ТСЖ лицензия на управление мкд в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТСЖ лицензия на управление мкд в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Появились целые разделы – со II по VII, посвященные лицензионному контролю:

  • общие положения, связанные с осуществлением лицензионного контроля;
  • управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении лицензионного контроля;
  • проведение профилактических мероприятий при осуществлении лицензионного контроля;
  • проведение контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении лицензионного контроля;
  • оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия;
  • обжалование решений лицензирующего органа, действий (бездействия) должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля.

Также появляется приложение – критерии отнесения объектов лицензионного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Перелицензирование УО в 2022 году

Согласно нормативному акту, вносящему изменения в действующий ЖК РФ, для управления коммерческая организация обязана регулярно подтверждать компетентность, качество проводимых работ.

По ФЗ № 485, срок лицензии для управляющей компании ЖКХ – 5 лет. Если на момент вступления нормативного акта в силу учреждение уже осуществляло деятельность, то нужно сразу получить разрешение для сотрудничества с жильцами.

Отсутствие подтверждающего документа – основание для административного наказания.

Оформить разрешение на обслуживание жилых населенных зданий могут юридические лица, индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на управлении недвижимостью. Лицензию вправе выдавать кооперативам, товариществу собственников помещений, имеющих контроль над двумя и более домами. Документ не выдается ТСЖ, обслуживающему один дом, несколько зданий, расположенных на едином участке.

Оформление лицензии возможно при условии нахождения главного офиса УК в России. Законная деятельность невозможна без квалификационного аттестата руководителя.

Выдача документа осуществляется после сдачи экзамена, порядок проведения которого определяется вышестоящей инстанцией региона. Глава УК не должен иметь действующей судимости за экономические, тяжкие преступления, обязан работать длительный период.

Для выдачи разрешения могут потребовать выполнение правил, которые установлены муниципальными нормативными актами.

Какие УО должны к 2023 году продлить лицензии

Для получения разрешения существуют требования Росжилнадзора к лицензируемым управляющим компаниям:

  • регистрация юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • наличие технической основы для эффективной работы: укомплектованное помещение, оборудование, инвентарь;
  • высококвалифицированные сотрудники разных специальностей;
  • неимение нарушений, невыполненных предписаний на протяжении года;
  • доступность к сведениям о проводимых мероприятиях;
  • отсутствие задолженностей.

Юридическое лицо, ИП вправе подать заявку в Государственный жилищный надзор РФ для получения разрешения на управление многоквартирными жилыми домами. Лицензирование управляющих компаний не осуществляется без заявления. Вместе с заявкой необходимо представить документы, подтверждающие соблюдение требований, согласно ст. 193 ЖК РФ. Основной перечень:

  • свидетельство о регистрации ИП или юридического лица;
  • ИНН главы организации;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • учредительные бумаги;
  • уставной документ организации;
  • справка о владении нежилым недвижимым имуществом, предназначенным для деятельности компании;
  • документы об образовании, трудовая книжка сотрудников, зачисленных в штат;
  • технические справки об исправности оборудования, инвентаря;
  • удостоверение руководителя об успешной сдаче квалификационного экзамена.

Чтобы получить лицензию на деятельность управляющей компании, начальник обязан представить свидетельство о владении нежилой недвижимой собственностью, предназначенной для работы сотрудников. В случае аренды помещения необходимо приложить договор найма.

Вместе с основными справками следует предоставить список многоквартирных домов, находящихся в зоне обслуживания.

Члены лицензионной комиссии, кроме заявления и прилагаемого пакета документов, вправе потребовать дополнительные справки о наличии судимости руководителя, свидетельства об образовании сотрудников.

Лицензия для управляющей компании не выдается без подтверждения квалификации начальника. Квалификационное испытание проводится для оценки знаний, которые требуются для грамотного управления, обслуживания жилых многоквартирных домов, общения с собственниками квартир.

Перед проверкой гражданин должен своевременно подать заявление в лицензионную комиссию или Жилищную инспекцию. Для подачи прошения необходимо предъявить паспорт или доверенность, когда интересы руководителя управляющей компании представляет третье лицо. Срок рассмотрения письменного заявления на участие составляет до 15 дней.

Для получения квалификационного аттестата ЖКХ глава организации должен пройти тестирование на компьютере. Максимальное количество вопросов – 200, из которых на итоговый экзамен выводится только половина.

Время прохождения теста составляет не более 2 часов. Экзамен считается успешно сданным, если количество правильных ответов более 86 %.

В случае удовлетворительного результата выдается аттестат, действующий в течение 5 лет.

Правительством и местными органами власти разработаны нормативные документы, содержащие законы и акты. Лицензирование деятельности в сфере ЖКХ регулируют:

  • Жилищный Кодекс России (основной закон).
  • Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» используется в части, которая не противоречит основному закону. На возврат лицензии и приостановление деятельности компании его положения не действуют.
  • Положение о лицензировании управляющих компаний – постановление правительства от 28.10.2014 г. № 1110.

В отношении УК действуют и другие акты, которые косвенно или непосредственно затрагивают деятельность в коммунальной сфере.

Проверка ГЖИ по трём направлениям работы УО

Вся информация о лицензировании и выданных аттестатах хранится в общегосударственных и региональных реестрах. Доступ к информации не ограничен. В них содержатся:

  1. Выданные лицензии.
  2. Лица, получившие разрешение.
  3. Дисквалифицированные нарушители лицензионных условий.

Каждый желающий может отыскать лицензию и ознакомиться с перечнем домов, которые обслуживает управляющая компания.

ВНИМАНИЕ! Если УК берет в обслуживание дополнительный многоквартирный дом, в реестр вносятся изменения. При этом разрешение заново брать не нужно. Оно выдается только один раз и не требует переоформления.

При ненадлежащем исполнении своих обязанностей УК может лишиться лицензии. Кроме того, ранее обслуживающий дом может быть исключен из реестра лицензирования страны.В этом случае собственники квартир могут проголосовать за смену УК на другую организацию.

Последнее слово о выборе новой управляющей компании остается за Гос.жил.надзором. Отозвать лицензию на основании решения суда может и Лицензионная комиссия.

Управление многоквартирными домами должно происходить в соответствии с установленными требованиями. За их несоблюдение предусмотрены штрафные санкции.

Если УК обслуживает жилое здание без лицензии, она заплатит штраф в большом размере. Его сумма составляет от 50 до 100 тысяч рублей. Для ИП размер еще больше — от 150 до 250 тысяч рублей. Аналогичная сумма предусмотрена и для юридических лиц.

ВАЖНО! Если лицензия была выдана безосновательно, то наказание по КоАП понесет и Лицензионная комиссия. Будет назначен штраф в размере 50-100 тысяч рублей.

Основная цель введения лицензии на управление жилыми зданиями — сохранение в коммунальной сфере только профессиональных и ответственных организаций, имеющих соответствующую квалификацию. Лицензирование направлено на улучшение управленческой деятельности и качества предоставляемых услуг.

Основная ответственность возложена на органы Жилищного надзора, в прямые обязанности которого входит выдача и изъятие такого документа, как лицензия.

Если дом подпадает под установленные законом условия (не более, чем тридцать квартир в МКД), он может находиться под непосредственным управлением собственниками помещений. Непосредственное управление многоквартирным домом имеет плюсы и минусы.

Достоинства:

  1. Стоимость управления значительно ниже за счет снижения расходов на услуги ЖКХ и отсутствия вознаграждения посредника.
  2. Решения принимаются оперативно, поскольку все собственники заинтересованы в комфортном проживании.
  3. Есть личный контроль, владельцы помещений заинтересованы в качественном обслуживании дома, поэтому подрядчики отбираются тщательнее.
  4. Деньги, собранные жильцами, идут на нужды только их дома. В случае с УК собранные средства могут перераспределяться между жилищным фондом организации.

Недостатки:

  1. Инспекторы жилищного надзора не контролируют непосредственную форму управления многоквартирным домом.
  2. Жильцы не могут получать государственную помощь по управленческим вопросам.
  3. Каждый из жильцов должен уделять больше времени и внимания для участия в общем деле.

Решение вопроса о переходе на непосредственный способ управления многоквартирным домом зависит лишь от активности жильцов. Если граждане занимают активную жизненную позицию, готовы действительно заниматься общими вопросами проживания в МКД – то непосредственное управление будет удачным решением.

Если же собственники пассивны, стремятся избавиться от «надоедливых» проблем и переложить ответственность на чужие плечи, то проще избрать ТСЖ или заключить договор с управляющей компанией.

Проверьте и повысьте квалификацию сотрудника, заполняющего ГИС ЖКХ

Инициативная группа собственников, желающих перейти на непосредственное управление, выполняет следующие функции:

  • определяет план дальнейших действий;
  • извещает собственников о планируемом переходе и доводит до их сведения важную информацию;
  • предварительно выясняет отношение собственников к переходу;
  • назначает общую встречу (собрание) и определяет повестку.

Для инициативной группы достаточно 3-5 самых активных жильцов, желательно – от каждого подъезда. Группу не нужно нигде регистрировать, ее основная задача – сформировать предварительное общее мнение жильцов по поводу перехода на непосредственное управление.

Готовую повестку собрания с датой проведения нужно разместить в местах ознакомления с документами, а также передать жильцам через почтовые ящики.

Несколько основных вопросов, которые решаются на собрании:

  1. Непосредственно по вопросу перехода.
  2. По поводу ответственного жильца или управляющего.
  3. По поводу Совета дома и его председателя.
  4. По поводу договоренностей с фирмами по обслуживанию – определение подрядчиков и условий соглашений.

Сначала жильцы созываются на очную встречу. Собрание состоится, когда соберутся владельцы, имеющие в совокупности 50% и больше. Оглашается повестка, проходит голосование, результаты которого заносятся в протокол собрания.

Если очное собрание не состоялось, нужно провести его повторно, но теперь – в виде заочного опроса. Собственники проголосуют на специальных бюллетенях и передадут опросные листы активному собственнику.

Непосредственное управление – успешная форма управления небольшим домом, которая высокоэффективна при условии достаточной активности проживающих собственников. Законодатель упрощает жизнь домов с непосредственным управлением, поэтому такая форма еще долгое время будет оставаться жизнеспособной и не будет исключена из законодательства.

Жилищный закон претерпевает изменения, направленные на общее улучшение состояния многоквартирных домов. Основной проблемой МКД долгое время остается денежный вопрос – где взять деньги на поддержание дома, на текущий и капитальный ремонт?

Непосредственное управление лишено возможности пользоваться государственными льготами и местными преференциями, а финансовые вопросы урегулированы Жилищным кодексом слабо. В будущем закон, вероятно, встанет на сторону инициативных собственников и предусмотрит для них источники дополнительного финансирования.

С другой стороны, непосредственное управление контролировать сложнее, поэтому законодатель вполне может предусмотреть какие-либо инструменты для регистрации органов управления домом, например, ввести обязательную регистрацию совета дома.

Непосредственное управление – неплохая альтернатива другим, более традиционным методам при условии, что дом состоит из 30 и менее квартир. Эта форма обладает как плюсами, так и минусами, которые необходимо учитывать при принятии решений.

Очень многое зависит от жизненной позиции жильцов – если она достаточно активная, дом получится содержать в хорошем состоянии, комфортном для проживания. Если собственники приняли решение, то процедура перехода на непосредственное управление не составит труда.

Выдача лицензий на возможность управления и обслуживания многоквартирным домом осуществляется при взаимодействии двух структур:

  1. Государственного жилищного надзора субъекта РФ.
  2. Лицензионной комиссией региона по управлению многоквартирными домами.

Подавать заявление на получение лицензии и необходимые документы нужно в первую инстанцию. Госжилнадзор рассматривает предоставленную документацию и передает лицензионной комиссии заключение по итогам рассмотрения.

Если заключение положительное, то комиссией издается решение о выдаче управляющей организации лицензии. На его основании Жилищным надзором оформляется лицензия, которая затем выдается УК.

Лицензионные требования к управляющей компании многоквартирным домом в 2022 году

Прежде чем переходить непосредственно к получению лицензии, руководителю управляющей организации необходимо сдать квалификационный экзамен.

Если этот этап будет пройден успешно, то руководящее лицо получает квалификационный аттестат. Наличие этого документа у лица, возглавляющего УК, является основным условием для успешного прохождения процедуры лицензирования.

Причины вероятного отказа в лицензировании управляющей компании указаны в Жилищном кодексе РФ. В законодательном акте говорится, что это может произойти, если:

  1. У лица, занимающего руководящую должность в управляющей организации, имеется неснятая (непогашенная) судимость за особо тяжкие, тяжкие, средней тяжести и экономические преступления.
  2. Если руководитель не прошел квалификационный экзамен и не получил аттестат.
  3. Директор компании включен в реестр дисквалифицированных лиц.

Лицензия не будет выдана, ели управляющей компанией в течение года не было принято никаких мер в отношении трех (или более) предписаний, полученных от органов Государственного надзора в сфере ЖКХ.

Не смогут получить лицензию компании, имеющие заграничную регистрацию, а также те организации, которые находятся в процессе ликвидации или банкротства.

В видео-сюжете показано, как на практике проходит процедура лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Разъясняется, чем регламентирована данная процедура, в какой форме проходит процесс получения лицензии на работу УК, какие документы для того потребуются, какие действия поэтапно нужно пройти для получения разрешительных документов.

Как правило, все организационные моменты берет на себя инициативная группа особо активных владельцев помещений в МКД.

Порядок перехода:

  1. Оповещение собственников о дате и месте проведения собрания. Обозначение цели.
  2. День собрания, голосование. Закрепление результатов в виде протокола. Выбор председателя, обсуждение насущных вопросов.
  3. В течение 5 дней после проведения собрания выбранный представитель направляет уведомление о принятом на собрании решении:
  • Организации, которая ранее занималась управлением домом;
  • В органы, уполномоченные на ведение муниципального жилищного контроля.

Уведомление также должно содержать сведения о представителе интересов собственников помещений МКД.

Договор с поставщиками ресурсов газо-электро-тепло-водоснабжения оформляется между юридическим лицом (держателем ресурсов) и физическим лицом – собственником квартиры.

Таким образом, владельцы квартир либо в индивидуальном порядке заключают договора с каждым поставщиком, либо делегируют свои полномочия одному официальному представителю, который действует от имени и в интересах остальных собственников квартир МКД.

Если в течение года после выбора непосредственной формы управления собственники не заключили договора, считается, что их руководство не состоялось. Владельцы помещений будут лишены собственного управления, администрация объявит конкурс на выбор управляющей компании.

Новый порядок управления многоквартирными домами (Часть 2)

Мы выделили некоторые особенности управления в виде наглядной таблицы, чтобы вы могли взвесить все «за» и «против» и решить, подходит вам такая форма управления или нет.

Таблица преимуществ и недостатков при непосредственном управлении МКД:

Плюсы Минусы
К несомненным преимуществам можно отнести некоторую экономию средств, которая образуется за счет отсутствия управленческого аппарата. Однако нельзя забывать, что избавиться от всех расходов не удастся: оплата услуг дворников, ремонтников, сантехников. Тем не менее, трата средств на коммунальные услуги в соответствии и на заработную плату приглашенных мастеров, способствуют рациональному расходованию средств. При непосредственном управлении МКД теряется возможность получения социальных программ: например, обустройства детской площадки.

Потеряют собственники квартир и право на материальную поддержку при капитальном ремонте.

Также эта форма управления не предполагает контроль жилищных инспекторов. Больше самостоятельности, но и ответственности в разы больше.

Владельцы квартир не несут ответственность за лицо, не оплачивающее коммунальные счета. Поставщик услуг имеет право взыскать долг непосредственно с должника, что не затрагивает интересы остальных жителей. Если возникает необходимость в каких-либо улучшениях, а часть собственников квартир отказалась принимать в них участие, то расходы ложатся на плечи только заинтересованных лиц. Если иное не предусмотрено решением общего собрания, разумеется.
Личная заинтересованность в выгодных договорах, ценах, добросовестных подрядчиках, комфортных условиях, максимально прозрачные управленческие и денежные схемы – чем не преимущество? Управление будет отнимать много личного времени у инициативной группы или председателя. А он, кстати, наверняка должен будет выполнять свои обязанности без вознаграждения. Трудности при ведении документации и отчетности.
Все собранные средства тратятся на обслуживание общего имущества одного МКД. В то время как УК распределяет деньги между всеми домами, которыми управляет. Решать проблемы с поставщиками, подрядчиками придется без какой-либо помощи извне. Также возможно не достижение соглашения по тем или иным вопросам между самими собственниками. Наличие существенных разногласий усложнит процесс непосредственного управления.

При непосредственном управлении МКД собранием собственников выбирается ответственное лицо, которое представляет интересы остальных жильцов при заключении договоров с поставщиками коммунальных ресурсов, а также при решении других важных задач. Деятельность представителя контролируют собственники помещений МКД. Все проблемы и вопросы выносятся на общее обсуждение. Данная форма управления имеет свои преимущества и недостатки.

Собственно, сейчас уже практически ни у кого не возникает сомнений, что управляющие организации обязаны получать лицензию на управление МКД.

Пункт 1 ст.192 ЖК РФ устанавливает: «деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия)».

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ после 01 мая 2015 года деятельность по управлению МКД без такой лицензии запрещена.

Следовательно, управляющие организации с 01 мая 2015 года в обязательном порядке обязаны иметь лицензию на управление МКД.

Законом 255-ФЗ «О лицензировании деятельности по управлению МКД» были внесены некоторые изменения и в отношении ТСЖ.

На этапе обсуждения законопроекта о лицензировании предложения о лицензировании не только УО, но и ТСЖ, ЖСК неоднократно вносились и обсуждались органами власти различных уровней, ассоциациями и объединениями предприятий и организаций жилищной сферы, различными экспертными сообществами. В конце концов в отношении ТСЖ и ЖСК победила следующая логика: «ТСЖ, ЖСК, ЖК являются некоммерческими организациями, объединениями собственников помещений. Во-первых, невозможно обязать собственников управлять своей же собственностью на основании некой лицензии. Во-вторых, непонятно к чему приведёт несоответствие ТСЖ или ЖСК лицензионным требованиям – лишение лицензии не может привести к реорганизации ТСЖ или ЖСК, запретить собственникам создавать свои объединения, товарищества также нельзя, в том числе реорганизовывать существующее ТСЖ и сразу создавать новое, и если уж жилищным законодательством предусмотрен способ управления ТСЖ, созданное в конкретном доме ТСЖ всегда имеет право именно этим домом управлять».

В итоге, ни одним правовым актом не установлена обязанность ТСЖ, ЖСК, ЖК получать лицензию на управление МКД.

Кроме того, частью 1.3 ст.161 ЖК РФ (вступает в силу с 01.05.2015 года) прямо установлено: «1.3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая».

Таким образом, ни ТСЖ, ни ЖСК, ни ЖК лицензированию не подлежат!

Порядок создания товарищества собственников жилья предусмотрен статьей 136 ЖК РФ. Что же нужно для создания ТСЖ в МКД? В общих чертах, этапы оформления выглядят следующим образом:

  1. Проводится собрание собственников жилья в многоквартирном доме по рассматриваемому вопросу.
  2. В случае положительного решения — избирается актив ТСЖ и утверждается устав товарищества.
  3. Юридическое лицо проходит регистрацию в соответствующих государственных органах.
  4. Заключаются договора с участниками ТСЖ.

Рассмотрим подробнее пошаговую инструкцию, «Как организовать и открыть ТСЖ в многоквартирном доме в 2022 году».

  • Инициатором создания товарищества и проведения собрания может быть любой человек (или группа людей), имеющий квартиру на праве частной собственности в конкретном доме. Желательно, чтобы он пользовался уважением и доверием среди соседей.
  • Перед началом организаторской деятельности лучше взвесить все «за» и «против», трезво рассчитать свои силы и возможности, убедиться в наличии свободного времени для занятия такой деятельностью. Кроме того, необходимо изучить действующее законодательство, регулирующее данные вопросы, получить консультацию юриста о том, как правильно все сделать.
  • Согласно вышеуказанной норме закона, решение о передаче управления домом ТСЖ принимают сами жильцы на общем собрании. Оно может быть проведено как в очной, так и в заочной форме — путем тайного голосования. Как показывает практика, именно заочная форма — единственная возможность цивилизованно решить вопрос управления домом. Для участия в голосовании все собственники должны иметь при себе свидетельство о праве собственности и паспорт. Протокол подписывается всеми жильцами, высказавшимися положительно.
  • Если «за» высказалось более половины голосовавших, вопрос считается решенным положительно. Если же положенное количество голосов не набралось, собрание можно повторить не ранее, чем через месяц. Для повышения шансов на получение согласия собственников можно объединить несколько домов в одно ТСЖ.

После решения вопроса о создании ТСЖ выбирается актив организации: председатель товарищества, члены правления и ревизионной комиссии.

Председатель действует от имени товарищества без какой-либо доверенности. Он уполномочен представлять интересы собственников жилья и принимать необходимые в процессе деятельности решения. Все должностные лица товарищества должны их выполнять.

Председатель ТСЖ избирается на определенный срок, установленный уставом товарищества. При неудовлетворительной оценке его деятельности, полномочия могут быть досрочно прекращены только решением общего собрания собственников.

Правление товарищества планирует все необходимые работы для улучшения жилищных условий, нанимает специальный персонал. Руководит этим процессом председатель товарищества. Глобальные изменения возможно только с согласия собственников.

Средства на все необходимые работы, а также на выплату зарплаты председателя и членов правления выделяются из ежемесячных взносов членов товарищества. Жильцы дома вправе знать, на что тратятся их деньги, знакомиться с документацией, подтверждающей оплату работ и услуг. Для контроля над правильным распределением поступающих насчет юридического лица денежных средств создается ревизионная комиссия. В случае несогласия участников ТСЖ с расходами они вправе требовать объяснений от правления на общем собрании.

Перед созданием ТСЖ необходимо продумать все нюансы, взвесить преимущества и недостатки. Помните, что такая модель управления подходит для больших многоквартирных домов или группе из нескольких маленьких. Не сложно создать ТСЖ, сложно им управлять.

Товарищество собственников жилья как способ управления МКД имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их более подробно:

Преимущества
Оперативное решение возникающих проблем ТСЖ состоит из собственников помещений, расположенных в МКД, а значит из лиц, заинтересованных в решении любой проблемы за короткие сроки.
Прозрачность всех финансовых операций В любой момент каждый из членов Товарищества или собственников жилья вправе запросить для ознакомления все документы, отражающие движение бюджетных денежных средств.
Самостоятельный выбор контрагентов Данный вид управления позволяет прибегать к услугам надежных и проверенных подрядчиков, выбранных членами ТСЖ, или производить ремонтные работы своими силами.
Сокращение затрат Жилищно-коммунальные взносы включают в себя оплату ресурсов и услуг, действительно необходимых жильцам МКД.
Эффективное использование общедомовых помещений и конструкций ТСЖ вправе использовать все помещения общего пользования, конструкции и придомовую территорию с целью получения выгоды (сдача в аренду для размещения офисов, рекламы и т.д.).
Недостатки
Ошибки в управлении Поскольку среди жителей МКД не всегда находятся специалисты, риск доверить управление многоквартирным домом некомпетентному лицу очень велик.
Повышенная стоимость услуг и ресурсов Как правило, выполнение разовых работ для ТСЖ обходится на порядок дороже, чем для Управляющей компании, имеющей постоянных подрядчиков и скидки.
Ограниченный бюджет Суммы, находящейся на счете Товарищества не всегда хватает на оплату внеплановых работ, что создает дополнительную финансовую нагрузку для жильцов МКД.
Несовершенство действующего законодательства В случае отказа от оплаты жилищно-коммунальных услуг некоторыми собственниками, ресурсоснабжающая компания в судебном порядке может взыскать долг непосредственно с Товарищества.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются собственники при регистрации ТСЖ, становится грамотное документальное оформление на всех этапах создания организации.

Путин подписал новый закон об УК. Что это значит для жителей многоэтажек

Набор сотрудников в штат Товарищества происходит на основании потребностей собственников помещений. Как правило, в ТСЖ входит следующий персонал:

  1. председатель (обязательный сотрудник, избираемый собственниками МКД);
  2. члены правления, избираемые на общем собрании, занимающиеся подбором персонала и прочими вопросами, касающимися управлением организацией;
  3. бухгалтер, ведущий отчетность Товарищества (при его отсутствии данную функцию выполняет председатель):
  4. юрист (если жильцы посчитали необходимым наличие такого сотрудника в штате);
  5. рабочие:
    • электрик;
    • лифтер;
    • консьерж;
    • уборщица;
    • слесарь-сантехник;
    • дворник;
    • паспортист.

В зависимости от положений утвержденного Устава, существует несколько способов избрания председателя Товарищества:

  1. путем избрания на общедомовом собрании;
  2. путем избрания руководителя членами правления ТСЖ из их числа.

Обязательным условием законности выборов становится наличие в повестке собрания соответствующих пунктов, а также отражение итогов голосования в протоколе. Руководитель ТСЖ избирается на срок, указанный в Уставе некоммерческой организации, но не превышающий двух лет. Оформление же сотрудника включает в себя:

  • издание приказа о вступлении в должность;
  • составление срочного трудового договора;
  • подача заявления для оформления руководителя в ФНС;
  • получение выписки из ЕГРЮЛ.

Члены правления некоммерческой организацией обязаны проводить годовое собрание во втором квартале года, следующего за отчетным. Мероприятие считается успешно проведенным лишь при явке 50% от всех собственников, в противном случае, сбор должен быть проведен еще раз, в заранее установленное время.

Что касается других видов отчетности перед жильцами, то форма их, обязательность и частотность устанавливается Уставом ТСЖ. Стоит отметить, что единая форма отчета председателя и членов правления не установлена законодательно и остается на усмотрение собственником помещений, расположенных в МКД,

Споры, возникающие в процессе работы Товарищества собственников жилья – не редкость. Процедура разрешения конфликтных ситуаций предполагает вынесение собственниками, недовольными качеством предоставляемых услуг и их стоимостью, соответствующих вопросов на общем собрании.

Как правило, большинство вопросов решается на начальной стадии, однако, возможны и случаи дальнейшего развития конфликта и обращения владельцев МКД в жилищную инспекцию, ФНС и т.д.

Конфликтные ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства возникают довольно часто, причиной тому может служить не только незаконные действия руководства Товарищества, но и завышенные требования собственников помещений, не входящих в Устав некоммерческой организации. Итак, подать жалобу на ТСЖ правомерно в случае:

  • ненадлежащего исполнения обязанностей по уходу за МКД и прилегающей к нему территорией;
  • нерациональный расход средств бюджета, проявляющийся в воровстве, несогласованных с собственниками тратах и завышенных суммах сделок;
  • повышение жилищно-коммунальных платежей, не связанное с увеличением тарифов за поставляемые ресурсы;
  • низкое качество предоставляемых коммунальных услуг, не соответствующее действующему законодательству;
  • отсутствие реакции на требование собственников и жильцов многоквартирного дома устранить неполадки;
  • несвоевременное начало отопительного сезона, низкая температура в помещениях МКД;
  • приостановление подачи холодной и горячей воды на время, превышающее законодательно установленные сроки;
  • отсутствие мероприятий по проведению капитального и текущего ремонта помещений и конструкций общего пользования, расположенных в МКД.

Как проверить лицензию управляющей компании ЖКХ?

Документы можно подать одним из следующих способов:

  • лично или через представителя по доверенности;
  • почтой с уведомлением о вручении;
  • в электронной форме, подписанной ЭЦП.

Документы принимаются по описи, на копии которой ставится отметка о дате приема. Экземпляр с отметкой вручается заявителю либо передается ему тем способом, каким они были получены.

Получив лицензию, вы вправе приступить к деятельности. Сведения обо всех многоквартирных домах, находящихся в управлении компании, необходимо размещать на официальном сайте в сети Интернет, определяемом органами государственного жилищного надзора (Приказ Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр от 29.09.2015г.).

В случае изменений – заключение, расторжение, прекращение действия договоров управления МКД, управляющая компания обязана обновить информацию на сайте в течение трех рабочих дней со дня таких изменений, а также проинформировать об этом соответствующий орган жилищного надзора.

Также, важно помнить о возможных плановых и внеплановых проверках на соблюдение требований лицензионного законодательства. В случае выявления нарушений, лицензия может быть приостановлена или аннулирована.

Если, в процессе деятельности происходит внесение изменений ООО или ИП некоторые такие изменения могут повлечь за собой необходимость переоформления лицензии. Госпошлина за переоформление составляет 5000 рублей.

В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса РФ, товарищество собственников жилья — это некоммерческая организация (вид товарищества собственников недвижимости), представляющая собой объединение собственников жилья для совместного управления общим имуществом. ТСЖ вправе организовать следующие граждане:

  • собственники жилья в одном многоквартирном доме;
  • собственники нескольких соседних домов, если их дома расположены на земельных участках, имеющих общие границы, в которых расположены сети инженерно-технического обеспечения и элементы инфраструктуры, предназначенные для общего использования.

В отличие от управляющей компании, созданной для извлечения прибыли, ТСЖ организуется жильцами для решения задач по обустройству своей собственной жизни, поэтому при грамотном подходе такое самоуправление становится гораздо более выгодным. Но для начала нужно все правильно рассчитать, сравнить существующие тарифы, наличие инициативных соседей, обладающих хотя бы минимальной юридической и финансовой грамотностью, а также степень взаимного доверия между жильцами. Желательно предварительно изучить, как работает ТСЖ в многоквартирном доме, на примере уже существующих товариществ. Формат товарищества больше подходит для активных людей, которые готовы принимать личное участие в вопросах эксплуатации и благоустройства своего дома.

Чтобы соблюсти требования закона, как открыть ТСЖ в многоквартирном доме, потребуются документы.

Для регистрации в качестве юридического лица:

  • нотариально заверенное заявление по форме Р11001. Форму легко скачать на сайте ФНС;
  • устав товарищества в 2 экземплярах;
  • прошитый и пронумерованный протокол общего собрания с подписями председателя, секретаря и проголосовавших за создание ТСЖ владельцев;
  • информация по собственникам, проголосовавшим «За», а также сведения о размере их долей в праве на общее имущество;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Для уведомления в жилищную инспекцию:

  • прошитый и пронумерованный протокол общего собрания с подписями председателя, секретаря и проголосовавших за создание ТСЖ владельцев;
  • копия свидетельства о государственной регистрации товарищества.

Решили создать ТСЖ — надо ли получать лицензию?

С 1 января 2022 года начнет действовать новый закон о ТСН. Согласно ему, садовые некоммерческие товарищества становятся разновидностью товариществ собственников недвижимости. Объединениям потребуется привести учредительную документацию в соответствие с новыми правилами. В статье мы подробно рассмотрим ожидаемые нововведения. Коснемся также в целом особенностей работы ТСН как формы объединения граждан.

Как только собственники накопят сумму, равную минимальному размеру фонда капремонта, сбор накоплений можно временно прекратить. Такое правило действует только для МКД, в которых средства собирают на специальном счете.

  • Свидетельство о собственности нежилого помещения.
  • Приказ о назначении руководителя.
  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или ИП.
  • Решение учредителей о создании организации.
  • Устав организации.
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах (ИНН).
  • Техническая документация на электроинструмент, технические средства, оборудование и документы, свидетельствующие право собственности на них.
  • Копии дипломов и трудовых книжек сотрудников УК.
  • Удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации руководителем компании.
  • Оригинал выписки из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) (допускается предоставление заверенной копии).
  • Управляющая организация должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя в Российской Федерации.

Как быть тем, кто уже возвел на огородном участке капитальное строение? Если на него зарегистрировано право собственности (есть соответствующее судебное решение), то оно сохраняется. Здесь работает огородная амнистия. Не оформленные капитальные постройки легализуются только при условии, что земля из «садоводческого» назначения переводится в категорию «для ИЖС».

Приняты и изменения в сфере взыскания УО с жителей многоквартирных домов задолженности за ЖКУ через суд. Так, с 1 октября 2022 года, подавая исковое заявление, организация обязана указывать в нём дополнительные идентификационное сведения согласно Федеральному закону от 28.11.2022 № 451-ФЗ.

«Управление одним домом, — рассказывает Е. Малекина, — позволяет направить все усилия и финансовые средства на удовлетворение потребностей только его жильцов. Большинство работ с целью экономии проводим своими силами.

В статье 54 закона сказано, что со дня вступления закона в силу (а это 1 января 2022 года) и до момента реорганизации ДНТ в садовое (или огородное) товарищество к уже имеющейся структуре будут применяться требования нового закона.То есть реорганизовать его все-таки придется, но бросать все и бежать прямо из-за новогоднего стола не обязательно.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...