода и погашению номинала. Правда, в 2010 году Арбитражный суд Хакасии признал гарантию недействительной.

    В 2010 году первый полноценный дефолт в секторе облигаций городов и регионов все же случился, правда, не по субфедеральным, а по муниципальным облигациям: Клинский район не смог своевременно выплатить купон держателям своих бондов.

    Еще через пять лет, в феврале 2015 года, в статусе дефолта оказалась Новгородская область: она не смогла вовремя провести платеж по кредиту ВТБ. В терминологии S&P это означает дефолт региона: агентство считает дефолтом ситуацию, когда «заемщик не исполнил долговые обязательства в срок и в полном объеме», а не только неисполнение обязательств по облигациям.

    Тогда региону все же удалось договориться о реструктуризации с ВТБ, снизив ставку по кредиту.

    По словам Гульназ Галиевой, сейчас основным инструментом поддержки проблемных регионов является так называемое казначейское сопровождение. По сути это аналог банковской санации, только на уровне субъекта РФ, когда регион переходит под внешний финансовый контроль со стороны Федерального казначейства.

    Практика введения этого инструмента уже есть: ранее на казначейское сопровождение были переведены Хакасия и Костромская область, имеющие огромные долги и проблемы с бюджетом. Говорить о результатах пока рано, но в теории казначейское сопровождение должно помогать проблемным субъектам упорядочивать расходы и следить за их соответствием принятым бюджетным обязательствам.

    — На наш взгляд, на данном этапе тех мер, которые предпринимает Минфин России для стабилизации долговой нагрузки регионов, в целом вполне достаточно, — соглашается аналитик АКРА. — Однако в случае, если возникнет необходимость дополнительно поддержать отдельные регионы, оказавшиеся в особо тяжелом положении, ведомство может использовать дополнительные меры поддержки.

    Такая ситуация уже имела место в прошлом году, когда Мордовия (где в начале прошлого года также было введено внешнее управление финансами) нарушила условия реструктуризации бюджетных кредитов. В результате АКРА понизило рейтинг региона сразу на четыре ступени. В качестве исполнения бюджетной меры принуждения Управление Федерального казначейства (УФК) должно было списать со счетов региона 20.8 млрд руб.

    Это привело бы к невозможности исполнять социальные обязательства и обслуживать коммерческий долг. Минфин России продлил исполнение бюджетной меры принуждения с графиком погашения долга в 2018–2024 годах — фактически срок выплаты реструктурированных бюджетных кредитов изменился незначительно по сравнению с первоначальными условиями реструктуризации. График погашения изменился частично (увеличилась их краткосрочная часть), говорилось в пресс-релизе АКРА. Таким образом, часть ответственности с региона была снята, а график выплаты долга почти не изменился.

    — Кстати, помимо риска дефолта, еще одним видом риска, который тоже важно принимать во внимание при инвестировании в региональные и муниципальные облигации, является риск ликвидности этих инструментов. Это связано с исторически небольшим объемом торгов и сделок с этим классом инструментов, — ��езюмировал Максим Першин.

    Существует два основных способа заработать деньги, инвестируя в облигации.

    1. Держать эти бумаги до срока их погашения (возврата уплаченной при покупке суммы) и собирать по ним процентные платежи (чаще всего выплаты производятся два раза в год).

    2. Второй способ получить прибыль от владения — выбрать момент и продать бумаги по цене, которая выше той, за которую их покупали.

    Объяснить, что такое облигация, проще всего на примере. Инвестор предоставляет ссуду эмитенту ценной бумаги в обмен на последующий возврат основной суммы долга плюс проценты. Инвестор в данном случае это покупатель облигации. Эмитентом могут быть как компании, так и целые государства или государственно-территориальные (муниципальные) образования. Проценты выплачиваются в виде купонных платежей, основной долг возвращается в момент погашения ценной бумаги.

    • Номинальная стоимость — это цена облигации, установленная при ее выпуске. Для российских облигаций это обычно 1000 рублей. Для выпущенных в других странах чаще всего это 1000 долларов США.

      На бирже цена облигации указывается в процентах от номинальной стоимости. Если, к примеру, указана цена 105%, значит в этот день за нее придется заплатить 1050 руб., а если 95%, то придется заплатить 950 руб.

    • Купон или купонный доход — это сумма, которую получит инвестор за то, что ссудил деньгами эмитента, Она идентична процентам по банковскому вкладу. Указывается тоже в процентах, но от номинальной стоимости облигации.

      Сроки выплат по купонам назначаются при выпуске ценной бумаги, наиболее частый случай — два раза в год, как, например, по ОФЗ, но могут устанавливаться как ежеквартальные или раз в год.

    • Накопленный купонный доход (НКД) — рассчитывается с учетом срока, прошедшего с момента последней выплаты по купону или с момента выпуска ценной бумаги, если выплат еще не было. Поскольку держатель облигации всегда может ее продать, эта величина влияет на стоимость ценной бумаги: повышая ее, если выплаты были давно, или понижая, если выплаты были недавно и новый владелец получит следующий купонный доход нескоро.

    Последние годы доходность по гособлигациям опережает банковские депозиты. Вряд ли эта тенденция нарушится в обозримой перспективе, а в среднесрочной и близкой может проявиться даже сильнее благодаря последовательному снижению Центральным Банком ключевой ставки и следующим за тем снижением процентных ставок по вкладам. Ожидаемое новое снижение базовой ставки до конца 2020 года может также увеличить доходность корпоративных облигаций с небольшим сроком погашения.

    Выгода по доходности сомнений не вызывает, но надежность этого вида вложений в неспокойный период экономических осложнений оценивается по-разному.

    С одной стороны, возврат всех денежных средств, вложенных в ОФЗ, гарантируется государством. В случае с банковскими депозитами гарантируется возврат лишь 1,4 млн руб. И конечно более высокая ставка процентного дохода по сравнению с депозитами будет в такие времена подтверждением правильной стратегии.

    Однако все это будет верно лишь в том случае, если кризис не приведет к деноминации, дефолту или очень высокой инфляции. Хотя и здесь преимущество депозитов будет лишь в том, что деньги, вероятно, быстрее удастся забрать из банка на руки. Но получится ли успеть вложить их во что-то не теряющее свой цены, — тоже большой вопрос.

    Еще одно преимущество перед депозитами — возможность приобрести долгосрочные облигации с фиксированным доходом. Их держатель может точно рассчитать, какой доход он получит через 10 или 20 лет. В некоторых случаях возможна и индексация по уровню инфляции.

    Минусом по сравнению с банковскими вкладами можно считать некоторую сложность покупки, — непривычную для начинающего инвестора необходимость работы через брокера.

    • Цена этих ценных бумаг постоянно колеблется, особенно для эмиссий с динамической ставкой. Инвесторы скупают бумаги с максимальной прибылью, а при повышении цены или изменении процентной ставки продают. Изменение рыночной стоимости в некоторых случаях может привести к потерям инвестора, так как возникает необходимости продать бумагу раньше срока погашения во избежание еще больших потерь.
    • Эмитент имеет право отозвать свои долговые обязательства и досрочно вернуть инвесторам заемные средства. В этом случае инвестиционные планы держателя бумаг будут нарушены, он получит минимальный доход и, возможно, окажется в ситуации с упущенной выгодой.
    • Фактор инфляции может внести существенные коррективы в доходность этих ценных бумаг, особенно долгосрочных. В данном случае имеется в виду доходность в широком смысле слова, когда понизится покупательная способность валюты, в которой номинирована ценная бумага, и вырастет прожиточный минимум.
    • Дефолт эмитента или деноминация денежных знаков в государстве, где произведена эмиссия. Это самые сильные угрозы для держателей таких бумаг, стоимость которых в отдельных случаях будет стремится к нулю. Moneyinformer выше уже писал об этих опасностях.

    Купоны бывают нескольких видов:

    • Постоянный. Размер купона, выраженный в процентах от номинальной стоимости, остается статичным в течение всего срока действия долгового обязательства. Выплата по первому купону будет равна всем последующим. В большинстве эмиссий, особенно крупных, используется этот способ.
    • Фиксированный. Имеет много общего с постоянным купоном. Процентная ставка известна с момента выпуска бумаги, то есть она регулируется регламентом договора и не зависит от других факторов, например, курса валют. Но выплаты по купонам могут иметь различный размер и меняться во времени в соответствии с графиком выплат.
    • Переменный. Размер купона не известен заранее до даты оферты, после которой объявляется ставка на следующий купонный период в зависимости от конъюнктуры рынка. Инвестору предоставляется возможность досрочно погасить облигации по оферте. Таких бумаг выпускается довольно много частными компаниями и корпорациями. Переменный купон часто имеют еврооблигации. Такие активы в большей степени интересны инвесторам, старающимся заработать на их покупке-продаже, на дожидаясь срока погашения.
    • Разновидность Переменного купона — Индексируемый купон (с плавающей ставкой). Процентная ставка привязана к изменению какого-либо финансового индикатора, например, инфляции, курса доллара или базовой ставки ЦБ. Формула ее расчета публикуется и находится в открытом доступе для инвесторов.
    • Нулевой. Выплат по купонам нет, но доход от таких бумаг инвестор получит, — потому, что стоимость погашения выше стоимости продажи. Такие активы довольно распространены, но подойдут они, в первую очередь, профессионалам рынка, потому что в этих эмиссиях много нюансов.

    Иногда встречаются облигации с индексируемым номиналом, а не купонной ставкой, в том числе и среди гособлигаций. Пример здесь — ОФЗ 52001. Купон у этой серии фиксированный.

    Еще одна разновидность — облигации с амортизируемым долгом. Параллельно с купонными выплатами частями погашается номинальная стоимость. Такие бумаги часто встречаются среди муниципальных.

    В значительной степени облигационные фонды являются аналогом ПИФов, только вкладывают деньги клиентов не в акции, а в облигации. Средства многих инвесторов объединяются и используются для покупки широкого ассортимента отдельных облигаций разных серий. Инвестирование в облигационные фонды безопаснее и даже может быть более выгодным, чем самостоятельные покупки, поскольку работа по выбору ценных бумаг доверяется профессионалам. Какую-то часть прибыли фонд оставит себе. Таким образом у участия в фонде есть и плюсы и минусы.

    Облигация представляет собой соглашение о займе, согласно которому одна сторона (эмитент) берет в долг определенную сумму денег под некоторый процент у другой стороны (инвестора) ― с гарантией возврата данных средств к концу периода соглашения. Инвестором может стать любой человек при наличии у него открытого брокерского счета (от 1 тыс. рублей).

    Среди главных достоинств облигаций можно отметить следующие:

    • Гарантированную выплату процентных начислений от номинальной цены бумаги. Регулярность и объем выплат фиксирует эмитент в момент выпуска облигации.
    • Наличие даты погашения (срок, когда эмитент должен выкупить бумагу у инвестора). По данному параметру облигации подразделяются на краткосрочные (до 12 мес.), средней срочности (1-5 лет) и долгосрочные (пять и более лет).
    • Отсутствие обязанности принимать участие в управлении компанией-эмитентом.
    • Меньшие финансовые риски в случае ликвидации предприятия-эмитента ― кредиторы могут рассчитывать на первоочередные выплаты задолженностей.

    Показатели, характерные для облигаций:

    • Номинал. Цена ― по ней по окончании срока эмитент погасит облигацию. Чаще всего номинал равен 1 тыс. рублей.
    • Рыночная стоимость ― бывает ниже/выше номинала бумаги. Определяется текущими рыночными условиями. Наиболее частая амплитуда колебания рыночной стоимости относительно номинала ― от 95 до 105%.
    • Дата погашения (выплаты) номинальной цены бумаги. В некоторых случаях прописывается дата оферты ― день, в который эмитент может погасить ЦБ досрочно.
    • Купон ― прибыль, которая выплачивается с установленной регулярностью. Ставка купона является годовой прибыльностью бумаги. К примеру, если эмитент зафиксировал купон 10 процентов к номинальной цене ЦБ 1 тыс. руб. с выплатами каждые полгода, значит, инвестор получит за указанный период доход величиной в 100 руб. двумя равнозначными выплатами (за 1 облигацию).

    Облигации делятся на разновидности по следующим главным критериям:

    • Эмитент:
    1. Муниципальные и государственные. Для первых характерны минимальные риски и низкая прибыльность.
    2. Облигации крупных корпораций. Отличаются средней прибыльностью и повышенной надежностью.
    3. Ценные бумаги от среднего бизнеса. Имеют высокую прибыльность при относительной надежности.
    • Форма получения прибыли:
    1. Дисконтные облигации ― доход рассчитывается с учетом скидки к моменту покупки или номинальной цене при размещении бумаги.
    2. Процентные ― инвестор получает прибыль по фиксированной ставке.
    3. Смешанные ― инвестор получает процентный доход и дисконт.

    Более детально классификация облигаций представлена в таблице:

    Вместо депозита: какие выбрать облигации, чтобы получить надежный доход

    Чтобы понять, в какие облигации инвестировать в 2020 году, следует правильно рассчитать потенциальные риски ― дефолт, инфляцию, колебания ставки %. Процентный риск устанавливается для бумаг с зафиксированной купонной прибылью. Рост средних ставок на рынке может отрицательно сказаться на величине дохода. К примеру, если инвестор приобрел бумагу с фиксированным купоном 10%, рыночная ставка по которой за год увеличилась до 12%, 2 процентных пункта разницы и составят возможный недополученный доход.

    Чаще всего эмитенты выпускают бумаги с изменяемой купонной прибылью или предполагающие выкуп досрочно. Это позволяет им погасить облигацию досрочно при снижении средних ставок % на рынке и, говоря простыми словами, избежать выплат инвесторам по завышенным ставкам.

    Риск дефолта ― самый непредвиденный и коварный для любого инвестора ― подразумевает возможное банкротство эмитента и невыполнение им своих долговых договоренностей. Чтобы избежать финансовых потерь, следует контролировать прибыльность бумаг ― если доход выше среднерыночного, риск дефолта повышается.

    Растущая инфляция также влияет на прибыльность облигаций. К примеру, если доход по бумаге равен 10%, а годовая инфляция достигла 12%, значит произошло обесценивание бумаги на 2% с момента ее покупки.

    Опираясь на данные кредитных рейтингов, инвестор сможет принять грамотное решение об эффективности капиталовложения. При определении кредитного рейтинга той или иной компании учитываются следующие факторы:

    • финансовая история организации (прошедшая и актуальная);
    • величина собственности;
    • наличие долговых обязательств.

    Доход по облигациям бывает:

    • текущим ― фиксируется в момент покупки бумаги;
    • купонным ― %, который эмитент выплачивает по купону.
    • к дате погашения ― отражает общий эффект от инвестирования, вычисляется в %;
    • полным ― принимает во внимание все параметры ценной бумаги.

    Вычисляя прибыль от конкретных облигаций, необходимо учитывать среднюю рыночную доходность. Сильно завышенная прибыльность бумаги свидетельствует о высоких рисках.

    Наивысшим риском инвестиций в облигации является дефолт эмитента. Именно поэтому облигации федерального займа, выпускаемые Минфином РФ, считаются самыми надежными. При вложении средств в ОФЗ риск дефолта минимален.

    Приобретая корпоративные облигации, инвестор должен внимательно проанализировать кредитоспособность компании-эмитента.

    Шпаргалка для инвестора: облигации

    Муниципальные облигации (Municipal bonds) — это долговые ценные бумаги, эмитентом которых является органы местного управления (города, округа, государственными органами власти).

    Цель эмиссии муниципальных облигаций могут быть:

    • развитие инфраструктуры;
    • устранение бюджетного дефицита;
    • реализация бюджетных проектов;

    Выделяют два вида муниципальных облигаций:

    1. Субфедеральные. В РФ есть три города с особым статусом: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Они имеют прямую связь между региональными бюджетами и Министерством финансов;
    2. Муниципальные. Являются муниципалитетами, которые включены в состав крупных субъектов РФ;

    Характеристики муниципальных облигаций:

    • Номинальная цена 1000 руб;
    • Срок погашения в среднем 3-5 лет;
    • Процентная ставка купонного дохода чуть выше, чем по ОФЗ на 0,5%-1,5%;
    • Купонный доход выплачивается 2–4 раза в год. С купонного дохода будет взиматься налог на прибыль. Это правило действуют для всех облигаций с 2021 г;

    Начинающие инвесторы могут ошибочно полагать, что муниципальные облигации по надёжности должны быть на равне с ОФЗ (гособлигациями). На самом деле это не так. Государство может оказать поддержку региону, выделив деньги из федерального бюджета. Но закон никак не обязывает государство оказывать помощь.

    В статье 102 бюджетного кодекса присутствует следующая формулировка: «РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ».

    Чаще всего государство готово оказать поддержку регионам, поскольку в случае дефолта по облигациям это подрывает доверие к другим муниципальным выпускам и частично к ОФЗ.

    В прошлом встречались прецеденты с техническими дефолтами муниципальных облигаций, но в итоге все деньги со временем были возвращены инвесторам.

    Как выбрать надёжные муниципальные облигации

    Каждый регион имеют свою экономическую специфику. При выборе облигаций следует обращать внимание на кредитный рейтинг региона.

    Даже при сравнение муниципальных облигаций по доходности сразу понятно у какого региона есть сложности.

    Чем выше доходность к погашению, тем выше риски. В долговых ценных бумагах доходность и риски связаны прямолинейно.

    Финансовый кризис в 1998 г. затронул муниципальные выпуски. О дефолте объявила Якутия и даже крупные регионы не смогли расплатиться вовремя: Москва, Санкт-Петербург.

    После открытия брокерского счёта можно будет закинуть на него деньги. Не обязательно пополнять сразу. Счёт может существовать без денег сколь угодно долго. Пополнение бесплатное и не облагается никакими комиссиями.

    Например, можно приехать в банк брокера и пополнить счёт наличными. Это удобно для жителей Москвы и Подмосковья. Если банк находится на большом отдалении или нет возможности приехать, то можно перевести средства безналичным переводом.

    1 Разные эмитенты. В случае с ОФЗ эмитентом является Министерство финансов РФ, а у муниципальных облигаций местные органы.


    2 Надёжность ОФЗ выше, поскольку они обеспечены государством. Также помним, что кредитный рейтинг любого эмитента в стране не может быть выше, чем рейтинг страны. Поэтому ОФЗ всегда будут иметь выше надёжность.


    3 Цели привлечения денег разные. Для муниципальных выпусков они касаются прежде всего затрат на конкретный регион, а ОФЗ выпускают для покрытия дефицита государственного бюджета.


    4 Не у всех регионов есть кредитные рейтинги от международных рейтинговых агенств.

    Плюсы:

    • Высокая частота купонных выплат;
    • У некоторых выпусков есть амортизация. Не для всех инвесторов это является положительным моментом;
    • Достаточно надёжные. Кредиторы не теряли денег за время наблюдения;
    • Доходность выше, чем у ОФЗ и ещё выше, чем по вкладам;

    Минусы:

    • Небольшая ликвидность в биржевом стакане. Сложно купить/продать большой объём (от 100 тыс. рублей);
    • Небольшой выбор этих ценных бумаг;
    • Есть налог на прибыль по купону;
    • Надёжность ниже, чем у ОФЗ;
    • Срок погашения обычно не более 5 лет;

    Типы облигаций на российском рынке

    ОФЗ — это облигации, которые выпускает государство, а именно — Министерство финансов. Гарантом по этим бумагам выступает Российская Федерация, поэтому они являются одними из самых надежных. Шанс потерять вложенные деньги крайне мал — для этого должен, как минимум, произойти дефолт.

    Покупая государственные облигации, вы даете свои деньги в долг государству. Оно, в свою очередь, платит за это проценты и выкупает ценные бумаги по определенной цене в конце срока. Средняя доходность по государственным долговым бумагам — 4–6%.

    Прежде чем ознакомиться с разновидностями ОФЗ, предлагаем разобраться в терминах:

    • Эмитент— государство или частная корпорация, которая выпустила облигации. Эмитент ОФЗ — РФ.
    • Брокер— посредник, который имеет лицензию для работы на бирже. Простыми словами – это посредник между инвестором и биржей. Чтобы инвестировать в ОФЗ, необходимо открыть брокерский счет.
    • Номинал— это стоимость одной облигации, установленная эмитентом при ее выпуске. Номинал облигаций российских эмитентов, как правило, составляет 1 000 рублей. В процессе обращения на рынке цена ОФЗ может меняться.
    • Купон— это определенная сумма процентов, которую получает держатель облигации за то, что дал воспользоваться своими деньгами.
    • Срок погашения— период, на который вы предоставляете средства в долг. Простыми словами — это время, в течение которого государство будет использовать ваши деньги.

    Гособлигации имеют ряд преимуществ:

    • Надежность.Эмитент ОФЗ — государство, поэтому сохранность вложенных денег высокая.
    • Простота покупки.Чтобы приобрести ценные бумаги, достаточно открыть ИИС или брокерский счет, а затем внести на него средства.
    • Налоговые льготы.Купонный доход по ОФЗ освобождается от НДФЛ (п. 25 ст. 217 НК РФ). Налог нужно платить только с дохода от продажи облигаций. А если покупать ОФЗ через ИИС, можно получить налоговый вычет в размере 13%.

    Обратите внимание: доходность по облигациям во многом зависит от ключевой ставки Центробанка. Если ставка ЦБ РФ падает, стоимость ценных бумаг растет. Если инвестор приобрел ОФЗ, а ключевая ставка снизилась, принадлежащие ему облигации принесут большую выгоду относительно «свежих» выпусков бумаг.

    ОФЗ-ПД — это облигации, для которых предусмотрен постоянный купонный доход. Аббревиатура ПД означает постоянный доход. Вы получаете его каждые 6 месяцев. Размер купонного дохода известен заранее. Он определяется в момент выпуска (эмиссии) облигаций. Это самые востребованные среди инвесторов ценные бумаги.

    Когда доходность финансовых инструментов снижается, целесообразно приобрести облигации с постоянным доходом (то есть ОФЗ-ПД) на длительный срок. На фоне общей статистики (например, когда ставки по вкладам в банках падают), прибыль по ОФЗ-ПД с каждым годом будет все более привлекательной. Ведь доход по купонам устанавливается при эмиссии, а значит, не может меняться.

    ОФЗ-АД — это бумаги с амортизацией долга. По сравнению с традиционными облигациями, возврат номинальной стоимости долговой бумаги производится эмитентом в течение всего срока погашения. Размер выплат известен заранее.

    ОФЗ-ПК

    ОФЗ-ПК – это долговые бумаги с переменным купоном (ПК). Купон таких облигаций зависит от среднего значения RUONIA («эталонной» ставки). Простыми словами, это та ставка, по которой различные российские банки выдают друг другу кредиты в рублях. Обычно она приближена к текущей ключевой ставке Центробанка.

    RUONIA – это показатель, который дает представление о состоянии финансового рынка. Если ключевая ставка, а также ставки по депозитам и кредитам растут, увеличится и значение RUONIA. Чем выше этот показатель, тем на большую прибыль по купонам держатели ОФЗ могут рассчитывать.


    Похожие записи:

    Напишите свой комментарий ...