Обмен налоговыми данными с другими странами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обмен налоговыми данными с другими странами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Обновлённый список юрисдикций утвержден приказом Федеральной Налоговой Службы № ЕД-7-17/788@ под названием “Об утверждении перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией”. Он вступил в силу 21 декабря 2020 года и является актуальным на дату написания данной статьи.

С помощью указанного списка фискальные органы реализовывают отдельные положения НК РФ, касающиеся регулирования деятельности контролируемых иностранных компаний (КИК). Список помогает определить, возможно ли применять следующие предусмотренные НК России освобождения от налогообложения:

  • к прибыли КИК, если её доход облагается в юрисдикциях регистрации по ставке, которая составляет свыше 75% средневзвешенного показателя налога на прибыль в России.
  • к прибыли КИК, являющейся лицензированным банком или страховой организацией.
  • к прибыли КИК, которая эмитирует обращающиеся облигации.

Контролируемая иностранная фирма с постоянным местонахождением в юрисдикции, которая включена в список ФНС, не может воспользоваться вышеуказанными освобождениями.

В данном случае у оффшорной компании возникает обязательство представить аудиторское заключение по своей финансовой отчётности. Его подает в налоговый орган контролирующее лицо в России вместе с налоговой декларацией и финансовой отчетностью. Если аудиторское заключение отсутствует, ФНС не признаёт размер указанной прибыли КИК в финансовой отчётности, несмотря на то, что она составлена строго по законам юрисдикции инкорпорации.

Вместо списка стран, ведущих обмен налоговой информацией с Россией, составленного ФНС, применяется перечень оффшорных зон (от Минфина РФ) в ситуациях, когда необходимо определить возможность применения следующих инструментов:

  • Нулевая ставка налога на дивиденды у источника.
  • Признание сделки “контролируемой”.
  • Освобождение от налогообложения прибыли оффшорной фирмы, признанной “активным холдингом” или “активным субхолдингом”.

Обновление списка ФНС юрисдикций, ведущих обмен налоговой информацией с Россией происходит ежегодно. Как было сказано выше, изменения для текущего года вступили в силу 21 декабря 2020 года.

Напомним, что в начале прошлого года из списка ФНС были вычеркнуты Великобритания и Литва. Одновременно с Соединенным Королевством из перечня исключили три ее оффшорные территории: остров Мэн, острова Джерси и Гернси. Зато были добавлены сразу четыре юрисдикции: Панама, Доминика, Гана и Израиль.

Покидание Великобритании списка стран, ведущих обмен налоговой информацией с России был предопределено её отказом от автоматического обмена финансовыми данными с нашей страной еще в первой половине 2019 года.

Появление Израиля в этом списке по автоматическому обмену налоговой информацией оказалось сюрпризом для наших граждан.

По истечении 2020 года список стран, ведущих обмен налоговой информацией с Россией пополнился двумя юрисдикциями: Нигерией и Турция. К сожалению, наши соотечественники часто выбирают Турцию для ведения бизнеса, получения ВНЖ за покупку недвижимости и открытия валютных счетов.

В отличие от прогнозов многих экспертов, Британские Виргинские острова не покинули перечень ФНС и по-прежнему ведут с Россией обмен налоговой информацией в автоматическом режиме.

Напомним, что с 2021 года наши сограждане могут получать деньги на счета, зарегистрированные в “хороших” юрисдикциях на имя физических лиц без ограничений. Если годовое движение денежных средств по счёту физлица из такой страны не превысило 600 000 российских рублей в эквиваленте, отчитываться о нём перед нашими налоговиками не нужно.

Теперь “валютный” закон ссылается конкретно на список ФНС стран, ведущих обмен налоговой информацией с Россией. Раньше в нём просто перечисляли страны, которые осуществляют обмен финансовыми данными. Такая ситуация приводила к противоречиям.

На протяжении уже 2 лет ФНС России определяет разрешенные валютные операции по иностранным счетам налоговых резидентов по новому порядку. Ключевым значением обладает факт наличия автоматического обмена налоговой информацией между Россией и зарубежной юрисдикцией.

В прошлом году в список ФНС стран, ведущих автоматический обмен налоговой информацией, включили Израиль. Это означает, что любое зачисление денежных средств от нерезидентов на счёт в израильском банке является разрешенной валютной операцией, и налоговый резидент России не получит за это штраф.

Список помогает определить, возможно ли применить следующие предусмотренные НК России освобождения от налогообложения:
К прибыли КИК, если её доход облагается в юрисдикциях регистрации по ставке, которая составляет свыше 75% средневзвешенного показателя налога на прибыль в России.
К прибыли КИК, являющейся лицензированным банком или страховой организацией.
К прибыли КИК, которая эмитирует обращающиеся облигации.

Обязанность по сбору и передаче финансовой (налоговой) информации распространяется на все организации, которые квалифицируются как RFI – Reporting Financial Institution, т.е. «финансовые институты«, к которым относятся:

  1. банки
  2. платежные системы
  3. брокеры
  4. депозитарии
  5. регистраторы
  6. инвестиционные фонды и управляющие компании инвестиционных фондов, ПИФы
  7. специализированные депозитарии
  8. негосударственные пенсионные фонды
  9. страховые организации
  10. страховые брокеры
  11. микрофинансовые организации
  12. форекс-дилеры
  13. инвестиционные советники
  14. иные организации, деятельность которых направлена на привлечение денежных средств от третьих лиц

N.B. Регистрационные агенты (регистрирующие компании), профессиональные посредники (сопровождающие компании), нотариусы, правоохранительные органы и т.д. НЕ признаются Reporting Financial Institution и НЕ участвуют в автоматическом обмене.


Что и куда передается для АКТИВНЫХ (более 50% доходов от активной деятельности) компаний (например, торговые)

  • в юрисдикцию компании
    • наименование банка
    • номер счета
    • остаток на счете на 31 декабря
    • доход от банка (стоимость портфеля ценных бумаг на 31 декабря, валовых доход от продажи ценных бумаг (без учета расходов) за отчетный год, доход в виде процентов, купонов, дивидендов по ценным бумагам за отчетный год, прочий доход от банка за отчетный год)

В страну налогового резидентства бенефициара информация об активной компании НЕ передается.

Что и куда передается для ПАССИВНЫХ (более 50% доходов от пассивной деятельности) компаний (например, дивиденды, проценты, роялти, аренда и тд)

  • в юрисдикцию компании
    • наименование банка
    • номер счета
    • остаток на счете на 31 декабря
    • доход от банка (стоимость портфеля ценных бумаг на 31 декабря, валовых доход от продажи ценных бумаг (без учета расходов) за отчетный год, доход в виде процентов, купонов, дивидендов по ценным бумагам за отчетный год, прочий доход от банка за отчетный год)
  • в страну налогового резидентства бенефициара
    • наименование банка
    • номер счета
    • остаток на счете на 31 декабря
    • доход от банка (стоимость портфеля ценных бумаг на 31 декабря, валовых доход от продажи ценных бумаг (без учета расходов) за отчетный год, доход в виде процентов, купонов, дивидендов по ценным бумагам за отчетный год, прочий доход от банка за отчетный год)
    • данные о контролирующем лице компании (код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания)

Перечень является закрытым – сведения о доходах, источником которых не является банк НЕ передаются, расшифровки назначений платежей не представляются, следовательно не могут быть получены российской ФНС в автоматическом режиме – только по дополнительному запросу.

Выгрузка и автоматический обмен будут осуществляться 1 раз в календарный год, следующий за отчетным.

Автоматический обмен — единственный самый действенный способ узнать информацию об иностранном счете или иностранной компании. Если налоговым органам станет известно о Вашем личном счете в иностранном банке, о котором Вы не уведомляли ИФНС, то общий размер ответственности может составить:

  • штраф за неуведомление об открытии счета — 5 тыс руб. (срок давности 2 года)
  • штраф за ненаправление отчетов о движении денежных средств — 2,5 тыс руб + 2,5 тыс руб (срок давности 2 года)
  • штраф в случае наличия незаконных валютных операций 75-100% от суммы незаконной валютной операции (срок давности 2 года с момента операции)
  • в случае наличия на счете незадекларированного дохода, в том числе по операциям с ценными бумагами:
    • доначисление НДФЛ (недоимка) и пени за каждый год с учетом срока давности 3 года
    • штраф за несвоевременную подачу 3-НДФЛ (5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% от суммы неуплаченного налога (недоимки) и не менее 1 000 руб.)
    • штраф за неуплату налога (20% от суммы налога, штраф МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, в случае если САМОСТОЯТЕЛЬНО заплатить налог ДО того, как ИФНС предъявит соответствующие претензии)


Если налоговым органам станет известно о принадлежащей Вам КИК, о которой Вы не уведомляли ИФНС, то общий размер ответственности может составить:

  • штраф за неуведомление об участии в иностранной организации — 50 000 руб. за каждую компанию (начисляется независимо от того, самостоятельно ли подано уведомление или после соответствующего предписания ФНС). Срок давности 3 года
  • штраф за непредставление уведомлений о КИК и финансовых отчетностей за 3 года (1 млн руб + 1 млн руб + 1 млн руб). Напоминаю, что штраф начисляется независимо от того, самостоятельно ли подано уведомление или после соответствующего предписания ИФНС
  • в случае наличия у контролирующего лица дохода от прибыли КИК, который контролирующее лицо должно было учесть при определении своей базы по НДФЛ с учетом порога прибыли КИК более 10 млн. руб., при превышении которых у контролирующего лица появляется такая обязанность:
    • доначисление НДФЛ (недоимка) и пени
    • штраф за несвоевременную подачу 3-НДФЛ (5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% от суммы налога к уплате и не менее 1 000 руб.)
    • (20% от суммы налога, штраф МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, в случае если САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ доход на зарубежном счете ДО того, как ИФНС предъявит претензии), но не менее 100 000 руб
    • уголовная ответственность по ст.ст.198,199 УК РФ в случае уклонения от уплаты налогов в крупном размере

Автоматический обмен информацией (CRS for AOI)

Ознакомительная версия, 1 слайд

Полная версия презентации
PDF, 13 слайдов

Продается в комплекте со стенограммой

В соответствии с пунктом 1 статьи 142.3 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2017; № 49, ст. 7312) и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 40, ст. 3961; 2017, № 15, ст. 2194), в целях обеспечения исполнения международных обязательств Российской Федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам и в связи с изменением состава юрисдикции по международному автоматическому обмену финансовой информацией с Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

3. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 21.11.2019 № ММВ-7-17/582@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 04.12.2018 № ММВ-7-17/784@» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24.12.2019, регистрационный номер 56967).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по двустороннему и многостороннему международному сотрудничеству по налоговым вопросам.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В. Егоров

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2020 г.

Регистрационный № 61363

Приложение
к приказу ФНС России
от 03.11.2020 г.
N ЕД-7-17/788@

  • Собственникам бизнеса

Февраль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Налоговики СНГ обменяются данными о доходах и имуществе бизнеса и граждан

Первый раунд глобального процесса обсуждения СRS показал, что работы над чистотой и прозрачностью стандарта еще предстоит много. Несомненно, радует то, что практически все участники дискуссии зафиксировали «презумпцию невиновности». То есть сошлись в том, что сами по себе программы «инвестиционного гражданства» и «инвестиционного резидентства» не являются инструментом налогового планирования с целью уклонения от Common Reporting Standard. В то же время, у экспертов OCCRP, Global Witness и Transparency International наибольшие опасения вызывает существующий в ряде стран коррупционный климат, который может являться стимулом для отдельных лиц уходить от режима CRS и вести свою игру.

Подводя итоги первого раунда обсуждения, эксперты выделяют следующие сложности и проблемы:

  • Значительные персональные риски в банковской сфере (недостаточная ответственность банков при идентификации подозрительных клиентов; многое зависит от конкретного менеджера, работающего с клиентом по CBI и RBI).
  • Недостаточный контроль со стороны правительств (сохраняются особенности локальных юрисдикций).
  • Коррупционные риски (недобросовестность отдельных чиновников).
  • Недобросовестная деятельность разного рода посредников – фирм, предлагающих программы «инвестиционного гражданства» и «инвестиционного резидентства» и часто дезинформирующих клиентов (например, обещающих предоставление «гарантированного» налогового статуса при получении ВНЖ или гражданства).
  • Недостатки процедур проверки благонадежности (Due Diligence). Если конкретнее, то действующие нормы дают возможность возложить необходимые процедуры на частное лицо (а не только на лицензированные банки и независимые организации), которое может неверно сообщать статус резидентства. На текущий момент физические лица могут заполнить утвержденную ОЭСР налоговую карту (tax residency self-certification form) и пройти самосертификацию.
  • Риски утечек информации, вопросы защиты персональных данных.

Конечно, нельзя считать указанный список недостатков Common Reporting Standard полным. И можно признать очевидным, что экспертные консультации будут продолжаться еще долго. При этом проявляется глобальное структурное нарушение баланса между мировыми экономикой и политикой.

Для ряда небольших стран остается единственный объективный шанс продолжать развитие – привлекать инвестиции, предлагая взамен резидентство или гражданство. Да и сами эксперты ОЭСР соглашаются с тем, что инвесторы могут быть мотивированы участвовать в программах RBI и СBI из законных соображений, включая стремление снять визовые ограничения для свободного перемещения, а также вполне безобидное желание добиться улучшения условий для жизни, возможностей для развития карьеры и т. д. Но при этом также заявляется о существовании вероятности злоупотреблений.

Очевидно, что в дальнейшем усовершенствование стандарта CRS будет увеличивать накал подобного рода дискуссий. Страны «Большой семерки» и «Большой двадцатки» в качестве главных субъектов мирового налогового управления предположительно будут иметь дело с непростыми вызовами. В этом ключе особая ответственность за согласование интересов и предотвращение своего рода «налоговой войны» между богатыми странами и остальным миром ложится на Организацию экономического сотрудничества и развития. Похоже, процесс внедрения Common Reporting Standard во все группы стран (в том числе, как планируется, и в Украину в 2020 году) будет достаточно непростым и длительным.

Поправки в Налоговый кодекс РФ о международном автоматическом обмене финансовой информацией и документацией по международным группам компаний были внесены в 2017 году.

Согласно им, ФНС в рамках соответствующих международных договоров в автоматическом режиме осуществляет обмен финансовой информацией, полученной от российских организаций финансового рынка, об их клиентах, не являющихся налоговыми резидентами РФ, с компетентными органами иностранных юрисдикций.

Действующей международно-правовой основной для такого автоматического обмена является Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 года, которая начала применяться в отношении Российской Федерации с 1 июля 2015 года, и многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года, подписанное ФНС России в мае 2016 года.

В марте ФНС прокомментировала появившиеся в СМИ сообщения о том, что Великобритания якобы не будет сообщать ФНС информацию о зарубежных финансовых счетах российских налоговых резидентов в банках Соединенного Королевства.

Российские налоговики сообщили, что Великобритания и РФ продолжают обмениваться налоговой информацией по запросу, при этом между двумя странами на данный момент нет автоматического обмена.

«Между ФНС России и HMRC налажен качественный обмен налоговой информацией по запросам, а также автоматический обмен межстрановыми отчетами (CbCreporting) в соответствии с Многосторонней конвенцией административной помощи в налоговых делах. Что касается принятия решения о присоединении к автоматическому обмену налоговой информацией о финансовых счетах — это право каждого государства», — заявила ФНС.

ФНС сообщала, что в ближайшее время более 100 стран станут полноценными участниками автоматического обмена информацией, о чем было заявлено на Форуме налоговых администраций ОЭСР в Чили.

Также ведомство напомнило о продлении добровольного декларирования зарубежных активов и счетов еще на год с 1 мая 2019 года и порекомендовало всем, кто еще не воспользовался этой возможностью, «добровольно сообщить о своих активах и счетах в ФНС России, не дожидаясь, пока эта информация будет раскрыта зарубежными налоговыми органами».

С 1 января 2020 года вступают в силу поправки в закон о валютном регулировании, принятые летом, которые позволят гражданам РФ не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по зарубежным вкладам.

Граждане смогут не отчитываться перед ФНС за счета, открытые в банках, расположенных на территории ОЭСР и ФАТФ, в случае, если общая сумма движений по счету гражданина за год (либо остаток на счете) не превышают 600 тыс. рублей. При этом страны должны заключить с Россией соглашение об автоматическом обмене информацией. Согласно действующему законодательству, от предоставления отчетов в ФНС о движениях по зарубежному счету освобождены только граждане РФ, которые проживают за пределами страны более 183 дней в году.

Международное сотрудничество ведется в рамках принятой в середине 2015 года Конвенции об административной помощи по налоговым делам. На ее основе были разработаны многосторонние соглашения компетентных органов разных стран, а также единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах.

На основании этих документов налоговые органы разных стран могут в автоматическом порядке обмениваться информацией о счетах лиц, которые не являются резидентами. Передаче подлежат сведения о наличии таких счетов, суммах остатков на них и оборотах за прошедший год.

Надо сказать, что такими данными налоговые органы разных стран могут обмениваться и сегодня. Однако для этого должны быть сделаны соответствующие запросы. Но уже с 2018 года обмен может происходить автоматически.

Однако это не значит, что ФНС РФ будет слать сведения о нерезидентах всем странам-участницам Конвенции по умолчанию, как и получать аналогичные сведения о своих гражданах. Дело в том, что в рамках Конвенции сторонам следует заключить двухсторонние соглашения — только после этого информация будет направляться в автоматическом режиме, то есть без запросов. Причем в таком соглашении можно определить разнообразные правила — это зависит от того, как договорятся страны между собой. Например, такое соглашение может предусматривать, что одна из сторон передает другой полную информацию, а вторая — лишь по определенным видам счетов.

На конец 2017 года Россия не заключила ни одного двустороннего соглашения в рамках Конвенции административной помощи по налоговым делам. Пока ведутся переговоры. В частности, в 2019 году такое соглашение может заработать между Россией и Швейцарией.

Страны-участницы собираются обмениваться информацией о счетах, предусматривающих оказание финансовых услуг. Сюда относятся договоры банковского вклада или счета, добровольного страхования жизни, брокерского обслуживания, доверительного управления, депозитарного обслуживания, пенсионные и некоторые другие виды договоров. Кроме того, договором финансового обслуживания может быть признано любое соглашение, в рамках которого организация финансового рынка принимает от клиента денежные средства или финансовые активы и осуществляет их хранение, управление, сделки с ним в интересах клиента либо за его счет.

Соответственно, данные о счетах в налоговые органы должны предоставлять организации, которые эти счета обслуживают: банки, страховые компании, пенсионные фонды, управляющие компании, брокеры и так далее.

Цель обмена такой информацией заключается в том, чтобы контролирующие органы государства имели данные в отношении своих граждан о доходах, которые они получают в других странах.

Как страны обмениваются налоговой информацией

В налоговую службу России организации должны будут передавать информацию:

  1. О нерезидентах:
    • в отношении физических лиц — ФИО, гражданство, дата и место рождения, фактический адрес, номер налогоплательщика (аналог ИНН);
    • в отношении юридических лиц — наименование, адрес регистрации, страна налогового резидентства, номер налогоплательщика.
  2. О договоре финансовых услуг, а именно номер и дата договора, номер счета либо его аналог, сумму договора или остатка средств на счете.
  3. О прекращенных договорах, закрытых счетах, в том числе дату закрытия.

Если сумма средств на счете меньше нуля (договор носит кредитный характер), то она признается равной нулю, и данные о ней также передаются в Налоговую службу.

Несмотря на то что международных соглашений в рамках конвенции России пока не заключила, данные о нерезидентах финансовые организации начнут представлять в ФНС уже со следующего года. Первые отчеты в отношении счетов (договоров), открытых (заключенных) до 2018 года, должны поступить в Налоговую службу до 31 июля 2018 года. Далее данные будут направляться ежегодно до 31 мая следующего года.

Если финансовые организации проигнорируют это требование, к ним будут применены штрафы. Однако за правонарушения, допущенные в части передачи сведений в 2017—2019 годах, штрафовать не будут.

В 2016 году Российская Федерация подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах, а с 2018 года стала участвовать в обмене налоговой информацией (CRS).

По условиям автоматического обмена, государство – участник передает налоговым органам РФ сведения об открытых в его юрисдикции счетах российских резидентов (компаний и физических лиц). Налоговый орган РФ также передает указанные сведения в рамках обмена налоговой информацией государствам – партнерам. Обмен налоговой информацией между партнерскими юрисдикциями происходит в автоматическом режиме. Если соглашение об автообмене между государствами отсутствует, налоговые сведения передаются только по соответствующему запросу.

До 01.01.2020 года действовал перечень, утвержденный Приказом ФНС от 04.12.2018 г. N ММВ-7-17/786@, который содержал 100 стран и 18 территорий.

В октябре 2019 года Приказом ФНС России от 11.10.2019 N ММВ-7-17/511@ перечень был актуализирован, документ вступил в силу с начала 2020 года. В настоящее время обмен налоговой информацией с РФ не осуществляют 98 стран и 18 территорий. Из перечня были исключены два государства: Сан-Марино и Панама.

В настоящее время международный обмен налоговой информацией по запросу между Россией и другими странами может осуществляться на основании:

  • Соглашений РФ об избежании двойного налогообложения (имеются с 83 странами; объём и условия обмена могут различаться), либо
  • Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (вступила в силу для России с 1 июля 2015 года).

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 14.08.2014 № 805 предполагает возможность заключения отдельных двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией. Заключение таких соглашений планировалось в первую очередь с классическими офшорными зонами, которые не имеют СИДН с Россией (например, Британские Виргинские острова, Гернси, Джерси, Кайманы и др.). Однако, до настоящего времени ни одного такого соглашения заключено не было.

Насущные вопросы автоматического обмена налоговой информацией

Статья 4 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам предусматривает, что стороны обмениваются любой информацией, которая предположительно является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция (то есть – любых, поскольку в статье 2 Конвенции перечислены практически все существующие в мировой практике налоги).

По запросу запрашивающего государства, запрашиваемое государство предоставляет любую информацию, упомянутую в статье 4, относительноотдельных лиц или операций.

При недостаточности такой информации для удовлетворения запроса, запрашиваемое государство обязано принимать все необходимые меры для ее получения.

Поскольку участниками Конвенции (в редакции Протокола 2010 г.) наряду с Россией являются более 100 государств и территорий, Конвенция на сегодняшний день выступает единственным международно-правовым основанием для обмена налоговой информацией между Россией и странами, с которыми у России отсутствуют СИДН и вообще какие-либо двусторонние договоренности об обмене (в первую очередь – с классическими офшорами).

Например, с 1 июля 2015 года (дата вступления в силу Конвенции для России) обмен по запросу формально стал возможен между Россией и Британскими Виргинскими и Каймановыми островами; с 1 октября 2015 года – возможен обмен с Сейшелами; c 1 декабря 2016 года – с государством Сент-Китс и Невис; с 1 июля 2017 года – с Панамой; с 1 августа 2018 года – с Багамами и т.д.

Обмен информации, как и иные формы административной помощи в рамках Конвенции, осуществляется с учётом оговорок, содержащихся в инструментах ратификации, депонированных странами-участниками.

Оговорки, сделанные Россией при ратификации Конвенции, содержатся в Федеральном законе от 4 ноября 2014 г. № 325-ФЗ. Применительно к обмену информацией по запросу, значимы следующие оговорки:

  • РФ оставляет за собой право не оказывать какой-либо помощи (в том числе, не обмениваться информацией по запросу) в отношении региональных и местных налогов;
  • в связи с деяниями, преследуемыми в запрашивающем государстве в уголовно-правовом порядке, РФ оставляет за собой право оказывать административную помощь (включая обмен информацией по запросу) которая относится к налоговым периодам в пределах трёх лет, предшествующих году вступления в силу Конвенции для России (т.е. 2015 году). Другими словами, эта оговорка ограничивает ретроспективное применение Конвенции Россией по налоговым делам, связанным с уголовно наказуемыми деяниями, тремя годами.

12.05.2016 в ходе Форума Организация экономического сотрудничества и развития по налоговому администрированию в Пекине ФНС России подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Первый такой обмен для России намечен на сентябрь 2018 г. Данная мера была предусмотрена «Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA) и Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, CRS) были разработаны на основании ст. 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам 1988 г. в ред. Протокола от 27.05.2010 (далее — Конвенция 1988/2010).

Что означает для российских налогоплательщиков, для нерезидентов, имеющих счета в России, подписание МССА? Какая именно информация и в каком объеме будет подпадать под автоматический обмен? Кто, как и с кем будет обмениваться такой информацией?

Согласно ст. 6 Конвенции 1988/2010 процедуры автоматического обмена определяются по взаимной договоренности двух или более сторон. На практике за основу взята модель многостороннего соглашения, в силу чего странам, подписавшим такое соглашение, уже не потребуется подписывать между собой отдельные двусторонние соглашения.

К СВЕДЕНИЮ

На 28.06.2016 Многостороннее соглашение компетентных органов подписали 83 юрисдикции. Часть стран обязалась осуществить первый (по сути — тестовый) автоматический обмен информацией в сентябре 2017 г., часть — в сентябре 2018 г.

В сентябре 2017 г. осуществить первый автоматический обмен обязались Ангилья, Аргентина, Барбадос, Бельгия, Бермуды, Болгария, Британские Виргинские острова, Великобритания, Венгрия, Германия, Гернси, Гибралтар, Гренландия, Греция, Дания, Джерси, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Каймановы острова, Кипр, Колумбия, Корея (Южная), Кюрасао, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Монтсеррат, Нидерланды, Ниуэ, Норвегия, Остров Мэн, острова Теркс и Кайкос, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сейшельские острова, Словакия, Словения, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония, ЮАР.

В сентябре 2018 г. осуществить первый автоматический обмен обязались Австралия, Австрия, Албания, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Гана, Гренада, Израиль, Индонезия, Канада, Китай, Коста-Рика, Маврикий, Малайзия, Маршалловы острова, Монако, Науру, Новая Зеландия, Острова Кука, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Синт-Маартен, Чили, Швейцария, Япония.

В рамках автоматического обмена компетентные (обычно налоговые) органы участвующей юрисдикции будут:

  • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц — резидентов других стран — участников MCAA;
  • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран;
  • получать от компетентных органов других стран — участников MCAA информацию о счетах физических и юридических лиц — резидентов своей страны.

Обмен информацией будет осуществляться между компетентными органами стран — участниц MCAA (полученной ими от подотчетных финансовых учреждений в своих странах) ежегодно на автоматической основе в унифицированном электронном формате.

Подотчетными финансовыми учреждениями (Reporting Financial Institutions) являются любые финансовые учреждения юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене (банки, брокеры, депозитарии, страховые и другие компании), за исключением правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

Обмен информацией за конкретный календарный год между компетентными органами соответствующих стран может осуществляться при условии, если:

  • для данных органов MCAA вступило в силу;
  • в их странах имеется и действует внутреннее законодательство, требующее от подотчетных финансовых учреждений отчитываться за такой календарный год в объеме и порядке, предусмотренном Стандартом CRS.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Подписывая MCAA, каждое государство определяет месяц и год начала обмена информацией. Обмен должен быть осуществлен в течение 9 месяцев после окончания календарного года, за который предоставляется информация.

Порядок международного обмена информацией налоговыми органами с 2018 года

Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает (п. 2 ст. 2 MCAA):

  • имя физического лица, наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, дата и место рождения физического лица, адрес юридического лица, а также имя, ИНН, дата и место рождения физических лиц, контролирующих юридические лица (после проведения процедуры due diligence компетентными органами в соответствии со Стандартом CRS);
  • номер банковского счета (или аналогичный по функции эквивалент, если номер счета отсутствует);
  • наименование и идентификационный номер подотчетного финансового учреждения (банка);
  • остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года или на момент закрытия счета, если счет был закрыт в этом году;
  • по cчетам депо (Custodial Account):

— общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период;

— общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчетное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета;

  • по депозитным счетам (Depository Account) — общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период;
  • по остальным типам счетов — общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период.

Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об существующих счетах (уже открытых на определенную дату). Эти даты каждое государство указывает в приложении к подписываемому MCAA.

Банки передают информацию о подотчетных счетах в налоговые органы своей страны в календарном году, следующем за годом, к которому данная информация относится.

До начала автоматического обмена все банки (и другие подотчетные финансовые учреждения) стран — участниц MCAA должны будут осуществить специальные процедуры due diligence в отношении существующих и вновь открываемых счетов своих клиентов (как физических, так и юридических лиц). Цель — категоризация счетов для целей последующей передачи данных в налоговые органы и восполнение недостающей для этого информации.

Информацию банки будут выявлять на основе:

  • имеющихся сведений о клиенте, полученных в результате принятых данным банком процедур AML/KYC («знай своего клиента»);
  • информации, отдельно заявляемой самим клиентом (self-certification).

Говоря о держателях счета, под словом «entity» Стандарт CRS понимает не только собственно юридических лиц (корпорации), но и другие образования, включая товарищества, трасты и фонды.

CRS выводит из-под автоматического обмена существующие счета юридических лиц (Preexisting Entity Accounts), агрегированный остаток на которых не превышает 250 000 долл. США на 31 декабря соответствующего года. То есть идентификация, сверка и передача информации о таких счетах осуществляться не будет.

Подотчетные счета (Reportable Accounts), то есть счета, информация о которых подлежит передаче, — это счета, держателями которых выступает:

  • одно или более подотчетное лицо (Reportable Person), то есть физическое или юридическое лицо — резидент юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене;
  • (или) пассивная нефинансовая организация (Passive NFE) (далее — пассивная НФО), одно или более контролирующее лицо которой является резидентом участвующей юрисдикции.

К СВЕДЕНИЮ

Правила определения налоговой резидентности, принятые в каждой из стран — участниц MCAA, можно найти на портале автоматического обмена ОЭСР в разделе «Rules governing tax residence».

Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции банк на основании имеющейся информации устанавливает налоговое резидентство данного клиента.

Стандарт CRS разделяет существующие счета физических лиц на две группы:

  • счета с низкой стоимостью (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчетного года не превышает 1 000 000 долл. США;
  • счета с высокой стоимостью (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долл. США на 31 декабря отчетного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.

Важная деталь: автоматическому обмену будет подлежать информация обо всех счетах физических лиц в банках участвующих стран, поскольку CRS не устанавливает для таких счетов какой-либо пороговой суммы баланса, непревышение которой выводило бы счет из-под автоматического обмена.

В феврале 2014 года страны Большой двадцатки приняли международный стандарт для автоматического обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard, CRS). Через полгода Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) одобрила его, и в октябре 2014 года 51 юрисдикция подписала соглашение об автоматическом обмене информацией (CRS MCAA). После этого к соглашению начали подключаться другие страны.

Российская Федерация начнет автоматический обмен информацией в 2018 году. В налоговые органы будет предоставляться информация за 2017 год.

Как будет осуществляться обмен?

Это будет электронный обмен на базе платформы ОЭСР. В отчетность должны включаться персональные данные налоговых резидентов, информация по доходам, платежам и остаткам на счетах, сведения о бенефициарах. За передачу информации в налоговые органы будут отвечать банки и финансовые институты (управляющие и страховые компании, депозитарии, брокеры). CRS подразумевает передачу данных в налоговые органы нескольких стран, где у клиента банка указан адрес проживания.

Банки потребуют от клиентов адрес проживания, ИНН (или TIN, Tax Identification Number), номер счета и страну налогового резидентства. Компаниям необходимо будет сообщать о своей классификации (финансовая или нефинансовая организация), бенефициарах и идентификационном номере. Если в стране нет ИНН (например, в Монако или на Сент-Китсе и Невисе), то банк передает информацию в налоговые органы без ИНН, что автоматически может вызвать вопросы у налоговых органов.

Обмен информацией осуществляется на основании налогового резидентства клиента банка, а не на основе его гражданства. Таким образом, если вы находитесь на территории Российской Федерации менее 183 дней за налоговый период, то вы не являетесь налоговым резидентом страны, и ваши данные не подлежат обмену с российскими налоговыми органами.

Под автоматический обмен информацией попадут только пассивные организации с контролирующими их лицами («бенефициарными владельцами»). Данные об этих финансовых счетах будут подаваться в налоговые органы юрисдикций, налоговыми резидентами которых являются компания и/или контролирующее лицо. Информация о счетах и владельцах активных компаний передаваться не будет. То есть активные резидентские компании, например, на Кипре или на Мальте, которые платят корпоративный налог, не попадают под автоматический обмен.

Для физических лиц решением может стать переезд в страну, которая отказалась участвовать в соглашении. Таких стран остается все меньше, поэтому выбор небольшой. Например, Украина и Белоруссия не подписали CRS. Однако страны, которые отказываются присоединиться к соглашению, рискуют оказаться в «черных списках», и их резиденты могут получить отказ в открытии счета в иностранном банке.

Также можно сменить налоговое резидентство. У каждой страны выработаны свои критерии налогового резидентства. Для получения такого статуса некоторые страны требуют, например, наличия жилья или проживания на территории государства более полугода, как в случае с Россией. Для минимизации рисков, связанных с обменом налоговой информацией можно рассмотреть варианты стран, которые предлагают льготное налогообложение для резидентов.

Таким образом, у россиян есть возможность оптимизировать свои риски и найти подходящий вариант для решения налоговых вопросов. Процесс перехода к автоматическому обмену информацией не будет быстрым и простым, и это дает возможность выиграть время для более разумного налогового планирования.

Международный обмен налоговой информацией по запросу

Александр Воронов, директор по развитию в странах СНГ и Балтии NTL Trust Limited:

После сообщения о подписании Россией соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией заметно увеличился спрос на программы получения второго гражданства и резидентства в странах с благоприятным налоговым режимом. Нужно помнить, что наличие второго гражданство не решает вопрос налогового резидентства, поэтому вопрос нужно рассматривать комплексно. В основном рассматриваются страны с большим количеством договоров о двойном налогообложении и территориальным или льготным налогообложением резидентов. Россиянам стоит обратить внимание на Великобританию, Мальту, Кипр, Андорру, Монако, Сингапур, Багамы, ОАЭ. Выбор также зависит также и от инфраструктуры, часового пояса, безопасности, языка страны.

Олег Лемешко, юрист-международник компании «Элма Глобал»:

Вряд ли россияне будут массово переезжать за границу, чтобы избежать попадания под обмен налоговой информацией. Переехать могут только те, кого не связывает необходимость активного участия в управлении бизнесом на родине. Например, владельцы арендного бизнеса или пассивные инвесторы в облигации, которым все равно, где проживать. Помимо переезда за границу многие выбирают другие способы обойти обмен: перевод активов на лихтенштейнские фонды или покупку страхового полиса, а также перевод средств из «обменных» стран, расположенных в Европе, в «необменные» (например, в банки США). Пока что сложно сказать, когда будут известны партнеры России по автоматическому обмену налоговой информацией. У нас есть информация, что как минимум две страны, в которых россияне любят хранить свои деньги, а именно Швейцария и Кипр, проводят с властями РФ соответствующие переговоры. Возможно, именно они будут первыми, а остальные европейские страны последуют со временем. Но уже ясно одно: с 1 января 2018 года никто из европейских стран по тем или иным причинам не успевает запустить автоматический обмен.

«Налоговый обмен» — термин, который стал широко применяться в России с 2016 года. Этим термином стали обозначать автоматический обмен сведениями между налоговыми органами различных государств. Налоговый обмен касается граждан России, которые владеют зарубежными активами – счетами в зарубежных банках, проводят сделки с акциями на зарубежных биржах и торговых площадках, владеют иностранными компаниями, зарубежной недвижимостью, яхтами, самолетами и т.д.

Какие сведения о зарубежных счетах россиян предоставит налоговый обмен налоговикам РФ ?

Для граждан России налоговый обмен российских налоговиков с иностранными юрисдикциями необходимо учитывать не просто в связи с интересом российских налоговиков к уплате налогов в России, но прежде всего, как существенный этап валютного контроля. Кроме того, россиянам не стоит забывать, что зарубежные доходы могут облагаться налогами и в России.
Последствия нарушений валютного законодательства могут оказаться гораздо серьезнее, чем налоговые нарушения. Например, штраф за неуплату налога в России – 20%, валютные нарушения могут привести к уплате от 75 до 100% суммы валютной операции. Чем выше сумма сделки – тем серьезнее возможные финансовые потери.
В международных актах, в законодательстве РФ вы не найдете термин «налоговый обмен». В публикациях и в российском законодательстве более распространен термин «Международный автоматический обмен финансовой информацией». Но и этот термин не совсем точно передает смысл заключенного международного соглашения, в рамках которого должен происходить автоматический обмен информацией в целях налогообложения.

Автоматический налоговый обмен касается счетов принадлежащих гражданам (физическим лицам) стран-участниц Соглашения, и счетов юридических лиц, имеющих регистрацию в странах-участницах Соглашения. Учитывая, что Российская ФЕдерация подписала соглашения об автоматическом обмене с 89 странами, российские налоговики в 2019г. должны располагать сведениями о зарубежных счетах россиян, расположенных практически во всех развитых странах мира, а так же в низконалоговых гаванях, например, на Кипре.
Вместе с тем, в налоговый обмен должны попасть сведения не по всем счетам, а только счета, соответствующие критериям, установленным в Стандарт CRS.
Так, не подлежат автоматическому обмену существующие счета юридических лиц (Preexisting Entity Accounts), агрегированный остаток на которых не превышает 250 000 долларов США на конец финансового года. В отношении таких счетов банки вообще не должны проводить соответствующие операции для автоматического обмена.

Счета, сведений о которых подлежат автоматическому обмену — Подотчётные счета (Reportable Accounts) – это счета, владельцами которых выступает:
— одно или более «подотчётное лицо» (Reportable Person), то есть физическое или юридическое лицо – резидент государства – участника Соглашения;
— «пассивная нефинансовая организация» (Passive NFE) (далее – «пассивная НФО»), одно или более контролирующее лицо, которой является резидентом государства-участника Соглашения.
В отношении сведений о владельцах зарубежных счетов «не физических лицах» для автоматического налогового обмена учитываются счета, принадлежащие юридическим лицам (корпорациям), товариществам, трастам, фондам.
Справка:
Пассивная НФО –нефинансовая организация, не являющаяся «активной».
Активная НФО –нефинансовая организация, пассивный доход которой за прошедший календарный год составил менее 50%, а объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, составил за тот же период менее 50%.
Стандарт CRS предусматривает ряд других признаков, каждый (любой) из которых также позволит отнести организацию к «активной НФО».
Отнесение дохода к «Пассивному» определяется на основании национального законодательства соответствующего государства-участника Соглашения места регистрации юридического лица.
В разделе VIII Стандарта CRS (п. 126), пассивный доход понимается в виде части общего дохода, включающей:
— дивиденды;
— проценты;
— доходы, аналогичные процентам;
— рентные платежи и роялти;
— аннуитеты;
— превышение доходов над убытками в результате продажи или обмена финансовых активов, порождающих пассивные доходы;
— превышение доходов над убытками от сделок с любыми финансовыми активами (в том числе фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки);
— превышение доходов над убытками от сделок с иностранной валютой;
— чистый доход от сделок «своп»;
— суммы, полученные по договорам накопительного страхования жизни.
Во всех случаях, первый этап автоматического обмена – определение резидентства владельца счета.

По условиям Соглашения ФНС России будет получать в автоматическом режиме финансовые сведения о счетах, владельцы которых, по критериям Конвенции и Соглашения, имеют признаки резидентства Российской Федерации.
Применительно к физическому лицу, которое идентифицировано зарубежным банком страны-участницы Соглашения в качестве резидента РФ и которое является владельцем счета, ФНС России получит сведения о владельце счета — физическом лице:

  1. имя,
  2. фамилия,
  3. адрес,
  4. ИНН,
  5. дата и место рождения.

Применительно к юридическому лицу (корпорация, траст, фонд, и т.д.), к структуре без образования юридического лица, идентифицированному зарубежным банком в качестве резидента РФ, которое является владельцем счета, или которое идентифицировано как имеющее одно или более контролирующих лиц, которые являются подотчетными лицами:

  1. наименование,
  2. адрес,
  3. ИНН такого лица и (или) имя, фамилия, адрес, ИНН, дата и место рождения каждого подотчетного лица.

Кроме перечисленных «общих сведений о владельцах счета» ФНС России получит сведения:
1) номер счета (или его функциональный эквивалент в случае отсутствия номера счета);
2) наименование и номер (номера) (при наличии) подотчетной организации финансового рынка, позволяющий идентифицировать такую организацию;
3) баланс счета или стоимость (включая применительно к договору страхования с наличной стоимостью или договору об аннуитете наличную стоимость или выкупную стоимость) на конец соответствующего календарного года, или другого соответствующего отчетного периода, или, если счет был закрыт в течение такого года или периода, на момент закрытия счета.

Сведения по cчетам депо (Custodial Account):
1) Общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период;
2) Общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчётное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета;

Сведения по депозитным счетам (Depository Account):
1) Общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период;

По любым иным счетам:
1) общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период.

Справка:

Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об уже существующих счетах (уже открытых на определенную дату). Эти даты также указываются каждым государством в приложении к подписываемому ими MCAA.

Автоматический налоговый обмен должен осуществляться в отношении информации за календарный год и за каждый последующий год, начиная с года согласованного соответствующим государством при подписании Соглашения.

Так, с сентября 2017 года начать автоматический обмен обязались (1 этап автоматического обмена):
Англия, Аргентина, Барбадос, Бельгия, Бермуды, Болгария, Британские Виргинские острова, Великобритания, Венгрия, Германия, Гернси, Гибралтар, Гренландия, Греция, Дания, Джерси, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Каймановы острова, Кипр, Колумбия, Южная Корея, Кюрасао, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Монтсеррат, Нидерланды, Ниуэ, Норвегия, Остров Мэн, Острова Тёркс и Кайкос, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сейшельские острова, Словакия, Словения, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония, ЮАР.

В сентябре 2018 года начать автоматический обмен обязались:
Австралия, Австрия, Албания, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Гана, Гренада, Израиль, Индонезия, Канада, Китай, Коста-Рика, Маврикий, Малайзия, Маршалловы острова, Монако, Науру, Новая Зеландия, Острова Кука, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Синт-Маартен, Чили, Швейцария, Япония.

Учитывая, общие правила CRS о начале автоматического обмена финансовой информацией Российская Федерация с начала 2019 года может располагать сведениями о зарубежных счетах россиян, собранных по состоянию на 2017г. (существующих или закрытых в 2017г.).

Законопроект об изъятия жилья у должников уже наделал много шума, но по видимому, этот вопрос все таки будет решен, и прежде всего в интересах бюджета, ЖКХ и монополий. Который год подряд реальные доходы населения падают. По опубликованным данным Росстата только за апрель 2017г. реальные доходы населения сократились на 7%. ЖКХ и монополии по прежнему сжирают большую часть доходов большинства россиян.

Единственное жилье – Конституционное право на жилище, которое пока еще защищено законом от изъятия при помощи принудительной силы государства скоро падет под напором Правительства. Это не первая попытка изменить статью 446 Гражданского процессуального кодекса РФ. До скандального законопроекта Минюста попытку убрать иммунитет с жилья должников предпринимала депутат Госдумы Галина Хованская.

Как это уже было, инициаторы законопроекта мотивируют его необходимость интересами несовершеннолетних, которым не платят алименты, но почему-то в тексте ограничений по виду задолженности только алиментами нет. Кроме того, необходимость изменить закон вновь мотивируют исполнением постановления Конституционного суда Российской Федерации от 14 мая 2012 г. №11-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ф.Х. Гумеровой и Ю.А. Шикунова».

Напомню суть этого дела — оно не связано с уплатой алиментов: Ф.Х. Гумерова одолжила знакомому значительную сумму денег на строительство дома площадью 300 кв. м., но возвращать деньги заемщик не спешил. Суды различных инстанций обязали заемщика ежемесячно выплачивать кредитору из его пенсии. Но поскольку должник получал обычную пенсию, срок возврата займа мог растянуться на пол века. Кредитор обнаружил, что в собственности должника имеется жилой дом стоимостью около 10 млн. руб. Пытаясь вернуть долг заемщица прошла все судебные инстанции, вплоть до Конституционного суда.

Рассматривая жалобу кредитора КС РФ сделал простой вывод: распространение имущественного иммунитета на жилые помещения необоснованно и несоразмерно ограничивает права кредитора.

По мнению КС РФ суд должен рассматривать вопрос об обращении взыскания на жилье, пусть и единственное. При этом обращая взыскания на жилье, суд должен установить, что жилье превосходит установленные законом нормативы, а доходы должника несоразмерны его обязательствам. Пределы имущественного иммунитета, по решению Конституционного суда должна установить Госдума.

В настоящее время мы видим очередную попытку отменить квартирный иммунитет.

Известно, куда вымощена дорога благими намерениями. От такого нововведения в первую очередь пострадают средний класс и малоимущие с низким достатком.

Состоятельные граждане, при помощи консультантов заблаговременно минимизируют риски.

Что предлагает Правительство:

  1. Единственное жилье будут отнимать для погашения любых долгов, по которым есть судебные решения, а по долгам по алиментам и причинению вреда – даже если долг образовался до вступления в силу этого закона.
  2. Сумма долга, с которой будет возможно отобрать единственное жилье – 5% от стоимости жилья. Если быть точным то еще меньше (около 4%), поскольку в эти 5% входит вознаграждение судебных приставов (7% от суммы долга).

Например:

В Московской области стоимость однокомнатной квартиры составляет около 3 млн. руб. соответственно, 4% это 120 000 руб. (3 000 000 /100 х 4). Начиная с этой суммы долга вам нужно беспокоиться, что бы приставы не сделали вас и вашу семью бомжами.

  1. Отнимать единственное жилье будут только по отдельному определению суда.
  2. После продажи жилья с торгов и удержания суммы долга, исполнительского сбора и других расходов, должнику должны выплатить сумму на покупку другого жилья из расчета по существующей норме площади на должника и проживающих с ним членов семьи по цене — исходя из средневзвешенной кадастровой стоимости по кадастровому кварталу.
  3. Если должник самостоятельно квартиру не купил за 3 месяца – деньги поступают в бюджет, и жилье гражданину предоставляет органы местного самоуправления.

Вызывает больше вопросов, например, где будут жить должник с семьей пока им не будет предоставлена другая квартира? Согласно законопроекту реализация квартиры должника может занять несколько месяцев, и покупка 3. А если не удастся купить, еще 2.

А какое жилье предоставит муниципалитет?

А что будет в Москве, с началом реновации, когда доступное по деньгам жилье будут сносить по всему городу.

Предложения Правительства реализовано через внесение изменений:

1) в статью 446 Гражданского процессуального кодекса, разрешив обращать взыскание на единственное жилье. Дополнить кодекс новой статьей 447, в которой раскрыта процедура обращения взыскания на единственное жилье.

2) в часть 1 статьи 86 Семейного кодекса РФ, возложив на родителей обязанность нести дополнительные расходы в виде обеспечения несовершеннолетних жильем.

3) в закон «Об исполнительном производстве» дополнив часть 1 статьи 64 пунктом 16.2, согласно которому судебный пристав вправе устанавливать должнику запрет на регистрацию лиц в принадлежащем ему единственном жилом помещении, за исключением несовершеннолетних.

И дополнить закон новой статьей 78.1 Об обращении взыскания на единственное жилье гражданина.

Следует признать действия Правительства не просто попыткой, а повторением осуществленной в 2013 году попытки протащить упрощенный порядок обращения взыскания на недвижимость по долгам за ЖК��.

Документы

Цена

Расчеты

Условия о доставке (Перевозке) товара

Возврат некачественного, не реализованного товара

Код операции при экспорте в налоговой декларации по НДС

Налоговый адвокат Гордон А.Э.

Адвокатский Центр «Гордон и Партнеры»

Налоговая служба Великобритании HMRC более не предоставляет информацию Федеральной Налоговой Службе России о британских активах российских граждан (Common Reporting Standard, CRS).

С чего все начиналось

В феврале 2014 года страны Большой двадцатки приняли международный стандарт для автоматического обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard, CRS). Через полгода Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) одобрила его, и в октябре 2014 года 51 юрисдикция подписала соглашение об автоматическом обмене информацией (CRS MCAA).

Европейский союз, включая Великобританию приняли CRS c 1 января 2016, после внесения ряда правок в раздел, касающийся административного сотрудничества. После этого к соглашению начали подключаться другие страны, включая Россию.

Однако, 28.03.2019 Великобритания приняла независимое решение об отказе от автоматического обмена данными с Россией в рамках CRS.

Сейчас (в 2021 году) более 100 стран приняли CRS для обмена информацией, включая все страны Европейского Союза, Великобританию, Китай, Индию, Гонконг, Россию. Поскольку Соединенные Штаты уже внедрили свою собственную версию для обмена информацией — FATCA и предлагают взаимный доступ к ней, они официально не подписались на эти инициативы.

В настоящее время, по состоянию на 2021 год, Великобритания обменивается информацией в рамках CRS с 92 странами, включая страны Европы, в том числе Эстонию, Литву, Латвию, Китай, Израиль, Азербайджан, Кипр, Казахстан, офшорные юрисдикции: например, Британские Виргинские, Бермудские и Каймановы острова, Остров Мэн, Нормандские острова Гернси и Джерси.

До 2019 этот список включал и Россию, однако, по состоянию на текущий момент (2021) Россия так и не включена в список стран, с которыми Великобританию обменивается информацией в автоматическом режиме в рамках CRS. Из постсоветских республик по состоянию на 2021 год, Великобритания не обменивается информацией в рамках CRS с Арменией, Белоруссией, Грузией, Киргизстаном, Молдовой и Украиной.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...