Стандарты в бухгалтерском учете с 2022 года бюджетном учреждении новые

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стандарты в бухгалтерском учете с 2022 года бюджетном учреждении новые». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Пункт 5 ФСБУ 6/2020 разрешает не учитывать в составе ОС активы, стоимость которых ниже установленного лимита.

Ранее лимит для ОС был установлен в размере 40 000 рублей. Теперь лимит не ограничен. В учетной политике на 2022 год вы вправе установить сумму больше 40 000 рублей.

В учетной политике на 2022 год это можно сформулировать так:

Организация принимая к учету актив, удовлетворяющий условиям п. 4 ФСБУ 6/2020, относит его к объектам основных средств.

с учетом стоимостного критерия. Объект принимается в состав основных средств, если его стоимость больше _________________________ тыс. рублей.

Если его стоимость не превышает установленного лимита, то актив не признается, а затраты на приобретение, создание такого актива отражаются в составе расходов периода, в котором они понесены.

Для обеспечения контроля за сохранностью активов со сроком использования более 12 месяцев, не отнесенных в состав ОС, стоимость таких активов принимается на забалансовый учет.

Основание. п. 5 ФСБУ 6/2020

Учетная политика обязательно должна содержать пункты по амортизации ОС. Новое ФСБУ 6/2020 предусматривает три метода амортизации:

  • линейный;
  • пропорционально произведенной продукции;
  • посредством понижаемого остатка.

В учетной политике 2022 можно сформулировать так:

По всем объектам основных средств, за исключением основных средств, которые не подлежат амортизации, амортизация начисляется (выбрать один из двух пунктов ниже):

  • линейным способом.
  • пропорционально произведенной продукции.
  • способом уменьшаемого остатка.

Основание. п. 35 ФСБУ 6/2020

Нужно определить счет, на котором будет учтена инвестиционная недвижимость. Например, использовать счет 03.

Неотделимые вложения в арендованные ОС лучше отражать как увеличение стоимости права пользования активом.

В учетной политике можно сформулировать так:

Организация учитывает неотделимые улучшения в объект основных средств:

Неотделимые улучшения в арендованные основные средства, произведенные после принятия к учету соответствующего права пользования активом, и соответствующие условиям, установленным п. 4 ФСБУ 6/2020, учитываются в качестве объектов ОС.

Основание: п. 4 ФСБУ 6/2020, п. 7.1 ПБУ 1/2008

Либо так:

Организация учитывает неотделимые улучшения в объект основных средств:

Неотделимые улучшения в арендованные основные средства, произведенные после принятия к учету соответствующего права пользования активом, увеличивают фактическую стоимость этого права пользования по аналогии с учетом реконструкции, модернизации ОС.

Основание: п. 7 ФСБУ 6/2020, п. 7.1 ПБУ 1/2008, п. 10 ФСБУ 25/2018

Вступили в силу стандарты бухучета для организаций госсектора

  • Как общепиту получить льготы в 2022 году

    205 0

    Итак, в 2020 году программа разработки федеральных стандартов была обновлена дважды:

    1. Приказ Минфина России от 25.12.2019 № 252н (период действия с 05.04.2020 по 05.07.2020).
    2. С 06.07.2020 вступил в силу Приказ Минфина России от 22.05.2020 № 89н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2020 — 2023 гг.».

    Необходимость нового приказа возникла из-за пандемии коронавируса — первоначальные планы разработки стандартов пришлось сдвинуть на несколько месяцев в связи с карантинными мероприятиями.

    На протяжении 2020-2021 согласно Программе разработки планируется разработка 6 федеральных стандартов, которые должны вступить в силу в 2022 году. Еще 1 стандарт, вступающий в силу с 01.01.2022, уже разработан и зарегистрирован.

    Таким образом, с 2022 года планируется вступление в силу 7 федеральных стандартов:

    Наименование стандарта Комментарий
    Стандарт «Бухгалтерская (финансовая) отчетность с учетом инфляции», утвержденный приказом Минфина России от 29.12.2018 № 305н В стандарт внесены изменения (приказ Минфина России от 13.12.2019 № 228н)
    Стандарт «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам» Планируется, что стандарт будет разработан в августе 2020 г., зарегистрирован — в ноябре 2020 г.
    Стандарт «Метод долевого участия» Планируется, что стандарт будет разработан в сентябре 2020 г., зарегистрирован — в декабре 2020 г.
    Стандарт «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность» Планируется, что стандарт будет разработан в сентябре 2020 г., зарегистрирован — в декабре 2020 г.
    Стандарт «Биологические активы» Планируется, что стандарт будет разработан в ноябре 2020 г., зарегистрирован — в феврале 2021 г.
    Стандарт «Государственная (муниципальная) казна Планируется, что стандарт будет разработан в январе 2021 г., зарегистрирован — в апреле 2021 г.
    Стандарт «Подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов» Планируется, что стандарт будет разработан в марте 2021 г., зарегистрирован — в июне 2021 г.

    Программой разработки также предусмотрена периодичность внесения изменений в действующие инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности.

    Кроме того, впоследствии инструкции будут разработаны в виде федеральных стандартов.

    В таблице указаны сроки разработки и вступления в силу данных стандартов:

    Наименование стандарта Срок разработки Срок регистрации в Минюсте России Дата вступления в силу
    Стандарт «Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов и Инструкция по его применению» Май 2023 Август 2023 Январь 2024
    Стандарт «План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению» Май 2023 Август 2023 Январь 2024
    Стандарт «План счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений и Инструкция по его применению» Май 2023 Август 2023 Январь 2024
    Стандарт «Порядок составления и представления бюджетной отчетности организациями бюджетной сферы» Август 2023 Ноябрь 2023 Январь 2025
    Стандарт «Порядок составления, представления бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» Август 2023 Ноябрь 2023 Январь 2025

    Министерство финансов Российской Федерации в целях методологического сопровождения первого применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. № 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению» (далее — Приказ № 61н) подготовило Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году организациями бюджетной сферы унифицированных форм электронных первичных учетных документов, используемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений (далее — Методические рекомендации).

    Методические рекомендации и прилагаемые и ним примеры заполнения отдельных первичных учетных документов согласно утвержденным унифицированным формам электронных первичных учетных документов размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе Бюджет/Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора/Методический кабинет.

    Заместитель Министра А.М. Лавров

    Новые ФСБУ в Учетной политике на 2022 год

    В целях установления единого порядка ведения бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений в части перехода на применение унифицированных форм электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета, и обеспечения информационной совместимости государственных (муниципальных) информационных систем (ведомственные информационные системы) и информационных ресурсов, средствами которых осуществляется ведение бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений и (или) информационное взаимодействие (формирование и обмен информацией), Министерством финансов Российской Федерации принят приказ от 15 апреля 2021 г. N 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению» (далее — Приказ N 61н) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2021 г., регистрационный номер 63995).

    Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году организациями бюджетной сферы унифицированных форм электронных первичных учетных документов, используемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений (далее — Методические рекомендации), подготовлены в соответствии с положениями нормативно-правовых актов, определяющих единые требования к ведению бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений (далее ? бухгалтерский учет) организациями бюджетной сферы в части порядка формирования электронных первичных учетных документов и обязательных реквизитов первичных учетных документов:

    Бюджетного кодекса Российской Федерации;

    Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

    федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации России от 31.12.2016 N 256н;

    иных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов;

    приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений) и инструкции по его применению»;

    приказа Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;

    приказа Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;

    приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2010 N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»;

    иных нормативных правовых актов.

    В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее ? Закон N 402-ФЗ) порядок ведения бюджетного учета и составления и представления бюджетной отчетности для организаций бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

    Основополагающим документом, устанавливающим общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяющим основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс).

    На основании статьи 165 Бюджетного кодекса установление единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, а также форм документов, необходимых для реализации указанных полномочий является исключительной компетенцией Министерства финансов Российской Федерации.

    В рамках реализации указанных полномочий и в целях обеспечения реализации централизованных моделей ведения бухгалтерского учета в соответствии бюджетным законодательством Российской Федерации Министерством финансов России в рамках реализации ведомственного проекта «Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений» осуществляется разработка альбома унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета (унифицированных форм электронных первичных учетных, регистров бухгалтерского учета).

    Разработка альбома унифицированных форм электронных первичных учетных документов в целях перехода организаций бюджетной сферы всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на электронный документооборот предусмотрена на 2021 — 2023 годы.

    Положение Приказа N 61н вступившего в 2021 году (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2021 г.) содержит ряд отлагательных норм по его обязательному правоприменению.

    Унифицированные формы электронных документов бухгалтерского учета, утвержденные Приказом N 61н, применяются:

    1. С 1 января 2022 года ? при ведении бюджетного учета территориальными органами, федеральным казенным учреждением «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (далее ? уполномоченные организации) при осуществлении ими централизуемых полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений, переданных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 N 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений». Перечень федеральных органов исполнительной власти централизуемые полномочия которых осуществляются уполномоченными организациями приведен в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям;

    2. До 1 января 2023 года:

    2.1. При ведении бюджетного учета финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и (или) их территориальными органами, подведомственными казенными учреждениями (далее — региональные (муниципальные) уполномоченные организации), а также ведении бухгалтерского учета централизованными бухгалтериями при осуществлении ими централизуемых полномочий в случаях, предусмотренных едиными учетными политиками при централизации учета.

    В соответствии с частью 3.1 статьи 7 Закона N 402-ФЗ порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации полномочия соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы могут быть переданы в соответствии с общими требованиями, установленными соответственно финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования.

    Согласно пункта 3 Общих требований к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1890 (далее ? Общие правила передачи централизуемых полномочий), уполномоченные органы и (или) уполномоченные организации (региональные (муниципальные уполномоченные организации) (далее при совместном упоминании — уполномоченные организации) обеспечивают применение единых методов и способов ведения бухгалтерского учета, установленных с соблюдением требований законодательства Российской Федерации (федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов) в рамках единых учетных политик при централизации учета.

    Обязательный переход на электронный документооборот при ведении централизуемых полномочий и применение унифицированных форм электронных бухгалтерских документов как уполномоченными организациями так и субъектами централизованного учета до 01.01.2023, может быть предусмотрен положениями единых учетных политик при централизации учета (в соответствии с правилами документооборота, установленными в рамках единой учетной политики при централизации учета актом уполномоченного органа, определяющих взаимодействие между уполномоченным органом, уполномоченными организациями и субъектами централизованного учета по обеспечению документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления (получения) документов (сведений), необходимых для осуществления централизуемых полномочий, а также по представлению субъектам централизованного учета документов (сведений), сформированных (используемых) при осуществлении централизуемых полномочий (подпункт «д» пункта 3 Общих правил передачи централизуемых полномочий).

    При переходе к использованию электронных документов при ведении бухгалтерского учета необходимо провести следующие подготовительные мероприятия.

    1. Определить дату перехода на применение электронных документов.

    2. Внести изменения в учетную политику, а для централизованной бухгалтерии ? в Единую учетную политику, с учетом особенностей порядка формирования, заполнения и подписания электронных документов.

    3. Определить лиц, ответственных за формирование и подписание электронных документов.

    4. Определить сроки формирования, подписания, утверждения электронных документов, передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете.

    5. Внести дополнения в график документооборота с учетом использования электронных документов, содержащий правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи электронных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению электронных документов для ведения бухгалтерского учета.

    6. Обеспечить всех сотрудников, составляющих и подписывающих электронные документы простой электронной подписью или квалифицированной электронной подписью в соответствии с порядком, определенным Приказом N 61н, а должностных лиц, утверждающих и согласовывающих электронные документы ? квалифицированной электронной подписью.

    7. При централизации бухгалтерского учета, предусматривающей взаимодействие уполномоченной организацией и субъектов централизованного учета в рамках осуществления централизуемых полномочий, дополнить ролевое расписание новыми позициями и обеспечить доступ к информационной системе бухгалтерского учета для должностных лиц ? членов комиссии, подписывающих электронные документы простой ЭП, и для председателя комиссии, подписывающего электронные документы ЭЦП

    8. Привести в соответствие с требованиями Приказа N 61н справочники, используемые при формировании электронных документов в ИС бухгалтерского учета.

    9. Утвердить (уточнить) порядок списания кредиторской задолженности с забалансового счета 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».

    10. Уточнить порядок определения лиц, ответственных за имущество учреждения (ответственных лиц).

    1. В электронных документах, унифицированная форма которого содержит реквизит «Идентификатор контрагента» отражается уникальный идентификатор контрагента, состоящий из 22 разрядов.

    В соответствии с пунктом 4 Приказа N 61н определена структура уникального идентификатора контрагента, состоящая из 22 разрядов в зависимости от типа контрагента и от типов документов, которым зарегистрирован контрагент.

    Необходимо в ИС бухгалтерского учета в справочник контрагентов добавить для каждого контрагента уникальный идентификатор контрагента, состоящий из 22 разрядов, сформированный по следующим правилам:

    в разряде 1 ? тип, где:

    «1» ? физическое лицо;

    «2» ? юридическое лицо ? резидент Российской Федерации;

    «3» ? юридическое лицо ? нерезидент Российской Федерации;

    «4» ? физическое лицо, индивидуальный предприниматель, перешедшие на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее ? самозанятый);

    в разрядах 2 и 3 ? код типа документа:

    при формировании идентификатора контрагента физического лица (тип контрагента «1») допускается применение следующих кодов типа документов:

    «01» ? паспорт гражданина Российской Федерации;

    «02» ? свидетельство о рождении;

    «03» ? паспорт моряка (удостоверение личности моряка);

    «04» ? удостоверение личности военнослужащего;

    «05» ? военный билет военнослужащего;

    «06» ? временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации;

    «07» ? справка об освобождении из мест лишения свободы;

    «08» ? паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

    «09» ? вид на жительство;

    «10» ? разрешение на временное проживание (для лиц без гражданства);

    «11» ? удостоверение беженца;

    «12» ? миграционная карта;

    «13» ? паспорт гражданина СССР;

    «14» ? страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации;

    «22» ? водительское удостоверение;

    «24» ? свидетельство о регистрации транспортного средства в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации;

    «25» ? охотничий билет;

    «26» ? разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия;

    «28» ? паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащий электронный носитель информации;

    «29» ? свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;

    «30» ? свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации;

    при формировании идентификатора контрагента юридического лица или индивидуального предпринимателя, самозанятого указываются значения «00»;

    в разрядах 4 — 22 ? указываются следующие значения в зависимости от типа контрагента:

    при формировании идентификатора контрагента для юридических лиц ? резидентов Российской Федерации в 4 — 13 разрядах ? ИНН, в 14 — 22 разрядах ? КПП;

    при формировании идентификатора контрагента для юридических лиц ? нерезидентов Российской Федерации в 4 — 13 разрядах ? ИНН, в 14 — 22 разрядах ? КПП. В случае наличия у юридических лиц ? нерезидентов Российской Федерации кода иностранной организации (далее ? КИО): в 4 — 8 разрядах — значение «00000» (нули), в 9 — 13 разрядах — КИО, в 14 — 22 разрядах — КПП;

    при формировании идентификатора контрагента для индивидуальных предпринимателей в 4 — 10 разрядах ? значение «0000000» (нули), в 11 — 22 разрядах ? ИНН;

    при формировании идентификатора контрагента для физических лиц с 4-го по 22-й разряд ? серия и номер документа, код которого указан во 2 и 3 разрядах идентификатора контрагента. Серия и номер документа указываются в одну строку, без разделителей; знаки «N» и «-» не указываются; буквы, при их наличии, должны указываться как прописные. Если номер документа содержит менее 19 знаков, он дополняется слева нулями до 19 знаков.

    2. В формах электронных первичных учетных документов «Ведомость группового начисления доходов» (ф. 0510431), «Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам» (ф. 0510436), Решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (ф. 0510445), «Ведомость начисления доходов бюджета» (ф. 0510837) предусмотрено заполнение значение уникального номера реестровой записи источника дохода бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с реестром источников доходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

    1. Минфин России, федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации», федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Министерства финансов Российской Федерации»;

    2. Росалкогольрегулирование, территориальные органы;

    3. Минэкономразвития России, федеральное казенное учреждение «Центр поддержки»;

    4. Росимущество, территориальные органы;

    5. Роструд, территориальные органы;

    6. Минпромторг России;

    7. Росстандарт, территориальные органы;

    8. Минобрнауки России;

    9. Минпросвещения России;

    10. Минвостокразвития России, федеральное казенное учреждение «Объект № 5066»;

    11. Минстрой России, федеральное казенное учреждение «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

    12. Минцифры России, федеральное казенное учреждение «Государственные технологии»;

    13. Росаккредитация, территориальные органы;

    14. Казначейство России, территориальные органы;

    15. Росстат, территориальные органы, федеральное казенное учреждение «Объект № 5068А» федеральной службы государственной статистики;

    16. Минтруд России, федеральные казенные учреждения;

    17. Минкультуры России, территориальные органы, федеральное казенное учреждение «Цифровая культура»;

    18. Ростуризм;

    19. Минприроды России, федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений полигона «Красный Бор»;

    20. Росводресурсы, территориальные органы;

    21. Рослесхоз, территориальные органы, федеральное государственное казенное учреждение «Рослесресурс»;

    22. Роснедра, территориальные органы, федеральное государственное казенное учреждение «Росгеолэкспертиза»;

    23. Минспорт России;

    24. Росмолодежь;

    25. ФАДН России;

    26. Ростехнадзор, территориальные органы;

    27. Роспатент;

    28. Ространснадзор, территориальные органы, федеральное казенное учреждение «Информационный вычислительный центр Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»;

    29. Росавиация, территориальные органы;

    30. Россельхознадзор, территориальные органы;

    31. Рособрнадзор;

    32. Росздравнадзор, территориальные органы;

    33. Федеральная пробирная палата, территориальные органы;

    34. Росреестр, территориальные органы;

    35. Минздрав России, федеральные казенные учреждения;

    36. ФМБА России, территориальные органы, Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы» Федерального медико-биологического агентства, федеральное государственное казенное учреждение «Служба технического заказчика» Федерального медико-биологического агентства;

    37. Минсельхоз России;

    38. Росрыболовство, территориальные органы;

    39. Минтранс России, федеральные казенные учреждения;

    40. Росавтодор, федеральные казенные учреждения;

    41. Росжелдор, территориальные органы, Федеральное казенное учреждение «Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта»;

    42. Росморречфлот, федеральные казенные учреждения;

    43. Минэнерго России;

    44. ФАС России, территориальные органы;

    45. Роспотребнадзор, территориальные органы, федеральные казенные учреждения;

    46. ФНС России, территориальные органы, федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы;

    47. ФТС России, территориальные органы, федеральные казенные учреждения;

    48. Роскомнадзор, территориальные органы;

    49. Росприроднадзор, территориальные органы;

    50. Росгидромет, территориальные органы.».

    Когда ждать новые федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ)

    КОДЫ
    Форма по ОКУД 0510433
    от “___”______________ 20__ г. Дата
    Учреждение по Сводному реестру
    Обособленное подразделение по Сводному реестру
    Структурное подразделение
    Главный администратор бюджетных средств (Учредитель) Глава по БК
    Наименование бюджета по ОКТМО
    Единица измерения: руб (с точностью до второго десятичного знака) по ОКЕИ 383
    Основание формирования Акта
    Наименование объекта (полное) (консервация — «1», расконсервация — «2») Амортизационная группа
    Документ-основание о создании комиссии Номер
    (наименование) Дата

    1. Общие сведения об объекте

    Краткая индивидуальная характеристика объекта Местонахождение объекта (адрес) Номер Дата Фактический срок эксплуатации (месяцев)
    инвентарный реестровый заводской (иной) выпуска, изготовления, иное принятия к бухгалтерскому учету ввода в эксплуатацию
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    1

    2. Сведения о состоянии объекта

    Техническое состояние объекта Причины консервации/ расконсервации объекта Срок консервации Ответственное лицо Статус объекта учета
    дата начала дата окончания
    1 2 3 4 5 6

    Прежде чем говорить об изменениях учетной политики 2022, напомним ее общие правила. В соответствии с п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика должна применяться последовательно из года в год, а изменение учетной политики может производиться только в случаях:

    • изменения требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;
    • разработки или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета;
    • существенном изменении условий деятельности организации.

    Измененная учетная политика должна применяться с начала года, с которого компания вносит изменения (п. п. 10, 12 ПБУ 1/2008)

    Так с 1 января 2022 года станут обязательными к применению четыре новых стандарта по бухгалтерскому учету:

    • по основным средствам,
    • по капитальным вложениям,
    • по аренде,
    • по документообороту,

    а ранее действующие стандарты и методические рекомендации к ним утрачивают силу. Таким образом, необходимо в учетной политике на 2022 год кардинально пересмотреть ранее установленные нормы с учетом требований новых ФСБУ.

    Для начала напомним общий алгоритм формирования положений учетной политики организации:

    • если федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается этот способ;
    • если ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается один из возможных;
    • если ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу — организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь, в первую очередь, к стандартам МСФО, затем к федеральным (ПБУ, ФСБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

    ФСБУ 25/2018 с 1 января 2022 года стало обязательным к применению также всеми компаниями, за исключением организаций госсектора, при отражении в учете операций по сдаче или получении имущества в аренду и лизинг.

    Стандарт не применяется при отражении операций по аренде:

    • участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых;
    • результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены;
    • объектов концессионного соглашения.

    Отметим наиболее важные моменты, которые необходимо отразить в учетной политике:

    1. Возможность у арендатора не отражать предмет аренды в качестве ППА

    В п. 11 ФСБУ 25/2019 отражены условия при которых арендатор может не признавать предмет аренды и не признавать обязательство:

    • срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;
    • рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб.
    • если компания-арендатор вправе вести упрощенный бухучет и не планирует выкупать предмет аренды (по условиям договора) или сдавать его в субаренду.

    2. Использование исключений, упрощений и допущений, отраженных в п. 50 — 52 ФСБУ 25/2018.

    При применении ФСБУ 25/2018 разрешен только ретроспективный переход, с предусмотренными для ряда случаев исключениями из этого порядка, облегчающими переход на новый порядок учета и применяемыми в добровольном порядке (п. 50 — 52 ФСБУ 25/2018).

    Например, разрешено не применять ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает до конца 2022 г. (п. 51 ФСБУ 25/2018).

    Или применять стандарт только в отношении договоров аренды, исполнение которых начинается с 1 января 2022 года (для компаний, которая вправе применять упрощенные способы учета).

    Только арендаторы вместо ретроспективного пересчета, могут по каждому договору аренды единовременно признать на конец года, предшествующего переходу, право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль.

    3. Порядок учета операций по договорам аренды и описание методики оценки показателей у арендатора и арендодателя.

    • Арендодателю нужно отразить:
      • порядок признания доходов при операционной аренде — равномерно или на основе другого систематического подхода, отражающего характер использования арендатором экономических выгод от предмета аренды.
      • при наличии права применять упрощенные способы учета — решение учитывать любую аренду как операционную (за исключением договоров, по которым право собственности на объект аренды переходит к арендатору или которые он имеет право выкупить по цене значительно ниже справедливой стоимости) (п. 28 ФСБУ 25/2018).
    • Арендатору:
      • порядок признания арендных платежей в качестве расхода (равномерно или иным способом) по договорам, по которым организация воспользовалась правом не признавать предмет аренды в качестве ППА и не признавать обязательство по аренде;
      • порядок определения фактической стоимости ППА и первоначальной оценки задолженности по аренде в случае применения упрощенных способов ведения бухучета (п. п. 13, 14 ФСБУ 25/2018).

    4. Способы амортизации, сроки полезного использования, последующая оценка, переоценка права пользования активом (ППА) у арендатора.

    Учет права пользования активом у арендатора осуществляется в том же порядке, что и учет основных средств организации, схожих по характеру использования (п. п. 10, 16, 17 ФСБУ 25/2018, п. 38 ФСБУ 6/2020).

    То есть необходимо установить порядок определения срок полезного использования и начисления амортизации, за исключением случаев, когда схожие по характеру использования активы не амортизируются, такие как: земельные участки, если предусмотрен переход права собственности по окончании аренды, активы, попадающие под определение инвестиционной недвижимости и оцениваемые по переоцененной стоимости. Амортизация по таким ППА не начисляется (п. п. 10, 17 ФСБУ 25/2018, п. 28 ФСБУ 6/2020). По мнению, отраженному в письме Банка России от 24.10.2019 N 17-1-2-6/865, МСФО (IFRS) 16 не предусматривает исключения в отношении амортизации актива, представляющего собой право пользования земельным участком. Земельный участок имеет неограниченный срок полезного использования, срок полезного использования актива в форме права пользования строго ограничен сроком аренды.

    Таким образом, актив в форме права пользования, являющийся земельным участком, должен амортизироваться в течение срока аренды.

    В учетной политике на 2022 год по ФСБУ 27/2021 нужно подкорректировать буквально пару пунктов:

    1. Порядок исправления первичных учетных документов и регистров бухучета.

    Выбор способов исправления бумажных и электронных документов приведен в п. 18-22 ФСБУ 27/2021.

    Например, исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, допустимо только корректурным способом: путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, путем составления нового (исправленного) документа не допускается.

    Исправление в регистре бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, допустимо корректурным способом, либо путем исправительной записи по счетам бухгалтерского учета.

    Исправление первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, составленных в виде электронного документа, допустимо путем составления нового (исправленного) электронного документа.

    2. Порядок хранения документов и доступ к ним.

    Срок хранения нужно увеличить до 5 лет. (ч. 1 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете). Конкретные сроки хранения нужно установить на основании Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236.

    Запрещен перевод документов, составленных на бумажном носителе, в электронный вид с целью последующего хранения.

    Должно быть обеспечено информирование главного бухгалтера (иного соответствующего лица) о доступе к архивам документов.

    3. К учетной политике нужно приложить график документооборота.

    Требования к организации документооборота в компании отражены в п. 28-30 ФСБУ 27/2021.

    График документооборота в учетной политике 2022 должен обеспечить, в частности, своевременное отражение в учете объектов бухучета, в том числе передачу первичных учетных документов для регистрации сведений из них в регистрах бухучета и бухгалтерской отчетности.

    При проведении аудита в АКГ «ПРАВОВЕСТ Аудит» эксперты и аудиторы консультируют по вопросам применения новых ФСБУ. Также мы оказываем услуги по актуализации учетной политики.

    Узнать об изменениях по НДС, налогу на прибыль, страховым взносам, НДФЛ и налогу на имущество организаций вы можете в Шпаргалке от аудиторов и экспертов «Самые важные изменения по налогам и взносам с 1 января 2022 года».

    С 2022 г. федеральный МРОТ – 13 890 руб. С ростом МРОТ увеличатся:

    • страховые взносы малого и среднего бизнеса с выплат в пределах МРОТ в месяц, которые рассчитываются по обычным тарифам;

    • пособия по болезни и беременности и родам. Так, не меньше МРОТ за полный месяц болезни должен получить работник с любым страховым стажем. А минимальное пособие за 140 дней декрета составит 63 932,40 руб.

    Переход на ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 с 01.01.2022

    Новый федеральный стандарт бухгалтерской отчетности отменяет действие ПБУ 6/01 по учету основных средств с начала 2022 года. Желающие опробовать новый стандарт могут пользоваться им в своей работе уже сейчас.

    Документ имеет отсылки к МСФО (в частности IAS 36 «Обесценение активов», IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости»), узаконенных в нашей стране приказом Минфина № 217н от 28/12/15 года, что говорит о сближении стандартов отчетности мировых и отечественных.

    Один из важных моментов работы с ФСБУ заключается в необходимости применять его ретроспективно (п. 48), иными словами, как если бы документ с начала приобретения и использования конкретного ОС уже действовал. Сложность здесь в следующем: амортизацию, руководствуясь положениями ФСБУ 6/2020, следует считать по обновленным правилам (о них пойдет речь далее в статье), а значит, балансовую стоимость ОС на начало отчетного года придется пересчитать. С этой целью берется первоначальная стоимость и вычитается сумма амортизации. Очевидно, что первоначальная стоимость должна быть исчислена по старым правилам, а накопленная амортизация — по обновленным нормам (п. 49). Указанным способом можно соблюсти новые правила единовременно, не делая пересчет за предыдущие годы.

    Фирмы, ведущие бухгалтерскую отчетность по упрощенному варианту, имеют право применять ФСБУ ограниченно, например, не проверять ОС, насколько те обесценились (п. 3).

    На заметку! Бюджетные структуры ФСБУ 6/2020 не применяют (п. 2 Стандарта).

    Рассмотрим главные новшества, касающиеся ОС, которые вводит в практику учета ОС документ.

    На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.

    В ФСБУ 6/2020 такого ограничения уже нет. Лимит отнесения активов к основным средствам устанавливает сама фирма, исходя из особенностей своей деятельности и используемых ОС. Например, пороговое значение в 150 тыс. руб. или в 100 тыс. руб., закрепленное в учетной политике, будет законным основанием все активы ниже этой стоимости считать МПЗ и списывать их однократно на текущие расходы.

    Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше. Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок. Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.

    Новый документ устанавливает составляющие расчета амортизационных отчислений: способ, срок полезного использования (СПИ) и вводит термин ликвидационной стоимости (ЛС), которого раньше не было.

    Ликвидационная стоимость определена п. 30 документа. Для ее расчета нужно взять:

    • сумму, которую могла бы иметь фирма при выбытии ОС, не исключая ценности, образующиеся в результате выбытия;
    • расчетную сумму затрат на выбытие.

    ЛС является разницей этих двух значений. Важно заметить: в п. 30 указывается, что объект ОС рассматривается как уже достигший завершения СПИ «и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования».

    Хочется заострить внимание еще на некоторых формулировках и новшествах ФСБУ 6/2020:

    1. В описании термина «основное средство» появилось дополнение. Теперь уточняется, что ОС обязательно имеет материально-вещественную форму. Не совсем ясно, какую цель преследовал при этом законодатель (п. 4 пп. «а») – основное средство по определению не может иметь иную форму.
    2. ОС могут считаться теперь и объекты, определенные на перспективу к перепродаже, ограничение из ПБУ 6/01 снимается.
    3. В то же время ФСБУ не работает по отношению к долгосрочным активам к продаже (п. 6 пп. б). Имеется в виду объект ОС, который больше не эксплуатируется в связи с решением руководства о его реализации, есть письменное подтверждение этого, соответствующий приказ или иной документ руководства (ПБУ 16/02 п. 10.1).
    4. Введено понятие «инвестиционная недвижимость», имеющее отношение к аренде ОС или извлечению дохода от прироста стоимости — учитывается по особым правилам, отдельно (п. 11 абз. 3, п. 7).
    5. Фирма обязана осуществлять контроль основных средств на предмет их обесценивания (п. 38).

    Глобальные изменения в учете основных средств с 2022 года

    ФСБУ 25/2018 утвержден приказом Минфина от 16.10.2018 № 208н и до сих пор был добровольным. Но с 2022 года он необходим всем тем коммерческим организациям, которые предоставляют или получают объект имущества во временное пользование за оговоренную плату.

    Чтобы перейти на новый стандарт, в учетной политике отмечают следующие моменты:

    • счета, где отражаются права пользования активами;
    • перечень договоров и случаи, когда используют упрощенный способ аренды;
    • процедуру признания доходов от арендных платежей;
    • неприменение правил к договорам, чей срок истекает в 2022 г.;
    • иные моменты.

    ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (ОС) утвержден приказом Минфина от 17.09.2020 № 204н и заменил собой ПБУ 6/01. Главное, что меняет этот стандарт, — компании теперь вправе самостоятельно определять лимит стоимости ОС по критерию существенности. По сути, отменяется лимит в размере 40 тысяч руб., и организации вправе учитывать в составе ОС активы с более высокой стоимостью.

    Такие изменения требуют и ряда поправок в учетную политику. Вот основные из них:

    • зафиксировать лимит стоимости ОС и критерии существенности;
    • определить правила оценки и переоценки ОС;
    • уточнить порядок учета малоценки (сейчас это следует относить к расходам, а не в составе запасов);
    • пересмотреть моменты по амортизации;
    • внести правила учета расходов на ремонт и обслуживание дорогостоящих ОС.

    Обратите внимание: есть компании, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет, и они часть новых норм вправе игнорировать.

    С 2018 года Минфин утвердил четыре новых федеральных стандарта бухучёта. На некоторые из них компании могли по желанию перейти в 2021 году. Но обязательными для коммерческих организаций новые ФСБУ станут с 1 января 2022 года.

    Вот о каких стандартах идёт речь:

    Тематический тренинг КонсультантПлюс /* вывод даты справа в шапке*/ ?> 01.03.2022

    Основы кадрового делопроизводства в 2022 году

    Программа разработки федерального стандарта БУ на 2019 — 2021 годы утверждена Приказом Минфина России от 05.06.2019 № 83н.

    Новые стандарты:

    26/2020 «Капитальные вложения» — устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учёте информации о капитальных вложениях организаций.

    6/2020 «Основные средства» — устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учёте информации об ОС организаций.

    25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды» — устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учёте информации об объектах бухгалтерского учёта при получении (предоставлении) за плату во временное пользование имущества и способы ведения таких объектов.

    5/2019 «Запасы» — устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учёте информации о запасах организаций.

    27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учёте» — устанавливает требования к документам и документообороту для бухгалтерского учёта.

    Новые правила учёта сложные и требуют детального рассмотрения, изучения и применения на практике. В КонсультантПлюс имеется много информации по данной теме, есть также ситуации из практики, которые вам помогут быстро изучать и применять новые правила в бухгалтерском учёте.

    В справочно-правовой системе КонсультантПлюс есть вся необходимая информация о правилах и сроках перехода на новые стандарты

    Рассмотрим каждый из них более подробно.

    Правила учёта основных средств по покупке не изменились. При рассрочке платежа свыше 12 месяцев часть затрат на приобретение ОС учитываем как проценты по займу. Материалы, приобретённые для строительства ОС, — капитальные вложения, а не запасы. В балансе их надо показать по строке 1150. Затраты на любой ремонт и амортизацию строительной техники относим на счёт 08.

    Вторичное сырье, оставшееся при строительстве, монтаже, модернизации, реконструкции, плановом ремонте основных средств, с кредита счёта 08 приходуем как запасы или как ДАП. Капвложения в ОС надо ежегодно проверять на обесценение по правилам для ОС.

    Лимит стоимости ОС устанавливаем сами. Например, можно сделать его таким же, как для налога на прибыль, — 100 000 рублей. Объекты со СПИ больше года и стоимостью ниже лимита сразу списываем в расходы.

    Амортизацию считаем из стоимости ОС, уменьшенной на его ликвидационную стоимость. Ликвидационная стоимость — предполагаемая стоимость ОС в конце СПИ минус затраты на его выбытие. Если ликвидационную стоимость невозможно определить или она несущественна, амортизируем полную стоимость основных средств.

    Амортизируем объект начиная с месяца принятия к учёту основных средств и по месяц выбытия или списания. Но можно применять и привычные правила. Начисление амортизации ОС на консервации и длительном ремонте не приостанавливаем. Способ начисления амортизации, СПИ и ликвидационную стоимость нужно проверять как минимум в конце каждого года и, если условия использования ОС изменились, пересматривать.

    Плановый ремонт, техобслуживание, техосмотр — существенные затраты на такие мероприятия, проводимые реже чем раз в год, признаём отдельными ОС (Информация Минфина России № ИС-учёт-29).

    Переоценку можно отражать новым способом: списать всю амортизацию проводкой Д 02 — К 01, а затем довести счёт 01 до рыночной стоимости. Но можно и продолжать делать как раньше.

    Проверять ОС на обесценение надо минимум раз в год на 31 декабря по правилам МСФО (IAS) 36. Признаки обесценения: резкое снижение рыночной стоимости, существенный износ, порча объекта, простой. При наличии таких признаков надо уменьшить балансовую стоимость основных средств до рыночной стоимости за минусом затрат на выбытие. Убыток от обесценения средств относят в прочие расходы (п. п. 12, 18, 59 МСФО (IAS) 36).

    При продаже или ином выбытии ОС в ОФР показываем не доходы и расходы по сделке, а только её результат: прибыль — в строке 2340, а убыток — в строке 2350.

    Инвестиционная недвижимость — недвижимость для сдачи в аренду или для получения дохода от прироста её стоимости. Её можно учитывать по рыночной стоимости и не амортизировать. Дооценку и уценку списываем на счёт 91, а счёт 83 не используем (Информация Минфина России).

    Для перехода закрепите в учётной политике:

    • новый лимит стоимости основных средств (для совокупности объектов ОС или для отдельного объекта ОС);
    • начало начисления амортизации с месяца принятия к учёту или со следующего месяца;
    • способ учёта последствий переоценки — корректировка остаточной стоимости или первоначальной стоимости и амортизации;
    • способ оценки инвестиционной недвижимости — по рыночной стоимости или по первоначальной.

    Аренда недвижимости у арендатора. Аренду на срок не больше 12 месяцев можно учитывать как раньше — списывать арендную плату в расходы. Но такой порядок надо закрепить в учётной политике. При аренде на срок больше 12 месяцев надо отразить право пользования активом и обязательство по аренде. Право пользования активом учитывайте на счёте 01 и амортизируйте. Стоимость права равна сумме обязательства по аренде и платежей, перечисленных до получения недвижимости в аренду. Срок полезного использования равен сроку аренды.

    Обязательство по аренде ОС покажите на счёте 76 по приведённой стоимости арендных платежей. Она равна номинальной сумме будущих платежей, дисконтированной по ставке, по которой вы можете получить заём на сопоставимый срок. По этой ставке ежемесячно начисляйте проценты на остаток обязательства и уменьшайте его на текущий платёж.

    Те, кто вправе вести упрощённый бухучёт, могут учитывать аренду как раньше, если не будут выкупать предмет аренды или сдавать его в субаренду.

    Краткосрочная аренда автомобиля у физлица. При аренде автомобиля на срок менее года ведите учёт как раньше — автомобиль на баланс не принимайте, арендную плату начисляйте проводкой Д 20 (26, 44) — К 60 (73, 76).

    Аренда у арендодателя. Аренда по договорам, не предусматривающим выкуп имущества, признаётся операционной. Имущество, переданное в операционную аренду, продолжайте учитывать на счёте 01. Арендную плату начисляйте, как и раньше, проводкой Д 62 — К 91, а если аренда ваш основной вид деятельности — Д 62 — К 90.

    Лизинг у лизингополучателя. Порядок принятия к учёту не зависит от того, кто признаётся балансодержателем имущества по договору. Вы в любом случае отражаете в учёте право пользования активом и обязательство по аренде.

    Право пользования активом учитывайте на счёте 01 и амортизируйте. Стоимость права — затраты лизингодателя на покупку имущества плюс ваши затраты, необходимые для начала его использования. СПИ права пользования активом равно СПИ предмета лизинга, который определяем по общим правилам нового стандарта, о чём говорит федеральный стандарт бухгалтерского учёта 25/2018.

    Обязательство по аренде покажите на счёте 76 по справедливой стоимости предмета лизинга за минусом авансов, уплаченных вами до его получения. Справедливая стоимость — цена покупки имущества лизингодателем. На остаток обязательства ежемесячно начисляйте проценты по ставке, которая дисконтирует будущие платежи до справедливой стоимости. А затем уменьшайте обязательство с процентами на текущие платежи.

    Те, кто вправе вести упрощённый бухучёт, могут учитывать лизинг по старым правилам для лизинга на балансе лизингополучателя.

    В статье «ФСБУ 25/2018: бухгалтерский учёт аренды» наш эксперт подробно рассмотрела основные принципы ведения учёта для арендатора и арендодателя, а также объяснила, как раскрыть информацию в бухгалтерской (финансовой) отчётности.

    Поступление материалов и товаров. Материалы для управленческих нужд, например канцтовары, можно сразу списать в расходы: Д 26 — К 60. При рассрочке свыше 12 месяцев часть затрат на приобретение запасов учитываем как проценты по займу. Резерв под обесценение запасов создаём исходя из чистой стоимости продажи — рыночной стоимости за минусом расходов на продажу. При продаже обесцененных запасов восстанавливаем резерв проводкой Д 14 — К 90.02 (91.02).

    Затраты на производство. В себестоимость нельзя включать сверхнормативный расход сырья, потери от брака и простоев. Остатки НЗП нельзя оценивать по стоимости сырья и материалов. Оценка НЗП происходит по фактической себестоимости, по нормативной себестоимости или по прямым затратам.

    Отмена методических указаний. Вместе с ПБУ 5/01 с 2021 года утрачивают силу указания по учёту МПЗ и по учёту специнструмента и спецодежды (Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 180н). Но приведённые в них способы можно продолжать применять, если они не противоречат новому правилу стандарта. Например, ведение ТЗР. Ведь в правилах нового стандарта есть только общее требование о включении ТЗР в стоимость запасов, и ни один из нынешних вариантов это требование не нарушает.

    Его проект был опубликован 12 марта 2021 года на официальном сайте Минфина России. Порядок оформления первичных документов остаётся прежним. Стандарт только поясняет некоторые правила. Например, дату составления первичного документа определяют по дате подписания. Если документ оформили не сразу, дополнительно указывают дату операции, которую он фиксирует (п. 2 Информации Минфина России от 10.06.2021 № ИС-учёт-33). Электронные документы можно подписывать ЭЦП любого вида, если дополнительные требования не установлены другими НПА. Например, для УПД обязательна квалифицированная электронная подпись. Введено новое понятие — оправдательный документ. Это любой документ, содержащий информацию о факте хозяйственной жизни: договор с контрагентом, решение суда или ИФНС.

    20 главных изменений в работе бухгалтера с 2022 года

    Согласно п. 32 ФСБУ 6/2020 сумма амортизации объекта ОС за отчётный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.

    Ликвидационной стоимостью объекта ОС считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.

    Начисление амортизации по основным средствам приостанавливается, если ликвидационная стоимость объекта оказывается равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость будет меньше балансовой стоимости объекта ОС, начисление амортизации возобновляется (п. 30 ФСБУ 6/2020). Аналогичная норма отражена в п. 54 МСФО (IAS) 16.

    П. 31 ФСБУ 6/2020 предусмотрено, что ликвидационная стоимость объекта ОС считается равной нулю, если:

    1) не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;

    2) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;

    3) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта ОС не может быть определена.

    В п. 53 МСФО (IAS) 16 отмечено: амортизируемая величина актива определяется за вычетом его ликвидационной стоимости. На практике ликвидационная стоимость часто составляет незначительную величину и, следовательно, является несущественной при расчёте амортизируемой величины.

    С 2022 года обязательными к применению будут такие ФСБУ:

    • 06/2020 — по основным средствам;
    • 26/2020 — по капитальным вложениям;
    • 27/2021 — по документообороту;
    • 25/2018 — по аренде.

    Если компания не перешла на их использование досрочно, то с 2022 года ей придется это сделать в обязательном порядке.

    С отчетности за 2021 год изменится форма декларации по налогу на прибыль. Кроме того, работодатели, оплачивающие отдых и санаторно-курортное лечение своим сотрудникам, смогут учитывать больше расходов.

    К тому же, уточнят порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации основных средств и т.д.:

    • первоначальная стоимость объекта будет изменяться вне зависимости от величины его остаточной стоимости;
    • если в процессе модернизации срок полезного использования объекта не изменяется, то надо использовать старую норму амортизации.

    Кроме того, вновь продлили действие ограничения в 50% по переносу убытков прошлых лет — теперь до окончания 2024 года.

    Льгота по налогу будет предоставлена общепиту — НДС можно будет не платить, но только при выполнении конкретных условий.

    Список товаров, которые облагаются НДС с межценовой разницы, будет расширен. На основании Постановления Правительства от 13.09.2021 г. № 1544 такой порядок к купленным у физлиц автомобилям будет действовать и в отношении операций по перепродаже электронной и бытовой техники.

    По УСН сдавать декларацию за 2021 год потребуется на новом бланке.

    Также планируется, что с июля 2022 года будет действовать новый налоговый режим — УСН.онлайн. Он будет предназначен для микропредприятий с численностью работников до 5 чел. и годовыми доходами до 60 млн. руб. ИФНС будет администрировать его в упрощенной форме аналогично НПД — без отчетной декларации и через удобный сервис.

    Как перейти на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: пошаговая инструкция

    По данному налогу будут обновленные отчетные формы:

    • 6-НДФЛ для работодателей;
    • 3-НДФЛ для физлиц и ИП.

    Кроме того, работодатели будут по новым правилам предоставлять сотрудникам социальные вычеты по НДФЛ, а также уплачивать налог с путевок для сотрудников.

    К тому же, физлица смогут получать налоговый вычет на фитнес и не должны будут подавать декларацию при продаже недорогого имущества.

    Расчет по страховым взносам нужно будет сдавать по обновленной форме. Она будет использоваться с отчетности за 1 квартал 2022 года. За 2021 год сдать расчет нужно будет по старой форме.

    Про форму 4-ФСС на данный момент еще ничего не ясно. Если изменений не будет, то отчитываться нужно будет на прежнем бланке.

    Тарифы по страховым взносам в целом останутся прежними. Единственное изменение коснется общепита, который имеет право на освобождение от НДС. Он сможет платить взносы по сниженным ставкам — тем, которые предусмотрены для субъектов МСП.

    Сроки уплаты налога на имущества станут едиными на всей территории РФ:

    • для годового платежа — не позже 1 марта следующего года;
    • для авансовых платежей — не позже последнего числа месяца, идущего за отчетным кварталом.

    По налогу на имущество декларацию за 2021 г. потребуется сдать по обновленной форме. С 2022 года не нужно будет отчитываться по имуществу с кадастровой стоимостью.

    Кроме того, с 2022 года будут применяться новые формы документов:

    • заявления на льготу по налогу на имущество;
    • заявления об уничтожении имущества — чтобы освободиться от налога по нему;
    • заявление о льготе по налогам на транспорт и землю;
    • сообщение о наличии у компании транспорта или земли, которые признаются объектами налогообложения.

    Начало применения: с отчетности за 2021 г.

    Для кого обязателен: для всех, кроме микропредприятий и бюджета

    Что изменилось

    Запасы, предназначенные для управленческих нужд

    Можно не признавать в качестве актива, а затраты на их приобретение включать в расходы периода, в котором они были понесены (п. 2 ФСБУ 5/2019)

    Малоценные ОС

    Не относятся к запасам, так как предназначены для использования в течение длительного времени свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

    Незавершенное производство (НЗП)

    Относится к запасам (пп. «е» п. 3 ФСБУ 5/2019)

    Оценка запасов

    Производится дважды — при поступлении и после признания запасов (создание резерва под обесценение).

    При поступлении все запасы в учете признаются по фактической себестоимости, но порядок формирования себестоимости изменился.

    Создание резерва под обесценение определяется исходя из чистой стоимости продажи. Организация создает резерв под обесценение запасов в размере превышения фактической себестоимости над их чистой ценой продажи. (п. 28-32 ФСБУ 5/2019).

    Отражение в бухгалтерском учете и отчетности

    Ретроспективно

    То есть скорректировать остатки по счетам учета запасов так, как будто бы положения ФСБУ 5/2019 уже применялись на момент их покупки (создания) в прошлых периодах.

    Перспективно

    Данные за прошлые периоды пересчитывать не нужно. Новые правила учета следует применять только в отношении фактов хозяйственной жизни, имеющих место после даты начала применения нового стандарта.

    В учете запасов вам необходимо знать:

    Начало применения: с 1 января 2022 г.

    Для кого обязателен: для всех, кроме бюджета

    N.B. Малые предприятия могут не применять только отдельные положения ФСБУ 6/2020 (п. 3 ФСБУ 6/2020)

    Что изменилось

    Лимит стоимости ОС

    Отменили лимит стоимости объекта для признания его основным средством. Теперь лимит можно будет установить самостоятельно (п. 5 ФСБУ 6/2020)

    Малоценные ОС

    Затраты на приобретение, создание несущественных активов признаются расходами в периоде их осуществления (п. 5 ФСБУ 6/2020)

    Учет ОС

    ОС учитывается по сумме, составляющей разницу между его первоначальной стоимостью и суммами амортизации, обесценения.

    В первоначальную стоимость ОС включаются суммы капвложений. Увеличение стоимости отражается в момент завершения работ по его улучшению или восстановлению.

    Амортизация ОС

    Амортизацию нужно начислять с даты признания ОС в бухгалтерском учете. Допускается, как прежде, начать начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания ОС.

    Сумма амортизации рассчитывается так, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость объекта ОС стала равна его ликвидационной стоимости, то есть из стоимости ОС, уменьшенной на его ликвидационную стоимость.

    Периодичность начисления амортизации не регламентируется ФСБУ 6/2020.

    Переоценка ОС

    Появилась обязанность проверять основные средства на факт обесценения, предусмотренная стандартом МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов». Группы ОС могут переоцениваться по справедливой стоимости с периодичностью, установленной организацией (п. п. 15, 16 ФСБУ 6/2020).

    Отражение в бухгалтерском учете и отчетности

    Начало применения: с 1 января 2022 г.

    Для кого обязателен: для всех, кроме бюджета

    N.B. Исключение составляют объекты договора аренды по предоставлению в аренду участков недр для геологического изучения, разведки, добычи полезных ископаемых, результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены.

    Что изменилось

    Введены новые понятия

    Исключено старое понятие «имущество», введено новое понятие «объект учета аренды», применяемое к объектам, по которым одновременно выполняются следующие условия:

    → предмет аренды предоставляется на обозначенный в договоре срок;

    → предмет аренды идентифицируется и по условиям договора арендодатель не может заменить его до окончания срока аренды;

    → арендатор вправе использовать предмет аренды для получения прибыли;

    → арендатор имеет право сам определять, как использовать предмет аренды в рамках его технических характеристик.

    Изменения для арендодателя

    Арендодателю необходимо делить аренду на 2 вида: финансовую и операционную.

    Главные отличия финансовой аренды от операционной в экономической выгоде и рисках.

    Так, при финансовой аренде риски и экономическая выгода, которые возникают в связи с правом собственности предмета аренды, переходят от арендодателя к арендатору. При операционной аренде и риски, и экономические выгоды остаются у арендодателя. Определен и перечень условий, по которым определяется вид аренды.

    Изменения для арендатора

    Для арендатора не предусмотрено разделение аренды на операционную и финансовую. Но, в учете изменений не избежать. Так, по новому ФСБУ 25/2018, арендатор должен отражать в учете не само имущество, а право пользования активом (ППА), на которое будет начисляться амортизация, а также обязательство по аренде, которое в свою очередь, будет погашаться.

    Замечу, что если срок аренды меньше 12 месяцев, или рыночная стоимость объекта аренды не превышает 300 тыс. рублей, то арендатор имеет право отражать в текущих расходах лишь арендные платежи без ППА и обязательства по аренде. Такое правило распространяется и на компании, которые применяют упрощенный бухучет (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

    Начало применения: с 1 января 2022 г.

    Для кого обязателен: для всех, кроме бюджетников, ИП, лиц, занимающихся частной практикой и финансовых организаций.

    Что изменилось

    Введены новые понятия

    «Оправдательный документ», который не содержит все обязательные реквизиты «первички». По факту это любой документ, содержащий информацию о хозяйственной жизни компании, например, договоры с контрагентами, работниками. В принципе, такой документ также можно использовать в качестве первичного документа, если он будет содержать все обязательные реквизиты.

    Главные аспекты

    → дата составления «первички» может отличаться от даты совершения факта хозяйственной жизни, оформляемого этим первичным учетным документом. Оговорка: при различии дат (составления документа и совершения факта хозяйственной жизни) в «первичке» указываются обе даты;

    → одним первичным документом разрешено оформлять несколько связанных фактов;

    → отдельные факты, например повторяющиеся, такие как начисление процентов или амортизации, разрешено оформлять не в момент их совершения, а периодически;

    → регламентированы вопросы составления бухгалтерских документов, если бизнес ведется не в РФ;

    → сформулированы общие требования к регистрам бухучета;

    → прописан порядок подписания документов ЭЦП;

    → изменены правила исправления документов. Так, бумажную «первичку» можно исправлять только корректурным способом, вручную зачеркнув ошибку и написав верные данные, а электронный документ нужно заменить на новый;

    → урегулирован порядок хранения документов.

    ВАЖНО!

    Разработайте и утвердите порядок документооборота согласно ФСБУ 27/2021 в Учетной политике

    Как правильно организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по ФСБУ 27/2021? Узнайте из нашего курса

    По ФСБУ 6/2020 амортизация начисляется с даты признания основных средств в учёте. Однако компании могут прописать в учётной политике, что амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания. Аналогично с моментом окончания амортизации.

    Если основные средства амортизируются с даты принятия к учёту, формулу для расчёта амортизации за первый (неполный) месяц придётся определить самостоятельно. По п. 35 ФСБУ 6/2020, если применяется способ уменьшаемого остатка, в учётной политике нужно закрепить формулу расчёта амортизации.

    Компании могут использовать формулу, которая соответствует ПБУ 6/01, или другую. Главное – чтобы она обеспечивала систематическое снижение суммы амортизации в каждом следующем периоде.

    Новый ФСБУ 6/2020 вводит ещё одну группу основных средств – инвестиционную недвижимость. Однако на законодательном уровне не урегулировано, на каком счёте её учитывать. Компании самостоятельно определяют порядок и прописывают его в учётной политике. Например, можно использовать счёт 03.

    Рекомендуем определиться с отражением инвестиционной недвижимости в балансе. Например, можно использовать строку «доходные вложения в материальные ценности» или добавить строку в разделе «внеоборотные активы». Первый порядок нужно прописать в пояснениях.


    Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...