Мероприятия по охране труда в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мероприятия по охране труда в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

После составления данного Перечня, согласуйте его с Руководством и ответственными лицами. Необходимо утвердить данный перечень Приказом или грифом «Утверждаю» в правом, верхнем углу. Составьте лист ознакомления с данным Перечнем (или Приказом по его утверждению) и ознакомьте с ответственными лицами под подпись.

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда — главный документ, в котором перечислены мероприятия, сроки исполнения, ответственные сотрудники, затраты и источники финансирования. План составляется, как правило, на год. Некоторые делают его на среднесрочную перспективу — на три года, это характерно для бюджетных учреждений.

На финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодатели обязаны выделять не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Обратите внимание: речь идет не только о производственных предприятиях. Каждая организация либо что-то производит (фабрики, заводы, комбинаты), либо оказывает услуги (школы, вузы, больницы), либо выполняет работы (проектные институты, строительство и пр.).Исключение — государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения, финансируемые за счет субсидий из бюджета. Если учреждение ведет приносящую доходы деятельность, оно может увеличить расходы на охрану труда. В этом случае за счет субсидии из бюджета можно провести мероприятия, которые не компенсируются ФСС.

Главный источник информации — отчеты о проведении СОУТ, оценки профрисков, акты расследования несчастных случаев, предписания контролирующих органов, а также анализ эффективности системы управления охраной труда.

На крупных предприятиях собирают фокус-группу с привлечением экономистов, бухгалтеров, ведущих специалистов, которые формируют перечень основных направлений в соответствии с корпоративной стратегией.

В небольших компаниях специалист по ОТ в течение года сам наблюдает и отмечает, какие дополнительные меры нужны, что закупить для подразделений. А в конце года вносит эти мероприятия в план прошлого года, учитывая при этом возможный рост цен. Уже исполненные или ненужные мероприятия, не проводимые ежегодно, убирает из этого плана и вносит актуальные.

  • Важно! Проанализируйте выданные за год предписания в подразделениях. Возможно, мероприятия не выполнены из-за финансовых проблем. Это поможет решить, за счет каких источников можно достичь цели в следующем году.

Еще один источник информации — п. 8 акта расследования несчастного случая и заключительный акт по периодическим медосмотрам.

Изменения в законодательстве по охране труда в 2022 году

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образец плана мероприятий по улучшению и охране труда 687.1 КБ

Первое, что нас и меня, как специалиста по охране труда, волнует – это Порядок обучения по охране труда. Действующий Порядок 1/29 планируется отменить, а новый порядок сейчас находится на стадии оценки регулирующего воздействия. Список документов, которые изменятся, следующий: это приказы, программы инструктажей, программы обучения, положение об обучении – в общем, все документы, касающиеся обучения.

Проект НПА Действующий НПА Статус Документы к пересмотру
О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» в части совершенствования оказания государственных услуг и цифровой трансформации Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия,
Психиатрическое освидетельствование работников Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия
  • Список лиц работников организации, подлежащих прохождению психиатрического освидетельствования
  • Приказ о направлении на психиатрическое освидетельствование
Обязательное психиатрическое освидетельствование работников Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности». Не принят
  • Положение о порядке прохождения обязательного психиатрического освидетельствования
Приказ Минтруда России «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов и классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев» Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» Не принят, проект находится на стадии оценки регулирующего воздействия
  • Положение о расследовании несчастных случаев

Дата: 22-25 февраля

Место: Мадрид, выставочный центр Feria de Madrid

23-я Международная выставка технологий безопасности, охраны, оборудования для пожарных и служб безопасности, проходящая раз в 2 года. Профиль мероприятия: информационные системы безопасности, дорожное движение и обеспечение безопасности на транспорте, гигиена труда и страхование. Подробности, экспоненты и новости здесь

Дата: 13-15 сентября

Место: Тампере, Выставочный и спортивный центр

Выставка технологий безопасности на производстве в Финляндии — способ найти зарубежных поставщиков и партнеров. Направления мероприятия: управление рисками, безопасность на производстве, трудовые ресурсы и организация рабочих мест. Регистрация пока не начата.

Требования по охране труда: что изменится с 2022 года?

Законом № 311-ФЗ изменена структура разд. Х ТК РФ «Охрана труда». В частности, заново переписаны положения нескольких глав, которые регламентируют сферу ОТ. Суть внесенных поправок, обусловленных в том числе правоприменительной практикой, заключается в следующем:

1. Уточнены права и обязанности субъектов трудовых отношений (работодателя и работников), а также структурированы основные процедуры управления охраной труда у работодателя (в частности, определен порядок осуществления деятельности созданных у работодателя служб по ОТ).

2. Установлен запрет на работу в опасных условиях труда. Данный запрет может быть введен по результатам СОУТ (если условия труда на рабочих местах будут отнесены к опасному классу). Возобновить деятельность на таких рабочих местах работодатель сможет только по результатам внеплановой СОУТ, которая подтвердит снижение класса условий труда. Процедура установления и снятия запрета на работу в опасных условиях труда определена положениями новой ст. 214.1 ТК РФ.

3. Регламентирован механизм управления профессиональными рисками. Этому вопросу посвящена новая ст. 218 ТК РФ.

4. Модернизирован подход к реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии (должности) работника, занятого на конкретном рабочем месте (так называемого списочного подхода к обеспечению СИЗ), к обеспечению СИЗ в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. Эти правила прописаны в новой редакции ст. 221 ТК РФ.

5. Усовершенствована процедура расследования и учета несчастных случаев на производстве, в том числе с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм) (новая редакция ст. 227 ТК РФ).

При этом базовые принципы в области ОТ, которые заложены в действующей редакции Трудового кодекса, остались неизменными.

Изменено название гл. 34 ТК РФ на «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда».

В ней раскрыто понятие «государственное управление охраной труда» (см. ст. 211 ТК РФ), а также разграничены полномочия в этой области между Правительством РФ, федеральными и региональными исполнительными органами власти в сфере охраны труда (см. новые ст. 211.1 – 211.3 ТК РФ).

Кроме того, Законом № 311-ФЗ скорректированы общие принципы установления национальных стандартов безопасности труда, а также государственных нормативных требований охраны труда, утверждаемых уполномоченными органами власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (новая ст. 212 ТК РФ). Также определен порядок проведения государственной экспертизы условий труда (новая ст. 213 ТК РФ).

Заметим: некоторые из перечисленных вопросов частично уже были урегулированы положениями действующих сейчас ст. 211, 216 и 216.1 ТК РФ. Внесенными поправками существующие правила уточнены и дополнены.

Два основных принципа обеспечения безопасности труда сформулированы в новой ст. 209.1 ТК РФ:

1) предупреждение и профилактика опасностей . Работодатель должен систематически осуществлять мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий. Полный перечень данных мероприятий приведен в новой редакции ч. 3 ст. 225 ТК РФ;

2) минимизация повреждения здоровья работников . Работодатель должен принять меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий профессиональных рисков.

На основании ст. 209 ТК РФ рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Законом № 311-ФЗ внесены уточнения, что общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Законом № 311-ФЗ введен новый термин «опасность» – это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, Законом № 311-ФЗ конкретизированы следующие понятия:

  • «профессиональный риск» – это вероятность причинения вреда не только здоровью работника, но и его жизни;

  • «управление профессиональными рисками» – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления ОТ и включающих в себя меры не только по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (что было раньше), а в перспективе – по недопущению повышения их уровней (в связи с этим на работодателя налагается обязанность проводить мониторинг и пересматривать выявленные ранее риски);

  • «требования охраны труда» – это совокупность требований, установленных государством и локальными нормативными актами работодателя (в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда) (прежде работодатель был ограничен в части установления правил по ОТ).

Охрана труда: весенние изменения все ближе

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, как и прежде, возлагаются на работодателя. Теперь они будут прописаны в новой ст. 214 ТК РФ (в действующей редакции – ст. 212 ТК РФ). В этой статьей также указано, что работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Перечень обязанностей работодателя в области охраны труда довольно обширный. Как и раньше, он должен обеспечить :

  • создание и функционирование системы управления ОТ (примерное положение о системе управления ОТ будет утверждено дополнительно, что следует из новой редакции ст. 217 ТК РФ);

  • соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям ОТ;

  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;

  • реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

  • разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков вновь организованных рабочих мест;

  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

  • приобретение за счет собственных средств и выдачу СИЗ и смывающих средств (отвечающих требованиям законодательства) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

  • оснащение средствами коллективной защиты;

  • обучение охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ;

  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за соблюдением работниками требований ОТ, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;

  • проведение СОУТ.

Со следующего года этот перечень в ст. 214 ТК РФ пополнится новыми обязанностями, в их числе:

  • приостановление работы в случае возникновении угрозы жизни и здоровью работников и эксплуатации зданий и оборудования – до устранения этой угрозы;

  • создание подходящих условий труда при приеме на работу инвалида или при признании таковым штатного сотрудника;

  • согласование с другим работодателем мероприятия по предотвращению травматизма при проведении работ на территории, подконтрольной этому работодателю.

Кроме того, новая ст. 216.2 ТК РФ возлагает на работодателя обязанность незамедлительно проинформировать работника об отнесении условий труда на его рабочем месте по результатам СОУТ к опасному классу.

Перечень прав работника в области ОТ приведен в ст. 216 ТК РФ. В частности, работнику предоставляется право:

  • получать информацию об условиях и ОТ от работодателя и соответствующих государственных органов (новая ст. 216.2 ТК РФ);

  • отказываться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований ОТ до устранения такой опасности либо от выполнения не предусмотренных трудовым договором работ с вредными и (или) опасными условиями труда. В новой ст. 216.1 ТК РФ сказано, что такой отказ не влечет за собой дисциплинарную ответственность для работника.

Также в ст. 216 ТК РФ закреплены гарантии обеспечения права работника на санитарно-бытовое обслуживание (как должны обеспечиваться эти гарантии, установлено новой ст. 216.3 ТК РФ), права на внеочередной медосмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за работником места работы (должности) и средней заработной платы (среднего заработка) на время прохождения медосмотра.

Заметим: сами положения ст. 220 ТК РФ, посвященной медосмотрам (сейчас это ст. 213 ТК РФ), существенно изменились. Основная новация заключается в том, что вредные и (или) опасные производственные факторы и виды работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры работников, будут определяться совместно Минтрудом, Минздравом и Роспотребнадзором.

Обратите внимание: новой ст. 216.1 ТК РФ определено, что государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

В конце декабря 2021 года был официально опубликован большой пакет нормативно-правовых актов – приказов Минтруда, постановлений Правительства и пр. И теперь о многих нормативно-правовых актах (НПА) мы можем говорить не как о проектах, а как об официальных документах.

Конечно, основные изменения касаются X раздела Трудового кодекса РФ, но нововведения есть и в других разделах этого документа. Например, статья 76 расширила обязанности работодателя. Так, с 1 марта 2022 года работодатель обязан отстранить работника, не применяющего выданные ему средства индивидуальной защиты, применение которых является обязательным.

Недавно в ТК РФ был внесен целый ряд новых статей по регулированию электронного документооборота (ЭД) в сфере трудовых отношений (ст. 22.1. Электронный документооборот в сфере трудовых отношений; ст. 22.2. Порядок введения ЭД и приема на работу к работодателю, использующему ЭД; ст. 22.3. Взаимодействие работодателя и работника посредством ЭД).

Этот раздел представлен практически в новой редакции. Из 38 статей документа так или иначе изменены 34.

Появились новые названия и нумерация статей (ст. 209 – ст. 301). Так, статья, касающаяся охраны здоровья женщин, вообще выходит из Х раздела и называется ст. 253 «Обеспечение охраны здоровья женщин на отдельных работах».

Давайте рассмотрим, что поменялось, и как на это должен отреагировать специалист по охране труда.

Охрана труда-2022: активное обновление

Появилось примечание, что «общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются Минтрудом России». Ведомство подготовило и выпустило такой документ: Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 774н «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места». Это новый НПА, которого раньше не было.

Новая статья, в которой сказано о том, что основными принципами обеспечения безопасности труда являются:

  • предупреждение и профилактика опасностей;
  • минимизация повреждения здоровья работников.

Принцип предупреждения и профилактики опасностей означает, что работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда и соблюдать приоритетность реализации таких мероприятий.

Изменятся государственные нормативные требования охраны труда. Сейчас действует Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». С марта эти требования определяются в Статье 212 ТК РФ.

В ней говорится, что государственные нормативные требования содержат:

  • правила по охране труда, а также иные НПА, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом;
  • единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ.

Эти требования обязательны для всех и за их неисполнение следует наказание в административном или в уголовном порядке.

Государственная экспертиза условий труда (ГЭУТ) – единственный механизм, который определит правильно или нет вы провели спецоценку условий труда.

С 1 марта текущего года госэкспертиза будет проводиться в новом порядке (Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 г. № 775н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда»).

С 01.03.2022 начнут действовать новые правила и нормы выдачи работникам средств индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающих средств, разработанные Минтрудом.

Единые типовые нормы станут основой бесплатной выдачи СИЗ, а ее персональный подбор останется за работодателем, который установит нормы выдачи с учетом характерных для конкретной работы опасных и вредных факторов.

В новых правилах и нормах СИЗ сгруппируют в зависимости от физических, химических, биологических и других факторов, а также по видам работ.

Прежние нормы сразу не отменят — ими можно пользоваться до 31.12.2024.

С 1 марта 2022 года в РФ заработают изменения в обучении по охране труда

Вступают в силу поправки в некоторые статьи и раздел Х «Охрана труда». Новые изменения коснутся всех работодателей, кроме физических лиц, не являющихся ИП (глава 48 Трудового кодекса).

Изменяется сам подход законодателей к безопасности труда в сторону увеличения ответственности руководителя конкретного предприятия и работника; предупреждения опасностей, а не просто реагирования на них. Поясним, как это реализовано в разделе Х Трудового кодекса и приказах Минтруда.

Основой организации управления охраной труда (СУОТ) становится спецоценка условий труда на рабочих местах и оценка профессиональных рисков. Требование об их проведении закреплено в ст. 214 новой редакции ТК РФ.

Об оценке профессиональных рисков читайте в нашем экспертном материале.

Дополнены обязанности работодателя в части подготовки персонала по охране труда. В частности, с 1 марта 2022 года работников нужно учить пользоваться СИЗ, давать им доступ к актуальному реестру нормативных требований. Но если сотрудник не будет применять выданные ему средства индивидуальной защиты, руководитель должен отстранить его от работы (ст. 76 Трудового кодекса).

Вводится запрет на труд в опасных условиях, кроме исключительных ситуаций (ст. 214.1). Это касается рабочих мест с 4-м классом по результатам спецоценки. Руководитель предприятия должен приостановить на них деятельность и предпринять все меры по снижению опасностей. Либо ликвидировать такие рабочие места.

Важно! Исключения из ст. 214.1 смотрите в распоряжении Правительства РФ от 04.12.2021 №3455-р.

Вводится обязанность работодателей по расследованию и учету микротравм у работников. Кадровикам придётся вести новые документы, а сотрудникам уже не получится просто отпроситься с работы по причине «в обед ногу подвернул».

Есть и хорошая новость для руководителей предприятий — у них появляются права, чего не было в старой редакции раздела Х. Например, можно использовать аудио-видео- и фотофиксацию для контроля за безопасностью работ на конкретных рабочих местах.

Это наиболее значимые изменения в законодательстве по охране труда. Полный текст смотрите в Законе от 02.07.2021 №311-ФЗ.

Совет

Новую редакцию раздела Х «Охрана труда» и другие изменения в ТК РФ с 1 марта 2022 года нужно довести до сведения всех сотрудников под личную подпись в Журнале инструктажей (п. 2.1.6 Порядка 1/29).

Минтруд России принял ряд приказов для реализации на практике новых норм раздела Х «Охрана труда» и других изменений в трудовом законодательстве 2021-2022. Большинство из них также вступают в силу с 1 марта 2022 года. В первую очередь, это:

  1. Новая редакция положения о СУОТ. В основу требований к ее организации положено управление профрисками, а не размер предприятия.
  2. Требования к правилам и инструкциям по охране труда (ИОТ). С 1 марта 2022 года ИОТ разрабатывают на основе результатов спецоценки условий труда и оценки профрисков. Кстати, инструкциями должны быть охвачены все должности в штатном расписании.
  3. Нормы по организации безопасного рабочего места. Возможно, для их выполнения придется корректировать бюджет и планы мероприятий по охране труда.
  4. Примерный перечень мероприятий по предотвращению травматизма при работах на территории другого работодателя. Минтруд конкретизирует требования к безопасности персонала при подрядных работах, командировках. Руководители должны будут составить единый перечень опасностей, план действий при аварии. Это касается как направляющей, так и принимающей сторон.
  5. Рекомендации по учету микроповреждений.

Полный список приказов Минтруда России с обязательными требованиями охраны труда с 1 марта 2022 года скачайте по ссылке в конце статьи.

Совет

Внеплановый инструктаж по новым приказам Минтруда проводите только тем работникам, в чьи трудовые функции входит выполнение их требований. В первую очередь, это кадровики, специалисты по охране труда, руководители структурных подразделений. Всех сотрудников вы ознакомите под подпись с изменениями в локальные нормативные акты (ПВТР, Положение о СУОТ, ИОТ).

Охрана труда в организации

Законодательство по охране труда

Условия труда

Медосмотры

Несчастные случаи

Когда вступит в силу новый Перечень, позади I квартал 2022 года, и вы будете реализовывать те мероприятия, что запланировали по старому Перечню. На них уже заложены средства в бюджете предприятия.

Внимательно изучите, какие мероприятия внесены в Перечень впервые. Возможно, что-то из них годится для вашей организации. В таком случае придется скорректировать намеченный ранее план и бюджет на охрану труда.

Скачать сводную таблицу (MS WORD)

Детальный разбор провела моя помощница Светлана Подберезина.

Охрана труда на предприятии в 2022 году

1 Назначение работодателем, под контролем которого находится территория или объект, и работодателем, осуществляющим производство работ (оказание услуг) на территории или объекте, находящейся под контролем другого работодателя, лиц, отвечающих за безопасную организацию работ.
2 Проведение работодателем, производящим работы (оказывающим услуги), специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков. Составление перечня опасных и вредных производственных факторов, не связанных с характером выполняемых работ, а также опасных и вредных производственных факторов, возникающих в результате производства работ (оказания услуги).
3 Разработка и утверждение организационно-технологической документация, в т. ч.:
  • проекта или плана производства работ;
  • технологических карт;
  • плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ и др.

Утвержденная документация должна содержать конкретные проектные решения по безопасности труда, определяющие технологические средства и методы работ.

Недопустимо заменять проектные решения извлечениями из норм и правил по охране труда.

4 Организация эффективной связи и координации с уровнями управления всех работодателей, производящих работы (оказывающих услуги) на территории и контролирующих её до начала, во время и после окончания работ
5 Взаимное информирование о ходе производства работ и условиях труда на территории, имеющихся и возникающих опасностях
6 Составление графика и/или журнала совместных и совмещаемых работ, организация производства совместных и совмещенных работ
7 Составление и согласование схемы подключения потребителей к энергоносителям на территории (электроэнергия, кислород, газ, вода, пар, сжатый воздух и др.)
8 Проведение специального обучения и инструктирования, учитывающих специфику территории, руководителей, специалистов по охране труда, уполномоченных по охране труда
9 Организация обучения работников, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов на территории (при наличии)
10 Обучение работников безопасным методам и приемам работы, обучение навыкам оказания первой помощи. Проведение профессиональной гигиенической подготовки работников (при необходимости).
11 Организация и оборудование кабинетов, уголков по охране труда. Обеспечение их:
  • инструкциями и руководствами, прилагаемыми к оборудованию;
  • инструкциями по эксплуатации;
  • нормативными правовыми актами по охране труда.
12 Разработка и издание (тиражирование) инструкций по охране труда, учитывающих специфику территории
13 Обеспечение бланковой документацией по охране труда
14 Мониторинг (инспекции, аудит) соблюдения требований охраны труда
1 Обеспечение контроля за безопасным производством работ с помощью приборов, устройств, оборудования и/или комплекса (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ на территории
2 Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений), в т. ч. для производственного оборудования в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты.
3 Определение границ опасных зон по действию опасных факторов на территории.

На границах зон должны быть установлены защитные ограждения и знаки безопасности. На выполнение работ в этих зонах выдача наряда-допуска обязательна.

4 Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности
5 Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений
6 Приведение в соответствие с действующими нормами или устранение вредных производственных факторов на рабочих местах (шум, вибрация, ионизирующие, электромагнитные излучения, ультразвук)
7 Внедрение и совершенствование технических устройств, обеспечивающих защиту работников на территории от поражения электрическим током
8 Проведение испытаний устройств заземления (зануления) и изоляции проводов электросистем на территории на соответствие требований электробезопасности
9 Установка новых и реконструкция имеющихся на территории отопительных и вентиляционных систем, систем кондиционирования, тепловых и воздушных завес с целью обеспечения нормативных требований охраны труда по микроклимату и чистоты воздушной среды на рабочих местах и в служебных помещениях
10 Приведение уровней естественного и искусственного освещения на территории и на рабочих местах, в служебных и бытовых помещениях, местах прохода по территории работников в соответствие с действующими нормами
11 Организация уборки территории и производственных помещений, своевременного удаления и обезвреживания отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.
12 Устройство тротуаров, переходов, галерей на территории в целях обеспечения безопасности работников
1 Обеспечение работников, занятых на работах с вредными и/или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ
2 Обеспечение работников смывающими и/или обезвреживающими средствами
3 Обеспечение работников индивидуальными средствами защиты от поражения электрическим током ‒ диэлектрические перчатки, коврики, инструмент.
1 Проведение обязательных предварительных и периодических медосмотров (обследований). Обеспечение работников личными медицинскими книжками. Проведение психиатрических освидетельствований работников в установленном законодательством порядке.
2 Оснащение помещений территории аптечками для оказания первой помощи
3 Устройство новых и/или реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат психологической разгрузки
4 Реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений (гардеробные, душевые, умывальные, санузлы, помещение для личной гигиены женщин). Определение порядка совместного использования сторонними организациями.
5 Обеспечение работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами

Рассматриваемый Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников принят для оказания практической помощи по разработке и согласованию соответствующих мероприятий двум категориям работодателей:

  1. Выполняющим работы (оказывающим услуги) на территории или объекте, находящейся под контролем другого работодателя, иного лица (зависимый работодатель).
  2. Контролирующим территорию, на которой ведёт деятельность один или несколько зависимых работодателей (контролирующий работодатель).

Изменения по охране труда 2022

Согласно рекомендациям Минтруда, к производству работ и оказанию услуг на территории (в т. ч. арендуемой) контролирующего работодателя относится любая производственная деятельность, включая:

  • отдельные виды строительных, ремонтных, монтажных, пусконаладочных работ (текущие ремонты зданий и сооружений, а также технических устройств и оборудования, их эксплуатация и обслуживание, испытание машин и оборудования);
  • охрану территории и объектов;
  • образовательные услуги;
  • медицинские услуги,
  • организацию питания;
  • организацию досуга, корпоративных праздников и мероприятий;
  • аутстаффинг;
  • транспортные услуги.

Целью реализации мероприятий Перечня ‒ повышение осведомленности работников контролирующего и зависимого работодателей о:

  • опасностях и рисках на рабочем месте и/или на территории, в т. ч. связанных с присутствием работников иных работодателей и характером выполняемых ими работ;
  • процедурах и мероприятиях, необходимых для избежания опасностей и снижения уровней профессиональных рисков;
  • процедурах информирования работниками контролирующего и/или зависимого работодателя об опасностях или ситуациях, связанных с безопасностью работников при выполнении работ и/или нахождении на территории;
  • порядке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Контролирующий работодатель утверждает процедуру обмена информацией с зависимым работодателем по вопросам опасностей в зоне присутствия зависимого работодателя и мер снижения уровня профессионального риска.

Контролирующий и зависимый работодатели утверждают процедуры, обеспечивающие взаимную передачу необходимой информации о проводимых ими работах, затрагивающих работников в зоне совместного присутствия.

Зависимый работодатель должен информировать контролирующего работодателя о несчастных случаях, профзаболеваниях, микроповреждениях (микротравмах), полученных в зоне совместного выполнения работ, а также по вопросам обеспечения безопасности от своих работников.

  • Новые ПОТ: что было, что стало и кому это надо?
  • Производственный контроль за условиями труда: новые единые требования — основа управления профрисками в СУОТ
  • Поправки в раздел X Трудового кодекса РФ приняты: что учесть специалисту по охране труда?
  • Оценка профессиональных рисков: этапы, методы

Опираясь на нормы статьи 217 Трудового кодекса, работодатель обязан выделить службу охраны труда или назначить ответственное за охрану труда лицо. Все они должны иметь соответствующую подготовку, а также опыт работы в этой сфере. Такая обязанность существует у тех организаций, численность работников в которой превышает 50 человек.

Если в штате фирмы менее 50 сотрудников, то такая служба или должность должны создаваться с учетом специфики деятельности организации. Поэтому обязанности специалиста по ОТ может исполнять руководитель или стороннее лицо, привлекаемое работодателем в рамках договора. Это должен быть специалист аккредитованной организации, имеющей право оказывать услуги в области охраны труда.

Формирование группы или назначение специалиста происходит на основании приказа по организации. Эти же люди обязаны разработать план мероприятий по улучшению условий и охране труда, включив туда мероприятия, перечисленные в приказе Министерства здравоохранения и социального развития от 01.03.2012 № 181н. При этом учитывается специфика трудовой деятельности и техническая возможность фирмы все эти мероприятия реализовать.

План составляется на календарный год и утверждается руководителем организации. Это может быть отдельный документ или приложение к коллективному договору.

Как нужно заботиться о здоровье работников: перечень мер с 2022 года

План составляется на определенный период, как правило, это календарный год, например 2019. При его формировании учитываются не только мероприятия, которые должны быть проведены, но и уровень финансирования, достаточный для их выполнения в течение текущего года. Заверяется документ приказом по организации.

В ходе составления плана по охране труда проводится анализ случаев на производстве, опираясь на статистику предыдущих периодов, а также берутся во внимание проведенные исследования условий труда в организации, финансовые возможности реализации мероприятий.

При разработке плана следует придерживаться структуры, установленной в ст. 226 ТК и руководствоваться системой планирования, принятой в организации.

Составление плана мероприятий начинается с составления списка мероприятий и первоочередных мер по охране труда. На основании этих данных происходит планирование соответствующих затрат с использованием статистических методов расчета сумм расходов. Например, применить коэффициент дефлятор.

Обязательно за выполнение каждого пункта плана должно быть назначено конкретное ответственное лицо. При закреплении ответственности и обязанностей по ОТ в нормативных документах следует учитывать эти данные. При установлении сроков выполнения необходимо учитывать следующее:

  • самые дорогостоящие мероприятия лучше включать в I и II кварталы, поскольку до 1 августа происходит возмещение расходов за счет вносов в ФСС;
  • в III и IV квартале произвести мероприятия за счет организации.

Законодательство определяет для работодателя минимальный порог средств, которые он обязан расходовать на охрану труда. Это не менее 0,2 % от эксплуатационных расходов (затрат для производственных предприятий или оказания услуг для организации). Организация обязана представлять отчет о затратах в орган статистики и отражать их в бухгалтерском учете. При плановой проверке инспектор ГИТ все эти данные подвергает сверке.

Как составить смету расходов по охране труда?

Здесь руководствуемся п. 3.3 Порядка 1/29. Внеочередная проверка знаний проводится только по новым или изменившимся государственным нормативным требованиям охраны труда. В 1 квартале 2022 года это, в первую очередь:

  • Закон 311-ФЗ от 02.07.2021 о внесении поправок в Трудовой кодекс, в т.ч., в раздел Х «Охрана труда»;
  • Примерное положение о СУОТ, утв. приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н;
  • приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 771н с примерным перечнем ежегодных мероприятий по ОТ;
  • приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 656н о предотвращении травматизма на территории другого работодателя;
  • приказ Минтруда России от 13.05.2021 № 313н с перечнем профессий и должностей, где ограничивается применение труда женщин;
  • приказ Минтруда России от 14.09.2021 № 629н о предельных нагрузках для женщин при ручном перемещении и подъеме тяжестей;
  • приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 774н об общих требованиях к организации безопасного рабочего места;
  • приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н о требованиях к правилам и инструкциям по охране труда.

С 1 марта 2022 года вступают в силу также рекомендации по выбору методов оценки профессиональных рисков, учету микротравм и пр. Но не все приказы Минтруда России относятся к государственным нормативным требованиям охраны труда. Вы сами решаете, какие из ведомственных рекомендаций включать в экзаменационные вопросы.

Государственные нормативные требования охраны труда должен знать каждый сотрудник. Это следует из ст. 212 (в ред с 01.03.2022 — 214) ТК РФ.

Смотрим п. 2.1-2.3 Порядка 1/29. Внеочередную проверку знаний будут проходить все работники, но в разных формах:

  1. Рабочие (п. 2.2), руководители и специалисты, указанные в п. 2.3 Порядка, сдают экзамен в специальных комиссиях, в т.ч., созданных работодателем.
  2. Для прочих сотрудников проводят внеплановый инструктаж по охране труда (п. 2.1). Завершают его устной проверкой знаний.

Работодатель имеет право организовать проверку знаний работников в собственной комиссии по проверке знаний (п. 2.2.3, 2.3.2, 3.1 Порядка), за исключением руководителей и специалистов, которые обязаны проходить обучение и проверку знаний по охране труда в лицензированных образовательных организациях.

В целом изменения в трудовом законодательства вносится очень много, где-то они носят только технический характер, где-то происходят глобальные корректировки.

Важно рассмотреть новый Трудовой кодекс РФ, потому как эти изменения влекут за собой разработку подзаконных актов.

Таблица изменений в трудовом законодательстве по охране труда
Изменения в Трудовом кодексе с 01 марта 2022 года Статья ТК РФ
Новый формат самопроверок — самостоятельное обследование по чек-листам: работодатель самостоятельно оценивает уровень соблюдения требований трудового законодательства с возможностью принять декларацию соответствия по результатам самопроверки 22 и 51
Необходимость предусматривать и вовремя принимать меры, обеспечивающие готовность к локализации, минимизации и ликвидации возможных последствий профрисков 209.1
Обязанность оценивать профессиональные риски перед вводом в эксплуатацию новых производственных объектов и рабочих мест 214.1
Необходимость регулярно улучшать условия труда на предприятии, всегда быть готовым к локализации и минимизации возможных последствий профрисков 214.1
Обязанность отдельно обучать персонал правилам применения СИЗ и не допускать к работе сотрудников, которые не прошли обучение 214.1
Право вести документооборот по охране труда в электронном виде 214.2
Право использовать видеокамеры и другие приборы для дистанционной видео- и аудиофиксации в целях контроля за безопасностью производства 214.2
Запрет на работу в опасных условиях с приостановкой деятельности до проведения СОУТ или оценки рисков, результаты которой подтвердят снижение класса опасности 216.1
Требование объявлять простой с сохранением средней зарплаты всем сотрудникам, которых работодатель не может обеспечить СИЗ в соответствии с актуальными нормами 216.1
Необходимость проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах 218
Внедрение единых типовых норм выдачи СИЗ и смывающих средств, учитывающих наличие вредных производственных факторов на рабочих местах, вместо отраслевых норм 221
Обязанность вести учет микротравм, полученных персоналом на рабочих местах, и рассматривать обстоятельства их получения 226

Но на этом предлагаю не останавливаться, а разобрать каждую отдельную статью детально, чтобы понять, что было и что стало, и, самое главное, что нам теперь с этими новшествами делать.

Примерный перечень ежегодно реализуемых мероприятий: разбираемся с новшествами

В статье 76 ТК РФ “Отстранение от работы”, которая также не относится к разделу 10 Трудового кодекса, добавлена обязанность руководителю организации отстранить персонал от выполнения должностных обязанностей, либо не допускать работника вовсе, если тот не применяет СИЗ, которые ему были выданы.

Например, средства индивидуальной защиты работнику выданы, а он отказывается их использовать, потому что не нравится или неудобно. В ТК РФ такой обязанности по отстранению от работы у работодателя раньше не было, но во многих инструкциях по охране труда, в том числе типовых, утративших силу в 2021 году, данный факт имел место быть.

И теперь при расследовании несчастных случаев у инспектора ГИТ, может появиться вопрос: «По какой причине работник, не применявший СИЗ, но получивший их по карточке, не был отстранен от работ?».

Следующая статья 185 ТК РФ “Гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр”. Тоже есть небольшое изменение, касается оно вот чего – теперь на время прохождения медосмотра и обязательного психосвидетельствования за персоналом сохраняется должность и средний заработок.

В действующей редакции ТК РФ указано только то, что за работником сохраняется средний заработок.

Добавили к медосмотрам прохождение психиатрического освидетельствования, которого ранее в этой статье не было и очень часто между работником и работодателем возникали споры о том, в какое время сотрудник должен проходить ОПО.

Изменения коснулись основных понятий, используемых в охране труда.

Самое существенное изменение – появляется понятие «Опасность», которое теперь изложено в следующем формате.

Опасность – это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Статья 209 Трудового кодекса РФ с 01.03.22г.

Уточняются определенные понятия такие, как вредный производственный и опасный производственный фактор. Ранее они были более краткими, теперь же им дано более развернутое определение.

Разъяснены более подробные и раздельные толкования понятиям «Средство индивидуальной защиты» и «Средства коллективной защиты», в нынешней редакции Трудового кодекса это единое определение.

Расширено толкование понятия «Управление профессиональными рисками», добавлено то, что частью управления профрисками также является недопущение повышения уровня, мониторинг и пересмотр выявленных профрисков.

В формулировке профессиональный риск убрали следующую фразу.

“Порядок оценки уровня профриска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”

Статья 209 Трудового кодекса РФ с 01.03.22г.

Именно она вызывала множество споров о необходимости проводить оценку профрисков, так как типового НПА и методики нет.

Стоит заметить, что весь Х раздел ТК РФ пронизан необходимостью организовывать и управлять рисками в организациях, поэтому вопросов: “А нам это нужно?”, уже возникать не будет.

В целом все поправки основных понятий – это то, что неоднократно обсуждалось, выполнялось и использовалось на практике, и только с 01 марта 2022 года это будет закреплено на законодательном уровне.

В предыдущей редакции этой статьи не было. В новой статье 209.1 работодателям вменяются такие основные принципы по безопасности труда, как предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья сотрудников.

К таким принципам относятся:

  1. Предупреждение и профилактика опасностей, которая подразумевает под собой, улучшение условий труда на рабочих местах, ликвидацию и снижение уровня проф.рисков, не допуская их повышения. То есть регулярные капитальные ремонты, обследования, техническое обслуживание, обеспечение СИз и многое другое.
  2. Минимизация повреждения здоровья, необходимая для осуществления предупредительных мер и постоянной готовности к минимизации и ликвидации возможных последствий профрисков.

То есть сейчас акцентировать внимание работодателям нужно на заблаговременном предупреждении опасностей в организации и минимизации повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту, после того как произойдет несчастный случай, возникнет профзаболевание у одного или нескольких человек, либо случится авария на производстве.

Данная статья закрепляет приоритет управления профессиональными рисками на законодательном уровне.

Статья 210 Трудового кодекса РФ раскрывает основные направления государственной политики в области охраны труда и добавляет в перечень некоторые из них:

  1. Предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний.
  2. Формирование основ для оценки управления профессиональными рисками. Обратите внимание, что оценка рисков и управление оценкой рисков вводятся уже как основное направление государственной политики в области охраны труда, что является очень ключевым изменением.
  3. Разработка мероприятий по улучшению условий труда и создание условий для формирования здорового образа трудовых отношений.
  4. Обеспечение социальной защиты персонала путем обязательного страхования от НС и профзаболеваний.

Радует то, что государство взяло на себя обязанность по формированию основ для оценки и управления профессиональными рисками (статья 210).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...