Стажировка после перерыва в работе более года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стажировка после перерыва в работе более года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чтобы стажировка работника была оформлена правильно, в организации должен быть комплект внутренних документов:

  1. Положение о стажировке.

Описывает и утверждает общий порядок назначения, прохождения и проверки результатов стажировки, а также определяет, сколько дней длится стажировка на рабочем месте.

  1. Программа стажировки.

Детализирует необходимые мероприятия, порядок и сроки их выполнения и ответственных лиц применительно к работнику.

  1. Приказ о стажировке.

Издается для конкретного работника, направляемого на стажировку.

  1. Приказ о допуске к самостоятельной работе.

Издается по положительным результатам стажировки, после проверки знаний и навыков, полученных в ходе стажировки.

Продолжительность стажировки на рабочем месте по ТК РФ

В нем в том числе должны предусматриваться:

  • общие положения (вводная часть);
  • требования к профессиональным знаниям и мастерству работников;
  • цели и порядок проведения стажировки;
  • порядок допуска к работе после прохождения стажировки;
  • особенности стажировки отдельных категорий работников (если необходимо);
  • цели и порядок проведения контрольных мероприятий;
  • ответственные лица и критерии их ответственности;
  • проверка и оформление результатов стажировки;
  • требования к оборудованию для проведения стажировки (если необходимо).

Пример:

Кафе «Ем без проблем» открывает дополнительную точку для торговли на вынос. Руководство кафе приняло решение нанять 4 поваров для работы посменно. Обязанности старшего поварской смены на точке временно возложить на 2 поваров из числа давно работающих. Продукты для работы точки решено привозить из головного кафе. В связи с особенностями работы на точке (торговля без зала и без официантов, на вынос, в одноразовой упаковке) было решено изменить порядок стажировки для новых поваров.

Для правильного оформления своих решений руководство кафе разрабатывает и утверждает Положение о прохождении стажировки работниками удаленной точки. В него включены:

  1. Обязанность новых поваров пройти стажировку в два этапа:
  • в основном кафе, под руководством инструктора;
  • на точке, под руководством старшего смены.
  1. Цели стажировки работников в кафе:
  • шеф-повар должен убедиться в профессиональном уровне новых работников;
  • их знакомят с технико-технологическими картами блюд, принятыми в кафе;
  • им разъясняют особенности работы на применяемом в кафе оборудовании;
  • они должны овладеть фирменными технологиями приготовления блюд, навыками работы с оборудованием, ознакомиться с правилами охраны и безопасности труда, включая специальные нормативы для предприятий общепита.
  1. Цели стажировки на точке.

Старший смены должен убедиться в том, что новые работники:

  • справляются с режимом и темпом работы;
  • соблюдают технологию приготовления блюд и правила работы с оборудованием;
  • стремятся к высокому качеству работы, вежливому и приветливому отношению к покупателям.

Старший смены должен обучить работников:

  • правильной упаковке готовых блюд на вынос;
  • общению с покупателями по приему и выдаче заказов;
  • правилам приема, хранения, инвентаризации продуктового запаса, порядку и правилам формирования заказа в основное кафе на доставку необходимых продуктов и упаковки.
  1. Допуск к самостоятельной работе разрешается после рекомендации старшего смены на точке и проверки шеф-поваром результатов стажировки.
  2. Ответственным за допуск новых работников к самостоятельной работе является шеф-повар. В последний день стажировки, по согласованию со старшим смены, шеф-повар приезжает на точку и проверяет выполнение всех задач, перечисленных в настоящем Положении.
  3. Результаты стажировки оформляются внутренним актом проверки, который составляется ответственным лицом (шеф-поваром). Положительные результаты являются основанием для приказа о допуске к самостоятельной работе.
  4. Продолжительность стажировки составляет:
  • 5 рабочих смен – в головном кафе;
  • 5 рабочих смен – на удаленной точке.
  1. Оплата смен стажеров производится в размере:
  • 50% от ставки за смену при стажировке в кафе;
  • 70% от ставки за смену – на точке.
  1. Пункты о том, какая установлена продолжительность стажировки на рабочем месте, а также порядок ее оплаты включаются в трудовой договор.

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, сколько длится стажировка на рабочем месте.

Продолжительность стажировки на рабочем месте зависит от специфики деятельности предприятия и конкретного работника. Общие требования к ней приведены в п. 9.4 ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

Так, для работников рабочих профессий и МОП, имеющих соответствующую профквалификацию, сроки стажировки определяются программами стажировки длительностью от трех до 19 рабочих смен, для работников рабочих профессий без опыта — длительностью от одного до шести месяцев. Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяются решением работодателя от двух недель до одного месяца в соответствии с имеющимися у них образованием, подготовкой и опытом работы.

То есть здесь та же зависимость, что и при определении обязательности стажировки: чем более сложной, квалифицированной и ответственной будет самостоятельная работа – тем больше срок стажировки (хороший пример – интернатура медиков, не менее 1 года).

Для работ с особыми условиями труда продолжительность стажировки (и экзамен после ее завершения) могут регламентироваться внешними законодательными нормами и отраслевыми положениями. Например, продолжительность и порядок стажировки водителей пассажирского автотранспорта регулируются Положением РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 Минавтотранса РСФСР от 1986 г.

В остальных случаях продолжительность стажировки определяет работодатель.

Срок стажировки на рабочем месте ТК РФ установлен только для срочных договоров – не больше 2 недель (ст. 59 ТК РФ).

В законодательстве Российской Федерации понятие «стажировка» понимается неоднозначно. Так, стажировка как форма обучения практическим навыкам и умениям непосредственно связана с получением профессионального образования (в том числе дополнительного) или прохождением профессионального обучения и регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами (далее — НПА) Министерства образования и науки РФ[1].

Обратите внимание!

Не путайте стажировку с испытанием при приеме на работу[2], которое проводится для выявления пригодности и установления соответствия работника поручаемой ему работе. Это неравнозначные понятия.

В некоторых НПА есть определение термина «стажировка»:

• обучение персонала на рабочем месте под руководством лица, ответственного за обучение, после теоретической подготовки или одновременно с ней в целях практического овладения специальностью, адаптации к объектам обслуживания и управления, приобретения навыков быстрого ориентирования на рабочем месте и других приемов работы (Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок[3]);

• практическое освоение непосредственно на рабочем месте навыков выполнения работы или группы работ, приобретенных при профессиональной подготовке (Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ[4] и Правила работы с персоналом в организациях нефтепродуктообеспечения РФ[5]).

Стажировка как одна из форм обучения безопасности труда[6] проводится под непосредственным руководством стажирующего лица в целях практического освоения (т. е. передачи практического опыта от стажирующего стажирующемуся) безопасных методов и приемов выполнения работ (для работников рабочих профессий) либо в целях практического освоения передового опыта и эффективной организации работ (для руководителей и специалистов).

К сведению

Стажировка неотделима от обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, но необходима только для работников, выполняющих работы во вредных и опасных условиях труда. Работников с безопасными условиями труда обучают безопасным методам и приемам выполнения работ при первичном инструктаже по охране труда на рабочем месте.

Возможна ли стажировка без оплаты труда?

Прежде всего необходимость стажировки устанавливается в ст. 212 и 225 ТК РФ. При этом в ст. 225 ТК РФ указано, что работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку
знаний требований охраны труда в период работы.

Если в указанных выше НПА условия (категории работников, вид трудовой деятельности и т. п.), при которых возникает необходимость стажировки, довольно четко прописаны, то требования Трудового кодекса РФ и Порядка обучения по охране труда вызывают определенные разногласия среди специалистов по охране труда. Это вызвано неопределенностью в толковании применяемого в этих документах понятия «вредные и опасные условия труда».

С одной стороны, есть Федеральный закон от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 19.07.2018; далее — Федеральный закон № 426-ФЗ), согласно которому условия труда определяются по результатам специальной оценки условий труда.

В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

При этом работодатель должен обеспечить обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов.

Обратите внимание: Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 (далее – Порядок).

Обязанность лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, проходить стажировку на рабочем месте также установлена Порядком и ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», введенным в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст (далее – ГОСТ 12.0.004-2015).

Согласно п. 9.9.1 ГОСТ 12.0.004-2015 стажировка проводится для приобретения навыков и умений (компетенции) для самостоятельного безопасного выполнения трудовых функций (обязанностей) по занимаемой должности (профессии, трудовой функции), а также для практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда.

К сведению: действовавший до 1 марта 2017 года (до принятия ГОСТ 12.0.004-2015) ГОСТ 12.0.004-90 содержал положение, предусматривавшее прохождение всеми рабочими после первичного инструктажа в течение первых 2 – 14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации) стажировки на рабочем месте (п. 7.2.4).

Стажировка на рабочем месте руководителей, специалистов, работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала проводится:

  • при их поступлении на работу;

  • при переводе на другое место работы внутри организации с изменением должности и (или) выполняемой трудовой функции;

  • для подготовки к возможному замещению на время отсутствия (из-за болезни, на период отпуска, командировки) постоянного работника.

Обратите внимание: допуск работников к работе во вредных и опасных условиях труда без прохождения обучения и проверки знания требований охраны труда, в том числе обязательной стажировки, чреват привлечением к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающей штраф для организации в размере от 110 000 до 130 000 руб.

Для некоторых категорий работников прохождение стажировки установлено ведомственными нормативными документами, в соответствии с которыми работник принимается на определенную должность с условием предварительного прохождения стажировки. Например, Приказом Минтранса РФ от 14.04.2010 № 93 утвержден Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала. Этим документом, в частности, установлен порядок проведения стажировки диспетчеров управления воздушным движением. Стажировка проводится на основании приказа работодателя, в котором за каждым стажером закрепляется диспетчер-инструктор (штатный или внештатный), определяются диспетчерский пункт, сроки начала и окончания и цель стажировки. По каждому диспетчеру-стажеру при этом ведутся дневник, программа и план стажировки.

Во многих образовательных учреждениях на последних курсах (в частности, перед защитой дипломов) студенты должны проходить так называемую преддипломную (производственную) практику, которую также можно отнести к стажировке.

Под производственной практикой понимается практическая часть образовательного процесса в высшем или среднем специальном учебном заведении, происходящая в организациях в режиме реальной рабочей деятельности. Практика призвана закрепить полученные теоретические знания и навыки, необходимые для присвоения квалификации и проведения итоговой аттестации учащегося как специалиста.

Прохождение студентами практики закреплено на законодательном уровне. Так, согласно ст. 13 Закона № 273-ФЗ основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся. Организация проведения данной практики осуществляется образовательными учреждениями на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля.

К сведению: практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организации, которые взаимодействуют с профильными образовательными учреждениями, в связи с этим получают возможность присмотреть молодые перспективные кадры заранее и обучить молодых специалистов в соответствии с необходимыми именно для своих организаций требованиями и спецификой.

Что касается порядка организации проведения практики образовательными учреждениями, он устанавливается нормативными правовыми документами. Так, Приказом Минобрнауки РФ от 27.11.2015 № 1383 утверждено Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (далее – Положение), которое определяет порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов (курсантов), аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажеров), осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, формы и способы ее проведения, а также виды практики обучающихся.

Приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 № 291 утверждено Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, которым установлен порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

В отличие от отношений между студентом и учебным заведением, отношения между принимающей студента на практику организацией и самим студентом законодательно не урегулированы. Тем не менее существуют два варианта:

1) заключение с практикантом трудового договора;

2) оформление практиканта без зачисления в штат.

Итак, если в организации есть вакантное место, практикант может быть принят в штат на основании срочного трудового договора. В качестве основания в договоре согласно ст. 59 ТК РФ будет указано выполнение работ, непосредственно связанных с практикой. Если он трудоустраивается впервые, соблюдаются все правила, установленные ст. 68 ТК РФ. На основании трудового договора издается приказ, заводится трудовая книжка и личная карточка работника (по форме Т-2).

Обратите внимание: несовершеннолетние студенты-практиканты (в возрасте до 18 лет) трудоустраиваются только после прохождения предварительного медицинского осмотра. Кроме того, для них устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени в соответствии со ст. 92 ТК РФ.

С момента заключения трудового договора практикант является полноправным работником. Трудовой договор прекращается по окончании практики. О прекращении трудового договора практиканта следует уведомить за три дня.

Если практикант до направления на производственную практику уже работает и его работа соответствует специальности, по которой он обучается, он представляет в учебное заведение документ, подтверждающий, что он проходит практику по месту своей работы.

Если в организации отсутствуют вакантные должности или в договоре между учебным заведением и организацией прописано, что практиканты проходят практику без официального трудо- устройства, трудовой договор не заключается. В этом случае студент не исполняет трудовые обязанности, а занимается выполнением заданий в рамках программы практики.

И в первом, и во втором случае практика студентов осуществляется на основании договора, заключаемого между образовательным учреждением и профильной организацией. Однако практика может проходить и без оформления договора, если организация по собственной инициативе приглашает студентов на временную работу.

Руководство практикой осуществляется, с одной стороны, руководителем практики (куратором) учебного заведения, а с другой – руководителем практики (куратором, наставником) принимающей организации. Практика осуществляется в соответствии с программой, разработанной учебным заведением.

Во всех случаях, и когда практикант оформляется по трудовому договору, и когда он является штатным сотрудником организации, и когда студент проходит практику без трудоустройства, следует издать приказ о прохождении практики, в котором указываются вид и срок прохождения практики, назначить наставника, определить рабочее место.

Обратите внимание: работодатель должен создать все необходимые условия для получения знаний по специальности в соответствии с программой практики, в том числе обеспечить безопасные условия прохождения обучающимися практики, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда, и провести инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также с правилами внутреннего трудового распорядка.

В свою очередь, студенты в период прохождения практики:

  • выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

  • соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;

  • соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности (п. 18 Положения).

При прохождении практики, предусматривающей выполнение работ, при которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), студенты также должны проходить эти осмотры (п. 20 Положения).

К сведению: для студентов в областях медицинского или фармацевтического образования, искусства, физической культуры и спорта установлены свои особенности прохождения практики, которые определяются в соответствии с Законом № 273-ФЗ.

По окончании практики наставник в свободной форме составляет на студента характеристику, в которой приводятся:

  • сведения о практиканте и принимающей организации;

  • описание выполненных задач;

  • личностные и профессиональные качества, проявленные во время прохождения практики;

  • рекомендуемая оценка за практику.

Приведем примерный образец такой характеристики.

Характеристика

Настоящая характеристика дана студентке Российского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского Светлане Александровне Балановой, проходившей преддипломную практику с 1 по 31 мая 2018 года на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» (г. Воронеж, ул. Маркова, д. 11).

Правила поведения пользователей на сайте

Далее, должна быть разработана программа стажировки на рабочем месте – готовится она для каждой профессии, штатной должности на предприятии, индивидуально.

В программе следует прописать следующие аспекты:

  • цель стажировки;
  • действия, которым должен обучиться стажируемый;
  • план с конкретным временем обучения по каждому пункту программы;
  • перечень нормативных документов и инструкций, которым должен руководствоваться сотрудник;
  • при перерыве в работе свыше года;
  • а также желательно включить билеты с вопросами.

Разрабатывать ее должен руководитель подразделения, согласовав с отделом охраны труда и утвердив руководителем предприятия.

По собственному опыту скажу, что на практике все иначе – разрабатывает программу отдел охраны труда, подписывает у руководителя подразделения и согласовывает сам с собой, исключения составляют такие крупные компании, как Газпром, у них все согласно букве закона и никаких послаблений.

Для того чтобы подготовить приказ о назначении стажировки, руководителю подразделения, в которое направляется стажируемый, необходимо подготовить служебную записку, которая должна быть направлена в отдел кадров, где и должен быть подготовлен приказ (распоряжение) о назначении стажировки.

Теория теорией, а на практике получается, что во многих компаниях, не говорю, что во всех, приказы или распоряжения готовит отдел охраны труда.

По итогам стажировки необходимо оформить стажировочный лист. Законодательством форма не определена, поэтому можно использовать произвольную!

В документе отразите:

  • фамилию, имя и отчество стажера;
  • в какое подразделение направляется и в какой должности;
  • в течение какого времени проходила стажировка;
  • оценка выполнения поставленных задач;
  • решение по результатам прохождения стажировки;
  • стажировочный лист подписывает наставник, руководитель подразделения и стажируемый.

По окончании стажировки необходимо проверки проверку теоретических знаний и факт приобретения навыков способов безопасной работы.

Как говорилось ранее, в программу стажировке по каждой должности можно включать билеты с вопросами.

По данным билетам, квалификационная комиссия и должна проверить в теории приобретенные навыки.

Если сотрудник экзамен «завалил», то допускать к самостоятельной работе его нельзя.

Новый Порядок не распространяется на работодателей-физлиц, не являющихся ИП. Действующий Порядок № 1/29 пока обязателен для ИП и юрлиц всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе работодателей — физических лиц.

Работодатели-физлица, не являющиеся ИП, — это те, кто нанимают работников для личного обслуживания и помощи в домашнем хозяйстве (ч. 5 ст. 20 ТК РФ).

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Проект Порядка обучения вводит в обиход работодателей:

  • стажировку на рабочем месте,
  • обучение оказанию первой помощи пострадавшим,
  • обучение использованию средств индивидуальной защиты.

Эти виды не являются абсолютно новыми, но прежний Порядок № 1/29 их отдельно не регламентировал.

Последнюю редакцию проекта вы найдете в нашей шпаргалке.

Согласно проекту инструктажи по охране труда на рабочем месте могут быть:

  • первичными,
  • повторными,
  • внеплановыми.

По проекту первичный необходим для всех штатных сотрудников до начала самостоятельной работы, а также для тех, кто проходит производственную практику. Отменяется обязанность инструктировать командированных работников сторонних организаций и других лиц, участвующих в производственной деятельности организации, как того требовал п. 2.1.4 Порядка № 1/29.

В проекте сказано, что инструктажи по охране труда на рабочем месте «проводятся в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях по охране труда для работников, и включают в том числе вопросы оказания первой помощи пострадавшим». Отсюда можно сделать вывод, что разрабатывать отдельную программу необязательно, так же как нет и перечня примерных вопросов, освещаемых на инструктаже.

Освобождать от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте можно тех сотрудников, чьи рабочие места оснащены персональными компьютерами, другой оргтехникой и бытовой техникой, и все это не используется в технологическом процессе. При этом в программу вводного инструктажа нужно включить вопросы охраны труда при передвижении по зданию и территории, о наличии опасности поражения электротоком, получения ожогов от горячих поверхностей и жидкостей и т.д.

  • Важно: периодичность повторного инструктажа — не реже раза в 6 месяцев.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

  • на рабочем месте появились новое оборудование, сырье или материалы, у сотрудника — новые должностные обязанности;
  • изменились действующие или появились новые нормативно-правовые акты, относящиеся к трудовой деятельности работника;
  • инспектор трудовой инспекции представил ходатайство;
  • произошла авария или несчастный случай на производстве;
  • у сотрудника возник перерыв в работе более 60 календарных дней;
  • по решению работодателя.

Важной особенностью проекта порядка обучения стало смягчение процедуры и сроков проведения внеочередных мероприятий. Например, инструктаж можно проводить в сроки, определенные работодателем в Положении о СУОТ. Если проводится внеплановое обучение, внеплановый инструктаж можно не проводить.

Законодатели определили, что программа целевого инструктажа должна включать требования охраны труда, предъявляемые к запланированным работам (мероприятиям) и указанные в ЛНА работодателя, и должна содержать вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

Перечень сотрудников, для которых следует проводить целевой инструктаж, указан в п. 17 проекта.

Подготовиться к переходу на новый Порядок обучения можно в несколько этапов:

  1. Разработайте программу вводного инструктажа.
  2. Подготовьте журналы. Если много типографских журналов, внесите изменения в столбцах. Заранее приучайте себя полностью указывать дату рождения принятого работника, так же как и свои имя и отчество, или закажите для себя штамп.
  3. Подготовьте перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа, утвердите у руководителя.
  4. Определите порядок организации целевого инструктажа на рабочем месте, утвердите его в Положении о СУОТ.

Изменения порядка обучения по охране труда: обзор проекта, комментарии экспертов

Разработайте программу обучения оказанию первой помощи. Руководствуйтесь примерными темами, приведенными в приложении № 2 к проекту.

Если нет возможности проводить обучение своими силами: нет инструктора, тренажеров, места, — найдите и заключите договор со сторонней организацией. А для этого необходимо определить, сколько человек должны быть обучены.

Карьера Нины развивалась стремительно: в 28 лет она стала HR-бизнес-партнером в крупной ИТ-компании, где в ее зону ответственности входили департамент продаж и команда саппорта.

«Мне казалось, что моя карьера выходит на те обороты, о которых я мечтала. Мы внедрили грейды, несколько различных мотивационных программ, проводили обучение в стиле коучинга для тимлидов — и тут я узнала о беременности. В мечтах была работа до дня родов и быстрое возвращение, но сложилось по-другому: меня несколько раз клали на сохранение, а на мое место быстро нашли другую девушку.

Я старалась поддерживать контакт с коллегами: делилась вакансиями в своих соцсетях, написала несколько статей, которые работали на наш HR-бренд, подготовила пару воркшопов, которые потом провели мои тимлиды. Но, конечно, пользы от меня было в разы меньше.

Когда родился сын, меня накрыло постродовой депрессией: я считала себя самой ужасной матерью на свете. Мне казалось, что мир несется куда-то вперед, и только я топчусь на месте и всё на свете пропускаю. В дни, когда моя мама приезжала посидеть с внуком, я тут же мчалась в лекторий, на какой-нибудь бизнес-завтрак или конференцию, где от усталости просто засыпала и опять корила себя за лень, апатию и вечно подавленное настроение.

Когда сыну было месяца четыре, я начала смотреть вакансии. Почему-то от требований возникало ощущение, что я забыла всё, что знала.

В какой-то момент подруга посоветовала мне психолога, и я пошла, хотя и без особой надежды. И как-то разговор за разговором я стала отделять грустные мысли от себя, начала отслеживать то хорошее и позитивное, что происходит в моей жизни.

И прямо во время одного из приемов мне позвонили с работы. Директор по продажам сказал, что наш HR-директор увольняется и что он рекомендует меня на ее место. Он спросил меня, готова ли я вернуться, и я ответила: «Да, только у меня маленький ребенок. Я могу начать с шести часов в день». Честно сказать, я не верила в успех этого предприятия, но решила рискнуть. В итоге я действительно вернулась, и продолжаю работать до сих пор.

Я потом много анализировала, что помогло мне вернуться: с одной стороны, банально, счастливый случай — ну получилось так, что других опытных кандидатов на вакансию на тот момент не было в компании. С другой стороны, безусловно, рекомендации коллег, с которыми мы действительно успели сделать многое. Поэтому на свой нетворкинг я продолжаю работать каждый день. И третья составляющая — определенная психологическая стабильность, которую я обрела благодаря работе с психологом. Если бы я приехала на собеседование в образе унылой домохозяйки, я бы точно не получила это предложение».

Виталий 12 лет строил планомерную карьеру в финансах. Начинал как специалист казначейства и постепенно дорос до позиции финансового директора. Однако после очень удачно проведенной сделки по продаже компании он покинул прежнее место — с хорошим «парашютом» и отличными рекомендациями.

«Мы готовили сделку почти два года, и я решил, что вполне можно отдохнуть. Плюс жена решила расширять свой бизнес, и ей требовалась помощь человека, хорошо разбирающегося в финансовом учете и налогах.

Год пролетел совершенно незаметно. Я успел и попутешествовать, и наладить налоговый учет, и даже поработал как внешний консультант на паре проектов. И вдруг почувствовал, что соскучился по дедлайнам, определенному рабочему ритму, сложным задачам… Но меня подвело время: работу я начал искать в начале марта 2020 года. Через три недели поисков начался локдаун, количество вакансий резко уменьшилось, и если сначала у меня были хотя бы собеседования с рекрутерами, тут наступила тотальная тишина.

От нечего делать я начал консультировать друзей и знакомых: кому-то помог оформить документы на налоговый вычет, кому-то — получить субсидии, кому-то — оформить заявление на патент. До июня единственным источником дохода были разовые консультации.

А потом я увидел довольно любопытную вакансию, и как-то так описание было составлено, что мне очень захотелось пообщаться с этими ребятами. Отправил отклик с очень подробным сопроводительным письмом, мне быстро назначили встречу, а потом сделали предложение.

Наверное, если бы я искал дольше, мог бы найти и компанию крупнее (здесь всего 100 человек), и денег побольше, но я так соскучился по настоящей работе, что уже на следующий день после оффера вышел и принимал самое активное участие в стратсессии по Zoom. Вот уже скоро год будет, абсолютно не жалею о своем решении. Только думаю, что настало время переговоров о повышении заработной платы».

Основной смысл стажировки в том, что сотрудник обучается прямо в процессе своей производственной деятельности. Такой период, когда одновременно происходит и учеба, и деятельность, помогает работнику практически овладеть трудовыми навыками в новых для него условиях. Чаще всего необходимость стажировки очевидна в следующих ситуациях.

  1. Первое трудоустройство. Вчерашний студент получил теоретическую подготовку по специальности, но ему, безусловно, недостает практических умений из-за отсутствия опыта. Под руководством опытного наставника в реальных условиях труда практическое обучение пройдет быстро и эффективно.
  2. Вредные и опасные условия. Если человек приступает к работе с такими условиями труда, то ему необходим период присмотра умудренных опытом кураторов, которые помогут ему сориентироваться и избежать возможных случаев производственных травм и вреда здоровью.
  3. Изменение рабочего места. Если человек не поменял работодателя, а всего лишь должность, например, перешел в другое подразделение, получил другие обязанности или даже ушел на повышение, ему понадобится время, чтобы вникнуть в новые условия труда. Эту возможность даст стажировка.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Стажировка необходима при любой ситуации, когда человек приступает к новой работе, вне зависимости от его опыта и теоретической подготовки.

Снова в деле: как искать работу после перерыва

Практическая деятельность под руководством более опытного специалиста несет большую пользу для обеих сторон трудового процесса. Благодаря стажировке сотрудник:

  • приобретает или совершенствует практические трудовые навыки по своей специальности;
  • может оценить себя в контексте новых трудовых условий;
  • уточняет круг своих непосредственных обязанностей и требований к ним;
  • вливается в коллектив, начинает строить отношения с коллегами, начальством или подчиненными;
  • мягко адаптируется к новым условиям труда, графику, рабочему месту, требованиям распорядка и дисциплины.

Плюсы стажировки для работодателя:

  • соблюдение законодательства в части требований о создании безопасных условий труда;
  • повышение эффективности сотрудника путем подкрепления теоретической подготовки практическими умениями;
  • повышение уровня подготовки и квалификации сотрудников, а значит, и их производительности труда;
  • снижение рисков причинения вреда здоровью на производстве;
  • непосредственное знакомство со стилем работы сотрудника, выработка стратегии руководства.

ВНИМАНИЕ! Отрицательным моментом стажировки может быть только ее неправильная организация, когда нарушаются права работника либо процесс проводится с нарушениями, а значит, неэффективно.

Закон говорит об обязательной стажировке для определенных категорий людей, только приступающих к работе. К ним относятся:

  • молодые специалисты;
  • сотрудники, пришедшие трудиться во вредных и/или опасных условиях;
  • операторы технологических и/или промышленных установок;
  • водители общественного транспорта (маршрутных такси, троллейбусов, трамваев, автобусов).

ВАЖНО! Для других категорий сотрудников стажировка должна проводиться в соответствии с ч. 2 ст. 212 ТК РФ, которая говорит о необходимости обеспечения работодателем обучения безопасным трудовым приемам и организации на рабочем месте инструктажа по охране труда и стажировки. Многие работодатели считают, что в других случаях стажировка не обязательна, хотя это не так. Закон позволяет лишь сократить время на обучение.

Закон не дает точного регламента сроков стажировки. Этот период устанавливается внутренними правилами предприятия для конкретных должностей и категорий сотрудников. Минимальное время, которое следует поработать вновь поступившему под наблюдением наставника, составляет 2 рабочие смены. Верхний предел стажировки – 15 рабочих дней.

Для юридически грамотного оформления стажировки работодатель должен позаботиться о своевременном оформлении таких документов:

  • положении о прохождении стажировки, разработанное и утвержденное на предприятии;
  • программы по стажировке для различных специальностей и квалификаций;
  • приказ о взятии на стажировку;
  • приказ о том, что стажировка пройдена и сотрудника можно допустить к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей.

Стажировка после перерыва в работе

Чтобы стажировка работника была оформлена правильно, в организации должен быть комплект внутренних документов:

Описывает и утверждает общий порядок назначения, прохождения и проверки результатов стажировки, а также определяет, сколько дней длится стажировка на рабочем месте.

Детализирует необходимые мероприятия, порядок и сроки их выполнения и ответственных лиц применительно к работнику.

Издается для конкретного работника, направляемого на стажировку.

  1. Приказ о допуске к самостоятельной работе.

Издается по положительным результатам стажировки, после проверки знаний и навыков, полученных в ходе стажировки.

В нем в том числе должны предусматриваться:

  • общие положения (вводная часть);
  • требования к профессиональным знаниям и мастерству работников;
  • цели и порядок проведения стажировки;
  • порядок допуска к работе после прохождения стажировки;
  • особенности стажировки отдельных категорий работников (если необходимо);
  • цели и порядок проведения контрольных мероприятий;
  • ответственные лица и критерии их ответственности;
  • проверка и оформление результатов стажировки;
  • требования к оборудованию для проведения стажировки (если необходимо).

Пример:

Кафе «Ем без проблем» открывает дополнительную точку для торговли на вынос. Руководство кафе приняло решение нанять 4 поваров для работы посменно. Обязанности старшего поварской смены на точке временно возложить на 2 поваров из числа давно работающих. Продукты для работы точки решено привозить из головного кафе. В связи с особенностями работы на точке (торговля без зала и без официантов, на вынос, в одноразовой упаковке) было решено изменить порядок стажировки для новых поваров.

Для правильного оформления своих решений руководство кафе разрабатывает и утверждает Положение о прохождении стажировки работниками удаленной точки. В него включены:

  1. Обязанность новых поваров пройти стажировку в два этапа:
  • в основном кафе, под руководством инструктора;
  • на точке, под руководством старшего смены.
  1. Цели стажировки работников в кафе:
  • шеф-повар должен убедиться в профессиональном уровне новых работников;
  • их знакомят с технико-технологическими картами блюд, принятыми в кафе;
  • им разъясняют особенности работы на применяемом в кафе оборудовании;
  • они должны овладеть фирменными технологиями приготовления блюд, навыками работы с оборудованием, ознакомиться с правилами охраны и безопасности труда, включая специальные нормативы для предприятий общепита.
  1. Цели стажировки на точке.

Старший смены должен убедиться в том, что новые работники:

  • справляются с режимом и темпом работы;
  • соблюдают технологию приготовления блюд и правила работы с оборудованием;
  • стремятся к высокому качеству работы, вежливому и приветливому отношению к покупателям.

Старший смены должен обучить работников:

  • правильной упаковке готовых блюд на вынос;
  • общению с покупателями по приему и выдаче заказов;
  • правилам приема, хранения, инвентаризации продуктового запаса, порядку и правилам формирования заказа в основное кафе на доставку необходимых продуктов и упаковки.
  1. Допуск к самостоятельной работе разрешается после рекомендации старшего смены на точке и проверки шеф-поваром результатов стажировки.
  2. Ответственным за допуск новых работников к самостоятельной работе является шеф-повар. В последний день стажировки, по согласованию со старшим смены, шеф-повар приезжает на точку и проверяет выполнение всех задач, перечисленных в настоящем Положении.
  3. Результаты стажировки оформляются внутренним актом проверки, который составляется ответственным лицом (шеф-поваром). Положительные результаты являются основанием для приказа о допуске к самостоятельной работе.
  4. Продолжительность стажировки составляет:
  • 5 рабочих смен – в головном кафе;
  • 5 рабочих смен – на удаленной точке.
  1. Оплата смен стажеров производится в размере:
  • 50% от ставки за смену при стажировке в кафе;
  • 70% от ставки за смену – на точке.
  1. Пункты о том, какая установлена продолжительность стажировки на рабочем месте, а также порядок ее оплаты включаются в трудовой договор.

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, сколько длится стажировка на рабочем месте.

Продолжительность стажировки на рабочем месте зависит от специфики деятельности предприятия и конкретного работника. Общие требования к ней приведены в п. 9.4 ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

Так, для работников рабочих профессий и МОП, имеющих соответствующую профквалификацию, сроки стажировки определяются программами стажировки длительностью от трех до 19 рабочих смен, для работников рабочих профессий без опыта — длительностью от одного до шести месяцев. Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяются решением работодателя от двух недель до одного месяца в соответствии с имеющимися у них образованием, подготовкой и опытом работы.

То есть здесь та же зависимость, что и при определении обязательности стажировки: чем более сложной, квалифицированной и ответственной будет самостоятельная работа – тем больше срок стажировки (хороший пример – интернатура медиков, не менее 1 года).

Программа может быть оформлена как отдельный документ, может быть приложением к приказу. Должна содержать детализацию и даты мероприятий, перечисленных в Положении о стажировке, применительно к конкретному работнику.

Образец по примеру смотрите в приложении 1 к Приказу о стажировке.

Обратите внимание! Прохождение стажировки, в том числе в целях обеспечения охраны и безопасности труда, не отменяет обязательный вводный инструктаж по ОТБ в первый рабочий день.

Эффективная стажировка: где искать и что учесть

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Для чего придумана стажировка на рабочем месте

Чтобы понять, для чего придумана стажировка, нужно заглянуть в нормативные акты, регулирующие данный процесс.
Обязанность проводить стажировку закреплена за работодателем законодательно. Работника необходимо обучить безопасным методам труда, провести инструктаж и стажировку на рабочем месте (ч. вторая ст. 212 ТК РФ).

О необходимости работодателю проводить стажировку на рабочем месте для сотрудников, поступающих на работу с вредными и опасными условиями труда, говорится в части третьей статьи 225 Трудового кодекса. Это же требование более развернуто содержится в пункте 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций 1 .

К этому нужно добавить, что Ростехнадзор утвердил Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе, по экологическому, технологическому и атомному надзору 2 . Тем самым предполагают сократить риск получения сотрудниками травм или профессиональных заболеваний.

Следует обратить внимание, что инструктажи и стажировка по своему назначению схожи. И та, и другая процедуры призваны дать работнику понятие о том, как безопасно выполнять свои обязанности. И обе проводят до начала работы.

Однако есть и существенные различия. Прежде всего, это продолжительность. Если инструктаж может быть проведен в течение нескольких минут, то стажировка занимает как минимум две рабочие смены. Конкретная продолжительность зависит от профессии и не превышает 14 смен 3 .

Инструктаж, как правило, представляет собой теоретический курс алгоритма действий работника иногда с демонстрацией практических примеров. Стажировка же – это выполнение работником своих обязанностей под присмотром наставника, временная трудовая деятельность для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности.

Как и любой вид инструктажа по охране труда, стажировка должна быть правильно оформлена. Это необходимо по ряду причин. Во-первых, чтобы проверяющие не могли наказать работодателя за необучение своих работников, во-вторых, чтобы сам сотрудник не мог предъявить претензий в случае получения им травмы или заболевания по своей неосторожности.

Минимально необходимый перечень документов при оформлении стажировки выглядит так:
• положение о стажировке;
• программа стажировки;
• приказ о стажировке;
• приказ о допуске к самостоятельной работе.

В первую очередь нужно оформить Положение о стажировке. К процессу разработки этого документа необходимо подойти очень серьезно и скрупулезно. Ведь он подробно описывает права и обязанности стажирующегося и наставника, сроки и порядок стажировки, ответственность и другие особенности, связанные со стажировкой.

В качестве примера для построения документа и его наполнения можно взять РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» 4 .

Как правило, первые два раздела документа содержат общие положения, цели и задачи стажировки.
В следующих разделах нужно закрепить порядок прохождения стажировки и допуска к работе сотрудника, порядок стажировки для отдельных профессий (категорий работников).

Положение о проведении стажировки (извлечение)

Охрана труда в организации

Законодательство по охране труда

Условия труда

Медосмотры

Несчастные случаи

Чтобы понять, для чего придумана стажировка, нужно заглянуть в нормативные акты, регулирующие данный процесс.
Обязанность проводить стажировку закреплена за работодателем законодательно. Работника необходимо обучить безопасным методам труда, провести инструктаж и стажировку на рабочем месте (ч. вторая ст. 212 ТК РФ).

О необходимости работодателю проводить стажировку на рабочем месте для сотрудников, поступающих на работу с вредными и опасными условиями труда, говорится в части третьей статьи 225 Трудового кодекса. Это же требование более развернуто содержится в пункте 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций1.

К этому нужно добавить, что Ростехнадзор утвердил Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе, по экологическому, технологическому и атомному надзору2. Тем самым предполагают сократить риск получения сотрудниками травм или профессиональных заболеваний.

Следует обратить внимание, что инструктажи и стажировка по своему назначению схожи. И та, и другая процедуры призваны дать работнику понятие о том, как безопасно выполнять свои обязанности. И обе проводят до начала работы.

Однако есть и существенные различия. Прежде всего, это продолжительность. Если инструктаж может быть проведен в течение нескольких минут, то стажировка занимает как минимум две рабочие смены. Конкретная продолжительность зависит от профессии и не превышает 14 смен3.

Инструктаж, как правило, представляет собой теоретический курс алгоритма действий работника иногда с демонстрацией практических примеров. Стажировка же – это выполнение работником своих обязанностей под присмотром наставника, временная трудовая деятельность для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности.

Стажировка обязательна только для работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, а также в тех случаях, когда это требование установлено отдельными нормативными актами.

Например, для водителей, которые перевозят пассажиров или работают на опасных производственных объектах. Здесь обойтись без стажировки никак нельзя. Если работодатель ее не проводит, он рискует быть оштрафованным на сумму от 30 000 до 50 000 рублей.

Для руководителей организаций штраф будет меньше – от 1000 до 5000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

С 1 января 2015 года наказание за нарушение трудового законодательства существенно возрастет.

Так, за допуск к работе без необходимого обучения по охране труда (а стажировка – это один из видов обучения) руководителю организации и частному предпринимателю будет грозить штраф на сумму от 15 000 до 25 000 рублей, для организации – от 110 000 до 130 000 рублей (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ)5. Есть над чем задуматься.

Если же на предприятии нет вредного или опасного производства, то организация стажировки – внутреннее дело работодателя.

Нужно ли проводить стажировку дворнику?

В нашем ЖЭКе проводят спецоценку условий труда. Если у дворников будут установлены вредные условия, нужно ли будет проводить им стажировку?
Ольга ВОРОТОВА, главный инженер (Иркутск)

Как бы это ни звучало странно, но если следовать букве закона, стажировку придется проводить.

Оформите дворникам две смены стажировки. Этого будет достаточно, чтобы освоить методы работы.

Нужен ли инструктаж, если все равно предстоит стажировка?

Нужно ли перед стажировкой проводить инструктаж по охране труда на рабочем месте, если стажировка все равно охватывает весь объем обучения по безопасному выполнению работы?
Виктор ГАВРИЛОВ, инженер по охране труда (Саранск)

Да, нужно. Инструктаж необходимо проводить перед началом выполнения работ. Его цель – предупредить работника об опасностях, с которыми он может столкнуться во время работы. А стажировка – это выполнение своих обязанностей под контролем наставника, то есть это уже работа.
В журнале инструктажа на рабочем месте сначала делают отметку о прохождении инструктажа, а затем о стажировке.

Нужно ли получать лицензию для проведения стажировки?

Для проведения обучения по охране труда нужна лицензия. Нужно ли ее получать и для стажировки? Как быть, если работники проходят стажировку у работодателя?
Валерий НАЙМУШИН, специалист по охране труда (Пермь)

Нет, лицензию получать не нужно. Дело в том, что для обучения своих работников силами организации не нужна лицензия. Она необходима только тем организациям, которые специализируются на обучении сторонних работников. Поэтому, несмотря на то, что стажировка – это часть обучения по охране труда, работодателю для этого лицензия не нужна.

Стажировка на рабочем месте — ТК РФ продолжительность ее закрепляет в своих нормах. Стажировка – важный момент при приеме на работу, особенно если она связана со специфическими условиями труда и повышенными профессиональными рисками. В статье рассмотрены вопросы необходимости, продолжительности и оформления стажировки работника.

  • Зачем и когда нужна стажировка
  • Как правильно оформить стажировку
  • Положение о стажировке на рабочем месте
  • Какая установлена продолжительность стажировки –сколько дней она длится?
  • Приказ о стажировке на рабочем месте. Образец
  • Программа стажировки на рабочем месте. Образец
  • Итоги

Стажировку обязаны пройти лица, которые в ходе трудовой деятельности будут заниматься:

Показатели Описание
Управлением транспортных средств с целью обслуживания людей
Решением производственных задач со сложным технологическим процессом с вероятностью повышенного риска для работника и окружающих его людей
Работой, напрямую связанной с опасными для здоровья предметами и веществами
Обслуживанием людей в сфере общественного питания, образования, медицины

Стажировку на рабочем месте проводят по её программе или в соответствии с иным локальным актом работодателя. Он должен включать отработку практических навыков выполнения работ с использованием знаний и умений, полученных в рамках обучения требованиям по охране труда.

Программу стажировки на рабочем месте или иной локальный акт, определяющий объем мероприятий для проведения, работодатель утверждает с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).

Стажировка на рабочем месте проводится под руководством работников, назначенных ответственными за её организацию и проведение локальным актом работодателя и прошедших обучение по охране труда.

Количество работников, закрепленных за таким ответственным, устанавливает работодатель с учетом требований нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

С учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии) локальными актами работодателя устанавливают следующие требования:

  • к порядку проведения стажировки на рабочем месте;
  • работникам, ответственным за организацию и проведение стажировки;
  • продолжительности и месту проведения стажировки.

При этом продолжительность стажировки на рабочем месте должна составлять не менее 2-х смен.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан организовать проведение стажировки работникам, поступающим на работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Стажировка – это форма обучения нового работника организации безопасным методам работы под руководством опытного наставника (далее – руководитель стажировки).

Стажировка представляет собой своего рода адаптацию работника к новому рабочему месту, условиям и средствам производства.

Цель стажировки – научить работника безопасно выполнять свои трудовые обязанности, по результатам стажировки работник получает допуск к самостоятельной работе.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...