Пенсии в Белоруссии в 2022 году для мужчин возраст

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсии в Белоруссии в 2022 году для мужчин возраст». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В 2016 году мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины — 55. В следующем, 2022 году белорусские женщины начнут уходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины — в 63 года. Это заключительный этап реформы по повышению пенсионного возраста, с 2023 года его увеличивать не будут (но это не точно).

Сейчас многие эксперты полагают, что с 2023 года начнется второй этап реформы, в результате которого пенсионный возраст для женщин сравняют с мужским. Такой вариант правительство Беларуси рассматривало еще на этапе реализации действующей реформы, но потом от него отказались.

Страховой стаж — это количество лет, за которые поступали взносы за работника в ФСЗН. До 2014 года он составлял 5 лет, в 2014-м вырос до 10 лет, в 2015-м — до 15. Его же стали ежегодно повышать на шесть месяцев во время реформы. К 2025 году он достигнет 20 лет.

Если такого стажа не хватает, вместо пенсии по возрасту человек будет получать низкую социальную пенсию. Но есть и исключения (например, многодетные матери).

Продолжительность жизни увеличивается во всем мире, и Беларусь не исключение. Более четверти населения у нас — пожилые люди, на 100 работников приходится 61 пенсионер. По прогнозам, через 30 лет пенсионеров станет больше, чем трудоспособной молодежи. А учитывая, что теперешние выплаты работников идут на пенсии, большой вопрос, откуда предстоит брать деньги на пенсии сегодняшним 30-летним.

Трудовая пенсия по возрасту назначается гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и накопившим страховой стаж.

Общеустановленный пенсионный возраст в 2022 г.:

– 63 года – для мужчин;

– 58 лет – для женщин.

Соответственно, право на пенсию получат

– мужчины 1959 (II полугодие) года рождения;

– женщины 1964 (II полугодие) года рождения.

Право на пенсию возникнет у «молодых» пенсионеров во второй половине 2022 г.

Трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии страхового стажа, в который включаются периоды работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН.

Страховой стаж в 2022 г. составляет 18 лет 6 месяцев.

Он будет расти ежегодно на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет в 2025 г.

Есть категории получателей трудовых пенсий по возрасту, для которых страховой стаж составляет 5 лет (например, инвалиды с детства I и II группы) или 10 лет (например, матери четверых детей).

Напомним, что повышение пенсионного возраста на 3 года для мужчин и для женщин началось с 1 января 2017 г. и в 2022 г. заданная пенсионной реформой планка будет взята. Поднимать ее пока не планируют. Закончится также переходный период, особенностью которого было действие требований к пенсионному возрасту и стажу в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), на который они предусмотрены. Для пенсионеров очень важна была дата обращения за пенсией.

Например, если у женщины право на пенсию возникло в декабре 2021 г. (достигла в декабре общеустановленного пенсионного возраста 57 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж, требуемый для назначения пенсии в 2021 г. (18 лет)), но она обратится в орган по труду, занятости и социальной защите за пенсией в январе 2022 г., то для определения ее права на пенсию будут применяться новые требования к пенсионному возрасту и страховому стажу, действующие с 1 января 2022 г. (58 лет и 18 лет 6 месяцев соответственно).

Ежегодно также на 1 год увеличивается период, из заработка за который исчисляется пенсия. В 2022 г. пенсия будет рассчитываться из заработка за последние 28 лет подряд стажа работы.

С работниками-пенсионерами контракты заключаются и продлеваются по общим правилам. Однако в законодательстве о труде есть гарантии для тех, кому до пенсии не хватает двух лет – работникам предпенсионного возраста.

Контракты, заключенные с такими работниками, продлеваются (заключаются новые) с учетом общеустановленного пенсионного возраста, определенного на календарный год.

С работником предпенсионного возраста контракт продлевается (заключается новый) при условии, что сотрудник выполняет работу добросовестно, не нарушая производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину. Тогда в соответствии со ст. 261-5 ТК наниматель с согласия работника обязан продлить срок действия контракта либо заключить новый контракт с ним на срок до достижения общеустановленного (в текущем году) пенсионного возраста. Два обстоятельства – дисциплина и возраст – применяются в совокупности. Это означает, что дисциплинарные взыскания или меры правового воздействия (например, лишение/снижение премии) снимают с нанимателя обязанность продлевать контракт с предпенсионером.

Предпенсионный возраст в 2022 г. составит:

– 61 год для мужчин;

– 56 лет – для женщин.

Что касается прекращения контракта, то, достигнув пенсионного возраста, работник может потребовать прекратить трудовые отношения досрочно в любой момент, причем сам определить дату своего увольнения и указать ее в заявлении. Ссылка в приказе об увольнении по требованию работника в связи с достижением пенсионного возраста (выходом на пенсию по возрасту) производится на п. 3 ч. 2 ст. 35 ТК (а не на ст. 41 ТК).

Дата рождения Пенсионный возраст, лет Период выхода на пенсию
женщины мужчины женщины мужчины
01.01-30.06.1962 01.01-30.06.1957 55,5 60,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1962 01.07-31.12.1957 56 61 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1963 01.01-30.06.1958 56,5 61,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1963 01.07-31.12.1958 57 62 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1964 01.01-30.06.1959 57,5 62,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1964 и младше 01.07-31.12.1959 и младше 58 63 01.07-31.12.2022

Стоит отдельно отметить, что возраст для выхода на пенсию будет определяться не только годом рождения, но и датой обращения в соответствующий орган за оформлением пенсии.

На это счет однозначно отвечает статья 4 закона «О пенсионном обеспечении. Все пенсии делятся на трудовые и социальные.

В число трудовых пенсий входят:

  • пенсии по возрасту – основной вид, то, что получает большинство работников по достижении пенсионного возраста, эти пенсии прямо зависят от стажа и прошлых заработков;
  • пенсии по инвалидности – эти пенсии тоже трудовые, назначают в связи с потерей трудоспособности, при наличии определенного рабочего стажа, согласно ст. 27 закона «О пенсионном обеспечении»;
  • пенсии потерявшим кормильца – здесь тоже учитывается прошлый стаж, этому виду пенсий посвящен IV раздет закона «О пенсионном обеспечении»;
  • пенсии за выслугу лет – эта категория подобна трудовым пенсиям, но назначается она работникам, связанным с авиацией, спортсменам, некоторым педагогам, артистам, подробней об этом написано в разделе V закона «О пенсионном обеспечении»
  • пенсии за особые заслуги перед республикой – последний и самый редкий вид трудовых пенсий, назначается индивидуально.

Есть еще особые условия для назначение трудовых пенсий, например, снижение пенсионного возраста многодетным матерям и другие.

В Беларуси также существуют социальные пенсии, не связанные с трудовой деятельностью, социальные пенсии по возрасту назначают мужчинам с 65 лет, женщинам – с 60 лет.

Право на такую пенсию получают жители Беларуси, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, которые до этого трудились и получали доход и уплачивали страховые взносы в ФЗСН.

Основными показателями, определяющими размер пенсии, являются:

  • стаж работы;
  • величина заработка;
  • доплаты и льготы за трудные условия и особые заслуги.

Последний пункт касается вредных условий труда, например, при горных работах; заслугами могут счесть и многодетность матери, и научные степени и т.д.

О стаже

Первым основанием для назначения пенсии является стаж. Он учитывается двумя способами:

  • страховой стаж – время, в которое с зарплаты уплачивались взносы в Фонд соцзащиты;
  • общий трудовой стаж – сюда включают и те периоды, за которые взносы не платили, например, отпуска по уходы за ребенком, срочная служба в армии и пр.

Минимально необходимый для начисления пенсии на общих основаниях трудовой стаж: 25 лет для мужчин, 20 лет – для женщин. Максимальный стаж, который учитывается для расчета пенсий – 45 лет для мужчин, 40 лет для женщин.

Требования к страховому стажу другие, в 2022 году нужно не менее 18,5 лет и для мужчин, и для женщин. Этот минимум растет каждые полгода, в 2025 году будет уже 20 лет, дальнейший рост не предусмотрен.

Это самый главный вопрос, и быстро в нем не разобраться.

Вот главные составляющие такого расчета:

  • текущий средний заработок по стране;
  • коэффициент конкретного пенсионера;
  • минимально необходимый страховой стаж;
  • общий стаж, в том числе, сверх минимально положенного;
  • продолжает пенсионер работать или нет;
  • особые условия расчета для отдельных категорий работников.

Заработок при расчете делится на части. До 130% от среднего учитывается полностью в пределах 10% от полученной суммы, дальше идет учет с уменьшением по 10%. Расчет идет до заработка в 500% от среднего, т. е. коэффициента 5.

Сразу понять сложно, поэтому приведем пример для расчета пенсии для мужчины, который имеет стаж 40 лет, коэффициент – 0,8, средняя зарплата, которую применяют для расчета пенсий сейчас, – 1 113,01 руб.

1 113,01 руб. х 0,8 = 890,41 руб. – осовремененный заработок пенсионера для расчета.

Берем 130% от среднего заработка, выходит 1 446,91 руб., от этой суммы берем 10%, получаем 144,69 руб.

Повторяем расчеты для каждых следующих 10%:

  • 144,69 руб. х 0,9 (90%) = 130,22 руб.;
  • 144,69 руб. х 0,8 (80%) = 115,75 руб.;
  • 144,69 руб. х 0,7 (70%) = 101,28 руб.;
  • 144,69 руб. х 0,6 (60%) = 86,81руб.;
  • 144,69 руб. х 0,5 (50%) = 72,35 руб.;
  • 22,27х 0,5 (40%) = 8,91 руб.

Последняя расчетная величина в 22,27 руб. получается после вычитания из осовремененной зарплаты 5 сумм по 144,69 руб.

Получаем сумму условного заработка для дальнейшего расчета:

  • 144,69 + 130,22 + 115,75 + 101,28 + 86,81 + 8,91 = 660,01 руб.

При стаже в 25 лет пенсия должна быть не менее 55% от текущего среднего заработка. За каждый год стажа сверх 25 лет, до 35 лет, начисляется еще по 1%, а тем, кто уже достиг пенсионного возраста, за каждый год работы сверх 35 лет, добавляется еще 1%, но не менее 0,7% среднего заработка по стране:

  • 660,01 * 0,65 (65% за стаж в 35 лет) + 1 113,01 * 0,7 / 100 (за стаж сверх 35 лет от средней по стране) = 467,96 руб.

Не каждый захочет делать подобные расчеты. А если вспомнить про другие нюансы начисления, то расчет выйдет заметно более громоздким. Однако на Портале социальной защиты, кроме другой полезной информации, есть программа-калькулятор предварительного расчета пенсии. Там достаточно ввести свой пенсионный коэффициент, пол и стаж.

Белорусы с 2022 г. будут уходить на пенсию позже. Изменится и страховой стаж

Ежегодное повышение страхового стража на полгода, начавшееся одновременно с повышением пенсионного возраста, продлится до 2025 года.

Для тех, кто выходит на пенсию в нынешнем году, страховой стаж составляет 18 лет. В следующем году он повысится до 18 с половиной лет, в 2023 году – до 19 лет, в 2024 году – до 19 с половиной лет.

К 2025 году страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по возрасту/за выслугу лет составит 20 лет.

Отдельные категории населения могут получать досрочную пенсию по возрасту, имея 5 лет страхового стажа.

Это матери 5 и более детей, родители детей-инвалидов с детства, инвалиды с детства, инвалиды войн, матери погибших при исполнении обязанностей военных, карлики и лилипуты, а также граждане, являвшиеся инвалидами первой/второй группы на протяжении не менее 21 года (до достижения ими пенсионного возраста).

Также ряд категорий населения может получать пенсию по возрасту, имея 10 лет страхового стажа.

Напомним, с 2017 года пенсионный возраст в Беларуси повышается на шесть месяцев в год. Если раньше мужчины уходили на пенсию в 60 лет, а женщины – в 55, то с 2022 года сильная половина человечества может отправляться на заслуженный отдых в 63 года, а слабая – в 58. Пока на этом решено завершить реформу. Впрочем, чиновники обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста, но только для женщин. Продолжить реформы настоятельно советуют и в Международном валютном фонде.

По данным Министерства труда и социальной защиты, различные виды пенсий получают около 2,5 млн человек. Если учесть, что численность населения Беларуси на 1 января 2021 года составила 9 349 645 человек, то значит, что пенсионерами считаются 26,7 % населения Беларуси.

Когда повышают пенсии?

Как поясняют в Минсоцзащиты, перерасчет осуществляется в двух случаях. Во-первых, в связи с ростом средней зарплаты не реже одного раза в год в пределах средств государственного внебюджетного фонда соцзащиты населения и на основании указов Президента. А во-вторых, если изменяется бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения, а значит и минимальная трудовая пенсия, социальная пенсия, надбавки и повышений к ним, доплаты к пенсиям лиц старше 75 лет.

Напомним, с 1 сентября пенсии по сравнению с августом вырастут на 6,3%.

В 2022 году повысят пенсионный возраст: как будут начислять пенсии

Обязательное условие для назначения трудовой пенсии по возрасту и трудовой пенсии за выслугу лет – стаж работы. И непременно с уплатой обязательных страховых взносов во внебюджетный фонд соцзащиты населения. Это так называемый страховой стаж.

Для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет требовалось: в 2016 году – 15,5 года страхового стажа; в 2021 году – 18 лет. С 2022 года необходим страховой стаж 18,5 года. В 2023 году понадобится 19 лет, в 2024 году – 19,5 года. С 2025 года и в последующие годы — 20 лет.

Для назначения досрочных пенсий по возрасту требуется 5 лет страхового стажа. Однако необходимо выполнить и другие условия, предусмотренные законодательством. Такая пенсия назначается: родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам, лицам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста были инвалидами I и (или) II группы не менее 21 года.

  • женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, имеющим общий стаж не менее 20 лет;
  • лицам, имеющим продолжительный общий стаж: мужчины – не менее 40 лет, женщины – 35 лет;
  • лицам, которые не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми, проходили военную службу (или службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам закона о пенсионном обеспечении для военнослужащих. При этом у них должен быть общий стаж не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;
  • лицам, которые более 10 лет являются инвалидами I или II группы, страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (например, в 2021 году – это 18 лет) снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности.

С 1 января 2021 года мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и женщинам 60 лет, имеющим страховой стаж не менее 10 лет, но менее требуемого страхового стажа для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях, назначается трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Размер такой пенсии исчисляется в процентном отношении от бюджета прожиточного минимума пенсионера.

Кроме периода работы в общий стаж включаются также служба в Вооруженных силах СССР, Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3 лет (но не более 12 лет в общей сложности), уход за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Кроме того, учеба на дневной форме обучения в профессионально-техническом, среднем специальном, высшем учебном заведениях, а также послевузовское образование, получение пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.

Продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии. Максимально учитываемая продолжительность для мужчин – 45 лет, для женщин – 40 лет.

Период, из заработка за который исчисляется пенсия, ежегодно увеличивается на 1 год. В 2021 году пенсия исчисляется из заработка за последние 27 лет подряд стажа работы. Следовательно, с 2022 года – за 28 лет.

В Беларуси с 1 января повысят пенсионный возраст. На сколько?

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Жанна Тарасевич, директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, рассказывает, что представители бизнеса ещё в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнётся с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счёт повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Ещё одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчёта. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется всё больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится всё актуальнее. А ведь есть ещё и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, ещё одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

— Например, есть семья, где муж-айтишник или топ-менеджер зарабатывает очень хорошо, а его жена-домохозяйка не работает и не имеет страхового стажа на трудовую пенсию. Пусть у них будет возможность покупки стажа. Почему муж не может вкладывать ресурсы в обязательное пенсионное обеспечение жены? Но этот вопрос прошёл без внимания, — говорит Жанна Тарасевич.

Глеб Шиманович, экономист Исследовательского центра ИПМ, тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и её возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провёл соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

— Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остаётся надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.

Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить её к лучшему.

— Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, ещё четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребёнком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.

Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.

— Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать её инструменты.

Ещё один вывод из проведённого исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.

— Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.

— А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.

  • перетяжка мягкой мебели
  • ремонт мягкой мебели: замена поролона, пружин и т. д,
  • полное изменение дизайна: кровать в тахту, простой диван в угловой, кресло — в кресло-кровать и т. д.,
  • реставрация и восстановление деревянных конструкций,
  • изготовление новой мягкой мебели по дизайну заказчика,
  • работа со сложными моделями мебели.

Телефон: (8029) 554 55 35, (8029) 138 68 49

Сайт: ditman.kraj.by

На 2022 год запланировано очередное повышение пенсионного возраста, которое началось в 2017 году. Со следующего года этот показатель составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин, сообщается на сайте Минтруда.

В этом году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.

Ранее чиновники обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но речь шла только о женщинах. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ.

— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — говорила ранее министр труда Ирина Костевич.

Напомним, в бюджете ФСЗН, из средств которого выплачивают пенсии и пособия, не первый год наблюдается дыра, из-за которой требуются ежегодные вливания — субвенции из госбюджета. Об этом ранее заявлял в том числе Александр Лукашенко. Минтруда и другим профильным ведомствам не удается решить эту проблему.

Со следующего года также повысят минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В нынешнем году минимальный страховой стаж составляет 18 лет, с 1 января 2022 года он вырастет на полгода — до 18,5 года.

Минимальный страховой стаж намерены повысить до 20 лет (это произойдет в 2025 году). Напомним, в 2013 году этот показатель увеличился с 5 до 10 лет. Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 141,73 рубля.

Ранее с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

Пенсионный возраст в Беларуси с 2022 года

Если есть пробелы в трудовой деятельности у работника, который собирается выходить на пенсию (в трудовой книжке нет записи, а факт работы имел место), то отдел кадров предприятия обратится к работнику с соответствующими вопросами, чтобы тот эти пробелы восполнил: вспомнил, где и когда работал.

— Такие ситуации тоже могут быть, но в любом случае сбором документов занимается представитель нанимателя. И все необходимые запросы, даже со слов человека, если человек работал и записи в трудовой книжке не было, но если он помнит, что это была такая-то организация, находилась по такому-то адресу, наниматель делает туда официальный запрос о предоставлении необходимых сведений для назначения пенсии, — поясняет Елена Пасюта.

— Не имеет значения. В Законе у нас прописано: наниматель предоставляет документы, форма собственности организации не указана: госпредприятие или предприятие частное. Если человек работает у ИП, всё равно наниматель обязан заниматься данными вопросами, — объясняет специалист.

К слову, «Закон РБ о пенсионном обеспечении от 17 апреля 1992 года» — основной Закон, регулирующий пенсионные вопросы, в который вносятся изменения и дополнения.

В таком случае будущий пенсионер обращается в Управление социальной защиты по месту регистрации, приходит туда вместе с трудовой книжкой. Специалист проанализирует трудовую деятельность человека, проконсультирует, какие документы нужны для назначения пенсии, в какой срок эти документы необходимо предоставить.

Документы, которые нужно иметь, обращаясь к специалисту для оформления пенсии в Беларуси

  • Паспорт

— Это основной документ, по которому специалист видит регистрацию человека, по какому адресу будет назначаться пенсия, где мы можем видеть его возраст и другие данные о назначении пенсии, — поясняет Елена Пасюта.

  • Трудовая книжка

— Где мы будем видеть его трудовую деятельность и также анализировать все документы, которые к нам предоставлены, потому что не каждый наниматель предоставляет нам документы в полном объёме: что-то не знают, что-то упустят из виду. По трудовой книжке мы видим, что необходимо.

  • Свидетельство о браке

  • Свидетельство о рождении детей
  • Диплом или Аттестат об образовании, если это дневная форма обучения
  • Военный билет (для мужчин)
  • Справки о заработной плате по состоянию на 2022 год за последние 28 лет трудовой деятельности

— При приёме документов специалист сразу даёт им юридическую оценку и может сразу для назначения пенсии указать, чего не хватает, что нужно заменить, что нужно донести.

Кстати, свидетельство социального страхования (зелёная карточка) специалисту не нужна.

Документы подаются не раньше даты возникновения права на пенсию. Право на пенсию возникает, когда человек достигает пенсионного возраста.

— Это связано с тем, что у нас вышла «Инструкция о порядке обращения для назначения пенсии» (от 8 июля 2019 года). В связи с этим мы начали принимать документы не раньше дня возникновения права на пенсию, — комментирует Елена Пасюта.

Если право на пенсию (день Х, когда пенсионный возраст по факту наступил) возникает в праздничные либо в выходные дни, документы на пенсию принимаются накануне. К примеру, если право на пенсию выпадает на субботу или воскресенье, специалист управления соцзащиты принимает документы в пятницу.

Если человек, чтобы оформиться, обратился к специалистам позже срока, когда возникло право на пенсию, он может потерять деньги.

— Например, у мужчины возникло право на пенсию 1 ноября 2021 года, в возрасте 62,6 лет. Если он обращается до 2022 года, но позже положенного срока (30 декабря), пенсия ему будет назначена с даты обращения. Если человек имел право на пенсию 1 ноября 2021 года, а обратился за назначением 4 января 2022 года, то в пенсии ему будет отказано в связи с недостижением общеустановленного пенсионного возраста, так как этот возраст в 2022 году составляет 63 года, — объясняет специалист.

Страховой стаж в Беларуси с 2022 года

Бывает и такое, когда человек пенсионного возраста достиг, но права на пенсию не имеет.

Разберёмся в общих понятиях:

  • Общий трудовой стаж — это армия, учёба, отпуск по уходу за ребёнком, период, когда человек состоял на учёте в Центре занятости (в данном случае в стаж засчитывается только последние полгода).

  • Страховой стаж – это время работы человека в организациях, где выплачивались взносы ФСЗН.

В 2022 году страхового стажа у будущего пенсионера должно быть не менее 18,5 лет. Каждый год идёт увеличение страхового стажа на полгода. Порог – 20 лет страхового стажа.

Расчёт пенсии идёт от общего стажа. А возникновение права на пенсию зависит от страхового стажа.

— 18,5 – это возникновение права на пенсию. Бывают такие ситуации, когда у человека на момент выхода на пенсию по возрасту нету этих 18,5 лет страхового стажа, в таком случае женщина может уйти на пенсию в 60 лет, а мужчина в 65 лет. У них нет права на пенсию, — уточняет специалист.

Речь идёт о так называемых социальных пенсиях и пенсиях при неполном стаже. Социальная пенсия – это когда не всё в порядке со страховым стажем, когда нет необходимых 18,5 лет.

В случае «нехватки» лет по страховому стажу женщинам можно ещё поработать до 60, мужчинам до 65 лет, а можно и не работать это время. Но выходить на пенсию в таком случае придётся только по достижении данного возраста.

Или есть ещё вариант: выйти на пенсию по возрасту, но при неполном стаже (10 и более лет) (Согласно Закону РБ о пенсионном обеспечении, прим 24)

— Если у человека есть эти 18,5 лет страхового стажа, ему пенсия выплачивается за общий стаж, за всё, что человек наработал за всю свою жизнь, — объясняет Елена Пасюта.

— Все документы мы отправляем, как орган, выплачивающий пенсию, в другие государства. Когда к нам обращается пенсионер за назначением пенсии, работая за границей, опять же всё зависит от специфики договора и соглашения с той страной, с которой мы работаем.

Главное условие для получения трудовой пенсии в Беларуси – наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН в течение 18 лет. Но это пока: в 2022 году этот показатель вырастет до 18 лет и 6 месяцев. Простыми словами, если у вас есть зеленая пластиковая карточка соцстраха, и вы официально отработали более 18 лет, пенсию вы непременно получите.

Важно: ежегодно страховой стаж повышается, также на полгода. Так, в 2023-м он составит 19 лет, тогда как в 2024-м – 19,5 лет. Завершится реформа по стажу в 2025 году – к тому моменту отработать придется как минимум 20 лет.

Так, с 1 января 2022 года женщины будут выходить на пенсию в 58 лет, а мужчины – в 63 года. Повышение пенсионного возраста началось в Беларуси еще несколько лет назад. До этого в Беларуси долгие годы женщины выходили на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60. Однако в 2017 году началась реализация пенсионной реформы – каждый год пенсионный возраст растет на полгода. Реформа завершится в следующем году.

Однако для получения нормальной пенсии недостаточно дожить до пенсионного возраста. Необходимо достичь необходимого уровня стажа, чтобы пенсия была трудовой. Причем стаж также ежегодно повышается. Так, в следующем году он составит 18,5 лет, а в 2016 году для трудовой пенсии хватало 15,5 лет стажа. При этом уровень трудового стажа будет продолжать расти: в 2023 году он составит 19 лет, в 2024-м – 19,5 лет, в 2025-м – 20 лет.

Стоит отметить, что в Беларуси намного больше пенсионерок, чем пенсионеров. Согласно официальной статистике за 2020 год, продолжительность жизни женщин в Беларуси – 78 лет, а мужчин – 64. Таким образом, среднестатистический мужчина на пенсии проживает только один год, а среднестатистическая женщина – 20 лет.

Ранее в Минтруда рассказали о нововведениях для пенсионеров в ближайшую пятилетку.

В 2016 году мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины — 55. В следующем, 2022 году белорусские женщины начнут уходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины — в 63 года. Это заключительный этап реформы по повышению пенсионного возраста, с 2023 года его увеличивать не будут (но это не точно).

Сейчас многие эксперты полагают, что с 2023 года начнется второй этап реформы, в результате которого пенсионный возраст для женщин сравняют с мужским. Такой вариант правительство Беларуси рассматривало еще на этапе реализации действующей реформы, но потом от него отказались.

Продолжительность жизни увеличивается во всем мире, и Беларусь не исключение. Более четверти населения у нас — пожилые люди, на 100 работников приходится 61 пенсионер. По прогнозам, через 30 лет пенсионеров станет больше, чем трудоспособной молодежи. А учитывая, что теперешние выплаты работников идут на пенсии, большой вопрос, откуда предстоит брать деньги на пенсии сегодняшним 30-летним.

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1962 01.07 — 31.12.2017 55,5 01.07 — 31.12.1962 01.07 — 31.12.2018 56 01.01 — 30.06.1963 01.07 — 31.12.2019 56,5 01.07 — 31.12.1963 01.07 — 31.12.2020 57 01.01 — 30.06.1964 01.07 — 31.12.2021 57,5 01.07 — 31.12.1964 и младше 01.07 — 31.12.2022 58

Дата рождения

Дата выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

01.01 — 30.06.1957 01.07 — 31.12.2017 50,5
01.07 — 31.12.1957 01.07 — 31.12.2018 61
01.01 — 30.06.1958 01.07 — 31.12.2019 61,5
01.07 — 31.12.1958 01.07 — 31.12.2020 62
01.01 — 30.06.1959 01.07 — 31.12.2021 62,5
01.07 — 31.12.1959 и младше 01.07 — 31.12.2022 63

Рождённые в:

  • первой половине 1962 г. женщины и первой половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 55,5 и 60,5 лет соответственно;
  • второй половине 1962 г. женщины и второй половине 1957 г. мужчины выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно;
  • первой половине 1963 г. женщины и первой половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 56,5 и 61,5 года соответственно;
  • второй половине 1963 г. женщины и второй половине 1958 г. мужчины выходят на пенсию в 57 и 62 года соответственно;
  • первой половине 1964 г. женщины и первой половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 57,5 и 62,5 лет соответственно;
  • второй половине 1964 г. женщины и второй половине 1959 г. мужчины выходят на пенсию в 58 и 63 года соответственно.

Власти страны следят за тем, чтоб реальная покупательская способность населения в стране не снижалась. Естественно, в связи с огромным рядом событий, не всегда хороших, произошло снижение реальной пенсии Белорусов, поэтому рост является просто обязательным, но это не значит, что пенсии не будут увеличиваться в своих суммах, хотя индексация пенсий в Беларуси будет.

В декабре прошлого года появились новости по поводу того, что бюджет Беларуси предполагают рост пенсионных выплат, в частности трудовых пенсий до 581 рублей, что в пересчете на американскую валюту равно 228 американских долларов. Сложно сказать точно, когда будет повышение пенсии в Беларуси с 1 ноября, но такая информация есть.

Интересный факт! На сегодняшний день в Беларуси действует солидарная пенсионная система. Это совсем не значит, что люди будут зарабатывать столько, сколько откладывают. Граждане платят взносы, из которых оформляются пенсии нынешним пенсионерам. И индивидуальный коэффициент заработка на текущий момент практически не оказывает влияние на размер будущей пенсии. Это создает определённые проблемы, потому что если человек становится перед выбором: честная зарплата или большие деньги в конверте, то в основном отдается предпочтение именно второму варианту, хотя старшее поколение больше предпочитает официальное трудоустройство.

Радует только то, что в настоящее время Беларусь решает проблемы пенсионной системы, что называется «в моменте». Поэтапно увеличивается пенсионный возраст, а также растёт страховой стаж, необходимый для выплаты пенсий. Это создает ряд определённых проблем, есть риск попасть пенсионную ловушку, но без потерь кардинальным образом проблемы решить не получается, и это нужно учитывать обсуждая повышение трудовых пенсий в 2022 году в Беларуси.

В Беларуси повысят пенсионный возраст: на сколько и когда

2022 год принесёт довольно много изменений в жизнь белорусов пенсионного возраста, то есть затронут они чуть больше двух миллионов человек.

Сегодня минимальный стаж работы, который дает право на получение пенсионных выплат для мужчин составляет 25 лет, а для женщин 20 лет. Информация, которую дает Минтруда, говорит о том, что пенсии по возрасту в среднем по стране для неработающего человека составляют 524 рубля.

Однако есть некоторые условия назначения пенсии в 2022-м году. Общеустановленный возраст для мужчин и женщин будет неодинаковым:

  • 63 года;
  • 58 лет.

В целом, на гарантии от страны могут рассчитывать все граждане, однако есть некоторые позиции, на которые стоит обратить внимание. Трудовое законодательство дает гарантии для тех, кому до пенсии не хватает пары лет. Контракты, которые заключаются такими работниками, продлеваются, а не заканчиваются после достижения пенсионного возраста.

Однако делается это только в том случае, если человек выполняет свою работу добросовестно, не нарушая технологических и трудовых дисциплин.

Достигнув пенсионного возраста человек может разорвать контракт в любой момент, самостоятельно определив момента увольнения, только нужно указать это в заявлении. Приказ об увольнении контролируются трудовым кодексом, то есть статьей, которая связана с выходом на пенсию по возрасту.

Сегодня необходимо понимать, что если не следить за страховым стажем, то впоследствии можно будет получать от государства не больше 60 долларов. Есть вещь, которую стоит заранее обдумать, пока не наступает пенсионный возраст, хотя в Беларуси не так много людей задумываются о пенсионной системе и грядущей старости.

В будущем от Пенсионного фонда будут проблемы. Население стареет, а фонду социальной защиты уже сегодня не хватает денег на выплаты. Его поддерживает бюджет, и с каждым годом дефицит растёт. Считается, что данная проблема относительно нормальная для многих стран, и к этому нужно приспосабливать текущую пенсионную систему, но переформатирование пенсии вполне возможно в ближайшем будущем, правда не уточняется в каком.

Очень сложно давать прогноз на будущее, касательно того, куда вкладывать или не вкладывать деньги. Большинство людей говорят о том, что нужно вкладываться в образование, в работу, открывать свое дело и рассчитывать на себя. Вряд ли пенсионная система кардинально измениться, но её ресурсов уже не хватает на обслуживание пенсионеров, а доля последних в государственном население стремительно растёт.

Следует отметить, что даже после завершения реформы выход на пенсию в Беларуси будет одним из самых ранних в Европе. В большинстве стран Евросоюза, США и Японии возраст выхода на пенсию для населения – 60-65 лет. При этом и мужчины, и женщины имеют в этом вопросе одинаовые права – разные сроки выхода для них не предусмотрены.

Согласно статистике, в Беларуси насчитывается свыше 2 млн. 350 тыс. пенсионеров. Каждый год это число увеличивается еще примерно на 40-50 тыс. человек, в то время как количество работающих людей прирастают не такими впечатляющими темпами. Чтобы решить «пенсионный вопрос», правительство и приняло решение инициировать непопулярную реформу.

Пенсионный возраст в Беларуси в 2018 году не сильно отличается от привычных всем значений – 61 год для мужчин и 56 лет для женщин. В дальнейшем он будет расти, однако увеличение будет поступательным и не станет шоком для населения. А для экономики страны такое увеличение выхода на заслуженный отдых принесет только пользу.

Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.

Год Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет
2017 55,5 60,5
2018 56 61
2019 56,5 61,5
2020 57 62
2021 57,5 62,5
2022 58 63

Пенсионный возраст в Беларуси в 2019 году составляет 61,5 года у сильной половины, 56,5 — у слабой.

К 2022 году пенсионный возраст для мужчин и женщин Белоруссии увеличится до 63 и 58 лет соответственно. Отдельные возрастные ограничения устанавливаются для тех, кто не отработал минимальный стаж, они смогут получить социальную пенсию в 65 лет — мужчины и в 60 лет — женщины.

Увеличение возраста выхода на пенсию в Беларуси затронуло и льготные категории населения, к которым относятся:

  • сотрудники предприятий с вредными условиями;
  • госслужащие;
  • матери 5 детей;
  • родители детей-инвалидов;
  • инвалиды войны;
  • матери военнослужащих;
  • карлики и лилипуты;
  • учителя.

Для них установлен пониженный страховой стаж — 5 лет. Для работников с вредными условиями труда — 12,5 лет, тогда их выход на пенсию в Белоруссии состоится в 58 лет, такой же пенсионный возраст установлен и для государственных служащих. Учителя должны отработать минимум 25 лет, чтобы рассчитывать на льготную категорию.

Повышение пенсионного возраста в Беларуси началось в 2017 году. Ежегодно планка поднимается на 6 месяцев. С 2022 года мужчины смогут выходить на пенсию в 63, а женщины — в 58 лет.

После этого планируется завершить реформирование пенсионной системы. Несмотря на это, власти страны продолжают обсуждать повышение пенсионного возраста в будущем, но только для женщин. В Международном валютном фонде советуют не прекращать реформы в этой сфере.

В Минсоцзащиты Беларуси поясняют, что перерасчёт пенсионных выплат проводится в двух случаях:

  • по результатам увеличения средней заработной платы (минимум один раз ежегодно согласно указов главы государства и при наличии доступных средств внебюджетного фонда соцзащиты);
  • при изменении среднего бюджета прожиточного минимума на душу населения, что влияет на минимальный размер трудовой и социальной пенсии, доплаты лицам, достигшим 75-летнего возраста и надбавки.

Граждане Белоруси имеют право на получение трудовой пенсии по достижению пенсионного возраста. Они объединяют не только выплаты по возрасту на общих основаниях, социальные и досрочные пенсии, выплаты за выслугу лет, в случае потери кормильца и за особые заслуги перед страной.

Трудовые пенсии полагаются гражданам, которые в период своей трудовой деятельности, в том числе творческой и предпринимательской, делал обязательные страховые отчисления.

Возможность оформить трудовую пенсию по возрасту могут пенсионеры с трудовым стажем от 25 лет для мужчин и от 20 лет для женщин.

Трудовой стаж является обязательным условием начисления пенсионных выплат за выслугу лет и по возрасту с отчислением средств во внебюджетный фонд соцзащиты. Этот период также называется страховым стажем.

Продолжительность страхового стажа изменилась за последние 5 лет на 3 года и достигнет к 2025 году 20 лет.

Год Страховой стаж
2016 15,5 лет
2021 18 лет
2022 18,5 лет
2023 19 лет
2024 19,5 лет
с 2025 20 лет

Современная пенсионная система пенсионного обеспечения в Беларуси включает ряд пенсионных выплат для определённых категорий граждан:

  • пенсии по возрасту;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • пенсии за выслугу лет;
  • социальные пенсии;
  • пенсия за особые заслуги перед РБ;
  • повышения пенсий.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...