Понятие пассажира в законодательстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие пассажира в законодательстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 480-ФЗ, от 08.06.2020 N 166-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
30 июня 2015 года

Одобрен
Советом Федерации
8 июля 2015 года

Перевозка пассажиров в городском и междугородном сообщении

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

1. Законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

4. Подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, — в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.

5. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, может быть принято решение о наделении подведомственного государственного учреждения отдельными полномочиями в целях осуществления функций по организации регулярных перевозок, возложенных настоящим Федеральным законом на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 480-ФЗ)

7. При организации регулярных перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в границах федеральной территории «Сириус» уполномоченный орган публичной власти федеральной территории «Сириус» осуществляет полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом в отношении уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

8. При организации регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах федеральной территории «Сириус» уполномоченный орган публичной власти федеральной территории «Сириус» осуществляет полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом в отношении уполномоченного органа местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на федеральные органы исполнительной власти;

2) уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации — органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 480-ФЗ)

2.1) уполномоченные органы публичной власти федеральной территории «Сириус» — органы публичной власти федеральной территории «Сириус», уполномоченные нормативным правовым актом федеральной территории «Сириус» на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы публичной власти федеральной территории «Сириус»; (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

3) уполномоченные органы местного самоуправления — органы местного самоуправления, уполномоченные муниципальным нормативным правовым актом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы местного самоуправления; (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 480-ФЗ)

4) межрегиональный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации либо в границах одного и более субъектов Российской Федерации и федеральной территории «Сириус»; (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

5) смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок — межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и граничащего с ним субъекта Российской Федерации либо межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах Краснодарского края и Республики Адыгея либо межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах федеральной территории «Сириус» и Краснодарского края; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 480-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

6) межмуниципальный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации;

7) муниципальный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах федеральной территории «Сириус», поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 480-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

8) автовокзал, автостанция — объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям;

Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ

1. Заявление об установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок включает в себя следующие сведения:

1) номер и дата выдачи лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом;

2) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, почтовый адрес, контактные телефоны; (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 480-ФЗ)

3) наименование межрегионального маршрута регулярных перевозок в виде наименований населенных пунктов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;

4) протяженность межрегионального маршрута регулярных перевозок;

5) места нахождения остановочных пунктов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, а в случае, если эти остановочные пункты расположены на территориях автовокзалов, автостанций, наименования и места расположения соответствующих автовокзалов, автостанций;

6) наименования улиц и автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами;

7) классы транспортных средств, максимальное количество транспортных средств каждого из таких классов, а также максимальные высота, ширина и полная масса транспортных средств каждого из таких классов;

8) экологические характеристики транспортных средств;

9) планируемое расписание для каждого остановочного пункта по межрегиональному маршруту регулярных перевозок.

2. Заявление об изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок включает в себя следующие сведения:

1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, почтовый адрес, контактные телефоны; (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 480-ФЗ)

2) регистрационный номер межрегионального маршрута регулярных перевозок в реестре межрегиональных маршрутов регулярных перевозок;

3) предлагаемые изменения включенных в состав межрегионального маршрута регулярных перевозок остановочных пунктов, а также улиц и автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между данными остановочными пунктами, расписания, классов транспортных средств, максимального количества транспортных средств каждого из таких классов или характеристик транспортных средств каждого из таких классов по максимальным высоте, ширине или полной массе.

3. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, к заявлению об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок прилагается согласование в письменной форме от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по ранее установленным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

4. В случае принятия нормативного правового акта, предусмотренного частью 13 статьи 4 настоящего Федерального закона, в состав межрегионального маршрута регулярных перевозок должны включаться указанные в этом нормативном правовом акте ближайшие по направлению регулярных перевозок начальный остановочный пункт и (или) конечный остановочный пункт либо при их недостаточной пропускной способности следующие указанные в этом нормативном правовом акте ближайшие по направлению регулярных перевозок и имеющие достаточную пропускную способность начальный остановочный пункт и (или) конечный остановочный пункт.

5. В случае, если заявление об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок представлено уполномоченным участником договора простого товарищества, сведения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 и пунктом 1 части 2 настоящей статьи, указываются в отношении каждого участника договора простого товарищества. К указанному заявлению прилагается копия договора простого товарищества.

1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отказывает в установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок в случае, если:

1) в заявлении об установлении или изменении данного маршрута указаны недостоверные сведения;

2) планируемое расписание для остановочных пунктов по данному маршруту не соответствует требованиям, указанным в частях 1 и 2 статьи 7 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 480-ФЗ)

2.1) планируемое расписание для остановочных пунктов по данному маршруту не соответствует требованиям, указанным в части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 480-ФЗ)

3) данный маршрут не соответствует требованиям, установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

4) техническое состояние улиц, автомобильных дорог, не относящихся к автомобильным дорогам федерального значения, по которым проходит данный маршрут, и размещенных на них искусственных дорожных сооружений не соответствует максимальным полной массе и (или) габаритам транспортных средств, которые предлагается использовать для осуществления регулярных перевозок по данному маршруту;

5) экологические характеристики транспортных средств, которые предлагается использовать для осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, не соответствуют требованиям, установленным законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в границах которого проходит данный маршрут;

6) в состав данного маршрута предлагается включить остановочные пункты, пропускная способность которых при условии определения ее в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, превышена;

7) в состав данного маршрута предлагается включить остановочный пункт, не соответствующий требованиям, предусмотренным частью 4 статьи 5 или частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона;

8) у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы у одного из членов простого товарищества, указанных в заявлении об установлении или изменении данного маршрута, имеется неуплаченный административный штраф, который назначен за совершение административного правонарушения в области транспорта или дорожного движения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, срок уплаты которого, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, истек. (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 480-ФЗ)

2. В течение пяти дней со дня принятия решения о приеме заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти размещает сведения, предусмотренные соответственно пунктами 3 — 9 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также направляет посредством факсимильной связи или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении извещение о поступлении указанного заявления в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых данный маршрут проходит по улицам либо автомобильным дорогам, не относящимся к автомобильным дорогам федерального значения.

Верховный суд обязал агрегаторов такси отвечать за действия водителей

В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, связанного с договором перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и с договором транспортной экспедиции, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.

Договор перевозки пассажира и багажа

1. Договор перевозки пассажира — это договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (пункт 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ).

2. Отношения по перевозке автомобильным транспортом пассажиров и багажа регулируются, в частности, нормами главы 40 ГК РФ, Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав), Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112 (далее — Правила перевозок пассажиров).

В части, не урегулированной специальными законами, на отношения, возникающие из договора перевозки пассажиров и багажа, а также договора перевозки груза или договора транспортной экспедиции, заключенных гражданином исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) (часть 4 статьи 1 Устава).

3. На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

4. В том случае, когда перевозчиком пассажира и принадлежащего ему багажа выступает лицо, осуществляющее данную деятельность на постоянной основе в качестве основного вида своей деятельности, к договору перевозки, по общему правилу, подлежат применению положения статей 426 и 428 ГК РФ.

5. Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции (пункт 2 статьи 786 ГК РФ).

Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата проездного билета или багажной квитанции сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки пассажира и багажа незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее — ГПК РФ).

6. Поскольку по договору перевозки физическое лицо оплачивает доставку пассажира и багажа в пункт назначения, а не проездной билет и багажную квитанцию, требования перевозчика о взимании дополнительной платы, например вознаграждения за оформление проездного документа, являются неправомерными (статья 786 ГК РФ, статья 20 Устава, пункты 42, 49 и 50 Правил перевозок пассажиров).

При заключении договора перевозки пассажира и багажа через агента последний вправе взимать плату за свои услуги (статья 1005 ГК РФ).

7. Надлежащим исполнением обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира и багажа является своевременная доставка пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также своевременная доставка багажа в пункт назначения и выдача его управомоченному на получение багажа лицу (пункт 1 статьи 786 ГК РФ).

Наличие сопровождающего, обеспечивающего уход за пассажиром в полёте, обязательно:

  • при перевозке пассажира с инвалидностью по зрению и слуху одновременно;

  • для ребёнка-инвалида в возрасте до 12-ти лет.

Перевозка пассажира, признанного судом недееспособным, осуществляется по ходатайству родителей, усыновителей или опекунов и в сопровождении совершеннолетнего пассажира, способного обеспечить безопасность недееспособного пассажира и безопасность окружающих людей.

Наличие сопровождающего, обеспечивающего уход за пассажиром в полете, рекомендуется пассажиру, с нарушением умственного развития или расстройством интеллекта, имеющему сложности в понимании инструкций членов экипажа, ориентации в окружающей действительности, контроле своего поведения, нуждающемуся в постоянном надзоре и уходе, медицинской помощи, манипуляциях по гигиене и туалету.

Заказ услуги сопровождения и помощи в аэропорту производится при бронировании перевозки или не позднее, чем за 36 часов до времени вылета, указанного в расписании.

Услуга сопровождения и помощи в аэропорту предоставляется бесплатно и предлагается с учетом потребностей, вызванных ограничением жизнедеятельности, о которых вы сообщили при бронировании перевозки и/или запросе специальных услуг.

Услуга сопровождения и помощи в аэропорту без предоставления кресла-коляски предлагается:

· пассажиру, испытывающему сложности в ориентации или общении при наличии у него ограничения по зрению, слуху, речи;

· пассажиру с нарушением умственного развития или с расстройством интеллекта при его полете с сопровождающим;

· пассажиру преклонного возраста (старше 70 лет), испытывающему сложности в ориентировании и не нуждающемуся или отказывающемуся от предоставления кресла-коляски;

· в других случаях по запросу пассажира при наличии ограничения жизнедеятельности, но при отсутствии необходимости или нежелании передвигаться на кресле-коляске.

Услуга сопровождения и помощи в аэропорту с предоставлением кресла-коляски предлагается пассажиру с ограниченной подвижностью:

· до выхода на перрон – испытывающему сложности при передвижении на дальние расстояния;

· до посадки на борт ВС – испытывающему сложность при подъеме или спуске по лестнице;

· до места в пассажирском салоне – передвигающемуся на кресле-коляске или не способному к самостоятельному передвижению без кресла-коляски.

Услуга сопровождения и помощи в аэропорту предоставляется на всех этапах предполетного и послеполетного обслуживания и включает:

· сопровождение и помощь в регистрации и оформлении багажа;

· сопровождение и помощь при прохождении пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного видов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при прохождении предполетного досмотра;

· сопровождение и помощь при посадке на борт воздушного судна, в том числе при необходимости с использованием амбулифтов для пассажиров, не способных передвигаться самостоятельно;

· посадка на пассажирское место на борту воздушного судна в приоритетном порядке;

· высадка пассажиров из воздушного судна с использованием кресел-колясок и/или амбулифтов, осуществляемая после выхода иных пассажиров, включая сопровождение и помощь в перемещении предметов, находящихся при пассажирах на борту воздушного судна;

· персональная встреча пассажиров сотрудниками обслуживающей организации в аэропорту прибытия;

· сопровождение и помощь в перемещении пассажиров в здании аэровокзала.

При предоставлении услуги сопровождения и помощи персонал обслуживающей компании аэропорта:

· оказывает помощь с ручной кладью при прохождении предполетных и послеполетных формальностей, размещении на борту;

· приводит в рабочее состояние кресло-коляску пассажира, оказывает помощь в получении багажа;

· оказывает помощь в выгуле собаки-проводника.

Обратившись непосредственно в аэропорт, можно также сделать запрос на оказание следующих бесплатных услуг:

· встреча на месте прибытия пассажира и оказание помощи при перемещении по территории аэропорта в случае оповещения пассажиром о своем прибытии;

· предоставление кресла-коляски и/или иного средства для перемещения пассажира по территории аэропорта;

· предоставление во временное пользование кресел-колясок не способным передвигаться самостоятельно пассажирам в случае задержки доставки в аэропорт назначения или аэропорт промежуточной посадки специального средства для передвижения, принадлежащего пассажиру, либо утраты или повреждения (порчи) этого средства при воздушной перевозке;

· оказание помощи в выгуле собаки-проводника.

В аэропорту Шереметьево вы можете заказать специальную помощь заблаговременно – на странице интернет сайта, в мобильном приложении или по телефону контактного центра Шереметьево, либо воспользоваться специальными трубками вызова помощи в терминалах. Медпункт имеется во всех терминалах, в терминале D располагается на 2 этаже в правом крыле.

Запрос на перевозку портативного кислородного баллона с газообразным кислородом производится не позднее чем, за 72 часа до времени вылета, указанного в расписании.

Оформление перевозки осуществляется после подтверждения запроса.

Укажите при запросе:

  • количество кислородных баллонов;

  • данные сопровождающего (при наличии);

  • наличие дополнительного медицинского оборудования, необходимого для жизнеобеспечения пассажира в полете, его размеры и вес;

  • особенности использования дополнительного медицинского оборудования (необходимость наличия розетки/ работа от аккумулятора, вид аккумулятора).

Кислородная подушка для использования в медицинских целях может провозиться пассажиром самостоятельно в качестве лекарственного средства при наличии выписки из медучреждения, заверенной печатью.

Кислородная подушка должна иметь габариты, не превышающие габариты ручной клади и позволяющие безопасно разместить ее под сиденьем впередистоящего кресла или на багажной полке на время взлета, снижения и посадки ВС.

Портативные аэрозольные кислородные баллончики с маской для дыхания (смесь кислорода и азота) массой не более 150 г могут провозиться пассажиром самостоятельно без предварительного согласования в качестве лекарственного средства при наличии выписки из медучреждения, заверенной печатью.

Пассажиру, которому по медицинским показаниям для жизнеобеспечения требуется кислородно-воздушная терапия во время полета, бесплатно предоставляется перевозка портативного концентратора кислорода дополнительно к норме бесплатного провоза ручной клади.

Запрос на перевозку портативного концентратора кислорода производится не позднее, чем за 48 часов до времени вылета, указанного в расписании.

Оформление перевозки осуществляется после подтверждения запроса.

Укажите при запросе:

  • производителя и модель устройства;

  • тип используемых одноразовых или перезаряжаемых батарей;

  • необходимость постоянного или временного использования устройства.

Упаковка с концентратором кислорода должна иметь название фирмы-изготовителя и модели устройства.

Концентратор должен иметь заряд аккумуляторных батарей, достаточный на время полёта. Подзарядка батарей на борту не допускается. Клеммы дополнительных аккумуляторных батарей должны быть изолированы во избежание короткого замыкания.

Бронирование перевозки пассажира с гипсовой повязкой, ортезом, аппаратом Илизарова на нижних или на верхних конечностях производится при наличии технической возможности размещения пассажира на пассажирском месте в салоне класса обслуживания.

В случае если нижняя конечность в гипсовой повязке, ортезе, аппарате Илизарова не позволяет пассажиру разместиться на пассажирском месте или в полете для размещения конечности требуется особое положение, пассажиру при бронировании предлагается перевозка на носилках.

  • требовать предоставления всех услуг, предусмотренных условиями договора воздушной перевозки, указанными на бланке бумажного авиабилета, на сайте авиакомпании в процессе оформления электронного билета или в офисах продажи;
  • в случае, если их жизни, здоровью или личному достоинству угрожает опасность — обращаться к работникам авиапредприятия и требовать у них защиты.

Человек, передвигающийся на транспортном средстве (лодке, автобусе, автомобиле, самолете, трамвае и т.д.), но не управляющий им.

англ. passengers) — лица, за исключением членов экипажа, которые перевозятся транспортным средством в соответствии с договором перевозки.

гражданин (физическое лицо), имеющий проездные документы и совершающий поездку в поезде.

Федеральный закон от 25.08.95 N 153-ФЗ, ст.2

любое физическое лицо, за исключением членов

поездной бригады, имеющее проездной документ (билет) и

совершающее поездку на железнодорожном транспортном средстве

( Ст. 1 Закона Республики Беларусь «О железнодорожном

Найдено научныех статей по теме Пассажир — 0

Найдено книг по теме Пассажир — 0

Найдено презентаций по теме Пассажир — 0

Найдено рефератов по теме Пассажир — 0

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Пассажир это:

12) пассажир — физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира;

Источник: Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (редакция от 28.07.2012) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

» Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)

Источник: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (редакция от 12.11.2012) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)

Ссылки на определение понятия «Пассажир»

HTML-код ссылки на слово Пассажир
BB-код ссылки на слово «Пассажир» для форумов
Прямая ссылка на слово «Пассажир» для социальных сетей и электронной почты

Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Пассажир». Полученная информация поможет вам понять, что такое Багаж. Если по вашему мнению определение термина «Пассажир» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.

Для вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «Пассажир», но и по ошибочному запросу «gfccf;bh». Такие ошибки иногда происходят, когда пользователи забывают сменить раскладку клавиатуры при вводе слова в строку поиска.

Законодательство Российской Федерации защищает права потребителей услуг по перевозке пассажиров в городском и междугородном сообщении и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание прав потребителя поможет потребителю правильно вести себя в ситуациях, когда эти права нарушаются.

Понятие «транспортные услуги» собирательное и включает деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также связанные с перевозочным процессом услуги, в том числе экспедиционные услуги, услуги по погрузке и выгрузке грузов, буксировку и т.д. Основным видом транспортных услуг является перевозка, т.е. пространственное перемещение грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа.

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими соблюдение продавцами требований законодательства по перевозке пассажиров в городском и междугороднем сообщении являются:

— Гражданский Кодекс РФ;

— Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1;

— Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.02.2001 (КВВТ);

— Устав железнодорожного транспорта РФ от 24.12.2002 (УЖТ);

[2]

— Кодекс торгового мореплавания РФ от 31.03.1999 (КТМ);

— Воздушный кодекс РФ от 19.02.1997 (ВК);

— Закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003;

— Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Вышеуказанные нормативно-правовые акты определяют общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Термины и понятия, необходимые знать потребителю:

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Договор перевозки пассажира — это соглашение сторон, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за его провоз (п. 1 ст. 786 ГК).

Договор перевозки пассажира консенсуальный. С момента заключения договора перевозчик принимает на себя обязанность доставить пассажира из пункта отправления в пункт назначения, обозначенный в билете. Основная обязанность пассажира состоит в уплате установленной платы за проезд. Договор перевозки пассажира является двусторонним и возмездным. Обладание рядом категорий пассажиров правом на бесплатный проезд на соответствующих видах транспорта не лишает данный договор возмездного характера.

Стороны этих договоров — пассажир и перевозчик.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. В настоящее время такой порядок установлен действующими на отдельных видах транспорта правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. В правилах предусмотрен перечень запрещенных к перевозке вещей, порядок определения веса багажа, нормы багажа, доставляемого по одному билету, размер платы за доставку багажа и другие условия, определяющие взаимоотношения перевозчика и пассажира по доставке багажа.

Билет и багажная накладная не являются письменной формой договоров перевозки соответственно пассажира и багажа, их назначение состоит в удостоверении факта заключения этих договоров.

За перевозку пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (ст. 790 ГК).

За задержку отправления пассажира или опоздание доставки его в пункт назначения ответственность перевозчика выражается в обязанности уплатить неустойку в форме штрафа. Его размер устанавливается законодательством. Перевозчика освобождает от ответственности задержка или опоздание перевозки вследствие обстоятельств непреодолимой силы или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств. Бремя доказывания наличия таких обстоятельств и их причинной связи с задержкой или опозданием лежит на перевозчике.

Если задержка отправления повлекла отказ пассажира от перевозки, ему независимо от взыскания штрафа и наличия оснований ответственности перевозчика должна быть возвращена провозная плата.

Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира является внедоговорной и строится по общегражданским правилам (гл. 59 ГК).

Объем возмещения вреда определяется по правилам ст. 1085 ГК. Ответственность перевозчика за причинение вреда наступает как у владельца источника повышенной опасности, т.е. без вины (ст. 1079 ГК). В то же время при возмещении вреда жизни и здоровью, возникшего в связи с исполнением договора перевозки пассажира, применение норм ст. 1079 ГК возможно только в тех случаях, когда причиненный вред находится в непосредственной связи с действием источника повышенной опасности (в том числе авария, катастрофа). В тех случаях, когда вред причиняется в связи с другими обстоятельствами (например, заболевание пассажира в связи с неисправностью отопительной системы транспортного средства), ответственность перевозчика должна наступать за вред, причиненный вследствие недостатков оказанной пассажиру услуги. В соответствии со ст. 1095 ГК ответственность перевозчика в этих случаях наступает независимо от его вины, но с учетом положений ст. 1098 ГК, содержащей основания освобождения перевозчика от ответственности.

  1. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.
  2. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.
  3. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
  4. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
  5. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.

Термин «пассажирские перевозки» означает организованную на специально оборудованных ТС транспортировку людей и багажа на различные расстояния. Ежедневно миллиарды граждан в мире пользуются услугой.

Пассажир (по Википедии) – это человек, который заключает с перевозчиком устный или письменный договор. Предмет документа – транспортировка в специально оборудованном ТС на различные расстояния.

Пассажирское ТС – это оборудованный соответствующим образом транспорт, который перевозит людей, их багаж. Ездить он может в пределах города, между регионами, странами.

Порядок работы и организация пассажироперевозок регламентируются положениями Гражданского кодекса РФ нормами федерального законодательства:

  1. ФЗ № 259 от 08.11.2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
  2. ФЗ № 220 от 13.07.2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации…».

Различают организованные и неорганизованные перевозки. Услуги общественного транспорта доступны всем гражданам.

Организованные транспортные перевозки людей обладают следующими особенностями:

  • подготовка пакета документов, их согласование в надзорных органах района (микрорайона);
  • соблюдение очередности посадки, распределение мест среди пассажиров.

Иногда правила и подзаконные нормативные акты предусматривают сопровождение транспортной колонны автоинспекцией.

Различают подкатегории:

  1. Автомобильные пассажирские перевозки – на автобусах, микроавтобусах, такси, маршрутных ТС.
  2. Железнодорожные – на частных, муниципальных поездах дальнего следования, пригородных электропоездах.
  3. Авиаперевозки – на самолетах, вертолетах.
  4. Речные, морские водные перевозки – на яхтах, круизных лайнерах, паромах, катерах.

В нашей стране автоперевозки пассажирские распространены больше других видов. Ежедневно множество людей пользуются услугами общественного транспорта – автобусов, такси, чтобы быстро добраться до работы, дома и т.д.

Пассажирские перевозки могут подразделяться в зависимости от типа подвижного состава и вместимости транспортных средств. Виды:

  1. Индивидуальные – для организации пассажирских грузоперевозок используются легковые автомобили с 4–5 посадочными местами.
  2. Особо малые – организуются с применением микроавтобусов по типу Газель, рассчитанных на 15 пассажиров.
  3. Малые – перевозка осуществляется на небольших автобусах с количеством посадочных мест от 30 до 40.
  4. Средние – для их организации привлекаются большие автобусы, позволяющие одновременно перевозить до 60 пассажиров.
  5. Большие – выполняются на автобусах вместимостью до 100 пассажиров.
  6. Особо большие – подвижной состав может применяться для одновременной доставки из точки А в точку Б до 150 пассажиров.

Различают следующие типы пассажирских перевозок:

  • ведомственные (например, на КУНГ, в кузов-фургоне);
  • министерские;
  • корпоративные;
  • частные.

Если автобус или микроавтобус используется в личных целях для перевозки менее 8 человек, оформление лицензии или прохождение дополнительной регистрации не требуется. Деятельность с целью получения финансовой выгоды будет запрещена.

Обязанности пассажиров рассматриваются в разделе 5 правил дорожного движения. В принципе, обязанностей немного, однако далеко не каждый пассажир с ними знаком.

Итак, пассажир обязан быть пристегнут ремнем безопасности, если автомобиль оборудован такими ремнями. При движении на мотоцикле пассажир обязан быть в застегнутом мотошлеме. Нарушение любого из этих правил может привести к весьма неприятным последствиям даже при небольшом ДТП.

Еще раз подчеркиваю, что прямая обязанность пассажира — быть пристегнутым ремнем безопасности, а штраф за непристегнутый ремень накладывается не только на водителя, но и на непристегнувшегося пассажира.

Кроме того, для пассажира вводятся и несколько запретов:

1. Пассажир не должен отвлекать водителя от управления автомобилем. Далеко не каждый пассажир знает и понимает этот пункт правил. Не могу вспомнить ни одного пассажира, который бы всю дорогу просидел спокойно и молча. Как правило, пассажиры считают своим долгом всячески отвлекать водителя от дороги.

Замечу, что если действия пассажира отвлекут водителя и станут причиной дорожно-транспортного происшествия, то маловероятно, что пассажир понесет хоть какую-то ответственность, т.к. доказать его причастность к ДТП вряд ли удастся.

Естественно, речь не идет о ситуации, когда пассажир схватился за руль и своими действиями спровоцировал дорожную аварию.

2. Пассажиру запрещается открывать двери транспортного средства во время движения.

3. При поездке в кузове грузового автомобиля пассажирам запрещается стоять, а также сидеть на бортах или выше бортов.

ПДД для пассажиров предусматривают также и особые правила для посадки и высадки пассажиров из транспортных средств.

Посадка и высадка должны осуществляться со стороны тротуара или обочины дороги. Замечу, что речь необязательно идет о правой стороне проезжей части. В случае разрешенной остановки или стоянки на левой стороне дороги пассажиры должны садиться в автомобиль только с левой стороны.

Организация пассажирских перевозок базируется на систематическом анализе направленности и плотности пассажиропотоков с помощью специальных методик.

На основе полученных данных:

  • разрабатываются рациональные маршруты (при необходимости открываются новые и/или изменяются существующие), перенаправляются низкорентабельные и ликвидируются убыточные маршруты, выявляются потребности граждан;
  • определяется количество единиц транспорта на маршрутах;
  • нормируется скорость движения транспорта и режим труда водителя;
  • составляется расписание движения и график выпуска транспорта на линию;
  • координируется работа всех видов пассажирского транспорта и контролируется регулярность его движения;
  • организуется обслуживание пассажиров на вокзалах, автостанциях, в пути.

Осуществлять пассажирские перевозки может индивидуальный предприниматель или компания, получившие специальное разрешение (лицензию) на этот вид деятельности.

Перевозчик за полученную от пассажира плату обязуется, предоставив место в транспорте, доставить пассажира в место назначения.

Право на проезд закрепляется договорами перевозки — билетом, электронным или в бумажном виде, и багажной квитанцией.

При льготном проезде, а также на железнодорожном и авиатранспорте, билет оформляется по документам, удостоверяющим личность пассажира и его право на льготу. Перепродажа или передача билетов другим лицам не допускается.

НА ЗАМЕТКУ! Проезд без билета, по поддельному или выписанному на другое лицо билету, или по льготному билету без предъявления документа, удостоверяющего право на льготу, влечет штраф за безбилетный проезд и оплату проезда от пункта посадки до места назначения или пункта, в котором безбилетник покинет транспорт. Если невозможно установить место посадки безбилетника, стоимость проезда рассчитывается от начальной точки отправления транспорта.

Пассажирские перевозки могут подразделяться по степени участия пассажира в определении параметров перевоза.

Выделяются перевозки:

1. Заказные. Маршрут, время отправления, места остановок определяет пассажир. Транспорт предоставляется на основе договора фрахтования, с условиями, определяемыми соглашением сторон.

При предоставлении услуг легкового такси договор фрахта заключается пассажиром непосредственно с водителем. Легковое такси имеет на крыше оранжевый фонарь и цветографическую схему на кузове.

В салоне — информация о фрахтовщике, водителе, контролирующем качество перевозок органе и условиях оплаты услуг легкового такси.

2. Регулярные. Осуществляются по заранее составленному расписанию.

2.1. Остановочные пункты оснащаются:

  • информационными указателями;
  • защитой от атмосферных осадков (при отправлении более 100 пассажиров в сутки);
  • либо размещаются на территории вокзалов, автостанций (при отправлении от 250 человек в сутки и максимальном интервале отправления транспорта по маршрутам более 2 часов).

2.2. Транспорт оснащается указателями номера маршрута, с проставлением начальной и конечной остановки. В салоне должны быть указаны адрес, телефон и наименование перевозчика, контролирующий орган, стоимость проезда, места расположения огнетушителей и кнопок остановки и т. д.

Транспортное средство, как мы выяснили ранее, существует для перевозки пассажиров и различных предметов (грузов, оборудования). Остановимся на пассажире – еще одном участнике дорожного движения. Его поведение регламентировано 5-м разделом ПДД.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Из всей этой тирады ясно одно: пассажир считается таковым до тех пор, пока находится в ТС. Но при этом он не является водителем.

Многие несведущие пассажиры полагают, что не могут быть подвергнуты юридической ответственности за нарушение норм ПДД. Это ошибка. К примеру, отказ от использования ремня безопасности (при их наличии в ТС) является основанием для административной ответственности пассажира.

  • Безбилетник
  • Пассажирка
Это заготовка статьи о транспорте. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
: неверное или отсутствующее изображение В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 мая 2011 года

.

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Безрельсовый маршрутный Автобус

: Гиробус • Скоростной автобусный транспорт • Перронный • Экскурсионный • Школьный • Дальнего следования • Маршрутное такси • Джипни
ТроллейбусИсторический
: Дилижанс • Омнибус • Шарабан
Гибридный
: Шпурбус • Дуобус • Трамвай на шинах (Транслёр) • Паратранзит • Персональный автоматический транспорт

Водный Паром • Пароход • Теплоход • Речной трамвай • Судно на воздушной подушке • Судно на подводных крыльях • Трекварт
Воздушный Самолёт (Широкофюзеляжный • Узкофюзеляжный • Региональный • Местный • Сверхзвуковой) • Вертолёт • Дирижабль
Наёмный Такси • Каршеринг • Извозчик • Кэб • Рикша • Велорикша • Моторикша • Гондола
Прочий Карпулинг • Канатная дорога
Основные понятия
Общие Транспортная система • Пассажир • Багаж (Ручная кладь) • Салон • Маршрут (Маршрутоуказатель • Нулевой рейс • Экспресс)
Посадка и высадка пассажиров Остановка

: Конечная остановка • Остановочная платформа • Остановочный пункт • Остановка по требованию • Нетарифная остановка
Станция
: Железнодорожная (Узловая) • Станция метрополитена • Автостанция
Вокзал
: Железнодорожный • Аэровокзал • Автовокзал • Морской • Речной
Порт
: Морской • Речной • Пристань • Аэропорт
Трап
: Корабля • Самолёта (Откидной • Самоходный • Телескопический • Аварийный) Стоянка такси • Перехватывающая парковка • Транспортный узел

Оплата проезда Билет (Электронный проездной • Безденежный билет • Сквозной билет) • Оплата кондуктору • Билетный автомат • Договор перевозки • Бесплатный транспорт • Оплата на остановке
Инфраструктура Депо (Автобусный парк • Железнодорожное депо) • Обгонная полоса • Выделенная полоса • Одностороннее кольцо • Сплетение путей • Тяговая подстанция
Управление Диспетчер (Авиадиспетчер) • Расписание • Индекс пробок • Спутниковый мониторинг • Провозная способность • Час пик
Портал • Проект • Категория

Права пассажира разнообразны. В частности, пассажир имеет право:

  1. занять место согласно билету (при невозможности этого перевозчик должен предоставить место, хотя бы относящееся к сервису более высокого уровня, без требования разницы в стоимости)
  2. вправе бесплатно или на льготных условиях провозить с собой детей, бесплатно провозить с собой ручную кладь в пределах установленных норм и, по действующим тарифам — багаж
  3. пассажир вправе выехать иным поездом, который следует к месту назначения ранее, чем это было предусмотрено при покупке билета, в том случае, если в кассе вокзала об этом будет сделана соответствующая пометка (сказанное относится и к перелету на самолете)
  4. отказаться от поездки с возвратом ему денежных средств в определенной части т. д.

Одной из особенностей перевозки является то, что пассажир вынужден целиком полагаться на добросовестность и профессионализм перевозчика, практически не имея возможности повлиять на процесс оказания услуги, равно как и на внешние обстоятельства (в том числе, неблагоприятные погодные условия, затрудняющие перевозку, на различного рода перебои в деятельности транспортной компании). Лишь после просить компенсации и возмещения убытков с перевозчика в суде.

ПОЛЕЗНО: в любом случае, любой спор с перевозчиком по вопросу защиты прав пассажира правильнее начать с составления и подачи претензии, из ее ответа можно будет правильнее понять позицию защиты оппонента, а также добиться восстановления нарушенных прав и компенсаций без суда, смотрите видео с советами по составлению претензии к перевозчику:

Когда Пьер подошел к ним, он заметил, что Вера находилась в самодовольном увлечении разговора, князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен. – Как вы полагаете? – с тонкой улыбкой говорила Вера. – Вы, князь, так проницательны и так понимаете сразу характер людей. Что вы думаете о Натали, может ли она быть постоянна в своих привязанностях, может ли она так, как другие женщины (Вера разумела себя), один раз полюбить человека и навсегда остаться ему верною? Это я считаю настоящею любовью. Как вы думаете, князь? – Я слишком мало знаю вашу сестру, – отвечал князь Андрей с насмешливой улыбкой, под которой он хотел скрыть свое смущение, – чтобы решить такой тонкий вопрос; и потом я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее, – прибавил он и посмотрел на Пьера, подошедшего в это время к ним. – Да это правда, князь; в наше время, – продолжала Вера (упоминая о нашем времени, как вообще любят упоминать ограниченные люди, полагающие, что они нашли и оценили особенности нашего времени и что свойства людей изменяются со временем), в наше время девушка имеет столько свободы, что le plaisir d’etre courtisee [удовольствие иметь поклонников] часто заглушает в ней истинное чувство. Et Nathalie, il faut l’avouer, y est tres sensible. [И Наталья, надо признаться, на это очень чувствительна.] Возвращение к Натали опять заставило неприятно поморщиться князя Андрея; он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой. – Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…] Князь Андрей нахмурившись молчал. – Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера. – Да, я его знаю… – Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе? – А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.

Заказ услуги сопровождения и помощи в аэропорту производится при бронировании перевозки или не позднее, чем за 36 часов до времени вылета, указанного в расписании.

Услуга сопровождения и помощи в аэропорту предоставляется бесплатно и предлагается с учетом потребностей, вызванных ограничением жизнедеятельности, о которых вы сообщили при бронировании перевозки и/или запросе специальных услуг.

Услуга сопровождения и помощи в аэропорту без предоставления кресла-коляски предлагается:

Значение слова «пассажир»

Понятие перевозки и иных транспортных обязательств. В силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за указанные транспортные услуги (внести провозную плату).

В дореволюционном российском праве договор перевозки обозначался также как фрахтовый. Г.Ф. Шершеневич определял, что «договор перевозки или фрахтовый представляется соглашением, в силу которого одна сторона, перевозчик, обязуется за вознаграждение доставить принятые ею от другой стороны, отправителя, вещи, сухим путем или водой, своими средствами передвижения, в назначенное место, где и сдать определенному лицу, получателю». Термин «фрахтовый» сохранился в тексте современных нормативных актов при регулировании так называемого договора фрахтования (ст. 787 ГК), который стал своеобразным развитием договорной конструкции перевозки. Кроме того, термин «фрахт» используется законодателем для обозначения провозной платы (например, п. 1 ст. 115 КТМ).

Понятие и признаки договора перевозки грузов. Согласно п. 1 ст. 784 ГК перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. При этом договор перевозки груза нашел свое общее урегулирование в ст. 785 ГК, а договор перевозки пассажиров — в ст. 786 ГК. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В отдельных транспортных уставах и кодексах даются аналогичные определения договора перевозки грузов и договора перевозки пассажиров и багажа (см., например, ст. 103 ВК; ст. 82 УЖТ и др.).

Договор на перевозку грузов является двустороннеобязывающим, возмездным, реальным. Двусторонне-обязывающий характер договора предполагает наличие в договоре перевозки взаимных прав и обязанностей у всех сторон договора. Признак возмездности следует из самого определения договора перевозки груза в п. 1 ст. 785 ГК, где упоминается обязанность отправителя уплатить за перевозку груза установленную плату.

Признак реальности заслуживает несколько более детального анализа. Термин «вверенный груз» в легальном определении договора перевозки означает «ранее переданный груз», что подчеркивает традиционно реальный признак договора перевозки грузов. Между тем на водном и воздушном транспорте договор перевозки груза, заключаемый в форме фрахтования (чартера), относится к категории консенсуальных. На морском транспорте договор перевозки (договор фрахтования, или чартер) является консенсуальным.

Договор перевозки груза может носить публичный характер (ст. 789 ГК). Для этого в роли перевозчика должна выступать организация транспорта общего пользования, наделенная функцией общественного перевозчика. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Причем эта организация должна быть включена в особый публикуемый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования.

Элементы договора перевозки грузов. Предметом договора перевозки груза выступают отношения между сторонами (грузоотправитель и/или грузополучатель, с одной стороны, и перевозчик — с другой) по поводу соответствующего перемещения грузов. При этом соответствующее перемещение грузов подразумевает соблюдение нормативных и договорных требований о сроке и качестве доставки грузов, а также их должного принятия.

Сторонами договора перевозки грузов выступают грузоотправитель и перевозчик. Грузоотправителем является то лицо, от имени которого сдается груз к перевозке. Современное законодательство под грузоотправителем понимает физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза и которое указано в перевозочном документе (ст. 2 УЖТ, ст. 2 УАТ). Именно с отправителем перевозчик заключает договор перевозки груза, между отправителем и перевозчиком возникает соответствующее обязательство по перевозке.

Перевозчиком, по определению Г.Ф. Шершеневича, является то лицо, которое принимает на себя обязанность доставить своими средствами передвижения и сдать по назначению вверенный ему груз. Перевозчиком (железная дорога, пароходство, эксплуатант на воздушном транспорте) может быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. При этом все перевозки, за исключением автомобильных, подлежат обязательному лицензированию (п. 1 ст. 17 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности). Вместе с тем перемещение грузов для собственных нужд не подпадает под определение перевозочной деятельности. На всех видах транспорта, кроме железнодорожного, перевозчиками могут быть и частные лица.

В силу специфики перевозочной деятельности на стороне перевозчика могут выступать несколько лиц. Это касается описанных выше случаев прямой и прямой смешанной перевозки.

Помимо отправителя и перевозчика, заключающих между собой договор перевозки грузов, к числу его субъектов (но не сторон) относится также получатель (грузополучатель). Стороны исходят из молчаливого согласия грузополучателя с условиями договора, что, по мнению ряда авторов, не соответствует основным началам гражданского права. В российской правовой науке преобладает мнение, что перевозка груза осуществляется на основании договора в пользу третьего лица, а получатель груза представляет собой третье лицо в таком договоре. Нельзя при этом не отметить, что в некотором противоречии к конструкции договора в пользу третьего лица получатель груза приобретает и определенные обязанности перед перевозчиком (ст. 792, 796 ГК; п. 2 ст. 103 ВК; ст. 111, ст. 72, 73 и др. КВВТ; ч. 2 ст. 17 УАТ и др.).

Понятие и элементы договора транспортной экспедиции. В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В абз. 2 и 3 п. 1 ст. 801 ГК определены основные и дополнительные услуги, которые по договору транспортной экспедиции обязуется выполнить или организовать экспедитор. В частности, к основным услугам относятся обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Изложенное определение договора транспортной экспедиции позволяет выделить его основные признаки. Договор транспортной экспедиции является консенсуальным, возмездным и двустороннеобязывающим. Сторонами договора транспортной экспедиции выступают экспедитор и клиент (в роли экспедитора может выступать и сам перевозчик). Предмет договора — выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, перечень которых не является исчерпывающим. Договор заключается в письменной форме (клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей) (ст. 802 ГК).

В юридической литературе отдельные из указанных признаков договора транспортной экспедиции трактуются неоднозначно. Например, высказано мнение, что договор транспортной экспедиции может быть либо консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет их с вверенным ему грузом, когда экспедитором выступает перевозчик. Некоторые авторы отмечают, что независимо от того, каким образом экспедитор берется оказать клиенту экспедиционные услуги: непосредственно выполнить указанные услуги своими силами либо лишь организовать их выполнение, — соответствующие обязательства возникают на стороне экспедитора в силу самого факта подписания соглашения с клиентом.

В договоре транспортной экспедиции сочетаются перевозочные и экспедиционные действия, а также совершаются взаимосвязанные с основным обязательством юридические процедуры, влекущие гражданско-правовые последствия. Вопрос о том, как исполняется договор транспортной экспедиции, относится к юридическим процедурам и не влияет на консенсуальный характер самого договора.

Особенностью договора транспортной экспедиции выступает известная неопределенность предмета данного договора, так как в Гражданском кодексе не содержится исчерпывающего перечня услуг по транспортной экспедиции. Поэтому для того, чтобы договор транспортной экспедиции считался заключенным, стороны должны согласовать (перечислить в договоре) те услуги, которые экспедитор предоставляет клиенту. В любом случае оказание экспедиционных услуг направлено на организацию перевозочного процесса, призванную способствовать выполнению договора перевозки груза. Поэтому предмет договора транспортной экспедиции может быть определен как совокупность юридических действий, направленных на выполнение или организацию выполнения услуг, связанных с перевозкой груза.

Согласно п. 3 ст. 801 ГК условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

В настоящее время регулирование отношений, связанных с оказанием транспортно-экспедиционных услуг, наряду с правилами гл. 41 ГК осуществляется Федеральным законом от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о транспортно-экспедиционной деятельности). Данный Закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности: порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Другими законами и правовыми актами, формально регулирующими договорные отношения по транспортной экспедиции, являются транспортные уставы и кодексы. Вместе с тем лишь в УЖТ содержится правило, посвященное транспортной экспедиции (ст. 120). В КВВТ, КТМ, ВК и УАТ нормы о транспортной экспедиции не предусмотрены.

    • Автобусы • Автомобили • Автопогрузчики • Троллейбусы • Микроавтобусы • Мотоциклы
    • Автоколонны • Грузовой транспорт • Индивидуальный транспорт • Легковой транспорт • Наземный транспорт • Общественный транспорт • Специализированный транспорт

Понятие пассажира в законодательстве

    • Организация и регуляция дорожного движения • Организация перевозок и управление на транспорте
    • Бронирование транспорта • Водительские удостоверения • Договора на оказание транспортных услуг • Договора на транспортно-экспедиторское обслуживание • Логистика и грузоперевозки (общая) • Краны автомобильные • Организация перевозок и управление на транспорте • Переоформление авто • Регистрация транспорта • Транспортировка • Транспортная экспертиза
    • Автокосметика, автохимия • Газобаллонное оборудование для авто • Автомобильные стекла • Антикоррозийные работы • Дизели • Тонирование стекла • Шиномонтаж

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...