Территориальные зоны на карте градостроительного зонирования Краснодар

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Территориальные зоны на карте градостроительного зонирования Краснодар». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Возможно, вам понадобится выписка из ЕГРН (например, узнать историю собственников).

Мы дарим вам промокод на 90 руб.

Скопируйте его:

Испытано на себе: Как в Генплане Краснодара найти свой двор

Думается, что большинство из нас хотя бы в курсе того, что в Краснодаре разработан новый проект Генплана. И наверняка многие резонно полагают, что Генплану надлежит стать фундаментальным документом, определяющим перспективы развития города. На деле же мало кто из нас открывал этот документ с целью детально изучить.

Генплан Краснодара действительно материя сложная: цифры, схемы, графики, и в этом лично убедилась журналист «КИ». Но почему это — хотя бы открыть данный документ — так важно?

Рассказываю. Вот у вас есть дом, возле которого растет много деревьев, почти аллея. Но названия у нее нет, границы не обозначены. Ее, по сути, нет на карте города. И тут приходят некие люди и говорят, что аллею эту снесут и построят, к примеру, торговые точки. Чтобы такого не произошло, необходимо уже сейчас вносить свои предложения и замечания разработчикам проекта Генплана. Согласитесь, игра стоит свеч.

Вот и мне захотелось поскорее узнать о судьбе своего дома и его окрестностей. В этом мне помог один из активных участников разработки нового проекта изменений в Генплан, известный краснодарский общественник Владислав Амерханов. Но прежде разберемся в самом документе.

Генеральный план состоит из множества документов разного формата и текстовой части, есть и профессиональные моменты, в которых рядовым краснодарцам будет сложно разобраться и, наверное, нет необходимости — оставим это для экспертов, — сразу расставляет акценты Владислав Амерханов. — Нам нужна карта, значит, ищем графические документы: они обозначены форматом jpeg. Их, делящихся по слоям, в проекте Генплана много. То есть копии карт объектов культуры, образования, автодороги… Но есть одна основная, которая, по сути, объединяет все пласты, — это карта функциональных зон поселения в растровом формате, где обозначены все объекты местного значения. Или карта функциональных зон, которые определяют дальнейшее использование территорий.

Нажимаем на нее и скачиваем. Это займет примерно 10 минут. Чтобы открыть файл, нужен компьютер большой или средней мощности. Ведь карта весит 167,1 мегабайт!

Чтобы разобраться в карте функциональных зон поселения, сначала требуется изучить ее легенду: она находится в левом верхнем и в правом верхнем углу. Смотрю на документ: он усеян крошечными разноцветными квадратиками. Если внимательно прочитать легенду, то можно понять, что, к примеру, бирюзовые квадратики — это существующие зеленые зоны. Тем же цветом, только в полоску, обозначены проектируемые скверы, парки и аллеи.

Появится ли возле моего дома, расположенного на ул. Российской, 79/3, зеленая зона? Находим на карте адрес. Между моим домом и кольцом ул. Российской и 40-летия Победы уже давно растут деревья, но как зеленая зона она не сформирована. Поэтому эта территория обозначена бирюзовым квадратиком в полоску — как проектируемая зеленая зона.

Зеленые насаждения закреплены в Генеральном плане как озелененная территория общего пользования для того, чтобы завтра не пришли с топором и не вырубили деревья, не построили магазин или другие объекты, в том числе торговые,

— поясняет Владислав Амерханов.

В конце концов я все же стала более или менее разбираться в схемах и чертежах. Правда, для этого мне понадобился не один час. Вместе с Владиславом Амерхановым мы сформулировали предложения по благоустройству территории возле моего дома, которые и отправлю разработчикам.

Генплан указывает основные направления развития Краснодара и определяет наиболее рациональное использование, например, соцобъектов, зон отдыха и резервирует для этих целей территории, — уточняет Владислав Амерханов. — Мы должны вместе принять градостроительный документ, поскольку он вступит в силу только после общественных обсуждений. И от того, как они пройдут, во многом зависит, каким образом и в каком направлении станет развиваться наш любимый город.

Для общественных обсуждений на сайте администрации города будет опубликован проект Генплана в упрощенном формате. Я посоветовала бы краснодарцам, уж если эта информация доступна, изучить хотя бы фрагменты, которые касаются вашей жизни — территории возле вашего дома, района. Поверьте на слово, многое узнаете!

Пошаговая инструкция:

  • откройте проект Генерального плана Краснодара: он размещен на сайте ФГИСТП (Федеральная государственная информационная система территориального планирования);
  • зайдите в раздел «Документы» и нажмите подраздел «По территории»;
  • найдите Краснодарский край, а в подразделе «Городские округа Краснодарского края» — город Краснодар. Первый документ, который вы увидите, и есть Генеральный план Краснодара.

Генеральный план — это научно обоснованный план развития населенного пункта, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и другие виды освоения территории. Согласно Градостроительному кодексу РФ, генплан — один из главных документов территориального планирования.

Итоговый генплан будет включать в себя пояснительную записку, карту границ населенного пункта, а также карты функциональных зон города и планируемых для размещения там объектов. В карте функциональных зон будет подробно описано, для чего предназначена та или иная территория — будут ли там располагаться жилые, промышленные или рекреационные зоны. На карте будут отображены как существующие, так и планируемые поликлиники, школы, детские сады, транспортные развязки, путепроводы и другие объекты.

Краснодар 2.0. Кто и зачем делает новый генплан краевой столицы?

В прошлом году край выделил на разработку генплана города почти 64 млн рублей, в этом году предусмотрено еще почти 44 млн. Еще 22,5 млн рублей поступят в 2020 году. В общей сложности за три года из краевого бюджета выделят около 130 млн рублей.

Почему же городу так нужен новый генплан, который обойдется краевому бюджету в значительную сумму? По словам чиновников и исследователей, старый документ безнадежно устарел.

Разработка документа предполагает десять этапов, четыре из которых идут прямо сейчас. Первоначальная задача — собрать базовую информацию и исходные данные, которые будут изучены и проанализированы специалистами. Также параллельно проводится топографическая съемка территории. На основе полученных данных ученые создадут цифровой план Краснодара в масштабе 1:2000, который и ляжет в основу проектируемого документа. В составе третьего этапа выполняется анализ существующей градостроительной, социально-экономической, демографической, экологической ситуации, транспортной и коммунальной инфраструктур. В результате анализа территории будут выявлены проблемы, задачи и потенциал территориального развития города. По итогам четвертого этапа будет представлена концепция генерального плана Краснодара на 2021–2040 годы.

Руководитель проекта разработки Ирина Евплова считает, что в старом генплане исходные данные потеряли актуальность более десяти лет назад. Кроме того, с тех пор произошли значительные изменения в законодательной базе. Еще один недостаток заключается в том, что город вырос значительно быстрее ожиданий, заложенных в документ много лет назад.

Однако вскоре ситуация начала развиваться по другому сценарию. В 2015 году на пост губернатора Краснодарского края пришёл Вениамин Кондратьев. Он был сведущ в связанных с недвижимостью правовых вопросах: в 2003–2014 годах Кондратьев занимал пост заместителя главы администрации Краснодарского края по вопросам имущественных, земельных и правовых отношений; позже был сначала сотрудником ГУ федерального имущества управления делами президента РФ, а затем его руководителем.

В последующем несколько раз сменились главный архитектор города, руководство департамента архитектуры и градостроительства администрации Краснодара и состав участвующих в проекте специалистов.

В результате в проекте генплана появились неожиданные нововведения, грозящие многим краснодарцам серьёзными проблемами.

Первое из них чревато увеличением числа сносимых в городе недостроенных и эксплуатируемых домов. Суды по искам о сносе самостроев давно стали привычными для столицы Кубани. Эта кампания началась в 2017 году по инициативе Вениамина Кондратьева и с тех пор набирает обороты.

– В Краснодаре это модный тренд: хочешь насолить соседу или навредить бизнесу конкурента – пиши в муниципальный контроль, и соседа с конкурентом снесут, даже если у него есть необходимые документы, – рассказал «Октагону» местный бизнесмен.

В первую очередь под угрозу попали многие частные дома, построенные начиная с 80–90-х годов. В те времена не было ни Росреестра, ни чётких правил выделения земли и разрешений на строительство. У многих жителей есть только регистрация объектов недвижимости в БТИ, части заселённых кварталов до сих пор не существует на публичной кадастровой карте Росреестра, так как не проведено межевание их земель.

На сегодняшний день в составленный администрацией Краснодара реестр зданий и сооружений, возведённых с нарушением законодательства, включено 185 жилых и коммерческих строений.

Среди них есть как завершённые, так и недострои высотой от одного до шести этажей с разной степенью готовности. Реализация нового генплана может существенно удлинить этот список и увеличить нагрузку на суды.

– Раньше схема зонирования Краснодара была поделена на крупную клетку. В новом генплане она поделена на мелкую. В результате появились частные дома, попавшие сразу в две функциональные зоны. Например, в ИЖС (индивидуально-жилищное строительство) и ОД-2 (зона общественно-деловых объектов). В ОД-2 строить нельзя даже пристройки к уже существующему частному дому, что ущемит права собственников, – пояснил «Октагону» специалист в сфере градостроительства.

В запретную для строительства деловую зону вошёл даже элитный жилой комплекс Development Plaza, этот недострой, украшавший более 10 лет пересечение улиц Московской и 40-летия Победы, хорошо знаком краснодарцам.

Проект генплана застал врасплох и местных бизнесменов.

– По предварительной информации, мой объект попадает под строительство дороги. Так ли это? Если да, то каким образом будет проходить процедура изъятия? Объект является коммерческой недвижимостью и единственным средством дохода для меня и моей семьи, – задал вопрос в ходе общественных обсуждений проекта один из краснодарских бизнесменов.

ООО «Семья» получило официальное разрешение на застройку нескольких участков многоэтажными жилыми домами с инфраструктурой. Однако представители власти предложили, не уведомив представителей фирмы, изменить их статус.

– На основной части комплексной застройки, куда входят вышеуказанные земельные участки, расположены как построенные дома, которые будут введены в эксплуатацию в ближайшее время, так и строящиеся в настоящий момент, в том числе объекты инфраструктуры. Утверждение проекта генплана в существующей редакции влечёт нарушение прав многочисленных дольщиков, – считает представитель ООО «Семья».

Собственник участка по адресу: Московская, 105, лишь из проекта генплана узнал, что принадлежащую ему территорию планируется лишить производственного статуса и раздробить на зоны озеленённых территорий общего и специального назначения.

«Если данный документ будет принят без учёта моего мнения, появятся трудности в развитии данного земельного участка, что повлечёт за собой судебные тяжбы. Изменение функциональных зон приведёт к снижению инвестиционной привлекательности земельного участка, к снижению рыночной стоимости…»

Так заявил в своём обращении бизнесмен. Он предупредил, что проект генплана нарушает статьи 35 и 36 Конституции РФ (гарантируют право частной собственности и устанавливают право владения землёй).

Ещё один участник общественных обсуждений генплана предупредил, что строительство предусмотренных документом новых дорог приведёт к ликвидации целых микрорайонов:

– Тот, кто планировал, он вообще был на этом участке улицы от Ипподромной до МЖК? А ничего, что там коммерческие объекты, два огромных гаражных кооператива, частный сектор, территория МЖК, которую оставляют в зонировании как промышленную зону? Да там только половину МЖК надо снести, чтобы проложить дорогу. А самое главное – частный сектор, где люди не собираются покидать свои участки, при этом территория частного сектора даёт очень существенное озеленение.

Обстоятельный список претензий был высказан группой горожан, в которую вошли выпускники президентской программы подготовки управленческих кадров, участники проекта «Лидеры России» и представители экспертного сообщества Краснодара. В частности, они посчитали неуместной застройку многоэтажными домами большей части территории Чистяковской рощи и части территориальной зоны возможного катастрофического затопления в случае аварии на Краснодарском водохранилище.

– Целью предлагаемых изменений генплана является подготовка свободных земель вокруг города под высокоплотную многоэтажную застройку (при отсутствии инфраструктуры), что приведёт к созданию по периметру существующей относительно сбалансированной городской застройки нескольких аналогов Музыкального микрорайона с сопутствующими проблемами инженерного и социального характера, – отметили представители экспертной группы.

Но самой тревожной проблемой проекта генплана специалисты считают отсутствие в нём достаточного анализа гидрогеологической структуры земель.

Ранее на территории Краснодара находилось порядка двадцати озёр. Сегодня осталось менее половины из них. Остальные осушены, а на их территории стоят многоэтажные дома. Геология центра города является проблемной и требует тщательной проработки. Краснодарцы помнят провалы дорог по улицам Октябрьской и Тургенева, многие жалуются на воду в подвалах домов, но профильные специалисты не анализируют причины этого явления.

Дальнейшее игнорирование при застройке особенностей местной геологии и гидрогеологии при высокой сейсмоактивности может привести к необратимым последствиям, а в случае прорыва Краснодарского водохранилища при высокобалльном землетрясении превратит город в «Китеж-град».

При таком сценарии части города грозит затопление до пятого этажа, а в худшем случае – полное затопление.

Всего в ходе общественных слушаний было высказано более пяти тысяч замечаний к проекту. Но большинство из них не было принято во внимание.

Тем не менее 2 сентября городская дума утвердила стратегический документ. 14 октября Российская академия архитектуры и строительных наук признала генплан Краснодара лучшим концептуальным градостроительным проектом в стране. И в этот же день прокуратура внесла представление, в котором потребовала скорректировать документ. В прокурорском требовании говорится, что в генплане не учтены права обманутых дольщиков.

Лучший в России генплан утопит Краснодар

Одним из немногих политиков, изначально выступавших с критикой генплана, стал депутат Городской думы Краснодара Дмитрий Коломиец.

– Генеральный план – обширный документ, который определяет не только алгоритм застройки города, но и его комплексное развитие – строительство дорог, развитие зелёных зон, социальных объектов и многого другого, – отметил парламентарий.

По словам Коломийца, значительное увеличение количества функциональных зон в новом генплане и нежелание разработчиков учитывать то, что порядка 40 процентов земельных участков остаются неразмежёванными, привело к тому, что многие участки оказались поделены на несколько зон. Это противоречит положениям Земельного и Градостроительного кодексов, нарушает права собственников и приводит к несоответствию указанных в генплане границ некоторых микрорайонов реперным точкам. Несоответствие указанного в генплане назначения ряда участков их фактическому использованию грозит многочисленными судебными разбирательствами между жителями города и властью.

На кадастровой публичной карте необходимо выставить галочку ЗОУИТ, на основе которой осуществляется поиск данных для зонирования. Порядок определения зонирования со специальным статусом имеет следующий порядок.

  1. Правительство на основании Постановления принимает решение об определении указанной зоны. Далее Правительство назначает местный, региональный органы власти ответственным за порядок признания особого статуса ЗОУИТ.
  2. В Постановлении указывается исчерпывающий перечень документов, на основании которых регулируется правовой статус зоны. Исполнители, в лице местных органов самоуправления обязаны руководствоваться указанным перечнем.
  3. Заинтересованное лицо (таковым чаще всего бывает подведомственное Министерство) разрабатывает информационную, правовую, техническую, описательную часть использования зоны по классификатору ЗОУИТ и передают сведения в местные органы власти.
  4. Для определения точного статуса зоны, предусмотрено проведение комплексных кадастровых работ. Кадастровые инженеры получают от местных властей всю необходимую документацию и техническое задание для подготовки и определения статуса ЗОУИТ.
  5. По завершению проведения кадастровых работ, уполномоченные органы власти издают распоряжение об установлении статуса ЗОУИТ.
  6. После того, как будут подготовлены и утверждены все документы, зона с новым статусом ЗОУИТ будет зарегистрированное в Росреестре.

Сведения представляются по видам имущества. Чтобы узнать общедоступные сведения по участку, нужно ввести его кадастровый номер, адрес расположения или кликнуть по официальной карте Краснодара и для Вас откроются данные:

  • кадастровый номер;
  • назначение;
  • зарегистрированная площадь;
  • для дома год постройки;
  • координаты местоположения.

При помощи навигации по кадастровой карте со спутника можно оценить инфраструктуру окружающего земельный участок, прилегающие земли и объекты.

Для расширения перечня полученной информации земельного участка или здания, здесь же можно заказать отчет об объекте недвижимости или об истории перехода прав, а так же справку о кадастровой стоимости.

  1. Жилые зоны – Ж
  2. Общественно-деловые зоны – Д
  3. Производственные зоны – П
  4. Зоны инженерной и транспортной инфраструктуры – соответственно, И и Т
  5. Рекреационные зоны – Р
  6. Зоны сельскохозяйственного использования – С
  7. Зоны специального назначения – К
  8. Зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий – К3

Территориальные зоны могут включать в себя территории общего пользования – площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, водоемы и другие объекты.

Дополнительные территориальные зоны могут быть установлены органами местного самоуправления городов и сельских поселений в зависимости от местных условий .

Внутри территориальных зон могут вводиться подзоны, которые включают в себя территории с особенностями градостроительного регламента застройки и ограничениями на их использование.

Обозначения однотипных территорий внутри зон в разных поселениях могут отличаться друг от друга, так как отражают конкретную ситуацию самого поселения.

Рассмотрим функциональные зоны по отдельности.

  • Предназначены для застройки:
    • многоквартирными жилыми домами
    • жилыми домами малой и средней этажности
    • индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками
  • В жилых зонах допускается размещение:
    • отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социально-культурного и культурно-бытового обслуживания населения
    • культовых зданий
    • стоянок автомобильного транспорта
    • промышленных, коммунальных и складских объектов:
      • для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредного воздействие на окружающую среду
  • К жилым зонам также относятся территории садоводческих и дачных кооперативов:
    • если они расположены внутри границ (черты) поселения

Возможные обозначения в жилых зонах:

  • Ж1 – коллективные садоводства
  • Ж2 – зона малоэтажной жилой застройки коттеджного типа, индивидуальными жилыми домами отдельно стоящими и /или блокированными
  • Ж2 – зона малоэтажной смешанной жилой застройки
  • Ж3 – зона малоэтажной многоквартирной жилой застройки
  • Ж4 – зона среднеэтажной многоквартирной жилой застройки
  • Ж5 – зона среднеэтажной многоквартирной жилой застройки 9 этажей и выше

Проект Генерального плана Краснодара опубликован для изучения

ОДЗ предназначены для размещения:

  • объектов здравоохранения
  • объектов культуры
  • объектов торговли
  • объектов общественного питания
  • объектов бытового обслуживания
  • объектов коммерческой деятельности
  • образовательных учреждений (среднего профессионального или высшего профессионального образования)
  • административных, научно-исследовательских учреждений
  • культовых зданий
  • иных зданий, строений, сооружений
  • стоянок автомобильного транспорта
  • деловых, финансовых и общественных центров

В общественно-деловых зонах возможно размещение:

  • жилых домов
  • гостиниц
  • подземных или многоэтажных гаражей.

В генеральных планах, в связи с такими сочетаниями возможностей застройки территорий, могут встретиться обозначения:

Д – зона всех видов общественно-деловой застройки с включением объектов жилой застройки и с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны

  • Д1 – зона многофункциональной общественно-деловой застройки
  • Д2 – зона объектов здравоохранения, культуры, среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий
  • Д3 – зона многофункциональной общественно-деловой застройки на вновь образуемых территориях
  • ДИ – зона всех видов общественно-деловой застройки и объектов водного транспорта с включением объектов жилой застройки и с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны
  • ЖД – зона общественно-деловой застройки с включением объектов жилищного строительства
  • другие обозначения

Предназначены для размещения и деятельности

  • сооружений и коммуникаций:
    • железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта
  • инженерного оборудования

Обязательное условие при размещении объектов инженерной и транспортной инфраструктуры – соблюдение:

  • необходимых расстояний от таких объектов до территорий жилых, общественно-деловых и рекреационных зон
  • других требований для предотвращения вредного воздействия на среду жизнедеятельности

Если объекты инженерной и транспортной инфраструктуры обладают особенностью прямого вредного воздействия на безопасность населения, то они размещаются за пределами городских и сельских поселений.

Обязанность по благоустройству:

  • территорий отвода объектов инженерной и транспортной инфраструктуры
  • СЗЗ

возлагается на собственников сооружений и коммуникаций, транспорта, связи и инженерного оборудования.

Возможные обозначения в зонах инженерной и транспортной инфраструктуры:

У городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения и магистралей городского значения:

  • И1 – городской транспорт и инженерной инфраструктуры
  • И2 – воздушный транспорт
  • И3 – железнодорожный транспорт
  • И4 – водный транспорт

Такие зоны предназначены для организации мест отдыха населения:

    • парки
    • сады
    • городские лес
    • лесопарки
    • пляжи
    • иные объекты

В рекреационные зоны могут включаться:

  1. особо охраняемые природные территории
  2. природные объекты

На территории рекреационных зон не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов. Исключение составляют промышленные, коммунальные и складские объекты, непосредственно связанные с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

Возможные обозначения в рекреационных зонах:

  • Р0 – зона спортивных сооружений и пляжей с включением элементов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием этих сооружений
  • Р1 – зона лесов и лесопарков
  • Р2 – зона природных ландшафтов
  • Р3 – зона отдыха, спорта, досуга и развлечений, туризма и санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов различного вида дачного фонда
  • Р4 – зона природоохранного назначения

В пределах границ (черты) городских и сельских поселений выделяются зоны сельскохозяйственного использования:

  • пашни
  • сады
  • виноградники
  • огороды
  • сенокосы
  • пастбища
  • участки, занятые сельскохозяйственными зданиями, строениями, сооружениями.

Территории таких зон могут использоваться для ведения сельского хозяйства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральным планом и правилами застройки.

Обозначение в зонах:

С – зоны сельхозугодий, питомников, теплиц, производственных объектов с/х назначения с включением объектов производственной, социальной и инженерной инфраструктуры

  • С1 – зоны сельхозугодий, питомников и теплиц
  • С2 – производственных объектов с/х назначения с включением объектов производственной, социальной и инженерной инфраструктуры
  • С3 – для ведения садоводства хозяйства

Выделяются для размещения:

  • кладбищ
  • крематориев
  • свалок бытовых отходов и иных объектов, использование которых несовместимо с использованием других территориальных зон городских и сельских поселений

Использование таких зон регламентируется требованиями специальных нормативов.

Возможные обозначения в зонах специального назначения:

  • К1 – кладбища и мемориальные парки
  • К2 – территории, подлежащие рекультивации:
    • несанкционированные свалки
    • закрытые карьеры
    • зоны складирования отходов

Три пути развития: каким будет Краснодар к 2040 году

Где построят новый район

Район охватит части поселков Знаменский и Новознаменский, Пригородный, а также еще неосвоенные земли. Треть района будет пересекать трассу М-4 «Дон». С двух сторон его ограничат существующие железные дороги. Улица Тихорецкая, которая станет одной из основных въездных магистралей, будет пересекать район по всей длине.

Не все объекты попали в проект. Например, разработчики исключили птицефабрику. Специалисты объяснили, что собственник «не понимает, что это одно из интересных направлений развития». В том месте запланирован пересадочный узел, куда приходит трамвай и городская электричка. Не войдет в микрорайон и аэропорт, но к нему обеспечат 15-минутную доступность.

Итак, «город в городе» получил рабочее название «Большой планировочный район Новознаменский». Он делится на 4 жилых района – Западный, Центральный, Северный и Восточный.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Тогда придется искать на официальном сайте администрации. Сделать это не всегда просто, так как унификации у сайтов администраций еще меньше, чем на ФГИС ТП.

Также есть вариант заказать в самой администрации выписку из правил землепользования и застройки на нужный земельный участок. Это услуга либо бесплатна, либо оказывается за символическую стоимость.

Спасибо. Конец.

Генплан Краснодара теперь можно изучить на специальной интернет-платформе

Процедура градостроительного зонирования территории земельного массива является способом распределения земель в ведении муниципалитетов на определенные категории территориальных зон. Для каждой такой зоны составляется уникальный регламент по видам градостроительной деятельности.

Так как собственники земельных угодий, недвижимости, возведенной на территории, могут меняться, при этом государство должно обеспечить условия эксплуатации возведенных конструкций на определенных условиях для любого следующего собственника.

Для этого и присваиваются различные категории к территориям и объектам на них, чтобы регулирование строительной деятельности, внесения изменений и дополнений в сооружения и здания осуществлялось по строго регламентированным нормам. Именно в этом состоит основная цель создания карты зонирования территории страны.

Изучите статью 30 ГрК РФ, в которой четко определены задачи формирования правил и норм землепользования и осуществления учета строительной деятельности на территории:

  • Основная цель заключается в обеспечении плана стабильного длительного развития муниципального образования без угрозы экологических нарушений в результате градостроительной деятельности;
  • Составление плана расширения муниципального образования с обеспечением граждан всеми необходимыми постройками;
  • Очень важной целью является соблюдение прав владельцев земель для садов и дач, для участков с различным назначением землепользования. Обязательно нужно учитывать интересы владельцев застроек на территории;
  • Создание плана развития производственных комплексов для привлечения финансирования внутри региона и инвестиций федерального масштаба.

Зонирование территории может быть функциональным и территориальным, причем второе конкретизирует первое.
Функциональные зоны устанавливаются документами территориального планирования, но коль в данной статье речь идет о жилых зонах, необходимо конкретизировать, что в данном случае в качестве такой документации выступает генеральный план населенного пункта.
К видам функциональных зон относятся: зоны городского центра, жилые, производственные, научно-образовательные, рекреационные, зоны инженерных и транспортных инфраструктур, зоны охраны среды и специального назначения.
Границы же территориальных зон определены в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ), которые устанавливают градостроительный регламент для каждой такой зоны.

Градостроительный регламент определяет правовой режим земельных участков, находящихся в границе каждой территориальной зоны.

Т.е. функциональные зоны лишь определяют область использования земельного участка, а вот территориальные уже детализируют как это сделать и по каким правилам (параметры возводимых строений, предельные площади застройки, отступы от границ земельного участка и т.д.).
Территориальные зоны могут быть: жилыми, общественно-деловыми, производственными, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационными, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов и иными.
Целью зонирования территории является создание благоприятной среды для проживания граждан, ограничение вредного воздействия производств, обеспечение сохранности историко-культурных объектов и рационального использования ресурсов, а также предотвращение чрезмерной концентрации населения и производств.

Территориальные зоны — это земельные территории, объединённые возможностью застройки конкретными видами объектов. На генеральном плане такие зоны выделяют цветом, а также буквенным обозначением.

Территориальные зоны детализируют функциональные зоны, то есть устанавливают градостроительные регламенты на отдельно взятых территориях, придавая каждому земельному участку правовой режим. Функциональные зоны правового режима земельных участков не устанавливают, но влияют на него косвенно именно через территориальные зоны, устанавливаемые в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ).

Как узнать категорию земель и вид разрешенного использования

  • Аренда земельного участка для дома (13)
  • Аренда земельного участка под бизнес (19)
  • Земельные участки по госпрограмме (12)
  • Земельные участки по льготе (9)
  • Земли сельскохозяйственного назначения (14)
  • Индивидуальное Жилое Строительство (25)
  • Кадастровые работы (16)
  • Отказ в аренде земельного участка (22)
  • Отказ в переводе в собственность (6)
  • Отказ в регистрации дома (5)
  • Покупка земельного участка (28)
  • Продажа земельного участка (15)
  • Судебные иски и споры (10)

Предназначены для застройки многоквартирными жилыми домами, жилыми домами малой и средней этажности, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социально-культурного и культурно-бытового обслуживания населения, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредного воздействие на окружающую среду.

К жилым зонам также относятся территории садоводческих и дачных кооперативов, если они расположены внутри границ (черты) поселения.

Предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также образовательных учреждений (среднего профессионального ми высшего профессионального образования), административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий и иных зданий, строений, сооружений, стоянок автомобильного транспорта, деловых, финансовых и общественных центров.

В общественно-деловых зонах возможно размещение жилых домов, гостиниц, подземных или многоэтажных гаражей.

Производственные зоны предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для обеспечения деятельности производственных объектов.

В производственную зону включается и территория санитарно-защитных зон самих объектов.

Собственники производственных объектов за счёт собственных средств проводят благоустройство территории производственной зоны.

В санитарно-защитной зоне промышленных, коммунальных и складских объектов не допускается размещение жилых домов, дошкольных образовательных и образовательных учреждений, а также учреждений здравоохранения, отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, садоводческих, дачных и огороднических кооперативов и производство сельскохозяйственной продукции.

Карта функционального зонирования Краснодара открыта для просмотра

Предназначены для организации мест отдыха населения — парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи и иные объекты.

В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты.

На территории рекреационных зон не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов.

Исключение составляют промышленные, коммунальные и складские объекты, непосредственно связанные с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

В пределах границ (черты) городских и сельских поселений выделяются зоны сельскохозяйственного использования — пашни, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища, а также занятые сельскохозяйственными зданиями, строениями, сооружениями.

Территории таких зон могут использоваться для ведения сельского хозяйства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральным планом и правилами застройки.

Выделяются для размещения кладбищ, крематориев, свалок бытовых отходов и иных объектов, использование которых несовместимо с использованием других территориальных зон городских и сельских поселений. Использование таких зон регламентируется требованиями специальных нормативов.

Зоны военных объектов и иные зоны режимных территорий

Предназначены для размещения объектов, в отношении которых устанавливается особый режим пользования. В пределах границ (черты) городских и сельских поселений использование зон военных объектов и зон режимных территорий устанавливается федеральными органами власти и органами местного самоуправления в соответствии со специальными градостроительными нормативами и правилами застройки.

Схемы территориального планирования готовятся на всех уровнях публично-правовых образований: Российская Федерация в целом, отдельный субъект РФ, два и более субъекта РФ, муниципальное образование. П. 1 ст. 10 ГрК РФ прямо предусмотрена подготовка схем территориального планирования РФ в следующих областях:

1) федеральный транспорт;
2) оборона страны и безопасность государства;
3) энергетика;
4) высшее образование;
5) здравоохранение.

Схемы в иных областях могут разрабатываться на основании отдельных решений Президента или Правительства РФ.

По общему правилу схема готовится в отношении всей территории Российской Федерации. Возможность готовить схему в отношении части территории появляется у уполномоченных органов в случае принятия соответствующего решения Президента или Правительства РФ[1].

Любая схема территориального планирования РФ должна содержать две составные части:

  • положение о территориальном планировании;
  • карту планируемого размещения объектов федерального значения.

Положение о территориальном планировании включает в себя следующую информацию: виды, назначение и наименования планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики и местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

Эти же объекты отображаются на карте планируемого размещения объектов федерального значения.

Необходимо отметить, что объектами федерального значения являются объекты, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесённым к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Объекты регионального и местного значения обеспечивают осуществление полномочий субъектов РФ и муниципальных образований соответственно.

Также к любой схеме территориального планирования прилагаются материалы по её обоснованию, в которых подробно описываются предполагаемые к размещению объекты федерального значения, обосновывается выбор их месторасположения, приводятся сведения об утверждённых документах стратегического планирования РФ, национальных проектах, межгосударственных и государственных программах РФ и т. д. Ценное значение имеют и многочисленные карты, включаемые в такие материалы (п. 9 ст. 10 ГрК РФ).

Схожим образом ГрК РФ регулируется статус региональных схем территориального планирования[2].

С 11.01.2018 допускается подготовка документов территориального планирования не только одного, но двух и более субъектов РФ. По общему правилу наличие утверждённого документа территориального планирования двух и более субъектов РФ или подготовка проекта данного документа не препятствует подготовке и утверждению документов территориального планирования субъекта РФ, а также внесению изменений в утверждённые документы. В случае, если размещение объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования субъекта РФ, препятствует размещению объектов регионального значения, предусмотренных документами территориального планирования двух и более субъектов РФ, документы территориального планирования субъекта РФ подлежат приведению в соответствие, а до приведения в соответствие – не подлежат применению в части, противоречащей утверждённым документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, со дня утверждения.

Схемы территориального планирования субъекта РФ, двух и более субъектов РФ готовятся в следующих областях:

1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
3) образование;
4) здравоохранение;
5) физическая культура и спорт;
6) энергетика[3];
7) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.

ГрК РФ также допускает подготовку схем применительно ко всей территории субъекта РФ или к её части.

Подготовка проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов РФ может осуществляться применительно к территориям или частям территорий субъектов РФ, имеющих общую границу.

Состав схемы территориального планирования субъекта РФ, двух и более субъектов РФ аналогичен составу федеральной схемы. Единственное отличие заключается в том, что в региональной схеме содержится информация об объектах регионального, а не федерального значения. Схема территориального планирования двух и более субъектов РФ должна содержать информацию о линейных объектах регионального значения, размещение которых планируется на территории двух и более субъектов РФ, объектах регионального значения, необходимых для реализации договоров, заключённых между органами государственной власти соответствующих субъектов РФ, а также об объектах регионального значения, размещение которых планируется на территории одного из субъектов РФ.

В соответствии со ст.ст. 9 и 26 ГрК РФ принятые документы территориального планирования имеют следующее значение:

1) являются основанием для подготовки документации по планировке территории;
2) являются основанием для принятия решения о резервировании земельного участка с учётом правил, предусмотренных ст. 70.1 ЗК РФ[9];
3) являются основанием для изъятия земельного участка для публичных нужд в порядке, предусмотренном главой VII.1 ЗК РФ[10];
4) являются основанием для принятия решения о переводе земельного участка из одной категории в другую. Например, земли сельскохозяйственного назначения могут быть переведены в земли населённых пунктов и застроены в рамках утверждённого градостроительного регламента при установлении или изменении Генпланом границы населённого пункта.

Дополнительно следует отметить, что функциональное зонирование, установленное Генпланом, является основанием для градостроительного зонирования, предусматриваемого Правилами землепользования и застройки.

Этот вид зонирования будет рассмотрен далее.

В Краснодаре утвердили изменения в Правила землепользования и застройки

Документы территориального планирования принимаются на определённый срок. Например, Генеральные планы утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. Вместе с тем до истечения этого срока существует возможность внесения изменений в утверждённые документы.

Особый интерес при этом представляет изменение муниципальной документации, поскольку она содержит функциональное зонирование. Фактически это зонирование показывает, объекты какого вида могут быть построены на территории определённой функциональной зоны. Кроме того, через изменение именно этих документов могут быть расширены границы населённых пунктов, что обычно существенно упрощает возможность застройки присоединённых территорий.

Изменение Генплана осуществляется по такой же процедуре, что и его принятие, и включает в себя несколько основных этапов:

  • принятие главой местной администрации решения о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план[11];
  • представление заинтересованными лицами предложений об изменении Генерального плана;
  • проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по предлагаемым изменениям[12];
  • рассмотрение проекта изменений и результатов общественных обсуждений или публичных слушаний на заседании представительного (законодательного) органа местного самоуправления;
  • принятие или отклонение предлагаемых поправок в Генеральный план.

Более подробно процедура внесения изменений в Генеральный план устанавливается муниципальными правовыми актами, для Санкт-Петербурга, Москвы и Севастополя – региональными законами.

С 2020 года в границах поселения, городского округа могут быть определены территории вне границ населённых пунктов, применительно к которым не предполагается изменение их существующего использования и в отношении которых отсутствует необходимость подготовки Генерального плана.

Нормативам градостроительного проектирования посвящена глава 3.1 ГрК РФ, которая была введена в 2014 году.

Ст. 29.1 ГрК РФ предусматривает, что нормативы градостроительного проектирования подразделяются на:

1) региональные нормативы градостроительного проектирования (РНГП);
2) местные нормативы градостроительного проектирования (МНГП), которые включают в себя:

  1. a) нормативы градостроительного проектирования муниципального района;
  2. b) нормативы градостроительного проектирования поселения;
  3. c) нормативы градостроительного проектирования городского округа.

Региональные нормативы содержат расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами регионального значения и расчётные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта РФ. Дополнительно региональные нормативы могут включать предельные значения расчётных показателей минимального уровня обеспеченности объектами местного значения и максимально допустимого уровня доступности таких объектов на территориях муниципальных образований.

Также Постановлением Правительства РФ от 16.12.2020 № 2122 «О расчётных показателях, подлежащих установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования» утверждены расчётные показатели, которые подлежат установлению в региональных нормативах градостроительного проектирования наряду с расчётными показателями, указанными выше.

Местные нормативы, в свою очередь, содержат расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами местного значения и расчётные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения. При этом для муниципальных властей являются обязательными установленные на региональном уровне предельные значения расчётных показателей.

Важно отметить, что нормативы градостроительного проектирования могут регулировать только вопросы обеспеченности населения объектами социальной и прочей инфраструктуры. До настоящего времени сохраняет свою актуальность позиция Верховного Суда РФ о том, что строительные нормы и правила могут регулироваться только на федеральном уровне [13]. Поэтому регионы и муниципалитеты не могут заниматься техническим регулированием под видом нормативов градостроительного проектирования. Однако на практике эта позиция соблюдается далеко не всегда. Например, нормативы Ленинградской области представляют собой практически бессистемную компиляцию строительных норм и правил, а также утверждённых государственных стандартов [14].

Приказом Минэкономразвития № 71 от 15.02.2021 утверждены Методические рекомендации по подготовке нормативов градостроительного проектирования.

Нормативы имеют следующее значение для градостроительной деятельности:

1) РНГП должны учитываться при подготовке схем территориального планирования субъекта РФ, двух и более субъектов РФ;
2) РНГП и МНГП должны учитываться при подготовке схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов, документации по планировке территории.

К документам градостроительного зонирования ГрК РФ отнесены только Правила землепользования и застройки.

ПЗЗ принимаются на муниципальном уровне, а в городах федерального значения – на уровне высшего исполнительного органа власти этих городов.

Фактически эти правила являются основным документом для застройщика, поскольку они устанавливают большинство требований к застройке земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 30 ГрК РФ ПЗЗ включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила (Порядок);
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.

Порядок должен содержать регулирование по вопросам землепользования и застройки, изменения видов разрешённого использования земельных участков, подготовки документации по планировке территории и т. д.

Карта градостроительного зонирования фиксирует границы территориальных зон. При этом один земельный участок должен относиться только к одной территориальной зоне. Территориальная зона по своей сути является совокупностью земельных участков, на которые распространяется один градостроительный регламент.

В 2017 и 2020 гг. требования к картам градостроительного зонирования были дополнены. Помимо территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия (ОКН), такие карты должны содержать границы территорий исторических поселений федерального и регионального значения, а также могут содержать границы территорий, на которых может осуществляться комплексное развитие территорий (КРТ).

Ст. 35 ГрК РФ предусматривает, что в ПЗЗ могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Градостроительный регламент, в свою очередь, включает в себя информацию:

1) о видах разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) о предельных (минимальных и/или максимальных) размерах земельных участков и предельных параметрах разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) об ограничениях использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расчётные показатели обеспеченности инфраструктурой (коммунальной, транспортной, социальной) и расчётные показатели территориальной доступности такой инфраструктуры, если в границах территориальной зоны предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории.

ПЗЗ по общему правилу должны утверждаться в отношении всей территории поселения или городского округа. Однако до принятия Генплана допускается утверждение ПЗЗ в отношении части территории поселения (городского округа).

С 01.07.2017 утверждённые ПЗЗ поселения, городского округа, межселенной территории не применяются в части, противоречащей ограничениям использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленным на приаэродромной территории, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, установленная в соответствии с Воздушным кодексом РФ[15]. Срок приведения утверждённых ПЗЗ в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, не может превышать шесть месяцев.

Важной является проблема соотношения юридической силы Генерального плана и ПЗЗ. Она может проявиться, например, если территориальная зона земельного участка по ПЗЗ отличается от функциональной зоны того же участка по Генплану. В этом случае приоритет имеют положения Генерального плана[16]. Соответственно, ПЗЗ в спорной части являются не подлежащими применению, а градостроительное зонирование до принятия изменения в ПЗЗ – фактически отсутствующим.

Изменение ПЗЗ осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 33 ГрК РФ, где устанавливаются как основания для внесения изменений в ПЗЗ, так и порядок, сроки осуществления таких изменений.

Документация по планировке территории готовится на основании утверждённых документов территориального планирования. В связи с этим решение о её подготовке может приниматься органами власти различного уровня.

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают подготовку документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации.

Уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, на основании документов территориального планирования муниципального района, а также на основании ПЗЗ межселенных территорий. Органы местного самоуправления поселения (городского округа) обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании Генплана поселения, Генплана городского округа, ПЗЗ.

Ст. 45 ГрК РФ указан ряд случаев, когда документация по планировке территории может разрабатываться по частной инициативе. Решение о разработке документации по планировке может быть принято:

1) лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории;
2) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции;
3) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
4) садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.

Указанные лица при принятии ими решения о разработке документации по планировке территории обеспечивают выполнение соответствующих работ за свой счёт.

С 28.12.2019, если в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального, регионального, местного значения в соответствии с утверждённым ППТиПМ необходима реконструкция существующих линейных объектов, такая реконструкция может осуществляться на основании указанного ППТиПМ (за исключением случаев, если для такой реконструкции не требуется разработка ППТиПМ). При этом указанный ППТиПМ подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на утверждение ППТиПМ существующих объектов. Предметом такого согласования являются предусмотренные данным ППТиПМ границы зон планируемого размещения существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с планируемыми строительством, реконструкцией линейного объекта федерального, регионального, местного значения. Срок согласования не может превышать 30 дней с момента поступления ППТиПМ в уполномоченный орган. В случае непредоставления возражений по истечении указанного срока ППТиПМ считается согласованным.

В случае внесения изменений в ППТиПМ, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на 10% площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов, согласование изменений не требуется при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные ППТиПМ планировочные решения, а также не приведёт к необходимости изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (в случаях размещения линейных объектов федерального, регионального, местного значения для размещения которых допускается такое изъятие)[22].

Подготовка документации по планировке территории в целях реализации решения о комплексном развитии территории осуществляется в соответствии с таким решением без учёта ранее утверждённой в отношении этой территории документации по планировке территории. В случае, если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в Генплан поселения, Генплан городского округа, ПЗЗ, подготовка указанной документации по планировке территории осуществляется одновременно с подготовкой изменений в данные Генплан поселения, Генплан городского округа, ПЗЗ. Утверждение указанной документации по плани��овке территории допускается до утверждения этих изменений в Генплан поселения, Генплан городского округа, ПЗЗ. Со дня утверждения документации по планировке территории, в отношении которой принято решение о её комплексном развитии, ранее утверждённая документация по планировке этой территории признаётся утратившей силу.

П. 20 ст. 14 и п. 26 ст. 16 закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – закон № 131-ФЗ) предусматривают, что по общему правилу к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов относятся[25]:

1) утверждение Генплана;
2) утверждение ПЗЗ;
3) утверждение документации по планировке территории;
4) выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных в границах поселений, городского округа;
5) выдача разрешений на строительство;
6) выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;
7) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования;
8) направление уведомления о (не)соответствии планируемых к строительству или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения таких объектов на земельном участке.

Однако п. 1.2 ст. 17 закона № 131-ФЗ предусматривает, что законом субъекта РФ указанные полномочия могут быть переданы на уровень региональных властей. Если такой закон принимается, то в нём описывается, в какой мере в подготовке документации и принятии решений продолжают участвовать органы местного самоуправления.

На данный момент многие субъекты РФ приняли законы о передаче себе градостроительных полномочий[26].

Необходимо отметить, что перераспределение полномочий не может подменять собой изменение императивных процедур, предусмотренных ГрК РФ. Например, до 2019 года в Ленинградской области процедура подготовки и утверждения ГПЗУ была распределена между двумя уполномоченными органами: муниципальные органы подготавливают проект градостроительного плана, а региональный орган власти в области градостроительной деятельности «утверждает» его путём регистрации. При этом по непонятным причинам региональный законодатель полагал, что это позволяет ему менять установленные ГрК РФ сроки выдачи градостроительных планов и, главное, фактически отказывать в выдаче его заявителю по некой причине «неутверждения» региональным органом власти в области градостроительной деятельности. Полагаем, что это не соответствует ни правовой природе градостроительного плана, ни непосредственно ГрК РФ[27].

Также, с 01.01.2020 широкий круг муниципальных полномочий отнесён к полномочиям регионального органа власти в области градостроительной деятельности, в т. ч. такие как принятие решения о подготовке проекта ПЗЗ, проекта о внесении изменений в ПЗЗ или об отклонении предложения о внесении изменений в ПЗЗ, обеспечение опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта ПЗЗ, проекта о внесении изменений в ПЗЗ; согласование проекта ПЗЗ, проекта о внесении изменений в ПЗЗ, подготовленных применительно к территории исторического поселения федерального или регионального значения, с уполномоченным органом; осуществление проверки проекта ПЗЗ, проекта о внесении изменений в ПЗЗ на соответствие требованиям технических регламентов, Генеральному плану поселения, городского округа, схемам территориального планирования, сведениям ЕГРН; принятие решения о внесении изменений в ПЗЗ в случае поступления предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, либо обжалованию такого предписания; обеспечение внесения изменений в ПЗЗ в случае получения требования уполномоченного органа в целях обеспечения размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального, регионального, местного значения (за исключением линейных объектов)[28].

Статья 36. Виды зон градостроительных ограничений…………………………..65

Данная территориальная зона предназначена для застройки жилыми объектами различной этажности. Существует несколько вариантов зоны Ж, и у каждой имеет собственное цифровое обозначение. Территориальные зоны Ж-1 — Ж-4 отличаются плотностью застройки — от индивидуального жилищного строительтсва, до многоэтажных домов. Жилые зоны допускают строительство объектов коммерческого, бытового, социального назначения. Для каждой жилой зоны предусмотрены собственные виды разрешенного использования.

  • Территориальная зона Ж-1: ИЖС (остальное в уловно-разрешенных видах);
  • Территориальная зона Ж-2: Блокированная застройка и малоэтажное строительство, объекты коммерческого и социального назначения;
  • Территориальная зона Ж-3: Среднеэтажное строительство, объекты коммерческого и социального назначения;
  • Территориальная зона Ж-4: Многоэтажное строительство, объекты коммерческого и социального назначения;

Особенностью территориальных зон Ж-2 — Ж-4 является возможность присвоения земельному участку сразу нескольких основных видов разрешенного использования. Например — жилой дом + магазин + ресторан.

Внимание! В правилах землепользования и застройки некоторых муниципальных образований территориальные зоны Ж-2 — Ж-4 объединяют в отдельную зону многоквартирной жилой застройки, Ж-1 — Ж-2 объединяют в зону застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.

Наименование ВРИ / Типовая зона Ж / Код (числовое обозначение ВРИ):

  • Для индивидуального жилищного строительства (Ж-1) 2.1
  • Для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-1) 2.2
  • Ведение огородничества (Ж1-Ж2) 13.1
  • Объекты гаражного назначения (Ж-1) 2.7.1
  • Блокированная жилая застройка (Ж-2) 2.3
  • Малоэтажная многоквартирная жилая застройка (Ж-2) 2.1.1
  • Среднеэтажная жилая застройка (Ж-3) 2.5
  • Многоэтажная жилая застройка (Ж-4) 2.6
  • Объекты гаражного назначения (Ж1-Ж4) 2.7.1
  • Коммунальное обслуживание (Ж2-Ж4) 3.1
  • Социальное обслуживание (Ж2-Ж4) 3.2
  • Бытовое обслуживание (Ж2-Ж4) 3.3
  • Амбулаторно-поликлиническое обслуживание (Ж2-Ж4) 3.4.1
  • Дошкольное, начальное и среднее общее образование (Ж2-Ж4) 3.5.1
  • Культурное развитие (Ж2-Ж4) 3.6
  • Религиозное использование (Ж2-Ж4) 3.7
  • Амбулаторное ветеринарное обслуживание (Ж2-Ж4) 3.10.1
  • Деловое управление (Ж2-Ж4) 4.1
  • Рынки (Ж2-Ж4) 4.3
  • Магазины (Ж2-Ж4) 4.4
  • Общественное питание (Ж2-Ж4) 4.6
  • Гостиничное обслуживание (Ж2-Ж4) 4.7
  • Обслуживание автотранспорта (Ж2-Ж4) 4.9
  • Спорт (Ж2-Ж4) 5.1
  • Обеспечение внутреннего правопорядка (Ж2-Ж4) 8.3
  • Историко-культурная деятельность (Ж2-Ж4) 9.3
  • Общее пользование водными объектами (Ж2-Ж4) 11.1
  • Земельные участки (территории) общего пользования (Ж2-Ж4) 12.0

Условно разрешенные и вспомогательные виды необходимо смотреть в утвержденных правилах землепользования и застройки. Полный перечень ВРИ по каждой зоне есть в Классификаторе.

Зона индивидуального жилищного строительства. В этой зоне допускается строительство жилых кварталов с домами, предусматривающими проживание одной семьи. К основным видам использования (ВРИ) относят:

  • размещение частного жилья с приусадебными участками;
  • создание коммуникаций и объектов инженерного обеспечения.

Среди условно допустимых ВРИ можно выделить: детские сады, школы, магазины (если здание стоит отдельно), прачечные и аптеки, парки, поликлиники, обслуживающие предприятия и площадки для спорта.

Перечень довольно обширный. Он включает все возможные организации, необходимые для обслуживания жилой застройки. Но есть здесь и вспомогательные виды использования. К примеру, хозяйственные конструкции, огороды, скважины, бани и прочее. Предусмотрены для зоны и предельно возможные характеристики: минимальная площадь надела, расстояние от одной границы до другой и т.д.

Зона блокированной застройки и малоэтажного строительства. В этой зоне возводят дома на несколько квартир. Их максимальная высота – четыре этажа. Это предусмотрено основными видами использования. Также к ним относят:

  • блокированные здания с территорией возле дома;
  • малоэтажная многоквартирная жилая застройка;
  • магазины и рынки;
  • административные здания;
  • объекты для обслуживания жителей района;
  • гостиницы и детские учреждения;
  • школы, спортивные залы, дома культуры;
  • библиотеки, отделения связи, аптеки.

В перечень условных ВРИ входят: общежития, индивидуальное жильё, поликлиники, торговые комплексы, рынки, ветеринарные лечебницы и прочее. Среди вспомогательных видов: детские и спортивные площадки, автомобильные стоянки, гаражи, скверы, бульвары и остальное.

Зона среднеэтажного строительства. В пределах этой зоны предусмотрено возведение среднеэтажных строений смешанного типа. Здесь размещают объекты не выше восьми этажей и с обширным перечнем обслуживания для местного населения. Но можно возводить и другие здания. Перечень основных ВРИ:

  • среднеэтажная жилая застройка;
  • магазины и рынки;
  • парки и площадки для спорта;
  • начальные и средние школы;
  • обслуживающие предприятия;
  • организация здравоохранения;
  • кафе, закусочные и прочее.

Условно допустимые виды – это офисы, размещенные на первом и втором этажах жилых домов, либо в отдельных зданиях. Также к ним относят местные торговые центры, резервуары для воды, индивидуальные гаражи, автомойки и другие виды строений. Есть здесь и вспомогательные ВРИ (парковки, пожарные гидранты и т.д.).

Зона многоэтажного строительства. Высота жилых строений девять и более этажей. Помимо них допускается возведение других объектов, отвечающих требованиям градостроительных регламентов. Также в основные виды включены:

  • многоэтажная жилая застройка;
  • магазины и рынки;
  • бытовая сфера обслуживания;
  • учреждения культурного развития;
  • спортивные виды деятельности;
  • организация здравоохранения и т.д.

К условным видам относят религиозное использование земель, предпринимательство, размещение складов и обслуживание автотранспорта. А вспомогательные виды – это отдельно стоящие гаражи (владельцы – люди с инвалидностью), гостевые автомобильные стоянки, хозяйственные площадки и прочее.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...