Требования к понятым по административному делу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к понятым по административному делу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сноска. Заголовок главы 5 – в редакции приказа Министра юстиции РК от 25.03.2021 № 215 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

38. Руководитель уполномоченного органа в области государственной регистрации нормативных правовых актов, в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов и их заместители, руководители областных, городов республиканского значения и столицы органов юстиции и их заместители, а также руководители районных и городских подразделений юстиции рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания, предусмотренные статьями 230 (частью второй) (когда эти нарушения совершены частными нотариусами), 457, 468, 670, 671 и 672 Кодекса.

Руководители уполномоченного органа в сфере государственной регистрации юридических лиц, актов гражданского состояния, его территориальных подразделений и их заместители рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания в виде предупреждения и административного штрафа, предусмотренные 464 и 466 Кодекса.

Сноска. Пункт 38 — в редакции приказа Министра юстиции РК от 25.03.2021 № 215 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

39. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, а в предусмотренных Кодексом случаях по месту нахождения должностного лица (уполномоченного органа), к подведомственности которого относится рассмотрение дела об административном правонарушении.

40. Должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении принимает следующее решение:

о назначении времени и места рассмотрения дела;

о вызове лиц, истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы в случае необходимости;

об отложении рассмотрения дела;

о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение данного дела не относится к его компетенции либо вынесено определение об отводе должностного лица;

о передаче дела для рассмотрения по существу в соответствии со статьей 812 Кодекса;

о прекращении производства при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 741 и 742 Кодекса.

41. Должностное лицо, на рассмотрение которого передано дело об административном правонарушении, не может рассматривать данное дело и заявляет о самоотводе в случаях, если это лицо:

является родственником лица, привлекаемого к ответственности, или потерпевшего, их представителей, защитника;

лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

42. Заявление о самоотводе или отводе подается вышестоящему должностному лицу, которое рассматривается в течение суток со дня поступления.

Рассмотрев заявление о самоотводе либо отводе, вышестоящее должностное лицо выносит определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

43. Орган (должностное лицо) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении принимает следующие решения:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы в случае необходимости;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение данного дела не относится к его компетенции либо вынесено определение об отводе судьи, должностного лица;

5) о передаче дела для рассмотрения по существу в соответствии со статьей 812 Кодекса;

6) о прекращении производства при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 741 и 742 Кодекса.

Решения, предусмотренные подпунктами 1), 2), 3), 4), 5) настоящего пункта Инструкции, выносятся в виде определения.

Решение, предусмотренное подпунктом 6) настоящего пункта Инструкции, выносится в виде постановления.

Статья 25.7. Понятой

Сноска. Заголовок главы 6 – в редакции приказа Министра юстиции РК от 25.03.2021 № 215 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

58. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении направляется в орган (должностному лицу), вынесшему постановление по делу, который в течение трех суток со дня поступления жалобы, протеста направляет их со всеми материалами дела в вышестоящий орган (должностному лицу).

59. Подача в установленный срок жалобы (жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении могут быть поданы в течение десяти суток со дня вручения копии постановления), приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы.

Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении подлежат рассмотрению в течение десяти суток со дня их поступления.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения жалобы, протеста может быть продлен вышестоящим органом (должностным лицом), рассматривающим дело, но не более чем на десять суток.

Орган (должностное лицо) обязан приостановить срок рассмотрения жалобы (протеста) при невозможности ее (его) рассмотрения до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве. О продлении срока выносится мотивированное определение.

60. При подготовке к рассмотрению жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении вышестоящий орган (должностное лицо):

выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

разрешает ходатайства, истребует дополнительные материалы, вызывает лиц, участие которых признано необходимым для рассмотрения жалобы, протеста;

если рассмотрение жалобы, протеста не относится к его компетенции, направляет их со всеми материалами дела по подведомственности.

61. При рассмотрении жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам. Вышестоящий орган (должностное лицо) не связан с доводами жалобы, протеста и проверяет дело в полном объеме, при этом он может устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства.

62. Рассмотрение жалобы, протеста может быть отложено в связи с неявкой вызванных лиц, истребованием дополнительных материалов по делу, назначением экспертизы и в других случаях, когда это необходимо для полного, всестороннего и объективного рассмотрения жалобы, протеста.

Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила одновременно в суд и вышестоящий орган (должностному лицу), то жалобу рассматривает суд.

63. Рассмотрев жалобу, протест на постановление по делу об административном правонарушении, вышестоящий орган (должностное лицо) принимает одно из следующих решений:

об оставлении постановления без изменения, а жалобы, протеста без удовлетворения;

об изменении постановления;

об отмене постановления и прекращении дела при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 741 и 742 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

об отмене постановления и вынесении нового постановления по делу;

об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы, протеста установлено, что постановление было вынесено неправомочным органом (должностным лицом).

64. Решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста выносится в виде постановления по жалобе, протесту на постановление по делу. Постановление должно содержать сведения, указанные в части первой статьи 822 (содержательная часть постановления) Кодекса.

65. Основаниями к отмене либо изменению постановления по делу об административном правонарушении и вынесению постановления являются:

несоответствие выводов органа (должностного лица) о фактических обстоятельствах дела, изложенных в постановлении по делу об административном правонарушении, исследованным при рассмотрении жалобы, протеста доказательствам;

неправильное применение закона об административной ответственности;

существенное нарушение процессуальных норм Кодекса;

несоответствие наложенного постановлением административного взыскания характеру совершенного правонарушения, личности виновного.

Сноска. Заголовок главы 8 – в редакции приказа Министра юстиции РК от 25.03.2021 № 215 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

77. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если оно не было обжаловано или опротестовано;

немедленно после вынесения постановления по жалобе, протесту, а также вынесения постановления в случае, предусмотренном статьей 839 Кодекса;

немедленно в случае, предусмотренном частью второй статьи 811 Кодекса.

78. Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу.

Обращение постановления о наложении административного взыскания к исполнению возлагается на судью, орган (должностное лицо), вынесшие постановление. Постановление направляется органу (должностному лицу), уполномоченному приводить его в исполнение, в течение суток со дня вступления его в законную силу.

79. Постановление о наложении административного взыскания приводится в исполнение уполномоченными на то органами в порядке, установленном Кодексом.

80. В случае вынесения нескольких постановлений о наложении административных взысканий в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.

81. Уклонение лица от административного взыскания влечет исполнение этого взыскания в принудительном порядке в соответствии с законодательством.

82. На орган (должностное лицо), вынесший постановление о наложении административного взыскания, возлагаются разрешение вопросов, связанных с исполнением этого постановления, и контроль за его исполнением.

83. Копия постановления немедленно вручается физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе под расписку. В случае отсутствия указанных лиц копия постановления высылается в течение трех дней со дня его вынесения, о чем производится соответствующая запись в деле.

84. Административный штраф подлежит уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати суток со дня вступления постановления в законную силу.

В случае отсрочки, предусмотренной статьей 888 Кодекса, административный штраф подлежит уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, со дня истечения срока отсрочки.

85. Административный штраф, наложенный за совершение административного правонарушения, вносится физическим лицом или перечисляется юридическим лицом в государственный бюджет в установленном порядке, с последующим уведомлением в письменной форме судьи или органа (должностного лица), вынесшего постановление о наложении административного штрафа, выдавшего предписание о необходимости уплаты штрафа.

86. Постановление о наложении административного штрафа или предписание о необходимости его уплаты направляется судебным исполнителям в течение десяти дней после истечения срока добровольного исполнения постановления о наложении штрафа.

При направлении судебному исполнителю постановления о наложении штрафа или предписания о необходимости уплаты штрафа к нему прилагаются сведения о непоступлении суммы штрафа в доход государства.

1. Понятым является лицо, которое призвано подтвердить подлинность и законность процедуры фиксирования факта совершения правонарушения. Правовой формой фиксирования такого рода юридических фактов являются: протокол об административных правонарушениях, протокол об административном задержании, личном досмотре и т.д.

2. Понятые подписывают протокол совершенного при них процессуального действия. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

3. Понятые приглашаются для участия в производстве по делу об административных правонарушениях на добровольной основе. Понятому возмещаются расходы, связанные с его участием.

4. Понятым может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо.

Определение Верховного Суда РФ от 04.07.2017 N 308-КГ17-7686 по делу N А32-27153/2016

В силу статьи 25.7 КОАП РФ в случаях, предусмотренных КОАП РФ, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2017 N 1815-О

Оспариваемая заявителем статья 25.7 КоАП Российской Федерации, устанавливая процессуальный статус понятого при производстве по делу об административном правонарушении, предполагает возможность привлечения в качестве понятых лишь таких лиц, которые способны объективно удостоверить факт производства, ход и результаты процессуальных действий. Наличие или отсутствие у них данной способности, а также заинтересованности в исходе дела устанавливается в процессе собирания, проверки и оценки совокупности доказательств. Статья же 25.6 КоАП Российской Федерации регламентирует правовое положение свидетеля и предусматривает, что в качестве такового может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Постановление Верховного Суда РФ от 16.01.2020 N 11-АД19-44

В соответствии с частями 2 и 6 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 названного Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи.
В случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Постановление Верховного Суда РФ от 05.02.2020 N 11-АД20-1

В соответствии с частями 2 и 6 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 названного Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи.
В случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Постановление Верховного Суда РФ от 11.02.2020 N 2-АД20-1

В соответствии с частями 2 и 6 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 названного Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. В случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

Просят стать понятой, что мне надо знать?

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О рекламе»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной службе российского казачества»

  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

    «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

ВС в своем определении указал, что факт нахождения мужчины в состоянии опьянения объективно подтвержден совокупностью доказательств и сомнений не вызывает. Как следует из материалов дела, сотрудники полиции выявили у водителя несколько признаков опьянения: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи и так далее. Освидетельствование также подтвердило, что мужчина находился в состоянии опьянения. Никаких замечаний по процедуре и результатам водитель не отметил.

Также суд отметил, что протоколы, в соответствии со ст. 27.12 КоАП, составляли с участием двух понятых. То обстоятельство, что один из них сотрудник полиции, не влечет отмену судебных актов. В качестве понятого можно привлечь любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо (ч.1 ст. 25.7 КоАП). Какой-либо заинтересованности сотрудника полиции судом не установлено. Более того, мужчина при исполнении служебных обязанностей в тот момент не находился. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм КоАПа не говорит о том, что суды нарушили закон и рассмотрели дело не всесторонне и не объективно.

ВС объяснил, когда полицейский может стать понятым

Данное действие регламентировано ч.1 ст.27.12 КоАП РФ. Согласно этого положения закона, лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Отстранение осуществляется в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи.

Форма протокола об отстранении от управления транспортным средством рекомендована в приведенном ранее Административном регламенте и содержит сведения об основаниях отстранения, к числу которых относятся перечисленные «достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения», а также сведения о понятых.

Из указанного следует, что привлеченные понятные свидетельствуют наличие именно тех признаков опьянения, которые указаны в протоколе. В связи с чем важным оказывается вопрос, задаваемый свидетелям, участвующим при составлении протокола в качестве понятых: «Какие признаки опьянения вы видели у лица, привлекаемого к административной ответственности?», «Когда вы их видели?» и т.п. Невозможность четкого и ясного ответа на этот вопрос ставит под сомнение обоснованность отстранения водителя от управления автомобилем и начало производства по делу об административном правонарушении в целом!

Данное процессуальное действие и составленный по его результатам протокол являются ключевыми в деле об административном правонарушении по ч.1 ст.12.26 КоАП, поскольку именно здесь фиксируется отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Поэтому крайне важен один нюанс, в котором часто путаются даже сотрудники полиции. Дело в том, что законодательно предусмотрено два вида освидетельствования:

— освидетельствование на состояние опьянения;
— медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Разница между ними в том, что первое производится сотрудниками полиции с использованием алкотестера – всем знакомое «продуть прибор», а второе – медицинским работником в медицинском учреждении, позволяющим установить факт нахождения лица в состоянии опьянения.

В результате в судебном заседании целесообразно задать вопрос сотрудникам полиции – от чего именно отказался привлекаемый к ответственности? Порой ответ на задаваемый вопрос следующий – «отказался дуть в алкотестер!». Такой же вопрос необходимо задать понятым – от чего именно отказался привлекаемый? И если ответ будет «дуть в алкотестер» — это означает, что лицу требование пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения не предлагалось! В связи с чем отсутствует факт отказа от выполнения законного требования на прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения и, как следствие, событие административного правонарушения.

При этом понятые, подписывающие протокол, свидетельствуют факт предложения пройти медицинское освидетельствование и факт отказа от него. Следовательно, они должны четко воспринимать и различать эти два факта. Исходя из практики, часто бывает ситуация, когда приглашенным понятым сотрудник полиции объясняет, что вот этот гражданин отказался от освидетельствования, подпишите! И даже если рядом стоящий и привлекаемый к ответственности водитель ничего не поясняет, а просто подписывает протокол, то нельзя говорить, что понятые подтвердили своими подписями факт направления на медицинское освидетельствование!

Кроме того, в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения также указываются признаки алкогольного опьянения, явившиеся основанием для направления на медицинское освидетельствование. Поэтому необходимо проверить, совпадают ли они тем, которые указаны в протоколе об отстранении лица от управления транспортным средством.

Анализ данного документа проводится с целью установления наличия необходимых данных и их соответствия с иными составленными документами по делу.

Таким образом, работа по оспариванию привлечения лица к ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.26 КоАП РФ сводится к установлению следующих обстоятельств:

— разъяснена ли лицам, участвующим при производстве по делу суть происходящего?
— разъяснены ли им их права?
— установлены ли достаточные признаки опьянения? Подтверждают ли понятые наличие этих признаков у привлекаемого лица?
— совпадают ли признаки опьянения, выявленные у водителя и перечисленные в составленных документах?
— являлось ли требование на прохождение медицинского освидетельствования законным?
— зафиксировано ли понятыми требование на прохождение медицинского освидетельствование?
— зафиксирован ли понятыми отказ от прохождения на медицинское освидетельствование, как он был выражен?
— соответствуют ли данные в составленных сотрудниками полиции фактическим обстоятельствам – время, место?
— имеются ли расхождения в составленных документах?

Совокупность ответов на данные вопросы при удачном раскладе именно и должна образовывать «неустранимые сомнения», что выражается в ошибках, неточностях и противоречиях.

В начале статьи был упомянут такой документ, как акт освидетельствования на состояние опьянения, который составляется по инициативе привлекаемого к ответственности водителя, после составления всех протоколов. О данном документе упоминает и Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.10.2006 № 8

Представление впоследствии в суд водителем, который отказался от прохождения медицинского освидетельствования, акта освидетельствования, опровергающего факт его нахождения в состоянии опьянения, само по себе не свидетельствует о незаконности требования сотрудника милиции. Судье в указанном случае необходимо учитывать обстоятельства отказа от прохождения медицинского освидетельствования, временной промежуток между отказом от освидетельствования и прохождением освидетельствования по инициативе самого водителя, соблюдение правил проведения такого освидетельствования и т.п.

То есть доказательство трезвости водителя после составления протокола по 12.26 КоАП РФ, ставит под сомнение обоснованность такого привлечения!

В завершении настоящей статьи хотелось бы указать еще один нюанс. Случается, что адвокату звонит гипотетический клиент в отношении которого в настоящий момент оформляются документы по 12.26 КоАП РФ и которых решительно не согласен с происходящим. Что ему можно посоветовать? Отказаться от подписи любых документов. Поскольку собственноручная подпись в графе «отказался» делает работу адвоката по данной категории дел очень и очень сложной.

Для расследования дела об административном правонарушении осуществляется производство. Это совокупность действий по выяснению обстоятельств случившегося и вынесению справедливого и объективного решения.

Производство об административном правонарушении включает 4 стадии:

  • возбуждение дела — установление обстоятельств нарушения, оформление результатов расследования, направление составленного протокола на рассмотрение;
  • рассмотрение дела — анализ материалов, оценка обстоятельств и доказательств, ознакомление заинтересованных лиц с решением;
  • исполнение решения — возбуждение исполнительного производства, взаимодействие судебных приставов с нарушителем, исполнение наказания;
  • пересмотр постановления — обжалование, проверка законности, вынесение решения.

1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно осуществлять свои права, осуществляют их законные представители.

2. Законными представителями физического лица признаются родители, усыновители, опекуны, попечители и иные лица, на попечении или иждивении которых оно находится.

3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.

4. Законный представитель физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, допускается к участию в деле с момента административного задержания лица, привлекаемого к административной ответственности, или составления протокола об административном правонарушении.

5. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

6. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, участие его законного представителя обязательно. В случае уклонения от явки законный представитель несовершеннолетнего может быть подвергнут приводу, осуществляемому органом внутренних дел (полицией).

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника, что означает его намерение осуществлять свою защиту самостоятельно. Не принимается отказ от защитника по мотивам отсутствия средств для оплаты юридической помощи. Отказ оформляется в письменной форме.

2. Отказ от защитника не лишает лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в деле. Вступление защитника в дело не влечет повторения действий, которые были к этому времени совершены в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.

1. Защитник вправе: знакомиться со всеми материалами дела; участвовать в рассмотрении дела; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; с разрешения судьи, органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, задавать вопросы опрашиваемым в процессе рассмотрения дела лицам; обжаловать применение мер обеспечения производства по делу и постановление по делу; пользоваться иными правами, предоставленными ему законом.

2. Защитник не вправе: совершать каких-либо действий против интересов подзащитного и препятствовать осуществлению принадлежащих ему прав; вопреки позиции подзащитного признавать его причастность к административному правонарушению и виновность в его совершении, заявлять о примирении подзащитного с потерпевшим; отзывать поданные подзащитным жалобы и ходатайства; разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с обращением за юридической помощью и ее осуществлением.

1. Представителями потерпевшего могут быть адвокаты и иные лица, правомочные в силу закона представлять при производстве по делу об административном правонарушении законные интересы потерпевшего.

2. Представители потерпевшего имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими физические и юридические лица в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Представитель не вправе совершать каких-либо действий вопреки интересам представляемого лица.

4. Личное участие в деле потерпевшего не лишает его права иметь по этому делу представителя.

1. В качестве переводчика назначается любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками (понимающее знаки немого или глухого), знания которых необходимы для перевода при производстве по делу об административном правонарушении.

2. Переводчик назначается судьей, органом (должностным лицом), в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

3. Переводчик вправе: отказаться от участия в производстве по делу, если он не обладает знаниями, необходимыми для перевода; задавать присутствующим при осуществлении перевода лицам вопросы для уточнения перевода; знакомиться с протоколом процессуального действия, в производстве которого он участвовал, и делать подлежащие занесению в протокол замечания относительно полноты и правильности фиксации перевода.

4. Переводчик обязан: явиться по вызову судьи, органа (должностного лица), в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и выполнить полно и точно порученный ему перевод; удостоверить верность перевода своей подписью в соответствующем протоколе.

5. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо ложного перевода при рассмотрении дела об административном правонарушении органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, и об уголовной ответственности за совершение этого деяния в суде.

6. Правила настоящей статьи распространяются на привлеченное к участию в деле об административном правонарушении лицо, понимающее знаки немого или глухого.

1. В целях реализации своих полномочий, предусмотренных статьей 583 настоящего Кодекса, прокурор вправе участвовать в производстве по делам об административных правонарушениях. При этом прокурор представляет доказательства и участвует в их исследовании; излагает суду, органу (должностному лицу), рассматривающему дело, свое мнение о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также по другим вопросам, возникающим в процессе рассмотрения дела; высказывает суду, органу (должностному лицу), рассматривающему дело, предложение о применении положений закона и наложении административного взыскания либо освобождении от него.

2. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним лицом, а также правонарушения, влекущем административный арест. В его отсутствие такое дело может быть рассмотрено лишь в случае, когда имеются данные о своевременном извещении прокурора о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

1. Неисполнение процессуальных обязанностей, предусмотренных статьями 594, 596, 597, 598 настоящего Кодекса, свидетелем, специалистом, экспертом и переводчиком влечет административную ответственность, установленную в статьях 515, 516, 517 настоящего Кодекса.

2. В случае совершения действий, указанных в части первой настоящей статьи, при рассмотрении дела об административном правонарушении, жалобы или протеста на постановление по делу в протоколах рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу производится соответствующая запись.

3. О наложении штрафа выносится постановление.

Ссылка осужденного Д. в жалобе на то, что в проверках показаний на месте с участием П. неоднократно участвовали одни и те же понятые, нельзя расценить как нарушение уголовно-процессуального закона, поскольку статья 60 УПК РФ не содержит запрет на возможность повторного привлечения лица для участия в качестве понятого при проведении другого следственного действия по тому же уголовному делу.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 03.03.2014 N 9-АПУ14-4

Доводы жалоб о том, что свидетели Ц. и Ф. заинтересованы в исходе настоящего уголовного дела, а их показания являются недостоверными, так как они «штатные» понятые и на постоянной основе работали в Следственном отделе, обоснованно признаны судом несостоятельными. Свидетели Ц. и Ф. в судебном заседании пояснили об отсутствии у каждого из них заинтересованности в исходе данного дела, а также о том, что на даты проведения следственных действий с их участием в качестве понятых, никто из них не являлся сотрудником правоохранительных органов, работником органов исполнительной власти, никто из них не был наделен в соответствии с Федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования. С учетом изложенного, оснований для признания недостоверными либо недопустимыми доказательствами показаний свидетелей Ц. и Ф., как и протоколов удостоверенных ими, как понятыми, у суда не имелось.
Кассационное определение Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 58-О12-50

То обстоятельство, что в процессе проведения следственных действий, некоторые понятые участвовали в проводимых опознаниях несколько раз, не противоречит требованиям ст. 60 УПК РФ, не влечет признания протоколов следственных действий с их участием, по этим основаниям, недопустимыми доказательствами.
Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2010 N 46-010-38

Не усматривает Судебная коллегия нарушения и в том, что в судебном заседании исследовался датируемый 15 февраля 2005 г. протокол осмотра предметов, в проведении которого (осмотра) принимали участие в качестве понятых З. и Ш. Указанные понятые, хотя и работали во время проведения следственного действия в прокуратуре Тульской области, но занимали должности секретарей, ведущих делопроизводство и не наделенных полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования, что запрещено ч. 2 ст. 60 УПК РФ. Оснований полагать, что у З. и Ш. имелась какая-либо личная заинтересованность в исходе дела С., не имеется, а потому результаты проведенного с их участием следственного действия могли быть использованы в процессе доказывания по уголовному делу.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 03.06.2014 N 38-АПУ14-7СП

Вопреки доводам жалобы, военнослужащие срочной службы не отнесены к числу лиц, которые в соответствии с ч. 2 ст. 60 УПК РФ не могут участвовать в качестве понятых при производстве следственных действий по уголовному делу. Сведений о личной заинтересованности понятых Е. и В., которые ранее с участниками процесса не были знакомы, в деле не имеется. По смыслу закона участие лица в качестве понятого при проведении оперативных мероприятий не препятствует участию этого же лица в качестве понятого при проведении следственных действий в рамках того же уголовного дела и не свидетельствует о его заинтересованности.
Кассационное определение Верховного Суда РФ от 09.08.2012 N 48-О12-65

Утверждение апелляционных жалоб о том, что привлечение к осмотру вещественных доказательств по делу в качестве понятых Я. и С. нарушило требования УПК РФ, не основано на законе, поскольку то обстоятельство, что на момент участия указанных лиц в следственном действии С. проходила практику в СУ СК, а Я. являлась общественным помощником следователя другого отдела СУ СК, не противоречит требованиям ст. 60 УПК РФ и не влечет признания протоколов следственных действий, проведенных с участием данных лиц, недопустимыми доказательствами. Каких-либо данных о том, что участвовавшие в следственных действиях понятые были заинтересованы в исходе дела, стороной защиты представлено не было. Утверждение о том, что результаты прохождения практики С. и последующее трудоустройство Я. состояли в зависимости от их участия в следственных действиях, является предположением, не подтвержденным в ходе судебного разбирательства.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 47-АПУ16-9

Предусмотренных законом, требованиями ст. 60 УПК РФ, препятствий для участия А. в качестве понятой при проверке показаний Э. на месте, не имелось, а факт прохождения ею на тот период времени практики в правоохранительных органах не влечет признания соответствующего протокола недопустимым доказательством.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10.07.2014 N 30-АПУ14-12

То, что понятой М. являлся общественным помощником следователя, на что ссылается адвокат Л. в жалобе, не противоречит требованиям ст. 60 УПК РФ, не влечет признания протоколов следственных действий, проведенных с участием такого лица, недопустимыми доказательствами. Каких-либо данных о том, что участвовавший в следственных действиях понятой был заинтересованным в исходе дела лицом, материалы уголовного дела не содержат.
Кассационное определение Верховного Суда РФ от 27.09.2012 по делу N 46-О12-42

Доводы осужденного К. о допущенных нарушениях положений ст. 60 УПК РФ на стадии предварительного следствия не нашли своего подтверждения. С. во время участия в качестве понятого при проверке показаний на месте К. 14 января 2014 года не являлся участником уголовного судопроизводства, поскольку в качестве свидетеля он был допрошен позже.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N 35-АПУ15-1

Протокол осмотра места происшествия с участием понятых Ц. и Г. обоснованно признан судом допустимым доказательством. На момент осмотра места происшествия — 6 декабря 2005 года Ц. не была допрошена и признана потерпевшей по делу, как и Г. не имела на тот момент процессуального положения свидетеля, поскольку допрошена в качестве таковой не была.
Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2008 N 8-007-47

Недопустимость доказательств по КоАП РФ

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 60 УПК РФ, на которую ссылается сторона защиты, понятыми не могут быть участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники. Из представленных материалов видно, что на момент осмотра места происшествия ни Р., ни Е. участниками уголовного судопроизводства не являлись. Органы расследования на этот момент не располагали сведениями о том, что указанные лица обладают какой-либо информацией по делу и впоследствии могут быть допрошены в качестве свидетелей. Кроме того, из материалов дела не усматривается, что Е. и Р. заинтересованы в исходе дела, не содержатся такие сведения и в кассационных жалобах. Сам факт знакомства с потерпевшим Р. в связи с совместной работой, а Е. в связи с арендой жилого помещения не может свидетельствовать о заинтересованности последних в исходе дела. В связи с этим решение суда об отклонении данного ходатайства осужденных Судебная коллегия находит не противоречащим требованиям закона.
Кассационное определение Верховного Суда РФ от 02.02.2011 N 49-О10-174

Статья 60 УПК РФ не содержит запрета на участие в качестве понятого гражданина другого государства, подписи понятого Г. в протоколе имеются, участникам следственного действия процессуальные права были разъяснены.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 03.11.2015 по делу N 48-АПУ15-37

Полностью анализ судебной практики и советы по тактике допроса понятых были опубликованы в №13 и №14 «Новой адвокатской газеты» за 2017 год.

УДК 342.9 ББК 67.401

© 2020 г. Понежина Людмила Юрьевна,

доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.

Сычев Евгений Анатольевич,

доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России кандидат юридических наук, доцент.

ИНСТИТУТ ПОНЯТЫХ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ: АНАХРОНИЗМ ИЛИ ГАРАНТИЯ ЗАКОННОСТИ?

В статье исследуются основные организационно-правовые проблемы, связанные с определением допустимости участия понятого в производстве по делам об административных правонарушениях и уточнением требований, предъявляемых к данным участникам производства.

Ключевые слова: институт понятых, административно-деликтное законодательство, производство по делам об административных правонарушениях, участники производства по делам об административных правонарушениях, видеофиксация.

Ponezhina Lyudmila Yuryevna — Associate Professor, the Department of the Administrative Law, the Rostov Law

Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.

Sychev Evgeny Anatolyevich — Associate Professor, the Department of the Administrative Activities of the Internal

Affairs Bodies, the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law,

Associate Professor.

INSTITUTION OF THE WITNESSES IN ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS: ANACHRONISM

OR GUARANTEE OF THE LEGALITY

The article examines the main organizational and legal problems associated with determining the admissibility ofparticipation in the proceedings on administrative cases and clarification of the requirements for these participants in the proceedings.

Keywords: institute of witnesses, administrative legislation, administrative offense proceedings, participants in administrative offense proceedings, video recording.

Одним из древнейших правовых обычаев, а впоследствии правовых институтов, обеспечивающих и гарантирующих законность и правильность проведения какой-либо юридической процедуры, было и остается привлечение к ее проведению понятых. Использование данного специфического участника юрисдикционного производства предусмотрено отечественным административно-де-ликтным и уголовно-процессуальным законодательством, аналогичная практика существует и в большинстве стран мира.

Согласно ст. 25.7 КоАП РФ [1] в качестве понятого может быть привлечено любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Следует понимать, что законодателем не ограничены возможности правоприменителя по привлечению понятых к каким-либо процессуальным действиям. В отдельных случаях предусмотрено обязательное или альтернативное участие понятых в про-

изводстве по делу, в остальных же случаях уполномоченное должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении (далее -АПН), вправе привлекать понятых на свое усмотрение, однако в любом случае их должно быть не менее двух.

О привлечении понятых к производству по делу об АПН делается запись в соответствующем протоколе, при этом понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий, эти замечания подлежат обязательному занесению в протокол. Кроме того, следует помнить, что выступление по делу в качестве понятого не ограничивает возможность этого же лица на дачу показаний в качестве свидетеля.

Согласно КоАП РФ права понятых включают в себя денежную компенсацию понесенных расходов. К таким расходам можно отнести затраты на проезд и проживание. А также человеку должны оплатить пропущенные дни работы в размере средней зарплаты.

Чтобы получить компенсацию, суд выносит соответствующее решение и передает его в финансовые органы. В течение 30 дней гражданин должен получить деньги. Если этого не произошло, то можно говорить о нарушении прав понятых.

Лучше не пускать это дело на самотек, а приложить усилия для восстановления справедливости. Для начала можно написать заявление в финансовые органы с требованием выплатить положенные деньги или объяснить невозможность выплаты. Если это не помогает, надо обращаться с жалобой в суд и добиваться оплаты компенсации.

Как ведется производство об административных правонарушениях

Сайт geolocator.site предлагает установить местоположение мобильного телефона по его номеру.

Если вам лень читать всю статью, то достаточно знать, что это нереально. Вас просто разводят на деньги.

Такую услугу может оказывать только оператор мобильной связи, а не какой-то сайт в интернете.

В данном случае мы имеем дело с обычным SMS-лохотроном.

Мошенники сделали сайт, который позиционируется как сервис для контроля и управления сотрудниками.

За небольшую плату в размере 149 рублей в сутки предлагают определить местоположение мобильного устройства, историю передвижения телефона, определение координат и геолокации с указанием меток.

Это было бы полезно, например, для тех, у кого украли телефон. Можно было бы заплатить 149 рублей за сутки, узнать все, что нужно, и отменить подписку или отключить ее в личном кабинете.

Но это в том случае, если бы это было правдой. Сервис geolocator.site ничего не определяет, а просто списывает деньги с баланса банковской карты.

Для этого мошенники регистрируют фирму или оформляют подставное лицо как ИП.

Или же просто берут чужие данные и размещают на своем сайте для повышения доверия у клиентов и покупателей.

Затем они требуют при регистрации указать все данные банковской карты, включая секретный код с обратной стороны.

Сколько людям уже говорили о таких вещах — они все равно сообщают мошенникам все свои данные, а потом ищут виноватых, забывая о том, что сами нарушили все правила безопасности, о которых их миллион раз предупреждали.

В итоге мошенники списывают 149 рублей якобы за пробный период, а потом не дают отменить подписку и списывают полную стоимость за месяц — 2450 рублей.

Так человек лишается приличной суммы, да еще оставляет аферистам возможность списать вообще все, так как у них остается полный доступ к карте клиента.

Чтобы отключить подписку и отменить списание денег — остается только блокировать карту и идти в банк за новой.

Потому что даже если в банке заблокируют счет получателя ваших денег, то это не помешает аферистам перевести деньги с вашей карты на другой счет или карту.

По данным регистратора видно, что сайт geolocator.site был создан 2 месяца назад.

Все данные его владельца — скрыты. Местоположение сервера тоже скрыто через американский облачный сервис.

Единственный способ вычислить мошенников — по платежным реквизитам, на которые они получают деньги.

Но это уже другая история, продолжение которой зависит от того, будут ли люди писать заявления в полицию или же побоятся рассказывать о том, что сами хотели нарушить закон, пытаясь получить данные о посторонних людях.

Существует ошибочное мнение, что официальные поиски пропавшего человека могут быть начаты не ранее чем через 72 часа после обнаружения пропажи. Однако, согласно Уголовно-процессуальному Кодексу РФ, принять заявление полицейские обязаны сразу же, вне зависимости от того, сколько времени прошло с момента исчезновения.

Перед обращением в органы внутренних дел (ОВД) рекомендуется убедиться, что человек не задержался из-за пробок и других временных причин, не лишился связи из-за разряженного телефона и не отключил его намеренно, например, в связи с семейной ссорой. Если пропавший не вернулся домой с небольшим опозданием и не выходит на связь, а родственники и друзья не могут указать на его местонахождение, то это является поводом для обращения в полицию.

Перед написанием заявления рекомендуется предпринять следующие действия:

  1. попытаться связаться с человеком по всем доступным телефонам, включая рабочие;
  2. обзвонить родственников, друзей, коллег и других знакомых пропавшего, чтобы попытаться установить местонахождение и время последнего контакта;
  3. позвонить в крупные больницы и морги, чтобы проверить, не поступал ли человек с соответствующими ФИО или похожими внешними данными (это можно сделать уже после подачи заявления);
  4. подготовить описание исчезнувшего, его предполагаемого маршрута и последнего местонахождения.

Для полиции важны следующие сведения:

  1. возраст и пол человека;
  2. внешнее описание: рост, цвет волос и глаз, одежда, особые приметы, например шрамы, пирсинг, татуировки, родинки и др.;
  3. время последнего личного или телефонного контакта;
  4. последнее и предполагаемое местонахождение, если их удалось выяснить.

Всю необходимую информацию нужно написать на листе до похода в полицию: это позволит не упустить важных деталей при составлении заявления. К документу рекомендуется приложить несколько фотографий пропавшего человека.

На этапе проверки или обращения в уполномоченные органы следует запросить у мобильного оператора исчезнувшего человека детализацию его звонков.

Возможное местонахождение человека можно проверить самостоятельно. Поиском и подготовкой информации рекомендуется заниматься с несколькими родственниками или друзьями: это максимально сократит проверочный этап.

При ГУВД действуют бюро регистрации несчастных случаев, куда поступает информация от диспетчеров службы скорой помощи, сотрудников больниц и моргов.

Право на подачу заявления о пропаже имеют не только родственники человека, но и его друзья, работодатели, коллеги, соседи и другие люди, которые обратили внимание на внезапное исчезновение человека или подозрительное отсутствие связи с ним.

Подача заявления о пропаже гражданина.

Требование предоставить заявление от близких родственников является неправомерным. Если заявитель находится в другом городе, он может подать запрос по месту своего пребывания или по телефону. Все обращения граждан записываются и проверяются по такой же процедуре, как и письменные заявления.

Обращения о пропаже людей рассматриваются незамедлительно. При подаче заявления в ОВД рекомендуется задержаться в отделении, т.к. у полицейских могут возникнуть дополнительные вопросы.

Что обязаны сделать сотрудники полиции:

  1. принять заявление гражданина вне зависимости от степени его родства с пропавшим, полноты описания и давности исчезновения;
  2. зарегистрировать документ и выдать талон уведомления о принятии заявки;
  3. провести проверку возможных мест пребывания человека, опросить знакомых и свидетелей, провести осмотр возможных мест преступления и подать запрос на технические данные, которые могут сузить круг поисков (выписки, детализация звонков, данные страниц в социальных сетях и др.).

Заявителю рекомендуется узнать регистрационный номер и ФИО принявшего сотрудника. Если возникнут проволочки в организации розыска, то личные данные облегчат подачу жалобы в прокуратуру.

Если розыскные мероприятия были начаты, то не нужно часто звонить в ОВД и узнавать о ходе дела. При появлении любой важной информации или дополнительных вопросов полицейские свяжутся с заявителем.

Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.

Ежегодно в России без вести пропадают около 80 тысяч человек. Так бывает: ушел кто-то из дома — и не вернулся.

Так когда можно и надо сообщать об исчезновении человека? Не секрет, что во многих отделениях милиции до недавнего времени отказывались принимать заявление, если с момента его пропажи не прошло трое суток. Логика такова: мол, большинство «пропавших» сами объявляются на второй или третий день живыми и здоровыми. Ну, загулял человек, где-то засиделся, переночевал у друзей. А позвонить родным забыл.

Однако и информация о трех днях, только по прошествии которых якобы можно подавать заявление, устарела. Заместитель начальника департамента уголовного розыска МВД генерал-майор милиции Александр Фролов, который руководит управлением по организации розыска, рассказал, что заявитель сам решает, когда обращаться в милицию. И заявление у него обязаны принять незамедлительно, причем именно в том органе внутренних дел, куда человек обратился. То есть не обязательно по месту жительства, не обязательно по тому адресу, где человек проживал на момент исчезновения. Хотя, конечно, розыск в дальнейшем все равно будет осуществляться тем органом внутренних дел, на территории которого достоверно установлено последнее местонахождение пропавшего.

По словам генерала Фролова, с заявлением может обратиться любой человек или организация. Если сотрудник пропал с работы, то заявление имеют право подать его коллеги. Сигнал тревоги о пропавшем может подать в милицию и сосед по коммунальной квартире. По милицейским нормативным документам «без вести пропавшим» считается лицо, исчезнувшее внезапно, при неизвестных обстоятельствах, без видимых причин, местонахождение которого остается неизвестным.

Заявить о пропаже человека родственники вправе и по телефону. Сотрудники милиции могут приехать домой, в офис или пригласят к себе. Дежурная часть зарегистрирует обращение и выдаст талон-уведомление. Кроме того, на дежурного возложена обязанность организовать первоначальные розыскные мероприятия. После этого заявление передают руководителю органа внутренних дел.

Как правило, требуется информация о последнем местонахождении человека, его образе жизни, связях, обстоятельствах исчезновения, его фотография, особые приметы, наличие у пропавшего мобильного телефона.

Могут выдвигаться розыскные версии в зависимости от того, что произошло и какие обстоятельства предшествовали исчезновению. В том числе обязательно рассматривается и совершение преступления.

Пропавшие дети — отдельная и очень больная тема. Большая часть — из неблагополучных семей. Немало ребятишек убегают из дома в поисках лучшей жизни. Многие из них совершают это неоднократно — два-три раза и больше. Таких оперативники в регионах знают пофамильно. Некоторые все детство проводят в бегах. Правда, большинство через какое-то время либо сами приходят домой, либо их возвращают сотрудники милиции. В этом году пропали 14 055 несовершеннолетних, разыскано — 13 732.

В МВД существует специальное досье, в котором ведется учет всех людей, пропавших без вести. Это ведомственная база Главного информационно-аналитического центра. В ней содержатся опознавательные карты, фотографии, особые приметы, вся информация, которая может понадобиться при идентификации личности.

Но самое главное, в России сегодня работает 33 Бюро регистрации несчастных случаев. Эти бюро круглосуточно занимаются установлением местонахождения людей, которых разыскивают родственники или знакомые. Их ищут среди пострадавших в несчастных случаях, доставленных в больницы и травмпункты, задержанных или арестованных милицией. И, конечно же, среди тел, находящихся в морге. В бюро постоянно стекается информация об обнаруженных и пока не опознанных трупах, о неизвестных больных. Разумеется, подобных милицейских бюро должно быть намного больше — во всех краевых и областных центрах субъектов России.

Иногда случается, что пропавшие люди после обнаружения их сотрудниками милиции сами просят сохранить их местонахождение в тайне. И это требование вполне правомерное, ведь существует закон о защите персональных данных. У любого человека могут быть самые разные причины не общаться с родными, близкими или знакомыми. Сообщать кому-либо о себе или нет — добровольное дело каждого дееспособного совершеннолетнего гражданина.

А вот обращаться к экстрасенсам, гадалкам и прочим колдунам при поиске близких в уголовном розыске не рекомендуют. Прежде всего потому, что эти обращения нисколько не помогают, а, скорее, мешают поиску. То, что люди напрасно тратят свои деньги, причем немалые, это их личное дело. Но ведь они еще идут на поводу у этих «ясновидящих» и требуют, чтобы милиционеры проверяли всю их «информацию». Или — наоборот, не выполняют рекомендации сыщиков. Например, милиционеры выяснили, что в психиатрической клинике находится похожий на разыскиваемого человек, и просят съездить туда родственников. Но заявители отказываются: они свято верят, что пропавший человек уехал за границу — так сказал им экстрасенс.

Генерал-майор милиции Александр Фролов привел официальную статистику. За 9 месяцев объявлена в розыск 51 тысяча 363 без вести пропавших людей. Нашли 47 тысяч 251 человека. При этом ненайденных — с учетом прошлых лет — 47 тысяч 681 человек. Кстати, розыск каждого человека ведется в течение 15 лет. То есть ежегодно милиция находит более 90 процентов разыскиваемых.

Любопытно, что примерно 32 процента пропавших без вести — женщины, около 6 процентов — малолетние и несовершеннолетние, остальные — мужчины. Половина же всех пропавших — это люди, употребляющие спиртны�� напитки.

Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2» Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Добробаба М.Б. Капитанец Ю.В. Капитанец М.Э. Мильшина И.В. Мошкина Н.А. Плещева М.В. Челпаченко О.А. Издание: Издательство «РосБух», 2019 год

Комментируемая ст. 25.7 КоАП РФ определяет правовой статус понятого по делу об административном правонарушении.

Понятым является лицо, которое призвано подтвердить подлинность и законность процедуры фиксирования факта совершения правонарушения. Правовой формой фиксирования такого рода юридических фактов являются: протокол об административных правонарушениях, протокол об административном задержании, личном досмотре и т.д.

Понятые подписывают протокол совершенного при них процессуального действия. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

Понятые приглашаются для участия в производстве по делу об административных правонарушениях на добровольной основе. Понятому возмещаются расходы, связанные с его участием.

Понятым может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо.

КоАП РФ предусматривает случаи совершения процессуальных действий в отсутствие понятых. Это возможно в случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра. О применении видеозаписи делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021)

      «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.10.2021 N 32

      «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 16.02.2022 N 8-ФЗ

      «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

      «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 30.12.2021 N 434-ФЗ

      «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)

      «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 04.11.2019 N 543

      «О Всероссийском казачьем обществе» (вместе с «Уставом Всероссийского казачьего общества»)

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 03.06.2019 N 214

      «Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55069)

    Все документы >>>

    Опять же если уже посмотреть выше, то здесь прописаны статьи КоАП РФ, при которых наличие понятых обязательно. (глава 27 и статья 28.1). Перечисляю статьи относящиеся к автомобильной тематике:

    — статья 27.9. Досмотр транспортного средства;
    — статья 27.10. Изъятие вещей и документов;
    — статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
    — статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
    — статья 27.13. Задержание транспортного средства;
    — статья 28.1.1. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения.


    Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...