Уголовная ответственность за наемничество в международном уголовном праве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за наемничество в международном уголовном праве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Я.В. Корханина

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЁМНИЧЕСТВО ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

В статье автор первоначально рассматривает категорию «наёмник» с позиций международного права и далее анализирует особенности ответственности за наёмничество по законодательству иностранных государств.

Ключевые слова: наёмник, вербовка, найм, уголовная ответственность.

В 1977 году Дипломатической конференцией был принят Дополнительный протокол № 1 к Женевским конвенциям о защите жертв войны, которые были приняты 12 августа 1949 года. Именно в этом нормативном документе, принятом на международном уровне, и было закреплено определение «наёмника». Наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. При этом, наемник — это любое лицо, которое:

а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Наёмничество как преступление, совершаемое против безопасности и боеспособности, представлено в нормативной базе следующих стран: Германия, Дания, Бельгия, Франция. В перечисленных государствах таким преступлением считается осуществление вербовки граждан для иностранной военной службы. Заслуживает внимания факт, что один и тот же термин используется в ряде составов. Речь идёт о понятии «вербовка». Оно содержится в таких статьях как «побуждение», «пользование услугами другого лица» либо «склонение людей», «доставки» завербованного лица. Подобная классификация позволяет точнее выявить специфическое в закрепленных в этих странах нормах о наёмничестве или его проявлениях. Характерно следующее: в одной статье содержится не только сама вербовка, но и соучастие в ней. Степень ответственности будет зависеть от уровня общественной опасности. В частности, наказуемость ужесточается, если государство находилось в состоянии войны.

В 1992 году был принят Уголовный кодекс Франции. В нём в соответствии с международными нормами содержится ответственность за «набор вооружённых сил без приказа или без разрешения законных властей». Причём формально это деяние «вербовкой» не именуется. Считаем правильным, относить к данному составу и вовлечение лиц для участия в вооружённых конфликтах.

В законодательстве таких стран как Финляндия, Великобритания, Бельгия содержатся преступления, нацеленные на нарушение межгосударственных отношений и нейтралитет стран. Иными словами, закрепляется уголовная ответственность за:

— противоправное поступление на военную службу, а также за постоянство несения службы в таких вооружённых силах (например, Уголовный кодекс Финляндии)

— непосредственно устройство на службу (закон Великобритании о поступлении на военную службу за границей);

— за определённые действиях, такие как вербовка, найм (Уголовный кодекс Бельгии).

© Я.В. Корханина, 2021.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

  • Вопросы регламентации уголовного наказания за наемничество по Уголовному Кодексу Азербайджанской Республики

    Правовой режим регламентации уголовного наказания за наемничество. Совершенствование механизма уголовно-правового регулирования наемничества путем ужесточения и дифференциации норм уголовного кодекса в соответствии с международно-правовыми нормами.

    статья [23,6 K], добавлен 07.02.2018

  • Уголовная ответственность за наемничество

    Международное сообщество в борьбе с наемничеством. Пределы уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества. Примеры вербовки наемников. Перечень признаков, характеризующих наемника как специального субъекта преступления.

    курсовая работа [47,1 K], добавлен 18.01.2012

  • Ответственность несовершеннолетних в российском уголовном праве

    История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве. Особенности уголовной ответственности, наказания, а также принудительные меры воспитательного воздействия. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности.

    курсовая работа [34,3 K], добавлен 21.11.2008

  • Уголовная ответственность несовершеннолетних

    Эволюция уголовной ответственности несовершеннолетних в русском и советском уголовном праве. проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних в современном уголовном праве России. Особенности освобождения несовершеннолетних от ответственности.

    курсовая работа [307,9 K], добавлен 28.07.2010

  • Борьба с наемничеством по законодательству Украины

    Признание наемничества преступлением и введение уголовной ответственности в Украине в 1993 году. История борьбы с наемничеством, правовые средства противодействия ему. Разрешение на поступление на военную службу с целью получения вознаграждения.

    реферат [23,2 K], добавлен 18.08.2011

  • Освобождение от уголовной ответственности

    Понятие и основания освобождения от уголовной ответственности. Деятельное раскаяние в уголовном праве стран мира. Примирение с потерпевшим в нормах уголовного законодательства. Основание и порядок установления сроков давности в современном УК РФ.

    реферат [48,1 K], добавлен 01.02.2014

  • Виды вины в уголовном праве

    Изучение понятия уголовной ответственности. Анализ вины как обязательного условия уголовной ответственности в уголовном праве Российской Федерации. Неосторожность как форма вины и ее виды. Характеристика оснований наступления уголовной ответственности.

    курсовая работа [34,0 K], добавлен 05.03.2014

Уголовная ответственность за совершение наемничества

В контексте данного исследования огромное значение имеет анализ национального уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за наемничество или его различные проявления. Постановка подобной задачи имеет своей целью, прежде всего, уяснение вопроса об адекватности законодательной реакции ряда стран на факт существования наемничества как преступного явления и наемников как уголовных преступников, на расширение наемнической деятельности и причин неэффективности борьбы с ней.

В первую очередь, считаем необходимым проанализировать нормы о наемничестве УК стран СНГ в связи с наблюдаемой в последние годы тенденцией увеличения числа наемников из государств — его членов. Вся мировая история человечества подтверждает, что любой политический или экономический кризис является первопричиной распространения наемничества.

Не стало исключением из этого правила и такое грандиозное по своему масштабу событие как распад одной из величайших мировых держав XX века -Советского Союза. В немалой мере способствовали росту числа наемников -бывших советских граждан и вооруженные конфликты на территории бывшего СССР, в частности локальные конфликты в начале 90-х гг. в Абхазии, Приднестровье, Фергане, Карабахе1. Но специфика наемничества этого периода выражалась в том, что оно не имело массового распространения и преимущественно могло рассматриваться как «идейное», что, нисколько не исключало случаев участия лиц в этих конфликтах, руководствуясь только меркантильными интересами.

Но в целом примерно с этого времени можно говорить о том, что наемники — советские граждане вышли на мировой рынок «услуг военного назначения». По неофициальным данным, первыми для военной службы в ЮАР в 1991 г. уехали несколько молодых сотрудников КГБ СССР, вслед за ними — высокопоставленные офицеры КГБ и Министерства обороны СССР на предложенных условиях — около 2 тыс. долларов в месяц и жилье .

В качестве одной из причин распространенности наемничества среди граждан СНГ выступает последовавшее за распадом Советского Союза массовое увольнение кадровых военнослужащих из Вооруженных сил России и других государств из числа бывших республик Советского Союза. И потому в этом случае можно говорить о влияющей роли такой проблемы постсовесткого пространства как безработица, которая побудила в основном молодых людей вступать в ряды «наемников». Так, в России в 1993 г. (по данным ИКСИ) 3 % работающих молодых людей считали приемлемым для себя такую «сферу деятельности», как «рэкет, наемничество, преступления», а в случае безработицы и резкого ухудшения своего материального положения уже 7 % из них допускали свое существование за счет такого рода деятельности. В 1995 г. число это, по данным ряда конфиденциальных опросов, увеличилось минимум, чем вдвое2. История человечества, в том числе и современная, свидетельствует том, что безработица — резерв для наемничества .

Также довольно поздно, на наш взгляд, появились в странах СНГ нормы, закрепляющие преступность наемничества и позволяющие привлечь виновных лиц к ответственности за него. Хотя подобное закрепление, как показывают реалии, не всегда способствует уменьшению числа наемников, вместе с тем, оно, все-таки, выступает в определенной мере сдерживающим фактором. Так, в в действовавшем на момент появления «первых русских наемников» УК РСФСР 1960 г. не предусматривалась ответственность за наемничество, а значит, действия этих лиц нельзя было рассматривать в качестве преступных. Вместе с тем в подавляющем большинстве вышеприведенных случаев эти лица могли признаваться наемниками по международному законодательству, но только при обязательном участии в конкретном вооруженном конфликте: как подтверждают материалы и рассказы подобных лиц, фактически их военная служба в этом и заключалась.

В настоящее время распространены случаи участия граждан России в качестве наемников в вооруженных конфликтах на африканском континенте, например, между Зимбабве и Демократической Республикой Конго1. Особую остроту проблема наемничества приобрела в связи трагическими событиями в Чечне, которая стала местом скопления наемников из различных государств.

При идентификации воюющих на территории Чеченской Республики иностранных лиц возможны два варианта: либо это единоверцы, действующие с целью «защищать ислам» (у них отсутствует корыстная мотивация), которых нельзя признать наемниками, либо это наемники, участвующие в конфликте с целью получения материального вознаграждения. Конечно, и последние могут руководствоваться в той или иной мере какими-либо религиозными или идеологическими, равно как и политическими мотивами, а нередко и «прикрываться» ими, но, главное, что они, в отличие от первых, допускают и корыстную цель. В обоих случаях не исключается ответственность по другим статьям УК РФ, например, по ст. 208 УК РФ «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем».

Проблема наемничества в России активно обсуждалась и в связи с фактами участия граждан России в вооруженных конфликтах на территории бывшей Югославии. В большинстве этих случаев, на наш взгляд, можно вести речь о добровольцах в международно-правовом понимании этого слова (к примеру, их включали в личный состав регулярной армии бывшей Югославии), следовательно, нельзя говорить о наемничестве, ибо эти понятия, взаимоисключающие. Но в то же время в вооруженных конфликтах на территории бывшей Югославии участвовали и россияне, действовавшие исключительно или, главным образом, с корыстной целью, являясь наемниками в соответствии с нормами международного права.

В силу ограниченности объема диссертационного исследования рассмотрим лишь уголовное законодательство стран Европы и США, в которых закреплена преступность наемничества или его проявлений.

В целом уголовное законодательство этих стран рассматривает различные проявления наемничества как преступления против внутренней безопасности и обороноспособности государства, преступления, направленные на подрыв добрососедских отношений с иностранными государствами или нарушение нейтралитета, т.е. как преступления против внешней безопасности, и как само наемничество, правда, в специфическом его выражении.

Подобная классификация позволяет, на наш взгляд, точнее выявить общее и специфическое в закрепленных в этих странах нормах о наемничестве или его проявлениях.

В качестве преступлений против внутренней безопасности и обороноспособности государства ряд проявлений наемничества рассматривается в уголовном законодательстве Бельгии, Дании, Франции, ФРГ, Швеции. В УК Бельгии, Дании, ФРГ, Швеции таким преступлением признается вербовка лица для иностранной службы без разграничения вербовки наемника или добровольца. Причем вербовка может являться собирательным названием для ряда составов: самой вербовки, а также «побуждения» и «пользования услугами другого лица» с корыстной целью (УК Бельгии)1; «доставки» вербуемого вербовщику или завербованного лица к месту службы (УК ФРГ) , «склонения» людей «незаконно покинуть страну для того, чтобы поступить на такую службу» (УК Швеции)1. Как видно, в одной норме содержатся и сам состав вербовки, и соучастие в такой вербовке в виде подстрекательства и пособничества к ней.

В ряде случаев, например, в УК Бельгии, Швеции, вышеуказанные действия наказуемы только при условии совершения их без соответствующего разрешения. Шведский законодатель признает совершение указанных видов действий наиболее опасными в случае, «если Королевство находилось в состоянии войны», в связи с чем повышается их наказуемость2.

В законодательстве рассматриваемой группы стран нередки указания на то, что вербовка должна совершаться только на территории соответствующего государства или в его пределах (УК Дании, Швеции) — существенно сужая возможности привлечения к ответственности вербовщиков, выводя за пределы уголовного закона случаи, когда вербовка граждан данного государства происходит вне территории этой страны. Также значительно сужаются предписания международного права при распространении понятия наемника только на граждан соответствующего государства (УК ФРГ).

В отличие от других стран первой группы, в УК Франции3, принятом в 1992 г., прямо не закрепляется преступность вербовки для иностранной военной службы, а устанавливается ответственность за «набор вооруженных сил без приказа или без разрешения законных властей» (п. 2 ст. 412-7). На наш взгляд, данной нормой фактически должны охватываться и случаи противоправной вербовки лиц для создания вооруженных сил. К лицу, осуществляющему вербовку наемников, может применяться ст. 413-1, признающая преступлением «подстрекательство военных, относящихся к французским вооруженным силам, к переходу на службу иностранного государства», осуществляемое с целью «нанести ущерб национальной обороне». Как пишет Н.Е. Крылова, «при этом причинение реального вреда не является необходимым условием» и «этот ущерб может, в частности заключаться и в отсутствии данных военных в составе вооруженных сил Франции»1. По смыслу последней нормы наказуемо подстрекательство к переходу как на военную, так и на гражданскую службу.

Как преступления против внешней безопасности государства, т.е. преступления, направленные на подрыв добрососедских отношений с иностранными государствами или нарушение нейтралитета ряд проявлений наемничества представлен в законодательстве Великобритании, Испании, Финляндии и США. В этой группе стран в основном устанавливается ответственность за незаконное поступление на военную службу. Причем последнее также имеет свои составляющие: само поступление на такую службу и побуждение к поступлению на нее (Закон Великобритании о поступлении на военную службу за границей (Акт о службе иностранному государству) 1870 г. ); «неоставление службы в таких вооруженных силах» (УК Финляндии) или состоит из нескольких альтернативных действий: «найм», само «поступление», «записывание» или «прибегание к услугам другого лица» (п. «а» 959 раздела 18 Свода законов США)4.

Заметна и дифференциация ответственности виновных лиц за совершение предусмотренных нормами уголовного законодательства рассматриваемой группы зарубежных стран деяний. Так, в Великобритании ответственности за поступление на иностранную военную службу подлежит только британский подданный, «проживающий как в пределах доминионов ее величества, так и вне их», тогда как побуждение к поступлению на нее наказуемо независимо от подданства или гражданства виновного, но при соблюдении единственного условия — вербовщик действует «в пределах доминионов ее величества». Удачным нам видится то, что фактически последним положением охватываются случаи вербовки граждан Великобритании для осуществления преступных действий против их страны. Но при отсутствии возмездности службы, найма противоправные действия лиц — граждан Великобритании, как представляется, можно было бы при наличии соответствующих признаков рассматривать как одну из форм государственной измены1.

Специфичность присуща и законодательству рассматриваемой группы стран. Так, в Великобритании и США признается преступлением дача согласия принять предложение о поступлении, зачислении на службу или саму службу в пользу другого государства, находящегося в состоянии войны с любым дружественным им иностранным государством ( 958), т.е. подготовительные к совершению наемничества действия. Оба вышеуказанных состава 1 главы 12 УК Финляндии наказуемы только в случае, если виновный заведомо знал о неприятельских отношениях между Финляндией и государством, в ряды вооруженных сил которого он вступил.

Введение
Глава 1. Понятие и международно-правовое регулирование наемничества
1.1. История наемничества
1.2. Понятие наемничества
1.3. Международно-правовое регулирование наемничества
Глава 2. Проблемы международно-правового регулирования наемничества
2.1. Деятельность Специального докладчика ООН по вопросу об использовании наемников
2.2. Деятельность рабочей группы ООН по вопросу об использовании наемников
Заключение
Список использованных источников и литературы

В современном мире все более остро встает вопрос об использовании наемников в международных и локальных военных конфликтах. Многие государства, ООН и другие международные организации признали негативные последствия наемничества, а именно: нарушение основных прав и свобод человека и гражданина, права народов на самоопределение, территориальной целостности государств, их политической независимости и суверенного равенства, стабильности образованных конституционным путем правительств развивающихся государств и прочее.

За последние десятилетия наемничество получило широкое распространение и приобрело коммерческий характер. Увеличивается количество наемников, спрос на их услуги многими государствами – тоже. Частные военно-охранные компании – новый вид наемничества в современном мире, получивший, однако, легальную основу для своей деятельности в таких государствах, как США и Великобритания. В настоящее время соответствующий законопроект внесен и в Государственную Думу РФ[1].

На данный момент понятие наемничества не дается ни в одном международном нормативно-правовом акте, но оно раскрывается через понятие наемника. К.Л. Осипов предлагает рассматривать термин «наемник» в трех смыслах:

1) в самом широком смысле – это любой человек, поступивший на любую работу (службу) за вознаграждение с одной стороны, и с другой – действия того, кто нанимает на работу (службу);

2) в более узком (негативном) значении – тот, кто из низменных, корыстных побуждений «продался» другому для совершения неблаговидных или даже общественно опасных деяний, и действия того, кто «покупает» другого человека для совершения деяния в своих корыстных (или иных низких) целях;

3) в «специальном» смысле слова – военнослужащий наемного войска и действия того, кто на эту военную службу нанимает[1].

[1] Осипов К.Л. Ответственность за наемничество по российскому уголовному законодательству. Дисс. канд. юрид. наук. Кисловодск, 2003. – С. 94.

Понятие наемника в широком смысле помогает понять его природу, однако в рамках данной работы исследованию подлежит понятие наемника в узком и специальном смыслах.

§4. ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЕМНИЧЕСТВО.

Таким образом, наемничество – это международно-правовое явление, заключающееся в найме специально подготовленных лиц для выполнения задач военно-охранного характера за вознаграждение. Наемничество имеет негативные последствия, а именно: нарушение основных прав и свобод человека и гражданина, права народов на самоопределение, территориальной целостности государств, их политической независимости и суверенного равенства, стабильности образованных конституционным путем правительств развивающихся государств и прочее.

Наемничество появилось и начало развиваться в рабовладельческую эпоху. Сначала наемников стали использовать в Египте, затем – Персия, Шумерия, Карфаген. В античности оно достигло пика своего развития, но быстро пришло в упадок. В феодальный период наемничество обрело новые формы и продолжило развиваться. В новое время ввиду появления сильного военно-административного аппарата в государствах наемники стали менее востребованы. В конце ХХ века после обретения независимости развивающимися странами «третьего мира» рынок наемников вновь открылся. Наемничество также обрело совершенно новые формы и стало развиваться на базе частных военно-охранных компаний.

Термин наемничество раскрывается через термин наемник. Наемник – любое лицо, которое специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; участвует в военных действиях за вознаграждение; не имеет политико-правовой связи с любой из сторон конфликта; не входит в личный состав вооруженных сил; и не направлено для выполнения официальных обязанностей.

Основным документом, осуществляющим на данный момент международно-правовое регулирование наемничества является Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников принятая резолюцией 44/34 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1989 года. В Конвенции раскрывается понятие наемника и устанавливается ответственность за наемничество.

Проблема использования наемников подробно разбиралась Специальным докладчиком ООН. Докладчик пришел к выводу, что необходимо конкретизировать статус наемника, в связи с чем предложил новое определение данного понятия и выступил с инициативой о внесении соответствующих изменений в Конвенцию 1989 г. Также он сделал вывод о том, что, «несмотря на предпринимаемые Организацией Объединенных Наций и межгосударственными региональными организациями усилия по борьбе с наемнической деятельностью и сведению ее к минимуму, изжить данное явление не удалось». Сохранились как традиционные формы наемничества, так и новые формы. А причины этого докладчик связывает с малым количеством государств, присоединившихся и ратифицировавших данную Конвенцию.

Продолжила деятельность Специального докладчика Рабочая группа ООН по вопросам использования наемников. Ее мандат был расширен и конкретизирован с учетом результатов деятельности Специального докладчика. Рабочая группа уделила особое внимание ЧВОК и пришла к выводу о слабом правовом регулировании их деятельности, что, по ее мнению, приводит к развитию на базе ЧВОК института наемничества. Также была освещена проблема малого распространения действия Конвенции 1989 г., что снижает эффективность борьбы с наемничеством. Выводы рабочей группы были учтены Генеральной ассамблеей ООН. Сейчас Рабочая группа продолжает свою деятельность и активно работает над решением проблем, связанных с наемничеством.

Наемничество предполагает привлечение лиц:

  1. Которые будут сражаться для получения личной выгоды, и им действительно обещано стороной конфликта либо по ее поручению материальное вознаграждение, сумма которого значительно превышает ту, которая обещана или выплачивается комбатантам аналогичного ранга, включенным в личный состав ВС данного государства.
  2. Не являющихся гражданами страны, участвующей в боевых действиях, не проживающих на ее территории постоянно.
  3. Не включенных в состав ВС государства, являющегося стороной боевых действий.
  4. Не направленных страной, не выступающей в качестве участницы вооруженного противостояния, для реализации официальных задач в качестве субъекта, включенного в состав ее ВС.
  5. Специально завербованных на месте либо за границей для последующего участия в вооруженном противостоянии. Таким образом, в частности, появлялись наемники в Сирии на стороне ИГИЛ (организация запрещена в России).

Под ней следует понимать действия, которые направлены на наем на службу, достижение письменной или устной договоренности с гражданином стороннего государства о его участии в конфликте за материальное вознаграждение. Вербовка может выражаться в агитации, составлении списков желающих, регистрации, направлении их в диверсионную школу, базу и проч. Обучением считается деятельность по психологической и физической подготовке, процесс получения наемниками специальных знаний в военной сфере, тренировка навыков, приемов использования оружия, техники, боеприпасов, взрывчатых веществ и проч. Финансирование лица, участвующего в вооруженном конфликте, предполагает любое материальное обеспечение. К нему в том числе следует относить прямую передачу субъекту денег, открытие на его имя счета в банке, закупку соответствующего обмундирования, вооружения и проч.

Наказание по ст. 359 УК может применяться к вменяемым гражданам с шестнадцатилетнего возраста. В ч. 2 комментируемой нормы субъект специальный. Им является лицо, которое совершает преступление, используя свой служебный статус. В качестве него может выступать любое должностное лицо, в том числе госслужащий. Кроме этого, в части второй статьи указан квалифицирующий признак – совершение преступления в отношении несовершеннолетних. Речь идет о лицах, которые не достигли 18 лет. Использованием служебного статуса называют такие действия, которые совершены вопреки должностным интересам. По ч. 2 к ответственности в том числе привлекаются субъекты, реализующие управленческие функции в негосударственной компании, служащие в структурах местной власти.

Статья 359. Наемничество

Состав преступления наемничество по УК РФ устанавливает уголовную ответственность как за организаторские действия, так за непосредственное активное участие, а именно:

  • вербовка – подстрекательство лица к тому, чтобы стать наемником, либо оказание помощи в реализации принятого ранее аналогичного решения. Преступление окончено с момента получения согласия лица либо совершения действий для осуществления принятого им решения;
  • любое материальное обеспечение наемников, в т.ч. и финансирование, – оплата труда наемных военных, как в денежной, так и безналичной форме, обеспечение едой, кровом, оружием, медикаментами и т.д.;
  • обучение – предоставление сведений о методах и способах ведения войны, военных операциях и т.д., формирование определенных навыков для успешного выполнения поставленных перед ним военных задач;
  • привлечение к участию наемных лиц в войнах и вооруженных конфликтах;
  • непосредственно за действия и поведение самого наемника в ходе войны или конфликта.

Действия наемного военного лица считаются оконченным составом преступления по статье 359 УК наемничество с момента их начала.

Указанное преступление всегда совершается только с прямым умыслом, т.е. лицо знает о том, что совершает преступление, стремится его совершить, а также наверняка знает о последствиях таких действий.

359 статья за наемничество предполагает наказание исключительно в виде лишения свободы. Минимальный срок наказания по первой части – четыре года, максимальный – 8 лет. В виде дополнительного вида наказания здесь может быть использовано ограничение свободы до двух лет.
Информация к размышлениюНаемничество относится к преступлениям против мира и безопасности, также как и экоцид — экологические преступления. Несмотря на призывы общественности и ООН к бережному отношению к планете, определенные группы лиц используют ресурсы Земли в своих целях.

Должностное лицо за совершение действий, подпадающих под состав преступления наемничество, наказывается лишением свободы минимум на семь лет, максимум на пятнадцать лет. При этом в виде дополнительного вида наказания может выступать штраф (до 500 000 рублей или в размере трехлетней заработной платы или иного дохода за этот же период) либо ограничение свободы на срок от 1 до 2 лет.

Судебная практика по данному составу преступления не имеет широкого распространения. В настоящее время на территории РФ суды выносят приговора тем, кто участвовал в качестве наемников в вооруженном конфликте в Украине в составе преступных группировок, наиболее распространенной и популярной среди которых числится «Азов».

Примерно в середине 2015 года было вынесено несколько приговоров наемникам, принимавшим участие в военных действиях на территории Сирийской Арабской Республики в 2013 году. Не менее пяти таких приговоров было вынесено в суде Ямало-Ненецкого автономного округа.

Ключевые положения, касающиеся этого вопроса, определены Декларацией о международно-правовых принципах, связанных с дружественными отношениями и сотрудничеством между государствами. Согласно документу, каждая держава обязана воздерживаться от создания либо поощрения организации вооруженных банд или иррегулярных сил для вторжения на другие территории. Таким образом, иностранный легион, состоящий из завербованных граждан, будет считаться нарушением Декларации, принятой в соответствии с Уставом ООН. Стоит отметить, что Россия не участвует в Конвенции от 1989 г. Примечание к ст. 359 УК РФ сформулировано на основании положений Дополнительного протокола от 1977 г.

359 статья за наемничество предполагает наказание исключительно в виде лишения свободы. Минимальный срок наказания по первой части – четыре года, максимальный – 8 лет. В виде дополнительного вида наказания здесь может быть использовано ограничение свободы до двух лет.

Информация к размышлению

Наемничество относится к преступлениям против мира и безопасности, также как и экоцид — экологические преступления. Несмотря на призывы общественности и ООН к бережному отношению к планете, определенные группы лиц используют ресурсы Земли в своих целях.

Должностное лицо за совершение действий, подпадающих под состав преступления наемничество, наказывается лишением свободы минимум на семь лет, максимум на пятнадцать лет. При этом в виде дополнительного вида наказания может выступать штраф (до 500 000 рублей или в размере трехлетней заработной платы или иного дохода за этот же период) либо ограничение свободы на срок от 1 до 2 лет.

Сам наемник за участие в войнах и вооруженных конфликтах также наказывается лишением свободы минимум на три года, максимум на семь лет. Дополнительно может применяться ограничение свободы до 1 года.

Понятие ограничения свободы предполагает накладывание судом некоторых ограничений на указанный в приговоре срок после отбытия основного вида наказания (запрет на выход из дома в определенное время, посещение игорных, питейных заведений и т.д.).

По указанной статье УК РФ может быть привлечено к ответственности лицо, которое вербуется для осуществления определенных действий, направленных на свержение действующей власти, подрыв территориальной целостности, конституционных основ деятельности и функционирования государства. Такие принципы преследуются запрещенной практически во всем мире сирийской террористической организацией Исламское государство.

Наёмничество осуждается не только как обычное преступление, но как идеологическое. Это явление порождает в обществе таких личностей, которые способны к массовым убийствам, терроризму, другим преступлениям, если предполагают получение за указанные деяния крупной прибыли. При этом их вовсе не интересует моральная сторона вопроса.

Основной пункт, который важен при характеристике деятельности как наёмнической – это присутствие существенной материальной награды для поощрения вступивших в военные действия.

Использование занятия проституцией (в международном законодательстве — эксплуатация проституции) означает извлечение дохода (материального или иного) от проституции третьих лиц, т.е. от систематического вступления лиц женского или мужского пола во внебрачные сексуальные отношения за плату.

Сексуальная эксплуатация включает в себя эксплуатацию проституции, но может быть и не связана с ней, например использование потерпевшего для совершения действий сексуального характера, для совершения в отношении его развратных действий, использование его для создания порнографических предметов или материалов и т.д.; в некоторых случаях сексуальная эксплуатация может осуществляться в отношении человека, находящегося в рабстве.

Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности (ст. 1 Конвенции о рабстве от 25 сентября 1926 г.). Следовательно, рабский труд определяется как труд человека, находящегося в рабстве, в случае если лицо по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения тех или иных работ или услуг.

Наёмническая деятельность – это не только незаконное участие в военном конфликте, но и организация действий по привлечению лиц к такому участию, вербовка.

Сегодняшнее законодательство относит к вербовке следующие мероприятия:

  1. Наём на службу для участия в военных действиях.
  2. Заключение в устной или письменной форме некоего договора об участии субъекта вербовки в вооружённых нападениях.
  3. Агитация людей на подписание подобного договора.
  4. Направление желающих преступить закон на специальные базы.

Статья практически никогда не оправдывает преступников, так как их деяния особой тяжести. В 2021 по ней проходило 3 дела, все по 3-й части. В итоге все преступники получили несколько лет колонии.

Усилить уголовную ответственность по статье могут преступления, совершенные с использованием служебного положения. Возможно смягчение обстоятельств, если наемник сам добровольно сдастся властям и продолжит с ними сотрудничать.

1. Основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасное состояние мира между государствами и народами.

2. Впервые понятие наемника было дано в ст. 47 Дополнительного протокола I от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов.
———————————
Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 570 — 635.

3. 4 декабря 1989 г. в Нью-Йорке была принята Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников , которая расширила понятие «наемник».
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 812 — 819.

Согласно этой Конвенции термин «наемник» означает любое лицо, которое:

a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:

a) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:

i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или

ii) подрыв территориальной целостности государства;

b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;

c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;

d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей и

e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.

Также за преступление отвечает любое лицо, которое вербует, использует, финансирует или обучает наемников, пытается совершить одно из преступлений, является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое из преступлений, указанных в Конвенции, и ничто не ограничивает сферу применения этого положения.

4. Кроме этого, согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. , каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 65 — 73. Т. 1.

5. Российская Федерация не участвует в Международной конвенции от 4 декабря 1989 г., однако на основе Дополнительного протокола I от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. в примеч. к комментируемой статье дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию: наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Под материальным вознаграждением понимается получение наемником за свою работу, деятельность денег или любых других материальных ценностей, выгод имущественного характера.

Под постоянно не проживающим на территории страны — участницы вооруженного конфликта или военных действий понимается лицо, имеющее гражданство другого (третьего) государства или лицо без гражданства.

6. От наемников следует отличать военнослужащих невоюющих государств, посланных в командировку для выполнения определенных двусторонними соглашениями стран официальных обязанностей военных советников, консультантов, инструкторов и других лиц, участвующих в оказании помощи в подготовке военных кадров, в обучении военному делу и т.д.

7. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется указанными в законе действиями: вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях, а предусмотренного ч. 3 — участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

8. Под вербовкой понимаются действия, направленные на наем на военную службу, на достижение устного или письменного соглашения с гражданином третьего государства об его участии в вооруженном конфликте или военных действиях за материальное вознаграждение, которые могут осуществляться в агитации, в записи желающих лиц, их регистрации, направлении в военный лагерь, базу, специальную диверсионную школу для обучения и т.д.

Объектом наёмничества является мирное сосуществование народов и государств. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что наёмники зарабатывают путём участия в военных действиях на стороне чужого государства.

С объективной стороны данное преступление выражается в вербовке гражданина иного государства, его обучении, материальном обеспечении и использовании в вооруженном конфликте.

Под вербовкой понимается набор людей для оплачиваемого участия в вооруженном конфликте или военных действиях. Обучение наёмников происходит в виде специальных занятий по применению оружия, боевых припасов, военной техники; по обучению тактике ведения боя.

Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.

Международная конвенция от 4 декабря 1989 г. о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников признает преступными не только действия самих наемников, но и лиц, их вербующих, использующих и обучающих. Запрещение наемничества содержится и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. .

———————————
Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 812 — 819.
Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 2 — 8.

В соответствии со ст. 1 вышеназванной Конвенции для ее целей термин «наемник» означает любое лицо, которое:

a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:

a) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:

i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или

ii) подрыв территориальной целостности государства;

b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;

c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;

d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;

e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.

В примечании к ст. 359 УК РФ дается собственное определение наемника. Это обусловлено тем, что Россия не принимает участия в Конвенции о борьбе с наемничеством. В соответствии с российским уголовным законодательством наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

1. Понятие наемника дано в примечании к комментируемой статье. Кроме того, о его характеристике см. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) и Международную конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989 г.) .

———————————
См.: Действующее международное право. М., 1997. С. 812 — 819.

2. Вербовка может выражаться в возбуждении у лица решимости стать наемником (специальный случай подстрекательства к участию в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях) или являться самостоятельной формой преступной деятельности: человеку, уже выбравшему ремесло «солдата удачи», делают соответствующие предложения, помогают реализовать принятое решение. Рассматриваемое преступление считается оконченным, когда лицо согласилось вступить в ряды наемников и предприняло действия для осуществления этого намерения.

Обучение предполагает передачу подопечным знаний о видах вооружения, способах его наиболее эффективного использования, методах проведения боевых, диверсионных и иных военных операций в различных географических и климатических условиях, приемах выживания. В ходе подготовки у наемников формируются соответствующие умения и навыки.

Финансирование наемника заключается в предоставлении ему денежных средств в наличной или безналичной форме в качестве вознаграждения за работу, компенсации расходов.

Материальное обеспечение состоит в передаче наемнику иного, кроме денег, имущества: оружия, обмундирования, продуктов питания, медикаментов и др.

Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях означает распоряжение посредством приказов силами наемника в указанных обстоятельствах в военных целях.

Обучение, финансирование, материальное обеспечение и использование наемника окончены с начала совершения соответствующих действий.

3. Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле.

4. Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет.

5. Квалифицирующими признаками преступления выступают его совершение лицом с использованием служебного положения и в отношении несовершеннолетнего.

6. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает наказание за участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Данное преступление считается оконченным с начала активного поведения наемника, принимающего участие в конфликте.

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового .

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового .

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

НАЕМНИЧЕСТВО — ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ

Наемничество является преступлением против мира и человечности. Борьба с наемниками ведется как на уровне международного законодательства, так и российского. Ответственность за наемничество наступает в соответствии с нормами Уголовного кодекса. Согласно принятому в Нью-Йорке в 1989 году международному акту каждое государство должно внести свой вклад для искоренения данного явления путем применения уголовного наказания.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Ответственность за наемничество предусмотрена ст.359 Уголовного кодекса. Она предусматривает лишение или ограничение свободы либо штраф. Преступление, совершенное по ч.1 и 3 относится к тяжким, ч.2 – особо тяжким.

Согласно ч.1 ст.359 предусмотрено наказание за вербовку наемников, их материальное или финансовое обеспечение, обучение, использование в военных действиях. Оно может грозить лишением свободы на срок 4-8 лет с ограничением свободы до 2 лет или без него.

Под должностным лицом может пониматься военнослужащий, отвечающий за комплектацию состава вооруженных сил. Такие деяния грозят им лишением свободы на 7-15 лет со штрафом до 500 тыс.р. или в размере дохода осужденного на срок до 3 лет с ограничением свободы на срок 1-2 года или без него.

Часть третья предусматривает меры ответственности за самостоятельное преступление лица. Если наемник принимал участие в вооруженных конфликтах или боевых действиях, то ответственность за это наиболее суровая (по ч. 3 ст.359). Она предполагает лишение свободы на срок 3-7 лет с ограничением свободы до года или без него. Под участием в конфликте могут пониматься действия, которые были направлены на подготовку (планирование) или проведение военных операций.

К ответственности за наемничество могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет и отвечающие признакам вменяемости.

Помимо Уголовного кодекса, характеристика наемничества приведена в Женевской конвенции от 12 августа 1949 года (относительно жертв вооруженных конфликтов) и Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием наемников и их обучением от 1989 года.

То есть, например, россиянина, воюющего на территории Европы, к ответственности по 359 ст. УК РФ не привлекут, а будут использоваться европейские законы. Поэтому судебная практика по данной статье не была наработана и случаев привлечения лиц по нормам 359 ст.УК РФ в практике не было.

Таким образом, наемничество относится к тяжелым уголовным преступлениям, которые несут прямую угрозу обществу и государства. Они караются лишением свободы сроком до 15 лет по 359 статье Уголовного кодекса. Для того чтобы лицо было признано наемником, оно должно отвечать следующим критериям: не иметь гражданства любой из сторон, участвующих в конфликте, не проживать на территории данного государства, преследовать цель получения вознаграждения в виде денег или прочих благ (несмотря на то, что в УК отсутствует указание на мотив совершения преступления).

Отягчающими признаками преступления являются совершение его должностным лицом в отношении несовершеннолетнего. Наказание предусмотрено не только за активное участие в конфликте, но и вербовку, обучение и прочее.

Состав преступления наемничество по УК РФ устанавливает уголовную ответственность как за организаторские действия, так за непосредственное активное участие, а именно:

  • вербовка – подстрекательство лица к тому, чтобы стать наемником, либо оказание помощи в реализации принятого ранее аналогичного решения. Преступление окончено с момента получения согласия лица либо совершения действий для осуществления принятого им решения;
  • любое материальное обеспечение наемников, в т.ч. и финансирование, – оплата труда наемных военных, как в денежной, так и безналичной форме, обеспечение едой, кровом, оружием, медикаментами и т.д.;
  • обучение – предоставление сведений о методах и способах ведения войны, военных операциях и т.д., формирование определенных навыков для успешного выполнения поставленных перед ним военных задач;
  • привлечение к участию наемных лиц в войнах и вооруженных конфликтах;
  • непосредственно за действия и поведение самого наемника в ходе войны или конфликта.

Действия наемного военного лица считаются оконченным составом преступления по статье 359 УК наемничество с момента их начала.

Указанное преступление всегда совершается только с прямым умыслом, т.е. лицо знает о том, что совершает преступление, стремится его совершить, а также наверняка знает о последствиях таких действий.

По статье УК РФ наемничество к ответственности могут быть привлечены только физические лица, начиная с 16-летнего возраста. По части 2 указанной статьи ответственность несет специальный субъект преступления – должностное лицо.

359 статья за наемничество предполагает наказание исключительно в виде лишения свободы. Минимальный срок наказания по первой части – четыре года, максимальный – 8 лет. В виде дополнительного вида наказания здесь может быть использовано ограничение свободы до двух лет.

Информация к размышлению

Наемничество относится к преступлениям против мира и безопасности, также как и экоцид — экологические преступления. Несмотря на призывы общественности и ООН к бережному отношению к планете, определенные группы лиц используют ресурсы Земли в своих целях.

Должностное лицо за совершение действий, подпадающих под состав преступления наемничество, наказывается лишением свободы минимум на семь лет, максимум на пятнадцать лет.

При этом в виде дополнительного вида наказания может выступать штраф (до 500 000 рублей или в размере трехлетней заработной платы или иного дохода за этот же период) либо ограничение свободы на срок от 1 до 2 лет.

Сам наемник за участие в войнах и вооруженных конфликтах также наказывается лишением свободы минимум на три года, максимум на семь лет. Дополнительно может применяться ограничение свободы до 1 года.

Понятие ограничения свободы предполагает накладывание судом некоторых ограничений на указанный в приговоре срок после отбытия основного вида наказания (запрет на выход из дома в определенное время, посещение игорных, питейных заведений и т.д.).

По указанной статье УК РФ может быть привлечено к ответственности лицо, которое вербуется для осуществления определенных действий, направленных на свержение действующей власти, подрыв территориальной целостности, конституционных основ деятельности и функционирования государства. Такие принципы преследуются запрещенной практически во всем мире сирийской террористической организацией Исламское государство.

Судебная практика по данному составу преступления не имеет широкого распространения. В настоящее время на территории РФ суды выносят приговора тем, кто участвовал в качестве наемников в вооруженном конфликте в Украине в составе преступных группировок, наиболее распространенной и популярной среди которых числится «Азов».

Примерно в середине 2015 года было вынесено несколько приговоров наемникам, принимавшим участие в военных действиях на территории Сирийской Арабской Республики в 2013 году. Не менее пяти таких приговоров было вынесено в суде Ямало-Ненецкого автономного округа.

Больше информации можно получить, задав вопросы в комментариях к статье.

Источник: https://lexconsult.online/7082-sostav-naemnichestva-mery-nakazaniya-sudebnaya-praktika

Статья 359 УК РФ. Наемничество. Ответственность за наемничество

Когда идет война, люди со стороны видят «белую» и «черную сторону» — агрессора и жертву. Но зачастую под маской четкой полярности скрываются третьи лица, влияющие на ход событий. Иногда они не раскрывают своих лиц и действуют через «другие руки».

Один из рычагов их воздействия выражается через наемников. Итак, давайте узнаем, почему наемничество является преступлением против мира по международному уголовному праву.

Вмешательство в жизнь другого государства, особенно неявное, никогда не останется безнаказанным или безответным. Поэтому всеми законами запрещено наемничество в военных конфликтах. Когда воюют два государства можно с достаточной точностью оценить силы противника. Но когда в игру вступают дополнительные силы с неизвестными целями, угроза значительно возрастает.

Предотвратить это явление стараются законами и иными нормативно-правовыми актами. В последнее время наемничество является серьезной проблемой мирового характера. Ее пытаются устранить не только отдельные государства, но и на уровне их глобальных объединений.

  • Объективная сторона преступления заключается трех видах действий:
    • По первой части статьи – выполнение руководящими лицами действий, направленных на создание и направление наемников на военные действия;
    • По второй части статьи – выполнение тех же действий лицами, использующими свое служебное положение или использующими в качестве наемников несовершеннолетние лиц;
    • По третьей – функционирование наемников в военных действиях.
  • Субъект по всем трем частям один и тот же – лицо, достигшее возраста 16 лет.
  • Субъективная сторона кроется в прямом умысле. Невозможно подготовить наемника или являться им самим и не осознавать своих действий.

Не являются наемниками добровольцы, которые вступили в ряды армии воюющей страны.

Наемничество является преступлением против мира и человечности. Борьба с наемниками ведется как на уровне международного законодательства, так и российского.

Ответственность за наемничество наступает в соответствии с нормами Уголовного кодекса.

Согласно принятому в Нью-Йорке в 1989 году международному акту каждое государство должно внести свой вклад для искоренения данного явления путем применения уголовного наказания.

Состав наемничества, меры наказания и судебная практика

Современное международное право признает только индивидуальную уголовную ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества. Если преступные деяния таких лиц связаны с преступной деятельностью государств, последние должны нести международную ответственность, а физические лица — уголовную. Лицо, совершившее преступление во исполнение приказа своего правительства или начальства, не освобождается от уголовной ответственности. Официальный статус лица (глава государства или правительства) также не может служить основанием для освобождения от уголовной ответственности. Следует, однако, иметь в виду, что многие преступления против мира и безопасности человечества не связаны с политикой соответствующих государств и их правительств (наемничество, геноцид, экоцид и др.). За совершением таких преступлений может стоять не государство, а какая-либо группа лиц, организация, партия или общественное движение.

Преступления против мира и безопасности человечества относятся к международным преступлениям, посягающим на основные принципы международного права, обеспечивающие мир и безопасность человечества.

Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК). Непосредственным объектом преступления является добросовестное выполнение международных обязательств в части использования средств и методов ведения военных действий, имеющее целью максимальную гуманизацию вооруженных конфликтов.

Статус «войны» с 1945 г. в значительной мере утратил свою определенность, и в большинстве вооруженных конфликтов, даже имеющих явно выраженный международный характер, отсутствует признак формального объявления войны. Поэтому, несмотря на то что в названии ст. 356 УК используется термин «средства и методы ведения войны», в настоящее время специалисты предпочитают ссылаться на нормы, применимые не к войне, а к вооруженным конфликтам. Следует также иметь в виду, что согласно Дополнительному протоколу II 1977 г. и Женевским конвенциям 1949 г. запрещение средств и методов ведения войны распространяется и на вооруженные конфликты немеждународного характера.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением одного из перечисленных в законе действий: жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.

Действующие в международном праве правила обращения с военнопленными и гражданским населением во время войны и вооруженных конфликтов определены в Женевских конвенциях 1949 г. (об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны; об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море).

Под военнопленными в соответствии с нормами международного права понимаются следующие категории лиц, попавших во власть неприятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта:

  • личный состав вооруженных сил воюющей стороны, партизаны, личный состав ополчения и добровольческих отрядов, личный состав организованных движений сопротивления; некомбатанты (лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосредственного участия в военных операциях, — врачи, юристы, священники, корреспонденты, обслуживающий персонал, члены экипажей торгового флота и гражданской авиации);
  • стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи ведения войны.

К гражданскому населению относятся лица, не являющиеся участниками вооруженного конфликта (ни комбатантами, т.е. лицами, входящими в состав вооруженных сил конфликтующей стороны и принимающими непосредственно участие в боевых действиях, ни некомбатантами, т.е. лицами, входящими в состав вооруженных сил воюющей стороны и оказывающими ей помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающих личного участия в этих действиях).

В условиях морской войны к гражданскому населению приравниваются команды и пассажиры торговых и пассажирских судов воюющих и нейтральных стран.

Под жестоким обращением с военнопленными или гражданским населением понимаются деяния, приводящие к гибели военнопленных или гражданских лиц либо ставящие в опасность их жизнь и здоровье (преднамеренное убийство, пытки, биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья). Конвенции 1949 г. относят к жестокому обращению принуждение военнопленного или гражданского лица к службе в вооруженных силах неприятельской стороны, а также действия, лишающие таких лиц права на беспристрастное судопроизводство, взятие гражданских лиц в заложники, унижение их чести и достоинства.

Депортация гражданского населения, запрещенная Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны, означает насильственное перемещение всего или части гражданского населения в пределах оккупируемой территории или за ее пределы.

Под разграблением национального имущества следует понимать осуществляемые в больших масштабах действия по произвольному разрушению, присвоению имущества, не вызываемые военной необходимостью, расхищение его различными способами, обращение в собственность оккупирующей стороны.

Наиболее опасной формой совершения анализируемого преступления является применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.

Геноцид (ст. 357 УК). В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 96 (I) объявила геноцид преступлением, нарушающим нормы международного права и противоречащим духу и целям ООН. В 1948 г. была принята, а в 1951 г. вступила в силу Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

Непосредственным объектом геноцида являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни национальных, этнических, расовых или религиозных групп. Дополнительными объектами следует считать жизнь и здоровье людей. Национальной группой считается связанная с принадлежностью к определенной нации группа людей независимо от территории ее проживания. Нация представляет собой исторически сложившуюся группу людей, характеризующуюся общностью языка, психического склада и культуры, территории проживания и другими особенностями быта и традиций. Под этнической группой понимается исторически возникший вид устойчивой социальной группы людей, представленной племенем, народностью, нацией. Расовой группой называется общность людей, характеризующаяся определенной совокупностью внешних признаков (цветом кожи, волос, глаз и т. д.) и другими исторически сложившимися особенностями. Религиозная группа — общность людей, исповедующих соответствующую религию, отличную от доминирующей в данном обществе.

Объективная сторона геноцида характеризуется действиями, направленными на полное или частичное уничтожение национальной этнической, расовой или религиозной группы в одной из предусмотренных диспозицией ст. 357 УК форм:

а) убийство членов такой группы;
б) причинение тяжкого вреда их здоровью;
в) насильственное воспрепятствование деторождению, т. е. принятие мер, способных ограничить или полностью прекратить процесс рождения детей среди членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы (принудительные стерилизация, кастрация, принуждение к аборту, к использованию противозачаточных средств и т.д.);
г) принудительная передача детей, т.е. их насильственное изъятие у родителей и передача членам другой национальной, этнической, расовой или религиозной группы;
д) насильственное переселение, т. е. насильственное перемещение всей или части группы за пределы территории их проживания;
е) иное создание жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов группы.

Состав анализируемого преступления является формально-материальным. Некоторые формы его совершения предполагают наступление соответствующих последствий (смерть, тяжкий вред их здоровью). Геноцид, совершаемый в других формах, признается оконченным в момент совершения действий, направленных на достижение указанных в законе целей, даже если эти цели не были достигнуты и последствия (в виде уничтожения данной группы людей, прекращения деторождения в их среде и т.п.) не наступили.

Субъективная сторона геноцида характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что совершает действия, направленные на уничтожение в одной из перечисленных в ст. 357 УК форм этнической, национальной, расовой или религиозной группы людей, и желает совершить такие действия. Одним из обязательных субъективных признаков геноцида является цель — полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Наличие такой цели отличает геноцид от некоторых преступлений против личности (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и некоторых форм преступления, предусмотренного ст. 356 УК. От применения запрещенных средств и методов ведения войны геноцид отличается еще и тем, что его совершение не связано с наличием военного конфликта.

Субъектом геноцида может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Экоцид (ст. 358 УК). Опасность экоцида заключается в том, что нарушение экологического равновесия в каком-либо регионе способно вызвать негативные изменения в других, иногда далеко расположенных местностях.

Конвенцией против экоцида считается Конвенция 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. В дальнейшем были заключены и другие многосторонние и двусторонние договоры о взаимодействии в области экологии (Конвенция 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха, Конвенция 1992 г. о трансграничном воздействии промышленных аварий, Конвенция 1991 г. об оценке воздействия на окружающую природную среду в трансграничном контексте и др.). В соответствии с этими международно-правовыми документами в УК включена ст. 358, предусматривающая ответственность за экоцид.

Непосредственным объектом экоцида является экологическая безопасность человечества.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действиями, совершенными в одной из альтернативно указанных в ст. 358 УК форм:

  1. массовое уничтожение растительного и животного мира, т. е. разрушение экологической системы определенного региона вследствие полного или частичного истребления его флоры и фауны;
  2. отравление атмосферы или водных ресурсов, т.е. насыщение атмосферного воздуха, водоемов и водных источников отравляющими веществами (в том числе радиоактивными отходами, боевыми отравляющими веществами, ядохимикатами промышленного или бытового назначения и т.д.);
  3. совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК). Эта норма создана во исполнение Конвенции 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов.

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие охрану лиц и учреждений, пользующихся международной защитой. К ним относятся работники дипломатической, консульской или внешнеторговой служб, сами эти службы, а также некоторые общественные организации и их представители, которые в соответствии с международными соглашениями пользуются международной защитой (например, представители международных организаций и международных благотворительных обществ).

Дополнительным объектом преступления могут быть личная неприкосновенность, здоровье, честь и достоинство указанных лиц.

Объективная сторона преступления в данном случае характеризуется активными действиями, состоящими в нападении, т.е. в открытом или скрытом неожиданном агрессивно-насильственном воздействии на определенные законом объекты или лицо.

Объектами нападения, наказуемого по ст. 360 УК, могут быть:

  1. представители иностранного государства или сотрудники международных организаций, пользующихся международной защитой (глава государства, глава правительства, министр иностранных дел; сопровождающие их лица, имеющие право на специальную защиту, агенты межправительственных международных организаций и др.);
  2. служебные или жилые помещения, транспортные средства учреждений и лиц, пользующихся международной защитой.

Нападение может быть сопряжено и с угрозой немедленного применения насилия.

Нападение на служебные и жилые помещения выражается в незаконном вторжении, погромах, поджогах этих помещений, уничтожении или повреждении находящегося в них имущества.

Нападение на транспортные средства может состоять в их уничтожении, повреждении или угоне.

Убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью лиц, подвергшихся нападению, не охватывается составом рассматриваемого преступления и нуждается в дополнительной квалификации.

Состав преступления является формальным. Преступление признается оконченным с момента начала нападения.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает характер совершаемых действий, их направленность против лиц и учреждений, которые пользуются международной защитой, и желает совершить такие действия.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 ст. 360 УК в качестве квалифицирующего признака данного преступления предусматривает специальную цель нападения — спровоцировать войну или осложнить международные отношения.

Наёмническая деятельность – это не только незаконное участие в военном конфликте, но и организация действий по привлечению лиц к такому участию, вербовка.

Сегодняшнее законодательство относит к вербовке следующие мероприятия:

  1. Наём на службу для участия в военных действиях.
  2. Заключение в устной или письменной форме некоего договора об участии субъекта вербовки в вооружённых нападениях.
  3. Агитация людей на подписание подобного договора.
  4. Направление желающих преступить закон на специальные базы.

Статья практически никогда не оправдывает преступников, так как их деяния особой тяжести. В 2017 по ней проходило 3 дела, все по 3-й части. В итоге все преступники получили несколько лет колонии.

Усилить уголовную ответственность по статье могут преступления, совершенные с использованием служебного положения. Возможно смягчение обстоятельств, если наемник сам добровольно сдастся властям и продолжит с ними сотрудничать.

Физическое лицо признается наемником, если оно вступило в вооруженный конфликт за определенную плату. К примеру, если человек становится участником вооруженного конфликта на основании собственных идеологических убеждений, то он не считается наемником. То же самое касается и ситуаций, когда физическим лицом движут национальные либо политические соображения.

Также бывает и так, что поучаствовать в конфликте приходится по воинской обязанности. Однако если перечисленные причины не имеют места и человек соглашается на выполнение определенных действий для разрешения вооруженных конфликтов для того, чтобы извлечь собственную выгоду, то он относится к числу наемников. Те физические лица, которые выполнили наем либо поспособствовали его осуществлению, автоматически нарушают установки Уголовного кодекса.

Противозаконно не только быть наемником, но и выполнять действия, способствующие существованию наемничества. К примеру, материально поддерживать наемное физическое лицо.

Также все в той же статье под номером 359 содержатся типы наказаний, которые утверждаются в особых случаях. Более ужесточенные формы уголовной ответственности применяются, если физическое лицо нарушило установки второго либо третьего пункта. Данные части законодательного акта регулируют следующие ситуации:

  • Второй пункт. Некоторым физическим лицам удается осуществить наем исключительно с помощью своего служебного положения. Если нарушения по законодательному акту под номером 359 были осуществлены за счет злоупотребления служебным положением, то в силу вступает вторая часть статьи. То же самое касается и случаев, если наем был реализован по отношению к физическим лицам, которым еще не исполнилось восемнадцати лет.
  • Третий пункт. Уголовные наказания предусмотрены не только для физических лиц, которые были задействованы в организации наемничества. За участие в вооруженных конфликтах также накладывается ответственность. Кроме того, наказывают и за участие в военных действиях. В данном случае актуален третий пункт все той же статьи под номером 359.

Что касается наказаний, то в случае осуществления нарушений по второму пункту лишают свободы. Минимальный период, на который вводится данная санкция, составляет семь лет, а максимальный срок равен пятнадцати годам. Помимо того, накладывается денежный штраф. Его сумма не может превышать 500 000 рублей. Вместо штрафа в течение трех лет с осужденного могут вычитать заработную плату.

Если у нарушителя основным типом прибыли служит не заработная плата, то удерживать будут именно этот вид дохода. Если же физическое лицо является нарушителем третьей части статьи, то свободы лишают минимум на три года, а максимум на семь лет. Кроме того, дополнительно осужденного могут ограничить в свободе. Период действия данного ограничения составляет два года.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...