Зарождение понятия «легализация (отмывание доходов, полученных преступным путем

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зарождение понятия «легализация (отмывание доходов, полученных преступным путем». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Старший помощник руководителя управления (по информационному взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации)

К сведению представителей СМИ

Конкурс на освещение деятельности СК

СМИ о нас

ПОНЯТИЕ НЕЗАКОННОЙ ЛЕГАЛИЗАЦИИ

Если оставить в стороне психопатов и людей, которые нарушают закон из «любви к искусству», большинство преступников идут на это рати денег.

Джеффри Робинсон1

В настоящее время экономической, юридической и политической проблемой является проблема борьбы с незаконной легализацией (отмыванием) доходов. Глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина заявила, что по сомнительным основаниям в январе—сентябре 2013 г. из России вывели около 22 млрд. долл.2 Согласно результатам исследования, проведенного международным институтом Global Financial Integrity, из России за 2011 г. был незаконно вывезен 191 млрд. долл.3, что значительно превышает показатели Китая и Мексики.

Словосочетание «отмывание денег» стало настолько популярным, что фигурировало даже в шпионском скандале, в котором были задействованы власти США и РФ, произошедшем в США в июне 2010 г.4 Каким образом может происходить отмывание, если предполагается, что в данном скандале задействованы российские разведчики — государственные служащие Российской Федерации? Эти и многие другие вопросы возникают при изучении проблем борьбы с легализацией незаконных доходов. Примеров можно привести множество.

История уголовной ответственности за придание фиктивной законности доходам, полученным от преступной деятельности, начинается еще в давние времена развития отечественного уголовного законодательства.

Впервые нормы об ответственности за легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, можно встретить еще в Псковской судной грамоте, ст. 47 которой различала законный и незаконный способ приобретения имущества.

в Судебнике 1497 г., в ст. 46 которого было указано, что в случае сомнения об источнике того или иного дохода должны были быть призваны свидетели, при которых была совершена та или иная покупка и только их показания принимались во внимание. В противном случае лицо, которое подозревалось в получении доходов преступным путем, должно было дать присягу.

Исторический аспект легализации преступных доходов

Деятельность, связанная с отмыванием средств, регулируется такими нормативными актами, как:

  1. Статья 174 УК РФ. Легализация средств, полученных в результате преступной деятельности. Предполагает отмывание денег, полученных другими лицами. Предполагает ответственность в форме 7 лет тюремного заключения.
  2. Статья 174.1 УК РФ. Легализация собственных средств, полученных в результате незаконной деятельности.

Прочие нормативные акты, предупреждающие отмывание средств:

  1. Конвенция об отмывании средств, подписанная в Страсбурге в 1990 году.
  2. ФЗ от 28 мая 2001 года №62.
  3. Постановление Пленума ВС от 18.07.2004 года.
  4. ФЗ от 07.08.2001 г. №115, на основе которого был создан соответствующий раздел в УК РФ.

Из нормативных актов становится очевидно, что ответственность полагается за отмывание как собственных, так и чужих средств, полученных в результате преступной деятельности.

Судебная практика относительно применения статьи 174 УК РФ противоречива. При буквальной интерпретации закона часто наблюдается избыточное использование статьи. Как правило, суды не учитывают цель использования средств. То есть нормативный акт используют и в том случае, если не доказано направление средств именно на легализацию. Обычно ответственность за отмывание вменяется вместе со статьями о краже, мошенничестве, присвоении средств, незаконном получении кредита, сбыте наркотиков. Однако по закону легализация – это именно комплекс мероприятий, направленных на придание средствам правового статуса.

Одним из самых важных приемов, посредством которого финансовое учреждение может надеяться не оказаться вовлеченным в противозаконные действия, является обеспечить для себя четкое и ясное понимание видов деятельности подобных «клиентов». Принятие для себя финансовыми учреждениями принципов, называемых «Знай своего клиента», показало себя исключительно эффективным средством заблаговременного выявления подозрительных действий со стороны таких «клиентов».

Хотя ни законодательство, ни правила этого не требуют, совершенно необходимо, чтобы финансовые учреждения принимали для себя такие принципы или порядок «Знай своего клиента» в качестве гарантии немедленного выявления и распознавания подозрительных действий в стенах этого учреждения или с его участием. Концепция «Знай своего клиента» по своей окончательной структуре не является детально разработанной, и в силу этого каждое финансовое учреждение может избрать для себя такой порядок, какой наиболее подходит для его конкретного вида деятельности. Тем не менее, эффективная политика «Знай своего клиента» должна быть основана, как минимум, на четком определении общих подходов руководства и на конкретном распределении ответственности.

Задачи политики «знай своего клиента»:

  • политика «Знай своего клиента» призвана повысить вероятность того, что финансовое учреждение действует в соответствии со всеми применимыми законоположениями и правилами и следует разумным и общепризнанным банковским подходам.
  • политика «Знай своего клиента» призвана снизить вероятность того, что финансовое учреждение может стать жертвой противозаконных действий своих «клиентов».
  • политика «Знай своего клиента», если она эффективна, защитит доброе имя и финансовую репутацию финансового учреждения.
  • политика «Знай своего клиента» не должна ни в коей мере отрицательно сказываться на отношениях финансовой организации с ее хорошими клиентами.

Контроль над отмыванием денег в США. Правовую базу борьбы с легализацией преступных доходов в США составляют два уровня законодательных актов – федеральные акты и законы штатов.

К числу федеральных законов относятся: «The Bank Records and Foreign Transaction Reporting Act» (Акт о банковских записях и отчетности по международным операциям), известный также под названием «Bank Secrecy Act» – BSA (Акт о банковской тайне) и Закон о борьбе с «отмыванием» денег (1986).

«Bank Secrecy Act» установил нормы, касающиеся документации и отчетности для частных лиц, банков и других финансовых предприятий. Причиной принятия данных норм явилось стремление оказать помощь правоохранительным органам в преодолении проблем, порожденных законами по охране банковской тайны, принятыми в разных странах. Закон BSA помогает установить источники, объем и движение американской валюты и других денежных инструментов, ввозимых или вывозимых из страны либо помещенных в финансовые предприятия. Этот закон также регулирует использование полученной информации для расследования уголовных, налоговых и других правонарушений.

Закон состоит из двух частей. Первая часть, обобщенная в разделе 12 «The Unated Stated Code» – USC (Объединенный кодекс) требует, чтобы банки и другие финансовые учреждения хранили и поддерживали определенную документацию в течение пяти лет. Вторая часть, обобщенная в разделе 31 USC, обязывает частных лиц, банки и другие финансовые организации отчитываться об определенных внутренних и международных операциях (превышающих 10 тыс. долларов).

Денежные инструменты, ввозимые и вывозимые из страны либо вкладываемые или снимаемые в американских банках и других финансовых учреждениях, сами по себе не являются ни контролируемыми, ни незаконными. Однако сам факт перевозки суммы, эквивалент которой превышает 10 тыс. долл., должен быть декларирован в таможне в форме «A Report of International Transportation of Currency or Monetary Instruments» – CMIR (Отчет о международном перемещении валюты или денежных инструментов).

Обмен, снятие, вклад или перевод суммы, превышающей 10 тыс. долл. во внутренних банках и других финансовых учреждениях, должны быть декларированы в Internal Revenue Sеrvice -IRS (Налоговое управление, или Служба внутренних доходов) в «A Currency Transaction Report» – CTR (Отчет о валютных операциях). Лица и организации, уклоняющиеся от соблюдения этих требований, могут подвергнуться уголовной и гражданской ответственности, а сами фонды могут быть конфискованы.

Руководитель, имеющий право подписи в банке, и лица, контролирующие ценные бумаги или счета в других странах общим объемом более 10 тыс. долл. в течение одного календарного года, должны представлять отчет «A Report of Foreign Bank and Financial Account» – FBAR (Отчет о финансовых счетах в иностранных банках). Этот отчет представляется Казначейству до 30 июня включительно.

И, наконец, начиная с 1986 г., предприятия розничной торговли и частные лица обязаны заполнять форму «Reports of Cash Payments over $ 10,000 Received in a Trade or Business (IRS Form 8300)» (Отчет о наличных платежах свыше 10 тыс. долл., получаемых в торговле и бизнесе) и отправлять ее IRS.

Закон США «О борьбе с отмыванием» денег (1986 г. с поправками 1992, 1994, 1995 и 1996 гг.) установил ряд других мер, необходимых для эффективной борьбы с легализацией преступных доходов. Закон криминализировал действия по «отмыванию» денег. В соответствии с этим нормативным актом финансовая операция рассматривается как отмывание денег, если лицо знает, что средства, используемые в такой операции, приносят незаконные доходы, и если это лицо осуществляет эту финансовую деятельность или:

  • намеренно способствует такой незаконной деятельности.
  • знает, что финансовая операция осуществляется для сокрытия или утаивания подлинного характера, источника доходов, местонахождения, владения или распоряжения доходами,
  • знает, что проведение операции необходимо для уклонения от выполнения требований закона, касающихся представления отчета об операции.

Перевозка, перевод, отправление платежных документов считаются также «отмыванием» денег. В законе указывается на то, что перевозка является преступлением, если лицо перевозит незаконно кредитно-денежный документ из одного государства в другое или:

  • намеренно способствует такой незаконной деятельности,
  • знает, что такой документ обеспечивает получение незаконных доходов,
  • знает, что такая перевозка необходима для сокрытия или утаивания подлинного характера, местонахождения, источника доходов, владения или распоряжения ими,
  • знает, что перевозка осуществляется для уклонения от выполнения требований закона в части представления отчета об операции. В соответствии с ним банки обязаны сообщать в правоохранительные органы обо всех подозрительных сделках на сумму свыше 5 тысяч долларов (а по операциям с ценными бумагами – более 3 тысяч долларов). В инструкции Минфина подробно описываются признаки «подозрительности» сделки и процедура действий банковского служащего в рассматриваемых случаях. Наказания за нарушения указанных правил – крупные штрафы, увольнение с работы либо, при умышленных действиях, привлечение к уголовной ответственности за соучастие в «отмывании» денег.

Источники незаконных средств в России могут быть разделены на четыре крупные категории:

  • нелегальная продажа природных ресурсов: нефти, природного газа, металлов и т.д.;
  • контрабанда алкоголя, табака, оружия и наркотиков;
  • доходы, извлекаемые из таких «классических» видов незаконной деятельности, как вымогательство (рэкет), проституция, воровство, мошенничество, кража автомобилей и т.д.;
  • правонарушения «белых воротничков»: расхищение государственного имущества и средств, фальшивые декларации о доходах и прибылях, уклонение от уплаты налогов, нелегальное «бегство» капиталов.

Основные понятия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, закреплены Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Федеральный закон регулирует отношения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением указанных операций, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

При этом законодатель определяет, что доходами, полученными преступным путем, являются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Сама легализация доходов, полученных преступным путем, это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ.

Под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества, созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

К мерам, направленным на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего и обязательного контроля уполномоченными органами.

При этом операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

— операции с денежными средствами в наличнофй форме;

— зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);

— операции по банковским счетам (вкладам);

— иные сделки с движимым имуществом.

В соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона, надзор за его исполнением осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Бухгалтерский баланс
  • Юридическое лицо
  • Оборотные активы
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Инфляция

За совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.174 УК РФ, предусмотрен штраф в размере до 120 тысяч рублей (или в размере доходов виновного лица за период до 1 года). При наличии отягчающих обстоятельств наказание, естественно, ужесточается. Так, например, если деяние было совершено группой лиц, то гражданину грозит одна из следующих санкций:

  • до 200 тысяч рублей штрафа (или в размере доходов осужденного за период от 1 года до 2 лет);
  • до 2 лет принудительных работ;
  • до 2 лет колонии (в качестве дополнительного наказания может применяться штраф до 50 тысяч рублей).

Какие приговоры суды выносят по ст.174 УК РФ? Ответ на данный вопрос зависит от многих обстоятельств дела, в том числе от того, предъявляются ли лицу обвинения в совершении других преступлений.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Отмывание денег — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученных в результате совершения преступления[1], то есть их перевод из теневой, неформальной экономики в экономику официальную для того, чтобы иметь возможность пользоваться этими средствами открыто и публично. В официальных документах именуется «легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путём».

При этом форма денежных средств может меняться как с наличной на безналичную (например, через терминалы моментальной оплаты), так и наоборот (например, путём выигрыша в лотерею или покупки выигрышного лотерейного билета у законного владельца, в том числе за сумму, превышающую сумму выигрыша).

Отмывание денег включает в себя три этапа:

  1. введение денежных средств в финансовую систему с помощью некоторых средств («размещение»);
  2. проведение сложных финансовых операций для маскировки незаконного источника денежных средств («наслоение»);
  3. получение богатства, полученного от операций с незаконными средствами («интеграция»).

Некоторые из этих шагов могут быть опущены, в зависимости от обстоятельств. Например, нет необходимости размещать денежные поступления, которые уже имеются в финансовой системе[4].

(англ. anti money laundering, сокращённо AML)

Для создания эффективной системы борьбы с отмыванием денег необходимо взаимодействие между следующими органами:

  • органами законодательной власти;
  • органами исполнительной власти или министерствами;
  • судебными органами;
  • правоохранительными органами, включая полицию, таможенную службу и т. д.;
  • подразделениями финансовой разведки;
  • контрольно-надзорными органами, включая центральный банк, другие финансовые учреждения, определенные нефинансовые организации и специалистов.

Кроме того, необходимо взаимодействие между частными учреждениями, в частности банками и другими финансовыми учреждениями[5].

Для координирования международных усилий по борьбе с отмыванием денег в 1989 году на саммите «большой семёрки» в Париже была создана международная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ; англ. Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF).

После включения России в июне 2000 года в «чёрный список» ФАТФ[6] был доработан проект закона, усиливающий противоотмывочные меры в финансовой системе страны, а в структуре Минфина в 2001 году был создан профильный орган — Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ), который возглавил Виктор Зубков. В результате в октябре 2002 года Россия была исключена из «черного списка», а в июне 2003 — сама принята в состав ФАТФ.[7]

  • В 2004 году КФМ был преобразован в Федеральную службу по Финансовому мониторингу (ФСФМ).
  • Группа «Эгмонт» — неформальное объединение подразделений финансовой разведки (ПФР) мира, занимающееся в том числе и борьбой с отмыванием денег.
  • В 2006 году власти объясняли необходимость декларирования наличной валюты гражданами, пересекающими границы Евросоюза и США, борьбой с терроризмом и отмыванием денег[8].

7 мая 2012 года Владимир Путин издал Указ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»[9], предусматривающий разработку Законопроекта, направленного на деофшоризацию экономики России. Разработка законопроекта была поручена Росфинмониторингу.

Многие банки, в том числе и российские, активно используют принцип Знай своего клиента.

Таким образом, банк уменьшает риски вовлечения в сделки своих клиентов, связанных с легализацией (отмыванием) доходов или финансированием терроризма, которые угрожают репутации банка.

Банк интересуется происхождением денежных средств клиента, чтобы убедиться в том, что капитал не имеет преступного происхождения и не используется в преступных целях[10].

См.

также: Федеральная служба по финансовому мониторингу

С конца 1980-х годов в СССР, а затем и в Российской Федерации, схемы по «отмыванию денег» пользуются куда меньшей популярностью, чем так называемая «обналичка», специалисты в банковской сфере связывают это с тем, что происхождение капиталов, полученных незаконным путём, не вызывает интереса ни государства, ни российских правоохранительных органов, ни граждан, соответственно, не требуется и легализация (отмывание) капиталов.[11]

Основным финансовым инструментом противодействия легализации денежных средств является финансовый мониторинг.

Финансовый мониторинг связан с обязательными процедурами внутреннего контроля в части законности проведения финансовых операций, а также с деятельностью организаций, осуществляющих операции с имуществом или денежными средствами, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или имуществом, связанных с противодействием отмыванию денежных средств и финансированию терроризма.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Воронежской области

В настоящей статье рассмотрены вопросы зарождения
и развития понятия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным
путем, как в США и Европе, так и в России, начиная
с XV и до XX века.

Традиционно считается, что понятие «легализация» (отмывание) доходов,
полученных преступным путем, возникло в США в 20-е годы XX века
и связывается с деятельностью известного чикагского гангстера
Альфонса Капоне. В 1920 году в США вступила в силу 18-я поправка
к Конституции США, принятая конгрессом еще в 1917 году,
ратифицированная 16 января 1919 г. и представлявшая собой:

«Раздел 1. Спустя один год после ратификации настоящей статьи сим будут
запрещены в Соединенных Штатах и на всех территориях,
подчиненных их юрисдикции, производство, продажа и перевозка
опьяняющих напитков с целью потребления оных; запрещены будут также ввоз
таких напитков в Соединенные Штаты и территории, подчиненные
их юрисдикции, равно как и вывоз таковых.

Раздел 2. Конгресс и отдельные штаты правомочны исполнять настоящую статью
путем принятия соответствующего законодательства.

Раздел 3. Настоящая статья не вступит в силу, если она
не будет ратифицирована в качестве поправки к Конституции
законодательными собраниями отдельных штатов — как это предусмотрено
в Конституции — в течение семи лет со дня представления
ее Конгрессом на одобрение штатов». Это был так называемый «сухой
закон».

Реализация данного закона вызвала негативное отношение со стороны среднего
класса, что повлекло за собой неизбежное возникновение
и распространение тайного производства алкогольных напитков,
их контрабанду. На черном рынке бойко шла торговля алкоголем
по баснословно высоким ценам. «В первые же годы действия акта
Войстеда, принятого в 1919 году в целях практического осуществления
18-й поправки к Конституции, широчайшее распространение в стране
получили нелегальное производство, контрабанда и транспортировка спиртных
напитков. Этим были заняты многочисленные подпольные организации бутлегеров,
прибыли которых исчислялись миллионами долларов. Результатом их операции
стал невиданный разгул коррупции, взяточничества и гангстеризма».

Получаемые сверхприбыли требовали введения данных незаконных доходов
в законный оборот, то есть «очищения» и «отмывания» данных
денежных средств.

Согласно распространенной версии, денежные средства,
полученные от бутлегерства, смешивались с выручкой (как правило,
металлической монетой) принадлежавшей Альфонсу Капоне сети прачечных
самообслуживания (landromat).

Таким образом осуществлялась легализация
(money-laundering) незаконно добытых денежных средств.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике «Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте

И.Н. Соловьев, начальник уголовно-правового управления Правового департамента МВД России, к.ю.н.

1. Способы легализации доходов, полученных преступным путем

Под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества понимаются вовлечение в сферу легальной деятельности денежных средств и имущества, приобретенных незаконным, преимущественно преступным, путем, и придание им статуса легитимности с целью получения возможности их использования, не вызывая подозрений у правоохранительных органов.

По экспертным данным МВД России, 70 % доходов, полученных незаконным путем, вкладываются в настоящее время в предпринимательскую деятельность и 15 % расходуются на приобретение недвижимости и иного имущества.

Бесспорно, такая ситуация способствует криминализации экономических отношений, усилению влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенному их превращению в легальных субъектов финансово-хозяйственной деятельности, а также росту числа коррумпированных чиновников.

Специалисты выделяют некоторые наиболее распространенные способы получения сокрытых от налогообложения денежных средств, а также основные этапы и механизмы, присущие отмыванию незаконно полученных доходов:

1) создание организаций, занимающихся обналичиванием денежных средств для продажи неучтенных наличных денег за безналичные деньги за определенный комиссионный процент.

В настоящее время получила широкое распространение практика не только банкротства обналичивающей организации до первой проверки налоговыми органами, но и реорганизации фирмы путем смены учредителей или слияния с другой компанией путем использования документов граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, а также поддельных или похищенных документов. Введение «грязных» наличных денег в легальный оборот существенно облегчается благодаря значительному нелегальному наличному обороту между хозяйствующими субъектами.

Нередко встречаются случаи, когда организации создаются на непродолжительное время по подложным документам или на подставных лиц. В эти организации переводятся добытые преступным путем денежные средства, которые затем конвертируются и переводятся на счета «своих» организаций, расположенных чаще всего в оффшорных зонах; эти организации и легализуют через счета различных компаний «грязные деньги». При проведении импортных операций в оффшорной зоне создается дочерняя либо самостоятельная компания, которая заключает с российскими организациями контракты на поставку различных товаров в Российскую Федерацию. Для обеспечения этих контрактов переводятся крупные суммы денежных средств. Но товары в Российскую Федерацию не поступают, а денежные средства переводятся на счета других фирм*1; _____ *1 Завидов Б.Д., Попов И.А., Сергеев В.И. Уклонение от уплаты налогов. — М., 2001. — С. 24.

2) отделение незаконных доходов от источника их получения с помощью финансовых операций. Нередко создаются оффшорные предприятия, на счета которых направляются по фиктивным экспортно-импортным контрактам деньги, аккумулированные на счетах организаций, занимающихся обналичиванием денежных средств;

3) осуществление экспортно-импортных операций (как правило, составляются два контракта: один реальный и один фиктивный, с завышенной суммой сделки; после этого денежные средства по фиктивному договору переводятся фирме-посреднику, на счетах которой остается разница между реальной и фиктивной ценой) или организация лотерей и участие в деятельности казино. Полученные средства вкладываются в недвижимость, в том числе за рубежом, в наиболее доходные сферы финансово-хозяйственной деятельности;

4) участие в приватизации. Денежные средства от преступных промыслов успешно легализуются через приватизацию. Отдельные лидеры преступных группировок начинают приобретать политический вес в обществе, используя коррумпированных представителей органов государственной власти и управления.

За первый год действия уголовной ответственности за легализацию незаконных доходов (1997 год) в Российской Федерации было зарегистрировано 241 такое преступление. В 1998 году их количество резко увеличилось и достигло 1003. В 1999 году число выявленных фактов легализации незаконно полученных денежных средств осталось практически на уровне предшествующего года — 965. Треть из них (312) совершены в крупном и особо крупном размере; их рост по сравнению с предыдущим годом составил 67 %. Из общего числа законченных производством материалов (790) 679 дел направлено в суд. Привлечено к уголовной ответственности 65 человек. Причиненный материальный ущерб по возбужденным уголовным делам составил 207,5 млн руб. Наложен арест на имущество, изъято материальных ценностей, имеющих отношение к преступной деятельности, на сумму 72,1 млн руб.

2. Формирование законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем

В среде специалистов все еще выдвигаются предложения о необходимости применения уголовных санкций, назначаемых за нарушение налогового законодательства, в отношении лиц, занимающихся деятельностью, связанной с приобретением или сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем [ст. 175 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)].

Однако в российском законодательстве уже установлен ряд мер, направленных на исключение возможности распоряжаться такими доходами. Та��, в соответствии со ст. 166, 168, 169 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов либо совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожны.

Способы отмывания денег весьма разнообразны, фантазии и креатива преступникам не занимать. Например, для легализации грязных денег можно использовать кино: так, известный фильм «Волк с Уолл-стрит» засветился в подобном скандале. Этот способ активно применялся и в России: в девяностые ОПГ тесно взаимодействовали с независимыми киностудиями.

Для отмывания денег также используют видеоигры: преступники покупают игровую валюту, используя украденные данные чужих банковских карт, а потом продают её игрокам за реальные деньги.

Для борьбы с такой практикой в России действует специальный «антиотмывочный закон» (115-ФЗ). Согласно ему, под колпаком финансовых властей оказываются все банковские сделки бизнеса с наличными на сумму от 600 000 рублей. Если финмониторинг заподозрит неладное, он заблокирует предпринимателю счёт. Закон постоянно ужесточают.

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018)

    «О защите конкуренции»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)

    «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

    «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

  • Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

    «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 227-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

    «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

    «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 263-ФЗ

    За отмывание преступных доходов будут лишать имущества РГ + Россия 24: ВС уточнил, как судить за легализацию преступных доходов

    Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, создает основу теневой экономики, причиняет вред экономической безопасности и финансовой стабильности государства, затрудняет раскрытие и расследование преступлений, обеспечивает возможность преступным группам (организациям) финансировать и осуществлять свою противоправную, в том числе террористическую, деятельность.

    Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению транснациональной легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, приняло ряд документов, к которым относятся конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, против транснациональной организованной преступности 2000 года, против коррупции 2003 года, конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года и об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года. Международным сообществом применяются стандарты в области противодействия отмыванию денег Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

    В Российской Федерации правовой основой противодействия нелегальному обороту преступных доходов являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 7 августа 2001 года N115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие нормативные правовые акты.

    В целях уголовно-правового обеспечения противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных другими лицами преступным путем, за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, и за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.

    В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 174, 174[1] и 175 УК РФ, а также в целях формирования единообразной судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:

    1. Обратить внимание судов на то, что предметом преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174[1] УК РФ, являются не только денежные средства или иное имущество, незаконное приобретение которых является признаком конкретного состава преступления (например, хищения, получения взятки), но и денежные средства или иное имущество, полученные в качестве материального вознаграждения за совершенное преступление (например, за убийство по найму) либо в качестве платы за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте.

    При этом под денежными средствами понимаются наличные денежные средства в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, а также безналичные и электронные денежные средства, под иным имуществом — движимое и недвижимое имущество, имущественные права, документарные и бездокументарные ценные бумаги, а также имущество, полученное в результате переработки имущества, приобретенного преступным путем или в результате совершения преступления (например, объект недвижимости, построенный из стройматериалов, приобретенных преступным путем).

    2. Если имущество, приобретенное преступным путем (в результате совершения преступления), ограничено законом в гражданском обороте и ответственность за его незаконный оборот предусмотрена одной из статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (в частности, статьями 186, 191, 220, 222, 222[1], 228[1] УК РФ), то совершение с ним сделки в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению следует квалифицировать только по соответствующей статье как приобретение либо сбыт оружия, боеприпасов, наркотических средств и т.д. без совокупности со статьями 174 и 174[1] УК РФ. Последующее совершение в указанных целях финансовых операций и сделок с денежными средствами, полученными в результате преобразования такого имущества (к примеру, с денежными средствами, приобретенными в результате продажи наркотического средства), образует объективную сторону преступлений, предусмотренных статьей 174 или статьей 174[1] УК РФ.

    Простыми словами «отмывание денег» – это их легализация. Люди создают фиктивные документы, организации и предприятия для видимости официального дохода. Но есть и другие способы. В отличие от обналичивания, «отмывка» связана с незаконной деятельностью, приносящей доход. В данном случае речь, как правило, идет о крупных суммах, которые сложно вывести в законное русло без правдоподобного объяснения перед контролирующими органами. К тому же обналичивание – это вывод безналичных денег в наличную форму, а отмывание часто предполагает обратное: наличные вводятся на банковские счета для легализации, после чего могут быть обналичены уже на законных основаниях.

    При этом денежные средства конвертируются из наличной формы в безналичную (к примеру, с помощью терминала мгновенной оплаты), и в обратную сторону (фиктивное получение приза по лотерейному билету или приобретение выигрышного билета у законного хозяина, стоимость которого может быть больше самого выигрыша).

    Суть отмывания денег – сокрытие действительного источника заработка. А уход от уплаты налоговых платежей или обналичивание могут служить уже второстепенными или вспомогательными факторами. «Отмытые» средства используются для разного назначения – финансирования компании, личных нужд.

    Необходимость отмыть деньги или иные материальные ценности может возникнуть при следующих обстоятельствах:

    1. Если денежный заработок получен в результате незаконной деятельности, чтобы свободно использовать его на любые цели. Это может быть торговля запрещенными предметами, взятка, откат.
    2. Если организация скрывает нелегальную статью дохода, нарушающую законодательство, уходит от уплаты денежных средств государству в виде налоговых отчислений. Деньги «отмывают», отражая иной характер заработка, после чего инвестируют в бизнес.

    Понятие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

    Отмытие денежных средств осуществляется в три этапа:

    1. Отслоение. Изначально деньги, полученные незаконным способом, «уводят» от их реального источника. Для этого средства выводятся за границу, переводятся на счета физических или юридических лиц.
    2. Размещение. Средства любыми доступными путями внедряются в легальный денежный поток. Как правило, на данном этапе у злоумышленника уже есть фиктивное подтверждение источника их заработка.
    3. Интеграция. Это завершающий этап, когда создается видимость правомерного обладания богатством. Владелец денежных средств может свободно снимать их, переводить на любые счета, приобретать различные предметы, недвижимость.

    После прохождения трех основных этапов деньги вновь инвестируются в незаконную деятельность. Процесс может повторяться неограниченное количество раз или проводиться единожды, для легализации крупной суммы и ее дальнейшего расходования, например, взятки.

    Чтобы борьба с отмывкой денег в стране была высокоэффективна важно, чтобы между собой взаимодействовали такие органы власти:

    1. Законодательная.
    2. Исполнительная власть и Министерства.
    3. Судебная.
    4. Правоохранительные органы.
    5. Финансовая разведка (все ее подразделения).
    6. Контрольно-надзорные, во главе с Центробанком.

    Банковский сектор наиболее уязвим, так как является основным инструментом при перемещении денег на оффшорные счета, кошельки криптовалют, электронных денег. Поэтому банки должны знать своих клиентов, честно и прозрачно вести деятельность и грамотно определять финансовые риски. Также известны случаи, когда управление финучреждений состояло из преступников, активно отмывающих деньги. По этой причине взаимодействие различных органов власти очень важно, так как позволяет жестче контролировать работу банков.

    На территории Российской Федерации с 7.08.2001 года действует закон №115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Он позволяет банкам «замораживать» счета и проводить расследования о возникновении денежных средств.

    Формально финучреждения проводят проверку денежных поступлений на суммы, превышающие 600 тыс. рублей, а также сделок с недвижимостью, сумма которых превышает 3 млн рублей. Работники банковского учреждения обязаны оповестить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Кроме этого, в законе указано, что банкам строго запрещается открывать счета на предъявителя, совершать переводы размером больше 30 тыс. руб., а также проводить операции по обмену валюты на сумму от 15 тыс. руб. без предоставления клиентом действующего паспорта.

    На практике внимание банков более пристально – подозрение вызывают регулярные поступления меньших, одинаковых сумм (например, получение оплаты за неофициальную аренду жилья), единоразовые денежные поступления и/или переводы, превышающие обычные лимиты. Например, если на счет физлица регулярно поступает зарплата в размере 30 тыс. рублей, после чего внезапно зачисляется перевод в 300 тыс. рублей. При его выводе на иной счет банк может потребовать подтвердить источник дохода, причем, документально.

    Отслеживают движение денег не только банковские учреждения. Есть еще ряд организаций, которые обязаны докладывать в контролирующие органы о транзакциях клиентов. Например, страховые, инвестиционные компании, а также фирмы, которые занимаются покупкой и продажей изделий из золота, прочих драгметаллов. В этом списке и агентства недвижимости, и многие другие организации и учреждения, через которые проводятся сделки на крупные суммы.

    На мировом уровне отмывание денег контролируется «Группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ)», созданной еще в 1989 году. На данный момент в нее входит 35 государств-участников и две международные компании. Россия стала ее членом в 2003 году.

    Чтобы предотвратить преступления в РФ предусмотрено три основные уголовные статьи, по которым привлекаются нарушители:

    1. Статья 174 Уголовного Кодекса – легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.
    2. Статья 174.1 Уголовного Кодекса – легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.
    3. Статья 175 Уголовного Кодекса – приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.

    В зависимости от характера сделки при доказательстве факта отмывания денег применяют и другие меры, предусмотренные УК РФ.

    По вышеуказанным статьям действуют разные варианты наказания виновных лиц:

    1. Взыскание штрафа суммой от 120 тыс. руб. до 1 млн. руб.
    2. Принудительное привлечение к общественным работам сроком от 24 до 60 месяцев.
    3. Тюремное заключение – на срок 2 – 7 лет.
    4. Ограничение свободы без тюремного заключения – не более чем на 24 месяца.
    5. В качестве дополнительного наказания иногда применяется запрет на осуществление определенной деятельности и штрафные санкции.

    От ведения незаконной деятельности в первую очередь широко процветает преступность и коррупция. Криминальные структуры находят способы вывода денег либо других материальных ценностей и вновь инвестируют их в свое развитие и укрепление. Взяточничество наносит урон социальной жизни людей, ущемляет права честного бизнеса. Страдает и бюджет страны, недополучающий средства в виде налоговых отчислений, но когда речь идет о криминальном бизнесе, данный ущерб является меньшим из зол.

    На государственном уровне вводятся соответствующие меры по борьбе с отмывкой денег и прочих материальных активов в любой форме, это требует инвестиций за счет бюджета. Легальный бизнес терпит финансовые убытки, так как часть мощностей уходит на отчетность и налогообложение. Например, введение онлайн-касс, позволяющих ИФНС отслеживать все транзакции ИП или ООО, требует денег и на приобретение оборудования, и на его обслуживание.

    История зарождения понятия «отмывание денег» берет свое начало с того момента, как государства ввели ограничения на различные виды бизнеса, стали вести борьбу с преступностью. Нужно понимать, что все предпринимаемые правительствами меры направлены на сокращение нелегального заработка денег и пресечение криминальных структур. Последние, имея финансы, способны нанести урон целым странам и каждому человеку в отдельности.

    Анализируя уголовно-правовые методы противодействия легализации преступных доходов, следует, в первую очередь, обратиться к опыту тех государств, которые добились в этой области наибольших успехов.

    Несомненно, наиболее логичным будет начать с опыта Соединенных Штатов Америки. Именно это государство стало «родиной» исследуемого состава преступления, именно это государство, имея огромный вес на международной арене, содействовало включению норм о противодействии отмыванию в уголовные законы многих стран.

    Ряд авторов указывает на то обстоятельство, что США были единственным государством, где законодательство о противодействии отмыванию развивалось «естественным» путем, в то время как в законодательстве некоторых западноевропейских стран меры о противодействии отмыванию появились под давлением международного сообщества. «Многие европейские государства криминализировали отмывание денег не в связи с естественным развитием национального правового сознания, а под влиянием морального (а иногда и не только морального) давления извне, во многом благодаря активной деятельности FATF, причем FATF ориентируется на американское законодательство как на образец»43.

    Однако американское законодательство не является идеальным образцом для законотворчества в других государствах, в том числе и в области противодействия отмыванию.

    Американская система финансового контроля весьма запутанна. Помимо сложности устройства самой финансовой системы США, когда одновременно на огромной территории свободно функционируют сотни тысяч компаний, предоставляющих услуга в области финансов, законодательство, на которое опираются эти компании, может заметно меняться от одного штата к другому. То есть необходимо сразу выделить два уровня норм о противодействии отмыванию «грязных» денег в США: это федеральный уровень и уровень законодательства отдельных штатов.

    Поскольку США были одним из первых государств, политическое руководство которого осознало международное значение отмывания преступных капиталов, американская внешняя политика направлена на придание борьбе с этим видом экономических преступлений глобального характера. Поэтому, в рамках различного рода международных договоров, США активно сотрудничает с самыми разными странами по вопросам взаимной правовой помощи в области противодействия легализации. Таким образом, можно выделить третий уровень норм об отмывании, действующих в американской правовой системе. Это нормы международных договоров, а также внутренние нормативно-правовые акты, изданные во исполнение этих международных договоров.

    Соотношение этих трех уровней правовых норм хмогло бы стать темой отдельного исследования. В рамках настоящей работы можно обрисовать лишь общую схему.

    На вершине иерархии правовых норм о противодействии отмыванию в США находятся нормы федерального законодательства, которые не просто соответствуют международно-правовым нормам в области борьбы с отмыванием, но и во многом являются их прообразом. В области противодействия отмыванию американский законодатель ориентируется именно на свои нужды и исходит из своих правовых концепций, а не из определений, предлагаемых международными договорами. Заключаемые США международные договоры о правовой помощи соответствуют именно американским представлениям об эффективной борьбе с преступностью. В первую очередь это касается формулировок правовых норм и формировании механизмов правового регулирования.

    Международная «правовая экспансия» Соединенных Штатов как нигде ярко » проявилась в насаждении ими своих представлений о противодействии легализации преступных капиталов. Например, несвойственная континентальному праву система формальной оценки доказательств (evidence) была заимствована уголовным процессом некоторых европейских стран под давлением FATF и США именно в части рассмотрения дел об отмывании44.

    Причины столь высокой международной активности США в области борьбы с отмыванием объясняются тем, что, будучи крупнейшей мировой финансовой державой, Штаты более других страдают от вывоза преступного капитала и его отмывания. То есть наличие самых больших в мире экономических возможностей позволяет американским преступникам аккумулировать в своих руках самые крупные преступные капиталы, которые, соответственно, требуют самых масштабных операций по легализации. Американские специалисты оценивают размер отмываемых только в США денег в сумму от 100 до 200 млрд долларов в год

    Таким образом, в основе международной борьбы с легализацией преступных капиталов лежит деятельность США и фактически подконтрольных им международных организаций. Соответственно, именно американское законодательство послужило основой для формирования не только международных правовых механизмов, но и национальных правовых норм большинства государств в области борьбы с отмыванием «грязных» денег.

    Поэтому, говоря о сложившейся иерархии правовых норм о противодействии легализации преступных капиталов в США, представляется разумным отойти от формально-юридического подхода, закрепляющего главенствующую роль международной нормы, и начать анализ этой области американского законодательства именно с федеральных законов и законов отдельных штатов, рассматривая заключаемые международные договоры, направленные на борьбу с отмыванием, как производную от национальных норм.

    Этимология понятий и схема отмывания преступных доходов

    Начиная исследование уголовно-правовых норм о противодействии отмыванию «грязных» денег стран континентального права в целом и Германии в частности, стоит сказать, что сам состав преступления, названного отмыванием преступных доходов, появился в законодательстве этих стран в первую очередь иод воздействием принятия ряда международно-правовых актов, обязавших государства-участников к принятию подобных норм.

    Среди этих международно-правовых актов в первую очередь стоит назвать Конвенцию ООН против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года, которую принято называть Венской Конвенцией. Далее, еще одним обязывающим для Германии международно-правовым актом стала Конвенция Совета Европы от 08.11.1990 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности».

    Надо отметить, что на момент появления указанной Конвенции Совета Европы в юридическом мире Германии уже остро ощущали необходимость принятия подобного рода норм. Более того, в немецком законодательстве существовали нормы, которые, не называясь нормами об «отмывании», были близки этим нормам по своему смыслу. Деяние, позднее определенное как отмывание, считалось видом укрывательства преступления. Подобная форма деяния предусматривалась, например, статьями 258а, 259, 260, 260а УК ФРГ59. Однако только после подписания Германией Конвенции Совета Европы 1990 года появление в Уголовном кодексе Германии отдельной статьи, посвященной составу отмывания, стало реальностью.

    Подобное кажущееся «отставание» Германии в области борьбы с легализацией преступных доходов от тех же Соединенных Штатов, где соответствующие законы появились еще в 70-ых годах XX века, на самом деле вполне типично для Европы. Поскольку европейские страны не были подвержены данному вид преступления в той степени, в какой это было актуально для США, поскольку в Европе не имел такого размаха наркобизнес и другие виды преступной деятельности, приносящие крупные прибыли преступникам, а значит и не стоял так остро вопрос о вывозе преступных — капиталов в третьи страны, а имеющаяся система континентального уголовного права позволяла пресекать деятельность отмывателей и без издания специальных норм, то немецкие законодатели, так же как и их коллега из других развитых европейских государств, не торопились с принятием специальных мер по борьбе с отмыванием денег.

    И только с развитием Общего рынка на территории Европейского Экономического Сообщества, а также в связи с созданием Европейского Союза, в соответствии с принятыми Маастрихтскими соглашениями, то есть с отменой таможенных и пограничных барьеров на пути преступных капиталов внутри Западной Европы, а также в связи с глобализацией международного финансового рынка в целом, на котором Германия занимает более чем достойное место, и осознания величины степени общественной опасности, которой обладает отмывание преступных капиталов для стабильного развития этого рынка, в Германии, так же как и в других ведущих странах Европы, только в первой половине 1990-х годов XX века принимаются законы, предусматривающие ответственность за данный вид преступлений. Стоит сказать, что отмывание денег, полученных от торговли наркотиками, было уголовно-наказуемым в Великобритании и Италии с 1982 года, а с 1987 года во Франции60. Однако, помимо того, что перечень преступных деяний, доходы от которых могут быть предметом отмывания, был ограничен составами преступлений, связанных с торговлей наркотиками, сами формулировки статей и суть описываемого явления значительно отличались от последующих представлений европейских юристов об отмывании.

    В появлении в уголовном праве ФРГ мер о противодействии отмыванию капиталов заметную роль сыграло создание такого государственного образования, как Европейский Союз. Еще до вступления в силу в Германии внутренних норм о борьбе с отмыванием, 10.06.1991, Европейский Совет, верховный орган Евросоюза, принял директиву «О воспрепятствовании использования финансовой системы в целях легализации доходов от преступной деятельности».

    Одним из принципов права Европейского Союза является его примат над национальными нормами стран-участниц. Но по правилам, сложившимся в ЕС, само Сообщество лишено репрессивного аппарата, позволяющего привлекать к ответственности физических лиц, совершающих деяния, запрещенные Директивой. Это должно быть сделано на уровне государств-членов. Таким образом, после появления указанной выше Директивы Германия не могла не включить в свой уголовный закон те положения, которые позволили бы привлекать к ответственности лиц, совершивших деяния, описанные в Директиве. То есть Германия, как и другие страны западной Европы, были буквально вынуждены имплементировать нормы международных соглашений, а также положения Директивы Евросоюза в свои национальные уголовные законы.

    Итак, мы приходим к выводу, что для Германии, так же как и для некоторых других западноевропейских стран, источником уголовно-правовых норм о противодействии отмыванию преступных капиталов стало законодательство Совета Европы, установившее общие рамки и понятия в этой области для всех стран-участниц, а непосредственным толчком к принятию соответствующих норм стало законодательство Европейского Союза, сделавшее наличие подобных норм в уголовном законе стран-членов обязательным.

    Впервые в истории российского уголовного права состав легализации преступных капиталов появился в законе с момента вступления в силу Уголовного Кодекса 1996 года. Как и в большинстве европейских стран, в России появление в уголовном законе состава отмывания преступных капиталов отчасти было вызвано естественной эволюцией законодательства, а отчасти было навязано Российскому государству извне. Принятие мер по борьбе с отмыванием «грязных» денег содержалось, например, среди прочих рекомендаций Международного Валютного Фонда при выдаче российскому правительству очередных кредитов, от которых напрямую зависело выживание российской экономики середины 90-ых годов. Отсутствие действующих норм о противодействии легализации преступных капиталов делало и без того крайне неблагоприятный инвестиционный климат в стране еще более отпугивающим для иностранных инвестиций. Понятно, что ни одна из уважающих себя крупных корпораций не рискнет оказаться «в доле» в каком-либо производстве с представителями преступных группировок. Если прибавить к этому пропагандируемое многими зарубежными средствами массовой информации мнение о России, как о стране насквозь контролируемой мафиозными структурами и — управляемой абсолютно коррумпированным государственным аппаратом, то становиться понятным то нежелание, с которым западный инвестор рассматривал предложения об инвестициях в российскую экономику.

    Кроме того, отсутствие реально работающих механизмов борьбы с легализацией приводило к неконтролируемому и неизбежному оттоку капиталов из страны. В первой главе настоящей работы приводились данные о масштабах вывоза капитала из нашей экономики. Поскольку в результате непродуманных действий по перераспределению собственности на средства производства после отказа государства от социалистической модели экономического развития большая доля прибыльных предприятий оказалась под контролем преступных структур либо лиц, понимавших незаконность своего владения поступившим в их распоряжение имуществом, стало естественным желание таких «собственников» не вкладывать вырученные прибыли в развитие своих производств, а спрятать их в банках за рубежом, естественно, одновременно «отмыв» эти деньги. Более того, даже те предприятия, которые умудрялись получать в условиях зарождающегося российского капитализма абсолютно легальные прибыли (речь идет, в первую очередь, о предпритиях, занимающихся экспортом сырьевых ресурсов), неохотно вкладывали свою выручку в российскую экономику. И это поведение было абсолютно понятным в имевшейся на тот момент обстановке крайней политической и экономической нестабильности. В результате «в 1996 году отток капитала из России по объему в десять раз превысил прямые инвестиции в национальную экономику»83. Негативные последствия такой ситуации очевидны. Внутренние резервы развития экономики исчерпываются, а внешние инвестиции не поступают.

    Конечно же, не стоит считать, что отсутствие или наличие в законодательстве норм о противодействии отмыванию является решающим фактором, влияющим на динамику вывоза капиталов из страны. Понятно, что в основании этого явления лежит целый комплекс макроэкономических и политических причин. Однако, исключая из своего уголовного законодательства меры по борьбе с легализацией, государство лишает себя одного из наиболее эффективных правовых инструментариев для предотвращения4 подобных нежелательных для экономики явлений.

    С другой стороны, отсутствие норм о борьбе с отмыванием приводило к тому, что большое количество преступного капитала стало ввозиться в Россию для отмывания. По мнению американских экспертов: «имеются данные о том, что российские банки «отмывают» наркоденьги для организованных преступных групп, находящихся за пределами России (Кали картель, сицилийская мафия). По их сведениям, в 1995 году в -8% преступлений, совершенных на территории России в сфере экономики, входил международный компонент» . В результате Россия была признана в качестве одного из государств, в которые преступные капиталы выводятся для отмывания, и включена в так называемый «черный список» FATF, как страна, «не сотрудничающая» с мировым сообществом в области борьбы с отмыванием «грязных» денег.

    Вероятно, именно то обстоятельство, что самое большое в мире государство стало притягивать к себе «грязные» деньги, и послужило толчком, стимулирующим Россию к принятию норм о борьбе с легализацией. Заметим, что нам неизвестно ни одного дела по отмыванию «грязных» денег, вывезенных из России, какими бы огромными ни были эти суммы. Видимо, несмотря на то, что российская экономика, по мнению иностранных СМИ, во многом подконтрольна мафиозным структурам, переводимые в иностранные банки миллиарды российских долларов не считаются, с точки зрения иностранных банковских служащих, «подозрительными» вкладами, и в отношении этих средств не проводятся специальные расследования, как это положено в соответствии с приведенными в предыдущих параграфах законами.. Л если и проводятся, то заканчиваются ничем, как дело с « Bank of New-York », когда несколько миллиардов поступивших из России долларов были признаны чистым капиталом, несмотря на первоначальные заявления американских правоохранительных органов, что это деньга «русской мафии».

    В настоящее время практически все ведущие исследователи проблемы отмывания преступных доходов приходят к выводу о неэффективности противодействия этому виду преступлений в рамках отдельно взятых национальных правовых систем. Процесс отмывания «грязных» денег в подавляющем большинстве случаев связан с перемещением этих денег через национальные границы. К тому же большая часть отмываемых сегодня преступных капиталов — это деньги так называемых транснациональных преступных групп, чья деятельность изначально направлена на получение доходов в самых разных государствах, а значит, и борьба с отмыванием их доходов не может ограничиваться мерами, принимаемыми какой-либо одной страной.

    К сожалению, международное сотрудничество в области уголовного права значительно отстает от темпов глобализации преступности. Во многом это можно объяснить нежеланием отдельных государств каким-либо образом ущемлять свой суверенитет, ведь именно монополия конкретного государства на уголовное преследование является одним из первейших атрибутов суверенности государственной власти. С другой стороны, не все государсгва, как ни странно это- звучит, » заинтересованы в успешной борьбе с транснациональной преступностью, и тем более с прибылями, которые она приносит. Если мы посмотрим на все те меры, которые предпринимались самыми разными государствами в целях борьбы с организованной преступностью в течение XX века, мы отметим как масштабность этих мер, так и огромные ресурсы, которые привлекаются для их реализации. Ежегодно на борьбу только с транснациональной организованной преступностью ведущие страны мира тратят огромные суммы. Созданы и продолжают создаваться десятки международных организаций и комитетов при уже существующих организациях, наделенных довольно широким кругом полномочий. Однако статистика неумолимо говорит о том, что транснациональная преступность продолжает расти высокими темпами.

    Традиционная стратегия борьбы с организованной преступностью основывается на использовании конкретного уголовного законодательства. Соответственно, мерилом эффективности этой стратегии является количество лиц, осужденных за участие в организованной преступной деятельности. Но весь феномен современной преступности состоит в том, что привлечение членов и даже лидеров преступных группировок к ответственности, изоляция их от общества, не приводят к исчезновению самих группировок или, тем более, того віща преступной деятельности, на котором «специализировалась» та или иная преступная группа. Как говорится в народной пословице: «свято место пусто не бывает». На место даже полностью уничтоженной преступной группы очень быстро приходят новые, зачастую еще более неконтролируемые и обладающие большей степенью общественной опасности группы.

    Таким образом, можно прийти к выводу, что преступность фактически неистребима, если все меры по противодействию ей сводятся к мерам применения норм уголовного закона и профилактическим мерам, направленным на конкретных преступников. То есть необходимо сконцентрировать усилия не столько на борьбе с лицами, совершающими преступления, сколько на создание условий, в которых совершение преступлений становится менее выгодным. Перефразируя ту же народную пословицу, бороться надо не за пустоту «святого» места, а за то, чтобы место перестало быть «святым».

    Согласно официальной доктрине, именно на это направлены меры по противодействию отмыванию преступных капиталов. Согласно документам ООН: «Расследование обстоятельств отмывания денег и конфискация доходов от преступной деятельности подрывают способность преступной организации осуществлять свою главную задачу — обогащение» .

    Итак, официальная концепция международного сотрудничества в области борьбы с отмыванием незаконных капиталов выглядит следующим образом. Необходимость отмывания доходов объясняется стремлением преступников скрыть истинное происхождение денег, полученных преступным путем, и, в то же время, иметь возможность беспрепятственного использования этих денег, как если бы они были законными доходами. Процесс отмывания «грязных» денег заключается в проведении с указанными средствами различных операций с использованием, как правило, легальных финансовых организаций, таким образом, чтобы источник получения этих доходов выглядел как легальный. Скрывать истинное происхождение доходов преступников вынуждает страх конфискации этих доходов, как имущества, полученного в результате преступления, а также строгай контроль налоговых органов, для которых необходимо предоставлять сведения об источнике любых крупных прибылей. «Таким образом, отмывание денег выступает в качестве важнейшего элемента всех видов преступной деятельности, в основе которой лежат финансовые интересы»155. Наличие же норм о противодействии отмыванию является как раз тем барьером, который должен помешать процедуре отмывания, запретив, под страхом уголовного наказания, любые финансовые операции с доходами, полученными в результате совершения преступления. «Суть этих положений заключается в том, что повышение сложностей и риск отмывания доходов организованных преступных групп уменьшает выгодность таких операций и, в конечном итоге, их масштабы»156.

    А поскольку на сегодняшний день необходимым условием успешного отмывания денег является как можно большая масштабность проводимых операций, такая деятельность неизбежно связана с перемещением средств через государственные границы. Вот почему особую актуальность приобретают международные механизмы, направленные на противодействие отмывани��, в частности, предложенная ООН концеция взаимной юридической помощи в выявлении источников, наложении ареста, замораживании, и, в конечном итоге, конфискации доходов от преступной деятельности.

    Эта доктрина была столь широко распространена во всех международных институтах, закреплена в столь большом количестве международных актов, что сегодня уже мало кто обращает внимание на нелогичность самой этой концепции. Сразу же стоит задаться несколькими простыми вопросами.

    Перед тем, как отмыть деньги, каждый злоумышленник должен понимать, что это происходит в несколько этапов, а именно:

    • Первый этап заключается в совершении преступления, в результате которого преступник получит большую сумму денег. Это может быть обыкновенное мошенничество, терроризм, коррупционные схемы, торговля наркотиками или организованная преступность.
    • Второй этап подразумевает внедрение полученных денег в коммерческие законные потоки.
    • Скрытие истинного способа получения денег. В этом случае злоумышленники максимально отдаляют от себя деньги, переводя их на другие счета, иногда в зарубежные банки. Таким образом, ни у кого не возникнет подозрений, так как по факту они не имеют к ним никакого отношения.
    • Последний этап – это интеграция. Эту схему необходимо тщательно обдумать, так как при неблагоприятном раскладе деньги могут быть полностью утеряны. Преступник должен продумать каждый ход и вернуть себе деньги, но уже под видом законного заработка.

    Регулируется уголовная ответственность за отмывание денег статьями УК РФ 174 и 174.1. Различия статей состоят в том, что статьей 174 предусмотрены наказания для людей, участвующих в отмывке денег, а статья 174.1 регулирует уголовную ответственность людей, не только отмывающих, но и участвующих в незаконном получении денег.

    Для лиц, преступные деяния которых отражены в статье 174 УК РФ, предусмотрены меры наказания, соответствующие тяжести преступления:

    1. За преступление средней тяжести предусмотрен штраф в размере до 120 тысяч рублей либо суммы заработных плат за 12-месячнысный период, либо суммы прочих доходов за 1 год.
    2. За преступление, совершенное в особо крупном размере наказывается мерами от штрафа в размере от 12 до 24 заработных плат, до лишения свободы на срок до двух лет со штрафом до 50 тысяч рублей или без штрафа.
    3. За преступление, совершенное группой лиц или должностным лицом – меры наказания от лишения права заниматься предыдущим видом деятельности до 3 лет и штрафа размером до 500 тысяч до лишения свободы на срок до 5 лет или комбинация нескольких мер наказания.
    4. За преступление, совершенное организованной группой, а также группой лиц или должностным лицом в особо крупном размере предусмотрены меры наказания от принудительных работ на срок до 5 лет или штрафа размером до 1 миллиона рублей до лишения свободы на срок до 7 лет. Также методы наказания могут комбинироваться.

    Доход, полученный с отмывания денежных средств при этом будет по возможности конфискован в пользу государства.

    Как происходит отмывание денег и как налоговая выявляет схемы обналички денег — смотрите в видео:

    Когда преступник понимает, что такое отмывание денег, и хорошо изучил вопрос изнутри, он может придумать множество способов для того, чтобы скрыть доходы от правоохранительных органов.

    Об этом говорит тот факт, что как только полиция раскрывает очередное дело, злоумышленники сразу же придумают другую схему, на раскрытие которой уходит еще как минимум несколько месяцев.

    Самые распространенные способы отмывания денег выглядят следующим образом:

    1. контрабанда. В этом случае денежные средства будут перенаправлены в страны, где политика по поводу финансовых вливаний не отличается особо пристальным вниманием. Переводя туда деньги, они через время возвращают их обратно, но уже другим путём, не вызывая подозрений;
    2. фальшивые счета. Этот метод характеризуется использованием ИП. Организация, которая на руках имеет теневые наличные, выставит ИП счёт за предоставляемые услуги. Но стоит обратить внимание на тот факт, что это сумма значительно превышает фактическую цену товара или услуги. Далее денежный поток в безналичном виде поступает на счёт, а разница от переплаты возвращается наличными деньгами;
    3. структурирование капитала. В этом случае большую денежную сумму просто разбивают на мелкие части, которые никогда не вызывают подозрение. Далее их отправляют на несколько банковских карт посредников, они снимают эти деньги и возвращают преступнику, но уже в наличном виде;
    4. смешивание небольших сумм. Незаконно полученные средства постепенно присоединяются к законному заработку.

    Эти схемы относятся к более устоявшимся и уже известным всем, поэтому используются всё реже. На сегодняшний день гораздо чаще встречаются способы отмывания денег через банковскую карту или такие электронные кошельки, как «КИВИ» или WebMoney.

    Введение.

    Глава 1 Причины возникновения и опасность легализации преступных доходов. История российского уголовного законодательства по противодействию легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем.

    1.1. Понятие преступных доходов, общественная опасность легализации, возникновение, легализация преступных доходов в России.

    1.2. Легализация преступных доходов как финансовая основа организованной преступности.

    1.3. Возникновение и развитие российского законодательства о противодействии легализации преступных доходов в России.

    Глава 2 Противодействие легализации преступных доходов на уровне международного сообщества.

    2.1. Межгосударственные институты противодействия легализации преступных доходов.

    2.2. Нормативная база международного сообщества по противодействию легализации преступных доходов.

    2.3. Нормы о противодействии легализации преступных доходов в законодательстве иностранных государств.

    Глава 3 Анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 174 и 1741 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    3.1. Объект преступления легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

    3.2. Предмет преступления легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

    3.3. Объективная сторона преступления легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем.

    3.4. Субъект и субъективная сторона преступления легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

    1. Антонян, Ю. М. Причины преступного поведения / Ю. М. Антонян. – М., 1992. – С. 20.

    2. Босхолов, А. С. Уголовная ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Автореф. дис. …канд. юрид. наук : 12.00.08 / А. С. Босхолов. – Иркутск, 2005.

    3. Волженкин, Б. В. Экономические преступления. / Б. В. Волженкин. – СПб., 1999. – С. 107

    4. Гернет, М. Н. Социальные факторы преступности / М. Н. Гернет. – М., 1997. – С. 89.

    5. Комментарий к Уголовному Кодексу Республики Казахстан (особенная часть) Кн.2 / 2-e изд. доп. и перераб. Под ред. И. И. Рогова, С. М. Рахметова. Алматы, 2007.

    6. Коротков, Ю. В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией незаконных доходов :

    автореф. дис. …канд. юрид. наук : 12.00.08 / Ю. В. Коротков. – М., 1998.

    7. Кудрявцев, В. Н. Генезиз преступления. Опыт криминологического моделирования : учебное пособие / В. Н. Кудрявцев.– М., 1998. – С. 3.

    8. Кузнецова, Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации / Н. Ф. Кузнецова. – М., 1984.

    9. Ларичев, В. Д. Правовые меры борьбы с отмыванием незаконных доходов / В. Д. Ларичев // Законодательство и Экономика. – 1999. – № 11 (189). – С. 32–36.

    10. Лунеев, В. В. Эффективность борьбы с преступностью и ее отдельными видами в современной России / В. В. Лунеев // Государство и право. – 2003. – № 7. С. 106–111.

    11. Уканов, Г. К. Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем : дис.

    …канд. юрид. наук : 12.00.08 / Г. К. Уканов. – Астана, 2008.

    12. Чернов, С. Б. Отмывание криминального капитала как угроза экономической безопасности. ВИПК МВД России. / С. Б. Чернов. – 2 006. – Домодедово.

    • 1996 год: принят Уголовный кодекс РФ, в нем впервые появляется ст. 174 УК (легализация или отмывание). Наказание варьируется от штрафа в 100 МРОТ до лишения свободы с конфискацией имущества на 10 лет.
    • 2001 год:
    • 1. Ответственность разделили, выделив из основной нормы ст. 174.1 УК. По ней предусмотрели наказание уже для тех, кто легализует имущество, полученное при совершении преступления именно им, а не кем-то другим.
    • 2. Источник происхождения денег или иного имущества ограничили указанием на преступное происхождение.
    • 3. Прописали, что к уголовной ответственности привлекают лишь тех, кто «отмыл» крупный размер и более (2000 МРОТ).
    • 4. Указали, что под действие этой нормы не подпадает имущество, «отмытое» по налоговым (ст. 198–199 УК) и таможенным (ст. 193–194 УК) преступлениям.
    • 2003 год: крупный состав становится квалифицирующим признаком (обстоятельство, отягчающее вину) и начинается от 1 млн руб.
    • 2010 год:
    • 1. Частично декриминализировали использование средств, которые злоумышленник получил от совершенного преступления.
    • 2. Крупный состав считается с 6 млн руб.
    • 2013 год:
    • 1. Крупный размер стали считать с 1,5 млн руб., а особо крупный – от 6 млн руб. Таким образом, пороговый размер квалифицирующего признака (отягчающего обстоятельства) этой нормы снизили в четыре раза.
    • 2. Под действие этой нормы стало подпадать имущество, отмытое по налоговым (ст. 198–199.2 УК) и таможенным (ст. 193–194 УК) преступлениям.
    • 3. Унифицированы квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки составов преступлений по ст. 174 и ст. 174.1 УК.
    • 2019 год: легализацией постановили считать и криминальные деньги, преобразованные из криптовалюты.

    Особенности процессов отмывания денег

    Легализация денежных средств – это перевод денежных средств из теневой экономики в официальную и законную. Лицо пытается придать доходам правомерность, чтобы иметь возможность спокойно ими распоряжаться.

    Изначально деньги поступают к гражданину преступным путем в результате мошеннических схем, ограбления, торговли наркотиками и оружием, кражи. Затем их переводят из наличной формы в безналичную, обменивают на золото, недвижимость, ценные бумаги и снова переводят в безналичную форму.

    Существует сотни схем отмывания доходов. Они ежедневно совершенствуются, что усложняет расследование и доказывание преступления.

    • создание фирм-однодневок для осуществления операций с крупными суммами;
    • фальсификация первичной документации для обоснования законности источника поступления дохода, полученного преступным путем;
    • проведение операций через компании, принадлежащие родственникам;
    • вывод средств в офшорные зоны со льготным налогообложением.

    Ответственность наступает только в том случае, когда деньги приобретены незаконным способом.

    Если вас подозревают в отмывании денежных средств, желательно сразу же заручиться помощью квалифицированного адвоката. Он поможет подтвердить законность источников дохода, подскажет, как доказать отсутствие состава преступления.

    Легализация дохода – сложный процесс, который включает в себя множество сделок. Для квалификации деяния в качестве преступления оно должно обладать следующими признаками:

    • легализация осуществляется в целях сокрытия следов происхождения денег, полученных преступным путем;
    • преступники создают видимость законности получения дохода;
    • лица, получающие незаконные доходы, стараются скрыться;
    • создаются условия для ухода от налогов и обеспечения удобного легального доступа к денежным средствам.

    Для квалификации преступления по статье 174 УК РФ берется во внимание размер причиненного ущерба. Предусмотрены наказания за следующие составы:

    • простой;
    • в крупном размере – от 1 000 000 руб.;
    • в особо крупном размере – от 6 000 000 руб.

    Легализация (отмывание) денег, приобретенных преступным путем, фиксируется при любой, даже точечной финансовой сделке или операции с деньгами или прочим имуществом.

    Гражданин привлекается к ответственности по статье 174 УК РФ после достижения 16 лет и обретения полной дееспособности.

    • руководителей компаний;
    • учредителей бизнеса;
    • соучастников, действующих организованной группой или по предварительному сговору.

    Преступление совершается умышленно в корыстных целях.

    Судебная практика показывает, что легализацию дохода доказать сложно. Поэтому для эффективной защиты важно доверить свою проблему опытному адвокату. Наши специалисты хорошо разбираются в особенностях расследования, знают причины низкой раскрываемости данных преступлений. Мы помогаем клиентам полностью снять с себя ответственность.

    За отмывание денежных средств предусмотрено серьезное наказание. В зависимости от тяжести деяния виновное лицо привлекается к:

    • штрафу до 120 000-200 000 руб.;
    • принудительным работам продолжительностью до 2-5 лет;
    • ограничению свободы на срок до 2 лет;
    • лишению свободы на период до 2-7 лет.

    Одновременно с основным наказанием преступник может быть лишен права занимать конкретную должность или осуществлять определенный вид деятельности.

    Адвокат по защите бизнеса

    • Адвокат по уголовным делам
      • Защита по налоговым преступлениям
        • Защита при обвинение в уклонении от уплаты налогов физическим лицом (198 УК РФ)
        • Защита при обвинение в уклонении от уплаты налогов организацией (199 УК РФ)
        • Защита при обвинение в cокрытие денежных средств организации (199.1 УК РФ)
      • Защита по экономическим преступлениям
        • Защита при обвинении в мошенничестве (159 УК РФ)
        • Защита при обвинении в присвоение и растрате (160 УК РФ)
        • Защита при обвинении в незаконном предпринимательстве (171 УК РФ)
        • Защита при обвинении в незаконной банковской деятельности (172 УК РФ)
        • Защита при обвинении в легализация (отмывание) денежных средств (174 УК РФ)
        • Защита при обвинении в разглашение коммерческой, налоговой и банковской тайны (183 УК РФ)
          • Защита при обвинении в разглашение коммерческой тайны
          • Защита при обвинении в разглашение налоговой тайны
          • Защита при обвинении в разглашение банковской тайны


        Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...