Проект НДС для очистных сооружений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект НДС для очистных сооружений». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей

(с изменениями на 17 мая 2021 года)

Проект нормативов допустимых сбросов

1. Сферой применения настоящей методики является разработка нормативов сбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, в водные объекты (далее — НДС).

Разработка НДС осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя и объектах его абонентов (при наличии).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2021 года приказом Минприроды России от 17 мая 2021 года N 333, действует по 31 августа 2022 года. — См. предыдущую редакцию)

Разработка НДС в отношении загрязняющих веществ, не характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не осуществляется.

2. Величины НДС определяются расчетным путем исходя из нормативов качества воды водного объекта, определяемых в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 8, ст.778) (далее — постановление N 149), с учетом фонового состояния водного объекта по загрязняющим веществам, характеризующим применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя.

3. В случаях если условные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, то НДС разрабатываются с учетом пункта 15 Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденного постановлением N 149 (далее — Положение, утвержденное постановлением N 149).

4. При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей, гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного пункта (створа) на расстоянии (на водотоках — ниже по течению; на водоемах и морях — на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных вод.

Проект нормативно допустимых сбросов разрабатывается в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Водного кодекса Российской Федерации;
  • Налогового кодекса Российской Федерации (части второй);
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370»;
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»;
  • Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. № 56 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование»;
  • Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

Проект НДС — проект нормативов допустимых сбросов в водные объекты

Согласование проекта с уполномоченными государственными органами с целью утверждения нормативов допустимого сброса. Получение разрешения на сброс.

На данном этапе проект НДС направляется:

  1. в территориальное управление ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Срок рассмотрения проекта 60 рабочих дней после оплаты экспертизы. По результатам экспертизы Проект НДС получает экспертное заключение.
  2. в территориальный орган Росводресурсов (БВУ);
  3. На данном этапе происходит согласование НДС с Росрыболовством (МОКТУ), Росгидрометом, Роспотребназдором, Росприроднадзором, а также утверждение НДС территориальным органом МОБВУ (Московско-Окское бассейновое водное управление) и получение заверенной копии приказа об утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней.

  4. После получения копии приказа об утверждении НДС, необходимо подать комплект документов в уполономоченные государственные органы для получения разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Срок выдачи разрешения на сброс регулируется административными регламентами и составляет от 30 рабочих дней с момента подачи документов.

Проект НДС, нормативы допустимого сброса и разрешение на сбросы веществ в водные объекты действуют в течение 3-5 лет, в зависимости от принятых расчетов в проекте.

В каких случаях требуется уточнение НДС?

Обязательное перерассмотрение НДС до того, как истёк период действия, следует проводить при следующих обстоятельствах:

  • В случае одобрения НДС на конкретный водный объект в установленном порядке.
  • В случае изменения параметров сброса, способов очистки сточных вод, технологии производства и иных параметров.
  • В случае изменения показателей, характеризующих ситуацию на водном объекте, более чем на 20%. Это могут быть такие параметры, как фоновая концентрация, расчётные расходы водотока и прочее.

Если нормативы допустимых сбросов в проекте будут разработаны неверно, это может привести к тому, что произойдёт нарушение санитарного и природоохранного законодательства, действующих в настоящее время. В свою очередь, для предприятия это чревато штрафными санкциями.

Сколько по времени это займет?

Весь цикл работ — начиная с инвентаризации источников сбросов и заканчивая получением разрешения на выбросы-состоит из нескольких этапов и в сумме занимает от полугода.

В результате выполненной работы заказчик получает оригиналы следующих документов:

  1. Экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»;
  2. Проект нормативов допустимых сбросов;
  3. Нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
  4. Разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.

Обращаясь к специалистам компании Серконс Вы можете быть уверены, что проектная документация будет разработана в срок и строго в соответствии с нормативными требованиями. Для получения дополнительной информации, оставьте онлайн-заявку или свяжитесь с нашими консультантами по телефону вставить телефон.

Ознакомиться с перечнем документов, необходимых для разработки проекта НДС, вы можете здесь:

Перечень основных документов для разработки проекта НДС .

Чтобы точно ответить на вопрос о стоимости проекта НДС для Вашего предприятия заполните пожалуйста форму, наш специалист свяжется с Вами. Вставить электронную форму заявки и анкету НДС.

Стоимость проекта НДС для 1 площадки с единым выпуском в водный объект

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ПЛАТЕЖИ

От 100 000 рублей

1. Справки ФГБУ «Центральное УГМС»

2. Экспертиза проекта в ТЕ ФБУЗ «ЦГиЭ»

3. Госпошлина за выдачу разрешения на сброс 3500 рублей.

Если затраты на проект Вам кажутся совсем не обоснованными, ознакомьтесь правовой базой!

Для разработки проекта НДС необходимы следующие материалы:

  • протоколы КХА (данные о качестве воды);
  • перечень нормируемых показателей свойств и состава дренажных, сточных вод;
  • данные по каждому выпуску о расходе дренажных и сточных вод с представлением характеристики;
  • данные, оформленные в виде протокола, о микробиологическом составе сточных вод ниже и выше выпуска после очистных сооружений и в контрольном створе;
  • водохозяйственный баланс водопользования;
  • показатели (за последний год) качества воды, взятой в контрольном створе и после сброса: акты отбора проб вод, протоколы количественного химического анализа и др.;
  • гидрологическая и гидрохимическая характеристики, представленные Федеральным органом по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • данные о технологических процессах;
  • данные о соответствии работы используемых предприятием очистных сооружений проектным параметрам;
  • технологические схемы очистки стоков;
  • план и состав очистных сооружений;
  • план территории предприятия (с указанием мест размещения очистных сооружений и
  • наложением сетей водоснабжения);
  • карта-схема местности.

Проект нормативов допустимых сбросов вредных и загрязняющих веществ со сточными водами выполняется в соответствии с целым рядом нормативных документов:

  • Указом Президента РФ от 04.02.1994 г. № 236 “О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития”;
  • Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”;
  • Приказом Минприроды РФ от 17.12.2007 г. № 333 “Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей” (далее в тексте – Методика).

Полное сопровождение и разработка решений на всех этапах работы, а так же весь спектр услуг по экологии

Мы используем в работе продукты фирмы «Интеграл» — российского лидера в области разработки программных средств по охране окружающей среды

  1. 1. Инвентаризация источников образования и выпусков сточных вод (анализ характеристик ливневой канализации очистных сооружений, получения справки о фоновой концентрации загрязнения водного объекта).

  2. 2. Расчет годового объема сточных вод (определение количества ЗВ и микроорганизмов, допустимых к сбросу, отбор проб сточных вод, расчёт нормативов допустимых сбросов и оформление проекта.

  3. 3. Согласование проекта в государственных органах.

  4. 4. Получение Разрешения на сбросы ЗВ.

Получение Решения о предоставлении водного объекта в пользование в Министерстве природных ресурсов и экологии. Предприятие должно подготовить необходимый пакет документов и получить решение до сдачи проекта на согласование в надзорные органы. В противном случае Согласующие органы не примут проект на рассмотрение.
Срок получения Решения — 30 рабочих дней

При наличии действующего Решения и разработанного проекта, предприятие отправляет проект НДС в 5 экз. в Бассейновое Водное Управление (БВУ). Проект находится на рассмотрении в течении 45 рабочих дней. БВУ направляет по одному экземпляру проекта НДС в:

  • Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: от 2-х недель до 1.5 месяцев

  • Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор): от 2-х недель до 1.5 месяцев

  • Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор): от 2-х недель до 1.5 месяцев

  • Федеральное агентство по рыболовству: от 2-х недель до 1.5 месяцев

Согласованный проект НДС и действующее Решение на пользование водным объектом, предприятие направляет в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) для получения Разрешения на сброс сточных, в том числе дренажных вод.
Срок получения Разрешения составляет 30 рабочих дней.

  • Согласно пункту 1 Методики величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте (створе) сформировавшегося природного фонового качества воды.
  • Согласно пункту 5 Методики при сбросе сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, нормативы качества вод или их природные состав и свойства должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии не далее 500 метров от места сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
  • Учёт гидрологических особенностей водотоков при расчете НДС определён в пункте 27 Методики при расчете кратности начального разбавления при выпуске сточных, в том числе дренажных, вод в водотоки.
  • Для водотоков НДС (концентрации) в случае, если природная фоновая концентрация превышает норматив качества воды водного объекта (ПДК), створ для определения которой должен располагаться выше проектируемого или действующего выпуска сточных, в том числе дренажных, вод на расстоянии, гарантирующем отсутствие влияния сточных, в том числе дренажных, вод иных водопользователей на качество вод водных объектов, тогда НДС (концентрации) принимается равной ПДК. При этом влияние иных водопользователей, места сброса сточных вод которых расположены выше по течению реки, а также сточные воды которых не позволяют обеспечивать ПДК в таком водном объекте, при расчёте НДС исключается.
  • Если фоновая загрязненность водного объекта, по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте (створе), в том числе и который расположен ниже по течению по сравнению с местом определения фоновой концентрации, то НДС (концентрация) для такого контрольного створа принимается равной ПДК. Превышение ПДК при этом будет являться нарушением природоохранного законодательства.
  • В качестве фактического сброса загрязняющих веществ, который служит основанием для формирования платёжной базы для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, указывается только то их количество, которое поступило в водный объект в результате использования воды (общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта).

С чего начать разработку проекта нормативов допустимых сбросов?

  • Специальная оценка условий труда и аттестация рабочих мест – сходства и отличия
  • План-график производственного экологического контроля на предприятии
  • Бюджетные учреждения по экологическому законодательству РФ должны иметь следующую документацию
  • Государственная статистическая отчетность по отходам. Зарубежный опыт
  • Кто сколько платит за негативное воздействие на окружающую среду?

Проект требуется прохождение экспертизы в Росприроднадзоре сроком не менее 45 рабочих дней.

Требуемые данные для разработки НДС:

  1. Описание технологического процесса
  2. Количество выпусков сточных вод на каждой промплощадке
  3. Максимальный среднечасовой расход сбрасываемых сточных вод.
  4. Количество суток в год, в течение которых осуществляется сброс, график сброса
  5. Объем сбрасываемых сточных вод по каждому месяцу года (январь-декабрь)
  6. Сведения об очистных сооружениях
  7. Схема очистных сооружений
  8. Копия проекта, техническое описание или инструкция по очистным сооружениям
  9. Характеристика водопотребления и водоотведения предприятия (нормативный расчет водопотребления и водоотведения)
  10. Справка с администрации или архитектуры о месте расположения выпусков (с указанием расположения выпуска в черте населенного пункта или нет)
  11. Лицензия на водопользование и приложение №1 к лицензии (копия)
  12. Форма 2ТП «Водхоз» (копия) за предшествующий календарный год
  13. Сведения о водном объекте
  14. Сведения о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в водном объекте, куда осуществляется сброс (выдает УГМС)
  15. Гидрологическая характеристика (УГМС). Обязательные запрашиваемые данные:
  16. Минимальный среднемесячный расход воды в реке по лимитирующим сезонам года 95%-ой обеспеченности
  17. Средняя глубина
  18. Коэффициент извилистости
  19. Рыбохозяйственная характеристики водного объекта (ФГУ «Центррыбвод»)
  20. Химические и бактериологические анализы сточных вод на сбросе (не менее 5 протоколов анализов)
  21. Проектов НДС, действующий на предприятии до настоящего времени (или указать, что ранее НДС предприятием не разрабатывался)
  22. Копии регистрационных документов предприятия (ИНН, ОГРН)
  23. Ситуационная карта-схема (генплан, топосъемка и т.п.) района размещения предприятия с указанием:
  • местоположения предприятия относительно водного объекта, водоохранной зоны, зон отдыха и купания, др. предприятий, сельскохозяйственных угодий и т.д.;
  • нанесение места выпуска сточных вод;
  1. План противоаварийных мероприятий на очистных сооружениях
  2. Договоры аренды земельного участка; водопользования; водоотведения; пользования поверхностным водным объектом; обслуживания очистных сооружений.

читать далее…

Квалифицированных специалистов, имеющих все необходимые разрешения Дополнительный контроль проводимых работ/услуг и сроков их выполнения Качественный результат и гарантию на выполненные работы/услуги

  • Архангельск
  • Астрахань
  • Барнаул
  • Белгород
  • Брянск
  • Великий Новгород
  • Владивосток
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Стать партнером
  • Обработка персональных данных
  • Вопросы и ответы
  • Условия и виды оплат
  • Пользовательское соглашение

ООО «Единый центр строительства и землеустройства»

Проект НДВ составляется для промышленных предприятий, включенных в работу и относящихся к I, II, III категории НВОС, строящихся или планируемых к возведению объектов.

С 1 января 2021 года проект НДВ для стационарных источников выбросов необходимо разрабатывать на основании Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 и Приказа Минприроды России от 11.08.2020 № 581.

Промышленные объекты I категории НВОС производят расчеты только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

Предприятия II категории НВОС рассчитывают предельно-допустимые выбросы для загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объекта и включенных в Перечень регулируемых загрязняющих веществ — в составе ДВОС.

Объекты III категории НВОС производят расчеты только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

Основная цель разработки и утверждения проекта ПДВ — прохождение обязательной санитарно-эпидемиологической экспертизы в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии и получение санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора.

  1. Сбор исходных данных (запрос основной документации)
  2. Прежде чем приступить к работе, в расчетах и описании деятельности следует опираться на ряд входящей информации. Постарайтесь заранее запросить необходимые данные. Перед экологом должны лежать следующие документы:

  • Общая информация о предприятии
  • Отчет об инвентаризации выбросов предприятия
  • Протоколы результатов измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферу лабораторией
  • Документы по статусу землепользования
  • Справка ФГБУ «Центральное УГМС» о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и краткой климатической характеристики района расположения предприятия
  • Перечень производственных подразделений, заверенный руководством
  • Справка о координатах привязки предприятия из «ЦЛАТИ»
  • Ситуационный план масштабом 1:2000, выданный Комитетом по градостроительству и архитектуре (на плане (карте-схеме) нанесено предприятие и расположенные рядом объекты)

Инженеру-экологу необходимо пронумеровать и отметить на ситуационном плане источники выбросов загрязняющих веществ, приведенные в отчете об инвентаризации вместе с границей ориентировочной санитарно-защитной зоны.

При разработке проекта НДС необходимо использовать Методику, утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» (действует до 31.08 2022).

Составление проекта НДС необходимо для для предприятий I категории. Для промышленных организаций II категории требуются расчеты нормативов сбросов, которые будут служить приложением к Декларации о воздействии на окружающую среду. Для предприятий III категории необходимо рассчитать нормативы для веществ 1-2 класса опасности. Порядка по утверждению указанных нормативов пока нет.

На какие аспекты необходимо обратить внимание перед началом составления проекта НДС:

  • согласование методики отбора проб;
  • установление створов наблюдения;
  • Чтобы произвести комплекс работ для получения данных о составе и свойствах воды, необходимо определить и согласовать месторасположение пунктов наблюдений. Эту процедуру рекомендуется выполнить заранее, чтобы получить точные данные о концентрациях загрязняющих веществ в воде.

  • получение лицензии/поиск лицензиата для отбора проб;
  • Эти процедуры позволят получить значения условных фоновых концентраций (УФК) (для этого требуется проводить измерение качества воды в фоновом створе минимум 12 месяцев подряд).

  • обеспечение наличия гидрологической характеристики;
  • При отсутствии этих данных исключается возможность расчета разбавления (информацию по гидрологическим и гидродинамическим особенностям водоемов можно получить в Росгидромете/Росводресурсе, а по конструктивными и технологическими особенностями выпуска сточных вод — из технических документов организации).

  • измерение входного качества воды.
  1. Инвентаризация сбросов
  2. Инвентаризацию (Постановление Правительства РФ от 13.072019 № 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду») проводит предприятие на основании полученных результатов анализа состава сточных вод, сбрасываемых в водный объект, за 12 месяцев. Отбор крайней пробы сточных вод должен пройти не ранее чем за 6 месяцев до подачи заявления на получение КЭР либо декларации о воздействии на окружающую среду.

    Изучите водоохранные ограничения на территории промышленного предприятия и водного объекта, в который производятся сбросы.

    Требуется указать способы отведения сточных вод, уведомить о наличии/отсутствии ливневой канализации и очистных сооружений, пути отведения вод хозяйственно-бытового назначения.

  3. Расчет величин НДС
  4. Разработка плана экологического контроля
  5. Программа производственного экологического контроля (ПЭК) содержит в себе сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников. Однако в рамках проекта НДС нередко приходится предоставлять План снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, направленные на снижение негативной нагрузки на окружающую водную среду и достижение установленных нормативов. Разработанные мероприятия могут дублироваться в ПЭК, поэтому исключается необходимость создавать новые процедуры.

  6. Утверждение проекта и получение КЭР/разрешения на сброс
  7. К проекту НДС необходимо приложить материалы, содержащие гидрометеорологическую характеристику и сведения об УФК, если таковые имеются.

    Подготовьте данные о фактическом сбросе за последние 7 лет для подачи заявки на КЭР.

Для более быстрой разработки проекта НДС требуется:

  • заранее провести измерения, позволяющие определить УФК (своевременно найти лицензиата, обладающего полномочиями, либо получить лицензию самостоятельно);
  • получить гидрологическую характеристику объекта;
  • структурировать информацию по фактическому сбросу за последние 7 лет ведения промышленной деятельности.

(в ред. Приказов Минприроды РФ от 22.07.2014 N 332, от 29.07.2014 N 339, от 15.11.2016 N 598, от 31.07.2018 N 342)

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4088; 2009, N 12, ст. 1429; 2011, N 9, ст. 1246, N 24, ст. 3500) приказываю: (в ред. Приказа Минприроды РФ от 29.07.2014 N 339)

утвердить по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору прилагаемую методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.

Министр
Ю.П.ТРУТНЕВ

УТВЕРЖДЕНА
Приказом МПР России
от 17.12.2007 N 333

1. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498) нормативы допустимых сбросов веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов) — нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (НДС) не предусматривает разработку нормативов допустимых сбросов для радиоактивных веществ.

Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте (створе) сформировавшегося природного фонового качества воды. (в ред. Приказа Минприроды РФ от 29.07.2014 N 339)

2. Нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с учетом Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р (Собрание законодательства Российской Федерации 2015, N 29, ст. 4524) (в ред. Приказа Минприроды РФ от 15.11.2016 N 598)

Расчетная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов.

Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.

3. Нормативы качества воды водного объекта включают:

— общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;

— перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования;

— нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. (в ред. Приказа Минприроды РФ от 29.07.2014 N 339)

4. При сбросе сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей, гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках — ниже по течению; на водоемах и морях — на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных, в том числе дренажных вод. (в ред. Приказа Минприроды РФ от 29.07.2014 N 339)

В водохранилищах и в нижнем бьефе плотины гидроэлектростанции, работающей в резко переменном режиме, учитывается возможность воздействия на пункты водопользования обратного течения при резкой смене режима работы электростанции или прекращении ее работы.

20. НДС разрабатываются в соответствии с нормативами допустимых воздействий на водные объекты (НДВ). Разработка НДС для расчетного водохозяйственного участка приведена в разделе IV для водотоков, в разделе VI для водохранилищ и озер, в разделе VIII для внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

21. Абзацы первый — второй — Исключены. (в ред. Приказа Минприроды РФ от 29.07.2014 N 339)

При расчете НДС для водопользователей, расположенных в пределах водохозяйственного участка, необходимо соблюдение следующего условия:

39. Величины НДС для выпусков сточных, в том числе дренажных вод в водохранилища и озера определяются по приведенным ниже расчетным формулам, аналогичным формулам п. 26. (в ред. Приказа Минприроды РФ от 29.07.2014 N 339)

43. Совокупность выпусков сточных, в том числе дренажных вод для водоема составляют выпуски, сточные, в том числе дренажные воды которых сбрасываются непосредственно в водоем. (в ред. Приказа Минприроды РФ от 29.07.2014 N 339)

44. Реки, впадающие в водоем, следует рассматривать как береговые выпуски сточных, в том числе дренажных вод. При этом концентрации веществ в устьях рек определяются заранее или описываются уравнением вида (30). (в ред. Приказа Минприроды РФ от 29.07.2014 N 339)

45. НДС для всех выпусков из рассматриваемой совокупности определяются из решения задачи математического программирования. Критерий оптимальности — минимум суммарных приведенных затрат на достижение НДС вида (29):

Проект нормативов допустимых сбросов (проект НДС)

55. Расчет НДС веществ для выпусков сточных, в том числе дренажных вод в море производится в тех случаях, когда допускается отведение сточных, в том числе дренажных вод в морскую среду, при этом величины НДС определяются в соответствии с п. 25 по приведенным ниже формулам. (в ред. Приказа Минприроды РФ от 29.07.2014 N 339)

56. Выпуск, удаленный от других выпусков на расстояние более 5 км вдоль линии берега, может рассматриваться как отдельный (изолированный выпуск).

57. С учетом разбавления сточных, в том числе дренажных вод в морских водах концентрация вещества в сточных, в том числе дренажных водах Сндс определяется по формуле: (в ред. Приказа Минприроды РФ от 29.07.2014 N 339)

69. Совокупностью выпусков сточных, в том числе дренажных вод можно считать выпуски, расположенные на расстоянии не более 5 км друг от друга вдоль береговой линии. С учетом конкретных гидрологических условий, расходов сбрасываемых сточных, в том числе дренажных вод необходимость включения конкретного выпуска в совокупность может уточняться на основе расчетов их совместного влияния на качество воды в контрольных створах. (в ред. Приказа Минприроды РФ от 29.07.2014 N 339)

70. Реки, впадающие в море, следует рассматривать как береговые выпуски сточных, в том числе дренажных вод. При этом концентрации веществ в устьях рек определяются заранее или описываются уравнением вида (30), начальное разбавление n_н принимается равным 1 и длина начального участка разбавления — равной 0. (в ред. Приказа Минприроды РФ от 29.07.2014 N 339)

71. НДС для всех выпусков из рассматриваемой совокупности определяется из решения задачи математического программирования.

72. Если удаления выпусков сточных, в том числе дренажных вод от берега моря существенно отличаются друг от друга в сравнении с расстояниями между ними, то в качестве неблагоприятных гидрологических ситуаций принимаются направления морского течения от одного выпуска к другому (перенос сточных, в том числе дренажных вод осуществляется по кратчайшему расстоянию от одного выпуска к другому). В качестве контрольных створов рассматриваются створы на расстоянии l от места выпуска до границы водопользования в направлении течений (от одного выпуска к другому). Концентрации веществ в контрольном створе определяются по формуле: (в ред. Приказа Минприроды РФ от 29.07.2014 N 339)

Нормативы допустимых сбросов (НДС) являются основополагающим документом в вопросе безопасной утилизации различного рода химических веществ и продуктов промышленной или хозяйственной деятельности через водные объекты. Обязательны для всех видов производства с жидкими отходами.

Основывается НДС на федеративном законе РФ «Об охране окружающей среды» и правительственном постановлении от 2007 года «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

Документ содержит четкую регламентацию относительно максимального объема и характера выпускаемых стоков, порядка водопользования и охраны, находящихся в собственности предприятия, природных ресурсов, а также размера платежей за сброс жидких отходов и несоблюдение норм экологического законодательства.

Выдается разрешение на утилизацию отходов государственной службой по надзору в области природопользования или исполнительным органом самоуправления.

Нормативы сбросов устанавливаются на основании ПДК – максимально допустимой концентрации загрязняющих веществ, которые попадают в водный объект за единицу времени. Расчёт допустимого уровня зависит от типа водообъекта, а также от категории сбросов. В случае его превышения, лицо, осуществляемое сброс, в обязательном порядке должно провести мероприятие по снижению и устранению загрязнения сточных вод.

Хотим заранее обратить ваше внимание, что этапы могут включать в себя дополнительные действия, а список требуемой документации может отличаться. Это зависит от того, в какой сфере предприятие, для которого разрабатывается проект, осуществляет свою деятельность.

Ход разработки идет следующим образом:

  • Инвентаризация источников образования и выпусков сточных вод;
  • Расчет годового объема сточных вод (установление количества загрязняющих веществ и микроорганизмов, допустимых к сбросу, пробы сточных вод).
  • На основании тщательно обработанной информации проводится расчёт нормативов с последующим оформлением проекта.
  • Согласование проекта в государственных органах. Сопроводим и окажем помощь при прохождении проверки во всех вышестоящих инстанциях.
  • Получение Разрешения на сбросы ЗВ.

В конечном итоге, благодаря нашей работе и вашей помощи, вы получите действительный документ, подтверждающий наличие проекта НДС и сможете приступить к работе.

Документ актуален на протяжении 7 лет, в случае сохранения изначальных условий работы предприятия, показателей параметров сточных вод и водозаборов.

В случае изменения, вы сможете повторно заказать проект в нашей фирме.

Существует ряд ситуаций, в которых необходимо провести пересмотр НДС. К ним относятся:

  • Изменение состояние и общего фона на водном объекте более чем на 20% процентом относительно изначальных показателей;
  • При изменении технологических условий эксплутации. Например, введение в использование нового вида технических устройств;
  • Изменение данных о предприятии, принятии поправок к действующему законодательству.
  • Работаем быстро и качественно;
  • Собственная лаборатория, возможность оказания нужных сопутствующих услуг;
  • Низкая стоимость оказания услуг;
  • Благодаря нам, вы пройдёте с первого раза все органы надзора и инспекции;
  • Выезжаем на места, широкая география оказания услуг.

Мы надеемся, что ваше обращение к нам станет обоюдовыгодным решением и вы пополните группу довольных клиентов, получаемых услуги по экологическим проектам на высоком уровне.

Сегодня политика российского государства во многих сферах деятельности направлена на защиту и восстановление окружающей среды. С этой же целью ежегодно вносятся поправки в экологическое законодательство, в частности, в водное законодательство. Закон затрагивает производственные организации, а также других пользователей воды, чьи действия могут быть губительными для природы. Такие меры дают возможность не только контролировать, но и снижать количество загрязняющих водоемы стоков, а также определять оптимальный метод их очистки в каждом конкретном случае.

Поскольку деятельность многих промышленных объектов почти неизбежно влечет за собой сброс грязной воды, что наносит урон природным объектам, в наши дни введены экологические платежи. Сегодня они обязательны для многих производственных фирм. Их размер рассчитывается в зависимости от объема стоков и их качества. Чем губительней отходы для природы, тем выше плата, тем жестче требования и строже контроль со стороны компетентных органов.

Разработка проекта НДС в водный объект обязательна в следующих случаях:

  • У юр.лица заключен договор на отведение сточных вод;
  • Предприятие владеет и/или использует канализационные выпуски в централизованную систему канализации;
  • В систему водоотведения за сутки поступает свыше 2000 кубических метров отработавшей жидкости.

Разработка проекта нормативов допустимых сбросов (НДС)

Чтобы оформить НДС проект нормативов сбросов, требуется пройти следующие этапы:

  • Проведение инвентаризации источников водных отходов;
  • Выбор вариантов отведения стоков;
  • Получение официальной справки об актуальном состоянии водного объекта;
  • Вычисление количества стоков (за год);
  • Расчет количества вредных веществ в водных выбросах;
  • Сдача проб воды для проведения лабораторного анализа;
  • Расчет предельно допустимых показателей;
  • Составление плана экоаналитического контроля;
  • Составление непосредственно проектной документации;
  • Согласование документа в контролирующих инстанциях;
  • Внесение коррективов и доработок (при надобности);
  • Выдача официального разрешения.

Показатели нормативов разрешенных сбросов рассчитываются на основе исходных данных. Для этой цели необходимы лабораторные анализы стоков за последние 5 лет, выполненные по всем правилам. Очень важно, чтобы анализ воды проводился аккредитованной лабораторией. В противном случае, его результаты будут аннулированы. Эти и прочие исходные данные берутся непосредственно на предприятии. Сюда также относится общая информация о производстве, его характеристики, хозяйственная деятельность компании, занимаемая площадь, число сотрудников, режим работы и многое другое.

Чтобы получить данные о состоянии водного объекта и фоновой концентрации вредных веществ в воде, следует направить запрос в территориальное отделение Гидрометцентра.

Для успешного прохождения всех описанных этапов понадобится примерно полгода. При этом посетить придется следующие инстанции:

  • Росводресурс;
  • Росгидромет;
  • ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»;
  • Роспотребнадзор;
  • Росрыболовство;
  • Росприроднадзор.

Все перечисленные органы рассматривают поданные заявления ориентировочно в течение одного календарного месяца.

Если утверждение проекта НДС прошло успешно, готовый документ выдается сроком на 5 лет. По истечении этого времени потребуется повторно пройти перечисленные шаги.

Игнорирование требований законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Для юрлиц сумма штрафа может доходить до 100 тыс. руб. Также возможно ограничение деятельности компании на срок до 90 суток. Обращаем ваше внимание, что выплата штрафа в полной объеме не освобождает от необходимости разработать проект НДС.

Разработка проекта НДС – это трудоемкая и кропотливая работа. Вы можете выполнить ее своими силами или же обратиться за помощью в специализированную компанию. В последнем случае вы сэкономите бесценное время и нервы, а также избежите сложностей, связанных с ошибками в составлении проекта.

Свяжитесь со специалистами ГК Апрель в Санкт-Петербурге для получения консультации и заказа услуги.

Звоните с 8.00 до 20.00 по телефону: +7 (812) 385-00-88.

Документ необходим каждому предприятию, имеющему стационарные, передвижные и иные источники сброса сточных вод в водные объекты. Период его действия при неизменности хозяйственно-производственных процессов составляет 5 лет.

Проект НДС разрабатывается досрочно в случае корректировки нормативных документов, которые касаются:

  • изменения количественных показателей сброса,
  • внедрения новых методов очистки сточных вод,
  • перехода на другие технологии производства,
  • изменения фоновой концентрации загрязняющих веществ в воде свыше чем на 20 %.

Разработка проекта НДС

Для расчета НДС используется новая методика, утверждённая Приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118. Величины НДС определяются расчетным путем, исходя из нормативов качества воды водного объекта. Данные нормативы качества определяются в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 149.

Методика разработки НДС гласит, что при сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей, гигиенические нормативы должны соблюдаться на расстоянии не далее 500 м от места сброса сточных вод. Аналогичные требования предъявлены к сбросу в водоемы рыбохозяйственного назначения.

Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей, для проектируемых – в составе проектной документации. Если фактический сброс меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается расчетный НДС.

НДС на сегодняшний день утверждается на 7 лет. Расчет новых НДС осуществляется в следующих случаях: при изменении более чем на 30% годового объема сточных вод; при изменении перечня сбрасываемых веществ, технологии производства, методов очистки стоков; утверждении региональных нормативов качества воды; получения впервые сведений о величинах условных фоновых концентраций, гидрологической и гидрометеорологической информации. Новые расчеты НДС необходимо включать в заявку на получение нового КЭР или подачу новой ДОВОС в течение 6 месяцев.

Предприятие является водопользователем только при наличии подтверждающей документации.


[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).

К.Ю. Ощепкова, инженер-эколог первой категории ООО «Консорт», магистр по направлению «Экология и природопользование», старший преподаватель кафедры биогеоценологии и охраны природы Пермского государственного национального исследовательского университета

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2020.

  • Водоотведение через ЦСВ: кто очищает сточные воды перед сбросом, тот и отвечает за их качество
  • Правила проведения инвентаризации сбросов
  • Реконструкция очистных сооружений сточных вод

Предприятие является водопользователем только при наличии подтверждающей документации.


[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).

К.Ю. Ощепкова, инженер-эколог первой категории ООО «Консорт», магистр по направлению «Экология и природопользование», старший преподаватель кафедры биогеоценологии и охраны природы Пермского государственного национального исследовательского университета

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 4, 2020.

Скачать бесплатно демо-номер журнала Подписаться на журнал Рубрики

  • Проекты НПА
  • Новое в законодательстве
  • Больная тема
  • Обращение с отходами
  • Охрана атмосферного воздуха
  • Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
  • Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
  • Разработка и согласование экологической документации
  • Экологическое нормирование
  • Экологические платежи
  • Экологический надзор и контроль
  • Вопрос — ответ
  • Судебная практика
  • Технологии и оборудование
  • Отраслевые особенности
  • Азбука эколога
  • Мировой опыт
  • Наши гости
  • Инновации в экологии
  • Эколог +
  • Шпаргалка эколога

Получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения. Иметь возможность продолжать взаимоотношения с водопринимающей организацией без применения штрафов и повышающих коэффициентов.

Избежать штрафа по статье 8.14 КоАП РФ в размере 80–100 тысяч рублей или приостановление деятельности до 90 суток в административном порядке.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...