Паспортный режим в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Паспортный режим в Российской Федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Федеральных законов от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 06.12.2011 N 399-ФЗ, от 30.12.2012 N 313-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 376-ФЗ, от 28.12.2013 N 387-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ, от 31.12.2014 N 525-ФЗ, от 29.06.2015 N 197-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 02.06.2016 N 152-ФЗ, от 03.04.2017 N 65-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 01.07.2021 N 243-ФЗ)

§ 5. Паспортный режим в Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях:

изменение места жительства — на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства; (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

Абзацы 3 — 4 — Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 525-ФЗ)

признание безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

смерть или объявление решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда.

изменение гражданином, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального образования, по адресу местной администрации или территориального органа местной администрации (при его наличии) которого он зарегистрирован по месту жительства, — на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, указанного в абзаце четвертом части второй статьи 6.1 настоящего Закона; (в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 399-ФЗ, от 01.07.2021 N 243-ФЗ)

прекращение гражданином, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, кочевого и (или) полукочевого образа жизни — на основании заявления гражданина в письменной форме. (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 399-ФЗ)

выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства — на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (в ред. Федеральных законов от 21.12.2013 N 376-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России

25 июня 1993 года

N 5242-1

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

С 16 июля 2021 года в паспорте РФ проставляют только по желанию гражданина следующие отметки:

  • о регистрации и расторжении брака;
  • о детях (гражданах РФ, не достигших 14 лет);
  • о загранпаспортах;
  • о ранее выданных общегражданских паспортах;
  • о группе крови и резус-факторе (как ранее);
  • об ИНН (как ранее).

Отметки о регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета, а также о воинской повинности остались обязательными.

О зарождении учета и документирования населения свидетельствует еще «Повесть временных лет». При Петре I появилось в России слово «паспорт». Тогда же паспортное дело становится одним из важнейших для полиции.

В ХIХ веке паспорт уже становится очевидной приметой российской жизни не только для отъезжающих за границу или путешествующих по своей надобности по просторам России господ, но и для простонародья.

В 1918 году паспортная система была ликвидирована. Удостоверением личности признавался любой официально выданный документ — от справки волисполкома до профсоюзного билета.

27 декабря 1932 года постановлением ЦИК и СНК СССР паспорта вернули в городах, поселках городского типа, райцентрах, а также в Московской области и ряде районов Ленинградской области. Паспорта не выдавались военнослужащим, инвалидам и жителям сельской местности. В паспортах содержались сведения о дате рождения, национальности, социальном положении, отношении к военной службе, семейном положении, прописке. В 1960-е годы Н.С. Хрущев дал паспорта крестьянам.

Административно-правовой статус человека и гражданина — это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.

Административно-правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса личности и урегулирован нормами конституционного и административного права. Многие права и обязанности человека и гражданина в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления. Другие права и обязанности не регламентируются конституционными нормами, но соответствуя духу Конституции РФ, общей конституционной концепции положения личности в России, устанавливаются иными правовыми актами.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», другими федеральными законами, межгосударственными договорами, заключенными Российской Федерацией, и другими правовыми актами.

Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства проживают в Российской Федерации и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (приглашение на въезд; разрешение на временное проживание, вид на жительство). По этому основанию иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, делятся на три категории:

  • временно пребывающие в Российской Федерации;
  • временно проживающие в Российской Федерации;
  • постоянно проживающие в Российской Федерации.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. При этом документом, который служит основанием для выдачи иностранному гражданину (лицу без гражданства) визы либо основанием для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается Министерством иностранных дел РФ либо Министерством внутренних дел РФ или его территориальным органом. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина (лица без гражданства) в целях обучения в образовательном учреждении выдается территориальным органом Министерства внутренних дел РФ по ходатайству образовательного учреждения.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается Министерством внутренних дел РФ или его территориальным органом по ходатайству, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг). Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет:

разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.

Квота на выдачу иностранным гражданам (лицам без гражданства) приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям органов исполнительной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (лиц без гражданства). Такие предложения органов исполнительной власти субъектов РФ формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Срок временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина (лица без гражданства), прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток (за исключением особых случаев, предусмотренных федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) обязан выехать из страны по истечении срока действия визы или иного срока, установленного для его пребывания в России, если им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание. Срок временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Россию.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина (лица без гражданства), прибывшего в страну в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российскую Федерацию.

Паспортная система в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок выдачи, обмена, изъятия паспортов, а также правила регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства. Паспортная система играет существенную роль в деле учета населения, в реализации прав и обязанностей граждан, в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Она необходима также в деле борьбы с преступностью, в профилактике различных правонарушений, в розыске лиц и т. п.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории России. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.

Отметим, что обязанность иметь паспорт не означает необходимость носить его всегда при себе. Такое требование, по сути дела, является ограничением прав и свобод граждан, а следовательно, может устанавливаться лишь федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Так, например, в условиях чрезвычайного положения, согласно Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении», уполномоченные на то органы исполнительной власти могут вводить комендантский час (т. е. запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выдаваемых пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан).

В обычных условиях одно лишь отсутствие у гражданина при себе паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, не может служить основанием для его административного задержания и назначения ему административного наказания1. В этой связи представляется незаконной получившая широкое распространение в ряде городов страны практика административного задержания лиц, не имеющих при себе документов, удостоверяющих их личность (если только федеральным законом там не установлен специальный административно-правовой режим, запрещающий нахождение граждан вне дома без документов, удостоверяющих их личность).

К сожалению, российским законодательством не установлен перечень документов (помимо паспорта), в общих случаях удостоверяющих личность гражданина РФ. Сделано это лишь для некоторых конкретных правоотношений, например: осуществления регистрационного учета по месту пребывания или месту жительства; выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию; участия граждан в выборах и референдумах.

В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. В паспорте производятся отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами Российской Федерации.

По желанию гражданина соответствующими учреждениями здравоохранения в паспорте производится запись о его группе крови и резус-факторе. При выдаче нового паспорта в него могут быть внесены также сведения о ранее выданном паспорте.

Другие сведения, отметки и записи вносить в паспорт запрещается.

Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет — бессрочно. По достижении гражданином 20- и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

Замена паспорта осуществляется также при изменении гражданином фамилии, имени, отчества, сведений о дате или месте рождения; изменении пола; непригодности паспорта для использования вследствие износа, повреждения; обнаружении неточностей или ошибок в записях, произведенных в паспорте.

Выдача и замена паспортов входит в функции органов внутренних дел по месту жительства граждан. Паспорт умершего гражданина сдается в органы записи актов гражданского состояния по месту регистрации смерти.

В соответствии с Конституцией РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст. 27). Однако в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом

Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в России установлен регистрационный учет по месту пребывания и по месту жительства.

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ — важнейшее, естественное, неотъемлемое право гражданина. Государство его легализует, т. е. формулирует, уточняет объемы, закрепляет способы и процедуры реализации, устанавливает обязанности государственных и муниципальных органов, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

Если юридическими нормами закреплено какое-то субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан — необходимое условие становления правового государства.

Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты прав личности:

  1. от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан, юридических лиц;
  2. от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов публичной власти.

Административному праву принадлежит важная роль в защите граждан от неправильных действий государственной, муниципальной и частной администрации.

Основные средства защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности, инертности и иных аномалий в деятельности обладателей властных полномочий — это:

  1. создание и деятельность уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.), важнейшая задача которых — защита правопорядка;
  2. существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели (адвокатура, общество защиты прав потребителей), а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. п.);
  3. активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права;
  4. учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, можно особо выделить процессуальную защиту.

Гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, административное право достаточно подробно регламентируют право лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту.

В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам (отказ выполнить незаконное распоряжение должностного лица, неявка на работу по истечении установленного законом срока со дня подачи заявления об увольнении по собственному желанию и т. п.) либо обращаясь за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.

Очевидно, что все граждане вступают во взаимоотношения с органами публичной администрации намного чаще, чем с иными государственными и муниципальными органами. Администрация принимает, призывает, назначает, выделяет, выдает, изымает и повседневно реализует многие иные властные полномочия. Публичная администрация нарушает права граждан во много раз больше, чем все иные субъекты публичной власти (суды, органы прокуратуры и др.), вместе взятые. Поэтому защита прав и законных интересов граждан от неправильных деяний власти — это прежде всего защита от неправильных деяний государственной и муниципальной администрации. А для изучающих административное право это особенно важно, потому что несудебные формы защиты прав граждан от таких деяний в основном регулируются административным правом.

В 90-х гг. XX в. в России серьезно обновился и расширился массив правовых норм, регламентирующих право граждан вообще и особенно их право на защиту.

Во-первых, значительно расширились возможности для судебной защиты.

Во-вторых, увеличились возможности для реализации иных прав на защиту. Например, закрепление права на ношение оружия, на частную детективную и охранную деятельность позволяет шире использовать право на необходимую оборону. Возникновение обществ защиты прав потребителей, солдатских матерей, налогоплательщиков, развитие системы общественных правоохранительных организаций, появление независимых средств массовой информации создает гражданам более благоприятные возможности для обращения за юридической помощью в негосударственные организации.

В-третьих, создана новая государственная организационно-правовая форма защиты граждан — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и в ряде субъектов РФ.

Судебный порядок разрешения жалоб является надежным способом охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина; заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он — сторона, равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.

Судебный надзор за законностью административной деятельности представляет собой вид государственного контроля. Его специфика состоит в том, что проверяется только законность властных актов, действий и бездействия субъектов власти. Проверку проводит орган правосудия при рассмотрении конкретных дел по жалобам и искам граждан.

Рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти — это административная юстиция или правосудие по административным делам. Административная юстиция в Российской Федерации характеризуется следующими особенностями:

  1. это решение спора между гражданином и субъектом власти о законности действий последнего;
  2. споры решаются обычными судами (общей юрисдикции, арбитражными);
  3. порядок рассмотрения дел регламентируется нормами ГПК РФ и АПК РФ.

В настоящее время нужно выделять два варианта судебного обжалования: по общему праву и на основе специальных норм. Соответственно есть общие и специальные судебные жалобы.

Судебные жалобы граждан можно различать и по адресатам: в суды общей юрисдикции, в арбитражные суды и в конституционные (уставные) суды.

Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции регламентируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии с этим Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями или решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

а) нарушены права и свободы гражданина;
б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме тех, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в районный суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Административную жалобу обязаны рассмотреть в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

По закону судебная жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика.

В таком же порядке военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд установлены следующие сроки:

  • три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
  • один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет применение к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Одной из форм судебной защиты является предусмотренное ст. 53 Конституцией РФ право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных организаций.

Возмещение ущерба регулируется гл. 59 ГК РФ. Так, в ст. 1069 сказано: «Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования».

Возложив на организации обязанность возмещать гражданам ущерб, причиненный неправомерным поведением их должностных лиц, законодатель создал наиболее благоприятные условия для защиты нарушенных имущественных прав. Такой порядок позволяет потерпевшему своевременно и полностью взыскать причиненный ему вред; обеспечивает надлежащую материальную базу для удовлетворения его требований. Возместив ущерб, администрация органа предприятия, учреждения выясняет причины допущенных нарушений законности, решает вопрос о дисциплинарной и материальной ответственности непосредственных виновников.

В Законе сказано, что организации отвечают за вред «на общих основаниях». Это значит, что ответственность наступает, если:

а) совершено противоправное деяние;
б) причинен имущественный вред;
в) существует причиненная связь между неправильными действиями и вредом;
г) ущерб наступил по вине учреждения, органа, их должностных лиц.

Особенность ответственности по ст. 1069 ГК РФ в том, что она наступает за противоправные, властные, служебные деяния. Служебными признаются действия, которые совершены по службе в связи с выполнением возложенных на работника обязанностей. Некоторые должностные лица (например, работники милиции) должны выполнять возложенные на них функции всегда и везде. Поэтому их действия признаются служебными, даже если они совершены во внерабочее время, но в интересах службы.

В соответствии со ст. 1070 ГК РФ имущественная ответственность государства за ущерб, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, является специальной. Она наступает и при отсутствии их вины, в строго определенных случаях нарушения закона: при осуждении, привлечении к уголовной ответственности, применении в качестве меры пресечения заключения под стражу, назначении административного наказания в виде административного ареста.

В этом случае имущественная ответственность наступает независимо от вины должностных лиц. Специальный характер ответственности подтверждается и тем обстоятельством, что причиненные гражданину убытки возмещаются за счет средств государственного (муниципального) бюджета. Возмещению подлежат:

  1. заработная плата и другие трудовые доходы — основной источник средств существования гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий;
  2. имущество конфискованное, изъятое, взысканное, обращенное в доход государства;
  3. суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи, для возмещения судебных издержек, а также иные суммы, выплаченные в связи с незаконными действиями.

Гражданину выдается пенсия или пособие за все время, в течение которого они незаконно не выплачивались. Одновременно восстанавливаются трудовые, пенсионные, жилищные права потерпевшего. По просьбе пострадавшего следственные органы, прокуратура, суд обязаны в месячный срок письменно поставить в известность трудовой коллектив или общественные организации по месту жительства об оправдывающем гражданина решении.

Материальным основанием наступления ответственности служит незаконный акт следственных, прокурорских, судебных органов или судьи и реальный вред, причиненный ими. Но для решения вопроса о взыскании ущерба необходимо еще и процессуальное основание — акт компетентного органа об отмене незаконного акта, о прекращении уголовного или административного дела.

Орган дознания, предварительного следствия, прокуратура, суд в месячный срок со дня обращения гражданина выносят постановление, которым определяют размер ущерба. Их действия потерпевший может обжаловать соответственно прокурору или в вышестоящий суд. А если требование о восстановлении трудовых, пенсионных, жилищных прав не удовлетворено полностью или частично, гражданин вправе обратиться в суд в порядке искового производства.

По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании установленного срока военной службы по призыву.

Если подросток, достигший 14 лет, не удосужится вовремя получить паспорт, нести ответственность за это будут его родители или законные представители по ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ. Это связано с тем, что в соответствии со статьей 2.3 Кодекса РФ лица, не достигшие 16 лет, не подлежат административной ответственности.

Выдачу и замену паспортов производят территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченные на осуществление полномочий в сфере миграции (ФМС России) по месту жительства граждан, а также в установленных случаях по месту пребывания или фактического проживания.

Для получения паспорта гражданин представляет: заявление о выдаче паспорта по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации; копия свидетельства о рождении; три личные фотографии размером 35 x 45 мм; выписка из домовой книги.

Замену паспорта производят при наличии следующих оснований: достижение предусмотренного возраста; изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и / или месте рождения; изменение пола; непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин; обнаружение неточности или ошибочности произведённых в паспорте записей.

Для замены паспорта гражданин представляет: заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации; паспорт, подлежащий замене; две личные фотографии размером 35 x 45 мм; документы, подтверждающие основания для замены паспорта.

Гражданин обязан бережно хранить паспорт. Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в орган внутренних дел или территориальный орган ФМС России и предоставить: письменное заявление, в котором указывается, где, когда и при каких обстоятельствах был утрачен паспорт; заявление о выдаче (замене) паспорта по форме №1П; четыре личные фотографии установленного образца; квитанцию об оплате государственной пошлины.

Лица, у которых прекратилось гражданство Российской Федерации, обязаны сдать паспорта в органы внутренних дел по месту жительства или месту пребывания, либо в территориальные органы ФМС России, а лица, проживающие за пределами Российской Федерации, — в дипломатическое представительство или в консульское учреждение Российской Федерации в государстве пребывания, которые пересылают их в территориальные органы ФМС России по последнему месту жительства или месту пребывания этих лиц на территории Российской Федерации.

Паспорт умершего гражданина сдают в органы записи актов гражданского состояния по месту регистрации смерти, которые направляют его в территориальный орган ФМС России по последнему месту жительства или месту пребывания умершего гражданина на территории Российской Федерации. Паспорт гражданина, умершего за пределами Российской Федерации, сдают в дипломатическое представительство или в консульское учреждение Российской Федерации для последующего направления его в соответствующий территориальный орган ФМС России.

Найденный паспорт подлежит сдаче в органы внутренних дел либо в территориальный орган ФМС России.

Паспорт лица, заключённого под стражу или осуждённого к лишению свободы, временно изымает орган предварительного следствия или суд и приобщает к личному делу указанного лица. При освобождении из-под стражи или отбытии наказания в виде лишения свободы паспорт возвращают гражданину.

Запрещено изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Если незаконное изъятие паспорта (а оно штрафуется незначительно, от 100 до 300 рублей) повлекло за собой последствия, например, гражданин не смог совершить какие-то действия, которые невозможно сделать без паспорта, то в зависимости от последствий можно подать на виновника в суд за компенсацией.

Нельзя оставлять паспорт в залог и принимать его в виде залога. Административное наказание за принятие паспорта в залог — от предупреждения до штрафа в 100 рублей.

Пошлина за выдачу и обмен паспорта:

— за выдачу и обмен паспорта гражданина РФ — 200 рублей;

— за повторную выдачу паспорта гражданина РФ — 500 рублей.

1.2 Права и обязанности гражданина в условиях паспортной системы

На граждан России паспортная система возлагает две главные обязанности: иметь паспорт и соблюдать правила регистрационного учета.

Обязанность получить паспорт является главной задачей, так как она возникает по достижении гражданином РФ 14-летнего возраста, при приеме в гражданство. Эта обязанность становится вторичной в случае утраты паспорта самим гражданином, лицами, его изъявшими, иными субъектами.

Выдача паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина. Детям-сиротам, иным детям, оставшимся без попечения родителей и находящимся в специализированных воспитательных учреждениях паспорта выдаются по месту нахождения этих учреждений. Лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, если ранее они не получали паспортов, если их паспорта утеряны в ходе следствия, они выдаются в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим порядок выдачи гражданам Российской Феде��ации паспортов, документирование паспортами лиц, прибывших из мест лишения свободы, в прежний или другой адрес осуществляется по месту жительства, месту пребывания, а также по месту обращения.

Паспортная система в Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок выдачи, обмена, изъятия паспортов, а также правила регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Паспортная система играет существенную роль в деле учета населения, в реализации прав и обязанностей граждан, в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Она необходима также в деле борьбы с преступностью, в профилактике различных правонарушений, в розыске лиц и т.п.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории России. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.

Отметим, что обязанность иметь паспорт не означает необходимость носить его всегда при себе. Такое требование, по сути дела, является ограничением прав и свобод граждан, а следовательно, может устанавливаться лишь федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Так, например, в условиях чрезвычайного положения, согласно Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении», уполномоченные на то органы исполнительной власти могут вводить комендантский час (т.е. запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выдаваемых пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан).

В обычных условиях одно лишь отсутствие у гражданина при себе паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, не может служить основанием для его административного задержания и назначения ему административного наказания. В этой связи представляется незаконной получившая широкое распространение в ряде городов страны практика административного задержания лиц, не имеющих при себе документов, удостоверяющих их личность (если только федеральным законом там не установлен специальный административно-правовой режим, запрещающий нахождение граждан вне дома без документов, удостоверяющих их личность).

К сожалению, российским законодательством не установлен перечень документов (помимо паспорта), в общих случаях удостоверяющих личность гражданина РФ. Сделано это лишь для некоторых конкретных правоотношений, например: осуществления регистрационного учета по месту пребывания или месту жительства; выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию; участия граждан в выборах и референдумах.

В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. В паспорте производятся отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами Российской Федерации.

По желанию гражданина соответствующими учреждениями здравоохранения в паспорте производится запись о его группе крови и резус-факторе. При выдаче нового паспорта в него могут быть внесены также сведения о ранее выданном паспорте.

Другие сведения, отметки и записи вносить в паспорт запрещается.

Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет — бессрочно. По достижении гражданином 20- и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

Замена паспорта осуществляется также при изменении гражданином фамилии, имени, отчества, сведений о дате или месте рождения; изменении пола; непригодности паспорта для использования вследствие износа, повреждения; обнаружении неточностей или ошибок в записях, произведенных в паспорте.

Выдача и замена паспортов входит в функции органов внутренних дел по месту жительства граждан. Паспорт умершего гражданина сдается в органы записи актов гражданского состояния по месту регистрации смерти.

В соответствии с Конституцией РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст. 27). Однако в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в России установлен регистрационный учет по месту пребывания и по месту жительства.

Органы регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, — это органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.

Местом пребывания гражданина признается место, где он временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Место жительства — место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных предусмотренных законодательством основаниях. Это может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение.

Основным документом гражданина Российской Федерации является паспорт. Его обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста.

С получением основного документа гражданин России наделяется, помимо естественных, неотчуждаемых прав, которые возникают с его рождения, еще и гражданскими правами и обязанностями. Поэтому, к вопросу получения и замены паспорта следует подходить со всей ответственностью и важностью, которая усматривается в том, что Вы являетесь гражданином Российской Федерации, о чем свидетельствует наличие у Вас документа, удостоверяющего личность.

Нужно не забывать о сроках действия паспорта, так как несвоевременное оформление документа влечет за собой наступление серьезной административной ответственности.

Паспорт необходимо менять по достижении 20-летнего (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) и 45-летнего возраста. Кроме того, паспорт подлежит обмену, в связи с изменением фамилии.

Весь необходимый пакет документов подается не позднее 30 дней со дня наступления обстоятельств, в связи с которыми паспорт становится недействительным. После истечения этого срока наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 19.15 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации. За данный вид нарушения предусмотрен штраф в размере от двух до трех тысяч рублей.

Граждане, снявшиеся с учета по прежнему месту жительства, должны обратиться в структурное подразделение УФМС России не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительство, так как неисполнение этой обязанности также влечет за собой наступление административной ответственности по статье 19.15.1 ч. 1 КоАП РФ. Штраф за данный вид нарушения составляет от двух до трех тысяч рублей.

Уголовный кодекс дополнен статьей 322.2, которая предполагает наказание за фиктивную регистрацию в виде штрафа в размере от ста до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Действующим законодательством предусмотрена ответственность за проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность.

Родители, опекуны и попечители непосредственно несут ответственность за то, что не своевременно оформили или обменяли паспорт гражданина Российской Федерации, законными представителями которого они являются. За это предусмотрен штраф в размере от двух до трех тысяч рублей.

Об утрате паспорта необходимо незамедлительно заявить в территориальный орган миграционной службы.

Законодательство предусматривает два вида регистрации:

  • по месту проживания;
  • по месту пребывания.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713, сменившие место жительства граждане обязаны в течение семи дней обратиться в соответствующие органы с заявлением о получении постоянной прописки.

На его рассмотрение закон дает 3 дня, после чего гражданину возвращается паспорт с отметкой о регистрации. Несовершеннолетним лицам выдают свидетельство.

Согласно нормам указанного документа, на законном основании человек нигде не прописан может быть только в течение семи дней. По истечении этого срока его могут привлечь к административной ответственности.

Россияне имеют право передвигаться по территории страны безо всяких ограничений. Претензии со стороны контролирующих органов не возникнут, если срок пребывания на новом месте не превышает 90 дней. По прошествии этого времени гражданина могут оштрафовать. Чтобы избежать подобных неприятностей, следует заранее обратиться в соответствующие инстанции для оформления временной прописки.

Каждый гражданин Российской Федерации, достигший 14 летнего возраста, получает паспорт. Это удостоверение личности, в котором, в соответствии с требованиями законодательства РФ, делается отметка о регистрации по месту жительства. Нарушение этой нормы приведет к привлечению к административной ответственности. Поэтому каждый россиянин должен знать, какой налагается штраф, если у гражданина нет прописки в паспорте.

По делу о нарушении правил регистрации выносится постановление или составляется протокол, которые в 10-дневный срок можно оспорить в судебном порядке. После этого документ вступает в законную силу и требует выполнения.

Штраф за отсутствие прописки в паспорте в 2020 году должен быть оплачен в 2-месячный срок. Внести платеж можно различными способами:

  1. Посетив отделение банка. Подтверждением внесения оплаты является выданная кассиром квитанция. Зачисление средств осуществляется в течение одного дня.
  2. Воспользовавшись услугами терминала самообслуживания. Лицам, выбравшим этот способ, следует быть внимательными, так как им самим придется вводить данные.
  3. В онлайн-режиме при помощи интернет-банкинга.

Квитанцию об оплате рекомендуется сохранять в течение трех лет.

Территория Российской Федерации велика, поэтому сложно контролировать передвижение граждан и находящихся в России иностранцев без введения наказания за отсутствие регистрации. Жителей страны очень дисциплинирует угроза быть привлеченным к административной, а в некоторых случаях и к криминальной ответственности. Ощутимые размеры штрафов заставляют задуматься, нужно ли после получения паспорта РФ либо переезда на новое место жительства обращаться в соответствующие органы за регистрацией или этим требованием можно пренебречь.

Мы пока работаем в экспериментальном режиме — сначала даже процедура фотографирования занимала около получаса. Бланки делают только на Государственном знаке, а у них иногда случается двухнедельная профилактика, да и аппаратура НИИ «Восход» пока работает в тестовом режиме. Вводить на массовом уровне паспорта такого образца мы планируем не раньше 2009 года», — заявил Иванов.
Он подчеркнул, что если проблема с выдачей загранпаспорта возникает не по вине гражданина, а исключительно по техническим причинам, гражданину в срок выдают новый загранпаспорт старого образца.

Первый заместитель директора Федеральной миграционной службы Владимир Каланда, сообщил, что к 2009 году во всех субъектах РФ появятся пункты, которые будут выдавать биометрические паспорта.

В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. В паспорте производятся отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами Российской Федерации.

По желанию гражданина соответствующими учреждениями здравоохранения в паспорте производится запись о его группе крови и резус-факторе.

Тема 20 Паспортная система Российской Федерации

  • з 3. Виды специальных административно-правовых режимов паспортный режим; г) функционально-деятельностные режимырежимы дея-тельности органов МЧС России, противопожарный режим, эвакуационный режим, режимы контртеррористической опера ции, таможенные режимы. САПР можно различать по предмету регулирования — при родоохранные режимы (заповедников, национальных и при родных парков, лечебно-оздоровительных местностей и курор тов), режимы обеспечения
  • 18.3. Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы государственного управления в области внутренних дел паспортной системе и регистрации граждан. Система регистрации рассматривается МВД РФ как средство регистрации населения и одна из вспомогательных мер охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.

Отметим, что обязанность иметь паспорт не означает необходимость носить его всегда при себе. Такое требование, по сути дела, является ограничением прав и свобод граждан, а следовательно, может устанавливаться лишь федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Так, например, в условиях чрезвычайного положения, согласно Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении», уполномоченные на то органы исполнительной власти могут вводить комендантский час (т.
e.

В обычных условиях одно лишь отсутствие у гражданина при себе паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, не может служить основанием для его административного задержания и назначения ему административного наказания. В этой связи представляется незаконной получившая широкое распространение в ряде городов страны практика административного задержания лиц, не имеющих при себе документов, удостоверяющих их личность (если только федеральным законом там не установлен специальный административно-правовой режим, запрещающий нахождение граждан вне дома без документов, удостоверяющих их личность).

К сожалению, российским законодательством не установлен перечень документов (помимо паспорта), в общих случаях удостоверяющих личность гражданина РФ.

В паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства граждан, зарегистрированных по иным документам, удостоверяющим личность, производятся в свидетельстве о регистрации граждан по месту жительства.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что паспортная система в Российской Федерации — совокупность правовых норм, регулирующих порядок выдачи, обмена, изъятия паспортов, а также правила регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства.

О порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ»).

— две личные фотографии размером 35 x 45 мм с четким изображением лица строго в анфас без головного убора. Допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданами, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов. Для граждан, постоянно носящих очки, обязательно фотографирование в очках без тонированных стекол.

— документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).

Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданами не позднее 30 дней.

Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения.

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган, региональный уровень, Правительственная комиссия.

Паспортный административно-правовой (миграционный) режим

Российская Федерация, административное выдворение, иностранный гражданин, предел РФ, регистрационный учет, место жительства, лицо, гражданин РФ, РФ, Калининский район.

К вопросу о некоторых проблемах при реализации прав граждан.

Актуальные проблемы паспортнорегистрационного режима.

Российская Федерация, административное выдворение, иностранный гражданин, предел РФ, регистрационный учет, место жительства, лицо, гражданин РФ, РФ, Калининский район.

Новеллы законодательства 2014 года паспортнорегистрационного режима в Российской Федерации.

документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской.

В случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства ходатайствует о въезде в РФ для занятия трудовой деятельностью, российская виза ему может быть выдана только при наличии разрешения федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Сегодня можно говорить о том, что система рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления Российской Федерации существует и реально действует.

Развитие сотрудничества федеральных и региональных органов.

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган, региональный уровень, Правительственная комиссия.

. порядка регистрационного учета и снятия с него российских жителей, регистрационный учет по месту жительства и месту пребывания, оформление, выдача специальных свидетельств беженцам и вынужденным переселенцам, и иным иностранным гражданам

Понятие, содержание, цели и правовая основа паспортного режима

Функции по исполнению постановления об ограничении права на выезд за пределы Российской Федерации гражданина РФ возлагаются законом на органы исполнительной власти по контролю и надзору в сфере миграции и пограничные органы.

Паспортная система – совокупность урегулированных правом общественных отношений, возникающих преимущественно между органами внутренних дел и гражданами в связи с выдачей гражданам паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом граждан по месту жительства и месту пребывания.

Главными субъектами этих правоотношений являются граждане и органы внутренних дел. Но определенное участие в них принимают военкоматы, органы ЗАГСа, медицинские учреждения, принимающие участие в заполнении паспортов, а также жилищно-коммунальные и иные организации, занимающиеся регистрационным учетом граждан.

Специальные административные статусы индивидуальных субъектов

Специальным административно-правовым статусом наделены следующие группы субъектов:

1. Члены административных коллективов. Административным коллективом признается личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией, их права и обязанности регулируются административным правом. Различают следующие статусы членов административных коллективов: обучающиеся (студенты, аспиранты, учащиеся техникумов); сотрудники правоохранительных органов; военнослужащие.

2. Субъекты административной опеки: дети-сироты, безработные, «чернобыльцы», беженцы и вынужденные переселенцы, инвалиды Отечественной войны, многодетные родители, больные диабетом, туберкулезом и другие.

Беженцы – лица, не являющиеся гражданами РФ, которые в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны. Их статус определяется федеральным законом «О беженцах».

Вынужденный переселенец – это гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования. Их статус определяется федеральным законом «О вынужденных переселенцах».

Для получения статуса беженца или вынужденного переселенца необходимо обратиться в территориальный орган миграционной службы Министерства внутренних дел РФ. Получение указанного статуса оформляется путем выдачи удостоверения , срок действия которого составляет для беженцев – 3 года, для вынужденных переселенцев – 5 лет.

В соответствии с принятым в 1993г. Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» четко установлено, что это право граждан России может быть ограничено только в соответствии с федеральными законами:

в пограничной зоне;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экономического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введены режимы особого, чрезвычайного и военного положения.

Соответственно можно различать общий и специальные паспортно-регистрационные режимы.

Дадим первоначально характеристику общего паспортно-регистрационного режима и затем на примере закрытого административного-территориального образования рассмотрим специальный режим.

Признанные ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 3 Протокола №4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 16 сентября 1963г. свобода граждан на передвижение внутри страны и право покидать свою страну и возвращаться в нее нарушались в нашей стране на протяжении десятилетий. Между тем, не обладая данным правом, личность не может реализовать свои неотъемлемые права человека, в частности на труд, свободу творчества, право собственности, право на основание семьи и др. Еще до принятия Конституции РФ вступил в действие Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993г.

В Законе различаются место жительства гражданина и место его пребывания. Согласно ст. 2 Закона место жительства характеризуется постоянным или преимущественным проживанием, место пребывания — временным (гостиница, дом отдыха, больница, пансионат и т.д.).

Прибыв на новое место жительства, гражданин обязан в течение семи дней обратиться в органы регистрационного учета граждан, входящие в органы внутренних дел (ст. 4), с заявлением в установленной форме, предъявив паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Гражданин предъявляет также документ, являющийся основанием для его вселения в жилое помещение, — ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ, удостоверяющий личность, или его заверенную копию (ст. 6 Закона). Граждане, прописанные по месту постоянного жительства, считаются прошедшими регистрацию.

Рассматриваемое право может быть ограничено в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в закрытых административно — территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, а также на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение (ст. 8 Закона).

Реализация указанного Закона требовала конкретизации процедур и разработки новых видов документов при регистрации. Однако данные требования Закона на протяжении 1993 — 1994 гг. ни Минюстом, ни МВД России не были выполнены. В итоге сложившаяся ситуация приобрела характер бюрократического блокирования этой важнейшей конституционной свободы. Это нарушение было прекращено Конституционным Судом РФ, вынесшим 25 апреля 1995 г. Постановление по делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой, касающееся соблюдения установленного порядка вселения граждан в жилое помещение, включая и правила прописки.

В Постановлении нормативные акты о прописке были определены как недействующие. Было также указано, что ст. 27 Конституции является непосредственно действующей и каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Указанное Постановление форсировало принятие соответствующего управленческого акта, и 17 июля 1995 г. Постановлением Правительства РФ были утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Данные Правила содержат общие положения, регулирующие регистрацию граждан по месту жительства и по месту пребывания, снятие граждан с регистрационного учета. Правила определяют особый порядок регистрации определенных категорий граждан, в том числе военнослужащих, граждан, чьи условия работы связаны с постоянным передвижением, временных переселенцев. Особая форма регистрации определена для беженцев, которые, как и вынужденные переселенцы, должны предъявить при регистрации не только документы, удостоверяющие личность, но и удостоверение о признании их беженцами или вынужденными переселенцами, выданное в установленном порядке Федеральной миграционной службой России или ее территориальными органами.

Согласно ст. 1 Правил регистрационный учет устанавливается с целью обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими своих обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане, прибывшие к месту пребывания на срок свыше 10 дней, обязаны в трехдневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, от��етственным за регистрацию. Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке этих граждан (ст. 9, 12).

Министерством внутренних дел разработаны новые формы заявлений, свидетельств, удостоверяющих регистрацию граждан. За нарушение правил регистрации наступает административная ответственность.

Часть 2 ст.27 Конституции России гласит: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию»[1, ст. 12]. Административно — правовые гарантии этого права установлены Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[6, ст. 5].

В соответствии с этим законом, 21 декабря 1997 года Президент России издал Указ, в п.1 которого сказано: «Ввести в действие паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка), являющиеся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за ее пределами».

Правовые акты и ряд постановлений Правительства России, приказы МВД РФ, УФМС РФ образуют административно-правовую основу реализации российскими гражданами права на свободу покидать страну и возвращаться в нее.

С одной стороны, все четыре вида заграничных паспортов, являются основными документами, удостоверяющими личность гражданина России за ее пределами, а с другой — документами на право выезда из России в любую страну мира.

Паспорт, выдаваемый гражданину на общих условия, принято называть общегражданским. Три других вида заграничных паспортов (дипломатический, служебный, паспорт моряка) являются специальными, так как связаны с работой лица. Представляется, что право на заграничный паспорт относится к числу тех прав, которые одновременно являются обязательными. Чтобы реализовать право на выезд из Российской Федерации, гражданин обязан получить заграничный паспорт. Выдача заграничного паспорта — необходимое условие свободного выезда гражданина России за ее пределы. А за получением выездной визы в другую страну он должен самостоятельно обратиться в дипломатическое представительство (консульское учреждение) этого государства в России.

Для оформления паспорта гражданин, достигший 18- летнего возраста, в заявлении установленного образца должен указать свои:

— фамилию, имя, отчество (в том числе, имевшиеся ранее);

— дату и место рождения;

— место работы (службы, учебы) в течение последних десяти лет.

Он должен также представить основной документ, удостоверяющий его личность, личные фотографии, документы об уплате государственной пошлины за оформление паспорта и об оплате стоимости бланка паспорта.

Гражданин России также вправе подать заявление, представить все необходимые документы с целью получения заграничных паспортов на своих несовершеннолетних детей. В заявлении об оформлении паспорта гражданин России указывает на отсутствие обстоятельств, которые могли бы препятствовать ему покинуть Россию.[41, ст. 16]

До принятия решения о выдаче паспорта отделы (отделения или пункты) УФМС устанавливают, не имеется ли в отношении заявителя указанных в законе ограничений, по которому ему может быть временно отказано в выдаче паспорта[29, ст. 85].

Так, для подтверждения достоверности сведений о том, что гражданин на день подачи заявления не призывается на военную службу, мужчины в возрасте от 18-ти до 27 лет представляют военный билет с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву либо соответствующую справку военного комиссариата по месту жительства.

Паспорт оформляется соответствующим ОУФМС в срок не более одного месяца со дня подачи гражданином заявления по месту жительства и четырех месяцев, если заявление подано по месту проживания. Одновременно во внутреннем паспорте (удостоверении личности) гражданина России делается отметка, свидетельствующая о выдаче ему заграничного паспорта. Гражданин должен сам получить свой паспорт и расписаться в нем в присутствии сотрудника ФМС, оформившего паспорт.

Обязанность гражданина иметь паспорт

  1. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
  2. Будяну В. А., Мытарев С. А., Сумская Е. Г. Правоведение за 24 часа; Феникс — Москва, 2009. — 288 c.
  3. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.
  4. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.
  5. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.

В задачи сотрудников сервиса входит подготовка и распространение различных справочно-консультативных материалов, организация и проведение семинаров и конференций научно-технической ориентации.

Все договоры о трудоустройстве иностранных работников с российскими работодателями должны заключаться при юридическом сопровождении ПВС.

Это необходимо для предупреждения случаев, когда иностранцев принимают на работу на ненадлежащих условиях или со сниженной стоимостью труда. Кроме того, специалисты предприятия в обязательном порядке представляют интересы иностранцев в судебных органах в случае каких-либо разбирательств.

Сфера миграционного законодательство РФ для иностранцев должна быть полностью понятной и беспроблемной, для достижения чего специалисты сервиса оказывают юридические и переводческие услуги, а в случае необходимости представляют интересы мигрантов для доступа последних к государственным услугам.

курсовая работа

В соответствии с принятым в 1993г. Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» четко установлено, что это право граждан России может быть ограничено только в соответствии с федеральными законами:

в пограничной зоне;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экономического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введены режимы особого, чрезвычайного и военного положения.

Соответственно можно различать общий и специальные паспортно-регистрационные режимы.

Дадим первоначально характеристику общего паспортно-регистрационного режима и затем на примере закрытого административного-территориального образования рассмотрим специальный режим.

Признанные ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 3 Протокола №4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 16 сентября 1963г. свобода граждан на передвижение внутри страны и право покидать свою страну и возвращаться в нее нарушались в нашей стране на протяжении десятилетий. Между тем, не обладая данным правом, личность не может реализовать свои неотъемлемые права человека, в частности на труд, свободу творчества, право собственности, право на основание семьи и др. Еще до принятия Конституции РФ вступил в действие Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993г.

В Законе различаются место жительства гражданина и место его пребывания. Согласно ст. 2 Закона место жительства характеризуется постоянным или преимущественным проживанием, место пребывания — временным (гостиница, дом отдыха, больница, пансионат и т.д.).

Прибыв на новое место жительства, гражданин обязан в течение семи дней обратиться в органы регистрационного учета граждан, входящие в органы внутренних дел (ст. 4), с заявлением в установленной форме, предъявив паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Гражданин предъявляет также документ, являющийся основанием для его вселения в жилое помещение, — ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ, удостоверяющий личность, или его заверенную копию (ст. 6 Закона). Граждане, прописанные по месту постоянного жительства, считаются прошедшими регистрацию.

Рассматриваемое право может быть ограничено в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в закрытых административно — территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, а также на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение (ст. 8 Закона).

Реализация указанного Закона требовала конкретизации процедур и разработки новых видов документов при регистрации. Однако данные требования Закона на протяжении 1993 — 1994 гг. ни Минюстом, ни МВД России не были выполнены. В итоге сложившаяся ситуация приобрела характер бюрократического блокирования этой важнейшей конституционной свободы. Это нарушение было прекращено Конституционным Судом РФ, вынесшим 25 апреля 1995 г. Постановление по делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой, касающееся соблюдения установленного порядка вселения граждан в жилое помещение, включая и правила прописки.

В Постановлении нормативные акты о прописке были определены как недействующие. Было также указано, что ст. 27 Конституции является непосредственно действующей и каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Указанное Постановление форсировало принятие соответствующего управленческого акта, и 17 июля 1995 г. Постановлением Правительства РФ были утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Данные Правила содержат общие положения, регулирующие регистрацию граждан по месту жительства и по месту пребывания, снятие граждан с регистрационного учета. Правила определяют особый порядок регистрации определенных категорий граждан, в том числе военнослужащих, граждан, чьи условия работы связаны с постоянным передвижением, временных переселенцев. Особая форма регистрации определена для беженцев, которые, как и вынужденные переселенцы, должны предъявить при регистрации не только документы, удостоверяющие личность, но и удостоверение о признании их беженцами или вынужденными переселенцами, выданное в установленном порядке Федеральной миграционной службой России или ее территориальными органами.

Согласно ст. 1 Правил регистрационный учет устанавливается с целью обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими своих обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане, прибывшие к месту пребывания на срок свыше 10 дней, обязаны в трехдневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке этих граждан (ст. 9, 12).

    Деятельность участкового уполномоченного милиции по обеспечению паспортно-визового и регистрационног…
    Задачи административного права как отрасли права
    Милиция в России
    Осуществление ОВД паспортно-регистрационной системы
    Паспортная система в Российской Федерации
    Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации
    Правовое регулирование пограничного режима в Российской Федерации
    Регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства
    Социально-правовое значение современного правового регулирования паспортной системы РФ
    Управление внутренними делами и юстицией
  • Рубрикатор по предметам
  • Рубрикатор по типам работ
  • Пользовательское соглашение
  • Размещение рекламы

Понятие, назначение и правовая основа паспортной системы Российской Федерации

  • 2 фотографии 35х45 мм
  • заявление о выдаче (замене) паспорта по форме 1П
  • квитанция об уплате государственной пошлины
  • документы, удостоверяющие наличие гражданства РФ (при первом получении в 14 лет)
  • свидетельство о рождении (при первом получении в 14 лет)

Стоимость

300 рублей — госпошлина за выдачу паспорта при достижении 14-летнего возраста
1500 рублей — госпошлина за повторную выдачу паспорта

10 календарных дней

Как получить паспорт гражданина РФ через МФЦ

Посетите выбранный вами многофункциональный центр с необходимым набором документов.

Как получить паспорт гражданина РФ через Госуслуги

Необходимо посетить официальный сайт Госуслуг, заполнить электронное заявление, а далее следовать инструкции.

Паспортный стол — орган государственной власти, регулирующий вопросы регистрационного учета российских и иностранных граждан, а также производящий оформление и выдачу различных документов, установленных законодательством России. С апреля 2016 года эти задачи выполняет Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ.

Главное управление по вопросам миграции создано в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».

Функции и полномочия: выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции.

Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставляет государственные услуги в части:

  • оформления и выдачи разрешения на работу иностранному гражданину, направляемому для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств-членов Всемирной торговой организации;
  • оформления и выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов и судов рыбопромыслового флота, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации;
  • оформления и выдачи приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования по ходатайству федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами соответственно обороны, либо безопасности, либо таможенного дела, либо предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, если указанные органы имеют в своей структуре профессиональные образовательные организации образовательные организации высшего образования;
  • лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

28445

17019


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...