Размер выплат по ОСАГО с 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер выплат по ОСАГО с 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. Тарифный коридор для легкового транспорта расширился на 10% вверх и вниз и составляет теперь от 2224 ₽ до 5980 ₽.
  2. ОСАГО можно будет оформить дешевле, например жителям Москвы и Казани. Сэкономят, как обычно, также аккуратные водители, не попадавшие в ДТП. Максимальная экономия может достигать 56%.
  3. Коэффициент для лихачей, регулярно нарушающих ПДД, повысится сразу почти на 1,5 балла — с 2,45 до 3,92.

Что изменилось в расчётах ОСАГО в 2022 году

Если ограничений допущенных к управлению водителей нет — такой полис ОСАГО называется «мультидрайв», — коэффициент с 9 января 2022 года поднимается с 1,94 до 2,32. Таким образом, страховка без ограничений водителей теперь стоит почти в 2,5 раза дороже, чем со вписанными водителями.

Если круг водителей в полисе ограничен, коэффициент составляет 1.

КВС снизился для более возрастных и опытных водителей. Например, для автолюбителей от 59 лет со стажем вождения 14 лет он составит 0,83, хотя ранее значение было 0,9.

При этом для водителей до 24 лет со стажем вождения менее двух лет КВС незначительно повысился. Например, если ранее для автолюбителя возрастом до 21 года и стажем в один год он составлял 1,9, то с 9 января 2022 года — уже 1,92.

Если автомобиль был поврежден в ДТП, то по ОСАГО он будет направлен на ремонтные работы. Компании по страховке обычно располагают своими СТО, но иногда происходят ситуации, когда они оплачивают затраты и в других станциях техобслуживания. Этот момент лучше уточнять в своей страховой фирме, не отправляя машину на ремонтные работы без предварительного согласования.

Размер компенсации зависит от результатов работы экспертов. Когда страхователю кажется, что выделенная выплата является заниженной, ему стоит позаботиться о проведение повторной независимой экспертизы. Если после этого не удастся добиться положительных результатов – следует обратиться в судебный орган.

В случае, если машину нельзя восстановить – это гибель автомобиля. В какой ситуации выносится данный вердикт? Когда стоимость ремонта будет превышать или равняться ценнику машины на момент дорожного происшествия.

В таком случае страховая компания компенсирует стоимость авто, либо выдаст наибольшую выплату, если ценник машины был выше 400 тыс. руб. Т.к. максимальная компенсация по ОСАГО – 400 тыс. руб.

Причинение вреда здоровью – это не только траты на лекарственные препараты, услуги сиделок и т.п. Фирма по ОСАГО может компенсировать заработную плату, которую потерпевший не получал во время лечения.

Если пострадавшему была присвоена группа инвалидности, то он может рассчитывать на дополнительные денежные средства. Также максимальная выплата часто полагается тем, кто получил тяжкие повреждения. Это нужно прописывать в тексте заявления.

Все расходы по здоровью не могут превышать максимальную выплату в 500 тыс. руб. Страховая фирма, когда определяет размер компенсации, опирается на нормативы, установленные законодательством. Если возмещение полагается нескольким лицам, к примеру, матери и детям, то страховая выплата будет разделена на равные части.

Случаи по обоюдной вине регламентированы в законе об ОСАГО. В документе указано, что в подобных ситуациях компенсация назначается после того, как суд установит степень вины лиц. В этом же пункте есть уточнение: если степень вины не удалось установить, то страховая компания выплачивает денежные средства каждому водителю в равных долях.

Кто и как получает выплату по ОСАГО?

Компенсация назначается тем гражданам, которые были вписаны в полис ОСАГО и участвовали в страховом случае. Для получения максимальной выплаты необходимо обратиться к страховой компании, предоставив документ от ГИБДД и машину.

Есть ситуации, когда нельзя получит сумму за причиненный ущерб:

  1. если в ДТП участвовал гражданин, который не вписан в полис;
  2. если сумма компенсации превышает 400 тыс. руб.;
  3. если виновником аварийного происшествия стал ученик автошколы, а инцидент случился на территории учебной площадки.

Начисления назначаются по ОСАГО того участника ДТП, который считается виновной стороной.

Для определения суммы выплаты, фирма назначает техническую экспертизу в течение 5 дней после того, как пострадавший подал заявление.

Экспертиза проводится при общих договоренностях (уточняется время и место), которые устаивают и потерпевшего, и эксперта.

С 24.08.2021 г. потерпевшая сторона обязана согласовать детали с экспертом минимум за 3 дня до самой процедуры.

Заявление по страховке следует подать в течение 5 дней после происшествия. При этом полис должен быть действителен не меньше 1 года.

Выплата по ОСАГО предоставляется в течение 20 дней (праздники не учитываются). За этот период должна быть проведена оценка ущерба, который возник по причине аварии.

Если страховая фирма задерживает выплату по ОСАГО, то следует отправить страховщикам претензию в письменном виде. У пострадавшей стороны есть право требовать компенсацию неустойки: 1% от общей суммы за каждый просроченный день.

Водителю может показаться, что сумма выплаты по ОСАГО является специально заниженной, в такой ситуации потерпевшая сторона имеет право запросить итоги экспертизы, которая проводилась страховой фирмой.

Если в сумме замечена нестыковка, необходимо обратиться самостоятельно за независимой экспертизой. Ее итоги будут служить доказательством того, что назначенная компенсация не может максимально покрыть ремонтные работы.

Следующий шаг: попытка решить проблему мирно, для этого составляется досудебная претензия. Это следует сделать в течение 20 суток после того, как страховая выплатит потерпевшему заниженную сумму.

В случае, когда решение так и не было принято в пользу пострадавшей стороны, нужно обращаться в судебную инстанцию. Рекомендуется при этом воспользоваться помощью автоюриста.

Получение максимальной суммы по ОСАГО в 2022 году – реальный вариант. Размер выплаты зависит от того, как и кто получил повреждения при аварийной ситуации на дороге.

Важно иметь предоставление о собственных правах и правильно действовать. Следует максимально серьезно относиться к каждому этапу общения со страховой фирмой. Внимательно собирать нужный пакет документов, в том числе и доказательную базу. Это позволит в случае возникновения проблем не растеряться, а обратиться за помощью в суд.

С 9 января 2022 года – новые тарифы по ОСАГО

Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО СК «ВСК» Татьяна Кудрявцева сообщила «Интерфаксу», что «убытки по жизни и здоровью в ОСАГО по портфелю ее компании составляют относительно небольшое количество, но заметна тенденция к увеличению таких выплат и росту показателя средней выплаты».

Глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, комментируя тему, отметил, что «основная масса выплат в ОСАГО связана с причинением вреда имуществу в результате ДТП, и, как правило, выплаты по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО связаны с крупными ДТП». По оценке Княгиничева, «пока в России уровень мошенничества в сфере страховых выплат по жизни и здоровью ниже, чем в Европе».

По данным департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия», основной схемой страхового мошенничества в этой сфере остается предоставление подложных документов.

«Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью», — сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

«В общем объеме выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью находится на уровне 4-5%, имеет тенденцию к росту. Причинами роста выплат следует считать улучшение информированности граждан и упростившуюся процедуру выплат», — продолжил он.

Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.

«Несомненно, все это приведет к увеличению цены полиса ОСАГО. Если говорить о влиянии отмены износа в выплатах, то повышение ожидается на уровне 35-40%. В случае увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей, с учетом прогнозируемой динамики обращений, рост может составить до 70%. При этом сдерживающим фактором роста средней премии по полису «автогражданки» останется жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной», — сказал Иванов.

По данным РСА, по итогам 1-го полугодия 2021 года более 94% водителей получили скидку по КБМ, а общее количество «аккуратных» водителей выросло на 3,3 млн человек. «Это косвенно свидетельствует об эффективности уже состоявшихся изменений системы тарификации в ОСАГО», — уверен Княгиничев из «Ингосстраха». Водители понимают, что аккуратная манера вождения приводит к снижению стоимости ОСАГО. На текущий момент, несмотря на комплексное улучшение ситуации, рынок все еще нуждается в дальнейшем реформировании, сохраняются «недотарифицированные» сегменты — это такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, ситуация в этих сегментах уже «давит» на тарифы в ОСАГО, отметил представитель «Ингосстраха».

По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2020 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2019 года. В 2019 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.

По прогнозу агентства «Эксперт РА», общие сборы страховщиков ОСАГО в 2021 году могут увеличиться на 4-5% к уровню прошлого года. Сборы российских страховщиков ОСАГО в 2020 году, согласно данным Банка России, выросли на 2,4% по сравнению с 2019 годом и составили 220 млрд рублей.

Получить выплату по ОСАГО вместо восстановления автомобиля после аварии возможно, если соблюдены несколько условий. Их мы озвучим чуть позже. Однако такая выплата не позволяет полностью покрыть расходы на восстановление автомобиля после аварии.

Всё началось с введения единой методики расчёта ущерба. До внедрения этой методики сумма рассчитывалась на основе цен региона, в котором произошла авария.

Сотрудник страховой компании, производивший расчёт, звонил в магазин и выяснял, сколько стоят те или иные детали. Суммировал необходимые позиции, из чего формировалось понимание о размере выплаты за восстановление пострадавшего авто.

В 2021 году Центральный Банк ввёл единую методику расчёта суммы страховой выплаты. И сейчас цены берутся не из магазина, а из справочника. Данный справочник разработан Российским союзом автостраховщиков. Стоимость в нём запасных частей серьёзно занижена.

Например, если ваш бампер стоит 30 000 рублей, то в справочнике его цена будет 15 000 рублей. Практика показывает, что занижение стоимости в справочнике Российского союза автостраховщиков в среднем составляет 50% от стоимости новой детали.

Причина такого занижения состоит в износе автомобиля. Поскольку запчасть, бывшая в употреблении, не может иметь стоимость, равную новой, и оплачиваться в 100% объёме.

Выходит, что автолюбитель не может получить компенсацию в том размере, в котором она ему нужна. И это законно. Как же быть? Допустим, вы пострадали в аварии. И суммы, возмещённой страховой компанией, не достаточно для ремонта вашего автомобиля. Разницу между возмещённой и реальной суммой по закону должен будет вернуть виновник происшествия.

Перечислим несколько условий, при которых возможно получить денежную компенсацию вместо ремонта:

  • Автомобиль уже не подлежит восстановлению – произошла полная гибель транспортного средства. Либо нанесённый ущерб превышает 400 000 рублей;
  • В аварии пострадали люди (нанесён вред здоровью или жизни);
  • Пострадавший в аварии является инвалидом I или II группы. В этом случае пострадавший имеет право выбрать: получить денежную выплату или ремонт автомобиля.

Расскажем о важных правилах, которые помогут без проблем получить компенсацию:

Фиксируйте все обстоятельства произошедшего и соблюдайте правила поведения после аварийной ситуации. Забудьте об эмоциях и скрупулёзно соберите все детали происшествия, снимите всё на телефон.

Составьте европротокол в случае, когда оба участника ДТП согласны с тем, кто виноват в аварии, и сумма ущерба не превышает 400 000 рублей. Либо, если европротокол вам не подходит, вызовите ГИБДД.

Прежде, чем обратиться в страховую компанию, проверьте, все ли документы, необходимые для страховой выплаты по ОСАГО, у вас есть. К таким документам относятся:

  • Документы, фиксирующие объёмы и характер повреждения автомобиля;
  • Медицинские документы, если в аварии пострадали люди. Обязательно собирайте все выписки, назначения, чеки на лечение. Важно сохранить документы, связанные с затратами как на лечение, и в период восстановления.

Откажитесь от самодеятельности. Например, не ремонтируйте автомобиль самостоятельно. Иначе ни о каком возмещении или ремонте по страховому полису не может идти и речи.

Страховка ОСАГО: ремонт или выплата. На что рассчитывать?

Выплаченной суммой не всегда получается покрыть сумму на ремонт. Вместо привычной компенсации владелец может получить отремонтированную машину. В дополнение к федеральному закону №8. Все владельцы, застрахованные после 28 апреля 2017 года, отправляются на станцию технического обслуживания.

Для ремонта машины по ОСАГО после аварии пострадавший автовладелец обращается в страховую компанию виновника. А страховщик направляет потерпевшего на ремонт в тот техцентр, с которым у компании заключён договор.

Техцентр ремонтирует пострадавший автомобиль в течение 30-ти дней. СТО даже дают гарантию качества на свои работы, действующую в течение года.

Для автовладельцев, желающих скорее устранить причинённый автомобилю ущерб, подобные условия могут быть, безусловно, выгодны.

Как получить направление на ремонт по ОСАГО

Процедура обращения за возмещением ущерба стандартна. Автовладелец, попавший в аварию, должен позвонить страховщику, в которой он приобрёл ОСАГО. А страховщик в свою очередь обязан выдать ему направление на ремонт.

Первичный осмотр автомобиля проводится в страховой компании. Далее вместе с представителем страховщика необходимо приехать в автосервис. Здесь автомобиль вновь осматривают, выявляют скрытые дефекты и приступают к ремонту.

Закон об ОСАГО предусматривает преимущественный способ возмещения вреда путём направления на ремонт в ту СТО, с которой у страховщика заключён договор. Подавляющее большинство водителей интересуется тем, как получить деньги.

На что указывает закон? Выплата деньгами производится в 3х, уже перечисленных нами случаях. Средства можно получить лишь в этих ситуациях при согласовании такой замены со страховой компанией.

Однако существуют варианты, когда компенсацию получить всё же возможно:

  1. Договориться, чтобы автосервис самостоятельно отказался от проведения работ;
  2. Указать на затянутые сроки проведения работ (если машину ремонтируют более 30-ти дней).

В этих случаях вы можете написать заявление на замену ремонта автомобиля денежной компенсацией.

Согласно данным Российского союза автостраховщиков, из 262 территориальных коэффициентов по ОСАГО для автомобилей снижены 143, без изменений осталось 45. Соответственно, повышение затронуло 74 коэффициента.

Снижение коснулось практически всех крупных населенных пунктов, например, в Москве (с 1,9 до 1,8), Московской области (с 1,63 до 1,56), Санкт-Петербурге (с 1,72, до 1,64), Ленинградской области (с 1,27 до 1,24), Уфе (с 1,72 до 1,64), Казани (с 1,9 до 1,8) и Екатеринбурге (с 1,72 до 1,64).

Банк России изменил также коэффициент по возрасту и стажу водителя. Например, для водителей от 16 до 21 года без стажа вождения тариф теперь умножается на 2,27 (ранее — на 1,93). Для неопытных водителей 22–24 лет коэффициент вырастет с 1,79 до 1,88. Для водителей 25–29 лет без стажа показатель почти не изменится. То есть ОСАГО для этих категорий автовладельцев точно подорожает. Что касается опытных водителей старше 40 лет и со стажем более 10 — то для них коэффициент снизили.

В апреле 2022 года введут новый расчет коэффициента бонус-малус (показатель безаварийного вождения). Для тех водителей, которые в течение года были признаны виновными в трех и более авариях, базовый тариф будет умножаться на 3,92 (сейчас — на 2,45). А для тех, кто десять лет не попадал в ДТП или не был признан их виновником, КБМ будет составлять не 0,5, как раньше, а 0,46. Для неопытных водителей, у которых еще нет истории КБМ, первый коэффициент будет составлять 1,17 вместо 1.

Следующее изменение затронуло коэффициент, который используется при расчете стоимости «открытой» страховки, то есть страховки, которая позволяет сесть за руль абсолютно любому водителю:

N
п/п
Ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством Коэффициент КО
1 2 3
1 Да 1
2 Нет 1,94 — для физических лиц;
1,97 — для юридических лиц
N
п/п
Ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством Коэффициент КО
1 2 3
1 Да 1
2 Нет 2,32 — для физических лиц;
1,97 — для юридических лиц

С 9 января 2022 года изменился коэффициент только для открытой страховки физических лиц. Новое значение — 2,32, то есть коэффициент увеличился сразу на 20 процентов.

Так что открытая страховка подорожала сразу на 20 процентов.

Изменений здесь немного. Приоритетная форма возмещения ущерба по закону об ОСАГО — восстановительный ремонт. Это касается легковых автомобилей физлиц. Водители остальных категорий транспортных средств, включая такси и общественный транспорт, могут сразу выбрать — получить деньги или ремонт.

Автомобили отправляют в ремонт на партнерские станции техобслуживания автомобилей ( СТОА). Если машине меньше двух лет, страховщик обязан направить авто в официальный дилерский центр, а если его нет в списке страховой компании — выплатить денежную компенсацию.

По правилам ОСАГО, ремонт автомобиля не должен занимать больше 30 дней, а в случае просрочки страховщик платит неустойку. Также на ремонт распространяется гарантия от 6 до 12 месяцев в зависимости от работ.

Помимо вышеупомянутого случая с новым автомобилем денежная компенсация по ОСАГО вместо ремонта выплачивается в следующих ситуациях:

  1. В пределах 50 км от вашего дома или места аварии нет СТОА, а вы не согласны транспортировать автомобиль за счет страховщика в автосервис, который находится дальше.
  2. Машина не подлежит ремонту.
  3. Страховая не может направить автомобиль на станцию техобслуживания, с которой у нее заключен договор.
  4. Потерпевший — инвалид, и он передвигается на специализированном транспортном средстве.
  5. Владелец автомобиля погиб.

Также страховая обязана выплатить денежную компенсацию в случае, если ущерб от дорожно-транспортного происшествия превышает 400 000 руб., а клиент не согласен доплачивать за ремонт на СТОА. Эту позицию недавно принял Верховный суд (ВС) России, рассмотрев дело водителя, попавшего в подобную ситуацию: мужчина просил компенсировать ущерб деньгами, но страховая компания упорно отправляла водителя на СТОА. Суд напомнил нижестоящим инстанциям, что владелец авто может запросить выплату максимальной компенсации по полису, если стоимость восстановления превышает 400 000 руб.

ВС рассмотрел дело водителя, автомобиль которого серьезно пострадал в аварии. Независимый эксперт оценил, что ремонт обойдется дороже, чем может компенсировать страховщик по ОСАГО. Поэтому клиент попросил выдать ему деньги, а не направление на ремонт. Однако страховая компания раз за разом отказывала в выплате и снова посылала водителя на станцию техобслуживания.

Владелец авто обратился в суд. Но суды разных инстанций отказали ему: сочли, что страховая компания действовала добросовестно. Поэтому водитель обратился в Верховный суд. ВС согласился с его доводами и вернул дело на повторное рассмотрение.

ВС пояснил, что в большинстве случаев по закону об ОСАГО страховая компания вправе направить машину своего клиента на ремонт. Но, когда восстановление авто стоит больше 400 000 руб., владелец машины может запросить выплату максимальной компенсации по полису. Получить деньги вместо ремонта можно также по согласованию со страховой компанией.

Легковые ТС юрлиц 3127,4 – 6636,7
Легковые ТС физлиц и ИП 4694,9 – 10 328,4
Легковые такси 5466,3 – 18 276,1
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы физлиц и юрлиц 1187,5 — 2941,2
Легковые ТС юрлиц 1 646 – 3 493
Легковые ТС физлиц и ИП 2 471 – 5 436
Легковые такси 2 877 – 9 619
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы физлиц и юрлиц 625 — 1548
  • Сняли запрет на работу электронного договора ОСАГО в день заключения (ранее нужно было ждать 72 часа). Однако страховщики вправе решать, какой временной лимит устанавливать.
  • Можно дистанционно расторгнуть или внести коррективы в договор автогражданки (в стадии тестирования).
  • Продажа полисов не зависит от прохождения техосмотра — действует только для физлиц.

Ранее в Центробанке внесли изменения и в другие действующие коэффициенты. В частности, по возрасту и стажу за рулем. Небольшие корректировки, исходя из статистики, были по всем возрастам. Всего в новой системе автомобилисты делятся на 58 категорий в зависимости от возраста и стажа вождения.

При этом региональный коэффициент пока трогать не стали. Его планируют отменить позже — на следующем этапе реформы в 2022 году. Как выяснилось, на основе многолетней статистики, место жительства на степень риска если и влияет, то только косвенно. Персональные качества водителя играют гораздо большую роль. Но быстро отказаться от нынешней системы будет сложно.

— Мы будем аккуратно и постепенно отходить от этих коэффициентов, — пояснил Владимир Чистюхин.

По его словам, это нужно, чтобы избежать резких колебаний стоимости. После отмены регионального коэффициента цена полиса в среднем будет снижаться для жителей тех регионов, где этот коэффициент высокий. И будет, наоборот, повышаться для жителей тех регионов, где он низкий. Напомним, сейчас максимальный региональный коэффициент составляет 1,99; минимальный — 0,64.

Премия — это размер страхового взноса или еще проще, цена полиса. Страховая премия складывается из множества коэффициентов о которых мы писали выше. Все они перемножаются с базовой ставкой. В 2022 году минимальная премия не может быть ниже 2746 рублей.

Как обычно, мнения разнятся. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что внедрение новой методики поможет существенно снизить количество судебных заседаний по страховым выплатам, поскольку схема расчета будет прозрачной и понятной как для страховой компании, так и для владельца пострадавшего автомобиля.

Однако глава юридической службы Национального автомобильного союза Вадим Геворкян высказал опасение, что средняя цена в справочнике все равно будет некорректной, поскольку на одном и том же сайте есть дорогие оригинальные запчасти и совсем дешевые реплики из Китая. Также существенно отличается стоимость запчастей в наличии и под заказ.

Пока ЦБ не дал полноценного разъяснения, как именно будет высчитываться средняя стоимость запчастей, но самым логичным было бы брать за основу цену, установленную официальным производителем.

Форма компенсации по выплатам бывает:

  • натуральная;
  • денежная.

Натуральный вид возмещения стоит в приоритете. АО «АльфаСтрахование» в счет выплаты организовывает и проводит ремонтные работы зарегистрированных в РФ легковых ТС, находящихся в собственности граждан, на станциях техобслуживания, с которыми у компании заключены договоры. Такие СТОА есть в каждом субъекте, где у страховщика расположены филиалы. Новые автомобили со сроком эксплуатации до двух лет отправляют к официальному дилеру. На все виды работ, проведенных на станциях техобслуживания, предоставляется гарантия до года.

Страховое возмещение ущерба, причинённого зарегистрированному в РФ легковому авто в собственности гражданина, осуществляется в виде денежной выплаты при определённых условиях:

  • полная гибель машины, то есть повреждения ТС не подлежат ремонту;
  • смерть пострадавшего;
  • потерпевший страхователь, здоровью которого по факту наступления происшествия был нанесен тяжкий или определенный как средней тяжести вред, выбрал в заявлении данный вид возмещения;
  • стоимость ремонтных работ превышает лимит выплаты;
  • потерпевший — инвалид, владеющий ТС, по медицинским показаниям, при оформлении заявления о возмещении ущерба выбрал данную форму выплаты;
  • станции техобслуживания автомобилей из списка партнёров страховщика не соответствуют установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего.

Рассчитать стоимость ОСАГО

Одно из основных условий получения возмещения — это полный пакет документов, который включает:

  • заверенную нотариально копию документа, удостоверяющего личность;
  • заявление на компенсацию ущерба;
  • извещение о ДТП с указанием всех обстоятельств аварии и подписями обеих сторон в комплекте с договором;
  • протокол об административном правонарушении (АП), постановление по делу об АП или определение об отказе в возбуждении дела по таковому (для ДТП, оформленных с вызовом сотрудников ГИБДД, не по Европротоколу);
  • документы, свидетельствующие о праве собственности на ТС;
  • по необходимости: доверенность на того, кто в момент аварии был за рулем;
  • счет для перечисления перевода выплаты. Если выгодоприобретатель — лицо, не достигшее совершеннолетия, то нужно разрешение органов социальной защиты;
  • иные документы, предусмотренные Правилами ОСАГО.

Полный перечень документов может отличаться в конкретном страховом случае, определяется Правилами страхования или уточняется у консультанта компании-страховщика.

До осени 2020 года базовая ставка зависела только от места прописки автовладельца. Для водителей одного субъекта РФ действовали одинаковые условия. Если в одном конкретном регионе случалось, например, много ДТП с участие водителей в состоянии алкогольного опьянения, ставку по полису ОСАГО повышали для всех водителей региона, даже если кто-то из них строго соблюдал правила дорожного движения и безопасности.

Никаких изменений в «Закон об ОСАГО» не вносили. Банк России на данный момент установил новые рамки базовых ставок – изменено их минимальное и максимальное значение. Например, в прошлом году базовая ставка для автомобиля категории В или ВЕ, владельцем которой было физическое лицо или индивидуальный предприниматель, составляла сумму в 2 471–5436 рублей, сейчас она составляет сумму в 2 224–5 980 рублей.

Кроме того, Банк России установил новые коэффициенты страховых тарифов. Для юридического лица тарифы зависят от места его регистрации, которое указано в свидетельстве о постановке на налоговый учет.

Для физлиц коэффициенты зависят от адреса регистрации владельца, указанного в паспорте технического средства. Если регистрация в паспорте с ним не совпадает, то потребуется поменять ПТС и внести туда новые сведения.

Для многих водителей это станет хорошим бонусом: прежние коэффициенты в большинстве регионов были выше значений этого года.

Как получить ремонт или выплату по ОСАГО после ДТП в 2022 году

С учетом проведенного ЦБ анализа, пересмотрены также значения коэффициентов:

  • территории (зависит от прописки);
  • бонус-малус (безаварийный коэффициент);
  • допущенных водителей (неограниченная страховка);
  • возраста и стажа водителя.

По расчётам ЦБ, в результате этих поправок для взрослых и опытных водителей дополнительная скидка составит до 8%, для аккуратных и безаварийных — еще до 8%. Молодые и неопытные водители и лихачи будут платить больше. Что касается коэффициента территории — проведена его дополнительная калибровка по регионам.

Данные поправки, за исключением коэффициента бонус-малус (КБМ), вступят в силу с 9 января 2022 года. Новые значения КБМ заработают с 1 апреля 2022 года, при очередном обновлении значений за предыдущий год.

  • Штрафы с камер за ОСАГО 2022: последние новости [февраль 2022] — 18/02/2022
  • Госдума одобрила перестраховочный пул ОСАГО в первом чтении — 16/02/2022
  • ДТП без техосмотра 2022: разъяснение ЦБ — 15/02/2022
  • Реформа ОСАГО 2022: полис может подорожать на 60% — 09/02/2022
  • Компенсация по ОСАГО для инвалидов стала автоматической — 15/01/2022
  • Изменения для водителей с 1 января 2022 года — 28/12/2021
  • Степень опьянения для водителей могут пересмотреть — 27/12/2021
  • Уголовное наказание за повторные нарушения ПДД ужесточат — 25/12/2021
  • Отмену техосмотра одобрили в Совете Федерации — 24/12/2021
  • Машины без госномеров начали блокировать на парковках — 23/12/2021
  • Изменения для водителей с 2022 года — 12/12/2021
  • Изменения для такси с 1 февраля 2021 — 20/12/2020
  • Экзамен на права 2021: 7 важных изменений — 21/01/2021
  • ДТП без техосмотра 2022: разъяснение ЦБ — 15/02/2022
  • Изменения для водителей с марта 2022 года — 16/01/2022

В планах также отказ от коэффициента износа, который применяется при денежных выплатах по ОСАГО (при натуральном возмещении износ не учитывается). Коэффициент зависит от пробега и возраста машины, а его минимальная величина достигает 0,5 единицы, что означает снижение страховой выплаты относительно калькуляции вдвое.

Генеральный директор ООО «Движение без опасности» Вадим Мельников считает, что этот шаг существенно сократит количество судебных тяжб:

— Если пострадавший в ДТП водитель получает лишь частичное возмещение ущерба, у него есть только один выход для взыскания разницы — подать иск на виновника ДТП, — говорит он. — Во-первых, это излишние хлопоты. Во-вторых, такие иски часто оказываются выигрышными, что вызывает много вопросов со стороны тех, кто стал виновником ДТП и имеет полис ОСАГО. Если же страховщикам позволят отказаться от учета износа по железу, то конфликтных ситуаций будет меньше.

В планах также отказ от коэффициента износа, который применяется при денежных выплатах по ОСАГО (при натуральном возмещении износ не учитывается). Коэффициент зависит от пробега и возраста машины, а его минимальная величина достигает 0,5 единицы, что означает снижение страховой выплаты относительно калькуляции вдвое.

Генеральный директор ООО «Движение без опасности» Вадим Мельников считает, что этот шаг существенно сократит количество судебных тяжб:

— Если пострадавший в ДТП водитель получает лишь частичное возмещение ущерба, у него есть только один выход для взыскания разницы — подать иск на виновника ДТП, — говорит он. — Во-первых, это излишние хлопоты. Во-вторых, такие иски часто оказываются выигрышными, что вызывает много вопросов со стороны тех, кто стал виновником ДТП и имеет полис ОСАГО. Если же страховщикам позволят отказаться от учёта износа по железу, то конфликтных ситуаций будет меньше.

Координатор движения «Общество синих ведёрок» и член общественного совета ГУ МВД России в Москве Пётр Шкуматов подчёркивает, что заниженные выплаты зачастую являются не злым умыслом страховых, а предполагаются устаревшими нормативами:

— Выплаты по ОСАГО сегодня регулируются единой методикой расчёта, — объясняет он. — Ни одна страховая компания не может произвольно увеличить или уменьшить выплаты, так как их потом тщательно проверяют надзорные органы. От учёта износа нужно избавляться, чтобы страховые компании получили возможность в полноценной мере компенсировать ущерб, полученный автомобилем в ДТП.

Игорь Юргенс добавляет, что реформа предусматривает отмену ещё двух коэффициентов: мощности и территориального. Первый увеличивает стоимость полиса на величину до 60%, второй — до 88%.

Оба коэффициента давно подвергались критике. Так, влияние мощности автомобиля на вероятность ДТП не очевидна. Территориальный коэффициент, привязанный к месту прописки водителя, был завышен для регионов, где активны автомошенники, и получалось, что власти просто перекладывают проблему автоподставщиков на остальных водителей. Так обстоят дела, например, в Челябинске и Мурманске, где территориальные коэффициенты исторически самые большие (сейчас — 1,88 единицы).

В перспективе же, по словам Игоря Юргенса, ОСАГО окончательно уйдёт в свободное плаванье и регуляторы будут лишь ограничивать минимальную и максимальную стоимость полисов.

Сделаем расчёт, взяв заведомо невыгодные параметры. Так, проживающий в Челябинске таксист 24 лет на 135-сильном автомобиле, который в предыдущие годы попал в несколько аварий, уже сейчас может заплатить за полис 88,7 тысячи рублей. При этом вилка тарифов для таксистов очень велика, и нижняя граница при заданных условиях составляет 14,2 тысячи рублей.

Но уже с 1 апреля стоимость полиса для нашего воображаемого таксиста вырастет до 142 тысяч рублей за счёт роста КБМ. И это не считая возможного поднятия тарифов в ходе будущих этапов реформы. Так что ОСАГО по 100 тысяч рублей не выглядит такой уж невероятной перспективой.

Разумеется, для среднестатистических водителей цифры другие. Например, частный владелец той же машины, который семь лет не попадал в ДТП, заплатит в диапазоне 4,5–12,1 тысячи рублей, а с 1 апреля — на 10% меньше (за счёт корректировки таблицы КБМ). А для его опытного коллеги в возрасте 45 лет с безаварийным стажем ОСАГО окажется не дороже 7,1 тысячи, а с апреля даже подешевеет.

Какова максимально возможная цена полиса? В 2020 году изменилась формула для расчёта предельной цены полиса, и сейчас для водителей-частников в Челябинске она составляет 232 тысячи рублей, в Москве — 222 тысячи, а для Уфы, Краснодара, Архангельска, Нижнего Новгорода, Ростова, Екатеринбурга, Магнитогорска — 202 тысячи. Для таксистов эти значения примерно в 2,5 раза выше. Но, подчеркнём, эти цифры отражают лишь законодательно установленный предел стоимости ОСАГО, а не фактическую стоимость полисов.

Пока РСА не фиксирует и оттока клиентов, и по итогам 2021 года число выписанных полисов ОСАГО выросло на 7% по сравнению с 2020 годом.

В Федеральном законе №40 «Об ОСАГО» фиксируются все изменения, которые затрагивают страховые выплаты. Он был принят 25.04.02, после чего многократно дополнялся. В последний раз изменения были внесены в 2017 году, они вступили в силу с начала октября того же года.

Все максимальные значения установлены в определённом числовом диапазоне. По последним правилам, получение выплат зависит от соблюдения сроков подачи пакета документации страховой компании. Если участник дорожного инцидента не смог на протяжении 20 дней собрать всё нужное, страховщик имеет право отказать в страховой компенсации.

На сегодняшний день российское законодательство устанавливает такие лимиты выплат по ОСАГО:

  • Компенсация ущерба, причинённого имуществу пострадавшему в ДТП. Максимальная сумма – 400 000 рублей.
  • Ущерб был причинён здоровью или жизни потерпевшего – до 500 000 рублей.
  • Компенсация ущерба, который причинён имуществу нескольких пострадавших. Может предоставляться всем пострадавшим. Максимальная сумма выплат – 400 000 рублей.
  • Выплаты дальним родственникам умершего в дорожном инциденте для проведения похорон – до 50 000 рублей.
  • Возмещение убытков, причинённых имуществу при оформлении Европротокола, – до 50 000 рублей. Страховщику нужно сообщить о происшествии в течение 5 дней.
  • Компенсации лицам с близкими родственными связями для захоронения погибшего в аварии – до 475 000 рублей.

Важно! Если виноватый в инциденте на дороге оказался пострадавшим, величина страхования рисков не будет пропорционально распределяться между участниками ДТП. Если сумма возмещения ущерба значительно меньше выплаты, ответственность по доплате недостающей суммы будет возложена на виноватого в инциденте. Примером может служить полная гибель машины, когда её невозможно или нецелесообразно восстановить.

Если страховая компания без оснований занижает величину страховых выплат, ей может быть выписан штраф в размере половины суммы. Его следует начислить хозяину полиса автогражданки.

Внимание! Начисления осуществляются по ОСАГО участника инцидента, который признан виновным в аварии.

Виновник в аварии должен предоставить страховщику такой пакет документации:

  • Справка из ДПС об инциденте на дороге
  • Копия протокола об административном нарушении
  • Постановление либо отказ в заведении дела в суде об административном правонарушении в том случае, если они получены ГИБДД

Пострадавший в аварии должен направить страховщику такую документацию:

  • Заявление на получение страхового возмещения
  • Копии документов на транспортное средство: ПТС, СТС, соглашение страхования, доверенность (если интересы собственника авто представляет заявитель)
  • Копия факса или телеграммы, которые подтверждают вызов на осмотр
  • Документация, которая подтверждает затраты, которые в результате аварии понёс владелец автотранспорта: расходы на проведение дополнительных экспертиз, почтовые затраты и т.п.
  • Копия гражданского паспорта
  • Акт об оценке причиненного вреда

Внимание! Страховщик назначает экспертизу полученных дефектов, её осуществляет сертифицированный оценщик. На основе сделанной оценки рассчитывается калькуляция ущерба. В соответствии с ФЗ №40, на протяжении трёх месяцев с момента подачи сторонами полного пакета документации страховщик обязан выплатить пострадавшему страховую компенсацию.

Последний раз изменения по действующим лимитам были внесены в законодательство еще 31 марта 2015 года, после чего произошло более чем трехкратное увеличение возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью. А вот компенсация за имущественный ущерб осталась прежней, в последний раз сумма менялась еще в октябре 2014 года, когда произошло увеличение в 2,5-3 раза в зависимости от общего количества пострадавших в ДТП.

Важно помнить, что размер страховой компенсации сильно зависит и от того, по какому стандарту был составлен протокол. И если речь идет о Европротоколе, который сам по себе не предполагает серьезного ущерба, то максимум, на что приходится рассчитывать, это 100 тыс. рублей вместо актуальных ранее 50 (по крайней мере, так было до октября 2019 года).

Исключением является столица, где размер компенсации может составлять максимальные 400 тыс., вне зависимости от того, какой тип протокола был использован при ДТП. При этом важно, чтобы оформители обязательно сфотографировали пострадавшие машины, загрузили все фотофакты на электронный сервер и отправили соответствующий документ страховщикам в течение 5 суток.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...