Годовой отчет у смп в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Годовой отчет у смп в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На законодательном уровне определен срок сдачи отчета. Пункт 21 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ устанавливает, с какой периодичностью заказчики по 223-ФЗ размещают в ЕИС отчет о закупках у субъектов МСП — ежегодно до 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным.

Информация передается посредством личного кабинета в ЕИС. Для этого выбираем раздел «Отчетность проведения закупок». Система предусматривает возможность загрузки отчета в электронном или графическом виде. Сведения, подлежащие передаче, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью. С момента подписания УКЭП отчет считает переданным.

Для получения усиленной квалифицированной подписи обращайтесь в удостоверяющий центр. Заполняется заявление по форме удостоверяющего центра.

С 01.03.2022 вступает в силу новый порядок обработки, хранения и сбора информации о персональных данных. Положения вводятся в действие Приказом Минцифры России от 10.09.2021 № 930. Порядок передачи информации о покупке определяется Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908. Информация из ЕИС удаляется по предписанию органа исполнительной власти или по решению суда.

В 2022 году минимальный объем закупом у СМСП должен составлять не менее 25% от общего объема договоров в стоимостном выражении. Не менее 20% от указанной цифры должны составлять договоры по результатам закупок только среди СМСП.

Это нововведение для 2022 года. Новое требование распространяется на всех заказчиков, которые руководствуются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Исключение составляют заказчики СМСП, для них такое положение является правом, которое они используют на свое усмотрение.

Постановлением Правительства № 1352 от 11.12.2014 утверждено положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в заказах отдельных юридических лиц. Документ разъясняет, необходимо ли заказчику по 223-ФЗ отчитываться по результатам закупок у субъектов МСП в 2021 году: да, если заказчик соответствует критериям по п. 2 Постановления Правительства № 1352 от 11.12.2014 в редакции до 01.01.2022.

С 2022 все заказчики, работающие по 223-ФЗ (кроме тех, кто сам принадлежит к МСП), обязаны учитывать особенности по ПП 1352 и, соответственно, до 01.02.2023 они будут обязаны отчитаться о выполнении этой обязанности. За 2021 год отчитываются по старым правилам только те заказчики, кто применял Постановление 1352 в 2021 году.

Этим же постановлением вместе с правилами заполнения годового отчета о закупке у СМП по закону 223-ФЗ утверждена еще и форма, по которой необходимо отчитываться в 2022 году. С 29.12.2021 вступило в силу Постановление Правительства № 2554 от 29.12.2021 о правилах расчета объема закупок у представителей малого и среднего предпринимательства. С этой даты не учитываются закупки медтехники, если НМЦД выше 400 млн руб. Такие поправки внесли в п. 7 положения об особенностях участия субъектов МСП в закупках по 223-ФЗ и в форму годового отчета о закупке товаров, работ, услуг у представителей малого и среднего предпринимательства.

Однако, в электронной форме отчета ЕИС эти изменения не отражены и заказчики отчитываются по форме без изменений.

Итоговая отчетность формируется в ЕИС в обязательном порядке. Заполняется в личном кабинете заказчика, в разделе «Отчетность о проведении закупок». Электронная форма автоматически попадает в реестр «Годовые отчеты о закупке у СМП». Вот как заполнить годовой отчёт по СМП 223-ФЗ в ЕИС:

Шаг 1. Нажимаем кнопку «Создать отчет». Выбираем наименование заказчика (при необходимости) и год, за который предоставляют сведения.

Отчет об объеме закупок у СМП / СОНО в 2022 году (за 2021 год) по 44-ФЗ

Для субъектов малого и среднего предпринимательства сокращен объем отчетности в органы статистики.

МСП не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.

Остальную статотчетность малые предприятия сдают в особом порядке в рамках сплошного или выборочного статистического наблюдения. Сплошное проводится один раз в 5 лет.

Выборочное статистическое наблюдение по перечню, который ежегодно утверждает Росстат. Информацию о том, что фирма попала под выборочный контроль? Росстат направляет почтой либо по каналам ТКС.

Для МСП установлена привилегия, обязывающая контролеров заменять практически любой административный штраф на предупреждение.

Льгота действует, если нарушение совершено впервые и им не был причинен имущественный вред.

Страхование вкладов

Счета и вклады микропредприятий и малых предприятий в сумме 1 400 000 руб. по всем счетам в одном банке включены в систему обязательного страхования Федеральным законом от 23.12.03 № 177-ФЗ.

На госзакупках для МСП проводят специальные тендеры. Сумма обеспечения заявки ниже.

Представители СМП могут не обеспечивать контракт деньгами, если у них уже есть опыт исполнения госконтрактов.

Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товар не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки.

Соглашение о расторжении контракта 44 фз образец 2022 г.Сертификат соответствия на продукцию в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ 2022 г.Протокол разногласий к контракту по 44-ФЗ в 2019 2022 г.Образец письма заказчику о смене реквизитов организации 2022 г.Образец формы справки о кадровых ресурсах 2022 г.

Часто в конкурсной документации Заказчиком прописано требование, что к заявке на участие должна быть приложена справка о кадровых ресурсах. Иногда в документации прилагается соответствующий образец для заполнения, но в некоторых случаях он отсутствует, и справка должна быть составлена участником самостоятельно.

Прежде всего, разберемся с определениями.

СМП расшифровывается как «субъект малого предпринимательства».

Что касается СОНКО, расшифровка по 44-ФЗ также не отличается от общепринятой — это социально-ориентированные некоммерческие организации. Часто можно встретить аббревиатуру СОНО, она расшифровывается точно так же.

Как составить годовой отчет о закупках у МСП по 223-ФЗ с изменениями с 2022 года

№ п/п Условие Правило Норма Закона 44-ФЗ
1 Предмет контракта Перечень не установлен, можно осуществлять закупки любых товаров, работ, услуг Ст.30
2 НМЦК Нет ограничений П.1 ч.1 ст.30
3 Где указываются ограничения В извещении об осуществлении закупки.В контракте – с указанием объема привлечения СМП / СОНО в качестве субподрядчика или соисполнителя, установленного в виде % от цены контракта.Такой процент привлечения должен составлять не менее 5% от цены контракта. Ч.5, 6 ст.30ПП 1466
4 Обязательные условия контракта Необходимо использовать типовые условия контрактов Ч.7 ст.30ПП 1466
5 Неустойка Штраф за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП / СОНО:– 5 % объема такого привлечения, установленного контрактом.Штраф начисляется однократно. Ч.6 ст.30П.8 Правил, утв. ПП 1042.
6 Если сам победитель является СМП или СОНО Он не должен привлекать субподрядчиков из числа СМП / СОНО. В годовой объем включается объем, установленный условиями контракта в виде процента от цены контракта. Письмо Минфина России от 02.11.2018 N 24-01-07/79316

Информация о договорах поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с соисполнителями, субподрядчиками, являющимися СМП / СОНО, включается в Реестр контрактов в ЕИС:

  • наименование и фирменное наименование (при наличии) соисполнителя (субподрядчика),
  • место нахождения соисполнителя (субподрядчика)
  • ИНН соисполнителя (субподрядчика)
  • дата заключения и номер контракта (при наличии)
  • предмет и цена договора с соисполнителем (субподрядчиком).
Ситуация Кто виноват Штраф, руб. Статья КОАП РФ
Отчет не разместили (в т.ч. «нулевой») Должностное лицо 50 000 ч.3 ст. 7.30
Отчет разместили позднее Должностное лицо 15 000 ч.1.4 ст.7.30
Отчет разместили с ошибками и до 1 апреля их не исправили Должностное лицо 15 000 ч.1.4 ст.7.30
Осуществление закупок у СМП/СОНО в ненадлежащем размере Должностное лицо 50 000 ч.11 ст.7.30

Отчет состоит из трех разделов:

  1. В первом отражаются реквизиты заказчика.
  2. Во втором указываются данные для расчета объема закупок у СМП и СОНО, а также приводятся фактические закуплены объемы.
  3. В третьем разделе перечисляются реестровые номера контрактов.

Разберем заполнение каждого из этих отделов.

В нем, помимо названия, организационно-правовой формы, адреса и прочих контактов, нужно указать всевозможные коды: ИНН, ОГРН, ОКВЭД, КПП и так далее.

Вопросы чаще всего возникают со следующими кодами:

  • ОКПО. За этим кодом стоит обратиться в бухгалтерию — он используется в бюджетной отчетности.
  • ОКОПФ. Он предназначен для государственных и муниципальных учреждений. Нужно выбрать из диапазона 7 51 00 – 7 54 04.
  • ОКТМО. Его можно либо посмотреть в статистической отчетности, либо получить на сайте ФНС через сервис «Узнать ОКТМО».

Здесь необходимо указать только объем контрактов, заключенных по части 1.1 статьи 30 закона 44-ФЗ. Это следующие типы контрактов:

  • поставщик по которым был определен в закрытых процедурах;
  • заключенные с единственным поставщиком;
  • по атомной энергии;
  • по кредитам.

Это все те контракты, которые исключаются из СГОЗ.

Здесь необходимо привести рассчитанный объем закупок, которые должны быть проведены у субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций. Он составляет 15% от величины показателя 3.


Приведем пример. Посчитано, что СГОЗ заказчика в отчетном году составил 30 млн рублей. В том числе он закупил у единственного поставщика товаров, работ и услуг на сумму 1,8 млн рублей, провел закупки закрытым способом на сумму 2 млн рублей, а также закупил услуг по кредитованию на сумму 1,6 млн рублей. Кроме того, в отчетном году не состоялось открытых конкурсов на сумму 1,4 млн рублей, в результате чего были заключены контракты с единственным поставщиком.

Здесь отражается стоимость контрактов, которые по факту были заключены с СМП и СОНО. Имеются в виду процедуры, объявленные специально для таких субъектов.

Отражать нужно только те контракты и их этапы, которые были оплачены в отчетном году.

Пример. В прошлом году заказчик заключил с субъектами малого бизнеса контрактов на 5 млн рублей. Оплачено в отчетном году из них было 2 млн рублей. Остальные суммы по условиям контракта будут уплачены позже. В позиции 5 отчета за прошлый год будет фигурировать 2 млн рублей.

В этой строке отражается стоимость контрактов, в которых победители должны были привлечь СМП и СОНО в качестве субподрядчиков. Другими словами, это процедуры, не предназначенные для субъектов малого бизнеса, в извещении которых указана обязанность поставщика привлечь таких субподрядчиков.

Здесь указывается общая стоимость товаров, работ и услуг, закупленных у СМП и СОНО. Для этого нужно суммировать показатели 5 и 6.

Отчет закупки у субъектов малого предпринимательства 2022 г.

\n\n

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

\n\n

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

\n\n

\n\n

\n\n

Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.

Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.

Особенности участия в закупках у СМП и СОНКО в 2022 году

\n

Идея поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в корпоративных закупках уже не нова. С каждым годом объемы и механизмы такой поддержки только расширяются и дополняются новыми правилами.

\n

Особенности проведения закупок среди субъектов МСП установлены, наряду с положениями федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ПП РФ № 1352).

\n

На текущий момент не все заказчики обязаны при проведении закупок поддерживать субъекты МСП. До конца 2021 года среди заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, сохраняется разделение на тех, кто обязан осуществлять закупки у субъектов МСП, и тех, для кого такая обязанность не установлена. Соответственно, только часть заказчиков, отвечающих условиям ПП РФ № 13521, в своих закупках оказывают поддержку субъектам МСП.

\n

Интересно то, что заказчики, не попадающие под условия применения ПП РФ № 1352, не могут добровольно (по личной инициативе) предоставлять в своих закупках какие-либо преимущества субъектам МСП — подобные действия будут являться нарушением принципов Закона № 223-ФЗ. Такое мнение высказывалось в письмах Министерства финансов Российской Федерации2, а также поддержано правоприменительной практикой3. Получается, что заказчики, не применяющие ПП РФ № 1352, при проведении закупок не учитывают никакие требования Закона № 223-ФЗ и ПП РФ № 1352, касающиеся закупок у субъектов МСП.

\n

Однако с 1 января 2022 года ситуация с закупками у субъектов МСП кардинально изменится. С учетом последних изменений, внесенных в ПП РФ № 13524 летом 2021 года, подавляющее большинство заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, будут обязаны поддерживать субъекты МСП при осуществлении закупок.

\n

В положении о закупке заказчика, применяющего ПП РФ № 1352, должен содержаться соответствующий раздел, посвященный особенностям закупок у субъектов МСП.\n
\nПримерную формулировку для включения в положение о закупке можно посмотреть тут.

\n

В чем заключается поддержка малого и среднего бизнеса в корпоративных закупках?

\n

Во-первых, в установлении норматива по закупкам у субъектов МСП, который заказчики обязаны выполнить в течение отчетного года.

\n

Во-вторых, в отдельных процедурных нормах, которые должны соблюдаться при проведении закупок и исполнении договора, например, в части: размера обеспечения заявки и договора, сроков оплаты по договору контрагенту из числа субъектов МСП.

\n

В первой части мы рассмотрели, что такое норматив по закупкам у субъектов МСП и каких сложностей может избежать заказчик, отдавая предпочтение неконкурентным закупкам у субъектов МСП.

\n

Во второй части поговорим о том, какие процедурные нормы должен соблюдать заказчик при осуществлении закупок у субъектов МСП (как при проведении закупок «на общих основаниях», так и при объявлении «спецторгов»).

Идея поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в корпоративных закупках уже не нова. С каждым годом объемы и механизмы такой поддержки только расширяются и дополняются новыми правилами.

Особенности проведения закупок среди субъектов МСП установлены, наряду с положениями федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ), в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ПП РФ № 1352).

На текущий момент не все заказчики обязаны при проведении закупок поддерживать субъекты МСП. До конца 2021 года среди заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, сохраняется разделение на тех, кто обязан осуществлять закупки у субъектов МСП, и тех, для кого такая обязанность не установлена. Соответственно, только часть заказчиков, отвечающих условиям ПП РФ № 13521, в своих закупках оказывают поддержку субъектам МСП.

Интересно то, что заказчики, не попадающие под условия применения ПП РФ № 1352, не могут добровольно (по личной инициативе) предоставлять в своих закупках какие-либо преимущества субъектам МСП — подобные действия будут являться нарушением принципов Закона № 223-ФЗ. Такое мнение высказывалось в письмах Министерства финансов Российской Федерации2, а также поддержано правоприменительной практикой3. Получается, что заказчики, не применяющие ПП РФ № 1352, при проведении закупок не учитывают никакие требования Закона № 223-ФЗ и ПП РФ № 1352, касающиеся закупок у субъектов МСП.

Однако с 1 января 2022 года ситуация с закупками у субъектов МСП кардинально изменится. С учетом последних изменений, внесенных в ПП РФ № 13524 летом 2021 года, подавляющее большинство заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, будут обязаны поддерживать субъекты МСП при осуществлении закупок.

В положении о закупке заказчика, применяющего ПП РФ № 1352, должен содержаться соответствующий раздел, посвященный особенностям закупок у субъектов МСП.
Примерную формулировку для включения в положение о закупке можно посмотреть тут.

В чем заключается поддержка малого и среднего бизнеса в корпоративных закупках?

Во-первых, в установлении норматива по закупкам у субъектов МСП, который заказчики обязаны выполнить в течение отчетного года.

Во-вторых, в отдельных процедурных нормах, которые должны соблюдаться при проведении закупок и исполнении договора, например, в части: размера обеспечения заявки и договора, сроков оплаты по договору контрагенту из числа субъектов МСП.

Таким образом, заказчикам, уже применяющим ПП РФ № 1352 и тем, кто только готовится к применению новых для себя правил, стоит помнить о двух составляющих поддержки субъектов МСП:

  1. требовании выполнения норматива по закупкам у субъектов МСП в отчетном году;
  2. необходимости соблюдения процедурных норм ПП РФ № 1352 и Закона № 223-ФЗ (в части закупок у субъектов МСП).

В первой части мы рассмотрели, что такое норматив по закупкам у субъектов МСП и каких сложностей может избежать заказчик, отдавая предпочтение неконкурентным закупкам у субъектов МСП.

Во второй части поговорим о том, какие процедурные нормы должен соблюдать заказчик при осуществлении закупок у субъектов МСП (как при проведении закупок «на общих основаниях», так и при объявлении «спецторгов»).

В рамках реализации государственных программ по поддержке субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в законе о контрактной системе предусмотрено обязательство для бюджетных структур размещать определенное количество заказов у данных экономических агентов. Что именно они собой представляют, разберем далее.

К категории СМП относятся юридические лица различных организационных форм (хозяйственные общества, партнерства, КФХ) и индивидуальные предприниматели. Параметры, на основании которых предприятие или ИП считается субъектом малого предпринимательства, изложены в законе № 209. Среди таковых штатная численность, объем годовой выручки, участие в проекте «Сколково».

Ч. 1 ст. 30 закона № 44-ФЗ обязывает государственных и муниципальных заказчиков как минимум 15 % от объема закупок в год проводить у СМП и СОНКО. К закупкам данные субъекты привлекаются двумя путями:

  1. Объявляется тендер только для СМП. Это возможно, если НМЦК не превышает 20 млн рублей.
  2. Конкурсная процедура проводится на общих основаниях, но в ее условиях прописана обязанность для исполнителя осуществлять работы по контракту с привлечением субподрядчиков из категории СМП.

Даже если организованные таким образом торги признаны несостоявшимися, в результате чего заказчик в итоге заключает сделку с единственным поставщиком, то считается, что закупка произведена у СМП.

По факту проведения сделок с субъектом малого предпринимательства заказчик составляет годовой отчет по закупкам у СМП по 44-ФЗ, в который включает следующие данные:

  • Информация о покупателе: адрес, телефон, ИНН, КПП, ОКПО и пр.
  • Сумма сделок, проведенных с СМП и СОНКО.
  • Процентное соотношение закупок у СМП и общего их объема.
  • Сведения о несостоявшихся конкурсных процедурах, к которым привлекались СМП.
  • Объем закупок по конкретной категории исполнителей.

Этот отчет о закупке по 44-ФЗ в 2020 году обязаны составлять все заказчики.

Годовой отчет о закупке 44-ФЗ в 2020 году должен составляться по новой форме, которая содержится в Постановлении Правительства № 238 в редакции ПП от 25.06.2019. Она отличается от использовавшейся ранее формы, утвержденной Постановлением Правительства № 809 от 17.03.2015. В новой редакции учтено требование относительно включения в объем закупок у СМП сделок с единственным поставщиком, проведенным после того, как конкурентная процедура признается несостоявшейся.

Сегодня упразднена бумажная форма отчета о закупке по 44-ФЗ, так как заполнять его нужно в электронной форме на сайте ЕИС. Документ заверяется электронной подписью и размещается в открытом доступе. При необходимости при помощи функционала сайта его можно напечатать.

Новая форма отчета о закупках у малых предприятий по 44-ФЗ, действующая с 2019 года, содержит дополнительный блок, куда заносится информация по сделкам с единственным поставщиком, заключенным после несостоявшихся конкурсных процедур.

В 2020 году бланк отчета об объеме закупок у СМП включает 3 раздела:

  • раздел I — информация о покупателе;
  • раздел II — данные о сумме закупок;
  • раздел III — сведения о заключенных контрактах.

Заказчикам нет необходимости предварительно составлять отчет в электронной и бумажной форме, всю информацию можно сразу вносить в поля формы в ЕИС. При желании уже готовый документ можно напечатать.

Ниже подробно расскажем об электронной форме отчета о закупке у СМП по 44-ФЗ и как ее заполнять.

1. Все действия выполняются из личного кабинета заказчика на сайте ЕИС. Заходим в раздел отчетов и открываем новый отчет о закупках у СМП.

2. Информация в раздел I вносится системой в автоматическом режиме. Надо только заполнить данные по ОКТМО и указать отчетный период.

3. Затем заполняем поля раздела II по объемам заказов. Единица измерения – тысячи рублей, здесь важно не ошибиться.

Значение совокупного объема закупок за отчетный год указывается в первом поле и рассчитывается по правилам п. 16 ст. 3 44-ФЗ. Сюда не входят сделки, информация о которых относится к государственной тайне. Под аббревиатурой СГОЗ понимают объем денежных средств, который выделяется заказчику из бюджета на год для различных закупок.

4. Во второе поле вносится значение суммы заказов по контрактам, заключенным в соответствии с ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, то есть объемы, которые не учитываются в целях расчета норм сделок с СМП и СОНКО. Сюда также не включаются данные по тем договорам, информация в которых содержит государственную тайну. Сведения о суммах закупок разбиваются на пять групп:

  • контракты из сферы обороны и безопасности РФ;
  • услуги по предоставлению кредитов;
  • сделки в сфере атомной энергетики;
  • закрытые процедуры (конкурсы, аукционы);
  • контракты с единственным поставщиком (за исключением подписанных после того, как конкурентная процедура признана несостоявшейся — п. 25–25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Порядок составления и сроки публикации годового отчета по закупкам 44-ФЗ установлены в законе, несоблюдение этих положений чревато для заказчика административной ответственностью. Санкции применяются как к должностным лицам, допустившим нарушение, так и к самому учреждению-заказчику.

  • Если задержаться с публикацией дольше двух рабочих дней, должностные лица понесут наказание в виде штрафа 30 тыс. руб., а организация заплатит 100 тыс. руб.
  • Нарушение сроков публикации в ЕИС годового отчета по закупкам по 44-ФЗ до одного рабочего дня наказывается штрафом в размере 3 тыс. руб. для должностных лиц и 10 тыс. руб. для юридических
  • Если задержка публикации отчета составит от одного до двух рабочих дней, ответственный сотрудник заплатит штраф 15 тыс. руб., а организация – 50 тыс. руб.

Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2022 году

Изменения в законодательстве относительно обязанности заказчика составлять и обнародовать годовой отчет по закупкам по 44-ФЗ внесены законом № 71-ФЗ, принятым 12 мая 2019 года. В настоящее время покупатель не должен отчитываться по каждому исполненному контракту (или по его отдельным этапам) и публиковать эти сведения в ЕИС.

Напомним, что до введения новых правил каждый заказчик должен был заполнять табличную форму, куда заносилась информация по каждому контракту: даты начала и окончания работ, сдачи объектов, количество поставленного товара (выполненной работы), их цена, выплаченные авансы. Понятно, что упразднение этого участка работы облегчает жизнь бухгалтерии заказчиков. Но по другим отчетам изменения не принимались, поэтому их нужно составлять в том же объеме.

Закон 44-ФЗ устанавливает необходимость готовить отчеты для экономических агентов, которые на основании указанного нормативного акта признаются заказчиками и ведут соответствующую закупочную деятельность. Сведения обобщаются за годовой промежуток времени. Данная информация подлежит публикации в Единой информационной системе. Для экономических агентов, ведущих деятельность на основании требований закона № 223-ФЗ, предусмотрена обязанность составлять отчеты один раз в месяц.

Размещения заказчиками отчетов об объеме закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – отчет) установленного ч. 4 ст. 30 Федерального закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон №44-ФЗ). Вместе с тем проблем, которые ожидают заказчиков при заполнении отчета в структурированной форме, меньше не становится.

Началось все с того, что с 01.01.2019 вступили в силу положения Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 504-ФЗ), в соответствии с которыми заказчики должны закупки, которые осуществлены на основании пунктов 25 – 25.3 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 30 Закона №44-ФЗ, учитывать в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства (далее – СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНО).

В письме Минфина России от 2 ноября 2018 г. N 24-01-07/79316 указывается на то, что изменения, внесенные Законом N 504-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2019, должны быть учтены при подготовке годового отчета за 2018 год. В связи с чем заказчикам надлежит руководствоваться при подготовке отчета об объеме закупок у СМП и СОНКО за 2018 год положениями Закона №44-ФЗ и Правилами подготовки отчета об объеме закупок у СМП и СОНО, его размещения в единой информационной системе, а также Форма отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за отчетный год, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 N 238 (далее — Правила N 238).

При этом сама Форма отчета об объеме закупок у СМП и СОНО за отчетный год (далее – Форма отчета), требует корректировки, поскольку не учитывает, указанные изменения, о чем мы указывали ранее в новостях: Минфин разъяснил порядок формирования отчета для СМП и СОНО за 2018 год. В связи с чем заказчикам придется делать выбор либо заполнить отчет по текущей Форме отчета либо ждать изменений в Правила N 238.

Еще большей проблемой стало заполнение самого отчета в структурированной форме на сайте ЕИС. Как оказалось «заботливые» разработчики внедрили в версии ЕИС 9.0 автоматизированное заполнение показателей отчета об объеме закупок у СМП и СОНО на основе сведений реестра контрактов, заключенных заказчиками.

При этом ограничили возможность заказчикам в ручном режиме относить контракты к контрактам заключенным с СМП или СОНО. Для этого они сделали не снимаемыми галки, устанавливающие признак: статус поставщика СМП или СОНО. В результате такого автоматического поиска ЕИС обнаруживает лишь те контракты, при регистрации которых в реестре контрактов заказчиком был определен статус контрагента СМП или СОНО, а контракты, в которых не был определен такой статус не будут автоматически занесены в отчет, а в ручную их не занести.

Более того, контракты, заключенные с индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, вносятся в реестр контрактов вовсе без определения статуса СМП или СОНО. В связи с чем занести их в отчет было невозможно до 01 марта 2019 года. Как сообщил разработчик ЕИС с выходом версии ЕИС 9.0.8 (1 марта 2019 года) будет скорректирован алгоритм отбора реестровых номеров контрактов, заключенных с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являющимся индивидуальным предпринимателем и контрактов, заключенных с физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, и содержащие условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО для включения в отчет СМП, СОНО.

А что же делать тем заказчикам, кто при внесении сведений в реестр контрактов о контрактах заключенных с юридическими лицами из числа СМП или СОНО не определил статус контрагента. Как показала практика работы в реестре контрактов, для этого необходимо выполнить ряд действий в следующей последовательности:

  1. В реестре контрактов надо найти контракт в разделе «Исполнение завершено»;
  1. В меню контракта выбираем пункт «Документы», в котором мы должны «Отметить как недействительное» последнюю запись об исполнении контракта, при размещении которой установили галку «Исполнение завершено“ либо более безопасный вариант выбрать пункт «Исправить ошибки» и снять галочку в пункте «Исполнение завершено“;
  1. Когда контракт окажется в разделе «Исполнение» в его меню надо выбрать пункт «Внести изменения», на первой странице изменений из выпадающего списка выбираем пункт «Исправление сведений», а на вкладке «Информация о поставщиках» в выпадающем списке «Статус» выбираем признак СМП либо СОНО и размещаем исправления в реестре контрактов.
  1. ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКУПКАХ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА 2020
  2. ПОРЯДОК РАСЧЁТА НМЦК ПРИ ЗАКУПКАХ ТОПЛИВА В РАМКАХ ЗАКОНА № 44-ФЗ
  3. ДОПУСК СРО В ЗАКУПКАХ
  4. РУ ПРИ ЗАКУПКАХ МЕДИЗДЕЛИЙ
  5. 223-ФЗ ЧТО МЕНЯЕТСЯ В ЗАКУПКАХ С 2020 ГОДА
  6. ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКУПКАХ: ВАЖНОЕ ДЛЯ ПОСТАВЩИКА
  7. ЗАКОН № 223-ФЗ О ЗАКУПКАХ (Ч.13 СТ.3) О ПРЕДЕЛАХ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ
  8. ПОДГОТОВКА ЗАЯВКИ 44 ФЗ
  9. ПОДГОТОВКА ЗАЯВКИ. УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ
  10. ПОДГОТОВКА ФОРМЫ 2

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2021 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода.

Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Укажем эти критерии в таблице.

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5, 6 или 7
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ
ООО с определенными участниками

Условие 7:

Участники — только общероссийские общественные объединения инвалидов, их отделения

Кроме основного условия есть дополнительные: среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам за предшествующий календарный год должна быть равна 50% или более, а доля оплаты труда инвалидов в ФОТ – 25% или более

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

I. Сведения о заказчике:

Наименование МОБУ СОШ ……………….
Организационно-правовая форма Бюджетное учреждение
Место нахождения (адрес), телефон, адрес электронной почты ………………………………………….
ИНН ………………………………….
КПП ……………………………….
по ОКОПФ …………………………..
по ОКПО ……………………………
по ОКТМО …………………………….

II. Информация об объеме закупок у субъектов малого

предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих

организаций, о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков,

исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства

п.1 ч. II. – Годовой объем денежных средств – 6 450,9 тыс. руб (по плану ФХД на 31.12.2017 или по данным лимитов на 31.12.2017 за минусом средств на заработную плату (КОСГУ 211, 212,213) и налоги (КОСГУ 290))

п.2 ч. II. – Объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – 4 875,9 тыс.руб

– учреждение фактически оплатило договора по п.5 ч.1.ст.93 (договора до 400 тысяч рублей) на сумму – 3 158,9 тыс.руб ( 46,9 % от СГОЗ)

– учреждение фактически оплатило по договорам по п.1 ч.1 ст.93 (связь) сумму – 88,9 тыс.рублей по договорам, заключенным в прошлом периоде и 5,5 тыс. рублей оплата кредиторской задолженности

– учреждение фактически оплатило по договорам по п.8 ч.1 ст.93 (на водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, теплоснабжение) сумму – 486,7 тыс.рублей по договорам, заключенным в прошлом периоде и 45,9 тыс. рублей оплата кредиторской задолженности

Чтобы получить полезную информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Сначала 2022 года вступили в силу поправки в Постановлении Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, внесенные Постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128. Эти поправки расширили круг заказчиков, обязанных совершать целевые закупки у малых и средних предпринимателей.

Теперь в силу п. 2 Постановления № 1352 проводить целевые закупки должны все заказчики, руководствующиеся Федеральным законом № 223-ФЗ. Не соблюдать данное требование могут лишь юридические лица, которые указаны в ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 223-ФЗ и сами являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Для автономных учреждений это означает следующее. Ограничения, согласно которым проводить целевые закупки в предыдущие годы были обязаны только крупные АУ с общей годовой стоимостью договоров более 250 млн руб., сняты (абз. 10 п. 2 Постановления № 1352, абз. 10 п. 2 Положения № 1352 в прежней редакции). Наделение данной обязанностью сейчас не зависит от масштаба закупочной деятельности и уровня подчинения автономного учреждения. Под действие новой нормы подпадают как крупные федеральные АУ с годовым стоимостным объемом договоров 300 млн руб., так и небольшие региональные и муниципальные АУ, в год заключающие по результатам закупок договоры на сумму 30 млн руб.

К тому же автономные учреждения не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства (в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). И это еще раз подтверждает обязательность исполнения нового требования: любому АУ надо приобретать у предпринимателей часть запланированного объема товаров, работ и услуг.

Как подготовить отчет о закупках у СМП и СОНО за 2020 год

Согласно п. 5 Положения № 1352 (в редакции Постановления № 1128) объемы целевых закупок у малых и средних предпринимателей с 1 января 2022 года тоже выросли. Общий годовой объем таких закупок должен составить не менее 25 % (вместо ранее установленных 20 %). При этом доля стоимости договоров с малыми и средними предпринимателями по результатам закупок, проведенных только среди данных субъектов, повысилась с 18 % до 20 %.

То есть крупные автономные учреждения, в прошлом уже проводившие целевые закупки, теперь должны увеличить их объем. А тем заказчикам, которые впервые столкнулись с необходимостью выполнять новое требование, нужно сразу ориентироваться на действующую обязательную долю целевых закупок.

Важно, что к целевым относятся закупки не только у малых и средних предпринимателей, но и у самозанятых граждан, которые являются плательщиками налога на профессиональный доход (ч. 15 ст. 8 Федерального закона № 223-ФЗ). Договоры, заключенные с самозанятыми, также учитываются в общем стоимостном объеме закупок у предпринимателей.

Согласно п. 4 Положения № 1352 закупки у малых и средних предпринимателей (самозанятых) проводятся способами, установленными положением о закупке, – посредством торгов и иных процедур. Заказчики могут использовать три формы привлечения:

  • в закупке участвуют любые лица, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые;

  • в закупке участвуют только малые и средние предприниматели и самозанятые;

  • заказчик устанавливает в закупочной документации требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа малых и средних предпринимателей (самозанятых).

При этом, как пояснил Минфин в Письме от 22.11.2021 № 24-04-09/94110, п. 4 Положения № 1352 допускает осуществление закупок разными способами – путем как конкурентных, так и неконкурентных закупок. Чтобы достигнуть установленный годовой объем, заказчики могут организовать закупочную деятельность оптимальным для себя образом.

Если по результатам указанных закупок договор подписывается с предпринимателем (самозанятым), цена договора включается в расчет общего стоимостного объема целевых закупок.

Согласно п. 5 Положения № 1352 на закупки с участием только предпринимателей и самозанятых с 1 января 2022 года должно приходиться не менее 20 % совокупного годового стоимостного объема, в то время как общая доля целевых закупок составляет 25 %. Из этого следует, что обязательная доля достигается в первую очередь за счет закупок, проводимых на основании пп. «б» п. 4 Положения № 1352.

Данные закупки надо отразить в плане на 2022 год. Здесь необходимо предусмотреть не менее 20 % совокупного годового стоимостного объема планируемых закупок (п. 5 (1) Положения № 1352). Подчеркнем: все они должны планироваться к проведению исключительно среди предпринимателей и самозанятых.

В связи с этим в плане должны быть указаны следующие сведения, отраженные в пп. 13, 15 п. 1 Требований № 932, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932:

  • о закупке товаров (работ, услуг) путем торгов, иными способами, проводимой только среди субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • об отнесении (об отсутствии критериев отнесения) закупки к перечню закупок, предусмотренных п. 7 Положения № 1352 (то есть продукции, которую нельзя закупать у предпринимателей и самозанятых).

При планировании учитываются и факты исполнения долгосрочных договоров, заключенных с предпринимателями (п. 6 (1) Положения № 1352). Как пояснил Минфин в письмах от 07.09.2020 № 24-01-07/78247 и от 17.01.2020 № 24-01-08/1945, в расчет годового объема целевых закупок включается объем оплаты в текущем году договоров, срок исполнения которых превышает один календарный год, в том числе заключенных в предыдущие периоды. Сведения об объемах оплаты названных договоров, а также об объемах привлечения малых и средних предпринимателей, относящиеся к конкретному году исполнения, тоже включаются в план закупки (п. 3 Требований № 932).

Правила работы с малыми и средними предпринимателями (самозанятыми), в том числе способы закупки, устанавливаются в положении о закупке, утвержденном автономным учреждением, с опорой на нормы Федерального закона № 223-ФЗ и Положения № 1352.

Так, при составлении собственных правил надо учесть, что конкурентные закупки, участниками которых могут быть только малые и средние предприниматели и самозанятые, проводятся в электронной форме (ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ). Но, как указал Минфин в п. 1 Письма от 06.12.2018 № 24-05-09/88660, здесь можно использовать и неконкурентные процедуры, если это предусмотрено положением о закупке. Заказчик вправе осуществлять, например, закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Если организуется закупка с участием исключительно предпринимателей и самозанятых, этот факт следует указать в извещении и закупочной документации (п. 20 Положения № 1352). Статус участника закупки подтверждается либо наличием сведений о нем в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 11 Положения № 1352), либо наличием на сайте ФНС информации о применении им налогового режима самозанятости (п. 2 (4) Постановления № 1352). Требовать при подаче заявки подтверждающих документов от участника нельзя. При этом если необходимой информации нет в реестре или на сайте ФНС, то заказчик должен отказать в допуске к участию или в заключении договора.

Аналогичные действия совершаются при проведении закупки с привлечением субподрядчиков (соисполнителей) из числа предпринимателей и самозанятых: заказчик устанавливает это требование в извещении, закупочной документации и проекте договора (п. 29 Положения № 1352). В этом случае участники должны представить в составе заявки план привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа предпринимателей и самозанятых. Их участие в исполнении договора становится его обязательным условием (п. 32 Положения № 1352).

Как сказано в Письме Минфина РФ от 03.11.2020 № 24-03-08/95754, заказчик вправе самостоятельно устанавливать в положении о закупке все условия, касающиеся заключения договора, его исполнения и расторжения, в том числе в части заключения договоров с малыми и средними предпринимателями.

Во всех случаях, когда исполнителем (соисполнителем) договора становится предприниматель или самозанятый, произвести оплату надо в течение 15 рабочих дней со дня, когда заказчик подписал документ о приемке по договору (его отдельному этапу) (п. 14 (3), 28, 32 (1) Положения № 1352). Информация об этом в силу ч. 10 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ должна содержаться в закупочной документации и проекте договора (Письмо № 24-03-08/95754).

С субподрядчиком – предпринимателем или самозанятым надо рассчитаться в такие же сроки. Как отметил Минфин в Письме от 24.04.2020 № 24-03-08/33305, подрядчик, заключивший договор с субподрядчиком, должен оплатить последнему товары, работы или услуги в течение 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке.

К началу 2022 года автономные учреждения должны были спланировать свою закупочную деятельность так, чтобы по его окончании достигнуть установленные объемы закупок у малых и средних предпринимателей и самозанятых. Обобщим, что надо сделать для исполнения данного требования законодательства.

1. Скорректировать положение о закупке в части правил работы с предпринимателями и самозанятыми.

2. Рассчитать стоимостные объемы целевых закупок и предусмотреть их достижение в плане закупки. К примеру, если на 2022 год запланированы закупки общей стоимостью 100 млн руб., 20 млн руб. должно быть разыграно при проведении процедур, участниками которых будут исключительно предприниматели и самозанятые (это обязательно отражается в плане).

3. Утвердить перечень товаров, работ, услуг, которые закупаются только среди предпринимателей и самозанятых.

4. Уточнить закупочную документацию.

5. В течение года «добрать» оставшуюся стоимостную долю в 5 % (в нашем примере она эквивалентна 5 млн руб.) за счет закупок, которые проведены на общих основаниях, но в которых победили предприниматели (самозанятые).

6. Подготовить по итогам 2022 года отчет о достижении установленного объема целевых закупок.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...