Изъятие земли для государственных и муниципальных нужд в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие земли для государственных и муниципальных нужд в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:

  • Законом о принудительном изъятии земли установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
  • Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
  • Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.

Отобрать имущество у владельца в 2022 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

  • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
  • были утверждены проектами планировки территории.

Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

  • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
  • для выполнения международных обязательств;
  • для разработки недр;
  • признании жилого помещения аварийным.

Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

  • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
  • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

Отдельно следует упомянуть конфискацию:

  • Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
  • Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

Если вашу недвижимость изъяли для государственных нужд

С 1 июля 2019 года вступил в силу новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке проводить изъятие земельных участков у недобросовестных собственников, не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.

  • Кроме того, государство сможет, наконец, разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями, которые были в свое время щедро розданы колхозникам.
  • Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.

Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены:

  • Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся.
  • Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).

Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.

Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты.

  • Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.
  • Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.
  • По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.
  • Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.

Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.

Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения.

Отобрать имущество у владельца в 2022 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

  • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
  • были утверждены проектами планировки территории.

Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

  • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
  • для выполнения международных обязательств;
  • для разработки недр;
  • признании жилого помещения аварийным.

Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

  • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
  • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

Отдельно следует упомянуть конфискацию:

  • Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
  • Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

В 2022 году изъятие включает несколько этапов:

  • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
  • поиск правообладателей;
  • вынесение постановления компетентной комиссией;
  • уведомление собственника;
  • подготовка соглашения;
  • отчуждение земли и регистрация перехода права.

Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.

Изъятие части частного земельного участка для муниципальных нужд.

Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.

Написать комментарий

      Причин, по которым собственник может лишиться прав на землю, существует несколько, но эта процедура может происходить только по весомым обстоятельствам. Основаниями по закону служат следующие:

      1. При эксплуатации земли собственником с нарушением разрешенного использования, а также неиспользование.
      2. Для комплексного развития территории официальному решению властей, если участок оказался в границах запланированных работ.
      3. Конфискация для возмещения ущерба, нанесенного собственником иному лицу своим преступным деянием.
      4. Реквизиция вследствие воздействий эпидемий, природных катаклизмов, аварийных и чрезвычайных ситуаций.
      5. Иные обстоятельства, когда в рамках законодательства власти любого уровня вправе истребовать участок.
      6. Для государственных или муниципальных нужд. К ним относятся:
      • строительство на конкретной территории объектов федерального уровня, а также местного или регионального;
      • проведения работ в рамках недропользования;
      • исполнение РФ международных обязательств;
      • в рамках государственных полномочий службой ФСБ;
      • иные основания по законодательству РФ.

      Важно знать, что отказаться от исполнения судебного распоряжения по изъятию земли ее хозяин не может. В большинстве случаев он может только рассчитывать на другой аналогичный надел или компенсационные выплаты.

      Изъятие земельного участка в рамках законодательства происходит в несколько этапов. Каждый из них обязателен к исполнению. При любом нарушении собственник вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Описать порядок поэтапно можно следующим образом:

      1. Инициализация процесса изъятия. Запустить его могут власти любого уровня. Собственнику отправляется уведомительное письмо о дате проверки целевого назначения земли. Также могут проводиться и внеплановые проверки.
      2. Поиск собственника.
      3. Принятие решения о конфискации. На основании инициативы уполномоченные органы принимают решение об изъятии земли. В постановлении указывается причина конфискации, собственник, у которого участок изымается, а также реквизиты этого надела: площадь, кадастровый номер и иные, дающие возможность инициировать конкретную территорию.
      4. Письменное уведомление собственника о том, что участок будет экспроприирован по основаниям. Параллельно с этим исполнительными органами в СМИ публикуется информация с данными по изымаемому имуществу.
      5. Разрабатывается соглашение. Только, достигнув всех договоренностей, составляется документ, где указываются все особенности проведения процедуры с указанием сроков. Здесь же прописывается условие замены утраченного имущества.
      6. Земельный участок отчуждается и производится переход прав на него. Если конфискация происходит не в результате судебного решения, по которому произойдет возмещение средств пострадавшему лицу, то хозяин земли вправе затребовать компенсацию. Расчет ее происходит по рыночной оценке, действующей на конкретной территории. Вместо денежной компенсации правообладателю, утратившему имущество, может быть предложена замена, равная по площади или цене.

      У владельца имущества после уведомления имеется 3 месяца на принятие решения. За это время он может согласиться с условиями изъятия, размером компенсации или заменой на аналогичный участок. В противном случае — обратиться в судебные органы с иском о нарушенных правах. Как показывает практика, государственные органы власти имеют все законные основания для конфискации земельного участка и суд принимает решение в пользу государства.

      Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

      В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2022 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:

      • если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
      • при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
      • при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
      • в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
      • при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
      • в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).

      Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:

      1. автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
      2. системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
      3. относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
      4. оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
      5. относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.

      Ст. 284 ГК России устанавливает, что допускается изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием 3 или более лет в том случае, если целевое предназначение земли – это:

      1. сельское хозяйство;
      2. индивидуальное жилищное строительство.

      Важно! Критерии неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения перечислены в Постановлении Правительства № 369 от 23. 04. 2012 года “О признаках…”.

      Течение указанного 3-летнего срока прерывается, если использование участка в соответствии с его назначением было невозможно в связи со:

      • стихийными бедствиями;
      • чрезвычайными ситуациями;
      • иными подобными случаями.

      При этом срок освоения участка в указанный 3-летний период:

      1. включается, если участок предназначен для целей ведения сельского хозяйства (ч. 4 стат. 6 ФЗ № 101 от 24. 07. 2002 года “Об обороте…”);
      2. не включается в иных случаях, в том числе, и при ИЖС.

      В стат. 285 ГК РФ сказано, что может производиться изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования или нарушения требований нормативно-правовых актов.

      В частности, изъятие может быть произведено по следующим основаниям:

      1. допущение значительного уменьшения плодородности почв земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с критериями, представленными в Постановлении Правительства № 612 от 22. 07. 2011 года “Об утверждении…”;
      2. использование земли не в соответствии с ее категорией, определенной по ч. 1 ст. 7 ЗК РФ;
      3. возведение на участке самовольной постройки и неосуществление ее сноса или приведения в состояние, соответствующее установленным требованиям;
      4. несохранение межевых, геодезических и других спецзнаков, установленных на участке;
      5. несоблюдение требований градостроительных, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических и прочих нормативов и регламентов (аб. 7 стат. 42 ЗК России).

      В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

      А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

      Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.

      Росреестр об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

      На основании ч. 1 стат. 281 ГК РФ, правообладатель земли может претендовать на компенсацию, выплачиваемую за изымаемую землю.

      В компенсационную выплату включаются (ч. 2 стат. 56.8. ЗК России):

      1. действительная рыночная цена самого участка земли, определяемая в соответствии с 135-ФЗ от 29. 07. 1998 “Об оценочной…”;
      2. денежные убытки, которые были нанесены изъятием;
      3. упущенная выгода.

      Если на участке находятся здания или сооружения, принадлежащие правообладателю, то в размер компенсации включается и их рыночная цена (аб. 2 ч. 2 ст. 56.8. ЗК России).

      Итак, органы местной, региональной и федеральной власти могут забирать участки земли себе. Порядок изъятия регулируется ГК РФ и ЗК РФ. Несогласие собственника на изъятие дает право органу, инициировавшему процесс, на обращение в суд с соответствующим иском о принудительном изъятии.

      Прочтите также: Как получить налоговый вычет за покупку земельного участка

      • Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС17-12788, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Указанный вид разрешенного использования в период действия договора аренды до 09.10.2015 не менялся. С 01.03.2015 размер арендной платы за спорный земельный участок предоставленный для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, подлежит определению в порядке, установленном пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ, и не может превышать предельной ставки арендной платы рассчитанной для соответствующих целей в отношении земельных участков находящихся в федеральной собственности…
      • Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ15-5924, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Между тем предприниматель указывает на нарушение и неправильное применение судами статей 46.1 и 46.2 Градостроительного кодекса, статей 49, 55, 57 и 63 Земельного кодекса и статей 235 и 239, 279 – 283 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), которыми установлены основания и порядок изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также предусмотрены основания для принудительного изъятия у собственника имущества…
      • Решение Верховного суда: Определение N 306-ЭС16-9944, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Удовлетворяя исковые требования, суды трех инстанций руководствовались статьями 239, 279-282, 284-286 Гражданского кодекса Российской федерации (далее – ГК РФ), пунктом 2 части 1 статьи 49, статьями 55, 57, 63 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и исходили из правомерности изъятия спорного имущества для нужд Самарской области путем выкупа…

      Варианты изъятия земельных участков у собственника напрямую зависят от цели и причин изъятия.
      Закон различает:

      • изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
      • изъятие земельного участка при неправильном землепользовании (собственник нарушает законные правила пользования);
      • реквизиция (необходимое изъятие в случае катастроф, и других происшествий);
      • конфискация земельного участка (по решению суда в виде санкционной меры взыскания).

      Подробнее остановимся на изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

      Нормативная база изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд основывается на земельном и гражданском законодательстве, с учетом последних изменений, действующих в 2021 году.

      Земельный кодекс (гл. 7.1), а также Гражданский кодекс (ст. 279-282) подробно расписывают, каким образом должно проводиться изъятие земельных участков.

      Госдума одобрила новый порядок выплат компенсации за изъятие недвижимости

      Это означает государственную инициативу, представляющую несколько вариантов лишения земли, находящейся в частной собственности, имеющей кадастровый номер. Ознакомиться с подобной нумерацией можно в публичной карте через онлайн-версию сервиса Kartagov.

      Аналогичные законодательные правила действуют и в других странах. Например, Правительство Беларуси вынесло схожее постановление №667 об изъятии и предоставлении земельных участков.

      В России по условиям законодательных актов:

      • у владельца аннулируются права на недвижимое имущество в виде земельного надела;
      • перестают действовать права на владение землей без определенных сроков;
      • прерывается наследование с пожизненным обеспечением;
      • следует досрочный разрыв договора аренды;
      • теряет силу акт на пользование земли в безвозмездной форме.

      Различают лишение права на землю по вине собственника и изъятие земельного участка для муниципальных нужд и государственных. Это важно понимать, поскольку второй случай гарантирует компенсации от государства.

      Федеральный закон №234-ФЗ направлен на плановые и внеплановые проверки (мониторинг) земель сельскохозяйственного и иного назначения с целью охраны, предотвращения загрязнений, истощения почвы, полного уничтожения плодородного слоя. По этому же закону выстраивается контроль, представляющий обнаружение, фиксацию правонарушения в рамках административного обследования объектов, где фигурируют земельные отношения. Здесь не соблюдается специальная процедура назначения, как при обследовании планового, внепланового характера.

      При предоставлении и изъятии земельных участков проводится обязательная проверка. Инспектор, действующий в рамках требований, изложенных в законодательстве РФ, наделен правом заниматься административным обследованием земельного участка, неограниченное число раз, не затрагивая хозяйственную деятельность собственника.

      Методы обследования земли различны:

      • применяется аэрокосмическая съемка;
      • проводится почвенное, агрохимическое, фитосанитарное обследование;
      • задействуется экологотоксикологический метод и ряд других способов.

      Выявленные по итогам нарушения земельного законодательства, фиксируются в акте, который дает возможность назначить полноценное разбирательство с более углубленным изучением нарушений. Именно они в дальнейшем становятся основаниями для изъятия земельного участка у собственника за ненадлежащее использование.

      Административное обследование раскрывает ряд нарушений, трактующихся инспектором как причины, чтобы провести внеплановую проверку:

      1. Использование земли не связано с целевым назначением согласно присвоенной категории и вида разрешенной эксплуатации.
      2. Земли с назначением сельскохозяйственного характера, с обязательным регулированным оборотом по закону № 101-ФЗ, не задействованы по условиям целевого назначения. Период — один год начиная с официального утверждения собственника в правах.
      3. Земельный надел, где должны проводиться жилищное, промышленное или иное строительство, садоводческая, огородническая деятельность не эксплуатируется, согласно указанным целям аренды.

      В законе об изъятии земельных участков указан пункт 2 ст. №7 ЗК РФ, требующий придерживаться целевого назначения и территориального зонирования.

      Если владелец земли игнорирует установленные требования, то его административное правонарушение будет характеризоваться пунктом 1 статьи 8.8 КоАП РФ. Он оговаривает административный штраф.

      Юридические лица штрафуются на сумму в размере 1,5-2% от кадастровой стоимости всей принадлежащей земли, без превышения максимального размера в 100 тыс. руб.

      Физлица получают штраф в размере 0,5-1%, учитывая кадастровую цену участка.

      Статья № 6 ЗК РФ связана с землями сельскохозяйственного назначения. На ее основании принудительное изъятие земельного участка наступает в случаях, когда ухудшаются полезные свойства грунта и если период игнорирования эксплуатационной деятельности превысил 3 года.

      При негативных данных по плодородию и экологическому состоянию внимание обращается на критерии. Закрепленные в правительственном постановлении № 612 касаются снижения качества плодородного слоя. Критерии по значительному ухудшению экологического состояния содержаться в постановлении № 736.

      Плодородный уровень земли сельскохозяйственного предназначения проверяется на числовые значения элементов, содержащихся в почве. Рассматриваются критерия, при снижении которых дается ход постановлению об изъятии земельного участка:

      • на 15 и более процентов снижается органическое вещество, которое содержит пахотный горизонт;
      • на 10 процентов или выше понижается почвенная кислотность;
      • от 10% или с превышением установленного значения повышается щелочность грунта;
      • в равной степени от 25% или более снижаются количественные значения подвижного фосфора и обменного калия (мг/кг почвы).

      Экологическая обстановка меняется в худшую сторону в итоге нерационального использования земли с сельскохозяйственным назначением. Нарушаются установленные требования:

      • химические вещества загрязняют почву. Катастрофическое положение возникает при суммарной концентрации данных веществ в пределах значения 30 или более, что выше предельно допустимого нормативного уровня;
      • производственные отходы и относящиеся к группе потребления от 1 до 4 класса опасности размещены на земельном участке и занимают общую площадь от 0,5 гектара и выше.

      Изъятие объектов недвижимого имущества

      Судебный порядок принудительного изъятия земельного участка у собственника за нецелевое использование задействуется в случае, когда по прошествии трех лет с момента вступления в права владения земля так и не была задействована по назначению, совпадающему с условиями законодательства. На участке не велось сельскохозяйственное производство, не осуществлялись связанные с ним процессы.

      В данные 3 года не входит «заморозка» участка по объективным причинам, в число которых входят стихийные бедствия или иные схожие обстоятельства.

      Также исключение распространяется на предварительное освоение земли. На это дается ровно 2 года.

      Статья 284 ГК РФ рассматривает условия изъятия земельных участков, в которые входят ответные действия на трехлетнее бездействие арендодателя. В данном случае у тех, кто принимает решение об изъятии земельных участков, появляется право предъявить требование по расторжению договора аренды земли.

      Изъятие также может происходить, когда участок предназначается для строительства, но за три года на нем так ничего и не построили. Исключение составляют объекты, требующие более длительного периода на возведение, подтвержденного законом.

      Не задействование земли в строительных целях в срок, установленный законом, считается административным правонарушением. Виды наказания определены статьей 8.8 КоАП РФ, характеризуются серьезными рисками утратить право обладанием участка.

      Процесс изъятия территории начинается с составления и утверждения акта о выборе участка земли под государственные (муниципальные) нужды. На его основании в двухмесячный срок выносится постановление об отчуждении надела в пользу нового собственника. Копия решения администрации передается в Росреестр в течение 5 суток со дня принятия.

      Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды. В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка. В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.

      Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:

      1. Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
      2. Основания для изъятия.
      3. Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
      4. Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
      5. Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации перехода вещного права на имущество.
      6. Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.

      Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:

      • До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
      • После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
      • После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.

      На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер.

      После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация, определенная соглашением между сторонами правоотношения. Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре.

      Земельный участок можно будет вернуть бывшему владельцу в случае, если это оговорено самим текстом соглашения. Если отчуждение произошло на постоянной основе, его возврат возможен только после прекращения соответствующего требования, на основании которого была изъята определенная территория.

      В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.

      Гражданин Сивенков П.И. – обладатель надела земли, который он получил по наследству. Орган местного самоуправления решил изъять эту территорию под строительство автовокзала. Гражданину было направлено соответствующее постановление с просьбой подойти в отделение муниципалитета для оформления соглашения об изъятии.

      Сивенков отказался заключать договор и составил исковое заявление в судебные органы. На основании разбирательств было установлено, что помимо земельного участка истца, в городе имеется множество других земель, как правило, пустующих. Законом же в качестве одного из условий правомерности изъятия земельного участка предусмотрен факт отсутствия других возможных вариантов строительства. Доказательств отсутствия таковых вариантов муниципалитет в суде не представил, соответственно, исковое заявление было удовлетворено.

      Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:

      1. Поиск федеральным или муниципальным органом подходящей земли.
      2. Принятие решения и составление соответствующего постановления.
      3. Уведомление собственника и оформление обоюдного соглашения.
      4. Выплата компенсации за землю.
      5. Регистрация перехода вещного права в Росреестре.

      Земельные участки, принадлежащие гражданам РФ по официальному праву собственности, могут быть конфискованы государством или муниципалитетом. Для этого должен быть актуален веский перечень оснований, которые в свою очередь подтверждаются установленными законодательными нормативами.

      В процессе изъятия не имеет значения, кто и на каких основаниях владеет участком земли. В подавляющем большинстве случаев земли изымаются из частной собственности для реализации общественных интересов.

      Закон об изъятии земельных участков в 2022 году имеет характерные особенности. Для их досконального понимания следует ознакомиться с важными нюансами, с новым порядком осуществления процедуры, с поиском правообладателей, с составлением постановления, с возможными компенсациями, а также с судебной практикой.

      Изъятие земельных участков из собственности может производится в добровольном или принудительном порядке. В первом случае между собственником и уполномоченным представителем муниципалитета составляется соглашение о выкупе земельного участка.

      Стоит отметить, что в стоимость земельного объекта входят следующие параметры:

      • рыночная цена;
      • стоимость имущества, располагающегося на земле;
      • сумма убытков владельца, связанных с упущенными выгодами или с переездом на другое место.

      В рассматриваемой ситуации основная сложность заключается в определении стоимости участка. Государственные органы берут за основу рыночные показатели, исходя из полученных результатов по факту оценки. Если действующий собственник не согласен с проведенной процедурой, то он может инициировать независимые оценочные мероприятия и назвать свою стоимость.

      Правообладатели должны быть в обязательном порядке уведомлены об изъятии земельного участка в течение недели со дня принятия соответствующего решения. Также владельцу передается проект договора о выкупе земли с указанием предлагаемой стоимости.

      На изучение всех нюансов может отводиться до 3 месяцев. Передача участка в собственность государства или муниципалитета раньше истечения указанного срока может быть осуществлена только с согласия непосредственного собственника.

      Решение об изъятии может быть отменено. Например, в одном деле суд отменил решение о привлечении гражданина к ответственности за неиспользование земельного участка — мужчина доказал, что строительству объективно препятствовало обращение взыскания на заложенное имущество. Отсутствие денег на строительство дома не является основанием для освобождения от административной ответственности, однако сложное финансовое положение может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

      Также при привлечении к административной ответственности необходимо учитывать время, необходимое для освоения земельного участка и обстоятельства, исключающие возможность его использования. В качестве примера обстоятельств, исключающих возможность использования земельного участка, можно сослаться на отсутствие электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.

      «Если у человека нет денег на строительство дома, необходимо в первую очередь обнести приобретенный земельный участок забором и периодически очищать землю от заросшей травы и кустарников для того, чтобы у инспекторов не было подозрений в неиспользовании земельного участка по назначению», — советуют адвокаты.

      1. От прав на земельный участок, который не обрабатывается и не используется по назначению, можно добровольно отказаться. При этом платить ничего не нужно.
      2. Если ваш земельный участок попал под проверку и установлен факт нарушения, то уплаты штрафа не избежать.
      3. Если нарушения не будут вовремя устранены, а штраф вовремя оплачен, то возникает реальная опасность изъятия земельного участка у собственника или арендатора.
        +1
      • Судебные иски и споры
      • Индивидуальное Жилое Строительство
      • Земли сельскохозяйственного назначения
      • Аренда земельного участка для дома (13)
      • Аренда земельного участка под бизнес (19)
      • Земельные участки по госпрограмме (12)
      • Земельные участки по льготе (9)
      • Земли сельскохозяйственного назначения (14)
      • Индивидуальное Жилое Строительство (25)
      • Кадастровые работы (16)
      • Отказ в аренде земельного участка (22)
      • Отказ в переводе в собственность (6)
      • Отказ в регистрации дома (5)
      • Покупка земельного участка (28)
      • Продажа земельного участка (15)
      • Судебные иски и споры (10)

      В соответствии со ст. 279 ГК РФ, для нужд государственного уровня изъять участок земли можно только в порядке, регламентируемом Земельным Кодексом РФ.

      В ст. 282 ГК РФ приводится уточнение, что если землевладелец не заключает договор об изъятии добровольно, то надел изымается в принудительном порядке. Денежное возмещение собственник получает на основании ст. 281 ГК РФ, где указаны суммы возмещения, сроки и другие условия.

      Новый закон позволяет местным властям изымать земли сельскохозяйственного назначения с явными нарушениями или неиспользуемые по назначению. Также государство сможет разобраться с невостребованными или неоформленными земельными долями. Они перейдут во владение муниципалитетов, которые найдут им соответствующее применение.

      Юридическая группа «ЮрКонсульт»

      Основания для изъятия земельных участков из частной собственности регламентированы в ст. 56,3 Земельного кодекса РФ.

      Для выкупа наделов с целью реконструкции объектов или строительства необходимо, чтобы объекты были предусмотрены документами и утверждены проектами территориальной планировки.

      Согласно п. 2 ст. 56,3 ЗК РФ для изъятия предусмотрены следующие основания:

      Перед тем как принять окончательное решение об изъятии, муниципалитет обязан отыскать владельца участка и заключить с ним соглашение. Без уведомления собственника отнять землю нельзя.

      Для его поиска местная власть:

      • направляет запрос в Росреестр;
      • объявляет о процедуре на сайте;
      • размещает сведения в СМИ.

      Если сведения о хозяине отсутствуют в электронных реестрах, поиск продолжается в данных из архивов. Если владелец надела не найден, муниципальный орган имеет право требовать переход земли через суд.

      Если собственник узнает об этом после завершения процедуры изъятия, то он может претендовать только на возмещение средств. Если не были выявлены правообладатели земли, уполномоченный орган вправе обратиться в суд на основании п. 10 ст. 56, 5 Земельного кодекса РФ.

      К принудительному отъему также относится реквизиция, которая бывает постоянной или временной. У владельца изымается участок для нужд государства.

      Хозяин утрачивает свое право собственности на землю и получает денежную компенсацию. Процедура не требует судебного разбирательства, так как осуществляется в интересах граждан.

      Применение данной процедуры обоснованно чрезвычайными обстоятельствами или острой необходимостью, осуществляется в особом порядке. Согласно ст. 51 ЗК РФ, реквизиция может применяться в связи с бедствиями, авариями или эпидемиями.

      Временная реквизиция означает, что по окончании оснований занятая территория возвращается собственнику. Владелец также можно получить иной равноценный участок.

      Решение об изъятии действительно 3 года и может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с п. 13 и 14 ст. 56, 6 ЗК РФ. Иногда государственные органы могут нарушать процедуру изъятия территории, что вынуждает суд отказать в принудительном изъятии участков.

      Зачастую чиновники могут нарушить порядок:

      • проведения оценки;
      • извещения землевладельца;
      • принятия решения.

      Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды. В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка. В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.

      Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:

      1. Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
      2. Основания для изъятия.
      3. Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
      4. Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
      5. Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации перехода вещного права на имущество.
      6. Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.

      Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:

      • До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
      • После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
      • После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.

      На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер.


      Похожие записи:

      Напишите свой комментарий ...